Доследственная проверка по заявлению о совершенном преступлении. Доследственная проверка полиции


До того как будет принято решение о возбуждении либо отказе в начале производства по уголовному делу, согласно требованиям статей 144-145 УПК, правоохранительными органами выполняется доследственная проверка заявления или сообщения о преступлении. Это необходимо, чтобы выявить, присутствует ли действительно состав правонарушения. Далее рассмотрим подробнее, каков порядок доследственной проверки.

Общие сведения

Проведение доследственной проверки считается крайне важной стадией уголовного процесса. С этого этапа фактически начинается вся деятельность правоохранительной структуры по обнаружению, пресечению и предупреждению преступлений. Эта стадия связана с требованиями ФЗ, регулирующим оперативно-розыскную деятельность.

Задачи

Доследственная проверка, сроки которой ограничены тремя, десятью и тридцатью днями, выполняется правоохранительными органами для выявления признаков правонарушения или отсутствия состава преступления. На данной стадии осуществляется опрос свидетелей. Материал доследственной проверки (протоколы, документы и прочие бумаги), согласно УПК, процессуально не являются доказательствами. Тем не менее впоследствии он станет неотъемлемым элементом уголовного дела. Доследственная проверка позволяет установить взаимосвязь между действиями лица и последствиями, наступившими в их результате.

Основные требования

Доследственная проверка осуществляется согласно правилам, изложенным в ст. 144 УПК. В ходе мероприятия орган дознания, дознаватель, руководитель уполномоченного отдела должны принять и установить достоверность сообщения о готовящемся либо уже совершенном правонарушении. Решение о дальнейших действиях должно быть принято в течение 72 часов с того момента, как поступило заявление.

Основания

Доследственная проверка осуществляется по:

  • Явке с повинной.
  • Сообщению или заявлению о правонарушении.
  • Результатам проведения какого-либо иного мероприятия, предусмотренного законодательством.

По завершении доследственной проверки выносится одно из следующих решений:

  1. Возбудить уголовное дело.
  2. Направить сообщение по подследственности.
  3. Отказать в начале производства.

Полномочия сотрудников

В ходе мероприятий должностные лица имеют право на:

  • Ознакомление с материалами доследственной проверки.
  • Истребование образцов для осуществления сравнительного исследования.
  • Назначение судебной экспертизы.
  • Получение заключения исследований.
  • Самостоятельное проведение осмотра места событий, документов и предметов.
  • Привлечение к расследованию узкопрофильных специалистов.
  • Поручение органу дознания осуществление оперативно-розыскных мероприятий.

Права лиц

Все, кто участвует в производстве процессуальных мероприятий, имеют определенные юридические возможности. В частности, они могут реализовать свои права в той области, где могут затрагиваться их интересы. Это касается возможности воспользоваться адвокатской помощью, отказаться свидетельствовать против родственников или себя. Участники мероприятий могут также обжаловать поведение (бездействие либо действие) следователя, органов дознания и прочих уполномоченных лиц. Это право установлено гл. 16 УПК.

Обязанности участников

По ст. 161 УПК все лица, привлеченные к доследственной проверке, предупреждаются о неразглашении сведений производства. После того как будет принято сообщение, при наличии необходимости обеспечивается безопасность участников. Защита свидетелей и прочих лиц осуществляется по установленным правилам.

Дополнительные мероприятия

Все данные, полученные в ходе проверки, могут использоваться в качестве доказательства при соблюдении условий, предписанных в ст. 89 и 75 УПК. В случае поступления от защиты или потерпевшего ходатайства об осуществлении дополнительных мероприятий или повторной экспертизы, оно должно быть удовлетворено даже после возбуждения производства.

Сообщения СМИ

Такие заявления проверяются по поручению прокурора органом дознания. По первому требованию редакция СМИ обязана предоставить все имеющиеся у нее данные, если источник не предоставил сведения на условиях анонимности. Могут быть истребованы материалы, документы, фотографии, информация о лице, сообщившем о преступлении.

Принятие сообщения

При подаче заявления лицо получает соответствующий документ. В нем проставляется время и дата, а также сведения о лице, которое приняло сообщение. Согласно ст. 125 и 124 УПК, при отказе в приеме сообщения заявитель вправе обжаловать поведение должностного лица. В ст. 318 установлены правила рассмотрения судьей сообщения от потерпевшего либо его представителя. О решении, принятом по заявлению, органы, уполномоченные на доследственную проверку, сообщают лицу, его подавшему, в соответствии с предписаниями закона. Кроме этого, гражданину разъясняются правила обжалования принятого решения по сообщению.

Статус потерпевшего

Он приобретается лицом, заявившем о преступлении, совершенном в отношении него, или чьи интересы и права были нарушены, после того, как будет возбуждено производство по уголовному делу и вынесено постановление. С этого момента у гражданина появляются соответствующие обязанности и права, предусмотренные статьями 42-45.

Прочие сведения

Для потерпевшего этап доследственной проверки начинается или с момента подачи им заявления о возбуждении дела, или по факту совершения противоправных действий в отношении него. Сообщение выражает реакцию гражданина на поведение, затронувшее его интересы и права, со стороны неизвестных лиц или подозреваемого. Особое значение на этом этапе имеет юридически верное изложение всех обстоятельств события, описание примет, действий. Как правило, потерпевший находится в беспокойном состоянии. При изложении обстоятельств случившегося следует в первую очередь успокоиться, постараться вспомнить подробности происшествия. Желательно обратиться к сотрудникам полиции как можно скорее. Вполне вероятно, что по "горячим следам" удастся задержать нарушителей.

На практике не всегда возможно сразу сообщить о случившемся. В любом случае необходимо постараться запомнить как можно больше деталей. Если удалось разглядеть лицо преступника, то следует рассказать все его особенности. Изложение фактов лучше осуществлять в хронологической последовательности. Начать нужно с времени, места, пути следования. Если нарушители что-то говорили потерпевшему, нужно постараться воспроизвести их слова как можно точнее. Также нужно указать тот момент, когда было совершено нападение.

В заключение

Сложно преувеличить то значение, которое имеет для правоохранительных и судебных органов доследственная проверка. Именно на этой стадии формируется и затем оформляется первичная информация о произошедшем событии. Все полученные сведения впоследствии будут использованы в ходе расследования. Эти данные приобретают определенную процессуальную форму. Вся информация имеет доказательственное значение, позволяющая выявить, пресечь преступную деятельность правонарушителя, привлечь его к ответственности за содеянное. Вследствие этого от того, как будет оформлена и проанализирована принятая информация и обстоятельства в ходе проверки, определенным образом будет зависеть и дальнейший ход дела. Правоохранительные органы, в свою очередь, должны адекватно отреагировать на сообщение о преступлении или его угрозе. Сотрудники должны со всем вниманием отнестись к гражданину и информации, которую он предоставляет. Наиболее полную картину можно получить, задавая потерпевшему вопросы, касающиеся обстоятельств происшествия. Чем больше будет получено данных, тем легче впоследствии установить личность преступника и найти его.

Информация о преступлениях, поступаемая в органы внутренних дел, по своему содержанию и правовой природе весьма разнообразна (заявления и письма граждан, явка с повинной, сообщение по телефону, срабатывание охранной или пожарной сигнализации и др.).

В зависимости от объема информация может иметь в себе достаточные данные, указывающие на признаки преступления, либо содержать сведения, позволяющие лишь судить о том, что противоправное деяние могло иметь место. То есть информация может нуждаться в проверке или быть положена в основу принимаемого решения о возбуждении (отказе в возбуждении) уголовного дела без получения каких-либо дополнительных сведений.

По своей правовой природе информация о преступлениях подразделяется на поводы к возбуждению уголовного дела (ст. 108 УПК) и иную информацию, не являющуюся поводами к возбуждению уголовного дела. В зависимости от этого поступление информации выступает начальным моментом уголовно-процессуальной или административной, оперативно-розыскной деятельности.

Рассмотрение характера информации о преступлениях позволяет определить основания для начала и вид предварительной проверки.

Если информация поступает в виде повода к возбуждению уголовного дела, то для ее проверки в числе других могут быть использованы средства, предусмотренные уголовно-процессуальным законом. Такую проверку принято именовать процессуальной. Если же сведения о преступлении содержатся в иной информации, не являющейся поводом к возбуждению уголовного дела, то уголовно-процессуальные средства для ее проверки использованы быть не могут. Далее мы в основном будем вести речь о процессуальной проверке информации о преступлениях.

Основанием для начала процессуальной проверки заявлений и сообщений о преступлениях является отсутствие в поводе к возбуждению уголовного дела достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Если в поводе содержатся такие данные, то вопрос о возбуждении уголовного дела решается без производства каких-либо проверочных действий.

В ходе проверки уполномоченные на то государственные органы и должностные лица посредством осуществления процессуальных и иных действий в определенные законом сроки получают данные с целью установления наличия (отсутствия) в исследуемом событии признаков преступления и принятия одного из решений, предусмотренных в стадии возбуждения уголовного дела.

Заявлением о преступлении лучше всего обращаться в тот орган, которому согласно ст. ст. 150, 151, 434 УПК РФ подследственно расследование данного преступления. Между тем закон не только не запрещает, но и предусматривает возможность обращения с заявлением о преступлении в любой орган предварительного расследования, к любому следователю, дознавателю, в любой орган дознания.

Орган предварительного расследования, получивший заявление о неподведомственном ему преступлении, передает заявление (материал проверки) по подследственности. Заявление о подведомственном, но не подследственном преступлении может быть рассмотрено и разрешено. При наличии фактических оснований (документов, объяснений и т.п.) возбуждения уголовного дела он обязан возбудить уголовное дело, провести неотложные следственные действия и лишь после этого направить уголовное дело руководителю следственного органа либо начальнику органа дознания по подследственности.

В ч. 4 ст. 144 УПК РФ законодатель закрепил требование выдачи заявителю документа о принятии заявления (сообщения) о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия. Названный институт тесно связан с институтом регистрации заявлений (сообщений) о преступлении.

Среди средств предварительной проверки заявлений (сообщений) о преступлении упомянуто такое средство, как получение объяснений.

Законодатель не предусмотрел возможности применения на данном этапе уголовно-процессуальной деятельности к лицу, обладающему информацией о преступлении, принуждения в целях получения от него информации. Именно поэтому термины "отобрание" и "истребование" представляются менее соответствующими применяемому на данной стадии уголовного процесса действию, чем термин "получение". Объяснения получаются, а не отбираются и не истребуются.

Под результатами рассмотрения заявления (сообщения) о преступлении, о которых упоминается в ч. 1 ст. 145 УПК РФ, следует понимать совокупность собранных материалов и предметов.

В соответствии с ч. 2 ст. 145 УПК РФ о каждом из процессуальных решений сообщается заявителю. Осуществлять это действие должно то должностное лицо, которое приняло процессуальное решение. Когда заявителя в конкретном уголовном процессе не было, предусмотренное ст. 145 УПК РФ уведомление не осуществляется. В этой связи необходимо определиться с понятием "заявитель".

Законодатель не разъясняет содержания понятия "заявитель". Думается, что такое широкое толкование рассматриваемого понятия не вполне оправданно. Законодатель нигде в УПК РФ лицо, обратившееся в компетентный орган или к должностному лицу с явкой с повинной, не называет заявителем. Напротив, данным термином постоянно именуется лицо, обратившееся в орган предварительного расследования или к мировому судье с заявлением о преступлении. Поэтому представляется более последовательным использование понятия "заявитель" к пострадавшему (очевидцу и т.п.), от которого поступило заявление о преступлении, и соответственно неупотребление понятия "заявитель" применительно к лицу, явившемуся с повинной.

Порядок обжалования заявителем решения следователя (дознавателя и др.) закреплен в ст. ст. 123 - 125 УПК РФ. Жалоба заявителя может быть как письменной, так и устной, адресованной как руководителю следственного органа, прокурору, в суд, так и вышестоящему должностному лицу (начальнику подразделения дознания, руководителю учреждения, наделенного статусом органа дознания, руководителю вышестоящего следственного органа и даже руководителю следственной группы и др.). Причем законом не запрещено направлять жалобы одновременно в несколько инстанций.

На данной стадии любой гражданин не искушенный в уголовном производстве без консультации или участия адвоката, на начальном этапе, может создать себе множество проблем, что в дальнейшем будет положено в основу обвинения.

После приема и регистрации повода к возбуждению дела проводится его проверка. Если в самом поводе уже содержатся основания для возбуждения дела, отказа в его возбуждении либо передачи сообщения по подследственности, то про- верочные действия не проводятся, а принимается соответствующее решение. Например, когда поводом к возбуждению дела является рапорт о результатах оперативной проверки, то, как правило, данных для возбуждения дела бывает достаточно. Уголовное дело должно быть немедленно возбуждено при наличии признаков преступления в неотложной ситуации: при угрозе уничтожения следов, сокрытия предполагаемого преступника или подлежащего аресту имущества (ст. 157 УПК).

Проверка заключается в получении проверочных действий -- собирании дополнительных доказательств, подтверждающих или опровергающих первоначальную информацию о преступлении и необходимых для принятия решения. Проверочные действия предпринимаются при условии, что в поводе недостаточно данных, указывающих на признаки преступления. Проверка осуществляется путем производства непринудительных способов собирания доказательств: истребования и принятия представленных предметов и документов (ст. 86). В числе таких действий могут быть получены объяснения от очевидцев и заявителя; истребованы справки; направлены требования о проведении ревизий, документальных проверок, инвентаризаций; поручены иные исследования специалистам. Проведение таких действий предусматривается ч. 4 ст. 21, ст. 141 УПК и иными нормативными актами: Законом о прокуратуре (ст. 6), Законом об органах ФСБ (ст. 13), Законом о милиции (ст. 11) и др.

По общему правилу производство следственных действий (как обладающих принудительным характером) до вынесения постановления о возбуждении уголовного дела не допускается. Исключение предусмотрено лишь для осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК), поскольку он является неотложным обследованием доступного объекта.

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, но еще до получения согласия прокурора в некоторых случаях, на наш взгляд, допускается проведение следственных действий (назначение экспертизы, освидетельствование -- подробнее об этом см. в следующем параграфе).

Наряду с процессуальной проверкой повода к возбуждению дела может проводиться проверка в соответствии с оперативно-розыскным или административным законодательством. Результаты этих проверок должны быть представлены процессуальным органам в порядке ст. 86, 89 УПК.1

Процессуальный закон (ч. 2 ст. 144) предусматривает особый порядок проверки сообщения о преступлении, распространенного в средствах массовой информации. Средствами массовой информации (СМИ) являются периодические печатные издания, радио-, теле-, видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы периодического (не реже 1 раза в год) распространения сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц (ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 г. «О средствах массовой информации>>). Сам факт распространения в СМИ сообщения о преступлении не является поводом к возбуждению дела (не влечет обязанности приступить к его приему и проверке) до тех пор, пока оно не было обнаружено органами уголовного преследования и не оформлено рапортом (ст. 143 УПК). С момента подачи рапорта начинает исчисляться срок процессуальной проверки (а не с момента публикации издания или выхода в эфир передачи). Рапорт об обнаружении признаков преступления подается прокурору. При недостаточности данных о признаках преступления или об их отсутствии в самой публикации и рапорте прокурор дает письменное поручение следователю или органу дознания с соблюдением правил подследственности провести предварительную проверку сообщения о преступлении. Прокурор вправе лично провести такую проверку. Он вправе возбудить уголовное дело и без проверки, если с рапортом поступили достаточные данные о признаках преступления (например, материалы оперативной проверки). Редакция СМИ обязана по запросу органов уголовного преследования передать им имеющиеся в ее распоряжении материалы о преступлении (ч. 4 ст. 21 УПК). При этом редакция имеет право не сообщать данные о лице, предоставившем информацию, если это лицо поставило условие неразглашения своего имени (ч. 2 ст. 144 УПК; ст. 41 Закона РФ «О средствах массовой информации»). Эта норма действует для предварительной проверки сообщений о преступлениях. После возбуждения дела применяются общие правила доказывания. Закон о СМИ (ст. 41) позволяет редакции раскрыть имя источника информации только по запросу суда, а не органов расследования. Однако после возбуждения дела следователь или дознаватель вправе с санкции прокурора произвести принудительную выемку документов, содержащих охраняемую Законом о СМИ тайну (ч. 3 ст. 183 УПК). Главный редактор не может отказаться от дачи свидетельских показаний, ссылаясь на свою профессиональную тайну.

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьей 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении.

2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.

3. Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.

4. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.

5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.

6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со статьей 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвертой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей.

7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трех суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.

8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;

9. После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Комментарий к Ст. 144 УПК РФ

1. Несмотря на то что в комментируемой статье речь идет только о сообщении о готовящемся или совершенном преступлении, ее содержание имеет отношение ко всем поводам к возбуждению уголовного дела, в том числе к заявлению о преступлении и явке с повинной. А основной смысл статьи заключается в установлении сжатых сроков проверки сведений, содержащихся в любом поводе к возбуждению уголовного дела. Установление таких сроков имеет важное практическое значение. От того, насколько оперативно и гибко будет установлено наличие (или отсутствие) оснований для возбуждения уголовного дела, во многом зависит успех будущего расследования — будет ли преступление раскрыто, а виновный привлечен к уголовной ответственности, или же затянувшееся с самого начала производство заведет поиск истины в тупик.

2. Комментируемая статья (часть вторая), отражая важнейшие новые реалии жизни российского общества, в частности стремительный рост значения средств массовой информации в условиях гласности, отводит отдельную объемную норму проверке сообщений о преступлении, распространенных в средствах массовой информации. Такая проверка проводится по поручению прокурора органом дознания или следователем. Руководители органов средств массовой информации обязаны передать по требованию прокурора или органа расследования, осуществляющего проверку, имеющиеся в их распоряжении документы и иные материалы, в частности аудио- и видеозаписи. Закон также обязывает редакцию сообщить данные о лице, предоставившем информацию, которая явилась содержательной основой соответствующей публикации и которая правоохранительными органами расценена как сообщение о преступлении. Исключение составляют случаи, когда такое лицо, предоставляя информацию криминального характера, поставило перед редакцией условие о сохранении в тайне источника информации.

3. При доследственной проверке заявлений и сообщений применение мер уголовно-процессуального принуждения исключено.

4. Решающая роль в установлении оснований для возбуждения уголовного дела принадлежит оперативно-розыскным средствам и методам проверки заявлений и сообщений, которые являются более гибкими по сравнению с процессуальными проверочными действиями. В сложных, запутанных ситуациях, когда ответить на вопрос о событии преступления, не выходя из кабинета следователя, практически невозможно, только сведения, добытые оперативно-розыскным путем — гласным или негласным, способны внести ясность в вопрос, было ли преступление и каков его характер. В подобных ситуациях хорошо организованное, отлаженное и грамотное взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, приобретает значение, определяющее подчас всю дальнейшую судьбу уголовного дела.

5. В отличие от УПК РСФСР 1960 г. (часть вторая статьи 109) действующий УПК не предусматривает получения объяснений в качестве самостоятельного процессуального проверочного действия в стадии возбуждения уголовного дела. Это не означает, что собирание устной информации в этой стадии вообще не допускается. Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (пункт 1 части первой статьи 6) в качестве оперативно-розыскного мероприятия прямо предусмотрен опрос. Внепроцессуальный разведывательный опрос — гласное, гибкое оперативно-розыскное действие, наилучшим образом приспособленное для собирания устной информации о преступлении и лице, его совершившем, среди неопределенно широкого круга лиц, применяемое в полицейской практике всех стран. Итоги опроса могут быть подведены в рапорте оперативного работника на имя руководителя органа (традиционный для России аналог полицейского отчета). Внедрение такой практики в доследственную проверку вместо поголовных вязких письменных объяснений, дискредитирующих стадию возбуждения уголовного дела, способствовало бы восстановлению ее смысла, определяемого скромной задачей — быстро (оперативно) определить наличие или отсутствие признаков преступления, и только.

6. О юридической сущности упомянутых в части шестой комментируемой статьи уголовных дел частного обвинения см. комментарий к статье 20 УПК РФ (пункты 3 и 4). Из этой сущности вытекают и различия в процедуре проверки заявлений о преступлениях, уголовное преследование за которые осуществляется в частном порядке (см. текст статьи 318 УПК и комментарий к ней). Такая проверка находится в юрисдикции мирового судьи. Если же следователь, дознаватель считают, что автор такого заявления сам не может защищать свои права и законные интересы в силу причин, указанных в части четвертой статьи 20 УПК, оно (заявление) подлежит проверке в обычном порядке, установленном комментируемой статьей.

Права граждан на стадии доследственной проверки в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ

Действующее уголовно-процессуальное законодательство РФ предусматривает «предварительную» стадию досудебного уголовного судопроизводства - стадию доследственной проверки (проверки в порядке ст.ст.144-145 УПК РФ). На данной стадии органами предварительного расследования решается вопрос о наличии или об отсутствии в том или ином сообщении о преступлении признаков преступления.

Поступление в правоохранительные органы сообщения о преступлении предваряет любую доследственную проверку.

Под сообщением о преступлении уголовно-процессуальный закон понимает заявление о преступлении, явку с повинной (т.е. добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении), а также сообщения, полученные из иных источников, оформленные процессуально рапортом об обнаружении признаков преступления.

Доследственную проверку по сообщению о преступлении проводят уполномоченные на то органы предварительного расследования, на которые законодателем возложена обязанность уголовного преследования.

К таковым законодателем отнесены следственные органы и органы дознания различных правоохранительных ведомств, а именно следственные органы СК России, органы внутренних дел, органы наркоконтроля, органы федеральной службы безопасности, органы ФССП, органы государственного пожнадзора ФПС, таможенные органы.

Прокуратура осуществляет надзор за соблюдением указанными органами законов на стадии доследственной проверки, а также прав и свобод граждан на указанной стадии. Все решения, принятые по результатам доследственных проверок проверяются на предмет законности и обоснованности в органах прокуратуры.

Гражданин, которому по тем или иным обстоятельством стало известно о совершенном, готовящемся или совершающемся преступлении, должен сообщить об этом в правоохранительные органы.

Заявления и сообщения о преступлениях вне зависимости от места и времени совершения преступления, а также полноты содержащихся в них сведений и формы представления подлежат обязательному приему во всех территориальных органах органов предварительного расследования.

В территориальных органах внутренних дел оперативным дежурным ведется круглосуточный прием таких заявлений и сообщений.

При отсутствии возможности прийти в правоохранительный орган о совершенном или готовящемся преступлении гражданин может сообщить по телефону 02, телефонам территориальных подразделений правоохранительных органов, телефону «доверия».

Все заявления, сообщения о преступлениях подлежат обязательной регистрации в КУСП правоохранительных органов, о чем лицо, принявшее такое заявление или сообщение составляет талон-уведомление, который вручает заявителю.

В случае нерегистрации сообщения о преступлении, необоснованного отказа в регистрации необходимо незамедлительно обжаловать данные незаконные действия в прокуратуру либо в суд.

Ст.144 УПК РФ предусматривает 3-суточный срок доследственной проверки по сообщению о преступлении. Данный срок может быть продлен уполномоченными на то лицами до 10 и 30 суток соответственно. Таким образом, предельный срок проверки составляет 30 суток с даты регистрации сообщения о преступлении.

В ходе доследственной проверки органы расследования проводят соответствующие проверочные мероприятия, направленные на выяснение все обстоятельств совершенного преступления, установление лиц, причастных к их совершению.

При проведении процессуальных действий участвующим в них лицам разъясняются права: не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 УПК РФ.

По результатам проверки в силу ст.145 УПК РФ должностное лицо органа расследования, ее проводившее, обязано принять одно из 3 решений (облекаемом в форму постановления):

При наличии достаточных данных о наличии признаков какого-либо преступления - о возбуждении уголовного дела;

При их отсутствии - об отказе в возбуждении уголовного дела;

При подследственности сообщения другому органу - о передаче сообщения о преступлении по подследственности.

О принятом по сообщению о преступлении решении в обязательном порядке уведомляется заявитель с разъяснением права обжаловать решение и порядка обжалования. Кроме того, при вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела его копия направляется заявителю.

Любое из вышеуказанных решений заявитель вправе обжаловать надзирающему прокурору либо в суд.

Прокурор отдела управления по надзору за следствием, дознанием и ОРД юрист 2 класса Сысоев Н.М.


Размещена во Второй части Седьмого раздела Девятнадцатой Главы Уголовно-процессуального Кодекса РФ. Представленная ниже достаточно крупная статья состоит из девяти частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 144 УПК РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении


  1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в её производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

1.1. Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определён пунктом 4 статьи 5 настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном статьёй 161 настоящего Кодекса. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном частью девятой статьи 166 настоящего Кодекса, в том числе при приёме сообщения о преступлении.

1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений статей 75 и 89 настоящего Кодекса. Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

  • По сообщению о преступлении, распространённому в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.
  • Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный частью первой настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
  • Заявителю выдаётся документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
  • Отказ в приёме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном статьями 124 и 125 настоящего Кодекса.
  • Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьёй в соответствии со статьёй 318 настоящего Кодекса. В случаях, предусмотренных частью четвёртой статьи 147 настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьёй.
  • При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела не позднее трёх суток с момента поступления сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учёте налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчёта предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам.
  • По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном частью седьмой настоящей статьи, налоговый орган не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:

    1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчёта суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;

    2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение ещё не принято либо не вступило в законную силу;

    3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.

  • После получения заключения налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа заключения или информации, предусмотренных частью восьмой настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
  • Комментарий к ст. 144 УПК РФ

    Несмотря на то что в комментируемой статье речь идёт только о сообщении о готовящемся или совершенном преступлении, её содержание имеет отношение ко всем поводам к возбуждению уголовного дела, в том числе к заявлению о преступлении и явке с повинной. А основной смысл статьи заключается в установлении сжатых сроков проверки сведений, содержащихся в любом поводе к возбуждению уголовного дела. Установление таких сроков имеет важное практическое значение. От того, насколько оперативно и гибко будет установлено наличие (или отсутствие) оснований для возбуждения уголовного дела, во многом зависит успех будущего расследования — будет ли преступление раскрыто, а виновный привлечён к уголовной ответственности, или же затянувшееся с самого начала производство заведёт поиск истины в тупик.

    Комментируемая статья (часть вторая), отражая важнейшие новые реалии жизни российского общества, в частности стремительный рост значения средств массовой информации в условиях гласности, отводит отдельную объёмную норму проверке сообщений о преступлении, распространённых в средствах массовой информации. Такая проверка проводится по поручению прокурора органом дознания или следователем.

    Руководители органов средств массовой информации обязаны передать по требованию прокурора или органа расследования, осуществляющего проверку, имеющиеся в их распоряжении документы и иные материалы, в частности аудио- и видеозаписи. Закон также обязывает редакцию сообщить данные о лице, предоставившем информацию, которая явилась содержательной основой соответствующей публикации и которая правоохранительными органами расценена как сообщение о преступлении. Исключение составляют случаи, когда такое лицо, предоставляя информацию криминального характера, поставило перед редакцией условие о сохранении в тайне источника информации.

    При доследственной проверке заявлений и сообщений применение мер уголовно-процессуального принуждения исключено.

    Решающая роль в установлении оснований для возбуждения уголовного дела принадлежит оперативно-розыскным средствам и методам проверки заявлений и сообщений, которые являются более гибкими по сравнению с процессуальными проверочными действиями. В сложных, запутанных ситуациях, когда ответить на вопрос о событии преступления, не выходя из кабинета следователя, практически невозможно, только сведения, добытые оперативно-розыскным путём — гласным или негласным, способны внести ясность в вопрос, было ли преступление и каков его характер. В подобных ситуациях хорошо организованное, отлаженное и грамотное взаимодействие следователя и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, приобретает значение, определяющее подчас всю дальнейшую судьбу уголовного дела.

    В отличие от УПК РСФСР 1960 г. (часть вторая статьи 109) действующий УПК не предусматривает получения объяснений в качестве самостоятельного процессуального проверочного действия в стадии возбуждения уголовного дела. Это не означает, что собирание устной информации в этой стадии вообще не допускается. Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (пункт 1 части первой статьи 6) в качестве оперативно-розыскного мероприятия прямо предусмотрен опрос.

    Внепроцессуальный разведывательный опрос — гласное, гибкое оперативно-розыскное действие, наилучшим образом приспособленное для собирания устной информации о преступлении и лице, его совершившем, среди неопределённо широкого круга лиц, применяемое в полицейской практике всех стран. Итоги опроса могут быть подведены в рапорте оперативного работника на имя руководителя органа (традиционный для России аналог полицейского отчёта).

    Внедрение такой практики в доследственную проверку вместо поголовных вязких письменных объяснений, дискредитирующих стадию возбуждения уголовного дела, способствовало бы восстановлению её смысла, определяемого скромной задачей — быстро (оперативно) определить наличие или отсутствие признаков преступления, и только.

    О юридической сущности упомянутых в части шестой комментируемой статьи уголовных дел частного обвинения см. комментарий к статье 20 УПК РФ (пункты 3 и 4). Из этой сущности вытекают и различия в процедуре проверки заявлений о преступлениях, уголовное преследование за которые осуществляется в частном порядке (см. текст статьи 318 УПК и комментарий к ней). Такая проверка находится в юрисдикции мирового судьи. Если же следователь, дознаватель считают, что автор такого заявления сам не может защищать свои права и законные интересы в силу причин, указанных в части четвёртой статьи 20 УПК, оно (заявление) подлежит проверке в обычном порядке, установленном комментируемой статьёй.

    Количество преступлений в России

    Кодексы РФ

    Статья 268 УК РФ. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта - размещена в Особенной части Девятого раздела Двадцать седьмой Главы Уголовного Кодекса РФ. Статья включает в себя три части текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст.

    Что означают статьи 144 УПК РФ и 145 УПК РФ?


    Принятие решения о начале уголовного производства допускается только на основании объективного, полного и всестороннего анализа и оценки поступивших сведений. Приняв сообщение о преступлении или покушении на него, должностное лицо обязано проверить информацию, содержащуюся в нем. Порядок рассмотрения поступивших сведений, а также особенности принятия решения по результатам проверки устанавливает не одна статья (144, 145 УПК РФ), что означает, что законодатель особое внимание уделяет четкости и точности проведения предварительных мероприятий, по результатам которых подозреваемый или виновный будет привлечен к ответственности.

    Основные вопросы

    При поступлении сообщения о преступлении должностное лицо оценивает качество сведений. При этом ему следует ответить на вопросы:

    1. Выступает ли источник данных с заявлением либо сообщением по существу и по форме.
    2. Являются ли факты и события реальными, а информация достоверной.
    3. Имеет ли деяние, о котором сообщается, признаки преступления, можно ли его квалифицировать по какой-нибудь статье Уголовного кодекса.
    4. Необходимо ли проведение мероприятий для предотвращения, пресечения неправомерного поведения, закрепления следов, выяснения информации о пострадавших, оказания им помощи.
    5. Нужно ли выполнять проверочные действия для обнаружения сведений, которые указывают на признаки преступления.
    6. Есть ли сведения о деянии, которое не представляет собой угрозу обществу в силу своей малозначительности.
    7. Относится ли разрешение сообщения, заявления к компетенции органов дознания (либо его следует передать по предметной/территориальной подсудности/подследственности).

    В качестве центрального вопроса при рассмотрении сообщения по норме 144 УПК РФ выступает выявление оснований для возбуждения уголовного производства.

    Специфика оценочных мероприятий


    Обычный порядок рассмотрения сообщений о преступлениях выражен в комплексе последовательных действий органа дознания, следователя, прокурора либо дознавателя. Его устанавливает статья 144 УПК РФ, что означает, что дела, относящиеся к частному обвинению, исследуются несколько иным способом. Он касается компетенции судьи. Перечень проверочных мероприятий, проводимых до того, как будет принято процессуальное решение, приводится в ч. 1 нормы 144 УПК РФ. В ней упоминается возможность выполнения определенных ревизий, проверок. В положениях приводятся исключительно следственные мероприятия, которые разрешается производить без постановления о начале уголовного производства. К ним, в частности, относят осмотр места преступления, назначение судмедэкспертизы, освидетельствование.

    Организация проверки


    Как правило, к материалам мероприятий, выполняемых по норме 144 УПК РФ, относят разные акты, справки и другие документы. При осуществлении регламентированных законом действий реализуются полномочия должностных лиц от правоохранительных органов. Их круг устанавливается в соответствующих отраслевых законодательных актах. В данном случае реализуются полномочия на получение от должностных лиц и граждан необходимых объяснений. Организацию проверочных мероприятий в круглосуточном режиме относительно сообщений, которые требуют незамедлительного реагирования, выполняют служащие дежурных частей (нарядов, смен), входящих в структуру органов дознания, прокуратуры, предварительного следствия.

    Ответственные лица


    Их также устанавливает ст. 144 УПК РФ. Что означает "ответственное лицо за организацию проверки"? Это служащий, уполномоченный на осуществление контроля над соответствием предварительных мероприятий установленным требованиям закона. К ответственным лицам относят руководителей органов прокуратуры, предварительного следствия либо дознания. При этом не имеет значения, приняли ли они сообщение лично, непосредственно прибыв на место предполагаемого преступления, либо изучив доклады о поступившей информации, в том числе в отношении которой были приняты неотложные меры реагирования. К последним следует относить:

    • Пресечение и предотвращение преступлений.
    • Установление и преследование подозреваемых по "горячим следам" для их задержания.
    • Выполнение определенных следственных мероприятий по закреплению следов деяния.
    • Введение в действие особых планов по выявлению и задержанию подозреваемых и проч.

    Особенности проверки

    Ее выполняет прокурор, следователь либо дознаватель. Однако полномочия этих служащих могут возлагаться руководителем компетентного органа либо его заместителем на иных лиц, входящих в его штат, с учетом уровня их юридической подготовки. Это осуществляется посредством утверждения соответствующего организационно-распорядительного акта. Должностные лица, выполняющие проверку либо ее организацию, согласно сведений, которые присутствуют в сообщении и требуют незамедлительного реагирования, в рамках своей компетенции обязаны предпринимать неотложные меры по:

    1. Выявлению признаков преступления.
    2. Пресечению деяния.
    3. Фиксации и сохранению следов и доказательств, требующих изъятия, закрепления и исследования.
    4. Проведению розыскных и оперативных мероприятий для установления и задержания по "горячим следам" или с поличным граждан, совершающих или уже совершивших преступление.

    О мерах незамедлительного реагирования по сведениям, присутствующим в сообщении, а также об их результатах докладывается руководителю соответствующего органа либо прокурору для организации дальнейших процессуальных действий. Данная процедура должна осуществляться в короткий срок (в течение суток).

    Статья 144 УПК РФ: характеристика


    Данная норма считается одной из самых объемных в 19-й главе Кодекса. Статья 144 УПК РФ, как выше было сказано, предусматривает предварительную проверку заявления (сообщения) об уголовном деянии, некоторые средства ее проведения и процедуру их реализации. Вместе с этим в норме устанавливаются: срок данной стадии начала производства, пределы и порядок его увеличения, гарантии соответствия требованиям законодательства и прочие процессуальные положения. Однако не все авторы уделяют должное внимание сути положений, которые присутствуют в ст. 144 УПК РФ. В частности, мало кто разъясняет вопрос, касающийся субъектов, уполномоченных на принятие сообщения. Целесообразно рассмотреть его более подробно.

    Принятие сообщения/заявления


    Ст. 144 УПК РФ в части первой уголовно-процессуальные положения разъясняет несколько условно. В ней, как и в ч. 2 и 3, упоминается о прокуроре, следователе и органе дознания. В связи с этим многие авторы в комментариях к ст. 144, 145 УПК РФ ограничивают круг исполнителей соответствующих действий именно приведенными субъектами. Некоторые же говорят обо всех должностных лицах, входящих в штат правоохранительных органов, как о сотрудниках, которым вменяется обязанность принятия заявления/сообщения. Между тем эти полномочия возлагаются не только на лиц, которые указаны в нормах 144, 145 УПК РФ, но тем не менее не на всех служащих правоохранительных органов. Принять заявление/сообщение вправе и обязано только то лицо, к компетенции которого относится возбуждение уголовного производства.

    Уполномоченные служащие

    Кроме лиц, перечисленных в норме 144 УПК РФ, при некоторых обстоятельствах уполномоченным субъектом на возбуждение уголовного дела и, соответственно, на принятие сообщения/заявления может (обязан) быть начальник следственной группы или руководитель следственного отдела. В качестве одного из условий в этом случае выступает получение согласия прокурора. Руководитель группы наделяется правом выделения уголовного дела в отдельное производство. Порядок данной процедуры зафиксирован в ст. 153-155 кодекса. Это указывает на то, что руководитель уполномочен и на оформление дела в отдельное производство для выполнения предварительного расследования вновь совершенного преступления, а также относительно нового лица. Решение об этом, в соответствии со ст. 154, ч. 3, не может приниматься без одновременного возбуждения дела.

    Сотрудник следственной группы


    Вопрос о его полномочиях остается сегодня спорным. Его право допускается по смыслу норм 144, 145 УПК РФ, что означает, что во всех случаях, когда к члену следственной группы обращаются с соответствующими заявлениями/сообщениями, ему рекомендуется принять необходимые меры для того, чтобы о поступившей информации стало известно руководителю. Это нужно для того, чтобы полномочия на принятие сведений и проведение предварительной проверки были делегированы сотруднику либо проведены при участии начальника.

    Правоохранительные органы


    Ряд авторов указывает на то, что понятие сотрудника, входящего в штат этих структур, слишком широкое, чтобы применять его в качестве синонима к категории лиц, обязанных принять сообщение/заявление о преступлении. Правоохранительным называют учреждение (а в ряде случаев и служащего - судью, следователя или физлицо, оказывающего гражданам юридическую помощь), которое по закону вправе и обязано обеспечивать защиту интересов, прав и свобод людей и организаций, государства, субъектов, муниципальных образований, поддерживать правопорядок и законность.

    Важный момент

    Предварительная проверка сообщения/заявления о преступлении выполняется посредством использования процессуальных приемов. Вместе с ними применяются результаты непроцессуальных средств, вовлеченных в процесс. В ряде изданий высказывается мнение, что проверка повода для начала производства выполняется с учетом правил, предусмотренных в 87-й норме кодекса, поскольку большинством сотрудников признается допустимость доказывания на этапе возбуждения дела.

    Сообщение о преступлении


    Это понятие использует далеко не одна статья (144, 145 УПК РФ). Что означает "сообщение о преступлении"? Данный термин используется в нормах в трех значениях.

    1. В частях 1 и 5 нормы 144 УПК РФ сообщением о преступлении считается не только повод для начала производства, но и любой иной. К последним, в частности, относят явку с повинной и заявление.
    2. Часть 2 144-й статьи указывает только на определенную разновидность сообщения о готовящемся либо уже совершенном противоправном деянии, полученного от разных источников. В соответствии с нормой 143 составляется рапорт о выявлении признаков преступления.
    3. Часть четвертая ст. 144 сообщение о преступлении называет заявлением - поводом для начала производства по делу, предусмотренному ст. 140 и 141.

    Дополнительно

    Проверка с использованием уголовно-процессуальных средств может выполняться относительно любого повода для начала уголовного производства. Срок этой процедуры исчисляется с момента первого поступления соответствующей информации о готовящемся, совершенном либо совершаемом преступлении в орган дознания, члену либо руководителю следственной группы, прокурору и прочим указанным выше уполномоченным лицам. При этом сообщение должно содержать признаки объективной части состава преступления, имеющие процессуальное значение.

    Пределы компетенции


    О чем еще рассказывает статья 144 (145) УПК РФ? Здесь указывается на то, что уполномоченные органы принимают сообщение, проверяют его и выносят процессуальное решение. Пределы компетенции предполагают ограничения не только права возбуждения дела, но и возможности осуществления предварительной проверки. Итак, статья 144 (145) УПК РФ не допускает проведение указанных мероприятий лицами, не уполномоченными на начало уголовного производства.

    Решения


    Мероприятия, предусмотренные ст. 144, 145 УПК РФ, выполняются по определенному порядку. Так, по результатам предварительной проверки начальник следственного органа, дознаватель или иное уполномоченное лицо осуществляет одно из следующих действий:

    1. Отказывает в возбуждении дела.
    2. Передает сообщение по подследственности согласно ст. 151 кодекса, а по заявлениям частного обвинения - в судебную инстанцию.
    3. Возбуждает производство.

    О решении, которое будет принято, уполномоченное лицо сообщает заявителю. При этом последнему должно быть разъяснено право на обжалование и сам порядок оспаривания. По смыслу норм 144, 145 УПК РФ, если будет принято решение о передаче материалов по подследственности или в судебную инстанцию, уполномоченные лица должны обеспечить сохранение следов преступления.

    Статья 144 УПК РФ. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении


    При поступлении информации об уголовном деянии (готовящемся либо уже совершенном) выполняется доследственная проверка. УПК РФ (144 норма) устанавливает правила ее проведения. Узнаем о них подробнее.

    Общие сведения


    В ч. 1 статьи 144 УПК РФ устанавливается, что орган дознания или его служащий, начальник и другое уполномоченное лицо обязаны принять поступившие сведения о деянии (готовящемся/совершенном). Информация должна быть изучена на предмет достоверности в пределах компетенции указанных субъектов.

    В трехдневный срок уполномоченный служащий обязан принять по поступившим данным решение. Соблюдая порядок рассмотрения сообщения о преступлении, должностное лицо может получать объяснения и образцы для проведения сравнительных исследований, истребовать предметы и документы, изымать их по установленным правилам. Он также вправе назначать экспертизу, участвовать в ней и получать экспертное заключение в разумный срок.

    Норма 144 УПК РФ допускает осуществление служащим осмотра места происшествия, трупов, предметов, документов, освидетельствования. Должностное лицо вправе требовать выполнения ревизий, исследований, привлекая к ним, в том числе, специалистов, а также давать дознавателям письменное обязательное поручение о совершении ОРМ.

    Важный момент

    Соблюдая порядок рассмотрения сообщения о преступлении, уполномоченный служащий должен разъяснить обязанности и права субъектов, участвующих в производстве. В части мероприятий, затрагивающих интересы последних, должна быть гарантирована реализация лицами их юридических возможностей.

    Участникам в числе прочего разъясняется право не свидетельствовать против близких, круг которых установлен в ст. 5, п. 4, супруга/супруги и себя. Привлеченные к производству граждане могут пользоваться помощью адвоката, подавать жалобы на действия уполномоченных сотрудников ОВД по правилам, определенным в гл. 16 УПК.

    Участникам мероприятий может быть вменена обязанность сохранять конфиденциальность полученных сведений. В случае необходимости может обеспечиваться безопасность граждан по правилам, установленным ст. 166 Кодекса, в том числе при получении сообщения об уголовно наказуемом деянии.

    Нюансы

    В норме 144 УПК РФ устанавливается, что информация, которая будет получена в процессе изучения поступивших данных на предмет достоверности, может использоваться как доказательства при строгом соблюдении положений ст. 89 и 75 Кодекса.

    После возбуждения дела потерпевший или сторона защиты вправе направить ходатайство о проведении дополнительной или повторной экспертизы. Такое заявление должно быть удовлетворено.

    Изучение информации из СМИ


    В соответствии с положениями нормы 144 УПК РФ, изучение сведений, распространенных в медийных средствах, на предмет их достоверности осуществляется органом дознания. Для этого оформляется поручение прокурора.

    Изучение сведений может осуществлять следователь. Основанием для этого является распоряжение начальника отдела. Редакция, директор соответствующего СМИ по требованию уполномоченного лица обязаны передать имеющиеся в их распоряжении материалы и документы, подтверждающие сведения об уголовном деянии.

    Кроме этого, предоставляется информация о лице, которое сообщило эти данные. Исключение составляют случаи, когда данный субъект поставил условие о сохранении конфиденциальности источника.

    Специфика установления сроков


    В ч. 3 ст. 144 УПК РФ определено, что руководитель органа, занимающегося ОРМ, может продлить до 10 суток период, предусмотренный в части первой данной нормы. Для этого подчиненный служащий, осуществляющий соответствующие процессуальные мероприятия, оформляет ходатайство.

    Если необходимо выполнить документальную проверку, ревизию, судебную экспертизу, исследование трупов, предметов, материалов, а также ОРМ, руководитель следственного отдела по ходатайству служащего, а прокурор по просьбе дознавателя может увеличить срок до 30 сут. При этом в соответствующем постановлении указываются фактические, конкретные обстоятельства, ставшие основанием для продления.

    Особенности принятия заявлений

    Субъекту, сообщившему о совершенном/готовящемся преступлении, выдается специальный документ. Он свидетельствует о принятии переданной информации. В документе указываются сведения о служащем, зарегистрировавшем заявление. В обязательном порядке отмечается дата и время принятия сообщения.

    На отказ в приеме заявления о совершенном/готовящемся уголовном деянии может быть направлена жалоба прокурору либо суду по правилам, определенным ст. 124-125 Кодекса.

    Особые случаи

    Заявление от потерпевшего либо его представителя по делу частного обвинения, направленное в суд, рассматривается в порядке, определенном ст. 318. В случаях, установленных ч. 4 ст. 147, изучение информации о деянии выполняется по указанным выше правилам. Данное положение определено в части 6 нормы 144 УПК РФ.

    Отдельные правила установлены в случаях получения из органа дознания сведений о неправомерных действиях, предусмотренных ст. 198-199.1 УК. В таких ситуациях следователь в отсутствии причин для отказа в возбуждении производства в трехдневный срок с даты поступления соответствующего заявления отправляет в вышестоящий орган ФНС относительно подразделения, на учете в котором состоит плательщик/агент, копию с приложением документов. В числе последних должен присутствовать предварительный расчет предполагаемой недоимки по обязательным отчислениям. Данное правило устанавливает часть 7 ст. 144 УПК РФ (в новой редакции).

    Действия ФНС


    В норме 144 УПК РФ в части восьмой установлено, что по результатам изучения материалов, полученных по правилам части седьмой, налоговая инспекция не позже 15 суток с даты их принятия:

    1. Отправляет следователю заключение о несоблюдении положений НК и о правильности составленных предварительных расчетов. Такие действия осуществляются в случае, когда обстоятельства, приведенные в заявлении об уголовном деянии, ранее были предметом изучения при проверке ФНС. При этом, как указывает статья 144 УПК РФ, наказание к субъекту применялось в соответствии с вступившим в действие решением налогового органа. Кроме этого, подразделение ФНС направляет информацию об оспаривании либо приостановлении исполнения вынесенного постановления.
    2. Информирует следователя, что в отношении плательщика/агента осуществляется проверка, по итогам которой решение не вступило в силу или еще не принято.
    3. Извещает сотрудника ОВД об отсутствии информации о нарушении лицом положений НК, если сведения, присутствующие в сообщении о преступлении, не являлись предметом изучения при выполнении налогового аудита.

    Дополнительно

    После получения от налоговой инспекции заключения, но не позже 30 сут. с даты поступления в ОВД сообщения о преступлении, по результатам рассмотрения постановления следователь должен принять процессуальное решение.

    Производство по делу может возбуждаться уполномоченным служащим до принятия уведомления от подразделения ФНС при наличии повода и достаточной информации, указывающей на признаки уголовного деяния.

    Ст. 144 УПК РФ с комментариями


    От оперативности установления наличия/отсутствия оснований для начала производства во многом зависит эффективность последующих ОРМ. Суть положений состоит в установлении сжатого срока для изучения полученных данных.

    Определение непродолжительного периода имеет практическое значение. Будет ли злоумышленник установлен в отведенный срок или производство, затянувшееся с самого начала, приведет в тупик. Несмотря на то что в исследуемой норме речь идет о сообщении о преступлении (совершенном либо готовящемся), ее содержание относится ко всем поводам, при которых допускается возбуждение производства, в том числе и к явке с повинной.

    Роль СМИ


    Вторая часть комментируемой нормы указывает на значение, которое имеют сегодня медийные средства в жизни общества. Усиление роли СМИ в условиях гласности требует отведения отдельного комплекса положений, касающихся проверки сообщений, распространенных в массовых изданиях.

    В этой связи определяются конкретные обязанности руководителей редакций. Они должны передать все имеющиеся в распоряжении материалы, в которых содержатся сведения о деяниях. Речь, в частности, об аудио-, видеозаписях, документах, фотографиях и пр.

    Закон обязывает руководителя редакции передать сведения о субъекте, ставшем источником сообщения. Однако при этом нормы учитывают конституционные положения, касающиеся конфиденциальности сведений. Если лицо, выступающее как источник данных, предъявляет условие о сохранении информации о нем в тайне, то редакция обязана его выполнить. Соответственно, правоохранительные органы не могут требовать раскрыть ее.

    Оперативно-розыскные методы и средства

    Им принадлежит решающая роль при установлении оснований для начала производства. В запутанных и сложных случаях, когда практически невозможно установить истину и ответить на основные вопросы из кабинета, только информация, полученная оперативным путем, способна внести ясность. В таких ситуациях грамотное, отлаженное, хорошо организованное взаимодействие подразделений ОВД приобретает значение, которым определяется зачастую вся последующая судьба дела.

    Выбор редакции
    И португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее...

    Только поджелудочная железа вырабатывает инсулин и производит панкреатический сок. Эти две главные функции данного органа сложно...

    Штат Джамму и Кашмир приютился на склонах Гималаев. На западе он граничит с Пакистаном, на севере с Китаем и Тибетом. Штат включает в...

    Алябьев Александр Александрович - известный русский музыкант, автор знаменитой песни "Соловей..." и многих, очень любимых в свое время,...
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 32 Причины возникновения: У восточных славян родоплеменные, кровнородственные отношения сменяются на военные,...
    Русь - исторически сформировавшееся название, которое получили земли восточных славян. Впервые оно употреблялось как название...
    Происки недругов способны существенно подпортить репутацию и жизнь. Ненавистники имеют в своем арсенале много сплетен, интриг, козней. От...
    Хотите овладеть Магией Обольщения? Сделать свое Тело Идеальным? Убрать морщины и излишки там где не нужно? Прибавить там где...
    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...