Почему человеческому обществу нужен порядок. Принципы общественного порядка


Человек - существо социальное. Каждый рождается индивидом. Личность формируется только в процессе социализации, то есть адаптации к нормам и требованиям общества. Умение быть успешным и осуществить свою карьеру, реализовать свой личностный потенциал означает умение договариваться с другими людьми, учитывать их интересы. Принимать порядок вещей, который установлен в социуме и удобен для каждого из его членов.

Почему человеческому обществу нужен порядок?

Вопрос простой, но требует пояснения. Существует Создает ли закон порядок? Нет. Это только средство предотвращения беспорядка и наказания за нарушение норм. Тогда кто создает порядок в обществе?

Само организованное общество. Это система учета интересов представителей социума, и форма организации этого учета. Действительно, давайте вдумаемся в это понятие. Почему человеческому обществу нужен порядок? Может быть, можно обойтись без устанавливающих норм поведения и жизни?

В естественной среде порядок предустановлен логикой самой природы. Если нарушить порядок и естественный баланс - природа платит формой своего существования: начиная от вымирания видов и заканчивая природными катаклизмами.

Принципы общественного порядка

В социуме также существует природная гармония. Сама организация человеческих индивидов в основе имеет принцип "человек разумный". Мышление - вот он, организующий принцип людей. Sapiens Homo - Порядок для него значит соблюдение принципов человеческого общежития:

  • осуществлять социально полезную деятельность;
  • следовать принципу моральности (нравственности) и легальности (соответствие закону);
  • не нарушать нормы других членов общества, быть терпимым к иному мнению (толерантность).

Это некоторые из основных правил поведения в обществе, на которых основаны порядок и безопасность общества.

Последствия дисбаланса

  • Правовой порядок. Если человек нарушает принцип легальности, он подлежит предусмотренным нормами права наказаниям. В виде штрафных санкций либо пеницитарных мер. В зависимости от степени правонарушения и опасности деяния для других членов общества. Это все относительно понятно.

  • Нравственный порядок. Если человек нарушает требования морали, то почему? Человеческому обществу нужен порядок, и институт религии говорит о высокой плате за грехи смертного человека. Каждому воздастся за дела их.
  • Социальный порядок. Общество реагирует на нарушение нравственных порядков системой отчуждения от социума. или нарушение принципа социальной пользы, чревато последствиями, прежде всего для самого нарушителя. По сущности, это форма социального садомазохизма. Когда человек через отрицание значимых для общества норм приходит к процессу самоуничтожения.

  • Принцип толерантности. Если человек исповедует какие-либо важные лично для него ценности, идеологию, расовые убеждения, и при этом не нарушает границ дозволенного и не затрагивает интересов других индивидуумов, здесь работает принцип толерантности. Быть терпимым к иным формам жизнедеятельности - уровень цивилизованных отношений. Нарушение этого порядка приводит к агрессивным формам поведения и влечет санкции и негативные последствия для субъекта нарушения.

Хаос как нарушение порядка

Нарушение норм общества, равно как аналогичные нарушения правил в природе, приводит к дисбалансу интересов представителей этого общества. А следовательно, как и в естественной среде, к фактам исчезновения форм жизни и катаклизмам, только уже социального масштаба. Вот почему человеческому обществу нужен порядок. Антипод порядка в обществе - хаос, который не соответствует рациональной человеческой природе и служит стихией бессознательных форм поведения.

Вопрос 1. Что такое закон? Что такое опричнина, какие несчастья она принесла России?

Закон – свод обязательных норм и правил, регулирующих общественные отношения. Закон в юриспруденции - в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке, регулирует определённые общественные отношения и обеспечивается возможностью применения мер государственного принуждения. Кроме того, в широком смысле под законом понимается любой нормативно-правовой акт, действующий в рамках конкретной правовой системы.

Опричнина – часть государственной политики в Русском государстве с 1565 по 1572 годы, состоявшей в реализации чрезвычайных мер, конфискации феодального имущества и земель в пользу государства, снижении боярско-княжеской власти и укрепления централизации государства.

Главная цель опричнины - уничтожить остатки феодальной раздробленности, подорвать основы боярско-княжеской независимости - не была достигнута. В результате этого: На западе войска Речи Посполитой успешно оттеснили русских. Ливонская война была окончена с незначительными достижениями русских; Шведские войска захватили Нарву, Копорье и др. уезды и отказывались их возвращать; В 1571 г. из-за низкой боеспособности опричного войска крымские татары сожгли Москву; Произошло дальнейшее закрепощение крестьянства, причём в самых жёстких формах (барщина).

Вопрос 2. Зачем, по твоему мнению, нужно изучать законы?

Законы разрешают, допускают или запрещают человеку совершать какие-либо действия. Законы нужны для соблюдения порядка.

Вопрос 3. Чем грозило государству отсутствие законной власти?

В государстве был бы хаос и беззаконие. Люди бы не придерживались никаких законов и действовали лишь в своих интересах, без боязни будущих последствий. Соседние государства, скорее всего, пошли бы войной на наше государство и разорили его.

Вопрос 4. Почему можно говорить о том, что законы помогают установить справедливость в обществе?

Если бы не было законов общество бы разделилось, наступил бы хаос, человек мог бы убивать и грабить без последствий, не опасаясь, что его накажут.

Вопрос 5. Почему Сократ отказался бежать из тюрьмы? Почему афиняне поставили памятник Сократу? Они хотели воздать должное его философским заслугам или его верности закону? Как ты думаешь?

Сократ отказался бежать из тюрьмы, потому что он был блюстителем законов, уважал законы. Афиняне поставили памятник Сократу, потому что они, раскаявшись в содеянном, решили оставить память потомкам и запомнили его как великого философа и человека верного законам.

Вопрос 6. Почему человеческому обществу нужен порядок? Как его установить?

Если не будет порядка, то не будет общества. Общество подразумевает порядок, организованность. Порядок ведет к гармоническому развитию общества, порядок по умному – это стремление к различной деятельности, развитие этой деятельности до полного совершенства, а безумный порядок – это тирания, диктатура.

Установить порядок можно издавая законы, создавая специальные органы правопорядка и используя специальные меры к нарушителям порядка.

Вопрос 7. В чём состоит смысл понятия «справедливость»? Почему люди к ней стремятся?

Справедливость - понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоёв, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём. Справедливость – общая нравственная санкция совместной жизни людей, рассмотренной по преимуществу под углом зрения сталкивающихся желаний, интересов, обязанностей; она касается человеческих взаимоотношений во всех их общественно значимых разновидностях (от межличностной сферы до международных отношений).

Вопрос 8. Каков наиболее надёжный способ установить справедливость в обществе?

Справедливое общество – то, в котором каждый человек в полной мере реализует данные ему от природы способности.

Вопрос 9. Как философы и юристы объясняют смысл понятия «свобода»?

Свобода - такое состояние субъекта, в котором он является определяющей причиной своих действий, т.е. они не обусловлены непосредственно иными факторами, в т. ч. природными, социальными, межличностными и индивидуально-родовыми. В философии: Свобода - возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества. В праве свобода - это закреплённая в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.).

Вопрос 10. Как ты думаешь, почему свобода не может быть безграничной?

Потому, что свобода одного человека кончается там, где начинается свобода другого человека. Другими словами человек может все только до тех пор, пока его свобода не начинает затрагивать свободу и интересы других людей. И поэтому свобода человека не может быть безграничной.

Вопрос 11. После урока ребята говорили о судьбе Сократа. Сергей заявил, что Сократ всё-таки должен был послушаться совета своих друзей и бежать из тюрьмы. Ведь он был осуждён несправедливо. И это вскоре выяснилось. Какой ответ ты дал бы Сергею? Учти при этом мнение самого Сократа.

Сократу можно было обжаловать приговор, или добиться пересмотра дела. Тогда вскоре бы все встало на свои места, и он остался жив. Но Сократ, по всей видимости, был принципиальным человеком.

Вопрос 12. Ребята как-то заспорили. Лена сказала, что закон нельзя нарушать потому, что это нарушает справедливость. Борис ответил ей: «Нет, нарушение закона недопустимо, так как вредит порядку в обществе». Как ты считаешь, кто прав?

Прав Борис. Так как за нарушение закона следует наказание, а справедливость необходимо доказывать. Если кто-то нарушил закон и ему это сошло с рук, то кого-то это привело к наказанию.

Вопрос 13. Английский учёный и философ Френсис Бэкон (1561 - 1626) писал: «Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, но она не даёт им наносить вред». А как ты думаешь, каким способом общество может защитить справедливость от человеческих пороков?

Справедливость от человеческих пороков общество может защитить только законами, воспитанием, повышением уровня жизни народа и устранением коренных причин, порождающих пороки.

Вопрос 14. В классе разгорелся спор. Виктор говорит: «Справедливость требует ограничения свободы». Наташа возражает: «Нет, ограничение свободы - это несправедливо». Кто, на твой взгляд, прав в этом споре? Объясни почему.

Человек должен иметь ограничения и в желаниях и порой в свободе. Если человек виновен в чем-либо, он должен пронести за это наказание, в виде лишения свободы. А так ограничение свободы (если человек бескорыстен) – несправедливо.

Вопрос 15. Бывают ли расхождения между тем, что записано в законе, и тем, что происходит в реальной жизни? Встречался ли ты с сознательными нарушениями закона? Приведи примеры. Каковы могут быть последствия нарушений?

Да, расхождения бывают. Пример: Сфера дорожного строительства и ремонта находится под пристальным вниманием прокуроров. В дорожном строительстве во многих регионах выявлены случаи нарушения контрактной системы. На характер допущенных заказчиками и подрядчиками нарушений не влияет категория дороги – федеральная это трасса или межпоселковая дорога; во всех случаях они примерно одинаковы. Категория дороги влияет лишь на размер ущерба, причиненного отступлением от установленных требований. Ведь по этому признаку различаются объемы финансовых средств, выделяемых из бюджетной системы. Самое распространенное и серьезное правонарушение в сфере строительства и ремонта дорог – завышение цен. Другой частый вид нарушений связан с необоснованным выбором способа закупки у единственного поставщика. Субъекты, несут ответственность в виде штрафа.

Вопрос 16. Используя ресурсы Интернета, подбери высказывания великих людей о справедливости, свободе и общественном порядке. Составь свою электронную мини-энциклопедию мудрых мыслей.

Вы можете стать свободными лишь тогда, когда даже само желание искать свободу станет для вас уздой и вы перестанете говорить о свободе как об искомом и достигнутом.

Джубран X.

Свободные народы должны неутомимо и с ревностною бдительностью охранять свою свободу.

Франклин Б.

Мы истинно свободны, когда мы сохранили способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные и в некотором роде предписанные нам мнения.

Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего.

Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости.

Если бы человечество стремилось к справедливости, оно бы давно ее добилось.

Нередко приходится слышать, что законы должны знать специалисты, а обыкновенному человеку это не нужно. Законы часто меняются, за всем не уследишь. Зачем, по твоему мнению, нужно изучать законы?

Закон устанавливает порядок в обществе

Почему важно соблюдать законы? На этот вопрос можно найти много разных ответов. Мы дадим только три. Но, на наш взгляд, очень важных. Начнём с уроков истории, которые полезно учесть в разговоре о законах.

Вся наша жизнь основывается на определённом порядке. Люди работают, учатся, совершают покупки, ходят в театры и кино, путешествуют, придерживаясь установленных правил. Эти правила позволяют поддерживать порядок. Случаются нарушения порядка, но это почти всегда приводит к плачевным результатам. Ведь правила установлены, чтобы людям жилось удобно и спокойно.

Порядок - это абсолютная надёжность, как утверждал древнегреческий мыслитель Пифагор (VI в. до н.э.). В. И. Даль считал, что порядок - это правильное устройство.

Средства, с помощью которых люди устанавливали порядок, - обычаи и традиции - начали складываться уже в первобытном обществе. Как вести домашнее хозяйство, действовать на охоте, делить добычу, обмениваться продуктами, судить и наказывать - вся жизнь общины была подчинена строгим правилам. А иначе человек не мог выжить.

С возникновением государства появились юридические законы - правила, которые, как ты знаешь, устанавливает (и охраняет!) государство. Эти правила обязаны соблюдать все.

Правильное устройство жизни общества - залог надёжности. Людям удобно и спокойно, когда в доме исправно работает отопление, есть электричество и газ, когда в магазинах есть продукты, хорошо работают больницы, школы, транспорт, когда граждане не только знают, но и соблюдают законы, чиновники честно исполняют свои обязанности, а полиция умеет поддерживать общественный порядок.

Обсуждение закона в Государственной Думе

Хочешь узнать, с чего начинается порядок, - открой главный закон государства - Конституцию. Там чётко сказано о том, как устроена государственная власть, какие у человека есть права и обязанности и о многом другом.

Помимо главного закона - Конституции, существуют ещё и другие: об образовании, об охране окружающей природной среды, о средствах массовой информации, о воинской обязанности и военной службе, Семейный кодекс, Трудовой кодекс и т. д. Даже по названиям можно догадаться, о чём в них идёт речь. Каждый из этих законов помогает налаживать порядок в какой-то определённой области жизни общества.

К сожалению, есть люди, которые нарушают законы. Это не только вредное, но и очень опасное явление. Нарушители законов подрывают установленный порядок, мешают нормальной жизни граждан. А порой создают серьёзную угрозу всему обществу. Чтобы обеспечить порядок, государство должно заботиться не только о принятии новых законов. Оно обязано добиваться соблюдения действующих законов, а нарушителей наказывать.

В России принят Уголовный кодекс. Он указывает, какие проступки опасны для общества, какие из них являются преступлением, а также устанавливает наказание за их совершение. Закон не только устанавливает порядок, но и защищает его.

Закон стремится установить справедливость

А теперь подумай, что такое справедливость. Может ли она стать основой жизни общества?

Справедливость заключается в том, полагают философы, чтобы каждый получал то, на что имеет право. Они говорят, что справедливость помогает устанавливать добрые отношения между людьми.

Справедливость очень нужна людям. Когда наказывают невиновного - обидно. Несправедливо, если сильный обижает слабого, бьёт, унижает, обворовывает. Несправедливо, когда у одних есть права, а у других - только обязанности. Наверное, каждый человек убеждён, что добрые и честные дела должны быть признаны, вознаграждены, а злые - осуждены, наказаны.

Считается, что у каждого должны быть и права, и обязанности, что справедливость должна распространяться на всех без исключения людей независимо от возраста, образования, национальности, материального положения. Даже наказание провинившегося должно быть справедливым.

Законы, которые принимаются в нашей стране, призваны утверждать и защищать справедливость. Этого требует Конституция. Одновременно она является образцом справедливости. Можешь в этом убедиться. Вот некоторые статьи Конституции России:

Закон устанавливает границы свободы поведения

Порядок и закон действуют ради свободы человека. Слово «свобода» употребляют в самых разных значениях: свободный человек, свобода слова, свобода передвижения, свободное место, свободная территория и т. д. Если вдуматься, во всех этих выражениях можно найти некий общий смысл: речь всегда идёт о каком-то просторе, отсутствии стеснённости, наличии возможности. Философы считают, что свобода означает отсутствие стеснения, возможность действовать по своему желанию, по своей воле. Вообще свобода - это нормальное, естественное состояние человека. В. И. Даль определял свободу словом воля, имея в виду «простор в поступках, отсутствие неволи, насилия, принуждения».

В юридической науке (науке о законах, о правах людей) свободу определяют просто и точно: она состоит в возможности делать всё, что не нарушает закон, не причиняет вреда другому.

Вспомним одну историю, которую любят рассказывать юристы. Жили-были два соседа. Однажды они поссорились, и один ударил другого. Пострадавший пожаловался судье. Судья вызвал обидчика и спросил, какое он имел право бить человека. В ответ обидчик заявил: «Я свободный человек и могу свободно распоряжаться своими кулаками». Тогда судья сказал обидчику: «Свобода Вашего кулака кончается там, где начинается нос Вашего соседа!» И наказал хулигана.

В чём смысл этой истории? Оказывается, свобода, как и права человека, имеет границы, она не может быть беспредельной. Ибо в этом случае она становится беспределом, произволом и причиняет вред правам и свободам других людей. В мудром нашем языке есть слова вольница и вольничать. Согласно В. И. Далю, вольница - это гулливая толпа, скопище шаловливой молодёжи; своевольная, буйная шайка, вольница также - разбойники. Сильно сказано!

Какой же отсюда можно сделать вывод? А вывод строгий: свобода - не вольница! Свобода - это порядок. Быть свободным - не значит вольничать. Это значит поступать по правилам, по законам.

Подумай сам: людей много, у каждого свои интересы, желания - своя свобода. И если люди не станут соблюдать определённые правила поведения, они будут постоянно сталкиваться друг с другом, как сталкиваются в небе самолёты, нарушающие правила полёта. А ведь это страшная катастрофа.

    У людей есть только один способ избежать человеческой катастрофы - соблюдать законы. Только справедливые законы могут установить границы возможного поведения. Эти границы позволяют людям сохранять и порядок, и справедливость, и свободу.

Вполне логично, что в Конституции России, наряду с перечислением прав и свобод человека, содержатся строгие ограничения. Например, часть 5 статьи 13 - яркий пример установленной законом юридической границы. В статье записано, что государство запрещает создание таких общественных объединений, которые стремятся изменить наш конституционный строй, подрывают безопасность государства, создают вооружённые формирования, разжигают социальную, расовую и религиозную рознь.

Каждому понятно, почему государство вводит такой строгий закон: речь идёт о самом важном - о безопасности государства и всего народа. Поэтому запрет справедлив.

Проверим себя

  1. Почему человеческому обществу нужен порядок? Как его установить?
  2. В чём состоит смысл понятия «справедливость»? Почему люди к ней стремятся?
  3. Каков наиболее надёжный способ установить справедливость в обществе?
  4. Как философы и юристы объясняют смысл понятия «свобода»?
  5. Как ты думаешь, почему свобода не может быть безграничной?

В классе и дома

  1. После урока ребята говорили о судьбе Сократа. Сергей заявил, что Сократ всё-таки должен был послушаться совета своих друзей и бежать из тюрьмы. Ведь он был осуждён несправедливо. И это вскоре выяснилось. Какой ответ ты дал бы Сергею? Учти при этом мнение самого Сократа.
  2. Ребята как-то заспорили. Лена сказала, что закон нельзя нарушать потому, что это нарушает справедливость. Борис ответил ей: «Нет, нарушение закона недопустимо, так как вредит порядку в обществе». Как ты считаешь, кто прав?
  3. Английский учёный и философ Фрэнсис Бэкон (1561 - 1626) писал: «Хотя справедливость и не может уничтожить пороков, но она не даёт им наносить вред». А как ты думаешь, каким способом общество может защитить справедливость от человеческих пороков?
  4. В классе разгорелся спор. Виктор говорит: «Справедливость требует ограничения свободы». Наташа возражает: «Нет, ограничение свободы - это несправедливо». Кто, на твой взгляд, прав в этом споре? Объясни почему.
  5. Бывают ли расхождения между тем, что записано в законе, и тем, что происходит в реальной жизни? Встречался ли ты с сознательными нарушениями закона? Приведи примеры. Каковы могут быть последствия нарушений?
  6. Используя ресурсы Интернета, подбери высказывания великих людей о справедливости, свободе и общественном порядке. Составь свою электронную мини-энциклопедию мудрых мыслей.

Учимся читать и уважать закон

Уважать закон - это значит сознательно соблюдать его. Чтобы научиться соблюдать закон, его прежде всего нужно прочитать и обдумать. Начинать нужно, конечно, с основного закона - Конституции.

Поскольку на уроке мы говорили о том, что закон ставит границы возможного поведения и тем самым устанавливает порядок, прочитаем статью 29. В части 1 этой статьи сказано: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова». Свобода мысли и свобода слова - естественные прирождённые права человека. Право свободно мыслить - основа нашей внутренней духовной жизни, возможность думать, определять своё отношение к окружающему миру. А свобода слова даёт нам возможность открыто выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения.

Однако есть свобода, а есть вольница, и закон это учитывает. К сожалению, бывают у людей неправильные, дурные, как говорят, «чёрные» мысли. Но мысль запретить нельзя. Запрещено произносить слова, которые оскорбляют и унижают других людей, разжигают вражду. Поэтому дальше, в части 2 статьи 29, читаем: «Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Как видишь, закон ставит границу вольнице! Перейти границу - значит нарушить закон.

Следует помнить, что любое нарушение закона мешает нормальной жизни людей. Оно может стать причиной многих неприятностей для окружающих и для самого нарушителя.

  1. Всегда нужно учитывать, что любое нарушение закона наносит удар по справедливости. Люди этого очень не любят. Это обязательно испортит твои нормальные, добрые отношения с окружающими.
  2. Запомни на всю жизнь, что свободен не только ты один, но и другие люди. Значит, чужую свободу нужно уважать не меньше своей. Есть простой и надёжный способ защитить свободу - никому не причинять вреда.
Выбор редакции
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...

В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....

Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...

АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...
Поездка не принесет вам радости, но друзья утешат вас.Представьте, что ива стала очень маленькой, ниже ваших колен. Толкование снов из...
И португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее...
Только поджелудочная железа вырабатывает инсулин и производит панкреатический сок. Эти две главные функции данного органа сложно...