Установление опеки и попечительства.


Взять ребенка под опеку решается далеко не каждый россиянин. А ведь те, кто все же решил стать приемными родителями или усыновителями, спасают малыша от большой психологической травмы и помогают ему избежать «душевной инвалидности». Психологи утверждают, что давно пришло время попрощаться с такой системой воспитания детей, как интернаты и детские дома.

Одной из наиболее актуальных проблем социальной политики России является проблема места детей-сирот в обществе. На всем жизненном пути ребенка, лишенного семьи, поджидают трудности. Актуальным для современной России является вопрос о ликвидации такого явления, как детские дома, интернаты и приюты. Ведь подобные социальные учреждения не могут воспитать полноценную личность. Единственным выходом для становления ребенка является усыновление, опека и попечительство. Но и здесь маленького человечка и его будущих родителей ждет ряд проблем, с которыми не каждый готов столкнуться.

Почему в Европе забывают про интернаты?

Психологи давно доказали, что никакие вливания со стороны в детские дома, интернаты и приюты не дают детям самого главного – того, что может дать усыновление, опека или попечительство. Под вливанием со стороны подразумевается материальная и волонтерская помощь, а также другие виды финансовой поддержки или людские ресурсы. Самое главное для ребенка любого возраста – это семья, любовь, внимание близкого человека. Психологическое состояние ребенка в детских домах можно назвать болезненным почти в 100% случаев. Самый распространенный диагноз ребенка-сироты – отставание в развитии и эмоциональные нарушения, что возникают в результате дефицита индивидуальных отношений. Проще говоря, каждому ребенку необходимо внимание и пример взрослого. Еще одной проблемой является судьба детей, которые так и не оказались под опекой и покидают приюты с наступлением совершеннолетия. Тогда они особенно остро могут ощущать на себе ненужность обществу и, как следствие, находят выход в асоциальном образе жизни или даже представляют опасность обществу.

Какой же выход из сложившейся ситуации? Усыновление и опека. Постепенный отказ от интернатного типа воспитания детей дает положительный результат всем: детей он избавляет от умственного отставания, делая полноценными личностями. Общество он лишает потенциальной опасности и прекращает существование одного из самых больших источников возникновения преступности.

Как реформировать процесс усыновления и опеки?

В 2010 году в Германии прошел Всемирный конгресс по психическому здоровью детей. Одна из основных проблем, рассмотренных на конгрессе – это реорганизация интернатов по всему миру, опека и попечительство. Но каким именно образом возможно провести реформы? Кажется, на сегодняшний день в России просто нереально отойти от многолетней традиции детских домов. Все же выход есть.

Первым шагом в реорганизации интернатов должен стать вывод детей в семьи (семейные воспитательные группы, приемные семьи, опека со стороны родственников, возврат в кровные семьи). В Китае, к примеру, этот процесс начался относительно недавно, и на данный момент там осталось всего лишь 370 домов ребенка. Большинство детей уже давно под опекой приемных семей. Дети, оставшиеся в интернатах, чаще всего имеют нарушения состояния здоровья, но и их число сокращается. Приюты перестраивают под жилые дома. Создается целая система «профессиональных родителей». Условия опеки перестают быть слишком суровыми. В Словении более 20 лет назад были закрыты детские дома для детей до 3 лет. Мир находит все новые и новые способы оставить интернаты в прошлом. Россия не должна оставаться исключением.

Актуальной проблемой является вопрос выплат приемным семьям. Как заверяют эксперты, многих мотивирует взять ребенка под опеку именно денежное вознаграждение, которое полагается опекунам. В США, к примеру, заключение опеки подразумевают оплату семьями десятков тысяч долларов государству. Но это не отталкивает граждан от усыновления и опеки. В России же стоит вопрос, что больше нужно этой семье – ребенок или выплата на его содержание? Тем не менее, многие семьи настаивают на том, что без поддержки государства опека над ребенком была бы невозможна. Лишение выплат лишь усугубит проблемы опеки, вместо сокращения числа интернатов. Но повышать выплаты приемным семьям также не стоит, как заверяют эксперты, ведь лучше вложить эти деньги в реформирование самой системы и ликвидации интернатного типа учреждений.

Установление опеки и попечительства

Упрощение процесса опеки и попечительства является еще одним ключом для решения актуальной социальной проблемы. Для того чтобы усыновить ребенка, родителям может понадобиться целый год. Порядок опеки несколько упрощен и нуждается в затрате меньшего количества времени, так как не требует решение суда. Но опека и попечительство над детьми несколько уменьшает права ребенка в семье. Родители состоят в неких договорных отношениях с органами опеки и обеспечены оплатой за выполнение взятых на себя обязанностей. Опека и попечительство не дает права записывать ребенка в своем паспорте, давать ему свою фамилию и отчество. Договор опеки прописывает все права и обязанности опекунов, социальные службы наблюдают за семьей все время пребывания в нем ребенка. Именно поэтому усыновление приоритетнее опеки. Если одного ребенка желают взять к себе две семьи, но одна желает его усыновить, а другая взять под опеку, то приоритет отдадут первой. По этой же причине детей до года не разрешают брать под опеку и попечительство, ведь существует большая вероятность того, что они обретут полноценную семью.

Социальная опека и попечительство в России

Отдел опеки и попечительства – связующее звено между ребенком из детского дома и приемной семьей. Орган опеки и попечительства является органом исполнительной власти РФ, который выполняет функции опеки и попечительства. В Иркутской области существует Министерство опеки и попечительства, которое занимается решением вопросов детей-сирот.

Все вышеперечисленные органы направлены на обеспечение быстрого решения вопросов опекунства. На деле же граждане сталкиваются с множеством бюрократических проблем, которые ставит перед ними отдел опеки и попечительства. Некоторые из них даже заставляют отказаться от приемных детей. Какие документы необходимо иметь перед тем, как обратиться в отдел опеки и попечительства?

  • заявление;
  • паспорт;
  • автобиография;
  • фотография 30*40;
  • свидетельство о браке;
  • медицинская справка о состоянии всех членов семьи, где будет проживать ребенок;
  • письменное согласия родителя (если они живы и нет решения суда о их недееспособности) о том, что они согласны в назначении вас опекуном;
  • письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи с тем, что с ними будет проживать опекаемый;
  • справка с места роботы о занимаемой должности, а так же о сумме ваших доходов;
  • копия декларации о доходах;
  • характеристика жилищного состояния вашей жилплощади и справка о составе семьи;
  • техпаспорт жилищного помещения, где будет проживать приемная семья.

Управление опеки и попечительства «Люберцы» является одним из лучших примеров работы подобных органов в стране. На сайте отдела опеки и попечительства имеются все данные, которые понадобятся приемным родителям, а также список детей, которых можно усыновить. Важным моментом на пути реформирования интернатной системы России является создание подобных сайтов во всех округах, для того, чтобы стала популярна опека и попечительство. «Люберцы» - это лишь первый шаг к информированию жителей Подмосковья о том, как они могут стать приемными родителями и оформить официальную опеку.

Еще одна проблема опеки и попечительства

Недавний законопроект, согласно которому российских детей запрещается усыновлять гражданам США, существенно заострил проблемы опеки и попечительства, вместо того, чтобы их развязать. Так с 1991 года из всех усыновленных иностранцами детей погибло 5 человек и 16 стали жертвами несчастного случая. Статистика судеб российских детей, усыновленных в родной стране, несколько более пугающая. Из них погибло 1220 детей и 12 были убиты своими опекунами. Данный закон лишает детей полноценных семей, в которых им бы было доступно общение со взрослыми, так необходимое их формирующейся психике, не говоря о материальном достатке. Многие операции, которые невозможно провести в РФ, можно было бы сделать в США, но после ратификации закона, дети лишаются шанса на здоровое будущее.

На сегодняшний день Российская Федерация имеет ряд серьезных проблем, требующих немедленного решения. При этом детей продолжают усыновлять, опекать и попекать, проходя все бюрократические трудности и даря им настоящую семью и любовь. Пока государство решает проблемы на своем уровне, каждый из нас может решить их в рамках своих возможностей. Подумайте, вдруг вы уже готовы посвятить свою жизнь маленькому ребенку, взяв его под опеку? Мы можем еще долго ждать решения всех проблем, а может начать решать их прямо сейчас, творя при этом добро и помогая другим обрести дом.

Бледнова Дарья Евгеньевна

студент 4 курса, кафедра социальной работы, СКФУ, г. Ставрополь

E - mail : darsen 86@ rambler . ru

Агулина Светлана Вячеславовна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент СКФУ, г. Ставрополь

Человек изначально всегда стремился жить в благополучном и комфортном обществе. Из века в век мы создаем условия для хорошей жизни, обеспечивая себя всем необходимым для полноценной жизнедеятельности. В настоящее время существует множество социальных проблем, решение которых положительно влияет на развитие общества в целом. Так проблема устройства и социализации детей-сирот в современной России с каждым годом приобретает особую степень важности и решения. Изучением данной проблемы занимаются многие ученые и научные деятели. Теоретические основы организационно-правового регулирования деятельности органов опеки и попечительства в РФ заложены в трудах таких известных в данной области правоведов, как: А.Г. Гойхбарг, Е.Г. Азаровой, А.Д. Джабраиловой, О.А. Кабышева, И.М. Кузнецовой, А.М. Нечаевой, К.И. Скловского, Л.Ю. Михеевой, О.Ю. Косовой, Р. Мурзина, Л. Шохиной. Социальный аспект исследования данной проблемы рассматривался в публикациях А.С. Воронина, И. Дементьевой, В. Озерова.

Если проанализировать статистические данные на 2011 год о семейном устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, можно выделить его структуру, которая состоит из: безвозмездной формы опеки (попечительства) (60,3 %), возмездной формы опеки (попечительства) (23,7 %), усыновлении иностранными гражданами (5 %), усыновление российскими гражданами (11 %) . Опираясь на эти статистические данные важно отметить, что в России лидирующую позицию занимает безвозмездная опека (попечительство), которая представляет собой форму опеки, когда опекун безвозмездно, то есть бесплатно выполняет принятые на себя обязанности в отношении опекаемого. Государство до совершеннолетия подопечного выплачивает денежные пособия опекуну. Самый маленький процент приходится на усыновление детей иностранными гражданами, хотя в настоящее время достаточно часто данное усыновление применяется на практике во всем мире.

Существующая актуальная потребность общества в жизнеустройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, связана не только с тем, что определенное число родителей не выполняет свои функции по отношению к родным детям, но и с тем, что общество не в полной мере исполняет свои обязанности по отношению к детям данных категорий. Поэтому необходимо проанализировать состояние опеки и попечительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в России и выделить основные пути ее дальнейшего развития.

Согласно Федеральному Закону РФ «Об опеке и попечительстве» , опека является формой социального устройства малолетних граждан (не достигших возраста четырнадцати лет несовершеннолетних). Назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных. Опекуны, в соответствии с законом, могут совершать от имени опекаемых и в их интересах все юридически значимые действия. В отличие от опеки, попечительство - это такая форма социального устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет. Попечители (граждане, назначенные органом опеки и попечительства) обязаны: оказывать подопечным, которые являются несовершеннолетними, содействие в осуществлении их прав; охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц; давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса Российской Федерации . Опека и попечительство представляет собой систему норм, содержащихся в семейном, гражданском, административном законодательстве и законодательстве об органах местного самоуправления. Следует отметить, что основные положения об опеке и попечительстве установлены гражданским законодательством.

Кроме опеки и попечительства существует еще такая форма социального устройства детей, оставшихся без попечения родителей, и сирот, как усыновление. Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства ребенка на воспитание в семью. В данном случае юридически устанавливаются родственные связи между ребенком и человеком или супружеской парой, не являющимися его родными матерью и отцом. Все права и обязанности усыновленного ребенка приравниваются к правам и обязанностям родных детей .

Особое назначение опеки и попечительства над детьми проявляется в тех случаях, когда усыновление ребенка невозможно или нецелесообразно по каким-либо причинам. Во-первых, ребенок может оказаться невостребованным для усыновления, во-вторых, он может проживать вместе с кем-то из родственников, желающих стать опекуном или попечителем. Может возникнуть такая ситуация, когда перемещение ребенка в другую семью будет противоречить его интересам. В этих и подобных случаях установление опеки (попечительства) предпочтительнее усыновления. Во многих регионах России установление опеки (попечительства) рассматривается как предварительный этап к усыновлению ребенка. Как правило, прoживание ребенка с опекунoм мoжет пoказать, будет ли удачным последующее усынoвление. При не нахождении взаимопонимания ребенка и опекуна, возможно освобождение опекуна от исполнения обязанностей. Это сделать значительно проще, чем отменить усыновление, специфика которого состоит в бессрочном характере правоотношений - в особой правовой связи усыновителя и усыновленного, напоминающей связь родителя и ребенка. Эти особенности подтверждают положения о тайне усыновления (ст. 139 СК РФ).

Согласно ГК РФ выделяют две формы опеки и попечительства - безвозмездную и возмездную (или опека по договору).

Безвозмездная опека (попечительство). Основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным является акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, в котором может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события. По достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается (ст. 40 ГК РФ). Гражданин, который является опекуном, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом.

При установлении опеки или попечительства по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя относительно представительства и защиты прав и законных интересов подопечного возникают с момента принятия органом опеки и попечительства акта о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно. Право попечителя или опекуна на вознаграждение возникает с момента заключения договора об осуществлении опеки или попечительства .

Следует отметить, что законодательство Российской Федерации предусматривает возможность усыновления детей - граждан Российской Федерации следующими лицами: иностранными гражданами, гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации, и лицами без гражданства. Процедура такого усыновления регламентируется ст. 124, 165 Семейного кодекса Российской Федерации, главой 29 ГПК Российской Федерации, Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей», другими нормативными правовыми актами.

На сегодняшний день важно, чтобы институт опеки и попечительства активно реализовывал свои прогрaммы на прaктике. В настоящее время в РФ реализуется такая стратегия семейного устройства детей-сирот, как приемная семья, которая является одним из путей развития эффективности института опеки и попечительства. Данная стратегия должна предусматривать создание школы для приемных родителей. Такая школа для приемных родителей может быть представлена в виде обучающего курса подготовки родителей к приему детей. Целью курса является освоение необходимых знаний в области воспитания, ухода и защиты ребенка. Эти знания помогут будущим приемным родителям справиться с трудностями приема, стать компетентным опекуном (усыновителем, приемным родителем, патронатным воспитанием), воспитать ребенка, чья история жизни омрачена потерями и неблагополучием. Вся программа курса должна быть разделена на четыре блока: юридический (социально-правовой), медицинский, психолого-педагогический и социальный. Раскроем основное содержание каждого из блоков.

Юридический блок будет включать в себя ознакомление с процедурой подготовки документов на усыновление. Здесь будущие родители и опекуны могут разобраться в требованиях, которые предъявляются к усыновителям и опекунам.

Медицинский блок должен включать оценку собственных сил и возможностей для принятия ребенка в семью; изучение влияния генетики на развитие ребенка; понимание особенностей развития и состояния здоровья детей.

В психолого-педагогическом блоке будут реализовываться следующие задачи: восстановление детей от моральных травм и негативного опыта, полученного в кровной семье и учреждениях; изучение педагогических приёмов, способствующих общению с детьми; получение необходимой помощи и моральной поддержки.

Социальный блок будет включать два основных направления, способствующих решению конкретных задач социального характера: получение консультации и обсуждение c новыми слушателями и опытными принимающими родителями проблем различного характера через интернет-телефонию, открытые и закрытые в рамках сообщества онлайн конференции и чаты; принятие участия в групповых семинарах по наиболее востребованным темам, на которые будут приглашены интересные и квалифицированные специалисты. Участие приемных родителей в работе социального блока позволит им быть в курсе новостей и того, когда и почему происходят изменения в семейном устройстве, что ждет их в ближайшем и отдаленном будущем. У приемных родителей будет возможность обменяться опытом по воспитанию детей, обустройству быта, тонкостям общения с окружающими. Это можно будет осуществлять не только на конференциях сообщества, но и в рамках самостоятельно созданного сообщества, и в кругу своих друзей.

В рамках этой программы обучающего курса должны обсуждаться основные проблемы, возникающие у приемных родителей:

1. В рамках проблемы, связанной с психологической неготовностью принять ребенка в семью, можно обсудить мотивы семьи, которые могут привести к психологическому кризису из-за неоправданных ожиданий. Важной темой для обсуждения должна стать психология ребенка, который остался без попечения родителей. На таких занятиях необходимо рассказывать об изменениях, неизбежно происходящих с ребенком, который потерял семью или никогда ее не имел.

2. Наиболее актуальной остается проблема знакомства будущих родителей с ребенком. Ведущие курса будут рассказывать, как избежать травмы родителей и детей, поскольку органы опеки в большинстве своем не умеют правильно представлять информацию о ребенке, а персонал сиротских учреждений не всегда грамотно проводит первую встречу.

3. Должны активно обсуждаться вопросы законодательства, касающиеся проблемы опекунства и усыновления, а именно получение пошаговой инструкции действий приемных родителей, разъяснение их прав и обязанностей.

4. В рамках обсуждения проблемы адаптации ребенка в приемной семье, специалисты должны рассказывать об особенностях поведения ребенка, которому нужно привыкнуть к новой жизни, описать возможные конфликты и способы их преодоления.

Кроме этого в школе приемных родителей будут проводиться консультации на тему - как оценить потенциал ребенка, что особенно важно для маленьких детей, которые из-за психологической травмы очень сильно отстают в развитии. В данной школе будут вести занятия практикующие психологи, врачи, юристы, работники сиротских учреждений. Общение с ними может дать довольно полное представление о процессе, который предстоит приемным родителям.

Несмотря на то, что реализация идеи школы приемных родителей для всех желающих пока несовершенна, идея эта, безусловно, актуальна. И усыновителям, и опекунам, и приемным семьям необходимы подобные занятия. Следует отметить, что люди, которые работают в органах опеки и сиротских учреждениях, не оказывают кандидатам в родители должную психологическую поддержку и, как правило, не дают необходимых им рекомендаций. В результате и приемные родители, и приемные (усыновленные) дети получают психологические травмы, совершают ошибки. Поэтому создание школы приемных родителей может помочь в решении волнующих человека вопросах в данной области.

Таким образом, одним из перспективных путей повышения эффективности опеки и попечительства в современной России является создание школы для приемных родителей. В какой-то мере, занятия в школе приемных родителей позволят получить необходимую информацию и «дозреть» будущим родителям до ответственного решения, а также сберечь им массу нервов и сил на этом нелегком, но таком необходимом жизненном пути. Данные школы помогут гражданам нашей страны стать грамотнее в правовых и практических аспектах института опеки и попечительства, что в дальнейшем может стать залогом постепенного улучшения жизни детей-сирот в целом.

Список литературы:

1.Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ// Банк данных о детях сиротах. Семейные формы устройства. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.usynovite.ru/adoption_/guardianship_/ (дата обращения 23.09.2013).

2.Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ// Банк данных о детях сиротах. Усыновление. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.usynovite.ru/adoption_/adoption_/ (дата обращения 23.09.213).

3.Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ// Банк данных о детях сиротах. Структура семейного устройства детей. [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://www.usynovite.ru/statistics/2011/2/ (дата обращения 23.09.2013).

4.«Об опеке и попечительстве»: ФЗ РФ от 24.04. 2008 № 48-ФЗ (с изм. и доп.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=148900;dst=0;ts=536F6F20460B3F418892FBC3C069B8CF;rnd=0.9849658303484814 (дата обращения 23.09.2013)

5.Рабец A.M. Традиционные и современные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2008. - 153 с.

В зависимости от того, устанавливается ли опека и попечительство над ребенком или над взрослым, она имеет свои особенности, которые я бы хотела освятить в отдельных пунктах.

Установление опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.

Различие между опекой и попечительством над несовершеннолетними проявляется в том, что опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, a попечительство - над детьми в возрасте от 14 до 18 лет.

Основанием для установления опеки (попечительства) над несовершеннолетними является факт утраты ими попечения родителей (например, в результате смерти или утраты родительских прав). Возможны также случаи, когда родители сами просят установить над детьми опеку (попечительство), например, если они вынуждены уехать в длительную командировку.

В любом случае назначение опекуна или попечителя производится органами опеки и попечительства в течение месяца с того момента, когда возникла необходимость установления опеки или попечительства. Пока опека (попечительство) над ребенком не установлены, обязанности опекуна (попечителя) выполняются органами опеки и попечительства.

Как я уже отмечал ранее, гражданин может быть назначен опекуном или попечителем только при наличии его согласия. Опекунами (попечителями) над несовершеннолетними чаще всего назначаются их близкие родственники, что позволяет наиболее полно учесть требования, предъявляемые к опекуну (попечителю) и интересы самого ребенка.

Выполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей начинается с момента принятия органом опеки и попечительства соответствующего решения и выдачи гражданину опекунского или попечительского удостоверения.

При достижении ребенком, над которым была установлена опека, возраста 14-ти лет, она автоматически переходит в попечительство. Обязанности попечителя продолжает выполнять то лицо, которое было назначено опекуном ребенка.

Говоря об опеке над несовершеннолетними, следует отметить еще одно немаловажное обстоятельство. Одним из важнейших прав ребенка, способствующих его развитию, является право на общение с родителями, предусмотренное ст. 55 СК РФ. Данное право сохраняется и за ребенком, над которым установлены опека или попечительство. Передача на воспитание в семью опекуна (попечителя) не связана с прекращением правоотношений с родителями. Сюда бесспорно относится и возможность общаться с ними.

Возможны случаи, когда родители, несогласные с отменой или ограничением своих родительских прав, могут попытаться выкрасть ребенка из семьи опекуна (попечителя). Во избежание подобных эксцессов опекунам и попечителям предоставляется право требовать через суд возвращения ребенка от любых лиц, незаконно удерживающих его у себя, в том числе и близких родственников. Это способствует максимальной защите интересов ребенка.

Установление опеки над совершеннолетними недееспособными гражданами

Единственным основанием установления опеки над взрослым гражданином является признание его недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.

Душевнобольными признаются лица, которые в силу психического заболевания или временного психического расстройства не могут понимать значения своих действий, отдавать отчет в своих поступках. Слабоумными признаются лица, которые от природы лишены способности понимать значение своих действий и отдавать отчет в своих поступках.

В соответствии со ст. 29 ГК РФ гражданин может быть признан недееспособным только в судебном порядке. Рассмотрение подобных дел имеет целый ряд особенностей.

Дело о признании гражданина недееспособным может быть начато по заявлению его семьи, органа опеки и попечительства, прокурора, лечебного учреждения или профсоюзов и других общественных организаций. Заявление о признании гражданина недееспособным подается в суд по месту жительства такого гражданина или по месту нахождения медицинского учреждения, в котором гражданин пребывает. В заявлении должны быть приведены факты, позволяющие считать гражданина невменяемым.

При подготовке дела к судебному разбирательству судья назначает судебно-психиатрическую экспертизу для определения психического состояния гражданина. После проведения экспертизы эксперты должны ответить на следующие вопросы:

  • 1) Страдает ли обследуемое лицо душевной болезнью, и какой;
  • 2) Может ли это лицо отвечать за свои действия;
  • 3) Нуждается ли обследуемый по своему психическому состоянию в установлении над ним опеки?

По результатам экспертизы составляется заключение, которое приобщается к материалам дела.

Дело о признании гражданина недееспособным суд рассматривает в обязательном присутствии прокурора и представителя органа опеки и попечительства. Сам гражданин может присутствовать на рассмотрении дела о признании его недееспособным в зависимости от состояния своего здоровья.

Решение суда о признании гражданина недееспособным является основанием для установления над ним опеки. Поэтому суд обязан в течение трех дней со времени вступления решения суда в законную силу сообщить органу опеки и попечительства, находящемуся по месту жительства лица, признанного недееспособным, о необходимости назначения лицу опекуна.

Как и в случае с опекой (попечительством) над несовершеннолетними решение о назначении гражданину опекуна принимается органом опеки и попечительства в течение месяца со дня получения необходимых сведений из суда.

3. Установление попечительства над совершеннолетними гражданами.

Над совершеннолетними гражданами может быть установлена не только опека, но и попечительство. Оснований для установления над гражданином попечительства несколько. Одно из них - ограничение дееспособности гражданина, вследствие злоупотребления им спиртными напитками или наркотическими веществами. Однако попечительство над таким гражданином может быть установлено лишь в том случае, если своими действиями он ставит семью в трудное материальное положение. Об этом напрямую сказано в постановлении Верховного Суда РФ 4 от 4 мая 1990 года (в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 11, от 25.10.96 10) “О практике рассмотрения судами РСФСР дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими средствами”: “Злоупотреблением спиртными напитками или наркотическими веществами, дающее основание для ограничения дееспособности гражданина, является такое чрезмерное или систематическое их употребление, которое находится в противоречии с интересами его семьи и влечет за собой непосильные расходы денежных средств на их приобретение, чем вызывает материальные затруднения и ставит семью в тяжелое положение”.

Других оснований для ограничения дееспособности гражданина не существует. Однако практика позволяет сделать вывод о необходимости расширения указанного перечня. Ведь ставить свою семью в тяжелое материальное положение можно и азартными играми, и рискованным ведением предпринимательской деятельности, другими непродуманными действиями.

Дееспособность лица может быть ограничена лишь судом в установленном законом порядке. Он во многом схож с порядком признания лица недееспособным.

Гражданин, над которым после ограничения дееспособности было установлено попечительство, не вправе самостоятельно (без согласия попечителя) завершать какие-либо сделки, кроме мелких бытовых. Своими доходами он может распоряжаться лишь с предварительного согласия попечителя.

Существенным различием между опекой и попечительством над дееспособными гражданами выступает то, что попечитель не несет ответственности за вред, причиненный действиями его подопечного (ст. 1077 ГК РФ).

Возможно также, что гражданин, будучи полностью дееспособным, не в состоянии самостоятельно реализовать свои права и обязанности в силу престарелого возраста или какого-либо заболевания. В этом случае над гражданином устанавливается попечительство в форме патронажа. Патронаж может быть установлен только по желанию самого гражданина.

Подбором кандидатов на роль попечителя в подобных случаях занимаются отделы социальной защиты органов местного самоуправления. Для установления попечительства необходимо согласие гражданина с предложенной кандидатурой попечителя.

В роли попечителя над дееспособным гражданином может выступать и администрация специализированного стационарного учреждения (дома-интерната, пансионата для престарелых).

Следует, однако, помнить, что гражданин, над которым установлен патронаж, ни в коей мере не ограничивается в своей дееспособности. Следовательно, он может самостоятельно заключать любые сделки. Попечитель является помощником такого гражданина, способствуя максимальной защите его прав, свобод и законных интересов.

Между попечителем и подопечным может быть заключен договор поручения или доверительного управления, который позволит попечителю распоряжаться имуществом подопечного.

Тяжелое чувство от этой статьи и от всей ситуации. Ощущение полного бес предела отдельных чиновников и полной беспомощности, как властей, так и общественных организаций, а так же каждой отдельно взятой семьи.
1. Органы опеки. Имеют практически неограниченную власть при полном отсутствии сколько нибудь значимого контроля со стороны властей. Практически вся эта сфера полностью регулируется конкретными чиновниками в конкретных регионах.
Сколько нужно материалов по нарушению прав семей конкретными чиновниками? Сколько нужно собственного горького оскорблений, не соблюдения законодательства и нарушения моих прав и прав моей приемной дочери?
2. Общественная сторона вопроса. До сих пор огромная часть населения относится к приемным крайне настороженно. Не забывайте, что среди приемных семей подавляющая часть это родственная опека. И у этих семей есть своя специфика, отличная от тех, кто берет детей из других мотивов и соображений. Кровная опека это почти всегда семья в горе, со сложными семейными отношениями. Не секрет, что почти у всех таких детей родители живы и либо колются, спиваются или находятся в тюрьмах. И старшее поколение, не справившись с воспитанием своих детей, берет на себя ответственность за внуков и …. не справляется с их воспитанием, отдает подростков в систему. Если возможна кровная опека, то это лучший выход из ситуации, но таким семьям нужна соответствующая, целенаправленная помощь.
У приемных семей с особыми детками совсем другие проблемы. При этом та же опека разводит руками: «Это медицинские, а не наши проблемы». У многодетных приемных другие. У деревенских семей, третьи, которые отличаются от городских и так далее… Каждая семья уникальна и индивидуальна и каждой нужны свои подходы и общее, понятное всем основание — законодательство. А не как сейчас, что хочу ворочу…..
3. Материальная сторона вопроса. Хорошо, что есть пособие до 3-х лет. Хорошо, что есть материнский капитал. Хорошо, что есть пенсии по инвалидности на детей. Хорошо, что платят за опеку на ребенка и иногда приемным родителям. Но сколько можно одни семьи натравливать на другие? Озвучьте наконец реальные выплаты в регионах. Они не сравнимы с Московскими. И не надо сравнивать. Нужна индивидуальная помощь в каждом отдельном случае. Детские пособия и маткапитал чаще всего пропиваются в родных семьях, а обвиняют в этом приемные.
4. Кампанейщина и эмоциональная сторона вопроса. Воспитание ребенка длительный процесс — 16-20 лет. И результат можно посмотреть только через поколение. А мы судим и делаем выводы здесь и сейчас. Немедленный результат от немедленных действий. Никак, кроме как «охотой на ведьм» все это и не назвать. Бояться все. Боятся приемные, потому что у них нет прав и они полностью зависят от мнения конкретных чиновников. Боятся родные семьи, потому что у них за частую в моменте денег даже на еду не хватает, не говоря уже у плохих жилищных условиях и других проблемах. Боятся чиновники за свои нагретые места и «взятки».

Сделайте хоть что нибудь, чтобы снять напряженность ситуации, а не нагнетать ее.

Проблемы опеки (попечительства) над несовершеннолетними детьми

Одной из основных проблем института опеки и попечительства является проблема выбора опекуна или попечителя, ведь от правильного выбора личности опекуна и попечителя во многом зависит реальная охрана прав и интересов подопечных. К потенциальным опекунам (попечителям) законом предъявляются определенные формальные требования, которые определены в п. 2, 3 ст. 35 ГК РФ и ст. 146 СК РФ. Опекунами (попечителями) могут быть только совершеннолетние лица. Потенциальные опекуны (попечители) должны быть полностью дееспособными (т.е. не ограниченными в дееспособности и не признанными и судебном порядке недееспособными). Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, ранее дискредитировавшие себя как воспитатели: лица, лишенные родительских прав или ограниченные в родительских правах; бывшие усыновители, если усыновление отменено по их вине; лица, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей). Назначение опекуном (попечителем) лица, которое по состоянию здоровья не может осуществлять свои обязанности (Приложение А).

Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 (с изм. от 19 марта 2001 г.) «Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью» утвержден Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может принять под опеку (попечительство) несовершеннолетнего.

Успешная охрана прав, интересов подопечного во многом зависит от желания опекуна или попечителя заботиться о нем, готовности сделать все необходимое, чтобы облегчить его судьбу. Поэтому опекун (или попечитель) должен выразить свое согласие на выполнение опекунских обязанностей в заявлении, адресованном в органы опеки и попечительства, с просьбой о назначении опекуном или попечителем. Органы опеки и попечительства после поступления соответствующего заявления выясняют, обладает ли претендент на роль опекуна или попечителя соответствующими (прежде всего нравственными) качествами, необходимыми для выполнения обязанностей по опеке или попечительству. Такая оценка является субъективной, поэтому в дальнейшем, к сожалению, могут выявиться негативные черты личности опекуна (попечителя).

Важным аспектом деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан является психолого-педагогическая подготовка лиц, желающих принять ребенка в свою семью. Такая подготовка необходима для снижения риска возникновения в дальнейшем проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, в том числе жестокого обращения с детьми, причинения вреда их жизни и здоровью, а также возвращения (изъятия) детей из семьи, что само по себе является травмирующим обстоятельством для ребенка. Захаров С. Права и обязанности родителей по воспитанию детей и ответственность за их нарушение // Право и жизнь, 2006, № 12, С. 15

В связи с этим необходимо:

обеспечить разработку программ психолого-педагогической и правовой подготовки граждан, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в семью, с учетом специфики различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;

определить органы и учреждения, ответственные за разработку и (или) реализацию таких программ, на региональном и муниципальном уровнях;

обеспечить информирование граждан, желающих принять ребенка (детей) на воспитание в семью, о возможности и целесообразности прохождения программы подготовки к приему в семью ребенка (детей) и организовать прохождение ими такой программы на добровольной основе. В настоящее время законодательство РФ не предусматривает обязательного прохождения кандидатами в усыновители, опекуны (попечители) и приемные родители специальной подготовки к приему ребенка на воспитание. При наличии в субъекте РФ иных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, законодательством субъекта РФ может быть установлено требование о прохождении гражданами, желающими принять ребенка (детей) на указанную форму устройства, программы подготовки к приему в семью ребенка (детей).

Для граждан, решивших принять ребёнка в семью в Челябинской области функционирует 10 Школ приемных родителей (Челябинский городской округ, Магнитогорский городской округ, Миасский городской округ, Верхнеуфалейский городской округ, Усть-Катавский городской округ, Озерский городской округ, Снежинский городской округ, Нагайбакский муниципальный район, Саткинский муниципальный район, Карталинский муниципальный район).

Школы приёмных родителей проводят не только тестирование с целью определения психологической готовности граждан принять ребёнка в семью, но и проводят курсы для будущих замещающих родителей. На этих занятиях психологи, медики, юристы и другие специалисты рассказывают об особенностях воспитания таких ребят, подсказывают возможные пути решения часто встречающихся проблем, дают юридическую консультацию.

В целях защиты прав и законных интересов детей, переданных на воспитание в семьи граждан, необходимо обеспечить осуществление эффективного контроля за их адаптацией в замещающей семье, а также психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение замещающей семьи.

Обязанность содержать подопечных не установлена законом ни для опекунов, ни для попечителей (гл. 13, 14, 15 СК РФ). Они не связаны с подопечным алиментными обязательствами. Это связано с тем, что данные лица добровольно берут на себя заботу о недееспособном или не полностью дееспособном лице и исполняют эти функции безвозмездно. Закон исходит из того, что все необходимые действия (как фактические, так и юридические) совершаются опекуном или попечителем за счет самого подопечного (его доходов, алиментов, пенсий, пособий и иных выплат). Однако с целью обеспечения исполнения опекунами своих функций предусмотрена, например, выплата ежемесячных пособий опекунам на питание, одежду, обувь, мягкий инвентарь для детей. При этом сумма денежных средств на содержание ребенка определяется исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.

В соответствии с п. 3 ст. 34 ГК РФ орган опеки и попечительства осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей. ГК РФ и СК РФ не устанавливают обязанность опекунов и попечителей представлять органу опеки и попечительства отчет в своих действиях, и это можно назвать упущением законодателя. Для надлежащего надзора за деятельностью опекунов (попечителей) необходима четкая регламентация их взаимоотношений с органами опеки, чтобы исключить возможные злоупотребления со стороны тех и других. Орган опеки и попечительства вправе получать информацию о жизни подопечного любыми доступными ему способами, а также реагировать на ненадлежащее исполнение опекуном (попечителем) своих обязанностей, не обладая при этом возможностью налагать на нарушителя административные взыскания. У него есть только право произвести отстранение опекуна или попечителя и предъявить в суд иск о возмещении за счет этого лица вреда, причиненного личности или имуществу подопечного.

В соответствии со ст. 37 ГК РФ орган опеки и попечительства дает предварительное разрешение на совершение опекуном и дачу попечителем согласия на совершение подопечным сделок по отчуждению, в том числе обмену или дарению, имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного. Кроме того, такое же предварительное разрешение требуется и в тех случаях, когда опекун или попечитель намерен расходовать доходы подопечного не на необходимое содержание последнего, а в иных целях.

Очевидные преимущества опеки и попечительства для государства вполне могли бы привести к широкому их распространению на практике, однако, по данным Министерства образования РФ, примерно половина сирот помещены в детские учреждения. Отсутствие широкого применения опеки и попечительства на практике связано в немалой степени с недостаточной государственной поддержкой этого социального института, хотя последние изменения в законодательстве направлены на изменение этого положения, на расформирование детских домов и приоритетность семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

На протяжении трёх последних лет в Челябинской области устраивается в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, больше, чем выявляется. А это значит, что ежегодно уменьшается и количество детей, нуждающихся в семье. Приложение Б.

Следует отметить, что в Челябинской области за 3 года существенно увеличилось количество приемных семей. Так на 01.01.2009 года в области было 25 приемных семей, в которых воспитывалось 89 детей. По состоянию на 01.01.2011 года таких семей уже 542, в которых воспитывается 743 ребёнка. опека попечительство несовершеннолетний

Таким образом, отметим, что законодатель с помощью института опеки и попечительства перемещает бремя основных забот с государственных органов на соответствующее физическое лицо, что вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики. Однако очевидно, что в современной России при условии безвозмездности исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей государством фактически эксплуатируется определенный материальный интерес лица, пожелавшего стать опекуном или попечителем. Забота человека о ближнем должна сегодня культивироваться обществом, поощряться всеми возможными способами. Необходимо издать законы, об оказании материальной поддержки семьям, в которых воспитываются опекаемые дети.

В то же время, должны быть четко закреплены соответствующие меры контроля за действиями опекунов (попечителей), гарантирующие осуществление прав и интересов подопечных лиц.

Выбор редакции
КАК УЗНАТЬ СВОЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ПО ДАТЕ РОЖДЕНИЯ!Советуем внимательно изучить этот нелегкий материал, примерить его к себе и внести...

Такой талисман, как Ци Линь, символизирует празднество, долгую жизнь, радость, великолепие, мудрость и появление знаменитых потомков....

Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...
Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...