Разветвленная система органов исполнительной власти в субъектах федерации. Система права и система законодательства в их соотношении


В июле 2008 года состоялось интервью с заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полномочным представителем Мэра Москвы в Московской городской Думе А.В. Петровым . Тема интервью: "Право, доступное каждому: Собрание законодательства города Москвы". Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы .

КонсультантПлюс: Значимым и масштабным мероприятием по систематизации законодательства города Москвы стала презентация в этом году сборника Собрания действующих законов города. Почему возникла необходимость в издании такого сборника?

Анатолий Валентинович Петров: В Москве действует разветвленная система законодательства - более 200 законов, охватывающих все основные сферы жизнедеятельности столицы. Ежегодно в городе принимается 50-70 законов и более 3 тысяч других нормативных правовых актов, Мэр Москвы подписывает до 800 указов и распоряжений, а Правительство принимает около 1 тысячи постановлений. Такой огромный массив нормативно-правовых актов было необходимо систематизировать и кодифицировать. Надо было сделать ревизию накопившихся документов, провести их четкий анализ, сгруппировать по определенной схеме. Проведение такой работы необходимо для повышения эффективности правотворческой деятельности и способствует ликвидации пробелов, "устарелостей" и противоречий в действующем законодательстве. Наконец, систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и эффективного правового просвещения и воспитания, научных исследований, обучения студентов.

Необходимость в создании единой системы нормативно-правовых актов города Москвы была понятна еще в 1998 году. Надо было обеспечить возможность реализации права как для специалистов, так и для граждан, оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы, помочь им хорошо ориентироваться в законодательстве. Распоряжением Мэра Москвы от 4 августа 1998 г. N 799-РМ "О подготовке и издании Собрания действующего законодательства города Москвы" было положено начало созданию официального издания нормативных правовых актов, включающего в себя как законы города Москвы, так и общенормативные постановления Московской городской Думы и Правительства Москвы, правовые акты нормативного характера Мэра Москвы, а также подлежащие применению нормативные правовые акты, изданные по вопросам государственно-правовой, хозяйственной и социально-культурной деятельности города Москвы ранее существовавшими органами представительной и исполнительной власти города Москвы.

За прошедшие 10 лет был проделан колоссальнейший объем работы. Для создания СДЗ была сформирована специальная рабочая группа. Научное обеспечение подготовки и издания Собрания было возложено на Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, Центр законотворчества Москвы и Правовое управление Правительства Москвы. В работе над СДЗ также принимали участие специалисты органов исполнительной власти города, Московской городской Думы, ведущих фирм - разработчиков правовых информационных систем. За основу взяли те нормативы и правовые акты, которые существовали на бумажных носителях в государственном московском архиве, в библиотеках. Участники рабочей группы ездили в Подольск, где находится архив Московской области, так как до 30-х годов Москва составляла с областью единое целое. Специалисты, работая в архивах, проанализировали более 100 тысяч нормативных правовых актов, изданных за период с 1917 года по настоящее время, и отобрали свыше 17 тысяч из них. В первую очередь взяли законы, которые принимались начиная с 1993 года, тогда Москва, как и другие субъекты Федерации, в связи с принятием Конституции РФ получила право иметь свое законодательство. Для того чтобы провести качественную правовую экспертизу, все отобранные документы были переданы в городские комитеты и департаменты. Именно они в первую очередь должны были определить нормативный характер документов и наличие положений, которые применяются на сегодняшний день. Каждый акт, подлежащий включению в СДЗ, подвергался всесторонней экспертной оценке. Были выявлены "устаревшие", нормативные предписания которых противоречат принятым позже законодательным актам, поглощены ими либо фактически утратили свое значение и не применяются. Из всего огромного массива документов было отобрано 6 тысяч действующих, которые были систематизированы по определенной системе, по определенной технологии.

КонсультантПлюс: Каковы были критерии отбора документов?

А.В.: Основными критериями отбора правовых актов для СДЗ стали нормативный характер документов и наличие положений, которые применяются на сегодняшний день. В том числе был отобран ряд документов прошлого века, которые до сих пор никто не отменял и действующих по сей день. Среди них встречаются, например, такие, как правила пользования городскими банями, правила содержания лошадей, эксплуатации дорог, уличных фонарей и многое другое. О действующих документах 20 - 30-х годов вообще разговор особый. В те времена не существовало определенных требований к их написанию, не было выработано общих нормативов и правил, использовалась совершенно другая терминология. Названия организаций и различные аббревиатуры, иногда состоящие из 10 букв, очень затрудняли процесс работы по кодификации законодательства. Можно сказать, наши сотрудники работали дешифровальщиками.

В настоящее время СДЗ представляет собой единый сборник из более чем 8,5 тысяч действующих нормативных правовых актов города Москвы. В него включены действующие законы города, постановления Московской городской Думы, указы и распоряжения Мэра Москвы, постановления и распоряжения Правительства Москвы, а также подлежащие применению акты, изданные ранее существовавшими органами представительной и исполнительной власти города Москвы. Печатная версия СДЗ состоит из 16 томов, объединенных в 9 разделов по отраслевому принципу. Каждый раздел посвящен какой-либо одной отрасли городского законодательства - организации государственной власти, городскому хозяйству, жилью и т.д. Для удобства пользования Собрание законодательства снабжено хронологическим перечнем, алфавитно-предметным указателем, оглавлением, а в начале каждой главы помещается ее содержание.

Издается сборник 2 раза в год, 2 раза в месяц происходит его обновление. При подготовке СДЗ к изданию мы также учли, что по мере дальнейшего развития и совершенствования законодательства сборник должен систематически пополняться новыми актами. Так, существует практика обновления таких сборников не только в форме сброшюрованных томов, но и в виде разъемных тетрадей (брошюр), а также папок с отдельными разъемными листами. Такое издание с использованием разъемных листов, обладающее наибольшей мобильностью, нам предложили специалисты Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. По мере необходимости листы легко дополняются или заменяются новыми, переиздавать их можно через небольшие промежутки времени, т.е. они сравнительно быстро обновляются в соответствии с теми или иными изменениями в законодательстве. Они позволяют оперативно и легко пополнять папки новым нормативным материалом, своевременно реагировать на все изменения в законодательстве. Поддержание в действующем состоянии СДЗ в форме разъемных листов надежно в том смысле, что это удобно для хранения собранного нормативного материала, привычно для восприятия. В каждой папке содержится нормативный материал, относящийся лишь к тому или иному разделу сборника или какой-либо его отдельной части.

Как единый источник действующего законодательства, СДЗ должен быть "работающим" юридическим документом, дающим точную информацию всем должностным лицам и отдельным гражданам о действующих нормативных предписаниях, быть вполне доступным для восприятия, надежным и удобным для практического использования. Поэтому так необходима оптимально продуманная система поддержания СДЗ в действующем состоянии. Отражая потребности общественного развития, современное законодательство носит динамичный характер, поэтому часто возникает необходимость в отмене или частичном изменении тех или иных норм, в разработке и установлении новых правил поведения, без знания которых не может нормально осуществляться правоприменительная деятельность. На каждом заседании Правительства Москвы принимается примерно 10-15 постановлений, которыми могут вноситься изменения в ранее принятые документы. Среди них есть, конечно, и чисто распорядительные решения, но многие касаются нормативных вопросов. Не стоит также забывать, что законодательство в РФ неустоявшееся. Ежегодно Федеральное Собрание принимает огромное количество документов, касающееся субъектов Федерации, в том числе Москвы. В связи с этим требуется внесение изменений в московское законодательство.

КонсультантПлюс: Собрание действующего законодательства - коммерческий проект или он предназначен для правового просвещения граждан?

А.В.: Его в продаже нет. СДЗ бесплатно распространяется среди городских и федеральных органов власти, органов местного самоуправления, поступает в Администрацию Президента России, Аппарат Правительства РФ, Государственную Думу, Совет Федерации, Московскую городскую Думу, во все органы исполнительной власти города Москвы. Кроме того, СДЗ обеспечиваются все находящиеся в Москве судебные и правоохранительные органы как федерального, так и городского уровня - Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд, а также мировые судьи, действующие в городе Москве. Помимо этого СДЗ поступает во все городские библиотеки и ведущие юридические вузы столицы.

Конечно, в первую очередь сборник издан для наших государственных служащих. Основным пользователем его является тот, кто должен выполнять, осуществлять, принимать управленческие решения на основе действующих документов. А это люди, работающие в городских структурах, прежде всего чиновники. В целях доступности СДЗ не только для специалистов, но и для всех граждан подготовлена его электронная версия, в которую вошли все акты, содержащиеся в печатном варианте, кроме того, в нее постоянно включаются свежие документы и используется та же методика отбора актов, что и для печатной версии. Все тексты законов в электронной версии помещаются только в полнотекстовом объеме. Она дублирует печатную версию, но при этом по объему она больше. Помимо полных текстов законов в ней содержатся извлечения из правовых актов, представляющих собой основное нормативное содержание документа. Они отображаются на первой странице объекта в соответствии с печатной версией Собрания. Обновление электронной версии происходит два раза в месяц.

Электронная версия СДЗ установлена на сервере Правительства Москвы, ею могут пользоваться все органы исполнительной власти города. Кроме того, локальные версии на отдельных компьютерах установлены и обновляются во всех муниципалитетах города, научных учреждениях (МГУ им. М.В. Ломоносова, Академия труда и социальных отношений, ИЗИСП, Российская академия правосудия, ИГПАН, Российская академия государственной службы, МГЮА), Центральной универсальной научной библиотеке им. Н.А. Некрасова, целом ряде федеральных органов (Администрация Президента РФ, ГПУ Президента РФ, ВАС РФ, Минюст РФ, МВД РФ, Центризбирком), иных организациях.

Кроме того, в дальнейшем мы, возможно, будем включать в обе версии, печатную и электронную, дополнительные материалы, а не только законы, приказы, распоряжения, издаваемые органами власти. Планируем в будущем расширить СДЗ, включив в него отдельными книгами или дополнив существующие тематические разделы и подразделы такими документами, как: решения и постановления судов, протесты прокуратуры, важные документы правоохранительных органов - все необходимые документы, затрагивающие правовые акты города Москвы. В дополнение к этому разместим комментарии к законам города. Работа в этом направлении уже ведется. Правда, я не сторонник комментариев к законам - зачем комментировать законодательство, когда есть правоприменительная практика. И если она показывает, что закон несовершенен, то лучше переписать закон, внести в него изменения.

Сегодня мы часто вносим изменения в свое московское законодательство. И не потому, что меняется федеральное или жизнь, а потому, что некоторые нормы надо более четко прописать, уточнить исходя из действующей практики, внести коррективы в действующее законодательство. Например, мы долго, несколько лет, работали над нашим административным кодексом. Это кропотливейшая работа, очень сложная. До принятия Кодекса города Москвы об административных правонарушениях у нас действовало 13 законов об административной ответственности - о содержании жилья, животных, территории и т.д. Мы их систематизировали и приняли Кодекс. Но до сих пор поступают предложения по его совершенствованию. Одно муниципальное образование даже выступило с законодательной инициативой о внесении изменений. Они предлагают увеличить размер административных штрафов за загрязнение городской территории.

Недавно возникла проблема по поводу административной ответственности за неправомерное использование нашей городской символики, названий структурных подразделений. Одна из коммерческих организаций, занимающаяся недвижимостью, наименовала себя, правда еще до принятия закона, департаментом. Произошла путаница в понятиях. Ведь понятие "департамент" существует как в органах власти (подразделение, управление, отдел в аппарате высших административных органов), так и в коммерческих организациях. И никому не запрещено так себя называть. Но эта коммерческая организация стала использовать московскую городскую символику, и получилось, что сочетание названия и символики дало повод думать, что эта фирма является органом госвласти. То есть фирма по сути дела разработала схему одурачивания людей. Такая ситуация сложилась потому, что в Москве сразу два исполнительных органа следят за порядком использования государственной московской символики. Один, который я возглавляю, - Комиссия по московской городской символике при Правительстве Москвы - за визуальным соответствием используемых официальных изображений утвержденной московской геральдике. Другой, Департамент потребительского рынка и услуг, - за использованием символики в коммерческих интересах. Вот и пропустили административное правонарушение. Но бороться с этим решили повышением штрафов до такого уровня, чтобы никому неповадно было такое повторять, и это изменение надо внести в Кодекс. Также сейчас Московская городская Дума приняла еще один Кодекс - Градостроительный кодекс города Москвы.

КонсультантПлюс: Давайте перейдем к присланным нам вопросам, которые касаются как самого изданного Собрания действующего законодательства города Москвы, так и московского законодательства. Виктор Владимирович Курасов поднял такую проблему: "В 2006 году у местного самоуправления в Москве отобрали полномочия по согласованию строительства. Отобрали единственный рычаг, которым можно было хоть как-то влиять на застройщиков. У депутатов осталась только возможность вносить "предложения", которые в большинстве случаев никто не воспринимает всерьез, так как есть даже ППМ об этом. Кроме этого, совершенно не выполняются подпункты а, б, в п. 20 ст. 8 Закона города Москвы N 56, что вызывает самоуправство в этих вопросах территориальных и отраслевых органов исполнительной власти Москвы. Застройщики как занимались точечным строительством, так и занимаются. Спокойно обходят 714-й ППМ и комиссию по точечной застройке. Жители раскалены до предела уплотнительной застройкой. Не пора ли вернуть данное полномочие назад? По данному вопросу велся разговор на тему полномочий. Одним из аргументов, выдвинутых в защиту такой позиции московских властей, было увеличение коррупции в 2006 году при решении вопросов согласования строительства. Но коррупция есть везде. И не в этом решение данной проблемы. Пусть коррупцией занимаются компетентные органы. А депутатам верните, пожалуйста, возможность защитить своих избирателей".

А.В.: Здесь тесно переплетены две темы - местного самоуправления и градостроительства. Когда мы занимались вопросами совершенствования законодательства города, то в соответствии с Федеральным законом N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принимая Закон города Москвы N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", пересмотрели ряд полномочий местных органов самоуправления и были вынуждены внести некоторые изменения в московский закон, в том числе и изменения в вышеупомянутую статью, которая раньше давала полномочия органам местного самоуправления согласовывать строительство на территории муниципального образования. Но это норма, скажем так, не очень действенная. Не все муниципальные образования эти вопросы рассматривают. И кроме волокиты ничего здесь не было. И что греха таить, на некоторые муниципальные образования власти оказывают давление и далеко не всегда муниципальные собрания самостоятельны. Норма была красиво написана, но не действовала. И чисто технический и организационный вопрос: муниципальное собрание собирается один раз в месяц, а документы по строительству приходят на согласование если не ежедневно, то не реже 2-3 раз в неделю. Сами понимаете, что получается.

Но есть и другая, более интересная форма, которая предусмотрена в Градостроительном кодексе города Москвы, она также есть и в федеральном законодательстве, которая обязывает учитывать мнение населения при градостроительной застройке определенного микрорайона, квартала и т.д. Сейчас предусмотрено простое информирование жителей. А что это такое - точно не знает никто. Ясности в этом вопросе нет. А в Градостроительном кодексе города Москвы, так же как и в федеральном, записаны нормы - провести публичные слушания. А публичные слушания - это не игра слов, они предполагают обязательную подготовку: люди заранее информируются о проекте через СМИ, до населения сначала доводится сама идея реконструкции или сноса объектов, проводятся встречи с жителями, обсуждается проблема, как градостроительный проект затронет тот или иной микрорайон. И самое важное, зафиксировано обязательное рассмотрение органом государственной власти предложений, пожеланий, требований населения и принятие решения по каждому такому обращению. Это уже серьезный подход к решению градостроительных вопросов с учетом мнения людей, а не как раньше - 5-10 депутатов на муниципальном собрании принимают решение за тысячи человек. С принятием Кодекса эти вопросы будут более жестко решаться.

С учетом того, что строительство в Москве никогда не прекратится, это очень важный аспект. Москва получила в наследство хрущевки, постхрущевские пятиэтажки и блочные 9-этажные дома, которые пока не сыплются, но скоро окажутся в крайней степени износа. Надо, только чтобы строительство велось с учетом комфортности для всех жителей города. Мало кому хочется, чтобы у него во дворе стояли башенные краны, появился новый дом. Это московский эгоизм, это нормально. Для таких случаев есть комиссия по точечной застройке, которую контролирует лично Мэр. Все письма и жалобы, поступающие в эту комиссию, рассматриваются тщательнейшим образом.

Отдельный разговор про многоквартирные дома и ТСЖ. Много вопросов возникает по законодательству, касающемуся межевания земли для них. Федеральные нормы предписывают проводить межевание по нормам, принятым на год постройки дома, но возникает вопрос, как это сделать, когда Москва строилась не один век. Старые московские дворы имели большую территорию, а потом построили там художественную школу или детский сад, за которые сами жители и ратовали. Встает очень сложный вопрос по разграничению земли. Сейчас эта проблема обсуждается, прорабатывается. Точно так же обсуждаются и прорабатываются проблемы в области дорожного строительства. Вот, говорят, почему в Нью-Йорке машин больше, а пробок меньше. Во-первых, машин у них не намного больше. А во-вторых, Москва построена по кольцевому принципу, а Нью-Йорк - "сеточкой". У них нет улиц с двусторонним движением. А у нас в центре вообще движение затруднено, потому что организовать движение транспорта по кривым улицам очень сложно. А улицы с такими названиями, как Кривоколенный, Кривоарбатский и Кривоникольский переулки, Крюковский тупик, Косой переулок, и пешком-то не пройдешь, не то что проедешь. Решение проблемы - "уйти" под землю, что дорого и невозможно, или строить эстакады. А что делать с жителями третьих этажей - выселять? В последние годы все чаще говорят про опыт китайцев. Там просто взяли и сломали дома и поставили эстакады. Мы на такое пойти не можем - исторический центр города вообще трогать нельзя. Это жесткая и категоричная позиция Мэра Москвы и Правительства. Также нельзя перекрывать центр для въезда автомашин или делать его платным, как в Лондоне, что предлагают сделать некоторые ретивые депутаты, забывая при этом, что в центре живет много москвичей, а 90% населения города вообще не воспримет такой подход к решению проблемы дорожных пробок.

КонсультантПлюс: Насколько доступность правовой информации для граждан повлияет на уровень правового просвещения москвичей? Как показывают исследования в этой области, в случае необходимости (возникновение жилищных, трудовых споров, споров о праве на наследство и т.д.) граждане все же предпочитают обращаться за консультациями к специалистам в области права. - Алисов (Москва)

А.В.: Безусловно, СДЗ не является заменой юристам. Однако в любом случае юристы, как и все остальные граждане, действуют на основании нормативных правовых актов. Собрание действующего законодательства значительно облегчит поиск данных актов. Причем если правовой акт есть в Собрании, то можно быть уверенным, что в нем представлена актуальная редакция документа со всеми внесенными в него изменениями.

Если раньше гражданин, чтобы прочитать нормативный правовой акт, должен был узнать источник официального опубликования (газету "Тверская, 13", "Вестник Мэра и Правительства Москвы"), найти его в библиотеке либо получить доступ к платным справочным правовым системам, то теперь можно в библиотеке найти данный акт в электронной или печатной версии СДЗ. Доступность нормативных правовых актов - один из основных путей правового просвещения граждан.

КонсультантПлюс: Насколько я понимаю, СДЗ также способствует правовому просвещению граждан. А какими ещё способами Правительство Москвы обеспечивает знакомство граждан с законодательством Москвы? - Илларионова Н. (СПб)

А.В.: Действительно, Собрание действующего законодательства является не единственным инструментом знакомства государственных служащих и иных граждан с правовыми актами города Москвы. В соответствии с распоряжением Правительства Москвы "О подготовке и выпуске серии печатных изданий "Законодательство города Москвы" издаются отдельные законы, их сборники, комментарии московских законов.

В перспективе планируется издание тематических сборников по отдельным актуальным для горожан вопросам. Например, не так давно жители города в своих почтовых ящиках нашли брошюру, в которой были указаны все меры социальной поддержки, предоставляемые Правительством Москвы гражданам. Кроме того, на официальном сайте Правительства Москвы (www.mos.ru) можно найти правовые акты, принимаемые Мэром и Правительством Москвы. А на официальном сайте Московской городской Думы (www.duma.mos.ru) размещаются тексты законопроектов и принятых законов города Москвы.

КонсультантПлюс: В чем особенность электронной версии Собрания действующего законодательства города Москвы по сравнению с аналогичными информационно-правовыми системами? - Сергей (Москва)

А.В.: Во-первых, это оригинальная система поиска документов. Собрание поделено на 9 разделов по отдельным отраслям городского хозяйства, внутри которых имеются более мелкие подразделы. В них содержатся все нормативные правовые акты по соответствующей тематике. Это удобно для специалистов, работающих в определенной сфере городского хозяйства. Кроме того, есть возможность поиска по отдельным словам - для этого имеется соответствующий алфавитный указатель.

Во-вторых, для того чтобы получить доступ к СДЗ, не требуется отдельной установки каких-либо программ или баз данных. Для этого достаточно программы Internet Explorer и подключения к внутренней сети Правительства Москвы.

В-третьих, в электронной версии Собрания есть возможность выбора между полной версией документа и только его нормативными положениями. Это позволяет не загромождать экран компьютера ненужной информацией. Ну и, наконец, нельзя не отметить такой немаловажный факт, что электронная версия СДЗ бесплатна и общедоступна. Доступ к ней можно получить в библиотеках города.

КонсультантПлюс: Каким образом СДЗ будет способствовать систематизации законодательства города Москвы? - Олег Геннадьевич (МО)

А.В.: В Собрании акты систематизированы по отраслям городского хозяйства, что позволяет увидеть, противоречат ли какие-либо документы друг другу или дублируют положения друг друга.

Это помогает как в правоприменении, т.к. пользователь видит всю совокупность правовых актов, подлежащих использованию в той или иной ситуации, так и в правотворческой работе, поскольку легко увидеть акты, фактически утратившие силу, подлежащие отмене, изменению. А на основе нескольких актов, изданных по схожей тематике, проще разработать единый правовой акт.

КонсультантПлюс: Планируете ли вы провести обучение пользователей электронной версии СДЗ? - Гришанков А.Л. (Москва)

А.В. Должен сказать, что предварительное обучение пользователей уже проводилось. В частности, в Московской городской Думе прошло обучение для сотрудников Аппарата Думы. На недавно состоявшемся семинаре по законопроектной работе служащие органов исполнительной власти города Москвы также были ознакомлены с нашей системой. Вполне возможно, в следующем году обучение работе с электронной версией Собрания будет включено в курсы повышения квалификации государственных служащих.

Вместе с тем должен отметить, что работа с электронной версией СДЗ достаточно проста и понятна. В случае же возникновения каких-либо трудностей можно обратиться к встроенной справке, где есть ответы практически на все вопросы.

КонсультантПлюс: Приведет ли запуск в промышленную эксплуатацию электронной версии Собрания действующего законодательства города Москвы к исчезновению его печатной версии? - Марина Геннадьевна (Москва)

А.В.: Нет, не приведет, хотя тираж печатной версии будет сильно сокращен. Все-таки в век информационных технологий мало кто пользуется такими несколько громоздкими томами для поиска нормативных правовых актов. В этом смысле электронная версия гораздо удобнее, да и обновляется она намного чаще.

КонсультантПлюс: Считаете ли вы необходимым распространить опыт систематизации московского законодательства на другие регионы и всю Российскую Федерацию? - Красильников П.Н. (г. Красноярск)

А.В.: Полагаю, что такая практика была бы полезна как органам государственной власти, так и жителям субъектов Российской Федерации. Все-таки сейчас принимается большое количество актов на региональном и федеральном уровнях власти, да и органы местного самоуправления вправе принимать муниципальные нормативные правовые акты. Как можно в них не запутаться? Только изучив и систематизировав! В некоторых субъектах Российской Федерации такая работа уже проводится.

КонсультантПлюс: Анатолий Валентинович, мы благодарим Вас за интересное интервью.

Интервью с А.В. Петровым провела специальный корреспондент, редактор сервера КонсультантПлюс Н.А. Лашкина.
Фото предоставлено Т.М. Тверецким.

Наряду с законодательными органами, в субъектах Федерации действует разветвленная система органов исполнительной власти. Однако в практике и законодательстве Российской Федерации не сложилось единообразного понимания системы исполнительной власти.

Так, в соответствии со ст.

77 Конституции РФ в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

Данная норма определяет, что система органов исполнительной власти республик, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя России и общими принципами организации исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

По отношению к единой системе исполнительной власти РФ необходимо различать две группы органов исполнительной власти. «Первую группу составляют органы, которые вместе с федеральными органами исполнительной власти образуют единую систему. Ее основу составляют пределы ведения Российской Федерации и полномочия РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Федерации. Вторую группу со- ставляют органы исполнительной власти субъектов Федерации, образуемые по предметам ведения, не отнесенным к ведению Российской Федерации и ее совместному ведению с субъектами Федерации» .

Органы исполнительной власти субъектов Федерации в области управления образованием относятся к первой группе органов исполнительной власти.

Следует отметить, что образование, формирование и деятельность исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, федеральными законами, а также конституциями республик, уставами краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, законами и иными нормативными актами субъектов Федерации.

В соответствии со ст.

17 Закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может устанавливаться должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации возглавляет высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Например, руководителем высшего исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея является Президент Республики Адыгея,

в Московской, Саратовской, Белгородской областях - губернатор и т.д.

Основными полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации в сфере образования являются: -

подписание, обнародование либо отклонение законов субъекта Федерации, принятые его представительным органом, в частности и в сфере образования; -

осуществление нормативного регулирования по вопросам, предусмотренным федеральными законами, законами субъекта РФ; -

представление на утверждение представительному органу субъекта РФ схему управления данным субъектом, структуру высшего органа исполнительной власти, в которую входит и отдел (министерство, управление, департамент и др.) образования; -

представление на утверждение представительному органу программу социально - экономического развития субъекта РФ; -

подписание договоров и соглашений от имени субъекта РФ, в том числе и по вопросам образования.

При руководителях высших органов исполнительной власти субъектов Федерации могут создаваться различные советы.

Еще по теме Разветвленная система органов исполнительной власти в субъектах Федерации:

  1. 9. Основы организации системы органов исполнительной власти в субъектах Федерации
  2. 4.Структура системы органов исполнительной власти (государственного управления) субъектов Российской Федерации
  3. Структура системы органов исполнительной власти (государст­венного управления) субъектов российской федерации.
  4. Законодательные основы системы и структуры государственных органов федеральной исполнительной власти (по Конституции РФ и Указам Президента РФ от 9.03.04 г. «О системе и структуре федераль­ных органов исполнительной власти» и от 12.05.08 г. « Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти»).
  5. Открытость органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
  6. Высшими органам исполнительной власти субъектов Федерации являются правительства
  7. Федерации, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти по видам затрат_________________________________________
  8. Последствия принятия законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации правовых актов…
  9. Указы Президента Российской Федерации о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ.

Три ветви власти и необходимость их практического разделения были разработаны учеными еще в Средние века. Сохраняет ли эта теория актуальность по сей день? В конституциях многих, практически всех стран зафиксировано положение о том, что власть разделена на три ветви. Первая их них – законодательная, вторая – исполнительная, и третья – судебная власть. В Российской Федерации этому вопросу посвящена 10 статья Конституции. Как обосновывается необходимость этой модели управления и каким образом ее видели ученые в момент разработки?

Зачатки идеи

Теоретической разработкой разделения властей занимался англичанин Джон Локк. Он полагал, что деление полномочий между отдельными субъектами крайне необходимо. В узурпации власти одним или небольшой группой лиц он видел реализацию и охрану только частных интересов, а также отсутствие правовой защиты личности. Локк считал «приоритетной» ветвью законодательную власть, но при этом ее преимущество, по его мнению, не должно быть абсолютно. Остальные течения, исполнительные и судебные, должны занимать отнюдь не пассивное положение. Уже через столетие после обоснования этой модели Локком разделение властей было зафиксировано в важнейшем документе – Декларации прав человека и гражданина, принятой в 1789 году. В тексте акта указывалось, что государство, которое не использует при управлении эту модель, не имеет конституции. В дальнейшем идеи Локка изучал и развивал француз Шарль Луи Монтескье. Он видел в разделении властей спасение общества от злоупотреблений властью государями, от узурпации и концентрации управления в одном органе, от деспотизма. Помимо деления полномочий, Монтескье разработал положение о системе сдержек и противовесов.

Три ветви власти: описание

Характеристика теории деления властей содержит следующие положения. Во-первых, эта модель должна быть закреплена конституцией. Во-вторых, три ветви власти должны быть предоставлена разным людям или органам. Одно и то же лицо не может быть наделено полномочием осуществлять, к примеру, два вида управления одновременно. В-третьих, три вида управления автономны и равны.

Механизм сдержек и противовесов

Американец Джеймс Мэдисон трудился над тем, чтобы создать эффективную модель реализации разделения властей. Под сдержками и противовесами он подразумевал частичное совпадение полномочий ветвей власти. Эта система действует в США и по сей день. К примеру, президент, представитель исполнительной власти, может использовать свое право вето на законы, а суды, в свою очередь, могут признать их недействительными ввиду противоречия конституции. Таким образом сдерживается законодательная ветвь. Президент имеет право назначения в органы судебной и исполнительной властей, а конгресс (законодательный орган) ратифицирует эти решения. Таким образом, эти составляющие представляют собой своеобразный баланс всех ветвей власти, их взаимодействие и взаимоограничение, который осуществляется с помощью правовых мер.

Законодательная власть

А теперь рассмотрим подробнее все три ветви власти. Законодательная власть является наиболее главной, верховной. Она предназначена для отражения воли и суверенитета всего народа. В РФ законодательную власть осуществляет, согласно Конституции, Федеральное собрание. Оно состоит из 2 палат. Первая из них, Совет Федерации, состоит из представителей от каждого субъекта государства. К ведению Совета относят такие полномочия, как утверждение изменений границ между частями РФ, указов президента о введении военного либо же чрезвычайного положения. Также первая палата назначает на должности судей Конституционного и Верховного судов, Генерального прокурора, равно как и его заместителей, председателя Счетной палаты, а также половину состава ее аудиторов, устанавливает дату выборов на пост главы государства.

Кроме того, Совет Федерации имеет право отрешения президента. Вторая же палата, Государственная Дума, избирается гражданами. К ее полномочиям относится объявление амнистии, а также выдвижение обвинения против главы федерации. Помимо этого, Государственная Дума имеет право назначения на должность Председателя Центробанка и Уполномоченного по правам человека. К ведению этой палаты также относят выражение недоверия правительству. Однако основным и важнейшим полномочием всего парламента является, безусловно, принятие федеральных законов.

Второе направление

При делении управления на три ветви исполнительной власти необходимо реализовывать законы и заниматься оперативно-хозяйственной деятельностью. Правительство РФ занимается разработкой и обеспечением исполнения федерального бюджета. В обязанности его также входит управление государственной собственностью. Кроме этого, правительство должно обеспечивать проведение в РФ единой кредитной, финансовой, денежной, культурной, научной, образовательной, экологической политики. Исполнительная власть также занимается вопросами внешней и внутренней обороны, безопасности государства. Правительство ответственно за обеспечение законности, охраны прав, свобод и собственности граждан.

Судебная власть

Это направление выступает своеобразным гарантом восстановления и защиты нарушенных прав, а также справедливого и адекватного наказания всех виновных. В Российской Федерации задачи этой ветви власти осуществляются только судом в рамках различных видов производств. В Основном законе закреплены важнейшие положения, касающиеся правового статуса судей. К их числу относятся независимость, несменяемость, а также неприкосновенность. Также в Конституции фиксируются и главнейшие принципы судопроизводства, такие как открытость, состязательность и равенство сторон.

Положение президента

К какой ветви власти относится глава государства? Тут точки зрения ученых разнятся. Одни утверждают, проанализировав полномочия главы государства, что он относится к исполнительной власти. Другие считают, что ввиду того, что президент выполняет координирующие функции, он возвышается над всеми ветвями власти и не относится ни к одной из них.

Исключения

Хоть теория предусматривает лишь три основные ветви власти, в науке ведутся споры по поводу количества. В частности, затрагивается положение президента, которое было рассмотрено выше. Но стоит также обратить внимание и прокуратуру. Несмотря на то что в Конституции положение этого органа закрепляется в одной главе с судами, его нельзя отнести к этой ветви власти. Ведь прокуратура не имеет соответствующих полномочий. В ст. 11 Конституции этот орган не указан в перечне ведомств государственной власти, однако же в ст.1 ФЗ «О прокуратуре РФ» таковым признается. Налицо противоречие. В науке есть различные теории по поводу правового положения органов прокуратуры. Некоторые юристы относят их к исполнительной власти, другие – к судебной. Третьи считают, что прокуратура не относится ни к одной из ветвей власти.

Значение

Разделение властей и по сей день является важнейшим механизмом защиты граждан от произвола государей и чиновников. Кроме того, эта модель управления указывает на демократический строй в государстве.

Под системой законодательства понимается совокупность нормативных правовых актов, в которых объективируются внутренние содержательные и структурные характеристики права.

Данная система является внешним выражением системы права. Последняя же свое реальное бытие получает именно в четких, формально-определенных актах — документах. Однако совпадение между системой права и системой законодательства в пределах от отдельной нормы до права в целом не абсолютно. В этих границах они существуют самостоятельно, так как обладают спецификой, имеют собственные тенденции развития.

Система законодательства складывается в результате издания правовых норм, закрепления их в официальных актах и систематизации этих актов. Она имеет сложную структуру. В зависимости от оснований (критериев) можно выделить горизонтальную (отраслевую), вертикальную (иерархическую), федеративную и комплексную системы законодательства.

Горизонтальное (отраслевое) строение системы законодательства обусловлено — фактическими общественными отношениями. На основе данного критерия вычленяются отрасли законодательства, соответствующие отраслям системы права (конституционное правоконституционное законодательство, трудовое право — трудовое законодательство, гражданское процессуальное право — гражданское процессуальное законодательство и т. п.).

Вертикальное (иерархическое) строение отражает иерархию органов государственной власти и нормативных правовых актов по их юридической силе. Во главе системы стоит Конституция РФ, далее идут законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные акты органов государственной власти субъектов РФ, локальные нормативные акты.

Федеративное строение системы основано на двух критериях — федеративной структуре государства и круге полномочий субъектов РФ в сфере законодательства. В соответствии со ст. 65 Конституции РФ и Федеративным договором от 31 марта 1992 г. можно выделить три уровня нормативных правовых актов Российской Федерации:

  • федеральное законодательство (Конституция РФ, основы законодательства, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и иные нормативные акты);
  • законодательство субъектов РФ — республик в составе Российской Федерации (конституции республик, законы и иные нормативные акты), краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга (уставы, законы, постановления глав администраций и иные нормативные акты);
  • законодательство органов местного самоуправления (решения, постановления).

Комплексные образования в системе законодательства складываются в зависимости от объекта правового регулирования и системы государственного управления. К ним можно отнести природоохранное, транспортное законодательство, нормативные акты, определяющие правовое положение отдельных социальных групп (молодежи, женщин, ветеранов).

Соотношение системы права и системы законодательства

При рассмотрении соотношения системы права и системы законодательства следует обратить внимание еще на один учебно-практический вопрос. Первичным структурным элементом системы права выступает норма, а системы законодательства — статья нормативного акта.

Соотношение нормы права и статьи закона поливариантно, зависит, как уже отмечалось выше, от структуры фактических общественных отношений, уровня развития отрасли, института или всей правовой системы, замысла законодателя, степени развитости юридической техники и технологии.

В первом варианте норма права и статья закона совпадают. Учитывая единство потенциальной и реальной структуры правовой нормы, мы находим в статье либо все три элемента (гипотезу, диспозицию и санкцию), либо только один (два), а остальные необходимо выявить логическим путем. Но так или иначе по объему и содержанию государственно-властное веление (норма) и нормативное предписание (статья акта) совпадают. Такое соотношение нормы права и статьи закона типично, и к этому должен постоянно стремиться законодатель.

Второй вариант — включение нескольких норм в одну статью закона. Например, ст. 1 Федерального закона от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», определяющая понятие крестьянского (фермерского) хозяйства, содержит четыре пункта, каждый из которых является самостоятельной нормой.

Третий вариант предполагает расположение одной нормы в нескольких статьях. Так, ст. 12 Семейного кодекса РФ (СК РФ) содержит условия заключения брака (гипотеза), ст. 10, 11 устанавливают место и порядок заключения брака (диспозиция), а ст. 27, 30 определяют основания и последствия признания брака недействительным (санкция).

Тенденции развития системы права и системы законодательства

Основные направления развития и совершенствования права связаны с социально-экономическими и политическими реформами, происходящими в стране. Одновременно идут глубинные процессы изменения самого содержания права, обновления законодательства и осознания новой роли правовых явлений в жизни человека и общества. Здесь можно выделить:

общие тенденции, характерные для права в целом, включая систему права и систему законодательства как две стороны одного целостного явления;

тенденции развития структуры (системы) права; тенденции совершенствования законодательства. 8.1. К общим тенденциям относятся следующие. Первая. Постепенное изменение соотношения «человек и право». С одной стороны, речь идет об «очеловечивании» права, о создании такой правовой системы, где бы в центре внимания всегда был человек, его права и свободы. Реальные шаги в этом

направлении сделаны в Декларации прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г., Конституции РФ, Г К РФ, законах о собственности, гражданстве и других нормативных правовых актах. Сюда же относится изменение методов правового регулирования: переход от императивных к диспозитив- ным методам, преобладание об недозволительного типа регулирования в отношениях между людьми. Одним словом, все больше выкристаллизовывается и расширяется сфера действия частного права. С другой стороны, наблюдается определенное ограничение публично-правового регулирования, которое в прежние времена было доведено до абсурда (свидетельство тому — установление предельных размеров садовых домиков, бань, погребов и т. п.). В настоящее время происходит выравнивание отношений между государством и отдельным человеком с точки зрения объема прав и обязанностей между ними, гарантий их реализации.

Вторая. Децентрализация правового регулирования. Конституция РФ и Федеративный договор создали базу для законодательного стимулирования развития субъектов РФ, местного самоуправления. Значительное развитие получают такие средства децентрализованного регулирования, как договоры, субсидиарное применение, аналогия закона и права.

Третья. Интеграция в российское законодательство в определенных случаях общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации (ст. 15 Конституции РФ). Можно говорить также об интеграционной тенденции законодательства государств — участников СНГ, ЕврАзЭс, Таможенного союза в экономическом и информационном пространстве, сфере борьбы с преступностью.

Тенденций развития структуры (системы) права

Процесс постепенного накопления нормативного материала и распределение его по структурным блокам — институтам, отраслям. Все более заметна тенденция к определенной унификации подобных блоков как равнозначных по объему, структуре и другим характеристикам, что позволяет расширять плоскости их взаимодействия, повышать эффективность регулирования. Данный процесс включает в себя образование новых институтов и отраслей (банковское, налоговое право), а также вычленение их из уже существующих структурных подразделений (семейное право).

Рост значения правового регулирования , что влечет образование комплексных структурных объединений юридических норм, обусловленное характером предмета и метода правового регулирования, субъектов и объектов правовых отношений. Возникновение комплексных образований зависит и от степени развитости правовой системы, от взаимодействия ее с другими нормативно-регулятивными системами общества.

Возможное развитие системы права в направлении от современной структуры с ее довольно прочными связями между институтами и отраслями к «плазменному» строению, где первичные структурные элементы будут находиться в состоянии относительной автономности. В необходимых случаях при наличии определенных системообразующих факторов они могут создавать структурные ассоциации для решения каких-либо вопросов. Проблемы, возникающие из естественных потребностей общественного развития, обусловливают цели законодателя по их урегулированию. Цель законодателя «притягивает» к себе из нормативного массива различные по назначению и функциональной специализации нормы для эффективного и быстрого ее достижения.

Тенденции совершенствования законодательства

Приведение всего законодательного массива в соответствие с Конституцией РФ. Этот процесс включает в себя пересмотр действующего законодательства, отмену устаревших нормативных актов, создание новых законов, совершенствование законодательной техники и законодательного процесса. В частности, Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» признал утратившими силу два устаревших закона, определил новую процедуру опубликования и вступления в силу законов, обозначил «Собрание законодательства Российской Федерации» в качестве официального периодического издания и предписал Президенту РФ и Правительству РФ привести свои правовые акты в соответствие с указанным Законом.

Формирование новых комплексных отраслей законодательства — о банках и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий, налогах, местном самоуправлении и др. Комплексное правовое воздействие позволяет более эффективно и целенаправленно решать экономические и социальные вопросы.

Становление новой структуры законодательства , вызванное разграничением полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ. Появляются новые виды законодательных актов (уставы краев, областей, краевые, областные законы, указы, постановления губернаторов, глав администраций и иные нормативные акты).

Выводы

Имеет естественно-исторические истоки, социально обусловлена и является продуктом человеческой деятельности. Она отражает соответствие между мерой свободы индивида и свободой общества, выступает в качестве модели и регулятора общественных отношений.

Правовые нормы в своей совокупности составляют систему () права, которая внешне объективируется, закрепляется в системе законодательства (совокупности нормативных правовых актов). Система права и система законодательства — это две стороны одного целостного явления — права.

Деление инкорпорации на виды производится по различным основаниям (см. рис. 28.3).

В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства различают инкорпорацию официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

Официальная инкорпорация осуществляется от имени и но поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод). Такое Собрание (Свод) носит официальный характер, т.е. оно приравнивается к официальным источникам опубликования помещенных в Собрание нормативных актов и на его материалы можно ссылаться в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности, в договорах, жалобах и заявлениях граждан, направляемых в правоохранительные или иные государственные органы. Примером официальной инкорпорации может служить, например, изданный в 1980-х гг. Свод законов РСФСР.

Формирование официальных Собраний (Сводов) обычно сопровождается большой подготовительной работой. В процессе их составления выявляются и признаются утратившими силу устаревшие, фактически недействующие,

Рис. 28.3.

противоречащие позднейшему законодательству нормативные акты либо их отдельные части; в другие акты, частично противоречащие позднейшему законодательству, вносятся необходимые изменения. Принимается ряд новых законов и иных нормативных актов, ликвидирующих имеющиеся в законодательстве пробелы. Возможно также устранение множественности нормативных актов по одному вопросу путем принятия укрупненных, консолидированных актов.

Официозная (полуофициальная) инкорпорация - это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными на то органами (в частности, Министерством юстиции). Причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник), и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер. Таковым было, например, Систематическое собрание действующего законодательства РСФСР, изданное в Российской Федерации в 1960-х гг.

Неофициальная инкорпорация осуществляется ведомствами, организациями, государственными либо частными издательствами, научными учреждениями, фирмами, отдельными лицами, т.е. теми субъектами, которые не имеют специальных, предоставляемых правотворческим органом полномочий издавать Собрание законодательства и занимаются данной деятельностью по собственной инициативе (сборники по трудовому, жилищному или пенсионному законодательству, справочники для бухгалтеров, предпринимателей, учителей, военнослужащих и т.д.). Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства - это неофициальная инкорпорация.

По характеру расположения материала все собрания законодательства можно разделить на хронологические и систематические. В хронологических собраниях нормативные акты располагаются последовательно по датам их издания. В хронологическом порядке публикуются законы и подзаконные акты в специальных официальных изданиях (например, в "Собрании законодательства Российской Федерации", газетах "Парламентская газета", "Российская газета", "Российские вести", бюллетенях нормативных актов ведомственных или муниципальных органов и др.). В систематических собраниях нормативные акты располагаются по тематическим разделам в зависимости от их содержания, причем в каждом разделе акты располагаются не в хронологическом порядке, а по предметному принципу, т.е. по отраслям права, их институтам, сферам государственной деятельности (имущественные отношения, труд, финансы, народное образование, оборона страны, уголовная ответственность и т.д.).

При подготовке и издании собраний законодательства могут сочетаться хронологический и предметный методы расположения материала, когда разделы собрания подразделяются тематически, по предметному принципу, а внутри каждого раздела акты приводятся в хронологическом порядке.

Систематические собрания удобны и эффективны для правотворческой и правоприменительной деятельности, для обучения студентов и научных исследований, поскольку в них сосредоточены все интересующие исполнителя, тесно связанные между собой нормативные предписания.

В систематических собраниях акты находятся в систематизированном, логически увязанном виде. Этого лишены хронологические собрания.

Наконец, инкорпорация законодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемого нормативного материала. По данному признаку следует различать генеральную (полную) инкорпорацию, когда в собрание включается или все законодательство страны, или все федеральное законодательство, все нормативные акты конкретного субъекта РФ и т.д., и частичную инкорпорацию, когда составляются собрания и сборники нормативных актов по определенным вопросам, сфере государственной деятельности, отрасли законодательства, правовому институту и другим признакам.

В современных условиях, когда в Российской Федерации темпы правотворческой деятельности на всех уровнях, и в первую очередь в законодательной сфере, неизмеримо вырост, назрела острая потребность в подготовке и издании нового Свода законов РФ. Его издание - это необходимая предпосылка создания стройной, внутренне согласованной и удобной для пользования правовой системы Российского государства. Свод законов - это новый нормативно-правовой акт, заменяющий и поглощающий ранее изданные акты, вследствие чего он подлежит утверждению законодательным органом .

Работа по созданию Свода законов должна быть соответствующим образом организована. Указом Президента РФ от 06.02.1995 № 94 "О подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации" для решения организационных вопросов была создана Временная комиссия по подготовке к изданию Свода законов Российской Федерации, являвшаяся рабочим органом при Президенте РФ. В настоящее время данный Указ признан утратившим силу, а организационные основы подготовки и издания Свода законов сформулированы в проекте Федерального закона "О Своде законов Российской Федерации", разработанном Минюстом России и Главным государственно-правовым управлением Президента РФ с участием ведущих научных юридических учреждений. Однако этот законопроект с июля 1995 г. находится в Госдуме без рассмотрения. Отсутствие федеральных законов "О Своде законов Российской Федерации", "О нормативных правовых актах Российской Федерации" не позволяет сегодня издать официальное, систематизированное полное собрание действующих нормативных правовых актов Российской Федерации.

Большая работа по созданию систематизированных официальных сборников нормативных актов осуществляется также и в ряде субъектов Российской Федерации. В Москве действует разветвленная система законодательства - более 200 законов, охватывающих все основные сферы жизнедеятельности столицы. Ежегодно в городе принимается 50-70 законов и более 3 тыс. других нормативных правовых актов, мэр Москвы подписывает до 800 указов и распоряжений, а правительство принимает около 1 тыс. постановлений. Такой огромный массив нормативно-правовых актов было необходимо систематизировать и кодифицировать.

Необходимость в создании единой системы нормативно-правовых актов Москвы была понятна еще в 1998 г. Надо было обеспечить возможность реализации права как для специалистов, так и для граждан, оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы, помочь им хорошо ориентироваться в законодательстве. Распоряжением мэра Москвы от 04.08.1998 № 799-РМ "О подготовке и издании Собрания действующего законодательства города Москвы" было положено начало созданию официального издания нормативных правовых актов, включающего в себя как законы города Москвы, так и общенормативные постановления Московской городской думы и правительства Москвы, правовые акты нормативного характера мэра Москвы, а также подлежащие применению нормативные правовые акты, изданные по вопросам государственно-правовой, хозяйственной и социально-культурной деятельности Москвы ранее существовавшими органами представительной и исполнительной власти. За прошедшие 12 лет был проделан колоссальнейший объем работы. Для создания Собрания действующего законодательства (СДЗ) была сформирована специальная рабочая группа. Научное обеспечение подготовки и издания Собрания было возложено на Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Центр законотворчества Москвы и Правовое управление правительства Москвы. В работе над СДЗ также принимали участие специалисты органов исполнительной власти города, Московской городской думы, ведущих фирм - разработчиков правовых информационных систем. За основу взяли тс нормативы и правовые акты, которые существовали на бумажных носителях в государственном московском архиве, в библиотеках. Участники рабочей группы ездили в Подольск, где находится архив Московской области, так как до 30-х гг. Москва с областью составляли единое целое. Специалисты, работая в архивах, проанализировали более 100 тыс. нормативных правовых актов, изданных за период с 1917 г. по настоящее время, и отобрали свыше 17 тыс. из них. В первую очередь взяли законы, которые принимались, начиная с 1993 г., тогда Москва, как и другие субъекты Федерации, в связи с принятием Конституции РФ получила право иметь свое законодательство.

Для того чтобы провести качественную правовую экспертизу, отобранные документы были переданы в городские комитеты и департаменты. Именно они в первую очередь должны были определить нормативный характер документов и наличие положений, которые применяются на сегодняшний день. Каждый акт, подлежащий включению в СДЗ, подвергался всесторонней экспертной оценке. Были выявлены "устаревшие" акты, нормативные предписания которых противоречат принятым позже законодательным актам, поглощены ими либо фактически утратили значение и не применяются. Из огромного массива документов было отобрано 6 тыс. действующих актов, которые были систематизированы по определенной системе, технологии.

В настоящее время СДЗ представляет собой единый сборник из более чем 8,5 тыс. действующих нормативных правовых актов Москвы. В него включены действующие законы города, постановления Московской городской думы, указы и распоряжения мэра Москвы, постановления и распоряжения правительства Москвы, а также подлежащие применению акты, изданные ранее существовавшими органами представительной и исполнительной власти города Москвы. Печатная версия СДЗ состоит из 16 томов, объединенных в 9 разделов по отраслевому принципу. Каждый раздел посвящен какой-либо одной отрасли городского законодательства организации государственной власти, городскому хозяйству, жилью и т.д. Для удобства пользования Собрание законодательства снабжено хронологическим перечнем, алфавитно-предметным указателем, оглавлением, а в начале каждой главы помещается ее содержание. Издается сборник 2 раза в год, 2 раза в месяц происходит его обновление .

  • Подробнее см.: Литягин Н. Н. О подготовке Свода законов Российской Федерации // Правовой портал "Юрцентр", URL: spbpravo.ru/comm.php9id~7297.
  • См.: Интернет-интервью с Л. В. Петровым, заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы: "Право, доступное каждому: Собрание законодательства города Москвы" // Консультант-плюс, URL: coHsnltant.ru/law/intcrview/petrov.html.
Выбор редакции
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...