Вопросы направленные на анализ исторического события. Работа с историческими источниками.docx - Работа с текстом и историческими документами на уроках истории и обществознания как средство формирования и развития умений учащихся


СЦЕНАРИЙ
районного праздника, посвящённого Дню учителя
«Учитель! Пред именем твоим…»
05 октября 2010 года
ГДК г.Тихорецк
Звучат фанфары. Выход ведущих.

Ведущий 1. Добрый день, дорогие друзья!

Ведущий 2. Здравствуйте!

Ведущий 1. Мы рады приветствовать Вас на празднике, посвящённом Дню учителя. Этот год богат на достижения и успехи наших педагогов, что особенно приятно в год, объявленный президентом Российской Федерации Дмитрием Анатольевичем Медведевым Годом учителя.

Ведущий 2. Так пусть же наш праздник станет настоящим подарком нашим дорогим педагогам и всем гостям.

Песня «С днём Учителя!» в исполнении вокальной группы «Благовест»
— рук. Самко С.И.»

Ведущий 1. Накануне нашего сегодняшнего праздника вся страна отмечала день работников дошкольного образования.
Ведущий 2. Воспитатель…Какое значимое слово! Сколько в нём тепла и любви, ласки и добра!

Кадры из жизни детских садов Тихорецкого района.

Ведущий 2. Всё начинается с любви,
Всё начинается с заботы.
И нет ответственней работы:
Растить потенциал страны.
Ведущий 1. Примите поздравления от самых маленьких участников нашего праздника.

(Выступление воспитанников детского сада «Журавушка»)

На сцену выходят участники литературного монтажа «Слава учителям русской земли».

Чтец 1: Здравствуйте, взрослые!
Здравствуйте, дети!
День необычный сегодня на свете –
Музыка всюду, улыбки и смех –
В праздник открыты двери для всех!

Чтец 2: Учитель! Какое хорошее слово!
Нам близко оно оттого,
Что много душевного и дорогого
Вы с детства вложили в него.

Чтец 3: Вспомним, что в минуты огорчений,
Радости и сокровенных дум
С нами всегда рядом наш учитель,
Нам отдавший силу, душу, ум!

Чтец 4: Вы всех нас одинаково любили,
Любовь свою всем поровну деля,
За то, что вы из нас людей лепили,
Спасибо вам, учителя!

Чтец 5: И нет добрее вас и строже,
Вы нам открыли мир с нуля
За то, что мы на вас чуть – чуть похожи,
Спасибо вам, учителя!

Чтец 6: Среди людей немеркнущих профессий,
На вечность предъявляющих права,
Учителям, как вдохновенным песням,
Жить на земле, пока жива Земля!
Хором: Спасибо вам за все, Учителя!

(«Вальс цветов» в исполнении хореографического ансамбля «Экспрессия»
— рук. И.Н. Вантеева)

Ведущий 1. Сегодня на празднике вместе с нами

Ведущий 2. Глава администрации муниципального образования Тихорецкий район
Сергеев Сергей Павлович

Ведущий 1. Председатель совета муниципального образования Тихорецкий район
Арефьев Вячеслав Михайлович

Ведущий 2. Заместитель главы администрации муниципального образования Тихорецкий район Артюшкина Людмила Николаевна

Ведущий 2. Председатель Тихорецкоq гордской территориальной организации
профсоюза работников народного образования и науки Российской
Федерации Брыжин Александр Александрович

Ведущий 1. Руководители здравоохранения, социальной защиты, комитета по делам молодёжи, управления по вопросам семьи и детства.

Ведущий 2. Главы сельских и городского поселений

Ведущий 1. И, конечно, же вы, наши дорогие педагоги.

Ведущий 2. За ваше горение вечное,
За ваш душевный порыв
В этот день педагогов чествует
С удовольствием весь мир.

Ведущий 1. Для поздравления и награждения на сцену приглашается глава администрации муниципального образования Тихорецкий район Сергеев Сергей Павлович.

(Поздравление главы МОТР)

Ведущий 2. Мы начинаем церемонию награждения лучших педагогов Тихорецкого района.

Ведущий 1. На сцену приглашаются педагоги, победители конкурса «Лучшие учителя России».

(Награждённые остаются на сцене)

Ведущий 1. А сейчас мы приглашаем на сцену педагогов, которых

Ведущий 2. За труд, за мудрость и за знанья,
За вечное стремление вперёд

Ведущий 1: Дорогие педагоги,
Ветераны самого почётного труда,
Вас пришли поздравить ваши дети,
И душой, и сердцем педагоги навсегда.

(Литературный монтаж учителей, детей ветеранов педагогического труда
На экране фотографии учителей-ветеранов, юбиляров.
На фоне мелодии песни «Старый учитель» из к/ф «Доживём до понедельника»)

Чтец 1: Наши дорогие! Наши любимые мамы и папы! Много лет подряд мы ревновали Вас к вашим ученикам. Как порой мало времени вы уделяли нам, вашим детям!

Чтец 2. Ночами просиживая за школьными тетрадями, вы с особым чувством читали выдержки из лучших сочинений своих учеников, стараясь не говорить о наших сочинениях, даже если мы тоже были вашими учениками.

Чтец 3. Вы приходили на помощь попавшим в трудную ситуацию, вы сочувствовали тем, кто искал в Вас сочувствия. Для всех вы находили добрые и ласковые слова.

Чтец 4. Но мы не в обиде, потому что только теперь, став учителями, мы стали понимать Вас. Мы точно также, как и вы когда-то, живём успехами и неудачами своих учеников. В этом, наверное, и заключается прелесть профессии педагога!

Чтец 5: Это Вы научили нас любить свою работу, отдавать себя ей без остатка. Спасибо Вам за это! Спасибо за то, что подарили нам счастье быть кому-то нужными.

Чтец 6: С днём Учителя Вас поздравляют,
Говорят Вам «спасибо» любя,
Для Вас всё по-прежнему дети,
А по призванию учителя.
Ведущий 1. Мы поздравляем Вас, дорогие наши педагоги-ветераны и низко кланяемся Вас за ваше мастерство и талант.

(Чтецы по очереди спускаются в зал и вручают им цветы.
Звучит песня «Мой учитель» в исполнении вокального коллектива «Доминанта» — рук. Рябовалова И.В).

Ведущий 1. Родной мой край, моя земля,
Позволь тебе всем миром поклониться.
Печаль моя, любовь моя,
Растишь заботливо своих детей,
Питаешь каждого, даёшь нам силы.
И многие из нас, учителей,
Тебе свои победы посвятили.
Ты учишь жить, любить, трудиться.

Ведущий 1. Для поздравления и награждения на сцену приглашается заместитель главы муниципального образования Тихорецкий район
Артюшкина Людмила Николаевна.

Ведущий 2. Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ награждаются …

Ведущий 2. Уважаемые педагоги!
Мы желаем Вам успеха,
Новых творческих побед,
Море радости и смеха,
В жизни долгих, долгих лет!

(Педагоги занимают места в зрительном зале)

Ведущий 2. Наш народ всегда славился своим единством, веками бережно хранил и приумножал опыт, накопленный дедами и прадедами.

(На фоне фонограммы песни «Атамань, Атамань, атаманочка». Кадры Атамани)

Ведущий 1. Кубань – край богатых казачьих традиций, край, на земле которого ожила древняя красивая легенда под названием Атамань. Идея создания этого музея под открытым небом принадлежит губернатору нашего края Александру Николаевичу Ткачёву.

Ведущий 2. За время существования музея тысячи учителей со своими воспитанниками прикоснулись к истокам казачества.

Ведущий1: Каждый уголок Атамани – это уникальная возможность воспитать в детях любовь к своей малой Родине.

Ведущий 2. Вы, уважаемые педагоги, не только вместе с детьми изучаете историю. Вы творите её каждый день, каждый час.

(Танец в исполнении хореографического коллектива ГДК
вариант – танцевальный ансамбль гимназии № 8)

Ведущий 1. Нельзя не гордиться кубанским учителем.
Он служит другим, расточая себя.
Он новой эпохи активный строитель
Так вручим награду ему же, друзья!

Ведущий 2. Для приветственного слова в честь профессионального праздника и награждения Почётной грамотой управления образования администрации муниципального образования Тихорецкий район на сцену приглашается начальник управления образования района Шинтяпкина Оксана Викторовна.

Ведущий 1. Почётной грамотой департамента образования и науки Краснодарского края награждаются …

(На фоне музыки)

Ведущий1: Уважаемые педагоги – мастера! Мы поздравляем Вас с праздником и
Спасибо Вам за вдохновенье,
За свет душевной красоты!
Желаем радости, терпенья
И бесконечной доброты!

Ведущий 2. Для Вас, дорогие педагоги, поют участники вокальной группы «Зёрнышко» — рук. Андрющенко Е.Г.

(Музыкальный номер «Песня о Родине».
На фоне кадров с фотографиями педагогов-ветеранов)

Ведущий 1. Школа – дом добра, и всё, что в ней происходит, пронизано любовью к ближнему.

Ведущий 2. Нет более святого дела, чем помочь ребёнку, оказавшемуся в беде. Поэтому стало доброй традицией участие всех образовательных учреждений Тихорецкого района в краевой акции «Цветик – семицветик», девизом которой стали слова «Спешите делать добро!»

Ведущий 1. Созданными в школах нашего района организациями «Добрые друзья» проведено 168 Дней Добрых дел. Заботой ребят охвачено 33 малообеспеченных, 24 неполных, 22 многодетных и 4 неблагополучных семьи. 106 ветеранов войны и труда и пожилых людей теперь не чувствуют себя одинокими.

Ведущий 2. Стало доброй традицией проведение акций милосердия и ярмарок детских творческих работ. Более трёхсот тысяч рублей, собранных в ходе проведения таких мероприятий, стали весомой поддержкой нуждающимся детям.

(На фоне мелодии « В гостях у сказки» на сцене появляется семь детей: девочки –
в разноцветных бальных платьях, мальчики – в строгих костюмах с бабочками».
В руках у них цветик – семицветик. Кадры с ходом акции)

Чтец 1. За ласку, доброту, заботу хотим мы всех благодарить.
Собрать бы все цветы на свете и вам сегодня подарить.

(Дети говорят слова и отрывают по одному лепестку)

Чтец 2. Спасибо добрым!

Чтец 3. Спасибо внимательным!

Чтец 4. Спасибо заботливым!

Чтец 5. Спасибо сознательным!

Чтец 6. Спасибо отзывчивым!

Чтец 7. И в дело влюблённым!

Хором: Слава всем педагогам Тихорецкого района!

Ведущий 1. Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.

Ведущий 2. Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-нашему вели.

Чтец 1 Дорогие учителя!

Чтец 2. Счастья Вам!

Чтец 3. Здоровья!

Чтец 4. Удачи!

Чтец 5. Успехов!

Чтец 6. Радости!

Чтец 7. Творчества!

Хором: И нашей огромной любви!

(Чтецы спускаются вниз в зрительный зал, со входов вбегают дети с шарами
Звучит фонограмма песни «Я, ты, он, она – вместе целая страна». Танцует коллектив «Экспрессия» — рук. И.Н.Вантеева.)

Ведущий: В Год Учителя, в День Учителя
Нам приятно делать подарки,
Чтоб запомнился этот праздник,
Как единственный, самый яркий!

Ведущий 2. Уважаемые педагоги! Вас спешит поздравить председатель совета муниципального образования Тихорецкий район Арефьев Вячеслав Михайлович

(Поздравление и концертная программа)

Ведущий 1. Еще раз с праздником Вас, дорогие учителя!

Ведущий 2. Пусть вам всегда светит яркое солнце!

Ведущий 1. До свидания!

Ведущий 2. До новых встреч!
=Times New Roman]

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества»

Русский язык" href="/text/category/russkij_yazik/" rel="bookmark">русского языка .

1 ведущий. Миссия учителя раскрыть его красоту и донести в души детей.

2 ведущий. Себя в трудах и рвеньях не жалея,

Ты стал огнем великим Прометея.

Творя в сомненьях и порой в терзаньях,

Плодам своим не требовал признанья.

Когда ж детей твоих, рожденных в муках,

К вершинам неземным вдруг подняла наука,

Ты у подножья был, скромнее самых скромных,

Ты лавров не носил, тебя достойных.

Ты счастлив был лишь тем, что прорастало семя

Могучим всходом, так, что отставало время.

1 ведущий. С первого мига человек, появившись на свет. Начинает учиться. Он учится ходить, говорить, понимать мир и людей. Он радуется солнечному лучу, любимой сказке, пролетевшей бабочке, смешной картинке, веселой игре.

2 ведущий. И в этом ему помогают люди, которые обладают терпением и душевным теплом – воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

1 ведущий. Здесь верят волшебству,

Здесь дружат с чудесами.

Все сказки наяву

Приходят в гости сами.

Здесь тучи не видны.

Здесь от улыбок тесно.

Под парусом весны

Летит планета Детство.

2ведущий. Для поздравления и награждения слово предоставляется главе местного самоуправления Борисовского района.

Награждение директоров

дошкольных образовательных учреждений

1 ведущий. Наступит день, ребенок прейдет в школу, где с нетерпением встретят чуткие, мудрые наставники – учителя и приветливые воспитатели групп продленного дня.

2 ведущий. Школа – это маленькая Родина. Она отражает мир и время, в котором мы живем. Народная мудрость гласит: «Костер, зажженный на вершине горы не согреет тех, кто у ее подножья».

1ведущий. О любой школе можно с уверенностью сказать, что она есть хорошее настоящее, прекрасное будущее и завидное прошлое.

2ведущий. В наше время в образовательном процессе большую роль играет работа с одаренными детьми, которая позволяет раскрыть их творческие способности, повысить интеллектуальный уровень.

Награждаются образовательные учреждения в номинации «Через тернии к звездам» (по итогам работы с одаренными детьми)

1 ведущий. Немаловажно в воспитании подрастающего поколения имеет значение экологическое и эстетическое воспитание. В связи с этим большое значение уделяется благоустройству территорий образовательных учреждений.

Награждаются образовательные учреждения в номинации «Красота спасет мир»

2 ведущий. Воспитание здорового, физически развитого и гармонически совершенного поколения всегда было и остается одной из главных задач нашего общества.

Награждаются образовательные учреждения в номинации «Сильные, смелые, ловкие»

1 ведущий. С 2008 года для учащихся общеобразовательных учреждений реализуется целевая программа развития школьного туризма «Моя Родина – Россия, от родного Белогорья – к святыням Отчизны.»

Награждаются образовательные учреждения в номинации «По родному краю – с любовью» (по итогам посещения объектов культурного, духовного, исторического наследия, памятников природы и достопримечательностей родного края)

Номер художественной самодеятельности.

2 ведущий. Второсортно звучит «дополнительное»

Значит, неглавное, а в чем же секрет?

Но если сегодня их чествуют,

Значит, больше неравенства нет.

1ведущий. Раскрыть творческие способности ребенка помогают педагоги дополнительного образования.

2 ведущий. Пусть будет в ваших центрах, детских клубах,

В домах, дворцах и ДЮСШа

Улыбок море белозубых,

Удач и творчества сполна.

Награждаются педагоги дополнительного образования.

Номер художественной самодеятельности.

1ведущий. «Человек» - созвучно «целый век». Значит, от учителя зависит, каким этот «век будет, каким этот «человек» вырастет. А целостность мира способен постичь лишь счастливый человек, который любит жизнь, профессию, природу, людей, Родину, Мир. На уроках педагоги часто говорят с учащимися об этом, потому что именно учителя стоят у истоков познания.

2 ведущий. Учитель – это связывающее звено между всем миром и его маленькой частичкой – учеником. Эта маленькая частичка и есть – человек.

1ведущий. Наша система образования выходит на следящий виток развития – реализацию национальной образовательной инициативы «наша новая школа». Эта ответственная задача потребует усилий участников всех звеньев педагогического процесса.

2ведущий. Дорогие педагоги! 2010 год назван годом Учителя, что говорит о высокой оценке Вашего благородного труда.

1ведущий. Для поздравления и награждения приглашается заместитель главы администрации Борисовского района по социально - культурному развитию.

Награждение победителей Приоритетного Национального Проекта «Образование».

2ведущий. Учителей на планете Земля – почти 60 миллионов.

1ведущий. И как важно, чтобы в жизни каждого был учитель, перед которым у нас возникла бы потребность преклонить колено. Ни картинно, ни пафосно, а от всей души.

2ведущий. Такие учителя у нас есть.

Награждение учителей Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации и

нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

Награждение Почетными грамотами департамента образования, культуры и молодежной политики.

Номер художественной самодеятельности.

1ведущий. Кем только учителю не приходиться быть! Строгим и справедливым судьей первых поступков маленького человека, искусным врачом болезней роста, тренером памяти.

2ведущий. Ответственейшее дело – быть учителем и воспитателем! Ведь каждый ребенок – это «чистая доска». Что учитель напишет на ней? Во что ученик переплавит его слова, взгляды, жесты? Что в нем из того, что посеет учитель, взойдет, а что – не взойдет?

1ведущий. Нам бы хотелось задать такой вопрос. А что же думают по поводу учительской профессии сами педагоги?

(Ведущий с микрофоном спускается в зал и проводит небольшой опрос зала)

- Что вы можете сказать о профессии учителя?

- Какие особенные черты вы можете выделить в профессии учителя?

- А вы что думаете о педагогической деятельности? и т. д.

2ведущий. И после таких ваших ответов нам хочется сказать:

Что в древности считалось самым главным?

Любовь и мудрость, мудрость и любовь.

Все это нам не кажется забавным,

Мы к мудрости стремимся вновь и вновь.

И среди всех, блуждающих в исканьях,

Есть те, кто все же обрели себя,

Пройдя туннель в шипах и испытаньях,

Как нужно – мудро и других любя.

Их мудрость трудно с чем-то соизмерить,

Любовь к другим не исчерпать.

В таких людей нам стоило поверить

И с них пример, конечно, стоить взять.

1ведущий. После такого небольшого отступления продолжим наши награждения.

Для поздравления и награждения на сцену приглашается начальник Отдела образования.

Награждение Почетной грамотой администрации Борисовского района.

Награждение Благодарностью Главы Борисовского района.

Награждение почетными грамотами Отдела образования

администрации Борисовского района.

Номер художественной самодеятельности.

2ведущий. Торжественный миг, друзья наступает

На сцену мы просим тех, кто все знает

2. Начальник отделения государственного пожарного надзора.

3. Журналист редакции газеты «Призыв».

4. Начальник отдела администрации по физической культуре и спорту.

5. Прокурор района.

6. Начальник отдела по делам молодежи.

7. Начальник юридического отдела.

8. Начальник отдела по опеке и попечительству Управления социальной защиты населения.

9. Председатель управляющего совета.

Номер художественной самодеятельности.

1ведущий. Быть учителем – почетно и трудно. Его любят, уважают, вспоминают!!! Ведь педагогика была и остается самой сложной из наук, потому что в центре ее – ребенок, и учитель во все времена остается образцом бескорыстной верности своему делу.

2ведущий. Дорогие педагоги, каждый день вы заходите в класс к мальчикам и девочкам, чтобы дать им жизненный урок. Они разные, но каждый из них – это целый духовный мир.

Ведь детство – это дар природы человечеству для того, чтобы оно впитало в себя культуру и духовный опыт всех предыдущих поколений. И в этом ваша заслуга.

1ведущий. Вы, освещаете путь детей, чтобы они могли увидеть красоту мира и своей души.

Сегодня в зале присутствуют те, кто в течение 25 лет оставлял в сердцах своих воспитанников много тепла и душевных сил.

Вручение памятных адресов.

2ведущий. 30 лет – это срок немалый. 30 лет изо дня в день звенит звонок, приглашая, вас многоуважаемые педагоги в новое увлекательное путешествие.

Юбиляры поднимаются на сцену.

Вручение памятных адресов.

1ведущий. Ни у кого сомнений нет, трудно в школе 35 лет. И вот сегодня с 35-летием педагогической деятельности мы поздравляем (Ф. И.О.)

Юбиляры поднимаются на сцену.

Вручение памятных адресов.

2ведущий. 40 лет педагогического стажа. Этот учитель, безусловно, заслуживает уважения и благодарности, почтения и восхищения. (Ф. И.О.)

1ведущий. Сколько терпенья, ласки и силы

Этот учитель в детей вложил.

Слова признанья мы говорим

И от души благодарим!

Юбиляр поднимаются на сцену.

Вручение памятного адреса.

Номер художественной самодеятельности.

2ведущий. Учитель! Как емко это короткое слово, и сколько оно вмещает в себе смысла! С учителем связано становление человека, формирование его характера, ума, совести.

1ведущий. Сегодня мы приглашаем на сцену тех учителей, которые проработали в школе не один десяток лет.

Называются фамилии учителей

2ведущий. Сегодня у них праздник «с сединою на висках», праздник радостный и чуточку грустный. Этот день был или будет в жизни каждого, но, когда он приходит и тихо говорит «спасибо» за все то, что сделано, на глаза наворачиваются слезы. Тогда становиться жаль безвозвратно ушедшего времени, но остается гордость за то, чем жил, что творил, что создал. И вы не печальтесь, а будьте рады ему.

1ведущий. Он добрый и светлый,

Только приходит некстати,

Простой, неприметный,

Воспоминаньем богатый.

Он мудрый, единственно мудрый

и скромный

И нашим желаньям уже не покорный.

Примите же праздник,

Он – новая песня.

Мы петь ее будем

По – прежнему вместе.

С поздравительным словом выступает начальник МУ «Отдел образования администрации района».

(Цветы и памятные подарки вручают учащиеся

Номер художественной самодеятельности.

2ведущий. Петляя по жизни, свой точный отсчет

Любая дорога от школы ведет.

И множество судеб, крути, не крути,

По школьной тропе продолжают идти…

1ведущий. В этом году наш коллектив пополниться новыми кадрами. На сцену приглашаются те, кто 1-го сентября переступит порог школы уже не в качестве ученика. А в качестве учителя. Это молодые педагоги (называются фамилии).

2ведущий. Хочется, чтобы вы взяли за образец в своей педагогической работе тех, кого мы сегодня чествуем. Ведь за годы своей деятельности они дали глубокие и прочные знания тысячам своих учащихся. Во всех уголках нашей Родины живут, учатся, служат в рядах Вооруженных сил, трудятся честно, добросовестно, творчески, создавая материальные и духовные ценности на благо народа. И в этом заслуга наших учителей.

1ведущий. Дорогие молодые учителя! Прежде чем войти в большую учительскую семью вы обязаны дать торжественную клятву верности учительскому долгу.

Клятва.

Коль в жизни мы выбрали этот путь,

Клянемся с него никогда не свернуть.

А если случиться какая беда,

Коллегу поддержим везде и всегда!

Клянемся!

Клянемся, что ради учеников

Пожертвовать чем-то каждый готов.

На путь доброты будем их наставлять,

Поменьше наказывать, а убеждать!

Клянемся!

Глубокие знания детям давать,

Для этого свой кругозор расширять.

И школу свою мы клянемся любить

И сделаем все, чтобы лучше ей быть!

Клянемся!

2ведущий. Примите сувениры на память.

(Учащиеся вручают цветы и сувениры).

Номер художественной самодеятельности.

1ведущий. Семья и школа – два общественных института, которые стоят у истоков будущего нового человека.

2ведущий. А семья – это близкие нам люди. Они для каждого из нас самое главное, самое нужное в жизни. И если в доме царит взаимопонимание , доверие, тепло и уют, то это настоящее счастье.

1ведущий. Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам;

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: «Я».

Кто платье сошьет, постирает белье?

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопрос подруга моя…?

- «Я, я, я» - Ева молвила – «Я».

Сказала она знаменитых семь «Я».

И так на земле появилась семья.

2ведущий. У большинства счастливых семей есть увлечение, какое-то любимое дело, которое объединяет взрослых и детей.

1ведущий. Семьи, о которых пойдет речь, соединило одно большое дело – любовь к детям и профессии.

(Вручение сувениров и цветов, идет слайдовая презентация)

2ведущий. На сцену приглашается:

С портивная семья (Ф. И.О.)

Е диная семья (Ф. И.О.)

М илая семья (Ф. И.О.)

Ь

Я сная семья (Ф. И.О.)

С овременная семья (Ф. И.О.)

Е диномыслящая семья (Ф. И.О.)

М ногодетная семья (Ф. И.О.)

Ь

«Я дерна» семья (Ф. И.О.)

С частливая семья (Ф. И.О.)

Е динственная семья (Ф. И.О.)

М иролюбивая семья (Ф. И.О.)

Ь

Я ркая семья (Ф. И.О.)

С импатичная семья (Ф. И.О.)

Е динодушная семья (Ф. И.О.)

М удрая семья (Ф. И.О.)

Ь

Я зыковедческая семья (Ф. И.О.)

Номер художественной самодеятельности.

1ведущий. Учитель – это человек, который радуется победам своих учеников.

2ведущий. Радость… Она идет не из пустой души, а от духовной глубины. Она требует от учителя самоотдачи. Только тогда можно надеяться на то, что духовное семя превратиться в росток, когда тот, кто отдает свою душу детям, ее обретет. Как обретают ее учителя из урока в урок.

1ведущий. Учителя! В них видим то прекрасное прямодушие, ту человечность, простоту и чуткость, которые присущи лучшим из лучших.

2ведущий. Лицо России – это лицо учителя. В нем все: чистота, надежда, вера, мечта, тайна, спасение…

1ведущий. Пройдут года, столетий нити утонут в синей бездне звезд.

Но слово теплое – «Учитель» всегда растрогает до слез.

Всегда заставит вспомнить, что-то родное, близкое тебе…

В 20 веке и в 200 – учитель вечен на земле!

2ведущий. Вот и подошла к концу наша встреча.

1ведущий. Горения вам, полета, новых идей и проектов, совершения всех мечтаний. Добрых, умных, отзывчивых детей.

2ведущий. Еще раз, с годом учителя, дорогие педагоги!

СЦЕНАРИЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПРАЗДНИКА

«ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ»

(на уровне муниципалитета)

До начала мероприятия в зале звучит музыка.

Ведущий 1: Нам не сдержать волнения и радости

Слушай нас, Родина! Слушай, Земля!

Наше приветствие! Здравствуйте!

Здравствуйте, дорогие учителя!

Ведущий 2: Строгим и ласковым,

Мудрым и чутким,

Ведущий 1 : Тем, у кого седина на висках,

Ведущий 2 : Тем, кто недавно из стен институтских,

Ведущий 1: Тем, кто считается в средних годах.

Ведущий 2 : Тем, кто поведал нам тайны открытий,

Учит в труде добиваться побед,

Ведущий 1: Всем, кому гордое имя - учитель,

Низкий поклон и горячий привет!

Ведущий 2: Наших младших классов звонкий смех - лучшая награда!

Малыши поздравить вас будут очень рады.

Ведущий 1: А сейчас со своими поздравлениями выступят воспитанники «Садовского детского сада» руководитель Лукманова Елена Васильевна .

(стихи + песня)

Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья, здравствуйте уважаемые педагоги! Говорят, что весна - пора влюбленных, лето - романтиков и туристов, а осень пора поэтов, философов и, конечно же, учителей. Дорогие учителя, примите главные поздравления от осени. Сегодня она салютует в ваш праздник янтарными красками листвы и осыпает вас золотым дождем листопада. Пусть ваши надежды и мечты будут ясными, как голубая лазурь, пусть судьба будет такой же щедрой, как разнообразные дары осени, а жизнь будет необыкновенно восхитительной, как осенний лес в лучах яркого солнца. С праздником вас, дорогие учителя!

Слово для приветствия участников торжественного мероприятия, предоставляется Главе администрации Сарпинского РМО Жуков Юрий Николаевич

Ведущий 2: Только в день учителя можно увидеть столько учителей разных поколений в одном зале. Только один день в году они могут не думать об уроках, педсоветах, портфолио, а получать в свой адрес слова благодарности, признательности и любви.

Примите поздравления от Начальника «Отдела образования администрации Сарпинского РМО РК» Бойко Галины Алексеевны.

Ведущий 1: Неважно какое сейчас время года - лето, зима, весна, осень. Дети всегда остаются детьми - веселыми, озорными, беззаботными. Вас поздравляют самые маленькие участники нашей праздничной программы. Встречайте на сцене младший хор «Садовской детской школы искусств», руководитель Елынко Вера Владимировна.

Ведущий 2:

Дорогие наши педагоги!

В этот праздник - День учителей –

Позабудьте все свои тревоги

И на мир смотрите веселей.

Вы для нас всегда источник света,

И ребята все, как сговорясь,

Вам несут красивые букеты.

И для них сиянье Ваших глаз –

Лучшая награда за старанье,

Лучше, чем любая из похвал.

Ведущий 1: Для награждения Грамотами Министерства Образования и науки Республики Калмыкия за большой личный вклад в практическую подготовку учащихся, многолетний плодотворный труд на сцену приглашаются:

Кикеева Елена Андреевна, учитель математики МКОУ «Кировская СОШ;

Русанова Ольга Павловна, учитель биологии и географии МКОУ «Коробкинская СОШ»;

Великоконь Галина Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Садовская СОШ № 1»;

Гринькова Ирина Васильевна, учитель физической культуры МКОУ «Обильненская СОШ»;

Мубаранова Людмила Ульмджиевна, учитель английского языка МКОУ «Уманцевская СОШ»;

Зинченко Галина Гавриловна, учитель физики МКОУ «Уманцевская СОШ»;

Манджиева Виктория Эрдниевна, учитель начальных классов МКОУ «Новая ООШ»;

Панасенко Наталья Григорьевна, уборщик служебных помещений МКОУ «Кануковская СОШ».

Ведущий 2: Жуков Юрий Николаевич

Ведущий 1:

Ведущий 2: Дорогие наши педагоги! К нашим поздравлениям присоединяется старшая вокальная группа с песней «Спасибо учитель» преподаватель Воронцова Н.А.

Ведущий 1: Сегодня мы не могли не вспомнить о ветеранах педагогического труда. О людях, которые все свои силы, ум, энергию и любовь отдали народному образованию. Зная вас много лет учителями большой души и щедрого сердца, мы привыкли видеть вас, как верных товарищей и друзей, добрых наставников, советчиков. Мы дорожили и дорожим вашим мнением, поступками, словом. Мы гордимся тем, что работали вместе с вами. Спасибо Вам! Мы вас любим и помним!

Ведущий 2: Дорогие друзья! К нашим поздравлениям присоединяются учащиеся Садовской детской школы искусств Эрендженова Гиляна и Бембеева Алтана, «Колыбельная».

Ведущий 1: Пусть будет больше праздников, чем будней,

Но тот, кто стал учителем, поймет:

Какое счастье быть полезным людям,

Учить Его Величество Народ!

Нести Ему дар мудрости и знанья,

И доброты своей сердечный свет.

Нет на земле ответственней призванья

Почётнее и радостнее нет.

Ведущий 2: По итогам показателей развития эффективности образовательных организаций Сарпинского района за 2014 -2015 учебный год Почётной Грамотой Главы администрации Сарпинского районного муниципального образования РК награждаются:

    МКОУ «Шарнутовская сош им. Б.С.Санджарыкова» директор Дорджиева Клара Улюмджиевна;

    МКОУ «Обильненская сош» - директор Колганова Галина Михайловна;

    МКОУ «Сарпинская сош» - директор Антонова Нина Эрендженовна;

    МБДОУ «Садовский детский сад» - директор Литвиненко Светлана Олеговна.

Ведущий 1: Для поздравления и награждения на сцену приглашается

Глава администрации Жуков Юрий Николаевич

Ведущий 2: 1 октября состоялась III спартакиада по физкультурно – спортивному комплексу «Готов к труду и обороне» среди работников образовательных учреждений и сегодня мы объявляем победителей:

1.

2. _________________________________________________________________

3. _________________________________________________________________

Ведущий 1: Для поздравления и награждения на сцену приглашается Натырова Октябрина Петровна – председатель районной профсоюзной организации работников образования Сарпинского района.

Ведущий 2: И вновь свои поздравления вам дарят воспитанники «Садовского детского сада» руководитель Лукманова Елена Васильевна, Танец «Кадриль».

Ведущий 1: Учитель, сколько же терпенья

Таите вы в своей душе,

Волненья, думы и сомненья –

Все пережили вы уже.

Какая ж быть должна любовь,

Чтоб ее детям посвящать!

У каждого характер свой,

И каждый нужно понимать.

Ведь детям нужно отдавать

От сердца своего частицу,

Им каждый день добра желать,

О них и думать, и молиться.

Им нужно знания давать,

И научить, к чему стремиться,

Когда им трудно, поддержать,

Не дать страдать, не дать лениться.

Чтоб вы, хотим мы, не грустили,

Обида камнем не ложилась,

И все добро, что вы вложили,

Отдачей к вам чтоб возвратилось.

Ведущий 2: За профессионализм, компетентность, преданность своему делу и в связи с Международным Днем учителя почетной грамотой Главы администрации Сарпинского РМО РК награждаются :

Генденова Альмина Александровна, учитель начальных классов МКОУ «Сарпинская сош им. Э.Т.Деликова»;

Коворова Эльза Викторовна, учитель калмыцкого языка и литературы МКОУ «Уманцевская сош»;

за добросовестный труд в системе образования

Санджиева Мария Лиджиевна, уборщик служебных и производственных помещений МКОУ «Аршань-Зельменская сош»;

Карпов Иван Семенович, сторож МКОУ «Коробкинская сош»;

Подкладкина Елена Витальевна уборщик служебных помещений МКОУ «Садовская сош №1»;

Очиров Станислав Хулхачиев, сторож и истопник МКОУ «Сальская оош»;

Саинчук Вячеслав Семенович, сторож МБОУ ДОД «Садовская детская школа искусств»;

Гончарова Таисия Викторовна, главный бухгалтер МКУ «Централизованная бухгалтерия».

Ведущий 1: Для поздравления и награждения на сцену приглашается Жуков Юрий Николаевич

Ведущий: дуэт Воронцова Татьяна и Микаидзе Татьяна «Благодарю», преподаватель Воронцова Н.А.

Ведущий 1: Чтобы дети развивались, Педагоги постарались.

Тут сомнений даже нет.

Есть еще один секрет...

Для нормального же быта,

Школы дверь всегда открыта,

Пусть в тени, а не на поле,

Потрудились в нашей школе: Врач, завхоз, бухгалтера, Сторож, прачка, повара,

Также дворник, кладовщица Помогали нам учиться.

Ведущий 2: За значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и в связи с Международным Днем учителя, Грамотой «Отдела образования администрации Сарпинского РМО РК» награждаются:

Стульнева Екатерина Александровна, учитель географии и обществознания МКОУ «Обильненская сош»;

Пащенко Надежда Федоровна, учитель географии МКОУ «Садовская сош №1»;

Антонова Наталья Николаевна, учитель биологии и химии МКОУ «Уманцевская сош»;

Оросова Лидия Андреевна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Уманцевская сош»;

Мутулова Булган Васильевна, учитель физики МКОУ «Шарнутовская сош им. Б.С.Санджарыкова»;

Дедяева Татьяна Сергеевна, учитель изобразительного искусства МКОУ «Шарнутовская сош им. Б.С.Санджарыкова»;

Наумлинова Елена Сергеевна, повар МКОУ МКОУ «Шарнутовская сош им. Б.С.Санджарыкова».

Ведущий 1: Для поздравления и награждения на сцену приглашается Бойко Галина Алексеевна

Ведущий 2: Спасибо Вам за любовь к детям и верность профессии учителя. Просим занять почётные места в зале.

Ведущий 1: Дорогие друзья! К нашим поздравлениям присоединяется Антипова Ольга Николаевна, «Мелодия».

Ведущий 2: За многолетний добросовестный труд в системе общего образования Почетными Грамотами Министерства Образования и науки Российской Федерации награждаются:

Матвеева Светлана Григорьевна, учитель начальных классов МКОУ «Уманцевская СОШ»;

Наглий Владимир Иванович, учитель физической культуры МКОУ «Садовская сош №1».

Ведущий 1: Давайте еще раз аплодисментами поздравим наших педагогов с высокими наградами! Пусть этот день запомнится им, как самое счастливое мгновение жизни! Пусть оно подарит им веру в высочайшее предназначение учительского труда!

Ведущий 2: Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что если останется жить Земля, -

Высшим достоинством Человечества,

Станут когда-нибудь учителя!

Не на словах, а по вещей традиции,

Которая завтрашней жизни подстать.

Учителем надо будет родиться,

И только после этого стать!

В нем будет мудрость талантливо-дерзкая,

Он будет солнце нести на крыле...

Учитель - профессия дальнего действия,

Главная на Земле.

Пусть у нашего школьного корабля будут только попутные ветра. Ведите смело корабль по морю знаний в мир добра и любви! Думаем, что вы сегодня отдохнули и порадовались вместе с нами успехами наших учителей. Нам бы хотелось пожелать им дальнейших успехов, новых побед и достижений.

Ведущий 1: На сцене со своими поздравлениями сводная вокальная группа с песней «Учитель» , преподаватель Воронцова Наталья Александровна

Ведущий 2: До свидания, до новых встреч!

Работа с текстом и историческими документами
на уроках истории и обществознания
как средство формирования и развития умений учащихся
Составитель: учитель истории
МКОУ Крутологовская СОШ
Баландина Елена Александровна
2016 год

Изучение различных исторических источников, документов – одно из
важнейших условий выполнения целей школьного курса истории.
Современный урок невозможно представить без аналитической работы с
источниками. Их использование позволяет решить ряд взаимосвязанных задач:
сформировать более полные и прочные знания, конкретизировать и углубить
их, проиллюстрировать изучаемые вопросы, обеспечить доказательность
теоретических положений, идей; развить мышление учащихся, научить
самостоятельно делать правильные выводы и обобщения; формировать
оценочную деятельность учащихся, их познавательные возможности.
Общеизвестно, что исторические источники – это весь комплекс
документов и предметов материальной культуры, непосредственно
отразивших исторический процесс, запечатлевших факты, свершившиеся
события. Чем шире, разнообразнее источниковедческая база, тем достовернее
будет представлена картина прошлого.
Типы источников:
Фрагменты документов;
Летописи;
Биографии личностей;
Литературные источники – сказки, мифы, легенды, предания;
Научные тексты.
n
n
n
n
n

Требования к историческим документам:
соответствовать целям задачам обучения истории;
отражать основные, наиболее типичные факты и события эпохи;
1.
2.
3.
быть органически связанным с программным материалом,
содействовать актуализации исторических знаний, чтобы можно было бы
предложить учащимся познавательные вопросы и задания;
4.
быть доступным ученикам по содержанию и объему, интересным;
5.
содержать бытовые и сюжетные подробности, позволяющие
дифференцировать обучение, конкретизировать представления учащихся о
тех или иных событиях, явлениях, процессах, оказывать на них определенное
эмоциональное воздействие;
6.
обладать литературными и научными достоинствами, достаточной
информативностью для развития познавательной самостоятельности и
заинтересованности, совершенствования приемов умственного труда.
Приемы работы с историческими документами:
чтение и анализ;
выписки определений понятий, основных положений, выделение
1.
2.
главной идеи;
3.
4.
комментированное чтение;
коллективный разбор текста;
5. формулирование вопросов к тексту;
6.
обобщение фактического и теоретического материала в целях
конкретизации изучаемых общественных явлений;

7.
выявление различных подходов к общественно­историческому
развитию;
8.
9.
анализ аргументации авторов;
нахождение разных способов решения проблем на основе
сопоставления нескольких источников;
10. формулирование обобщенных выводов;
11. выявление причинно­следственных связей и построение логической
цепи суждений;
12. составление
и
конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов
сравнительно­обобщающих

текстовых,

(развернутого, структурно­логического, тематического), тезисов, конспекта;
13. подготовка сообщений, рефератов и т.д.
Целесообразно использовать систему заданий, ориентированных на
три уровня познавательной деятельности. Выбор уровней определяется
познавательными возможностями ученика и целями обучения.
Первый уровень – воспроизводящий. Предполагает выписки
основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы,
требующие уточнения и пересказа текста; заполнение таблицы, схемы по
образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на
понимание текста; составление простого плана и т.д.
Второй уровень – преобразующий. Вопросы и задания могут
включать рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста,
выделением в нем основной идеи, вывода, синтезом положений источника с
другим теоретическим материалом (самостоятельный отбор, группировка
фактов, идей и привлечение их учеником для раскрытия изучаемой темы);
составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем;

самостоятельную постановку вопросов к документу; подготовку рефератов,
докладов и др.
Третий уровень – творческо­поисковый. На данном уровне
учащимся предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и
сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких документов;
выявления линий сравнения изучаемых явлений и составление сравнительных
таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений
документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения,
обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисковой деятельности по
сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме,
подготовки творческих сочинений, эссе и др.
Основное место на уроках занимает работа с историческими
документами. Их классификация основана на характере документальных
текстов, когда все они подразделяются на две основные группы – документы
повествовательно – описательного и актового характера, имевшие в своё
время практическое значение. Дополнительную группу составляют памятники
художественного слова. Актовые документы (грамоты, законы, прошения,
программы речи и др.) свидетельствуют об общественном и политическом
строе, морали, религии. К повествовательно­описательным документам
относят летописи, хроники, мемуары, письма. Особенно хорошо передают
колорит изучаемой эпохи памятники художественного слова: мифы, басни,
проза, сатира, крылатые выражения.
При отборе текстов следует учитывать, что они могут расширять,
конкретизировать знания, но не перегружать их, быть органически связаны с
программным материалом, быть доступным по содержанию и объёму,
способствовать развитию приёмов мыслительной и учебной работы,
познавательных способностей учеников. Исходя из этого, избираются и
определённые приёмы изучения документов. Документ включается в

объяснение учителя в том случае, если он передаёт сущность событий,
усиливает эмоциональность в изложении материала, повышает интерес
учащихся к предмету. Например, создавая образную картину Бородинской
битвы, учитель может привести два обращения к войскам накануне сражения.
Обращение Наполеона: «Воины! Вот сражение, которого вы столько желали.
Победа зависит от вас. Она доставит нам всё нужное, удобные квартиры,
скорое возвращение в отечество». И обращение М.И. Кутузова: «Вам
придётся защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней
капли крови». В объяснении, предшествующем изложению документа, учитель
указывает источник, подчёркивая, что героизм русской армии, мужество и
упорство солдат опираются на высокое понимание своего долга, что ярко
показано в обращении М.И. Кутузова.
Организуя самостоятельную работу учащихся с документом, следует
представлять уровень их подготовленности. Тексты документов, органически
связанные с содержанием соответствующих разделов учебника, доступны учащимся
и могут быть даны для самостоятельного изучения с предварительной постановкой
задания.
С.Шехтер считает, что перечень вопросов является общим для всех печатных
материалов: кто, когда, где, что, почему и как. Но каждый вид материала обладает
присущими только ему свойствами, которые и определяют, как с ним работать и как
его использовать. Каждому виду материала соответствует свой способ анализа его
учащимися.
Можно предложить следующие вопросы к документу в зависимости от его
вида:
Вид документа
1.
Документы государственного характера: грамоты,
указы, приказы, законы, речи государственных
Типология вопросов и заданий к нему
1. Когда, где, почему появился этот документ? (Опишите
исторические условия его создания.)
деятелей, протоколы государственных мероприятий
человеке, его жизни и деятельности?
2. Кто является автором документа? Что вам известно об этом
и т.д.
3. Объясните основные / новые понятия, употребляющиеся в тексте
документа.
4. Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи
этого документа или весь он в целом?
5. Чем отличается этот документ или его отдельные положения от
подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?
6. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе
привело или могло привести введение этого документа?

2. Документы международного характера:
Соглашения, договоры, протоколы,
деловая переписка и т.д.
7. Придумайте конкретную историю, раскрывающую действие этого
документа: судебное дело, выступление оппозиции и т.п.
1. Покажите на карте государства, составившие этот документ.
2. Охарактеризуйте исторические условия его создания.
3. Назовите основные положения документа. Оцените их
выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран,
международной ситуации в целом.
4.
Объясните, в чем и почему этот документ
ставлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других
государств, на паритетных началах).
5.
Какие изменения в политическом,
экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по
этому документу?
6.
Какой характер носил этот документ:
открытый или секретный - и почему?
7.
Дайте обобщающую оценочную
характеристику этому документу.
8.
Подумайте, при каких обстоятельствах подобный документ мог
составлен с другим раскладом сил
3. Документы, связанные с политической борьбой:
1. Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?
программы,
воззвания, речи политиков, прокламации,
декларации и т.п.
2. Каковы исторические условия создания документа? Где и когда
появился?
3. К чему призывает и что осуждает автор документа?
4. Интересы какого слоя населения он выражает?
5. Как политические призывы автора соотносятся с его социальным
положением и истинными интересами?
6. Каковы последствия: реальные или прогнозируемые,
осуществления идей этого документа?
7. Дайте историческую оценку документу
4. Документы исторического характера: хроники,
1. Какие исторические факты излагаются в документе?
анналы,
2. Покажите на карте место, где происходили описанные в
летописи, исторические сочинения
документе события.
3. Определите время, в которое происходили описываемые
события, если оно не указано в документе или дано в иной
нехристианской) системе летосчисления.
4. Как автор объясняет причины, излагает ход и определяет
значение исторических событий?
5.
По документу определите отношение автора к излагаемым
фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа,
обстоятельствами его создания?
6.
В чем позиция автора совпадает / не
совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это

совпадение / несовпадение можно объяснить?
7.
Оцените значимость этого документа в
поставлении с аналогичными историческими сочинениями этого периода
посвященными этим же историческим событиям
5. Документы личностного характера: мемуары, днев­
1. Кто автор документа? Каково его социальное положение?
ники, письма,
свидетельства очевидцев
должность? занятия? Причастность к описываемым событиям?
2. Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым им
событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника.
3. Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К
участникам?
4. В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора
других источников по данному историческому факту?
5. Доверяете ли вы свидетельствам автора этого документа?
Почему?
6. Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?
6. Документы
литературного
жанра
как
1. Покажите на карте район мира, где происходит действие этого
исторические памятники
литературного источника.
эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни,
сатира, крылатые выражения и пр.
2. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т.п.
определите примерное время действия или написания произведения./ Найдите
признаки, подтверждающие, что данное произведение было создано в эпоху...
3. Какие образы исторических героев, событий создает автор? Что
представляется вам в этом портрете явно преувеличенным, искаженным,
предвзятым и т.п.? Как вы думаете, с какой целью автор сделал это?
4. Как автор литературного произведения объясняет поступки своих
героев? Согласны ли вы с такими оценками и аргументами?
5.
К
какому
общественному
слою,
группе
населения
принадлежал
автор?
Насколько
он
оказался
объективным
и
беспристрастным в передаче событий или автор совершенно к этому не
стремился?
6. В каких других литературных произведениях вы встречали
похожий сюжет? Чем можно объяснить его распространенность?

Большие возможности для использования источников, документов
открываются при проведении уроков – лекций, семинаров, лабораторных и
практических занятий, организации учебно – поисковой деятельности,
посильных научных исследований. Так, на лабораторных и практических
занятиях можно предложить учащимся следующие варианты работы с
документами:
1.
Разным группам учащихся проанализировать один и тот же
документ с точки зрения представителей разных эпох, социальных слоёв,
народов и т.п., что будет способствовать более широкой интерпретации
документа.
2.
Метод мозаики, когда документ делится на 2 или более части, а
затем составляется общее впечатление.
3.
Группа получает пакет из разных видов документов (мемуары,
письма и т.п.). Необходимо сделать предположение об исторической
обстановке, проблемах, сформулировать вопросы (моделирование по
принципу реконструкции).
4.
При анализе документа одна группа учащихся может выступать в
роли аналитиков, другая в качестве оппонентов авторов, третья – в роли
апологетов и т.п.
5.
Самостоятельный подбор документов к той или иной теме.
Учащимся называется тема, они составляют список того, что необходимо
изучить.
6.
Художественные ассоциации к документу (в виде иллюстраций,
соотнесения с литературными произведениями или литературными героями).
7.
Самостоятельное составление учащимися вопросов к документу.
Модель «Обмен знаниями»

Данная модель предполагает самостоятельную познавательную
деятельность учеников с использованием кооперированно­групповой формы
учебной работы. Ученики осваивают такие умения, как извлечение и
систематизация исторической информации на основе работы с комплексом
источников, самостоятельная реконструкция исторических событий и анализ
исторических процессов и явлений, публичная презентация результатов
познавательного поиска. Этапы работы:
1. Инструктаж. Преподаватель выделяет несколько равнозначных
проблем в рамках темы урока. Каждая группа учеников
получает свою проблему, свой «пакет» источников информации и
задание (алгоритм работы группы).
2. Исследование. Ученики каждой группы изучают свой вопрос по
источникам и готовятся к освещению проблемы для всей аудитории.
3. Обмен знаниями. Группы выступают по очереди и знакомят всех с
результатами своей работы.
Основной методической трудностью для педагога становится
организация взаимодействия групп на этапе обмена знаниями: как привлечь
внимание всех к ответу каждой группы? Для активизации внимания
предлагаются разные варианты предварительных заданий: заполнение
обобщающей или сравнительном таблицы; ведение записей; использование
«рабочего листа»; «распаковка кластера», проблемный вопрос, ответить на
которым можно, только внимательно выслушав все группы.

Ромашка Блума
"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит
определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть
вопросов:
1. Простые вопросы - вопросы, отвечая на которые, нужно назвать
какие­то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию:
"Что?", "Когда?", "Где?", "Как?".
2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов:
"То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу
ошибаться, но, по­моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является
предоставление обучающемуся возможностей для обратной связи
относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью
получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.
3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со
слова "Почему?" и направлены на установление причинно­следственных
связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот
вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой.
Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе
присутствует элемент самостоятельности.
4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит
частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что
изменилось бы...", "Что будет, если...?", "Как вы думаете, как будет
развиваться сюжет в рассказе после...?".
5. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение
критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что­то
хорошо, а что­то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы
относитесь к поступку главного героя?" и т.д.

6. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на
установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно
применить...?", Что можно сделать из...?", "Где вы в обычной жизни можете
наблюдать...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".
На стадии "Вызова" учащиеся формулируют вопросы, а затем ищут на
них ответы, используя материал учебника или других источников
информации.

Задание 33 ориентировано на проверку умения анализировать конкретную историческую ситуацию, соотносить отдельные исторические факты и масштабные исторические процессы.

В условиях заданий этого типа значимое историческое событие показано через ситуацию, в которой отразилась жизнь простого человека, обычных граждан.

Экзаменуемый должен, проанализировав предложенную ситуацию, определить, о каком событии (процессе или явлении) идёт речь, и ответить на вопросы, два из которых нацелены на атрибуцию исторической ситуации (определение времени, когда происходили события, названия данного периода в истории, действующих лиц в данной ситуации, руководителей страны и т. д.). Третий вопрос предполагает установление причинно-следственных связей между событиями, явлениями и процессами определённой исторической эпохи.

В рамках выполнения этих заданий полноценный анализ исторической ситуации не проводится, но для успешного их выполнения учащийся должен уметь её анализировать. Историческая ситуация - это сочетание условий и обстоятельств, создающих определённую историческую обстановку, положение. Для анализа исторической ситуации необходимо выделить и указать её элементы. Набор этих элементов может быть сведён к следующему списку:

Время действия ситуации (хронологические рамки, исторический период или год/месяц/день);

Место действия (страна, регион, город/село);

Событие или совокупность событий, определивших содержание конкретной ситуации;

Люди, причастные к этой ситуации как участники или очевидцы событий / творцы или жертвы сложившихся обстоятельств / защитники или противники создавшегося положения;

Материальные предметы, имевшие отношение к деятельности людей в данной ситуации как цель, средство или результат;

Источники, в которых засвидетельствована данная ситуация и её последствия, часто противоречащие друг другу и расходящиеся в изложении деталей и комментариев 2 .

1. В ночь с 30 на 31 августа забойщик одной из шахт Донбасса, благодаря усовершенствованию технологии добычи угля, установил рекорд, добыв за смену 102 т угля, что соответствовало 14 нормам выработки. Своим трудовым подвигом он положил начало движению ударников-новаторов социалистического производства, которое активно поддерживалось властью. Однако это движение часто вызывало негативную реакцию в рабочей среде.

1. Укажите десятилетие, когда произошли события, о которых идёт речь.

2. Назовите фамилию забойщика, о котором идёт речь.

3. Почему движение новаторов социалистического производства часто вызывало негативную реакцию в рабочей среде? Укажите одну любую причину.

Баллы

1) десятилетие - 1930-е гг.;

2) фамилия - Стаханов:

Стахановское движение приводило к повышению норм выработки для остальных рабочих:

Рабочие были недовольны тем, что уровень жизни стахановцев был значительно выше уровня жизни обычного рабочего.

Может быть указана другая причина

3
2
1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

2 Стрелова О. Ю. Единый государственный экзамен по истории: часть С. Технологии подготовки. - Хабаровск: Частная коллекция, 2006. - С. 37.

2. Жители Москвы были возмущены тем, что свадебные торжества, устроенные молодым царём, женившимся на дочери польского воеводы, проходили с нарушением русских обычаев. Через несколько дней в результате боярского заговора царь был объявлен самозванцем и убит. На престол был избран Василий Шуйский, стоявший во главе заговора, но его власть многие жители России считали незаконной.

1. Укажите год, когда произошли описанные события.

2. Назовите убитого царя.

3. Укажите одну любую причину, по которой многие жители России считали власть Василия Шуйского незаконной.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) год - 1606;

2) царь - Дмитрий (Лжедмитрий I, Григорий Отрепьев);

3) могут быть названы причины, например:

Василий Шуйский был избран наспех собранным Земским собором, на котором присутствовали в основном москвичи;

Василий Шуйский не был представителем царской династии.

Может быть указана другая верная причина

Правильно указаны три элемента ответа 3
Правильно указаны два любых элемента ответа 2
Правильно указан один любой элемент ответа 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

Анализ исторической ситуации предполагает перечисление по возможности всех элементов. После такого перечисления и осмысления названных элементов (желательно, чтобы их было названо и осмыслено как можно больше) может быть поставлено задание, предполагающее указание причинно-следственных связей. Например, конкретное задание на анализ исторической ситуации может быть таким:

«Проанализируйте историческую ситуацию по данному плану и ответьте на вопрос.

После смерти Петра II были попытки ограничить власть новой императрицы - Анны Иоанновны. Но Анна Иоанновна разорвала предложенные ей Кондиции и стала самодержавной правительницей.

а) Укажите время действия.

б) Укажите место действия.

в) Укажите основные события и явления, связанные с ситуацией.

г) Укажите исторические документы, имеющие отношение к ситуации, и кратко охарактеризуйте их суть.

д) Какие люди или группы людей были причастны к данной ситуации?

Почему попытка ограничения власти Анны Иоанновны не удалась?»

Проанализировав все названные элементы, несложно самостоятельно вывести причины неудачи ограничения власти Анны Иоанновны.

Сравнение исторических событий и явлений с развёрнутым ответом

Задание 34 ориентировано на проверку умения сравнивать исторические события, процессы, явления. От экзаменуемого требуется продемонстрировать не только знание материала, но и способность критически мыслить, проводить аналогии, устанавливать отличия. Отметим, что задание сформулировано таким образом, что полноценного сравнения не требуется, необходимо указать только сходство или только различие. Рассуждения общего характера, не содержащие конкретных черт сходства или отличия, не являются верным ответом. Наиболее типичной ошибкой при выполнении заданий данного типа является сравнение по несопоставимым или несущественным характеристикам.

В задании 34 могут сравниваться исторические события, явления, процессы, различные этапы этих процессов, памятники духовной и материальной культуры, причины и последствия исторических событий и явлений. Объекты сравнения могут относиться к одной или разным историческим эпохам, истории одной страны или разных стран. Систематическое включение заданий на сравнение в процесс подготовки помогает школьникам научиться выделять более тонкие черты отличия и менее очевидные сходные черты сравниваемых событий, явлений и процессов.

Для успешного выполнения данного типа заданий необходимо формировать умение сопоставлять исторические явления, находить их однородные существенные признаки. Сравнение должно быть целенаправленным, т. е. происходить на основании конкретного признака. Одним из продуктивных способов развития данного умения является заполнение сравнительных таблиц, например:

Сделайте вывод:

В зависимости от стадии освоения умений заполнение таблицы может быть облегчено тем, что в первой колонке могут быть заранее предложены линии сравнения. По мере освоения умения можно предлагать школьникам самостоятельно формулировать основания сравнения.

1. Существует точка зрения, что, несмотря на определённые различия, внутренняя политика Александра I до Отечественной войны 1812 г. и после неё имела черты сходства. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих это сходство.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы
Могут быть приведены следующие факты, положения:

1) в оба периода разрабатывались проекты реформ государственного управления в России (проект М. М. Сперанского, «Уставная грамота» Новосильцева - Вяземского);

2) в оба периода отдельным территориям империи было предоставлено самоуправление (Финляндия, Польша);

3) в оба периода шёл процесс создания военных поселений;

4) в оба периода предпринимались попытки решения крестьянского вопроса (указ о «вольных хлебопашцах», отмена крепостного права в Прибалтике).

Могут быть приведены другие факты, положения

Правильно приведены два факта (положения) 2
Правильно приведён один факт (положение) 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Ответ неправильный

0
Максимальный балл 2

2. Существует точка зрения, что, несмотря на общность тенденций в развитии образования и просвещения в годы правления Екатерины II и Александра I, в организации образования и просвещения в начале XIX в. появляется много нового. Приведите не менее двух положений, подтверждающих эту новизну.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы
Могут быть приведены положения:

1) был открыт Царскосельский лицей;

2) создан центральный управляющий орган - Министерство народного просвещения;

3) увеличено количество университетов;

4) созданы учебные округа;

5) введён принцип непрерывности образования;

6) появились педагогические вузы.

Могут быть приведены другие положения

Выбор редакции
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...

Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...

Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...
Если вы не новичок в кулинарии, то знаете, что обязательными ингредиентами классических сырников являются творог, мука и яйцо, но уж...
Сырники популярны у многих славянских народов. Это национальное блюдо русских, украинцев и белорусов. Изобрели их экономные хозяйки,...