Смягчающими административную ответственность являются следующие обстоятельства. Дополнительные смягчающие обстоятельства


1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:


1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;


2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;


3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;


4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;


5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;


6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;


7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;


8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;


9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;


10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.


2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.


3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.




Комментарии к ст. 4.2 КОАП РФ


1. Кодекс наряду с другими обстоятельствами (см. комментарий к ст. 4.1) требует от судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении, учитывать и обстоятельства, которые дают основание для смягчения административной ответственности в рамках санкции нормы, предусматривающей административное наказание. По смыслу данной статьи смягчающими могут быть обстоятельства, которые не включены в качестве элементов состава административного правонарушения.

2. Комментируемая статья признает смягчающими ответственность шесть видов обстоятельств, которые должен учитывать субъект юрисдикции при назначении административного наказания.

3. Раскаяние лица, совершившего административное правонарушение, предполагает осознание им противоправности содеянного, его отрицательное отношение к правонарушению, активное участие в способствовании раскрытию обстоятельств совершенного деяния, объяснение причин, мотивов совершения правонарушения.

4. Добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении введено в качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 118-ФЗ (п. 1.1 ч. 1 комментируемой статьи). Такое сообщение свидетельствует о положительном после совершения административного правонарушения поведении виновного. Добровольное сообщение - это личное заявление виновного, как устное, так и письменное, органам, должностным лицам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях, о совершенном им административном правонарушении. Добровольность сообщения предполагает сообщение о совершенном правонарушении, во-первых, до начала производства по делу и, во-вторых, не под давлением улик. Если виновный сообщает о каких-либо обстоятельствах совершенного правонарушения, способствует его раскрытию во время производства по делу, то речь должна идти не о добровольном сообщении, а о деятельном раскаянии.

5. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного ущерба означает его реальные действия по устранению или уменьшению таких последствий. Предотвращение вредных последствий, как правило, имеет место сразу же после совершения административного правонарушения. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда означает, что виновный по собственной инициативе выплачивает стоимость поврежденного имущества потерпевшему или передает ему равноценное имущество и т.п. Добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда могут быть полными и частичными, что необходимо учитывать при назначении вида и размера административного наказания.

6. Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) признается смягчающим обстоятельством, если лицо является вменяемым. В случаях, когда сильное душевное волнение носит болезненный характер, вследствие которого лицо не может отдавать отчет в своих действиях или руководить ими, оно является обстоятельством, исключающим административную ответственность (см. комментарий к ст. 2.8).

7. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним является смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такие лица могут совершить правонарушение из-за недостатка жизненного опыта, неправильной оценки сложившейся правовой ситуации, под влиянием других лиц и т.д.

8. Совершение административного правонарушения беременной женщиной признается смягчающим ответственность обстоятельством, поскольку такое состояние сопровождается повышенной чувствительностью, вспыльчивостью, может отражаться на поведении женщины. Закон признает также смягчающим обстоятельством совершение административного правонарушения женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Малолетними в соответствии со ст. 28 ГК РФ признаются несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет.

9. Комментируемая статья содержит не исчерпывающий перечень обстоятельств, смягчающих административную ответственность, предоставляя судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, право признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или законе субъекта РФ об административных правонарушениях. Это одно из проявлений гуманизма в административно-юрисдикционном процессе. На практике субъекты административной юрисдикции относят к таким обстоятельствам возраст, состояние здоровья, инвалидность, положительное поведение в быту, наличие на попечении виновного больных, престарелых членов семьи и др.

10. Кодекс, в отличие от уголовного закона, не устанавливает порядок назначения наказания при наличии смягчающих обстоятельств. По общему смыслу комментируемой статьи установление таких обстоятельств должно смягчать административную ответственность, т.е. субъект административной юрисдикции должен избирать менее строгий вид административного наказания (при альтернативных санкциях) или снижать верхний предел административного наказания (при относительно-определенных санкциях).

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются (ст. 4.2 КоАП РФ):

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

3) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

4) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

5) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

6) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются (ст. 4.3 КоАП РФ):

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек один год со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой лиц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения. Основаниями освобождения от административной ответ­ственности являются характер правонарушения и личность правонарушителя. Это может быть:

· малозначительность совершенного противоправно­го деяния;

· издание акта амнистии;

· отмена акта, который установил эту ответственность;

· истечение сроков взыскания;

· смерть лица, совершившего административное пра­вонарушение.

Последствием освобождения от административной от­ветственности (исключая только смерть лица, совершив­шего правонарушение) является передача материалов об административном правонарушении на рассмотрение об­щественности для применения мер общественного воздей­ствия. А это означает, что лицо, которое совершило адми­нистративное правонарушение, не освобождается от спра­ведливой реакции на него со стороны общественности.Органы и организации, которым были направлены ма­териалы, обязаны уведомить органы или должностные лица, которые их направляли, какие же меры обществен­ного воздействия были применены к лицу, совершившему административное правонарушение.Судья, орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера совершенного административного правонарушения могут не признать данное обстоятельство отягчающим.Вышеназванные обстоятельства, не могут учитываться как отягчающие в случае, если указанные обстоятельства предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.

Гипотеза диспозиция и санкции в административном праве.

Логическая структура правовой нормы представляет из себя внутреннюю форму организации и выражения правовой нормы (внешней является позитивное нормативное предписание).

Элементы: гипотеза, диспозиция, санкция. Правовое регулирование осуществляется по принципу «если-то-иначе».

Гипотеза – та часть, которая указывает на условия, при наличии которых необходимо руководствоваться данной правовой нормой.

Диспозиция закрепляет правило поведения, которого необходимо придерживаться при наличии условий, указанных в гипотезе.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, наступающие в случае нарушения диспозиции.

Проблемы возникают в связи с тем, всегда ли у правовой нормы есть гипотеза, санкция, всегда ли логическая структура правовой нормы предстаёт в виде трёх элементов, сколько на самом деле элементов.

Виды гипотез:

Простые,

Альтернативные (или),

Кумулятивные (и).

Простая указывает на одно условие.

Альтернативная: при наличии любого из двух или более условий необходимо следовать предписаниям диспозиции.

Кумулятивная: указывает два или более условия, которые должны иметься в совокупности для того чтобы необходимо было следовать предписаниям диспозиции.

Диспозиции :

Императивные,

Диспозитивные.

Императивные – однозначно предписывают тот или иной вариант поведения.

Диспозитивные – предоставляют субъектам возможность определенного выбора варианта поведения.

Не совсем правильно так делить, т.к. любая норма диспозитивна, в том числе диспозитивная. Любая диспозиция правовой нормы одновременно и диспозитивная, и императивная.

Принято говорить о разной мере проявления диспозитивности и императивности той или иной правовой нормы.

Можно говорить о разных способах выражения диспозитивности диспозиции.

Она может быть выражена в том, что субъекту предоставляется возможность выбора между двумя или более вариантами поведения. Иногда эти диспозиции называются альтернативными.

Следующая возможность – то, что диспозиция управомочивает лицо на совершение определенных действий в определенных границах, пределах (в этих границах он может самостоятельно выбирать возможности своего поведения).

Другой вариант выражения диспозитивности правовой нормы – указание на то, что субъекты могут урегулировать свои отношения некоторым иным образом, чем предписан в правовой норме («если в законе/договоре не предусмотрено иное») – многие теоретики именно такие диспозиции называют диспозитивными. Другие думают, что «если в договоре не установлено иное» - это элемент гипотезы уже новой правовой нормы (тогда та норма - с императивной диспозицией). Под понятием «диспозитивной диспозиции» объединяются диспозиции двух разных норм с разными гипотезами.

Лекция 5 (07.03.07)

Санкция – это такой элемент логической структуры правовой нормы, который указывает на неблагоприятные последствия, которые претерпевает лицо в случае нарушения диспозиции.

Санкции бывают двух видов:

1) санкции, направленные на восстановление нормального состояния правоотношений;

2) карательные – устанавливают наказание за совершенное правонарушение и не имеющие целью восстановление нормального состояния правоотношений.

Санкции первого вида могут устанавливаться как:

Аккумулирующие – не признающие юридической силы за теми или иными действиями, совершёнными в нарушение правовых норм

Пресекательные – предписывающие прекращение неправомерных действий;

Восстановительные – предусматривающие компенсацию ущерба, причинённого неправомерными действиями.

Все санкции заключаются в том, что нарушитель обязан претерпевать принудительное воздействие на него – это и есть основное содержание санкции.

Есть и другая позиция, которая не признаёт санкциями меры правовосстановительного характера, т.к. в данном случае правонарушитель не претерпевает дополнительных неблагоприятных последствий, а его лишь принуждают выполнить свою юридическую обязанность.

А сторонники первой точки зрения полагают, что само претерпевание государственного принуждения представляет собой санкцию. А цели могут быть при этом двух видов: восстановление нормального состояния правоотношений и установление наказания за совершенное правонарушение.

С точки зрения определённости предполагается деление санкций на виды:

1) определённые санкции – однозначно определяют предусмотренные вид и меру неблагоприятных последствий, которые наступают в случае нарушения диспозиции правовой нормы;

2) относительно определённые – указывают на вид неблагоприятного последствия, которое наступает в случае нарушения диспозиции правовой нормы, но допускают различную меру его проявления;

3) альтернативные – указывают на два и более неблагоприятных последствия, любое из которых может наступить в случае нарушения диспозиции правовой нормы (например, штраф или лишение свободы); в свою очередь виды могут представлять собой определенные или относительно определённые санкции;

4) кумулятивные: несколько последствий, которые одновременно наступают (например, смертная казнь с конфискацией имущества). Эти последствия могут представлять собой разные санкции с разными сроками.

Итак, три элемента правовой нормы.

Какие здесь существуют проблемы?

Во-первых, всегда ли в логической структуре правовой нормы присутствуют все три элемента?

Что есть диспозиция, не спорят.

Оспаривают обязательность наличия гипотезы и санкции.

Л. Петражицкий и некоторые другие считали, что гипотеза не является обязательным элементом логической структуры правовой нормы. Он считал, что есть условные и безусловные нормы. Условные нормы – предписания, которым необходимо следовать в силу предписаний диспозиции правовой нормы; безусловные нормы – предписания, которым необходимо следовать всегда. Например, убийство: нельзя совершать убийство (хотя тоже спорно, т.к. его можно совершать во время войны и т.д.).

Существует предельная гипотеза – предписаниям данной правовой нормы необходимо следовать всегда.

Санкция: её обязательное наличие оспаривается по двум основаниям:

Она не является способом обеспечения обязательности того или иного варианта, который может быть социально типичным для данного вида общественных отношений;

Существуют нормы, которые явно, очевидно не содержат в себе санкцию (Например: государственная власть в РФ осуществляется в соответствии с принципом разделения властей). (Однако: те или иные действия органов государственной власти, которые нарушают принцип разделения властей, могут быть признаны Конституционным Судом неконституционными. То есть можно найти положение, представляющее собой санкцию этой правовой нормы. Следовательно, любое предписание нормативного характера, любая правовая норма, чтобы носить принудительный характер, должна обеспечиваться санкцией.)

Проблема в том, что конкретные нормативные предписания редко формулируются по принципу «если – то – иначе». Как правило, логическая структура правовой нормы – «если – то». То, что принято называть санкцией обычно представляет собой другую правовую норму, тоже по форме «если – то», но: «если» будет нарушаться диспозиция первой правовой нормы, «то» последует такая САНКЦИЯ. Получается четырёхэлементная структура: «если – то, а если иначе – то».

Для европейской правовой традиции трёхкомпонентная структура нормы была не свойственна. Обычно говорили о наличии двухэлементной структуры и о наличии отдельной санкции. Поэтому весь спор, имеет ли правовая норма двух-, трёх- или четырёхкомпонентную структуру, бессмыслен, т.к. любое правило поведения включает в себя три элемента; и эти три элемента будут реально реализовываться по четырёхкомпонентной структуре; и любое одиночное конкретное правило поведения включает в себя 2 элемента: гипотезу и диспозицию. =)

В системе позитивного права существуют 1) регулятивные нормы, состоящие из гипотезы и диспозиции, и 2) охранительные нормы, где гипотеза – это то, что нарушено другое правило, а диспозиция указывает на то, какая санкция должна быть применена в случае нарушения условий, указанных в диспозиции. Но всё же деление норм на охранительные и регулятивные условно, т.к. охранительные могут играть роль регулятивных, а регулятивные могут играть роль охранительных. (Например, убийство. 1) Охранительная норма: Человек должен строить свою жизнь так, чтобы не убивать других людей. Если совершено убийство, то убийца подлежит такому наказанию… 2) Регулятивная норма: Если было совершено убийство, судья должен назначить такое наказание… Судьи, вынесшие незаконное решение, подлежат ответственности.)

Право в целом как определенную систему правовых норм можно тоже представить в виде правовой нормы, которая регулировала бы сферу его применения, порядок и характер действия.

Логическая структура нормативно-правового регулирования может быть представлена в виде двух таких систем в зависимости от типа правопонимания:

Позитивизм: все лица, находящиеся на территории государства или являющиеся гражданами данного государства (гипотеза), обязаны следовать праву, установленному данным государством (диспозиция). В противном случае к ним будут применены последствия, установленные правом данного государства (санкция).Либертарная теория: все отношения являющиеся по своему характеру формально-ролевыми отношениями (гипотеза), должны регулироваться по принципу формального равенства (диспозиция), в противном случае данные отношения утратят правовой характер (санкция).Когда мы представляем право в виде общей схемы правового регулирования, санкция носит характер общей санкции: отношение перестаёт быть правовым. То есть эта логическая структура указывает условия осуществления правового регулирования.

Виды административных наказаний:

1. предупреждение;

2. административный штраф;

3. возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4. конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5. лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6. административный арест;

7. административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;

8. дисквалификация;

9. административное приостановление деятельности.

Меры обеспечения производства в административном праве:

1) доставление;

3) административное задержание;

3)личный досмотр, досмотр вещей, находя­щихся при физическом лице;

4)осмотр принадлежащих юридическому лицу
или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий, находящихся там вещей и доку­ментов;

5)досмотр транспортного средства;

6)изъятие вещей и документов;

7)отстранение от управления транспортным средством соответствующего вида и медицинское освидетельствование на состояние опьянения;

8)задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации;

9)арест товаров, транспортных средств и иных
вещей;

Вопрос : Что относится к обстоятельствам, смягчающим административную ответственность?

Ответ : Обстоятельства, смягчающие административную ответственность, приведены в ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). К ним относятся:

1. Раскаяние лица, совершившего правонарушение. Выражается в негативной оценке факта правонарушения и причиненного вреда лицом, привлекаемым к административной ответственности. При этом раскаяние лица под воздействием мер какого-либо морального или физического воздействия, принуждения означает отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность.

2. Предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда. Основополагающим признаком данного обстоятельства является наличие доброй воли лица в предотвращении причинения вредных последствий или возмещения, устранения общественно опасных последствий и означает, что лицо действует самостоятельно, без внешнего принуждения.

3. Совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения, то есть аффекта, либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств. Данное обстоятельство учитывается только в отношении лиц, признанных вменяемыми. В том же случае, если речь идет о невменяемости, слабоумии или ином болезненном состоянии, применяются положения действующего законодательства в виде обстоятельств, исключающих административную ответственность (ст. 2.8 КоАП РФ). Для подтверждения наличия в составе административного проступка признаков аффекта (сильного душевного волнения), как правило, требуется экспертная оценка. Заключение эксперта может быть учтено в процессе административного производства. В случае несогласия с экспертной оценкой орган (должностное лицо) вправе назначить дополнительную экспертизу.

Под тяжелыми личными или семейными обстоятельствами по общему правилу понимаются материальные (имущественные) проблемы, следствием которых и является совершение административного правонарушения.

4. Совершение административного правонарушения несовершеннолетним. Так как несовершеннолетний, совершивший административный проступок, в целом не способен самостоятельно оценить общественную опасность деяния либо действовал под влиянием других лиц и т.д., оно классифицируется в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность К несовершеннолетним возможно применение специфических административных мер воспитательного воздействия, не связанных с административным наказанием, в рамках действия Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (ред. от 05.01.2006) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". К мерам воспитательного воздействия относятся: возложение обязанности принести публичное или в иной форме извинение; предупреждение; выговор или строгий выговор; возложение обязанности возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает половины минимального размера оплаты труда, или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий одной второй минимального размера оплаты труда; наложение на несовершеннолетнего, имеющего самостоятельный заработок, штрафа; передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, или общественной организации с их согласия и др.

5. Совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. В отношении рассмотрения административного правонарушения, совершенного беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка, принимаются во внимание физиологические особенности, которые не всегда позволяют в необходимом объеме предвидеть общественную опасность или степень вреда, причиняемого совершением соответствующего проступка. Важным моментом является определение категории "малолетний ребенок", которая регулируется, в частности, статьей 28 Гражданского кодекса РФ, к ней относятся несовершеннолетние, не достигшие четырнадцати лет (малолетние).

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, не является исчерпывающим, так как судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело о правонарушении, могут по собственному усмотрению решить вопрос о наличии смягчающих обстоятельств, не указанных в статье 4.2 КоАП РФ.

лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой оно было назначено.

Наказание за совершение административного правонарушения налагается в пределах и в точном соответствии с законом, предусматривающим ответственность за данное правонарушение, т. е. не допускается применение наказания ниже низшего предела .

Административные наказания должны налагаться полномочным органом (должностным лицом) с учетом характера совершенного правонарушения: объекта посягательства, последствий, распространенности деяния и состояния борьбы с ними, обстоятельств, смягчающих или отягчающих ответственность. Кроме того, если субъектом правонарушения выступает физическое лицо, учитывается также личность виновного, его имущественное положение, для юридических лиц – имущественное и финансовое положение.

§ 5. Обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность

К обстоятельствам, смягчающим ответственность за административные правонарушения, относятся (ст. 42 КоАП РФ):

а) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

б) предотвращение виновным вредных последствий правонарушения;

в) добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

г) совершение правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

д) совершение правонарушения несовершеннолетним;е) совершение правонарушения беременной женщиной или жен-

щиной, имеющей малолетнего ребенка. Орган (должностное лицо), решающий дело, вправе признать смягчающими и другие обстоятельства. Ими могут являться возраст, состояние здоровья и т. д.

К обстоятельствам, отягчающим административную ответственность, относятся (ст. 43 КоАП РФ):

а) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

б) повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек один год со дня окончания исполнения административного наказания;

в) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

г) совершение правонарушения группой лиц;д) совершение правонарушения в условиях стихийного бедст-

вия или при других чрезвычайных обстоятельствах; е) совершение правонарушения в состоянии опьянения (в зави-

симости от характера административного правонарушения данное обстоятельство может быть и не признано отягчающим).

Перечень отягчающих обстоятельств является исчерпывающим. Отягчающие обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они являются квалифицирующими признаками административных правонарушений в соответствии с нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При нескольких административных правонарушениях, совершенных одним и тем же лицом, административное наказание налагается за каждое правонарушение в отдельности. Однако если дела одновременно рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), то взыскание налагается в пределах только одной санкции.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях установлены сроки давности привлечения к административной ответственности. Административные наказания могут быть назначены:

1) не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – двух месяцев со дня его обнаружения;

2) за ряд административных правонарушений, указанных в законе (ст. 45 КоАП РФ), например за нарушение законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, континенталь-

ном шельфе, за совершение таможенных, налоговых и других правонарушений – не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – со дня обнаружения;

3) при применении дисквалификации – не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся правонарушении – со дня обнаружения;

4) в случае отказа в возбуждении уголовного дела или его прекращения, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела либо о его прекращении.

Сроки давности могут быть приостановлены до передачи материалов дела уполномоченному органу (должностному лицу) при удовлетворении ходатайства гражданина о рассмотрении дела по месту жительства. Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания. Указанный срок (один год) учитывается при квалификации правонарушения как повторного, что служит обстоятельством, отягчающим административную ответственность.

При малозначительности совершенного административного правонарушения правонарушитель может быть освобожден от административной ответственности. Если в результате административного правонарушения нанесен имущественный вред, то судья, рассматривая дело, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. В случае если дело рассматривается иным уполномоченным органом (должностным лицом), спор о возмещении имущественного ущерба разрешается судом по правилам гражданского судопроизводства. Споры о возмещении морального вреда, причиненного административным правонарушением, рассматриваются также в судебном порядке.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ К ТЕМЕ VIII

1. Какие общественные отношения регулирует административное право?

а) отношения, связанные с совершением преступлений; б) отношения в сфере государственного управления;

в) имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения;

г) отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства.

2. Предельный возрастной срок нахождения на государственной службе, который определен законодателем:

а) 55 лет; б) 60 лет; в) 65 лет; г) 70 лет.

3. Административным правонарушением признается:

а) виновное действие (бездействие) физического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность;

б) противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная ответственность; в) противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое законодательством об административных правонарушениях установлена административная

ответственность.

4. Размер административного штрафа по действующему законодательству не может быть менее:

а) 1/3 минимального размера оплаты труда (МРОТ);

1. Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль;

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

2. Судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Настоящим Кодексом могут быть предусмотрены иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность за совершение отдельных административных правонарушений, а также особенности учета обстоятельств, смягчающих административную ответственность, при назначении административного наказания за совершение отдельных административных правонарушений.

Комментарий к Ст. 4.2 КоАП РФ

1. К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относятся:

1) раскаяние лица — означает, что лицо, совершившее административное правонарушение, осознало противоправный характер своего деяния, понимает, какие последствия оно повлекло, и примет все меры для того, чтобы не совершать подобные деяния в будущем. Раскаяние может быть как деятельным, т.е. совершение действий по устранению последствия деяния (например, возмещение материального ущерба), так и в виде принесения извинений потерпевшему;

2) добровольные действия лица, совершившего административное правонарушение, направленные на предотвращение или снижение вредных последствий:

— прекращение противоправного поведения;

— сообщение о совершении административного правонарушения;

— содействие в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

— предотвращение вредных последствий административного правонарушения;

— возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

— исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

3) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств. Данное обстоятельство должно быть доказано, как и остальные, показаниями свидетелей, письменными или иными доказательствами;

4) совершение административного правонарушения несовершеннолетним. Считается, что несовершеннолетнее лицо не обладает достаточным жизненным опытом, чтобы правильно оценить характер совершаемого им деяния и осознать вредность наступивших последствий. Кроме того, наказание в отношении несовершеннолетнего должно преследовать воспитательную цель. В связи с этим несовершеннолетие является смягчающим обстоятельством;

5) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка. Это обстоятельство связано с психологическим состоянием данной категории лиц, влияющим на способность правильно оценить характер совершаемого деяния.

2. Перечень смягчающих обстоятельств не является исчерпывающим. Судом, должностным лицом или органом, рассматривающим дело, могут быть установлены и иные обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Выбор редакции
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...

В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....

Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...

АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...
Поездка не принесет вам радости, но друзья утешат вас.Представьте, что ива стала очень маленькой, ниже ваших колен. Толкование снов из...
И португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее...
Только поджелудочная железа вырабатывает инсулин и производит панкреатический сок. Эти две главные функции данного органа сложно...