Соглашение о комплексном развитии территории. Комплексное развитие территорий: подход понятен, но есть нюансы


В целях осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы Правительство Москвы постановляет:

1. Утвердить Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы (приложение).

2. Внести изменение в постановление Правительства Москвы от 12 апреля 2011 г. N 123-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте города Москвы по конкурентной политике" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 8 августа 2012 г. N 379-ПП, от 21 марта 2013 г. N 158-ПП, от 4 июля 2013 г. N 431-ПП, от 17 декабря 2013 г. N 845-ПП, от 1 апреля 2014 г. N 148-ПП, от 8 сентября 2014 г. N 512-ПП, от 8 декабря 2015 г. N 844-ПП), дополнив приложение к постановлению пунктом 6.1(1) в следующей редакции:

"6.1(1). Организует проведение аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы.".

3. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 26 июля 2011 г. N 334-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 22 февраля 2012 г. N 66-ПП, от 13 сентября 2012 г. N 483-ПП, от 18 сентября 2012 г. N 492-ПП, от 17 января 2013 г. N 6-ПП, от 20 августа 2013 г. N 557-ПП, от 30 сентября 2013 г. N 644-ПП, от 2 октября 2013 г. N 660-ПП, от 4 февраля 2014 г. N 35-ПП, от 6 октября 2015 г. N 645-ПП, от 9 февраля 2016 г. N 31-ПП, от 26 апреля 2016 г. N 221-ПП, от 22 ноября 2016 г. N 770-ПП, от 26 декабря 2016 г. N 942-ПП):

3.1. Приложение к постановлению дополнить пунктом 4.2.6(3) в следующей редакции:

"4.2.6(3). О комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы.".

3.2. Приложение к постановлению дополнить пунктом 4.2.6(4) в следующей редакции:

"4.2.6(4). О проведении аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы.".

3.3. Приложение к постановлению дополнить пунктом 13.12 в следующей редакции:

"13.12. Подготовку предложений о необходимости внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы в части установления (изменения) территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы, об осуществлении комплексного развития территории (части территории) промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы.".

3.4. Приложение к постановлению дополнить пунктом 13.13 в следующей редакции:

"13.13. Подписание договора о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы, договора о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.".

3.5. Приложение к постановлению дополнить пунктом 13.14 в следующей редакции:

"13.14. Мониторинг и контроль за реализацией заключенных договоров о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы, договоров о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.".

3.6. Приложение к постановлению дополнить пунктом 13(2) в следующей редакции:

"13(2). Департамент организует проведение обследований, комплексных обследований территорий промышленных и производственных зон города Москвы, в границах которых планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.".

3.7. Приложение к постановлению дополнить пунктом 13(3) в следующей редакции:

"13(3). Департамент в установленном порядке направляет предложение об осуществлении правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы, копию решения о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы.".

3.8. Приложение к постановлению дополнить пунктом 13(4) в следующей редакции:

"13(4). Департамент определяет начальную цену предмета аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы в соответствии с методикой определения начальной цены предмета аукциона, утверждаемой правовым актом города Москвы.".

4. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 20 февраля 2013 г. N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" (в редакции постановлений Правительства Москвы от 4 июня 2013 г. N 353-ПП, от 11 декабря 2013 г. N 819-ПП, от 1 июля 2014 г. N 361-ПП, от 2 сентября 2014 г. N 506-ПП, от 8 сентября 2014 г. N 512-ПП, от 24 октября 2014 г. N 621-ПП, от 13 ноября 2014 г. N 664-ПП, от 20 ноября 2014 г. N 683-ПП, от 9 декабря 2014 г. N 740-ПП, от 25 февраля 2015 г. N 80-ПП, от 20 апреля 2015 г. N 213-ПП, от 15 мая 2015 г. N 274-ПП, от 18 мая 2015 г. N 278-ПП, от 9 июня 2015 г. N 330-ПП, от 9 июня 2015 г. N 343-ПП, от 13 октября 2015 г. N 661-ПП, от 20 октября 2015 г. N 676-ПП, от 26 февраля 2016 г. N 58-ПП, от 16 марта 2016 г. N 88-ПП, от 12 апреля 2016 г. N 167-ПП, от 19 апреля 2016 г. N 185-ПП, от 19 июля 2016 г. N 433-ПП, от 26 июля 2016 г. N 462-ПП, от 21 декабря 2016 г. N 909-ПП, от 21 декабря 2016 г. N 910-ПП, от 27 декабря 2016 г. N 948-ПП, от 27 декабря 2016 г. N 953-ПП, от 6 февраля 2017 г. N 24-ПП, от 10 февраля 2017 г. N 39-ПП, от 19 апреля 2017 г. N 204-ПП, от 20 апреля 2017 г. N 211-ПП):

4.1. Пункт 4.1.12 приложения 1 к постановлению дополнить словами ", а также в целях комплексного и устойчивого развития территории промышленных и производственных зон города Москвы.".

4.2. Пункт 4.2.14(1) приложения 1 к постановлению после слов "для государственных нужд" дополнить словами "в целях комплексного развития территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы, а также".

5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Сергунину Н.А.

Мэр Москвы С.С. Собянин

Порядок
взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы

1. Порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы (далее - Порядок) определяет механизм взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении деятельности по комплексному развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (далее - комплексное развитие территории по инициативе правообладателей), а также при осуществлении деятельности по комплексному развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы (далее - комплексное развитие территории по инициативе Правительства Москвы).

2. В целях осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы (далее - ДНПиП города Москвы) осуществляет подготовку:

2.1. Предложения о необходимости внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы в части установления (изменения) территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы (далее - предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки).

2.2. Предложения об осуществлении комплексного развития территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы (далее - предложение о комплексном развитии территории по инициативе Правительства Москвы) и проекта решения о комплексном развитии территории (части территории) промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы (далее - проект решения о комплексном развитии территории).

3. ДНПиП города Москвы осуществляет подготовку предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в следующем порядке:

3.1. Направляет в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция по недвижимости) запрос о предоставлении сведений в отношении соответствующей территории промышленных и производственных зон города Москвы, в границах которой планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (далее - запрос).

3.2. В срок, не превышающий 10 календарных дней с даты поступления запроса, Госинспекция по недвижимости предоставляет полученные по результатам проверок (обследований), проведенных не позднее чем за 6 месяцев до даты получения запроса, сведения о расположенных в границах территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, земельных участках, объектах недвижимого имущества и о выявленных нарушениях их использования или уведомление об отсутствии указанных сведений.

3.3. После получения сведений, предусмотренных пунктом 3.2 настоящего Порядка, и при необходимости получения дополнительных сведений о территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, ДНПиП города Москвы самостоятельно организует проведение обследования территории промышленных и производственных зон города Москвы, в границах которой планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (далее - обследование).

3.4. По результатам проведения обследования составляется акт обследования территории промышленных и производственных зон города Москвы, утверждаемый уполномоченным лицом ДНПиП города Москвы.

3.5. В случае отсутствия сведений, предусмотренных пунктом 3.2 настоящего Порядка, Госинспекция по недвижимости совместно с ДНПиП города Москвы организуют проведение комплексного обследования территории промышленных и производственных зон города Москвы, в границах которой планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории (далее - комплексное обследование).

Срок проведения комплексного обследования не может превышать 20 рабочих дней с даты представления Госинспекцией по недвижимости уведомления об отсутствии сведений, указанных в пункте 3.2 настоящего Порядка.

3.6. По результатам проведения комплексного обследования составляется акт комплексного обследования территории промышленных и производственных зон города Москвы, утверждаемый совместно уполномоченными лицами Госинспекции по недвижимости и ДНПиП города Москвы.

В случае выявления в ходе проведения комплексного обследования нарушений использования земельных участков, объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, уполномоченным лицом Госинспекции по недвижимости составляется рапорт о результатах комплексного обследования.

3.7. В целях, предусмотренных пунктами 3.2, 3.5 настоящего Порядка, используются сведения, полученные в том числе с использованием технических средств.

3.8. На основании сведений, представленных Госинспекцией по недвижимости, а также по результатам обследования, комплексного обследования, проведенных в случаях, установленных пунктами 3.3, 3.5 настоящего Порядка, ДНПиП города Москвы осуществляет подготовку предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки, содержащее информацию о предлагаемых границах территории, в отношении которой планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы, градостроительных регламентах, расчетных показателях минимально допустимого уровня обеспеченности такой территории объектами социальной инфраструктуры, транспортной инфраструктуры (в части расчетной обеспеченности населения местами хранения автомобилей).

4. Подготовленное ДНПиП города Москвы предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляется в Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы (далее - Москомархитектура).

5. В срок, не превышающий 14 календарных дней с даты поступления предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки, Москомархитектурой совместно с ДНПиП города Москвы принимается одно из следующих решений:

5.1. О необходимости внесения изменений и дополнений в предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

5.2. О согласовании предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

6. В случае принятия решения о необходимости внесения изменений и дополнений в предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки ДНПиП города Москвы дорабатывает предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки в срок не позднее 14 календарных дней.

7. Предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки, доработанное ДНПиП города Москвы в соответствии с пунктом 6 настоящего Порядка, направляется повторно в Москомархитектуру и рассматривается в срок не позднее 5 рабочих дней в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящего Порядка.

8. После выполнения пунктов 4-7 настоящего Порядка предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки направляется ДНПиП города Москвы:

8.1. В обязательном порядке в Департамент городского имущества города Москвы в целях выявления в границах территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, права на которые планируется реализовать на торгах.

8.2. В иные органы исполнительной власти города Москвы в целях установления наличия (отсутствия) фактов, препятствующих установлению (изменению) территории, в границах которой планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы.

9. Органы исполнительной власти города Москвы, указанные в пункте 8 настоящего Порядка, направляют имеющиеся у них сведения о территории, в границах которой планируется осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории промышленных и производственных зон города Москвы, в срок не позднее 10 календарных дней с даты поступления предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки.

10. Предложение о внесении изменений в правила землепользования и застройки, подготовленное ДНПиП города Москвы с учетом сведений, предусмотренных пунктом 8 настоящего Порядка, и согласованное Москомархитектурой, является основанием для рассмотрения Градостроительно-земельной комиссией города Москвы вопроса о необходимости внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы.

11. В случае принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения о необходимости внесения изменений в правила землепользования и застройки города Москвы Москомархитектура осуществляет в установленном порядке подготовку проекта правового акта города Москвы о внесении изменений в правила землепользования и застройки города Москвы.

12. ДНПиП города Москвы осуществляет подготовку предложения о комплексном развитии территории по инициативе Правительства Москвы и проекта решения о комплексном развитии территории в следующем порядке:

12.1. Осуществляет сбор сведений, необходимых для подготовки предложения о комплексном развитии территории по инициативе Правительства Москвы в порядке, предусмотренном пунктами 3.1-3.7 настоящего Порядка.

12.2. На основании указанных в пункте 12.1 настоящего Порядка сведений ДНПиП города Москвы осуществляет подготовку предложения о комплексном развитии территории по инициативе Правительства Москвы, содержащего информацию о территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется принятие решения о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы (далее - решение о комплексном развитии территории), включая сведения о градостроительных регламентах в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки города Москвы и расположенных в границах такой территории землях, земельных участках и (или) объектах капитального строительства.

13. Подготовленное ДНПиП города Москвы предложение о комплексном развитии территории по инициативе Правительства Москвы направляется в:

13.1. Департамент экономической политики и развития города Москвы в целях выявления расположенных в границах территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется принятие решения о комплексном развитии территории, земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства (за исключением многоквартирных домов), снос, реконструкция которых планируются на основании адресных инвестиционных программ города Москвы.

13.2. Департамент городского имущества города Москвы в целях выявления в границах территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется принятие решения о комплексном развитии территории, земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, признанные в установленном порядке самовольными постройками.

13.3. В иные органы исполнительной власти города Москвы, в том числе в целях выявления земельных участков в границах территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется принятие решения о комплексном развитии территории, на которых расположены объекты капитального строительства (за исключением многоквартирных домов), признанные в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, а также в целях установления наличия (отсутствия) фактов, препятствующих принятию решения о комплексном развитии территории.

14. Органы исполнительной власти города Москвы, указанные в пункте 13 настоящего Порядка, направляют имеющиеся у них сведения о территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется принятие решения о комплексном развитии территории, в срок не позднее 7 календарных дней с даты поступления предложения о комплексном развитии территории по инициативе Правительства Москвы.

15. На основании сведений, указанных в пункте 14 настоящего Порядка, в срок не более 10 рабочих дней с даты их получения ДНПиП города Москвы осуществляет подготовку материалов о подтверждении соответствия территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется принятие решения о комплексном развитии территории, требованиям, установленным частью 3 статьи 46.10 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - материалы о соответствии), являющихся неотъемлемой частью предложения о комплексном развитии территории по инициативе Правительства Москвы.

16. После выполнения пункта 15 настоящего Порядка ДНПиП города Москвы осуществляет подготовку проекта решения о комплексном развитии территории.

17. В проекте решения о комплексном развитии территории:

17.1. Указываются сведения о территории (части территории) промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется принятие решения о комплексном развитии территории.

17.2. Отображаются границы территории (части территории) промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется принятие решения о комплексном развитии территории.

17.3. Указываются сведения о землях, земельных участках и перечень расположенных на них объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории (части территории) промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется принятие решения о комплексном развитии территории.

18. В случае включения в границы территории, в отношении которой планируется принятие решения о комплексном развитии территории, земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, ДНПиП города Москвы направляет на согласование в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления предложение о комплексном развитии территории по инициативе Правительства Москвы и проект решения о комплексном развитии территории.

19. Подготовленные в соответствии с пунктами 12.2, 15, 16, 18 настоящего Порядка предложение о комплексном развитии территории по инициативе Правительства Москвы, материалы о соответствии, проект решения о комплексном развитии территории являются основанием для рассмотрения Градостроительно-земельной комиссией города Москвы вопроса об осуществлении комплексного развития территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы. Наличие разногласий в позициях органов исполнительной власти города Москвы не является препятствием для рассмотрения вопроса Градостроительно-земельной комиссией города Москвы.

20. В случае принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения об осуществлении комплексного развития территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы ДНПиП города Москвы в срок, не превышающий 5 рабочих дней с даты поступления в ДНПиП города Москвы копии протокола заседания Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, принимает решение о комплексном развитии территории.

21. В срок не позднее 7 календарных дней с даты принятия решения о комплексном развитии территории:

21.1. ДНПиП города Москвы:

21.1.2. Направляет правообладателям земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории, в том числе лицам, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в границах этой территории, предоставлены в аренду или в безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством при условии, что срок действия договора аренды или договора безвозмездного пользования составляет не менее чем 5 лет, копию такого решения, предложение об осуществлении такими правообладателями деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории в порядке, установленном статьей 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - предложение).

21.2. Префектура административного округа города Москвы, в границах территории которого располагается территория, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории, обеспечивает размещение информации о принятом решении на информационном щите в границах территории, в отношении которой принято такое решение.

22. После принятия решения о комплексном развитии территории Москомархитектура выполняет предварительную оценку градостроительного потенциала территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории, и направляет полученные результаты в ДНПиП города Москвы.

23. В целях осуществления правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, соответствующими требованиям части 3 статьи 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - правообладатели), деятельности по комплексному развитию территории промышленной и производственной зоны города Москвы в порядке, предусмотренном статьей 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии по инициативе Правительства Москвы, правообладатели в течение 6 месяцев с даты направления копии решения о комплексном развитии территории и предложения, указанных в пункте 21.1.2 настоящего Порядка, направляют:

23.1. В Москомархитектуру - подготовленный в установленном порядке проект планировки территории и входящий в его состав проект межевания территории (далее - проект планировки территории).

23.2. В ДНПиП города Москвы - проект договора о комплексном развитии территории промышленной и производственной зоны города Москвы по инициативе правообладателей (далее - проект договора по инициативе правообладателей), в случае если комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется двумя и более правообладателями, соглашение о разграничении обязанностей по осуществлению мероприятий по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей (далее - соглашение) и уведомление о направлении в Москомархитектуру проекта планировки территории.

24. В срок, не превышающий 30 календарных дней с даты поступления документов, указанных в пункте 23 Порядка:

24.1. Москомархитектура совместно с отраслевыми органами исполнительной власти города Москвы осуществляет проверку представленного проекта планировки территории на предмет соответствия требованиям, указанным в части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и обеспечивает рассмотрение Градостроительно-земельной комиссией города Москвы вопроса об одобрении указанного проекта.

24.2. ДНПиП города Москвы осуществляет проверку проекта договора по инициативе правообладателей, соглашения, а также, при необходимости получения дополнительных сведений о территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется осуществление деятельности по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей в порядке, предусмотренном статьей 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, при условии, что указанная территория входит в границы территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории, проводит осмотр соответствующей территории.

25. В случае принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения об одобрении проекта планировки территории, указанного в пункте 23.1 настоящего Порядка:

25.1. Москомархитектура вносит в установленном порядке на рассмотрение Правительства Москвы проект постановления Правительства Москвы об утверждении проекта планировки территории.

25.2. ДНПиП города Москвы в целях определения существенных условий договора о комплексном развитии территории промышленной и производственной зоны города Москвы по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества (далее - договор по инициативе правообладателей) направляет проект договора по инициативе правообладателей в:

25.2.1. Департамент городского имущества города Москвы.

25.2.2. Департамент экономической политики и развития города Москвы.

25.2.3. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

25.2.4. Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.

25.2.5. Москомархитектуру.

25.2.6. Иные органы исполнительной власти города Москвы.

25.3. Органы исполнительной власти, указанные в пункте 25.2 настоящего Порядка, в срок не позднее 14 календарных дней с даты поступления проекта договора по инициативе правообладателей направляют в ДНПиП города Москвы в пределах своих полномочий предложения по существенным условиям договора по инициативе правообладателей.

26. После выполнения пункта 25.3 настоящего Порядка, но не позднее 30 календарных дней с даты вступления в силу постановления Правительства Москвы об утверждении проекта планировки территории, предусмотренного пунктом 25.1 настоящего Порядка, ДНПиП города Москвы обеспечивает рассмотрение Градостроительно-земельной комиссией города Москвы вопроса о существенных условиях договора по инициативе правообладателей и о заключении такого договора, а также подписание и направление правообладателям договора по инициативе правообладателей.

27. Подписанный правообладателями в срок, установленный частью 11 статьи 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, договор по инициативе правообладателей направляется ДНПиП города Москвы в Департамент города Москвы по конкурентной политике (далее - Тендерный комитет) для учетной регистрации.

28. В случае если по истечении 6 месяцев с даты направления правообладателям земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества предложения и копии решения о комплексном развитии территории в Москомархитектуру и в ДНПиП города Москвы не поступила документация, указанная в пункте 23 настоящего Порядка, в случае если предусмотренный пунктом 23.1 настоящего Порядка проект планировки территории не был утвержден в связи с несоблюдением требований части 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в случае если договор по инициативе правообладателей не был подписан сторонами в связи с несоблюдением требований, предусмотренных статьей 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ДНПиП города Москвы принимает решение о проведении аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы (далее - решение о проведении аукциона) в следующем порядке:

28.1. В целях определения существенных условий договора о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы (далее - договор по инициативе Правительства Москвы) ДНПиП города Москвы направляет подготовленный проект договора по инициативе Правительства Москвы в:

28.1.1. Департамент городского имущества города Москвы.

28.1.2. Департамент экономической политики и развития города Москвы.

28.1.3. Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

28.1.4. Департамент жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.

28.1.5. Москомархитектуру.

28.1.6. Иные органы исполнительной власти города Москвы.

28.2. Органы исполнительной власти, указанные в пункте 28.1 настоящего Порядка, в срок не позднее 14 календарных дней с даты поступления проекта договора по инициативе Правительства Москвы направляют в ДНПиП города Москвы в пределах своих полномочий предложения по существенным условиям договора по инициативе Правительства Москвы.

28.3. ДНПиП города Москвы определяет начальную цену предмета аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы (далее - аукцион) в соответствии с методикой определения начальной цены предмета аукциона, утверждаемой правовым актом города Москвы.

28.4. После выполнения пунктов 28.1-28.3 настоящего Порядка ДНПиП города Москвы обеспечивает рассмотрение Градостроительно-земельной комиссией города Москвы вопроса о проведении аукциона, об определении начальной цены предмета аукциона, величины повышения начальной цены предмета аукциона ("шага аукциона"), суммы задатка и существенных условий договора по инициативе Правительства Москвы.

28.5. В случае принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения о проведении аукциона, об определении начальной цены предмета аукциона, величины повышения начальной цены предмета аукциона ("шага аукциона"), суммы задатка и существенных условий договора по инициативе Правительства Москвы ДНПиП города Москвы принимает решение о проведении аукциона.

29. Решение о проведении аукциона содержит:

29.1. Сведения о территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется проведение аукциона.

29.2. Сведения о землях, земельных участках и перечень расположенных на них объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой планируется проведение аукциона.

29.3. Сведения о начальной цене предмета аукциона, величине повышения начальной цены предмета аукциона ("шаге аукциона"), сумме задатка и существенных условиях договора по инициативе Правительства Москвы.

30. Проведение аукциона осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 46.3, 46.11 Градостроительного кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, определенных в приложении к настоящему Порядку.

31. По итогам проведения аукциона договор по инициативе Правительства Москвы заключается ДНПиП города Москвы с победителем аукциона, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, или в установленном порядке с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона.

32. Подписанный сторонами договор по инициативе Правительства Москвы направляется ДНПиП города Москвы в Тендерный комитет для учетной регистрации.

33. Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется на основании договора по инициативе правообладателей, заключаемого ДНПиП города Москвы с правообладателями, в порядке, предусмотренном пунктами 23-27 настоящего Порядка.

В случае, предусмотренном настоящим пунктом, принятие решения о комплексном развитии территории не требуется.

Приложение
к Порядку

Особенности
проведения аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы

1. Аукцион на право заключения договора о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы (далее - аукцион) проводится в порядке, предусмотренном статьями 46.3, 46.11 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом настоящих Особенностей проведения аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы (далее - Особенности).

2. Основанием для проведения аукциона является принятое Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы (далее - Инициатор аукциона) решение о проведении аукциона.

3. Предметом аукциона является право заключения договора о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы (далее - договор по инициативе Правительства Москвы).

4. Организатором аукциона является Департамент города Москвы по конкурентной политике (далее - Организатор аукциона).

5. Организатор аукциона совместно с Инициатором аукциона утверждают типовую форму документации об аукционе.

6. В целях проведения аукциона Организатор аукциона принимает решение о создании аукционной комиссии, определяет ее состав и порядок работы.

В состав аукционной комиссии в обязательном порядке включаются представители Инициатора аукциона.

7. Величина повышения начальной цены аукциона ("шага аукциона") устанавливается в размере двух процентов от начальной цены предмета аукциона.

8. Размер задатка для участия в аукционе составляет 20 процентов от начальной цены предмета аукциона.

9. В целях проведения аукциона Инициатор аукциона передает Организатору аукциона следующие документы:

9.1. Решение о проведении аукциона.

9.2. Проект договора по инициативе Правительства Москвы.

9.3. Копию решения о комплексном развитии территории промышленных и производственных зон города Москвы по инициативе Правительства Москвы.

9.4. Информацию о градостроительном регламенте в границах территории промышленных и производственных зон города Москвы, в отношении которой принято решение о ее комплексном развитии по инициативе Правительства Москвы, в соответствии с правилами землепользования и застройки города Москвы.

10. Организатор аукциона возвращает задаток юридическим лицам, подавшим заявку на участие в аукционе (далее - заявители), в порядке и в случаях, предусмотренных статьей 46.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации. В случае если заявителем заявка на участие в аукционе подана менее чем за 5 дней до даты проведения аукциона, Организатор аукциона возвращает задаток заявителю не позднее 5 рабочих дней со дня подписания протокола рассмотрения заявок.

11. По результатам аукциона договор по инициативе Правительства Москвы заключается с победителем аукциона или с единственным участником аукциона не ранее чем через 10 дней, но не позднее 30 дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о торгах www.torgl.gov.ru, а также на Инвестиционном портале города Москвы www.investmoscow.ru.

12. В случае если победителем аукциона в срок, предусмотренный пунктом 11 настоящих Особенностей, не был подписан договор по инициативе Правительства Москвы или не представлено в установленном порядке соглашение об обеспечении исполнения договора по инициативе Правительства Москвы (если предоставление такого обеспечения является существенным условием договора по инициативе Правительства Москвы), такой победитель аукциона признается уклонившимся от заключения договора по инициативе Правительства Москвы.

В случае признания победителя аукциона уклонившимся от заключения договора по инициативе Правительства Москвы задаток такому лицу Организатором аукциона не возвращается, а Инициатор аукциона вправе заключить договор по инициативе Правительства Москвы с участником аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона, по цене, предложенной победителем аукциона.

13. Организатор аукциона вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении аукциона не позднее чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

При этом срок подачи заявок на участие в аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения информации о внесенных изменениях в извещение до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе составлял не менее 30 дней.

14. Извещение о проведении аукциона, об отказе в проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о торгах www.torgi.gov.ru, а также на Инвестиционном портале города Москвы www.lnvestmoscow.ru в течение 5 рабочих дней и в течение двух рабочих дней со дня принятия решения об отказе в проведении аукциона соответственно.

Обзор документа

Предложения о необходимости внесения изменений в правила землепользования и застройки Москвы в части установления (изменения) территорий, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории промышленных и производственных зон, а также предложения об осуществлении комплексного развития территории промышленных и производственных зон по инициативе Правительства Москвы вносятся Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства.

Такое предложение после сбора всех необходимых сведений рассматривается Градостроительно-земельной комиссией и в случае принятия ею решений о необходимости внесения изменений Москомархитектура осуществляет подготовку проекта правового акта о внесении изменений.

В проекте решения указываются сведения о территории, отображаются ее границы, указываются сведения о землях, земельных участках и перечень расположенных на них объектов недвижимости. Подготовленные предложение и проект решения являются основанием для рассмотрения Градостроительно-земельной комиссией вопроса об осуществлении комплексного развития территории. После принятия решения Департаментом публикуется соответствующая информация в официальном издании Мэра и Правительства Москвы, а также на сайте Департамента. Кроме того, правообладателям земельных участков и объектов недвижимости в границах указанных территорий направляется копия решения и предложение об осуществлении деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории в установленном порядке.

Правообладатели в течение 6 месяцев с даты направления копии решения о комплексном развитии направляют в Москомархитектуру подготовленный проект планировки территории и проект межевания территории, а в Департамент науки, промышленной политики и предпринимательства - проект договора о комплексном развитии территории. Подписанный договор направляется в Тендерный комитет для учетной регистрации.

В случае, если по истечении 6 месяцев со дня направления правообладателям копии решения о комплексном развитии от правообладателей не поступила необходимая документация, а также если договор по инициативе правообладателей не был подписан, Департаментом науки, промышленной политики и предпринимательства принимается решение о проведении аукциона на право заключения договора о комплексном развитии территории.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что комплексная застройка территории – это благо. Особенно эта тема близка ивановцам, уставшим от постоянных скандалов вокруг точечной застройки. Однако и у комплексной застройки есть свои сложности и нюансы. В прошлом году на федеральном уровне был создан механизм, который облегчает взаимодействие практически всех заинтересованных сторон в рамках реализации проектов комплексной застройки. Насколько реально применение этих механизмов в Иванове, какие подводные камни здесь могут встретиться и готовы ли инвесторы работать с этими механизмами? Об этом – наш разговор с директором группы компаний «Центр строительных услуг» Андреем Жегловым.

Андрей Вячеславович, когда говорят о комплексном освоении территорий, обычно представляют себе строительство новых микрорайонов на пустующих участках. В Иванове подобные примеры за последние годы легко пересчитать на пальцах одной руки – Новая Ильинка, микрорайон Московский, ваш проект Новая Дерябиха. Но ведь теперь таких крупных свободных участков в областном центре нет. Это означает, что город будет развиваться только за счет точечной застройки?
- Вы правы насчет отсутствия крупных свободных участков под комплексную застройку. Но и точечная застройка – вариант во многом тупиковый. Поскольку она не учитывает, например, потребность в социальной инфраструктуре. Кроме того, в Иванове сам термин «точечная застройка» приобрел негативный оттенок – слишком часто она велась без учета мнения и потребностей жителей того или иного района. Но отсутствие свободных участков не ставит крест на комплексной застройке в городе, поскольку с 2017 года на федеральном уровне создан и законодательно закреплен механизм комплексного устойчивого развития территорий. Он относится именно к застроенным территориям и позволяет с учетом интересов всех сторон проводить расселение и застройку крупных городских кварталов.

- Сразу приходит в голову московская программа реновации…
- В ивановском варианте о расселении «хрущевок» речь, конечно, не идет – пока, во всяком случае. В нашем городе есть территории, гораздо больше нуждающиеся в реновации. Не секрет, что в разных районах еще сохранились кварталы и деревянных бараков постройки чуть ли не 1930-х годов, и двухэтажных ветхих домов, на расселение которых у города нет денег. И, конечно, характерная особенность Иванова, удивляющая гостей города, – это огромные кварталы частного сектора в самом центре. С точки зрения законов градостроительства это нонсенс.

Да, о частном секторе в центре города и о необходимости его расселения говорят уже лет 20. Но пока ни у одного застройщика не хватило сил и средств, чтобы взяться за подобные проекты: слишком много собственников, слишком разные у них интересы.
- Примеры расселения частного сектора в Иванове все-таки были – можно вспомнить объекты разных застройщиков в районе улицы Жарова. Но масштаб расселения все равно был невелик: 10-15 домов. И даже это требовало огромных усилий со стороны застройщика.
Однако в прошлом году ситуация кардинально изменилась. С 1 января 2017 года в Градостроительный кодекс было введено новое понятие - деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории (КУРТ). Это деятельность по планировке территории, проектированию, строительству и реконструкции объектов, «осуществляемая в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории». В Градостроительном кодексе этот механизм описан достаточно подробно. Вкратце поясню, что он позволяет осуществлять изъятие земельных участков у собственников с выплатой компенсации, проводить планировку территории и затем ее комплексное освоение.
В прошлом году в Иванове по инициативе администрации города были внесены изменения в правила землепользования и застройки, и под комплексное устойчивое развитие были определены две территории. Одна из них находится в центре города и ограничена улицами 3-я Нагорная, 1-я Ефимовская, Зверева и 2-я Ефимовская. Вторая территория ограничена улицами 10 Августа, Колотилова, Суворова и Пролетарской.

- Почему вы считаете, что комплексное освоение может быть интересно застройщикам?
- Застройщики напрямую заинтересованы в развитии механизма КУРТ. Потому что он снимает проблемы с расселением уже застроенных территорий. Расселение идет организованно, жители получают достойную компенсацию – по рыночной цене, которую определяет оценщик. Как правило, на застроенных территориях уже есть определенная инфраструктура – например, дороги, мощности по газу или электроснабжению. А это в значительной степени упрощает согласования с ресурсоснабжающими организациями.
Кроме того, в случае реализации КУРТ часть организационных моментов берет на себя муниципалитет. Это значительно упрощает жизнь инвестору, экономит ему время, которое в данном случае тоже деньги.
И, конечно, огромную роль играет расположение участков. Повторю: речь идет о земле в центральной части города или об участках вдоль магистральных дорог. У тех, кто хочет купить новое жилье, есть спрос на эти районы. Но сейчас застройщики мало что могут им предложить, особенно если учесть, что сейчас покупатели стали очень требовательны в отношении организации придомовой территории, подъездных путей, наличия парковочных мест и т.д.

- А город что получает в результате?
- Город, городские власти и жители в результате получат вместо аварийных двухэтажек или частного сектора, где тоже немало ветхих домов, современные кварталы с тщательно проработанной планировкой, подъездными путями, рекреационными зонами и социальной инфраструктурой в виде школ, детских садов и т.д. Недаром на федеральном уровне активно поддерживают КУРТ, есть федеральная программа, в рамках которой муниципалитет может получить средства из федерального бюджета на строительство дорог и социальных объектов в случае комплексной застройки. И это выгодно отличает подобные проекты от точечной застройки: не секрет, что зачастую застройщик возводит один-два дома на уже застроенных территориях, а потом жители новостроек сталкиваются с проблемой нехватки мест в детских садах и школах неподалеку, с нехваткой парковочных мест и отсутствием стоянок и т.д. Здесь же есть возможность привлечь федеральные средства на развитие города.

Остается вопрос о жителях: вряд ли те, кто живет на территориях, где планируется комплексное устойчивое развитие, будут довольны.
- Вы знаете, у всех разное мнение. Кто-то готов переехать в другое жилье, кто-то нет. Даже из аварийного жилья люди порой не хотят переезжать в новые квартиры, потому что привыкли к старому дому. Но нужно понимать, что есть интересы города в целом, есть потребность в развитии. А гарантией того, что это именно интересы города, а не отдельно взятого инвестора, является участие и контроль муниципалитета. Фактически это в определенной мере механизм частно-государственного партнерства.
Еще раз повторю: компенсация за изымаемые участки будет определяться оценщиком исходя из рыночной (кадастровой) цены. Более того: если собственник не будет согласен с этой оценкой, он может сам заказать ее. И тогда уже суд будет решать, кто прав и не была ли первоначальная цена заниженной.

- Так ваша компания готова участвовать в комплексном развитии территории в качестве инвестора?
- Для нас это очень интересно. Все наши проекты комплексной застройки находятся на периферии – в первую очередь, это Кохма, Ивановский район. В областном центре мы можем вести только точечную застройку. Но это уже неинтересно, потому что мы все-таки хотим создавать людям комфортную среду для жизни, а не загонять их в бетонные коробки. У нас уже есть определенный опыт: в Кохме мы сейчас возводим жилой комплекс «Тихий берег», где, в том числе, постарались реализовать свои представления о комфортных условиях для жителей. Изначально этот земельный участок был малопригодным для застройки: сложный рельеф, прибрежная зона водоема Запрудка, большой перепад высот – застройщики не очень любят осваивать такие территории. Мы приняли решение построить подпорную стену. Это, конечно, привело к увеличению расходов, но, с другой стороны, дало возможность затем спланировать территорию так, чтобы учесть по максимуму потребности людей, которые будут здесь жить. Схема расположения домов образует замкнутые дворы, что сразу делает их более тихими и уютными. Мы предусмотрели широкие тротуары, спортивные и детские площадки, изолированные от дорог и парковок. Парковочные места предусмотрены в достаточном количестве и расположены так, чтобы не мешать пешеходам. Запланированы удобные подъездные пути, большая площадь озеленения территории – то есть мы. по большому счету, постарались реализовать наши собственные представления о том, что такое правильно обустроенное жилье.


Теперь хочется перенести этот опыт и в Иванове, разработать и построить квартал, где будут учтены все потребности жителей – современные технологии это позволяют. Но самостоятельно зайти на территории, застроенные ветхими двухэтажными домами или частным сектором застройщику – повторю – очень сложно. Так что этот механизм нам очень интересен.
Я знаю, что некоторые наши коллеги-застройщики настроены скептически по отношению к механизму КУРТ. Но, думаю, что время и практика покажет, что это наиболее эффективный способ развития таких городов, как Иваново, и он действительно позволит сформировать современную и комфортную городскую среду с учетом всех потребностей жителей.

Новый закон 373-ФЗ изменил процедуру разработки и утверждения проектов планировки в интересах комплексного устойчивого развития городских территорий. По чьей инициативе и как будет происходить это развитие в Петербурге, обсуждали участники дискуссии, организованной адвокатским бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры » совместно с Российской гильдией управляющих и девелоперов.

Как распределить обязанности между собственниками и городом, как договориться с соседями о совместном инвестировании в развитие территории, как вести себя собственникам аварийных объектов, если они не готовы финансово участвовать в проекте? Мы публикуем самые интересные фрагменты дискуссии.

Владимир Григорьев , председатель Комитета по градостроительству и архитектуре, главный архитектор Петербурга:

В Петербурге пока намечено 14 территорий для комплексного устойчивого развития. Город по своей инициативе займется только двумя из них: территорией бывшей воинской части в Красносельском районе и золоотвалом Правобережной ТЭЦ на проспекте Косыгина. Почему так мало?
По инициативе органов исполнительной власти можно развивать территории, только когда они соответствуют критериям, определенным Градостроительным кодексом. У нас нет территорий, на которых больше 50% зданий аварийные или используются не по назначению. Стараниями предыдущих участников градостроительного регулирования промышленные земли «серого пояса» частично переведены в категорию непромышленных: жилых, деловых и так далее. И то, что там больше нет производства, само по себе не является причиной инициировать комплексное устойчивое развитие.
Мы, конечно, хотели бы видеть эти кварталы с местами приложения труда, коммерцией, рекреацией, общественными пространствами, социальными объектами и жильем высокого качества. Без тотальной жилой застройки, как это происходит на некоторых промышленных территориях сейчас.
При этом деятельность по комплексному устойчивому развитию должна идти в соответствии с генеральным планом и правилами землепользования и застройки. Можно, наверное, сделать, как в Москве, двойную индексацию. Например, промышленная зона иногда может развиваться как промышленно-деловая. Пока же проекты планировки должны соответствовать действующим ПЗЗ.
До того, как принимать какие-то решения, надо инвентаризировать те предприятия, которые мы не можем трогать. Есть производства, в которых заинтересован не только город, но и страна. Проектирование — это постоянный поиск компромисса, разрешение конфликта интересов. Мы должны тщательно оберегать появляющиеся ростки инвестиций. Но помнить при этом, что земля, находящаяся в частной собственности, не перестает быть городской.
На мой взгляд, собственников должна вдохновлять возможность самостоятельно разработать проект планировки. И город, и инвесторы, очевидно, будут брать на себя определенные обязательства. Надо найти точку взаимного интереса. Сейчас у города на несколько миллиардов обязательств по развитию инфраструктуры там, где были утверждены проекты планировки с бешеными объемами жилой застройки. Но на деле этого не происходит. А там, где стройка идет, но не обеспечена инфраструктурой, люди понемногу перестают покупать жилье. Город уже заключил соглашений на строительство инфраструктуры инвесторами на 62 млрд рублей. Если этот процесс будет систематизирован, это пойдет на пользу всем.


Ольга Мищенко , руководитель практики недвижимости, строительства и ЧП адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры»:

Комплексное устойчивое развитие территорий — инструмент новый. Соответствующие поправки в Градостроительный кодекс вступили в силу 1 января 2017 года, и до 1 июля регионы должны были утвердить ПЗЗ с зонами для развития. В отличие от КОТ речь идет о развитии застроенных территорий. Но не жилых кварталов, как при реновации, а, скорее, старых промышленных площадок без строгих ограничений по видам разрешенного использования земли. Участки, включенные в границы для КУРТ, могут находиться как в частной, так и в публичной собственности, и это ключевая новелла.
КУРТ возможно по инициативе как правообладателей, так и органов власти. Этот инструмент дает возможность вовлечь в один проект нескольких участников с противоположными интересами. Девелоперы могут в правовом поле договориться о том, как развивать территорию, с городом и с собственниками, которые не готовы расставаться со своими активами. И это вторая ключевая новелла.
Под правообладателями подразумеваются собственники участков и объектов недвижимости, расположенных на территории, а также арендаторы либо пользователи участков, находящихся в городской собственности, если срок прав на соответствующий объект составляет не менее пяти лет на момент подписания соглашения о КУРТ.
Соглашения о КУРТ заключаются без торгов. Сначала правообладатели договариваются, делят между собой права и обязанности, разрабатывают проект планировки и межевания территории. Затем они обращаются в органы исполнительной власти, где обсуждают распределение прав и обязанностей с властью как публичным субъектом.
К сожалению, закон не предусматривает четкого перечня обязанностей публичного субъекта по развитию данной территории. Потенциально он может взять на себя обязанности по развитию социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры. Другое дело, захочет ли. Теоретически город может подписаться под интересными для инициатора проекта обязательствами, но в дальнейшем отказаться от них, если деньги на их реализацию не заложены в бюджет.
Закон не устанавливает ограничений по срокам проведения переговоров и оснований для отказа властей от заключения соглашения о КУРТ. Возможна ситуация, когда правообладатели договорились, потратили время и деньги на разработку ППТ, на переговоры друг с другом, и все это закончилось ничем. Город как публичный субъект волен определять основания для отказа самостоятельно.
Несмотря на это, закон дает правообладателям возможность не только определять содержание ППТ исходя из их представлений об оптимальном развитии территории, но и оперативно, в течение 30 дней, ППТ утвердить. Причем без публичных слушаний. Появляется возможность получить в аренду участки без торгов, если это требуется для развития территории и создания необходимой инфраструктуры.
Когда закон обсуждался, интуитивно казалось, что будет максимально востребована процедура КУРТ по инициативе органов власти, связанная с реализацией городской градостроительной политики. У города в теории есть максимум возможностей для того, чтобы повлиять на правообладателей вплоть до изъятия земли и объектов недвижимости. Федеральный закон дает четыре основания для того, чтобы власть могла инициировать КУРТ: если территория на 50% занята аварийными объектами, объектами, которые подлежат сносу в соответствии с утвержденными программами или не соответствуют виду разрешенного использования по ПЗЗ, или самовольными постройками. Речь не о половине находящихся на территории зданий, а о том, что 50% территории должны составлять участки, на которых расположены эти объекты. Если исходить из этого, то в будущем, возможно, подход города к выявлению территорий для комплексного устойчивого развития может измениться.
Специфика развития территории по инициативе органов власти заключается в том, что, если правообладатели, чьи объекты находятся на этой территории, не сумеют договориться за шесть месяцев, город может привлечь инвестора через аукцион. Отказ правообладателей участвовать в проекте влечет также возможность принудительного изъятия объектов, находящихся в собственности либо в долгосрочной аренде. Причем собственники могут оспаривать в суде размер компенсации, но не само решение об изъятии актива. Вся процедура может занять у города 1,5-2 года.


Елизавета Конвей , директор департамента жилой недвижимости Colliers International в Петербурге:

Привлекательность для развития и потенциал промышленных зон определяются спросом, который зависит от их транспортной доступности, наличия точек притяжения и близости к центру. Сейчас 40% рабочих мест сосредоточено в центре Петербурга, центр перегружен, и существует проблема маятниковой миграции. Развитие промышленного пояса, а именно территорий вдоль Обводного канала, снимает эту проблему. При условии переработки городского транспортного, функционального и «зеленого» каркаса здесь могут появиться новые места притяжения и приложения труда с полным набором градообразующих функций.
Условием КГА при проведении конкурса на разработку концепции развития «серого пояса» был баланс 30:30:40. То есть 30% должно быть отведено под рекреационные зоны, 30% — под коммерческие и производственные и 40% — под жилье и сопутствующую инфраструктуру. Пропорция неоднозначная, для каждой территории она должна устанавливаться индивидуально. Важно понимать, что развитие промышленных территорий с существующими зданиями — это совершенно другой уровень сложности по сравнению с проектами greenfield. Важное значение имеет имидж района.
Внутри города есть и другие перспективные зоны для развития, например, Бадаевские склады внутри сложившейся застройки с хорошим потенциалом, Апраксин двор, Коломна, Петровский остров. Московский опыт показывает, что промышленные площадки объединяются в многофункциональные креативные пространства с офисами, мастерскими, шоу-румами, магазинами, иногда — лофтами для проживания. Помещения сдают по хорошим коммерческим ставкам, но одновременно территория становится центром притяжения для жителей. С помощью города такие процессы пойдут быстрее.

Михаил Ерофеев, генеральный директор мультимодального комплекса «Усть-Луга»:

Для массового вывода промышленного производства из городов сейчас нет экономической возможности. Новые индустриальные парки не дают никакой прибыли, их дотируют региональные бюджеты. А каменные гетто на окраинах стоят непроданные на 40-60%, потому что рядом нет работы. Коллапс цен, заморозка инвестиций. Зачем вынуждать каждую макаронную фабрику затевать девелоперский проект? Кому нужен массовый выброс такой недвижимости на рынок? В девелопменте есть правило — удержание объекта. Если собственник считает, что сейчас не выгодно развивать проект, он платит налоги и удерживает за собой актив. Средств на вывод производства на новые площадки сейчас ни у кого нет.


Дмитрий Панов , генеральный директор ГК «Доверие», руководитель комитета по жилой недвижимости РГУД:

К сожалению, новый закон никак не хед-жирует риски девелопера. Главное для нас — это сроки, которые конвертируются в рентабельность проекта. У нас в городе 19 000 га браунфилдов. Все процедуры, необходимые для начала развития территории, надо просчитать — с учетом законодательства по охране памятников, археологических исследований. И сразу станет понятно, где реализацию проекта можно будет начать через два года, а где — минимум через пять. Надо унифицировать и секвестировать по времени все процедуры и сделать аудит законов с привлечением бизнес-сообщества.
Я лично говорил с собственниками промплощадок на Неве, им неудобно вести производство в центре города. Экономическая эффективность от использования этой земли под жилье в два раза выше, чем любое производство. В Москве делают акцент на привлечение в город светлых умов, они создают рабочие места. А вокруг рабочих мест формируется инфраструктура, в том числе жилая. У петербургских технопарков сегодня загрузка всего 60%, потому что работа в них доступна только крупным компаниям. Маленькие фирмы ищут и снимают помещения в складчину. А собственник завода «Красная нить», у которого отличными темпами растет производство, незанятые помещения отделал и сдает в аренду промышленным предприятиям. И таким образом производство в городе сохранить можно.

Отчет о мероприятии доступен по .


Поисковые теги:

Комплексное освоение территории станет главным трендом в строительстве. Сумеют ли власть и строители справиться со столь сложной задачей?


GRAVION GROUP - что это?

Мальчики и девочки не имеющие абсолютно никакого опыта руководства строительным бизнесом, возомнившие себя небожителями и решившие компенсировать полное отсутствие профессиональной компетентности напускной важностью, апломбом и хамством ничего кроме как улыбки не вызывают.

Декларируемый опыт - пшик, реально реализованных ими проектов - 0!
На собеседовании обещают золотые горы, карьерный рост, стабильность, но в реальности вас ожидает черная зар.плата, отсутствие нормального трудового договора, отсутствие оплачиваемых больничных и требования работать за себя и того парня. Текучка - колоссальная, в почете только те кто через слово говорит "о великий и мудрый кормилец, спасибо что создал компанию гравион и дал возможность лобызать твои стопы", нормальные профи поняв через короткое время что реально из себя представляет компания бегут оттуда.
Да, и при увольнении не рассчитывайте что с вами расплатятся каким то иным образом кроме как скажут что вы не подходите компании по духу)

Gravion Group не проектная мастерская и не строительная компания - это компания из неудачливых менеджеров текта групп среднего звена и еще пары случайных людей.))

Gravion Group априори не может быть подрядчиком ни в чем!)))

Добрый день, гость (13/05/17) и модераторы сайта!

Мы очень польщены, что вы просматриваете другие ресурсы и копируете старые отзывы, которым более года, и на которые мы неоднократно отвечали. Очень жаль, что политика модераторов сайта kvartirazamkad.ru, которые размещают старую и непроверенную информацию, абсолютно не соответствующую действительности, носит подобное негативное отношение к компаниям. Оставляем это на вашей совести.

В компании GRAVION GROUP действительно средний возраст сотрудников 35 лет. Однако, каждый принятый на работу сотрудник имеет колоссальный опыт работы на рынке. Что касается руководителей, то в отрасли они работают уже более 13 лет, на их счету более 2,5 млн. кв.м. реализованных проектов. Согласитесь, мало кто в этом возрасте к 35 годам имеет подобный успешный опыт. Все с чего-то начинали.

Уверена, вы также уже покинули свое первое место работы. В настоящее время наша компания никакого отношения к "Текта Групп" не имеет. С таким же успехом нас можно связать с "Урбан Групп", "ПИК", "Мортон" и другими компаниями, так как у нас работают их бывшие сотрудники. GRAVION GROUP является первым системным fee-девелопером, одним из лидеров BIM-проектирования, занимается строительством и эксплуатацией объектов недвижимости различного назначения.

За 2,5 года существования компании нашим проектным бюро было создано более 25 проектов жилых комплексов, индустриальных парков и объектов коммерческой недвижимости, мы активно занимаемся строительством. В компании GRAVIONGROUP в настоящий момент работает 128 человек, в том числе ведущих профессионалов рынка среди архитекторов, конструкторов, менеджеров, BIM-специалистов - 73. Не всякая крупная компания имеем возможность привлечь столько высококлассных сотрудников.

Да, мы молодая компания, но мы профессионалы своего дела, что неоднократно было доказано делом: нашими проектами, нашими строящимися объектами, нашей социальной и законодательной активностью, наградами и благодарностями от Минстроя и Правительства Московской области.

Могу вас заверить, что в общении каждый наш ТОП-менеджер абсолютно доброжелателен, лоялен и вежлив, что подтверждается независимыми отзывами людей, пришедших на собеседование. Мы не проводим стрессовых интервью, не отправляем людей на детектор и категорически не приемлем хамства. Сопоставить опыт наших руководителей и ваш личный, к сожалению, не представляется возможным, так как вы не представились.

Выбор редакции
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...

Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...