Многогранность человеческой психики. Многогранность (Многогранная личность)


Некоторым людям так и хочется подарить открытку с

надписью: «Двуличность не значит многогранность».

Афоризмы о жизни

Многогранность как качество личности – быть гармоничным, целостным, всесторонне развитым, эрудированным, обладающим различными способностями, разносторонними интересами и знаниями, постоянно стремящимся расширить свои познания, проявляющим себя в разных направлениях и областях жизни.

Один заурядный актёр обратился к Бернарду Шоу, чтобы тот отрекомендовал его режиссёру как зрелую, сложившуюся, целостную и многогранную личность. Шоу, встретив режиссёра, сообщил ему: – Этот молодой человек играет Гамлета, Ромео, Фердинанда, на пианино, на кларнете, в бильярд. На последнем играет лучше всего.

Интервью «многогранной личности»: — Я очень многогранная личность. Я слабо разбираюсь в своей специальности, плохо пою, хреново танцую, топорно рисую, пишу банальные рассказы, умею невкусно готовить и умею пилить мужа. А ещё я немного умею вышивать и на гитаре играть.

Ложная многогранность обожает рядиться в одежды критика, знатока, искусствоведа.

Американский «многогранный» искусствовед делает заключение: — Секрет улыбки Джоконды, наконец, мною разгадан! Просто, рисуя Джоконду с натуры, Леонардо да Винчи нечаянно громко пукнул, она услышала и уклыбнулась.

Неразумная многогранность плодит бездарностей. Суть разумной многогранности раскрыл великий русский учёный К.А. Тимирязев: «Надо знать обо всём понемножку, но всё о немногом”.

Человек, делающий вид на Мадрид, что он знает всё, на самом деле шарлатан, не имеющий никакого отношения к многогранности.

— Что ты можешь сказать, о нашем новом начальнике? — Многогранная личность! — Да. Мне он тоже стакан напоминает.

Людей, знающих глубоко и не по-дилетантски много в нескольких областях знания и достигающих в них практических результатов, называют «полиматами». К наиболее известным отечественным полиматам можно отнести Михаила Ломоносова, Дмитрия Менделеева, Ивана Сеченова, Александра Бородина. К «всеобщему знанию» стремился Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джованни Борелли.

Иными словами, многогранный человек может ярко самовыражаться в своей специализации и, в то же время, быть интересен и в других областях человеческой жизни. Например, Шерлок Холмс, был гениальным сыщиком и при этом был неплохим музыкантом, обладал ещё множеством разнообразных навыков.

Сегодня наука становится всё более специализированной и одному человеку всё сложнее глубоко погрузиться в несколько разных направлений одновременно.

Просто многогранный человек имеет разносторонние интересы и старается гармонично развиваться в физиологическом, эмоциональном, интеллектуальном и духовном плане. Нет многогранной личности, если она развивается однобоко. Например, заботится об удовлетворении своих физиологических потребностей и забывает об интеллектуальной и духовной жизни.

То есть, многогранная личность – это, прежде всего, олицетворённая целостность, зрелость и гармоничность.

Истинная многогранность исключает поверхностность, ограниченность интересов и верхоглядство. Она является «золотым ключиком» к безграничному познанию.

Широкомасштабность и разносторонность развития – отличительные признаки многогранности человека.

Петр Ковалев 2017 год

Многогранный характер ванили

Ни один аромат не вызывает такой неоднозначности суждений о себе, как ваниль: одни просто терпеть не могут этот аромат, другие не представляют свою жизнь без нее, а третьи вообще не могут понять, что они к ней чувствуют. Одно только понятно: ванили всегда было присуще некое звездное положение. И это неудивительно, ведь в себе она сочетает и сексуальность, и непредсказуемость, и страстность, и даже определенного рода роскошь.

Современная парфюмерия радует своих поклонником бесконечным количеством самых разных ароматов с самыми разнообразными оттенками и нотами. Столкнувшись с ними в первый раз, невозможно определить, нравятся они или нет, производят впечатление или нет. Однако ваниль относится к категории ароматов, к которым отношение формируется с первой минуты: либо возникает чувство глубокой привязанности, либо стойкой ненависти. Как и запах пачули, запах ванили не всегда моден. Тем не менее, ему всегда удается вернуть благосклонность своих поклонников, озаряя их лучами своей славы и новых достижений.

Мало кому известно, что ваниль не является ни пряностью, ни цветком. Это плод! И не обычный плод, а плод определенного сорта орхидей! Лишь некоторые орхидеи способны источать ароматы. Однако парфюмеры приложили максимум усилий, чтобы донести до людей их запах, и благодаря этим усилиям у многих людей запах ванили ассоциируется с ароматами этих удивительных цветов. Не стоит забывать и о том, что каждый из нас принес из детства образ ванили, ассоциирующийся с ароматом сдобных булочек. И это неудивительно: ведь ваниль присутствует практически во всех десертах, и даже в шоколаде. Не мудрено, что ее наделяют «съедобными» характеристиками. Современной же тенденцией в парфюмерии стало утверждение о том, что мы на самом деле даже представить себе не можем истинный аромат ванили. По мнению парфюмерных дизайнеров, плоды ванили не имеют даже малейшего кондитерского оттенка, который можно почувствовать в дешевых духах.

С этим нельзя не согласиться, когда узнаешь, что «сдобность» ванили придают искусственно созданные молекулы ethyl vanillin и vanillin. Истинная ваниль обладает поистине удивительным ароматом - запах пряности и амбры кружит голову, создавая ореол эротичности с привкусом сладкого ликера. Настоящая ваниль всегда многогранна.

Чтобы угодить своим требовательным поклонникам, парфюмеры все чаще придают ванили необычные очертания. Ванильные ароматы приобретают оттенки ликеров, как в Spiritueuse Double Vanille (от Guerlain) или Angel Liqueur de Parfum (от Thierry Mugler). Не менее удачно сочетание ванили с табаком в Back to Black (By Kilian) и Havana Vanille (L""Artisan Parfumeur). Необычные растения придают ванили экзотический оттенок. Это можно оценить в Angelique Noire (от Guerlain), где ваниль смешана с ароматом черной ангелики, а L by Lolita Lempicka представляет уникальный аромат благодаря сочетанию бессмертника и ванили.

Ароматы Vanille Galante (от Hermes) со своими яркими цветочно-пряными оттенками и Onde Mystere (от Armani) во всей красе восточных мускусных шлейфов убедили даже стойких «ненавистниц» ванили в том, что она достойна хотя бы внимания. Всю красоту ванили раскрывают прозрачные пудровые ноты в Cascade (от Chopard), миндальные ароматы в Osez-Moi (от Chantal Thomass). Нельзя оставить без внимания древесно-рисовые оттенки ванили в Kenzo Amour и древесно-амбровые в Cashmere Mist (от Donna Karan). Поклонницам насыщенного ванильного запах предназначены духи Shalimar (от Guerlain), которые в этом году отметят 85-летний юбилей. А Dior решился вернуться к духам Hypnotic Poison, но уже с новым «лицом»: Моника Белуччи представляет этот ванильный аромат с его легкой эротичностью.

Для того, чтобы понять свое отношение к ванили или открыть для себя ее новые грани, советуем обратить внимание на такие парфюмы:

Мускусный Onde Mystere от Giorgio Armani предназначен для чувственной женщины. Духи привязывают к себе оттенками шелковистой кожи в сочетании с ванилью и розовым маслом.

Избранный Boss №6 от Hugo Boss для настоящего мужчины, несколько консервативного по своей сути. Парфюм представляет классическое сочетание ванили с яблоком.

Сдержанный Vanille Galante от Hermes ориентирован на знающих себе цену женщин и мужчин. Простота аромата поражает, однако постепенно в ванильном шлейфе ощущаются оттенки иланг-иланга и лилий, что придает композиции некую изысканность.

Для любителей приключений и путешествия - Kenzo Amour Le Parfum. Аромат переносит в экзотические страны Азии, обдавая неповторимыми запахами ванили с нотами амбры, ладана и риса.

Статусный Strictly Private от Baldessarini - для мужчины, покоряющего своей сексуальностью и значимым положением в обществе. Ваниль в сочетании с древесно-пряными оттенками поражает воображение. При этом изумляет золотистая отделка флакона с выгравированным названием.

Дерзкий и волнующий - для смелых и решительных людей. Сочетание ванили и табака придает уверенности в своих действиях и решительности преодолеть все проблемы.

Роскошный Orchidee Vanille от Van Cleef & Arpels - для нежной и чувственной женщины. Аромат передает всю истинную красоту аромата орхидеи.

Футуристичный парфюм Pi Neo от Givenchy - для любителей хай-тек. Современность аромату придает сочетание ванили с космоном, тосканолом и белой древесины.

1.1. Проблемы правопонимания. Основные признаки позитивного права.

1.2. Нормативистская концепция права.

1.3. Проблемы соотношения права и закона.

Основные принципы права.

2.1. Понятие принципов права и их классификация.

2.2. Характеристика принципов права.

3 . Социальная ценность и функции права.

3.1. Понятие социальной ценности права и факторы, определяющие социальную ценность права.

3.2. Функции права: понятие и их характеристика.

Задания для самостоятельной работы

Вопросы для «мозгового штурма»

1 . Какие подходы к определению понятия и сущности права имели место в юридической науке и в чем их сущность?

2 . Сформулируйте понятие естественного права и кратко перечислите те права и свободы, которые закрепляет эта теория.

3 . В чем суть позитивного (положительного) права?

4 . Назовите признаки права.

5 . Сформулируйте понятия права. Перечислите основные концепции понимания права.

6 . Перечислите признаки нормативистской концепции понимания права и в чем сущность такого признака как государственно-волевой характер права?

7 . Какие черты характеризую государственную волю? Какие черты права характеризуют общечеловеческую и классовую сущность права?

8 . Как вы понимаете НОРМАТИВНОСТЬ как признак права? Что понимается под СУЩНОСТЬЮ права и его СОДЕРЖАНИЕМ?

9 . Какими чертами отличается право, с точки зрения нормативистской теории, от других социальных норм?

10. Какие черты права указывают на его связь с государством, сходя из нормативистской теории?

11 . Какие специфические качества свойственные государственному принуждению?

12 . Как следует понимать с т.з. нормативистской теории права общеобязательность, формальную определенность и институционность как признаки (черты) права?

13 . Что такое форма права и что она показывает? Какую роль играет форма права в жизни государства, общества? Назовите разновидности форм выражения права?

14. Раскройте содержание властно регулятивного характера права и в чем проявляется ценность права, согласно нормативистской теории?

15 . Исходя из содержания признаков, характеризующих нормативистскую теорию, какую роль должно играть право в жизни общества?

16 . Сформулируйте понятие права с позиции нормативистской теории.

17. На какие положительные качества права делает акцент нормативистская теория понимания права?

18. Выделите положительные черты нормативистской концепции понимания права.

19. Какие недостатки содержит нормативистская концепция понимания права?

20. Как следует отличать «правовые законы» от «неправовых» согласно критерия «общая воля»?

21 . Как решался вопрос о соотношении права и закона, согласно критерия «правовой идеал».

22. Имеются ли основания отождествлять право и закон?

23. Сформулируйте понятие принципов права и на какие группы они делятся. Какие принципы имеют наибольшее значение для теории государства и права?

24. Какое значение имеют принципы права для юридической науки и правоприменительной практики?

25. В чем выражается принцип социальной справедливости?

26. В каких же формах реализуются регулятивная и охранительные функции права?

27. В чем выражается принцип единства прав и обязанностей?

28. Раскройте содержание принципа гуманизма.

29. Раскройте содержание принципа демократизма.

30. Как вы понимаете принцип сочетания убеждения и принуждения?

31. Какое смысл вкладывается в понятие «государственное принуждение»?

32 . Раскройте содержание принципа взаимной ответственности государства и личности.

33. Сформулируйте понятие охранительной функции? Какие нормы права лежат в основе данной функции?

34. Согласуется ли с принципом гуманизма закрепление в уголовных законах смертной казни, как вида наказания?

35. В чем состоит специфика охранительной функции?

36. Социальная ценность права выражается в том, что «право обладает прежде всего инструментальной ценностью. Оно придает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивает их подконтрольность». Раскройте это положение.

37. Ценность права заключается в том, что «право, воплощая общую (согласованную) волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом». Раскройте это положение.

38. Ценность права определяется и тем, что «право является и определителем (масштабом) свободы личности в обществе». Раскройте это положение.

39. Социальная ценность права состоит «в способности быть выразителем идеи справедливости». Раскройте это положение.

40. Социальная ценность права заключается в том, что «право выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития». Раскройте это положение.

41. Социальная ценность права в нынешних условиях выражается в том, что «право приобретает планетарное значение» Прокомментируйте это положение.

42. Какие черты права проявляются в функциях права? Что они отражают, позволяют и охватывают?

43. Как вы понимаете термин «социальное назначение права»?

44. Что означает термин «правовое воздействие»?

45. В чем суть регулятивной функции права? Какие нормы лежат в основе данной функции права? Какие подфункции выделяются в ее рамках?

46. Раскройте содержание регулятивно-статическую функцию права.

47. Раскройте содержание регулятивно-динамическую функцию права. Назовите пути ее осуществления.

48. Сформулируйте понятия регулятивной функции права? Какое основное назначение охранительной функции права?

Литература:

Марченко М.Н. Проблемы общей теории государства и права: учеб.: в 2 т. Т.2 Право. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах / отв. ред. М.Н. Марченко. – 3-изд., перераб. и доп.. – М.: Норма, 2007. Том 1.

Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов. Под общ. Ред. академика РАН, д.ю.н., проф. В.С. Нерсесянца. – М.: Изд-во НОРМА, 2001;

Сырых В.М. Теория государства и права : Учебник. – 2-е изд. – М.: ЗАО «Юрилический Дом «Юстицинформ», 2002.

Теория государства и права : Учебник/Под ред. В.К. Бабаева. – М.:Юрист,2004.

Тема : Нормы права: вопросы теории и методологии

Цель занятия: исследовать место норм права в системе социального регулирования; показать место и роль норм права среди иных социальных регуляторов, определить возможности и пределы их регулирования общественных отношений; раскрыть отличительные черты и особенности правовых норм; осветить подходы к выделению критериев классификации и видов правовых норм.

Форма проведение занятия - коллоквиум

План занятия:

1. Понятие социальной нормы. Система нормативного регулирования. Нормы права и другие социальные нормы: общее и особенное.

2 . Понятие, отличительные черты и особенности правовых норм.

3 . Внутреннее строение и формы (способы) изложения норм права.

4. Критерии классификации и виды правовых норм.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Характер (греч. — примета, отличительное свойство, отличительная черта, черта, знак или печать) — структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.

Когда говорят о характере, то обычно подразумевают под этим именно такую совокупность свойств и качеств личности, которые накладывают определенную печать на все ее проявления и деяния. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику — окружающая среда.

Характер понимается и как:

  • система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности;
  • мера уравновешенности внутреннего и внешнею миров, особенности адаптации индивида к окружающей его действительности;
  • отчетливо выраженная определенность типичного поведения каждого человека.

В системе отношений личности выделяют четыре группы черт характера, образующие симптомокомплексы:

  • отношение человека к другим людям, коллективу, обществу (общительность, чуткость и отзывчивость, уважение к другим — людям, коллективизм и противоположенные черты — замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям, индивидуализм);
  • черты, показывающие отношение человека к труду, своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность в работе, ответственное отношение к делу, инициативность, настойчивость и противоположные им черты — лень, склонность к рутинной работе, недобросовестность, безответственное отношение к делу, пассивность);
  • черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, правильно понимаемая гордость и связанная с ней самокритичность, скромность и противоположные ей черты — самомнение, иногда переходящее в наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоцентризм как склонность рассматривать в центре событий
  • себя и свои переживания, эгоизм — склонность заботиться преимущественно о своем личном благе);
  • черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами).

Одной из наиболее известных теорий характера является теория, предложенная немецким психологом Э. Кречмером. Согласно этой теории, характер зависит от телосложения.

Кречмер описал три типа телосложения и соответствующие им три типа характера:

Астеники (от греч. - слабый) - люди худые, с удлиненным лицом. длинными руками и ногами, плоской (рудной клеткой и слабой мускулатурой. Соответствующий тип характера - шизотимики — люди замкнутые, серьезные, упрямые, трудно приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к шизофрении;

Атлетики (от греч. - свойственный борцам) - люди высокие, широкоплечие, с мощной грудной клеткой, крепким скелетом и развитой мускулатурой. Соответствующий тип характера - иксотимики — люди спокойные, невпечатлительные, практичные, властные, сдержанные в жестах и мимике; не любят перемен и плохо к ним приспосабливаются. При расстройствах психики склонны к эпилепсии;

Пикники (от греч. - плотный. толстый) - люди среднего роста, полноватые или склонные к ожирению, с короткой шеей, большой головой и широким лицом с мелкими чертами. Соответствующий тин характера - циклотимики - люди общительные, контактные, эмоциональные, легко приспосабливающиеся к новым условиям. При расстройствах психики склонны к маниакально-депрессивному психозу.

Общее понятие о характере и его проявлениях

В понятие характер (от греч. сharacter — “печать”, “чеканка”), означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей , складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обуславливая типичные для нее способы поведения.

Когда определяют характер человека, то говорят не о том, что такой-то человек проявил смелость, правдивость, откровенность, что это человек смелый, правдивый, откровенный, т.е. названные качества — свойства данного человека, черты его характера, которые могут проявиться при соответствующих обстоятельствах. Знание характера человека позволяет со значительной долей вероятности предвидеть и тем самым корректировать ожидаемые действия и поступки. О человеке с характером не редко говорят: “Он должен был поступить именно так, он не мог поступить иначе — такой уж у него характер”.

Однако характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность — свойство его характера. Порой, даже очень веселые люди могут испытывать чувство грусти, но от этого они не станут нытиками и пессимистами.

Выступая как прижизненное человека, характер определяется и формируется в течение всей жизни человека . Образ жизни включает в себя образ мыслей, чувств, побуждений, действий в их единстве. Поэтому по мере того, как формируется определенный образ жизни человека, формируется и сам человек. Большую роль здесь играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека, на основе его природных свойств и в результате его деяний и поступков. Однако непосредственно формирование характера происходит в различных по уровню развития группах ( , дружеская компания, класс, спортивная команда, и пр.). В зависимости от того, какая группа является для личности референтной и какие ценности поддерживает и культивирует в своей среде, соответствующие черты характера будут развиваться у ее членов. Черты характера также будут зависеть от позиции индивида в группе, от того как интегрируется в ней. В коллективе как группе высокого уровня развития создаются наиболее благоприятные возможности для становления лучших черт характера . Этот процесс взаимный, и благодаря развитию личности, развивается и сам коллектив.

Содержание характера , отражающее общественные воздействия, влияния, составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, убеждения, идеалы и т.д. Направленность личности определяет цели, жизненный план человека, степень его жизненной активности. Характер человека предполагает наличие чего-то значимого для него в мире, в жизни, что-то, от чего зависят мотивы его поступков, цели его действий, задачи, которые он себе ставит.

Решающим для понимания характера является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека. В каждом обществе имеются свои важнейшие и существенные задачи. Именно на них формируется и проверяется характер людей. Поэтому понятие “характер” относится в большей степени к отношению этих объективно существующих задач. Поэтому характер — это не просто любое проявление твердости, упорства и т.п. (формальное упорство может быть просто упрямством), а направленность на общественно значимую деятельность. Именно направленность личности лежит в основе единства, цельности, силы характера. Обладание целями жизни — главное условие образования характера. Бесхарактерному человеку свойственно отсутствие или разбросанность целей. Однако характер и направленность личности — это не одно и то же. Добродушным и веселым может быть как порядочный, высоконравственный человек, так и человек с низкими, нечистоплотными помыслами. Направленность личности накладывает отпечаток на все поведение человека. И хотя поведение определяется не одним побуждение, а целостной системой отношений, в этой системе всегда что-то выдвигается на первый план, доминируя в ней, придавая характеру человека своеобразный колорит.

В сформировавшемся характере ведущим компонентом является система убеждения. Убежденность определяет долгосрочную направленность поведения человека, его непреклонность в достижении поставленных целей, уверенность в справедливости и важности дела, которое он выполняет. Особенности характера тесно связаны с интересами человека при том условии, что эти интересы устойчивые и глубокие. Поверхностность и неустойчивость интересов нередко сопряжены с большой подражательностью, с недостатком самостоятельности и цельности личности человека. И, наоборот, глубина и содержательность интересов свидетельствуют о целенаправленности, настойчивости личности. Сходство интересов не предполагает аналогичных особенностей характера. Так, среди рационализаторов можно обнаружить людей веселых и грустных, скромных и навязчивых, эгоистов и альтруистов.

Показательными для понимания характера могут быть также привязанности и интересы человека, связанные с его досугом. Они раскрывают новые особенности, грани характера: например, Л. Н. Толстой увлекался игрой в шахматы, И. П. Павлов — городками, Д. И. Менделеев — чтением приключенческих романов. Доминируют ли у человека духовные и материальные потребности и интересы, определяют не только помыслы и чувства личности, но и направленность его деятельности. Не менее важно и соответствие действий человека поставленным целям, так как личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. Характер, возможно, понять только как определенное единство направленности и образа действий.

Люди со сходной направленностью могут идти совершенно разными путями к достижению целей и используя для этого свои, особенные, приемы и способы. Это несходство определяет и специфику характера личности. Черты характера, обладая определенной побуждающей силой, ярко проявляются в ситуации выбора действий или способов поведения. С такой точки зрения в качестве черты характера можно рассматривать степень выраженности у индивида мотивации достижения — его потребности в достижении успеха. В зависимости от этого для одних людей характерен выбор действий, обеспечивающих успех (проявление инициативы, соревновательной активности, стремление к риску и т.д.), в то время как для других более характерно стремление просто избегать неудач (отклонение от риска и ответственности, избегание проявления активности, инициативы и т.д.).

Учение о характере — характерология имеет длительную историю своего развития. Важнейшими проблемами характерологии на протяжении веков было установление типов характера и их определения по его проявлениям с целью прогнозировать поведение человека в различных ситуациях. Так как характер является прижизненным образованием личности, большинство существующих его классификаций исходят из оснований, являющихся внешними, опосредованными факторами развития личности.

Одной из наиболее древних попыток прогнозирования поведения человека является объяснение его характера датой рождения. Разнообразные способы предсказания судьбы и характера человека получили название гороскопов.

Не менее, популярны попытки, связать характер человека, с его именем.

Значительное влияние на развитие характерологии оказала физиогномика (от греч. Physis — “природа”, gnomon — “знающий”) — учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу личности, благодаря чему по внешним признакам могут быть установлены психологические характеристики этого типа.

Не менее знаменитую и богатую историю, чем физиогномическое направление в характерологии, имеет хиромантия. Хиромантия (от греч. Cheir — “рука” и manteia — “гадание”, “пророчество”) — система предсказания черт характера человека и его судьбы по кожному рельефу ладоней.

До последнего времени научная психология неизменно отвергала хиромантию, однако изучение эмбрионального развития пальцевых узоров в связи с наследственностью дало толчок возникновению новой отрасли знания — дерматоглифики .

Более ценным, в диагностическом отношении по сравнению, скажем, с физиогномикой можно считать графологию — науку, которая рассматривает почерк как разновидность выразительных движений, отражающих психологические свойства пишущего.

При этом единство, многогранность характера не исключают того, что в различных ситуациях у одного и того же человека проявляются различные и даже противоположные свойства. Человек может быть одновременно и очень нежным и очень требовательным, мягким и уступчивым и одновременно твердым до непреклонности. И единство его характера может не только сохраняться, несмотря на это, но именно в этом и проявляеться.

Взаимоотношение характера и темперамента

Характер нередко сравнивают с , а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом.

В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:

  • отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий);
  • противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антогонизма между ними (П. Викторв, В. Вирениус);
  • признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С. Л. Рубинштейн, С. Городецкий);
  • признание темперамента природной основой характера (Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев).

Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента является зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы . Кроме того, черты характера возникают тогда, когда темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер. У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера. Так, меланхолику труднее сформировать у себя смелость и решительность, чем холерику. Холерику сложнее выработать у себя сдержанность, флегматику; флегматику надо потратить больше сил, чтобы стать общительным, чем сангвинику и т.п.

Однако, как считал Б. Г. Ананьев, если бы воспитание заключалось лишь в совершенствовании и укреплении природных свойств, то это привело бы к чудовищной однородности развития. Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером. У П. И. Чайковского склонность к меланхоличеким переживаниям преодолевалась одной из основных особенностей его характера — его работоспособностью. “Работать нужно всегда, — говорил он, — и каждый честный артист не может сидеть, сложа руки, под предлогом, что он не расположен.. Если ждать расположения и не пытаться идти на встречу к нему, то легко можно впасть в лень и апатию. Со мной очень редко случаются нерасположения. Я это приписываю тому, что одарен терпением, и приучаю себя никогда не поддаваться неохоте. Я научился побеждать себя”.

У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности, а становится его динамической стороной, заключаясь в определенной скорости протекания психических процессов и проявлений личности, определенной характеристике выразительных движений и действий личности. Здесь же следует отметить влияние, оказываемое на формирование характера динамическим стереотипом, т.е. системой условных рефлексов, образующих в ответ на устойчиво повторяющуюся систему раздражителей. На формирование динамических стереотипов у человека в различных повторяющихся ситуациях влияет его отношение к обстановке, в результате чего могут изменяться возбуждение, торможение, подвижность нервных процессов, а следовательно, общее функциональное состояние нервной системы. Необходимо отметить также определяющую роль в образовании динамических стереотипов второй сигнальной системы, через которую осуществляются социальные воздействия.

В конечном счете, черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в едином, целостном облике человека, образуя неразделимый сплав — интегральную характеристику его индивидуальности.

Характер долгое время отождествляли с волей человека, выражение “человек с характером” рассматривалось как синоним выражения “волевой человек”. Воля связана, по преимуществу, с силой характера, его твердостью, решительностью, настойчивостью. Когда говорят, что у человека сильный характер, то тем самым как бы хотят подчеркнуть его целеустремленность, его волевые качества. В этом смысле характер человека лучше всего проявляется в преодолении трудностей, в борьбе, т.е. в тех условиях, где в наибольшей степени проявляется воля человека. Но характер не исчерпывается силой, он имеет содержание, определяя, как в различных условиях будет функционировать воля. С одной стороны, в волевых поступках характер складывается и в них же проявляется: волевые поступки в значимых для личности ситуациях переходят в характер человека, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; эти свойства в свою очередь обуславливают поведение человека, его волевые поступки. Волевой характер отличается определенностью, постоянством и самостоятельностью, твердостью при осуществлении намеченной цели. С другой — нередки случаи, когда слабовольного человека называли “бесхарактерным”. С точки зрения психологии это не совсем так — и у безвольного человека есть определенные черты характера, такие, например, как боязливость, нерешительность и т.д. Использование понятия “бесхарактерный” означает непредсказуемость поведения человека, указывает на отсутствие у него собственной направленности, внутреннего стержня, который бы определял его поведение. Его поступки вызваны внешними воздействиями и не зависят от него самого.

Своеобразие характера сказывается и в особенностях протекания чувств человека. На это указывал К. Д. Ушинский: “ни что, ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наше отношение к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя”. Связь между чувствами и свойствами характера человека также взаимная. С одной стороны, уровень развития нравственных, эстетических, интеллектуальных чувств зависит от характера деятельности и общения человека и от сформировавшихся на этой основе черт характера. С другой — сами эти чувства становятся характерными, устойчивыми особенностями личности, составляя, таким образом, характер человека. Уровень развития чувства долга, чувства юмора и других сложных чувств является довольно показательной характеристикой человека.

Особенно большое значение для характерологических проявлений имеет взаимоотношение интеллектуальных черт личности. Глубина и острота мысли, необычность постановки вопроса и его решения, интеллектуальная инициатива, уверенность и самостоятельность мышления — все это составляет оригинальность ума как одну из сторон характера. Однако то, как человек использует свои умственные способности, будет существенно зависеть от характера. Нередко встречаются люди, имеющие высокие интеллектуальные данные, но не дающие ничего ценного именно в силу своих характерологических особенностей. Примером этому служат многочисленные литературные образы лишних людей (Печорин, Рудин, Бельтов и пр.). Как хорошо сказал И. С. Тургенев устами одного из действующих лиц романа о Рудине: “Гениальность в нем, пожалуй, и есть, но натуры никакой”. Таким образом, реальные достижения человека зависят не от одних абстрактно взятых умственных возможностей, а от специфического сочетания его особенностей и характерологических свойств.

Структура характера

В самом общем виде все черты характера можно разделить на основные, ведущие , задающие общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными . Так, если рассмотреть такие черты, как нерешительность, боязливость и альтруизм, то при преобладании первых человек, прежде всего, постоянно опасается, “как бы чего не вышло” и все попытки помочь ближнему обычно оканчиваются внутренними переживаниями, и поисками оправдания. Если же ведущей является вторая черта — альтруизм, то человек внешне ничем не проявляет колебаний, сразу идет на помощь, контролируя свое поведение интеллектом, но при этом иногда может испытывать сомнения по поводу правильности предпринятых действий.

Знание ведущих черт позволяет отразить основную суть характера, показать его основные проявления. Писатели, художники, желая представление о характере героя, прежде всего описывают его ведущие, стержневые черты. Так, А. С. Пушкин вложил в уста Воротынского (в трагедии “Борис Годунов”) исчерпывающую характеристику Шуйского — “лукавый царедворец”. Некоторые герои литературных произведений настолько глубоко и верно отражают определенные типичные черты характера, что их имена становятся нарицательными (Хлестаков, Обломов, Манилов и т. д.).

Хотя всякая черта характера отражает одно из проявлений отношения человека к действительности, это не значит, что всякое отношение будет чертой характера. Лишь некоторые отношения в зависимости от условий становятся чертами. Из всей совокупности отношений личности к окружающей действительности следует выделить характерообразующие формы отношений. Важнейшей отличительной чертой таких отношений является решающее, первостепенное и общее жизненное значение тех объектов, к которым относится человек. Эти отношения одновременно выступают основанием классификации важнейших черт характера.

Характер человека проявляется в системе отношений:

  • В отношении к другим людям (при этом можно выделить такие черта характера, как общительность — замкнутость, правдивость — лживость, тактичность — грубость и т. д.).
  • В отношении к делу (ответственность — недобросовестность, трудолюбие — леность и т. д.).
  • В отношении к себе (скромность — самовлюбленность, самокритичность — самоуверенность, гордость — приниженность и т. д.).
  • В отношении к собственности (щедрость — жадность, бережливость — расточительность, аккуратность — неряшливость и т. д.). Следует отметить определенную условность данной классификации и тесную взаимосвязь, взаимопроникновение указанных аспектов отношений. Так, например, если человек проявляет грубость, то это касается его отношений к людям; но если при этом он работает учителем, то здесь уже необходимо говорить о его отношении к делу (недобросовестность), об отношении к самому себе (самовлюбленность).

Несмотря на то, что указанные отношения выступают важнейшими с точки зрения формирования характера, они не одновременно и не сразу становятся чертами характера. Существует известная последовательность в переходе этих отношений в свойства характера, и в этом смысле нельзя поставить в один ряд, допустим, отношение к другим людям и отношение к собственности, так как само содержание их выполняет различную роль в реальном бытии человека. Определяющую роль в формировании характера играет отношение человека к обществу, к людям. Характер человека не может быть раскрыт и понят вне коллектива, без учета его привязанностей в форме товарищества, дружбы, любви.

В структуре характера можно выделить черты, общие для определенной группы людей. Даже у самого оригинального человека можно найти какую-то черту (например, необычность, непредсказуемость поведения), обладание которой позволяет отнести его к группе людей с аналогичным поведением. В данном случае следует говорить о типическом в чертах характера. Н. Д. Левитов считает, что тип характера — это конкретное выражение в индивидуальном характере черт, общих для некоторой группы людей. Действительно, как отмечалось, характер не является врожденным, — он формируется в жизни и деятельности человека как представителя определенной группы, определенного общества. Поэтому характер человека — это всегда продукт общества, чем и объясняется сходство и различие в характерах людей, принадлежащих к различным группам.

В индивидуальном характере отражаются многообразные типические черты: национальные, профессиональные, возрастные. Так, люди одной национальности находятся в сложившихся на протяжении многих поколений условиях жизни, испытывают на себе специфические особенности национального быта; развиваются под влияние сложившейся национальной структуры, языка. Поэтому люди одной национальности по образу жизни, по привычкам, правам, характеру отличаются от людей другой. Эти типические черты нередко фиксируются обыденным сознанием в различных установках и стереотипах. У большинства людей есть сформировавшийся образ представителя той или иной страны: американца, шотландца, итальянца, китайца и т. д.

Состояние психики человека многогранно, и является интегрированным отражением воздействия на личность внутренних и внешних стимулов, при отсутствии отчетливого осознания предметного содержания, например, бодрости, депрессии, скуки, и прочее. Психика человека подвижна и динамична, поведенческие особенности человека зависят от того, какой именно психический процесс происходит в данное время. Совершенно очевидно, что между бодрствующим и спящим человеком имеется отличие, также, отличается несчастный от счастливого, пьяный от трезвого. Психическим состоянием определяется особенность психики личности в конкретный временной промежуток.

При этом доказано, что психическое состояние, в котором пребывает человек, оказывает влияние на психические свойства и психические процессы, так как данные параметры имеют между собой тесную связь. Если ряд признаков повторяется часто, то приобретается устойчивость, и состояние может со временем стать свойством личности. К тому же, в современной психологии психическое состояние рассматривается как самостоятельный аспект, характеризующий психологию личности. Чтобы понять, что собой представляет психическое состояние, необходимо разобраться в некоторых понятиях. В данном случае, определение «психическое состояние» применяется в психологии для того, чтобы выделить в психике личности устойчивый компонент, который подчеркивает момент психики в динамике.

В основном, когда речь идет о психическом состоянии, подразумевается определенная энергетическая характеристика, которая оказывает непосредственное влияние на человеческую активность в процессе совершаемой деятельности. Специалисты отдельно выделяют состояние сознания, оно может находиться в стадии бодрствования, сна, дремоты, гипнотического воздействия. Более пристальному вниманию подвергается состояние людей при стрессе, экстремальных ситуациях. Каждое психологическое состояние включает в себя поведенческие аспекты, а также психологические и физиологические аспекты.

Структура психических состояний

Сама по себе структура психологических состояний включает в себя компоненты, являющиеся разнокачественными. Если рассматривать проявления, имеющиеся на физическом уровне, то это давление, частота пульса, и прочее. Моторная сфера имеет изменения в виде громкости голоса, мимики, также меняется ритм дыхания, становится другим темп речи. Проявления эмоциональной сферы представлены переживаниями отрицательного или положительного значения. Когнитивная сфера проявляется определенным уровнем мышления, прогнозированием событий, возможностью регулировать состояние организма. На поведенческом уровне от психического состояния человека зависит правильность действий, соответствие поступков требованиям.

Большое влияние состояние психики человека оказывает на коммуникативный уровень, сюда входит способность, стиль общения с окружающими, способность правильно понимать людей, воздействовать на них адекватными способами. Согласно исследованиям, различные психологические состояния обусловлены актуальными потребностями, являющимися системообразующим фактором. Например, при соответствии условий внешней среды легкому удовлетворению потребностей личности, возникает позитивное состояние, восторг, воодушевление, и прочее. В том случае, когда возможность удовлетворения определенного желания низкая, то наблюдается негативное психологическое состояние.

Возникшее состояние имеет огромное на характер человека, и может изменить его основные параметры. Полностью меняются чувства, ожидания, установки. В таких случаях психологи используют определение «фильтр восприятия мира». В чем это выражено? К примеру, влюбленному человеку объект его страсти представляется как идеальный, лишенный любых недостатков, хотя в реальности человек может и не являться таковым. Или же, бывают противоположности, когда разгневанный человек воспринимает все исключительно в черных тонах, при этом, даже логические доводы не оказывают на него серьезного влияния.

Классификация психических состояний

Вся жизнь человека состоит из психологических состояний, которые периодически приходят друг другу на смену. Психическое состояние демонстрирует степень уравновешенности и стабильности психики человека по отношению к требованиям среды, в которой он пребывает. Состояние печали, гнева, радости, разочарования и восторга меняются на основании того, что человек вовлекается в различные события, и по-разному к ним относится. Любое психическое состояние является временным своеобразием деятельности психики личности, которое ограничено содержанием, а также личностными отношениями к определенной деятельности. Процессы психических состояний бывают эмоциональными и волевыми, они всегда являются определителем функционального уровня индивида.

В том числе, подразделение психических состояний производится на личностные и ситуативные. При ситуативных состояниях наблюдается своеобразие протекания деятельности психики, принимая во внимание ситуационные обстоятельства. В данном случае имеется разделение на общефункциональные состояния, которые определяют поведенческую активность личности, и на состояния, отличающиеся психическим напряжением в более сложных условиях. К ним можно отнести различные кризисные ситуации, психопатию, умственную отсталость, неврозы, и прочее. Любое состояние психики человека имеет отношение к нейродинамическим особенностям нервной деятельности, связано с полушариями мозга.

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...