Социально экономические последствия чрезвычайных ситуаций. Виды чрезвычайных ситуаций, характеристика и классификация


Введение

Чрезвычайная ситуация - нарушение нормальных условий жизни и деятельности людей на объекте или определенной территории, акватории, вызванное аварией, катастрофой, стихийным или экологическим бедствием (эпизоотия, эпифеотия), применением противником современных средств поражения, приведшим или могущим привести к людским и материальным потерям.

Стихийные бедствия - разрушительные природные явления, в результате которых может возникнуть или возникает угроза жизни и здоровью людей, происходит разрушение или уничтожение материальных ценностей и элементов окружающей природной среды.

Стихийные бедствия, пожары, аварии... По-разному можно встретить их: растерянно, даже обречено, как веками встречали люди различные бедствия, или спокойно, с несгибаемой верой в собственные силы, с надеждой на их укрощение. Но уверенно принять вызов бедствий могут только те, кто, зная, как действовать в той или иной обстановке, примет единственно правильное решение: спасет себя, окажет помощь другим, предотвратит, насколько сможет, разрушающее действие стихийных сил.

Виды ЧС. Возникновение, протекание, последствия ЧС

В антропологическом аспекте определение стихийных бедствий может быть сформулировано следующим образом: стихийные катастрофы - это разрушительные природные процессы, вызывающие гибель людей в результате воздействия на них ядовитых раскаленных газов и лавы при извержениях вулканов, приливной волны при цунами и тайфунах, водно-грязевых потоков при селях и так далее, а также в результате травматизма при разрушении жилых и общественных зданий, производственных объектов и технических сооружений; уничтожение сельскохозяйственной продукции на полях и плантациях, в хранилищах и на складах; гибель сельскохозяйственных животных; разрушение коммунально-санитарной инфраструктуры, в том числе электросетей, систем связи, водопровода и канализации. Последнее обстоятельство часто приводит к массовым вспышкам инфекционных заболеваний после стихийных бедствий.

Источниками природных ЧС являются опасные природные явления. В числе подобных явлений:

  • - геологические процессы: землетрясения, вулканические извержения, оползни, карсты;
  • - гидрологические явления и процессы: подтопление, цунами, сели, наводнения, заторы;
  • - опасные метеорологические явления и процессы: ураганы, штормы, смерчи, бури;
  • - природные пожары: пожары ландшафтные, степные, лесные.

Землетрясения - сейсмические явления, которые являются результатом внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии. Передаются на большие расстояния в виде упругих колебаний и приводят к разрушению зданий, сооружений, пожарам и человеческим жертвам. Первичный поражающий фактор землетрясения - сейсмическая волна сжатия или разряжения в грунте (колебания). Она может вызывать вторичные поражающие факторы: сейсмический удар, смещение горных пород и ледников, извержение вулканов, нагон волн - цунами и другое.

Оползни - скользящие смещения на более низкий уровень части горных пород. Большей частью бывают на открытых, не заросших лесом скатах. Основная причина их возникновения - избыточное насыщение подземными водами глинистых пород и крутизна скатов (20 градусов и более).

Наводнение - временное затопление значительной части суши в результате подъёма уровня воды в водоёмах выше обычного (выше ординара).

Причины наводнений:

  • - обильные осадки
  • - интенсивное таяние снегов
  • - образование заторов и зажоров льда
  • - разрушение дамб и плотин
  • - большие морские приливы
  • - сильный нагонный ветер на морских побережьях и устьях рек, впадающих в море (залив)
  • - цунами и другие.

Масштабы наводнений, связанных с прорывом плотин (дамб) при разрушении гидротехнических сооружений, зависят от объёма водохранилища, ширины проёма, глубины воды перед плотиной, средней скорости движения волны попуска.

Важнейшие характеристики наводнения:

  • - максимальный уровень воды за время наводнения (с максимальным уровнем связаны площадь, слой и продолжительность затопления местности. Максимальный расход воды за время наводнения).
  • - скорость подъёма уровня воды.

К основным характеристикам последствий наводнения относятся:

  • - численность населения, оказавшегося в зоне, подверженной наводнению;
  • - количество населённых пунктов, предприятий попавших в зону наводнения;
  • - протяжённость железных и автомобильных дорог, линий электропередач, связи и коммуникаций, оказавшихся в зоне затопления;
  • - количество погибших животных, разрушенных мостов и тоннелей.

Наводнение классифицируется в зависимости от причин возникновения на четыре группы:

  • - связанные с максимальным стоком от весеннего таяния снегов;
  • - формируемые интенсивными дождями;
  • - вызванные большим сопротивлением, которое водный поток встречает в реке при заторах (зажорах);
  • - создаваемые ветровыми нагонами воды на крупных озёрах и водохранилищах, а также в морских устьях рек.

Возможна также пятая, связанная с прорывом плотин, группа наводнений, но она относится к техногенным ЧС.

Цунами - длинные волны, вызванные землетрясением силой более 8 баллов, происходящим под водой. Эти волны движутся с большой скоростью - от 50 до 1000 км/ч; расстояние между соседними гребнями от 150 до 300 км. Высота волны в области возникновения небольшая, а у побережья на мелководье волна резко замедляется, ее фронт вздымается и обрушивается на берег со страшной силой. Высота крупных волн при этом достигает 5-10, а иногда и 40 м.

Основными характеристиками цунами являются:

  • - магнитуда цунами
  • - интенсивность движения волны
  • - скорость движения волны.

Масштабы цунами характеризуются балльностью:

  • 1 балл - очень слабое: волна фиксируется лишь приборами;
  • 2 балла - слабое: может затопить плоское побережье, но его замечают лишь специалисты;
  • 3 балла - среднее: плоское побережье затопляется; лёгкие суда могут оказаться выброшенными на берег; портовые сооружения могут получить слабые повреждения;
  • 4 балла - сильное: побережье затопляется; прибрежные постройки повреждаются; крупные парусные и небольшие морские суда могут быть выброшены на берег, а затем смыты в море; возможны человеческие жертвы;
  • 5 баллов - очень сильное: прибрежные территории затоплены; волноломы, и молы сильно повреждены; крупные суда выброшены на берег; имеются человеческие жертвы; велик материальный ущерб.

Сель - это внезапно формирующийся в руслах горных рек временный поток воды с содержанием камней, песка и других твёрдых материалов. При движении сель представляет собой сплошной поток грязи, камней и воды. Крутой передний фронт высотой от 5 до 15 метров образуется “Голову” селя. Максимальная высота вала водогрязевого потока иногда достигает 25 м. Обладают большой массой и высокой скоростью передвижения, от 2,5 до 10 м/с и более. Время от возникновения селя в горах до момента выхода его в предгорье часто исчисляется 20-30 мин.

Причина возникновения: интенсивные и продолжительные ливни, быстрое таяние снегов и ледников.

Сели разрушают здания, дороги, гидротехнические и другие сооружения, выводя из строя линии связи, электропередачи, уничтожают сады, заливают пахотные земли, приводят к гибели людей и животных.

Опасные метеорологические явления процессы.

Ураганы, штормы и смерчи представляют собой чрезвычайно быстрое и сильное, нередко большой разрушительной силы и значительной продолжительности движение воздуха.

Смерч (торнадо) - восходящий вихрь быстро вращающегося воздуха, имеющий вид тёмной воронки с вертикальной осью вращения. Во внутренней полости смерча давление всегда пониженное, поэтому туда засасываются любые предметы, оказавшиеся на пути его движения.

Природные пожары.

В понятие природные пожары входят лесные пожары, пожары степных и хлебных массивов, торфяные и подземные пожары горючих ископаемых. К наиболее распространенным природным явлениям, приводящим к уничтожению лесных массивов и других материальных ценностей, а порой и человеческим жертвам, относятся лесные пожары. Статистика показывает, что они возникают в 8 - 10% случаев стихийно, а в 90% случаев по вине человека.

В России в среднем ежегодно выгорает от 30 до 50 тысяч га лесов. В зависимости от характера возгорания и состава леса пожары подразделяют на низовые, верховые, почвенные. Почти все они в начале своего развития носят характер низовых и, если создаются определенные условия, переходят в верховые и почвенные.

Подземные пожары очень часто являются продолжением лесных. Заглубление пожара начинается у стволов деревьев и распространяется со скоростью от нескольких сантиметров до нескольких метров в сутки.

Торфяные пожары могут возникнуть и самостоятельно, без связи с лесными. Опасность их состоит в том, что они часто охватывают огромные пространства, трудно поддаются тушению и в земле образуются большие пустоты, в которые могут провалиться люди, животные и техника.

Степные пожары возникают на открытой местности при наличии сухой травы или созревших хлебов. Они носят сезонный характер и чаще бывают летом. Скорость их распространения достигает 20 - 30 км/ч.

Основными способами тушения лесных и степных пожаров являются:

  • - захлёстывание и забрасывание грунтом кромки пожара;
  • - устройство заградительных минерализованных полос и канав;
  • - тушение водой и химическим растворами;
  • - отжиг (пуск встречного огня).

Тушение подземных пожаров осуществляется двумя способами:

первый - вокруг торфяного пожара на расстоянии 10 метров от его кромки роют траншею глубиной до грунта или до уровня грунтовых вод и заполняют её водой;

второй - вокруг пожара устраивается полоса, насыщенная поверхностно-активными веществами, ускоряющими процесс проникновения влаги в торф.

Основными этапами тушения пожаров являются:

  • - локализация;
  • - остановка пожара (прекращение горения пламени);
  • - дотушивание (тушение горения внутри помещение);
  • - окарауливание (охрана мест, где потушены пожары).

Последствия опасных явлений , способных создать чрезвычайную ситуацию, обычно распределяют на пять групп: человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, ущерб окружающей природной среде, материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Количественные и качественные характеристики последствий в каждом конкретном случае зависят от наличия тех или иных опасных и вредных факторов окружающей среды, мощности и продолжительности действия их источников, а также от защищенности людей и среды обитания от неблагоприятного воздействия.

3.1. Медицинские и медико-санитарные последствия

Данные последствия чрезвычайных ситуаций относятся к группам последствий опасных явлений - «ущерб здоровью людей» и «нарушение условий жизнедеятельности людей».

Основными медицинскими последствиями чрезвычайных ситуаций являются: наличие большого числа пострадавших и возникновение нарушений психики у людей, оказавшихся в зоне поражения; дезорганизация, а подчас и полное разрушение местной системы управления здравоохранением, включая и потери среди медперсонала; резкое ухудшение санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановки. Как следствие возникает диспропорция между потребностью пострадавших в медицинской помощи и возможностями медицинской службы. Все это приводит к дополнительным потерям. Так, по данным ВОЗ, из 100 погибших в результате несчастных случаев в мирное время 20 могли быть спасены, если бы медицинскую помощь им оказали своевременно. При самых тяжелых травмах и поражениях, если пострадавшие доставляются случайными (необученными) лицами, в пути погибают 87%; при доставке линейными бригадами скорой помощи, погибают 55%; когда же транспортировку осуществляет специализированная бригада, оснащенная необходимым оборудованием, летальность не превышает 16%.

Вышеизложенные соображения, а также неуклонное возрастание числа природных и техногенных ЧС с крупными жертвами объективно вызвало к жизни новое направление в медицине - медицину катастроф.

Медико-санитарные последствия чрезвычайной ситуации - это ком­плексная характеристика ЧС, определяющая содержание, объем и организацию медико-санитарного обеспечения. Включает: величину и характер возник­ших санитарных потерь; нуждаемость пораженных в различных видах меди­цинской помощи; условия проведения лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС; санитарно-гигиеническую и санитарно-эпидемиологическую обста­новку, сложившуюся в результате ЧС; выход из строя или нарушение деятель­ности лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидеми­ческих учреждений и учреждений снабжения медицинским имуществом, а также нарушение жизнеобеспечения населения в зоне ЧС и прилегающих к ней районах и др.

Пораженный в чрезвычайной ситуации (при оценке последствий ЧС применяется также понятие «пострадавшие» ) - это человек, у которого в ре­зультате непосредственного или опосредованного воздействия на него пора­жающих факторов источника ЧС возникли нарушения здоровья.

Общие людские потери , возникшие в ЧС, подразделяются на безвозвратные и санитарные потери .

Безвозвратные потери - люди, погибшие в момент возникно­вения ЧС, умершие до поступления на первый этап медицинской эвакуации (в меди­цинское учреждение) и пропавшие без вести.

Санитарные потери - пораженные (оставшиеся в живых) и заболевшие при возникновении ЧС или в результате ЧС.

Структура санитарных потерь - это распределение пораженных (боль­ных): по степени тяжести поражений (заболеваний) - крайне тяжелые, тяже­лые, средней степени тяжести, легкие; по характеру и локализации поражений (видам заболеваний).

Величина и структура потерь в ЧС колеблются в широком диапазоне и зависят от многочисленных факторов, и прежде всего от характера, масштаба и интенсивно­сти ЧС, численности населения, оказавшегося в зоне ЧС, плотности и характера его размещения, своевременности оповещения и обеспеченности средствами защиты, го­товности населения к действиям при угрозе ЧС, уровня подготовки к ликвидации по­следствий ЧС и др.

Ожидаемый вклад ФЦП в реализацию Государственной стратегии устойчивого развития РФ.

Направления и цели устойчивого развития

Вклад ФЦП в устойчивость развития РФ

Основные направления

Стратегические цели

Создание стабильной социально и экологически ориентированной экономики. Обеспечение устойчивых темпов роста ВВП.

1. Экономическое развитие

2. Экологическая безопасность

Стабилизация и улучшение качества окружающей среды. Сохранение и восстановление экосистем.

3. Социальное развитие

Научно обоснованное повышение качества жизни людей. Увеличение средней продолжительности жизни населения.

Повышение стабильности экономики: - сокращение количества аварий и катастроф на объектах экономики; - сокращение возможного максимального ущерба от ЧС и материаль-ных ресурсов на их ликвидацию до 2-3% ВВП; - вывод из эксплуатации или перепрофилирование предприятий, не от-вечающих действующим нормам промышленной безопасности.

Оздоровление экологической обстановки в стране: - управление комплексным риском в рамках строгих ограничений воз-действия на экосистемы; - переход на экологически чистые технологии; - повышение безопасности функционирования потенциально опасных объектов.

Улучшение социально-психологического климата в стране: - уменьшение на 30-40% социальных потерь от ЧС; - сохранение здоровья и увеличение средней ожидаемой продолжи-тельности предстоящей жизни человека; - ограничение и запрет на деятельность, при которой уровень риска превышает допустимое значение.

Введение

чрезвычайный безопасность экономический

В связи с ухудшением техногенной обстановки в России можно предположить, что во многих случаях отдельные, даже небольшие по масштабам чрезвычайные ситуации могут стать одной цепью, будут провоцировать и усиливать друг друга, а также вызывать прямые и косвенные последствия, проявляющиеся на макроэкономическом уровне. Подобные чрезвычайные ситуации в той или иной мере оказывают влияние практически на все сферы деятельности общества, а более всего на жизнедеятельность людей и природную среду. Ущерб от чрезвычайных ситуаций носит разнообразный характер. Для его измерения используются различные показатели, среди которых главную роль играют экономические показатели и способы определения ущерба от чрезвычайных ситуаций. В настоящее время большое внимание уделяется экономическому обеспечению мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций как главной составляющей системы обеспечения безопасности населения, объектов экономики и территорий в очагах поражения. Знание возможных экономических последствий (в денежном исчислении) воздействия чрезвычайных ситуаций способствует правильному формированию и своевременному осуществлению экономических механизмов защиты объектов экономики, населения и территорий от их последствий, что позволяет значительно снизить социально-экономический ущерб и эффективно использовать ограниченные финансовые и материально-технические ресурсы для повышения уровня безопасности.

Изучение статистики техногенных и природных аварий и катастроф за пару последних десятилетий показывает, что их последствия становятся все более опасными для объектов экономики, населения и окружающей среды. Подобное положение вещей вынуждает учитывать возможный экономический ущерб при разработке государственной экономической политики, прогнозов социально-экономического развития государства и макроэкономических программ. Его учет руководителями предприятий позволяет разрабатывать более реальные стратегические планы развития.


1. Экономические последствия чрезвычайных ситуаций


.1 Основные понятия


На сегодняшний день не сложился единый подход к содержательной стороне понятия «экономические последствия чрезвычайных ситуаций».

В целом к ним относятся:

сокращение основных производственных мощностей в результате полного или частичного их разрушения;

выбытие сельскохозяйственных, лесных и водных угодий из хозяйственного оборота;

потери объектов социально-культурной сферы;

сокращение трудовых ресурсов и рабочей силы;

снижение уровня жизни населения;

косвенные убытки и ущерб упущенной выгоды в сфере материального производства и услуг;

расходы общества на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и т.п.

На практике же при оценке экономического ущерба внимание уделяется только прямым потерям материальных ценностей. С принятием федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 11 ноября 1994 г. Россия сделала первые шаги к стандартизации понятия экономических последствий от чрезвычайных ситуаций. Одной из целей закона является снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций. В связи с этим научными кругами России начата разработка методологии оценки экономического ущерба как важнейшего показателя экономических последствий чрезвычайных ситуаций.

К данной проблеме применяются определенные понятия. К ним относятся:

Риск - величина, характеризующая вероятность возникновения чрезвычайной ситуации с определенным уровнем экономического ущерба, выраженная в процентах.

Опасность - это величина возможного уровня экономического ущерба от чрезвычайной ситуации. Она может быть рассчитана на основе статистических данных для определения опасности объекта или территории за некоторый интервал времени (реальная опасность). При расчете на основе теоретических допущений (в случае редкости оцениваемого явления или отсутствии статистических данных при непродолжительном функционировании объекта в условиях риска, планировании размещения объектов на неизученной территории и т.п.) опасность приобретает потенциальный характер и выражается в стоимостной форме или процентах от стоимости объекта оценки.

Экономический ущерб - величина размера негативных экономических последствий от чрезвычайной ситуации, выраженная в процентах стоимости оцениваемого объекта или денежных единицах.

Уязвимость - величина размера экономического ущерба при определенном уровне воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации, зависящая от подверженности структуры оцениваемого объекта воздействию той или иной формы протекания чрезвычайной ситуации.

Изучение и использование вышеперечисленных понятий сотрудниками органов государственный власти и управления обосновывает принятие управленческих решений в сфере деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также обеспечению финансовыми и материально-техническими ресурсами.


.2 Методы оценки опасности от чрезвычайных ситуаций


Для оценки опасности могут быть использованы методы: экономико-статистический (статистический), экспертных оценок и комбинированный.

Экономико-статистический метод основан на сборе и обработке статистических данных о воздействии различных факторов чрезвычайной ситуации на элементы объекта оценки. В результате обработки статистических данных строятся уравнения регрессии, отражающие изменения образующих ущерб признаков в зависимости от значения поражающих факторов чрезвычайной ситуации. Зная значение указанных факторов, можно определить возможный размер натуральных потерь. Умножая показатель потерь на соответствующий стоимостный показатель, рассчитывают величину опасности экономического ущерба.

Метод экспертных оценок применяется при отсутствии необходимого количества статистических данных или малой изученности явления, то есть в условиях неопределенности. Его суть заключается в опросе мнений специалистов, имеющих опыт научных исследований по данной проблеме и практической работе в данной сфере деятельности. Обработка результатов опроса соответствующими методиками позволяет вывести ситуацию из состояния неопределенности и приблизительно оценить опасность экономического ущерба той или иной чрезвычайной ситуации. Наиболее точная оценка опасности от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера может быть получена только статистическим методом.


.3 Экономический ущерб


Оценку экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера затрудняет отсутствие единого подхода к содержанию данного показателя. Единственным законодательным актом в нашей стране, в котором дается понятие ущерба, является Гражданский кодекс РФ. В гражданском праве под ущербом понимается уменьшение имущества, либо недополучение дохода, который мог быть получен при отсутствии правонарушений. Естественно, что такое определение ущерба не отвечает потребностям оценки экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций. Специфика его заключается в необычайно широком содержании, многообразии проявлений, в том, что он не может быть адекватно измерен с помощью показателей материального ущерба или иных существующих правовых конструкций.

Экономический ущерб от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций следует определять как совокупность потерь общества в результате повреждения и разрушения материальных объектов производственного, социально-культурного и бытового назначения, культурных ценностей и убыли трудовых ресурсов, а также недополучения прибыли вследствие непредвиденного изменения условий и целей хозяйственной деятельности, затрат на ликвидацию чрезвычайных ситуаций и их последствий, выраженных в стоимостной форме. По сути, это определение совокупного социально-экономического ущерба. Именно такой подход целесообразен с точки зрения обеспечения защиты населения и территорий от техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.

Исходя из данного определения экономический ущерб рассматривается как прямой ущерб, который разделяется на хозяйственный и демографический (социальный), косвенный ущерб, ущерб от упущенной выгоды и затраты, связанные с ликвидацией чрезвычайной ситуации и ее последствий. Внутри каждого вида ущерба принято выделять конкретные направления и элементы.

На макроэкономическом уровне экономический ущерб от аварий, катастроф, стихийных бедствий помимо ущерба, нанесенного промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, дополнительно включает следующие элементы:

а) прямой экономический ущерб, состоящий из:

затрат на выполнение аварийно-спасательных и других неотложных работ;

единовременных выплат семьям погибших и пострадавших;

расходов по приобретению необходимых медикаментов и оборудования;

расходов по оплате труда спасателей, медицинских работников, пожарных и других участников ликвидации чрезвычайных ситуации;

затрат на обеспечение жилым фондом лиц, потерявших кров;

затрат на восстановление государственных предприятий и инфраструктуры, субсидии пострадавшим фирмам;

расходов по выплате пособий лицам, ставшим в результате чрезвычайной ситуации инвалидами, сиротами и т.п.;

затрат на немедленную ликвидацию экологически опасных последствий воздействия поражающих факторов чрезвычайной ситуации;

б) косвенный экономический ущерб государству, представляющий собой не определенные четко, неадресные расходы, к которым относятся:

расходы государственных внебюджетных фондов по медицинскому санаторно-курортному и социальному обеспечению, поддержанию и содержанию лиц, пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации;

снижение финансовых поступлений в доходную часть бюджетов всех уровней; в результате сокращения налогооблагаемой базы как непосредственно по предприятиям, пострадавшим от чрезвычайной ситуации, так и в результате снижения деловой активности предприятий, испытавших косвенное воздействие чрезвычайной ситуации.


2. Обеспечение безопасности


.1 Формирование экономических механизмов обеспечения безопасности


Под экономическими механизмами, способствующими решению задач в области защиты промышленных объектов, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, понимается установление общих норм и правил обеспечения экономических стимулов или регуляторов (страхование, лицензирование, декларирование, льготы по налогам, кредиту, амортизации и т.п.), позволяющих достигнуть рационального уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также организации эффективных действий по их ликвидации и преодолению последствий.

Основные критерии построения этих механизмов - развитие системы защиты объектов экономики, населения и территорий до необходимого уровня, минимизация затрат на проведение мероприятий в данной сфере, создание условий для ускоренного научно-технического прогресса в области предотвращения чрезвычайных ситуаций и эффективной ликвидации их последствий.

В основу функционирования экономических механизмов положены следующие принципы:

снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций и уменьшение их последствий, базирующихся на экономических оценках;

функционирование каждого уровня РСЧС при условии частичной самоокупаемости и самофинансирования;

возложение материальной ответственности за нанесенный ущерб или риск возникновения чрезвычайных ситуаций на соответствующие предприятия и организации;

экономическое стимулирование мероприятий, направленных на снижение этого риска.

В условиях перехода к рынку экономический механизм управления комплексом задач прогнозирования, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций формируется по следующим направлениям:

установлению экономической ответственности за риск возникновения чрезвычайных ситуаций и причиненный ущерб, предусматривающий гарантии его возмещения;

формированию системы экономического регулирования и финансированию мероприятий по снижению такого риска, а также предупреждению и действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций;

созданию системы экономического стимулирования предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

организации деятельности по экономическому стимулированию инвестиций в мероприятия по предупреждению ЧС, уменьшению и ликвидации их последствий;

совершенствованию ценообразования на продукцию, создаваемую в условиях риска возникновения техногенных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий;

объединению и концентрации финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов субъектов РФ с целью экономически эффективного решения проблем в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.


.2 Основные механизмы обеспечения безопасности


Основными элементами экономических механизмов следует считать уровни и фонды безопасности, экономическую ответственность, регулирование безопасности, систему стимулирования.

Экономические механизмы строятся на определенных уровнях безопасности - текущих (краткосрочных) и целевых, характеризующих современные научные представления о максимально возможном снижении риска чрезвычайных ситуаций по некоторым критериям. Недопустимо нарушать текущие уровни безопасности, которые в зависимости от конкретных условий могут стать основой для разработки системы ограничений на какую-либо деятельность. Это достигается государственной системой стандартов и норм, надзором, экспертизой и лицензированием.

В целях упорядочения источников финансирования деятельности по защите объектов экономики, населения, территорий от чрезвычайных ситуаций создаются территориальные и местные фонды безопасности.

Территориальные фонды безопасности формируются на предприятиях, на которых возможны чрезвычайные ситуации, а также при органах самоуправления и исполнительной власти субъектов РФ. Основными источниками территориальных фондов безопасности могут стать платежи предприятий за риск возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушение технологических и технических параметров технологических процессов, аварийные выбросы (сбросы) АХОВ, РВ или других опасных веществ.

Местные фонды безопасности формируются на уровне краев, областей и наиболее опасных в отношении чрезвычайных ситуаций городов.

В условиях экономики рыночного типа ответственность за ущерб, причиненный техногенными чрезвычайными ситуациями, лежит на промышленном объекте, являющемся ее источником. Но, как правило, ущерб намного превосходит финансовые возможности объекта по его возмещению. В этих условиях одним из важнейших источников возмещения финансовых и материальных затрат по ликвидации чрезвычайных ситуаций и возмещению причиненного вреда должна играть система страхования, которая обеспечит создание специальных страховых фондов.

В настоящее время в законодательном порядке утверждено обязательное государственное страхование ответственности опасных промышленных объектов экономики за причинение вреда при их эксплуатации. Так, статья 15 п. 1 федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. №116 требует «…организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей среды в случае аварии на опасном производственном объекте».

Регулирование вопросов безопасности объектов экономики, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера осуществляется путем декларирования и лицензирования деятельности предприятий, организаций и учреждений, создающих угрозу населению и окружающей среде; экспертизы проектов на строительство и размещение потенциально опасных объектов экономики; надзора и контроля за выполнением требований безопасности в промышленности, строительстве и на транспорте.

Лицензирование производится в целях ограничения доступа к опасным технологиям и производствам.

Государственный надзор и контроль в области защиты объектов экономики, населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проводятся в целях проверки полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Система стимулирования - это механизмы прямого действия, делающие для объектов экономики выгодным вложение средств в мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и по снижению их количества.

К ним относятся:

образование фондов безопасного развития предприятий;

установление льготного налогообложения прибыли, направленной на снижение риска возникновения аварии, катастрофы или экологического бедствия;

ускоренная амортизация систем наблюдения и контроля состояния природной среды и потенциально опасных производств;

льготное кредитование и субсидирование предприятий.


3. Обеспечение мероприятий РСЧС


Обеспечение мероприятий РСЧС бывает: финансовое и материальное.

Финансовое обеспечение мероприятий РСЧС - это покрытие затрат общественных ресурсов (материальных, финансовых, технических, людских, информационных и т.д.) на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций за счет финансовых ресурсов, аккумулируемых государством, субъектами Федерации, муниципальными образованиями и объектами экономики.

Материальное обеспечение мероприятий РСЧС - это комплекс мероприятий по бесперебойному, полному и своевременному удовлетворению потребностей в материально-технических средствах, необходимых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и их последствий, жизнеобеспечению персонала органов управления по делам ГО и ЧС, войск ГО, поисково-спасательных служб и пострадавшего населения.

Организация финансового и материально-технического обеспечения РСЧС учитывает два режима ее функционирования - предупреждения и действия в чрезвычайных ситуациях. Большинство предупредительных мероприятий носят долговременный характер, требуют значительных капитальных вложений, не дают скорой отдачи и потому в условиях рыночной экономики не может финансироваться за счет иных источников, кроме бюджетных. Наиболее приемлемый способ целевого бюджетного финансирования - разработка и реализация государственных целевых программ, на что ежегодно выделяются средства в расходной части бюджетов федерального и (или) субъектов Федерации.

Действия в чрезвычайных ситуациях предусматривают проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, восстановление объектов жизнеобеспечения и оказание первоочередной помощи пострадавшему населению. Эти мероприятия носят экстренный характер и их невозможно осуществить без оперативного привлечения необходимых ресурсов в пострадавшие районы. Это достигается только путем заблаговременного создания чрезвычайных резервных фондов (федерального и субъектов Федерации), которые непосредственно не связаны с функционированием и состоянием экономики страны. Процесс их формирования основывается на социально-экономических механизмах. Таким образом, разработка и применение экономических механизмов в сочетании с возможностями, вытекающими из требований нормативной правовой системы, позволят значительно повысить уровень защиты объектов экономики, населения и территорий от аварий, катастроф, экологических бедствий и их последствий.


Заключение


Статистика техногенных и природных аварий и катастроф, произошедших в России за последние 10-15 лет, показывает, что их последствия становятся все более опасными для объектов экономики, населения и окружающей среды. Уже в настоящее время прямые и косвенные ущербы от них составляют 4-5% от валового национального продукта.

По данным страховых организаций, общемировой экономический ущерб только от стихийных бедствий за 60-е гг. составил 40 млрд. долл. США. В 80-х гг. этот показатель вырос до 120 млрд. долл. США. В первой половине 90-х гг. ежегодный ущерб от стихийных бедствий более чем в 10 раз превысил уровень данного показателя за 60-е гг. Суммарный ущерб за 90-е гг. приблизится к 400 млрд. долл. США. По оценке МЧС России, уже сейчас ущерб от природных бедствий во много раз превышает возможности мирового сообщества по оказанию гуманитарной помощи пострадавшим. Эта проблема приобретает глобальный характер.

Подобное положение вещей вынуждает учитывать возможный экономический ущерб при разработке государственной экономической политики, прогнозов социально-экономического развития государства и макроэкономических программ. Его учет руководителями предприятий позволяет разрабатывать более реальные стратегические планы развития.


Список литературы


1. Я.Д. Вишняков, В.И. Вагин, В.В. Овчинников, А.Н. Стародубец «Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях»: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / [Я.Д. Вишняков и др.]. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2008 г. - 304 с.

Васильчук МВ, Медведь МВ, Сачков ЛС Сборник нормативных документов по безопасности жизнедеятельности - М.: Феникс, 2000 г. - 896 с


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Социально-экономические последствия ЧС

Чрезвычайные ситуации наносят огромный ущерб, причем, как было сказано выше, его размеры с течением времени становятся все больше. Это связано с развитием человеческой цивилизации: ростом численности населения планеты, благосостояния людей, освоением все новых территорий, увеличением плотности городской застройки, высокими темпами развитая производства и т.д.


Все виды прямых и косвенных потерь, которые несет национальная экономика и население страны в результате ЧС, можно разделить на три основные группы: экономические, социальные, экологические.


Прямой экономический ущерб связан непосредственно с повреждением или утратой оборудования, сооружений, а также включает затраты на ограничение развития ЧС. Согласно данным экспертов США, прямой экономический ущерб от ЧС за последние 30 лет составил более 400 млрд. долларов. Например, в результате землетрясения на о. Хонсю (Япония) в 1923 г. было разрушено свыше 600 тыс. строений. В 1988 г. в Спитаке (Армения) землетрясением было повреждено более 54 тыс. жилых домов, а в 1997 г. в Китае землетрясение магнитудой 6,6 по шкале Рихтера разрушило свыше 73 тыс. домов. Лесные и торфяные пожары в 1972 г. в центральной части России уничтожили 650 тыс. га лесов, 4900 штабелей торфа.


Затраты на ликвидацию ЧС (но не на восстановление) включают те виды затрат, которые необходимы для ограничения распространения ЧС и уменьшения ее последствий. Материальные потери населения связаны с утратой личного имущества граждан, утратой жилья, личного скота, транспорта и т.д.


Косвенный экономический ущерб от ЧС включает следующие составляющие: изменение объема и структуры выпуска продукции промышленности, изменение показателей эффективности в промышленности: освоение выпуска взаимозаменяемых видов продукции (для нужд района ЧС); преждевременное выбытие основных производственных фондов и мощностей; создание дополнительных запасов продукции; создание дополнительных резервов производственных мощностей; изменение выпуска продукции сельского хозяйства; изменение показателей эффективности в сельском хозяйстве; масштабы потерь территорий под сельскохозяйственными угодьями; сокращение собственной сырьевой базы животноводческих хозяйств.


Например, ураган Джуди, пронесшийся над территорией юга Дальнего Востока в августе 1989 г., вызвал затопление 120 тыс. га сельскохозяйственных земель. В 1995 г. во время весеннего половодья р. Дон в Ростовской области было затоплено 38 тыс. га сельскохозяйственных угодий и погибло свыше 4 тыс. животных. В результате аварии на Чернобыльской АЭС (1986 г.) более 24 тыс. га угодий исключено из землепользования.


Экономический ущерб может быть вызван вынужденной перестройкой деятельности систем управления (дополнительные затраты на использование запасных пунктов управления, дополнительные затраты на применение передвижных средств связи). Нарушению нормального режима функционирования объектов экономики также способствуют повреждения систем электро-, водо-, теплоснабжения, а также уменьшение провозной способности транспорта. Так, в результате деятельности уже упомянутого урагана Джуди на Дальнем Востоке в 1989 было снесено 2678 мостов, выведено из строя 1340 км дорог, 78 км линий электропередач.


По экспертным оценкам, суммарный экономический ущерб от развития 21 наиболее опасного процесса в России составляет около 15-19 млрд. руб. (цит. по Л.А. Михайлову и др., 2006). В таблице приведены примеры некоторых ЧС и размеры нанесенного ими ущерба.

Величина ущерба, нанесенного некоторыми катастрофами

Прямой социальный ущерб от ЧС непосредственно связан с воздействием на население и его среду обитания и включает следующие составляющие; людские потери (гибель людей и ущерб их здоровью); изменение условий жизни людей.


Самым страшным последствием ЧС являются человеческие жертвы - погибшие, раненые и заболевшие люди. Так, например, стихийные бедствия обусловливают от 3 до 5 % преждевременной смертности и материальный ущерб около 1 % валового национального продукта (ВНП), Более впечатляющие цифры приводятся по развивающимся странам - до 25 % преждевременных смертей и ущерб до 15 % ВНП. В таблице представлены данные о числе погибших и раненых при некоторых ЧС. За последние 30 лет от природных катастроф погибло более 4 млн. чел., а число пострадавших превысило 3 млрд. Причем в ряде случаев жерт вы среди населения возникают не сразу - в момент ЧС, - а в отдаленном периоде времени, и связаны с голодом или хронической интоксикацией. Так, на территориях, подвергшихся действию чернобыльского радиоактивного облака, существенно повышена частота онкологических заболеваний.


Очень серьезным отдаленным последствием в ряде случаев становится снижение рождаемости. Оно может быть связано как с гибелью людей, так и с причинами психологического характера - боязнью врожденных патологий (в случае радиационной аварии), неуверенностью в будущем, страхом перед возможностью повторения бедствия и т.п.


Следствием ЧС является также ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки в зоне бедствия, что проявляется в возникновении эпидемий инфекционных заболеваний.

Величина потерь при некоторых катастрофах

Потери населения

Погибшие

Туркмения

Землетрясение

Землетрясение

г. Иваново

Землетрясение

г. Бхопал (Индия)

Химическая катастрофа

г. Новороссийск

Авария теплохода

г. Арзамас

Взрыв на железной дороге

Башкирия

Взрыв на продуктопроводе, ж/д катастрофа

Бангладеш

Железнодорожная катастрофа

На формирование и изменение эпидемической и санитарно-гигиенической обстановки при ЧС оказывает влияние ряд факторов. В частности, одним из них является резкое изменение экологических условий -происходит вынужденное увеличение миграции населения и животных, чрезмерное размножение грызунов, насекомых и других переносчиков возбудителей болезней, нарушение экологического равновесия в природных очагах заболевания. Разрушение объектов санитарно-гигиенического и коммунально-бытового назначения - канализации, водопровода, бань - с одной стороны приводит к загрязнению источников питьевого водоснабжения продуктами жизнедеятельности людей, а с другой стороны лишает пострадавших возможности соблюдать меры личной гигиены.


Немаловажным фактором, способствующим росту инфекционной заболеваемости в районах ЧС, является снижение иммунитета людей в результате стресса. Кроме того, в зоне ЧС условия размещения людей, как правило, являются неблагоприятными из-за скученности и загрязнения окружающей среды. Санитарно-эпидемиологические учреждения (лаборатории, стационары, имеющие запасы лечебно-профилактических средств) в некоторых случаях либо оказываются разрушенными, либо не справляются с большим потоком пострадавших.


При наличии в очаге поражения большого количества неубранных трупов, отсутствии или загрязнении воды, температуры воздуха порядка 30...40°С возникают благоприятные условия для размножения микроорганизмов. Скопление беженцев, антисанитарные условия их жизни еще больше усугубляют ситуацию. Особо опасными заразными заболеваниями являются чума, холера, оспа, передающиеся при малейшем контакте с больными. В таблице приведены сведения об инфекционной заболеваемости населения при различных ЧС.

Инфекционная заболеваемость населения при ЧС

Косвенный социальный ущерб от ЧС включает потери трудовых ресурсов, затраты на перераспределение трудовых ресурсов, изменение условий и характера самого труда; предоставление социальных льгот и гарантий для обеспечения возможности сохранения жизненного уровня; изменение структуры потребления; возрастание нагрузки на систему, здравоохранения.


Ухудшение условий жизни людей происходит не только по причине разрушения, например, жилищ, но и вследствие непоступления продукции с разрушенных или остановленных предприятий, либо поступления в продажу по более высоким ценам.


Другая, не менее важная составляющая социальных последствий -косвенный ущерб от повреждения организаций и учреждений, оказывающих различные услуги населению (правовые, медицинские, коммунальные, культурные, бытовые и т.п.).


Еще одним последствием ЧС является деградация окружающей природной среды. Прямой экологический ущерб от ЧС включает следующие составляющие: ущерб от уничтожения или разрушения почвенного покрова; ущерб от уничтожения или повреждения растительного и животного мира; ущерб от загрязнения водных источников и водоемов, их исчезновение или нежелательное появление; ущерб от загрязнения атмосферы.


Например, в результате взрыва на производственном объединении «Маяк» в 1957 г. радиоактивному загрязнению подверглась территория площадью около 15 тыс. км2. Произошедшее в 1994 г. в Индии наводнение снесло в море более 20 тыс. тонн вредных веществ.


В результате катастрофы может измениться рельеф местности, возможно разрушение естественных экосистем. Так, в результате землетрясения, произошедшего в 1960 г. в Чили, появились новые горы, реки, озера, а прежние мгновенно исчезли. Начали действовать 14 вулканов. Усойский обвал (1911 г.) на Памире привел к образованию Сарезского озера, которое заполнялось водой в течение 30 лет.


Косвенный экологический ущерб от ЧС формируется за счет нарушения климатического баланса региона; уменьшения поголовья зверей и птиц; ухудшения качественных характеристик используемых природных ресурсов.


Анализ последовательности взаимосвязанных событий при ЧС показывает, что по мере продвижения по их цепочке, во-первых, ослабевает влияние исходного события, и, во-вторых, возрастают трудности оценки косвенного ущерба. Указанные последствия ЧС можно рассматривать как затухающий волновой процесс. Вначале, в момент аварии или катастрофы, имеют место прямые потери, затем, на протяжении значительного периода, к ним добавляются потери от преждевременных смертей и болезней. Через поколение вполне возможен новый всплеск потерь, вызванный демографическим фактором. Таким образом, в той или иной мере крупные ЧС способны отразиться не на одном поколении.

Выбор редакции
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...

Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...

Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...

12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....
У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...
© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....