Нормативно - правовые акты: понятие, виды и роль в механизме правового регулирования. Все прочие нормативные акты, кроме законов, называются подзаконными. Это означает, что по своей юридической силе они стоят ниже законов, не должны им противоречить. Их ю


К функциям права – то есть основным направлениям воздействия права на общественные отношения относятся:

1.Регулятивная (функция организации) – она заключается в государственно-правовом регулировании общественных отношений и осуществляется путем закрепления в нормативных актах прав, свобод, обязанностей, правового положения личности, а также путем установления правового механизма, призванного обеспечить эффективную реализацию правовых предписаний;

2.Охранительная – заключается вохране общественных отношений от противоправных посягательств, осуществляется путем установления запретов на совершение противоправных действий, а также путем применения санкций к правонарушителям.

Понятие формы (источника) права.

Источник права – это способ выражения и воплощения юридических норм, выражающих государственную волю господствующего класса или всего общества.

В зависимости от того, как придается нормативный, общеобязательный характер тем или иным правовым предписаниям, различают 4 вида источников права.

Виды источников права :

1. Правовой обычай (обычное право ) – это исторически сложившееся правило поведения путем его многократного повторения, взятое под охрану государством. Обычаи складываются в процессе жизнедеятельности общества. Если они получают признание государством и обеспечиваются его принудительной силой, то становятся правовыми обычаями. Правовые обычаи выступают исторически первыми источниками права, они возникают при неразвитых экономических отношениях, когда зародившееся государство, в силу своей примитивной организации, еще не в состоянии наладить правотворческую деятельность своих органов. В их основе лежат чаще всего варварские, нецивилизованные правила поведения. Поэтому в современном демократическом государстве они не являются основными (типичными) источниками. (Наиболее яркими памятниками правовых обычаев являются такие памятники рабовладельческого права, как законы ХП таблиц /Древний Рим. У в. до н.э./, законы Драконта /Афины, УП а. До н.э./.).

2. Нормативно-правовой акт это властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Он является основным источником права в нашей стране и в европейских государствах. Его отличительные черты: определенное содержание общих правил поведения, писаная, строго документальная форма и особый порядок издания. Нормативный акт придает нормам официальный статус, юридическую силу. К числу нормативных актов в России относятся:

Законы – это нормативно-правовые акты, принимаемые высшим представительским органом власти либо на референдуме, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношении. В соответствии с принципом верховенства законов, законы подразделяются на федеральные и региональные.

Федеральные законы действуют на территории РФ. Высшей силой из федеральных законов обладают федеральные конституционные законы, которые определяют начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, обладают большей юридической силой, чем другие законы, принимаются в особом порядке, определенном ст. 108 Конституции РФ. Президент РФ не имеет права их отклонять, он обязан их подписать и обнародовать.

Федеральные законыпринимаются и действуют в строгом соответствии с федеральными конституционными законами и регламентируют определенные, ограниченные сферы общественной жизни. Датой принятия такого закона считается день принятия его Государственной Думой в окончательной редакции. Они подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ. Вступают в силу одновременно на всей территории страны по истечении 10 дней после дня их опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления в силу.

Региональные законы (Законы субъектов РФ) принимаютсявысшими представительскими органами власти субъектов РФ по вопросам, относящимся к их компетенции. Они не должны противоречить федеральному законодательству.

Подзаконные нормативно-правовые акты – принимаются на основании и во исполнение законов, представляют собой иерархию актов, начиная с высших органов власти и кончая актами местных органов власти и управления.

Особое место в системе подзаконных актов занимают:

УказыПрезидентаРФ принимаются по вопросам нормативного характера, не должны противоречить федеральной Конституции, федеральным конституционным и федеральным законам. Вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования;

Постановления и распоряжения Правительства РФ– издаются на основании федеральных законов, указов Президента РФ. Данные подзаконные акты регулируют отношения в сфере управления. Вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.

Нормативные акты министерств и ведомств– издаются в виде приказов, инструкций, указаний. Ведомственные нормативные акты в обязательном порядке подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции, подлежат официальной публикации.

3. Юридический прецедент это решение государственного органа (главным образом судебного или административного) по конкретному делу, которое становится общеобязательным при решении аналогичных дел. Он является основным источником права в странах, с так называемой, англосаксонской системой (США, Англия, Канада и др.). В России юридический прецедент как самостоятельный источник права отсутствует, хотя и складываются предпосылки к его появлению.

4. Договор нормативного содержания – это соглашение (волеизъявление) двух и более субъектов права, в котором содержаться нормы права, регулирующие их взаимоотношения. Договор нормативного содержания характеризуется тем, что его участники добровольно вступают в него и возлагают на себя обязанности, вытекающие из его содержания. Примером такого соглашения может служить Федеративный договор, заключенный в Москве 31 марта 1992 года между субъектами Российской Федерации.

Таким образом, к типичным источникам российского права относятся нормативные правовые акты. Немаловажное значение имеет нормативный договор. Юридический прецедент, как самостоятельный источник права, отсутствует. Правовые обычаи не являются типичными для демократического государства, коим является Россия.

Правила действия нормативно-правовых актов.

Нормативные акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц.

Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.

В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:

1. нормативный акт вступает в силу со времени его принятия и опубликования;

2. время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;

3. нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.

Продолжительность действия нормативного акта определяется временем, которое проходит с момента вступления его в силу и до момента прекращения действия.

Законы и иные нормативные акты считаются утратившими силу и прекратившими действие по следующим основаниям:

1. в результате прямого указания об отмене, содержащегося либо в тексте вновь принятого акта, либо в специальном решении компетентного органа;

2. в связи с принятием нового нормативного акта, заменившего ранее действовавший, если сам старый акт не отменен;

3. по истечении срока действия, установленного в самом нормативном акте.

Действие нормативных актов в пространстве ограничивается определенной территорией, в пределах которой он реализуется.

Под территорией государства понимается часть земной поверхности в пределах государственных границ, включая внутренние и территориальные воды, воздушные пространства над ними, недра, а также военные, торговые и иные корабли, находящиеся за пределами государства, и территории посольств.

Действие нормативных актов по кругу лиц распространяется на всех российских граждан, должностных лиц, лиц без гражданства, иностранцев, государственные органы, общественные организации. Некоторые нормативные акты распространяются только на граждан или имеют отношение лишь к лицам без гражданства и иностранцев.

Нормативно-правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

Понятие и признаки нормативно-правового акта

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:

2. создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;

3. имеет официальный характер;

4. это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:

o наименование акта (например, закон, постановление, приказ);

o наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);

o дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.

5. правовые акты составляют единую законодательную систему общества;

6. содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;

7. имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;

8. имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;

9. его исполнение гарантируется принудительной силой государства.

Возможно, вас заинтересует ментальная карта "Призыв на военную службу", в которой изложены основные положения Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Или посмотрите ЗДЕСЬ, как зарегистрироваться по месту пребывания.

Классификация нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

1. По субъекту правотворчества , т.е. кто является инициатором данного НПА:

o государственный орган;

o общественные организации;

o народ (референдум).

2. По сфере их распространения:

o федеральные НПА;

o акты субъектов РФ;

o акты муниципальных органов;

o локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.

3. По времени их действия:

o акты, принятые на неопределенное длительное время;

o акты временные (на определенный период).

4. По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

Законы

Закон – это нормативно - правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений.

Порядок, в соответствии с которым принимаются законы, называется законодательной процедурой.

Виды законов:

1. Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

2. Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться: ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).

3. Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

4. Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.).

Подзаконные акты

Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

Виды подзаконных актов:

1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:

o Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО);

o Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).

2. Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.

3. Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

4. Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ЗАО «КРЕДО», Правила внутреннего трудового распорядка).

Акты судебной власти

Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).

Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

Нормативный правовой акт - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение. Виды:

Законы: Конституция РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральные законы

Подзаконные правовые акты: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ

Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных ведомств и служб)

Локальные нормативно-правовые акты

Особую группу составляют международные договоры РФ.

В механизме административно-правового регулирования нормативно-правовые акты играют двоякую роль: во-первых, они несут участникам регулируемого общественного отношения в области государственного управления информацию о правовых требованиях государства; во-вторых, содержат указания на юридические средства, с помощью которых предполагается достигнуть оптимального согласования воли индивидуумов, их коллективов с государственной волей, то есть упорядочения общественного отношения в общих интересах субъекта и объекта управления. Эта роль нормативно правовых актов позволяет считать их систему нормативной основой правового регулирования. Содержание правоотношений.

Материальное содержание всякого правоотношения составляет то общественное отношение, которое им закрепляется. Другими словами это «то фактическое поведение (действие и бездействие), которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить»

Билет №31

Глобализация и государство

Глобализация - процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Основным следствием этого является мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты капитала, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение и слияние культур разных стран. Это объективный процесс, который носит системный характер, то есть охватывает все сферы жизни общества. В результате глобализации мир становится более связанным и более зависимым от всех его субъектов. Происходит как увеличение количества общих для групп государств проблем, так и расширение числа и типов интегрирующихся субъектов. В условиях глобализации общество испытывает возрастающие перегрузки, вызываемые ослаблением или разрывом традиционных экономических и социальных связей, Социальным расслоением, межэтническими и межконфессиональными конфликтами. Отсюда усиление исторической роли государства как гаранта социальной стабильности, призванного обеспечивать прежде всего необходимую помощь наиболее нуждающимся категориям населения и защищать общество от волны насилия, преступности и террора, приобретающего глобальные масштабы. Особую сложность представляет вопрос о возможностях и эффективности вмешательства государства в экономику в условиях глобализации Глобализация ведет к резкому усложнению внешних, по отношению к обществу как системе, условий существования. В связи с эттш ведущие в экономическом отношении страны вынуждены корректировать свою экономическую (в частности промышленную) политику. Ее задачей все больше становится создание оптимальных условий для инновационного развития своей страны. Это включает следующие направления: повышение научно-технического потенциала, интеллектуального и профессионального уровня рабочей силы, стимулирование сознания инновационной инфраструктуры (технологических парков, венчурных фондов и рисковых фирм, бизнес-инкубаторов), которая необходима для расширения кооперационных связей между финансовыми институтами, фирмами, научными учреждениями, системой подготовки и переподготовки кадров. Отличительной особенностью оптимальной стратегии государства в условиях глобализации является то, что оно не подминает под себя общество, а все более тесно кооперируется с ним, делегируя часть своих полномочий местному самоуправлению и организациям гражданского общества. Это позволяет говорить о наметившейся тенденции к социализации государства в ответ на вызов глобализации, что является предпосылкой успешной интеграции национального общества в мировое сообщество. Парадокс глобализации в том, что чем богаче и крепче внутренние связи общества, чем выше степень его экономической и социальной консолидации и чем полнее реализуются его внутренние ресурсы, тем успешнее оно способно использовать преимущества интеграционных связей и адаптироваться к условиям глобального рынка.

Виды юридической ответственности.

Юридическая ответственность - применение санкции правоохранительной нормы компетентными, как правило, государственными органами к правонарушителю.

Юридическая ответственность - правоотношение, возникающее между государством в лице уполномоченного органа и правонарушителем. У государственного органа возникает право привлечь виновного к ответственности, а у правонарушителя возникает обязанность претерпевать неблагоприятные последствия своего деяния.

Юридическим фактом с которым связано возникновение данного правоотношения - совершение правонарушения. Юридическим фактом с которым связано прекращение правоотношения - исполнение наказания (отбытие лишения свободы, уплата штрафа и т. д.).

В широком смысле является элементом общего правового статуса личности, которая должна быть законопослушной, и обязана не только соблюдать правовые предписания, но и отвечать за последствия ах несоблюдения.

Виды юридической ответственности

Дисциплинарная ответственность - Заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью руководителя. Основной нормативно-правовой акт

Трудовой кодекс Российской Федерации.

Адашнистративная ответственность - Применение органами исполнительной власти мер воздействия к виновным лицам. Основной нормативно-правовой акт - Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В рамках административной ответственности выделяют собственно административную, а также финансовую, налоговую ответственность и другие.

Материальная ответственность - Возмещение имущественного вреда, нанесенного в результате неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих служебных обязанностей.

Материальную ответственность часто рассматривают как разновидность гражданско-правовой ответственности.

Гражданско-правовая ответственность - Вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Основной нормативный акт

Гражданский кодекс Российской федерации.

Уголовная ответственность - Применяется в судебном порядке к лицу, виновному в совершении преступления. Единственный нормативный акт, устанавливающий уголовную ответственность - Уголовный кодекс Российской Федерации.

Правовое регулирование и правовое воздействие: понятие, взаимодействие, отличия.

Правовое воздействие традиционно изучается в учении о государстве и праве в разделе реализации права. Реализация права, т.е. воплощение регуляторов общественных отношений в естественных повседневных ситуациях осуществляется путем воздействия норм права на поведение людей. Влияние права на сознание и поведение людей оказывается на основе самого факта существования правовых требований. Процесс воздействия права на поведение людей и общественные отношения начинается с момента осознания необходимости и возможности регламентации с помощью права каких-то жизненных ситуаций.

Воздействие права и регламентация (регулирование) правом - смежные и близкие по значению понятия. В литературе, и особенно периодике, часто происходит смешение терминологии, и «правовое воздействие» приравнивается к «правовому регулированию». Бесспорно, в определенных ситуациях допустима подмена одного понятия другим - например: исходя из того, что право само по себя является регулятором общественных отношений, в своем действии, функционировании оно оказывает регулирующее воздействие на эти отношения - т.е. упорядочение. Таким образом, правовое воздействие в целом можно определить как одну из функций права - регулирующую.

«Воздействие», представляет собой систему действий, имеющих целью повлиять на что-либо] 11. добиться необходимого результата]2]. Иными словами воздействие - это влияние. Воздействие нацелено на изменение чего-либо, на подталкивание объекта в нужную сторону. «Регулирование» (от лат. regulo - устраиваю, упорядочиваю, налаживаю, привожу что-то в соответствие с чем-то) - это частный случай, один из элементов в системе воздействия; это форма целенаправленного управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в управляемом объекте и на его развитие посредством введения в него регуляторов: норм, правил, целей, связей и др. Иными словами «регулирование» предполагает вмещение чего-либо в определенные рамки, границы - создание нормы (поведения, деятельности, отношения и пр.).

Отсюда, «воздействие» представляет собой более широкую категорию, чем «регулирование». Соответственно, «правовое воздействие» также является более широким понятием, характеризующим все направления и формы влияния права на общественные отношения. Любое правовое регулирование является правовым воздействием, но не любое правовое воздействие есть правовое регулирование. Подобный подход к пониманию правового воздействия и его соотношению с правовым регулированием представляется вполне обоснованным, поскольку роль права в общественной жизни не сводится только к регулированию общественных отношений, хотя это является главным.

Билет №32

32-1. Семья религиозно-традиционного права и ее особенности в современный период

Правовые системы многих стран Азии и Африки не обладают той степенью единства, которая свойственна ранее охарактеризованным правовым семьям. Однако у них много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Конечно, все эти правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах. Считается, что принципы, которыми руководствуются не западные страны, бывают двух видов: 1. признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе, имеет место переплетение права и религии; 2. отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем. К первой группе относятся страны мусульманского, индусского и иудейского права, ко второй - страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара.

Мусульманское права - это система норм, выраженных в религиозной форме и основанных на мусульманской религии исламе. Ислам исходит из того, что существующее право произошло от Аллаха, который в определенный момент истории открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Шариат означает в переводе на русский язык "путь следования" и составляет то, что называется мусульманским правом.

Одним из основных убеждений индуизма является то, что люди разделены с момента рождения на социальные иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже морали. Оправдание кастовой структуры общества - основа философской, религиозной и социальной системы индуизма. При этом каждый человек должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит. В качестве регулятора поведения допускается обычай. Позитивное индусское право является обычным правом, в котором в той или иной мере преобладает религиозная доктрина.

Из всех современных мировых религий ислам, пожалуй, наиболее тесно соприкасается с политикой, государством и правом. Связывающим звеном между ними выступает мусульманское право. Изучение современных источников мусульманского права, текстов законодательных актов свидетельствует о некотором сходстве их с европейским правом. Но внешнее сходство не устраняет внутренних, нравственно-религиозных источников, которые по-прежнему устойчиво определяют поведение людей. Правовые системы этих стран не обладают той степенью единства, которая свойственна ранее охарактеризованным правовым системам. Однако у них много общего по существу и форме. Все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Эта правовые системы в какой-то мере заимствуют западные идеи, но в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять те же функции, что в западных странах.

Закон – это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый по строгой процедуре верховным органом государственной власти, регулирующий наиболее важные и устойчивые общественные отношения (Цыганов В.И.).

Закон занимает ведущее положение в системе нормативно-правовых актов.

Признаки закона:

1. Это нормативно-правовой акт, так как он содержит нормы права;

2. Обладает высшей юридической силой. Его не может отменить никакой другой орган, кроме принявшего, его содержанию не должны противоречить все иные нормативно-правовые акты. Все другие нормативно-правовые акты издаются на основе закона и во его исполнение.

3. Принимается по особой процедуре высшим представительным (законодательным) органом государственной власти или в порядке референдума. Конституцией государства устанавливается четкая процедура принятия законов, отличающаяся сложностью по сравнению с процедурой принятия подзаконных нормативно-правовых актов.

4. Регулирует наиболее важные и устойчивые общественные отношения.

5. Является фундаментальным юридическим документом. Служит базой, основой, ориентиром деятельности государственных органов.

6. Должен выражать волю и интересы народа.

Виды законов по их юридической силе:

1. Конституция (закон законов) – это основополагающий учредительный политико-правовой акт, обладающий наивысшей юридической силой, закрепляющийконституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и форму государственного устройства, систему и полномочия государственных органов. Конституция занимает верховное место в иерархии системы законодательства, все другие нормативно-правовые акты не могут ей противоречить.

2. Федеральные конституционные законы (в некоторых зарубежных странах, например, во Франции, их называют органическими). Это такие акты, необходимость принятия которых предусмотрена непосредственно Конституцией. Они являются своеобразным продолжением Конституции, их нормы развивают и конкретизируют отдельные ее положения (например, федеральные конституционные законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, об Уполномоченном по правам человека, о референдуме Российской Федерации, о судебной системе, об арбитражных судах, о военных судах, о государственном гербе, о государственном флаге, о государственном гимне и др.). Для конституционных законов установлена более сложная процедура их прохождения и принятия.

3. Федеральные законы – это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и др.).

Особое место в системе законов занимают кодексы. Кодекс – это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу общественный отношений, подлежащий непосредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли, например, Уголовный кодекс, либо содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (например, Гражданский кодекс, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс). В настоящее время во главе большинства отраслей российского федерального законодательства находятся кодексы.

4. Законы субъектов Федерации – издаются их представительными органами и распространяются только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, закон Нижегородской области о фармацевтической деятельности и т.д.).


52 . Подзаконный нормативно-правовой акт – это разновидность нормативно-правовых актов, издаваемая в соответствии с законом и направленная на его исполнение (В.И. Цыганов).

Подзаконные нормативные акты - официальные документы, принимаемые различными органами государства, муниципальными органами и отдельными организациями во исполнение законов и в соответствии с ними, содержащие общие правила, конкретизирующие первичные нормы законов (Петров А.В.).

Подзаконные акты издаются на основе законов и конкретизируют их нормы. По юридической силе они уступают законам. Тем не менее, их роль в регулировании общественных отношений очень велика. Они более многочисленны и разнообразны чем законы, обладают разными названиями, их юридическая сила зависит от места и роли принявшего их органа.

В Российской Федерации система подзаконных нормативно-правовых актов в общем виде закреплена в Конституции.

1) Указы и распоряжения Президента РФ. Для реализации своих властных полномочий Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Распоряжения в отличие от указов принимаются больше по процедурным текущим вопросам. Президент издает также многочисленные индивидуальные акты (указы Президента о награждении государственными наградами РФ, о присвоении почетных званий, о назначении или освобождении от должности и др.). Указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации.

2) Постановления и распоряжения Правительства РФ. Они принимаются на основании и во исполнение Конституции и законов Российской Федерации, нормативных указов Президента РФ. Они обязательны для исполнения в Российской Федерации. Президент РФ может отменить их.

3) Приказы, инструкции, положения, нормативные письма, уставы министерств и иных федеральных органов исполнительной власти могут приниматься в случаях и пределах, предусмотренных законами Российской Федерации, указами Президента и постановлениями Правительства. Если они затрагивают права, свободы и иные законные интересы граждан или являются межведомственными, то подлежат государственной регистрации в министерстве юстиции и публикуются не позднее десяти дней после регистрации.

4) Нормативно – правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. К ним относятся постановления, распоряжения и т.п. глав субъектов, администраций, правительств субъектов, подзаконные решения представительных органов субъектов. Данные акты распространяют свое действие на территорию соответствующего субъекта. Подзаконные нормативные акты субъектов Российской Федерации соотносятся с актами федерального уровня в соответствии со ст. 76 Конституции РФ.

5) Нормативно-правовые акты местных органов власти. Они распространяются на всех лиц, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.

6) Локальные нормативные акты. Издаются учредителями и иными субъектами управления на предприятиях, учреждениях, организациях (уставы, приказы, положения). Во многих случаях данные акты должны быть зарегистрированы в муниципальном органе.

Нормативно-правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

Нормативно-правовые акты издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания Нормативно-правовых актов строго регламентирован.

Нормативно-правовой акт – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

Нормативно-правовой акт обладает следующими особенностями:

1. направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества;
2. создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами;
3. имеет официальный характер;
4. это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:
наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.
5. правовые акты составляют единую законодательную систему общества;
6. содержит нормы права, обладающие государственной обязательностью;
7. имеет строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу. Все НПА должны быть в обязательном порядке доведены до сведения граждан;
8. имеет определенную внутреннюю структуру: разделы, главы, статьи;
9. его исполнение гарантируется принудительной силой государства.

Нормативно-правовые акты классифицируются по различным основаниям:

1. По субъекту правотворчества, т.е. кто является инициатором данного НПА:
государственный орган;
общественные организации;
народ (референдум).
2. По сфере их распространения:
федеральные НПА;
акты субъектов РФ;
акты муниципальных органов;
локальные правовые акты организаций, учреждений и т.п.
3. По времени их действия:
акты, принятые на неопределенное длительное время;
акты временные (на определенный период).
4. По юридической силе: Это наиболее существенный признак классификации, так как определяет значимость НПА в системе нормативно-правового регулирования.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

По данному основанию НПА делятся на законы и подзаконные акты.

Законы

Закон – это нормативно - правовой акт, издаваемый в строго регламентированном порядке органом законодательной власти (в России таким органом является Государственная Дума РФ) или референдумом, обладающий наивысшей юридической силой, и распространяющийся на наиболее значимые области общественных отношений. Порядок, в соответствии с которым принимаются законы, называется законодательной процедурой.

Виды законов:

1. Конституция – это главный закон государства. Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

2. Федеральные конституционные законы – регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В конституционных законах данные вопросы разъясняются и рассматриваются более подробно. (Примером конституционных законов могут являться: ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др.).

3. Федеральные законы – правовые акты, регулирующие вопросы в социально-политической, экономической, семейной других областях общественных отношений. (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы. Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Трудовой кодекс, Гражданский кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Семейный кодекс и др.).

4. Законы субъектов РФ – это правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта. (Закон города Москвы «О транспортном налоге», Закон Самарской области «Об административных правонарушениях» и др.).

Подзаконные акты

Подзаконные акты – это НПА, которые основываются на законе и не противоречат ему. Их юридическая сила по сравнению с законом является наименьшей.

Виды подзаконных актов:

1. Общие, т.е. обязательные для всех лиц в пределах территории страны:

Указы и распоряжения Президента («О награждении государственными наградами Российской Федерации», О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО);

Постановления и распоряжения Правительства. Принимаются во исполнение и основываются на законах и указах Президента. Данные Акты подписываются Председателем Правительства. Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономические, научные, образовательные вопросы, а также права человека. (Постановление Правительства «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам»).

2. Местные – НПА, изданные местными органами власти: это различные решения и постановления муниципалитета, совета, мэрии по различным вопросам местного характера.

3. Ведомственные – это приказы, инструкции различных Министерств и ведомств. Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными. Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

4. Внутриорганизационные (корпоративные) акты: принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации. Они распространяют свое действие только на членов таких организаций. Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ЗАО «КРЕДО», Правила внутреннего трудового распорядка).

Акты судебной власти

Вопрос о том, являются ли судебные акты высших судов источником права, является спорным. Решения судебных органов могут приобретать черты нормативного характера в результате обобщения судебной практики.

Если выявляются неточности, неясности в законодательных актах, суды могут конкретизировать уточнять применение правовых норм, при этом не создавая новые нормы.

Высшие органы судебной власти создают новые правовые нормы с целью разъяснения применения законодательства при его практическом применении судами. (Постановления Верховного суда РФ, Постановления ВАС РФ).

Поэтому в классическом понимании континентальной системы права судебные акты все же не являются источником права, а являются разъяснением применения уже существующих норм, с учетом их противоречия или пробелов правового регулирования.

Выбор редакции
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...