Завод джона юза. Джон Юз - основатель Донецка


Одним из самых выдающихся промышленников своего времени являлся Джон Юз - основатель Донецка. Благодаря ему появился этот один из крупнейших промышленных городов Украины. Чем же ещё была примечательна биография Джона Юза? Давайте более подробно узнаем, кто он такой и чем занимался.

Молодые годы

Прежде всего давайте узнаем, в каком году родился Джон Юз, где и в чьей семье. Будущий крупный промышленник был рожден в 1814 году в городке Мертир-Тидвил, что в Уэльсе. Происходил он из валлийской семьи инженера Юза (в современном произношении - Хьюза), который управлял местным металлургическим заводом.

В ранней молодости Джон Джеймс Юз работал на предприятии отца, но к 28 годам смог накопить определенный капитал и приобрел собственную судостроительную верфь.

Деятельность в Великобритании

В 1850 году Джон Юз приобретает ещё одно предприятие - литейный завод в Ньюпорте. Впрочем, это не мешало ему одновременно самосовершенствоваться, работая инженером на Мильвольском железно-прокатном заводе, куда он перешел в конце 50-х годов XIX века. Уже в 1860 году Джон Юз стал директором этого предприятия.

Одним из его достижений того времени было создание лафета для тяжелых пушек, который он спроектировал в 1864 году. Этот механизм привлек внимание многих европейских стран, откуда посыпались заказы. Кроме того, Джон Юз занимался разработкой брони для кораблей.

Имя Джона Юза стало одним из самых известных в британской металлургии и судостроении.

Предложения из России

Разработки Джона Юза заинтересовали Адмиралтейство Российской империи, которое планировало использовать броню для укрепления форта «Константин» в Кронштадте.

В ходе переговоров по поставке брони у Юза завязались тесные знакомства с российскими чиновниками, среди которых были полковник Оттомар Герн и генерал Эдуард Тотлебен. Они предложили британскому промышленнику воплотить проект на юге Российской империи по постройке завода по производству железных рельсов, за который ранее брался князь Кочубей. Юз согласился.

Причины принятия предложения

Главной причиной, которая побудила Джона Юза сконцентрировать свое основное направление деятельности на Российской империи, являлся промышленный кризис, разразившийся в Великобритании после катастрофического падения Лондонской биржи в 1866 году. Это породило значительный рост уровня безработицы в стране и отток инвестиций. В это время значительно упал объем заказов от покупателей.

Россия же тогда была государством, экономика которого развивалась семимильными шагами, пытаясь сократить отставания от стран Запада. Поэтому она представляла собой довольно привлекательное поле деятельности для иностранного промышленника. Он намеревался привлечь в проекты, реализуемые в России, рабочую силу из Великобритании, на которую в родной стране резко упал спрос.

К тому же российские чиновники сделали Юзу ряд довольно выгодных предложений, которые в данной ситуации казались ещё привлекательнее.

Начало деятельности в России

Итак, Джон Юз вплотную занялся российским проектом, который обещал большую прибыль.

В 1868 году он поехал в Россию, оставив жену на Родине, так как она напрочь отказывалась от переезда.

Первым делом Юз приобрел право добывать каменный уголь на землях, которые принадлежали князю Павлу Ливену. В том же году британский промышленник выкупил концессию на деятельность в металлургическом производстве в Екатеринбургской губернии у князя Сергея Кочубея, чему способствовал сам являвшийся братом императора Александра. Официально сделка была зарегистрирована в апреле того же года.

Таким образом, Джоном Юзом была подготовлена почва для развития крупного металлургического производства и угледобывающей отрасли.

Новороссийское общество

Но чтобы запустить производство, требовались немалые финансовые инвестиции. Джон Юз решил привлечь их, создав акционерное общество. С его помощью он хотел направить британский капитал для развития промышленности на юге Российской империи. Организация стала называться «Новороссийское общество», и специализировалась на привлечении инвестиций в металлургическое, каменноугольное и рельсовое производство. Регистрация общества состоялась в 1869 году в Лондоне.

Главным акционером компании стал член парламента Великобритании Дэниэл Гуч, а общее количество участников достигло девятнадцати человек. Были среди них и россияне, в частности, упомянутые выше Сергей Кочубей и Павел Ливен.

Основание Донецка

Теперь давайте выясним, в каком году Джон Юз основал Донецк. Точной датировки этого события не существует, но принято считать годом основания 1869-й, когда «Новороссийское общество» около села Александровка начало строить металлургический завод. Одновременно возникло рабочее поселение, которое в честь Джона Юза называли Юзовка, или Юзово. Из этого населенного пункта и вырос современный город Донецк.

Первоначально Юзовка имела статус посада с упрощенным городским управлением, и территориально принадлежал к Бахмутскому уезду Екатеринославской губернии. На 1870 год он насчитывал 164 жителя.

Тогда же, в 1869 году, возник ещё один поселок - Смолянка. Близ него строились кузница и две шахты, принадлежащие Юзу.

Развитие производства

Хотя первоначально завод планировалось запустить в 1870 году, завершили строительство первой только в апреле 1871 года. К 1872 году постройка завода была полностью закончена. Он насчитывал восемь В самом начале 1872 года началась выплавка чугуна.

Рабочими на заводе были не только подданные российского императора, но и лица, завербованные в Великобритании, в которой из-за кризиса появилось много свободных рабочих рук. Особенно большой приток рабочей силы был из родного для Юза Уэльса. Большинство британских работников жили в квартале Юзовки, который назывался Английской колонией.

Если на первых порах развивалось производство довольно тяжело, то со временем оно достигло значительных масштабов. Завод Юза стал одним из крупнейших металлургических предприятий в Российской империи.

В 1880 году в эксплуатацию была запущена фабрика по производству огнеупорного кирпича. Через девять лет также начало функционировать чугунолитейное и машиностроительное предприятие. Правда, это уже было делом рук не Юза, а других промышленников - Геннефельда и Боссе. Но тем не менее именно Джон Юз является тем человеком, благодаря которому в регионе семимильными шагами начала развиваться промышленность.

Для обеспечения транспортной доступности развивающегося региона в 1872 году была запущена Константиновская железная дорога.

Дом Юза

Первоначально Джон Юз жил в имении, купленном у помещицы Смоляниновой, где возникло селение Смолянка. Дом, где он жил, представлял собой строение, сходное с украинской хатой. Стены его были из самана, а крыша из соломы. Впрочем, до наших дней это строение не сохранилось.

Значительную историческую и архитектурную ценность представляет другой дом Джона Юза. Он строился в Юзовке специально для валлийского промышленника. Начало строительства было приурочено ко второй половине 1873 года. Уже в середине следующего года дом был построен. Он представлял собой одноэтажное кирпичное здание красного цвета и состоял из восьми комнат. Крыша была покрыта листами железа. Кроме того, к дому примыкало множество построек хозяйственного типа, начиная от подвала и заканчивая псарней. На территории усадьбы имелся сад. Также в доме были такие атрибуты нового времени, как водопровод и электричество.

Дом Юза находился на расстоянии полтора километра от его завода.

Жена Джона Юза переехала из Англии в Юзовку гораздо позже мужа, уже когда особняк был построен. Её не устроил его внешний вид, в частности, то, что дом был одноэтажным. Поэтому было решено перестроить его в два этажа.

Но ни один проект российских архитекторов не смог удовлетворить вкус семейства Юзов, поэтому специалиста наняли в Великобритании. О том, с какой ответственностью подходили к проектированию, свидетельствует тот факт, что оно растянулось на несколько лет. Причем в 1880 году работы над проектом были прерваны в связи с рядом форс-мажорных обстоятельств, а именно из-за смерти сына и жены Джона Юза. Возобновились работы только через три года после их приостановки. В итоге проект представлял собой план здания в стиле ренессанс.

Непосредственно строительство началось в 1887 году и закончилось через четыре года, то есть уже после смерти Джона Юза. Ни он, ни его жена не дожили до того момента, когда дом был окончательно построен. Впрочем, другие представители семейства вселились в особняк уже осенью 1891 года. Они прожили в доме до 1903 года, после чего уехали из этих мест насовсем.

В настоящее время здание, которое когда-то было домом Юзов, является одной из достопримечательностей, украшающей город Донецк, хотя и находится в полуразрушенном состоянии. Расположено оно по адресу ул. Клиническая, 15. Современный вид здания можно наблюдать на фото выше.

Смерть

Как уже говорилось выше, Джон Юз (1814-1889) умер, не дождавшись завершения строительства своего нового дома. Случилось это в июне 1889 года, когда Юз пребывал в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Смерть его настигла в семидесятипятилетнем возрасте в гостинице «Англетер».

Похоронен Джон Юз у себя на родине, в Великобритании, на лондонском кладбище Западный Норвуд.

Семья

Теперь кратко взглянем на других представителей семейства Юзов.

Джон Юз был женат на Элизабет Льюис. Она долго не решалась переехать из родной Британии на юг Российской империи. Но в конце концов последовала за мужем и сыновьями. Умерла за девять лет до смерти Джона Юза, в ноябре 1880 года.

У семейства Юзов было семь детей: пять сыновей и две дочери. Старшая дочь, Сара Анна Юз, в замужестве Лемон, родилась в 1846 году, а умерла в 1929 году в Лондоне. Другая дочь - Маргарет - умерла молодой в Юзовке. В 1948 году её могила была вскрыта и разграблена.

Старшего сына семейства Юзов звали Джон Джеймс. Родился он в 1848 году, а умер в 1917 году. Именно Джон Джеймс после смерти отца в 1889 году стал главой семейства Юзов.

Второй сын, Артур Юз, родился в 1852 году, а умер, как и брат, в 1917 году. Он был женат на Огасте Джеймс, в браке с которой были рождены четыре дочери.

Айвор Эдвард, рожденный в 1855 году, был третьим сыном Джона Юза. Умер он в 1917 году в Лондоне.

Ещё одним ребенком в доме Юзов был Альберт Эвеллин (р. 1857 г.), умерший в 1907 году в Лондоне. Его дочерью являлась Кира Юз, которая была замужем сначала за россиянином Сергеем Бурсаком, а затем англичанином Амбемарлем Блэквудом. От обоих браков у неё имелись дети.

Младшими детьми в доме Юзов были Дэвид и Овэн Тюдор.

Кроме того, у Джона Юза был внебрачный сын Иван, рожденный 1870 году, а умерший в 1910 году. У него было девять детей.

Увлечение Джона Юза

Главным увлечением Джона Юза, помимо занятия инженерным делом, было коллекционирование. Значительную часть своего состояния он тратил именно на приобретение различных ценных реликвий. Он постоянно поддерживал связи с антикварными магазинами.

К концу своей жизни Джон Юз собрал довольно внушительную коллекцию древностей.

Наследие Джона Юза

Трудно переоценить то наследие, которое оставил после себя Джон Юз. Он первый поставил на промышленные рельсы в донецком регионе металлургическую отрасль, внес значительный вклад в развитие угледобычи и машиностроения. Но, более всего, он известен нашим современником, как основатель города Донецка.

В то же время нужно констатировать факт, что о молодости Джона Юза, его личной жизни, мотивации при принятии важных решений мы знаем слишком мало.

Память о Джоне Юзе

Ещё при жизни британского промышленника именем Юза был назван рабочий поселок, который в будущем стал центром всего Донецкого региона. К 1884 году население этого города насчитывало почти 5,5 тыс. человек, к 1897 году - 29 тыс. чел., а к 1918 году в Юзовке уже проживало 67 000 человек.

Но после Октябрьской революции правительственные круги старались всеми силами затушевать роль Юза в развитии региона, так как, по их мнению, иностранный капиталист недостоин народной памяти. В 1924 году было принято решение о переименовании города Юзовка в Сталино. В 1961 году город приобрел свое нынешнее название - Донецк.

После падения коммунистического режима стало возможным переосмысление прошлого. Британский промышленник наконец смог занять то место в отечественной истории, которого он достоин. В сентябре 2001 года в Ворошиловском районе города Донецка был открыт памятник Джону Юзу. Автор этого творения - украинский скульптор Александр Скорых.

Продолжаем потихоньку переводить и публиковать части книги Теодора Фридгута , этой библии краеведов 90-х. За истекшие годы в истории города нарыто столько, что Фридгуту и не снилось. Тем не менее, книга остается фундаментальным трудом, вобравшим в себя множество источников. Перевод на общественных началах сделал Виктор Гриза. Мы имеем дело со второй частью главы 3 "Новая Россия вступает в пору зрелости: экономическое развитие до 1914 года". была опубликована чуть ранее…

Хотя оборудование, работающее на энергии пара, стало широко использоваться в Донбассе только в 1890-х и в небольших подразделениях, Юз имел паросилу с самого начала. Их установка, тем не менее, потребовала какого-то времени, ибо, когда проверяющая комиссия из трех инженеров, занимающих ответственные посты в Донбассе, посетила Юзовку в июне 1871 года, она подчеркнула, что паровые двигатели, хотя и присутствовали, но еще не работали на Ливенских и Смоляниновских шахтах, что управляемые конной тягой подъемники были плохо построены, и что поставки и загрузки доменной печи материалами и коксом были сделаны с помощью лошадей, а не машин. Три года спустя, ситуация заметно изменилась. У Юза было двадцать две паровых машины общей мощностью 791 лошадиная сила, работающих на заводе и рудниках. Чтобы понять значение этого, мы можем сравнить его с Санкт-Петербургом за десять лет до того, когда общая мощность всех машин и металлических заводов столицы была 1125 лошадиных сил. К 1884 году завод и рудники уже использовали сорок четыре паровых двигателя общей мощностью 3239 лошадиных сил. Произошло удвоение не только количества двигателей, но и их предельной мощности. К 1908 году «Новороссийский завод» использовал 22520 лошадиные силы, или 3,72 лошадиных сил на одного работника. В годы 1890-1908 средняя мощность на предприятии на юге России выросла с 1530 до 8003, в то же время мощность в лошадиных силах на одного работника выросла с 1,02 до 3,23. Электричество позже стало заменой пара, а к 1916 году «Новороссийский завод» использует почти 28 миллионов киловатт-часов в год, и его генераторы были использованы на 68 процентов мощности — наибольшая эффективность в Донбассе.

Первые годы нового завода России были далеко не всегда успешны. Лебедев был далеко не одинок в своей критике качества продукции Юза. В сентябре 1873 года, в первый месяц рельсового производства на «Новороссийском заводе», Лебедев сообщил, что "большая часть" произведенных рельсов не соответствует стандартам железных дорог, и снова в октябре он писал, что "рельсы еще не приняты". Из первых 180 000 пудов произведенных рельсов, одна треть была отклонена. К 1874 г. процент отказов снизился до 10 процентов, а к 1876 году — до 5 процентов. Процесс адаптации был повторен с переходом на стальные рельсы, но испытания партии из 2000 рельсов, доставленных на Курско-Киевскую железную дорогу весной 1892 года, подвергли отказу лишь 2,65 процента. Настойчивость Юза по повышению качества была подкреплена техническими инвестициями. Мы уже упоминали о подготовке Альберта, как химика. Лаборатория химического анализа была одним из первых нововведений завода. К 1902 году лаборатория была размещена в двухэтажном строении с рабочими местами для персонала из двадцати человек.

Задержки из-за фальстарта доменной печи, предсказуемые и объяснимые в данных обстоятельствах, должно быть, вызвали финансовое и нервное напряжение. Юзу было, несомненно, известно, что имелись сомнения в способности его доменной печи производить сто тонн еженедельно, даже с учетом того, что это было производство с нуля. Критики также категорически заявляли, что его запасы угля были неадекватны и обвинили Юза в том, что он не знает и не делает достаточно, обманув правительство России. В своем заключении они подтвердили потенциал региона, наличие угольных и рудных запасов, но подчеркнули, что в любом случае экономический успех предприятия основывается в настоящее время на возглавляющей его "личности с хорошим знанием дела, имеющей твердый авторитет."

Даже после того, как Юз и его сотрудники предоставили достаточные доказательства их способности освоить производство чугуна, скептики не замолчали. Три года трудностей, связанных с переходом от чугунных рельсов к стальным, были четко отражены в производственных показателях, поскольку они были в финансовом балансе. Производство колебалось драматически от месяца к месяцу из-за технических заминок, поломок оборудования и текучки рабочей силы, терзающей завод и рудники. Отчет Лебедева о производстве за 1878 год устанавливает хрупкий баланс с ярким контрастом. Добыча угля была в среднем 693 000 пудов в месяц в течение года, достигла пика в 881 871 пуд в мае, и опустилась на самую низкую отметку в 490 338 пудов в октябре. Производство чугуна колебалось аналогичным образом. Выход рельсов достиг уровня 109 121 пуд в феврале, потом снизился до 12 609 в мае, восстановился до 75 961 пуда в августе, а затем сократился до нуля в октябре. В таких условиях финансового планирования и экономического использования трудовых ресурсов были бы растеряны самые жесткие и самые опытные предприниматели. В марте 1884 г. производство замедлилось и кредиты исчерпались. Компания отчаянно искала кредит в 200000 рублей для выполнения своих текущих обязательств, в ожидании прибытия авансового платежа за заказ на рельсы объемом порядка двух миллионов пудов.

Вместе с дополнительными техническими сложностями, эти проблемы давали возможность для едких замечаний на счет Юза. Зилов отметил, что в Петербурге весной он слышал лишь одну тему: "Только из руды из Кривого Рога или Корсак-Mогилы Юз сможет производить сталь такого качества, которое потребовало Министерство железных дорог". Руду из окрестностей Юзовки считали непригодной для производства рельсовой стали из-за слишком высокого содержания фосфора. Телеграмма Лебедева с отчетом об успешном производстве и испытании рельсовой стали, разрешила этот спор: "Вопрос о производстве стальных рельсов из местных руд и угля можно считать решенным".

Хотя принятие было еще долго ждать, каждый шаг вперед вызывал новое уважение. Успешное производство стальных рельс из донбасских материалов сподвигло А. Ф. Мевиуса на комментарий: "Нельзя не похвалить господина Юза за его конкретное достижение в своем стремлении совершенствовать и расширять свое производство… недавние эксперименты на заводе Юза искоренили мнение, что наши руды не подходит для производства из них стальных рельсов. На данный момент это очень, очень важный факт".

И прогресс, и потенциал были очевидны с самого начала. Среди пунктов соглашения Юза с правительством России было уменьшение зависимости России от иностранных источников для стратегических товаров и расходования для этого иностранной валюты. Русско-турецкая война создала дополнительный спрос на изделия из металла, и напрягая финансы России, сделала растущий завод Юза еще более выгодным. В первый год производства «Новороссийский завод» занимает девятое место в Российской империи. К 1898 году он считался самым крупным производителем чугуна в России, с издержками производства как говорят, очень низкими для страны.

В отличие от этого есть мнение, что цены, устанавливаемые Юзом в 1877 году, довольно высоки по сравнению с издержками производства и что в 1880 году издержки и высокие цены являются одним из факторов, ограничивающих успех Юза на рынке России. В то же время, говоря о производстве Пастухова в отдельные годы между 1874 и 1892 гг., надо сказать, что Пастухов, который имел огромные технические трудности с его техникой использования антрацита в своих доменных печах, испытывал большие сложности в производстве и ни по одному пункту не приближался к достижениям Юза.

Производство Юза далеко опередило пастуховское, которое в 1892 году произвело только 614 000 пудов чугуна, одну десятую часть юзовского готового объема производства. До 1895 года у Юза занято больше рабочих, чем у Путилова, и завод стал самым крупным промышленным работодателем в России. На производительность Юза даже обратил внимание молодой радикально настроенный ученый В. И. Ленин, изучавший развитие капитализма в России, который отметил, что юзовская индустрия произвела вдвое больше, чем все шестьдесят три промышленных предприятий Екатеринослава, и использует в два раза больше рабочих.

Юз основывал экономическое здоровье своего завода на относительно уверенном спросе на чугун и рельсы и не решался отходить в сторону специальных видов металлов, таких, как кровельное железо, что другие производители находили таким привлекательным. Этот очевидный консерватизм вызывал резкую критику со стороны французских аналитиков, один из которых отметил, что "с промышленной точки зрения дело было плохо работающим, без решительности и даже без предвидения". Тем не менее, «Новороссийское общество» было одним из двух наиболее прибыльных предприятий в Донбассе. На пике золотого десятилетия 1890-х годов «Новороссийский завод» мог похвастаться балансом с общей суммой активов, в два раза превышающим стоимость акций, которые были выпущены, хотя уже дважды были разделены так, что каждый из акционеров пользовался в четыре раза большей номинальной стоимостью, чем первоначально инвестированные средства. Кроме того, половина стоимости компании была в виде денежных средств, дебиторской задолженности и запасов материалов, хранящихся на заводе, и это перевешивало долги компании и ее обязательства.

Ранний посетитель, отмечая самообеспеченность компании сырьем и хорошим качеством своей рабочей силы, был удивлен тем, что братья Юз, которые вели политику своего отца, когда они начали управлять заводом после его смерти в июне 1889 года, не отклонялись в поисках новых продуктов. Он писал: «Г-н Юз недавно сообщил нам, что он сторонится попыток поднять свою прибыль от новых установок и больших долгов. Завод работает и дает прибыль, о которой он заявляет с удовлетворением». Посетителю-аналитику также удалось выяснить, что все развитие завода было подчинено текущей операционной стоимости. Эти комментарии были написаны сразу после того, как акционеры использовали дробление акций, и следующее было не за горами, в то время как годовые дивиденды составили 25 процентов. Даже во время промышленного кризиса 1900-1904 годов были объявлены ежегодные дивиденды в размере 10 процентов, так как было достаточно резервов, накопленных во второй половине 1890-х годов для финансирования необходимого развития, несмотря на уменьшение текущей прибыли.

Период Годовая прибыль Годовые дивиденды Резерв

1886-91 1,323 1,107 216

1892-96 3,331 1,357 1,331

1897-1900 7,437 1,928 4,062

1901-1904 3,188 3,000 188

Сыновья последовали политике своего отца не только в промышленной политике. Они научились у него держать рот на замке о своих бизнес-делах. Иногда создается впечатление, по мнению посетителей, что братья испытывали острое чувство от того, что их посетители хотели слышать и получать удовольствие от историй про испытания, невзгоды и, в частности, достижения «Новороссийского завода». Но что касаемо бизнеса, то чем меньше сказано, тем лучше. Гонимов предполагает, что Юз использовал народные анекдоты, как дымовую завесу, чтобы скрыть свои коммерческие и промышленные секреты. Эта техника иногда работала как бумеранг, как в случае комиссии Зеленцева, когда члены комиссии посчитали число лиц, которое они увидели работающими в различных частях предприятия, и сравнили свои наблюдения с цифрами, приведенными им Юзом. "Юз не очень любезен и отказался дать практически любую точную информацию". "Нам пришлось посетить завод без гида и нам не дали количественную информацию. Отчет, опубликованный официально в «Вестнике Финансов», является бухгалтерским балансом, искаженным включением "резервов" и "различных положений" под заголовком кредиторов".

Аналитики Credit Lyonnais посещали Юзовку почти ежегодно, и были виртуально единодушны в своем неодобрении административного пути «Новороссийского общества». "Нет новых концессий на добычу руды, те, которые были приобретены и зарезервированы, истощаются, а тем временем производство растет… со следующего года им придется покупать уголь". В это же время компания исследовала возможность разведки железной руды на Урале и доставку ее из Магнитной железной дорогой Челябинск-Царицын. Только спустя несколько лет, в 1903-1904 годах, в «Новороссийском обществе» было больше, чем сто человек (что составляло около 1/5 от показателей в Кривом Роге), которые были рабочими по геологоразведке, нужными, чтобы разрабатывать новые залежи руды и увеличивать свою железорудную базу. В результате этой дальновидной политики, была произведена переоценка залежей Криворожской руды в сторону повышения на протяжении всего этого периода, новые методы добычи были введены в практику и новые залежи руды открыты. Что касается угля, статистические ежегодники горнодобывающей промышленности показывают резкий спад производства после рубежа веков, но и показывают дальнейшее развитие новых угольных шахт России, из восьми угольных валов в 1899 году до одиннадцати в 1905 году, в то время как мощность выросла с 5400 лошадиных сил в 1899 году до 7435 в 1905 году, и рабочая сила — с 5658 горняков до 6524. Добыча угля увеличилась с 43 598 376 пудов в 1899 г. до 46 536 881 пудов в 1905 году, в то же самое время, когда промышленный кризис вызвал падение на одну четверть производства чугуна. Без сомнения, политика развития компании была последовательной и перспективной, которые поддерживалась самодостаточностью «Новороссийского общества».

В течение первых десяти лет «Новороссийское общество» декларировалась без дивидендов. Это было отнесено к использованию низкосортной местной железной руды и неквалифицированной рабочей силы, что (и то, и другое) способствовало высоким издержкам производства. Однако, когда мы рассматриваем стратегию экономического развития Юза, мы видим, что это была его политика — реинвестировать прибыль в развитие, избегая как можно больше любых накоплений и бремени выплаты процентов или более широкой капитализации. Он не был "дойной коровой" в лице «Новороссийского общества» для акционеров. Акции компании не котировались на фондовой бирже, не было дополнительных акций для общественности, хотя реестр акционеров рос немного в течение года, за счет выбора некоторых британских и российских персон в пользу приобретения небольшого количества акций из нераспределенного остатка в распоряжении компании.

В 1895 году и снова в 1900 акционеры используют дробление акций, так что каждый акционер, имевший начальную долю, к тому времени стал обладателем четырех долей. Только в 1898 и 1899 году, на пике "Десятилетия Витте" с ее безумной промышленной экспансии «Новороссийское общество» разместит двадцатилетний, 5-процентный выпуск облигаций на общую сумму 300000 фунтов стерлингов. В 1910 году — новая эмиссия облигаций на 600000 фунтов стерлингов доходностью 6 процентов, с досрочным погашением старых облигаций, и подготовка компании к обновлению развития. В течение десятилетия 1903 — 1912 свыше девяти миллионов рублей были вложены в «Новороссийское общество», более половины из этого в период 1910-1912 — за счет привлеченных с помощью новых выпусков облигаций денежных средств. Ранее половина, пришедшаяся на семь тощих лет трудного десятилетия, была профинансирована из текущих доходов и резервов, несмотря на рецессию и революцию.

Хотя другие заводы в Донбассе, теперь производили более «Новороссийского общества», его экономика была громкой и продолжала расти. Многое из этого было связано с личным участием Джона Джеймса Юза и его сыновей после него, а также с его активными партнерами, членами семьи Бальфур, которые помогли собрать капитал для «Новороссийского завода» и остались связаны с компанией на протяжении всей своей истории. А.М. Бальфур был директором фирмы до самой своей смерти и жил в Юзовке как коммерческий директор фирмы до 1912 года. Его сын, Монтегю, также жил в Юзовке, и проявил особый интерес к образцовой ферме «Новороссийского общества», так как он изучал сельское хозяйство в Канаде, прежде чем поселиться в Юзовке. Участие Бальфуров в развитии завода «Новороссийского общества» отразилось в названии одной из железнодорожных станций недалеко от завода, Бальфорово. До 1905 года братья Юз и Монтегю Бальфур жили в Юзовке, управляя заводом. Затем они переехали в Санкт-Петербург, где трое из них оставались почти до революции, в то время как к руководству заводом пришел Джон Андерсон, англичанин, родившийся в России, который имел значительный опыт в металлургии Донбасса, а затем и русский менеджер, Адам Александрович Свицын, который остался руководителем завода в 1917 году и в революцию и в гражданскую войну, покинув пост только после того, как большевики взяли под свой контроль Юзовку в середине 1919 г. Но связь его металлургией Донбасса после этого не закончилась. Есть архивные документы, свидетельствующие о совещании в московской штаб-квартире "Югостали" 9 сентября 1926 года, на котором обсуждалось предложение американского предпринимателя по модернизации Макеевского сталелитейного завода, проходившее под председательством А. А. Свицына. Совпадение фамилии, инициалов, профессии дает большую вероятность того, что это был тот же человек.

«Новороссийское общество», можно сказать, достигло совершеннолетия в 1896 году. Внеся большой вклад в развитие угольной и металлургической отраслей России, оно получило признание за передовой опыт на Всероссийской промышленной выставке в Нижнем Новгороде в том же году. Признание формулировалось так: "За разработку и производство стали высокого качества стальных рельсов; за большие масштабы добычи угля и рациональное развитие угольной промышленности во всех отношениях; за подземную разгрузку с помощью сжатого воздуха, а также за вентиляцию шахтных выработок с помощью рабочих панелей, способствующих, таким образом, эвакуации взрывоопасных газов ". Кроме того, что мы будем обсуждать позже, Юз получил высокую оценку за жилье для своих рабочих.

Участники съезда горнопромышленников, среди них и братья Юз, вложили немалые средства для создания впечатляющей экспозиции. Это событие каждый мог использовать для самообразования. E.Н. Таскин, в то время глава рудоуправления Юга России, организовал для всей Донбасской экспозиции освещение электрическим светом, который использовался только в очень ограниченном количестве шахт в то время. Таким образом, он думал произвести впечатление на промышленников превосходными качествами электрического освещения.

В 1890-х годах «Новороссийский завод» отставал от таких фирм, как «Южно-Русская каменноугольная компания» и «Донецко-Юрьевский сталелитейный завод» в использовании электроэнергии. В 1887 году 350-сильный двигатель работал на прокатном стане, и один вдвое более мощный. К 1898 году механические мастерские завода освещались электрическим светом, что было частью решения. К 1916 году завод использовал только 10346 лошадиные силы электродвигателей, половину от общего источника энергии. В шахте Щербиновки электродвигатели использовались для движения угольных вагонеток в выработках, а также для работы насосов и вентиляторов на глубине до 180 метров.

«Новороссийское общество» на выставке имело свою собственную экспозицию, своего рода греческий храм, чьи рифленые колонны из поставленных вертикально стальных рельс поддерживали перекрытия из слоев железных балок, и было достаточно декора из кованого железа. Здесь были сооружены корпуса шахтных ламп из сложенных слитков сортового железа, и с кусками угля. Внутри храма был помост со сложным кованым панно, увенчанный названием компании и символом — скрещенными молотками на щите. Эту святая святых охраняли двое эльфов, напоминающие талисманов промышленности России — один шахтер, производящий выработку, другой — кузнец с молотом и наковальней. Фотографии фабрик и шахт висели повсюду, были масштабные макеты завода и угольных шахт. У входа в экспозицию стояла также пальма в горшке, выполненная из железа.

Восемь групп по пятнадцать рабочих были выбраны по выдающимся результатам работ для пребывания в течение двух недель на ярмарке, им были даны по половине рубля суточных. Позже было заявлено, что некоторые из этих рабочих связались c революционерами в Нижнем Новгороде и привезли в Юзовку незаконную литературу.

В описании Юзовки, приведенном в каталоге экспозиции, идиллические черты поселения, возможно, переоценены: парк с искусственным озером для рыбалки, оркестр, канализация на объектах поселка — описаны в ярких деталях и в лучшем свете. Приличный бюргер, который брал каталог, вряд ли чувствовал дым, грязь и нищету, которые еще оставались признаками поселения. Однако Юзовка был живым и растущим поселком, в котором население объединяли гордость и общие интересы. К рубежу веков экономика начала диверсифицироваться. Юзовка была еще городом-завод, и «Новороссийская компания» — единственным определяющим фактором ее роста. Из 23076 жителей поселка, 12782 работали на «Новороссийском заводе» и шахтах. Годовой фонд заработной платы компании составил около 4,000,000 рублей.

Как только Юзовка стала «центральным нервом» Донбасса, все больше и больше предприятий, работающих на стыке горной и металлургической промышленности, начали учреждать здесь свои филиалы. Например, филиал московской фирмы «Динамо» предлагал рынку электрические и пневматические отбойные молотки, и единственный в России лицензиат ламп Wolf, безопасно используемых шахтерами по всей Европе и Америке, также основал свою штаб-квартиру для дистрибьютора. Шахтные кабеля, сначала импортируемые из Британии, а затем с завода в Польше, начал производиться в Юзовке на предприятии братьев Лобасовых, одном из шести крупнейших в Украине. В дополнение к учреждениям фирм, занимающихся шахтным и заводским оборудованием, появились также и коммерческие организации, такие как Singer Sewing Machine Co. Они были мотивированны не только растущим внутренним спросом среди населения, повышением жизненного уровня, но и существованием местной фабрики одежды и производством кожаных фартуков, рабочих перчаток и сапог, на которых был активный спрос во всем Донбассе. Торговля пиломатериалами была также важна, служа жилищному строительству и производству шахтных крепей, в Юзовке было две, а затем три лесопилки. Двадцать шесть существовавших в 1884 году магазинов выросли на более чем сотню менее чем за десятилетие. К 1891 году в Юзовке также была торговля и ремонт сельскохозяйственных орудий, производство простейших их типов, но большинство таких работ осуществлялось в Бахмуте.

Артур Юз представил следующий список коммерческих, промышленных и культурных предпосылок, существующих в Юзовке по переписи 1897 года, из которых мы можем представить себе характер города и культурные и материальные потребности его жителей. Религиозные учреждения состояли из одной церкви, одной часовни, трех молитвенных домов и двух синагог. «Новороссийское общество» содержало три школы в дополнение к церковной школе, Братской школе, одной частной школе, и двум еврейским школам. Вдобавок к заводу НРО и шахтам, здесь были: коннозаводство (на ферме «Новороссийского общества» в Песках), 3 мыловаренных завода, 3 бани, 3 склада керосина, 3 лесных склада, 3 склада для швейных машин, 1 производство газированной воды, 1 типография, 3 фотостудии, 3 склада для сельскохозяйственной техники, 57 постоянных магазинов, 155 временных магазинов, 112 ларьков, 12 обувных, 2 кооператива, 5 постоялых дворов, 1 оптовый склад водки, 1 гостиница, 10 винных погребов и 4 пивбара. Юз также отмечает базар каждое воскресенье и две ежегодные ярмарки, одна проводилась после Пасхи, другая — 14 сентября. Еженедельные базары привлекали до десяти тысяч посетителей из близлежащих населенных пунктов. По этому перечню можно легко понять благоговение и энтузиазм, с которым рабочие и путешественники воспринимали этот «Метрополис» в сравнении с голой степью, бедными деревнями, и изолированными шахтными поселениями, рассеянными на десятки километров вокруг. Нищета и грязь, которые были в Юзовке, тем не менее, оставались признаками роста столицы Донбасса.

Коммерческий оборот Юзовки в 1884 году, за исключением алкоголя, составил 347400 рублей. На рубеже веков это был один миллион рублей, а в 1910-1913, годы наступило значительное процветание: ежегодный коммерческий оборот составил в среднем более восьми миллионов рублей. На заводе Боссе и Геннефельда, где было занято 50 работников в 1889 году, стало 210 рабочих десятилетие спустя. Две ярмарки, на которых производители предлагали изделия из кожи, одежду, сельскохозяйственную продукцию и скот на продажу, имели оборот 315 тысяч рублей в 1904 году.

С началом Первой мировой войны было положено начало в больших масштабах извлечению различных побочных продуктов коксования угля — масла, бензола, креозота, и т.д. Evans Koppe Co. создал такой завод в Юзовке, и у «Южно-Русской компании» была установка для производства смазочных материалов. Было естественным, что «Новороссийский завод» расширился во время войны, добавив цеха для артиллерийских снарядов, которые предоставили дополнительные рабочие места для женщин в поселке.

В земских документах 1884 года отмечено, что Юзовка не имела банков или кредитных учреждений никакого рода. Но в результате торговли и индустриализации пришли банки, в первую очередь Государственный банк, затем и коммерческие банки, так что к 1914 г. Их было уже пять. В 1904 году Юзовка была выведена из системы земского правосудия, когда, несмотря на неопределенный статус поселка, был создан Городской суд.

Связь быстро продвигалась вперед. Почтовая и телеграфная конторы пришли с железной дорогой. Железная дорога была главной артерии связи, и "железнодорожные станции, такие редкие в других регионах России, здесь встречаются как базары. В третьем классе обсуждают последнюю забастовку, и то, как подрядчики и технический персонал и полиция грабит рабочих".

В течение 1908 года 32205 рабочих были доставлены поездами на станции Юзовка и Мушкетово (к которой была построена железнодорожная ветка), 15641 — в Горловку, и 30000 — в Енакиево. Для Юзовки это было сопоставимо со всем населением поселка, для двух других станций это было гораздо больше, чем все местное население. Очевидно, что перемещение человеческих ресурсов и социальная коммуникация, порожденные ростом Донбасса, были серьезным шагом на пути к модернизации русского общества. Взгляд на карту показывает, какова была в это время конкретная плотность железнодорожной сети вокруг Юзовки. В дополнение к первоначальной ветке к Константиновской линии, новая четырехверстная линия была построена до Мушкетово на юго-восток. В докладе от 1902 года говорится, что «Новороссийское общество» имело 89 верст железнодорожных путей внутренних коммуникаций и подключено к Юзовке и Мушкетово. Собственный подвижной состав компании насчитывал 25 локомотивов и 250 платформ и полувагонов, а также девять узкоколейных локомотивов на заводе. Трафик из завода и в него был таким интенсивным, что основные линии, ведущие через Юзово, должны были быть перенаправлены в обход станции и тем самым помогали избежать заторов, вызванных грузовыми перевозками «Новороссийского общества».

Телефон также добавил улучшения коммуникациям Донбасса. Многие из шахт и заводов имели свои собственные внутренние телефонные системы, а к 1900 была запланирована всеобъемлющая телефонная сеть для Бахмутского уезда, в которую они должны были быть интегрированы. 146 потенциальных абонентов могли быть связаны друг с другом и с Харьковом и этот проект стоил 387080 рублей. Он требовал ежегодную плату за обслуживание примерно в 30000 рублей, то есть по 1736 рублей от каждого абонента для создания системы и по 134,50 рубля в расчете на абонента в год за обслуживание. Конечно, это стало важным шагом в преодолении изоляции горняцких населенных пунктов и укрепления сети социальной коммуникации, которая опиралась до сих пор на железные дороги и телеграф. Следует отметить, однако, что телефон служил лишь коммерческому и промышленному классу общества и был еще далек от того, чтобы быть средством массовой коммуникации.

Развиваясь и диверсифицируясь на протяжении всего этого периода, Юзовка осталась практически без изменений, если говорить о политической, экономической и социальной структуре. Ее рост был подчинен воле «Новороссийского общества», и, в конечном итоге, братьям Юзам. Общепринятой точкой зрения в Донбассе было, что лично управлявшие местные директора с полными полномочиями по принятию решений были решающими составляющими успеха в нестабильной финансовой и политической среде России. Этот тип управления был главенствующим в НРО. Как было отмечено в 1889 году, "Завод Юза типично английский, и у вас может создастся впечатление, что он перенесен из одной из горнодобывающих областей Южного Уэльса. С англичанами сначала приходит бизнес, а красота и элегантность являются вторичными". Энтони Уоллес предложил общую схему социальной структуры, наиболее благоприятной для инноваций, состоящую из трех специфических и двух общих характеристик.

Три конкретные характеристики:

1) наличие сохранившихся двух или более поколений непрерывного персонала позволяет накапливать технические знания и информацию;

2) контроль над ресурсами — капиталом, землей и трудовыми ресурсами,

3) реинвестиции в "лучшие практики", связанные с оказанием поддержки инновациям.

Две общие характеристики:

1) общая атмосфера технических инноваций,

2) пористая социальная структура, в которой из более низкого класса можно подняться в верхний класс и можно принимать участие в инновационной деятельности.

Без сомнения, «Новороссийское общество» существовало в таких рамках работы.

Двадцать лет Юз лично руководил компанией и дополнительно двадцать пять лет активного участия его сыновей были отмечены четкой преемственностью политики. Как мы видели, самодостаточность ресурсов и создание опытных, стабильных рабочих кадров были основными задачами Юза при основании Юзовки.

Будучи пионером в Донбассе, Юз представил технологию, трансформируя доминирующий способ производства в регионе. Кроме того, его поддержка инноваций не ограничивается технологией производства, но также включает социальный уклад Юзовки. Как мы увидим в следующих главах, там, где другие промышленники колебались, пытаясь сохранить крестьянский уклад жизни, в то же время используя этих крестьян в промышленности, практика Юза в области жилья, здравоохранения и образования заложили основы для городской культуры. Хотя многие из производителей угля игнорировали технологии, не может быть никакого спора о том, что общая атмосфера в России в это время была одной из самых динамичных в техническом прогрессе. Железные дороги, созданные углем и сталью, действительно вытесняли плоть и кровь крестьянского труда. Это изменение было тем более драматическим, так как происходило на фоне согласованных усилий по предотвращению такого рода социальных изменений. Крестьяне тысячами становились рабочими, и некоторые из них действительно вошли в общество. Тем не менее, большие усилия были сделаны режимом, чтобы их удержать, сохранить старую структуру. Сохранение ценностей и структуры старого режима было во многом связано с неадекватностью высших классов в свою очередь, по отношению к промышленному производству. Слишком часто они привносили в эту новую область предпринимательства всю леность узкого мировоззрения, которое было так жестко критикуемо в делах русских землевладельцев. Жесткость социальной структуры была самым слабым звеном в цепи развития промышленного Донбасса.

У 1870 році у ньому введене було нове "Городовое положення", що дало міському самоврядуванню нові права і початки. Але, як завжди, за браком грошей нова дума і міська управа небагато могли зробити для благоустрою міста. "Будучи заурядным губернским городом, почти немощным, он вдруг и неожиданно оживает".
Хто ж його і як оживив?
Оживили його два діячі, що в історії нашого краю набули собі добре ім"я. Це були англієць Юз і місцевий громадянин Олександр Поль.
Д.І. Яворницький

Юз, Джон Джеймс
(1814, Мертир-Тидвил - 1889, Санкт-Петербург) - британский промышленник, основатель Донецка, называвшегося до 1924 в честь основателя - Юзовка.

Сын инженера, стоящего во главе одного из металлургических заводов г. Мертира.
В юношеские годы работал под началом отца. В 28 лет покупает судостроительную верфь.
В 36 лет приобретает в г. Нью-Порте литейный завод. В конце 50-х поступает в качестве инженера на Мильвольский железнопрокатный завод в Великобритании а в 1960 г. становится его директором. В 1864 г. сконструировал лафет для тяжёлых пушек, эта артиллерийская установка поступает на вооружение ВМС ряда европейских стран. Разрабатывает рецептуру брони для обшивки судов и фортовых укреплений.

В возрасте 55 лет появляется в России. Юз в 1869 покупает землю у русского князя Кочубея в Екатеринославской губернии на берегу реки Кальмиус и начинает строительство металлургического завода с рабочим поселком в районе села Александровка. Для разработки угля он основывает «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производств». Первый чугун начал выплавляться в 1872. Завод работает по полному металлургическому циклу, здесь в первые в России запускается 8 коксовых печей, осваивается горячее дутьё. Основанный Юзом комбинат становится одним из индустриальных центров России, а затем и Украины.

В 2001 году в Донецке был установлен памятник Джону Юзу.
Также в Донецке сохранился полуразрушенный дом Юза.

Уэльс – благодатный край Соединенного Королевства – помимо несметных запасов каменного угля прославился также своими недюжинными чудаками-валлийцами…

Но нам, украинцам, пожалуй, более всего будет интересен оборотистый предприниматель Джон Джеймс Юз (Хьюз), который в 1869 году, имея от роду 55 лет, со всем своим многочисленным семейством (жена и восемь детей), прислугой, пожитками поселился в голой донецкой степи. Закопал там несколько миллионов серебряных рублей и построил за два года поселок с металлургическим заводом. Теперь этот населенный пункт не что иное, как столица шахтерского края Донецк.

Что же заставило подданного Великобритании в спешке покинуть милую добрую Англию и застолбить место в широкой украинской степи? Конечно же, ее богатства! О рудных кладах Донбасса любознательный валлиец узнает из монографии об исследовании недр региона Ле Пле. Абсолютно доверяя французскому геологу, Юз все-таки решает собственноручно перепроверить результаты его научного изыскания. Себе в помощники он берет здешнего пастуха, знатока окрестностей и местных достопримечательностей И. Древицкого. Вдвоем они перелопачивают не одну тонну породы и выпивают не одну пляшку горилки. В итоге возникает проект завода с полным металлургическим циклом.

Юз медлить не любил. Поэтому сразу же с места в карьер занялся осуществлением задуманного. С удивительной легкостью он преодолевает бюрократические барьеры и получает разрешение царского правительства на строительство металлургического предприятия. Немалую услугу ему в этом оказывает председатель Государственного совета Великий князь Константин Петрович. Князю уже приходилось контактировать с валлийцем, когда тот поставлял русскому правительству вооружение и бронированную сталь для военных кораблей самодержавия.

Надо сказать, что сэр Джон появился в Российской империи уже обремененный славой талантливого предпринимателя. В 28 лет он покупает по случаю судостроительную верфь и к вящему огорчению конкурентов проявляет себя очень энергичным и крайне работоспособным бизнесменом. Через пару месяцев Юзу с трудом удается разместить в своем вместительном портфеле заказы на строительство и ремонт английских судов. В 36 лет неугомонный валлиец приобретает на юго-востоке Уэльса в г. Ньюпорт литейный завод Уксайд Энджиниринг. С этого момента все его внимание поглощает производство металлов и сплавов, их механическая и химическая обработка.

И все же славу талантливого изобретателя Джон Хьюз обрел благодаря сконструированному им в 1864 году лафету для тяжелых пушек, названному «стрингер Хьюза». Впоследствии эта артиллерийская установка поступает на вооружение ВМС ряда европейских стран. Сей факт вынуждает Россию заняться модернизацией своего флота. Знаменитого валлийца приглашают в Северную Пальмиру. Взваливают на его плечи перевооружение и обшивку броней военных судов. Хьюз справляется. На редкость добросовестное отношение иностранца к порученному делу, рвение в работе покоряют царское правительство и Великого князя. На самом высоком уровне немедленно принимается решение о дальнейшем использовании опыта и капиталов предприимчивого валлийца.

На этот раз Джону Хьюзу предлагают укрепить строящийся в Кронштадте форт «Константин», в Санкт-Петербурге усовершенствовать литейную «Колпино», на Донбассе создать современное металлургическое производство. На радостях оно доже забывает, что концессия на постройку горно-металлургических предприятий в Донбассе уже давно обещана местному бизнесмену князю Кочубею. Многие полагают, что сэр Джон отступится, ан нет, наличие конкурента лишь ускоряет осуществление его планов.

В 1864 году происходит учредительная конференция Новороссийского АО. Большинством голосов директором-распорядителем общества назначается Джон Джеймс Хьюз. Его личный взнос на счет акционерного общества составляет 50 тыс. фунтов стерлингов.

Раскошелиться валлийца заставляет сложившаяся в самодержавии конъюнктура рынка. Империи катастрофически не хватает чугунок (ж/д) и качественного металла. Поэтому царским правительством всячески поощряются предприниматели, основавшие металлургические заводы. Им беспрепятственно предоставляются госзаказы для строящихся по всему царству железных дорог. Сэр Джон как человек с трезвым расчетом и умением угадывать перспективу прекрасно понимает, что все его расходы вскоре окупятся с лихвой. Наличие рудников с высококачественными коксующимися углями, известняком, близкое расположение криворожской железной руды, дешевая рабочая сила – все это сулило ему высокую прибыль при умеренных затратах. Забегая вперед, скажем, что в 1889 году личное состояние Джона Юза превысило 90 тыс. фунтов стерлингов.

Сэр Джон проявляет способности психолога. Зная о неудержимой страсти чиновников к налу, он с успехом использует это их греховное влечение во благо развития национальной экономики и освоения природных богатств края. Благодарность властей не заставила себя долго ждать. В середине апреля 1869 года царское правительство дает добро на назначение Джона Юза директором-распорядителем вышеуказанной компании в Российской империи. В результате сэр Джон становится монополистом по производству металла на юге страны.

Оживление безбрежных ковыльных донецких степей Юз решает не откладывать. Не проходит и полгода, как по поручению нетерпеливого валлийца доменный мастер вместе с сотней квалифицированных рабочих привозят из Туманного Альбиона на Донетчину заводское оборудование. В апреле 1871 года задувается первая печь юзовского металлургического предприятия. На беду, из-за несовершенства системы через три дня домну пришлось остановить. Понадобилась полная ее перестройка. Но, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. В ходе реконструкции Юзу удается усовершенствовать режим работы печи, отрегулировать дутье, улучшить состав шихты, и, главное, он первый в Украине и России осуществляет применение кокса в металлургической промышленности. Но полному осуществлению его грандиозных планов помешала костлявая с косой.

Умер Джон Джеймс Юз летом 1889 года в Санкт-Петербургском отеле «Англитер». Его сыновьям досталось неплохое наследство: металлургический завод, десять угольных шахт, железнодорожная ветка, соединяющаяся с Екатерининской чугункой, кирпичный завод с карьерами известняка, щебня, песка и глины, коксовальная фабрика, а также 90 000 фунтов стерлингов. Ну а нам, благодарным потомкам, он оставил целый промышленный поселок под названием (до 1924 г.) Юзовка, который нынче разросся до столицы шахтерского края города Донецка, равно известного всей планете как своим промышленным, так спортивным и культурным потенциалом.

"Господа историки-краеведы, я видел много разного за те года, что изучаю историю Донецка. Но такого еще не встречал! Кому-то не дают покоя лавры РЕН-тв, но что бы говорить умные вещи, надо что бы в голове были умные знания, а не туфта всякая!

В сети чего только не обнаружишь. Например, два видео об альтернативной истории Новороссийского общества. Там доказывается, что на самом деле, история Донецкого металлургического завода началась не в 1872, и даже не в 1869 году, а гораздо раньше. И что Джон Юз откопал какое-то более древнее производство, на остове которого и создал все, благодаря чему стал известен. Это не шутка.
Общий хронометраж видео - 69 минут 10 секунд. Для тех, кто хочет сэкономить час своей жизни, вкратце перескажу содержание обоих серий. Ну, точнее, не содержание, а концепцию. К сожалению, я так и не понял, как зовут автора. На YouTube его канал обозначен как «Жизни круг».
Главная идея, которую продвигает автор - что на территории Донецка еще до Юза (и, скорее всего, задолго до Юза) существовало некое производство (возможно, тоже металлургическое).
Иначе автору решительно непонятно, зачем Юзу пришло на ум основать завод в месте, где нет залежей железной руды. Ну, а так - все понятно.
Юз ехал на берега Кальмиуса, потому что уже знал: раньше здесь было некое производство.
Куда оно делось? Было погребено под наслоениями времени. Автор отстаивает эту идею, используя всем известные фотографии юзовских времен и по-своему их интерпретируя. Доказывая, в частности, что изображенные на них здания, трубы и прочие объекты слишком глубоко сидят в земле - а значит, были построены до Юза.
Откуда Юз узнал о существовании этого погребенного завода? Прежде всего - из старинных манускриптов, собирать которые был большой охотник. Развивая свою мысль, автор всячески доказывает, что вся известная нам история Новороссийского общества была сфальсифицирована.
Отстаивая свои мысли, он проявляет завидную энергию и напористость, не особо обращая внимание на те шероховатости, которые возникают на его пути. Серьезного разбора его видео мы делать не собирались, но два момента отметим - просто ради примера.
В первой серии, демонстрируя акцию Новороссийского Общества, он обращает внимание на то, что там стоит дата 1862. Это служит ему лишним доказательством того, что история НРО - сплошная фальсификация (ведь нам всегда доказывали, что НРО было основано в 1869 году). При этом автор элементарно игнорирует тот момент, что 1862 год на акции - всего лишь дата парламентского указа, регламентировавшего функционирование компаний в Великобритании.

Во второй серии автор делает привязку к местности, отталкиваясь от фотографии с домом Юза. При этом, он берет фотографию старого дома Юза, а привязку делает, отталкиваясь на современной карте от нового - то есть, от дома Юза/Свицына. Ну, это так, мелочи. А вот идея - да! Впечатляет. Так что в целом - фильм полезный, прежде всего тем, что способен вас по-настоящему развлечь!

Про засыпанные дома еще больший бред. Автор далек невообразимо и от архитектуры и от строительства и от архитектуры промышленных поселков. Рассматривая фотографию первого кирпичного завода Юза, он умудряется сравнивать высоту её труб с высотой труб коксовых батарей, построенных намного позже.

Во-вторых, о таком методе строительства, как землянка он явно не в курсе. Дома никто НЕ ЗАКАПЫВАЛ. В земляном откосе просто вырывалась яма, перекрывалась кровля и закладывалась одна торцевая стена - все, здание готово! Дешево и сердито!. Позже часть этих землянок обкладывалась изнутри и приподымалось над землей, но это не обязательно.
В-третьих, автор явно не в курсе, что завод изначально строился в котловине, через которую протекал ряд балок.
Т.е. все эти кочугуры, которые он называет вынутым грунтом являются:
1) естественным склоном,
2) вынутым при строительстве землянок грунтом,
3) доменным шлаком, который отсыпали по заводу очень хаотично.

В-четвертых, автор оперирует фотографиями завода, когда производилась коренная модернизация. Были снесены ряды старых цехов и построены новые. Даже первый дом Юза не уцелел.
В-пятых, ну нельзя же нести бред по поводу строительных технологий, оперируя собственными ощущениями. Если знакомым ему лично "строителям" никто не рассказывал о технологии строительства из бутового камня, то это не значит, что половину домов в городе построили атланты.
Я могу, при надобности, рассказать и о том как строили из бута, все плюсы и минусы этой технологии, а также почему от неё впоследствии отказались и забыли, как устарелую.
Тут нет никаких ужасных тайн. Просто автор ролика недалекий человек!"

– основатель и директор завода Новороссийского общества (Юзовского завода), крупный деятель в деле водворения железного производства в России.
Англичанин по происхождению, Ю. родился в 1814 г. в гор. Мертире, в Южном Валлисе, и был сыном инженера, стоявшего во главе одного из металлургических заводов.
Получив прекрасное домашнее образование Ю. поступил на завод Кафартера, где в то время служил его отец. Ознакомившись на этом заводе практически с металлургическим делом, он перешел на завод Еббевеля, а затем основал свою механическую фабрику в Ньюпорте.
При своих недюжинных способностях он быстро поставил дело на твердую ногу. К этому времени относится устройство им первой в Англии подъемной машины прямого действия.
Поступив затем в конце 1850-х годов на железопрокатный завод Миллволь, он уже в 1800 г. был назначен его директором.
Здесь, между прочим, им были изобретены известные “юзовские” лафеты для дальнобойных орудий.
Затем по мысли Ю. завод Миллволя занялся приготовлением брони для обшивки судов и фортовых укреплений.
Около того времени русское правительство решило укрепить броней форт “Константин” в Кронштадте и по этому поводу вошло в переговоры с английским заводом Миллволя.
Во время этих переговоров Ю. близко сошелся с генералом Тотлебеном и полковником Герном.
Последний предложил ему принять на себя исполнение договора, заключенного в 1868 г. с кн. Кочубеем, по которому кн. Кочубей взялся построить на юге России завод для выделки железных рельсов.
Ю. поехал в Новороссию, осмотрел залежи каменного угля и железной руды, затем вернулся в Лондон, составил солидную компанию из английских и русских капиталистов и принялся за устройство завода в Бахмутском уезде, Екатеринославской губернии.
В январе 1872 г. начала уже действовать первая доменная печь, а через год начата была уже и выделка железных рельсов.
Между тем министерство Путей Сообщения решило не употреблять более железных рельсов и постановило заменить их стальными.
Новый завод, или, вернее, его директор Ю., принялся за выделку из местных материалов стальных рельсов и в 1879 г. выпустил такие рельсы, которые не только не уступали, но даже превосходили своим качеством рельсы английских заводов.
Переселившись в Россию со всей семьей, Ю. скоро полюбил новое свое отечество и искренно желал ему промышленных успехов.
Особенно старался он оживить юг России, предпринимая самые энергичные меры к расширению разработки каменного угля и железной руды. Постоянной его мечтой было добиться того, чтобы русский каменный уголь мог с успехом конкурировать с английским в Средиземном море, а русский чугун – в Петербурге.
Он уже с этой целью предполагал расширить производство своего завода и довести добычу каменного угля до 45 миллионов пудов в год, а выплавку чугуна до 15 миллионов.
Однако привести в исполнение этот план ему не пришлось.
Приехав в июне 1889 г. в Петербург по делам, касавшимся вышеупомянутого плана, он 16-го числа того же месяца внезапно захворал и на другой день скончался, имея 74 года от рождения.
Памятником 20-летней деятельности его на юге России остался прекрасно устроенный завод Новороссийского общества, около которого в этот период вырос целый город с 15000-ным населением. “Новости и Биржевая Газета”, 1889 г., № 168. – “Сын Отечества”, 1889 г., № 163. – “Новое Время”, 1889 г., № 4779. – “Русский Календарь” на 1890 г., стр. 254. – “Всеобщий Календарь” на 1890 г., стр. 501. Е. Ястребцев. {Половцов}



Биография Юз Джон

Ещё биографии:

  1. – шотландский врач, род. в 1691 г., ум. в 1780 г. В 1714 г. он приехал в Россию, в 1715-1718 гг. в качестве врача, сопровождал посольство Петра I в Персию,......
  2. (Рожерсон) – лейб-медик Екатерины II; шотландец по происхождению, родился в 1741 году, рано поступил в Эдинбургский Университет и окончил в нем курс медицинских наук в 1765 г. В следующем году......
  3. (Jean Francois Xavier) – директор Императорского фарфорового завода, родом швейцарец, до приезда в Россию был профессором технологии в Женевском университете. В Россию переселился при Екатерине II и некоторое время служил......
  4. (Charles Baird) – известный заводчик и первый строитель пароходов на р. Неве. Род. в 1766 г., в Шотландии, технич. образование получил на известн. Корронском пушечном заводе, в Россию прибыл в......
  5. (Gascoigne) – действительный статский советник, начальник Олонецких горных заводов, советник Олонецкой казенной палаты. Родом шотландец, он был прекрасный механик и у себя на родине был директором Карронского литейного завода. Выписан......
  6. Генеральный директор ОАО “Тулунский гидролизный завод” родился 7 января 1940 г. в г. Тулуне Иркутской области, из рабочих; В 1966 г. окончил Иркутский политехнический институт; в 1976 г. – факультет......
  7. – генерал-лейтенант, член адмиралтейств-совета морского министерства, род. в 1833 г. По окончании курса морского корпуса 1850 ходил в кругосветное плавание на фрегате “Паллада”, под командою графа Путятина. Затем он был......
  8. Генеральный директор государственного унитарного предприятия “Красноярский машиностроительный завод”. Родился 20 февраля 1936 г. в с. Алексеевка Маркакольского района Восточно-Казахстанской области Казахской ССР. В 1960 г. окончил Томский политехнический институт, в......
  9. Директор Брянского электромеханического завода с 1991 г.; родился 20 февраля 1934 г. в г. Джатырга Кустанайской области; окончил Сталинградский механический институт по специальности “тракторы” в 1956 г.; 1956-1958 – инженер-конструктор......
  10. Бывший генеральный директор ОАО “Московский завод “Кристалл” (2001); родился в 1951 г. в ст. Облинской Ростовской области; окончил механический факультет Московского технологического института пищевой промышленности; трудовую деятельность начал в 1969......
Выбор редакции
Длина готовой модели: 59 см Количество листов: 43 Формат листов: A4 Описание, история «Цесаревич» - российский эскадренный...

В течение различных миссий или видеовставок в игре Grand Theft Auto: Vice City (GTA Vice City) , действие которой происходит в 1986 году,...

В конце 15-го века в Западной Европе появились первые централизованные национальные государства. Богатая же Италия представляла из себя...

Описание "Великие секреты: Нострадамус" - увлекательнейший квест, выполненный с элементами жанра "поиск предметов". Игра предлагает вам...
Минимальные требования: Core 2 Duo 2,2 ГГц/ Athlon 64 X2 4800+ 2,5 ГГц, 1 Гбайт RAM для Windows XP, 2 Гбайт RAM для Windows...
Святой Василий в середине 13 века начал своё служение в древнем городе Муроме, который в то время входил в Муромско-Рязанское княжество....
29 августа 2002 года отошел ко Господу основатель Никольского Свято-Успенского монастыря схиархимандрит Зосима. Но по-прежнему люди...
Старинное и красивое село Спасского района Три Озера не зря так называют. Оно раскинулось на берегу трех озер, похожих на голубые глаза в...
Дивеевские жены, преподобные. Обретение Святых Мощей 6 октября 2004 г Архиерейский Собор Русской Православной Церкви определил причислить...