Понятие и сущность права краткое содержание. Возникает вопрос: кому отмеряется свобода, чьим достоянием она становится? Это вопрос об объективном и субъективном праве


1.1 Понятие и сущность права

Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой действительности. Они являются гражданами (или подданными) определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права.

В системе юридических наук теория государства и права занимает главенствующее положение, выполняя как академическую, методологическую, так и прагматическую, практическую роль. В этой связи вопросам теории государства и права традиционно уделялось и уделяется большое внимание как в отечественной, так и в зарубежной юридической литературе, о чем свидетельствуют многочисленные монографии, статьи, а также учебники и учебные пособия.

Государство и право являются сложными, многогранными явлениями политико-правовой, социальной действительности, зависимыми друг от друга и в то же время сохраняющими определенную самостоятельность.

Необходимым условием существования любого общества является регулирование отношений его членов – социальное регулирование. Выделяют следующие виды социального регулирования :

нормативное – носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем членам общества или определенной его части и не имеют конкретного адресата;

индивидуальное – относится к конкретному субъекту, является индивидуальным приказом действовать соответствующим образом.

Оба эти вида неразрывно связаны между собой. Нормативное регулирование в конечном счете приводит к воздействию на конкретных индивидов, приобретает конкретного адресата. Индивидуальное же невозможно без общего, т. е. нормативного, установления прав осуществляющего такое регулирование субъекта на подачу соответствующих команд.

Социальное регулирование пришло от далеких предков, и развивается оно вместе с человеческим обществом. При первобытнообщинном строе основным регулятором общественных отношений были обычаи. Они закрепляли выработанные веками наиболее рациональные, полезные для общества варианты поведения в определенных ситуациях, передавались из поколения в поколение и отражали в равной степени интересы всех членов общества. Обычаи изменялись очень медленно, что вполне соответствовало темпам изменения самого общества, происходившего в тот период. В более позднее время появились тесно связанные с обычаями и отражавшие существовавшие в обществе представления о справедливости, добре и зле нормы общественной морали и религиозные догмы. Все эти нормы постепенно сливаются, чаще всего на основе религии, в единый нормативный комплекс, в единство, обеспечивающее достаточно полную регламентацию еще не очень сложных тогда общественных отношений. Такими обычаями, одобренными моралью и освященными религией, были в первобытном социуме нормы, определяющие порядок обобществления добытого членами сообщества продукта и его последующего перераспределения, которые всеми воспринимались как не только правильные и безусловно справедливые, но и как единственно возможные.

Принятие существовавших норм поведения как «своих», безусловная солидарность с ними были связаны и с тем, что первобытный человек не отделял себя от общества, не мыслил себя отдельно от рода и племени. И поскольку все нормы расценивались как ниспосланные свыше, правильные, справедливые, то, естественно, у многих народов за содержанием этих норм, а нередко и за самими нормами и их совокупностью закрепились такие наименования, как «право», «правда» (ius, right, recht) и т. п. В этом смысле право появилось раньше государства, и обеспечение его реализации, соблюдения всеми правовых предписаний было одной из причин возникновения государства.

Развитие первобытного общества, о котором говорилось выше, привело на определенном этапе к тому, что произошло его расслоение. Возникли либо особая социальная группа, составляющая чиновничий государственный аппарат, который стал фактическим собственником средств производства, либо класс, обративший эти средства в частную собственность. В обоих случаях возникли социальное неравенство и эксплуатация человека человеком, иногда носящая замаскированный характер. Естественно, что для людей, поставленных в неравные условия распределения общественного продукта, передача общего достояния в руки узкого круга лиц перестала казаться справедливой. Участились нарушения таких обычаев, размывался, разрушался закрепленный ими и веками сохранявшийся неизменным порядок. Установленная обычаями форма общественных отношений пришла в противоречие с их изменившимся содержанием.

Людьми, более всего заинтересованными в пресечении таких нарушений, были представители формирующихся господствующих классов, социальных групп, в руках которых находилась не только собственность (общественная или частная), но и публичная власть. И именно формирующийся государственный аппарат использует эту власть для пресечения подобных нарушений и осуществления мер принуждения к лицам, их совершающим.

Возникают, таким образом, правовые обычаи, т. е. такие обычаи, которые обеспечиваются государством. Следует указать на то, что процессы классообразования, формирования государства и возникновения права протекают параллельно, подкрепляя друг друга. Развитие общества с появлением даже зачатков государства резко убыстряется, и скоро наступает момент, когда правовые обычаи не могут обеспечить регулирование социальных связей: они изменяются слишком медленно, не поспевая за темпами социального развития. Поэтому появляются новые источники, формы закрепления норм права: законы, судебные прецеденты, нормативные договоры.

Можно выделить два основных способа фиксации норм права . Там, где господствующее положение занимает государственная собственность, основным источником, способом фиксации правовых норм становятся, как правило, сборники нравственно-религиозных положений (Поучение Птахотепа в Древнем Египте, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т. п.). Зафиксированные в них нормы носят зачастую казуальный характер. Дополняются они в случае необходимости другими обычаями (например, адатами) и конкретными (ненормативными), но имеющими силу закона установлениями монарха или по его уполномочию чиновниками государственного аппарата.

В обществе же, основанном на частной собственности, которая обусловливала необходимость равенства прав собственников, развивалось, как правило, более обширное, отличающееся более высокой степенью формализации и определенности законодательство, и прежде всего гражданское, регулирующее более сложную систему имущественных общественных отношений. В некоторых случаях достаточно древнее законодательство отличалось такой степенью совершенства, что пережило на многие века использовавший его народ и не потеряло значения и сегодня (например, частное римское право).

Так или иначе, в любом государственно-организованном обществе тем или иным способом нормы права возводятся в закон, освященный свыше, поддерживаемый и обеспеченный государством. Правовое регулирование общественных отношений становится важнейшим методом государственного руководства обществом. Но в то же время возникает и противоречие между правом и законом, поскольку последний перестает выражать всеобщую справедливость, отражает интересы только части, и, как правило, меньшей части общества.

Определение понятия права имеет теоретическое и практическое значение. Во-первых, от его содержания и формы зависят направление научного анализа в правоведении и его результаты, во-вторых, оно жизненно важно при непосредственном применении юридических норм надлежащими органами и лицами, так как в соответствии с ним нередко решается основной вопрос практической юриспруденции – правомерность поведения субъектов.

Одна из общих характеристик права заключается в том, что оно – способ установления объективной меры вещей, метод социальной регуляции. В различные исторические периоды те или иные социальные и политические структуры посредством понятия «право» стремятся утвердить в своих интересах определенные социальные отношения, принципы, порядки, действия, нормы, идеалы и обосновать их соответствие социальной правде, справедливости. Как следствие, в философских, юридических, политических, этических доктринах, в практике политической борьбы как в прошлом, так и в настоящем, неравнозначные по своему содержанию понятия обозначены термином «право». В сущности, различные дефиниции понятия права являются выражением исторически конкретных социальных проблем и одновременно определенным вариантом их разрешения. Эти различия в конечном счете порождены не только многогранностью самого явления права, но и неадекватным применением термина. И ныне представляются актуальными слова И. Канта о том, что юристы все еще ищут определение для своего понятия права.

Однако общепризнанным является понимание права как совокупности правовых норм, регулирующих общественные отношения.

Сущность права – это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

Признание общей воли сущностью права выделяет право среди иных нормативных регуляторов, придает ему качество общесоциального регулятора, инструмента достижения общественного согласия и социального мира в обществе. Понимание воли в праве в отстаиваемом подходе исключает сведение права, к орудию насилия, средству подавления индивидуальной воли.

Воля, закрепляемая в праве, официально удостоверяется и обеспечивается государственной властью; отвечает требованиям нормативности; имеет специфические формы внешнего выражения (закон, судебный прецедент, нормативный договор, правовой обычай и т. д.); является результатом согласования интересов участников регулируемых отношений и в силу этого выступает именно общей волей, в той или иной мере приемлема для них; соответствует прогрессивным идеям права и др. Соответствие общей воли этим требованиям придает ей характер всеобщей, государственной воли, вследствие чего право приобретает качество реально действующего феномена, утверждается в качестве господствующей системы нормативного регулирования.

Для понимания природы права принципиально важно иметь в виду, что право выступает:

– в форме идей, представлений;

– юридических предписаний (велений или установлений), исходящих от государства;

– действий или отношений, в которых реализуются идеи, принципы и предписания, права.

В теоретической юриспруденции с давних пор ведутся споры о том, что следует признавать важнейшим элементом права – идеи, нормы или действия (отношения).

Для представителей естественно-правового направления и так называемой психологической школы правовые идеи выступают первоосновой, главным компонентном права. Нормы или же действия способны лишь с той или иной степенью достоверности отразить то, что выражают эти идеи. Представители нормативной школы наиболее важным элементом признают юридические предписания. Это, по их мнению, и является собственно правом, регулятором поведения. Сторонники так называемого социологического направления приоритетным в содержании права признают действия или отношения.

Однако, только интегративный подход позволяет отразить в праве как нормативные свойства, так и его деятельностный характер. В таком аспекте право предстанет реальной силой общества, противоречащей произволу и беспорядку. Точнее высвечивается роль государства по отношению к праву – оно не «производит» право, но обеспечивает его на всех стадиях бытия права. Данный подход позволяет более точно подойти к оценке соотношения объективного и субъективного в праве, осмыслить роль фактической правомерной деятельности в правообразовательном процессе, а следовательно, и природу так называемого фактического права, не отторгая и не относя к «предправовым» факторам то, что изначально наделено правовыми свойствами.

Утверждение интегративного подхода к праву имеет важное мировоззренческое значение, ориентируя массовое и профессиональное правосознание на понимание того, что правовое регулирование отношений и поступков возможно лишь там, где объективно существуют доказуемость и исполнимость прав и обязанностей средствами юридического процесса, что действие права предполагает определенные условия, требуемые ресурсы, наличие специальных структур, способных применять право и при необходимости принуждать к его исполнению.

Итак, по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.

С учетом существенных свойств целесообразно отметить следующие признаки права.

Социальность. Этот признак характеризует первичное содержание права, обеспечивающее общесоциальную и классовую функции: организацию производства, распределение и перераспределение производимого или добываемого продукта, нормирование индивидуальных затрат труда на общественные нужды, господство классов или социальных групп в обществе, распределение и закрепление социальных ролей в обществе, должностей в государстве, организацию и осуществление государственной власти, регламентацию товарно-денежных отношений и отношений собственности, обеспечение эксплуатации и привилегий, а также другие сферы, связанные с организационно-трудовой и социальной жизнью общества.

Нормативность. Право выступает как система норм (правил поведения), характеризуемых логической структурой («если-то-иначе»), установлением масштаба, меры поведения, определяющих границы, рамки дозволенного, запрещенного, предписанного (позитивное обязывание). Эти свойства регулятивной системы (дозволения, запреты, позитивное обязывание) зародились еще в обществах присваивающей экономики, но на этапе становления права приобретают новое содержание, формы выражения, способы обеспечения.

Обязательность. Правовые нормы обеспечиваются возможностью государственного принуждения, то есть наделяются не только идеологическим механизмом (авторитет, справедливость, религиозная поддержка), но и возможностью неблагоприятных последствий при их нарушении, имеющих характер имущественных ущемлений, физических, моральных страданий.

Формализм. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме – законы и их сборники, прецеденты и т. д. Формализм составляет особую ценность права, защищая право от произвольного изменения, закрепляя необходимую обществу устойчивость этого регулятора. Формализм права определяется порядком создания законов, их изменением, отменой, что действительно «работает» на стабилизацию общества, на точность применения, исполнения, соблюдения и использования правил поведения.

Процедурность. Право как система норм включает в себя четкие процедуры создания, применения, защиты. Процедурные правила, процессуальный порядок – характерный признак права, определяющий его связь с государственным аппаратом, прежде всего со специализированными органами – судом, полицией и т. п.

Неперсонифицированность. Этот признак подчеркивает то качество права, что его нормы не имеют, как правило, конкретно определенного, индивидуального персонифицированного адресата, а направлены неопределенному, абстрактному кругу лиц. Если какое-либо конкретное лицо оказывается в условиях, предусмотренных структурой соответствующей нормы, оно и является адресатом нормы. С этим признаком связана и неоднократность действия нормы права, ее протяженность во времени.

Институциональность. Появление права связано с определенным сознательным процессом создания норм права, с правотворчеством, которое осуществляют определенные органы государства признанием государством тех или иных возникших самоорганизационно правил поведения (обычаев) правовыми, с деятельностью уполномоченных на это судов (прецедент).

Объективность. Этот признак характеризует закономерный характер появления права на этапе перехода общества к производящей экономике, естественный результат внутреннего развития регулятивной системы. Право, таким образом, не даруется какой либо внешней силой обществу, не появляется по велению каких-либо культурных героев. Оно, как и государство, одно из условий существования политически организованного общества на этапе производящей экономики и так же, как государство, имеет большую социальную ценность.

Право в различных теоретико-юридических концепциях наделяется и иными признаками, но теоретически обобщенные новые исторические данные позволяют именно в системе указанных признаков определить право. При этом следует подчеркнуть, что правильную характеристику новому основному пласту регулятивной системы раннеклассового общества дает только совокупность этих признаков. Только в совокупности они определяют социальную ценность права.

Функции права производны от его сущности и определяются назначением права в обществе. Функции – это «свечение» сущности права в общественных отношениях.

Функции права – это основные направления юридического воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права в жизни общества. Соответственно этому можно отметить следующие особенности функции права:

Функции права – это такие направления его воздействия на общественные отношения, потребность в осуществлении которых порождает необходимость существования права как социального явления.

Функции выражают наиболее существенные, главные черты права и направлены на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества.

Функции права представляют направления его активного действия, упорядочивающего определенный вид общественных отношений. Поэтому одним из важнейших признаков функции права является ее динамизм, движение, действие. Еще Гете говорил: «Функция – это существование, мыслимое нами в действительности».

Постоянство как необходимый признак функции характеризует непрерывность, длительность действия этой функции.

В известной степени условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права :

1) внешние, в соответствии с которыми выделяют так называемые социальные функции права (политическую, экономическую, воспитательную),

2) внутренние – вытекают из самой природы права, способов его воздействия на поведение людей, особенностей форм реализации. Внутренние функции права принято подразделять на регулятивные и охранительные.

Регулятивная и охранительная функции – это имманентные праву функции, которые определяют необходимость его существования как социального института общества.

Особенности регулятивной функции заключаются прежде всего в установлении позитивных правил поведения, в организации общественных отношений, в координации социальных взаимосвязей. В рамках этой функции выделяют две ее разновидности (подфункции) – регулятивную статическую и регулятивную динамическую.

Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых институтах. В этом состоит одно из назначений правового регулирования. Право прежде всего юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулированных те общественные отношения, которые представляют собой основу нормального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства и выражают общую волю.

Решающее значение в проведении статической функции принадлежит институтам права собственности, институтам политических прав и свобод граждан. Отчетливо данная функция выражена в авторском, изобретательском праве и др.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она воплощена в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих хозяйственные процессы в экономике, и других сферах.

Наиболее характерными путями (способами) осуществления регулятивной функции права являются:

– определение посредством норм права праводееспособности граждан;

– закрепление и изменение правового статуса граждан;

– определение компетенции госорганов, полномочий должностных лиц;

– установление правового статуса юридических лиц;

– определение юридических фактов, связанных с возникновением, изменением и прекращением правоотношений;

– установление конкретной правовой связи между субъектами права (регулятивные правоотношения);

– определение оптимального типа правового регулирования (общедозволительного, разрешительного) применительно к конкретным общественным отношениям.

С учетом сказанного регулятивную функцию права можно определить как обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъектов права в целях закрепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.

Охранительная функция права – это обусловленное социальным назначением направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному строю.

Специфика охранительной функции состоит в следующем.

– характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, выражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности.

– служит информатором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценности взяты под охрану государством посредством правовых предписаний.

– является показателем политического и культурного уровня общества, гуманных начал, содержащихся в праве.

Характерные черты охранительной функции права прослеживаются более четко, если ее сравнить с правоохранительной деятельностью государства. Общее назначение последней сводится к тому, чтобы обеспечить неуклонное выполнение субъектами права требований закона, т. е. обеспечить режим законности. Достигается это выявлением правонарушений, их расследованием, привлечением к ответственности виновных.

Таким образом, если охранительная функция права – это действие самого права, то правоохранительная деятельность государства является материальной гарантией соблюдения требований права, поскольку это деятельность специальных учреждений (МВД, прокуратуры, суда) по охране права, действие не самого права, а внешнего по отношению к нему фактора. Кроме того, охранительная функция направлена на охрану общественных отношений, а правоохранительная деятельность – на охрану самого права.

Из книги Гражданское процессуальное право: конспект лекций автора Гущина Ксения Олеговна

1. Понятие и сущность решения суда Судебное решение – акт волеизъявления органа государственной власти, которое выражается в применении нормы права к конкретному правоотношению, в конкретизации правоотношения, во властном подтверждении правоотношения, права и факта и

Из книги Наследственное право автора Гущина Ксения Олеговна

1. Понятие, сущность и значение наследственного права Получение в наследство материальных и нематериальных благ осуществляется путем наследования. Наследование – переход от умершего лица (наследодателя) его имущества к другому лицу в соответствии с нормами

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

3. Понятие, сущность и виды конституции Сам термин «конституция» можно трактовать двояко. Фактическая конституция – это объективно действующие основы общественного и политического строя, а также действительный статус личности в той или иной стране. Юридическую

Из книги Конституционное право РФ. Конспект лекций автора Некрасов Сергей Иванович

16. Понятие и сущность избирательного права, принципы Понятие «избирательная система» может рассматриваться в двух плоскостях.Во-первых, избирательная система является совокупностью общественных отношений в государстве в связи с проведением выборов. Во-вторых,

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

10.1. Федерация и федерализм: понятие и сущность В качестве одной из основ конституционного строя ст. 1 Конституции РФ закрепляет федеративное устройство России, что отражает официальное название государства. Среди сравнительно небольшого числа федераций мира положение

Из книги Гражданское процессуальное право автора Власов Анатолий Александрович

15. Понятие и сущность избирательного права, принципы Термин «избирательное право» употребляется в двух значениях: объективном и субъективном.Объективное избирательное право – это раздел конституционного права. Нормы, регулирующие избирательное право, содержатся в

Из книги Шпаргалка по римскому праву автора Исайчева Елена Андреевна

§ 1 Понятие и сущность искового производства В рамках гражданской процессуальной деятельности судов общей юрисдикции предусмотрены процессуальные формы пяти видов производств: исковое производство, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений,

Из книги Правоведение: учебное пособие автора Автор неизвестен

28. Брак. Понятие, сущность, виды Брак (matrimonium) - «союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого нрава» (Модестин).Как проявление требований «человеческого права» брачный союз подчиняется установлениям гражданского права

Из книги Общая теория права. Том I автора Алексеев Сергей Сергеевич

Тема III Понятие, сущность и система права План изучения § 1. Понятие права. Государство и право. Объективное и субъективное право § 2. Нормы права и их структура. Действие норм права в пространстве и времени. Источники права (формы): Законодательные нормативные акты и

Из книги Теория государства и права автора Морозова Людмила Александровна

Глава 5. ПОНЯТИЕ ПРАВА (СУЩНОСТЬ; ОСОБЕННОСТИ КАК ИНСТИТУЦИОННОГО НОРМАТИВНОГО РЕГУЛЯТОРА) 1. Термин «право». Право в непосредственно-социальном и юридическом смыслах.2. Сущность права.3. Противоречивость сущности права.4. Право - институционное образование.5. Право -

Из книги Теория государства и права [Учебник для юридических вузов] автора Венгеров Анатолий Борисович

Глава 10 ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРАВА

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

Глава одиннадцатая. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ, ПОНЯТИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРАВА Сущность права. Общесоциальное и классовое в праве. Право как динамическая система. Содержание права. Право - мера (масштаб) поведения личности. Объективное и субъективное в праве. Понятие права.

Из книги Институт свободы совести и свободы вероисповедания в праве современной России автора Придворов Николай Антонович

Глава 16. Понятие, сущность и социальная ценность

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

1.2. Понятие и сущность свободы совести и свободы вероисповедания как комплексного межотраслевого института российского права Научное знание о сущности института права в государственно-правовой доктрине обеспечивает возможность сформулировать понятие и дать

Из книги автора

§ 7.1. Понятие и сущность отчуждения (алиенации) Отчуждение - феномен, присущий политической системе в целом, особенно, государству и праву, определяющий развитие этих институтов и их деформацию. В настоящее время изучение этого явления с точки зрения теории государства и

Из книги автора

§ 8.1. Понятие и сущность глобализации Существует несколько точек зрения появления такого процесса как глобализация.В интерпретации М.Стегера, первый (доисторический) период глобализации охватывает III - V тысячелетие до нашей эры; второй период - пятнадцать столетий после

* Понятие и сущность права. Его основные признаки, принципы и функции.

Основные понятия:

понятие права; сущность права; принципы и функции права; социальные нормы; норма права; правовое отношение; субъекты правоотношений; объекты правоотношений.

Признаки права

Право продукт общественного развития, основной норма-тивный регулятор общественных отношений. От других обще-ственных явлений его отличают следующие признаки:

норматив-ность,

общеобязательность,

государственное принуждение как способ реализации права (см. Спиридонов Л.И. Теория государ-ства и права. СП.б., 1995. С. 88-89).

Такое понимание признаков не раскрывает, в достаточной мере, социальную природу права.

С.С.Алексеев справедливо подчеркивает, что право представляет собой позитивное высокозначимое явление цивилизации, что оно призвано обеспечить и защитить статус личности, надежные и гарантированные простор и меру поведения. По его мнению, к основным свойствам права относятся: нормативность, формальная определенность, государственная обеспеченность, правообязывающее действие, системность (структурированность).

Существует множество подходов к пониманию права как сложного общественного явления. Но общим для них является признание следующих:

1. Право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;

2. Право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом и личности;

3. Право частной собственности: владение, использование и распоряжение частной собственностью является основополагающим правом человека, которое почти все ученые отмечали с незапамятных времен;

4. Право - мера поведения, установленная и охраняемая государством. Тесная связь с государством отличает его от всех других видов социальной и технической регуляции. Итак, право, прежде всего, есть совокупность, а точнее, система норм. Это система норм, установленных или санкционированных государством. Право всегда выражает государственную волю. Это система норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Наконец, право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение (см.: Марченко М.Н. Теория государства и права. М., 1996. С. 46-53). Правовые нормы, установленные и санкционированные государством, называются позитивным правом.

В обществе имеются и другие социальные нормы кроме права. Отличие права от других социальных норм заключается в следующем: - это единственная система норм, обязательных для всех членов общества; право обеспечивается и защищается государством, устанавливается государством; нормы права закреплены в законах, судебных решениях. Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы.

И.Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы.

Г.Гегель писал, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, т. е. нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.

Сущность и содержание права

С течением времени понятие содержания права и толкование его менялись:

Для Аристотеля право - это политическая справедливость;

Для средневековых ученых-богословов - это божественное установление;

Для Ж.-Ж.Руссо - общая воля;

Для Р.Иеринга - защищенный интерес;

Для Л.Петражицкого - императивно-атрибутивные эмоции;

Для юридического позитивизма - веление, приказ государства.

Множественность подходов привела некоторых ученых к выводу, что сущность права нельзя познать. С этим вряд ли можно согласиться.

Сущность права - это качественная его основа, которая отражает его природу и назначение в обществе.

В современной юридической науке преобладает мнение, что по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей.

1. Для тех, кто считает, что право может существовать в форме правоотношений, его содержание - это поведение субъектов правоотношений;

2. Для тех, кто отождествляет право и закон, - содержанием права считается государственная воля;

3. Кто приравнивает право к совокупности юридических норм, они, нормы, и образуют само содержание права.

Новый подход к праву состоит в попытке установить различие между правом как объективным явлением общественной жизни и законом как формой выражения права и на этой основе сформулировать понятие правового закона. Право и закон не всегда совпадают, например, немецкие фашисты уничтожали людей в соответствии со своими законами, но вопреки праву. За основу нового подхода берется принцип формального равенства, что означает независимость и свободу людей в их правовых отношениях. Этот принцип в абстрактной форме выражает справедливость. Смысл разграничения права и закона в том, чтобы разграничить право и произвол, установить соответствие закона объективным требованиям права.

Правовой закон характеризуется следующими признаками:

1. Он есть выражение и закрепление объективированной в праве меры свободы людей;

2. Воплощает в себе принцип формального правового равенства, имеющего всеобщий характер справедливости;

3. Учитывает и охраняет интересы тех, кто стеснен в своих возможностях или не может в силу определенных причин защитить свои права (больные, престарелые, безработные);

4. Это не продукт воли и субъективного усмотрения законодателя, а необходимая составная часть объективно складывающегося в данном обществе права;

5. Правовой закон - антипод произволу. Реальная жизнь за-кона возможна только в условиях правового государства. Следовательно, содержание права можно видеть в масштабе, в мере свободы.

Возникает вопрос: кому отмеряется свобода, чьим достоянием она становится? Это вопрос об объективном и субъективном праве.

Объективное право - это общие, обязательные для всех правила поведения, существующие независимо от индивидов, распространяющиеся на все подпадающие под них случаи и на всех индивидов.

Субъективное право, напротив, принадлежит конкретному индивиду, определяя меру его возможного поведения. Эти два вида права неразрывно связаны друг с другом. Объективное право не может быть реализовано помимо субъективного права, поступков людей.

Существует понятие публичного и частного права. Римские юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства как целого, тогда как частное право - интересы индивида.

В основе это оправданный подход. Современная наука уточняет, что публичное право предполагает то, что решения принимаются единым центром (государством), а в сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством частных лиц, действующих самостоятельно.

Определение права

После этих предварительных замечаний можно привести некоторые подходы к определению права и дать его определение.

Надо подчеркнуть, что в различных учебниках и учебных пособиях по теории государства и права даются несколько отличающиеся друг ох друга определения права. Одни авторы под-черкивают выраженную в праве волю экономически господствующего класса (Коваленко А.И. Краткий словарь-справочник по теории государства и права. М., 1994. С. 52), другие считают главным критерием права защиту равенства и справедливости субъектов правоотношений (Общая теория права и государства, М., 1994. С. 29), третьи на первый план выдвигают идею свободы равных субъектов (Спиридонов Л.И. Теория государства и права. СП б., 1995, С. 101), четвертые говорят о политических силах, стоящих у власти, которые через государство определяют обще-обязательные правила поведения субъектов правоотношений (Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 1997.

С. 41-42). Можно было бы привести и другие определения такого сложного общественного явления, как право. Именно его сложность вызывает различные подходы и акценты у исследователей, когда они дают определение права. На наш взгляд, наиболее емкое определение права дал известный русский юрист профессор С.С.Алексеев: «Право - это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся об-щеобязательным, нормативно-государственным критерием пра-вомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения», (Теория права. Харьков, 1994. С. 123).

Суммируя, можно сказать, что право - это система обще-обязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, в которых отражены существующие в обществе общественные отношения и интересы субъектов и которые регулируют поведение людей.

Теории права (исторический и современный подход)

В разных странах в различное время складывалась своя система права. Возникали различные теории права, в чем-то отличающиеся друг от друга. Но в них было много общего в понимании сути права как регулятора общественных отношений. Это и понятно, ибо право утратило бы свою роль по стабилизации и упрочению общественных связей, если бы оно понималось всеми абсолютно по-разному.

Каждая научная теория преувеличивает, гипертрофирует одну какую-то сторону права в ущерб другим. Но в каждой из них заключены элементы истинного знания. Поэтому их рассмотрение представляет не только исторический, но и теоретический интерес. А в модифицированной форме некоторые из них сохраняются и в настоящее время.

Теория естественного права

Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т.п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться. Контуры этой теории наметились еще в древности. Например, Цицерон го-ворил, что закон государства, противоречащий естественному праву, не может рассматриваться как закон. Но фундаментальную разработку эта теория получила в трудах Локка, Монтескье, Руссо и др.

Историческая школа права (К.Савиньи, Ф.Пухта и др.)

Право рассматривается как выражение, продукт народного духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы. Эта школа чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного ре-гулирования, который ставится над законом.

Теория нормативистского понимания права, юридический позитивизм (Р.Штаммлер, Г.Келъзен и др.)

Главный тезис этой теории - признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. Правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспечен-ном принудительной силой государства. Г.Кельзен видел право в виде «лестницы норм», на вершине которой стоит «основная норма» (конституция). Теория права должна быть свободной от идеологии и представлять собой «чистую науку». Право - это си-стема должного поведения людей. Нормативное понимание права хорошо служит в условиях стабильного общества. В настоящее время широкое признание получило требование соответствия позитивных законов государства правам человека. Утверждается приоритет прав и свобод личности. К недостаткам этой теории относится игнорирование содержательной стороны права (субъ-ективных прав личности, соответствия потребностям экономического развития и т.п.), угроза праву со стороны государства.

Реалистическая школа права (Рудольф Иеринг)

Эта школа в определенной мере примыкает к нормативистскому направлению. Она определяет право как защищенный государством интерес личности. Государство выступает необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества и без государственной власти право есть пустой звук. Существует только позитивное право и содержание его составляет только защищенный интерес личности (Е.Трубецкой).

Социологическая школа права (Е.Эрлих, Г.Ф.Шешеневич и др.)

Эта школа полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это «живое право» есть система правоотношений, поведения людей в сфере права. Отсюда на первое место выдвигается фигура судьи как творца права. Право - сосуд, который следует наполнить, и это делают судьи и администраторы. Право, по их мнению, следует искать не в нормах, а в самой жизни. Подобный подход скорее дестабилизирует правовой порядок, нежели укрепляет его. Он вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения. Эта школа имеет широкое распространение в Англии.

Разновидностью социологического направления выступает теория солидаризма (Леон Дюги). Он выдвинул идею права, основанного на норме социальной солидарности, как внешнего выражения общественной жизни. Такая концепция ведет к отрицанию индивидуальных свобод и прав человека, к корпоративному государству.

Психологическая теория права (Л.И.Петражицкий)

Эта теория подразделяет право на позитивное и интуитивное. Позитивное – совокупность норм права. Интуитивное или неофициальное право это чисто психологическое явление, особое состояние души человека, вырабатываемое путем взаимного психического общения людей. Право здесь выступает как одно из явлений психической жизни общества и представляет собой им-перативно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей. Оно включает в себя правовое сознание.

Материалистическая теория права

В соответствии с этой теорией право есть выражение и закрепление воли экономически и политически господствующего класса. К.Маркс и Ф.Энгельс в «Манифесте коммунистической партии» писали, что буржуазное право есть возведенная в закон общая воля буржуазии. Как и государство, оно продукт классово-го общества, его содержание носит классово-волевой характер. Ф.Энгельс подчеркивал, что господствующий класс должен при-дать своей воле всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона.

Подчеркивается экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отношений. Оно не могло быть выше, чем экономический и культурный строй, породивший его. Право - явление производное от государства, в полной мере определяется его волей. Государство охраняет законы, принуждает к их исполнению; известны слова Ленина о том, что право ничто без государства, способного принуждать к исполнению права. Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством. Недостатки этой теории: отсутствие общечеловеческих критериев, игнорирование культурных факторов, ограничение существовавшего права историческими рамками классового общества.

Интегральный подход к пониманию права

Мы рассмотрели различные теории права. Каждая из них односторонне, несовершенно раскрывает сущность права. Но вообще вряд ли мыслимо вполне совершенное право. В действительности оно всегда в чем-то неудовлетворительное, несовершенное, требующее разных измерений и неодинаковой транс-формации в зависимости от условий, места и времени. Поэтому следует приветствовать различные подходы к пониманию права, ибо на этом пути решаются многие практические вопросы: основания права, источников права, пределов правового воздействия, эффективности права, разрешения противоречий права и др.

Принципы и функции права

Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение, отражают главные свойства и особенности права.

Принципы права - это основные, исходные положения, юридически закрепляющие важнейшие закономерности общественной жизни. Под принципами права понимаются исходные руководящие идеи, лежащие в основе права и находящие свое осуществление не только в юридической форме, но и в тех общественных отношениях, которые они отражают. По мнению французского юриста Р.Давида, общие принципы отражают «подчинение права велениям справедливости в том виде, как последняя понимается в определенную эпоху и определенный момент» (Да-вид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

Принципы права в современных условиях приобретают универсальное значение и наиболее отчетливо проявляются в области основных прав человека. Следует указать на три различных подхода к проблеме принципов права: традиционный (в частности, исламский), романо-германский и англосаксонский. В исламском шариате (т.е. предписания верующим, что они должны делать и чего не должны) является основным источником законодательства. В романо-германском подходе общие принципы права сложились как источник административного права. В странах англосаксонского права понятие общих принципов права исторически не сложилось. Дела в случае пробелов в праве изначально решались на основе принятых требований разума или прецедента, а также понятий о справедливости. Многие ученые считают, что невозможно дать исчерпывающий перечень основных принципов права.

Принципы права являются стержнем всей системы права государства. Они могут специально закрепляться в общих юридических нормах (конституциях, преамбулах законов, кодексах) или составлять саму материю права, проникая во внутреннее со-держание правовых норм.

В зависимости от того, на какую область права они распространяются, принципы делятся на три группы: общие, межотраслевые и отраслевые.

К числу общих принципов относятся: принцип социальной свободы, признающий права и свободы человека в качестве высших социальных ценностей; кроме этого можно назвать такие принципы, как: социальной справедливости, демократизма, гуманизма, равноправия перед законом, единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности.

К числу межотраслевых относятся такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права: уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный.

Отраслевые правовые принципы относятся к наиболее общим чертам конкретной отрасли права (административного, гражданского и др.).

Функции (роль) права в общественной жизни

Активная роль права выражается в его функциях.

Функции права - это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей. Функции права связаны с функциями государства. Это: экономическая, социальная, экологическая, законодательная, исполнительная, судебная, а также другие функции. Упорядочение общественных отношений осуществляется через регулятивную функцию, охрана общественных отношений через охранительную функцию.

Регулятивная функция воздействует на общественные от-ношения следующим образом: 1) путем закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах, 2) путем обеспечения высокой степени свободы и организованности общественных отношений, их постоянного совершенствования и развития.

Охранительное воздействие права выражается: 1) в определении запретов. 2) в установлении юридических санкций,

3) в непосредственном применении юридических санкций. Охранительная функция направлена на охрану общественных отношений, а правоохранительная деятельность на охрану самого права.

Ценность права. Право и глобальные проблемы человечества

Понятие ценности права призвано раскрыть его положи-тельную роль для общества, отдельной личности.

Ценность права - это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально-справедливых, необходимых потребностей и интересов граждан, общества в целом. Право, прежде всего, обладает инструментальной ценностью, т.е. тем, что должно придавать действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивать их подконтрольность, делать отношения цивилизованными. Далее, оно способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как от-дельные индивиды, так и общество в целом. Ценность права и в том, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе, определяет границы, меру этой свободы. Наконец, ценность состоит также в его способности быть выразителем идеи справедливости. Оно пронизано гуманными началами. Формула Протагора: «Человек есть мера всех вещей» может быть отнесена и к праву, ибо оно является средством социальной защищенности личности. И самое последнее: как общечеловеческая ценность оно выступает фактором прогресса, источником обновления общества.

Право в современных условиях приобретает планетарное значение, ибо является средством решения международных и межнациональных проблем. Оно является также действенным рычагом решения экологических проблем как внутри государства, так и в рамках мирового сообщества.

Социальные нормы и нормы права

Важнейшим средством организации общественных отношений являются социальные нормы, которые обеспечивают целесообразное и гармоничное развитие общества. Социальные нормы - это правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях. Это устойчивые социальные связи, возникающие в результате закономерной повторяемости явлений, социальной деятельности людей. Нормативная структура - один из важнейших признаков социального регулирования.

Признаки социальных норм: они являются правилами поведения людей, указывают, какими должны быть поступки, образцы поведения людей; это правила поведения общего характера, т.е. их требования относятся не к отдельному лицу, а ко многим; это не только общие, но и обязательные правила поведения, которые обеспечиваются принуждением со стороны государства или коллектива.

Все социальные нормы подразделяются по следующим основаниям:

а) по способам их создания, установления;

б) по средствам охраны их от нарушений.

На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:

1. Нормы права, которые устанавливаются и охраняются государством;

2. Нормы морали (нравственности) на основе представлений о добре и зле, справедливости, охраняемые общественным мнением или внутренним убеждением индивида;

3. Нормы общественных организаций: уставы, правила и др.;

4. Нормы обычаев, возникающие в силу многократного повторения поступков и используемые в силу привычки;

5. Нормы традиций: семейные, профессиональные, военные и др.;

6. Нормы ритуалов: национальные праздники, бракосочетания, встречи государственных деятелей и др., их красочность и театрализованность.

Деление социальных норм по содержанию: политические, технические, трудовые, нормы семейного права, культуры, религиозные нормы и др. Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.

Соотношение права с политическими, моральными, религиозными и социально-техническими нормами

Наиболее тесная связь существует между правовыми и политическими нормами, так как они регулируют отношения собственности и государственной власти. Политические нормы носят наиболее выраженный социально-групповой характер, они находят выражение в программах и лозунгах политических партий, в конституциях и других официальных документах, в политических взглядах и теориях. Рудольф Иеринг писал: «Право есть политика силы, оно представляет собой систему обеспечения социальных целей путем принуждения». Он исходил из того, что право есть защищенный государственный интерес.

Формы взаимодействия этих норм разнообразны: взаимоподдержка, солидарность, блокирование, противоборство и т.п. В марксистской литературе подчеркивалась доминирующая роль политических норм, политики. Но там, где власть выходит за пределы права, там начинает господствовать насилие. Право - ограничитель насилия и в этом заключается его гуманистическая роль.

В современных условиях речь идет о приоритете права над государством. Правовые нормы приобретают первенство, существует примат права над политикой в цивилизованных странах. Доминирование права над политикой - непреложный принцип демократии, современной культуры. «Право не есть политика си-лы, как учил Иеринг. - пишет Дюги, - оно не есть дело государства, оно предшествует ему и возвышается над ним: оно является границей государственной силы, и государство есть не что иное, как сила, отданная на служение праву» (Дюги Л. Социальное право, индивидуальное право и преобразование государства. М., 1909. С. 5). Без опоры на правовые нормы политическое противостояние грозит принять стихийные, неупорядоченные формы, вылиться в противозаконный захват власти, в революции, несущие обществу неисчислимые беды.

Правовые и нравственные нормы имеют общее целевое назначение - воздействовать на поведение людей. Они взаимо-действуют между собой. Право и государство подвергаются мо-ральной оценке. Требования морали учитываются при создании правовых норм, при решении конкретных юридических дел, способствуют укреплению законности и правопорядка.

В свою очередь точная реализация правовых норм означает одновременное воплощение в общественную жизнь требований морали. Нормы морали наполняют право глубоким нравственным содержанием. Все это свидетельствует о единстве норм морали и права. Органическое сочетание норм морали и политики имеет огромное значение для нормального функционирования общества, его политической системы, государства и права в том числе. Однако в практической политической жизни подавляющего большинства современных государств такое сочетание далеко не всегда случается. Мораль нередко расходится не только с политикой, но и с правом. Обладая особой гибкостью, моральные принципы и нормы регулируют политические отношения самостоятельно и не всегда совпадают с принципами и нормами права.

Право и мораль выполняют в обществе одинаковые по своим конечным целям и задачам регулятивные и воспитательные функции. Они выступают в качестве важнейших составных частей механизма социального регулирования поведения индивидов, коллективов и всего общества. Сфера регулятивного воздействия норм морали гораздо шире, чем сфера, на которую распространяются нормы права. Право формируется в результате право-творческой деятельности государства, а мораль - в результате активности различных социальных слоев, групп, классов, наконец, всего общества. Нормы права отличаются от норм морали гораздо большей конкретностью и формальной определенностью. Выполнение предписаний, содержащихся в праве, по общему правилу, обеспечивается государственным принуждением. Выполнение требований морали гарантируется только общественным мнением, давлением со стороны общественной среды на индивида, допускающего нарушения моральных норм.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Понятие и сущность права [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Право как научное понятие обладает рядом особенностей, которые позволяют адекватно обрисовать его сущность и перспективы. Несмотря на богатую историю, само по себе право не достигло апогеи своей эволюции и продолжает привлекать внимание юристов и правоведов.

Понятие права

Право как научное понятие существует уже очень давно. Прежде чем обратиться к проблемам и этапам эволюции права как термина, следует определиться с трактовкой понятия и базовым понятийным аппаратом.

Прежде всего, обратимся к пониманию права как многостороннему понятию, включающему в себя широкий список лексических значений различной коннотации.

Итак, Н.И. Матузов и А.В. Малько обращаются к многоплановости в трактовке термина право и приводят определение, состоящее из трех частей. Прежде всего, они рассматривают право в общесоциальном контексте, а именно, моральное право, право народов и т.п., в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов. Во вторую очередь право трактуется как термин, с помощью которого обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания. В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).

Если сфокусироваться на третьем варианте трактовки термина "право", то становится очевидно следующее:

Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих консолидированную волю общества, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений.

В современной науке распространены следующие трактовки термина права, базирующиеся на его сущности о которой будет написано отдельно. Прежде всего, под правом принято понимать один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения .

Ряд авторов понимают право, как определенную степень свободы личности. Исходя из этого сложно согласиться с теми, кто не воспринимает право как инструмент гражданского общества и ставит под сомнение право как часть свободы. По мнению ряда ученых, понимание права как инструмента ограничения свободы личности. При этом прослеживается несоответствие восприятия свободы и права на свободу. Создается впечатление, что в данном контексте забывается о том, что зачастую свобода одной личности ограничивает свободу другой личности и только право позволяет создать разумный баланс свобод.

Сущность права

Сущность права основана на его определении и признаках. Будучи социальным институтом, право обладает особой природой, основанной на ключевых принципах права .

– основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие его функционирование .

Принципы права подразделяются на виды в зависимости от того, на какую область правовых норм они распространяются. Существует три основные группы принципов права:

  1. общие,
  2. межотраслевые
  3. отраслевые.

Специфика права проявляется в его признаках, которые содержатся в приведенном выше определении. Эти признаки заключаются в следующем:

  • право носило волевой характер, ибо оно есть проявление воли и сознания людей, но не любой воли, а прежде всего государственно выраженной воли классов, социальных групп, элит, большинства членов общества;
  • общеобязательность, в чем воплощается суверенитет государства, означающий, что выше официальной, публичной власти в обществе никого нет и быть не может и что все принимаемые нормы права распространяются на всех либо большой круг субъектов;
  • нормативность права заключается в том, что оно прежде всего состоит из норм, т.е. общих правил поведения, регулирующих значительный круг общественных отношений;
  • связь с государством состоит в том, что право во многом принимается, применяется и обеспечивается государственной властью;
  • формальная определенность права заключается в том, что нормы права имеют внешне выраженную письменную форму, должны быть четко объективированы, точно определены, воплощены вовне;
  • системность права проявляется в том, что оно представляет собой не механическую совокупность юридических норм, а внутренне согласованный, упорядоченный организм, где каждый элемент имеет свое место и играет свою роль, где юридические предписания взаимосвязаны, расположены определенным.

Эволюция понимания права

Право как понятие берет свои корни в истории становления и развития цивилизаций и государств. По вопросу о времени и причинах появления права в правоведении считалось и преимущественно считается до сих пор, что оно дано людям богом, государством или иной волей. На этом основываются религиозная, патриархальная, договорная, марксистская, психологическая теории и теория насилия .

Эволюция трактовки права можно проследить по формулировкам от Аристотеля до наших дней.

Аристотель : право – это справедливость, справедливость – это совокупность добродетелей. Право – это норма политического общения людей. Право – это равенство, но не абсолютное, а относительное, поскольку люди не равны по своим добродетелям, по свои достоинствам .

Фома Аквинский создает многоярусную систему права, на вершине которой стоит вечный закон – это божественная мудрость, управляемая миром, это божественное провидение. Право происходит от понятия правда, справедливость. Правда – добродетель, исходит от человеческой воли, касается поступков и отношений с другими людьми.

Иммануил Кант : право – совокупность условий, при которых произвол одного совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. Совокупность условий – гарантия прав личности, частной собственности, наличие законов и гарантии их принудительного исполнения, равенство всех перед законом.

Фридрих Гегель отождествляет право со свободой, право реализуется через свободную волю человека.

К сущностным чертам права Габриэль Феликсович Шершеневич относил следующие:

  • право предполагает поведение лица;
  • право обладает принудительным характером;
  • право всегда связано с государственной властью.

Эти неотъемлемые элементы права образуют представление о его понятии. Право, утверждал Шершеневич, – это норма должного поведения человека, неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны государственных органов.

Литература

  • Матузов Н.И., Малько А.В.Теория государства и права – М.:Юристъ, 2004
  • Диаконов В. В. Учебное пособие по теории государства и права. – М.: Норма, 2010.
  • Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. М.: Спарк. 2000.
  • Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности // История русской правовой мысли – М.: Остожье, 1998. С.224-316.
  • Витушко В.А. Эволюция права // Научные труды РАЮН. Выпуск 6. Том 1.
  • Аристотель. Политика. – М.: Изд-во АСТ. – 2002.

Право - продукт общественного развития, основной нормативный регулятор общественных отношений. Право представляет собой позитивное высокозначимое явление цивилизации. Оно призвано обеспечить и защитить статус автономной личности, надежные и гарантированные простор и меру поведения. К основным свойствам права относятся: нормативность, формальная определенность, государственная обеспеченность, правообязывающее действие, системность (структурированность). Существует множество подходов к пониманию права как сложного общественного явления. Но общим для них является признание следующих признаков права:

    Право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества.

    Право в нормативной форме должно отражать требования общечеловеческой справедливости, служить интересам общества в целом и личности.

    Право частной собственности: владение, использование и распоряжение частной собственностью является основополагающим правом человека.

    Право - мера поведения, установленная и охраняемая государством. Тесная связь с государством отличает его от всех других видов социальной регуляции.

Итак, право есть система норм. Это система норм, установленных или санкционированных государством. Право всегда выражает государственную волю. Это система норм или правил поведения, имеющих общеобязательный характер. Право охраняется и обеспечивается государством, а в случае нарушения требований, содержащихся в нормах права, применяется государственное принуждение. Правовые нормы, установленные и санкционированные государством, называется позитивным правом.

В обществе имеются и другие социальные нормы кроме права. Отличие права от других социальных норм заключается в следующем: это единственная система норм, обязательных для всех членов общества, право обеспечивается и защищается государством, устанавливается государством, нормы права закреплены в законах, судебных решениях. Наиболее распространенный взгляд на право состоит в том, что оно представляет собой норму свободы.

И. Кант определял право как совокупность условий, при которых произвол одного может быть согласован с произволом другого по общему для них правилу свободы. Г. Гегель писал, что в общественной жизни свобода человека выступает как его право, т.е. нормированная, урегулированная правовыми средствами свобода.

Сущность права - этокачественная его основа, которая отражает его природу и назначение в обществе. В современной юридической науке преобладает мнение, что по своей сущности право выражает согласованную волю участников регулируемых отношений, приоритеты и ценности личности и вследствие этого выступает мерой свободы и ответственности индивидов и их коллективов, средством цивилизованного удовлетворения ими разнообразных интересов и потребностей. Новый подход к праву состоит в попытке установить различие между правом как объективным явлением общественной жизни и законом как формой выражения права и на этой основе сформулировать понятие правового закона. Право и закон не всегда совпадают, например, немецкие фашисты уничтожали людей в соответствии со своими законами, но вопреки праву. За основу нового подхода берется принцип формального равенства , что означает независимость и свободу людей в их правовых отношениях. Смысл разграничения права и закона в том, чтобы разграничить право и произвол, установить соответствие закона объективным требованиям права.

Содержание права можно видеть в масштабе, в мере свободы. Возникает вопрос: кому отмеряется свобода, чьим достоянием она становится? Это вопрос об объективном и субъективном праве. Объективное право - это общие, обязательные для всех правила поведения, существующие независимо от индивидов, распространяющиеся на все подпадающие под них случаи и на всех индивидов. Субъективное право, напротив, принадлежит конкретному индивиду, определяя меру его возможного поведения. Эти два вида права неразрывно связаны друг с другом. Объективное право не может быть реализовано помимо субъективного права, поступков людей.

Существует понятие публичного и частного права . Римские юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства как целого, тогда как частное право - интересы индивида. Современная наука уточняет, что публичное право предполагает то, что решения принимаются государством, а в сфере частного права юридически значимые решения принимаются множеством частных лиц, действующих самостоятельно.

Наиболее емкое определение права дал известный русский юрист профессор С.С. Алексеев: «Право - это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся общеобязательным, нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения» (Теория права. Харьков, 1994. С. 123).

Суммируя, можно сказать, что право - это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, в которых отражены существующие в обществе общественные отношения и интересы субъектов и которые регулируют поведение людей.

В разных странах в различное время складывалась своя система права. Возникали различные теории права. Каждая научная теория преувеличивает, гипертрофирует одну какую-то сторону права в ущерб другим. Но в каждой из них заключены элементы истинного знания. Проэтому их рассмотрение представляет не только исторический, но и теоретический интерес.

А в модифицированной форме некоторые из них сохраняются и в настоящее время.

Теория естественного права. Суть данной теории состоит в том, что кроме позитивного права, которое создается государством, существует общее для всех людей естественное право, стоящее над позитивным правом (право на жизнь, безопасность, свободу, равенство, собственность, справедливость и т.п.). Эти права принадлежат человеку от рождения и должны беспрепятственно осуществляться.

Историческая школа права (К. Савиньи, Ф. Пухта и др.). Право рассматривается как выражение, продукт народного духа, народного правового убеждения. Оно складывается подобно языку постепенно в ходе исторического процесса независимо от субъективной воли государства. Право всегда национально. Оно существует в виде живого представления правовых институтов, юристы же из него лишь извлекают нормы. Эта школа чрезмерно преувеличивает роль обычая в системе нормативного регулирования, который ставится над законом.

Теория нормативитского понимания права, юридический позитивизм (Р. Штаммлер, Г. Кельзен и др.). Главный тезис этой теории - признание правом только норм, создаваемых государством для общего блага или для удовлетворения интересов человека. Правом признается государственная воля, выраженная в обязательном нормативном акте, обеспеченном принудительной силой государства. Теория права должна быть свободной от идеологии и представлять собой «чистую науку». Право - это система должного поведения людей. Нормативное понимание права хорошо служит в условиях стабильного общества. В настоящее время широкое признание получило требование соответствия позитивных законов государства правам человека. Утверждается приоритет прав и свобод личности. К недостаткам этой теории относится игнорирование содержательной стороны права (субъективных прав личности, соответствия потребностям экономического развития), угроза праву со стороны государства.

Реалистическая школа права (Рудольф Иеринг).

Эта школа в определенной мере примыкает к нормативистскому направлению. Она определяет право как защищенный государством интерес личности. Государство выступает необходимым инструментом организации, поддержания и сохранения общества и без государственной власти право есть пустой звук. Существует только позитивное право и содержание его составляет только защищенный интерес личности (Е. Трубецкой).

Социологическая школа права (Е. Эрлих, Г.Ф. Шешеневич и др.). Эта школа полагает, что нормы, записанные в законах и других актах государства, еще не есть само право. Гораздо важнее то право, которое складывается в жизни. Это «живое право» есть система правоотношений, поведения людей в сфере права. Отсюда на первое место выдвигается фигура судьи как творца права. Право - сосуд, который следует наполнить, и это делают судьи и администраторы. Право, по их мнению, следует искать не в нормах, а в самой жизни. Подобный подход скорее дестабилизирует правовой порядок, нежели укрепляет его. Он вносит неопределенность и сумятицу в отношения субъектов правового общения. Эта школа имеет широкое распространение в Англии.

Теория солидаризма (Леон Дюги). Он выдвинул идею права, основанного на норме социальной солидарности, как внешнего выражения общественной жизни. Такая концепция ведет к отрицанию индивидуальных свобод и прав человека, к корпоративному государству.

Психологическая теория права (Л.И. Петражицкий). Эта теория подразделяет право на позитивное и интуитивное. Позитивное - совокупность норм права. Интуитивное или неофициальное право - это чисто психологическое явление, особое состояние души человека, вырабатываемое путем взаимного психического общения людей. Право здесь выступает как одно из явлений психической жизни общества и представляет собой императивно-атрибутивное (обязательно-притязательное) переживание людей. Оно включает в себя правовое сознание.

Материалистическая теория права. В соответствии с этой теорией право есть выражение и закрепление воли экономически и политически господствующего класса. Ф. Энгельс подчеркивал, что господствующий класс должен придать своей воле всеобщее выражение в виде государственной воли, в виде закона.

Подчеркивается экономическая обусловленность права, оно всегда выражало требования экономических отношений. Оно не могло быть выше, чем экономический и культурный строй, породивший его. Право - явление производное от государства, в полной мере определяется его волей. Государство охраняет законы, принуждает к их исполнению. Одна из идей сторонников этого направления состоит в том, что всякое право есть применение одинакового масштаба к различным людям, которые на деле не равны друг другу. Равное право, следовательно, оборачивается фактическим неравенством. Недостатки этой теории: отсутствие общечеловеческих критериев, игнорирование культурных факторов, ограничение существовавшего права историческими рамками классового общества.

Право строится и функционирует на основе определенных принципов, которые выражают его сущность и социальное назначение, отражают главные свойства и особенности права.

Принципы права - это основные, исходные положения, юридически закрепляющие важнейшие закономерности общественной жизни. Под принципами права понимаются исходные руководящие идеи, лежащие в основе права инаходящие свое осуществление не только в юридической форме, но и в тех общественных отношениях, которые они отражают. Принципы права в современных условиях приобретают универсальное значение и наиболее отчетливо проявляются в области основных прав человека. Следует указать на три различных подхода к проблеме принципов права: традиционный (в частности, исламский); романо-германский и англосаксонский. В исламском шариат (т.е. предписания верующим, что они должны делать и чего не должны) является основным источником законодательства. В романо-германском общие принципы права сложились как источник административного права. В странах англосаксонского права понятие общих принципов права исторически не сложилось. Принципы права являются стержнем всей системы права государства. Они могут специально закрепляться в общих юридических нормах (конституциях, преамбулах законов, кодексах).

В зависимости от того, на какую область права они распространяются, принципы делятся на три группы: общие, межотраслевые и отраслевые». К числу общих принципов относятся: принцип социальной свободы, признающий права и свободы человека в качестве высших социальных ценностей; кроме этого можно назвать такие принципы, как: социальной справедливости, демократизма, гуманизма, равноправия перед законом, единства юридических прав и обязанностей, ответственности за вину, законности. К числу межотраслевых относятся такие руководящие начала, которые выражают особенности нескольких родственных отраслей права: уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный. Отраслевые правовые принципы относятся к наиболее общим чертам конкретной отрасли права (административного, гражданского и др.).

Активная роль права выражается в его функциях. Функции права - это основные направления его воздействия на общественные отношения, на поведение людей. Функции права связаны с функциями государства. Это: экономическая, социальная, экологическая, законодательная, исполнительная, судебная, а также другие функции. Упорядочение общественных отношений осуществляется через регулятивную функцию, охрана общественных отношений через охранительную функцию. Регулятивная функция воздействует на общественные отношения следующим образом: путем закрепления этих отношений в нормативно-правовых актах, путем обеспечения высокой степени свободы и организованности общественных отношений, их постоянного совершенствования и развития. Охранительное воздействие права выражается: в определении запретов, в установлении юридических санкций, в непосредственном применении юридических санкций. Охранительная функция направлена на охрану общественных отношений, а правоохранительная деятельность на охрану самого права.

Понятие ценности права призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности. Ценность права - это способность права служить целью и средством для удовлетворения социально-справедливых, необходимых потребностей и интересов граждан, общества в целом. Право, прежде всего, обладает инструментальной ценностью, т.е. тем, что должно придавать действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивать их подконтрольность, делать отношения цивилизованными. Ценность права и в том, что оно является выразителем и определителем (масштабом) свободы личности в обществе, определяет границы, меру этой свободы.

Право, как и государство, принадлежит к явлениям не только наиболее важных, но и наиболее сложных. Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни, еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается каким-то одним значением. Право, по их мнению, используется минимум в двух значениях. Во-первых, означает, что "всегда является справедливым и добрым", то есть естественное право. Во-вторых, право это то, что является "полезным для всех или для многих в государстве, таков гражданское право".

С развитием общества и государства у людей менялось представление о праве. Появилось большое количество правовых идей, теорий, концепций. Однако основы, заложенные еще римскими юристами, хотя и в модернизированном виде, сохранились. В первую очередь это касается таких правовых институтов, как собственность, наследование, купля-продажа и др.

Чтобы в этом убедиться, достаточно раскрыть знаменитый Кодекс Наполеона (Гражданский кодекс современной Франции) 1804, который был подготовлен на основе глубокого изучения и широкого использования римского права.

Следует отметить, что большинство институтов римского права как своеобразное первоисточник постоянно использовались и продолжают использоваться при разработке гражданских кодексов и других нормативно-правовых актов в разных государствах. Подобный влияние римского права на правовые системы многих стран, восприятие ими наиболее важных его принципов и институтов, называется в юридической литературе рецепцией римского права. Этот процесс в значительной мере повлиял на характер и содержание этих правовых систем, а также на определение понятия права.

Термин "право" употребляют в разных значениях:

В общесоциальном смысле (определенные возможности, что социальный субъект).

Право как юридическое явление (совокупность юридических норм, с помощью которых регулируются общественные отношения).

Право конкретных стран (например право Украины).

Право - предоставление человеку блага или возможности. Человек наделен правами только потому, что она является человеком и принадлежит к роду человеческому. Права накладывают на государства правовые обязательства, если они кодифицированы в законе, международных договорах, которые это государство ратифицировала. Защита прав человека является частью международного обычного права.

Большое общечеловеческое значение имеют такие акты нашего времени, как:

Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966);

Европейская конвенция прав человека и основных свобод (1950) и др.

В них закреплены не только гуманные общечеловеческие интересы, но и вечные общечеловеческие ценности.

Право - это система общеобязательных правил поведения, которые формулируются или санкционируются государством, имеют формально определенный характер и обеспечиваются возможностью применения государственного принуждения.

Признаки права:

Системность права означает, что его предписания не отделены друг от друга, а взаимосвязаны, и в своей совокупности образуют четкую иерархическую структуру.

Общеобязательность права означает необходимость безусловного выполнения его предписаний всеми субъектами, которые подпадают под юрисдикцию государства, независимо от их желания.

Формальная определенность права означает однозначный сформульованисть его предписаний (норм) в нормативно-правовых актах (законах, постановлениях и т.п.) - официальных письменных документах, выдаваемых от имени государства.

Формулировка права государством означает, что государство в новом праве формулирует новое правило поведения, которое до сих пор не существовало в обществе.

Санкционирование права государством означает, что государство заимствует правило поведения, которое уже существует в рамках других социальных норм (в обычае, в норме морали и т.п.) и, формально закрепляя его в нормативно-правовом акте, придает ему свойств нормы права.

Возможность применения государственного принуждения означает, что поведение, которое не соответствует требованиям права, является наказуемой, потому влечет привлечения субъекта, ее сделал, к юридической ответственности.

Итак, право - это особое средство социального регулирования, который в отличие от норм морали, обычаев, традиций и т.п., характеризуется признаками, определяющими его взаимодействие с государством и другими особыми характеристиками. В тесной связи с государством заключается основное отличие права как регулятора общественных отношений от других социальных норм (морали, обычаев, норм общественных организаций), соблюдение которых принудительной силой государства не гарантируется. Только государство обеспечивает юридическое правовое регулирование поведения людей и их коллективов в рамках всего общества. Право определяет положение личности в обществе и государстве.

В таком понимании право является признаком цивилизации, культуры общества, представляет собой социальную ценность, как благо для общества в целом, так и для каждого его члена. Право как проявление цивилизации, продукт гражданского общества во главу угла возлагает признание человека как разумного свободного существа, способной самостоятельно решать, что для него хорошо, а что плохо, то есть действует презумпция свободы личности, признание самостоятельности, автономности (от воли государства) его поведения в сфере личной жизни.

Таким образом, сущность права состоит в том, что оно является социальным регулятором, положения которого основываются на достижениях развития человеческой цивилизации и культуры и который является критерием определения правомерности или неправомерности поведения людей и их объединений.

Выбор редакции
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...

Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...

Поездка не принесет вам радости, но друзья утешат вас.Представьте, что ива стала очень маленькой, ниже ваших колен. Толкование снов из...

И португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее...
Только поджелудочная железа вырабатывает инсулин и производит панкреатический сок. Эти две главные функции данного органа сложно...
Штат Джамму и Кашмир приютился на склонах Гималаев. На западе он граничит с Пакистаном, на севере с Китаем и Тибетом. Штат включает в...
Алябьев Александр Александрович - известный русский музыкант, автор знаменитой песни "Соловей..." и многих, очень любимых в свое время,...
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 32 Причины возникновения: У восточных славян родоплеменные, кровнородственные отношения сменяются на военные,...
Русь - исторически сформировавшееся название, которое получили земли восточных славян. Впервые оно употреблялось как название...