Общие и специальные меры предупреждения экономической преступности. Предотвращение экономической преступности


/. Понятие жономическои-преступности -г ^2С1Характеристика Экономических престул^гении, ЗгХирактеристикалшптсти преступников М~Н 4.

Предупреждение -экономической преступности 1.

Экономическая преступность - эго совокупность общественно опасных, корыстных, причиняющих значительный материальный ущерб посягательств на используемую для хозяйственной деятельности собственность, порядок управления экономическими процессами, экономические права и интересы граждан, юридических лиц и государства со стороны лиц, выполняющих определенные функции в системе экономических отношений. 2.

Среди экономических преступлений наиболее опасны преступления в финансовой, банковской сфере, предпринимательстве. В России в 2000-2004 гг. сохраняется тенденция к росту экономических преступлений. "Всего в 2003 г. правоохранительные органы России выявили 376,8 тыс. преступлений экономической направленности, что на 0,5% больше по сравнению с 2002 г. Среди них 142 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений, 9.5 тыс. преступлений, совершенных организованной группой. Раскрыто 45,5 тыс. преступлений на потребительском рынке, 68.6 тыс. - в финансово-кредитной системе, 3,6 тыс. - в области приватизации 2,4 тыс. фактов контрабанды"9.

В 2004 г. крупные и особо крупные хищения увеличились на 60% по с равнению с 2002 г. За период 2000-2004 гг. фальшивомонетничество увеличилось в 8 раз.

Большой криминализации подвержен в настоящее время рынок товаров и услуг. Незаконное предпринимательство, фальсификация товаров, ставящих под угрозу не тспько здоровье, но порой и жизнь потребителей, обман покупателей, незаконное повышение или поддержание цен составляет около 25% от числа всех зарегистрированных преступлений экономической направленности.

Одно из характерных преступлений - это различные схемы обналичивания денежных средств, легализации преступного капитала.

Криминогенные черты наблюдаются также в сфере приватизации государственной и муниципальной собственности. В данной области наибольшее распространение получили: занижение стоимости приватизируемых объектов; устранение нежелательных конкурентов;

приобретение недвижимости путем сложных юридических внешне легальных схем:

ложное банкротство хозяйствующих субъектов, в уставный капитал которых передано государственное муниципальное имущество.

Новыми экономическими преет умениями являются. ранее неизвестные компьютерные хищения; финансовое мошенничество с использованием фальшивых пластиковых карточек; невозврат кредитов;

"прокручивание" через коммерческие банки огромных сумм бюджетных средств с задержкой их использования по назначению (на выплату зарплаты, пенсий, пособий и пр.).

По итогам 2004 г. в сфере экономики организованными преступными группами совершено указанных преступлений на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рассматриваемые уголовные дела свидетельствуют о тендениии смешения иентра криминализации в сторону. отмывания (легализации) преступных доходов; должностных преступлений; коммерческого подкупа; незаконного предоставления кредита; лжепредпринимательства;

неправомерного изготовления или сбыта поддельных денег или ценных бумаг.

Главная опасность преступлений в экономической сфере - получение сверхприбылей, которые образуют большую часть "бюджета " преступного мира. Полученные таким путем денежные средства идут на:

дальнейшие инвестиции в теневой сектор экономики; накопление средств преступности на зарубежных счетах; содержание системы организованной преступности (от ее "королей" до рядовых боевиков); ?

оплату высококвалифицированных специалистов, работающих в теневой сфере экономики;

подкуп чиновников;

оплату труда высококвалифицированных адвокатов.

Анализ внутриполитической и экономической ситуации в стране показывает, что в 2005-2006 гг следует ожидать". усиления позиций криминальных субъектов хозяйственной деятельности в отраслях добычи и переработки нефти и нефтепродуктов, леса, цветных, драгоценных и редкоземельных металлов, в энергетике;

сохранения широкого спектра схем оплаты сделок наличными деньгами при обострении кризиса в экономике, дефиците денежной массы, а также в связи с ожидаемой инфляцией, что будет поощрять фальшивомонетничество и подделку ценных бумаг; роста мошенничества с денежными суррогатами" долговыми обязательствами, векселями и пр.;

роста преступности, связанной с выбиванием долгов с физических и юридических лиц",

роста потенциала преступной среды за счет притока специалистов из числа разорившихся и прекративших свою деятельность учреждений, а также рабочих и технической интеллигенции с остановившихся производств;

роста числа и масштабов хищения денежных средств с использованием подложных платежных документов, поддельных банковских гарантий, незаконного получения и нецелесообразного использования льготных кредитов, операций по отмыванию криминальных капиталов;

роста мошеннических операций в банковской сфере в связи с массовыми банкротствами, создающими для этого благоприятные условия;

усиления криминализация страхового рынка.

ДЛЯ лии. совершающих преступления в экономической сфере, как правило, характерны. изощренный криминальный ум;

ярко выраженная корыстная направленность, стремление к "легким деньгам", роскоши в повседневной жизни; высокий уровень образованности, знание законов и финансовых схем;

высокое положение в обществе;

связи в правоохранительных органах, экономике, органах государственной власти и преступной среде.

Гювные способы пред\преждения престхплении в фере к н мики устранение "белых пятен", "лазеек" в законодательстве; снижение уровня коррумпированности в обществе; укрепление режима законности.

Подорвать основы экономической преступности можно лишь мерами на уровне макроэкономики и общегосударственного законодательства.

Без применения этих мер. без устранения базовых причин, воспитания в обществе привычки жить по закону локальные (частные) попытки бороться с экономической преступностью в перспективе будут обречены на провал.

Вопрос 25. Преступления против собственности и их предупреждение

К ‘еестш!еним о не собст- ен>’оапи о/нш/смяыс?

мошенничество; ?

вымогательство и др.

Лая данных преступлении характерны. или корыстная мотивация (кражи);

или соединение корыстной мотивации с насильственной (раз- бой, грабеж, вымогательство и др.).

Кражи - самый распространенный вид преступлений. В структуре преступности кражи составляют около 45 % от числа зарегистрированных преступлений. Из всех уголовных преступлений кражи обладают самым высоким уровнем латентности (т.е. их процент мог быть еще большим, если бы все кражи регистрировались).

Кражи соверши! тся с ними;аШ‘^ми сп о вами?

без проникновения в закрытое помещение.

с открытых прилавков,

из карманов;

магазинов;

на вокзалах; ?

с проникновением в закрытое помещение

кражи со складов;

квартирные кражи и др.

Главная отличительная черта краж состоит в том, что жертва (человек, организация) не видит самого процесса противоправного завладения ее имущества вором - хищение происходит тайно. Эго обеспечивает высокую латентность краж, восприятие преступниками кражи как вида деятельности, где имеется большая вероятность успеха (в народе существует поговорка: "Не пойман - не вор"). Исходя из специфики преступления, главное для вора - не быть пойманным на месте (если вору эго удалось, то доказать его вину в дальнейшем практически невозможно). Поэтому около 80% краж не раскрываются. Обычно воры совершают кражи регулярно, превращают их в преступный промысел. Наиболее опытные и искусные воры могут быть не пойманными годами, в худшем случае - привлекаются к ответственности только за незначительную часть преступлений.

Наиболее опасными видами краж являются?, карманные; ?

с проникновением в помещение.

Они требуют самого высокого профессионализма, тренировок, обычно не могут быть успешно совершены неподготовленными ворами. Поэтому за эти виды краж суды назначают самые жесткие наказания.

"Вор” - наиболее уважаемая и престижная "каста" среди преступников. Воры более уважаемы, чем убийцы и насильники. Обычно именно воры являются носителями преступных традиций. Негласный свод законов всего преступного мира (особо распространенный в 1960-80-е гг.) именовался "воровским” законом, хотя по нему жили не только воры. Наиболее уважаемый слой преступников (не только воров) именуется "ворами в законе".

При других видах преступлений против собственности имущество отбирается.

на глазах у жертвы и посторонних (грабеж); с применением насилия (разбой); с использованием давления, угроз (вымогательство); путем обмана, злоупотребления доверием (мошенничество). 2.

Характерными чертами всех лиц, совершающих преступления против собственности, являются: ?

ярко выраженная корыстная мотивация; ?

стремление к "легким деньгам"; ?

очень развитый и изобретательный криминальный ум; ?

пренебрежение к труду; ?

неуважение к чужой собственности.

Среди преступлений против собственности особо распространен рецидив (особенно - у воров и мошенников) 3.

Полностью изжить корыстную психологию (лежащую в основе большинства преступлений против собственности) практически невозможно - так или иначе она присуща всем людям. Поэтому наиболее действенными способами предотвращения и пресечения преступлений против собственности являются: усиление охраны имущества; повсеместное внедрение технических средств:

общих сигнализаций;

встроенных в товар мини-сигнализаций (например, приборов КОРЗ - корпусов оперативного розыска и задержания - небольших невидимых электронных приборов внутри книг, в упаковке продовольственных товаров, одежды);

Анализ состояния и динамики экономической преступности, личности преступников, причинного комплекса не является самоцелью, а выступает необходимым условием целенаправленного предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности. Такое предупреждение по своей сути состоит в воздействии на негативные факторы, обуславливающие появление и воспроизводство преступлений, способствующие их совершению, нейтрализации влияния указанных факторов или их устранения.

Учитывая общественную опасность экономических преступлений, которые захлестнули практически все сферы хозяйствования, их предупреждение, нейтрализация должны стать стратегическим, приоритетным направлением государственной политики в области борьбы с преступностью.

Предупреждение экономических преступлений представляет собой сложный, многогранный процесс, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер. При этом предупреждение может быть успешным только при комплексном воздействии на причины экономической преступности и условия, ее порождающие.

Деятельность по предупреждению экономических преступлений может осуществляться в различных масштабах и может проводиться как на федеральном и региональном уровнях, так и на отдельных предприятиях, в учреждениях и организациях, в отношении отдельных граждан (индивидуальных предпринимателей, руководителей или работников коммерческих организаций).

В этой связи различают общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения.

Общесоциальные меры предупреждения предполагают проведение государством экономической политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности «теневой» экономики. Эти меры направлены на разрешение глобальных экономических проблем, порождающих «теневую» экономику и связанную с ней преступность. Усиление государственно-правовой защиты всех форм правомерно приобретенной собственности необходимо сочетать с методами по недопущению получения сверхприбылей противоправными способами, повышению ответственности за невыполнение экономических обязательств, несоблюдение финансово-кредитной, платежной и договорной дисциплины.

В систему общесоциальных мер входит и криминологический прогноз, который позволяет предсказать возможные криминогенные последствия определенной экономической политики и выработать стратегию по их устранению, локализации или нейтрализации. В основе такого прогноза лежит осуществляемая криминологами экспертиза нормативно-правовых актов с точки зрения их воздействия на преступность, ее детерминанты, систему мер борьбы с ней. Не менее существенное значение имеют и меры, способствующие оздоровлению отношений в духовно-нравственной сфере, т.е. меры, направленные на формирование культуры и моральных норм, чувства гражданственности и позитивных интересов. Без этого вряд ли можно рассчитывать на успех профилактики.

Значительным потенциалом при этом обладает и виктимологический аспект профилактической деятельности. В данном случае имеется в виду, что часть населения в силу низкой осведомленности о правилах и процедурах совершения сделок и других хозяйственных операций часто становится жертвой обмана. Сознавая важность и значимость мер общесоциального характера в предупреждении преступлений в сфере экономической деятельности, следует учитывать сегодняшние реалии - говорить о широкомасштабных позитивных воздействиях на социальные процессы сейчас крайне затруднительно.

В этих условиях особое значение приобретают специально-криминологические меры предупреждения экономических преступлений. Эти меры непосредственно направлены на устранение либо нейтрализацию конкретных причин и условий экономических преступлений, на осуществление общекриминологических мер в отношении отдельных предприятий и организаций, а также граждан, включенных в экономические отношения. Указанные меры применяются субъектами, непосредственно осуществляющими предупреждение преступлений, лишь при наличии соответствующих оснований (совершение или подготовка к совершению противоправных деяний в сфере экономки, нахождение лица в условиях, которые могут спровоцировать совершение преступления, либо в отношении лиц, являющихся потенциальными жертвами преступлений вследствие своего поведения, образа жизни, социально-ролевых установок и пр.).

Субъектами предупреждения экономической преступности являются:

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, действующие в пределах своей компетенции как непосредственно, так и через подведомственные им структуры.

2. Органы государственного контроля (органы валютного и экспортного контроля, налоговая и таможенная службы, Счетная палата, органы Антимонопольного комитета и Федерального казначейства, Центральный банк РФ, Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и др.);

3. Органы независимого вневедомственного финансового контроля (частные аудиторы, аудиторские фирмы);

4. Правоохранительные органы (органы прокуратуры, специальные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями МВД, ФСБ);

5. Общественные организации (объединения), коллективы и граждане, которые целенаправленно осуществляют на различных уровнях и в различных масштабах профилактическую деятельность по предупреждению различных видов экономических преступлений, наделены в связи с этим определенными правами и обязанностями и несут ответственность за их реализацию (ассоциация российских банков, общества по защите прав потребителей, фонды помощи правоохранительным органам и др.).

Главное в профилактике - своевременность, а она возможна лишь тогда, когда имеется соответствующая информация, помогающая:

Выявить, нейтрализовать и устранить причины и условия, способствующие совершению преступлений в сфере экономической деятельности;

Установить лиц, замышляющих (подготавливающих) совершение преступления;

Обеспечить максимально результативное раскрытие преступлений.

Указанные меры должны базироваться на соответствующей кадровой, материально-технической обеспеченности правоохранительных органов, надежной правовой и социальной защищенности их работников.

Предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности требует от правоохранительных органов высокого уровня взаимодействия. Одной из его форм является четко отлаженный, интенсивный обмен информацией.

Продолжающийся процесс криминализации экономических отношений требует своевременной корректировки законодательной базы, внесения изменений в стратегию и тактику деятельности контролирующих и правоохранительных органов, в федеральные программы борьбы с преступностью. Необходимо разрабатывать комплексные специальные законы, которые затем будут развиваться и дополняться, образуя, может быть, новые, нетрадиционные отрасли законодательства.

Меры предупреждения (профилактики) преступлений в сфере экономики принято дифференцировать на общие, т. е. нецеленаправленно или объективно воздействующие на криминогенные факторы данного рода преступности, и специ­альные, т. е. целенаправленно воздействующие на такие фак­торы.

Экономические меры борьбы с преступностью в сфере эконо­мики.

1. преодоление последствий экономического кризиса и из­держек быстрого экономического роста;

2.снижение уровня реальной инфляции до 2% в год;

3.снижение степени «поляризации» населения по уровню доходов;

4.ресурсное обеспечение прожиточного минимума населе­ния;

5.снижение уровня реальной безработицы до 5-6%.

Специальные:

1. адекватное ресурсное обеспечение подразделений право­охранительных органов по борьбе с преступлениями в сфере экономики;

2. создание экономической основы государственных вне­бюджетных фондов, предусматривающих обособленное финан­сирование программ компенсации ущерба жертвам преступле­ний в сфере экономики.

Политические меры борьбы с преступлениями в сфере эконо­мики.

Обеспечение стабильности ограниченного государственно­го управления имуществом и экономической деятельностью;

Поддержание устойчивого равновесия государственных и частных интересов в экономике;

Снижение уровня коррупции в органах государственной власти и местного самоуправления, ведающих государственным регулированием экономикой, до величины, не препятствующей экономическому росту.

Специальные:

Разработка государственной стратегии борьбы с теневой экономикой;

Включение целей и задач борьбы с преступностью в сфере экономики в программные документы ведущих политических партий и движений;

Обеспечение государственной поддержки развитию инсти­тутов гражданского общества, ставящих перед собой цели борь­бы с преступлениями в сфере экономики и отдельными ее ви­дами.

Правовые меры борьбы с преступностью в сфере экономики.

Устранение противоречий в правовом регулировании соб­ственности, экономической деятельности и службы в коммер­ческих и иных организациях;

Совершенствование правового регулирования отдельных видов экономических отношений (например, отношений соб­ственности на землю, на предприятие).

Специальные:

Внесение изменений и дополнений в уголовное законода­тельство (например, установление нормативных определений крупного ущерба и крупного размера применительно к тем пре­ступлениям в сфере экономической деятельности, для которых количественное содержание этих признаков не установлено);

Устранение терминологической несогласованности граж­данского, административного, таможенного, налогового, ва­лютного и уголовного законодательства;


Совершенствование судебной практики толкования норм об ответственности за преступления в сфере экономики;

Совершенствование правового регулирования деятельно­сти подразделений правоохранительных органов, осуществляю­щих борьбу с отдельными видами преступления в сфере эконо­мики;

Нормативное урегулирование механизма компенсации ущерба, причиненного жертвам преступлений в сфере эконо­мики.

Психологические меры борьбы с преступностью в сфере эконо­мики.

1. воспитание критического отношения к стереотипам по­требительского образа жизни;

2. воспитание уважения к собственности и легальному пред­принимательству;

3. формирование доверия населения к государственной эко­номической политике;

4. воспитание негативного отношения к уклонению от упла­ты налогов.

Специальные:

1. информирование населения о состоянии правового регули­рования ответственности за преступления в сфере экономики;

2. воспитание солидарности населения с уголовно-правовы- ми запретами в отношении общественно опасного экономиче­ского поведения

3. информирование о негативных последствиях нарушения уголовно-правовых запретов в сфере экономики;

4. информирование о мерах профилактики отдельных видов преступлений в сфере экономики;

5. информирование о способах легальной защиты прав, на­рушенных в результате совершения преступлений в сфере эко­номики;

6. демонстрация положительных результатов предупрежде­ния и пресечения отдельных видов преступлений в сфере эко­номики.

Организационные меры борьбы с преступностью в сфере эко­номики.

Общие: разработка и внедрение новых социальных техноло­гий, объективно препятствующих совершению преступлений в сфере экономики (обеспечение «прозрачности» бюджета всех уровней, объявление рейтингов свободных от коррупции сфер государственного управления отдельными секторами экономи­ки; отраслевая паспортизация субъектов экономической дея­тельности и др.).

Специальные:

1.криминологическая экспертиза экономического законо­дательства;

2.создание системы криминологического мониторинга всех отраслей экономики 1 ;

3.разработка специализированных программ (планов) либо разделов таких программ (планов) борьбы с отдельными вида­ми преступлений в сфере экономики;

4. оптимизация системы подразделений правоохранитель­ных органов, осуществляющих борьбу с отдельными видами преступлений в сфере экономики;

5. совершенствование механизма взаимодействия отечест­венных и зарубежных правоохранительных органов, осуществ­ляющих борьбу с преступлениями в сфере экономики трансна­ционального характера.

Технические меры борьбы с преступностью в сфере экономики.

1. разработка и внедрение технических средств, обеспечи­вающих персонифицированный доступ к имуществу, производству, распределению и потреблению товаров (в том числе ус­луг);

2. использование в промышленности, сельском хозяйстве и сфере обслуживания технологий, объективно препятствующих незаконному завладению, изъятию или использованию имуще­ства

Специальные:

1. создание компьютерного программного обеспечения под­держки и принятия управленческих решений в сфере борьбы с отдельными видами преступлений в сфере экономики;

2. разработка и внедрение организационно-технического обеспечения быстрого и эффективного фиксирования следов неочевидных преступлений в сфере экономики;

3. совершенствование автоматизированных информаци- онно-поисковых систем применительно к решению задач ква­лификации отдельных видов преступлений в сфере экономики.

Комплекс мер по предотвращению правонарушений, связанных с подрывом экономики подразумевает качественную стабилизацию финансово-экономического рынка, восстановление социальной несправедливости и укрепление морально-этических принципов народа. Все специальные меры, разработанные государством для быстрого и эффективного предотвращения экономических преступлений, опытные эксперты предпочитают делить на две группы:

1. Общесоциальные меры.

Общесоциальные меры предупреждения преступлений в сфере экономики выстраиваются на основе проведения государством эффективной экономической политики, подразумевающей устранение влияния «теневой» экономики на финансово-экономический рынок. Такой подход позволяет существенно снизить уровень риска возникновения экономических проблем и предотвратить распространение преступности, связанной с денежными махинациями.

В основе комплекса общесоциальных мер лежит качественный криминологический прогноз, использование результатов которого помогает предсказывать возможные криминогенные последствия той или иной области экономической политики, а также вырабатывать тактику и стратегию нейтрализации «теневого» рынка. Опытными экспертами разрабатываются нормативные правовые акты выступающие в роли способов борьбы с преступлениями в сфере экономики, что позволяет предотвратить возникновение очагов деятельности незаконно организованных предприятий и компаний.

Немаловажное значение для предотвращения экономических преступлений имеет и виктимологический аспект профилактической деятельности. Поскольку большая часть граждан не имеет достаточных знаний в области совершения финансово-экономических сделок, крайне важно вовремя донести до них важную информацию о существующих способах финансово-экономического мошенничества и помочь избежать различных неприятностей при подписании договоров, заключении контрактов купли/продажи и т.д.

На сегодняшний день опытными специалистами разработано большое количество общесоциальных мер, позволяющих предотвращать практически все виды экономических преступлений, однако нестабильное состояние современной экономики пока не позволяет использовать их в полном объеме. Тем не менее, активная работа в этом направлении продолжается, поэтому не исключено, что положительные результаты появятся уже в самое ближайшее время.

2. Криминологические меры

Использование криминологических мер направлено на частичную или полную нейтрализацию тех условий, которые способствуют возникновению незаконных формирований, занимающихся финансово-экономическими махинациями. Как правило, в криминологическую разработку берутся сомнительные предприятия и компании, а также граждане, профессиональная деятельность которых вызывает подозрение у сотрудников отдела борьбы с экономическими преступлениями.

Криминологические меры предотвращений экономических преступлений применяются только на законных основаниях. Любой обыск, изъятие финансовой документации или налоговая проверка может быть проведена лишь при условии наличия разрешительных документов и в строго установленное время. Криминологические методы предотвращения считаются более эффективными, нежели общесоциальные и позволяют добиться качественных результатов в максимально сжатые сроки.

Заключение

Причины экономической преступности коренятся во всех сферах жизни общества: экономической, социальной, политической и духовной. Особое значение экономики как социального института, обеспечивающего относительную устойчивость общественных отношений, связано с тем, что материальное производство и отношения по разделению труда, обмену, обращению, распределению материальных благ представляют собой основу государственно-правовых и идеологических представлений общества, а также соответствующих этим представлениям остальных социальных институтов.

В числе первоочередных общегосударственных мер по предупреждению экономической преступности - укрепление роли государственной власти, повышение доверия к ее институтам, рационализация механизма выработки решений и формирования экономической политики в сфере кредитно-финансовых отношений, создание условий для "включения" защитных механизмов, основанных на рыночном саморегулировании и препятствующих развитию дестабилизирующих тенденций.

Эти меры могут принести результаты во взаимодействии с мерами по формированию нравственного, правового, экономического сознания населения. Важно укрепление финансового, экономического контроля, обеспечение неотвратимости установленной законом ответственности за экономические преступления.

В настоящее время эта преступность приобретает все большую общественную опасность, поскольку именно сфера экономики испытывает сегодня настоящий "шквал атак" со стороны представителей криминала.

Экономическая безопасность зависит от выработанной и реализуемой в конкретных действиях политики борьбы с преступностью в целом. Важно обеспечивать экономико-социальную и криминологическую обоснованность такой политики, проводить ее в рамках закона.

Список литературы

1. Есберген Алауханов. Криминология. Учебник. - Алматы. 2008.

2. Кузнецова Н.Ф., Миньковский Г.Н. Криминология. Учебник. .М. 1998 г.

3. Лунеев В.В. Преступность XX века. Мировые, региональные и российские тенденции. - М.: НОРМА, 1997, с.136.

4. Лунеев В.В. Преступность ХХ века. - М.: 1997. - С.257.

5. Мартиросян Н. О. Современные проблемы экономических преступлений // Вопросы современной юриспруденции: сб. ст. по матер. XXXVI междунар. науч.-практ. конф. № 4(36). – Новосибирск: СибАК, 2014.

6. Мишин Г.К. Проблема экономической преступности (опыт междисциплинарного изучения). - М.: ВНИИ МВД России, 1994, С.134.

7. Петров И.Э., Марченко Р.Н., Баринова Л.В. Криминологическая характеристика и предупреждение экономических преступлений. - М.: Академия МВД России, 1995. - С.126.

8. Савин Ю.А. Финансовое право. - М.: Финстатинформ, 1997. - С.160.

9. Форензик - финансовые расследования. Экономические преступления: люди, культура и механизмы контроля // Четвёртый всемирный обзор экономических преступлений - Россия. 2007, с.12.

10. Справочная правовая система «Гарант»

11. Справочная правовая система «Консультант плюс»


Похожая информация.


Общесоциальная профилактика экономической преступности включает следующее: требуется выход из ситуации политического и экономического кризиса, в котором оказалась Россия. Необходимо добиться подъема промышленного и сельскохозяйственного производства, обуздать инфляцию, осуществить переход от «дикого» рынка к цивилизованному, обеспечить добросовестную конкуренцию хозяйствующих субъектов, создать эффективную инфраструктуру рыночной экономики.

К социально-криминологическим мерам предупреждения экономической преступности можно отнести:

1) установление контроля государства за всеми источниками пополнения бюджета, каналами движения и расходования бюджетных средств;

2) проведение закупок товаров, предоставления услуг по государственным заказам через открытые конкурсы, обеспечение открытости в расходовании бюджетных средств;

3) реформирование налоговой системы в целях создания благоприятных условий для частного предпринимательства и активизации инвестиционных процессов;

4) ограничение наличного денежного обращения, перевод всех крупных платежей в банк;

5) разработка и обеспечение функционирования механизма реального контроля над доходами и расходами физических и юридических лиц;

6) усовершенствование системы бухгалтерского учета, аудита и контроля в соответствии с международными обязательствами;

7) усиление государственного регулирования внешнеэкономической деятельности, устранение ее чрезмерной либерализации;

8) осуществление комплекса мер по защите потребительского рынка от проникновения фальсифицированных и некачественных товаров, реальное осуществление монополии на производство алкогольной продукции.

Контрольные вопросы

1. Раскройте понятие экономической преступности.

2. Назовите криминологические признаки экономической преступности.

3. Каковы особенности личности экономического преступника?

4. Назовите факторы современной экономической преступности в России.

5. Раскройте сущность профилактики экономической преступности.

Литература

1. Верин, В.П. Преступление в сфере экономики / В.П. Верин. – М.: Дело, 2003. – 192 с.

2. Кучеров, И.И. Налоги и криминал / И.И. Кучеров. – М.: Прогресс, 2001. – 164 с.

3. Криминология / Под ред. С.Я. Лебедева. – М.: Юнити – Дана, 2007. – 519 с.

15. Имущественная преступность

15.1. Криминологическая характеристика имущественных преступлений

В начале XXI в. в России зарегистрировано 1 млн. 576 тыс. имущественных преступлений. По данным специальной переписи осужденных за преступления против собственности отбывают наказание 60 % всех осужденных.

Самыми распространенными в этой группе преступлений являются хищения (кража, грабеж, мошенничество, разбой), вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон).

В общем количестве имущественных преступлений примерно 74 % составляют кражи. В 2004 г. в РФ зарегистрировано более миллиона краж, темп прироста данных преступлений по отношению к 1999 г. составляет 7,3 %. При этом 70 % краж чужого имущества совершаются в городах и поселках городского типа.

Удельный вес квартирных краж составляет 27 % по отношению к общему числу зарегистрированных краж. Исследования показывают, что по времени суток большая часть (свыше 70 %) квартирных краж совершается в утреннее и дневное время (с 8 до 18 час.). В группе совершается около 15 % краж этого вида.

В последнее время получили большое распространение кража в дачных, садоводческих товариществах и кооперативах. Анализ статистических данных показывает, что к совершению преступлений на дачных и садоводческих участках чаще всего причастны местные жители – 84,5 %, ранее судимые – 43,7 %, несовершеннолетние – 27,5 %. Раскрываемость данных преступлений составляет менее 35 %. Часто регистрируются только кражи, к которым причастны лица, задержанные за совершение других преступлений.

Относительно невысокий процент составляют кражи транспортных средств – 4 %. Более половины уголовных дел, предметом которых является транспорт, составляют угоны. Такое соотношение не случайно и объясняется в первую очередь трудностями в доказывании корыстной цели при завладении автотранспортом.

Мошеннические посягательства на чужое имущество в структуре имущественных преступлений имеют относительно небольшойудель-ный вес – примерно 4,5 %. В 2000 г. количество зарегистрированных мошенничеств уменьшилось на 2,6 % и составило 81470 преступлений. Однако криминалисты указывают на высокую латентность таких преступлений.

Почти половина имущественных преступлений совершается в группе, что в определенной степени объясняется особенностями способа совершения мошенничества. Проще ввести потерпевшего в заблуждение с помощью нескольких лиц, где роль каждого заранее определена.

В 2004 г. было зарегистрировано около 145000 грабежей. Их удельный вес в преступлениях против собственности составляет примерно 8 %. Каждый третий грабеж совершается на улицах, в парках и скверах. Как правило, это безлюдные улицы, глухие дворы и неосвещенные общественные места. В настоящее время участились случаи нападения в подъездах домов и лифтах, а также на шоферов такси и водителей личного транспорта. Преимущественное время совершения этих преступлений – вечернее и ночное.

Удельный вес разбойных нападений в структуре преступлений против собственности составляет примерно 2,2 %. В 2004 г. было зарегистрировано 48500 разбойных нападений. Примерно 80 % разбоев совершается в городах и поселках городского типа, каждое пятое разбойное нападение – на улице. Отмечается рост количества разбойных нападений с применением огнестрельного оружия. Высок процент совершения разбойных нападений в группе – 36 %. Предметом этого вида преступлений чаще всего являются деньги, ювелирные изделия, предметы одежды и т.д. В состоянии алкогольного опьянения совершается 38 % разбойных нападений.

В 2004 г. в стране было зарегистрировано более 15000 вымогательств. Темп прироста по сравнению с 1999 г. составляет 14,1 %. По некоторым оценкам латентность вымогательства достигает 50 %. Вымогательством охватываются почти все виды торговли, бытового обслуживания, перевозки грузов автотранспортом, в значительном размере «челночный» бизнес, мелкое и среднее предпринимательство, жилищно-обменная сфера.

Выбор редакции
Все, кто любит синенькие, должны обратить свое внимание на этот простой рецепт и обязательно приготовить это вкусное кушанье для сытного...

1343 11.07.12 Есть в Италии город Болонья, основанный 510 году до н. э. - кулинарная столица страны. За глаза Болонью называют...

В осенне-зимний период, брокколи — это замечательный продукт для приготовления свежих, но в тот же момент, сытных вегетарианских блюд....

Рецепт приготовления супа с овсяными хлопьями: Куриную грудку промыть и разрезать для удобства на средние куски. Положить курицу в...
ПОДЕЛИЛИСЬ Расклад показывает состояние человека в настоящее время и его ближайшее будущее. Автор расклада - Ляйсан Smaragd. Первая...
Расклад применяется, если надо сделать выбор между двумя или несколькими возможными вариантами. Рассмотрим сначала ситуацию с двумя...
Меню - основа ресторанного бизнеса. Это не просто список блюд, которые подают в заведении, а способ предложить посетителю то, что ему...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...
Вы всё ещё сомневаетесь в своих силах? Отставить все сомнения, пришло время вооружиться уверенностью в себе и двигаться к собственному...