Правовые нормативно тех и организационные основы бжд. Правовые и нормативно-организационные основы


108. Реализация государственной политики Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности осуществляется путем согласованных действий всех элементов системы ее обеспечения под руководством Президента Российской Федерации и при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации.

109. Настоящая Стратегия реализуется на плановой основе за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления, развития их взаимодействия с институтами гражданского общества, а также комплексного использования политических, организационных, социально-экономических, правовых, информационных, военных, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации. Положения настоящей Стратегии обязательны для выполнения всеми органами государственной власти и органами местного самоуправления и являются основой для разработки и корректировки документов стратегического планирования и программ в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации, а также документов, касающихся деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Деятельность Центрального банка Российской Федерации как участника стратегического планирования осуществляется в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов.

110. Контроль за ходом реализации настоящей Стратегии осуществляется в рамках государственного мониторинга состояния национальной безопасности; его результаты отражаются в ежегодном докладе Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

111. В целях реализации настоящей Стратегии осуществляется под руководством Президента Российской Федерации совершенствование системы государственного управления, стратегического планирования в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации, разрабатываются и реализуются документы стратегического планирования, а также принимаются меры по подготовке квалифицированных специалистов в области обеспечения национальной безопасности и стратегического планирования.

112. Информационную основу реализации настоящей Стратегии составляет федеральная информационная система стратегического планирования, включающая в себя информационные ресурсы органов государственной власти и органов местного самоуправления, системы распределенных ситуационных центров и государственных научных организаций.

113. При реализации настоящей Стратегии особое внимание уделяется обеспечению информационной безопасности с учетом стратегических национальных приоритетов.

114. Информационная и информационно-аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии, ее корректировка, проводимая один раз в шесть лет с учетом результатов мониторинга ее реализации и изменений, оказывающих существенное влияние на состояние национальной безопасности, осуществляются при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

“РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ” (РГТЭУ)

Волгоградский филиал

ШИФР: ВБУв-2008-246

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

на тему «Правовые, нормативно-технические и организационные основы обеспечения БЖД»

Исполнитель: студентка­­­­­­­­­­­­­­­ I курса формы обучения ВПО

Специальность: «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

Полякова Вера Валериевна

Работа проверена: «____»_______________200___г.

Рецензент: _______________ д. с.-х. н., профессор Рулева Ольга Васильевна

Оценка: ___________________________

Волгоград 200__г.

ШИФР: ВБУв-2008-246 1

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 1

Введение 3

1. Правовые основы БЖД 5

2. Нормативно-техническая документация 8

3. Организационные вопросы безопасности жизнедеятельности 14

3.2. Организационные аспекты обеспечения безопасности в чрезвычайных ситуациях 16

Заключение 19

Список использованной литературы 21

Введение

Наука о безопасности жизнедеятельности исследует мир опасностей, действующих во всех сферах человеческой деятельности, разрабатывает системы и методы защиты человека от опасностей и ликвидации отрицательных последствий воздействия опасных и вредных факторов. Задачей исследования является создание нормального, т.е. комфортного состояния среды обитания человека.

В современном понимании безопасность жизнедеятельности изучает опасности производственной, бытовой, природной и городской среды как в условиях повседневной жизни, так и при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения мирного и военного времени.

Основой законодательного обеспечения безопасности является основной закон государства – Конституция Российской Федерации.

В конституции Российской Федерации базовой статьей является статья 37, которая гласит:

"1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск."

Статья 41 Конституции Российской Федерации провозглашает утверждение права каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.

"Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни, здоровья людей влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом".

Статья 42 Конституции Российской Федерации провозглашает:

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением».

В Трудовом кодексе Российской Федерации устанавливаются права и обязанности работодателей и работников в отношении охраны труда; оговариваются ограничения к труду в особо тяжелых условиях некоторых групп населения (беременных женщин и т.д.).

1. Правовые основы БЖД

Правовую основу обеспечения безопасности жизнедеятельности составляют соответствующие законы и постановления, принятые представительными органами Российской Федерации (до 1992 г. РСФСР) и входящих в нее республик, а также подзаконные акты: указы президентов, постановления, принимаемые правительствами Российской Федерации (РФ) и входящих в нее государственных образований, местными органами власти и специально уполномоченными на то органами. Среди них, прежде всего, Министерство природных ресурсов РФ, Государственный комитет РФ по охране окружающей среды, Министерство труда и социального развития РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и их территориальные органы.

Правовую основу охраны окружающей среды в стране и обеспечение необходимых условий труда составляет закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.), в соответствии с которым введено санитарное законодательство, включающее указанный закон и нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Ряд требований по охране труда и окружающей среды зафиксировано в законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (1991 г.) и в законе РФ «О защите прав потребителей» (1992 г.).

Важнейшим законодательным актом, направленным на обеспечение экологической безопасности, является закон РФ «Об охране окружающей природной среды» (2002 г.).

Правовые вопросы природопользования регламентируются как Конституцией РФ (ст. 9, 36, 42, 58, 72), так и рядом федеральных законов, среди которых, прежде всего, следует указать Гражданский, Земельный и Водный кодексы РФ, законы: «О животном мире», «Об охране окружающей природной среды» и др., соответствующие нормативные акты Президента и Правительства РФ, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Основной законодательный акт, наиболее полно регулирующий общественные отношения в области воздушной среды, – Закон «Об охране атмосферного воздуха». В нем изложены основные положения по охране воздушного бассейна от загрязнения и шумов, от электромагнитного, радиационного и иного воздействий по предотвращению истощения кислородных запасов, рациональному использованию воздуха в хозяйственных целях и др.

Основополагающим правовым актом водного законодательства является Водный кодекс РФ. Он регулирует водные отношения путем установления правовых основ использования и охраны водных объектов. Кроме того, водопользование осуществляется в соответствии с законодательством о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местах и курортах. Общие экологические требования к водопользованию отражены в Федеральном законе «Об охране окружающей природной среды». Значительное число подзаконных правовых актов о водопользовании принято Правительством РФ.

Водное законодательство предусматривает систему мер по охране водных объектов от загрязнения, засорения, истощения водных источников, а также предотвращению вредного воздействия вод вследствие наводнения, водной эрозии, развития оползней и др.

Правовая охрана почв и земельных ресурсов РФ осуществляется в первую очередь в соответствии с требованиями Конституции страны (ст. 9, 36, 58). Так, в ст. 9 указывается, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Правовые основы землепользования в нашей стране раскрываются также в Земельном кодексе и Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», в ряде Указов Президента РФ.

Правовой режим недропользования основан на Конституции РФ, законах РФ «О недрах» и «Об охране окружающей природной среды», а также на ряде Указов и распоряжений Президента РФ. Основные требования по рациональному использованию и охране недр изложены в разд. III Закона РФ «О недрах». С экологической точки зрения наиболее важные из них: предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с их использованием; предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и в местах залегания подземных вод; охрана месторождений полезных ископаемых от затоплений, пожаров и других факторов, снижающих их качество.

Правовую основу организации работ в чрезвычайных ситуациях и в связи с ликвидацией их последствий составляют законы РФ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «Об использовании атомной энергии» (1995 г.). Среди подзаконных актов в этой области отметим постановление правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (1995 г.).

  • 9.Базисный учебный план и государственный образовательный стандарт
  • 10.Социализация: стадии, факторы, средства и механизмы
  • 11.Методология и методы психолого-педагогических исследований
  • 12. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений
  • 13. История педагогики и образования как область научного знания
  • 14. Закономерности и принципы обучения
  • 15. Педагогический процесс: понятие и основные функции
  • 16. Понятие о методах обучения и их классификация
  • 17. Традиционные и инновационные технологии обучения
  • 18. Педагогическая антропология как междисциплинарная область знаний о человеке
  • 19. Управление образовательными системами
  • 20. Дополнительное образование детей
  • 21. Стили и культура педагогического руководства
  • 22.Сущность и структура педагогической деятельности
  • 23.Развитие экологической культуры личности
  • 24. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании
  • 25.Общая характеристика психолого-педагогической деятельности
  • Профессиональная я-концепция учителя
  • Профессиональное самосознание учителя
  • Раздел 2. Психология Примерные вопросы по психологии для гиа
  • Учебно-методический материал по подготовке студентов к гиа по разделу "психология"
  • Понятие о характере: определение, структура, акцентуации
  • 2.Этика практического психолога
  • 3. Предмет, объект, история и задачи психодиагностики
  • 4. Роль психологической службы в образовании
  • 5. Проблема периодизации психического развития
  • 7. Предмет, задачи и методы возрастной психологии
  • 8. Психические процессы как структурные элементы управления психической деятельностью
  • 9 . Понятие о темпераменте. Основные типы темперамента по и.П. Павлову
  • 10. Основные психологические теории и их взаимосвязь
  • 11. Психология как наука: объект, предмет, методы исследования
  • 12. Становление и современное состояние отечественной психологии (основные психологические школы и направления).
  • 13.Проблема личности в психологии
  • 14. Теоретические основы, цели, задачи и структурные компоненты психологического консультирования.
  • 15. Психологическая характеристика младшего школьного возраста: кризисы развития, новообразования, социальная ситуация.
  • 16.Психологическая характеристика дошкольного возраста: социальная ситуация развития, кризисы развития, новообразования.
  • 17. Психологические особенности подростка: кризисы развития, новообразования, социальная ситуация.
  • 18. Психология ранней юности: кризисы развития, новообразования, социальная ситуация.
  • 19. Психология общения: цели, средства, функции и виды.
  • 21. Проблема деятельности в психологии. Теория деятельности по л.С. Выготскому
  • 22. Педагогическая деятельность: мотивы, структура, стили, способности
  • 23. Конфликт: функции, структура, динамика развития и методы разрешения
  • 24. Психологические особенности семьи, её структура и динамика развития
  • 25. Профилактика, диагностика, коррекция недостатков личностного развития детей
  • Раздел 3. Методика преподавания Примерные вопросы по методике преподавания для студентов специальности "Педагогика и психология начального образования"
  • Учебно-методический материал по подготовке к гиа по разделу "методика преподавания" для студентов специальности "педагогика и психология начального образования"
  • 1. Изобразительная деятельность младших школьников как составная часть эстетического воспитания
  • 2. Методы и принципы обучения родному языку в начальной школе
  • 3. Научные основы методики обучения грамоте в начальной школе
  • 4. Предмет и задачи методики преподавания русского языка в начальной школе.
  • 5. Научные основы анализа произведений детской литературы при работе с младшими школьниками.
  • 6. Теория формирования читательской самостоятельности младших школьников.
  • 7.Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста.
  • 8.Организация изобразительной деятельности младших школьников во внеклассной работе
  • 9. Формы и методы внеурочной работы по русскому языку
  • 10. Педагогика начального образования как наука о воспитании, образовании и развитии младших школьников
  • 11. Организация образовательного процесса в начальной школе
  • 12. Профессиональные знания и умения учителя начальной школы
  • 13. Виды образовательных программ в начальных классах
  • 14. Особенности преподавания музыкального искусства в начальных классах
  • 15. Методика преподавания музыкального искусства в начальных классах
  • I класс:
  • II класс:
  • III класс:
  • IV класс:
  • 16. Основные виды музыкальной деятельности младших школьников
  • 1. Слушание музыки.
  • 5 Импровизация.
  • 17. Место трудового обучения в начальной школе на современном этапе
  • 18. Экологическое воспитание младших школьников на уроках природоведения и ознакомления с окружающим миром
  • 19. Преемственность воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста
  • 20. История воспитания и начального образования в россии
  • 21. Методика обучения решению простых задач в начальной школе
  • Последовательные этапы и методические приемы в обучении решению арифметических задач
  • Задачи на разностное сравнение
  • 22. Современные концепции и технологии педагогического процесса в начальной школе.
  • 23. Методика преподавания математики как учебный предмет.
  • 24. Характеристика основных понятий начального курса математики и последовательность его изучения.
  • 25. Методика преподавания технологии в начальной школе.
  • Примерные вопросы по методике преподавания для студентов специальности "Педагогика и психология дошкольного образования"
  • Учебно-методический материал по подготовке студентов к гиа по разделу "методика преподавания" для студентов специальности "педагогика и психология дошкольного образования"
  • Основные виды деятельности детей раннего и дошкольного возраста: предметная, познавательная, игровая, трудовая, художественно-эстетическая, общение
  • Характеристика активных методов обучения и техника их применения
  • Закономерности и особенности овладения детьми лексикой, грамматикой, фонетикой, связной речью
  • Речевое общение как основное средство освоения социального опыта и овладения родным языком
  • Методика ознакомления детей дошкольного возраста с произведениями изобразительного искусства
  • Виды и своеобразие изобразительной деятельности дошкольников
  • Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции
  • Классификация игр, функции и структура разных видов игр
  • 2 Группа. Игры с сюжетами, самостоятельно придуманными детьми.
  • Роль. Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, д.Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры.
  • Проблема готовности ребенка дошкольного возраста к школьному обучению
  • Среднее профессиональное образование и его место в системе непрерывного образования
  • Содержание среднего педагогического образования
  • Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности преподавателя: основы, компоненты и уровни
  • Исходя из вышесказанного, можно выделить критерии сформированности профессионально-педагогической культуры.
  • Педагогическое мастерство в структуре педагогической культуры
  • Цель и задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста
  • Принципы, содержание, методы и формы музыкального воспитания
  • Проблема подготовки детей к обучению грамоте
  • Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста средствами физической культуры
  • Подготовка преподавателя к учебному занятию
  • Технология педагогического требования, педагогической оценки.
  • Литература:
  • Абрамова г.С. Практическая психология: учебник для студентов вузов - 4-е изд., перераб. И доп.- Екатеринбург, 2008
  • Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, в.В. Столина. - м.: Изд-во мгу, 2009
  • Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика / Под ред. В.В. Столина, а.Г. Шмелева. - м.: Изд-во мгу, 2009.
  • 12. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

    При характеристике системы образования как таковой уже говорилось выше, образовательное учреждение как таковое есть элементарное, исходное организационное звено, «молекула», из которого состоит организационное «тело» системы образования. Это нашло свое законодательное закрепление в ст. 8 «Закона РФ «Об образовании», согласно которой одним из основных элементов системы образовании в Российской Федерации является сеть реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов.

    Действующее образовательное законодательство понимает под образовательным учреждением учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст. 12 Закона РФ «Об образовании»). Однако, данное определение носит преимущественно собственно образовательный характер, в то время как образовательное учреждение осуществляет множество иных видов деятельности (хозяйственную, финансово-экономическую организационно-управленческую, правовую и др.), регулируемые нормами иных – не «образовательных» – отраслей права. Эти аспекты деятельности будут рассмотрены подробнее при характеристике правового статуса образовательного учреждения.

    Обращаясь к существующей сети (системе) образовательных учреждений, следует отметить, что законодатель выделяет четыре основных критерия, в соответствии с которой выделяются и четыре группы образовательных учреждений:

    Организационно-правовая форма образовательного учреждения;

    Особенности учредительства;

    Тип образовательного учреждения и

    Вид образовательного учреждения.

    Последние два критерия в значительной мере обусловлены еще двумя, которые обоснованно можно назвать первичными критериями, поскольку именно они в первую очередь обусловливают содержание соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов и, тем самым, особенности типа и вида того или иного образовательного учреждения. Это, во-первых, уровень образования и, во-вторых, направленность образования.

    Под уровнем образования (образовательный уровень, образовательный ценз) в литературе по образовательному праву принято понимать минимально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом и допустимая граница нижнего уровня освоения этого содержания (М.Ю. Федорова). Реализация (достижение) такого минимума и границы фиксируется соответствующими официальными документами об образовании того или иного уровня (справки, аттестат, дипломы и др.). Такое понимание нашло свое отражение в законодательстве образовании.

    Законом РФ «Об образовании» (2012г) установлено шесть образовательных уровней (цензов):

    1) основное общее образование;

    2) среднее (полное) общее образование;

    3) начальное профессиональное образование;

    4) среднее профессиональное образование;

    5) высшее профессиональное образование;

    6) послевузовское профессиональное образование.

    Помимо названных основных уровней выделяются также и подуровни. Например, в общем образовании выделяются такие подуровни, как дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Кроме того, выделяется также и подуровень дополнительного образования (соответственно для детей и для взрослых), а также подуровни, отражающие специфику обучающихся и, тем самым, особенности соответствующих образовательных программ (скажем, для учащихся в физическими и умственными отклонениями в развитии).

    Направленность образования - совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника образовательного учреждения, приобретенных в процессе обучения по основным профессиональным образовательным программам и обеспечивающих возможность выполнения определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией. На уровне высшего профессионального образования, например, выделяются такие основные направления, как: физико-математическое, естественнонаучное, гуманитарное и социальное, образовательное и педагогическое, здравоохранительное (медицинское), культурологическое и искусствоведческое, экономико-управленческое, информационное, сельскохозяйственное, техническое и др. На уровне среднего профессионального образования к числу основных направлений отнесены естествознание, социальная работа, право, издательское дело, здравоохранение, образование, геология и т.д.

    По организационно-правовой форме, т.е. как разновидности юридического лица, все образовательные учреждения являются, как уже указывалось, некоммерческими организациями. В свою очередь, как некоммерческие организации, образовательные учреждения могут создаваться в форме: фонда, учреждения, автономной некоммерческой организации (АНО), объединения (союзы, ассоциации) образовательных учреждений.

    В зависимости от того, кто является учредителем образовательного учреждения, последние могут быть: а) государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации); муниципальными; негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

    В зависимости от уровня и подуровней образования закон устанавливает следующие типы образовательных учреждений (Закона РФ «Об образовании»):

    1) дошкольные;

    2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

    3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

    4) учреждения дополнительного образования взрослых;

    5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

    7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

    8) учреждения дополнительного образования детей;

    9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

    Наконец, в зависимости как от образовательного уровня и направления образования, так и особенностей организации образовательного процесса в образовательном учреждении, последние подразделяются на виды. Поскольку понятие «вид» более узкое, чем понятие «тип», то в один тип могут входить образовательные учреждения различного вида. Вся сеть образовательных учреждений развернуто представлена главным образом в Типовых положениях об образовательных учреждений соответствующего вида.

    Так, в перечень видов образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста входят: а) начальная школа-детский сад; б) начальная школа-детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся; в) прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.

    К видам общеобразовательных учреждений относятся: такие, как: а) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования); б) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования); в) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования); г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам); д) гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования); е) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования).

    На уровне начального профессионального образования выделяются такие виды образовательных учреждений, как: а) профессиональное училище; б) профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования; в) учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) и другие образовательные учреждения данного уровня.

    Типовым положением об учреждением среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) предусмотрены два основных вида таких учреждений: техникум (училище) - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня, и колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.

    В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», к видам высших учебных заведений в Российской Федерации относятся: а) университет - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности; б) академия - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной области науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности; в) институт - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

    Кроме этих основных видов высших учебных заведений данный документ предусматривает и возможность создания такого своеобразного вида, как университетский комплекс, основное назначение которого – повышение эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы. Организационный смысл таких комплексов в том, что на базе университета (как «высшего», основного вида вузов) объединяются образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения, что позволяет интегрировать для достижения указанных целей их кадровые, научно-педагогические, технические, материальные и финансовые ресурсы.

    К специфическим видам образовательных учреждений относятся, например, детские дома, интернаты, школы и лицеи, находящиеся в местах лишения свободы и т.д.

    В текстах законодательных и подзаконных актов встречается и еще одна группа образовательных учреждений – категории образовательных учреждений. Например, в п.23 Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования РФ от 22 мая 1998 г. № 1327 говорится, что «государственный статус образовательного учреждения устанавливается с учетом средних показателей для образовательных учреждений соответствующего типа, вида, категории на территории данного субъекта Российской Федерации». Однако ни в этом Положении, ни в других законодательных и подзаконных актах не дается определения понятия «категория образовательного учреждения». На это обстоятельство неоднократно указывают исследователи и практические работники образования, поскольку отсутствие четкости («чистоты») в юридической терминологии вообще, и в образовательном законодательстве, в частности, может служить условием для возникновения различного рода коллизионных ситуаций как в правотворческой, так и правоприменительной деятельности в сфере образования.

    Такова в общем плане разветвленная система образовательных учреждений, что обусловливает и сложность как ее управления, так и его правового регулирования.

    Право на безопасный труд закреплено в ст. 37, п. 3 Конституции Российской Федерации.

    Основными законодательными актами в области охраны труда на предприятиях и учреждениях являются Трудовой Кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ и Основы законодательства РФ об охране труда.

    В соответствии с Основами законодательства Российской федерации об охране труда головной организацией в области охраны труда определено министерство труда РФ, которым приняты правительственные решения о создании Федеральной инспекции труда, о проведении обязательной сертификации, о государственных нормативных требованиях по охране труда, об образовании Межведомственной комиссии. Указом Президента Российской Федерации назначен Главный государственный инспектор труда, выделены финансовые средства и помещения для обеспечения деятельности государственной инспекции труда, утверждена Федеральная программа первоочередных мер по улучшению условий и охраны труда, решен вопрос о профессиональной подготовке работников в области охраны труда в высших учебных заведениях, обеспечивается порядок обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов предприятий и организаций.

    Факторы влияющие на формирование и изменение условий труда объединяют в три группы: социально-экономические (продолжительность рабочего времени, режимы труда и отдыха, санитарные нормы и требования, психологический климат в коллективах, эффективность применяемых льгот и компенсаций за неблагоприятные воздействия и т.д.), организационно-технические (технологическое оборудование, инструменты, приспособления, предметы и продукты труда, технологические процессы, организационные формы ведения производства и т.д.) и природные (имеющие значение в сельском хозяйстве, на транспорте, в добывающей промышленности и т.д).

    В Трудовом Кодексе РФ (принят Государственной Думой 21 декабря 2001 года) оговариваются наличие в трудовом договоре «характеристики условий труда, компенсаций и льгот работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях», а также режим труда и отдыха (ст.57), определяется продолжительность ежедневной работы (ст. 94), особенности работы в ночное время и перечень лиц не допускающихся до ночных смен (ст. 96), режим рабочего времени (глава 16), времени отдыха (разделе V), гарантии работнику при временной нетрудоспособности (ст. 183) и несчастном случае на производстве или профессиональном заболевании (ст. 184).



    Вопросам охраны труда в Трудовом Кодексе посвящен Х раздел, в котором вводятся основные понятия регулируемых отношений. «Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

    Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

    Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

    Опасный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

    Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

    Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

    Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

    Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) – документ, удостоверяющий соответствие проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда.

    Производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг» (ст. 209).

    Ст. 210 Трудового Кодекса, определяет основные направления государственной политики в области охраны труда основные из которых: «государственное управление охраной труда; государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда; содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда; расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; …установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда; координация деятельности в области охраны труда…».

    Глава 34 определяет требования к охране труда, так в ст. 215 прописывается соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда: «Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных в части первой настоящей статьи проектов требованиям охраны труда».

    Глава 35 регламентирует организацию охраны труда, ст. 217 гласит: «в целях обеспечения соблюдения требований охраны труда… в каждой организации, осуществляющей производственную деятельность, с численностью более 100 работников создается служба охраны труда…».

    Глава 36 определяет права работников на охрану труда. Ст. 221 гласит «На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие средства в соответствии с нормами утвержденными в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».

    Статья 227 определяет перечень несчастных случаев на производстве: «Расследуются и подлежат учету как несчастные случаи на производстве: травма, в том числе нанесенная другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствии и других чрезвычайных ситуаций, – повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо смерть работника…».

    Статья 229 определяет порядок расследования несчастных случаев на производстве. Оформление материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет прописаны в ст. 230 «По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю работником трудоспособности на срок не менее одного дня либо повлекшему его смерть, оформляется акт о несчастном случае на производстве… В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая на производстве, а также указаны лица, допустившие нарушения требований безопасности и охраны труда».

    Трудовым Кодексом регулируются условия труда отдельных категорий работников: «Ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах…Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы… Беременным женщинам… снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов…».

    В соответствии со ст. 354 «надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации» возложен на Федеральную инспекцию труда, положение о которой утверждается Правительством Российской Федерации. «…Органы федеральной инспекции труда… проводят предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектах производственного назначения, вводом их в эксплуатацию в целях предотвращения отступлений от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих безопасность;… анализируют состояние и причины производственного травматизма… принимают участие в расследовании несчастных случаев на производстве… рассматривают и согласовывают проекты отраслевых и межотраслевых правил по охране труда; участвуют в установленном порядке в разработке государственных стандартов по безопасности труда;… обеспечивают применение положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников…» (ст. 356).

    В соответствии со ст. 357 «государственные инспекторы труда… имеют право:…приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;… отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требовании охраны труда; запрещать использование и производство не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной и коллективной защиты работников».

    Статьи 367 – 369, определяют порядок государственного санитарно-эпидемиологического, радиационного и энергетического надзора за безопасным ведением работ.

    Принятое Правительством Российской Федерации постановление № 937 от 12 августа 1994 года «О государственных нормативных требованиях по охране труда в Российской Федерации», устанавливает действие системы нормативных и правовых актов содержащих единые нормативные требования по охране труда. Выполнение данных требований обязательно при проектировании, строительстве, эксплуатации объектов, конструирования машин, механизмов, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

    В соответствии с данным постановлением можно выделить следующие виды нормативных и правовых актов по охране труда:

    1. Система стандартов безопасности труда (ССБТ), к которой относятся государственные стандарты (ГОСТы, в государственной системе стандартизации они отнесены к 12-му классу), отраслевые стандарты (ОСТ), стандарты предприятий и объединений предприятий (СТП), стандарты научно-технических и инженерных обществ (СТО).

    2. Санитарные правила и нормы, объединяющие санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (САНПиН).

    3. Правила по охране труда (ПОТ),

    4. Строительные нормы и правила (СНиП).

    5. Правила безопасности (ПБ, например, пожарной, ядерной, радиационной, технической, электро-, взрыво-, лазерной, биологической).

    6. Правила защиты (ПЗ).

    7. Правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ).

    8. Инструкции по охране труда (например, типовая инструкция по охране труда ТОИ).

    9. Организационно-методические документы (положения, рекомендации, методические указания).

    Расследование и учет несчастных случаев на производстве производится согласно Положению Правительства РФ № 558 от 3 июня 1993.

    Лица виновные в нарушении законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы по охране труда привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

    В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации уголовная ответственность предусмотрена за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (с. 215), при ведении горных, строительных или иных работах (ст. 216), пожарной безопасности (ст. 219), незаконном обращение с радиоактивными материалами (ст. 220), и т. д.

    Новой является ст. 237 УК РФ «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей», а также появление главы 26 «Экологические преступления».

    Вопросы к экзамену (зачету)

    1. Глобальные проблемы и их характеристика.
    2. БЖД: предмет и его задачи. Понятие «опасность», аксиома о потенциальной опасности.
    3. Экология, биосфера. Экологические факторы биосферы.
    4. Ноосфера. Основные этапы ноосферной деятельности и их характеристика.
    5. Атмосфера: состав, пути загрязнения, характеристика основных загрязнителей.
    6. Методы и способы борьбы с загрязнением атмосферы.
    7. Гидросфера: состав, виды загрязнений и их характеристика.
    8. Методы и способы защиты гидросферы от загрязнения.
    9. Изменение состояния почвы в результате деятельности человека. Охрана почвенных ресурсов.
    10. Качество природной среды. Нормирование качества. Группы нормативов качества.
    11. Санитарно-гигиенические нормативы качества и их характеристика.
    12. Производственно-хозяйственные и комплексные нормативы качества и их характеристика.
    13. Понятие, критерии и основная цель «устойчивого развития». Основные принципы «устойчивого развития».
    14. Физиология труда. Опасные и вредные факторы. Классификация основных форм трудовой деятельности.
    15. Физиологические основы труда. Профилактика утомления.
    16. Классификация производственного микроклимата и его воздействие на организм.
    17. Профессиональная заболеваемость и производственный травматизм.
    18. Шум: основные параметры, источники шума, воздействие на организм и способы защиты.
    19. Вибрация: основные параметры, источники вибрации, воздействие на организм и способы защиты.
    20. Электромагнитные колебания: источники, воздействие на организм, способы защиты.
    21. Лазерное излучение: характеристика, воздействие на организм, способы защиты.
    22. Химические факторы: источники, влияние на организм, профилактика профессиональных отравлений.

    23.Биологические факторы: классификация, влияние на организм, борьба с инфекционными заболеваниями.

    1. Чрезвычайные ситуации: классификация, причины аварий и катастроф.
    2. Основные задачи РСЧС. Основные задачи ГО.
    3. Аварии на радиационно-опасных объектах. Правила поведения населения в районах с повышенным уровнем радиации.

    27. Аварии на химически опасных объектах и их характеристика.

    Нормативно-правовая база обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и защиты территорий регламентирует обязанности и права государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и всех граждан, закрепляет и регулирует устройство и назначение специальных органов управления в области защиты от ЧС, определяет ответственность всех уровней власти и граждан. Она направлена на то, чтобы каждый гражданин страны знал основные положения законодательства и был защищен им, чтобы его жизненная позиция, повседневное поведение строго соответствовали правовым предписаниям.

    "Человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты, всю биосферу, - писал русский ученый Вернадский, - биосфера переходит в новое эволюционное состояние - ноосферу, перерабатывается научной мыслью социального человечества … через организованный человеческий труд". Жизнь человечества стала единой, связь и транспорт охватили всю планету. В эпоху ноосферы человек уже может и должен "мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, государства, но и в планетном аспекте". В этих словах заложен активный оптимизм, вера в разумное регулирование отношений человека и природы. Этот оптимизм должен быть закреплен и правовыми нормами. Ибо только право является тем барьером, который ограничивает беззаконие и произвол как властных и хозяйствующих структур, так и отдельных граждан.

    Нормативно-правовая база в области защиты населения и территорий от ЧС активно разрабатывалась в последнее десятилетие с учетом требований мировых стандартов и четко вписывается в общее законодательное поле государства. Однако, как показывает практика, реальная жизнь часто опережает законодательные инициативы. Поэтому проблемы законодательного обеспечения безопасных условий жизнедеятельности в ряде случаев требуют своего решения. В частности, проблемы ядерной и экологической безопасности, рационального использования природных ресурсов и многие другие.

    Особое место занимают законодательные инициативы, связанные с обеспечением безопасности жизнедеятельности в условиях природных и техногенных ЧС. Анализ показывает их неуклонный рост. Так, с 1 по 20 декабря 2015 года на территории РФ произошло 42 ЧС, в которых пострадало 152 человека, из них 81 погиб. Такое положение дел не вызывает оптимизма и требует своего решения во всех властных структурах: и законодательных, и исполнительных.

    Одним из важнейших принципов обеспечения безопасных условий жизнедеятельности является строгое соблюдение законности. Только опираясь на твердое и глубокое знание законов РФ, иных правовых актов, современный руководитель может добиться высокой организованности, создать и обеспечить безопасные условия жизнедеятельности для сотрудников и подчиненных.

    Регулятором взаимоотношений между личностью и обществом, руководителем и коллективом в этом случае выступает право, т.е. государственная воля, выраженная в системе общеобязательных норм (правил поведения), установленных или санкционированных государственными органами и охраняемых от нарушений, при необходимости, государственным принуждением. Правовой основой законодательства в области обеспечения безопасности жизнедеятельности является Конституция - Основной закон государства. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны ей противоречить. Гарантом Конституции РФ является Президент.

    Другими источниками права в области обеспечения безопасности жизнедеятельности являются:

    • · Федеральные законы.
    • · Указы Президента РФ.
    • · Постановления Правительства РФ.
    • · Приказы, директивы, инструкции, наставления и другие нормативные акты министерств, ведомств и их нижестоящих организаций.
    • · Правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований (Указы, постановления).
    • · Приказы (распоряжения) руководителей объектов экономики.

    Обеспечение безопасности жизнедеятельности базируется на следующих законодательных актах:

    1. Федеральный закон РФ №68-ФЗ от 30.10.2007г. "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

    Закон определяет общие для РФ социально-правовые нормы в области защиты граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС

    природного и техногенного характера.

    2. Федеральный закон РФ №28-ФЗ от 19.06.2007г. "О гражданской обороне".

    Закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления, полномочия органов государственной власти РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также силы и средства гражданской обороны.

    3. Федеральный закон РФ №323-ФЗ от 21.11.2011г. "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

    Закон регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет:

    • · правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан;
    • · права и обязанности человека и гражданина, отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих прав;
    • 4. Федеральный закон №7-ФЗ от 10.01.2002г. "Об охране окружающей среды". Закон содержит свод правил охраны окружающей природной среды в новых условиях хозяйственного развития и регулирует природоохранительные отношения в сфере всей природной среды, не выделяя ее отдельные объекты, охране которых посвящено специальное законодательство.

    Задачи природоохранительного законодательства:

    • - охрана природной среды (а через нее и здоровья человека);
    • - предупреждение вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности;
    • - оздоровление окружающей природной среды, улучшение ее качества.

    Эти задачи реализуются через три группы норм:

    ь Нормативы качества окружающей среды. К ним относятся предельно допустимые нормы воздействия (химического, физического, биологического): ПДК вредных веществ, нормы радиационного воздействия, нормы остаточных химических веществ в продуктах питания и др. нормативы утверждаются специально уполномоченными органами государства (Рособрнадзором) и обязательны для всех хозяйствующих субъектов.

    ь Экологические требования к хозяйственной и другой деятельности, влияющей на окружающую среду. Экологические требования предъявляются всем хозяйствующим субъектам независимо от форм собственности и подчиненности, гражданам РФ. Органы охраны окружающей среды и санэпиднадзора имеют право экологического контроля и наложения запрета деятельности на всех стадиях - проектирования, размещения, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации объектов. Закон гарантирует право граждан на здоровую и благополучную природную среду, закрепляет полномочия граждан и общественных экологических объединений по охране окружающей природной среды: требовать представление экологической информации, назначение экологической экспертизы, обращаться в административные и судебные органы с заявлением о приостановлении или прекращении деятельности экологически вредных объектов, обращаться с исками о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу.

    ь Механизмы исполнения этих требований. Механизм реализации закона выражается в сочетании экономических методов хозяйствований с административно-правовыми мерами обеспечения качества окружающей природной среды. Экономический механизм охраны окружающей среды предполагает финансирование, кредитование, льготы при внедрении экологически чистых технологий, при начислении налогов. С другой стороны, он осуществляется через изъятие части денежного дохода в качестве платы за пользование ресурсами, налога на экологически вредную продукцию или продукцию, выпускаемую с применением экологически опасных технологий. Административно-правовое воздействие реализуется через экологическую экспертизу, экологический контроль, меры административно-правового пресечения вредной деятельности, ответственность за экологические правонарушения. Финансирование и осуществление хозяйственных проектов производится только после положительного заключения экологической экспертизы. В случае несоблюдения экологических требований закон предусматривает приостановление деятельности и одновременное прекращение финансирования со стороны кредитно-финансовых учреждений. Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (мониторинг), государственного, производственного, общественного контроля.

    Государственные стандарты являются основными нормативно-техническими документами, устанавливающими общие требования к конкретным вида природопользования. Она дают признаки иметодики определения степени воздействия на окружающую среду различных загрязнителей.

    5. Федеральный закон №206-ФЗ от 04.12.2006г. "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера". Определяет общие для России организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного воздушного пространства в пределах РФ, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от ЧС природного и техногенного характера.

    Основные цели закона: предупреждение возникновения и развития ЧС, снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС. Объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяется, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся средств и сил.

    6. Постановлениями Правительства РФ №738 от 24 июля 1995г. "О порядке подготовки населения в области защиты от ЧС" и №842 от 2 ноября 2000г. "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны" определены основные задачи, формы и методы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера.

    Все население страны делится на категории обучаемых:

    • 1. Руководящий состав хозяйствующих субъектов - проходит обучение в областном УМЦ 1 раз в 5 лет.
    • 2. Работники объектов экономики, входящие в состав формирований гражданской обороны - обучаются по 20-часовой программе по месту работы.
    • 3. Работники объектов экономики, не входящие в состав формирований гражданской обороны - обучаются по 14-часовой программе по месту работы.
    • 4. Студенты и учащиеся образовательных учреждений - обучаются по соответствующим программам дисциплин ОБЖ и БЖ.
    • 5. Неработающее население - обучается по 10-ти часовой программе по месту жительства путем самостоятельного изучения действий в ЧС.

    В целях проверки готовности органов управления к действиям в ЧС, проведения аварийно-спасательных работ и оказания первой медицинской помощи проводятся комплексные учения, командно-штабные учения и тренировки, тактико-специальные учения с формированиями гражданской обороны. КШУ, КШТ и ТСУ проводятся на объектах экономики ежегодно продолжительностью 8 часов.

    Главная цель мероприятий по подготовке населения в области гражданской обороны и защиты от ЧС природного и техногенного характера - минимизировать ущерб в случае возникновения ЧС как в мирное, так и в военное время. правовой ликвидация последствие бедствие

    За последние 20 лет стихийные бедствия на Земле унесли жизни 11 млн. человек, ранено свыше 800 млн. человек, стоимость ущерба по подсчетам зарубежных специалистов превысила 500 млрд. долларов. Масштабы бедствий вынуждают пострадавшие страны обращаться за международной помощью. В составе ООН выделены подразделения, объединяющие специалистов для ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.

    В 2011 г. Генеральной ассамблеей ООН был создан исполнительный комитет по оказанию медицинской помощи при стихийных бедствиях. В международном Комитете Красного Креста (МККК) объединены 125 национальных обществ Красного Креста. В 2011 г. в Женеве создано Международное общество медицины катастроф (МОМК) в составе около 70 государств, задачей общества является координация разработки проблем медицины катастроф в международном масштабе.

    Руководство России принимает все меры по объединению усилий всех министерств и ведомств в предотвращении катастроф и ликвидации их последствий, в том числе и на законодательном уровне с привлечением депутатов Федерального собрания.

    Выбор редакции
    Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

    Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

    Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

    Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
    Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
    Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
    Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
    Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
    12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...