Планы и алгоритмы анализа исторического события. Консультация на тему: Алгоритмы анализа исторических документов разных видов


Задание 33 ориентировано на проверку умения анализировать конкретную историческую ситуацию, соотносить отдельные исторические факты и масштабные исторические процессы.

В условиях заданий этого типа значимое историческое событие показано через ситуацию, в которой отразилась жизнь простого человека, обычных граждан.

Экзаменуемый должен, проанализировав предложенную ситуацию, определить, о каком событии (процессе или явлении) идёт речь, и ответить на вопросы, два из которых нацелены на атрибуцию исторической ситуации (определение времени, когда происходили события, названия данного периода в истории, действующих лиц в данной ситуации, руководителей страны и т. д.). Третий вопрос предполагает установление причинно-следственных связей между событиями, явлениями и процессами определённой исторической эпохи.

В рамках выполнения этих заданий полноценный анализ исторической ситуации не проводится, но для успешного их выполнения учащийся должен уметь её анализировать. Историческая ситуация - это сочетание условий и обстоятельств, создающих определённую историческую обстановку, положение. Для анализа исторической ситуации необходимо выделить и указать её элементы. Набор этих элементов может быть сведён к следующему списку:

Время действия ситуации (хронологические рамки, исторический период или год/месяц/день);

Место действия (страна, регион, город/село);

Событие или совокупность событий, определивших содержание конкретной ситуации;

Люди, причастные к этой ситуации как участники или очевидцы событий / творцы или жертвы сложившихся обстоятельств / защитники или противники создавшегося положения;

Материальные предметы, имевшие отношение к деятельности людей в данной ситуации как цель, средство или результат;

Источники, в которых засвидетельствована данная ситуация и её последствия, часто противоречащие друг другу и расходящиеся в изложении деталей и комментариев 2 .

1. В ночь с 30 на 31 августа забойщик одной из шахт Донбасса, благодаря усовершенствованию технологии добычи угля, установил рекорд, добыв за смену 102 т угля, что соответствовало 14 нормам выработки. Своим трудовым подвигом он положил начало движению ударников-новаторов социалистического производства, которое активно поддерживалось властью. Однако это движение часто вызывало негативную реакцию в рабочей среде.

1. Укажите десятилетие, когда произошли события, о которых идёт речь.

2. Назовите фамилию забойщика, о котором идёт речь.

3. Почему движение новаторов социалистического производства часто вызывало негативную реакцию в рабочей среде? Укажите одну любую причину.

Баллы

1) десятилетие - 1930-е гг.;

2) фамилия - Стаханов:

Стахановское движение приводило к повышению норм выработки для остальных рабочих:

Рабочие были недовольны тем, что уровень жизни стахановцев был значительно выше уровня жизни обычного рабочего.

Может быть указана другая причина

3
2
1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

2 Стрелова О. Ю. Единый государственный экзамен по истории: часть С. Технологии подготовки. - Хабаровск: Частная коллекция, 2006. - С. 37.

2. Жители Москвы были возмущены тем, что свадебные торжества, устроенные молодым царём, женившимся на дочери польского воеводы, проходили с нарушением русских обычаев. Через несколько дней в результате боярского заговора царь был объявлен самозванцем и убит. На престол был избран Василий Шуйский, стоявший во главе заговора, но его власть многие жители России считали незаконной.

1. Укажите год, когда произошли описанные события.

2. Назовите убитого царя.

3. Укажите одну любую причину, по которой многие жители России считали власть Василия Шуйского незаконной.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) год - 1606;

2) царь - Дмитрий (Лжедмитрий I, Григорий Отрепьев);

3) могут быть названы причины, например:

Василий Шуйский был избран наспех собранным Земским собором, на котором присутствовали в основном москвичи;

Василий Шуйский не был представителем царской династии.

Может быть указана другая верная причина

Правильно указаны три элемента ответа 3
Правильно указаны два любых элемента ответа 2
Правильно указан один любой элемент ответа 1
Ответ неправильный 0
Максимальный балл 3

Анализ исторической ситуации предполагает перечисление по возможности всех элементов. После такого перечисления и осмысления названных элементов (желательно, чтобы их было названо и осмыслено как можно больше) может быть поставлено задание, предполагающее указание причинно-следственных связей. Например, конкретное задание на анализ исторической ситуации может быть таким:

«Проанализируйте историческую ситуацию по данному плану и ответьте на вопрос.

После смерти Петра II были попытки ограничить власть новой императрицы - Анны Иоанновны. Но Анна Иоанновна разорвала предложенные ей Кондиции и стала самодержавной правительницей.

а) Укажите время действия.

б) Укажите место действия.

в) Укажите основные события и явления, связанные с ситуацией.

г) Укажите исторические документы, имеющие отношение к ситуации, и кратко охарактеризуйте их суть.

д) Какие люди или группы людей были причастны к данной ситуации?

Почему попытка ограничения власти Анны Иоанновны не удалась?»

Проанализировав все названные элементы, несложно самостоятельно вывести причины неудачи ограничения власти Анны Иоанновны.

Сравнение исторических событий и явлений с развёрнутым ответом

Задание 34 ориентировано на проверку умения сравнивать исторические события, процессы, явления. От экзаменуемого требуется продемонстрировать не только знание материала, но и способность критически мыслить, проводить аналогии, устанавливать отличия. Отметим, что задание сформулировано таким образом, что полноценного сравнения не требуется, необходимо указать только сходство или только различие. Рассуждения общего характера, не содержащие конкретных черт сходства или отличия, не являются верным ответом. Наиболее типичной ошибкой при выполнении заданий данного типа является сравнение по несопоставимым или несущественным характеристикам.

В задании 34 могут сравниваться исторические события, явления, процессы, различные этапы этих процессов, памятники духовной и материальной культуры, причины и последствия исторических событий и явлений. Объекты сравнения могут относиться к одной или разным историческим эпохам, истории одной страны или разных стран. Систематическое включение заданий на сравнение в процесс подготовки помогает школьникам научиться выделять более тонкие черты отличия и менее очевидные сходные черты сравниваемых событий, явлений и процессов.

Для успешного выполнения данного типа заданий необходимо формировать умение сопоставлять исторические явления, находить их однородные существенные признаки. Сравнение должно быть целенаправленным, т. е. происходить на основании конкретного признака. Одним из продуктивных способов развития данного умения является заполнение сравнительных таблиц, например:

Сделайте вывод:

В зависимости от стадии освоения умений заполнение таблицы может быть облегчено тем, что в первой колонке могут быть заранее предложены линии сравнения. По мере освоения умения можно предлагать школьникам самостоятельно формулировать основания сравнения.

1. Существует точка зрения, что, несмотря на определённые различия, внутренняя политика Александра I до Отечественной войны 1812 г. и после неё имела черты сходства. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих это сходство.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы
Могут быть приведены следующие факты, положения:

1) в оба периода разрабатывались проекты реформ государственного управления в России (проект М. М. Сперанского, «Уставная грамота» Новосильцева - Вяземского);

2) в оба периода отдельным территориям империи было предоставлено самоуправление (Финляндия, Польша);

3) в оба периода шёл процесс создания военных поселений;

4) в оба периода предпринимались попытки решения крестьянского вопроса (указ о «вольных хлебопашцах», отмена крепостного права в Прибалтике).

Могут быть приведены другие факты, положения

Правильно приведены два факта (положения) 2
Правильно приведён один факт (положение) 1
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

Ответ неправильный

0
Максимальный балл 2

2. Существует точка зрения, что, несмотря на общность тенденций в развитии образования и просвещения в годы правления Екатерины II и Александра I, в организации образования и просвещения в начале XIX в. появляется много нового. Приведите не менее двух положений, подтверждающих эту новизну.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы
Могут быть приведены положения:

1) был открыт Царскосельский лицей;

2) создан центральный управляющий орган - Министерство народного просвещения;

3) увеличено количество университетов;

4) созданы учебные округа;

5) введён принцип непрерывности образования;

6) появились педагогические вузы.

Могут быть приведены другие положения

1. Найди определения слов «личность» и «общество» в двух-трёх словарях. Сравни их. Если есть различия в определении одного и того же слова, попробуй их объяснить.

2. Из пройденной части курса истории выдели событие, которое тебя особенно заинтересовало. Используя знания, полученные в данной главе обществознания, сформулируй вопросы, направленные на анализ исторического события (например: «Каким было общество до указанного события?» и т. п.). В учебнике истории постарайся найти ответ на них. В случае затруднения обратись к учителю.

3. Прочитай образные определения общества, данные мыслителями разных врёмен и народов: «Общество - не что иное, как результат механического равновесия грубых сил», «Общество - свод из камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого», «Общество - это коромысло весов, которое не может приподнимать одних, не понижая других». Какое из этих определений ближе всего к характеристике общества, изложенной в данной главе? Свой выбор аргументируй.

4. Составьте по возможности полный список различных человеческих качеств (таблицу из двух колонок: «Положительные качества», «Отрицательные качества»). Обсудите его в классе.

5. Л. Н. Толстой писал: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, - не только не блага, но несомненное и очевидное зло».

Как ты понимаешь слова «безнравственное общество»? Если учесть, что приведённая мысль была высказана более 100 лет тому назад, подтвердилась ли она в развитии общества за прошедший век? Свой ответ аргументируй, привлекая конкретные примеры.

6. В коллективном труде российских философов присущие людям черты представлены в следующем контексте: «В какой бы район земного шара мы ни попали, мы встретим там человеческих существ, о которых правомерно утверждать, по крайней мере, следующее:

    Они умеют изготовлять орудия при помощи орудий и использовать их как средства производства материальных благ;

    Они знают простейшие нравственные запреты и безусловную противоположность добра и зла;

    Они обладают потребностями, чувственными восприятиями и умственными навыками, развивавшимися исторически;

    Они не могут ни сформироваться, ни существовать вне общества;

    Признаваемые ими индивидуальные качества и достоинства суть общественные определения, которые отвечают тому или иному типу объективных отношений;

    Их жизнедеятельность имеет не изначально запрограммированный, а сознательно-волевой характер, вследствие чего они являются существами, у которых есть способность самопринуждения, совесть и сознание ответственности».

Найди в изученной главе учебника и процитируй те положения, которые характеризуют каждое из названных в приведённом отрывке свойств, присущих человеку. Есть ли среди названных свойств такие, которые ты встретил в этом тексте впервые? Какое из перечисленных свойств ты считаешь самым важным и почему? Как ты понимаешь слова «фундамент человечности»? Какие ещё человеческие качества ты бы построил на этом фундаменте? Если какой-либо из названных признаков тебе не совсем понятен, попроси учителя разъяснить его.

7. Раскрой смысл арабской пословицы «Люди больше похожи на своё время, чем на своих отцов». Подумай, чем отличается жизнь общества в наше время от той, какой она была в ту пору, когда твои родители заканчивали школу. Обсуди эти вопросы с родителями. Вместе с ними определи, чем отличалось поколение твоих родителей, находившихся в твоём возрасте, от твоего поколения.

Обсудите в классе новые черты молодёжи наших дней.

8. Посоветовавшись с учителями, соберите сведения о выпускниках вашей школы, избравших различные профессии. Найдите наиболее успешных из них. Подготовьте стенд с материалами об их трудовой деятельности.

Событие: Октябрьские события 1993 г. в Москве.

Задание № 3

Укажите изменения в политической системе РФ в период президенства В.В. Путина

Вариант № 10

Задание № 1 Анализ деятельности исторической личности

Личность: Медведев Д.А.

Задание № 2 Анализ исторического события

Событие: Распад СССР.

Задание № 3

Определите основные направления политики президента РФ Путина В.В. в период с 2000-2008г.


Вопросы для проведения дифференцированного зачета

В устной форме

Список вопросов:

1. Экономическое развитие СССР во второй половине 1960-х - начале 1980-х гг.

2. Противоречивость социально-экономического и политического развития СССР в 70-е - первой половине 80-х гг.

3. Внешняя политика российского руководства в 70-е - середине 80-х гг.: успехи и просчеты.

4. Перестройка. Поиск путей модернизации СССР.

5. Почему не сработала концепция ускорения социально-экономического развития страны.

6. Внешняя политика СССР в 1985 - 1991 гг. «Новое мышление».

7. Распад СССР. Россия на путях суверенного развития.

8. Были ли распад СССР и крах «перестройки» неизбежны.

9. Какие изменения происходили в структуре российской экономики в период (1992-2004г.г.)

10. Какие предпосылки крушения социалистических режимов были в странах Восточной Европы? В каких государствах преобразования проходили мирно, а в каких с помощью насилия.

11. Конституционный кризис 1993г.

12. Как повлияли события 11 сентября 2001г. на внешнюю политику РФ и ее взаимоотношения со странами запада.

13. Глобальные проблемы современности и мировое сообщество. Мировые проблемы в конце XX в.

14. Внешняя политика Российского государства в конце XX- начале XXI века.

15. Взаимоотношения России и Европы в конце XX- начале XXI века.

16. Укажите основные направления деятельности Организации Объединенных Наций (ООН) на современном этапе.

17. Развитие науки и культуры в России в конце XX- начале XXI века.


18. Проблемы и перспективы развития современной России.

19. Развитие культуры на современном этапе.

20. Политические и социально-экономические процессы в России в 1991-2007 гг. Формирование и особенности современной политической системы в России.

21. «Национальные проекты» - как попытка решения важнейших государственных задач.

22. Политическая реформа в РФ как цель укрепления вертикали власти.

23. Внешняя политика России на современном этапе (2000-2012гг).

Анализ исторического документа. Внимательно прочитать задание. Выяснить, что требуется идентифицировать: сам источник или описываемое событие. Выяснить, какой признак объекта должен быть установлен. В соответствии с предметом атрибуции в тексте источника выделить слова и выражения, которые могут помочь узнаванию события, датировка документа. Потом проанализировать и обобщить их. Сформулировать краткий ответ или выбрать его из предложенных в тексте –задании, убедиться, что ни одно из ключевых слов не противоречит ему.






Условия проведения выкупных операций. За землю нужно было выплачивать определенную сумму помещику -за основу был взят размер оброка, который крепостной крестьянин платил помещику. До проведения выкупной операции крестьяне должны были выполнять в пользу помещика все прежние повинности (временнообязанное состояние). Государство выплачивало 75-80% выкупной суммы помещику сразу, остальное платили крестьяне. Затраты государства крестьянин должен был выплатить в течение 49 лет внося в казну сумму ссуды с процентами.


Давала помещикам денежные средства, необходимые для перевода хозяйства на новые условия, возникшие в связи с отменой крепостного права. Способствовала консервации полукрепостнических отношений в сельском хозяйстве (отработочная система, испольщина, издольщина). Негативным образом сказалась на развитии крестьянских хозяйств, вынужденных отдавать часть произведенного продукта в качестве выкупных платежей Усиливала имущественную и социальную дифференциацию крестьянства Втягивала крестьянское хозяйство в рыночные отношения




Приведены две точки зрения на судебную реформу 1964г.: 1. В период правления АлександраIII высказывались критические оценки судебной реформы 1864 г.; пореформенные суды называли опасными говорильнями и утверждали, что они способствуют росту революционного движения. 2. Многие исследователи считают, что судебная реформа была самой последовательной из реформ х гг., важным шагом к утверждению равного для всех, независимого, открытого судопроизводства. Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, подтверждающих избранную вами точку зрения


Пореформенные суды в е гг. подчас выносили оправдательные приговоры лицам, виновность которых не вызывала сомнений. Известны оправдательные приговоры, вынесенные судом присяжных участникам революционного движения (В. Засулич). Судебные заседания вызывали огромный интерес публики, происходили нередко в обстановке сенсационности, воспринимались как источники скандальной информации.


Пореформенный суд был бессословным, старое сословное судопроизводство было разрушено, был внедрен принцип равенства всех сословий пред законом Пореформенный суд был гласным Судопроизводство было основано на демократическом принципе состязательности сторон Был утвержден принцип независимости и несменяемости судей и судебных следователей




В гг. шла дискуссия о темпах индустриализации. Какие мнения по этому вопросу были тогда высказаны? Назовите два мнения. Какой подход к проведению индустриализации был в итоге выбран? Приведите не менее трех фактов, связанных с проведением данного курса.


Н.И. Бухарин высказывался за проведение индустриализации с учетом возможностей крестьянства, при сохранении пропорций между промышленностью и сельским хозяйством. И.В. Сталин, отказавшись от прежней позиции, настаивал на форсировании индустриализации любой ценой, ее финансировании за счет перекачки средств из деревни в город.


В 1928 г. были пересмотрены плановые цифры в сторону их увеличения В результате форсированной индустриализации СССР вышел на второе место в мире по объему промышленного производства, были построены десятки крупных промышленных предприятий (Днепрогэс,….) Финансирование индустриализации в основном осуществлялось за счет деревни, ее ценой стала коллективизация, отставание легкой промышленности. Сложилась командная экономическая система, подчиненная директивному планированию.




Представление о самобытности исторического пути развития России, его отличии от исторического пути Запада. Убеждение в благотворности самодержавия для российского оощества. Представление о гармонии власти и общества как о коренной особенности исторического пути России Убеждение в особой роли православия как духовной основы российского общества


Главная задача- сохранение сложившегося порядка, отказ от реформ Признание необходимости реформ в общественной жизни России Защита самодержавия, как единственной формы правления, которую поддерживает русский народ Сохранение самодержавия при обязательном дополнении силы самодержавной власти мнением общества, воссоздание Земского собора Сохранение крепостного права как формы опеки народа помещиками Отмена крепостного права Идеализация прошлого России, представление о единстве истории страны Критическое отношение к деятельности Петра I, представление о «разрыве» русской истории в результате осуществленных им преобразований подг:.Трофименко Л.Д. МУК «СОШ2» г. Калачинск

Планы и алгоритмы анализа исторического события, деятеля, явления и т.д.

Правила конспектирования

1. Внимательно прочитайте текст. При чтении отмечайте непонятные места, новые слова, даты, имена.
2. Наведите справки о лицах, событиях, упомянутых в тексте. При записи не забудьте вынести справочные данные на поля.
3. При первом чтении составьте простой план. При повторном чтении постарайтесь кратко сформулировать основные положения текста, отметив аргументы автора.
4. Перечитай ранее отмеченные места, их краткую последовательную запись.
5. При конспектировании надо стараться выразить авторскую мысль своими словами.
6. Стремитесь к тому, чтобы один абзац авторского текста был передан при конспектировании одним, максимум двумя предложениями.

Рецензия на ответ товарища

1. Оцените, насколько правильно и грамотно ответил Ваш товарищ, какие ошибки он допустил.
2. Следовал ли он по намеченному плану, в чем отошел от него, что пропустил.
3. Вспомните, выразил ли ученик свое личное мнение и отношение к историческим событиям и их участникам.
4. Употреблял ли в рассказе необходимые исторические термины и понятия.
5. Укажите ошибки и недостатки речи (ненужных повторения, отсутствие эпитетов, живых характеристик людей и событий).

Составление плана при работе с текстом

1. Прочитай текст про себя, продумай прочитанное.
2. Разбей текст на смысловые части и озаглавь их. В заголовках надо передать главную мысль каждого фрагмента.
3. Проверь, отражают ли пункты плана основную мысль текста, связан ли последующий пункт плана с предыдущим.
4. Проверь, можно ли, руководствуясь этим планом, раскрыть основную мысль текста.

Оценка исторического события

1. Установите причины события.
2. Определите заинтересованность в событии определенных классов и общественных групп.
3. Определите характер события (антифеодальный, освободительный, реакционный и т. д.).
4. Установите связь с другими подобными событиями.
5. Определите значение:

А) для участников события;
Б) для последующего исторического события.

Памятка для характеристики и оценки исторического деятеля

1. Вспомните или установите (по учебнику, отрывку из документа, книге для чтения): когда и в какой стране жил и действовал; к какому классу (общественной группе) принадлежал; его цели, планы; какой класс был заинтересован в них; какими средствами он добивался цели.
2. Опишите его внешность и характер. Какие личные качества помогали ему идти к цели (а какие мешали)? Что вы цените в его характере, что не одобряете?
3. Перечислите основные результаты его деятельности (какие цели удалось претворить в жизнь).
4. Установите (по его делам, поступкам), в интересах каких классов он действовал.
5. Оцените деятельность выдающегося человека (кому она была полезна, выгодна; помогала ли укреплению государства, развитию страны, улучшению положения народных масс, развитию культуры).
6. Выскажи свое отношение или неодобрение; как вы относитесь к средствам, которым он добивался цели; каким чертам его характера вы хотели бы подражать?

Требования к характеристике и оценке исторического деятеля

1. Раскрывать исторические условия и влияние общественной среды, в которой формировались взгляды, жизненные цели человека.
2. Раскрывать черты характера человека в зависимости от его воспитания, выдвинувшей его общественной среды, идеалов его класса.
3. Определять какие качества личности человека помогали или препятствовали достижению его целей, решению исторических задач.
4. Раскрывать связи между целями и мотивами его деятельности.
5. Оценивать его значение и роль в истории: по результатам его деятельности; по ее значимости для определенного класса, страны, народа.
6. Оценивать личность выдающегося исторического деятеля и его решающие поступки; выражать свое отношение к нему.

Обобщающая логическая схема изучения исторических явлений

1. Причины возникновения явления:

А) противоречия, вызвавшие явление, необходимость их преодоления;
Б) потребности, интересы сторон, общественных сил, заинтересованность их в решении противоречий;

2. Содержание явления, его развитие:

А) важнейшие факторы, связанные с борьбой за разрешение противоречия;
Б) социальная направленность действий различных сил, сторон, борьба за разрешение противоречий.

3. Причины определенного исхода (успеха или неуспеха) в развитии явления.
4. Последствия развития и значение явления:

А) разрешение данным явлением назревших противоречий;
Б) влияние данного явления на общий процесс исторического развития.

Характеристика общественных выступлений

1. Время и место выступления.
2. Связь с другими событиями.
3. Причины.
4. Социальный состав участников.
5. Требования, лозунги, цели.
6. Методы борьбы (митинги, демонстрации, стачки, восстание, акция протеста ил гражданского неповиновения и т. д.).
7. Масштабы выступления.
8. Уровень организованности.
9. Имена участников, руководителей.
10. Развитие событий, основные этапы.
11. Значение выступления, его результаты.

Характеристика политического строя государства

1. Форма правления: монархия (абсолютная, конституционная, дуалистическая) или республика (парламентская, смешанная, президентская).
2. Форма режима: демократия, авторитаризм, тоталитаризм.
3. Форма устройства: федерация, унитарное государство. Является ли составной частью какого-либо объединения конфедеративного типа (например, Европейского союза).
4. Структура органов власти:

А) глава государства, его полномочия;
Б) законодательные органы (структура, способ формирования, полномочия);
В) исполнительные органы (способ формирования, функции, подчиненность);
Г) судебные органы;
Д) соотношение прав законодательной, исполнительной и судебной власти;
Е) местные органы власти.

Характеристика войн

1. Причина войны, хронологические рамки.
2. Воюющие страны или группировки стран.
3. Цели сторон.
4. Соотношение сил воюющих стран.
5. Повод к войне.
6. Ход военных действий (по этапам):

а) планы сторон в начале каждого этапа;
б) военные и политические итоги этапа.

7. Характер войны.
8. Условия мирного договора.
9. Военные и политические итоги войны.

Памятка для решения познавательных задач

1. Внимательно прочитайте условие задачи и запомните вопросы к ней.
2. Начните обдумывать данные в тексте условия и определите, что они дают для ответа на вопрос.
3. Если в условии не хватает каких-либо данных, вспомните, что вы знаете по теме задачи, и подумайте, что из этих знаний может помочь решению.
4. Свое решение обязательно докажите.
5. Проверьте, является ли ваше решение ответом по существу вопроса задачи. Полон ли ваш ответ?
6. Проверьте, все ли возможные выводы по существу вопроса задачи вы сделали и доказали?
7. Подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи?

Памятка для анализа политической карикатуры

1. Какова главная идея данной карикатуры?
2. Что высмеивает данная карикатура (внешность политического деятеля, его поведение; политическое событие или явление)?
3. Если на карикатуре изображен политик или группа людей, подумайте, унижает ли его (их) достоинство данная карикатура?
4. Определите, сторонником какой политической идеологии является автор данной карикатуры? Свой ответ аргументируйте.
5. Определите, на какую социальную группу рассчитана данная карикатура? Свой ответ аргументируйте.
6. Выразите свое собственное отношение к главной идее данной карикатуры.
7. Подумайте, с какой целью была создана карикатура (обидеть изображенного на ней политика, указать на существенные его ошибки, возбудить общественное недовольство, высмеять негативное политическое явление и т. п.). Аргументируйте свою точку зрения.

Памятка для анализа документа

Типология вопросов и заданий к нему

1. Документы государственного характера: грамоты, указы, приказы, законы, речи государственных деятелей, протоколы государственных мероприятийи т. д.

1. Когда, где, почему появился этот документ?
2. Кто является автором документа? Что вам известно об этом человеке, его жизни и деятельности?
3. Объясните основные - новые понятия, употребляющиеся в тексте документа.
4. Интересы каких слоев, групп, классов общества отражают статьи этого документа или весь документ в целом?
5. Чем отличается этот документ или его отдельные положения от подобного, существовавшего ранее или аналогичного в других странах?
6. К каким результатам, изменениям в государстве и обществе привело или могло привести введение этого документа?/td>

2. Документы международного характера: договоры, соглашения, протоколы, деловая переписка и т. д.

1. Покажите на карте государства, составившие этот документ.
2. Охарактеризуйте исторические условия его создания.
3. Назовите основные положения документа. Оцените их выгодность и ущербность для каждой из сторон и других стран, международной ситуации в целом.
4. Объясните, в чем и почему этот документ составлен на таких условиях (в пользу одних и в ущерб интересам других государств, на паритетных началах).
5. Какие изменения в политическом, экономическом, территориальном плане произошли или предполагались по этому документу?
6. Какой характер носил этот документ: открытый или секретный - и почему?
7. Дайте обобщающую оценочную характеристику этому документу.

3. Документы, связанные с политической борьбой: программы, воззвания, речи политиков, прокламации, декларации и т. п.

1. Кто автор документа? Каковы его политические взгляды?
2. Каковы исторические условия его создания документа? Где и когда он появился?
3. К чему призывает и что осуждает автор документа?
4. Интересы какого слоя населения он выражает?
5. Как политические призывы автора соотносятся с его социальным положением и истинными интересами?
6. Каковы последствия: реальные или прогнозируемые, осуществления идей этого документа?
7. Дайте историческую характеристику оценку документу.

4. Документы исторического характера: хроники, анналы, летописи, исторические сочинения

1. Какие исторические факты излагаются в документе?
2. Покажите на карте место, где происходили описанные в документе события.
3. Определите время, в которое происходили описываемые события, если оно не указано в документе или дано в иной (нехристианской) системе исчисления.
4. Как автор объясняет причины? Излагает ход и определяет значение исторических событий?
5. По документу определите отношение автора к излагаемым фактам. Как позиция автора связана с характером данного документа, обстоятельствами его создания?
6. В чем позиция автора совпадает /не совпадает с современной точкой зрения на происходившее? Чем это совпадение/ не совпадение можно объяснить?

5. Документы личностного характера: мемуары, дневники, письма, свидетельства очевидцев

1. Кто автор документа? Каково его социальное положение? Должность? Занятия? Причастность к описываемым событиям?
2. Что увидел автор документа? Как он относится к описываемым событиям? Подтвердите свои рассуждения текстом источника.
3. Чем вы объясните именно такое отношение автора к событиям? К его участникам?
4. В чем совпадают или чем отличаются свидетельства этого автора от других участников по данному историческому факту?
5. Разделяете ли вы суждения, оценки, выводы автора документа?

6. Документы литературного жанра как исторические памятники своей эпохи: проза, поэзия, драма, эпос, мифы, песни, сатира. Крылатые выражения и пр.

1. Покажите на карте район мира, где происходит действие этого литературного источника.
2. По характерным деталям быта, одежды, поведения людей и т. п.определите примерное время действия или написания произведения./Найдите признаки, подтверждающие, что данное произведение создано в эпоху…
3. Какие образы исторических героев, событий создает автор?
4. Как автор литературного произведения объясняет поступки своих героев? Согласны ли вы с такими оценками и аргументами?

Требования к написанию и оформлению контрольных работ

Письменная контрольная работа, предусмотренная учебным планом является одним из видов контроля за качеством изучения дисциплины. Контрольная работа дает возможность получить дополнительную информацию по интересующим их проблемам из тех источников, которые используются для ее подготовки. Выбор темы контрольной работы производится по согласованию с преподавателем, читающим курс. При написании контрольной работы должен быть освещен весь комплекс проблем.

Объем работы до 10 страниц машинописного текста (Times New Roman, кегель 14, 1,5 - интервал). В конце работы приводится список использованной литературы. Контрольная работа рецензируется преподавателем. По результатам рецензирования проводится собеседование и зачет.

Если работа не зачтена, то с учетом замечаний преподавателя она должна быть переработана. Повторную работу рецензирует тот преподаватель, который рецензировал ее в первый раз. Лица, не выполнившие контрольную работу или не получившие зачета по ней, к экзамену не допускаются.

Схема написания состоит из 5 элементов: плана, введения, основной части, заключения, списка литературы и источников:

Введение (объемом 1–2 стр.) - четко, коротко обосновывается выбор темы, актуальность проблемы, ставятся цели написания работы, дается обзор литературы и источников.

В основной части излагается содержание проблемы, эта часть обычно состоит из глав (разделов). Можно, если есть необходимость, разбить главы на параграфы. Работа в этой части должна представлять логичную систему доказательств, аргументов, раскрывающих основную тему, в соответствии с его главной целью, ее основными аспектами. (5–6 стр.)

Заключение. Здесь излагаются выводы, к которым пришел автор в результате изучения проблемы, раскрывается практическое значение проделанной работы. Заключение составляет по объему - 1–2 страницы.

Список литературы и источников. Оформляется в алфавитном порядке по фамилиям авторов (названий, если это сборник) с указанием места, издательства и года издания (место и год издания по правилам оформления научных работ указывать нужно обязательно, издательство). Сколько названий должно входить в список литературы? Ответить на этот вопрос очень сложно. Здесь следует руководствоваться одним критерием - тема должна быть раскрыта.

Контрольная работа должна быть правильно оформлена: страницы пронумерованы, сокращение слов не допускается, обязательны сноски. Работу не следует перегружать цитатами, цифрами, иллюстрациями, таблицами.

В оформление титульного листа входят: название учебного заведения, факультет, курс, группа, тема контрольной работы, фамилия, имя и отчество автора работы, фамилия, имя и отчество преподавателя, осуществляющего научное руководство.

В контрольной работе обязательно должны быть ссылки на используемую литературу и источники.

Список использованных источников и литературы должен состоять из следующих разделов:

    Источники (документы, нормативные акты и т. п.)

    Энциклопедические издания.

    Библиография (монографии, коллективные труды, сборники и т. п.)

    Учебники и учебные пособия.

    Статьи периодических изданий.

    Другая литература.

При необходимости к работе оформляется приложение (приводятся тексты документов, таблицы, карты, иллюстрации и т. п.) все входящие в состав приложения материалы оформляются по списку в конце реферата в соответствии с логикой текста.

Правила оформления библиографии

1. Если источник имеет автора, то сначала пишется его фамилия, затем инициалы, название источника, например:
Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда. - Харьков,2007.
2. Если авторов два или три, то указываются в той же последовательности, как и в источнике, все фамилии авторов с инициалами, например:
Кан-Калик В.А., Никандров В. Д. Педагогическое творчество. - М.,1990.
3. Если авторов более трех, указывается только фамилия первого автора с добавлением слов «и др.», например:
Маркова А.К. и др. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петразаводск,1992.
4. Если название источника содержит дополнительные сведения (пособие, учебник, сборник трудов, обзор, ученые записки), то после основного названия ставится двоеточие, а затем даются дополнительные сведения с прописной буквы, например:
Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной монографии с элементами учебного пособия и научной фантастики. - М., 1996.
5. При описании многотомных изданий после фамилии и инициалов автора пишется: Собр. соч. или Соч., ставится двоеточие и указывается количество томов: В 3 т., В 10 т., например:
Камнский Я. А. Соч.: В 2 т. - М., 1982. - Т. 1. - С. 201–242.
6. Если цитата взята из статьи газеты, журнала или сборника, то указывать необходимо не только фамилию и инициалы автора, но и название издания, место и год издания, номер тома или выпуска, и страницы статьи (если это издание - многотомное или сборник). При цитате статьи из газеты или журнала нужно указывать название источника, год выпуска, номер и страницы (для журнала) или название, год и дату выпуска (для газеты).
Например:
Гагерн Ф. Дневник путешествия по России в 1839 году // Россия первой половины XIX века глазами иностранцев. - Л.: Лениздат, 1991. - С. 642;
Водарский Я. Е. Петр I // Вопросы истории. - 1993. - № 6. - С. 64.

Памятки для учащихся, помогающие писать эссе

Как писать домашнее эссе

Прежде чем приступить к написанию эссе:

1. Изучите заданный на дом теоретический материал;
2. уясните особенности заявленной темы эссе;
3. продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы;
4. выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему;
5. определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции;
6. составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.

При написании эссе:

1. Напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры;
2. Проанализируйте содержание написанного;
3. Проверьте стиль и грамотность, композиционное построение эссе, логичность и последовательность изложенного;
4. Внесите необходимые изменения и напишите окончательный вариант.

Требования, предъявляемые к эссе

1. Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
2. Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
3. Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
4. Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
5. Эссе должно показывать, что его автор знает и мысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
6. Эссе должен содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.

Памятка участнику дискуссии

1. Прежде, чем выступить, определи четко свою позицию, идеи, которые предстоит отстаивать в дискуссии.
2. Внимательно выслушивай оппонента, затем уже излагай свою точку зрения.
3. Помни, что доказательством и лучшим способом опровержения являются точные и бесспорные факты.
4. Не забывай, что отличным способом убедить противника является стройность объяснения, четкая аргументация и безупречная логика.
5. Спорь честно и искренне, не искажай мыслей и слов своих товарищей.
6. Опровергая и доказывая, говори ясно, просто, отчетливо, точно, старайся говорить своими словами, а не " по бумажке».
7. Если доказали ошибочность твоего времени, умей мужественно признать правоту своего оппонента.
8. Заканчивая выступление, подведи итоги, сформулируй выводы.

Правила ведения дискуссии

1. Нельзя критиковать людей, только их идеи.
2. Цель дискуссии - не в определении победителя, а в консенсусе.
3. Все должны быть вовлечены в дискуссию.
4. Выступления должны проходить организовано, с разрешения ведущего, перепалка недопустима.
5. Каждый участник должен иметь право и возможность высказаться.
6. Все позиции должны быть рассмотрены и привлечены к обсуждению.
7. Критика должна происходить без ярлыков и обидных высказываний.
8. В процессе дискуссии участники могут изменить свою позицию.
9. Строить аргументацию необходимо на бесспорных фактах.

Выбор редакции
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...

Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...

Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...

12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....
У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...
© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....