Какие специальные средства вправе применять сотрудники полиции. Правила применения спец средств


Сегодня рассмотрим тему - интересную и подчас весьма актуальную - о тех технических приспособлениях и предметах (официально именуемых специальными средствами), которые полицейские используют для усмирения граждан, пресечения беспорядков и т. п. О чем именно пойдет речь?

В законе "О полиции" не содержится определения подобного термина. Тем не менее данное понятие с 1988 года упоминается среди юридических актов бывшего СССР. Что же это такое и когда именно сотрудник полиции имеет право применять эти средства? Тема эта - достаточно сложная и весьма неоднозначная. В средствах массмедиа порой мелькает информация о случаях нарушения прав личности при подобных действиях представителей правоохранительных органов. Как и о трагических эпизодах, связанных с гибелью людей в связи с неправомерным применением данных средств или превышением полицейскими степени Попробуем в рамках предлагаемой статьи осветить основные моменты, связанные с такими средствами.

Начнем с определения

Правильнее всего классифицировать специальные средства сотрудников полиции в качестве состоящих на вооружении органов МВД и применяемых в отдельных определенных законом случаях технических изделий (веществ и предметов), а также служебных животных, назначение которых - оказывать физическое воздействие принудительного характера на людей либо объекты материального плана.

Что же подразумевается под сотрудниками полиции? МВД располагает арсеналом порядка тринадцати их наименований и видов со множеством модификаций. Речь идет о слезоточивом газе, наручниках, резиновых палках, а также резиновых пулях непроникающего (ударного) действия, отвлекающих светозвуковых средствах. Кроме того, ведется использование бронемашин, водометов, служебных собак, электрошоковых устройств, а также средств, предназначенных для разрушения преград и принудительных остановок транспорта. Есть у полицейских и материалы для специальной окраски, о чем речь ниже.

Кто разрешает их применять?

Сотрудник полиции обязан перед применением специальных средств получить на это разрешение. Кто же уполномочен его выдавать? Относительно наручников, резиновых палок, аэрозольных распылителей и бронезащитных индивидуальных средств такое разрешение выдается оперативным дежурным (старшим дежурным смены). Когда речь идет о патронах и выстрелах непроникающего действия, распылителях высокого давления, специальных палках, ручных гранатах с раздражающим (слезоточивым) действием, газовых средствах (пистолетах и генераторах), отвлекающих светозвуковых средствах и прочих перечисленных абзацем выше материалах, разрешение исходит от начальника МВД либо его заместителя.

Существует правовая основа применения сотрудниками полиции специальных средств, включенных в утвержденный Правительством РФ Перечень. Разрешение их использовать может быть выдано министром внутренних дел РФ, его заместителями, начальниками ГУВД, МВД субъектов РФ либо их заместителями.

Решение о количестве и типах спецсредств, которые требуются на проведение той или иной конкретной операции, принимается ее руководством. В случае индивидуальных действий сотрудника МВД подобное решение он принимает самостоятельно, отчитавшись впоследствии путем рапорта-доклада перед непосредственным начальством.

Отдельные особенности применения сотрудниками полиции специальных средств

При проведении спецоперации ими обязан быть произведен осмотр места действия, чтобы обнаружить возможных пострадавших, собрать либо уничтожить оставшиеся невостребованными предметы и вещества, выявить потенциальные повреждения и возгорания, а также устранить прочие негативные последствия. Спецсредства запрещается использовать в случае их технической неисправности либо те, у которых истек срок хранения.

Имеются определенные правила применения специальных средств сотрудниками полиции, соблюдение которых обязательно. Российским законом "О полиции" регламентировано использование силовых методов вкупе с огнестрельным оружием должностными лицами в процессе поддержания правопорядка, если имеется вероятность чрезмерно тяжелых ранений (речь идет о неоправданном риске).

Применение специальных средств сотрудниками полиции статья закона рассматривает с возможностью расширения списка подобных. То есть приведенный выше перечень не является исчерпывающим и может быть дополнен и расширен.

Это вам не шутки

Помимо того, у МВД РФ имеются законные основания применения специальных средств сотрудниками полиции (в ряде случаев), а также огнестрельного оружия с боеприпасами из арсенала правоохранительных органов других стран.

О чем идет речь? О пластиковых пулях, "тайзере" (устройстве для выстрелов тонкими стрелами с подсоединенными проводами, способными вызывать паралич путем электрического тока), "флэш-боле" (так называется устройство, стреляющее снарядами размером с теннисный мяч, действие которых аналогично удару боксера), пейнтбольном оружии, представляющем из себя пневматику, стреляющую желатиновыми шариками с несмываемой краской (используется для пометки участников уличных массовых беспорядков) и т. п.

Таким образом, права гражданина при применении властью спецсредств, не обозначенных в законе "О полиции", на практике ничем не обеспечены. На его стороне - лишь минимум юридических гарантий. Остается надеяться, что в экстремальной ситуации будет соблюдаться порядок применения специальных средств сотрудниками полиции относительно степени допустимой обороны и причинения вреда в процессе задержания.

Чем вооружены полицейские

В распоряжении органов МВД в настоящее время имеются в наличии резиновые палки разных модификаций (например, ПР-89, ПР-73, ПР-90 и т. д.) Они предназначены для применения в определенных условиях сотрудниками различных подразделений - от ГИБДД и участковых уполномоченных до патрульно-постовой службы (включая отряды особого назначения).

Можно назвать основным видом оружия полицейского. Применяется данный предмет в тех ситуациях, когда требуется отразить нападение на полицейских или мирных граждан, пресечь оказываемое сопротивление либо групповое действие, ведущее к нарушению работы транспорта, различных организаций и связи.

Существуют специальные правила, которые сотрудник полиции обязан при применении специальных средств выполнять. Резиновыми палками запрещается вести нанесение ударов по шее, голове, области ключиц, живота и половым органам. Но следует учесть, что данные ограничения касаются лишь случаев применения их по собственной инициативе (т. е. наступательного характера). Когда же палку используют в виде средства защиты при необходимой обороне, все зависит от расстановки сил и сложности ситуации. То есть в подобных экстремальных условиях удары разрешается наносить по любым органам.

Теоретически по закону обязаны учитываться любые обстоятельства, влияющие на реальный расклад сил сторон конфликта - число участвующих в драке с той и другой стороны, их возраст и степень физического развития, отсутствие или наличие у преступников оружия, время и обстоятельства совершаемого действия. Если посягательство совершается группой лиц, имеются основания применения сотрудниками полиции специальных средств и мер пресечения к любому из нападающих сообразно степени опасности, исходящей от всей преступной группы.

О слезоточивом газе

Спецсредства с содержанием слезоточивых веществ можно разделить по следующим видам:

1. слезоточивого (раздражающего) действия модификаций «Рулет - ВВ», «Дрейф».

2. Выстрелы и патроны того же действия для средств «Сирень-7», «Черемуха - 7М».

3. Распылители аэрозольного действия, именуемые «Зверобоем - 10», а также «Зверобоем - 10М».

4. Жидкостный ранцевый аппарат.

Когда используют слезоточивый газ? Случаи применения сотрудниками полиции специальных средств такого типа - необходимость отразить нападение на рядовых граждан и полицейских, пресечь сопротивление, оказываемое сотруднику полиции, либо задержать лицо, поведение которого указывает на возможность оказания вооруженного сопротивления.

Кроме того, с использованием слезоточивого газа освобождают людей, насильственно удерживаемых в качестве заложников при штурме захваченных зданий и помещений, а также транспортных средств, участков и сооружений. Применяется он в актах пресечения групповых действий и беспорядков массового характера.

При этом порядок применения специальных средств сотрудниками полиции запрещает прицельно стрелять по правонарушителям, применять спецсредства повторно в период их действия в зоне поражения. Часть слезоточивых веществ разрешены к применению лишь в условиях открытой местности.

О знаменитой "Сирени"

Наиболее часто происходит применение сотрудниками полиции специальных средств такого типа в виде слезоточивого газа «Сирень» - CS (или ортохлорбензальмалононитрила), помещенного в аэрозольную упаковку весом 100 мл с температурным диапазоном хранения 10 - 40 ⁰С. Активный состав имеет дальность выброса полтора-два метра и воздействует на нарушителя в течение двух-трех секунд.

Эффект повышается в летнее время по сравнению с зимой и снижается в случае осадков либо сильного ветра. Применение сотрудниками полиции специальных средств этого вида разрешается как в условиях открытой местности, так и в помещении. Цель использования - лишение правонарушителя возможности совершать активные действия на короткий промежуток времени.

Тактико-технические данные такого спецсредства позволяют эффективно использовать его по отношению к конкретному человеку. Оптимальное расстояние при этом составляет меньше метра. Следует помнить о соблюдении мер безопасности с учетом силы ветра, возможного наличия открытого огня и т. д.

Данное средство способно серьезно травмировать органы зрения. Если через четверть часа после его применения правонарушитель продолжает испытывать резкую боль в глазах, сотрудником полиции ему обязана быть оказана медицинская либо доврачебная помощь. Следует упомянуть, что Федеральным законом "Об оружии" номер 150-ФЗ, принятым в декабре 1996 года, эти средства рассматриваются в качестве газового вооружения. Такой подход принимается нормативным актом касательно содержащихся под стражей обвиняемых и подозреваемых.

Когда применяют наручники?

На вооружении в органах МВД имеются наручники типов БР и БР-С. Когда сотрудник полиции имеет право использовать их по назначению? В случае необходимости пресечь оказываемое ему сопротивление, задержать гражданина, застигнутого при совершении серьезного преступления и пытающегося скрыться. Имеется в виду преступление против здоровья, жизни либо собственности.

Также наручники требуются в случае доставки задерживаемого в полицию, конвоирования арестованных (в том числе в случае административного ареста), если те собственным поведением демонстрируют склонность к побегу, причинению вреда окружающим либо возможности противодействия полицейским.

Если в конкретной ситуации у сотрудника полиции наручники отсутствуют, он имеет право пользоваться для связывания рук другими вспомогательными средствами, так как это не нарушает главной цели применения - ограничения опасных либо противоправных действий нарушителя.

Важные нюансы

Сотрудник полиции обязан при применении специальных средств в виде наручников периодически проверять (каждые пару часов или чаще) состояние фиксации их замков. Цель проверки - предотвратить возможное расстегивание замков либо, напротив, чрезмерное их затяжение, ведущее к травмам рук.

Из самого названия "наручники" видно, что они предназначены для застегивания на руках. В реальных условиях порой нарушителя требуется пристегнуть к неподвижному предмету (дереву, батарее), надеть указанный предмет на ногу либо пристегнуть вместе руку с ногой. С юридической точки зрения это антигуманно и в общем случае обязано расцениваться в качестве превышения полномочий.

Часть сотрудников полиции в свое оправдание при использовании подобной формы фиксации приводит необходимость эффективного пресечения буйного сопротивления задержанного. Но в целом подавляющее большинство случаев позволяет применять в таких случаях обычный способ связывания.

О правах задержанных

Срок, в течение которого возможно применение сотрудниками полиции специальных средств в виде наручников в однократном порядке, не регламентируется. Порой в части ведомственных нормативных актов встречается упоминание о двухчасовой его продолжительности. Например, речь может идти о содержании в спецприемниках при органах МВД задержанных в порядке административного ареста за мелкое хулиганство лиц.

Факт применения наручников обязан быть юридически зафиксирован по установленной форме. То есть, например, протокол, составленный в случае административного задержания, обязан содержать факт применения их с указанием времени надевания и снятия. При этом обязательно следует ссылка на основания их применения. В случае использования их патрульно-постовой службой устав ее требует документального отражения данного факта в форме составления рапорта.

На практике в большинстве случаев, когда наручники применяются во время задержания, конвоирования и доставки пешим порядком либо в автомобиле, обходится это все без составления документов.

Отвлекающие светозвуковые средства и прочая техника

Речь идет об оперативно-техническом стационарном средстве под названием «Пламя-М» и светозвуковой ручной гранате «Заря-2». Применяют их в случаях, аналогичных перечисленным выше. То есть для отражения агрессивных действий задержанных либо подозреваемых граждан (или когда есть основания полагать, что лицо намерено оказать вооруженное сопротивление), а также в процессе освобождения заложников и пресечения беспорядков массового характера. Применять их разрешено на расстоянии свыше 2 метров от людей.

К средствам, используемым для разрушения преград, относятся малогабаритные устройства взрывного действия "Импульс" и "Ключ". Их запрещено применять в помещениях, где могут содержаться заложники, а также на расстоянии менее 2 метров от людей.

Если требуется принудительная остановка средства транспорта (когда водитель не выполняет требования об этом сотрудника полиции), это тоже делается благодаря спецсредствам. При нарушении водителем ПДД его транспортное средство останавливают путем громкоговорящей связи, жестов рукой либо жезлом, специальных сигналов светового и звукового характера.

Ограничения при применении сотрудником полиции специальных средств по отношению к транспорту

Под запретом остановка автомобилей на участках дорог ограниченной видимости, перед поворотом и после него, сразу перед вершиной подъема либо после нее, перед переходом, перекрестком и в зоне железнодорожного переезда. Относится это и к прочим опасным местам. Исключение составляют случаи, когда безотлагательная остановка - необходимость.

В случае игнорирования водителем сигнала полицейского об остановке его действия можно квалифицировать как невыполнение законного требования представителя власти. По юридическому смыслу средство принудительной остановки может применяться в случае даже однократного отказа подчиниться.

Если же действия водителя создают реальную опасность здоровью и жизни окружающих и он игнорирует неоднократные сигналы остановиться, допускается воспользоваться огнестрельным оружием с целью повредить транспортное средство.

В данном случае разрешает применение специальных средств сотрудниками полиции статья 153-я "Закона о полиции" (пункт 1-й ее 2-й части). Запрещается применять принудительную остановку к автомобильному транспорту общего использования и грузовым автомобилям, в которых перевозятся люди. Не подлежит подобному применению также автотранспорт дипломатических представительств, мототехника, любые транспортные средства на горных дорогах либо при ограниченной видимости. Запрещено делать это на мостах, эстакадах, железнодорожных переездах, путепроводах, в туннелях.

Прочие спецсредства

К другим подобным вариантам техники, используемым в полиции, можно отнести бронетранспортеры марок БТР - 60ПБ, БТР - 80, БТР - 70), водометы («Лавину», пожарную автоцистерну АЦ - 40), специальную машину СПМ - 1, разведывательную боевую дозорную машину (БРДМ - 2).

Применение специальных средств сотрудниками полиции в этом случае (речь идет о бронемашинах и водометах) возможно лишь по непосредственному распоряжению начальника органа УВД либо криминальной полиции с обязательным уведомлением прокурора в течение ближайших суток с начала операции. К действию водометов прибегают в случае необходимости рассредоточить участников массового беспорядка, а также ликвидировать пожар при помощи выпускаемой под давлением струи воды. Их запрещено применять, если температура воздуха ниже 0⁰С.

Ранее для разгона участников уличных беспорядков нередко прибегали к использованию пожарных машин. Но в 1994 году был принят закон "О пожарной безопасности" (номер 69-ФЗ), статьей № 4 которого было отменено привлечение средств борьбы с огнем к действиям по предупреждению и ликвидации массовых конфликтов и беспорядков.

В каких случаях применяется бронемашина? Необходимость этого может возникнуть в случае операции задержания группы вооруженных преступников или бесчинствующих масс, при блокировке движения или при необходимости организовать проход среди заграждений, а также доставить личный состав в труднодоступное место.

О служебных собаках и химических средствах

В качестве специальных окрашивающих средств применяется ряд химикатов - раствора фенолфталеина, риванола, тетрациклина, а также спецчернил и люминесцентных карандашей. С помощью их выявляются лица, причастные к совершению преступлений. Возможна установка таких окрашивающих средств на объектах собственности по согласию с владельцем.

Следует еще упомянуть о служебных собаках, которые могут содержаться на поводках и в намордниках либо без таковых. Все случаи, в которых предусмотрено их использование, регламентируются отдельными пунктами и положениями закона. Причем относится это к разным видам действий с собаками - с применением намордников и поводков или без них.

Напоследок уточним, что любой случай, допускающий согласно федеральному законодательству применение огнестрельного оружия, автоматически подразумевает разрешение на использование перечисленных в статье специальных средств. Практически это означает расширенную сферу их действия по сравнению с первым. И об этом не следует забывать никому - с законом, как известно, шутки плохи.

Хочется всем читателям пожелать отнестись со всей серьезностью к изложенной в статье информации. Как известно, от сумы и тюрьмы зарекаться не советуется никому, особенно в условиях нашей суровой действительности. Но очень многие (особенно представители молодого поколения) отдают себе довольно слабый отчет в том, что такое конфликт с представителями закона. И к каким последствиям ведут попытки его нарушения - от мелкого хулиганства до серьезных противоправных действий. Речь даже не идет сейчас о неминуемом подчас очень суровом наказании. Сама процедура столкновения с вооруженным полицейским способна в одночасье отрезвить любые горячие головы. Желаем всем читателям разумного поведения и отсутствия проблем с законом.

15 июня 2016 Просмотров: 18729

Применение физической силы и специальных средств охранниками ЧОП (ЧОО)

Правовой основой частной детективной и охранной деятельности являются Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации “О частной детективной и охранной деятельности” от 11 марта 1992 года и другие законы и правовые акты Российской Федерации. В соответствии со ст.1 указанного выше закона частная детективная и охранная деятельность определяется, как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам в целях зашиты законных прав и интересов. Подобная деятельность может осуществляться предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел Российской Федерации.

Ни для кого не секрет, что одним из важных моментов в работе частной охранной деятельности , является применение мер принуждения. Проще говоря - применение физической силы к правонарушителю. Эти действия необходимы частному охраннику при пресечении всевозможных посягательств на объект, который охраняется. Но иногда, не до конца осознавая своих полномочий, а тем более имея слабые знания правовых аспектов применения физической силы и специальных средств охранники ЧОП легко становятся заложниками данной ситуации, конечно же, здесь имеется ввиду правовой аспект (административная либо уголовная ответственность).

Закон о «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» устанавливает (ст.ст. 16.1, 17) случаи, когда частные охранники вправе применить физическую силу и специальные средства:

1) для отражения нападения, непосредственно угрожающего их жизни и здоровью;

2) для пресечения преступления против охраняемого ими имущества, когда правонарушитель оказывает физическое сопротивление.

Запрещается применять специальные средства в отношении:

женщин с видимыми признаками беременности;

лиц с явными признаками инвалидности;

несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен частному охраннику.

Примечание: кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью частного охранника или охраняемому имуществу.

В реальности физическую силу охранник может применять и для отражения нападения на него преступника на охраняемом объекте. Иногда применение физической силы охранником необходимо и при пресечении административных нарушений.

Причем п рименение физической силы охранником может быть и с использованием специальных средств, а также и оружия в противоборстве с преступником. Это необходимо бывает при пресечении преступной деятельности правонарушителей.

Все эти моменты как раз и регламентируются в выше указанном законе «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». В этом законе определяются, какие меры принуждения для задержания правонарушителя разрешены, какие специальные средства, включая и огнестрельное оружие, можно применять сотрудникам частных охранных организаций . Но, к сожалению, в этом законе изначально применение охранниками физической силы не было регламентировано. Внесенные изменения в закон позволили корректно применять физическую силу охранниками частных охранных организаций.

К корректным формам применения физической силы частными охранниками может быть отнесено ее использование как сдерживающего фактора, например, с целью воспрепятствования прохода на охраняемую территорию. В этом случае физический или иной вред объекту применения силы, как правило, не причиняется. То же самое можно сказать и о применении физической силы при задержании лиц, совершивших или совершающих административные правонарушения на объекте охране. Например, частный охранник , применяя физическую силу, насильно выводит из охраняемого им ночного клуба сильно опьяневшего и ведущего себя неадекватно посетителя, предотвращая тем самым совершение им более серьезного правонарушения (преступления), или насильно удерживает до приезда полиции задержанного им правонарушителя, совершившего мелкое хищение на объекте охраны .

При применении физической силы в указанной выше форме сдерживания и удержания, когда объекту применения не причиняется какой-либо вред, регламентация порядка и условий ее применения не требуется. Регламентация ограничений необходима при применении физической силы, могущей причинять вред с целью недопущения со стороны частных охранников, ее применяющих, превышения своих полномочий и причинения чрезмерного вреда, чем это необходимо для отражения того или иного посягательства на объект охраны. Этот же принцип можно использовать для определения категории лиц, в отношении которых применение активной формы физической силы, могущей причинять существенный вред их здоровью.

Но в Законе есть один существенный недостаток. В нём перечислены случаи и основания для применения спецсредств, но нет практически ничего о применении обычной физической силы, которая по своему воздействию может быть сравнима с результатом использования спецсредств. Представляется, что такое применение физической силы должно быть не менее серьёзно аргументировано.

Ссылка по аналогии на условия применения специальных средств и огнестрельного оружия, предусмотренные статьей 16 Закона «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», при применении физической силы частными охранниками будет также обоснована тем обстоятельством, что и в том, и другом случаях может быть причинен физический или имущественный вред непосредственно правонарушителю или даже третьим лицам в условиях крайней необходимости, когда не было другого способа устранить возникшую опасность. То есть применение физической силы можно приравнять к применению специальных средств и оружия. Например, использование боевых приемов борьбы как разновидность физической силы - это приемы самбо, дзюдо, каратэ, айкидо, бокса или любого вида рукопашного боя либо не относящиеся к ним вообще - специально обученным и подготовленным частным охранником по своей эффективности не уступают порой применению специальных средств и оружия.

Анализируя положения ст.16.1 «Закона о частной детективной и охранной деятельности в РФ», определяющей условия применения специальных средств и огнестрельного оружия при осуществлении частной охранной деятельности, а также вышеуказанные нормы международного права, можно определить, что применение частными охранниками физической силы ограничивается обязанностью: стремиться свести к минимуму любой вред от своих действий, в том числе причинение вреда здоровью и имуществу задерживаемого, с учетом характера и степени опасности преступления или административного правонарушения, степени опасности лиц, его совершивших, силы противодействия, оказываемого частным охранникам; предупредить голосом задерживаемое лицо о намерении применить для его задержания физическую силу либо специальные средства и дать достаточное время для выполнения своего законного требования, кроме случаев, когда промедление в применении физической силы создает непосредственную опасность для его жизни и здоровья или может повлечь за собой иные тяжкие последствия; оказать лицу, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, доврачебную первую помощь, при необходимости обеспечить его доставление в лечебное медицинское учреждение.

О каждом случае смерти или получения телесных повреждений в результате применения физической силы частные охранники обязаны незамедлительно уведомить прокурора.

Превышение полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет уголовную ответственность согласно ст.203 УК РФ «Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей».

По этому, применяя такие формы физической силы, как, например, различные боевые приемы борьбы и рукопашного боя, частный охранник не должен нарушать пределы необходимой обороны, крайней необходимости и мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление. Как говорилось выше, умышленное причинение явно чрезмерного физического вреда, чем это необходимо для отражения нападения, пресечения преступления или задержания лица (лиц) его совершившего, согласно действующему законодательству влечет за собой уголовную ответственность частных охранников по ст.203 УК РФ, а в случаях умышленного причинения тяжкого вреда здоровью или смерти еще по совокупности со ст.111 и ст.105 УК РФ, предусматривающими ответственность за причинение соответственно тяжкого вреда здоровью и умышленное убийство.

Так же разрешение на использование специальных средств частными охранниками , правил их использования и перечень которых, утверждено Правительством РФ.

Здесь так же есть строго ограниченные основания, по которым такое использование допускается. Это ситуация, при которой создаётся опасность для жизни самого охранника, совершается массовое нападение на объект охраны или на охранника. Только в этом случае охранник имеет право воспользоваться резиновой дубинкой, электрошокером, газовым баллончиком, наручниками или даже огнестрельным оружием. Если же спецсредства применялись в других случаях в отношении физического лица, то ему смело можно обращаться за помощью в ближайшее РОВД или в прокуратуру. На работников охранных предприятий распространяются требования о применении специальных средств, которые действуют и для работников правоохранительных органов.

Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект, устраняющий правовой пробел в законодательстве, регламентирующем частную охранную деятельность. Новацией которого явились правила, устанавливающие порядок и основания применения работником частной охранной организации физической силы. (ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» от 31.12.2014 № 534-ФЗ).

С одной стороны, наконец-то реализована обсуждавшаяся давно идея. В самом деле, зачем охранник, если он может стрелять, но не может орудовать руками? Ведь бывают ситуации, когда силовой прием намного предпочтительнее, чем применение оружия или спецсредств.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Право на применение физической силы является действенным средством защиты прав и законных интересов работников охраняемых объектов и частных охранников от общественно опасных посягательств со стороны правонарушителей, а их умения и демонстрация возможностей применения физической силы - важным профилактическим средством предупреждения различного рода противоправных посягательств на охраняемые объекты. Уверенность в правомерности своих действий по применению физической силы к правонарушителю усиливает эффективность действий частного охранника. Поэтому руководителям охранных организаций необходимо прописывать применение частными охранниками физической силы, в служебной инструкции, которая является локальным нормативным актом и обязательна для исполнения частными охранниками.

Статья подготовлена преподавателями ЧОУ ДПО "Центр Профессиональной Подготовки" г. Мытищи

Федеральный закон «О полиции» Российской Федерации принят с момента официальной смены названия данной структуры, в марте 2011 года. Но неверно думать, что закон, регулирующий работу сотрудников полиции, нужно знать только им самим. Любому человеку, гражданину РФ или иностранцу, пребывающему в стране, стоит ознакомиться с таким документом, как Закон РФ «О полиции» (N 3 ФЗ), по нескольким причинам. Нелишним, например, будет разобраться в вопросах, касающихся применения полицейскими оружия, спецсредств и просто силового воздействия по отношению к нарушителю. Какое поведение гражданина может вынудить сотрудника полиции на применение всего вышеперечисленного? И в связи с чем полицейский может принять решение об использовании оружия или имеющихся служебных специальных средств, не нарушая при этом закон? Про полицию в России и методы работы её сотрудников есть немало отзывов, плохих и хороших. Но прежде чем давать оценку, стоит разобраться, какие права дает сотруднику полиции действующий на сегодня закон.

Право на применение: кто из полицейских вправе применить служебное оружие (специальные средства)

Права и полномочия сотрудника (группы сотрудников) полиции на применение при выполнении профессиональных обязанностей специальных средств, служебного огнестрельного оружия и (или) физической силы определяет Федеральный закон «О полиции», глава 5 статья 18.

Законом «О полиции» установлен ряд требований к сотрудникам, имеющим право применять в процессе службы специальные средства и оружие. В соответствии со ст. 18 Закона «О полиции», получить право использовать все перечисленные средства сотрудник полиции может только после того, как пройдет специальную подготовку. В течение всей службы, сотрудник полиции, имеющий право применять служебное оружие и спецсредства обязан регулярно проходить проверку на способность действовать в условиях, когда применение оружия и (или) спецсредств наиболее вероятно.

Рассмотрим подробнее статьи закона «О полиции» РФ, регламентирующие применение специальных средств, силы, а также огнестрельного оружия полицейскими (группой полицейских) при несении службы.

В каких случаях полицейский получает право использовать служебное огнестрельное оружие

Не зная принципов законодательства, регулирующего работу полиции, можно ошибочно подумать, что оружие выдается сотруднику полиции и он свободно может применять его, как это нередко показывают в большинстве фильмов на криминальную тематику. В отличие от фильмов, в реальной жизни на применение силы или спецредств, а тем более огнестрельного оружия, существует немало ограничений, которые полицейскому при несении службы предписывает строго соблюдать Закон «О полиции». В России, кроме этого закона, использование оружия полицейским, правила ношения и порядок применения спецсредств и оружия, регулируются также конституционными законами РФ. К тому же для несения полицией служебных обязанностей могут использоваться исключительно огнестрельное оружие и марки и модели специальных служебных средств, указанными в Перечне, утвержденном правительством РФ.

Право сотрудников полиции в определенной ситуации пользоваться служебным огнестрельным оружием, как и специальными средствами, закреплено в ст. 18 Закона «О полиции». Воспользоваться этим законным правом полицейский может, оказавшись в ситуации, когда выполнение его служебных обязанностей невозможно без применения силовых методов.

Цели, принципы, порядок и случаи применения служебных специальных средств, оружия и физической силы регулирует Закон «О полиции», ст. 18-24.

Исходя из статьи 23 рассматриваемого в этой статье закона, сотрудник (группа сотрудников) полиции обладает правом на применение огнестрельного оружия: для пресечения нападения, связанного с применением насилия, считающегося опасным для жизни и здоровья (в том числе вооруженного или группового нападения на здания, организации и прочее), освобождения удерживаемых лиц-заложников, для задержания гражданина, совершающего тяжкое преступление или оказывающего вооруженное сопротивление, пресечение побега из МЛС.

Есть и другие ситуации, когда применение оружия полицейским допустимо: предупредительный выстрел, для остановки движущегося транспорта, разрушения замков, препятствующих проникновению в здание, обезвреживания животного (при угрозе жизни и здоровью).

Нарушение оснований правил и (или) порядка применения специальных средств, силы или служебного оружия, которые регламентирует Закон «О полиции», ст. 18-24, совершенное сотрудником полиции умышленно, будет являться уголовно наказуемым превышением должностных полномочий.

Специальные средства: что к ним относится

Под специальными средствами (спецсредствами) понимаются технические предметы, устройства и вещества, а также служебные животные, официально состоящие у сотрудников полиции на вооружении. Исчерпывающий перечень данных средств и допустимый порядок их применения установлен в 2001 году постановлением правительства РФ.

Таким образом, специальными средствами полиции признаются:

1. Так называемые дубинки, значащиеся в перечне как «палки резиновые специальные».

2. Наручники (они же средства ограничения подвижности).

3. Электрошоковые и светозвуковые устройства.

4. Средства (или устройства) для принудительной остановки транспорта (далее - СПОТ).

5. Газовые средства и «химловушки» - маркирующие или окрашивающие устройства.

6. Комплект ССД – средства сковывания движения. Это уже не «браслеты», а сеть, которую набрасывают на задержанного при помощи спецустройства.

7. Водометы.

8. Служебные животные. Сюда входят не только обученные полицейские собаки, но и лошади.

Для чего и когда служебные спецсредства применяются полицией

Главное отличие специальных средств от служебного оружия в том, что оно применяется с целью задержать, временно нейтрализовать или обездвижить, но при этом без угрозы жизни или здоровью задержанного.

Применять служебные спецредства можно во всех случаях, когда легально огнестрельного оружия. Кроме того, специальные средства сотрудник (группа сотрудников) полиции могут применять в следующих случаях: чтобы отразить нападение, пресечения сопротивления или преступления, задержания гражданина, совершающего преступление или оказавшего вооруженное сопротивление, освобождения зданий или заложников, доставления задержанного лица в полицию, охраны зданий, противодействие массовым беспорядкам, выявление граждан, совершивших (совершающих) преступления или правонарушения, принудительной остановки транспортного средства.

Против кого применение оружия и специальных средств незаконно

Важно знать следующее: законом «О полиции» установлены категории лиц, применение к которым оружия и спецсредств полностью исключено и ограничения.

Незаконно применение оружия и специальных средств против малолетних (в случае с оружием и очевидно несовершеннолетних) граждан, беременных женщин и инвалидов (имеются в виду люди с явными внешними признаками инвалидности). Недопустимо применять оружие при большом скоплении людей.

Исключение: вооруженное сопротивление и нападение (в том числе групповое), представляющее угрозу здоровью и жизни самих полицейских и (или) других граждан.

Когда применение оружия и специальных средств незаконно

И ещё несколько важных ограничений, действующих при использовании специальных средств. Сотрудникам полиции запрещено:

Наносить удары резиновой дубинкой по голове, ключицам, области живота, в область сердца, шеи, половых органов.

Применять СПОТ для пассажирского транспорта, если там имеются пассажиры. Это же относится и к различному мототранспорту, а также иностранному дипломатическому (консульскому) транспорту.

Использование СПОТ запрещается на мостах, ж/д переездах, в тоннелях, эстакадах, а также в «сложной» местности с ограниченной видимостью или горных трассах.

Окрашивающие средства устанавливаются только с согласия собственника того объекта, где планируется размещение.

Применять водяные пушки (водометы) на холоде (при температуре ниже 0 градусов).

Список, конечно, не исчерпывающий. Но для всех ограничений применения спецсредств действует исключение: сотрудники полиции вправе не следовать им в случаях, допускающих использование огнестрельного оружия. Например, для задержания гражданина, оказывающего вооруженное сопротивление или освобождения заложников.

Сотрудник полиции применил физическую силу: насколько это законно?

Ситуация, при которой сотрудники полиции могут применить при задержании или предотвращении преступления не оружие, а физическую силу, допустим, используют специальные приемы захвата или рукопашного боя, совсем не редкость. Но законно ли такое действие? Статья 18 (Закон «О полиции») право на применение физической силы полицейским во время несения службы допускает наряду с применением спецсредств и служебного оружия. Но и здесь всё не так просто.

Допускается применение физической силы полицейским (группой полицейских) при определенных обстоятельствах, только при возникновении ситуации, когда разрешено законом применять и другие методы, оружие или спецсредства.

С целью пресечь административное правонарушение или совершаемое преступление.

В случае сопротивления законному требованию сотрудника полиции.

С целью задержания гражданина, совершившего преступление (административное правонарушение).

Стоит заметить, что ст. 18 закона «О полиции» указывает также на обязанность сотрудника полиции, который по роду выполнения служебных обязанностей может столкнуться с необходимостью применить силу, проходить специальную подготовку и тренировки, связанные с действиями в условиях применения силы.

«Подручные средства»: можно ли чем-то заменить оружие и (или) специальные средства?

В ситуации, когда у полицейского нет при себе оружия или спецсредства, статья 18 закона РФ «О полиции» предусматривает возможность заменить любыми подручными предметами состоящие на вооружении полиции огнестрельное оружие или специальные средства, но исключительно при крайней необходимости, или если сотрудник полиции производит задержание лица, совершившего преступление.

Полицейский вправе использовать огнестрельное оружие, не состоящее на вооружении, руководствуясь при этом основаниями и соблюдая порядок применения, установленный действующим законом.

Право на замену подручными средствами спецсредств касается только средств ограничения подвижности, то есть наручников. В этом случая используется предмет, пригодный для связывания, например веревка.

Не нарушая порядок: установленная законом процедура применения полицейскими оружия, специальных средств и физической силы

Даже имея право на применение оружия в определенной ситуации, сотрудники полиции обязаны соблюсти процедуру применения, описанную в действующем законе. Почему это так важно? Прежде всего потому, что один из главных принципов применения полицейским оружия, силы и спецсредств – минимизация причиняемого ущерба – зависит от этого в немалой степени.

Другая причина необходимости соблюдения порядка, установленного законодательством – ответственности за причинение любого вреда при применении оружия, спецсредств и силовые действия полицейский не несет исключительно при условии соблюдения порядка применения всего вышеперечисленного (п. 9 ст. 18 закона «О полиции») .

Рассматриваемый в статье федеральный закон устанавливает следующий порядок применения полицейским огнестрельного оружия, специальных служебных средств, физической силы к гражданам:

Первое действие – сотрудник сообщает лицу (или лицам), к которым будут применены указанные средства воздействия, что он является сотрудником полиции.

Следующий обязательный шаг – предупреждение о том, что сотрудник полиции собирается применять оружие, физическую силу или спецсредства.

Если действует группа полиции, то оба начальных этапа выполняет один из группы.

И главное – нарушителю (группе нарушителей) обязательно дается время и возможность для выполнения требований полицейского.

У этого порядка, однако, есть исключение. Закон дает право сотрудникам полиции обойтись без предупреждающих мер, а сразу применить оружие (силы, спецсредства), если любое промедление может повлечь за собой тяжкие последствия для жизни и здоровья полицейского или граждан, которых он призван защищать.

И последнее: обоснованное и правильное применение оружия (силы, спецсредства), безусловно, освобождает полицейского от ответственности за вред, нанесенный гражданину. Тем не менее закон подразумевает и дополнительные обязанности сотрудника полиции в случае, если гражданину причинен вред: оказание или предоставление пострадавшему медицинской помощи, необходимость сообщить близким раненого о случившемся.

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

(в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 37-ФЗ)

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности - в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства - в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 7, 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта - в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения - в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы - в случаях, предусмотренных пунктами 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины - в случаях, предусмотренных пунктами 5, 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, - в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград - в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

Закон РФ «О полиции» - N 3-ФЗ - ориентирован на создание корректных взаимоотношений между обществом и такой силовой структурой, как полиция. Утверждает, что данный орган предназначен для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан нашей страны, а также иностранцев, лиц без гражданства. Устанавливает правовой статус полиции и права, а также обязанности её служащих, границы, необходимость и порядок применения огнестрельного оружия, использования специальных устройств и физической силы. Корректирует деятельность полиции с учётом современных требований общества. Регламентирует меры принуждения и порядок их применения.

Закон РФ «О полиции» 2015 года № 3-ФЗ был принят 28.01.2011 г.

Закон РФ «О полиции» – регулирует организацию милиции в нашем государстве, служебные обязанности, права, правила приёма и увольнения, гарантии правовой и соц. защиты сотрудников милиции. Утверждает систему данной структуры, описывает иерархию должностного подчинения в её рамках. Указывает гарантии законности и обеспечения прав граждан в деятельности милиции, а также ситуации, когда сотрудникам милиции допустимо применять специальные средства, огнестрельное оружие и физическую силу.

А. М. Сильников*

Виды специальных средств, состоящих на вооружении ОВД, и их классификация

В статье на основе анализа видов специальных средств, закреплённых Федеральным законом «О полиции», перечня специальных средств, состоящих в настоящее время на вооружении органов внутренних дел, предлагается вариант их классификации, раскрывается содержание термина «служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения», понятие «применение специальных средств».

Ключевые слова: специальное средство, виды специальных средств, классификация специальных средств, применение специальных средств, служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения.

A.M. Silnikov*. Types and classification of special equipment adopted by the Russian interior ministry units. The paper based on the analysis of various types of special equipment listed in the Federal «Police Law» and the list of special equipment adopted by the Russian Interior Ministry units proposes a classification of that equipment, explains the term «police limited firearms» and opens the term maintenance of «use of special equipment».

Keywords: special equipment, types of special equipment, classification of special equipment, use of special equipment, police limited firearms.

В основу принятого в России Федерального закона «О полиции» положено несколько концептуальных идей, среди которых обратим внимание на две: закрепление правоохранительного предназначения полиции в обществе и гуманизация форм и методов работы полиции.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О полиции», она предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.

Для достижения указанных целей сотрудникам полиции предоставлено право применять к лицам, злостно нарушающим установленные правовые запреты, состоящие на вооружении ОВД специальные средства принуждения, значительная часть которых по своим тактико-техническим характеристикам является оружием несмертельного действия.

Чтобы иметь представление о способах принудительного воздействия, используемых при применении специальных средств, необходимо дать характеристику специальным средствам, состоящим на вооружении органов внутренних дел, и провести их классификацию.

Виды специальных средств перечислены в ст. 21 Федерального закона «О полиции». В свою очередь, перечень специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 731 «Об утверждении перечня специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации, и Правил применения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации специальных средств» (с изм. и доп., внесенными постановлением Правительства РФ от 24 июня 2005 г. № 397 и распоряжением Правительства РФ от 14 июня 2006 № 992-р)1.

Согласно указанным нормативным документам, к специальным средствам относятся:

1. Палки специальные (палки резиновые специальные; палки универсальные).

2. Специальные газовые средства: 1) аэрозольные распылители); 2) распылители высокого давления, аппараты ранцевые; 3) ручные гранаты раздражающего (слезоточивого) действия; 4) патроны и выстрелы раздражающего (слезоточивого) действия, газовые пистолеты; 5) пиротехнические газовые генераторы.

3. Средства ограничения подвижности: наручники.

4. Специальные окрашивающие средства: комплект препаратов «Огонек», препарат красящий «Кармин», препарат запаховый «Лайка».

5. Электрошоковые устройства: автономные искровые разрядники, электрошоковые устройства.

6. Светошоковые устройства: фонарь специальный лазерный «Поток»; малогабаритный помеховый лазерный комплекс «Паук»; многофункциональная лазерная система для подавления групповых целей «Осьминог».

* Сильников, Алексей Михайлович, адъюнкт кафедры административного права. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Телефон: 936-00-89. E-mail: [email protected].

* Silnikov, Alexis, Associate Chair of Administrative Law. St. Petersburg State University Russian Interior Ministry. Address: Russia, 198 206, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1. Tel: 936-00-89. E-mail: [email protected].

7. Служебные собаки: розыскные, специальные, патрульные, конвойные, караульные, собаки-детекторы.

8. Световые и звуковые специальные средства: ручная светозвуковая граната «Заря-2»; ручная светозвуковая многоэлементная граната «Факел»; изделие «Гном»; стационарное оперативнотехническое средство «Пламя»; выстрел ГСЗ-50 светозвукового действия.

9. Средства принудительной остановки транспорта: устройства остановки автотранспорта «Еж», «Диана»; автозаградитель «Гарпун».

10. Средства сковывания движения: средство сковывания движения биологических объектов «Невод».

11. Водометы: водомет «Лавина» ЛВС 40 (6953), модель 249, водомет (автоцистерна пожарная АЦ-40).

12. Бронемашины: бронетранспортеры; боевая разведывательная дозорная машина; боевая машина пехоты.

13. Средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп правонарушителей: спирали из АКЛ, АСКЛ, АМКЛ; модернизированные колючие ленты.

14. Средства разрушения преград: малогабаритные взрывные устройства «Ключ», «Импульс»; выстрел ГВ-50 и надульное тормозное устройство.

В наименованиях специальных средств отражают принцип действия этих средств, их целевое назначение, индивидуальное оригинальное название. В литературе справедливо указывается на то, что их название должно быть не просто «специальные средства», а «специальные средства принуждения»2. Однако законодатель, принимая Федеральный закон «О полиции», не стал на этом акцентировать внимание.

Определения термина «специальные средства» Федеральный закон «О полиции» так же, как и ранее действовавший Закон о милиции, не дает.

По мнению Б.П. Кондрашова, Ю.П. Соловья, В.В. Черникова, специальные средства - это «состоящие на вооружении... технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные, которые прямо предназначены для оказания принудительного физического воздействия на человека или материальные объекты»3. В данном определении авторы подчеркивают, что к специальным средствам относятся только те, которые «прямо предназначены» для принудительного воздействия.

В свою очередь, В.Л. Войтенко, И.П. Данилов и С.С. Миронов специальные средства определяют как «совокупность устройств, приспособлений, а также приемов и способов принудительно-силового воздействия на правонарушителей, предназначенных для пресечения их противоправных действий в сфере охраны общественного порядка и борьбы с преступностью и обеспечивающих лишение лиц, против которых они применяются, способности осуществлять активные действия»4. Как видим, авторы указывают на цели правоохраны, для достижения которых предназначено применение специальных средств.

В качестве нормы-дефиниции понятие специальных средств сформулировано в приложении № 2 к приказу МВД России, ФСБ России и Минздрава России от 10 декабря 1996 г. № 647/541/406, где «под специальными средствами понимаются оружие, боеприпасы и иные технические средства, обеспечивающие нелегальное воздействие путем временного выведения из строя человека без нанесения ущерба, который может стать причиной смерти или необратимых изменений в организме».

Если в ранее приведенных авторских определениях специальные средства именовались «технические изделия (устройства, предметы, вещества) и служебные животные», «совокупность устройств, приспособлений, а также приемов и способов принудительно-силового воздействия», то в норме-дефиниции они именуются «оружие, боеприпасы и иные технические средства, обеспечивающие нелетальное воздействие». Изучение полного перечня приведенных выше специальных средств показывает, что часть из них относится к числу служебных образцов «нелетального» оружия (НО) или оружия не смертельного действия (ОНД), на что одним из первых обратил внимание Д.Л. Корецкий5.

В свою очередь, Н.В. Князев, Л.В. Мураити, Д.В. Попандопуло определяют специальные средства органов внутренних дел России, как «предметы, животные, химические вещества, боеприпасы нелетального действия, транспортные средства, взрывные и иные технические устройства, применяемые... в целях пресечения правонарушений; выявления, задержания, доставления и конвоирования лиц, их совершивших; обеспечения безопасности личного состава, а также находящимися под охраной лиц, движимых и недвижимых объектов»6. Авторы акцентируют внимание на правоохранительных целях применения специальных средств.

Итак, для характеристики применяемых специальных средств используются термины: технические изделия (устройства, предметы), химические вещества, приспособления, оружие, боеприпасы, технические средства (в т.ч. транспортные), механизмы, животные, которые специально предназначены для оказания принудительного воздействия. В приведенной выше норме-дефиниции, закрепляющей определение специальных средств, обращается внимание на то, что при их применении обеспечивается нелетальное воздействие. По мнению зарубежных специалистов, «нелетальное оружие - это оружие, специально разработанное и используемое главным образом с целью выведения из строя личного состава или материальных ценностей при минимизации потенциальных потерь, причинения необратимого вреда личному составу, нежелательного разрушения собственности и нанесения вреда окружающей среде»7.

При этом проводится дифференциация между нелетальным оружием, предназначим для применения против личного состава противника, и оружием, направленным против материальных ресурсов.

«Нелетальное оружие против личного состава - это оружие, разработанное и применяемое для относительно непродолжительного воздействия, которое проходит просто по истечению определенного времени или после непродолжительного лечения.

Нелетальное оружие, направленное против материальных ресурсов, созданное и используемое либо

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (51) 2011

(a) для достижения относительно непродолжительного эффекта, которое проходит просто по истечению определенного времени или после непродолжительного ремонта, либо

(b) для нанесения вреда или выведения из строя цели невзрывоопасными средствами»8.

В данном определении представлен военный подход к пониманию оружия нелетального действия.

Применение оружия нелетального действия с точки зрения правоохранительного подхода (если такое применение осуществлялось строго в рамках соответствующих инструкций и наставлений) должно приводить не только к несмертельному, но и полностью обратимому (предпочтительно самообратимому с течением времени) поражению живой цели, воздействовать на людей путем иммобилизации (приостановки физической активности).

Обобщив оба эти подхода, а также мнения отечественных и зарубежных исследователей, А.К. Муранов определяет «оружие нелетального действия» как «устройства и предметы, конструктивно предназначенные для несмертельного поражения живой цели, её иммобилизации, а также вывода из строя техники и объектов инфраструктуры при сведении к минимуму их значительного физического разрушения»9.

Учитывая данное обстоятельство, состоящие на вооружении органов внутренних дел специальные средства можно подразделить на три группы: 1) оружие несмертельного действия, 2) иные технические средства (изделия, приспособления, вещества), 3) служебные животные.

К специальным средствам, являющимся оружием несмертельного действия, и применяемым в соответствии со ст. 21 ФЗ «О полиции» в отношении человека, относятся: палки специальные; специальные газовые средства; электрошоковые устройства; светошоковые устройства; световые и звуковые специальные средства; водометы.

Выделение данной подгруппы имеет практическую направленность. Так, в ч. 3 ст.18 ФЗ «О полиции» указывается, что «в состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать... по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие. Поэтому при применении газового или электрошокового оружия, не состоящего на вооружении полиции, сотрудник полиции вправе применить его в случаях и порядке, установленных соответственно для газовых средств или электрошоковых устройств.

К специальным средствам, являющимся оружием несмертельного действия, и применяемым в соответствии со ст. 21 ФЗ «О полиции» в отношении материальных объектов, относятся: средства принудительной остановки транспорта; средства разрушения преград.

Перечисленные виды оружия несмертельного действия предназначены для «активного наступательного воздействия» путем контрнападения на человека для приостановки его физической активности либо для повреждения, разрушения материальных предметов, объектов. Их применение влечет причинение физического или материального ущерба.

Наряду с оружием несмертельного действия, к специальным средствам относятся иные технические средства, а именно: средства ограничения подвижности; специальные окрашивающие средства; средства сковывання движения; бронемашины; средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп правонарушителей.

Особенность данной группы спецсредств состоит в том, что они менее вредоносны и направлены на воспрепятствование противоправным действиям путем сковывания, ограничения подвижности, блокирования.

Кроме перечисленных, к специальным средствам относятся служебные животные. Согласно перечню специальных средств, состоящих на вооружении органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2001 г. № 731, служебным животным относятся служебные собаки, которые являются специально обученными помощниками при выполнении сотрудником полиции возложенных на него служебных обязанностей.

В литературе приводятся различные классификации специальных средств и применения специальных средств как меры административного пресечения.

В зависимости от характера воздействия меры пресечения, осуществляемые с помощью технических средств, делятся на:

Вызывающие болевые ощущения (палка специальная);

Воздействующие на органы дыхания (слезоточивый газ);

Воздействующие на зрительно-слуховые органы (светозвуковые устройства);

Препятствующие свободному передвижению (бронетехника, пожарные автоцистерны, устройства для принудительной остановки транспорта);

Вскрывающие помещения, захваченные правонарушителями.

По цели, а точнее, по характеру правоохранительных ситуаций, в которых они применяются, их можно подразделить на средства активной обороны, к которым относится палки специальные, служебные собаки, слезоточивый газ, и средства обеспечения специальных операций - бронетехника, взрывные устройства, пожарные автоцистерны, светошумовые гранаты11.

По мнению В.Н. Опарина, специальные меры административного пресечения, в т.ч. специальные средства, можно классифицировать по объекту воздействия. Они могут быть применены в отношении: 1) людей; 2) животных; 3) предметов, веществ, механизмов12.

Непосредственно специальные средства можно сгруппировать по различным основаниям. В частности, О.И. Бекетов и В.Н. Опарин классифицируют их по способу воздействия на средства:

1) ударно-раздробляющего действия (резиновые палки, резиновые пули ударного непроникающего действия);

2) физико-химического действия (средства разрушения преград, специальные окрашивающие средства, электрошоковые устройства, светозвуковые средства отвлекающего воздействия);

3) механического действия (наручники, спирали, устройства для принудительной остановки транспорта);

4) психофизического действия (служебные собаки)13.

В частности, специальные средства, относящиеся к оружию нелетального действия, по «видам воздействия» в зависимости от его физических и химических свойств подразделяют на оружие, основанное:

На кинетическом (ударном) воздействии;

На воздействии физико-химических композиций;

На воздействии различных видов излучений;

На акустических воздействиях;

На воздействии электрического тока;

На комбинированных видах воздействия14.

Однако применение не всех перечисленных в ст. 21 ФЗ «О полиции» специальных средств направлено на непосредственное пресечение (прекращение) противоправных действий. К примеру, «специальные окрашивающие средства» применяются «для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения». Внезапное окрашивание лица, совершающего или уже совершившего преступление или административное правонарушение, при срабатывании химической ловушки, безусловно, оказывает психологическое воздействие на правонарушителя, однако, как отмечается в литературе, выбор дальнейшей линии поведения после

окрашивания остается за лицом, совершающим преступление или административное правонарушение.

Учитывая изложенное, можно предложить следующую классификацию указанных выше групп специальных средств по видам воздействия и его действию на объект.

1. Служебные образцы оружия не смертельного действия, основанные на следующих видах воздействия: кинетическом; использовании физико-химических композиций; использованииразличных видов излучений; акустическом; использовании электрического заряда; комбинированном - при применении к объекту воздействия оказывают следующие виды действия:

На человека: ударно-болевое; раздражающее (слезоточивое); свет шоковое; звукошоковое; электрошоковое;

На предметы и материальные объекты: повреждающее, разрушающее.

2. Иные технические средства, основанные на физическом и химическом воздействии, при применении к объекту воздействия оказывают следующие виды действия: ограничивающее подвижность, сковывающее, блокирующее, окрашивающее.

3. Служебные собаки, при их применении оказывают комплексное психофизическое действие.

По способу доставки к объекту воздействия специальные средства можно подразделить на

применяемые:

С помощью мускульной силы применяющего (при непосредственном контакте с объектом воздействия);

С использованием орудий доставки (на значительном расстоянии от объекта воздействия).

К орудиям доставки отдельных специальных средств относятся:

23-мм карабин специальный КС-23; 23-мм карабин специальный КС-23 М; 23-мм карабин специальный КС-23 К - для доставки 23-мм патрона со слезоточивой гранатой «Черемуха-7М»; 23-мм патрона с гранатой раздражающего действия «Сирень-7»;

50-мм ручной гранатомет специальный РГС-50; 50-мм ручной гранатомет специальный РГС-50М

Для доставки выстрела ЭГ-50М отвлекающего действия, выстрела ГС-50М слезоточиво-раздражающего действия, выстрела ГСЗ-50 светозвукового действия, выстрела ГВ-50, и надульное тормозное устройство.

Гранатомет ГП-25 - для доставки 40-мм выстрела с гранатой раздражающего действия «Г воздь».

Приведенный перечень свидетельствует, что орудиями доставки отдельных специальных средств

являются карабины и гранатометы, которые относятся к огнестрельному оружию, состоящему на вооружении органов внутренних дел.

При отстреливании снаряда, являющегося специальным средством ударно-шокового действия (патроны и выстрелы), оно рассматривается ФЗ «О полиции» как «служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения». К такому огнестрельному оружию относятся карабины и гранатометы, используемые для отстреливания (доставки) следующих видов снарядов: 23-мм патрон с резиновой пулей «Волна-Р»; патрон травматический 18,5х60Т; 18,5-мм патрон с резиновой пулей КСП-РП; выстрел ЭГ-50 ударно-шокового действия для специального гранатометного комплекса РГС-50; 43-мм выстрел ударно-шокового действия ВГМ93.600.

Служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения снаряжается резиновыми пулями или эластичными ударными элементами, оказывающими ударно-шоковое или травматическое воздействие на объект. Основания их применения закреплены в ч. 4 ст. 23 ФЗ «О полиции».

Принимая во внимание изложенное, сделаем вывод: термин «специальное средство» охватывает широкую номенклатуру изделий, в т.ч. являющихся оружием нелетального действия, технических средств и служебных собак, которые применяются для воздействия на людей и материальные объекты в случаях

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011

и порядке, установленными законом. Для его определения целесообразно использовать формально юридический подход, поскольку этот собирательный термин имеет фактическое наполнение в виде конкретного перечня специальных средств, принятых на вооружение органов внутренних дел.

С учетом представленной выше классификации специальных средств, под применением специальных средств как мерой специального административного пресечения, по мнению автора, следует понимать использование тактико-технических свойств состоящих на вооружении ОВД образцов оружия несмертельного действия, иных технических средств и служебных собак для воздействия на людей, животных, предметы и объекты в случаях и порядке, установленных федеральным законом.

Список литературы

1. Войтенко В. А., Данилов И. П., Миронов С. С. Правовые и организационно-тактические основы применения специальных средств: учебное пособие. - М.: ВНИИ МВД России, 1995. .

2. Мингес, А. В. Специальные меры административного пресечения: применение огнестрельного оружия, физической силы и специальных средств представителями исполнительной власти государства.

Волгоград: ВЮИ МВД России, 1999.

3. Бекетов, О. И., Опарин, В. Н. Применение полицейской силы по законодательству Российской Федерации: монография. - Омск: Омская академия МВД России, 2001.

4. Каплунов, А. И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика: монография / под общ. ред. В.П. Сальникова. - СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004.

5. Князев, Н. В., Мураити, А. В., Попандопуло, Д. В. Специальные средства органов внутренних дел Российской Федерации: учебно-наглядное пособие. - Ростов-на-Дону: ГУВД по Ростовской области, 2007.

6. Муранов, А. К. Административно-правовой режим оружия нелетального действия: проблемы формирования и реализации: дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВНИИ МВД России, 2009.

7. Koplow, David A. Non-Lethal Weapons: The Law And Policy Of Revolutionary Technologies For The Military And Law Enforcement. Cambridge: - Cambridge university press, 2006.

1. Voitenko, V. A., Danilov, I. P., Mironov, S. S. Legal and organizational-tactical bases of application of special means. - Мoscow 1995.

2. Minges, A. V. Special measures of administrative suppression: application of a fire-arms, physical strength and special means representatives of executive power of the state. - Volgograd, 1999.

3. Beketov, O. I., Oparin, V. N. Application of police force under the legislation of the Russian Federation.

4. Kaplunov, A. I. The administrative compulsion applied by law-enforcement bodies: the theory and practice. - Saint-Petersburg, 2004.

5. Knyazev, N. V., Muraiti, A. V., Popandopulo, D. V. Special means of law-enforcement bodies of the Russian Federation. - Rostov, 2007.

6. Muranov, A. K. Administratively-legal regime weapon of non lethal action: formation and realisation problems. - Moscow, 2009.

7. Koplow, David A. Non-Lethal Weapons: The Law And Policy Of Revolutionary Technologies For The Military And Law Enforcement. - Cambridge: Cambridge university press, 2006.

2 См.: Соловей Ю.П. Закон РСФСР «О полиции» (инициативный авторский проект) // Информационное и правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел: Межвуз. сб. науч. тр. Часть II. Омск: Высшая школа милиции МВД РСФСР, 1991. С. 103; Бекетов О.И., Опарин В.Н. Применение полицейской силы по законодательству Российской Федерации: Монография. Омск: Омская академия МВД России, 2001. С. 49.

3 См.: Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Российский Закон о милиции. М.: МП «Вердикт», 1992. С. 135; Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону Российской Федерации «О милиции». 5-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. С. 288-289.

4 Войтенко В.А., Данилов И.П., Миронов С.С. Правовые и организационно-тактические основы применения специальных средств: Учебное пособие. М.: ВНИИ МВД России, 1995. С. 7.

5 См.: Корецкий Д.А. Уголовно-правовой режим средств самообороны. Спецкурс по криминальной армалогии. М.: ИКЦ

«МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2003. С. 49.

6 Князев Н.В., Мураити А.В., Попандопуло Д.В. Специальные средства органов внутренних дел Российской Федерации: учебно-наглядное пособие. Ростов-на-Дону: ГУВД по Ростовской области, 2007. С. 5.

7 David A. Koplow. Non-Lethal Weapons: The Law And Policy Of Revolutionary Technologies For The Military And Law Enforcement. Cambridge: Cambridge university press, 2006. S. 38.

9 Муранов А. К. Административно-правовой режим оружия нелетального действия: проблемы формирования и реализации: дис. ... канд. юрид. наук. - М.: ВНИИ МВД России, 2009. С. 21.

10 См.: Мингес А.В. Специальные меры административного пресечения: применение огнестрельного оружия, физической

силы и специальных средств представителями исполнительной власти государства. Волгоград: ВЮИ МВД России, 1999. С. 16.

11 См. там же. С. 16.

12 См.: Опарин В. Н. Правовое регулирование применения мер непосредственного принуждения должностными лицами правоохранительных органов Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. Омск: ОЮИ МВД России, 1998. С. 56-57.

13 См.: Бекетов О.И., Опарин В.Н. Указ. соч. С. 52-53.

14 См. подробнее: Муранов А. К. Указ. соч. С.23-35.

15 См.: Каплунов А.И. Административное принуждение, применяемое органами внутренних дел: теория и практика: монография / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2004. С. 215.

Выбор редакции
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...

ФоксФорд (FoxFord)«Фоксфорд» - изучайте школьную программу, не выходя из домаОнлайн-школа - это пока ещё новый формат получения знаний и...

Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...

Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....
У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...
© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...