Работа с родителями по правовому воспитанию. План проведения консультации
Анна Овада
Групповая консультация для родителей дошкольников «О Правах ребенка дошкольного возраста»
Цель : повышение правовых знаний по вопросу защиты и охране прав ребенка дошкольного возраста среди родителей .
Добрый день, уважаемые родители ! В рамках проведения Дня правовой помощи детям , представляем Вашему вниманию информацию об основных документах, регламентирующих права ребенка .
Дошкольное детство считается уникальным периодом в жизни человека, в процессе которого формируется физическое здоровье ребенка , происходит становление его личности и первичная социализация. В период дошкольного детства ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых. Главную роль в становлении личности ребенка играют его родители . Именно поэтому в международной практике и в России уже с середины ХIХ века начали появляться документы в которых педагоги, врачи, ученые, литераторы и общественные деятели стремились оказать содействие родителям в воспитании и образовании детей.
Соблюдение прав детей во многом определяет их полноценное физическое и социальное развитие. У ребенка , который обделен вниманием и заботой отсутствует возможность полноценного физического и социального развития.
Всемирная декларация прав ребенка об обеспечении выживания, защиты и развития детей констатирует : «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы» . В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты документы , призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире , к ним относятся :
Декларация прав ребенка (1959) ;
Конвенция ООН о правах ребенка (1989) ;
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990) .
В нашей стране, кроме этих документов, принят ряд законодательных актов.
Семейный кодекс РФ (1996) .
Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ » .
Закон «Об образовании» .
Декларация прав ребенка возглавляет список международных документов. В ней излагаются 10 принципов, которые провозглашаются права детей : на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка . На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ – Конвенция о правах ребенка .
Конвенция признает за каждым ребенком независимо от расы , цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения – юридическое право :
На воспитание;
На развитие;
На защиту
Конвенция о правах ребенка - правовой документ высокого международного стандарта и большого педагогического значения. Она провозглашает ребенка полноценной и полноправной личностью , самостоятельным субъектом права и призывает строить взаимоотношения взрослого и ребенка на нравственно- правовых нормах , в основе которых лежит подлинный гуманизм, демократизм, уважение и бережное отношение к личности ребенка , его мнениям и взглядам.
- Ребенком считается человек , не достигший 18 летнего возраста , если по закону он не стал совершеннолетним ранее (статья 1) .
Все дети равны в своих правах (статья 2) . Дети имеют одинаковые права независимо от пола , цвета кожи, религии, происхождения, материального положения и других различий.
Интересы ребенка должны быть на первом месте (статья 3) . Государство, принимая решения, затрагивающие интересы детей, учитывая права ребенка в первую очередь .
Ст. 65 п. 1 Семейного кодекса гласит, что «родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей . При осуществлении родительских прав взрослые не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство, обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
- Право на жизнь (статья 6) . Никто не может лишить ребенка жизни или покушаться на его жизнь. Государство обязано обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка .
- Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7) . Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и право на их заботу .
- Право на сохранение своей индивидуальности (статья 8) . Каждый ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и стремлениями.
- Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может выражать свои взгляды и мнения. При осуществлении этих прав должны уважаться права и репутация других людей.
- Право на защиту от физического или психологического насилия, оскорбления, грубого или небрежного обращения (статья 19) . Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия заботы и плохого обращения со стороны родителей , а также помогать ребенку , подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых
- Право на охрану здоровья (статья 24) . Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья : на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.
- Право (статья 34) ребенок
- Право на образование и обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья 28) Каждый ребенок имеет право на образование . Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно быть доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству
- Право на защиту от жестокого обращения (статья 34) . Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок е подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.
Семейный кодекс Российской Федерации регулирует вопросы семейных отношений на основе действующей Конституции Российской Федерации и нового гражданского законодательства. IV раздел Семейного кодекса РФ посвящен правам и обязанностям родителей и детей . Особый интерес представляет 12 глава «Права и обязанности родителей » .
В семейном кодексе оговариваются права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей. Подчеркивается их ответственность за здоровье, образование, духовное и нравственное развитие ребенка . Так же рассматриваются вопросы об ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей.
В целях создания правовых , социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов детей, предусмотренных Конституцией РФ был принят Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013.)
В законе об образовании в Статье 44. Раскрываются права , обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В статье говорится, о том, что :
- Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами; рассматриваются вопросы помощи органов государственной власти и органов местного самоуправления родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития; Раскрываются права Родителей (законных представителей) ;
- Родители (законные представители) вправе выбирать формы получения образования и формы обучения, организацию, языки образования;
- Родители должны дать ребенку дошкольное , начальное общее, основное общее, среднее общее образование. Так же объясняется, что ребенок , получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;
- Родители имеют право знакомиться с уставом, лицензией организации, осуществляющей образовательную деятельность, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной программной, документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
- Родители имеют право знакомиться с содержанием образования, и методами обучения и воспитания, образовательными технологиями.
В этой же статье речь идет о защите прав и законных интересов обучающихся (воспитанников) :
- Родители имеют право получать информацию о всех видах планируемых обследований детей, давать согласие на проведение таких обследований или участие в них, отказаться от их проведения или участия, получать информацию о результатах проведенных обследований;
- Родители могут принимать участие в управлении организацией , осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;
Присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, при обсуждении результатов обследования и рекомендаций, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей;
Здесь же раскрываются вопросы об обязанностях родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся
- родители , (законные представители) обязаны обеспечить получение детьми общего образования;
Соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся.
Уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Лишение свободы движения,
Уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего,
Применение физического насилия к ребенку ,
Унижение достоинств ребенка - грубые замечания , высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность , неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм,
Угрозы в адрес ребенка ,
Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,
Отсутствие элементарной заботы о ребенке , пренебрежение его нуждами,
Отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
Юлия Евмененко
Дошкольникам о правах. Конспект занятия в старшей группе «Мои права»
"Мои права "
Цель занятия :
познакомить детей с Конвенцией ООН о правах ребёнка , формировать понимание того, что права принадлежат детям , они неотъемлемы и неделимы.
Задачи :
Дать знания о правах ребёнка на жизнь , на имя и фамилию, семью, на жильё, медицинское обслуживание, образование, отдых и досуг;
Формирование умения подбирать ласкательные имена к своим именам;
Обогатить словарь детей словами "конвенция", "право ";
Расширить опыт познания, интеллектуальные способности, создать эмоциональный комфорт;
Научить понимать ценность своей личности.
Предварительная работа :
Чтение сказок К. И. Чуковского «Айболит» , В. Н. Катаев «Цветик – Семицветик» , русская народная сказка «Лиса и заяц» , «Волк и семеро козлят» , «Три поросёнка» , «Малыш и Карлсон» и д. р
Рассматривание иллюстраций к сказкам;
- Беседы с родителями : как объяснить ребенку смысл статей "Конвенции по защите прав ребенка ";
Раздаточный материал :
листы бумаги и карандаши на каждого ребенка, бэйджики с именами у каждого ребенка.
Демонстрационный материал :
конвенция о правах ребенка (в картинках) .
Оборудование :
проектор для показа слайдов.
Ход занятия:
Воспитатель : (держит в руках Конвенцию)
У нас сегодня встреча не простая,
Мы с вами эту книгу полистаем.
Едва страницу первую откроем,
Увидите вы сказочных героев,
Смотрите зорче, и тогда у них
Вы о правах узнаете своих .
Ведь о правах не зря идет молва ,
Хоть ты и мал, есть у тебя права ! (Слайд №2)
Воспитатель : Посмотрите на экран, вспомните эту сказку. В этой сказке волк перехитрил маленьких деточек? Мама пришла, а их нет.
Ответы детей : «Волк и семеро козлят» . (Слайд № 3)
Воспитатель : Подумайте, какое право здесь еще нарушено ?
Дети : право на жизнь . (Слайды №4)
Воспитатель :
И папина сила, и мамина ласка,
От их доброты ведь рождаются сказки.
Коль ребенку жизнь дана,
Протекать должна она с папою и мамою,
Милой, доброй самою.
Право на семью . (Слайды №5, 6)
Воспитатель : Ребята, вы же знаете, что у каждого человека должно быть имя. А у вас есть имена? Назовите их, а теперь попробуйте назвать своё имя ласково. Право на имя . (Слайд №7)
Воспитатель : Ребята, как вы понимаете выражение «Мой дом - моя крепость?»
Ответы детей (дома не страшно, дома тебя защищает, дом крепкий и)
Воспитатель : Посмотрите на экран, вспомните теперь эту сказку «Три поросенка» . (Слайд № 8)
За что, поросята наказали волка? Правильно , никому не позволено врываться в чужой дом. Каждый из нас должен чувствовать себя дома безопасно. Как называется это право ?
Дети : право на жилье . (Слайд №9)
Воспитатель : В Конвенции говорится, что каждый ребенок имеет право на жилье и его неприкосновенность. А как вы понимаете слово неприкосновенность?
Ответы детей : никто без разрешения не должен туда входить, не должен его ломать и …
(На экране картинка Айболита) .
Воспитатель : Ребята, посмотрите, кто это? Доктор Айболит.
Доктор Айболит :
Быть здоровыми хотят и взрослые и дети.
А что для этого нам нужно?
Я могу ответить.
Чтоб жизнь счастливую прожить,
Долго не лежи в кроватке,
Утро начинай с зарядки. (Слайд №10)
Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо , влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
Айболит : (на экране написаны слова Айболита)
На прощание, ребята, я хочу вам всем сказать :
Чтобы были вы красивы, чтобы не были плаксивы,
Чтоб в руках любое дело дружно спорилось, горело.
Чтобы громче пелись песни, жить, чтоб было интересно
Физкультурой занимайтесь, спортом все вы увлекайтесь.
Воспитатель : Дорогие друзья, а какое это право ? (Слайд 11)
Ответы детей : право на медицинское обслуживание и физическое развитие детей.
Воспитатель : Ой, ребята, тише-тише. Что за звук я слышу.
(На проекторе появляется картинка Карлсон (Слайд №12)
Карлсон : (на экране написаны слова Карлсона)
Что повесили носы,
Загрустили, малыши?
Я пропеллер заведу,
Прямо с крыши к вам приду.
И давай играть со мной!
Я ужасно заводной!
Воспитатель : Ребята, а давайте расскажем Карлсону, в какие игры вы любите играть. Право на отдых имеет каждый ребёнок. (Слайд № 13)
Мы сегодня с вами говорили о ваших правах . А защищать эти права должны взрослые . Чтобы дети были счастливы, здоровы. Тогда детство можно будет назвать золотым. (Слайд № 14) .
Золотое детство.
Почему мы называем,
Наше детство золотым?
Потому что мы играем,
Веселимся и шалим.
Потому что окружает
Нас заботою семья,
Потому что обожают
Нас родные и друзья!
Воспитатель : Ребята, а в завершение нашего занятия давайте попробуем нарисовать наши права . Молодцы! (Слайд №15)
Публикации по теме:
Ребенок не может трудиться как взрослые,ведь ему не хватает знаний, умений, опыта. Но может не ломать, беречь все, что делают другие. Может.
Игровое занятие «О правах играя» Целевая аудитория: от 7 до 13 лет. Форма и методы работы: сюжетно - игровая. Цель: продолжать знакомить детей с правами человека, записанных.
Классный час «Права ребёнка - это ваши права» Классный час "Права ребёнка - это ваши права" Цель: Познакомить детей с Всеобщей декларацией прав человека и Конвенцией о правах ребенка.
Консультация для родителей «Как правильно рассказать дошкольникам о безопасности на дорогах» Консультация для родителей «Как правильно рассказать дошкольникам о безопасности на дорогах». Все мы, взрослые, пытаемся ответить на вопрос:.
НОД «Вот я какой!» (старшая группа) Программное содержание: 1. Закрепить знания детей о внешнем строении человека 2. Подвести детей к пониманию того, что каждый человек индивидуаелен.
Родителям о правах ребенка дошкольника.
Уважаемые родители! Мы хотим затронуть очень важную и актуальную проблему, связанную с защитой прав и достоинств маленького ребенка, а также рассмотреть права и обязанности родителей по отношению к ребенку.
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых - родителей и педагогов. Здоровье детей и их полноценное развитие во многом определяется эффективностью по защите их прав. У ребенка, обделенного заботой и вниманием, нет возможности для нормального роста и здорового развития.
«Дети мира невинны, уязвимы и зависимы», - констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. В соответствии с этим положением международным сообществом по защите прав ребенка приняты важные документы, призванные обеспечить защиту прав ребенка во всем мире:
К основным международным документам ЮНИСЕФ , касающимся прав детей относятся:
Декларация прав ребенка (1959 г.) является первым международным документом. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей: на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование, развиваться физически, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. На основе Декларации прав ребенка был разработан международный документ - Конвенция о правах ребенка.
Конвенция (1989 г.) признает за каждым ребенком независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения юридическое право:
На воспитание; - на развитие; - на защиту.
Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей.
Ребенком считается человек, не достигший 18 летнего возраста, если по закону он не стал совершеннолетним ранее (статья 1).
Все дети равны в своих правах (статья 2). Дети имеют одинаковые права независимо от пола, цвета кожи, религии, происхождения, материального положения и других различий.
Интересы ребенка должны быть на первом месте (статья 3). Государство, принимая решения, затрагивающие интересы детей, учитывая права ребенка в первую очередь.
Право на жизнь (статья 6). Никто не может лишить ребенка жизни или покушаться на его жизнь. Государство обязано обеспечить в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Право ребенка на заботу своих родителей (статья 7). Каждый ребенок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и право на их заботу.
Право на сохранение своей индивидуальности (статья 8). Каждый ребенок единственный в своем роде; со всеми своими особенностями внешности, характера, именем, семейными связями, мечтами и стремлениями.
Право свободно выражать свое мнение (статья 12, 13) ребенок может выражать свои взгляды и мнения. При этом должны уважаться права и репутация других людей.
Право на защиту от физического или психологического насилия, грубого обращения (статья 19).
Государство должно защищать ребенка от всех видов насилия, отсутствия
заботы и плохого обращения со стороны родителей, а также помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых
Право на охрану здоровья (статья 24). Каждый ребенок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.
Право на защиту от жестокого обращения (статья 34). Государство обязано обеспечить, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обращению, незаконному аресту и лишению свободы.
Право на образование и обеспечение школьной дисциплины с помощью методов, уважающих достоинство ребенка (статья 28) Каждый ребенок имеет право на образование. Начальное образование должно быть обязательным и бесплатным, среднее и высшее должно быть доступным для всех детей. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявляться уважение к его человеческому достоинству.
Нарушением прав ребенка можно считать:
лишение свободы движения,
уход родителя из дома на несколько часов и оставление ребенка одного (ст. 156 Уголовного Кодекса РФ предполагает, что запирание на длительное время квалифицируется как неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего),
применение физического насилия к ребенку,
унижение достоинств ребенка - грубые замечания, высказывания в адрес ребенка (воспитывает в ребенке озлобленность, неуверенность в себе, комплекс неполноценности, занижение самооценки, замкнутость, трусость, садизм),
угрозы в адрес ребенка,
ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,
отсутствие элементарной заботы о ребенке, пренебрежение его нуждами,
отсутствие нормального питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи.
Особенно важно для ребёнка дошкольного возраста
право на игру.
«Игра - ведущая деятельность дошкольника». Это знают многие, но далеко не всегда в системе жизнедеятельности ребенка она занимает должное место. В настоящее время в семье зачастую вместо игр ребёнок много времени проводит за телевизором или за компьютером.
Ответственность за обеспечение интересов ребёнка в игре возлагается на семью, однако «общество и органы публичной власти должны прилагать усилия к тому, чтобы способствовать осуществлению указанного права», утверждает Декларация прав ребенка.
Кто из Вас хотел бы видеть ребенка злым и жестоким? Вот поэтому надо категорически запретить детям бить и обижать других детей, животных, насекомых, бездумно рвать траву и цветы, ломать деревья и кустарники. Не следует покупать, приносить в детский сад всевозможных чудовищ, пистолеты. Эти игры негативно влияют на психику ребенка, вызывают агрессию. При играх с пистолетами (если дети будут играть в солдат), нельзя учить их целиться в человека. Лучше предлагать детям развивающие игрушки, игрушки-персонажи наших добрых сказок, играть с ними в сюжетные игры...
Призываем Вас изъять те игрушки, которые способствуют развитию в ребенке жестокости и агрессивности. Не давать детям возможность смотреть фильмы-ужасы. Лучше использовать отечественные сказки и мультфильмы, добрые детские книги и игрушки. Родителям о правах ребенка дошкольника.
Задача педагогов – вырастить компетентную личность, способную самостоятельно принимать решения, признавать свои ошибки, отстаивать свое достоинство, реализовывать природные возможности.
Важно, как полученные знания влияют на компетентность дошкольника:
- пригодятся ли в реальной жизни;
- способствуют ли развитию самостоятельности ребенка;
- сформируют ли творческое отношение к жизни.
Необходимо подчеркнуть, что система правового образования и воспитания должна быть непрерывной, начиная с дошкольного учреждения.
В семье, детском саду и тем более, начиная с первого года обучения, ребенку приходится сталкиваться с определенными правилами поведения, выбирать определенное отношение к ним: быть вежливым, честным, справедливым, уважать старших, ценить труд других, не обижать слабых и т.п.
Для детей эти явления выступают и как моральные, и как правовые, потому что они еще не могут разделить морально допустимое и законное. Эти понятия выступают как единое целое.
Работу дошкольного учреждения необходимо направлять в трех направлениях:
- методическая и контрольно-аналитическая работа с педагогами;
- учебно-воспитательная работа по правовой образованности дошкольников;
- работа с родителями.
Для оказания методической целесообразно проводить мониторинг с целью выявления уровня осведомленности педагогов по проблемам правового воспитания.
Задачи методической работы с педагогами:
- знакомить педагогов с инновационными технологиями, направленными на гармоничное развитие личности, с методами воздействия на сознание, эмоциональную и поведенческую сферу дошкольника;
- определить основные формы, методы и средства развития у детей чувства собственного достоинства и самосознания, формирование знаний о своих правах, выделить права ребенка по Конвенции ООН о правах ребенка, с которыми целесообразно знакомить дошкольников;
- вызвать интерес педагогов к углубленному проработки проблемы.
Цель учебно-воспитательной работы с правовой образованности дошкольников – дать детям начальные знания о нормах поведения, формировать навыки их соблюдения, соответствующего отношения к правомерных действий, поступков, а также правонарушений, преступлений, вредных привычек и других проявлений антиобщественного поведения, воспитывать уважение к родителям, воспитателей, ровесников, людей преклонного возраста, знакомить с правилами бережного отношения к природе, своих вещей, предметов быта и тому подобное.
Для достижения указанной цели право-воспитательная работа с дошкольниками предполагает решение целого ряда задач.
Познавательные задачи
формировать у дошкольников:
- понимание ценности человеческой личности, ценности жизни и здоровья людей;
- представление о нашей стране, ее законах, правах и обязанностях людей, правилах и нормах их сосуществования в социуме;
- правовое сознание, умение действовать в соответствии с законом;
- уважение к таким ценностям, как свобода, равенство, справедливость; утверждать гуманистическую мораль;
- адекватную самооценку, как регулятор морального поведения, что составляет основу таких чувств, как долг, ответственность, стыд, вина, совесть;
- осознание своей зависимости от представителей старшего поколения;
- понимание обязанностей относительно младших, внимательно и заботливо относиться к ним, опекать их, помогать им, проявлять правдивость, честность в отношениях с младшими, справедливость в оценке их поведения;
- навыки при агрессивном поведении сверстников или взрослых, умение быстро обращаться за помощью в критической ситуации.
Учитывая возрастные особенности дошкольников с детьми необходимо общаться на понятном для них языке и исходить из следующих принципов:
- связи правового воспитания с практическими жизненными ситуациями;
- содержание информации должно соответствовать возрастному уровню жизненного опыта, мировоззрения, особенностям психических процессов (память, внимание, мышление, восприятие);
- сочетание коллективного и индивидуального подходов;
- единстве правового и ;
- логической последовательности правового воспитания: от получения знаний о нормах, до усвоения их на практике, и в дальнейшем к формированию осознанной установки относительно необходимости соблюдения каждым человеком;
- приоритета игровых методов правового обучения и воспитания с целью активизации интереса к усвоению норм проживания в обществе;
- интеграция различных видов детской деятельности;
- целенаправленное использование народоведческого материала и художественных произведений;
- постепенное подведение детей к самостоятельным выводам и обобщениям.
Как известно, права не существуют без обязанностей. Диалектическая взаимосвязь прав и обязанностей – главная суть воспитания правосознания. Что же такое обязанность в детском понимании?
Обязанность – это то, что дети должны делать, чтобы быть полезным себе и окружающим.
Как известно, ведущим видом деятельности для ребенка является игровая деятельность. Практика показывает, что игра – та волшебная палочка, которая превращает процесс обучения в интересное, захватывающее приключение.
Игра ориентирует малыша в социальной действительности, воспитывает в нем стремление к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности.
Игре детей нужно уделять большое внимание и тому, что в ней формируется характер, волевые качества, происходит «обучение жизни» по определенным правилам. Иначе говоря, в игре дети регламентируют свое поведение с помощью правил. Они ведут себя естественно и непринужденно.
В игре воспитывается позитивная самооценка и формируется на ее основе «Я»-концепция.
Используя разнообразные игровые упражнения, дети гораздо легче усваивают материал, работают с большим интересом.
В плане воспитательной работы с дошкольниками целесообразно проводить:
- игры-упражнения на актуализацию «Я»;
- игры-упражнения, в которых детям предлагается решить ситуации с определенным морально-правовым содержанием;
- дидактические игры, например, «Сравни героев сказок», «Какое право нарушено», «Что хорошо, а что плохо», «Ступени правды (доброты, вежливости)» и другие;
- игры-стратегии и сюжетно-ролевые игры.
Необходимо отметить, что процесс осознания ребенком себя как реально действующего лица находится под сильным влиянием так называемого идеального самообраза. Он формируется на ранних этапах развития личности в условиях положительных эмоциональных контактов ребенка с близкими взрослыми, а также в результате отождествления себя с героями сказок, рассказов – носителями высоких моральных качеств.
Поэтому необходимо широко обращаться к произведениям художественной литературы и устного народного творчества. Благодаря умелому педагогическому руководству можно направить эмоциональное восприятие дошкольников художественных произведений в русло морального и правовоспитательной образования.
Особого признания среди педагогов получила, конечно, сказка как доступный и влиятельный жанр народного творчества.
Сказочные сюжеты, построенные на противопоставлении добра и зла, их борьбе, содержат яркие примеры гуманного и антигуманного поведения. Осуждая зло, разоблачая жестокость, сказки убеждают в необходимости отношений на началах добра и гуманизма.
Поэтому предлагается чтение произведений художественной литературы, в частности, сказок с последующим их обсуждением.
Целесообразно проводить литературные игры, которые могут быть как составной частью занятий по художественной литературы, так и проводиться отдельно как речевые занятия на литературном материале. В них может принимать участие небольшая группа детей, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить свою инициативу.
Приведем несколько предложений относительно таких занятий:
- нарисовать словесный портрет действующих лиц;
- придумать другое окончание сказки;
- придумать сюжет, когда сказочные герои меняют свое поведение, и их поступки уже не причиняют боли, обиды, пренебрежения другим;
ввести в сказочный сюжет нового героя; - представить себя на месте того или иного персонажа, передать его состояние, чувства и тому подобное.
Со старшими дошкольниками проводятся нравственно-этические беседы на такие темы: «Правила доброты», «Наши обязанности», «Как я могу помочь родителям», «Правила честности», «Добрые и плохие поступки» и другие. Интересным является метод условных знаков «Права ребенка».
Как известно, дети очень любят развлечения.
Развлечение проводится с целью обобщения всего, чему дети научились. Подбирая их, педагогам нужно применять материал, имеющий и правовиховну ценность. Песенки, стихи, сценки ненавязчиво, образно учат, что стыдно лениться, быть неряхой, обижать меньших и более слабых, лгать и т.д.
Но надо отметить, что без предварительной работы педагога детвора только смеется над «героями» произведений, не делая для себя никаких выводов.
Следовательно, следует усилить эмоциональные акценты бесед – ведь дети воспринимают мир прежде всего сердцем, чувствами, а уже потом умом. Поэтому имеем о негативном всегда говорить с отвращением, гневом, презрением, а о положительном – восторженно, с искренним уважением.
В правообразовательной работе с детьми целесообразно также использовать средства театра.
Как отмечают психологи, использование театра и элементов театрализованных действий расширяет власть сознания над эмоционально-инстинктивной сферой человека. Искусство театра влияет не только на сознание актера и зрителя, но и на глубинные психические процессы.
Ребенок не осознает того глубокого следа, который оставляет в его душе знакомство с театральным представлением, участие в драматизациях или театрализованных действиях, а взрослый видит «отзывы» благотворного влияния искусства в поведении, речи, жестах питомца.
Как известно, ведущую роль в . Это – первый очаг воспитания человечности, национального сознания, патриотизма и демократизма. Здесь прививают детям здоровые нормы и навыки культурного поведения, учат уважать родной язык, национальные обычаи и традиции, готовят к жизни.
Именно семья закладывает основы воспитания, особая прочность которого объясняется тем, что базируется оно на любви между родителями и детьми и теплые кровных взаимоотношений.
Пока мы наблюдаем, что во многих семьях основной педагогический арсенал в отношении детей состоит лишь из собственного детского опыта нынешних родителей.
Далеко не всегда в семьях почитают права ребенка, способствующих воспитанию свободной, самостоятельной, ответственной и демократически ориентированной личности.
Поэтому насущной задачей является создание своеобразного педагогического всеобуча родителей.
Главное в сотрудничестве с каждой семьей – помочь родителям понять и принять современные гуманистические идеи и ориентиры, которые основываются на уважении к личности ребенка, заботе о его всестороннем развитии.
Поскольку первые уроки отношений с окружающим миром ребенок получает в родительском доме, из-за недостаточности жизненного опыта все, что он тут наблюдает, воспринимается им как норма, как модель человеческих взаимоотношений, эталон для собственного поведения.
Критерием результативности выступает совокупность следующих показателей: знания ребенком способов поведения с определенными моральными правилами, соблюдение их в разных видах деятельности – в игре, в играх-занятиях, в трудовой, бытовой деятельности; понимания значения нравственного поведения; знание ребенком элементарных прав и обязанностей ребенка, понимание связи между понятиями: «право», «правило», «честь», «долг», понимание своего статуса в обществе, умения анализировать поведение взрослых по отношению к детям, стремление ребенка к высокой самооценки. (No Ratings Yet)
Дети – это полноценные члены общества, которые наделены своими правами. Это закреплено на государственном уровне и в международных соглашениях. Консультации о правах детей необходимы родителям для получения исчерпывающей информации по данной теме. Это поможет в полной мере реализовать обязанности перед собственным ребенком, защитить дошкольника от нарушений относительно его прав и свобод в семейном кругу и обществе.
В современном обществе все еще присутствуют отголоски прошлого – дети часто не воспринимаются родителями как отдельные личности, более того, 90% насилия над детьми происходит именно в семье.
Дети дошкольного возраста обладают большим спектром – на полноценное питание, развитие, воспитание, образование. Часто родители уверены, что должное обеспечение условий для жизни, воспитания, развития и образования – это проявление собственной воли и любви. На самом деле это прямая их обязанность перед Законом. Консультации о правовых , предоставленных детям со стороны государства и международных организаций, необходимы для получения исчерпывающей информации по данному вопросу.
- Информация о и международных документах и законодательных актах относительно данной темы.
- Детальное объяснение всех прав детей дошкольного возраста .
- Разъяснение родителей .
- Информация об за нарушения относительно несовершеннолетних.
- Рекомендации по воспитанию и развитию детей , а также возможности обращения в соответствующие социальные службы.
Впервые на международном уровне о проблеме правовой незащищенности детей заговорили после окончания Второй мировой войны. При ООН был создан детский антикризисный фонд ЮНИСЕФ, деятельность которого была направлена на защиту самой уязвимой части общества – детей всего мира.
В 1959 году была провозглашена “ ”. Этот документ провозгласил о том, что дети не могут являться объектом власти для родителей, а напротив, являются наивысшей ценностью и задача каждого взрослого человека – беречь и защищать права несовершеннолетних. В 1989 году, международным сообществом была принята « «. Это означает, что все страны, которые состоят в ООН, обязаны строго соблюдать и защищать права детей на государственном уровне.
Уже в 1990 году был принят еще один важный документ – ”Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей”. Его положения провозглашали курс всего мирового сообщества на принятие мер по несовершеннолетних, их полноценного развития и защиты.
На территории Российской Федерации, помимо указанных выше международных деклараций и конвенций, действует ряд законодательных документов, регулирующих права детей:
- Семейный кодекс;
- Уголовный кодекс;
- Закон об основных гарантиях прав детей в РФ.
Где получить консультацию?
Согласно действующим нормативно-правовым актам, все обязаны проводить работу по консультированию о правах детей младшего возраста.
Подобную консультацию можно получить при обращении в органы опеки и попечительства по месту жительства, в частные и государственные юридические консультации, представительства ЮНИСЕФ и ООН, волонтерские организации, специализирующиеся по данному направлению.
Еще одним доступным местом получения необходимых сведений являются онлайн-ресурсы и номер горячей линии, который можно найти в сети интернет соответственно региону проживания.
В формируется личность, закладываются все основные знания и модели поведения. Дети нуждаются в уважении со стороны взрослых, нормальных условий для развития, защите в различных жизненных ситуациях. Исполнение законных родительских обязанностей — залог успеха в воспитании социально активного, здорового и морально устойчивого человека.
- Человек — существо духовное
- Основные ошибки заполнения
- Отчет рсв в году сроки сдачи
- Салат из огурцов на зиму «Пикантный Салат из огурцов пикантный на зиму
- Телячья вырезка в духовке
- Кукурузная крупа – что это?
- Ажурные блинчики на молоке — рецепты тонких блинов с дырочками Блины ажурные тонкие дрожжевые
- Отличается насыщенный пар
- Чем звуки отличаются от букв?
- Какой разновидности языков естественных или формальных может
- Прямоугольный параллелепипед — Гипермаркет знаний
- Как приготовить мидии Сколько времени занимает варка
- Рулетики из бекона с черносливом и грецким орехом
- Рецепт вареная колбаса с языком Колбасный язык
- Отстранение работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр Отказаться от медкомиссии на работе
- Табель учета рабочего времени: расшифровка сокращений Как в табеле обозначается учебный оплачиваемый отпуск
- Какая норма продолжительности рабочего времени в неделю устанавливается данным работникам?
- Сергей михеев — железная логика (видео) последний выпуск Политолог михеев
- Евгений сатановский — последние видео Сатановский последние публикации
- Священник Игорь Затолокин