Ребенок пропускает занятия в школе. Прогулы в школе, причины. Ребенок прогуливает школу


Согласно исследованиям, которые были опубликованы в медицинском научном журнале Journal of Adolescent Health, прогулы школьных занятий влияют на распущенность старшеклассниц. Исследовав более 80 тысяч сделанных за 10 лет дневниковых записей 387 девушек, ученые сделали вывод, что в те дни, когда участницы исследования прогуливали уроки, они почти в три раза чаще (13,5% против 5,4% в обычные дни) вступали в интимные связи. При этом, отмечают исследователи, если старшеклассницы помимо прогулов получали и неудовлетворительные оценки, то у них повышался риск внеплановых беременностей, так как они не уделяли времени вопросам контрацепции. Однако у ученых пока нет четких выводов о реальных причинах этих статистических взаимосвязей.

В целом, итоги исследования американских ученых вряд ли значительно отличались бы от итогов подобного исследования в других странах мира. Например, в России школьник, прогуливающий занятия уже находится в группе риска. Такой ученик чаще всего попадает под влияние «сложных подростков» и его система ценностей и моральных принципов обычно сильно меняется не в лучшую сторону.

Интересно, что в СССР вообще исключилась проблематика прогулов из списка тем, заслуживающих специального рассмотрения. Тогда прогулы школьников ставились в один ряд с прогулами производственными, и, соответственно, бороться с ними надо было исключительно репрессивными (то есть основанными на административном воздействии, прямо или косвенно основанном на законе) мерами.


В постсоветское время в целом отношение к данной проблематике не изменилось. Правовое пространство в России пополнилась рядом законов и разработанных на их основе подзаконных норм, которые позволяют рассматривать детей, прогуливающих школы, как правонарушителей и, последовательно применяя к ним и их родителям меры административного воздействия, в конечном счете исключать таких детей из школы.

В случае исключения ученика школа, как коллектив педагогов, косвенно подтверждает свою неспособность осуществлять воспитательный процесс. Отчисление ученика из школы за прогулы возможно, если согласно Уставу школы прогулы являются грубыми нарушением устава. В уставах школ прогулы (а также систематическое опоздание на уроки) ставятся в один ряд с такими грубыми нарушениями, как «драки, угрозы, запугивание, вымогательство, нанесение травм, хамство, грубость (словесная и физическая), воровство, порча имущества школы, учеников, работников и посетителей, курение, употребление спиртных напитков, наркотиков…».

Вместе с тем современная педагогика подчеркивает, что упор на административные методы борьбы с детьми-прогульщиками является, со своей стороны элементом «психологического насилия над ребенком в образовательной среде», современные ученые-педагоги рассматривают эту проблему, прежде всего, как общий сбой процесса психологической адаптаций в школьной образовательной среде.

Но нужно признать, что ни один ребенок не рождается на свет ленивым, и причины прогулов зачастую лежат на родителях или школьном коллективе.

Между тем, административная борьба с прогульщиками ведется во всем мире. В США есть телефон горячей линии.


Там родителей прогульщиков могут привлечь к ответственности в виде штрафа и даже короткого заключения под стражу. В борьбе с прогулами участвует также и полиция. Полицейские часто проверяют детей и подростков, находящихся на улицах в учебное время.

В некоторых странах эта проблема считается очень значимой и к борьбе с ней прикладываются большие усилия. Так, например, в Малайзии создано специальное подразделение для борьбы с прогулами. А в Ирландии с этой проблемой борются с применением СМС оповещения родителей.

В России же борьба с прогулами ведется более жесткими методами. Выше мы уже упоминали, что школьников ждет отчисление. Но кроме этого за прогулы ребенок может быть поставлен на учет в детскую комнату полиции. Такие методы воздействия часто практикуют «элитные» школы, администрация которых таким образом воздействует на родителей подростка, чтобы они самостоятельно забрали ребенка из школы. Мотивы подобных репрессий вполне просты - реноме школы может пострадать от ученика, который либо ввяжется в уголовную кампанию, либо из-за своих прогулов просто не сможет усвоить учебную программу, что скажется на статистике самого образовательного учреждения.

Так что прогуливать школу в России редколлегия «сайт» никому не рекомендует.

Пропуски школьных занятий неминуемы в жизни любого ученика. Эта истина проверена десятилетиями и утверждена психологами, которые, к слову, не считают прогулы большой проблемой. Однако абсолютно все эксперты, так или иначе связанные с педагогикой или психологией, сходятся во мнении, что очень важно понимать причины прогулов.

Знаете ли вы, что ежегодно школьники пропускают около 100000 уроков?

Причины прогулов

Столкнувшись с проблемой школьных прогулов, очень важно понять их причину

Распространённой ошибкой многих родителей является негодующие тезисы о том, что «это потерянное поколение, мы были другие» и т.д. Здесь, видимо, их ждёт разочарование: во все времена дети всегда одинаковы. Они одинаково чувствуют и переживают трудности, радости, которые их окружают. Поэтому, чтобы решить проблему прогулов в школе, следует разобраться в их природе. Итак, причин не явиться на уроки может быть много, но все они условно делятся на три категории:

  • Проблемы в учёбе;
  • Проблемы в семье;
  • Наличие «более важных» занятий.

Первая категория прогульщиков руководствуется несколькими мотивами. Среди самых распространённых могут быть сложные контрольные работы и, как следствие, боязнь получить низкую оценку; конфликты с учителями или одноклассниками, а значит, желание избегать контакта с ними; незаинтересованность в изучаемом материале. Последний мотив наиболее характерен для детей, опережающих в умственном развитии своих сверстников, так называемых детей-индиго.

Очень многие дети отказываются идти в школу из-за проблем в семье. Дело в том, что любые конфликты семейного характера, свидетелем которых является ребёнок, он переживает через призму своей вины в них. При этом даже в ситуациях, когда конфликт детей не касается совсем. И чем старше ребёнок, тем больше он винит во всём себя. Естественно, что при таких переживаниях совсем не до школьных занятий.

Наиболее часто наблюдается тенденция прогулов из-за «более важных» занятий. Однако следует понимать, что есть вполне безобидные причины, например, интересное кино в дневной сеанс или хорошая весенняя погода, а есть опасные: компания друзей, предлагающих выпить или покурить, пока родителей нет дома. Не менее вредны компьютерные клубы, так как формируют зависимость, которую с трудом удаётся побороть даже в зрелые годы.

Как бороться с пропусками школьных занятий?

Нужно обязательно понять причину, по которой ребёнок отказывается идти в школу

Для любого родителя, столкнувшегося с данной проблемой, важен вопрос, как бороться с прогулами. Прежде всего, нужно откровенно поговорить со своим ребёнком . Дело в том, что никто лучше мамы и папы не найдёт подход к прогульщику. А хороший открытый разговор ещё и укрепит эмоциональные связи в семье, что, безусловно, важно и для детей, и для взрослых. Гораздо хуже, если ребёнок врёт. Это значит, что ему есть что скрывать и, зачастую, проблема выходит за рамки семьи и требует привлечения психологов, а иногда и сотрудников правоохранительных органов.

Выяснив причины прогулов, нужно вместе попытаться найти решение проблемы. Однако при этом родителям не стоит забывать о компромиссе . Если ребёнку неинтересно на уроках, скучно, то, возможно, имеет смысл подобрать другую школу, с углублённым изучением определённых предметов или вовсе отдать предпочтение дистанционному обучению.

Если имеет место конфликт между учителем и ребёнком или внутри ученического коллектива, то лучше будет не отдавать всё на откуп прогульщику, а вмешаться самим. Но очень важно, чтобы ребёнок был в курсе ваших намерений и одобрил их . Это поможет избежать психологических травм и усугубления сложившейся ситуации.

Это время дает новый опыт и ставит многие сложные личностные задачи. Значительная часть времени проходит в школе - это место, где давление в классе и взаимоотношения с другими детьми могут вызывать стресс. Некоторые подростки обычно относятся к новым ситуациям с энтузиазмом, другие же склонны проявлять потребность в близких отношениях в кругу семьи. У некоторых детей сама мысль нахождения в школе вдали от дома и родителей уже вызывает сильное беспокойство. Такие дети, в особенности если им приходится сталкиваться с ситуациями, которые их пугают или с которыми, как им кажется, они не справятся, будут делать все, чтобы не возвращаться в школу.
Подобного рода уклонение от посещения школы - которое иногда называют отказом от посещения школы или боязнью посещения школы - явление нередкое и касается примерно 5% детей. Такие подростки могут раз и навсегда отказаться ходить в школу или придумывать причины, почему им не следует туда ходить. Они могут часто пропускать школу, жалуясь на плохое самочувствие с неопределенными, необъяснимыми симптомами. У многих детей проявляются симптомы, связанные с чувством тревожности и беспокойства, которые они не могут сознательно контролировать. Возможно, у них случаются головные боли, боли в животе, гипервентиляция легких, тошнота или головокружения. В целом более четкие симптомы, такие как рвота, диарея, высокая температура или потеря веса, имеющие физическую основу, встречаются достаточно редко. Симптомы отказа от посещения школы чаще всего проявляются в школьные дни и отсутствуют по выходным дням. Когда таких детей осматривает врач, он не может поставить диагноз истинного заболевания. Тем не менее, поскольку симптомы, на которые жалуется ребенок, могут быть вызваны физическим заболеванием, как правило, основой оценки состояния должен быть медицинский осмотр.
Чаще всего подростки, избегающие посещения школы, точно не знают, почему они чувствуют себя больными, поэтому им может быть сложно объяснить причину своего дискомфорта или расстройства. Но если беспокойства, связанные со школой, приводят к уклонению от ее посещения, само проявление симптомов может служить сигналом об эмоциональной борьбе с такими проблемами, как:

  • боязнь неудачи;
  • насмешки со стороны других детей (к примеру, ребенка могут дразнить, потому что он толстый или маленький ростом;
  • беспокойства по поводу того, как пользоваться туалетом в общественном месте;
  • «подлости» со стороны учителя;
  • угрозы получения физического вреда (как формы школьных драк);
  • действительное получение физического вреда.

Для некоторых подростков школьная обстановка может усилить уже имеющееся напряжение. К примеру, если у ребенка имеется склонность к проявлению чрезмерной сознательности и ожидания от себя самого только хороших успехов, боязнь неудачи может постепенно привести к подавляющему и парализующему чувству страха.
В некоторых случаях, возможно, детям пришлось пережить потерю любимого человека, который умер, развод или переезд в другой город. Особенно если ребенок еще маленький, он может бояться, что в его отсутствие дома может случиться еще одна потеря.
Помимо самой школьной обстановки уклонение от посещения школы может быть связано с трудностями разлучения ребенка с родителями и потерей чувства безопасности при получении большей независимости. У таких подростков существует склонность к неуверенности в себе, они менее независимы, чем их сверстники, и менее социально активны. Они могут неохотно оставаться на ночь у друзей, предпочитая проводить время дома с родителями. Некоторые дети, у которых имеются инвалидность или хронические заболевания, могут еще больше сопротивляться походу в школу и нахождению вдали от дома, который служит для них убежищем и местом, где о них заботятся.
Одновременно с тем как родители таких детей проявляют свою любовь и понимание, они также могут проявлять и излишнюю опеку. В некоторых случаях родители испытывают депрессию или имеют физическое заболевание и могут неосознанно желать проводить время в компании с ребенком. Подросток зачастую является единственным ребенком в семье или особым ребенком в каком-либо ином отношении - к примеру, он может быть первым или последним ребенком в большой семье.
По мере того как ребенок достигает подросткового возраста, боязнь школы уменьшается; тем не менее, когда такое состояние развивается в предподростковом возрасте, это вызывает большое беспокойство. Подростки младшего возраста, испытывающие такое чувство страха, часто боятся становиться старше. Также они могут быть слишком подавлены стрессовой ситуацией дома, затрагивающей их чувство безопасности или уверенности в себе, вследствие чего они еще менее способны столкнуться со сложным задачами в процессе учебы и социальной жизни.

Как бороться с прогулами школы

Прежде всего, чтобы справиться с уклонением от посещения школы, ребенку необходимо пройти осмотр врача, который исключит физические заболевания и поможет родителям составить план лечения. Как только врач исключит физические заболевания как причину нежелания ребенка посещать школу, все усилия родителей должны быть направлены не только на то, чтобы понять, какое давление испытывает подросток, но также и на то, чтобы вернуть ребенка в школу.

Вот некоторые указания, как помочь ребенку справиться с его проблемами.

  • Обсудите вместе с ребенком причины, по которым он не хочет ходить в школу. Рассмотрите и определите все возможные причины. Проявите сопереживание, поддержку и понимание проблем ребенка. Постарайтесь решить все стрессовые ситуации, которые вы вместе определили как причину беспокойства ребенка.
  • Дайте подростку понять, что вы понимаете его тревоги, но все же настаиваете на его немедленном возвращении в школу. Чем дольше ребенок будет оставаться дома, тем сложнее ему будет вернуться в школу. Объясните ребенку, что его состояние здоровья вполне нормальное, а физические симптомы, вероятно, вызваны переживаниями, которыми он с вами поделился, - возможно, это переживания по поводу отметок в школе, домашнего задания, взаимоотношений, с учителями, переживания, вызванного социальным давлением, или небеспочвенные страхи насилия в школе. Дайте ему понять, что посещение школы является обязательным для всех детей согласно законам вашей страны. При этом он будет продолжать оказывать на вас давление, чтобы вы позволили ему остаться дома, но вы должны решительно настаивать на его возвращении в школу.
  • Обсудите уклонение от посещения школы вашего ребенка с работниками школы, включая учителей, директора и медсестру. Поделитесь вашими планами относительно возвращения ребенка в школу и заручитесь их поддержкой и помощью.
  • Возьмите за правило быть предельно решительными утром, когда ребенок отправляется в школу и жалуется на свои симптомы. Старайтесь свести к минимуму обсуждения на тему проявления у него симптомов или переживаний. К примеру, не спрашивайте ребенка о том, как он себя чувствует. Если он чувствует себя достаточно хорошо для того, чтобы встать с постели и ходить по дому, тогда он вполне может идти в школу. Не проявляйте в открытую свои сомнения относительно того, правильно ли вы делаете, отправляя ребенка в школу. Как только ребенок начнет постоянно ходить в школу, его физические симптомы, вероятно, перестанут проявляться.
  • Если тревоги вашего ребенка слишком сильные, ему может быть лучше возвращаться в школу постепенно. К примеру, в первый день он может проснуться утром, одеться, а после этого вы провезете его мимо школы, чтобы он испытал чувства, связанные с возвращением в школу, прежде чем вы вместе с ним вернетесь домой. Во второй день он может пойти в школу на полдня либо только на свой любимый урок или несколько уроков. На третий день ребенок может окончательно возвращаться в школу на весь день.
  • Ваш педиатр способен помочь облегчить переходный период возвращения ребенка в школу, выписав справку, в которой будет сказано, что у ребенка ранее проявлялись некоторые симптомы, ввиду которых он не мог посещать школу, но, несмотря на то, что симптомы могут сохраняться, теперь он уже может вернуться в школу. Это поможет ребенку избежать чувства стыда и унижения.
  • Попросите работников школы помочь вам, пока ребенок находится в школе. Школьная медсестра или секретарь могут позаботиться о ребенке, если у него начнут проявляться симптомы, и уговорить его вернуться в класс.
  • Если причиной беспокойства ребенка является такая проблема, как издевательства в школе или несправедливый учитель, выступите в роли адвоката ребенка и обсудите эти проблемы с работниками школы. Учитель или директор школы должны будут уладить некоторые моменты, чтобы уменьшить давление, оказываемое на ребенка в классе или на игровой площадке.
  • Если ваш ребенок остается дома, убедитесь в том, что ему комфортно и он в безопасности, но при этом он не должен получать никакого специального лечения. Все его симптомы должны лечиться исходя из анализа и понимания ситуации. Если жалобы ребенка оказываются небезосновательными, ему следует оставаться в постели. Но этот день дома не должен стать для него праздником: не давайте ему никаких особенных угощений и лакомств, не пускайте посетителей; ребенок должен постоянно находиться под присмотром.
  • Вашему ребенку может быть необходимо пройти осмотр у врача, если ему приходится оставаться дома из-за болезни. Причины, по которым ребенок остается дома, могут включать в себя не только жалобы на то, что он плохо себя чувствует, но и проявление вполне распознаваемых симптомов: температура выше 38,3 °С, рвота, диарея, сыпь, частый сухой кашель, ушная или зубная боль.
  • Помогите ребенку стать независимым, поддерживая мероприятия и занятия с другими детьми за пределами дома. Это могут быть клубы, спортивные секции и ночевки у друзей или родственников.

Когда следует обращаться за помощью, если ребенок прогуливает школу

Хотя вы можете постараться уладить проблему с отказом от посещения школы самостоятельно, но если уклонение ребенка от школы длится дольше недели, вам и вашему ребенку может требоваться профессиональная помощь, чтобы справиться с этой проблемой. Прежде всего вашего ребенка должен осмотреть педиатр. Если ребенок по-прежнему отказывается посещать школу либо у него проявляются хронические или периодически возникающие признаки проблем с разлучением, ваш врач может порекомендовать получение консультации детского психиатра или психолога.
Даже если ребенок не имеет склонности ввязываться в авантюры, проявление у него необъяснимых физических симптомов должно послужить причиной проведения медицинского обследования.

Хотя в нашей стране и есть общие правила, устанавливающие надлежащие отношение школьных администраций к прогулам учеников, тем не менее, очень многое зависит от того, какую политику ведет учебное заведение.

Прогулы в школе - это, как известно, не очень перспективный вариант для учащегося. Между тем последствия многочисленных прогулов носят далеко не всегда какой-то фатальный характер. Зачастую прогулы в той или иной степени прощаются нерадивому школьнику, и он спокойно продолжает следовать своим привычкам и обучается дальше на общих основаниях. Наказание же носит в основном моральный характер: отношение к прогульщикам традиционно не самое уважительное, их публично ругают при всем классе, вызывают к директору и т.д.

Однако с недавнего времени в официальном порядке были, наконец, выработаны единые механизмы, предусматривающие и устанавливающие четкие санкции для учащихся школ. В частности, были зафиксированы основания для исключения школьников из учебного заведения. При этом прогулы стали одним из центральных оснований для этого. Собственно, годами основной проблемой в школе остаются именно они.

Стоит сказать, что сейчас пропуски в школе рассматриваются с официальных позиций следующим образом. Три дня любой учащийся один раз в месяц может пропустить безо всяких причин и их объяснения. Это, таким образом, возможность отсутствовать по тем самым «семейным обстоятельствам». Отсутствие в школе сверх трех дней подряд требует наличия какого-то документа для обоснования.

Медицинские причины пропусков школы всегда покрываются с помощью той или иной медсправки о здоровье ребенка. В частности, это медсправка о временной нетрудоспособности (медсправка формы 095/у - самая распространенная современная медсправка для школы), медсправка о стационарном лечении (форма 027/у), медсправка о санаторном лечении и т.д. При этом медсправка о временной нетрудоспособности, медсправка формы 095/у дает минимальный срок лечения - до десяти дней. Максимальный срок предусматривают медсправки о здоровье, выданные врачебной комиссией (КЭК - она же бывшая ВКК).

Если пропуски школьника не обосновываются официальными документами и составляют более половины общего количества учебных часов, то это является реальным поводом для отчисления учащегося. Также в части пропусков отчисление предполагается за неуважительные пропуски более тридцати дней подряд, за неаттестацию из-за низкой посещаемости школьника по трем и более учебным дисциплинам, а также за два и более дисциплинарных взыскания в школе подряд.

Взысканиями считаются применяемые в адрес школьника меры, являющиеся следствием нарушения им Устава образовательного учреждения и действующего в нем внутреннего распорядка. Взыскания предусмотрены, например, за следующие поступки ученика: порча имущества учебного заведения, агрессивное поведение и публичные оскорбления окружающих, нарушение школьной дисциплины, опоздания и прогулы, нарушение правил техники безопасности, распространение вредной и опасной информации, табакокурение, прием алкоголя и наркотиков на территории учебного заведения и т.д. За разные поступки предполагаются взыскания различных форм, причем многое зависит также от того, какова степень проступка, насколько часто данный учащийся нарушает существующие правила и т.д.

В некоторых случаях за проступок ученик может быть сразу отчислен, в других случаях дело ограничивается предупреждением или выговором. В любом случае, о произошедшем должны быть уведомлены родители или иные официальные представители школьника и, конечно, он сам должен быть ознакомлен с мерой и обоснованием применяемого по отношению к нему взыскания.

Последствия взыскания могут быть полностью аннулированы учеником уже через год - при отсутствии каких-то иных нарушений с его стороны. Важно также, что проступки и нарушения, совершенные школьниками, а также следующая за ними реакция со стороны администрации учебного заведения никак не должны сказываться на учебном процессе и на отношении к ребенку как учащемуся при оценке его знаний.

Кстати сказать, отчисление из-за низкой успеваемости по новым правилам фактически невозможно, поскольку любая отметка школьника признается положительной. Следовательно, для констатации полной неуспеваемости ученик должен систематически получать «нули», а их получить крайне сложно, поскольку хоть какие-то самые поверхностные знания у каждого ученика все равно есть.

Между тем при полном отказе от отчисления по слабой успеваемости более строгими стали требования к переводу школьников на следующий год обучения. Таким образом, предусматривается, что те, кого ранее могли бы отчислить за отсутствие знаний, в настоящее время рискуют, в первую очередь, остаться на второй год в том же классе.

Наконец, нельзя не сказать и про такое основание для исключения учащегося из школы, как перевод. Ученик может просто-напросто перейти в другое учебное заведение. Причем причинами могут служить самые разнообразные обстоятельства, которые родители учащегося в принципе вправе вообще не озвучивать, забирая документы в школьной администрации.

Возвращаясь к прогулам, обратим внимание на относительность данного понятия и существование известных различий в отношении к нему в тех или иных учебных заведениях. Зачастую именно это служит поводом для перевода ребенка в другую школу - возможно, там к пропускам относятся более лояльно, проявляя больший уровень демократичности подходов к рассмотрению причин отсутствия детей на уроках.

Выбор редакции
Печь хлеб, который олицетворяет в народном сознании самое насущное, означает укрепление благосостояния. Насколько человек разбогатеет,...

Иногда сны нас удивляют и даже шокируют. Например, к чему снятся роды – многим интересно, ведь такое бывает не каждый день! И одно дело,...

Самые ценные рецепты те, которые помогают варить консервацию очень быстро и в то же время получить вкусный продукт. Как раз с такого и...

Интересное сновидение, которое имеет довольно большое количество значений. Обычно рыжие волосы во сне олицетворяют стихию огня, буйный...
Частой закуской на праздничных и обыденных столах являются ароматные маринованные грибочки. Но что делать, если для сбора грибов нет...
Талисман Денежная Мельница относится к категории амулетов приносящих своему хозяину удачу в делах, и символики, для привлечения богатства...
Древние заклинания ведьм - опасная магия. Оригиналы таких текстов писались на латыни. Сегодня многие из них утрачены. Ниже ознакомитесь с...
Безусловно, гадание по теням берет свое начало еще в Древнем Египте и с большим успехом продолжает использоваться в наши дни. С давних...
1) История создания поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины». В 70-е годы XIX века намечается в России очередной общественный подъем....