Статья о экскурсии старшей группы в пожарку.


Достаточно трудно отыскать ребенка, который равнодушно отнесется к реву пожарной машины, к форме спасателей, да и просто к пожарному делу. Даже мельком посмотреть на несущихся куда-то на помощь борцов с огнем — уже большая удача. А рассмотреть все настоящее оборудование, технику и защитные костюмы пожарных и услышать историю становления протипожарной службы будет особенно интересно детям любого возраста.

Достаточно часто пожарные части города проводят всевозможные экскурсии для школьников и дошкольников. Экскурсоводами становятся работники МЧС, которые не только расскажут о каждом экспонате, но и раскроют секреты ежедневной службы . Несомненно, детям и взрослым будет интересно послушать захватывающие истории о тушении пожаров, спасении людей и животных.

Для дошкольников

Подобные экскурсии для самых маленьких обладают своими особенностями: во-первых, чаще всего они проходят в игровой или сказочной форме (так дети лучше усвоят материал), во-вторых, в ходе экскурсии рассказывают (можно использовать плакаты, фото экспонатов музея для наглядности), а также с правилами поведения при экстренных ситуациях.

Главными целями экскурсии для дошкольников являются:

Малышам можно предложить поучаствовать в конкурсе рисунков (например, плакатов, пожарных машин, подвигов спасателей и т.д.), поделок, чтения стихов или речевок. Такие мероприятия помогут детишкам хорошо запомнить материал и как можно лучше подготовиться к экскурсии.

В ходе самой выставки работник МЧС расскажет , покажет экспонаты, собранные в музее (который находится при самой пожарной части), поведает историю становления пожарного дела в городе и стране в целом.

Помимо этого, в экскурсию для малышей включают небольшие интерактивы. Это могут быть и проба одевания защитного костюма (детей можно сфотографировать в шлеме или всем костюме), и воспроизведение в игровой форме возможных опасных ситуаций с отработкой правил поведения, и даже возможность потрогать настоящую пожарную технику.

Кроме того, сами дети могут поучаствовать в особой выставке детского творчества, которую устраивают многие . Достаточно принести собственную поделку, и она пополнит коллекцию.

От такой экскурсии будет в восторге любой малыш, и пользы от прослушанной им лекции будет много.

Для школьников

Для детей постарше экскурсия в пожарную часть – это уже не просто праздник или игра, но и увлекательное знакомство с повседневной службой борцов с огнем и других сотрудников пожарной спасательной службы.

Школьникам будет интересно прогуляться по караульному помещению, дежурной диспетчерской службы, а также посетить настоящий гараж, в котором ребята смогут не только рассмотреть все детали пожарной техники, но и посидеть внутри.

Несомненно, экскурсоводом будет самый настоящий пожарный. Борец с огнем не только объяснит устройство каждого механизма, принципа действия машин и снаряжения, расскажет в самом интересном изложении историю становления спасательной пожарной службы во всей стране и конкретно в городе, но и откроет некоторые секреты жизни пожарных.

Экскурсовод поведает о тяжелой, но увлекательной и интересной службе, а по просьбе детей может привести примеры из своей службы, рассказав увлекательную историю тушения пожара и спасения людей и животных.

Помимо интересных рассказов от экскурсовода школьники смогут рассмотреть реальные фотографии пожарных, техники, работы спасателей разных годов и даже веков. Школьникам покажут экспонаты разных поколений: от самых ранних до новинок, используемых в наше время.

Детям будет интересно рассматривать снаряжение, оборудование, фотографии, картины или гравюры, проследить историю пожарного костюма.

Кроме того, некоторые из представленных экспонатов можно будет потрогать и сделать с ними фотографию на память. Также школьникам предложат примерить настоящее (шлем, пояс с инструментами) и даже устроят небольшое соревнование на скоростное надевание формы спасателя.

На самом деле подобные мероприятия очень важны и проводятся с целью повышения уровня знаний правил пожарной безопасности среди молодежи. Посещение музеев, слушание лекций помогают избежать возникновения многих возгораний по вине детей .

Помимо изучения правил безопасности спасательная служба ставит перед собой задачу рассказать школьникам о том, как правильно вести себя при пожаре, каким образом и чем можно обезвредить огонь.

Как организовать

Организация экскурсии в музей при пожарной части – это один из важнейших шагов. Именно это необходимо сделать прежде всего.

Существует два способа организации посещения детьми пожарной части: самолично или через представителя (учитель, глава родительского комитета, заместитель директора по учебно-воспитательной работе) либо же нужно обратиться в специальную фирму, которая полностью занимается организацией экскурсии для отдельной группы (например, Санкт-Петербургская «Азбука Петербурга»).

Прежде всего нужно установить точное количество детей, которые хотят посетить пожарную часть, узнать, сколько родителей будут сопровождать их. Это действительно важно, спасатели и остальные сотрудники должны быть уверены, что смогут принять вашу группу в конкретное время.

Не забудьте поинтересоваться стоимостью посещения пожарной станции. Как правило, все экскурсии в музеи при них бесплатные, но проверить никогда не будет лишним. Также стоит позаботиться о транспорте. Если музей расположен недалеко от вашего учебного учреждения, то можно добраться пешком. В обратном случае стоит нанять автобус.

Многим учителям и воспитателям удобнее водить детей группой прямо от детского садика или школы, а после экскурсии — вернуться обратно, откуда учеников заберут родители. Другой вариант – предложить родителям самостоятельно подвезти ребят к пожарной части.

Можно предложить детишкам принять участие в выставке музея пожарной части. Таким образом, дети смогут лучше понять правила безопасности, узнают много нового о развитии техники и снаряжения спасателей. Можно сделать как коллективную, так и индивидуальные поделки (плакаты, модели, фигурки, рисунки и т.д.).

Польза экскурсий

Учителя, воспитатели и особенно пожарные рекомендуют проводить подобные экскурсии в . Даже родители отмечают большую пользу от таких мероприятий.

Ребятишки получают много полезной информации о том, как правильно вести себя во время пожара, как не допустить возгорания, как правильно сообщить об этом спасателям по телефону. Это особенно актуально в наше время, поскольку даже маленькие дети способны пользоваться электроприборами – основными причинами возгораний.

Благодаря подобным экскурсиям и лекциям количество несчастных случаев, возникших из-за неосторожного обращения детей с огнем, нарушениями правил пожарной безопасности снизилось в разы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №53»

ЭКСКУРСИЯ В ПОЖАРНУЮ ЧАСТЬ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Подготовила:

воспитатель

Балабина С.А.

Арзамас, 2015 г.

Актуальность связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано: на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом и это не может не вызвать тревогу. Поэтому забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Участившиеся в последнее время трагические случаи пожаров в детских учреждениях и анализ причин их возникновения убеждают в систематической работы с педагогами, детьми и родителями.

Цель : знакомство детей с людьми разных профессий .

Задачи:
1) Образовательные: познакомить детей с профессией пожарного,

с особенностями спецодежды, с используемым транспортом, орудиями труда. Дать детям понятие, что пожарные спасают жизни людей.
2) Развивающие : развить умение логически строить свои высказывания, задавать вопросы, слушать внимательно, развивать наблюдательность, любознательность.
3) Воспитательные : формировать у детей доброжелательность к людям, воспитывать уважение к профессионалам, способность понимать важность профессии пожарный.

Способы : организационный момент, экскурсия в пожарную часть, прослушивание рассказов пожарных, рефлексия.

Организационный этап

Предварительная работа : осуществление договорённости с руководством пожарной части № 153 о проведении экскурсии, рассматривание плаката «Противопожарная безопасность», повторение правил безопасного поведения дома, беседа: «Огонь не только помогает, но и беду приносит»; чтение художественной литературы: С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», Л. Толстой «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое».


План-конспект экскурсии

«ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

Воспитатель.

Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о людях какой профессии в нем шла речь?
За сутками сутки и ночью, и днем
Готовы пожарные к битве с огнем.
И мало отважным пожарным быть,
Чтоб злой и коварный огонь победить,
А следует много знать и уметь,
Чтоб четко и быстро огонь одолеть.

Воспитатель. Совершенно верно! О пожарных. Сейчас мы пойдем на экскурсию в Пожарную часть №153, познакомимся с пожарными и больше узнаем о них и их работе. Вы увидите, какие машины им помогают в борьбе с огнем, кто первый получает сигнал о том, что где- то произошел пожар.

Воспитатель:

Давайте вспомним правила поведения на улице и в пожарной части

Ответы детей.

От детского сада до пожарной части дети идут организованной колонной в сопровождении двух воспитателей и помощника воспитателя (впереди и сзади колонны с флажками красного цвета).

В пожарной части

1.​ Знакомство со зданием пожарной части №153


2.​ Знакомство с профессией пожарного. У входа в пожарную часть детей встречают люди в форме. Они представляются. Начинает беседу с детьми заместитель начальника пожарной части Долов С.В.

Дети, сегодня я вам расскажу о профессии пожарного, о его труде.
- Мы сейчас пойдем в диспетчерскую и понаблюдаем за работой диспетчера.
- Скажите, зачем в диспетчерской находится главный пульт, рация? (ответы детей)
- Какую важную работу выполняет диспетчер? (ответы детей)
- Правильно, он принимает вызов о пожаре и подаёт сигнал тревоги, при этом записывает адрес в специальный журнал, указывает пожарным точный адрес возгорания.

А сейчас пройдем в комнату, в которой до вызова находится пожарный наряд с «бойцами». Спросите у пожарного, чем они занимаются в свободное время? (ответы детей)
- Правильно, в основном у нас пожарные заняты тренировкой. Им приходится много тренироваться, чтобы быть ловкими, сильными, быстрыми.
- Почему пожарный должен быть сильными, смелыми, закаленными? (ответы детей)

Совершенно верно, молодые и сильные они в любую минуту готовы приступить к тушению пожара

Заместитель начальника части:

Ребята, я вам расскажу о пожарной машине. Как вы думаете, почему пожарная машина красного цвета? (ответы детей)

Ребята, скажите, для чего пожарная машина оборудована специальными звуковыми «сиренами» и световыми сигналами-«мигалками», рацией? (ответы детей)

Правильно, пожарная машина должна очень быстро прибыть к месту пожара, сигнал необходим для беспрепятственного проезда, а по рации водитель может связаться с пожарной частью и другими машинами (дети рассматривают оборудование пожарной машины, садятся по очереди в кабину).


Заместитель начальника пожарной части:

Для того, чтобы пожарные не пострадали во время пожара у них есть специальные комбинезоны из огнеупорных материалов, каска, огнеупорные рукавицы. (дети примеряют его отдельные элементы).




Заместитель начальника пожарной части :
- Ребята, а в детском саду у вас есть комната для занятий? (ответы детей)

В пожарной части тоже есть комната, в которой проводятся учебные занятия. Сейчас мы с вами находимся в комнате для учебных занятий. Обратите внимание на плакаты, которые размещены вдоль стен, на них показаны: последовательность одевания огнеупорного костюма, как пользоваться лестницей штурмовкой, как правильно одевать противогаз и т.д.


Заместитель начальника пожарной части:

Что нужно делать, чтобы не было пожаров?

Можно ли детям играть со спичками?

А разжигать в лесу костры?

Можно ли без разрешения взрослых включать электроприборы?

Зажигать газ?

Какими качествами должен обладать пожарный?

Что нужно делать нашим ребятам, чтобы стать пожарными?

Ответы детей.


Воспитатель:

Ребята, давайте поблагодарим пожарного за беседу с нами. Мы узнали много полезного и интересного. А сейчас мы пойдём в детский сад и проведём викторину по пожарной безопасности.

Заключительный этап

Викторина по пожарной безопасности

1. Как правильно вести себя во время пожара в квартире?

А). Попытаться самому потушить огонь.

Б). Позвонить по телефону «01» и вызвать пожарных.

В). Позвать на помощь соседей.

Верный ответ - Б.

2. Как поступить, если младшие сестра и братья от страха перед огнем спрятались в шкаф, под кровать или под стол?

А). Вытащить их оттуда и вынести из квартиры.

Б). Позвать на помощь взрослых и вывести их на улицу.

В). Поскорей убежать из квартиры.

Верный ответ - А или Б.

3. Что делать, если в квартире появился дым?

А). Обмотать лицо мокрой тканью и быстрее покинуть квартиру, стараясь не вдыхать глубоко, двигаться пригнувшись.

Б). Открыть окна и дверь, чтобы дым улетучился

Верный ответ - А.

4. Что надо делать, чтобы у вас в квартире никогда не возник пожар?

А). Соблюдать правила пожарной безопасности.

Б). Не пользоваться электроприборами.

В). Во всех комнатах поставить бочки с водой.

Верный ответ - А.

Список используемой литературы:

1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л, Стеркина Р.Б. «Безопасность» учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста - СПБ: «Детство - ПРЕСС», 2008, 144 с.

2. Аралина Н.А. «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности».

3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304 с.

4. Шорыгина Т.А., «Правила пожарной безопасности» для детей 5-8 лет. М: ТЦ Сфера, 2007 - 64с.

5. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4, 2007 год «Пожарная безопасность».

Использованные материалы и интернет - ресурсы:

1 http://zanimatika.narod.ru/OBJ4.htm

2 http://www.druzhina-penza.ru/index.php

Людмила Базанова

Конспект НОД для подготовительной группы детского сада «Знакомство детей с профессиями взрослых - пожарный. Экскурсия в пожарную часть»

Базанова Людмила Александровна воспитатель Первой квалификационной категории МБДОУ Сявский детский сад «Колокольчик». Нижегородская область, Шахунский район, пос. Сява

ЦЕЛЬ: сформировать у детей представление о труде работников пожарной части, создать условия для развития познавательной деятельности, рассказать детям, как правильно вести себя в случае пожара.

ЗАДАЧИ:

Обучающие:

Знакомство с трудом пожарного, диспетчера;

Информирование детей о неправильных действиях и опасных последствиях.

Знакомство детей с основными источниками возникновения пожара и способами безопасного поведения при возникновении пожара.

Обучение детей действиям в экстремальных ситуациях.

Развивающие:

Обогатить и активизировать словарный запас детей (пожарный, диспетчер, пожарная машина, пожарный рукав, насос, цистерна, пожарная лестница, огнетушитель, противогаз).

Стимулировать и способствовать развитию речи.

Развивать память, воображение, мышление (сравнение, анализ, обобщение).

Формировать умение и навыки вести беседу, высказывать свое мнение.

Учить отвечать на заданные вопросы.

Воспитательные:

Воспитывать уважение и интерес к труду взрослых, к профессии пожарный.

Воспитывать желание соблюдать правила пожарной безопасности.

Воспитывать внимательность к окружающим людям, умение сопереживать, вовремя оказать необходимую помощь.

Воспитывать навыки культурного поведения в общественных местах.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: элементы ТРИЗ-технологии, здоровьесберегающая технология (Игра «Топаем, хлопаем», проектная деятельность (в рамках проекта «Знакомство детей с профессиями взрослых, ИКТ-технологии (компьютерная презентация, игровая технология (дидактические игры).

ОБОРУДОВАНИЕ:

Плакат с изображениями не играй со спичками, не оставляй включенным утюг, не оставляй на плите чайник, будь осторожен с плитой, береги природу от огня (это может быть презентация на компьютере).

Дидактический материал: картинки с изображениями огнеопасных и неопасных предметов.

Материал: плакат «Правила поведения при пожаре» (это может быть презентация на компьютере).

Дидактический материал: картинки с изображениями предметов, которые нужны при тушении пожара и предметов, которые при пожаре не нужны.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

Чтение произведений, рассказывающих о пожарах и действиях при возникновении пожара: сказка «Кошкин дом», произведение Л. Толстого «Пожарные собаки»;

Рассматривание иллюстраций: изображение тушения пожара, пожарные тренируются, ремонтируют технику, приводят в порядок обмундирование, пожарная машина, пожарный рукав, выдвижная лестница, одежда пожарного, противогаз.

Разговоры о поведении при возникновении пожара «Огонь - наш друг, огонь - наш враг», «Где работает огонь»;

После рассматривания иллюстраций – рисование пожарной машины;

Заучивание стишков.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: беседа, постановка вопросов, решение проблемных ситуаций, художественное слово.

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПЛАН-КОНСПЕКТ БЕСЕДЫ

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о людях какой профессии я вам сегодня хочу рассказать.

Смел огонь, они смелее,

Он силен, они сильнее,

Их огнем не испугать,

Им к огню не привыкать! (Пожарные)

Воспитатель: Правильно, а как вы думаете, какими еще качествами должен обладать пожарный? (храбрый, внимательный, ловкий и др). Верно! Благодаря всем этим качествам пожарные могут быстро потушить пожар. А вы помните, по какому номеру нужно звонить, если случился пожар? (01).

Воспитатель: Все верно! А из-за чего может случиться пожар?

(неосторожное обращение с огнем, игры с огнеопасными предметами; нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации бытовых электроприборов, печей).

Воспитатель: (показывает плакат «Причины пожара») Ребята, запомните: опасно баловаться спичками, зажигалками, они предназначены для хозяйственных нужд, но никак не для игр. Даже маленькая искорка может привести к большому пожару. Ребятам младшего возраста опасно пользоваться бытовыми электроприборами, такими, как утюги, чайники, телевизоры, включать газовые плиты и др., самим топить печи, разжигать костры.

материал: плакат с изображениями не играй со спичками, не оставляй включенным утюг, не оставляй на плите чайник, будь осторожен с плитой, береги природу от огня.

А теперь давайте поиграем в игру и узнаем, запомнили ли вы предметы, которые могут быть причиной пожара.

Дидактическая игра «Огнеопасные предметы»

Дидактический материал: картинки с изображениями огнеопасных и неопасных предметов.

Перед детьми лежат карточки с огнеопасными и неопасными предметами (вперемешку). Дети разделены на две команды. Игроки команды № 1 должны найти группу огнеопасных предметов, игроки команды № 2 должны найти предметы, не представляющие опасности. Объяснить, почему выбрали именно эти предметы.

Воспитатель: (показывает плакат «Правила поведения при пожаре»). Ребята, а теперь послушайте, что необходимо сделать, если возник пожар.

В первую очередь позвоните в службу спасения по телефону «01».

Сообщите что горит и точный адрес.

Если рядом есть взрослые, необходимо позвать их на помощь. Ни в коем случае не прячьтесь во время пожара в укромные места (под кровать, в шкаф, в кладовку и др., пожарным будет трудно вас найти.

Если комната заполняется едким дымом, закройте нос и рот мокрой тканью, пригнитесь к полу и срочно покиньте помещение.

Твердо знайте, что из дома есть два спасительных выхода: если нельзя выйти через дверь, зовите на помощь из окна или с балкона.

Если пожар произошел в твоей квартире и есть возможность ее покинуть – убегай на улицу, не забудь плотно закрыть за собой дверь и сразу же сообщи о пожаре первым встречным прохожим, чтобы они вызвали пожарных.

Пожар может произойти в подъезде или в другой квартире. Если в подъезде огонь или дым, не выходите из квартиры. Откройте окно или балкон и зовите на помощь.

Во время пожара нельзя пользоваться лифтом: он может остановиться между этажами.

Если на вас загорелась одежда, падайте и катитесь, чтобы сбить пламя.

Если вы обожгли, например, руку – подставьте ее под струю холодной воды и позовите на помощь взрослых.

Воспитатель: Ребята, теперь поиграем в игру «Топаем, хлопа ем»

Условие: Если дети поступают правильно - хлопают, если неправильно – топают.

Знаю я теперь, друзья,

Что с огнем играть нельзя! (хлопают)

Спички весело горят,

Буду с ними я играть. (топают)

Коля убежал за дом, там играет он с костром. (топают)

Он опасен, Лена знает,

Утюг больше не включает (хлопают)

Таня с Ниною играют, на печи газ зажигают (топают)

Клим увидел: дом горит,

Мальчик «01» звонит. (хлопают)

Воспитатель: А вы можете назвать предметы, которыми пользуются пожарные при тушении пожара? (вода, песок, огнетушитель и др). Верно! Давайте сыграем в игру «Что пригодится при пожаре».

Дидактическая игра «Что пригодится при пожаре»

Дидактический материал: картинки с изображениями предметов, которые нужны при тушении пожара, и предметов, которые при пожаре не нужны.

Перед детьми лежат картинки с изображениями предметов, которые нужны при тушении пожара, и предметов, которые при пожаре не нужны (вперемешку). Карточки делятся между двумя игроками. Игрок №1 выбирает из своих карточек предметы, которые нужны при пожаре, игрок № 2 – которые не нужны. Карточки, не подходящие игроку, можно выменять у второго игрока, объясняя для чего нужен или не нужен предмет при пожаре.

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЭКСКУРСИИ

Воспитатель: Сейчас мы пойдем на экскурсию в Пожарную часть, познакомимся с пожарными и узнаем о них и их работе.

Помните правила поведения на улице и в пожарной части!

У входа в пожарную часть детей встречают люди в форме. Они представляются и начальник пожарной части начинает беседу с детьми.

Начальник ПЧ: Дети, сегодня я вам расскажу о труде пожарных. Наш рабочий день называется смена, которая начинается в 8 часов утра и заканчивается только на следующее утро в 8 часов. Каждое утро в пожарной части начинается с «развода» - совещания. Те пожарные, чья смена закончилась, рассказывают о том, что произошло за время их дежурства и передают следующей смене оборудование, которое должно быть в обязательном порядке исправно, начальник пожарной части раздает задания на новую рабочую смену.

А теперь пойдемте в диспетчерскую и понаблюдаем за работой диспетчера. Скажите, какую важную работу выполняет диспетчер? (принимает вызов о пожаре). Верно, он принимает вызов о пожаре и подает сигнал тревоги, указывает пожарным точный адрес возгорания. Диспетчер - очень важный человек в пожарной части.

А сейчас я вам покажу учебный класс, ежедневно здесь для пожарных проходят занятия по пожаротушению. Обратите внимание на плакаты, которые размещены вдоль стен. На них показаны: последовательность одевания огнеупорного костюма, как пользоваться лестницей, как правильно надевать противогаз.

У пожарных есть специальные комбинезоны из огнеупорных материалов, каска, огнеупорные рукавицы. Как вы думаете, зачем пожарному эта одежда? (Для того, что бы пожарные не пострадали). Дети рассматривают и примеряют обмундирование.

А после занятий пожарные в основном заняты тренировкой – отрабатывают действия, которые могут возникнуть при пожаре. Им приходится много тренироваться, чтобы быть сильными, быстрыми, ловкими.

Следующее наше знакомство- это знакомство с оборудованием пожарной машины. Ребята скажите, для чего пожарная машина оборудована звуковыми сиренами и световыми сигналами-мигалками? (для беспрепятственного проезда) Также в пожарной машине есть рация, с помощью которой водитель может связаться с пожарной частью и другими машинами. Также у пожарных машин есть цистерна с водой (она хранит большой запас воды, бак со специальной пеной, длинные шланги-рукава. Специальным механизмом вода из цистерны подается сильным напором в шланг. С помощью силы воды пожарный тушит пламя. А по складной лестнице пожарный может ловко проникнуть внутрь горящего дома через окно и балкон.

Дети рассматривают оборудование, садятся в порядке очереди в кабину пожарной машины.

Сейчас посмотрим инвентарь для тушения пожара, а вы вместе со мной будете его называть: противогаз, огнетушители, кислородный баллон, топор, лестница.

Воспитатель Видите, ребята, какая важная, опасная работа у пожарных. Давайте поблагодарим пожарных и попрощаемся с ними.

Дети прощаются с пожарными, благодарят за экскурсию и возвращаются в детский сад.


Для большинства детей пожарный является воплощением героизма и отваги, который не боится огня и смело спасает людей. Именно поэтому правила пожарной безопасности, рассказанные лично пожарным, воспринимаются серьезнее и лучше запоминаются.

Экскурсии в пожарную часть для детей школьного и дошкольного возраста – это увлекательное приключение, которое обязательно понравится каждому ребенку и запомнится надолго.

Навыки пожарной безопасности следует прививать детям с раннего возраста. Посещение пожарной части – это не только интересный способ провести время, но и большая польза для детей любого возраста.

Основными целями посещения пожарной части являются:

Дети смогут узнать много полезной информации относительно того, как предотвратить беду и усвоят порядок действий при чрезвычайной ситуации. Сведения о том, как необходимо действовать в экстренных случаях, дети получат напрямую от работников пожарной части. Такая экскурсия будет познавательной не только для детей, но и для многих взрослых.

Экскурсия в пожарную часть – это отличный способ обучиться в игровой форме. Кроме ярких впечатлений, дети получат множество полезной и важной информации, которая им понадобится в дальнейшей жизни для того, чтобы избежать возникновения возгорания.

Прямые примеры того, что может за собой повлечь игра с огнем или непотушенная спичка, останутся в памяти детей и позволят в дальнейшем поступать обдуманно. Увлекательные истории, рассказанные пожарными о тушении пожаров и спасении людей, позволят предотвратить возникновение опасных ситуаций по причине неосторожных действий детей.

Польза экскурсии

Пожарная машина всегда привлекает детей, в особенности в моменты ее спешки на ликвидацию пожара. Современные дети имеют уникальную возможность не только посмотреть на спасательную машину со стороны, но и изучить ее внутреннее оборудование. Информация, полученная из первых уст, запомниться детям гораздо лучше, чем наставления учителей, воспитателей и родителей.

Экскурсия в пожарную часть позволит детям узнать подробности о профессии, процесс обучения и подготовки пожарных, предшествовавший их допуску к выполнению служебных обязанностей. Это развивает уважение к нелегкому труду. Правильная последовательность действий при пожаре – основной фактор, который будет полностью влиять на исход чрезвычайной ситуации.

Дети смогут сформировать понимание опасности и ответственности, а также запомнят о важности своевременного обращения в пожарную службу за помощью. Прямое общение с работниками службы будет способствовать повышению ответственности у детей, и препятствовать необдуманным поступкам, которые могут повлечь за собой пожар. Дети смогут не только пополнить свой багаж знаний, но и обучатся осторожному поведению с огнем.

Что можно узнать на экскурсии в пожарную часть?

Экскурсия проходит в настоящей действующей пожарной части, где проводником и экскурсоводом выступает работник пожарной службы. Мероприятие позволит расширить кругозор любознательных детей и получить им ответы на интересующие вопросы.

Полученная информация является достаточно познавательной:

  • Дети узнают, как работают пожарные.
  • Ознакомятся с устройством машины, оснащением и ее возможностями при тушении пожара.
  • Ознакомятся с одеждой, оборудованием, снаряжением и техникой.
  • Услышат много интересных историй о трудовых буднях спасателей.
  • Узнают все о работе диспетчера, который принимает вызовы и быстро на них реагирует.
  • Ознакомятся или обновят в памяти правила, которые позволяют предотвратить возгорание.
  • Закрепят информацию о том, как следует себя вести при возникновении пожара.

Кроме наглядного примера работы техники и спасателей дети смогут получить информацию о важности соблюдения правил поведения.

Экскурсия проводится в познавательно-развлекательной форме, что способствует лучшему усвоению информации. Пожарники в ходе экскурсии напомнят о том, что главная задача в работе пожарных, в первую очередь – спасение людей, и только потом – тушение пожара.

Пожарная часть будет служить для детей наглядным примером того, как оперативно происходит реагирование на срочный вызов, сбор и выезд машины.

Рассказы об отважных действиях спасателей во время тушения огня обязательно вдохновят детей. Обучение основам техники противопожарной безопасности будет происходить на доступном для детей языке – в интерактивной наглядной форме. Путешествие по пожарной части будет начинаться с рассказа об истории ее возникновения.

Далее детям будет подробнее рассказано о профессии пожарного: что входит в его ежедневные обязанности, и какими качествами он должен обладать. Во время экскурсии будет возможность ознакомиться с интересными фактами о профессии и осознать ежедневные трудности, которые встают перед пожарными при ликвидации возгорания.

Третья часть экскурсии предполагает посещение рабочих помещений, а также возможность осмотра кабины диспетчера и пожарной машины. Особенно детям понравится сигнал тревоги, который работники части специально включают для большей наглядности о происходящих трудовых буднях.

Как организовать экскурсию

Профессия пожарного вызывает жгучий интерес практически у каждого ребенка, и дети обязательно обрадуются новости о возможности посещения настоящей пожарной части. Воспитателям или учителям останется заняться организационными вопросами.

Организовать мероприятие можно двумя способами:


Обязательно следует определиться с количеством сопровождающих и группой детей, которые будут присутствовать во время экскурсии. Отдельно стоит позаботиться о том, чтобы добраться до пожарной части.

Можно нанять автобус, который доставит всю группу с сопровождающими, а после экскурсии привезет детей обратно к учебному заведению. Также можно предложить родителям самостоятельно привести детей к определенному времени, а после экскурсии развести по домам.

Для школьников и дошкольников в Москве

В Москве услуги по проведению экскурсионных поездок предлагает множество специальных бюро. Во время посещения пожарной части, если она была организована напрямую, экскурсоводом будет настоящий сотрудник службы. Большое преимущество в том, что он сможет доступным и понятным способом проинформировать детей, а также детально ответить на интересующие их вопросы.

Экскурсия в пожарную часть для детей дошкольного возраста имеет некоторые особенности.

В силу юного возраста предлагается ознакомление с профессией пожарного и специальной техникой в игровой форме: воспитатели должны провести подготовительное знакомство, а непосредственно в части дети смогут примерять пожарную форму, сесть в пожарную машину за руль, подышать с помощью кислородной маски.

Во время экскурсии в пожарную часть детям дают возможность почувствовать себя сотрудником МЧС

Закрепить полученные знания дети смогут с помощью конкурса, который предполагает ответы на вопросы воспитателя. Вызвать дополнительный интерес и упорядочить информацию можно с помощью рисунков или творческих поделок, на которых дети смогут изобразить наиболее запомнившиеся им моменты и истории.

Для школьников предлагается знакомство с историей развития пожарного дела, распорядком дня спасателей, посещение диспетчерской и комнаты отдыха, изучение правил использования средств специальной защиты. Кроме того, дети смогут увидеть наглядную демонстрацию тушения огня первичными специальными средствами.

Заключительной частью ознакомительной программы, обязательно будет рассказ о правилах пожарной безопасности и действиях, которые следует выполнять при возникновении возгорания.

Также детям представится возможность осмотра места для тренировки настоящих спасателей, где они поймут важность предварительной спортивной подготовки, от которой иногда зависит жизнь людей во время настоящего пожара.

Для школьников и дошкольников в СПб

Организация экскурсий в Санкт-Петербурге будет проводиться аналогичным способом. При посещении действующей пожарной части информация будет максимально адаптирована под возраст детей, однако стоит помнить о том, что доносить информацию до детей будет не профессиональный экскурсовод, а пожарный – человек, который практически каждый день выполняет ответственную и опасную работу.

При организации посещения для детей дошкольного возраста воспитатель и сопровождающие будут предупреждены о правилах поведения в общественных местах: при демонстрации спасательного оборудования и техники может быть достаточно шумно.

Дети смогут принять участие в тушении , посмотреть организацию экстренного сбора работника, побывают в кабине машины, узнают о разных техниках тушения пожара.

Рекомендуется предварительно провести ряд мероприятий до экскурсии воспитателем или учителем, которые будут способствовать лучшему усвоению материала. Проведение бесед, викторин, игр позволит дополнительно вызвать у детей интерес к происходящему. Проведение викторины после экскурсии позволит закрепить ту информацию, которую предоставили работники пожарной части.

Дети более старшего школьного возраста подробно узнают об истории создания пожарной части, посетят все рабочие помещения – комнату отдыха, диспетчерскую, тренировочную базу, научатся пользоваться пожарным рукавом. Экскурсия является интерактивной, что позволяет гораздо лучше усваивать полученную информацию.

Какие документы необходимы для организации экскурсии для детей?

Экскурсия в пожарную часть предполагает четкое соблюдение требований и правил относительно ее правильной организации.

Список документов, которые будут необходимы в рамках действующего законодательства:


Количество сопровождающих будет зависеть от общего числа детей, которые будут в составе экскурсионной группы. Они должны сопровождать детей во время передвижения на транспортном средстве и экскурсии.

При выборе автобуса следует удостовериться о наличии документов, содержащих сведения о водителе и порядке посадки детей в автобус. Предварительно в ГИБДД необходимо предоставить соответствующую заявку, которая будет являться разрешительным документом для перевозки.

Обращение к Представителю учредителя

Согласно действующему законодательству при организации поездок или экскурсий необходимо сообщить об этом городскому отделу Департамента образования. Это необходимо выполнять в целях охраны жизни и здоровья окружающих. Обращение к Представителю учредителя можно заполнить с использованием электронной формы, указанной на сайте Департамента образования.

В документе указывается цель и место поездки, информация о группе и сопровождающих.

Список группы предполагает заполнение личных данных каждого ребенка: фамилия, имя, отчество, дата рождения. Кроме этого указываются личные данные сопровождающих, а также номер телефона, по которому можно с ними связаться. Данная информация подается не позднее, чем за 10 дней до предполагаемой даты поездки.

Обращение к Инспектору округа

Инспектор округа также должен быть уведомлен относительно проведения экскурсии. На сайте Департамента образования приведены удобные и понятные формы для заполнения, в которых необходимо указать личные данные о сопровождающих, количество человек, данные руководителя туристического мероприятия, наименование организации по обеспечению перевозки и питания.

Документ утверждается подписью руководителя образовательного учреждения и подается не ранее чем за 10 дней до назначенной даты экскурсии. Наличие разрешительных документов – обязательное требование.

Во время экскурсии все сопровождающие должны иметь документы для подтверждения личности. При проверке документации данные должны в точности совпадать с теми, которые были указаны в заявлении.

Стоимость экскурсии

Посещение пожарной части происходит на бесплатной основе, если организационными вопросами полностью занимаются воспитатели или учителя. После уточнения информации о возможности посещения пожарной части следует заняться подготовкой документов, позволяющих организовать поездку.

Во многих городах экскурсионные бюро предлагают услугу посещения пожарной части. При обращении в экскурсионное бюро, которое будет полностью заниматься организацией поездки, стоимость билета будет отличаться в зависимости от комплекса предоставляемых услуг.

Примерна стоимость билетов в Москве и Санкт-Петербурге приведена в таблице:

Город Диапазон цен
Москва 600-1200 руб.
Санкт-Петербург 500-1200 руб.

В услуги входит сопровождение экскурсовода и транспортные услуги. В обязанности экскурсовода будет входить полное сопровождение в период посещения части, сопровождаемое увлекательными рассказами и конкурсами для детей.

Это позволит сделать экскурсию более интересной и разнообразной. В небольших городах ценовая политика будет немного ниже, однако и выбор экскурсионных бюро значительно меньше.

Посещение пожарной части – это не только интересное времяпровождение для детей, но и большая польза. Актуальность мероприятия связана с высокой любознательностью детей, которая часто приводит к возникновению различных опасностей.

Экскурсия позволит детям значительно расширить свой кругозор, получить наставления от работников о правилах поведения для предотвращения возгорания, а также изучить порядок действий при возникновении чрезвычайной ситуации.

Оформление статьи: Владимир Великий

Видео про экскурсии в пожарную часть

Экскурсия в пожарную часть:

Светлана Балабина
Конспект экскурсии в пожарную часть

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №53»

ЭКСКУРСИЯ В ПОЖАРНУЮ ЧАСТЬ

С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ »

Подготовила :

воспитатель

Балабина С. А.

Арзамас, 2015 г.

Актуальность связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку . Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями. Подсчитано : на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей пострадавших от пожара возрастает с каждым годом и это не может не вызвать тревогу. Поэтому забота о сохранности детской жизни - важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Участившиеся в последнее время трагические случаи пожаров в детских учреждениях и анализ причин их возникновения убеждают в систематической работы с педагогами, детьми и родителями.

Цель : знакомство детей с людьми разных профессий.

Задачи :

1) Образовательные : познакомить детей с профессией пожарного ,

с особенностями спецодежды, с используемым транспортом, орудиями труда. Дать детям понятие, что пожарные спасают жизни людей .

2) Развивающие : развить умение логически строить свои высказывания, задавать вопросы, слушать внимательно, развивать наблюдательность, любознательность.

3) Воспитательные : формировать у детей доброжелательность к людям, воспитывать уважение к профессионалам, способность понимать важность профессии пожарный .

Способы : организационный момент, экскурсия в пожарную часть , прослушивание рассказов пожарных , рефлексия.

Организационный этап

Предварительная работа : осуществление договорённости с руководством пожарной части № 153 о проведении экскурсии , рассматривание плаката «Противопожарная безопасность » , повторение правил безопасного поведения дома, беседа : «Огонь не только помогает, но и беду приносит» ; чтение художественной литературы : С. Маршак «Кошкин дом» , «Пожар » , Л. Толстой «Пожар » , «Рассказ о неизвестном герое» .

План-конспект экскурсии

«ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ »

Воспитатель.

Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о людях какой профессии в нем шла речь?

За сутками сутки и ночью, и днем

Готовы пожарные к битве с огнем .

И мало отважным пожарным быть ,

Чтоб злой и коварный огонь победить,

А следует много знать и уметь,

Чтоб четко и быстро огонь одолеть.

Воспитатель. Совершенно верно! О пожарных . Сейчас мы пойдем на экскурсию в Пожарную часть №153 , познакомимся с пожарными и больше узнаем о них и их работе. Вы увидите, какие машины им помогают в борьбе с огнем, кто первый получает сигнал о том, что где- то произошел пожар .

Воспитатель :

Давайте вспомним правила поведения на улице и в пожарной части

Ответы детей.

От детского сада до пожарной части дети идут организованной колонной в сопровождении двух воспитателей и помощника воспитателя (впереди и сзади колонны с флажками красного цвета) .

В пожарной части

1. Знакомство со зданием пожарной части №153

2. Знакомство с профессией пожарного . У входа в пожарную часть детей встречают люди в форме. Они представляются. Начинает беседу с детьми заместитель начальника пожарной части Долов С . В.

Заместитель начальника пожарной части :

Дети, сегодня я вам расскажу о профессии пожарного , о его труде.

Мы сейчас пойдем в диспетчерскую и понаблюдаем за работой диспетчера.

Скажите, зачем в диспетчерской находится главный пульт, рация? (ответы детей)

Какую важную работу выполняет диспетчер? (ответы детей)

Правильно, он принимает вызов о пожаре и подаёт сигнал тревоги, при этом записывает адрес в специальный журнал, указывает пожарным точный адрес возгорания.

А сейчас пройдем в комнату, в которой до вызова находится пожарный наряд с «бойцами» . Спросите у пожарного , чем они занимаются в свободное время? (ответы детей)

Правильно, в основном у нас пожарные заняты тренировкой . Им приходится много тренироваться, чтобы быть ловкими, сильными, быстрыми.

Почему пожарный должен быть сильными, смелыми, закаленными? (ответы детей)

Совершенно верно, молодые и сильные они в любую минуту готовы приступить к тушению пожара

Заместитель начальника части :

Ребята, я вам расскажу о пожарной машине . Как вы думаете, почему пожарная машина красного цвета? (ответы детей)

Ребята, скажите, для чего пожарная машина оборудована специальными звуковыми «сиренами» и световыми сигналами-«мигалками» , рацией? (ответы детей)

Правильно, пожарная машина должна очень быстро прибыть к месту пожара , сигнал необходим для беспрепятственного проезда, а по рации водитель может связаться с пожарной частью и другими машинами (дети рассматривают оборудование пожарной машины , садятся по очереди в кабину).

Заместитель начальника пожарной части :

Для того, чтобы пожарные не пострадали во время пожара у них есть специальные комбинезоны из огнеупорных материалов, каска, огнеупорные рукавицы. (дети примеряют его отдельные элементы) .

Заместитель начальника пожарной части :

Ребята, а в детском саду у вас есть комната для занятий? (ответы детей)

В пожарной части тоже есть комната , в которой проводятся учебные занятия. Сейчас мы с вами находимся в комнате для учебных занятий. Обратите внимание на плакаты, которые размещены вдоль стен, на них показаны : последовательность одевания огнеупорного костюма, как пользоваться лестницей штурмовкой, как правильно одевать противогаз и т. д.

Заместитель начальника пожарной части :

Что нужно делать, чтобы не было пожаров ?

Можно ли детям играть со спичками?

А разжигать в лесу костры?

Можно ли без разрешения взрослых включать электроприборы?

Зажигать газ?

Какими качествами должен обладать пожарный ?

Что нужно делать нашим ребятам, чтобы стать пожарными ?

Ответы детей.

Воспитатель :

Ребята, давайте поблагодарим пожарного за беседу с нами . Мы узнали много полезного и интересного. А сейчас мы пойдём в детский сад и проведём викторину по пожарной безопасности .

Заключительный этап

Викторина по пожарной безопасности

1. Как правильно вести себя во время пожара в квартире ?

А). Попытаться самому потушить огонь.

Б). Позвонить по телефону «01» и вызвать пожарных .

В). Позвать на помощь соседей.

Верный ответ – Б.

2. Как поступить, если младшие сестра и братья от страха перед огнем спрятались в шкаф, под кровать или под стол?

А). Вытащить их оттуда и вынести из квартиры.

Б). Позвать на помощь взрослых и вывести их на улицу.

В). Поскорей убежать из квартиры.

Верный ответ – А или Б.

3. Что делать, если в квартире появился дым?

А). Обмотать лицо мокрой тканью и быстрее покинуть квартиру, стараясь не вдыхать глубоко, двигаться пригнувшись.

Б). Открыть окна и дверь, чтобы дым улетучился

Верный ответ – А.

4. Что надо делать, чтобы у вас в квартире никогда не возник пожар ?

А). Соблюдать правила пожарной безопасности .

Б). Не пользоваться электроприборами.

В). Во всех комнатах поставить бочки с водой.

Верный ответ – А.

Список используемой литературы :

1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л, Стеркина Р. Б. «Безопасность» учебно-методическое пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста – СПБ : «Детство - ПРЕСС» , 2008, 144 с.

2. Аралина Н. А. «Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности ».

3. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-304 с.

4. Шорыгина Т. А., «Правила пожарной безопасности » для детей 5-8 лет. М : ТЦ Сфера, 2007 – 64с.

5. Журнал «Дошкольное воспитание» № 4, 2007 год «Пожарная безопасность » .

Использованные материалы и интернет - ресурсы :

1 http://zanimatika.narod.ru/OBJ4.htm

2 http://www.druzhina-penza.ru/index.php

3 http://gpn.shatura.ru/propoganda/detiipb/index.html

4 http://detsadd.narod.ru/index_8_4.html

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...