Назначение главы представительства. Агреман - это важная процедура в дипломатии


фр. agrement, от agreer - одобрить) - в международном праве согласие государства принять конкретное лицо в качестве главы дипломатического представительства другого государства. Без получения А. официальное назначение невозможно. Агреман запрашивается через ведомство иностранных дел, обычно дипломатическим представительством страны, назначающей дипломатического представителя.

Отличное определение

Неполное определение

АГРЕМАН

согласие государства принять данное лицо в качестве дипломатического представителя другого государства. А. испрашивается обычно дипломатическим путем перед назначением дипломатического представителя; при этом сообщаются основные биографические данные лица, намечаемого к назначению. Государство может отказать в А. без объявления мотивов. Во всех случаях ответ на запрос об А. должен быть дан по возможности в короткий срок. Для сотрудников дипломатических представительств А. не требуется и не испрашивается, его заменяет предоставление визы (см.) на въезд в страну назначения. А. не испрашивается также для военных, морских и авиационных атташе, при назначении которых посылается лишь предварительное уведомление о предполагаемом назначении.

Термин, употребляемый в дипломатической практике (от французского agreer -- согласие), подразумевает согласие правительства принимающего государства на назначение определенного лица дипломатическим представителем направляющего государства. Агреман запрашивается только на глав дипломатических миссий (в современной практике -- на послов) и, как правило, через ведомство иностранных дел принимающей страны убывающим послом или старшим сотрудником дипломатической миссии. В ходе личного визита ответственному лицу страны пребывания устно излагается суть дела и передается краткая биографическая справка вновь назначаемого представителя. В некоторых странах практикуется направление в ведомство иностранных дел также и официальной ноты с просьбой о выдаче агремана.

Во многих случаях об отказе в агремане не сообщается -- истечение уместного срока (4-8 недель) является сигналом нежелательности предложенного кандидата.

В случае устного запроса агремана, положительный ответ дается также устно.

После получения агремана назначаемый кандидат на должность главы дипломатического представительства рассматривается в качестве персоны грата, отрицательная реакция или ответ принимающей стороны означает, что данный представитель является персоной нон грата.

Мотивы отказа в агремане государство пребывания сообщать не обязано. В соответствии с международной практикой возможная переписка или обсуждение вопроса об агремане не предаются огласке.

Нунций (от латинского Nuntius -- посланец) -- дипломатический представитель папы римского в странах, с которыми Ватикан имеет дипломатические отношения. Нунций относится к высшему уровню дипломатических представителей. В ряде католических стран нунций по традиции являлся дуайеном дипломатического корпуса вне зависимости от даты вручения верительных грамот другими послами. В настоящее время такая практика отошла в прошлое.

Персона грата (от латинского persona grata -- желательное лицо) -- в дипломатической практике, дипломатический представитель в отношении которого принимающее государство дало согласие на его назначение и приезд. В отношении послов или глав консульских представительств это определяется процедурами получения агремана или экзекватуры. Для других дипломатических работников, получение визы на приезд в страну означает признание их персоной грата.

Персона нон грата (от латинского persona non grata -- нежелательное лицо) -- это дипломат, объявляемый властями страны пребывания нежелательным лицом. В этом случае аккредитующее государство отзывает его на родину и он должен покинуть страну.

Мотивом объявления дипломата персоной нон грата может быть его вмешательство во внутренние дела страны пребывания, нарушение или неуважение к ее законам и обычаям, злоупотребление иммунитетом или привилегиями дипломата. Зачастую за этим кроется формулировка «за недозволенную деятельность, несовместимую со статусом дипломата», за которой может стоять обвинение в шпионаже.

При этом власти страны пребывания согласно международным нормам, зафиксированным в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, не обязаны объяснять причины, по которым дипломат объявляется персоной нон грата.

Салют (от латинского salus -- приветствие) -- торжественная форма приветствия, принятая в практике многих стран, отмечающая особое уважение к лицам, прибывающим с визитом или же символизирующая уважение к национальному празднику, символу, а также по случаю смерти видных деятелей. Салют отдается в виде ружейных или артиллерийских залпов, он может также отдаваться в виде взятия на караул оружия караулом. В морской деле салют может отдаваться флагами.

Салют наций -- особо торжественная форма приветствия или отдания почестей по случаю официального визита главы государства или правительства, посещения иностранным кораблем порта с официальным дружественным визитом и ряде других случаев.

Как правило, это артиллерийский салют, состоящий из 21 залпа.

В основе как российской практики, так и практики дипломатических служб других государств назначения чрезвычайного и полномочного посла в иностранном государстве лежат положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. В практическом плане этой Конвенцией предусматривается, что аккредитующее государство должно получить согласие правительства государства пребывания на назначение конкретного лица, которое оно предполагает аккредитовать как главу своего дипломатического представительства в этом государстве. Как уже упоминалось, такое согласие называется французским словом «агреман».

В различных случаях агреман может запрашиваться по-разному. К примеру, если дипломатические отношения между двумя государствами только установлены и глава дипломатического представительства назначается впервые, то запрос агремана может быть сделан в третьей стране через дипломатических представителей в ней обеих договаривающихся сторон. В то же время в случае замены одного главы дипломатического представительства другим запрос агремана, как правило, делается его предшественником перед отъездом из страны или временным поверенным в делах в случае, если прежний посол уже уехал из страны. В этих целях посол или временный поверенный в делах посещает руководство МИД страны пребывания и передает соответствующую вербальную ноту посольства, в которой сообщается, что руководство аккредитующего государства приняло решение о направлении такого-то в качестве чрезвычайного и полномочного посла в данной стране и просит дать согласие на его назначение. К вербальной ноте прилагается краткая биографическая справка о кандидатуре нового посла (так называемое Curriculum Vitae, или CV). В этой справке указываются имя, фамилия, возраст кандидата, полученное им образование, продвижение по карьерной лестнице и занимаемые посты, знание иностранных языков, семейное положение, личные увлечения и интересы. По получении запроса на агреман министерство иностранных дел начинает проработку вопроса и, как правило, в течение одного месяца предоставляет агреман на назначение нового посла. После получения агремана кандидат на пост главы дипломатического представительства становится персоной грата, т. е. желательным лицом (на практике статусом персоны грата пользуются все дипломатические сотрудники представительства, получившие въездную визу и прибывшие на работу в дипломатическое представительство). После получения агремана вновь назначенный посол может выехать к месту своей новой работы.

Следует, однако, иметь в виду, что правительство страны, куда назначается посол, может по каким-то соображениям и не дать агремана, причем оно не обязано объяснять мотивы отказа. Интересоваться причинами отказа тоже не принято. Как известно, в дипломатии принято по возможности избегать конфронтации, конфликтов и открытых противоречий. С учетом этого весьма показателен наиболее широко принятый в дипломатической практике механизм отказа в предоставлении агремана. Дело в том, что время для ответа на запрос агремана Венской конвенцией не определено, однако с годами на практике сложилось так, что он дается в течение одного, реже двух, максимум трех месяцев. Напоминать о запросе агремана или торопить с его выдачей в дипломатической практике не принято, хотя известны случаи, когда чиновники министерства иностранных дел страны аккредитации попросту теряли ноту с запросом агремана и никто ничего в связи с поступившим запросом агремана не предпринимал. Когда это случайно выяснялось, то приходилось запрашивать агреман повторно. Но все же это скорее из серии курьезов. Поэтому в обычной дипломатической практике в случае значительной задержки с получением агремана аккредитующее государство воспринимает это как вежливую форму отказа. Тогда, не предавая ситуацию огласке и ничего не выясняя, министерство иностранных дел начинает подбирать нового кандидата в послы, а затем запрашивает агреман уже для него. С учетом столь деликатного подхода к вопросу об агремане в дипломатической практике не принято разглашать имя человека, готовящегося ехать послом в ту или иную страну или для которого уже был запрошен агреман, до получения такого агремана. Делается это для того, чтобы не подрывать репутацию и не создавать неудобств для дальнейшей дипломатической карьеры лица, предложенного в качестве кандидата в послы, в случае если ему по каким-либо причинам будет отказано в агремане.

Причины отказа в предоставлении агремана могут быть самые разные. Например, кандидат в послы допускал публичные недружественные высказывания в адрес страны, куда его прочат послом, делал неуважительные заявления о ее народе и политическом руководстве. Либо по каким-то острым международным проблемам кандидат в послы ранее занимал подчеркнуто тенденциозную позицию, неприемлемую для принимающей страны. В истории дипломатии имелись и такие случаи, когда направляющая страна публично объявляла имя своего посла еще до того, как официально запрашивала на него агреман, что вызывало недоумение в стране аккредитования и становилось затем причиной отказа в выдаче агремана.

Особый порядок аккредитации глав дипломатических ведомств существует в отношениях между рядом стран - членов Содружества (бывшего Британского Содружества). Поскольку у них один и тот же глава государства - монарх Великобритании, то при назначении верховных (высоких) комиссаров происходит обмен письмами между премьер-министрами двух стран.

Официальным подтверждением полномочий посла в стране пребывания, как уже указывалось, являются верительные грамоты. Глава дипломатического представительства считается приступившим к выполнению официальных функций в государстве пребывания с момента вручения им своих верительных грамот главе принимающего государства. Вместе с тем в некоторых странах принята практика, в соответствии с которой посол вступает в свои права с момента сообщения о своем прибытии и представления министру иностранных дел заверенных копий своих верительных грамот.

Обычно вместе с верительными грамотами вновь назначенный посол вручает и отзывную грамоту своего предшественника. В ней сообщается о решении властей аккредитующего государства отозвать прежнего посла, в общей форме указывается причина отзыва (как правило, «в связи с переводом на другую работу»), выражается надежда, что отзываемый посол своей деятельностью способствовал развитию добрых отношений со страной пребывания. Иногда отзывную грамоту отъезжающий посол вручает сам перед своим отъездом.

В некоторых странах существует практика направления от имени главы государства пребывания в адрес главы аккредитующего государства отпускной грамоты, в которой высказывается удовлетворение в связи с деятельностью отъезжающего посла на его посту и содержатся комплименты в его адрес.

Следует заметить, что в случае, если дипломатическое представительство возглавляет не посол, а постоянный временный поверенный в делах, то его верительная грамота выдается министром иностранных дел аккредитующего государства и вручается им министру иностранных дел страны аккредитования.

Вручение верительных грамот вновь прибывшим послом имеет чрезвычайно большое символическое значение в практике дипломатических отношений. Надо иметь в виду, что иностранный посол, вручая свои верительные грамоты главе государства аккредитации, вступает с ним в свой первый официальный контакт. Пользуясь случаем, посол передает главе государства приветы и добрые пожелания от главы государства и от правительства своей страны. Учитывая большое политическое значение этой первой встречи посла с главой государства пребывания, церемония вручения верительных грамот всегда отличается особой торжественностью, она неизменно самым тщательным образом готовится и прорабатывается и неукоснительно соблюдается.

По прибытии в страну аккредитации вновь назначенного посла в аэропорту его встречает руководитель протокольной службы министерства иностранных дел страны пребывания. Ему же посол наносит свой первый официальный визит, в ходе которого глава протокольной службы информирует посла о порядке вручения верительных грамот и о том, где и как будет организована сама церемония вручения. В разных странах эта церемония проводится по-разному и зависит от обычаев и сложившейся в стране пребывания практики. В некоторых государствах, например в Великобритании, принято вручать верительные грамоты во фраке, в других странах можно вручать верительные грамоты в темном выходном костюме либо в национальном костюме. Причем национальный костюм бывает у некоторых народов весьма колоритным, что делает церемонию вручения верительных грамот очень красочной и незабываемой. Российские послы вручают верительные грамоты в официальном мундире, который имеется у чрезвычайных и полномочных послов и посланников, либо они могут вручать верительные грамоты в выходном костюме темного цвета. Могут быть и другие национальные различия. Тем не менее у всех церемоний вручения верительных грамот есть несколько важных общих черт.

Прежде всего, вручению верительных грамот обязательно предшествует визит посла к министру иностранных дел страны пребывания, во время которого посол передает министру копии своих верительных грамот. Затем в назначенное время за послом на официальном лимузине прибывает глава протокольной службы министерства иностранных дел страны пребывания. Далее он в сопровождении кортежа доставляет посла в официальную резиденцию главы государства, где должна состояться церемония вручения верительных грамот. Супруга посла, если она участвует в церемонии, а также старшие дипломаты посольства следуют в других автомобилях за официальным лимузином. В Великобритании вместо лимузина подается королевская карета, запряженная лошадьми. В некоторых странах в честь посла выстраивается почетный караул трех родов войск. Есть страны, где в церемонию вручения грамот включено исполнение национальных гимнов двух стран. Посол и сопровождающие его старшие дипломатические сотрудники посольства проходят в зал, где состоится церемония вручения верительных грамот. Во многих странах принято, чтобы на церемонии вручения верительных грамот присутствовала супруга посла. Войдя в зал, где должна проходить церемония, посол идет через него в сторону ожидающего его главы государства. Несколько сзади посла следуют супруга и сопровождающие посла лица. В установленном месте сопровождающие лица останавливаются, а посол подходит к главе государства на расстояние двух-трех шагов. С легким поклоном он двумя руками протягивает главе государства конверт, в который вложены его верительные грамоты и отзывные грамоты его предшественника. Обращаясь к главе государства, посол говорит, что имеет честь вручить ему свои верительные грамоты, аккредитующие его в качестве чрезвычайного и полномочного посла своего государства, хотя в протокольной практике некоторых государств ничего говорить не требуется. Глава государства принимает двумя руками переданные ему верительные грамоты, тут же отдает их стоящему рядом с ним министру иностранных дел и пожимает послу руку. Момент вручения верительных грамот и рукопожатия фотографирует официальный фотограф, либо делается специальная протокольная фотография главы государства и посла. После этого глава государства приглашает посла на краткую беседу.

В некоторых странах существует практика после вручения верительных грамот обмениваться краткими речами, в которых декларируется стремление к дальнейшему развитию двусторонних отношений. В ряде стран между главой государства и послом происходит обмен памятными подарками. Есть страны, где на вручении верительных грамот присутствует супруга главы государства, как правило, это принято в монархических государствах. Тогда и посла на церемонии вручения верительных грамот обязательно сопровождает его супруга. В этом случае супруги главы государства и посла также могут обменяться памятными подарками. После беседы посол прощается с главой государства и покидает его официальную резиденцию. На выходе в честь посла поднимают национальный флаг представляемого им государства. На официальном лимузине, в котором вручивший верительные грамоты посол возвращается в свою резиденцию, вывешивается национальный флаг его страны. В момент въезда лимузина на территорию резиденции посла на ее флагштоке также поднимается национальный флаг. Сопровождавшие посла на обратном пути из официальной резиденции главы государства руководитель протокольной службы министерства иностранных дел, а также адъютант главы государства приглашаются послом на бокал шампанского. К ним присоединяются дипломатические работники посольства.

Такое назначение осуществляется в соответствии с общепризнанными международными правилами и национальными законодательствами аккредитующей страны и страны пребывания. Согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях аккредитующее правительство предварительно запрашивает у принимающей стороны агреман.

Агреман (от фр. agrement – одобрение, согласие) – предварительное согласие принимающего государства на назначение в качестве главы представительства лица, которого предполагается аккредитовать как главу представительства в этом государстве.

После этого правительство государства, у которого запрашивается агреман, рассматривает этот вопрос и в оптимальные сроки дает свой ответ. Неполучение ответа в течение месяца и более принято считать молчаливым отказом. Как пишет профессор международного права, руководитель Оксфордской университетской программы дипломатической службы Р. Дж. Фельтхэм, "на практике достаточно официального намека (но обычно – неформального) о непринятии, для того, чтобы отозвать предложение по кандидату" .

В мировой дипломатической практике случаи отказа в агремане сравнительно редки. Поводом для отказа могут быть различные причины. Они могут быть связаны с вопросами гражданства, если речь идет о нарушении требований Венской конвенции о дипломатических сношениях, которая предусматривает, что члены дипломатического персонала представительства должны быть гражданами аккредитующего государства, и не могут назначаться из числа лиц, являющихся гражданами государства пребывания. Поводом для отказа могут стать публичные выступления кандидата, в той или иной мере затрагивающие интересы государства или критикующие политику правительство той страны, в которую данное лицо назначается в качестве дипломатического представителя; оповещение в прессе о назначении посла до получения агремана .

Факт запроса агремана, который осуществляется в виде дипломатической ноты, разглашать не принято, так как гласность в случае отказа может повлечь за собой осложнения в отношениях между государствами. Указанная Венская конвенция оставляет за государством пребывания право не сообщать аккредитующему государству мотивы отказа в агремане, и отказ в выдаче агремана сам но себе не должен рассматриваться недружелюбным актом как в отношении государства, обратившегося с просьбой, так и в отношении выдвинутого кандидата па пост посла и не может считаться его личным оскорблением. В дипломатической практике бывает и так: не получив агремана на определенное лицо в одном государстве, государство рекомендует его на аналогичный пост в другое. Поэтому в целях предупреждения возможных конфликтов многие государства прибегают к благоразумной мере. Они никогда не запрашивают агреман на своего представителя, не убедившись заранее, что его кандидатура будет принята.

После получения агремана издается внутригосударственный акт аккредитующего государства, оформляющий назначение главы представительства. Только после этого в официальной прессе производится публикация о назначении главы дипломатического представительства.

Следующим этапом является получение подписанной главой аккредитующего государства и адресованной главе государства пребывания верительной грамоты.

Верительная грамота – документ, удостоверяющий официальный статус главы дипломатического представительства и аккредитующий его в этом качестве в государстве пребывания.

Верительная грамота, в которой содержится просьба "верить" ее обладателю как лицу, представляющему свое государство во всех отношениях с государством пребывания, вручается при отбытии к месту назначения главе представительства в доказательство его уполномоченности вести переговоры от имени своего государства.

По своей форме верительные грамоты дипломатических представителей отдельных государств отличаются друг от друга в зависимости от национальных особенности страны и живучести в них традиций, но во всех случаях этот документ должен содержать просьбу верить всему тому, о чем может заявить дипломатический представитель, который является "alter ego" ("второе я") главы государства.

Глава представительства считается приступившим к выполнению своих функций в государстве пребывания, в зависимости от практики, существующей в этом государстве, которая должна применяться единообразно: либо с момента вручения своих верительных грамот, либо с момента сообщения о споем прибытии и представления заверенных копий верительных грамот министерству иностранных дел государства пребывания или другому министерству, в отношении которого имеется договоренность (такая практика существует, в частности, в Королевстве Великобритании и Северной Ирландии). Очередность вручения верительных грамот или представления их заверенных копий определяется датой и часом прибытия главы представительства.

Класс посланников и интернунциев аккредитуется при главах государств, а класс поверенных в делах аккредитуется при министрах иностранных дел.

Глава дипломатического представительства, аккредитованный в данной стране, остается в этом качестве до прекращения его официальных функций. Основанием для прекращения его функций могут быть:

  • – разрыв дипломатических отношений;
  • – война между аккредитовавшим и принявшим представителя государством;
  • – прекращение существования аккредитующего государства или государства пребывания как субъектов международного права.

В случае отозвания главы дипломатического представительства аккредитующим государством, главе государства пребывания направляется отзывная грамота, которая вручается ему отзываемым дипломатическим представителем или его приемником.

Дипломатический корпус – совокупность независимых друг от друга дипломатических представителей, общими для которых является страна пребывания и характер их деятельности.

Во главе дипломатического корпуса стоит дуайен.

Дуайен – посол, который первым из своих коллег в стране пребывания вручил верительную грамоту.

Обязанности дуайена носят исключительно представительный характер. Он поддерживает контакты с министерствами иностранных дел, уточняет детали различных церемоний с участием дипломатических представительств, выступает в защиту привилегий дипломатического корпуса, если у него есть претензии к государству пребывания. Дипломатический корпус через своего дуайена члены дипломатического корпуса могут доводить до сведения правительства страны случаи ущемления иммунитетов и привилегий дипломатического корпуса, нарушения прав аккредитованных в стране дипломатов.

  • Фельтхэм Р.Дж. Настольная книга дипломата. Мн., 2000. С. 15.
  • Известен случай, когда российский император Николай I в 1832 г. отказался принять в качестве английского посла сэра Стрэтфорда-Каннинга на том основании, что о его назначении оповестили несколькими днями ранее получения согласия России на его принятие в качестве посла.

фр. agrement agreer одобрять) - официальное согласие одного государства на назначение определенного лица в качестве дипломатического представителя др. государства. После получения А. кандидат становится персоной грата; отрицательный ответ означает, что данное лицо является персоной нон грата.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АГРЕМАН

согласие правительства на назначение определенного лица в качестве дипломатического представителя. Агреман запрашивается через МИД, обычно дипломатическим представительством страны, назначающей дипломатического представителя. При запросе А. министерству иностранных дел сообщаются некоторые биографические сведения о лице, намеченном к назначению (год рождения, семейное положение, образование, звание или чин, ученая степень, награждение орденами, основные этапы служебной деятельности и т. п.). Эти сведения излагаются на листе бумаги без подписи, даты и печати. Международная практика требует сохранения в тайне факта запроса А. и особенно возможного отказа в А. Ответ на запрос А. принято давать в возможно короткий срок. После получения А. кандидат становится персона грата (желательное лицо) и о его назначении публикуется официальное сообщение. При отрицательном ответе он именуется персона нон грата (нежелательное лицо) и назначение не имеет места. А. запрашивается только на дипломатических представителей (послов, посланников, постоянных поверенных в делах). На назначение других дипломатических работников А. не требуется. Получения въездной визы достаточно, чтобы дипломатический работник мог следовать к месту назначения и работать в стране пребывания. Практика отдельных стран требует, чтобы в связи с назначением военного, военно-морского и военно-воздушного атташе соответствующее дипломатическое представительство направляло в МИД ноту с сообщением о назначении, биографическими сведениями о назначенном лице, просьбой поставить в известность о назначении военное ведомство и просьбой о выдаче въездной визы. О назначении временного поверенного в делах посылается личное письмо дипломатического представителя на имя министра иностранных дел. Запрашивать А. на назначение временного поверенного в делах не требуется.

Выбор редакции
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...

В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....

Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...

АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...
Поездка не принесет вам радости, но друзья утешат вас.Представьте, что ива стала очень маленькой, ниже ваших колен. Толкование снов из...
И португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее...
Только поджелудочная железа вырабатывает инсулин и производит панкреатический сок. Эти две главные функции данного органа сложно...