Какую роль играют правоохранительные органы. Место и роль правоохранительных органов в механизме современного государства


Место и роль правоохранительных органов в аппарате Российского государства в современных условиях.

Правоохранительная система — это система государственных органов, обеспечивающих защищенность граждан и организаций от противоправных действий.

Особую группу органов в этой системе составляют судебные органы (судебная власть). К ним относятся Конституционный суд, суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Суды выполняют правоохранительные функции только в той части, когда они защищают права человека от противоправных посягательств. Вообще же их задачи куда более широкие. Суды рассматривают любые споры о праве и выступают органами правосудия. Суды контролируют исполнительные органы, когда рассматривают жалобы на их незаконные действия, а Конституционный суд — высшую законодательную и исполнительную власть.

В отличие от законодательных органов суды новых правил не создают. Они также не управляют обществом, как исполнительные органы. Судебная власть осуществляет правосудие, т.е. занимается разрешением споров на основе действующего законодательства, рассматривает уголовные, административные, гражданские дела. В том случае, когда конкретная ситуация законодательством не урегулирована и к спорной ситуации не может быть применена другая, сходная по содержанию норма, суд разрешает спор исходя из общего смысла и принципов законодательства, главным из которых является принцип справедливости. Суд и справедливость — понятия нераздельные, потому что справедливость является главным принципом его деятельности.

Судебная власть принадлежит не суду как учреждению, а конкретным судьям (одному судье или судебной коллегии). Судебные органы не находятся в отношении прямой подчиненности друг другу. Если таковая и имеется, то проявляется она в виде отмены вышестоящими судами решений судив нижестоящих. Таким образом, судебная власть — это специфическая независимая власть.

Существует множество и других правоохранительных органов.

Прокуратура — орган, который осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод граждан, исполнением законов всеми государственными органами, юридическими и должностными лицами, общественными объединениями. Не остаются без присмотра на этот счет органы власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления. Органы милиции, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, уголовно-исполнительные учреждения также находятся под надзорам прокуратуры. Помимо этого прокуратура — это орган, представляющий и отстаивающий государственные интересы в суде. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя. Прокуратура ведет также расследование тяжких преступлений.

Милиция — это орган, который призван охранять законность и общественный правопорядок. На нее возлагаются также обязанность по пресечению и предупреждению преступлений, розыск скрывшихся лиц, производство дознания и расследование преступлений, не относящихся, согласно Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР, к категории тяжких.

Уголовно - исполнительные учреждения могут быть выделены в особую группу правоохранительных органов. К ним относятся различные виды колоний, тюрьмы, следственные изоляторы и т. п . Все эти учреждения выполняют специфические задачи: организуют работу по исправлению и перевоспитанию осужденных, содержанию лиц, находящиеся под следствием.

Органы государственной безопасности, объединяемые в Федеральную службу безопасности , стоят на страже национальной безопасности страны . Они выявляют посягательства на конституционный строй, защищают экономическую безопасность России. Одной из сторон их деятельности является защита конституционных прав и свобод граждан. Их особенностью следует считать то, что они используют в основном - негласные методы роботы , поскольку гласные методы выявления правонарушений не всегда дают нужный эффект.

Внешняя разведка — государственный орган, ставший самостоятельным совсем недавно, имеет своей задачей выявление информации, показывающий действительную роль и значение страны за рубежом, а также информации, способствующей упрочению безопасности России.

Нотариат — это система органов, в функции которых входят удостоверение имущественных сделок, оформление наследственных прав, засвидетельствование документов для придания им достоверности и др. Нотариальная деятельность придает законную форму различным фактическим обстоятельствам и тем самым содействует утверждению правового порядка в общественной жизни.

Налоговая полиция осуществляет контроль за соблюдением налогового законодательства, а в случае выявления серьезных его нарушений осуществляет расследование и сбор необходимых доказательств для применения санкции.

Таможенные органы — это, с одной стороны, органы, которые ответственны в определенной мере за экономическую безопасность страны, а с другой — органы, способствующие пополнению государственной казны. Эффективная их работа способна принести стране ощутимую пользу.

Адвокатура — это не государственная организация, а добровольное объединение лиц, профессионально занимающихся адвокатской деятельностью, осуществляемой за вознаграждение. Задача адвокатуры — оказание юридической помощи гражданам и организациям. Эта помощь необходима не только в судебном разбирательстве, но и в тех случаях, когда граждане и организации вступают в какие-либо отношения с другими правоохранительными органами.

Адвокаты, оказывая юридическую помощь:

  1. дают консультации и разъяснения по юридическим вопросам. устные и письменные справки по законодательству;
  2. составляют заявления, жалобы и другие документы правового характера;
  3. осуществляют представительство в суд и других государственных органах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;
  4. участвуют в предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков.

Адвокаты оказывают и иную юридическую помощь, причем законодательство предусматривает, что в определенных случаях такая помощь оказывается гражданам бесплатно. Структура государственного аппарата приведена на рисунке.

Должностные лица и работники государственного аппарата хотя непосредственно и не заняты в производстве материальных благ, однако выполняют весьма важные социально полезные функции.

Вместе с тем на содержание государственных служащих, осуществляющих управленческую деятельность, требуется немало финансовых средств. Неоправданное расширение бюрократического слоя создает для общества опасность "самопоедания". Но есть и худшая опасность: бюрократия может существенно ограничить участие масс в политический жизни. Бюрократия справедливо рассматривается как "необходимое зло". Да, без нее невозможно сколько-нибудь эффективно управлять повседневными делами общества, однако при ее содействии народ отдаляется от принятия решений, которые существенно затрагивают его положение. M ера нужна во всем, и в деле определения объема государственного аппарата в том числе.


Какие государственные органы называют правоохранительными? Все государственные органы призваны забо- титься об обеспечении законности и право- порядка. Они заботятся о защите прав и интересов граждан. В любом государстве есть органы, основной задачей которых является защита правопо- рядка, прав и свобод граждан, борьба с пре- ступностью, другими правонарушениями. Именно их называют правоохранитеными.




Задача: В светлое время суток в переулке гражда- нин К. подвергся нападению со стороны группы молодых людей. Они избили его и отобрали сумку с ноутбуком. Каковы ожидания потерпевшего гражда- нина К.? Возврат вещи (ноутбук); Заслуженное наказание преступникам; Правоохранительные органы должны предпринять все меры для того, чтобы поддерживать порядок в общественных местах, обеспечивать законность и безо- пасность граждан. Люди не должны боять- ся выходить на улицу.


Таким образом, охрана права предпо- лагает создание условий, препятствую- щих нарушению права и его норм. Правоохранительные органы осущест- вляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Существует специальное законодатель- ство, регламентирующее деятельность правоохранительных органов, например, Федеральный закон (ФЗ) «О полиции».




СУД Судебная власть – одна из 3-х ветвей влас- ти. В правовом государстве суд олицетворя- ет подлинное право и истинную справед- ливость. Суд – это ядро судебной системы. Суд осуществляет правосудие, применя- ет меры государственного принуждения к лицам, нарушающим установленный правопорядок, т.е. осуществляет функ- цию защиты права.


Структура судебной системы РФ Районные (городские) суды. Областные суды. Верховный Суд РФ Во главе суда судья, справа и слева – народные заседатели. Согласно Конституции РФ судьёй может быть только профессиональный юрист, прорабо- тавший по специальности не менее 5 лет. Народные заседатели – граждане, избранные для участия в судебном процессе. Они могут не иметь специального юридического образования. Решение в суде принимается голосованием.


Требование к судье Стаж в профессии не менее 5 лет. Хорошее знание законов. Наличие жизненного опыта и мудрости. Судья не моложе 25 лет. Судьи независимы, подчиняются только Конституции РФ и федеральным законам. Судьи несменяемы. Судьи неприкосновенны. Судья не может быть привлечён к уголовной ответственности иначе как в порядке, опреде- лённом законом.


Мировой судья Рассматривает в первой инстанции: Уголовные дела о преступлениях, за совершение ко- торых может быть назначено максимальное наказа- ние, не превышающее 3-х лет лишения свободы. Дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях. Дела о разделе между супругами совместно нажи- того имущества. Дела, возникающие из трудовых отношений, за исклю- чением дел о восстановлении на работе и дел о раз- решении коллективных трудовых спорах. Дела об административных правонарушениях, отне- сённых к компетенции мирового судьи. Некоторые другие дела.


Суд присяжных Рассматривает уголовные дела о некоторых тяжких и особо тяжких преступлениях, таких как, измена Родине, умышленное убийство и т.п. В судебном разбирательстве участвуют 12 присяжных заседателей. Присяжным может стать любой гражданин РФ не моложе 25 и не старше 65 лет, кроме священнослужителей, судей, военнослужа- щих, прокуроров, адвокатов и т.п. Присяжные заседают отдельно от судьи.






ПРИНЦИПЫ РОССИЙСКОГО И МЕЖ- ДУНАРОДНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА Принцип равенства граждан перед законом и судом Уважение достоинства человека Открытость (открытое судебное разбиратель- ство) Ведётся на национальном языке Состязательность сторон (участие в процес- се прокурора и адвоката) До тех пор, пока решение суда не вступи- ло в силу, оно может быть обжаловано в вышестоящем суде. В случае несогласия с решением суда можно обратиться в надгосударственный Европейский суд по правам человека.


ПРОКУРАТУРА Единая федеральная централизованная система органов, которая обеспечивает верховенство закона, поддержание законности, защиту прав и свобод человека и гражданина. Важнейшая функция – прокурорский надзор за исполнением законов. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.


АДВОКАТУРА Умение читать законы, понимать и толковать их. Умение быстро отыскать необходимый государственный акт (закон). Способность предвидеть возможные юридичес- кие последствия конкретных поступков и дейст- вий. Иметь опыт ведения дел в правоохранительных и иных органах. Адвокатура не входит в систему государствен- ных органов. Адвокат может представлять интересы гражда- нина в суде.


НОТАРИАТ Свидетельствует верность копий документов и выписок из них. Заверяет подлинность подписей на документах, удостоверяющих сделку. Выдаёт документы о праве собственности на долю имущества. Удостоверяют факт нахождения гражданина в определённом месте и нахождение его в живых. Нотариат – это система органов, на которые возложено удостоверение сделок, оформление наследственных прав и совершение других действий, юридическое закрепление граждан- ских прав и предупреждение их возможного нарушения.

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: «Понятие и система правоохранительных органов Российской Федерации»


Введение

2.1 Прокуратура Российской Федерации

2.2 Министерство внутренних дел Российской Федерации

2.3 Нотариат Российской Федерации

2.4 Федеральная служба безопасности Российской Федерации

2.5 Адвокатура Российской Федерации

2.6 Министерство Юстиции Российской Федерации

Глава 3. Судебная система Российской Федерации

3.1 Суды общей юрисдикции

3.2 Верховный Суд

3.3 Районные суды

3.4 Мировые судьи

3.5 Военные суды

3.6 Арбитражные суды

3.7 Конституционный Суд

Заключение

Библиографический список

Приложение


Введение

Российская Федерация в соответствии со ст. 1 Конституции РФ является демократическим, федеративным и правовым государством. Любая демократия, тем более право требует системы своей защиты. При этом для защиты государственной системы права требуется иметь органы, обладающие специальной компетенцией, имеющие целью защищать систему права для блага человека, общества и государства.

Уровень воплощения в жизнь воли законодателя, реализации права показывает не только степень авторитетности государства, но и эффективность деятельности его органов по обеспечению прав и свобод граждан. В правовом государстве признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства. В рамках реализации данной конституционной нормы уголовно-процессуальное законодательство закрепило, что уголовное преследование и назначение виновным справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно повергся уголовному преследованию (ч. 2 ст. 6 УПК РФ). При таком понимании назначения уголовного судопроизводства полнота обеспечения прав и свобод граждан зависит не только от эффективности деятельности органов правосудия, но и от состояния правонарушений против правосудия.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст. 118 Конституции РФ). Правоприменительные органы играют особую роль в системе властных государственных структур, поскольку являются важнейшим инструментом реализации принципов законности, справедливости и гуманизма.

Правоохранительная деятельность – это деятельность государства в лице его специально уполномоченных органов по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и законных интересов общества, государства, общественных и иных объединений граждан, защите прав и свобод человека и гражданина, борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, которая осуществляется в установленном законом порядке посредством применения в строгом соответствии с законом мер юридического воздействия (в т. ч. мер государственного принуждения).

Правоохранительные органы - это совокупность специально уполномоченных государственных органов, которые осуществляют правоохранительную деятельность по обеспечению законности, правопорядка, охране прав и свобод человека.

Таким образом, основная задача правоохранительных органов согласно Конституции РФ является охрана прав и свобод человека, гражданина, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной и судебной власти в России в соответствии с Конституцией РФ. Правоохранительные органы являются неотъемлемой частью нашего государства и нас самих.


Глава 1. Понятие, система, полномочия, основные признаки и деятельность правоохранительных органов.

Правоохранительные органы в РФ – это специальные государственные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность с целью охраны и защиты прав и законных интересов граждан, предприятий и организаций, государства и общества, обеспечения безопасности, правопорядка и законности в РФ.

Основными признаками правоохранительных органов являются:

1. Специально созданные для осуществления правоохранительной деятельности государственные органы. Необходимо различать «правоохранительные органы» и «организации, осуществляющие правоохранительную деятельность», так как вторые могут быть негосударственными, и их деятельность может весьма тесно связана с правоохранительной, но все, же не обладать всеми, присущими ей признаками.

2. Охрана законов от возможных и действительных нарушителей, защита и восстановление прав граждан, предприятий, организаций, общества и государства, обеспечение правопорядка и безопасности, которые реализуются на практике в одном из видов правоохранительной деятельности.

3. В процессе осуществления своей деятельности правоохранительные органы могут применять меры уголовной, административной, дисциплинарной, имущественной ответственности.

4. Порядок организации и деятельности правоохранительного органа должен быть урегулирован законом или иным нормативным актом.

К государственным правоохранительным органам относятся:

– прокуратура;

– органы юстиции;

– органы внутренних дел;

– органы предварительного расследования;

таможенные органы;

– служба по контролю за наркотическими средствами и психотропными веществами;

– органы обеспечения безопасности.

К негосударственным органам, осуществляющим правоохранительную деятельность, относят адвокатуру, частный нотариат, а также частные детективные и охранные службы.

Законодательство о правоохранительных органах - это законы и иные нормативно-правовые акты РФ и субъектов РФ, а также международные договоры, которые содержат нормы, определяющие принципы правоохранительной деятельности, организацию и функционирование правоохранительных органов. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты о правоохранительных органах подразделяются на:

Конституцию РФ, которая имеет высшую юридическую силу. Все иные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции;

Федеральные законы (в т. ч. конституционные, принимаемые по указанным в Конституции вопросам), конституции, уставы и законы субъектов РФ;

Указы и распоряжения Президента РФ, которые чаще всего принимаются по вопросам организации и функционирования правоохранительных органов, входящих в систему исполнительной власти (милиция, Федеральная служба безопасности РФ и т. п.);

Постановления и распоряжения Правительства РФ, которые должны соответствовать Конституции РФ, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента РФ;

Акты министерств или ведомств (ведомственные акты), которые издаются руководителями соответствующих министерств или ведомств, занимающихся правоохранительной деятельностью (Министерство юстиции).

Проблемами прав и свобод человека, обеспечением правопорядка и законности, охраной интересов организаций и предприятий, борьбой с различными правонарушениями и преступностью занимаются все государственные, муниципальные органы, многие общественные организации. Однако существуют такие органы, которые призваны заниматься исключительно деятельностью в сфере охраны права. Эти, в основном только государственные органы, и называются правоохранительными. Они создаются и существуют для того, чтобы реализовывать основную задачу государства – охрану и защиту прав человека, законных интересов организаций и общества в целом.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

Когда речь идет о преступлениях, правоохранительные органы, на которые законом возложено расследование уголовных дел или их судебное разбирательство, часто называют органами уголовной юстиции. Это вполне правомерно. К уголовной юстиции относятся все органы, которые в полной мере или частично осуществляют свою деятельность в связи с преступностью. Не относятся к уголовной юстиции те правоохранительные органы, к компетенции которых отнесено реагирование на гражданские, административные и дисциплинарные правонарушения.

При этом надо иметь в виду не только и не столько сами правоохранительные органы, сколько функции, которые они выполняют для достижения заданных результатов: проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов; рассмотрения гражданских, уголовных, административных и дисциплинарных дел; осуществления прокурорского надзора и поддержания обвинения; раскрытия и расследования преступлений, исполнения приговоров и иных судебных решений; предупреждения преступлений и иных правонарушений; защиты законных интересов граждан, их прав и свобод. Эти результаты достигаются реализацией соответственно функций:

Конституционного контроля;

Отправления правосудия;

Прокурорского надзора;

Расследования преступлений;

Оперативно-розыскной;

Исполнения судебных решений;

Оказания юридической помощи и защиты по уголовным делам;

Предупреждения преступлений и иных правонарушений.

В зависимости от конкретных целей делят правоохранительную деятельность на следующие виды:

а) конституционный контроль. Цель – устранение несоответствий Конституции РФ, допущенных в законодательстве, а также разрешение других вопросов, связанных с обеспечением верховенства Конституции РФ и предусмотренных в самой Конституции РФ и в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде РФ». Орган, осуществляющий данный вид деятельности – Конституционный Суд РФ;

б) правосудие. Цель – вынесение решений по гражданским и уголовным делам. Органы – суды всех уровней;

в) прокурорский надзор. Цель – выявление и устранение нарушений законов и Конституции РФ средствами прокурорского реагирования. Орган – прокуратура;

г) выявление и расследование преступлений. Цель – раскрытие преступлений, изобличение виновных. Органы – органы, наделенные правом осуществлять оперативно – розыскную деятельность (ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»), органы дознания и предварительного следствия;

д) оказание юридической помощи и защита по уголовным делам. Цель – предоставление нуждающимся квалифицированной юридической помощи. Орган – адвокатура;

е) обеспечение деятельности судов. Орган – Министерство юстиции РФ и иные органы, входящие в его систему;


Глава 2. Характеристика правоохранительных органов Российской Федерации.


Получающие все большее распространение в последние годы. Это кооперативы и иные виды предпринимательской деятельности, берущие на себя выполнение адвокатских функций. § 3. Предмет и система дисциплины “Правоохранительные органы” Известно, что предмет любой учебной дисциплины определяется прежде всего кругом тех вопросов и проблем, которые должны изучаться в ее рамках. В соответствии с такой...

... .: Автограф. – 821 с. 53. Таможник Е. Система преступлений против лиц, осуществляющих порядок управления // Законность. 2006. №3. - С.22. 54. Таможник Е.Л. Объект посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа // Юридический мир. 2010. № 2. - С.31. 55. Тенчов Э.С. Актуальные проблемы законодательной техники в уголовном праве // Государство и право на рубеже веков: ...

Органов руководящие идеи и положения, которые независимо от формы их существования определяют кардинальные направления правовой регламентации правоохранительной деятельности, осуществляемой с целью обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан. В зависимости от степени общности принципы деятельности правоохранительных органов можно разделить на две группы: 1. ...

Специфические начала в организации и деятельности отдельных правоохранительных органов, позволяющие индивидуализировать их, выделить из системы правоохранительных органов. Правоохранительные органы можно разделить на две группы: Государственные правоохранительные органы: 1. Суд 2. Прокуратура 3. Федеральная служба безопасности 4. Федеральные органы государственной охраны 5. Органы...

Механизм государства выступает основным субъектом осуществления государственной власти. Осуществляя возложенные на него задачи государство через государственный аппарат, его органы оказывает заметное влияние на стабильность и развитие общественной жизни, способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию и благополучию населения. Одним из таких органов и являются правоохранительные органы. Под правоохранительными органами следует понимать специально созданные государством в целях охраны и зашиты прав граждан, правовых норм и юридических отношений органы, которые на основаниях и в порядке, предусмотренном законами, в соответствии со своей компетенцией осуществляют правоохранительную деятельность. Свою деятельность правоохранительные органы реализуют в строгом соответствии с предписаниями закона или иного правового акта, в строго установленной для каждого из них процедуре.

Правоохранительная деятельность - сложное понятие. Так, правоохранительную деятельность государства можно представлять, как активно-властную деятельность по охране предписаний норм права от каких бы то ни было нарушений, что связано с принуждением к исполнению требований права. Впоследствии использовалось и более широкое толкование этого понятия, охватывающее также установление государством юридических гарантий законности.

Правоохранительную деятельность в узком смысле слова следует понимать, как специализированную деятельность по правовой охране общественных отношений, которой занимаются специально созданные для этого правоохранительные органы. Таким образом, правоохранительные органы - это не простая совокупность государственных органов. Они представляют собой целостную систему форм организации правоохранительной деятельности государства. См.: В.С. Малахов. Теория государства и права.М.Екатеренбург.стр.425. Правоохранительные органы должны находится вне политики различных партий и остальных политических групп. Но это вовсе не означает, что они не должны принимать участие в осуществлении правовой политики государства, которая в настоящее время определяется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, другими законами и иными нормативными актами, принятыми в установленном порядке, в целях создания правового государства и гражданского общества в России, сокращения преступности и всех правонарушений путем: принятия новых федеральных законов, других законов и иных правовых актов, направленных против преступности и всех правонарушений; совершенствования системы и деятельности правоохранительных органов, обязанных противодействовать преступности и всем правонарушениям, с разграничением их полномочий и компетенции; установления принципиальных, исходных положений устройства, организации и деятельности правоохранительных органов, направленных на сокращение преступности и всех правонарушений; взаимодействия правоохранительных органов при выполнении возложенных на них функций; определения новых юридических и научно-технических средств, методов и приемов противодействия преступности и всем правонарушениям; возложения обязанности оказывать содействие правоохранительным органам в борьбе с преступностью и всеми правонарушениями на другие государственные органы, государственные, общественные и частные организации, а также население с установлением пределов их участия в этой деятельности; развития финансовой и иной материально-технической базы для деятельности правоохранительных органов при противодействии преступности и всем правонарушениям.

К правоохранительным органам можно отнести: прокуратуру, Министерство внутренних дел РФ (МВД России), Федеральную службу безопасности (ФСБ России), Федеральную Таможенную службу (ФТС России), Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), Федеральную службу исполнения наказания РФ (ФСИН России), Федеральная служба судебных приставов РФ (ФССП России), Министерство юстиции РФ.В то же время деятельность этих органов в современном демократическом государстве невозможна без суда и негосударственных организаций обеспечения правоохраны (адвокатуры, нотариата, третейских судов, частных охранных и детективных структур).

Правоохранительная деятельность многопланова. Она включает в себя выполнение различных функций. Эти направления отражают общую концепцию правоохранительной деятельности и позволяют достичь её исходных целей - защиты прав и законных интересов личности, общества, государства от противоправных посягательств.

Разносторонний характер правоохранительной деятельности, особенности содержания и формы её составных частей, предопределяет следующие правоохранительные функции:

  • · Конституционный контроль;
  • · Прокурорский надзор;
  • · Выявление и расследование преступлений;
  • · Организационное обеспечение деятельности судов;
  • · Исполнение судебных решений (приговоров) и решений правоохранительных органов;
  • · Оказание юридической помощи и защита по уголовным делам;

Указанные виды правоохранительных функций направлены на решение конкретных специфических задач, а именно: выявление и устранение нарушений конституционных и уставных предписаний; справедливое рассмотрение и разрешение судебных дел, а также устранение нарушений закона, связанных с деятельностью органов и должностных лиц; выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского реагирования; создание условий для независимого осуществления полномочий судебной властью и исполнение судебных решений; выявление и устранение обстоятельств преступлений и правонарушений и лиц, причастных к их совершению; предоставление профессиональной юридической помощи.

Для их выполнения создаются конкретные государственные правоохранительные органы. Все названные правоохранительные функции тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Принципы деятельности правоохранительных органов:

  • - социально-правовые принципы определяют объективные закономерности организации и деятельности правоохранительных органов:
  • - законность -- сознательное, творческое, точное, единообразное выполнение законов, осуществление правоохранительными органами таких действий, которые соответствовали бы содержанию государственной воли, выраженной в законах;
  • - гласность -- открытость деятельности правоохранительных органов, доступность се для граждан, средств массовой информации. Посредством реализации этого принципа общество осуществляет контроль за деятельностью правоохранительных органов;
  • - принцип уважения прав и свобод личности в значительной мере является категорией общечеловеческой морали. Правоохранительные органы должны признавать достоинство каждого человека;
  • - независимость -- осуществление правоохранительными органами своих функциональных решений и действий только на основе закона, материалов проверок и расследований, проводимых в соответствии с требованиями полноты, всесторонности, объективности их проведения и внутреннего убеждения;
  • - подконтрольность и подотчетность - разработка правоохранительными органами системы взаимно согласованных планов, организация их выполнения, налаживание учета и контроля и обеспечение на этой основе единства их действий. Формы контроля -- парламентский, президентский, судебный, ведомственный;
  • - координация деятельности правоохранительных органов, их взаимодействие с другими органами, учреждениями и организациями в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению;
  • - организационные принципы отражают специфические начала в организации и деятельности отдельных правоохранительных органов, позволяющие индивидуализировать их, выделить из системы правоохранительных органов.

Правоохранительная деятельность не однородна, её осуществляют различные органы, перед которыми стоят собственные, отличительные от других, специфические задачи. Эти органы применяют различные законные средства при осуществлении правоохранительной деятельности. Различные виды правоохранительной деятельности объединяются общими признаками, принципами, о которых речь шла выше, а также тем, что все органы составляют определенную систему - систему правоохранительных органов, которые постоянно взаимодействуют между собой. Некоторые правоохранительные органы призваны осуществлять только одну функцию, на другие же возлагается целый ряд функций.

Таким образом можно сделать вывод, что правоохранительные органы играют огромную роль в механизме государства. Они выполняют связующее звено между народом и властью. Без правоохранительных органов невозможно представить ни одно современное государство.

Выбор редакции
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...

В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....

Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...

АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...
Поездка не принесет вам радости, но друзья утешат вас.Представьте, что ива стала очень маленькой, ниже ваших колен. Толкование снов из...
И португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее...
Только поджелудочная железа вырабатывает инсулин и производит панкреатический сок. Эти две главные функции данного органа сложно...