Состоялось заседание патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Патриаршая комиссия РПЦ поддержала декриминализацию побоев в семье


После появления некоторых публикаций в средствах массовой информации в адрес Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства поступают обращения с просьбой прояснить, претерпела ли изменения позиция Комиссии в отношении вопросов, связанных с наказанием за преступления, совершаемые в семейном окружении, и профилактикой подобных преступлений.

В ответ на эти обращения Комиссия считает нужным подчеркнуть, что ее позиция по указанным вопросам была подробно и аргументировано изложена в целом ряде документов, публиковавшихся ею с 2014 года:

  • Позиция Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства по проекту Федерального закона № 600971-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» (опубликована 14.11.2014).
  • Комментарий Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства в связи с обращениями в отношении Федерального Закона «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» (опубликован 07.01.2015).
  • Пояснения в отношении оценки Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства термина «насилие в семье», иных аналогичных терминов и связанных с ними концепций и подходов (опубликованы 25.01.2015).
  • «Не хорошо быть человеку одному…»: православный взгляд на семью и проблемы современности» - документ Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства, подготовленный по поручению Священного Синода для Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (опубликован в январе 2016 года).
  • Резолюция направления «Христианская семья - домашняя церковь» XXIV Международных Рождественских образовательных чтений, содержанием которой Комиссия призвала руководствоваться епархиальные структуры и всех православных христиан в соответствующем официальном обращении (опубликовано 02.04.2016 года с благословения Святейшего Патриарха).
  • Обращение Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства к общественным организациям и политическим деятелям (опубликовано 12.03.2016 года с благословения Святейшего Патриарха).
  • Заявление Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства в связи с принятием новой редакции статьи 116 Уголовного Кодекса РФ (опубликовано 02.07.2016).
  • Официальное разъяснение Комиссии к данному заявлению (от 12.07.2016).

Все позиции Комиссии, изложенные в данных документах, остаются неизменными и полностью сохраняют свое значение. Любые обратные утверждения со стороны средств массовой информации являются ошибочными или недобросовестными .

При этом во избежание ложных трактовок своей позиции, Комиссия считает необходимым напомнить и пояснить следующее:

1. Согласно учению Церкви, семья и брак - это божественное установление . Они «тесно связаны с подлинными достоинством и свободой человека» и «занимают уникальное место в жизни Церкви и всего общества».

«Все народы и цивилизации в истории человечества вели семейный образ жизни, без которого были невозможны их существование и благополучие.

Такие традиционные семейные ценности и элементы семейной жизни как брак, заключаемый исключительно между мужчиной и женщиной, супружеская верность и взаимное уважение супругов, направленность семейной жизни на рождение и воспитание детей, уважение к авторитету и власти родителей в семье, признание их основополагающих прав в воспитании детей, защита семейной жизни от произвольного вмешательства извне - относятся к числу основополагающих норм, вложенных Богом в саму природу человека. Это вечные ценности, признание которых восходит еще к дохристианскому представлению о естественных нравственных нормах, являющихся частью объективной нравственности, не зависящей от внешних обстоятельств. Без уважения к семье и к этим ценностям, без сохранения семейного образа жизни и обеспечения надлежащей защиты семьи невозможно благополучие и подлинное развитие ни одного народа или государства.

Забота о защите брака и семьи, связанных с ними традиционных духовных и нравственных ценностей, богоданных прав родителей - общая задача всех здоровых общественных сил, каждого человека, вне зависимости от его политических или религиозных взглядов».

При этом, однако, «греховная поврежденность человеческой природы затрагивает и омрачает все сферы земной жизни, в том числе и семейные отношения. Хотя опыт поколений и обширные фактические данные свидетельствуют, что основанная на браке семья является одним из наиболее действенных факторов профилактики преступности и защиты от преступных посягательств и противозаконного насилия всех слабейших членов общества - детей, пожилых людей, женщин,- иногда преступные действия направляются и на тех, кто связан с преступником семейными узами. Предоставляя светской власти справедливое преследование совершенного преступления, Церковь в таких случаях стремится в духе любви и молитвы содействовать покаянию виновных и оказать духовную и практическую помощь пострадавшим от преступлений» .

2. Предание Церкви считает недопустимым и греховным поведением физическое насилие между супругами. Святитель Иоанн Златоуст учит: «Для мужа благородного должно быть постыдно бить и даже поднимать руку и на рабыню. Если же для мужа бесчестие бить и служанку, то кольми паче бесчестно подымать руку на жену. Бесчестить, как рабыню, подругу своей жизни, которая давно уже помогает тебе в трудах твоих, не есть ли признак крайнего беззакония? Такого мужа (если только можно назвать его мужем, а не зверем) я ставлю наравне с отцеубийцей и матереубийцей. Ибо если нам заповедано оставлять ради жены отца и матерь, то не крайнее ли безумие оскорблять ту, для которой Бог повелел оставлять даже родителей? Но одно ли безумие это? А бесславие, происходящее от сего? Какое слово в состоянии даже выразить то, когда вопли и стенания жены разносятся по улицам, и когда соседи и прохожие сбегаются к дому того, кто делает такое бесчестие, как бы к жилищу некоего зверя, который в своем логовище пожирает свою добычу? Лучше было бы, если бы земля поглотила такого нечестивца, нежели ему опять показываться среди добрых людей!» .

Святые Отцы учат, что христианские супруги призваны строить свою семейную жизнь на взаимной любви, терпеливо переносить слабости друг друга и избегать действий, которые могут подтолкнуть кого-либо к совершению греха. Св. Иоанн Златоуст особо призывает мужей, как главенствующих в семье, терпеливо переносить недостатки своих жен: «Когда в доме случится что-либо неприятное оттого, что жена твоя сделала ошибку, утешай ее, а не увеличивай печали. Хотя бы ты все потерял, но нет ничего прискорбнее, как раздор с женой. Посему-то любовь к ней должна быть для тебя драгоценнее всего. Если каждый из нас должен «друг друга тяготы носити» (Гал. 6:2 ), то тем более муж обязан так поступать с женой» .

Физическое насилие между супругами - как в отношении жены со стороны мужа, так и со стороны жены в отношении мужа - отвратительно и недопустимо. Если кто-либо из супругов, призванных любить и уважать друг друга, совершает вместо этого реальные преступные действия, направленные на причинение вреда спутнику своей жизни и самому дорогому человеку, государство может, а нередко и должно преследовать такие действия по закону наряду с любыми иными преступлениями .

«Вместе с тем, Церковь выступает против попыток в связи с подобными трагическими случаями дискредитировать семью, брак и домашний очаг, представив их в виде потенциального источника угрозы и насилия. Семья была и остается наиболее безопасным для человека житейским окружением, а трагические отклонения от этой нормы являются результатом отхода от подлинных нравственных и духовных основ семейной жизни и отношений между людьми. Церковь предостерегает от попыток оправдать подобными случаями введение законодательных оснований для широкого вмешательства в семейную жизнь. Семейные отношения имеют глубоко личную и нравственную природу, а потому не могут и не должны всецело регулироваться законодательно. Путь к предотвращению трагических ситуаций в семьях лежит не через расширение вмешательства закона в семейную жизнь, а через нравственное возрождение общества» .

3. Как уже не раз поясняла Патриаршая комиссия, она также «выступает категорически против причинения детям какого-либо вреда. Действия, наносящие детям вред, недопустимы, вне зависимости от того, преследуются ли они по закону. Не может быть оправдано и является тяжелым грехом сознательное причинение вреда здоровью, психике, нравственному состоянию ребенка, особенно когда его причиняют те, от кого ребенок зависит, кому он доверяет и от кого вправе ожидать защиты и заботы» .

При этом Комиссия сочла и по-прежнему считает нужным уточнить: «Однако ни христианское вероучение, ни здравый смысл, ни правовая логика не позволяют приравнивать к подобным преступным или злонамеренным деяниям действия родителей, которыми движет любовь к ребенку, забота о его земном и духовном благе, стремление удержать его от опасных для него дурных поступков или защитить от их последствий. Опыт поколений показывает, что в некоторых случаях такие действия родителей могут включать и применение физического наказания. Если при этом родителями руководит забота о ребенке, его настоящем и будущем, они действуют разумно и без крайностей, не причиняют здоровью ребенка и его личности никакого реального вреда - нет никаких оснований ставить знак равенства между такими действиями и злонамеренной преступной агрессией, подвергать в этой связи родителей какому-либо преследованию» .

Недопустимы гиперопека в отношении семьи со стороны государства, необоснованное вмешательство государства в воспитание детей их родителями, презумпция недоверия в отношении семьи и криминализация нормального родительского поведения.

4. Вопрос о том, как именно будут преследоваться по закону те или иные действия, справедливо и обоснованно считающиеся преступными и недопустимыми, относится к компетенции государственной власти .

При этом Комиссия убеждена, что, решая подобные вопросы, государственная власть всегда должна учитывать деликатную природу семейных отношений, избегая избыточного и необоснованного вмешательства в семейную жизнь. Серьезные преступления должны серьезно наказываться, независимо от того, соединен ли преступник с жертвой родственными и семейными узами. Вместе с тем, в случае супружеских конфликтов, не связанных с причинением реального вреда или ущерба здоровью, целесообразно оставить супругам свободу решать, будут ли они обращаться за защитой к государству или предпочтут урегулировать ситуацию между собой.

Что касается отношений между родителями и детьми, то Комиссия, поддерживая борьбу с реальными преступлениями против детей, кем бы они ни совершались, продолжает считать необходимым «исключить из российского законодательства любую возможность уголовного или иного преследования родителей за разумное и умеренное использование физических наказаний в воспитании детей, не причиняющее вреда их здоровью» . В частности, Патриаршая комиссия категорически не поддерживает попытки возвратить в Уголовный кодекс норму, предполагающую возможность уголовного преследования родителей в случае любого использования ими в воспитании детей физических наказаний.

С учетом сказанного, Комиссия считает шагом в правильном направлении решение законодателей, которые, следуя требованиями общественности, в 2017 году исключили из ст. 116 («Побои») Уголовного кодекса РФ поправку, целенаправленно и необоснованно криминализующую семейные и родственные связи, которая была внесена туда полугодом ранее под влиянием антисемейного лобби.

Однако у Комиссии вызывает серьезную озабоченность пропаганда, основанная на преднамеренном искажении фактов, которая ведется рядом НКО и ложно представляет это решение законодателей как «декриминализацию домашнего насилия» .

Пропаганда такого рода сознательно вводит общественность в заблуждение, поскольку в реальности все серьезные преступления в семейном окружении продолжают преследоваться в уголовном порядке. При этом административное наказание, предусмотренное для хулиганов и дебоширов, наносящих кому-либо побои, существенно не отличается от ранее назначавшегося уголовного, а привлечь виновного к ответственности стало заметно проще. В такой ситуации намерения и мотивы тех, кто пытается изменить законодательную ситуацию, вернув ее в прежнее состояние, вызывают серьезные и обоснованные вопросы.

5. Комиссия, как и прежде, категорически возражает против использования в правовом поле и введения в законодательство терминов и понятий, не отражающих реальную криминологическую ситуацию и по своему происхождению связанных с радикальными антисемейными идеологиями, а также любых основанных на них подходов .

«Необходимо учитывать, что зачастую в законодательство, практику социальной работы и общественной деятельности под видом нейтрального профессионального или научного инструментария внедряются понятия и подходы, тесно связанные с теми или иными ложными идеологиями, несовместимыми с христианской верой и объективными нравственными ценностями. Зачастую такие понятия сознательно используются для разрушения брака, семьи, традиционной культуры семейной жизни и семейных ценностей. С этой целью, к примеру, сегодня широко применяют такие понятия, как «гендер», «гендерная идентичность», «гендерные стереотипы», «гендерное равенство», «семейное насилие», «домашнее насилие», «сексуальные и репродуктивные права», «репродуктивный выбор», «планирование семьи», «регулирование рождаемости» и т.п.» .

В частности, у Комиссии вызывают серьезную тревогу попытки лоббировать принятие и ратификацию в России т.н. «Стамбульской конвенции» («Конвенции Совета Европы о предупреждении и борьбе с насилием в отношении женщин и домашним насилием»). Указанный международный документ, прикрываясь благими целями, вводит в законодательное поле целый ряд опасных для семьи и общества понятий и подходов, основанных на т.н. «гендерной идеологии» и взглядах радикального феминизма, имеющих ярко выраженную антисемейную направленность. С возражениями против воплощения в жизнь этого документа уже выступали многие христианские общины в различных странах Европы, в том числе Болгарская Православная Церковь , многочисленные гражданские структуры, защищающие семью. Резкие протесты против подписания и ратификации этой Конвенции звучат и в России - как со стороны просемейных общественных объединений, так и со стороны граждан, письма которых на эту тему поступают в нашу Комиссию. Вызывают озабоченность и иные попытки внедрения т.н. «гендерной идеологии» в российскую практику на законодательном, политическом и практическом уровнях.

В этой связи считаем уместным напомнить всем слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Так называемая гендерная идеология под видом установления равенства доходит до отрицания данного Богом природного, объективного различия между мужчиной и женщиной. Утверждается, что родительская власть, необходимая для воспитания детей, должна уступить место крайне широко и не всегда верно понимаемым правам ребенка. Однако, отрицая семью, эти идеологии отрицают саму природу человека» .http://pk-semya.ru/images/news/sbornik2.pdf

Охрана материнства и детства в РФ, понятие, содержание. Номенклатура учреждений, управление (РФ, область, город, р-н). Основные проблемы ОМД в РФ.

Показатели здоровья женщин и детей являются наиболее чувствительным индикатором социально-экономического развития общества. Деятельность государственной системы охраны материнства и детства направлена на реализацию комплекса социально-экономических и лечебно-профилактических мер по оптимизации образа жизни в семье, укреплению здоровья женщин и детей, обеспечению условий нормальной жизнедеятельности. Комплекс мероприятий должен быть направлен на:

Обеспечение гарантий гражданских прав женщин и мер поощрения материнства;

Разработку и обеспечение законодательных актов о браке и семье;

Охрану женского труда и трудовой деятельности подростков;

Государственную материальную и социальную помощь семьям, имеющим детей;

Гарантирование системы обучения и воспитания детей в нормальных условиях, не нарушающих их здоровья;

Качественную, гарантированную и доступную медико-социальную помощь.

В системе охраны материнства и детства различают 6 этапов оказания профилактической и лечебной помощи: 1) оказание помощи женщине вне беременности, подготовка ее к материнству, совершенствование работы женских консультаций, центров “Брак и семья”, генетических центров и др.; 2) комплекс мероприятий по антенатальной охране плода в женских консультациях, отделениях патологии беременности, специализированных отделениях и др.; 3) интранатальная охрана плода и рациональное ведение родов; 4) охрана здоровья новорожденного, организация правильного вскармливания, создание оптимальных условий для физического развития; 5) охрана здоровья ребенка в дошкольный период, обеспечение условий для оптимального физического развития, создание нужного иммунологического статуса; 6) охрана здоровья детей школьного возраста.

Среди основных медико-социальных и правовых актов охраны материнства и детства следует выделить закон РФ “О дополнительных мерах по охране материнства и детства” (04.04.92 г.), который предусматривает продолжительность отпуска по беременности и родам в 70 календарных дней до родов и 70 дней после родов, а в случаях осложненных родов - 86 дней, при рождении 2 детей и более - 110 дней. Введено единовременное пособие (50% от минимального размера оплаты труда) дополнительно к пособию по беременности и родам.

Постановлением Верховного Совета РФ от 01.10.90 г. “О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе” женщинам устанавливаются ежегодные отпуска не менее 28 календарных дней, гарантирована 36-часовая рабочая неделя, предусмотрены гигиенические и социально-правовые нормативы работы на опасных видах производства.

Указ Президента “О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения” (№ 468 от 20.04.93 г.) предусматривает комплекс государственных мер по охране материнства и детства. Основные законодательные акты по здравоохранению, труду, социальной поддержке и др. создают предпосылки к укреплению здоровья женщин и детей.

Трудовые льготы женщинам в связи с материнством гарантирует трудовое законодательство, запрещающее труд женщин на тяжелых и вредных для ее здоровья и здоровья будущего ребенка производствах (список отраслей промышленности периодически пересматривается). Расширены льготы работающим беременным женщинам и имеющим малолетних детей: режим неполного рабочего времени, возможность выполнения работы на дому, получение дополнительного отпуска без сохранения содержания, привлечение к сверхурочным работам и направление в командировку только с согласия женщины, увеличение оплачиваемого периода по уходу за больным ребенком.

В соответствии с приказом МЗиМП Российской Федерации № 206 от 19.10.94 г. при амбулаторном лечении ребенка в возрасте до 7 лет листок нетрудоспособности выдается одному из родителей на весь период заболевания или до наступления ремиссии - в случае обострения хронического заболевания. При заболевании ребенка старше

7 лет листок нетрудоспособности выдается на срок до 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока. При стационарном лечении ребенка до 7 лет больничный лист выдается родителю на весь срок лечения ребенка. При лечении в стационаре ребенка старше 7 лет листок нетрудоспособности выдается после заключения экспертной комиссии о необходимости осуществления ухода за ребенком.

Охрана материнства и детства обеспечивается широкой сетью лечебно-профилактических учреждений, женских консультаций, детских поликлиник, родильных домов, детских больниц, дошкольных учреждений, санаториев. Профилактическая, лечебная и реабилитационная помощь матери и ребенку гарантируется законодательством. Закон предоставляет женщине право самой решать вопрос о материнстве.

В последнее время вышел ряд постановлений, направленных на улучшение материального положения малообеспеченных семей (многодетные семьи, семьи с одним родителем или опекунами и др.); увеличен отпуск без сохранения содержания по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет (дополнительный отпуск засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности). Комплексными программами охраны здоровья предусматривается интеграция деятельности государственных, ведомственных служб и медицинских учреждений по охране здоровья женщин и детей. Основная задача учреждений по охране материнства и детства - снижение материнской и младенческой смертности, заболеваемости детей, достижение высокого уровня здоровья в различные периоды их развития.

47. Организация и управление акушерско-гинекологической помощью женщинам (РФ, область, город, р-н). Родильный дом, структура, задачи.

Основными учреждениями, оказывающими акушерско-гинекологическую помощь, являются: родильные дома и женские консультации, которые могут быть и в составе поликлиники.

Основными задачами родильного дома (родильного отделения больницы) являются: оказание квалифицированной стационарной медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде; оказание квалифицированной стационарной помощи женщинам, имеющим гинекологические заболевания; обеспечение наблюдения и ухода за здоровыми новорожденными, оказание квалифицированной медицинской помощи заболевшим и недоношенным новорожденным в период их пребывания в родильном доме; сан.просвет.работа.

В зависимости от числа коек родильные дома делятся по мощности на 7 категорий. Стационар родильного дома имеет следующие подразделения: 1) приемно-пропускной блок; 2) родовые отделения; 3) послеродовое физиологическое (первое) акушерское отделение - 50 - 55% акушерских коек; 4) обсервационное (второе) акушерское отделение - 20 - 25% акушерских коек; 5) отделение патологии беременности - 25-30% акушерских коек; 6) отделение (палаты) для новорожденных в составе первого и второго акушерских отделений; 7) гинекологическое отделение.

Приемно-пропускной блок родильного дома состоит из двух изолированных друг от друга отделений. Одно предназначено для женщин, поступивших для прерывания беременности, и гинекологических больных, другое - для приема рожениц (приемно-смотровой блок). Приемно-смотровой блок имеет один фильтр и две смотровые для приема рожениц в первое (физиологическое) акушерское отделение и во второе (обсервационное) акушерское отделение. Фильтр предназначен для разделения женщин на два потока: с нормальным течением беременности, направленных в первое акушерское отделение, и женщин, представляющих эпидемическую опасность для окружающих и направленных в обсервационное отделение.

Родовое отделение должно иметь предродовые палаты (10-12% от общего числа коек в отделении), родильные залы (число родильных коек должно составлять 6-8% от всего числа коек в отделении), комнаты обработки новорожденных, смотровую, санитарную комнату, подсобные помещения для обработки клеенок и суден, временного хранения грязного белья, уборочного маркированного инвентаря.

Обсервационное отделение (приемно-смотровое помещение, родовое отделение, послеродовые палаты, палаты для новорожденных, санитарные узлы и пр.) обеспечивают и оснащают необходимым оборудованием, как и физиологическое отделение. Родильница во время пребывания в обсервационном отделении кормит ребенка в стерильной маске. Маску меняют перед каждым кормлением. Порядок работы в этом отделении аналогичен порядку работы в физиологическом отделении. Каждое послеродовое отделение (физиологическое или обсервационное) должно иметь отдельную комнату для сбора, пастеризации и хранения грудного молока. Комната должна быть оборудована электрической или газовой плитой, двумя столами (для чистой и использованной посуды), холодильником, медицинским шкафом, баками или ведрами для сбора и кипячения посуды. Выдачу молока новорожденным производят по требованию детских отделений.

Отделения новорожденных организуются при первом и втором акушерских отделениях. Они должны быть изолированы от всех других отделений родильного дома. Палаты для новорожденных заполняют строго циклически. Пеленальные столы должны иметь легко обрабатываемую поверхность, палаты оснащаются бактерицидными облучателями.

Гинекологические отделения родильных домов бывают трех профилей: для больных, нуждающихся в оперативном лечении; для больных, нуждающихся в консервативном лечении; для прерывания беременности. В структуру отделения должны входить: свое приемное отделение, перевязочная, манипуляционная, малая и большая операционные. В крупных городах одно из отделений должно иметь палаты (отделение) для девочек с гинекологическими заболеваниями.

Противоэпидемический режим. Основной особенностью родовспомогательных учреждений является постоянное пребывание в них высокочувствительных к инфекциям новорожденных и женщин в послеродовом периоде. Поэтому в родовспомогательном учреждении должен проводиться специальный комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, включающий: своевременное выявление и изоляцию рожениц, родильниц и новорожденных с гнойно-септическими заболеваниями; своевременное выявление носителей инфекции и их санацию; применение высокоэффективных методов обеззараживания рук медицинского персонала и кожи операционного поля; пастеризацию грудного молока; организацию централизованной стерилизации белья, перевязочного материала, инструментов, шприцев; использование методов и средств дезинфекции для обработки различных объектов внешней среды (постельные принадлежности, одежда, обувь, посуда и др.).

Один раз в квартал проводятся осмотр и обследование персонала на носительство золотистого стафилококка. Персонал ежедневно перед выходом на смену принимает гигиенический душ и проходит врачебный осмотр (термометрия, осмотр зева и кожи). Работники родильного дома обеспечиваются индивидуальными полотенцами, шкафчиками для одежды. Санодежду меняют ежедневно, при возникновении внутрибольничных инфекций 4-слойные маркированные маски меняют каждые 4 ч.Акушерские стационары закрывают для полной дезинфекции не реже 1 раза в год.

Методики вычисления показателей деятельности родильного дома и деятельности больницы одинаковые. При анализе этих показателей следует помнить, что акушерская койка должна работать в городе 300 дней, в сельской местности - 280 дней, а гинекологическая - в среднем 330-340 дней в году. Среднее число дней пребывания больной на койке составляет в акушерском отделении - 9,7, гинекологическом - 6,5.

48. Женская консультация, структура, задачи. Участковый принцип и диспансерный метод в работе жен.консультации. Роль стом.обслуживания беременных в профилактике перинатальной, младенческой и материнской смертности.

Женская консультация является основным лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим женщинам амбулаторную акушерско-гинекологическую помощь. Основными задачами женской консультации являются:

Проведение профилактических мероприятий, направленных на предупреждение осложнений беременности, родов, послеродового периода, гинекологических заболеваний;

Оказание лечебно-гинекологической помощи на уровне последних достижений в диагностике и лечении;

Консультации по вопросам контрацепции и профилактики абортов;

Санитарно-просветительная работа по формированию здорового образа жизни;

Оказание социально-правовой помощи женщинам в соответствии с законодательством по охране материнства и детства;

Обеспечение преемственности в обследовании и лечении беременных, родильниц и гинекологических больных.

Женская консультация осуществляет свою работу по участковому принципу (1 должность акушера-гинеколога на 6000 человек взрослого населения или на 3300 женщин старше 15 лет). Нагрузка акушера-гинеколога на амбулаторном приеме составляет 5 женщин в час, продолжительность рабочего дня - 6,5 ч при 5-дневной рабочей неделе. Функция врачебной должности акушера-гинеколога - от 7000 до 8000 посещений консультации здоровыми женщинами, беременными и гинекологическими больными в год.

В последние годы создаются центры “Брак и семья”, которые оказывают лечебно-профилактическую и консультативную помощь при заболеваниях и состояниях, вызывающих нарушение семейно-брачных отношений; при нарушениях репродуктивной функции; при психологических конфликтах и нарушениях внутрисемейного общения; при сексуальных нарушениях (их профилактика); проводят медико-генетические обследования семей с наследственной патологией.

Основными структурными подразделениями современной женской консультации являются: регистратура; кабинеты участковых акушеров-гинекологов; кабинеты по профилактике беременности, по психопрофилактической подготовке к родам; физиотерапевтический кабинет; манипуляционная; кабинеты терапевта, онкогинеколога, венеролога, стоматолога; социально-правовой кабинет; комната молодой матери; операционная; эндоскопический кабинет и цитологическая лаборатория; клинико-диагностическая лаборатория; кабинет функциональной диагностики; рентгеновский кабинет; кабинет для административно-хозяйственных нужд.

Разделы работы женской консультации соответствуют основным разделам деятельности участкового акушера-гинеколога. При организации медицинской помощи беременным важным является своевременное (до 3 месяцев) взятие их на учет, динамическое наблюдение за их здоровьем. При нормальном течении беременности женщине рекомендуется посетить консультацию через 7-10 дней после первого обращения, а затем посещать врача 1 раз в месяц в первую половину беременности, после 20 недель беременности - 2 раза в месяц, после 32 недель - 3-4 раза в месяц.

Каждая женщина в период беременности должна быть осмотрена стоматологом при первичной явке, и далее – по показаниям.

Все данные опроса и клинико-лабораторных исследований, а также рекомендации и назначения должны записываться врачом в “Индивидуальную карту беременной и родильницы” при каждом посещении и подписываться им. Индивидуальные карты беременных хранятся в кабинете акушера-гинеколога в картотеке. В картотеке должны быть еще 3 отдельные ячейки для карт: родивших; подлежащих патронажу женщин; госпитализированных беременных. В целях информации акушерского стационара о состоянии здоровья женщины, особенностях течения у нее беременности врач женской консультации выдает каждой беременной при сроке беременности 32 недели “Обменную карту родильного дома”. Данные последующих осмотров и исследований заносятся в карту при каждом ее посещении женской консультации

49. Организация лечебно - профилактической помощи детскому населению

Удельный вес детского населения достигает 14%. Дети – это лица в возрасте от 0 до 14 лет включительно (14 лет, 11 месяцев, 29 дней). Это – приоритетное направление в организации мед. помощи. Младенческая смертность – это смертность до 1 года на 100 родившихся. Заболеваемость у детей в 2 раза выше, чем у взрослых. Хотя младенческая смертность уменьшается, удельный вес в её в общей смертности остаётся высоким. Россия занимает 52 – 54 место в Мире по младенческой смертности. Удельный вес её в общей смертности составляет 205.

Причины младенческой смертности:

1.острое расстройство пищеварения

2.пневмония

3.заболевания ВДП

4.острые детские инфекции

Основная причиной младенческой смертности заключается в неблагоприятных условиях вскармливания и ухода за грудными детьми. Смертность ребёнка надо рассматривать как ЧП для ЛПУ. Одна из основных задач органов и учреждений лечебно – профилактической помощи детям – уменьшение младенческой смертности.

Основными учреждениями охраны здоровья детей являются:

1.многопрофильные детские больницы

2.детские поликлиники

3.детские отделения взрослых поликлиник

4.детские отделения многопрофильных больниц для взрослых

5.специализированные детские больницы и учреждения

6.дома ребёнка

7.дошкольные учреждения

8.детские дома

В городах основными учреждениями являются городские поликлиники. В селе за оказание медицинской помощи детям отвечает акушерка на ФАПе., в участковой больнице на 35 коек есть врач – педиатр, в ЦРБ есть поликлиническое отделение для детей и детское отделение в стационаре и районный педиатр. Всю помощь детям в области возглавляет Областная больница.

Раньше были детские консультации (до 3-х лет) и детские поликлиники, т.е. микро – и макропедиатр. Сейчас действует принцип единого педиатра

11. Права семьи, баременных и матерей в области охраны злоровья граждан

Каковы права граждан в области охраны здоровья членов семьи?

В целях охраны здоровья членов семьи, граждане Российской Федерации имеют право:

По медицинским показаниям на бесплатные консультации по вопросам планирования семьи, наличия социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, на медико-генетические и другие консультации в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения;

На выбор семейного врача (по договоренности всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи);

Семьи, имеющие детей (в первую очередь: неполные, воспитывающие детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей), имеют право на льготы, установленные законодательством в области охраны здоровья;

В интересах лечения ребенка, члену семьи, осуществляющему уход за ним, предоставляется право находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания, независимо от возраста ребенка;

На пособие по уходу за больным ребенком и при карантине (для детей в возрасте до 7 лет пособие выплачивается за весь период лечения или карантина, для детей в возрасте от 7-15 лет пособие выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока).

Каковы права беременных женщин и матерей в области охраны здоровья?

Каждая женщина в период беременности имеет право на работу в условиях, отвечающих ее физиологическим особенностям и состоянию здоровья;

В период беременности, во время и после родов каждая женщина обеспечивается специализированной медицинской помощью в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения;

Женщина в период беременности и в связи с рождением ребенка, а также во время ухода за больными детьми в возрасте до 15 лет имеет право на получение пособия и оплачиваемого отпуска.

Размеры государственных пособий устанавливаются в соответствии с Законом Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» (принят 19.05.95 г.) и Положением «О порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей» (Постановление Правительства Российской Федерации от 04.09.95 г. N 883);

Государство гарантирует беременным женщинам, кормящим матерям, а также детям в возрасте до 3-х лет полноценное питание, в т.ч. в случае необходимости, обеспечение их продуктами через специализированные пункты питания и магазины по заключению врачей.

12.Права несовершеннолетних в области охраны здоровья.

В интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на:

Диспансерное наблюдение и лечение в детской и подростковой службах;

Медико-социальную помощь и питание на льготных условиях;

Санитарно-гигиеническое образование, обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов;

Бесплатную медицинскую консультацию при определении профессиональной пригодности;

Получение необходимой информации о состоянии здоровья в доступной для них форме.

Несовершеннолетние с недостатками физического и психического развития по заявлению родителей или лиц, их заменяющих, могут содержаться в учреждениях системы социальной защиты за счет средств бюджетов всех уровней, благотворительных или иных фондов, а также за счет средств родителей или лиц, их заменяющих.

Государственная система охраны материнства и детства: забота о здоровье женщин, детей, гарантии гражданских прав женщины-матери и прав ребенка, охрана женского труда и труда подростков, соц страхование беременной женщины и женщины-матери, материальная поддержка материнства и детства (денежные пособия, материальные льготы), общественное воспитание и обучение детей и подростков, леч-профилактическая помощь женщинам и детям.

Денежные пособия: по соц страхованию, многодетным матерям, матерям-одиночкам, на рождение ребенка, в мало обеспеченных семьях, на детей военнослужащих, частичная оплата отпуска до достижения ребенком года.

Учреждения охраны материнства и детства: перинатальный центр;родильный дом;женская консультация, центр планирования семьи и репродукции; центр охраны репродуктивного здоровья подростков; дом ребенка, в том числе специализированный; молочная кухня.

Основные учреждения: женская консультация - является государственным или муниципальным лечебно-профилактическим учреждением, которое оказывает квалифицированную амбулаторную акушерско-гинекологическую помощь женщинам вне беременности, во время беременности и в послеродовой период (раннее выявление беременных и постановка на учет, оказание леч-профил помощи, психопрофил подготовка, снижение материнской смертности, мертворождения, профил недонашиваемости, профил и леч гинекол заб, предупрежение абортов, гигиен воспитание женщин), родильный дом.

Своевременное поступление в женской консультации позволяет полноценно обследовать женщину, определить риск для плода при наличии экстрагенитальной или акушерской патологии и отягощенном акушерском анамнезе, своевременно скоррегировать имеющиеся патологические состояния матери и плода, наметить тактику наблюдения женщины в следующие сроки беременности, а также правильно определить срок декретного отпуска.

Леч-профил. помощь детям: сеть детских больниц, поликлиник (организация и проведение прививок, диспансеризация, работа с родителями – режим кормления, прикорм, работа с педагогами), санатории, лагеря, ясли, дет сады, дома ребенка, дет стомат поликлиниками, в школах, ПТУ.

10 марта 2016 г. в Москве в Сергиевском зале Храма Христа Спасителя состоялось заседание Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства. На заседании были рассмотрены результаты работы Комиссии за истекший период, в частности, говорилось об исполнении поручения Священного Синода Русской Православной Церкви [Журнал № 105 заседания Священного Синода от 23.10.2014, п. 4] и основных приоритетных направлениях дальнейшей работы Комиссии и общецерковной работы в данной сфере. Были рассмотрены и одобрены Обращения Комиссии к общественным организациям и политическим деятелям и к епархиальным комиссиям и ответственным за семейное служение о необходимости усиления общественного служения православных христиан в сфере заботы о семье. Также был рассмотрен вопрос о деятельности Церковно-общественного совета по биомедицинской этике.

В совещании принял участие протоиерей Александр Зайцев, назначенный ответственным по вопросам защиты семьи в Юго-Западном викариатстве г. Москвы.

Протоиерей Димитрий Смирнов, председатель Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства сказал о том, что семья - это основа общества, опора государства, человеческий фундамент Церкви. Необходимо остановить кризис семьи, содействовать возрождению семьи и пониманию ценности рождения детей и жизни каждого ребенка с момента зачатия. «Семья по своей природе - колыбель жизни, и нельзя превращать ее в фабрику смерти», - подчеркнул отец Димитрий, назвав ситуацию с абортами национальной катастрофой России, которая остается одним из мировых лидеров в области убийства нерожденных детей. Печально, что до сих пор не реализовано сделанное Святейшим Патриархом Кириллом предложение о выведении абортов из системы ОМС. «Безнравственно народными средствами оплачивать уничтожение будущего самого народа и нашего государства», - добавил священник.

Также он сказал о распространении химических абортов, гормональной контрацепции с абортивным механизмом, о процедурах ЭКО, которые сопровождаются гибелью нерожденных детей. На миллиарды рублей, которые ежегодно идут из бюджетов на ЭКО, можно построить дома для тысяч многодетных семей. Тревожит ежегодное снижение числа браков и рост количества разводов, в т.ч. среди молодежи. Более половины браков заканчивается разводом. До 90% мужчин не платят алименты брошенным женщинам с детьми.

«К сожалению, - сказал о. Димитрий, - мы сталкиваемся сегодня с активной пропагандой, прямо направленной против семьи и брака. В частности, наше общество столкнулось с небывалым ростом спекуляций на тему семейного насилия, говорящих о семейном насилии, о семье как источнике угрозы». «Это подрывная работа, направленная на разрушение семьи как основы российского общества и государства. Но семья, наоборот, является наиболее безопасным местом для детей, женщин, пожилых людей», - подчеркнул глава Комиссии, напомнив о проблеме ювенальной юстиции. Русская Православная Церковь считает приоритетными права родителей, а не государства в деле воспитания детей.

Очень важными задачами являются подготовка к браку, к таинству венчания, организация на приходах семейных клубов и родительских центров, работа с духовенством, которое должно знать, в частности, о проблемах биоэтики и новых репродуктивных технологиях. О кризисе семьи шла речь в ходе встречи Святейшего Патриарха с главой Римско-Католической Церкви. Видение этих проблем и подходы к ним у православных и католиков во многом совпадают. В деле защиты семьи, жизни, естественных нравственных норм самоизоляция недопустима и невозможна. Но практическое сотрудничество не должно вести к каким-либо вероучительным уступкам или отклонениям. «Нам предстоит большая работа и на Всемирном Русском Народном Соборе, и на X Всемирном Конгрессе Семей, который в этом году пройдет в Тбилиси», - сказал отец Димитрий. В преддверие Великого поста он призвал всех через таинство покаяния изменить парадигму самоуничтожения на парадигму сохранения жизни.

Секретарь Комиссии Сергей Александрович Иваненко доложил о результатах работы Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства за истекший период. Основные цели и задачи деятельности Комиссии - популяризация семейных ценностей в целях укрепления духовных и нравственных основ общества, обсуждение актуальных вопросов в сфере защиты и поддержки семьи, материнства и детства, формирование политики Русской Православной Церкви по актуальным вопросам в сфере защиты и поддержки семьи. В 112 епархиях, включая викариатства Москвы, назначены ответственные клирики по работе с семьей.

Была отмечена положительная роль Комиссии в развитии государственно-общественного диалога. Положительным образцом сотрудничества Церкви, общественных сил и государства в сфере заботы о семье является содействие Комиссии общественному обсуждению двух важных правительственных документов - Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 25.08.2014 г. № 1618-р) и Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 года № 996-р). В результате диалога экспертов Комиссии с разработчиками этих важных документов они были существенно усовершенствованы. В документах в явной форме нашли отражение некоторые фундаментальные принципы, без которых невозможна плодотворная, созидательная государственная семейная политика.

При участии Патриаршей комиссии в 2015 году в Общественной Палате РФ были проведены четыре Круглых стола: 1) «Семейные клубы и родительские сообщества - неформальное образование в области семейной культуры и семейных ценностей», 2) «Роль системы образования в подготовке молодёжи к созданию семьи и укреплении традиционных семейных ценностей», 3) «Как помочь развитию семейного образования: роль семейных объединений и школ в развитии семейного образования, необходимость государственной поддержки», 4) «Традиционные семейные ценности в системе высшего образования». Через Общественную Палату РФ одобренные рекомендации по итогам круглых столов направлены в органы государственной власти.

Участники заседания получили изданные Комиссией четыре сборника материалов, посвященных защите семьи и жизни, вопросам биоэтики.

Епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению, рассказал о социальной деятельности Русской Православной Церкви в деле поддержки многодетных и неполных семей, беременных женщин и молодых матерей с детьми.

На Заседании выступил Павел Алексеевич Астахов, уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка, с докладом «Современные вызовы и угрозы традиционным нравственно-духовным и семейным ценностям России».

Он предложил разработать и ввести в образовательные стандарты учебный курс, посвященный воспитанию детей в духе традиционных российских духовно-нравственных и семейных ценностей (например, «Семьеведение»), исключить возможность проникновения в образовательные программы курсов сексуального просвещения детей, а также предложил использовать все гуманитарные курсы в школе для популяризации среди несовершеннолетних ценности семьи, материнства, отцовства и детства, уважительного и бережного отношения к человеческой жизни, в том числе жизни нерожденного ребенка.

Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета сказал о необходимости поддержки многодетной семьи. В России, где с каждым годом наблюдается колоссальная убыль многодетных семей, необходимо создать положительный образ счастливой многодетной семьи. «Нужна пропаганда такой семьи. Мы в своем приходе помогаем многодетным семьям получать квартиры, даем льготы по оплате школы. Наши многодетные семьи живут лучше всех», - сказал отец Владимир.

В ходе заседания Комиссии также выступили со своими сообщениями и предложениями члены Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Лев Махно, заведующий кафедрой теологии Тульского государственного университета, протоиерей Максим Обухов, руководитель информационного отдела Комиссии, Силуянова И. В., заведующая кафедрой биомедицинской этики Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н.И. Пирогова.

В этом заседании также приняли участие протоиерей Дмитрий Рощин, руководитель управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Лаврова Н.Ю., руководитель Управления по реализации Всероссийской программы «Святость материнства», клирики, назначенные в Москве и Московской области ответственными за пастырскую работу по семейной тематике: протоиерей Кирилл Каледа от благочиния ставропигиальных приходов и патриарших подворий Московской области, протоиерей Виталий Ткачев от викариатства Новых территорий г. Москвы, протоиерей Александр Краля от Московской (областной) епархии, представители викариатств города Москвы: протоиерей Андрей Речинский (Центральное викариатство), протоиерей Александр Зайцев (Юго-Западное), протоиерей Александр Березовский (Северное), протоиерей Михаил Мелешко (Северо-Восточное), священник Тимофей Куропатов (Южное), священник Сергий Сиротин (Юго-Восточное), приглашенные председатели епархиальных отделов по вопросам семьи, защиты материнства и детства: протоиерей Александр Дягилев (Санкт-Петербург), протоиерей Михаил Бень (Барнаул), священник Иоанн Золотавин (Ростов-на-Дону), священник Дмитрий Ваулин (Екатеринбург), а также сотрудники Патриаршей Комиссии.

На круглом столе Общественной палаты РФ, где подводились итоги принятия закона о декриминализации побоев, доклад «Проблема криминализации наказаний в семье».

По мнению патриаршей комиссии, отмена уголовного наказания за первичные побои - это «победа гражданского общества над кулуарным лоббизмом и узкими, недобросовестными групповыми интересами». Публичное порицание домашнего насилия авторы доклада считает деятельностью, направленной на разрушение семьи и общества.

Некоммерческие организации, работающие с проблемой домашнего насилия, патриаршая комиссия называет спекулянтами: «Они манипулятивно спекулируют темами так называемого «домашнего» или «семейного насилия», необходимости постоянно защищать ребенка от его собственных родителей, противопоставляют ложно понимаемые права детей традиционным семейным ценностям и правам родителей, которые веками не подвергались сомнению».

Доклад без сочувствия

Позицию патриаршей комиссии раскритиковал в Facebook Виктор Судариков, ответственный редактор портала «Православие и мир». В беседе с ТД он отметил, что в своем докладе комиссия отрицает сам факт домашнего насилия.

«Я - православный человек и поэтому внимательно отношусь ко всему, что говорится от имени православной церкви. В докладе нет сочувствия к тем, кто пережил насилие, а сама проблема домашнего насилия отрицается. О насилии с пренебрежением говорят «так называемое». В тексте нет анализа проблемы, но при этом высказано требование полностью исключить из законодательства любое (!) преследование родителей. Вывод, который напрашивается: доклад - это попытка некоторых людей всеми силами избежать ответственности за насилие в семье», - заявил Судариков.

По его мнению, запрет на вмешательство государства в дела семьи будет работать на благо только вместе с запретом на насилие. Иначе в семьях начнется «полнейшее самоуправство».

«Почему комиссия поддерживает запрет на уголовное преследование за «насилие, не причиняющее вреда»? Ведь не причиняющий вреда легкий шлепок, или когда ребенка ставят в угол - это вещи недоказуемые, они не оставляют следов. Когда на теле ребенка остаются следы, это означает, что насилие было далеко не умеренное», - говорит Судариков. По мнению журналиста, комиссия выступают за право родителя наносить ребенку повреждения, прикрываясь словом «разумные».

«В России родители любят своих детей»

Протоиерей Дмитрий Смирнов, председатель Патриаршей комиссии, заявил, что физические наказания детей - это псевдопроблема, которая раздувается с целью разрушения института семьи.

«Сейчас в уголовном кодексе есть все необходимые нормы, которые защищают ребенка от преступных действий, - отметил протоиерей. - То, что сейчас происходит - когда детей мгновенно изымают из семей или усложняют процесс усыновления ребенка родственниками, - это чиновничий произвол. Это выгодно тем, кто поддерживает педофилов. Мы хотим, чтобы у нас было как в Германии или Норвегии? Наша страна существует тысячелетия, и у нас свои ценности».

По мнению Дмитрия Смирнова, в случаях реального домашнего насилия - «когда муж избил жену», правоохранительные органы сразу реагируют, и агрессор получает срок.

«Семья - это самое безопасное место, - подчеркнул Смирнов. - Поэтому женщины хотят замуж. Наши родители любят своих детей. Детей чаще всего бьют любовники, а не родные отцы. Я бы вообще запретил так называемый гражданский брак».

Протоиерей также высказался за усиление профилактики домашнего насилия, а не радикальную борьбу «против шлепков».

«Нужно, чтобы участковые внимательно выслушивали женщин, которые приходят и жалуются. Сейчас полиция ленится разбираться в этих ситуациях. И, конечно, нужно, чтобы детям еще в школе объясняли недопустимость насилия в семье», - заявил Дмитрий Смирнов.

Наказание как забота

Мнение патриаршей комиссии разделяет детский педагог, психолог, вице-президент «Фонда социально-психической помощи семье и ребенку» Татьяна Шишова, неоднократно выступавшая в поддержку декриминализации побоев.

«Норма о декриминализации побоев была принята год назад и, слава богу, скорее всего уже не вернется в уголовный кодекс». Татьяна Шишова напоминает один из пунктов доклада - о том, что за педофилию был осужден западный идеолог запрета физических наказаний детей Питер Ньюэлл. По мнению Шишовой, этот факт указывает на заинтересованность именно педофилов в том, чтобы родитель за шлепок оказывался в тюрьме, а дети легко изымались из семей.

При этом психолог высказалась за допустимость телесных наказаний в некоторых случаях.

«Лучше обходиться без физического воздействия, но бывают ситуации, когда оно допустимо. Например, когда ребенок полутора-двух с половиной лет еще не понимает причинно-следственную связь. Его бывает трудно остановить от недопустимых действий, просто грозя пальцем или заявляя, что иначе он не получит сладкое. Если ребенок не слушается, лезет в драку с другими детьми, его допустимо и шлепнуть. Или подросток, который поднимает руку на мать, конфликтует с отцом. Родителям также допустимо его выпороть, чтобы он понял, кто здесь главный», - говорит Татьяна Шишова.

По ее мнению, необходимость прибегать к телесным наказаниям - это не педагогические недочеты родителей, а следствие внешних факторов, которые делают детей агрессивными.

«За последнее время сильно вырос уровень агрессии среди детей - на них влияют фильмы, игры, где насилие преподносится как геройство, - говорит Татьяна Шишова. - Есть даже специальные сайты, где детей учат издеваться над учителями, родителями, чтобы потом опубликовать видео этого в интернете. Родители умеренными наказаниями просто пытаются оградить ребенка от влияния этих факторов».

Эксперт обратила внимание и на тот факт, что сейчас органы опеки в первую очередь стремятся изъять ребенка, а уже потом начинают разбираться, действительно ли были факты насилия.

«Родителей зачастую запугивают, шантажом заставляют подписать добровольное согласие на изъятие ребенка. Это все нужно тем, кто хочет пополнить «банк» детей, которые могут быть сексуально использованы. Государство не должно вмешиваться в частную жизнь семьи. И уж тем более не должны вмешиваться некоммерческие организации, непонятно кем финансируемые», - заключила Шишова.

Церковь и культ маскулинности

Профессор богословия, протодиакон Андрей Кураев заявил, что позиция патриаршей комиссии - это следствие «культа маскулинности и брутальности», который сейчас транслирует высшее духовенство, и в качестве примера привел слова первого зампредседателя синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Александра Щипкова.

«Щипков сказал, что во время визита в Болгарию патриарх Кирилл говорил с президентом с позиции силы. Вдумайтесь: патриарх церкви - с позиции силы», - сказал Кураев. По его мнению, сегодня церковь предпочитает решать вопросы силой и поддерживать сильного - например, родителей, а не детей.

«В обсуждении уголовного преследования родителей за побои детей патриаршей комиссии можно было постоять в сторонке, а не выступать с защитой права сильного. Следует всегда вступаться за слабого, как учит христианство. Но здесь уже и речи нет о христианстве. Все идет сверху, а епископат сегодня встает на сторону элиты», - заявил Андрей Кураев и выразил убеждение, что при нынешнем патриархе ситуация не изменится.

«Насилие не может быть ценностью»

Православный священник, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН Федор Людоговский отметил, что видит в заявлении патриаршей комиссии элемент пропаганды. По его мнению, обвинения в адрес НКО, помогающих семьям и детям-сиротам, появляются из-за того, что в ходе деятельности этих организаций всплывают различные неприглядные истории, которые чиновники хотели бы скрыть.

Людоговский также заявил, что современная семья не может быть абсолютно закрытой, однако вмешательство государства должно быть очень деликатным и четко регламентированным.

«Каждый конкретный случай нужно рассматривать отдельно, - сказал священнослужитель. - Часто органы опеки изымают детей, выполняя некую «разнарядку» по борьбе с правонарушениями в семье, иногда им действительно проще ребенка изъять. Госпрограммы профилактики домашнего насилия в России сейчас не существует, поэтому используются карательные меры».

При этом Федор Людоговский подчеркнул, что телесные наказания детей не могут считаться традиционной ценностью.

«Люди слабы, и родители действительно могут в некоторых ситуациях не выдержать, но на физическое наказание следует смотреть как на нечто нежелательное, хотя, увы, в какой-то мере неизбежное. Естественно, я не говорю о наказаниях, которые приводят к телесным повреждениям и психологическим травмам», - сказал Людоговский.

Декриминализацию побоев он признал неудачным решением. «Это привело к нескольким страшным случаям насилия в семье - не только над детьми, но и над женщинами, - сказал Людоговский.- Достаточно вспомнить, как в Подмосковье муж ».

В Патриаршую комиссию по вопросам семьи, защиты материнства и детства поступают просьбы разъяснить оценку использования в нормативных правовых актах терминов «насилие в семье» и аналогичных терминов («семейное насилие», «семейно-бытовое насилие», «домашнее насилие» и т.п.), которую Комиссия ранее дала в своем официальном комментарии в связи с обращениями в отношении Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в РФ».

В указанном комментарии, в частности, отмечено: «В законе также использован юридически неопределенный и представляющий семью в неблагоприятном свете термин «насилие в семье», что не вполне отвечает приоритетам государственной семейной политики, направленным на повышение общественного престижа семьи и ее социального статуса. Известно, что этот термин широко используется при проведении в жизнь разрушительных и неблагоприятных для семьи подходов и решений. Комиссия считает нежелательным какое-либо использование этого термина (и аналогичных ему терминов «семейное насилии», «семейно-бытовое насилие», «домашнее насилие» и т.п.) в нормативных правовых актах любого уровня».

Такая оценка со стороны Комиссии основана на тщательном анализе проблем, связанных с концепцией т.н. «семейного насилия» (или аналогичными – «домашнего насилия» и т.п) в ее реально существующем мировоззренческом, ценностном и правовом контексте. Речь идет об истории формирования и использования этой концепции, о связанном с ней идейным, ценностным и мировоззренческим содержании, о специфике ее современного применения, направленности предлагаемых в связи с этой концепцией правовых и иных решений.

Разумеется, когда речь идет о реально совершаемом или совершенном преступлении, его следует пресекать и реально преследовать по закону, вне зависимости от того, является ли преступник родственником жертвы преступления. Однако, к сожалению, подходы и представления, связанные с концепцией «семейного насилия», выходят далеко за эти здравые рамки и имеют направленность, которую трудно признать доброкачественной в нравственном и правовом отношении.

Эксперты Комиссии отмечают целый ряд проблем в этой области, многие из которых неотделимы от концепции «семейного насилия» в ее современном виде. Эксперты отмечают, что специфическое мировоззренческое и идейное наполнение концепции «семейного насилия» становится вполне очевидным при анализе существующего корпуса документов соответствующей направленности, в том числе международных. Очевидна, в частности, неразрывная связь этой концепции с идеями радикального феминизма, в рамках которых мужчины неизменно выступают в качестве потенциальных «агрессоров» в отношении женщин, а взрослые – в качестве источника угрозы в отношении детей, особенно в рамках брака и семьи, представляемых в качестве институтов «подавления» и «насилия». Несомненна неадекватность таких представлений, их опасность для общества, несовместимость с традиционными нравственными и правовыми ценностями.

Эти представления не соответствуют и методологически корректным научным данным. В действительности и здравый смысл, и многочисленные данные исследований говорят о том, семья, основанная на браке, является в целом наиболее безопасным и благоприятным окружением как для женщин, так и для детей.

Фактически, концепция «семейного насилия» в том виде, в каком она сформировалась на сегодняшний день, оказывается направленной отнюдь не против реального насилия или преступности, а против семьи как таковой. Систематические ссылки на эту концепцию ведут к тому, что семья начинает восприниматься в обществе не как одна из его главных ценностей, главная защита для его наиболее уязвимых членов, а как источник проблем, опасности и угрозы для них. Это, разумеется, недопустимо.

Неудивительно, что и правовые решения, предлагаемые в рамках подобных концепций, также не отвечают общественному благу и, зачастую, вступают в явное противоречие с базовыми принципами справедливости и соразмерности юридических норм. По мнению экспертов Комиссии, эти дефекты тесно связаны с упомянутыми ранее мировоззренческими проблемами.

Достаточно упомянуть лишь некоторые из таких правовых недостатков, свойственных как уже существующим правовым решениям в этой области, так и подходам, предлагаемым сторонниками концепции «семейного насилия» в качестве своего рода «стандартов» международного или национального уровня.

Так, внедряемые в связи с ними определения «насилия» выходят далеко за здравые правовые рамки. В соответствии с ними к «насилию» могут быть отнесены отнюдь не только справедливо преследуемые по закону физические посягательства, но и такие действия, для юридического преследования которых не может существовать никаких здравых оснований. Помимо прочего, речь зачастую идет о «криминализации» нормальных воспитательных действий родителей.

Серьезные вопросы вызывает «профилактическая» направленность предлагаемых сторонниками концепции «семейного насилия» правовых решений. Фактически, под «профилактикой» в них понимается не создание здоровой нравственной атмосферы в обществе и укрепление семейных ценностей, но возможность принудительного юридического вмешательства в жизнь граждан и семей тогда, когда никакие реальные и опасные противоправные действия еще никем не совершаются. При этом предлагаемые меры (такие как охранные предписания, профилактический учет и т.д.) не отвечают элементарной справедливости, позволяя ограничить человека в правах (в том числе родительских), свободе или возможностях использования своего имущества без всяких веских доказательств его виновности в каких-либо противоправных действиях, на основании одних словесных обвинений. Подобные подходы, будучи попросту несправедливыми в правовом отношении, едва ли могут поддерживаться христианами.

Регулярно звучащие предложения отнести дела о т.н. «семейном насилии» к категории дел публичного обвинения также вызывают у экспертов серьезные возражения. На практике речь идет о лишении членов семьи возможности, в случае произошедшего конфликта, простить друг друга и принять решение примириться. Как представляется, такие предложения попросту не учитывают многообразие человеческих темпераментов, человеческое несовершенство и сложность межличностных отношений. Вряд ли можно считать вполне правильной ситуацию, когда в рамках семейного конфликта одних родственников будут защищать от других независимо от их собственного желания.

Эксперты полагают, что правовые меры, предлагаемые в рамках указанных подходов, являются серьезной угрозой для нормального выстраивания семейных отношений, способствуя не столько предотвращению реальных насильственных действий, сколько возникновению и эскалации конфликтов между супругами, а также опасной манипуляции обвинениями в «насилии» в ходе таких конфликтов.

Комиссия исходит из того, что распространению реального насилия, в том числе и между родственниками, способствует вовсе не недостаток тех или иных законодательных инструментов, а упадок семейных и нравственных ценностей в обществе. Укрепление семьи и семейных ценностей, брака, создание нравственной атмосферы, содействующей выстраиванию между людьми отношений, основанных на любви и уважении, а вовсе не «профилактические» законы репрессивной направленности, должны стать основой профилактики проблем межличностных отношений, в том числе и в семье. Именно это – верный путь к предотвращению любых реальных проблем в семье, а через нее – и в обществе в целом.

Комиссия обращают внимание на то, что в основе правового регулирования семейных отношений в России должны лежать, с одной стороны, верные представления о семье, ее роли и значении в обществе, основополагающих правах родителей, а с другой – традиционные для нашей страны семейные и нравственные ценности. Здесь недопустимо слепое копирование тех или иных зарубежных подходов, особенно тех, которые уже плохо зарекомендовали себя на практике в других странах.

В этой ситуации лоббирование введения в России законов о «профилактике семейного насилия», построенных по зарубежному образцу, вызывает, как минимум, недоумение. В зарубежной практике их применение ведет к серьезным проблемам, а их принятие в России будет способствовать не столько предупреждению реальных преступных действий, сколько дальнейшему ослаблению семьи, семейных отношений и ценностей в нашей стране, а также серьезному нарушению прав граждан.

Как представляется, отсутствие в российском праве специальной правовой категории, в которую было бы искусственно выделено «семейное насилие», отнюдь не мешает осуществлять справедливое уголовно-правовое преследование в тех ситуациях, в которых действительно имеют место реальные преступления насильственного характера – независимо от того, являются ли преступник и жертва посторонними или близкими людьми. В действительности, по мнению экспертов Комиссии, для создания такой категории не существует реальных оснований. Едва ли отсутствие такой категории (то есть особого выделенного названия) может помешать установлению факта реального совершения преступных действий, когда они действительно имеют место, и принятию необходимых уголовно-правовых мер в связи с этим. Те проблемы, которые действительно существуют в этой области, связаны не с необходимостью принятия тех или иных новых законов, а с недостатками существующей правоприменительной практики.

Позиция Комиссии, отраженная в процитированном ранее комментарии, учитывает как эти, так и иные факты и экспертные оценки.

При этом Комиссия осознает, что отдельные православные верующие могли вполне добросовестно пользоваться понятием «семейное/домашнее насилие» вне его концептуального контекста либо просто в силу неосведомленности о связанных с ним системных проблемах. Вместе с тем, в современных условиях, как отметила в указанном комментарии Комиссия, «этот термин широко используется при проведении в жизнь разрушительных и неблагоприятных для семьи подходов и решений» . При этом приходится признать, что этот термин и его аналоги едва ли могут быть полностью отделены от своих недоброкачественных идеологических корней и концептуального контекста. В связи с этим Комиссия выступает против использования указанных терминов как в правовом, так и в общественном поле, и рекомендует православным христианам воздерживаться в дальнейшем от какой-либо поддержки связанных с ними концепций.

В этой связи также необходимо иметь в виду Позицию Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства по проекту Федерального закона № 600971-6 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации» , где рассмотрен вопрос о правомерности уголовного преследования родителей за применение наказаний в воспитании детей.

Пресс-служба Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства

Выбор редакции
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...

Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....

Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...