Система государственного и муниципального управления понятие. II


Муниципальное управление, являясь формой публичной власти, предусматривает наличие и деятельность в системе разного рода служащих и чиновников, которые обеспечивают решение проблем местного значения. В современном состоянии бытовой, социально-культурной и экономической инфраструктуры всех населенных пунктов без привлечения в административный аппарат профессионалов соответствующих инстанций невозможно обеспечить эффективное руководство хозяйством. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет муниципальное управление.

Общие сведения

Конституция, разграничивая государственное и муниципальное управление, сформировала предпосылки для создания соответствующих институтов. Местная власть реализуется посредством деятельности специально образованных служб. Государственное и муниципальное управление охватывают разные сферы. Однако оба этих института существуют в интересах общества. Понятие и общие критерии формирования местной власти, правовые аспекты деятельности служащих сформулированы в Законе №25 "О муниципальной службе".

Основные понятия

Муниципальное управление представляет собой профессиональную деятельность, осуществляемую на постоянной основе на соответствующей должности. Она не является выборной. По закону под должностью следует понимать служебное положение, предусмотренное в уставе муниципального образования в рамках региональных нормативных актов субъекта. Она предполагает определенные полномочия, касающиеся в первую очередь проблем местного значения. Муниципальные должности предусмотрены в соответствующих местных органах власти, сформированных в соответствии с уставом МО. Для каждого служебного положения устанавливается собственный круг обязанностей по обеспечению и исполнению полномочий данной инстанции, а также ответственность за их реализацию.

Классификация должностей

Все они разделяются на выборные и прочие. Первые могут замещаться на основании муниципальных выборов, в соответствии с решением представительного или иного органа местной власти. Избрание касается, например, депутатов. Замещение прочих муниципальных должностей осуществляется посредством заключения трудового договора. Законом предусмотрена общая классификация. В соответствии с ней, должности могут быть:

  • Высшими.
  • Главными.
  • Ведущими.
  • Старшими.
  • Младшими.

Региональными законами утверждаются специальные реестры. В них приводится конкретный список наименований должностей муниципального управления по данному субъекту. Они классифицируются по функциональным признакам, группам, избирательным комиссиям, инстанциям. При разграничении учитываются исторические и прочие особенности территории.

Поступление на службу

Для граждан, желающих получить ту или иную должность, устанавливаются определенные требования. Поступить на службу могут лица, которые достигли 18-летнего возраста, владеют государственным языком РФ и обладают соответствующей квалификацией. Требования к профессиональной подготовке граждан установлены в ФЗ №25 . Поступить на муниципальную службу могут лица, не имеющие ограничений, указанных в ст. 13 данного закона. При принятии граждан на должности, а также в процессе профессиональной деятельности, впоследствии не допускается установление никаких прямых или косвенных преимуществ или лимитов в зависимости от расы, пола, происхождения, национальности, убеждений, места жительства, принадлежности к общественным группам, должностного или семейного положения и прочих обстоятельств, не касающихся профессиональных и деловых качеств служащих.

Правовой статус

В качестве муниципального служащего признается гражданин, который в порядке, установленном соответствующими актами в рамках ФЗ и законов региона, исполняет обязанности по должности за денежное содержание. Оно выплачивается из местного бюджета. Лица, которые осуществляют техническое обеспечение деятельности местных инстанций, избирательных комиссий МО, не могут замещать указанные должности и не являются служащими соответствующих учреждений. Законом установлен особый правовой статус лиц, осуществляющих муниципальное управление.

Ограничения

Нормативными актами местной власти устанавливаются обязанности и права служащих, а также гарантии их деятельности и ограничения, связанные с выполнением работы. В процессе проведения выборов и референдума должностные лица не могут пользоваться своим статусом и привлекать подчиненных или находящихся в иной рабочей зависимости к осуществлению ими во время исполнения ими своих трудовых обязанностей деятельности, которая способствовала бы избранию либо выдвижению: сбор подписей, проведение агитации в период командировок. Для муниципальных служащих не предусмотрено преимущественное право доступа к СМИ, они не могут использовать организационно-технические и материальные средства, которые обеспечивают исполнение их полномочий, при проведении предвыборной агитации и сбора подписей. Должностные лица, зарегистрированные в качестве кандидатов, на период их участия в избирательной кампании освобождаются от выполнения профессиональной деятельности.

Муниципальное управление: органы

Местная власть реализуется в МО. В качестве него выступает сельское, городское поселение, их части, несколько пунктов, которые объединены общей территорией, или иная местность с жителями, в которых осуществляется муниципальное управление. Местными инстанциями являются выборные и прочие формирования, которые наделены полномочиями на решение проблем местного значения. Органы муниципального управления не входят в систему госучреждений. Перечень местных инстанций в каждом конкретном МО определяется его уставом.

Представительными муниципальными органами могут образовываться внебюджетные целевые фонды на условиях и в порядке, которые установлены в законодательстве. Местная власть в соответствии с нормами права РФ может выпускать лотереи и займы, выдавать кредиты, формировать банки и прочие финансовые учреждения. В качестве координирующего элемента структуры муниципального управления выступает глава МО. В его задачи входит, кроме прочего, обеспечение согласованной деятельности нижестоящих звеньев системы. Структурные подразделения – это управляющие элементы. Они формируют низший уровень администрации и осуществляют непосредственное взаимодействие с исполнительными местными инстанциями. В качестве последних выступают унитарные предприятия. Они исполняют определенные функции: производят какую-либо продукцию или оказывают услуги. Комплексная и целенаправленная деятельность исполнительных элементов МО является основой его функционирования.

Роль в социально-экономической системе

Местная власть осуществляет муниципальное управление собственностью. В ее состав входят бюджетные средства, запасы внебюджетных фондов, природные ресурсы, земли. К ней также относят муниципальные организации и предприятия, их имущество, учреждения культуры, здравоохранения, спорта и пр. В местный бюджет зачисляются налоги, штрафы, сборы, а также отчисления от федеральных, региональных и прочих платежей в соответствии с нормативными актами РФ. В случаях, которые предусмотрены в законодательстве, муниципальное управление собственностью осуществляет непосредственно само население.

Хозяйство

На муниципальном уровне в его состав входят ЖКХ, учреждения бытового обслуживания, строительная промышленность, предприятия общественного питания, торговли и так далее. Однородные производства формируют соответствующие отрасли. Функции по управлению предприятиями в зависимости от содержания разделяются на межотраслевые и отраслевые. К первым относят организацию труда и его оплаты, долгосрочное прогнозирование и планирование, материально-техническое обеспечение, бухучет и прочее. Функции межотраслевого характера по своему содержанию практически не зависят от специфики предприятий. Муниципальное управление имуществом осуществляется соответствующими комитетами. В их ведении находятся доли (паи, акции) хозяйственных обществ смешанных форм, а также АО, сформированных в ходе приватизации. Муниципальное управление имуществом, представленным в виде инвестиций из бюджетных средств, а также привлеченных от физических и юрлиц, осуществляет глава МО.

Культурная сфера

Эта сфера деятельности включает в себя решение проблем здравоохранения, образования, культуры, соцзащиты и прочих отраслей. Культура представляет собой область духовной жизни. Ее систему в МО составляют такие учреждения, как театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, клубы. Муниципальное управление образованием представляет собой сравнительно самостоятельную, территориально обособленную часть. Она взаимодействует с прочими отраслями. Муниципальное управление города обеспечивает деятельность учреждений здравоохранения, социальной защиты.

Поскольку государственное и муниципальное управление, публичное по своей природе, является неотъемлемой частью общества, то все или почти все гуманитарные науки, а нередко и другие науки (например, кибернетика) касаются этих вопросов. Вместе с тем в самом государственном и муниципальном управлении и в процессе создания знаний о нем широко используются методы и данные других,негуманитарных наук. В государственном и муниципальном управлении все шире применяются автоматические системы, современная техника, а знания о нем формируются в том числе на базе использования математических методов, кибернетики, синергетики, информатики. Каждая из наук и отраслей знания подходит к изучению проблематики государственного и муниципального управления, тех или иных его сторон, со своих позиций.Философия, раскрывая наиболее общие законы природы, общества, человеческого мышления, изучает объективную необходимость управления, в том числе в обществе, его возможности и пределы, субъективную и объективную стороны управленческих отношений.Социология, изучая общество, рассматривает государственное и муниципальное публичное управление в его взаимосвязях и отношениях с различными социальными, профессиональными и иными слоями населения.Политология рассматривает публичное управление в той мере, в какой оно относится к политическим институтам, входит в сферу политических отношений.Экономические теории (ранее эта дисциплина нередко называлась≪политическая экономия≫) изучают управление в связи с экономикой (прежде всего, с позиций макрорегулирования). Процессами управления, включая государственное и муниципальное как часть общего понятия управления, занимаетсякибернетика, уделяя особое внимание прямым и обратным связям, управление сложными системами изучаетсинергетики. Поскольку различные стороны публичного управления регулируются правом, юридическими нормами, те или иные стороны государственного и муниципального управления (органы, полномочия и др.) изучаются многимиюридическими науками: теорией государства и права (наиболее общие вопросы), конституционным правом (конституционное регулирование), административным правом (деятельность исполнительной ветви государственной власти). Вопросы государственного управления (вместе с более широкими проблемами) изучает.государствоведение. Существует специальная юридическая дисциплина -муниципальное право.

Другие юридические дисциплины также касаются вопросов государственного и муниципального управления. В гражданском праве это, например, вопросы управления государственной собственностью (оперативное управление, хозяйственное ведение и др.), в трудовом - правила трудового распорядка на государственных предприятиях, в земельном - правила отвода земель из государственного или муниципального земельного фонда, в гражданском и уголовном процессе - управление судьей ходом рассмотрения конкретного дела в соответствии с процессуальными нормами закона и т.д. Вопросы управления изучаются в земельном, финансовом, таможенном праве и др. Вряд ли можно найти такую отрасль права, которая не касалась бы вопросов публичного управления.

Субъект, объект, содержание государственного и муниципального управления является соответствующий орган государства, муниципального образования (парламент в государстве, муниципальный совет и др.), должностное лицо (министр, мэр).

Объект государственного или муниципального управления - это общественные (социальные, национальные, иные отношения) или отношения, приобретающие общественное значение. Такие отношения могут быть подвергнуты государственному или муниципальному регулированию, т.е. публичному управлению.

Содержание государственного, муниципального управления это различные действия по использованию публичной власти (издание правовых актов, организационные меры), которые предпринимаются в целях регулирования общественных отношений или отношений, приобретающих общественное значение. Управленческие органы, должностные лица могут совершать те или иные действия в пределах своей компетенции, в формах и способах, предусмотренных нормативными актами. Совокупность этих действий, совершаемых в разное время и неодинаковыми методами, составляет управленческий процесс. Содержание государственного, муниципального управления зависит от условий, в которых оно осуществляется, и складывается из различных элементов. Важнейшее значение для управления в обществе имеют его цели. Возможны конкретные цели (организующая деятельность по ремонту местной дороги), а есть цели более общего порядка (управление обороной страны). Цели должны быть реальны и выполнимы. Бесполезно заниматься управленческой деятельностью, если цель невыполнима сама по себе.

В России создана многоступенчатая система политического управления. Данная ее особенность прослеживается в самых разных аспектах. Так, органы власти в РФ делятся на государственные и муниципальные. В ряде случаев они рассматриваются в едином контексте. Но, по Конституции, государственная и муниципальная власть в России должны функционировать независимо. Каковы критерии их разграничения?

Соотнесение государственного и муниципального управления

Прежде чем исследовать функции государственного и муниципального управления, рассмотрим то, каким образом соотносятся два рассматриваемых понятия. С чем связана в принципе необходимость их разграничения?

Есть мнение, что государственное и муниципальное управление следует рассматривать в разных контекстах в силу того, что в Конституции РФ закреплены положения, по которым и то и другое должны быть разделены. То есть, исходя из логики основного закона России, государственное и муниципальное управление - две самостоятельные системы реализации политической власти. Но каковы фактические критерии их разграничения?

Таковым может быть прежде всего механизм формирования властных органов. Если говорить о муниципальных органах управления - тех, что функционируют в городах и районах РФ, то соответствующие должности в них занимают люди, определяемые исходя из волеизъявления граждан соответствующих населенных пунктов. Мэр города или председатель горсовета не может быть назначен президентом РФ. В свою очередь, государственные органы власти вполне могут формироваться при непосредственном участии федеральных структур. Так, долгое время главы российских регионов назначались президентом РФ.

Другой критерий, предопределяющий разграничение таких понятий, как муниципальное и государственное управление - задачи и функции соответствующих структур власти. В первом случае речь идет об эффективном управлении локальными экономическими и политическими процессами. Работа муниципальных органов власти в конкретном городе не предполагает непосредственного влияния на соответствующие активности в других населенных пунктах, даже соседствующих.

В свою очередь, функции государства и государственного управления гораздо шире. Они предполагают решение задач национального масштаба, в ряде случаев выходящих и на международный уровень. Решения, принимаемые на уровне государственного управления, как правило, влияют на все локальные административно-политические единицы. Можно отметить, что в системе организации власти в РФ функции государства и государственного управления распределены на 2 уровня - федеральный и региональный. Часть полномочий политического центра отдается, таким образом, в субъекты РФ. Основной мотив здесь - лучшая приспособленность региональных властей к решению задач на конкретных территориях, знание ими локальных факторов, влияющих на успешность достижения поставленных целей.

Некоторые функции государственного и муниципального управления могут совпадать. Прежде всего - в обоих случаях - перед властями ставится ключевая социальная задача, заключающаяся в обеспечении стабильного развития государства, высокого уровня жизни граждан, осуществлении хозяйственной модернизации. Общие функции государственного и муниципального управления - это эффективный сбор налогов, а также грамотное распределение бюджетных средств.

Таким образом, два описываемых механизма реализации политической власти могут рассматриваться как в единых контекстах, так и при условии раздельного распределения функций.

Подчинено ли муниципальное управление государственному?

Данный вопрос вызывает дискуссии в среде юристов и экспертов. С одной стороны, понятие и функции государственного управления, исходя из положений Конституции РФ, следует рассматривать отдельно от соответствующих характеристик муниципальных механизмов. Любой закон, который бы обязывал, условно говоря, мэра города подчиняться непосредственно президенту РФ, мог бы рассматриваться как противоречащий Конституции России.

Вместе с тем функции государственного управления в части бюджетной политики, реализации федеральных программ часто предполагают как раз таки подотчетность муниципалитетов госструктурам. Если на уровень локального бюджета были переведены некие денежные средства из государственных резервов, то они должны быть израсходованы целевым образом. Аналогично федеральные программы должны эффективно реализовываться на муниципальном уровне.

Таким образом, понятие и функции государственного управления в РФ могут, с одной стороны, не предполагать никакой подчиненной роли муниципалитетов, с другой - на практике коммуникации между органами власти на различном уровне могут характеризоваться подотчетностью локальных структур федеральным (либо региональным, которые также входят в систему государственной власти). В свою очередь, органы власти субъектов РФ - министерства, территориальные представительства агентств и служб полностью подотчетны политическому центру. Вместе с тем регионы могут характеризоваться большей, чем муниципалитеты, бюджетной самостоятельностью относительно федеральных финансовых ресурсов.

Выраженная субординация при соотнесении полномочий государственных и муниципальных структур власти наблюдается в сфере правового регулирования. Локальные законы должны полностью соответствовать тем, что принимаются политическим центром. Городской парламент не может выпустить акт, который бы противоречил положениям региональных либо федеральных источников.

Структура государственного и муниципального управления

Для начала рассмотрим основные элементы структуры, что формируют институт государственного и муниципального управления в России. Таковыми можно считать: субъект, объект, а также содержание. Какова специфика первого элемента?

Субъектом государственного (муниципального) управления принято считать некий орган власти: мэрию, городской совет, парламент, региональную либо федеральную структуру власти. Они могут действовать в пределах своих полномочий, которые закреплены в различных источниках права.

Объектами государственного либо муниципального управления можно считать социальные отношения между гражданами, организациями и органами власти - федеральными, региональными, муниципальными. Соответствующие правоотношения регулируются посредством издания законов и норм, также распределенных по трем указанным уровням. Данные источники права должны носить публичный характер.

Функции государственного управления либо соответствующие характеристики муниципальных политических механизмов должны определяться самими гражданами в ходе демократических процедур, либо компетентными субъектами, которым люди делегируют право осуществлять необходимые активности.

Содержание управления на уровне государства и муниципалитетов

Рассмотрим специфику содержания рассматриваемых разновидностей политических механизмов. На что стоит обратить внимание в первую очередь?

Содержание соответствующих активностей во многом определяют отдельные функции государственного управления. Такие как, например, контроль над исполнением бюджета. В этом случае содержание государственного управления будет включать процедуры формирования целей и решения задач, связанных с оптимизацией сбора налогов или повышения эффективности распределения финансовых ресурсов.

Демократические механизмы в государственном и муниципальном управлении

Итак, функции государственного управления РФ могут быть выполнены только при условии легитимного формирования соответствующих органов власти. В Конституции России и иных ключевых правовых актах ведущая роль в данных активностях отведена гражданам. Именно их волеизъявление - определяющий фактор в формировании государственных и муниципальных органов власти, в назначении на соответствующие должности определенных лиц.

Что касается локальных политических структур, то демократические процедуры, что предусмотрены российским законодательством, в данном случае могут быть реализованы посредством двух основных механизмов. Во-первых, это прямые выборы исполнительных органов муниципальной власти. Таковым чаще всего является администрация города или мэрия. В рамках прямого механизма граждане сами решают, кто будет мэром. Во-вторых, это назначение главы администрации города парламентскими структурами соответствующего населенного пункта. В свою очередь, депутаты локального законодательного собрания в этом случае должны избираться гражданами. В-третьих, обе ветви власти в городе - исполнительная и законодательная, могут формироваться при непосредственном участии граждан.

Выбор конкретного механизма зависит от особенностей культуры политического участия в том или ином населенном пункте, от специфики распределения полномочий между мэрией и парламентом в конкретном городе.

Функции государственного управления, как мы отметили в начале статьи, как правило, гораздо шире, чем в случае с соответствующими характеристиками муниципальных политических механизмов. Поэтому предполагается весьма активное участие граждан в формировании ветвей власти на уровне региона или политического центра. В первом случае жители конкретного субъекта РФ могут выбирать как главу региона, так и депутатов парламента. Если речь идет о политическом центре - граждане выбирают президента, возглавляющего исполнительную ветвь власти, а также формируют состав одной из палат Федерального Собрания - Госдумы.

Законодательные и исполнительные органы на различных уровнях

Мы изучили то, как формируются органы государственной и муниципальной власти в России. Мы выявили, что в обоих случаях речь идет о создании как законодательных, так и исполнительных структур. Но будут ли различаться функции между таковыми, если сопоставлять соответствующие политические институты на разных уровнях власти? Насколько схожи функции исполнительных органов государственного управления с таковыми, что характеризуют муниципальные структуры?

Если речь идет о федеральных и региональных структурах, то главная их задача - обеспечивать эффективное применение положений источников права, принятых на законодательном уровне политическим центром и парламентами субъектов РФ соответственно. В свою очередь, муниципальные органы исполнительной власти должны внедрять в практику законы, утвержденные местными законодательными структурами - например, городскими советами. Таким образом, сферы и функции государственного управления и муниципального в части соотнесения законодательных и исполнительных органов в целом очень схожи. Основное различие между ними - в уровнях источников права. Муниципальные исполнительные органы обеспечивают реализацию только локальных законов и норм. Региональные и федеральные - тех источников права, что приняты парламентами субъекта РФ и политического центра соответственно. Основной критерий, которому должны соответствовать законы первого типа - отсутствие противоречий с положениями источников права второго и третьего типа.

Подотчетны ли законодательные структуры муниципалитетов таковым, что функционируют на уровне субъекта или политического центра? Можно отметить, что локальные парламенты в РФ могут работать практически полностью автономно. Самый главный критерий, которому должны соответствовать их активности, мы определили выше - издаваемые муниципальными парламентами законы не должны противоречить государственным, что принимаются на уровне регионов или политического центра.

То же можно сказать и об исполнительной власти в муниципалитетах. Прямой подотчетности мэры городов перед региональными и федеральными структурами не имеют. Вместе с тем на практике участие муниципалитетов в федеральных и региональных программах может предполагать формирование дополнительных механизмов ответственности местных органов исполнительной власти перед государственными.

Какова специфика судебных органов власти на муниципальном, региональном и федеральном уровне? Можно отметить, что соответствующая ветвь политического управления в РФ характеризуется гораздо более строгой субординацией, чем при сопоставлении законодательных и исполнительных структур (в большей степени, конечно, здесь прослеживается схожесть со спецификой коммуникации институтов второго типа). Решения судов первой инстанции, локализованных в конкретных муниципалитетах, могут пересматриваться на уровне региональных структур, а после - федеральных.

Специфика местного самоуправления

Изучив то, что представляют собой структура и функции государственного управления, мы можем рассмотреть специфику политических механизмов, реализуемых конкретно на муниципальном уровне.

Так, для начала исследуем трактовки соответствующего понятия, что распространены в среде российских исследователей. Понятия «местное самоуправление» и «муниципальное управление» можно считать синонимами. Для определения соответствующих терминов мы можем обратиться к положениям Европейской хартии о местном самоуправлении. Так, рассматриваемое понятие можно трактовать как право, а также реальную способность локальных органов регламентировать значительный объем государственных дел и управлять ими, функционируя в рамках закона, при готовности брать ответственность и действиях в местных интересах.

Муниципальное управление, как мы отметили выше, в Конституции РФ отделено от государственного. Фактически же его самостоятельность прослеживается не во всех сферах, но во многих аспектах.

Основные критерии местного самоуправления, которые выделяют российские исследователи:

  • автономность административного контроля муниципального органа власти над локальной территорией;
  • отсутствие строгой подотчетности муниципального органа власти государственному;
  • участие граждан города или района в локальных политических процессах, гарантии предоставления социальной защиты жителям муниципалитета со стороны местных органов власти.

Соотнесение государственной и муниципальной службы

Следующий аспект, в котором полезно будет рассмотреть функции системы государственного управления, а также муниципальных политических механизмов - специфика соответствующих видов гражданской службы. Дело в том, что не все должности в структурах власти на том или ином уровне выборные. Значительный процент сотрудников соответствующих учреждений - назначаются на свою должность в рамках служебных контрактов.

Насколько велика разница между государственной и муниципальной службой? В принципе, закономерность здесь схожа с таковой, что характеризует соотнесение исполнительных и законодательных ветвей власти на разных уровнях. Госслужащие - как на государственных должностях, так и на муниципальных, в принципе, могут заниматься одной и той же работой. Их позиции могут звучать совершенно одинаково. Это неудивительно, поскольку ключевые функции органов государственного управления и муниципальных политических механизмов, в принципе, совпадают.

Касательно российских служащих - к ним предъявляются практически одинаковые требования в части профессиональной компетентности при поступлении на службу и заключении соответствующего контракта вне зависимости от уровня функционирования того или иного органа власти. В свою очередь, практическое содержание деятельности служащих на государственных и муниципальных должностях может различаться в силу разности правовой базы, составляющей основу работы специалистов на соответствующих должностях. Предполагается, что госслужащие будут опираться в своей деятельности главным образом на федеральные и региональные законы. Сотрудники на соответствующих должностях в органах муниципальной власти будут задействовать чаще всего локальные источники права, утверждаемые парламентами городов и районов.

Госслужащие в своей деятельности, как правило, подотчетны вышестоящим структурам власти. Например, человек, работающий в Министерстве финансов Республики Башкортостан, должен будет согласовывать свои активности с Минфином РФ. В свою очередь, гражданин, занимающий должность муниципального служащего в Комитете по финансам, налоговой и кредитной политике Барнаула, будет обязан подчиняться распоряжения Минфина РФ только в случае, если это прямо предписывается тем или иным источником права.

Таким образом, основные функции государственного управления находят отражение также и на уровне муниципальных политических процессов. Однако, непосредственное содержание активностей на разных уровнях может быть несхожим в силу различающейся правовой базы, которая лежит в основе деятельности служащих и выборных лиц.

Государственное управление на предприятии

В России значительный процент предприятий находится во владении государства. Какова специфика организации менеджмента в таких фирмах? Функции государственного управления организацией, осуществляющей те или иные коммерческие активности, конечно же, будут значительно отличаться от таковых, что характерны для политических процессов. В некоторых аспектах между ними можно находить корреляцию - например, если речь идет о решении социальных задач, связанных с трудоустройством граждан или экономическим развитием региона. Но функции управления предприятием, осуществляемого государством, будут характеризоваться, прежде всего, решением хозяйственных задач. Таких как повышение рентабельности производства, поиск новых партнеров, поставщиков, освоение перспективных рынков сбыта и т. д. В этом смысле государственные предприятия могут задействовать схемы менеджмента, свойственные для частных структур.

На госпредприятиях в общем случае не предполагается формирования должностей, на которые назначаются люди в рамках служебных контрактов. Как правило, сотрудники соответствующего типа компаний заключают трудовые договоры с работодателем. В некоторых сегментах экономической деятельности подходы государственных и частных предприятий и вовсе трудно различимы - например, в банковской сфере. То же самое, вероятно, можно сказать о нефтегазовом секторе. Вместе с тем в ряде случаев функции и методы государственного управления все же могут внедряться практику менеджмента на госпредприятиях. Например, это может касаться выстраивания отношений между управляющими структурами фирмы по вертикали - так как это происходит, например, в случае взаимодействия федеральных и региональных органов власти.

  • 9. Организация как функция управления: понятие, этапы, принципы осуществления. Делегирование полномочий как важная составная часть функции организации
  • 10. Современные модели менеджмента: развитие менеджмента в сша, особенности и основные черты японского менеджмента
  • 11. Организация как объект управления. Понятие организации, ее общие характеристики. Современные формы и модели организаций
  • 12. Управленческие решения: понятие, классификация, требования, предъявляемые к ним
  • 13. Условия и факторы качества управленческих решений
  • 14. Функции мотивации: понятие, теории мотивации
  • 15. Коммуникации в процессе управления: понятие, виды и модели
  • 16. Функция контроля: понятие, состав, виды
  • 17. Лидерство и руководство: понятие, стиль руководства и элементы его определяющие
  • 18. Природа и сущность управления: понятие, соотношение с понятием «менеджмент», субъекты и объекты, разновидности управления
  • 19. Зарождение управления как науки. Периодизация развития управленческой мысли
  • 20. Научные школы менеджмента: основатели, периоды, вклад в развитие теории управления
  • 21. Эффективность управления: понятие, показатели
  • 22. Формальные и неформальные группы в организации. Команда, ее характеристики. Повышение эффективности деятельности групп
  • 23. Функция контроля: понятие, этапы, организация эффективного контроля
  • 24.Основные этапы разработки и реализации управленческого решения
  • 25. Сущность коммуникационной политики и основные принципы ее осуществления
  • 26. Организационные коммуникации: значение в функционировании организации, формы и методы
  • 27. Порядок построения и реорганизации структур управления
  • 28. Внутренняя среда организаций: понятие, характеристика основных внутренних переменных, их взаимосвязь
  • 29. Внешняя среда организаций: понятие и классификация ее факторов. Характеристика состояния внешней среды
  • 30.Власть и влияние руководителя: понятие и формы. Харизма
  • Региональная экономика и управление
  • 2. Современные направления развития территорий региональной экономики: новые объекты исследования, теория полюсов роста
  • 3.Основы построения региональных бюджетных систем
  • 4. Система национальных и региональных счетов как современный инструментарий расчета индикаторов регионального развития
  • 5. Экономическое пространство: основные характеристики, формы пространственной организации хозяйства и расселения
  • 6. Статистическая база регионального анализа. Типологизация регионов.
  • 7. Процедура и принципы разработки системы инструментов регулирования социально – экономического развития
  • 8. Прогнозирование социально – экономического развития регионов: понятие, состав, инструменты
  • 9. Подходы к определению понятия «регион». Территориальное деление (районирование) страны
  • 10. Показатели, характеризующие межрегиональные связи страны
  • 11. Экономическая эффективность производства
  • 12. Стратегический план развития региона: понятие, этапы разработки. Альтернативы регионального развития
  • 13.Индикативное планирование регионального развития
  • 14. Программно – целевое регулирование развития регионов
  • 15. Региональная политика государства: сущность, цели, инструменты проведения
  • 16. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил
  • 17. Понятие самовоспроизводства и саморазвития регионов. Особенности российских регионов как объектов реализации принципов саморазвития
  • 19. Сущность, цели и средства инвестиционной политики регионов
  • 20. Генеральная схема развития и размещения производительных сил страны как инструмент социально – экономического развития региона
  • 21. Задачи, особенности, пути решения проблемы дефицита регионального бюджета
  • 22. Совершенствование финансово – бюджетных отношений в регионе
  • 23. Инвестиционный климат региона и пути его улучшения
  • 24. Региональный экономический интерес. Возможности выравнивания региональных диспропорций
  • 26. Структура и функции органов управления экономикой региона
  • 27. Мониторинг региональных ситуаций и региональных проблем
  • 28. Отраслевая структура производства в регионе
  • 29. Регулирование занятости в регионе
  • 30.Государственное регулирование свободных экономических зон
  • Система государственного и муниципального управления
  • 2. Местное самоуправление: сущность, понятия, признаки. Теории местного самоуправления
  • 3.Концепция и сущностные признаки местного самоуправления
  • 4. Местное самоуправление как составная часть системы управления государством. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.
  • 5. Фз «Об общих принципах организации местного самоуправления в рф» №131, его основные положения
  • 7. Организационные основы местного самоуправления
  • 8. Экономическая основа местного самоуправления
  • 9. Правовые основы местного самоуправления
  • 10. Основные научные школы о государстве и управлении
  • 11. Региональное управление: разграничение предметов ведения, органы государственной власти в субъектах рф
  • 12. Типология муниципальных образований. Особенности города как муниципального образования
  • 13. Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе
  • 14. Муниципальное образование как территориальное звено местного самоуправления
  • 15. Конституционные основы государственного и муниципального управления
  • 16. Федеральные органы законодательной власти рф
  • 17. Федеральные органы исполнительной власти рф
  • 18. Возникновение и развитие местного самоуправления. Местное самоуправление в России на различных исторических этапах
  • 19. Основы государственной и муниципальной социальной политики
  • 20. Муниципальная служба: понятие, признаки, правовая регламентация, прохождение. Муниципальные должности и квалификации муниципальных служащих
  • 21. Специфика муниципального управления. Муниципальное управление как вид управленческой деятельности. Особенности управления в муниципальной сфере
  • 22. Эффективность муниципального управления: оценка, критерии и измерители. Определение эффективности организации муниципального управления
  • 23. Организационная структура местной администрации
  • 24. Муниципальная деятельность и муниципальная политика
  • 25. Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении
  • 26. Устав муниципального образования как его основной нормативно - правовой акт. Положения устава муниципального образования
  • 27. Муниципальные услуги: характеристика, классификация, измерители объема и результативности. Роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг
  • 28. Кадровое обеспечение муниципального управления
  • 29. Информационное обеспечение муниципального управления
  • 30. Разработка и реализация государственной политики
  • Система государственного и муниципального управления

      Местное самоуправление: сущность, понятия, признаки. Теории местного самоуправления

      Концепция и сущностные признаки местного самоуправления

      Местное самоуправление как составная часть системы управления государством. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления.

      ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131, его основные положения

      ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131 о типах муниципальных образований, их характеристика

      Организационные основы местного самоуправления

      Экономическая основа местного самоуправления

      Правовые основы местного самоуправления

      Основные научные школы о государстве и управлении

      Региональное управление: разграничение предметов ведения, органы государственной власти в субъектах РФ

      Типология муниципальных образований. Особенности города как муниципального образования

      Местные интересы, роль и функции местного самоуправления в обществе

      Муниципальное образование как территориальное звено местного самоуправления

      Конституционные основы государственного и муниципального управления

      Федеральные органы законодательной власти РФ

      Федеральные органы исполнительной власти РФ

      Возникновение и развитие местного самоуправления. Местное самоуправление в России на различных исторических этапах

      Основы государственной и муниципальной социальной политики

      Муниципальная служба: понятие, признаки, правовая регламентация, прохождение. Муниципальные должности и квалификации муниципальных служащих

      Специфика муниципального управления. Муниципальное управление как вид управленческой деятельности. Особенности управления в муниципальной сфере

      Эффективность муниципального управления: оценка, критерии и измерители. Определение эффективности организации муниципального управления

      Организационная структура местной администрации

      Муниципальная деятельность и муниципальная политика

      Непосредственное участие граждан в местном самоуправлении

      Устав муниципального образования как его основной нормативно - правовой акт. Положения устава муниципального образования

      Муниципальные услуги: характеристика, классификация, измерители объема и результативности. Роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг

      Кадровое обеспечение муниципального управления

      Информационное обеспечение муниципального управления

      Разработка и реализация государственной политики

    Государственное управление призвано регулировать социальные отношения, обеспечивающие защиту и воспроизводство целостности государства и его основных институтов. Преимущественным направлением вектора государственного управления является направление “сверху вниз”, в связи, с чем государство берет на себя право реализации общественного интереса в развитии составляющих его территориальных образований.

    Государственное управление – это процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти. В основе государственного управления лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества жизни его подданных. Среди приоритетных направлений в реализации общественного (государственного) интереса лежит необходимость исполнения нескольких функций: защитной, оборонной, социальной, правовой, экономической, политической и арбитражной.

    Системный характер государственного управления заключается в том, что он обеспечивает единство распорядительного (командно-административного) и партнерского (социально-консолидированного) начал в практике регулирования социальных отношений и процессов. В качестве системы государственное управление реализует несколько функций.

    1. Институциональную – через утверждение необходимых при решении государственных вопросов социально-экономических, политических и гражданских институтов для распределения властных полномочий.

    2. Регулятивную – через системы норм и законов, которые призваны установить общие правила, регулирующие поведение субъектов.

    3. Целеполагающую – через разработку и выбор приоритетных направлений социально-экономического и политического развития путем реализации поддерживаемых большинством населения программ.

    4. Функциональную – через разработку и реализацию действий, направленных на поддержку всей хозяйственной инфраструктуры государства в лице ее ведущих отраслей.

    5. Идеологическую – через формирование общенациональной идеи, призванной консолидировать общество в границах государства.

    Основными принципами формирования системы государственного управления являются:

    ♦ принцип разделения властей предполагает разделение единоличной государственной власти на три сферы: законодательную, исполнительную и судебную, что должно служить условием эффективного контроля за деятельностью государственного аппарата.

    ♦ принцип комплементарности характеризуется установкой на непрерывность в структуре власти. Принцип нацеливает на создание условий равномерного распределения властных функций в разрезе всей вертикали управления по различным территориальным уровням.

    ♦ принцип субсидиарности определяет процедуру распределения и перераспределения полномочий между управленческими уровнями государственной власти

    ♦ принцип суверенности предполагает наличие фактической независимости как сущностного признака государства.

    ♦ принцип демократизма нацеливает на необходимость активного участия городского населения в принятии решений государственного и муниципального значения

    ♦ принцип гомогенности - преимущество федерального права перед региональным..

    Государственное управление представляет собой сложный процесс взаимодействия основополагающих элементов, результатом которого становится особая система государственного управления, обусловливающая способ и характер взаимодействия составляющих ее социальных институтов. Основу системы государственного управления составляют четыре элемента: власть, управление, территория и экономическая система.

    Власть определяет порядок избрания и характер осуществления функций управления государством, структуру взаимодействия между ключевыми политическими институтами. В системе государственного управления власть реализуется через форму правления, задающую типовые особенности функционирования исполнительных и представительных органов власти.

    Управление, будучи производной от власти, выражает комплекс правительственных акций, направленных на регулирование текущих социально-экономических и политических процессов. Управление воплощается в характере государственного вмешательства в экономическую жизнь, обеспечении политических прав граждан, содержании институтов гражданского общества и пр. Составным элементом государственной системы управления является политический режим, вбирающий в себя совокупность методов реализации функций государственной власти.

    Пространственные особенности территории оказывают особое влияние как на саму систему государственного управления, так и на характер экономической политики государства. Если территория государства занимает значительную площадь, то это требует создания большего числа управленческих уровней по территориальным образованиям в сравнении со странами, занимающими меньшую площадь. Кроме того, не последнюю роль в механизме государственного управления имеют географические особенности территории: рельеф, наличие водных артерий, климат и пр. Важнейшим средством ассимиляции территориальных особенностей в характер системы государственного управления является форма государственного устройства, определяющая структуру государственной власти с учетом региональных, этнических и географических особенностей местности.

    И наконец, экономическая система государства, служащая функциональной подсистемой государственного управления, способствует обеспечению функций рационального управления хозяйственной жизнью страны, удовлетворению базовых потребностей ее граждан, поддержке жизненно важных сфер производства и распределения продукции.

    Система гос. управления взаимодействует с обществом, подвергается изменениям в соответствии с изменяющимися потребностями и интересами общества. Осн. результат работы системы явл. управл. решения и действия на основе адекватности возможности и запросов общества.

    Система гос и муниц-го управления это сознательное, целенаправленное воздействие госвласти и МСУ на общество для реализации своих целей и задач.

    ГУ осуществ. по горизонтали и вертикали. Система разделения властей на законодательную, исполнит.и судебную представляет собой горизонт. разделение гос управления. По вертикали делится гос. власть делится на 3 уровня центральный, региональный и местный. Система гос. управления пост.взаимодействует с обществом, подвергается изменениям в соответствии с изменяющимися потребностями и интересами общества. Осн. результат работы системы явл. управл. решения и действия на основе адекватности возможности и запросов общества.

    Система гос. управления состоит из подсистем:

    :Институциональная (Ин-ты Презедента, Фед.Собр.Прав-во,Судеб. Органы),

    Коммукационная (Взаимодействие с общест. ин-ми гражданами),

    Функционально-структурная (упр-е по функциям конкретных структур.подразделений)

    Нормативно-правовая (совокупность норм и методов правового воздейтсвия на общ.Среду регулирования управл. процесса),

    Профессионально-культурная говорит сама за себя,

    Профессионально-кадровая (подготовка проф-ных кадров),

    Научно-техническая(комплексное систематизирования знание закономерностей управл. воздействия на общество .)

    Гос. упр-е осуществ. по горизонтали (разделение властей на законодательную, исполнительную, судебную) и вертикали (2 уровня - центральный, региональный; в управлении - местный).

    Субъект ГМ управления: орган государства, м.о., должностное лицо.

    Объект ГМ управления: общественные отношения и отношения, приобретающие общественное значение.

    Фед : фед собрание (совет фед, гос дума); правительство РФ (ФОИВ,минис.служба,агенства); Конст, Верховный, Высший Арбитр суды, верховные суды республик, краев, областей, АО; городские и районные суды; иные органы: избирательные, контрольные. Регион : глава субъекта; законод. орган субъекта РФ (Дума ХМАО), Правительство РФ, исполн. органы гос власти субъекта (Правительство ХМАО, департаменты, службы); Конст. (уставные) суды субъектов РФ, мировые судьи. МС : представит. орган мо (думы, советы депутатов); исполнительный орган мо (администрация).

    Государственный аппарат – система государственных организаций, учреждений, органов, должностных лиц государства, осуществляющих регулирование в обществе при помощи законодательной, исполнительной, судебной ветвей государственной власти, применяющих различные формы и методы государственного воздействия. Структура гос. аппарата зависит: 1)от подхода к организации гос.власти (в тоталитарном гос-ве отрицается разделение властей); 2) от государственно-территориального устройства (унитаризм, федерализм и т.д.); 3) от разделения на органы и должностные лица, принимающие решения. Основным структурным элементом государственного аппарата является государственный орган . Гос. орган – самостоятельная структурная единица гос. власти, наделенная гос. полномочиями, необходимыми для реализации функций определенной ветви гос.власти.Характерные качества или признаки гос. органа:1)порядок организации и деятельности органов государственной власти основан на единстве правовых принципов, закрепленных в конституции страны и других законодательных актах.2) органы государственной власти для выполнения возложенных на них функций и задач наделены государственно-властными полномочиями.3) между органами государственной власти и функциями государства существует тесная обратная связь.4) органы государственной власти для обеспечения возложенных на них задач и функций располагают необходимыми материальными средствами.Гос организация - обобщающее понятие, в которое входят не только гос.органы и гос.учреждения, но и гос.предприятия (казенные, унитарные), которые занимаются производственной деятельностью, а не управлением. Гос. учреждения – это некоммерческая орг-я, созданная собственником (гос-м) для управлением в социально-культурной сфере или выполнения иных функций некоммерческого характера, финансируемая собственником полностью или частично (Пенсионный фонд, гос. библиотека, ВУЗ). Виды государственных организаций: военные, научные, правоохранительные, образования, здравоохранения и др.

    Казенное учреждение - оказание государственных услуг, выполнение работ и исполнение государственных функций, финансовое обеспечение деятельности осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, не вправе распоряжаться имуществом без согласия собственника. Субсидии и бюджетные кредиты казенному учреждению не предоставляются. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или МО для выполнения работ, оказания услуг в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры. Без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, а также недвижимым имуществом, остальным –вправе. Автономное учреждение - это новый тип бюджетного учреждения, обладающего большей финансово-хозяйственной самостоятельностью и большой степенью ответственности за результаты своей деятельности. Увеличивается объем прав по распоряжению имуществом, распоряжения бюджетными средствами, по привлечению и использованию внебюджетных источников. Государственная служба - профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению исполнения полномочий: РФ;фед. ОГВ;субъектов РФ; ОГВ субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий фед. ОГВ,ОГВ субъектов РФ. ГС подразделяется на гражданскую, военную и правоохранительную.Принципы Гос Службы:1) приоритет прав и свобод человека и гражданина; 2) единство правовых и организационных основ федеральной ГС и ГС S; 3) равный доступ граждан к ГС; 4) профессионализм и компетентность ГС; 5) стабильность; 6) доступность инфы о ГС; 7) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами; 8)защищенность ГС от неправомерного вмешательства в их деятельность.

    Нормативная база: ФЗ от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе ГС РФ», ФЗ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О ГГС РФ» , закон ХМАО- Югры №97-оз от 30.09.2008 "О государственной гражданской службе ХМАО – Югры"

    Организационная структура государственного и муниципального управления. Горизонтальные и вертикальные взаимосвязи в системе государственного и муниципального управления. Правовые и организационные характеристики органов государственного и муниципального управления в РФ.

    Понятие структуры означает совокупность устойчивость связей в системе управления, обеспечивающих ее целостность. Госуправление структурируется по горизонтали и вертикали.

    По вертикали гос. власть делится на три уровня: центральный, региональный, местный. Система разделение властей по горизонтали : на законодательную, исполнительную, судебную. Власть не должна быть сосредоточена в одних руках, это большая опасность (тоталитаризм), которая грозит бесправием. Насилием, произволом, диктатурой. В современных демократических государствах разделение властей является общепринятой нормой демократического государства.Организационная структура ГМУ это явление обусловленное общественно политической природой, социально -функциональной ролью, целями и содержанием государственного управления и местного самоуправления в обществе.

    Выделяют следующие принципы организационных структур :

    1. Принцип целевой ориентации (каждый орган должен базироваться на определенных целях)

    2. Принцип горизонтального разделения функций (т.е. разделение функций между органами и должностными лицами одного уровня)

    3. Принцип вертикального разделения функций(президент, аппарат през-та)

    4. Принцип комплектности (функция разделена по различным уровням).

    В качестве системообразующего элемента организационной структуры ГУ выступает государственный орган. Характеристики: функциональные, социологические, правовые, указывающие на наделение определенной структуры необходимой компетенцией либо гос-властными полномочиями; организационные, делающие акцент на принадлежности данной структуры к государственному аппарату, на ее внутреннее построение - организацию элементов и их взаимосвязей. Гос. орган представляет собой единичную структуру власти, формально созданную гос-м для осуществления закрепленных за ней его целей и функций. Основу орг структуры ГУ составляют органы исп власти. Такое их положение обусловлено тем, что они призваны оказывать непосредственные управляющие воздействия на общ процессы. Взаимодействие исп органов власти с представительными: 1. механизмы сдержек и противовесов. 2. представительные органы существенно влияют на исполнительные посредством бюджета, а также фин, кредит, налог и иного регулирования. 3. представительные органы путем принятия законов или иных нпа формируют правовые основы общ жизни и создают норм базу для деятельности ОИВ. Суды могут в порядке обжалования приостанавливать или отменять УР и выносить свои акты, отличающиеся или даже противоречащие управленческим решениям. Право надзора за законностью управленческих решений закреплено за прокуратурой. МС выступает в виде особой подсистемы со своими объектами управления, компетенцией, процедурами, материально-финансовым обеспечением и другими элементами. Эта подсистема «снизу» связана с населением - носителем и источником власти, а «сверху» - с ОГВ субъектов Федерации и в целом Федерации. Благодаря этому сохраняется системность государства, системность общества и системность ГУ. Функциональная структур а – органы которые наделены конкретными функциями. В линейной структуре преобладает вертикальная, однонаправленное подчиненность органов, которая образует иерархическую пирамиду. Функциональное - ведет к формированию государственных органов, специально приспособленных к выполнению конкретных функций управления. Линейно - функциональная структура (совокупность линей и функциональных структур) - способствует созданию структуры, в которой одни органы принимают УР и властно проводят их в жизнь, а другие обеспечивают их информацией консультатив, статист, планирующего, координационного и иного свойства. Правовая основа включает в себя: законодательное регул-е наиболее типичных элементов, Нормативное опред-е статуса органов, Самоуправленческое регул-е в рамках небольших регионов, Правоохранительное регул-е управленческих процессов

    Нормативная база государственного и мун упр-я. К таким актам, прежде всего, относится Конст РФ, Конституционные федеральные законы РФ, федеральные законы РФ, решения Конституционного Суда РФ, Конст и уставы S РФ, Нормы международного права, указы Президента РФ и другие нормативные документы.

    9. Глава государства в системе государственного управления. Институт Президента РФ. Институт президентства был введен законом РСФСР 1991г. «О президенте РСФС». На этот пост может быть избран только гражданин РФ в возрасте от 35 до 65 лет, обладающий избирательным правом. Президент избирается сроком на 6 лет путем всеобщих, равных, прямых выборов при тайном голосовании. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд.Президент – это глава гос-ва он является гарантом конституции, он принимает меры по охране суверенитета независимости и гос. целостности, согласовывает функционирование и взаимодействие органов гос. власти.- Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти.- Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики и представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.- Президент обладает неприкосновенностью, решает вопрос гражданства РФ, предоставляет полит.убежище, награждает гос. наградами, присваивает почет. звания, высшие воинские звания, осуществляет помилования.- Он представляет РФ внутри Федерации и вовне, в частности, ведет переговоры и подписывает от ее имени международные и межреспубликанские договоры, которые вступают в силу после ратификации.

    Президент обязан обеспечить деловое сотрудничество всех трех властей: законодательной, исполнительной и судебной, взаимодействие высших органов государственной власти и управления. - Он олицетворяет единство России, ее суверенитет и целостность и обязан обеспечить гражданский мир, национальное согласие, демократический режим, быть гарантом прав и свобод граждан.- Президент назначает выборы в гос. думу, он вправе созвать первое заседание гос. думы ранее 30 дня после ее избрания, он распускает думу. - Президент активно влияет на деятельность законодательных органов. По его предложению созываются внеочередные заседания Федерального Собрания РФ, он вправе обращаться к нему с посланиями, он обладает правом законодательной инициативы, подписывает и обнародует законы РФ в течение 14 дней с момента их принятия. Конституция наделила Президента правом отлагательного вето, т. е. правом не подписывать (а значить и не обнародовать) принятый закон и до истечения двухнедельного срока возвращать его для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон принимается большинством голосов, то Президент обязан подписать и опубликовать его в течение 3 дней.- Президент вправе вносить поправки в законно-проекты, отклонить федеральный закон и возвратить его на новое рассмотрение в думу. Совет федерации может отстранить президента от должности в связи с совершением тяжкого преступления(1/3 депутатов гос. думы). - Как высшее должностное лицо Президент обращается с посланиями к народу РФ, награждает государственными наградами, присваивает специальные звания, классные чины и почетные звания, решает в соответствии с законом вопрос гражданства, предоставления политического убежища, осуществляет право помилования граждан, осужденных судами РФ.- Президент обслуживается специальным аппаратом - администрацией Президента. В нее входят секретариаты, управление делами, информационно-аналитический центр, пресс-центр и другие структурные подразделения. В области кадровой политики и формировании органов гос. власти:1. назначает с согласия гос. думы председателя правительства.2. по предложению последнего назначает на должность и освобождает от должности зама председателя правительства.

    3. назначает судей федеральных судов, кроме конституц. суда, верховного суда и высш. арбитражного суда.4. формирует и возглавляет совет безопасности РФ.5. формирует администрацию президента РФ, назначает и освобождает от должности полномочных представителей президента.6. назначает и освобождает от должности высший командный состав воор. сил РФ В области внешней политики: назначает отзывает после консультации с соответствующими комитетами и комиссиями дипломатических представителей в иностр. гос-вах, осуществляет рук-во внешней пол-кой,ведет переговоры и подписывает международные договоры,подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты.

    В области обороны: утверждает военную доктрину, является верховным главнокомандующим вооруженных сил, вводит на территории РФ или в его отдельных местностях военное или чрезвычайное положение, с незамедлительным сообщением совету федерации и гос. думе. Досрочное прекращение полномочий Президента в случае: - отставки - стойкой неспособности по состоянию здоровья- отрешения от должности Процедура отрешения от должности: Обвинения выдвигает Гос.Дума по инициативе 1/3 депутатов по рез-м заключения спец.комиссии.Решение о выдвижении обвинения принимают 2/3 от всего состава Гос.Думы. Заключение Констит суда в РФ о наличии в действиях През признаков преступления Решение об отстранении Президента принимается Советом Федерации 2/3 голосов.

    Законодательная власть в системе управления государством. Порядок формирования палат, полномочия, взаимодействие с другими органами государственной власти. Законодательный процесс.

    Органы законодательной власти – это Федеральное Собрание Российской Федерации; народные, государственные и законодательные собрания, государственные собрания республик в составе Российской Федерации; думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.

    Главной особенностью законодательных органов является необходимость их избрания непосредственно народом. Решения законодательных органов обязательны к исполнению всеми другими органами соответствующего уровня, всеми нижестоящими государственными органами и органами местного самоуправления.

    Органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные.

    Федеральное Собрание Российской Федерации является федеральным законодательным и представительным органом Российской Федерации, а все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, относятся к региональным, которые действуют в пределах соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Основная функция Федерального Собрания – принятие федеральных законов.

    Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

    Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

    Совет Федерации является "верхней" палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации.

    В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

    С 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 03.12.2012 № 229-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" .

    Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. Кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа, отвечающий вышеуказанным требованиям.

    При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) каждый кандидат на данную должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, отвечающие установленным ФЗ требованиям и ограничениям, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом одна и та же кандидатура для наделения полномочиями члена Совета Федерации - представителя от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не может быть представлена разными кандидатами на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

    К ведению Совета Федерации относятся:

    Утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

    Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

    Утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

    Решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

    Назначение выборов Президента Российской Федерации;

    Отрешение Президента Российской Федерации от должности;

    Назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

    Назначение на должность и освобождение от должности генерального прокурора Российской Федерации;

    Назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

    Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

    Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

    В порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

    Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

    Государственная Дума «нижняя» палата состоит из 450 депутатов, которые избираются сроком на 5 лет.

    К ведению Государственной Думы относятся:

    Дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

    Решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

    Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

    Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

    Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

    Объявление амнистии;

    Выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

    Стадии Законодательного процесса:

    Первая стадия законодательного процесса - законодательная инициатива, сводится к внесению на рассмотрение Государственной Думы законопроекта.ст. 114 Конст РФ право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Это право принадлежит также Конституционному суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.

    Вторая стадия - предварительное рассмотрение законопроектов. Законопроект, подлежащий рассмотрению Государственной Думой, направляется Советом Государственной Думы в соответствующий комитет палаты, который назначается ответственным по законопроекту.

    Третья стадия законодательного процесса включает в себя рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Это рассмотрение осуществляется в трех чтениях(1-концепция, 2 – возможные поправки, 3 - принятие после внесения дополнительных поправок, редакционной обработки).

    Четвертая стадия законодательного процесса - принятие закона. Федеральный закон принимается Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. ФКЗ считается принятым, если он одобрен большинством не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

    Пятая стадия - рассмотрение и одобрение федеральных законов Советом Федерации. После поступления в Совет Федерации принятого Государственной Думой федерального закона он в двухдневный срок направляется в комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по этому закону, который в течение трех дней принимает по нему заключение. Рассмотрение законопроекта Советом Федерации. Решение принимается большинством голосов от общего числа депутатов Совета Федерации.

    Особая стадия - преодоление разногласий, возникших между Советом Федерации и Государственной Думой в связи с отклонением Советом Федерации принятых Государственной Думой законов. Комитет Государственной Думы рассматривает возражения Совета Федерации, дает по ним заключение и вносит свои предложения по преодолению возникших разногласий на рассмотрение палаты. Согласительная комиссия составляет протокол, содержащий предложения по преодолению разногласий, который вносится на рассмотрение Совета Государственной Думы.

    Завершающей стадией является подписание и обнародование закона. Президент РФ в течение 14 дней подписывает и обнародует. Законы подлежат официальному опубликования в течение 7 дней после их подписания в «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ». Законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечение 10 дней после их официального опубликования.

    Гос.Дума может быть распущена Президентом РФ в 3 случаях:

    1. 1-кратного отказа в доверии Правительству по инициативе Правительства.

    2. 2-кратного выражения недоверия Правительству по инициативе Гос.Думы

    3. 3-кратного отклонения кандидатуры Председателя Правительства, представленной ПРезидентом

    11. Исполнительная власть в системе государственного управления. Федеральные органы исполнительной власти в РФ: состав, порядок формирования, полномочия, взаимодействие с другими органами государственной власти.

    Исполнительную власть можно определить как "высший эшелон власти" гос. аппарата. Он представляет собой высшее руководство или руководителя, его министров и лиц, занимающих ключевые посты. В парламентской системе, например, основа исполнительной власти - комплекс институтов и лиц, включая премьер-министра, кабинет министров, комитеты при кабинетах и координирующие министерства и ведомства (например, министерство финансов).

    Задача политиков, принадлежащих к исполнительной ветви власти - осуществлять руководство, быть реальными лидерами в государственном управлении. Исполнительная власть концентрирует власть и полномочия, ее представители действительно могут управлять страной, влиять на положение дел.Функций Исполнительной Власти:

    1) обязанность проводить в жизнь основные направления государственной политики.

    2) осуществляет надзор за выполнением политических решений.

    3) мобилизует силы и ресурсы для проведения своей политики, обеспечивает ей поддержку.

    4) выполняет символические функции осуществление определенных церемоний и ритуалов.

    5) руководство в критических, кризисных ситуациях, что предполагает употребление власти в пределах широких, почти неограниченных полномочий в чрезвычайных обстоятельствах.

    Органы исполнительной власти – это высший орган федеральной исполнительной власти – Правительство Российской Федерации, а также министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (президенты и главы администраций субъектов федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства), возглавляемые Правительством Российской Федерации. Для органов исполнительной власти характерно то, что они либо образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти, либо избираются народом.

    Правительство Российской Федерации образуется Президентом Российской Федерации и состоит из Председателя (который назначается с согласия Государственной Думы) – Д.А.Медведев, его заместителей и федеральных министров (21 министерство; иностр. дел – Лавров, обр-я и науки – Ливанов, здравоохранения – Скворцова, финансов – Силуанов, обороны - Шойгу) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации. Правительство разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение. Правительство также обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Оно принимает меры по обеспечению законности, правопорядка, по борьбе с преступностью.В сфере экономики Правительство разрабатывает проекты важнейших программ экономического развития, занимается экономическими процессами, создает условия для свободного предпринимательства на основе рационального сочетания всех форм собственности, приводит единую политику цен, рационального использования природных ресурсов.

    Главное направление деятельности Правительства - защита интересов государства, прав и свобод граждан, охрана общественного порядка, обеспечение обороноспособности и государственной безопасности. На него возложено руководство в области отношений РФ с иностранными государствами и международными организациями, внешнеэкономической деятельности, научно-технического и культурного сотрудничества.

    Органы исполнительной власти делятся по территориальному признаку на федеральные и субъектов федерации. По характеру полномочий различают органы исполнительной власти общей компетенции (ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности) и специальной компетенции (ведающие отдельными отраслями или сферами). Следует также различать органы исполнительной власти коллегиальные (Правительство Российской Федерации и правительства субъектов федерации) и единоначальные (например, министерства). ???

    Органы исполнительной власти:

    Осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;

    Наделены оперативной самостоятельностью;

    Как правило, имеют постоянные штаты;

    Образуются вышестоящими органами (кроме Президентур);

    Подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам управления;

    Их образование, структура, порядок деятельности в основном регламентируется нормами административного права.

    Российское правительство - орган коллегиальный. В него входят Председатель Правительства, его первые заместители и заместители, министры, председатели государственных комитетов, а также руководитель аппарата Правительства.

    Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом, продолжая выполнять свои обязанности до формирования нового Правительства.

    Отставка Правительства РФ возможна в 6 случаях:

    1. Правительство само подает в отставку (Президент может ее отклонить)

    2. Решение Президента об отставке Правительства

    3. Гос.Дума выражает недоверие Правительству, а Президент соглашается

    4. Председатель Правительства ставит вопрос о доверии Правительству и Гос.Дума отказывает ему в доверии, Президент соглашается

    5. Председатель Правительства не может выполнять свои полномочия

    6. Правительство слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом


    Похожая информация.


    Выбор редакции
    Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

    Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...

    Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...

    Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
    Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
    Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
    Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...
    РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...
    Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...