Правоспособность и дееспособность у юридических лиц возникает в момент регистрации юридического лица. Гражданская процессуальная дееспособность и правоспособность


Под правосубъектностью юридического лица понимается наличие у него качеств субъекта права, т.е. правоспособности и дееспособности.

В науке гражданского права принято различать

1) общую (универ­сальную) правоспособность.

2) специальную правоспособность.

Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности. Именно такой правоспособностью обладают граждане.

Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных докумен­тах.

Анализ ст. 49 ГК показывает, что общим принципом для всех юридических лиц, как и прежде, остается специальная правоспособ­ность. Универсальная же правоспособность носит характер исключения общего правила (которое, как известно, не может толковаться расширительно) и действует лишь в отношении коммерческих негосу­дарственных юридических лиц.

Сохранение специальной правоспособности за многими видами юридических лиц не только оправданно, но и необходимо. Так, создавая коммерческую организацию (учреждение, фонд и т.п.), ее учредители, очевидно, преследуют вполне определенные социальные, культурные, иные общеполезные цели. Освобождение такой организации от любых уставных ограничений, предоставление ей пол­ной свободы действий привело бы к игнорированию интересов учредите­лей. Аналогичным образом и государство, закрепляя за унитарным предприятием свое имущество, заинтересовано в его использовании по определенному назначению в соответствии с тем предметом деятельности, который определен уставом предприятия.

Правоспособность юридического лица возникает в момент его соз­дания, который приурочен к его государственной регистрации (п. 3 ст. 49 и п. 2 ст. 51 ГК), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК).

Объем правоспособности юридического лица определяется не толь­ко ее общим или специальным характером. Юридическое лицо не может обладать такими правами, которые в силу своей специфики могут принадлежать лишь гражданам. Осуществление некоторых видов дея­тельности требует получения от государства специальных разрешений (лицензий). Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц.

Применительно к юридическим лицам со специальной правоспо­собностью важно разграничивать предмет их уставной деятельности и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. Так, торговля не входит в предмет уставной деятельности религиозной организации. Однако право совершения сделок купли-продажи (к примеру, культового инвентаря) у таких организаций не оспаривается, если это необходимо для ведения их основной деятельности. Таким образом, в сфере гражданского оборота конкретные правомочия организации со специальной правоспособностью могут быть шире пред­мета ее уставной деятельности.


Для участия в гражданском обороте юридическому лицу необ­ходима не только правоспособность, но и дееспособность. В отличие от граждан, у юридических лиц право- и дееспособность возникают и прекращаются одновременно. Наличие у юридического лица дееспособ­ности означает, что оно своими собственными действиями может приобретать, создавать, осуществлять и исполнять гражданские права и обязанности.

Деятельность юридического лица - это, естественно, деятельность людей, составляющих организацию, ибо только люди способны к созна­тельным волевым действиям. Однако их роль в осуществлении дееспо­собности юридического лица различна. Одни своими действиями приобретают и создают для юридического лица права и обязанности, другие - способствуют осуществлению уже приобретенных прав и вы­полнению обязанностей.

Приобретение и, отчасти, осуществление прав и обязанностей -прерогатива так называемого органа юридического лица. Орган юридического лица - это правовой термин, обозначающий лицо (единоличный орган) или группу лиц (коллегиальный орган), пред­ставляющих интересы юридического лица в отношениях с другими субъектами права без специальных на то уполномочий (без доверен­ности). В соответствии со ст. 53 ГК именно через свои органы юридиче­ское лицо приобретает гражданские права и принимает на себя граж­данские обязанности. Поэтому действия органа рассматриваются как действия самого юридического лица.

Юридическое лицо может иметь как один орган (директор, прав­ление и т.п.), так и несколько одновременно (например, директор и дирекция, правление и председатель правления), причем они могут быть и единоличными, и коллегиальными. Органы могут назначаться, если у юридического лица единственный учредитель, или избираться, если участников (учредителей) несколько. Статья 174 ГК впервые вводит общее правило на случай совершения органом юридического лица сделок с превышением его полномочий, установленных уч­редительными документами. Подобные сделки могут признаваться не­действительными, только в том случае, если другая сторона знала или заведомо должна была знать о таком превышении.

Гражданские права и обязанности для юридического лица могут приобретать его представители, действующие на основе доверенности, выдаваемой органами юридического лица.

Осуществление приобретенных органом или представителем юридического лица прав и исполнение обязанностей (например, выпол­нение заключенных договоров), как правило, невозможно без целенап­равленной деятельности всего коллектива работников организации. В той мере, в какой действия работников организации охватываются их служебными обязанностями, такие действия также рассматриваются как действия самого юридического лица, за которые оно несет ответст­венность (см. ст. 402 ГК).

  • 11. Признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление его умершим.
  • 12. Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами.
  • 13. Понятие и признаки юридического лица.
  • Основные теории сущности юридического лица.
  • 14. Правоспособность и дееспособность юридического лица.
  • 16. Порядок и способы создания юридических лиц.
  • 17. Реорганизация юридических лиц.
  • 18. Прекращение деятельности юридического лица при его ликвидации.
  • Понятие банкротства и юридические последствия, связанные с признанием лица банкротом.
  • 19. Виды юридических лиц и их классификация.
  • 20. Некоммерческие организации как юридические лица.
  • 20.1. Потребительский кооператив.
  • 20.2. Некоммерческое товарищество.
  • 20.3. Некоммерческое партнёрство.
  • 20.4. Объединение юридических лиц.
  • 20.5. Объединение работодателей.
  • 20.6. Товарная биржа.
  • 20.7. Общественные объединения.
  • 20.8. Фонд.
  • 20.9. Автономная некоммерческая организация.
  • 21. Акционерное общество как участник гражданских правоотношений.
  • 22. Общества с ограниченной и с дополнительной ответственностью как участники гражданских правоотношений.
  • 23. Гражданско-правовое положение полного товарищества.
  • 24. Товарищество на вере.
  • 25. Производственные кооперативы.
  • 26. Унитарные государственные и муниципальные предприятия как юридические лица.
  • 27. Учреждение.
  • 28. Публично-правовые образования как субъекты гражданского права.
  • 29. Понятие и классификация объектов гражданских правоотношений.
  • 30. Классификация вещей как объектов гражданского права.
  • 31. Ценные бумаги как объекты гражданских прав. Виды ценных бумаг.
  • 32. Юридические факты в гражданском праве.
  • 33. Понятие и виды сделок.
  • 34. Условия действительности сделок и последствия их несоблюдения.
  • 35. Форма сделок. Юридические последствия совершения сделки с нарушением формы.
  • 36. Виды недействительных сделок. Правовые последствия недействительности сделок.
  • 38. Понятие и виды пределов осуществления гражданских прав. Злоупотребление правом.
  • 39. Понятие и содержание субъективного права на защиту. Способы защиты гражданских прав.
  • Порядок и пределы применения конкретного способа защиты гражданского права зависят от характера его нарушения.
  • 40. Понятие и виды представительства по гражданскому праву.
  • Глава 10 гк рф.
  • 41. Доверенность.
  • 42. Понятие и виды сроков в гражданском праве. Порядок исчисления сроков.
  • Глава 11 гк рф.
  • 43. Понятие и виды сроков исковой давности. Последствия их истечения.
  • Приостановление, перерыв и восстановление сроков исковой давности.
  • 44. Нематериальные блага.
  • Личные неимущественные права.
  • I. Профессор Егоров: 3 группы лнп:
  • 45. Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации.
  • 46. Компенсация морального вреда.
  • 47. Вещные права, их виды и особенности.
  • 48. Понятие и содержание права собственности.
  • Глава 13 гк рф.
  • 48.1. Виды права собственности.
  • 49. Приобретение права собственности.
  • 49.1. Прекращение права собственности.
  • 49.2. Понятие и формы приватизации государственного и муниципального имущества.
  • 49.3. Право собственности и другие вещные права на земельные участки.
  • 50. Право публичной собственности.
  • 51. Право общей долевой собственности.
  • 52. Право общей совместной собственности граждан.
  • 53. Ограниченные вещные права.
  • 54. Вещно-правовые способы защиты права собственности.
  • 55. Понятие обязательственного права.
  • 56. Виды обязательств.
  • 56.1. Обязательства с множественностью лиц.
  • 56.2. Регрессные обязательства.
  • 57. Понятие, основные принципы и способы исполнения обязательств.
  • 58. Способы обеспечения исполнения обязательств.
  • 59. Неустойка, удержание, поручительство, задаток.
  • 1. Неустойка.
  • 2. Договорная.
  • 60. Удержание.
  • 61. Поручительство.
  • 62. Банковская гарантия.
  • 63. Залог.
  • 65. Обращение взыскания и реализация заложенного имущества.
  • 66. Понятие ответственности в гражданском праве.
  • Размер гражданско-правовой ответственности.
  • Основания и условия ответственности по гражданскому праву.
  • 67. Виды гражданско-правовой ответственности.
  • 68. Вина как условие гражданско-правовой ответственности. Случаи ответственности независимо от вины.
  • Основания освобождения от гражданско-правовой ответственности. Случай и непреодолимая сила.
  • 69. Понятие гражданско-правового договора и его роль в условиях рыночной экономики.
  • 70. Виды договоров.
  • 71. Содержание гражданско-правового договора.
  • 72. Заключение договора.
  • 74. Изменение и расторжение договора.
  • 75. Прекращение обязательств.
  • 77. Движимое и недвижимое имущество как объект гражданского права, его правовой режим.
  • 78. Перемена лиц в обязательстве.
  • 79. Вещные права юридических лиц на хозяйствование с имуществом собственника.
  • 14. Правоспособность и дееспособность юридического лица.

    Правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации, т.е. внесения сведений о нём в ЕГРЮЛ. У юридического лица выделяют два вида правоспособности:

      Общая (универсальная) правоспособность. Допускает возможность иметь субъекту права любые гражданские права или обязанности для осуществления любых видов деятельности. Универсальной правоспособностью на сегодняшний день обладают хозяйственные общества, хозяйственные товарищества и производственные кооперативы.

      Специальная (целевая) правоспособность. Допускает возможность обладания ЮЛ только теми правами и обязанностями, которые соответствуют целям его деятельности и зафиксированы в учредительных документах. Некоммерческие организации обладают именно целевой правоспособностью; среди коммерческих – унитарные предприятия.

    Правоспособность и дееспособность ЮЛ возникают одновременно, поэтому ГК РФ использует только первую категорию. ЮЛ приобретает права и несёт обязанности через свои органы, которые действуют в соответствии с законом, иными правовыми актам и учредительными документами.

    Право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой требуется получения лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока её действия, если иное не установлено законом и иными НПА.

    Юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Решение об ограничении прав может быть оспорено ЮЛ в суде.

    Правоспособность ЮЛ прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра ЮЛ.

    16. Порядок и способы создания юридических лиц.

    Юридические лица создаются по воле их учредителей, однако государство контролирует законность их создания в интересах участников имущественного оборота. Из этого вытекает требование об обязательной государственной регистрации юридических лиц (п. 1 ст. 51 ГК). Для детального регулирования порядка государственной регистрации юридических лиц принят специальной ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8.08.2001 г.

    В качестве учредителей юридического лица могут выступать их первоначальные участники (члены) – в большей части организаций, собственник их имущества или уполномоченный орган – при создании унитарных предприятий или учреждений, а также иные лица, вносящие имущественные вклады (фонды).

    Законодательству известны различные порядки регистрации юридических лиц:

    1. Явочно-нормативный . Он исключает необходимость получения предварительного разрешения органов публичной власти на создание юридического лица. Учредители являются в регистрирующий орган, который не вправе отказать им в регистрации создаваемой организации при отсутствии каких-либо нарушений правовых норм с их стороны. В таком порядке создаётся большинство ЮЛ.

    2. Разрешительный . Этот порядок предусмотрен в качестве исключения для ЮЛ, предполагающих заниматься только предпринимательской деятельностью. Он связан с необходимостью получения предварительного разрешения от органов публичной власти на создание соответствующего ЮЛ, что служит общим интересам участников оборота. В таком порядке создаются коммерческие банки, а также юридические лица, могущие занять доминирующее или монопольное положение на рынке определенных товаров. Т.о. очевидна невозможность полного отказа от разрешительного порядка даже в развитой рыночной экономике.

    Юридическое лицо считается созданным с момента внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц (п.2 ст. 51), с этой же даты возникает и его правоспособность. Государственной регистрации подлежат также все изменения статуса ЮЛ, его Устав. Регистрация осуществляет ИФНС либо органами юстиции в порядке, предусмотренном ФЗ. ИФНС (органы юстиции) ведёт также и Реестр, который находится в свободном доступе, чтобы каждый мог получить информацию о потенциальном партнёре посредством выписки.

    Процесс государственной регистрации начинается с момента фактической подачи документов в регистрирующий орган. Список документов установлен в ст. 12 ФЗ:

      подписанное заявителем заявление по форме, установленной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти;

      решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

      учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);

      выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;

      документ об уплате государственной пошлины.

    На втором этапе производится обязательная проверка регистрирующим органом предоставленных документов. Проверка состоит из двух стадий: внешней проверки (полнота представления, порядок составления, наличие реквизитов) и внутренней проверки содержания документов на соответствие законодательству РФ.

    После всесторонней проверки производится собственно регистрация юридического лица. Срок регистрации исчисляется со дня фактической подачи документов, и согласно ФЗ не должен превышать пяти рабочих дней . Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения указанного учредителем (учредителями) в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени регистрируемого юридического лица без доверенности. Специальными федеральными законами может устанавливаться порядок регистрации отдельных юридических лиц.

    Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр. Форма и содержание документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    При поступлении в регистрирующий орган документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования документ, подтверждающий факт внесения записи в государственный реестр, направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному заявителем. При этом регистрирующий орган обязан выдать документ в бумажном виде по запросу заявителя. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц в государственные внебюджетные фонды для регистрации и снятия с регистрационного учета юридических лиц в качестве страхователей. Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в форме электронного документа сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ. Состав сведений, направляемых в указанные государственные органы, порядок и сроки их предоставления соответствующему юридическому лицу сведений о его учетных данных устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    ПОЛОЖЕНИЯ КОНЦЕПЦИИ.

    1. Необходимо установление принципа достоверности данных реестра (имеется в виду всесторонняя проверка данных при государственной регистрации) и необходимо­сти проверки законности корпоративных решений и сделок с долями и ак­циями.

    2. В ГК требуется установить принцип публичной достовер­ности реестра , в соответствии с которым любое добросовестное лицо, пола­гавшееся на данные реестра, не затрагивается несоответствием данных рее­стра фактическим обстоятельствам.

    3. Принцип достоверности данных государственного реестра юридических лиц может считаться реализованным только при своевременной ак­туализации юридическими лицами указанных данных . Из этого следует возложение на ЮЛ обязанности по возмещению убытков, понесенных контрагентами, полагавшимися на данные Реестра.

    4. Следует установить обязательную проверку достоверности и соответствия действующему законодательству содержания учредительных документов , а также вносимых в них изменений.

    5. Необходимо установление должной системы информирования заинтересованных лиц о внесении изменений в учредительные документы.

    6. Целесообразно закрепить функции по регистрации всех юридических лиц и ведению единого государственного реестра за органами юстиции, которые в настоящее время уже осуществляют государственную регистрацию некоммерческих организаций. Это позволило бы сосредоточить государственную регистрацию всех юридических лиц в одном ведомстве и создать единый электронный реестр.

    Ст. 51 ГК + ФЗ «О гос.регистрации юр.лиц и ИП» Требование обязательной государственной регистрации юр.лиц.

    В качестве учредителей юр.лица м. выступать их первоначальные участники (в хоз.обществах, товариществах, кооперативах и т.д.) либо собственник их имущества или уполномоченный им орган, а также иныелица, вносящие в них имущественные вклады, хотя и не принимающие затем непосредственного участия в их деятельности (учреждения, фонды).

    Законодательству известно несколько способов (порядков) создания юр.лиц:

    Нормативно-явочный – составляются учредительные документы, предъявляются в регистрирующий орган, который обязан зарегистрировать создаваемую организацию.

    Разрешительный – необходимость получения предварительного разрешения от органов публичной власти на создание соответствующего юр.лица (коммерческие банки, монополии).

    Уведомительный.

    Распорядительный – по распоряжению гос.органа (гос.корпорации).

    Юр.лицо считается созданным с момента гос.регистрации (п.2ст.51). Коммерческие - в налоговыми органами, а некоммерческие – в органах юстиции. С этой же даты возникает и правоспособность юр.лица – способность заниматься определенными видами деятельности.

    У юр.лица 2 вида правоспособности:

    общая (универсальная) ограниченная (специальная)

    любые виды деят-ти, за только те виды деят-ти, кот.

    искл. запрещен. законом. в уставе.

    У коммерч., кроме ГУП, Неком.+ГУП, МУП.

    Дееспособность юр.лица – способность своими действиями осуществлять свои права и нести обязанности.

    Реализующий орган

    коллегиальный единоличный

    совет директ. Директор

    Правоспособность и дееспособность возникает одновременно в момент гос.регистрации.

    Государственная регистрация - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.

    За государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

    Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

    Для регистрации необходимы следующие документы:

    заявление учредителей;

    решение о создании юр.лица;

    учредительные документы:

    Учредительный договор

    Положение об организации определенного типа.

    4) документ об уплате гос.пошлины.


    Правоспособность и дееспособность юридических лиц

    Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

    Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

    В связи с участием в образовании имущества юридического лица его учредители (участники) могут иметь обязательственные права в отношении этого юридического лица либо вещные права на его имущество.

    К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы.

    К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения.

    К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

    Юридическое лицо как любой субъект гражданского права должен обладать правоспособностью и дееспособностью, которые совпадают с момента его возникновения, т.к. организации и предприятия возникают для осуществления определенной предпринимательской деятельности. Юридические лица обладают правоспособностью и дееспособностью в различном объеме, в зависимости от тех целей, которым они служат. Цели юридических лиц бесконечно разнообразны, а потому и содержание прав, которыми они пользуются, разнообразится до бесконечности. Права различных юридических лиц сходны между собой скорее в отрицательных, чем в положительных чертах; юридические лица сходятся между собою скорее в тех правах, которых они не имеют и иметь не могут, чем в тех, которыми они в действительности пользуются. Ясное дело, что юридические лица не могут обладать теми правами, которые связаны с живой человеческой личностью. Так, напр., они не могут иметь прав семейственных, супружеских и, вследствие этого, не могут наследовать по закону, так как для этого требуется кровное родство.

    Правоспособность и дееспособность юридического лица может быть специальной и универсальной.
    Принцип специальной правоспособности выражается в том, что содержание и объем правоспособности юридического лица зависит от целей и задач, предусмотренных в учредительных документах. Например, сделка считается недействительной, если она совершена юридическим лицом в противоречии с целями его деятельности (ст. 173 ГК РФ).
    Анализ гражданского законодательства говорит о том, что принцип специальной правоспособности действует в отношении лишь прямо указанных юридических лиц (ст. 49 ГК РФ). В частности, к ним относятся некоммерческие организации, указанные в ГК РФ, учреждения, а также некоторые коммерческие организации - государственные и муниципальные предприятия, казенные предприятия и другие прямо указанные в законе некоммерческие организации.
    Хозяйственные товарищества и общества, а также производственные кооперативы, относящиеся к коммерческим организациям и построенные на началах членства, могут иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (п. 1 ч. 2 ст. 59 ГК РФ), т.е. имеет место универсальная правоспособность. Права и обязанности легальных юридических лиц всегда строго и точно ограничены определенной сферой компетенции, которая указывается в их уставе или статуте. Как правоспособность, так и дееспособность этих лиц ограничены строго определенными рамками. Вообще всякое легальное юридическое лицо может совершать только те действия, на которые его уполномочивает устав, утвержденный подлежащей властью.
    Вместе с тем необходимо заметить, что учредители (участники) юридического лица, на которое не распространяются правила о специальной правоспособности, могут самостоятельно ограничить свою правоспособность путем соответствующего указания в учредительных документах. Например, в уставе акционерного общества может быть предусмотрен прямой запрет на его участие в биржевых или иных рисковых сделках.
    В данной ситуации заключенная государственным или муниципальным унитарным предприятием либо некоммерческой организацией сделка, противоречащая целям, указанным в их учредительных документах, является ничтожной (недействительной), а сделка, совершенная в нарушение самоограниченной правоспособности, является оспоримой (т.е. недействительна только в силу судебного решения).
    Гражданское законодательство допускает и иные случаи ограничения правоспособности юридических лиц, в том числе таких, на которых не распространяется принцип специальной правоспособности. Данное положение связано с тем, что для осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности необходимо иметь выдаваемые компетентными органами соответствующие разрешения (лицензии).
    В то же время занятие отдельными видами деятельности разрешено лишь определенным юридическим лицам, что влечет запрещение осуществлять такую деятельность всем остальным участникам гражданского оборота (например, страховой деятельностью может заниматься только страховая организация). В Законе о страховании указано, что предметом непосредственной деятельности страховщика не может быть производственная, торговая, предпринимательская и банковская деятельность. Законодательство о банковской деятельности запрещает банковским учреждениям совершать операции по производству и торговле материальными ценностями, а также по страхованию всех видов, за исключением страхования валютных и кредиторских рисков.

    Дееспособность юридического лица - это возможность своими действиями приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности и осуществлять сделки через свои органы. Правоспособность и дееспособность юридического лица появляются с момента его государственной регистрации (ст. 51 ГК РФ), они одинаковы по объему и действуют на протяжении всего периода его существования. Юридические лица совершают сделки через свои органы, которые специально предназначены для выработки и изъявления воли организации как субъекта гражданского права, и поэтому руководитель органа совершает сделки без доверенности. Органы юридических лиц могут быть единоличными (директор, начальник) и коллегиальными (совет, президиум, собрание). Например, в хозяйственных обществах и товариществах высший орган - общее собрание или собрание уполномоченных.
    Орган юридического лица не является самостоятельным субъектом гражданского права и в гражданском обороте всегда выступает от имени юридического лица и представляет его интересы в целом. Если юридическое лицо имеет несколько органов, то каждый из них вправе совершать те действия, которые направлены на приобретение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей лишь в пределах своей компетенции, указанной в учредительных документах.
    Для осуществления производственной либо социально-культурной деятельности необходимы усилия всего трудового коллектива, и в этом случае за действия своих работников, совершенные ими в пределах служебных (трудовых) обязанностей, юридическое лицо несет гражданско-правовую ответственность. Например, если при осуществлении работником своих трудовых функций он кому-либо причиняет вред, обязанность возместить убытки возлагается на организацию. В то же время если работник организации причиняет вред другому лицу совершением действий, не носящих служебного характера, убытки не подлежат взысканию с юридического лица, и потерпевший вправе обратиться с требованием об их компенсации только к причинившему их гражданину.

    Дееспособность юридических лиц выражается в действиях определенных физических лиц, представителей, действующих от имени юридического лица. Действия таких представителей считаются действиями самого юридического лица. Если, напр., ректор университета заключает контракт на поставку дров или на устройство электрического освещения в университетских зданиях, то эти действия ректора считаются действиями самого университета. Утверждая устав юридического лица, правительственная власть всегда определяет те органы, которые компетентны выражать его волю и действовать от его имени. Само собой разумеется, однако, что ни лица, уполномоченные быть представителями юридического лица, ни вообще физические лица, входящие в его состав, не должны быть отождествляемы с самим юридическим лицом. Со смертью государя государство, как юридическое лицо, не прекращает своего существования. Университет не перестает существовать за выбытием ректора.

    Правоспособность и дееспособность государственных и муниципальных образований

    Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

    К этим субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

    К субъектам гражданского права помимо граждан, юридических лиц относятся муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация в целом (п. 2 ст. 2, ст. 124 ГК РФ). Специфика их участия заключается в том, что они являются носителями публичной власти и в то же время в полном объеме участвуют в гражданском обороте как собственники принадлежащего им имущества. По своему правовому статусу муниципальные образования, субъекты РФ и Российская Федерация независимы друг от друга и выступают как самостоятельные участники гражданских правоотношений через свои представительные и исполнительные органы власти. В отличие от государственных образований органы местного самоуправления создаются и действуют как государственные органы, однако в соответствии с Конституцией РФ они не входят в систему государственной власти.
    Действующее законодательство позволяет публично-правовым образованиям создавать юридические лица, которые выступают в гражданском обороте на ограниченном вещном праве самостоятельно (государственные и муниципальные унитарные предприятия), делегировать им свои гражданские права и обязанности. Гражданский оборот предполагает и имущественную ответственность публично-правовых образований по своим обязательствам, которую они несут самостоятельно в пределах государственной и муниципальной собственности, за исключением имущества, переданного унитарным предприятиям.
    Публично-правовые образования как особые субъекты гражданского права имеют все признаки, необходимые для участия в гражданском обороте, аналогичные признакам юридического лица. Имущественная обособленность выражается в наличии у них права государственной и муниципальной собственности, позволяющей им нести имущественную ответственность по заключенным сделкам. Структура построения органов государственной и муниципальной власти с определенной компетенцией и подчиненностью в соответствии с Конституцией РФ и уставами муниципальных образований, говорит об организационном единстве. Индивидуализационный признак проявляется в том, что публично-правовые образования приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права от своего имени, самостоятельно (ст. 125 ГК РФ).

    В качестве субъектов гражданского права публично-правовые образования обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью.

    Гражданская правоспособность и дееспособность государства как субъекта гражданских прав определяется и проявляется не в его отношениях с другими субъектами - гражданами и юридическими лицами, а в природе образования и существования, что выражается в объеме его правосубъектности. Особенность государства заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и в силу этого в нормативном порядке регулирует имущественные и иные отношения, определяет правосубъектность граждан и юридических лиц. Правосубъектность самого государства как участника гражданских правоотношений по содержанию и объему отличается от правосубъектности граждан и юридических лиц в силу природы самого этого образования и также определяется в нормативном порядке, например только оно может выпускать государственные казначейские обязательства. В то же время, выступая в качестве субъекта права в гражданском обороте, государство в лице своих органов действует как равноправный его участник и не обладает какими-либо преимуществами и льготами по сравнению с другими субъектами.

    Государство, как и другие субъекты гражданского права, может участвовать в гражданско-правовых отношениях. Однако правоспособность государства обладает рядом особенностей, связанных с тем, что оно является также и главным субъектом публичного права, носителем власти.

      Государство осуществляет власть и обладает суверенитетом. Суверенитет государства выделяет его на фоне остальных субъектов гражданского права. Вот некоторые (основные) из свойств государства, превращающих его в особый субъект гражданских правоотношений:

      Государство само принимает законы, которыми должны руководствоваться все остальные субъекты гражданского права;

      Государство может принимать административные акты, из которых возникают гражданско-правовые отношения независимо от воли другой стороны;

      Государство сохраняет властные функции даже тогда, когда оно вступает в построенные на началах равенства гражданско-правовые отношения;

      Государство пользуется иммунитетом.

    Перечисленные свойства выражают далеко не все особенности государства как участника гражданско-правовых отношений, но даже то, что названо, позволяет говорить об особом положении государства в гражданском праве.
    Гражданская правоспособность государства является специальной, а не универсальной, т.к. оно имеет лишь те гражданские права и обязанности, которые предусмотрены законом. Например, государству может принадлежать имущество, необходимое для реализации поставленных перед обществом задач, а иное имущество должно быть передано другим субъектам гражданского оборота.
    Специальные органы управления государственным имуществом - фонды государственного имущества и комитеты по управлению государственным имуществом участвуют от имени государства в гражданских правоотношениях. Данные исполнительные органы непосредственно управляют основной массой принадлежащего государству имущества, не распределенного между государственными унитарными предприятиями и составляющего казну государства. Государственные органы выступают в качестве арендодателей при сдаче государственного имущества (имущественных комплексов) в аренду, а также в качестве отчуждателей при проведении приватизации (разгосударствления) имущества и в других аналогичных случаях.
    В отдельных случаях от имени государства могут выступать органы Министерства финансов РФ (например, федеральные казначейства), которые распоряжаются средствами государственных бюджетов, а также иные специально уполномоченные на то государством органы, например государственные органы охраны памятников истории и культуры при принятии таких памятников в собственность государства или их передаче в пользование юридическим лицам и гражданам.

    Заключение

    В заключение я бы хотела сказать, что в наше время наблюдаются заметные перемены в оценке многих основополагающих дефиниций. Однако понятия «правоспособность» и «дееспособность» не претерпевали серьезных перемен. Так, в работах С.Н. Братуся 1950 и 1984 годов понятия правоспособности и дееспособности трактуются так же как и сейчас. Но несмотря на то, что содержание и смысл этих двух понятий остается тем же, в наше время существует много различных противоречий связанных с проблемами в законодательстве по применению правоспособности и дееспособности в практике судов.

    Так например, существуют большие проблемы в назначении опекунов и попечителей над недееспособными или ограниченно дееспособными лицами, поскольку ГК РФ не допускает назначение опекуна (попечителя) без согласия назначаемого лица. А подыскать таких лиц часто бывает нелегкой задачей, потому что не каждый согласиться взять на себя тяжкий труд по ухаживанию за такими людьми. В судебной практике бывают и такие случаи когда в качестве опекунов недееспособного назначаются медицинские работники, пользующиеся беззащитностью своих подопечных (соблюдении прав граждан, страдающих психическими расстройствами).

    Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что это далеко не все существующие в нашем законодательстве проблемы и противоречия. Их, конечно же, великое множество. И до тех пор, пока эти вопросы не будут решены, мы не можем говорить, что в нашем государстве соблюдаются все права и свободы человека и гражданина и что у нас построено правовое государство.

    Используемая литература:

    1. Гражданский Кодекс РФ 1994 г.
    2. Семейный Кодекс РФ 1995 г.

    3. Закон «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2.07.72 г.

    4. Братусь С.Н., Дозорцев, Пергамент и др Советское гражданское право: Субъекты гражданского права. - М., 1984
    5. Быкова Т.А. Учебное пособие по гражданскому праву. - Саратов, 1998

    6. Садиков О.Н. Комментарии к ГК РФ Ч.1 - М. 1999
    7. Садиков О.Н. Гражданское право России: Курс лекций. Ч.1 - М., 1996
    8. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. Гражданское право. Учебник. Ч.1 - М., 1997
    9. Цыбуленко З.И. Гражданское законодательство России. Ч.1 Сборник нормативно- правовых актов и документов. - М., 1999
    10. Григоренко С. Проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя.

    11. Законодательство, 2001, №1 Нечаева А.М. О правоспособности и дееспособности физических лиц.
    12. Государство и право, 2001, №2 Сулейманова С.А. О частичной правоспособности несовершеннолетних граждан (физических лиц).

    13. С.С. Алексеев. «Государство и право», М.1996 г.;

    Многие исследователи считают, что правоспособность и дееспособность юридического лица появляются одновременно. По мнению ряда специалистов, они возникают в момент регистрации организации. В статье более подробно рассмотрим правоспособность и дееспособность юридического лица.

    Международная практика

    В цивилистической теории существуют различные точки зрения. Например, особая практика сложилась в Германии. В этой стране право- и дееспособность юридических лиц (ООО и АО) не совпадают во времени. Правоспособность появляется в момент предварительной регистрации общества. При этом о дееспособности юридического лица говорят в том случае, если состоялась его государственная регистрация в качестве официальной организации. Такая же ситуация характерна и для Финляндии. В этой стране также дееспособность юридических лиц возникает только после установления официального статуса.

    Основные элементы

    Дееспособность физических и юридических лиц включает три главных компонента. Они регламентируются законодательством. К ним относят:

    • Возможность посредством осуществления собственных действий приобретать права и формировать обязанности – сделкоспособность.
    • Умение реализовывать свои возможности и исполнять обязательства.
    • Способность нести ответственность за нарушения – деликтоспособность.

    В ряде случаев в качестве еще одного элемента называют возможность обеспечивать защиту субъективных интересов и свобод от посягательств.

    Существующие общие ограничения

    По мнению некоторых авторов, дееспособность юридического лица не может быть неполной. Однако в законодательстве определено такое понятие, как ограничение тех или иных возможностей. Так, органы управления юрлица-должника обязаны получать согласие временного управляющего, которое выражается в письменной форме, на совершение ряда сделок на стадии наблюдения. К ним, в частности, относят действия, связанные с:

    • Приобретением, отчуждением (либо его возможностью) имущества должника с балансовой стоимостью более 5% от цены активов на дату введения наблюдения.
    • Выдачей и получением кредитов (займов), гарантий и поручительств.
    • Переводом долга и уступкой права требования.
    • Установлением доверительного управления принадлежащим должнику имуществом.

    Исключение составляют случаи, которые прямо предусмотрены законодательством.

    Деятельность унитарных предприятий

    Дееспособность юридического лица ограничивается также нормами статей 295-297 Гражданского кодекса РФ, а также соответствующими федеральными законами. В частности, унитарные предприятия ограниченно дееспособны при распоряжении имуществом, которое находится у них на правах оперативного управления либо хозяйственного ведения. Данные юридические лица не могут продавать его, сдавать в аренду либо в залог, а также вносить в уставной капитал товарищества в качестве вклада либо другим способом распоряжаться им без согласия на то собственника. Действия унитарных предприятий должны осуществляться в соответствии с целями, предметом и границами, установленными уставом. Сделки, которые заключены с нарушением данного предписания, признаются ничтожными.

    Ограничения для казенных предприятий

    Имущество находится в ведении этих организаций на правах оперативного управления. Дееспособность юридического лица в данном случае еще больше ограничена. Казенная организация может отчуждать либо иным способом осуществлять распоряжение имуществом только после получения согласия на это Правительства РФ либо уполномоченного исполнительного органа. Такое предприятие может осуществлять сделки при одобрении соответствующего регионального государственного органа.

    Муниципальная организация для распоряжения имуществом должна получить согласие уполномоченной инстанции территориального самоуправления. В уставе казенного предприятия могут предусматриваться виды либо размер прочих сделок, заключение которых не может быть выполнено без одобрения собственника. Дееспособность юридического лица в данном случае проявляется в самостоятельной реализации им произведенной продукции (услуги либо работы), если другое не установлено в федеральном законе или других нормативных актах. Право на распоряжение имуществом, в том числе по согласованию с собственником, организация получает только в соответствии с целями и предметом деятельности, а также в рамках, установленных в уставе.

    Прекращение дееспособности

    В законодательстве определено несколько положений, регулирующих этот вопрос. В частности, юрлицо нельзя признавать недееспособным, как это допускается для граждан. Данное положение закреплено в статье 29 ГК РФ. Однако вместе с этим в соответствии с п. 1 ст. 94 Закона о банкротстве полномочия руководителя завершаются с даты установления внешнего управления.

    В целом это значит, что гражданская дееспособность юридического лица прекращается. При этом его возможности частично сохраняются. В частности, у него остаются гражданские обязанности и права (право собственности, например, и другие). Тем не менее распоряжаться ими и реализовывать его оно не может. Вероятно, что правоспособность юридического лица прекращается в соответствии с положениями п. 8 ст. 63 и п. 3 ст. 49 ГК РФ. Этот момент совпадает с внесением в ЕГРЮЛ записи о его ликвидации. Из приведенного выше следует вывод о том, что дееспособность юридических лиц наступает с момента их официальной регистрации. При этом она может изменяться: расширяться, сужаться согласно действующему законодательству.

    Правоспособность юридического лица

    В России организации могут иметь широкий спектр возможностей и обязанностей. В пределах своей особой правоспособности юридическое лицо может заключать сделки и осуществлять любую законную деятельность, в том числе коммерческую. Юридические лица имеют возможность выступать в качестве субъектов вещных прав, которые предусмотрены нормативными актами. Самостоятельно либо вместе с иными организациями они могут создавать объединения. Юридические лица также вправе наследовать имущество. Но при этом они не могут его завещать. Переход к правопреемникам осуществляется исключительно вследствие реорганизации.

    Наименование организации

    Юридическое лицо имеет право взять себе название. В законе установлены особые требования к наименованию. В первую очередь в нем должна быть указана организационно-правовая форма юрлица. Для некоммерческой организации, унитарного предприятия закон устанавливает требование на отражение в названии характера деятельности. Наименование, которое есть у юридического лица, считается фирменным. Оно выступает в качестве объекта особого права, имеет личный неимущественный и абсолютный характер, подлежит обязательной регистрации.

    Прочие возможности

    Юридическое лицо может обладать правами на результаты творческой (интеллектуальной) деятельности: патентные, авторские и прочие. Организация может иметь в пользовании средства индивидуализации услуг или продукции. К ним в том числе относят право на знак обслуживания и товарный знак, наименование места производства. У организации могут быть возможности, которые связаны с обладанием нематериальными ценностями. Они указаны в ст. 150 ГК РФ. К ним в числе прочих следует относить:

    • Право на обеспечение защиты деловой репутации. Это положение закреплено в ст. 152 п. 7.
    • Право на получение компенсации морального ущерба. Данное положение установлено в ст. 1100 ч. 4 и ст. 152 п. 7.

    У юридического лица могут быть и прочие субъективные права, если они не запрещены прямо законодательством и не противоречат его особой правоспособности. В частности, у организации есть возможность защищать информацию, которая составляет коммерческую, служебную либо банковскую тайну. Это положение установлено в ст. 139 ГК РФ.

    Владение обособленным имуществом

    У правосубъектного лица есть право на обладание такими ценностями. Более того, законом предписана обязанность организации иметь обособленное имущество. Оно может принадлежать ему по праву собственности либо на основании иного вещного права. Это положение закреплено в ст. 216 и ст. 48 п. 1 ГК РФ. Признак такой имущественной обособленности очень значим для организации. Это обуславливается тем, что юридическое лицо выступает в качестве субъекта налоговых, финансовых, гражданско-правовых и прочих отношений. Большинство некоммерческих и коммерческих предприятий, в том числе обществ и товариществ, производственных кооперативов, а также прочих организаций, кроме особых учреждений, могут быть собственниками имущества. Исключением являются унитарные предприятия (муниципальные и государственные). Они могут осуществлять пользование на правах хозяйственного ведения. Также исключением считаются казенные предприятия и учреждения. Они владеют имуществом на правах оперативного управления.

    Самостоятельное распоряжение ценностями

    Юридические лица могут владеть имуществом на основании отличного от указанного выше вещного права. В частности, некоторые виды образовательных, культурных и прочих учреждений (музеи, театры, учебные заведения и так далее) имеют возможность самостоятельно распоряжаться доходами, которые получены от осуществления разрешенной им предпринимательской (хозяйственной) деятельности, а также имуществом, которое приобретено на эти средства. Данное положение установлено в ст. 298 п. 2 ГК РФ. Казенные федеральные предприятия, муниципальные (государственные) учреждения могут обладать земельными участками по праву бессрочного (постоянного) пользования. Это положение установлено в ст. 20 п. 1 Земельного кодекса Российской Федерации.

    Важный момент

    Он касается определения содержания правоспособности муниципальных (государственных) учреждений и предприятий. В частности, небезынтересно мнение известного юриста Константина Кряжевских по этому вопросу. В соответствии с ним практически абсолютное исключение правомочий по распоряжению для учреждения, которое имеет имущество на правах оперативного управления, можно считать существенным ограничением пределов его правоспособности.

    Возникают одновременно, в момент ᴇᴦο государственной регистрации (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК). Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

    Правоспособность юридических лиц должна быть как универсальной (общей), дающей им возможность участвовать в любых гражданских правоотношениях, так и специальной (ограниченной), предполагающей их участие лишь в определенном, ограниченном круге таких правоотношений.

    Принцип специальной правоспособности выражается в том, что содержание и объём правоспособности юридического лица зависит от целей и задач, предусмотренных в учредительных документах. Например, сделка считается недействительной, в случае если она совершена юридическим лицом в противоречии с целями ᴇᴦο деятельности (ст. 173 ГК РФ). Анализ гражданского законодательства говорит о том, что принцип специальной правоспособности действует в отношении лишь прямо указанных юридических лиц (ст. 49 ГК РФ). В частности, к ним относятся некоммерческие организации, указанные в ГК РФ, учреждения, а также некоторые коммерческие организации - государственные и муниципальные предприятия, казенные предприятия и другие прямо указанные в законе некоммерческие организации. Хозяйственные товарищества и общества, а также производственные кооперативы, относящиеся к коммерческим организациям и построенные на началах членства, могут иметь гражданские права и обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом (п. 1 ч. 2 ст. 59 ГК РФ), т.е. имеет место универсальная правоспособность. Гражданское законодательство допускает и иные случаи ограничения правоспособности юридических лиц, в т.ч. таких, на которых не распространяется принцип специальной правоспособности. Данное положение связано с тем, что для осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности необходимо иметь выдаваемые компетентными органами соответствующие разрешения (лицензии).

    Дееспособность юридического лица - это возможность своими действиями приобретать и реализовывать гражданские права и обязанности и осуществлять сделки через свои органы. Юридические лица совершают сделки через свои органы, которые специально предназначены для выработки и изъявления воли организации как субъекта гражданского права, и поэтому руководитель органа совершает сделки без доверенности. Орган юридического лица не является самостоятельным субъектом гражданского права и в гражданском обороте всегда выступает от имени юридического лица и представляет ᴇᴦο интересы в целом. Если юридическое лицо имеет несколько органов, то каждый из них вправе совершать те действия, которые направлены на приобретение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей лишь в пределах своей компетенции, указанной в учредительных документах. Для осуществления производственной либо социально-культурной деятельности необходимы усилия всего трудового коллектива, и в данном случае за действия своих работников, совершенные ими в пределах служебных (трудовых) обязанностей, юридическое лицо несет гражданско-правовую ответственность. Например, в случае если при осуществлении работником своих трудовых функций он кому-либо причиняет вред, обязанность возместить убытки возлагается на организацию. В тоже самое время если работник организации причиняет вред другому лицу совершением действий, не носящих служебного характера, убытки не подлежат взысканию с юридического лица, и потерпевший вправе обратиться с требованием об их компенсации только к причинившему их гражданину.

  • - Правоспособность и дееспособность юридического лица.

    Правоспособность юридического лица возникает с момента его государственной регистрации, т.е. внесения сведений о нём в ЕГРЮЛ. У юридического лица выделяют два вида правоспособности: 1) Общая (универсальная) правоспособность. Допускает возможность иметь субъекту права... .


  • - Правоспособность и дееспособность юридического лица. Органы юридического лица.

    Правоспособность ЮЛ - s это его спо­собность иметь гражданские права и принимать обязан­ности. Правоспособность возникает у юридического лица в момент его создания, а признается оно созданным - с момента государственной регистрации. Данные государст­венной... .


  • - Учредительные документы, правоспособность и дееспособность юридического лица. Его наименование, место нахождения, филиалы и представительства

    Юридическое лицо действует на основании своих учредительных документов: учредительного договора, если юридическое лицо создается несколькими физическими и (или) юридическими лицами, и устава. В некоторых случаях дело ограничивается только учредительным договором... .


  • - Правоспособность и дееспособность юридического лица.

    Правоспособность юр.лица - это способность иметь гражд. права и принимать обязанности. В соответствии с Положением о гос. регистрации субъектов хозяйствования, утверждённым Декретом Президента РБ от 16 января 2009, в уставе юрлица (учредит. договоре) по желанию собственника... .


  • - Правоспособность и дееспособность юридического лица. Представительства и филиалы.

  • - Правоспособность и дееспособность юридического лица. Органы юридического лица. Филиалы и представительства

    9 Декабрь 2010 Гражданское право Правоспособность и дееспособность юридического лица возникают одновременно, в момент его государственной регистрации (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК). Прекращаются они также одновременно – в момент завершения ликвидации юридического лица путем... .


  • - Правоспособность и дееспособность юридического лица

    Правоспособность и дееспособность юридического лица как субъекта гражданского права возникают одновременно с момента государственной регистрации юридического лица. Правоспособность юридического лица может быть общей или специальной. Общая правоспособность дает... .


  • - Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность и дееспособность юридического лица. Основания и порядок реорганизации и ликвидации юридического лица.

    ЮЛ –орг-ия, кот имеет в собст-ти (владение, польз-ие и распоряж-е), хоз-ом ведении или операт-ом управлении обособл-ое имущ-во и отвечает по своим обяз-ам этим имущ-ом, может от своего имени приобр-ть и осущ-ть имущ-ые и личные неимущ-ные права, нести обязанности, быть истцом и... .


  • - Правоспособность и дееспособность юридического лица

    Юридическое лицо как любой субъект гражданского права должен обладать правоспособностью и дееспособностью, которые совпадают с момента его возникновения, т.к. организации и предприятия возникают для осуществления определенной предпринимательской деятельности.... .


  • Выбор редакции
    Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

    Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

    В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

    Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
    После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
    Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
    1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
    Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
    Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...