Структура безвозмездных поступлений. Единый портал бюджетной системы


На днях власти вновь отчитались о своей неэффективности, и на этот раз дело вновь затрагивает бюджет страны. На заседании комитета Госдумы по бюджету и налогам глава Счетной палаты Татьяна Голикова объявила, что по данным за 2015 год 41 субъект Федерации имеет дефицит бюджета более 10%. Наряду с этим, в 14 субъектах страны зафиксирован государственный долг, который превышает 100% бюджета региона, что уже идет вразрез с Налоговым кодексом.

Сегодня бюджеты многих регионов испытывают гораздо больший кризис по сравнению с федеральным

Ещё в 2014 году президент России Владимир Путин отмечал, что, чем дешевле рубль и выше курс доллара, тем лучше для российского бюджета – большую часть отчислений образуют нефтегазовые доходы и поступления от внешней торговли, при которых происходит пересчет стоимости товаров, и соответственно, пошлин и налогов из долларов в рубли. В результате государственная казна получает больше рублей, хотя при этом, в национальную валюту уже закладывается гигантская инфляция. В 2015 году за счет подобной ситуации немного удалось компенсировать эффект от падения мировых цен на сырье, поэтому 2015 год завершился для федерального бюджета с небольшим минусом. Доходы составили 13,7 трлн рублей (-6%), расходы – 15,6 трлн рублей (+5%). Дефицит бюджета составил менее 2 трлн рублей.

В то же время, бюджеты регионов формируются иначе, и в меньшей степени имеют «подпитку» от девальвации – большую часть из них образуют налоги на прибыль организаций, налоги на доходы физических лиц, на имущество, транспортные налоги, доходы от предпринимательской деятельности, НДС. При этом более трети всех поступлений приходится на безвозмездные поступления в виде субсидий, субвенций и других трансфертов из федерального бюджета, а также средства, направляемые нерезидентами.

За 2015 год большинство категорий поступлений показали рост – так, поступления от налогов на прибыль выросли на 5,6%, от налогов на имущество – 11,6%, от штрафов и санкций на 18,6%.

Общий объем доходов бюджетов субъектов вырос до 9,31 трлн рублей, а расходы до 9,48 трлн рублей. При этом дефицит составил всего около 170 млрд рублей. Таким образом, на первый взгляд, бюджеты регионов даже лучше справились с кризисом, чем федеральный бюджет.


В то же время, если проанализировать данные по отдельным регионам, то можно увидеть, что многие из них едва сводят концы с концами, и общую положительную динамику обеспечивают столичные регионы, а также субъекты, где ведется добыча углеводородов.

Так, например рост московских доходов бюджета по сравнению с прошлым годом составил 120,6 млрд рублей, Московской области – 36,96 млрд рублей, Санкт-Петербурга – 13,8 млрд рублей, Сахалинской области – 67,89 млрд рублей.

Однако многие субъекты страны завершили год, едва превысив прошлогодние значения или вовсе с минусом. Антирекорд среди них поставил Ямало-Ненецкий автономный округ, доходы которого стали меньше на 24 млрд рублей. Причиной этого стало общее кризисное состояние российской экономики, падение прибылей предприятий и реальных доходов населения. Кроме того, негативную динамику показали многие регионы в которых развивалось машиностроение –с российского рынка ушла часть зарубежных автопроизводителей, а отечественные предприятия заметно сократили объемы работы.

Бюджетные расходы регионов тем временем росли, и дополнительное давление в свою очередь оказали «майские указы» президента, которые предусматривали различные социальные обязательства, в частности индексацию заработных плат, пенсий и пособий. По оценкам Счетной палаты на плечи регионов легло около 70-80% всех расходов по ним.

В результате, дефицит бюджетов в регионах стал увеличиваться. Так, например, хуже всего обстоят дела в Сибирском федеральном округе и Приволжском, где он достиг 78,5 млрд рублей и 84,38 млрд рублей соответственно. При этом самый значительный дефицит характерен для Краснодарского края (17,13 млрд рублей), Свердловской области (17,54 млрд рублей), Красноярского края (21,11 млрд рублей), Новосибирской области (13,19 млрд рублей).

Во многих субъектах дефицит бюджетов значительно превышает критическую отметку в 10% от величины доходов. Так, например, в Магаданской области он составляет 19,9%, республике Мордовия – 23,2%, Калининградской области – 18,8%.

В то же время, есть и регионы, которые окончили этот год с плюсом – по традиции это финансовые и ресурсодобывающие центры: Москва (+144 млрд рублей), Санкт-Петербург (+7,6 млрд рублей), Ханты-Мансийский АО (+7,2 млрд рублей), Сахалинская область (+10,7 млрд рублей).


Не всем регионам хватает поддержки из центра

Поступления из бюджетов других уровней составляют более трети всех доходов региональных бюджетов. Однако в последний год наметился тренд на сокращение такой помощи, к тому же распределяются выделяемые средства крайне неравномерно. За 2015 год было направлено в общей сложности 1,683 трлн рублей в бюджеты регионов, что меньше чем в 2014 году на 45 млрд рублей. При этом полноценную поддержку ощутили только отдельные субъекты. Так, отчисления в Москву выросли в два раза до 40,89 млрд рублей, Ханты-Мансийский автономный округ – на 57% до 5,73 млрд рублей, Карачаево-Черкесскую республику – на 22,5% до 2,72 млрд рублей. В то же время регионов, которые почувствовали на себе спад финансирования, оказалось 52. Среди них самые низкие показатели у Ненецкий АО (-80%), Ямало-Ненецкий АО (-86%), Республики Крым и Севастополя (-39%).

Спад затронул многие регионы, которые выживают в основном за счет субсидий государства. Для них даже незначительное падение таких поступлений может стать критичным – Смоленская и Тамбовская области. В этих регионах доля безвозмездных трансфертов составляет около 44%, при этом их объем упал на 5%. В республике Алтай, где субсидии государства составляют 72% доходов бюджета, спад составил около 15%. Немного лучше обстоят дела к Калининградской и Псковской областях – в их бюджетах на безвозмездные поступления приходится треть, а сами поступления сократились за год на 4 и 13% соответственно.


В целом, сокращение затронуло в основном высокодотационные регионы, но при этом выросли поступления в субъекты, для которых в 2015 году был характерен более глубокий экономический кризис и нехватка бюджетных средств – Поволжье, отдельные регионы Сибири и Центрального федерального округа.

Вместе с расходами регионов растут и долги

Эксперты отмечают, что даже выделяемых государством из федерального бюджета денег все же не хватает. Безвозмездные поступления – дотации, субсидии поступают в регион для покрытия текущих расходов – на капитальный ремонт, строительство объектов инфраструктуры, социальные нужды. Однако с каждым годом регионам становится все труднее выполнять имеющиеся задачи без привлечения денег извне. В результате многие регионы набирают долги за счет привлечения кредитов от государства и коммерческих банков. За 2015 год общий размер долговой нагрузки регионов без учета долгов муниципальных образований вырос на 229 млрд рублей, превысив отметку в 2,318 трлн рублей. Всего за год она увеличилась на 10,96% - на фоне экономического спада субъекты продолжали заимствовать средства. При этом, у 44 регионов страны долг превысил 70% собственных доходов бюджета, а у 14 регионов все 100% доходов. По итогам 2015 года лидерами по уровню долговой нагрузки стали республика Мордовия – уровень госдолга превышает объем доходов бюджета на 82,5%, Костромская область (превышение на 36,7%), Смоленская область – на 21,4%.


В настоящее время доля коммерческих кредитов примерно равна объему средств, предоставляемых под проценты государству. Однако даже несмотря на то, что сокращение долговой нагрузки регионов является одной из главных задач государственной политики, по оценкам Счетной палаты, реализуется она не слишком эффективно. В частности, для снижения кредитной нагрузки Министерство финансов ввело механизм выдачи регионам казначейских кредитов сроком до двух месяцев, а также продолжает рефинансировать по более низким процентным ставкам взятые коммерческие займы. При этом, ведомство долги не прощает, и хотя эти меры сегодня и помогают расплачиваться с кредиторами, это лишь временное решение проблемы, которое в будущем приведет к ещё большему росту нагрузки на налогоплательщиков. При этом, по оценкам Счетной палаты, уже в 2017 году объем долга достигнет критического уровня.

Что приготовил нам 2016 год

По оценкам экспертов в будущем году нагрузка на региональные бюджеты возрастет ещё больше. Помимо ожидаемого роста расходов из-за инфляции и неблагоприятной экономической ситуации, власти планируют сократить объем средств, выделяемых бюджетам – как безвозмездных поступлений, так и казначейских кредитов. Так, например, на погашение коммерческих кредитов регионы получат 310 млрд рублей. На эти цели год назад было выделено 320 млрд рублей. Объем межбюджетных трансфертов также планируют сократить к уровню 2015 года на 92,2 млрд рублей до 1355,2 млрд рублей.

А пока регионы демонстрируют не слишком оптимистичные показатели. Несмотря на то, что проектом бюджета на 2016 год прогнозировался рост бюджетных доходов, за первые 2 месяца 2016 года дефицит уже составил 201 млрд рублей – 22% от объема доходов. Объемы долга регионов перед коммерческими банками, по прогнозам международного рейтингового агентства Standard and Poors (S&P), тоже увеличатся, достигнув рекордных 1,7 трлн рублей, а суммарный долг регионов и вовсе вырастет до 4,3 трлн рублей к концу 2017 года. Расходы субъектов Федерации будут сокращаться, но это возможно не по всем направлениям. Так, например, многие регионы уже сократили расходы на культуру, образование и здравоохранение, капитальный ремонт, однако большинство субъектов оставили на уровне прошлого года расходы на социальную сферу в преддверии грядущих выборов.

Слово «бюджет» происходит от старонормандского «bougette» - кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами. В настоящее время термин утратил своё первоначальное значение, поскольку «бюджет» в современном понимании уже не обозначает копилку» - физическую или счёт в банке, в которой хранятся средства. Сегодня бюджет необходимо рассматривать как оформленный документально план поступлений и выплат. Так, например, государственный бюджет Республики Саха (Якутия), ежегодно принимаемый Государственным Собранием (Ил Тумэн), в самом простом понимании представляет собой перечень источников поступлений (доходная часть бюджета), перечень направлений расходования поступающих средств (расходная часть бюджета), а также их ожидаемые годовые значения.

Виды бюджетов

В состав бюджетной системы входят:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации (Пенсионный фонд Российской федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования);
- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
- местные бюджеты, в том числе:
-- бюджеты муниципальных районов;
-- бюджеты городских округов;
-- бюджеты городских и сельских поселений.

Совокупность бюджетов различных уровней образует консолидированный бюджет. Так, например, свод государственного бюджета и местных бюджетов образует консолидированный бюджет Республики Саха (Якутия). Свод федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации образует консолидированный бюджет Российской Федерации.

Исполнение бюджета

Общий объём бюджета не означает, что указанная сумма собрана за счет налогов и иных поступлений и по состоянию на начало года хранится на каком-либо счёте, а в течение года расходуется. В действительности поступление и расходование средств «растянуто» в течение года и осуществляется приблизительно равномерно. Этот процесс называется «исполнением бюджета» . Так, различают исполнение бюджета по доходам (поступление в течение времени средств от уплаты налогов и сборов, безвозмездных поступлений на единый счёт бюджета) и исполнение бюджета по расходам (выплаты в течение времени средств с единого счёта бюджета).

Например, бюджет семьи состоит из зарплаты родителей по 25000 рублей в месяц, таким образом годовый доход семейного бюджета составит 600 000 рублей. С получением зарплаты каждым из родителей раз в месяц исполнение бюджета по доходам будет исполняться на 25000 рублей. Годовые расходы бюджета будут включать в себя помимо коммунальных платежей также затраты на еду, одежду, сотовую связь и другие расходы, исполнение бюджета по расходам будет осуществляться в течении всего года каждый день в зависимости от потребностей.

Доходы бюджета

Остальная доля доходов государственного бюджета Республики Саха (Якутия) - налоговые и неналоговые доходы (обычно именуются «собственными доходами» 1).

В укрупнённой группировке налоговые и неналоговые доходы можно представить в следующем виде:

1. Налоговые доходы:
- налоги на прибыль и налоги на доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц);
- налоги на товары, работы, услуги (акцизы: на бензин, алкоголь, пиво, табак и пр.);
- налоги на совокупный доход (налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход, единый сельскохозяйственный налог);
- налоги на имущество (налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на имущество физических лиц);
- налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами (налог на добычу полезных ископаемых, сбор за пользование объектами животного мира, сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов);
- государственная пошлина (средства, взимаемые за совершение юридически значимых действий: за государственную регистрацию, выдачу разрешений и пр.);

2. Неналоговые доходы:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (доходы от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества, доходы от перечисления части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий и пр.);
- платежи при пользовании природными ресурсами (плата за негативное воздействие на окружающую среду, плата за использование лесов, недр и пр.);
- доходы от продажи материальных и нематериальных активов (доходы от приватизации государственного и муниципального имущества);
- административные платежи и сборы;
- штрафы, санкции, возмещение ущерба;
- доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства.

Все источники формирования налоговых и неналоговых доходов в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации закреплены за соответствующими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации.

Безвозмездные поступления

Безвозмездные поступления в бюджет - межбюджетные трансферты (средства), предоставляемые одним бюджетом другому. Межбюджетные трансферты формируют значительную часть бюджетов всех уровней. Так, доля безвозмездных поступлений в бюджет Республики Саха (Якутия) составляет около 25%-30% общего объёма доходов. Минимальную долю финансовой помощи в общем объёме доходов среди регионов Российской Федерации имеет Ямало-Ненецкий автономный округ (1,1% по состоянию на 1 июля 2014 года), максимальную долю - республика Ингушетия (85,5%).

Межбюджетные трансферты подразделяются на дотации, субсидии, субвенции.

Дотации предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования, т.е. направляются на цели, определяемые получателем самостоятельно. Дотации обычно называют «нецелевыми межбюджетными трансфертами».

Субсидии предоставляются на поддержку реализации полномочий, исполнение которых закреплено за получателем субсидий. Так, например, за субъектами Российской Федерации закреплены полномочия по реализации программ поддержки сельского хозяйства. На поддержку реализации указанных полномочий в течение ежегодно субъектам предоставлялись целевые субсидии (субсидии на поддержку племенного животноводства, субсидии на приобретение элитных семян и другие). Субсидии обычно предоставляются на условиях софинансирования - это означает, что получатель субсидии должен за счёт собственных средств предусмотреть определенную долю финансирования (обычно от 5% до 50%) на те же цели.

Субвенции предоставляются на осуществление переданных полномочий, то есть полномочий, которые не закреплены за получателем субвенции. Например, полномочия по регистрации записи актов гражданского состояния относятся к полномочиям Российской Федерации и в обычной ситуации должны исполняться федеральными органами государственной власти. Указанные полномочия были переданы для исполнения субъектам Российской Федерации. Для исполнения данных полномочий регионам предоставляются субвенции. Состав полномочий, закрепленных для постоянного исполнения за субъектами федерации, или переданных для исполнения субъектам вместе с субвенциями, периодически меняется. Так, с 2015 года для исполнения субъектам федерации передаются полномочия по предоставлению мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации.

На примере семьи, если мама даёт сыну деньги на карманные расходы, которые он тратит по своему усмотрению, это дотация. Если сын хочет купить игрушку, которая стоит 500 рублей, а у него есть только 200, то мама добавляет ему 300 рублей на покупку этой игрушки и это получается субсидия. Если мама отправляет сына за покупками в магазин и даёт ему денег на них, то это субвенция.

Профицит и дефицит бюджета

Если доходы бюджета превышают расходы, это значит, что бюджет сформирован с профицитом , если же наоборот - расходы превышают доходы, значит бюджет дефицитный . Наличие дефицита бюджета не означает, что какие-либо из запланированных расходов не будут оплачены. Все принятые в бюджете обязательства должны быть исполнены, однако оплата некоторых расходов будет осуществлена не за счёт доходов, а за счёт источников финансирования дефицита бюджета. К таковым относятся: банковские кредиты, бюджетные кредиты (кредиты, полученные от других бюджетов), остатки на счете бюджета (неиспользованные средства прошлого года) и иные источники. Само по себе наличие дефицита бюджета также не свидетельствует о проблемах в финансовой системе.

Принципиально важно иметь представление об источниках финансирования дефицита бюджета . Так, поступления от продажи акций или долей в уставных капиталах, принадлежащих государству, в соответствии с Бюджетным кодексом «по определению» относятся не к доходам бюджета, а к источникам финансирования дефицита. Неиспользованные остатки бюджетных средств прошлого года, которые обычно включаются в бюджет уже после его утверждения (при уточнении бюджета), также являются источниками финанси рования дефицита. Дефицит, финансирование которого осуществляется за счет таких источников, иногда называют «техническим».

Размер дефицита бюджета жёстко ограничен Бюджетным кодексом. Пре дельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации не может превышать 15% общего объема доходов без учёта безвозмездных поступлений, дефицита местных бюджетов - 10% общего объёма доходов без учёта безвоз мездных поступлений.

Например, ребенку каждый месяц на карманные расходы выдаётся по 1000 рублей. В течении всего года ребёнок копит эти деньги и на Новый год планирует купить телефон за 15000 рублей, из них 12000 рублей идут за счёт "собственных" доходов за весь год, таким образом дефицит составляет 3000 рублей, источниками финансирования выступают остатки бюджетных средств в размере 1000 рублей, которые ребёнок оставил с прошлого года, и межбюджетный трансферт на покупку телефона в размере 2000 рублей из "федерального" семейного бюджета от родителей.

1 При интерпретации термина «собственные доходы» необходимо проявлять осторожность. В повседневном употреблении под «собственными доходами» обычно понимают налоговые и неналоговые доходы (то есть доходы бюджета, которые формируются на территории конкретного субъекта, а не поступают из федерального бюджета). Вместе с тем в соответствии с Бюджетным кодексом понятие «собственные доходы» кроме налоговых и неналоговых доходов включает все безвозмездные поступления за исключением субвенций (ст.47 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В Российской Федерации, как и в СССР и других государствах бывшего социалистического лагеря, в 1991-1995 гг. отмечались поступления от приватизации государственного имущества и эмиссия кредитных денег. Последняя имела место и в период социализма, но носила скрытый характер.

Специфика бюджетной системы РФ предполагает систему распределения поступлений между конкретными бюджетами - федеральными, субъектов Федерации и местными, а также внебюджетными фондами. В доходы федерального бюджета зачисляются:

Собственные налоговые доходы;

Собственные неналоговые доходы;

Средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ, другие безвозмездные перечисления;

Доходы федеральных целевых бюджетных фондов;

Средства федеральных социальных внебюджетных фондов.

Общая структура доходов федерального бюджета в 2005-2008 гг. представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1. - Динамика структуры федерального бюджета РФ, млрд. руб.

Как видно из таблицы 1.1, указанные доходы являются основными; на федеральном уровне, безвозмездные перечисления не играют практически никакой роли.

Несколько по-другому развивается структура поступлений бюджетов субъектов РФ. Доходы бюджетов РФ формируются в первую очередь за счет собственных и регулирующих налоговых доходов.

Общая структура консолидированного бюджета регионов отражена в табл. 2.2.

Таблица 2.2 - Структура поступлений консолидированного бюджета территорий РФ за 2008 г., млрд. руб.

Примечание. Здесь данные по консолидированному бюджету субъектов РФ используются из источника: Отчет об исполнении консолидированного бюджета территорий, код формы 0524108. - www.minfin.ru.

Анализируя данные, можно придти к выводу, что большая часть бюджетов территорий Федерации формируется за счет налоговых доходов. Их доля в консолидированном бюджете регионов составила 57,5%, в бюджетах субъектов РФ - 59,8%, и в местных бюджетах - 53,6%.

Но, существенная доля поступлений территориальных бюджетов представлена безвозмездными перечислениями (13,2% бюджетов субъектов) и внутренними оборотами (40, 1% местных бюджетов).

Особенно большую роль они играют для местных бюджетов, практически наряду с налоговыми поступлениями (40,5% или 286,7 млрд. руб.).

Рассмотрим более детально безвозмездные перечисления в местные бюджеты на примере Алагирского района в следующем параграфе.

Выбор редакции
ХРИСТОФОР КОЛУМБ Загадка происхождения Всемирно известный мореплаватель Христофор Колумб родился в небогатой генуэзской семье в Италии...

Детально: молитва ангелу хранителю за детей - со всех открытых источников и разных уголков мира на сайте сайт для наших уважаемых...

Умение красиво и правильно разговаривать пригодится на протяжении жизни каждому человеку. Грамотная поставленная речь указывает на то,...

Солдаты, одетые в костюмы химической защиты, пробираются через туннель в Кэмп Стенли, Южная Корея. В Корее угроза «туннельной войны» со...
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...
Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...
Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...
Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...