Подрядчик выполнил работу с недостатками. Текст работы


Качество - степень соответствия совокупности присущих характеристик требованиям. Категория качества является важной составляющей договора подряда и требует закрепления в нормах права.

В законодательстве РФ нет четкого определения данного понятия, есть только общие описания того, что работы по договору подряда должны быть выполнены в соответствии с условиями договора или требованиями, которые обычно предъявляются к работам соответствующего рода (п. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - ГК РФ). Таким образом, "решающее значение при определении качества результата закон придает условиям самого договора".

При обнаружении недостатков в выполнении работ "подрядчик имеет право вместо исправления результата работ забрать его себе, заменив новым". Данное утверждение не распространяется на ряд договоров строительного подряда. По мнению Б.Д. Завидова, в договоре строительного подряда подрядчик несет "безусловную и неотвратимую ответственность" за качество работ. Данный вид договора обладает своей спецификой. Нормами ГК РФ установлено требование о производстве подрядчиком строительных работ в строгом соответствии с требованиями, предусмотренными технической документацией, а также строительными нормами и правилами (п. 1 ст. 754). В случае допущения без согласия заказчика подрядчиком мелких отступлений от технической документации подрядчик не будет нести за них ответственности, если докажет, что они не повлияли на качество объекта (п. 2 ГК РФ).

Стоит отметить, что качество выполнения работ подрядчиком напрямую зависит от используемых им материалов. Согласно ГК РФ ответственность за качество материала несет предоставившая его сторона. В случае осуществления поставки материала заказчиком при его отказе в замене непригодного или недоброкачественного материала подрядчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возместить ему убытки (п. 3 ГК РФ).

Что касается ответственности подрядчика за качество материала, предоставленного для выполнения работ, то он отвечает по правилам об ответственности продавца за товары ненадлежащего качества (п. 5 ст. 723 ГК РФ).

По мнению М.И. Брагинского и В.В. Витрянского, само по себе качество не является существенным условием договора подряда, однако в судебной практике данный критерий учитывается при принятии судом решений. Так, в случае нарушения подрядчиком условий п. 1 ст. 721 ГК РФ он не вправе требовать оплаты выполненных работ.

На основании п. 3 ст. 723 ГК РФ "заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков", если недостатки в выполнении работ являются существенными или неустранимыми, а также если подрядчик не устранил их в разумный срок (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2008 г. N 09АП-6102/2008 по делу N А40-52161/07-16-315).

В случае нарушения подрядчиком условий о качестве выполнения работ и неустранения существенных недостатков в установленный срок заказчик имеет право в соответствии со ст. 393 ГК РФ отказаться от исполнения договора подряда и потребовать возмещения убытков (Определение ВАС РФ от 31 мая 2010 г. N ВАС-6850/10 по делу N А68-8367/08-347/3).

В п. п. 3 и 4 ГК РФ дана классификация недостатков. В соответствии с указанными пунктами статьи можно выделить:

Явные недостатки (которые могли быть установлены при обычном способе приемки работы);

Скрытые недостатки (которые не могли быть установлены при обычном способе приемки, включая умышленно скрытые подрядчиком).

По общим правилам, применяемым к договору подряда, заказчик должен сообщить подрядчику о явных недостатках при приеме работы, а о скрытых - в "разумный срок". Что касается договора строительного подряда, то подрядчик несет перед заказчиком ответственность за допущенные отступления от требований, предусмотренных технической документацией, строительными нормами и правилами (п. 1 ст. 754 ГК РФ), в течение гарантийного срока. При обнаружении указанных недостатков заказчик также должен сообщить о них подрядчику в "разумный срок" (п. 4 ГК РФ). В случае наличия спора пределы "разумности" срока определяет суд. При анализе ст. ст. 720 и 755 ГК РФ можно сделать вывод, что данный срок не должен превышать гарантийного и срока исковой давности.

В соответствии с п. 1 ст. 721 ГК РФ "качество работы должно соответствовать условиям договора подряда". В случае неисполнения данного обязательства заказчик имеет право поручить его выполнение третьим лицам либо выполнить его своими силами (ст. 397 ГК РФ). Понесенные в связи с этим расходы и убытки заказчик может взыскать с подрядчика (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 30 мая 2011 г. по делу N А45-9267/2010, Постановление ФАС Уральского округа от 20 мая 2013 г. N Ф09-2967/13 по делу N А34-4304/2012).

Однако не стоит делать вывод, что ненадлежащее качество работ - это всегда результат недобросовестных действий подрядчика. Очень часто оно может быть вызвано не зависящими от подрядчика факторами. Кроме того, в силу диспозитивности п. 1 ГК РФ "договором строительного подряда может быть предусмотрена обязанность подрядчика устранять по требованию заказчика и за его счет недостатки, за которые подрядчик не несет ответственности".

Что касается классификации требований к качеству, то, по мнению С.П. Юшкевича, их можно разделить на три группы:

Предусмотренные условиями договора в силу второго абзаца п. 1 ст. 432 ГК РФ;

Определенные в соответствии с ГОСТами, СНиПами и иными качественными показателями;

Установленные законами и правовыми актами (за их нарушение возможно наступление административной и даже уголовной ответственности).

Что касается гарантийного срока, предъявляемого к качеству работ по договору подряда, то ГК РФ он не установлен. Есть лишь ограничение в п. 2 ГК РФ "разумного срока" обнаружения недостатков работ, а именно в пределах двух лет, если гарантийный срок не установлен на данный вид работ.

В п. 1 ГК РФ установлен лишь срок исковой давности, который составляет по договору подряда один год, а в отношении зданий и сооружений определяется по правилам ст. 196 ГК РФ и составляет три года.

Гарантийный срок - это срок, в течение которого подрядчик обеспечивает стабильность показателей качества работ. Здесь можно определить показатели качества работ как совокупность характеристик, обеспечивающих ее способность удовлетворить установленный и предполагаемый интерес заказчика.

По общему правилу, установленному ГК РФ и Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", гарантийный срок начинает течь с момента передачи результата работ от подрядчика заказчику.

Согласно п. 6 ст. 724 ГК РФ к исчислению гарантийного срока по договору подряда применяются правила, содержащиеся в п. п. 2 и 4 ст. 471 ГК РФ, а именно:

Если заказчик лишен возможности пользоваться результатом работ подрядчика по обстоятельствам, зависящим от подрядчика, гарантийный срок не течет до устранения подрядчиком данных обстоятельств;

В случае устранения подрядчиком обстоятельств, препятствующих пользованию заказчиком результатом работ подрядчика, гарантийный срок на данный результат работ устанавливается той же продолжительности, что и на ранее сданный.

Таким образом, на основании изложенного можно сделать следующий вывод: по мнению ряда ученых-цивилистов (М.И. Брагинский, В.В. Витрянский), несмотря на то что качество не является существенным условием договора подряда, оно достаточно широко используется в судебной практике. По мнению других ученых (см., например, комментарий к ГК РФ под редакцией А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого), данное понятие не стоит абсолютизировать. По моему мнению, категория качества выполнения работ по договору подряда имеет очень важное правовое значение и необходимо зафиксировать в законе ее определение. Кроме того, стоит указать ряд основных критериев, по которым можно оценивать результат работ как соответствующий понятию качества.



Результат выполненной по договору подряда работы должен соответствовать требованиям, указанным в договоре, должен быть пригодным для использования по своему назначению. В статье говорится о том, что же делать, если подрядчик некачественно выполнил работы по заключенному с ним договору.
Заключая договор строительного подряда, каждая из сторон преследует свои интересы, заказчик желает получить определенный условиями договора результат работы, на который он рассчитывал, подрядчик – получить вознаграждение. Результат выполненной работы должен соответствовать такому параметру как качество.
По смыслу статьи 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда и в случае отступления от этого требования обязательство считается исполненным ненадлежащим образом. Следовательно, работы, выполненные с отступлением от требований строительных норм и правил, не могут считаться выполненными (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.03.2011 № 13765/10).
Действующим законодательством в ст. ст. 755, 756 ГК РФ закреплены гарантии качества результата строительных работ, они касаются сроков обнаружения недостатков, действий сторон при обнаружении недостатков результата строительных работ в пределах и за пределами гарантийного срока.
Во время передачи подрядчиком заказчику результата выполненной работы, он, как правило, должен соответствовать требованиям, указанным в договоре, должен быть пригодным для использования по своему назначению (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Что же делать, если подрядчик некачественно выполнил работы по заключенному с ним договору?
Если работа выполнена подрядчиком не в соответствии с договором подряда, что привело к ухудшению результата работы, или имеются иные недостатки, которые делают его не пригодным для использования, то заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика, либо безвозмездного устранения недостатков, либо соразмерного уменьшения установленной за работу цены, либо, если договором предусмотрено право заказчика самостоятельно устранить недостатки, возмещения своих расходов.
Недостатки выполненных по договору подряда работ в соответствии с действующим законодательством могут быть явными, то есть их можно установить при обычном способе приемки работ, и скрытые, то есть те, которые не могли быть установлены при приемке. В зависимости от того являются ли недостатки явными или скрытыми, строится защита права заказчика на качественное выполнение работ.
При обнаружении явных недостатков при приемке выполненных работ заказчику следует указать об этом в акте сдачи-приема, чтобы в дальнейшем предъявить одно из требований в соответствии со ст. 723 ГК РФ. Если же результат работ был принят без замечаний, несмотря на явные недостатки, то заказчик не вправе требовать уменьшения установленной за работу цены (ст. 720 ГК РФ).
В случае обнаружения в последующем скрытых недостатков заказчик обязан сообщить об этом подрядчику, чтобы иметь возможность требовать устранения недостатков в течение гарантийного срока.

В соответствии с действующим законодательством претензии заказчика по качеству выполненной работы предъявляются в течение гарантийного срока. Если же недостатки были обнаружены по истечении гарантийного срока, то в данном случае заказчик должен доказать возникновение указанных недостатков до подписания акта сдачи-приема выполненной работы.
Одним из средств доказывания является экспертиза, внесудебная или назначаемая судом. Бремя расходов на экспертизу несет заказчик, так как в данном случае обязанность по доказыванию возлагается на него.
Следует иметь в виду, что законом либо договором может быть предусмотрен претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора, в связи с чем до обращения в суд с исковым заявлением заказчику нужно предъявить письменную претензию подрядчику по качеству выполненной работы. Претензионное письмо вручается либо сотруднику подрядчика с проставлением подписи, даты и должности, что в дальнейшем будет свидетельствовать о вручении претензии. Если же подрядчик отказывается принимать претензию, то ее можно отправить по почте заказным письмо с уведомлением о вручении.
Таким образом, чтобы обеспечить полную защиту прав и законных интересов, в случае возникновения конфликтных ситуаций, учитывая сложность доказывания всех обстоятельств, следует подумать о привлечении специалиста , ориентирующегося в судебной практике и нормах права, регулирующих подрядные отношения.

Денисова Инга, Руководитель Юридической службы (материал был опубликован в июньском номере журнала «Кирпич»):

Продолжаем публикацию статей на тему «Типичные ошибки договоры подряда». В данной статье мы рассмотрим раздел «Качество работ».

Качество работ

Как много камней преткновения в этом простом и коротком слове! За надлежащим выполнением работ следит и подрядчик, и дотошный заказчик, и вездесущий строительный контроль. А все равно споров, разногласий и переделок в процессе работы не избежать..
Условие о качестве работ не является существенным условием договора подряда и не влечет за собой риска признания его незаключенным. Однако данное условие может существенно ударить по карману подрядчика.

Что нужно знать о качестве работ?

В соответствии со ст. 721 ГК РФ качество выполняемой работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора - требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
Т.е. стороны с одной стороны не ограничены в установлении требований к качеству работы (допустимы ссылки на международные и национальные стандарты, стандарты организаций и др.), а с другой - подрядчик обязан выполнять работу, соблюдая обязательные требования, предусмотренные законом, иными правовыми актами или в установленном ими порядке (речь идет о технических регламентах, санитарных правилах и пр.).
При этом в случае нарушения данных требований (о чем может свидетельствовать, например, непригодность результата работы для обычного использования) подрядчик не вправе будет требовать оплаты выполненных работ. Кроме того, заказчик на основании п. 3 ст. 723 ГК РФ будет вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ст. 393 ГК РФ), если недостатки являются существенными и неустранимыми или не были устранены подрядчиком в установленный заказчиком срок.

Итак, для подтверждения качества работ необходимо наличие следующих основных условий:

  • работы должны быть выполнены в соответствии с требованиями СНиП, СП, ГОСТ и иных документов, поименованных в договоре или обязательных к применению в силу закона;
  • результат работ должен быть пригоден для согласованного сторонами использования.

Подрядчик обязан предоставить заказчику гарантии качества на выполненные работы. Гарантия качества работы заключается в том, что результат работы должен соответствовать условиям договора о качестве не только в момент передачи заказчику, но и в течение всего гарантийного срока, предусмотренного для результата работы законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота.

Для согласования гарантии качества необходимо определить следующее:

  1. Гарантийный срок и порядок его исчисления.
    Закон не ограничивает стороны в определении продолжительности данного срока.
    Однако если гарантийный срок будет составлять менее двух лет, заказчик все равно сможет предъявить претензии в связи с недостатками результата работы, обнаруженными по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет с момента, когда результат выполненной работы был принят или должен был быть принят заказчиком.
    При этом заказчик обязан будет доказать, что недостатки возникли до передачи результата работы заказчику или по причинам, возникшим до этого момента.
  2. Объем гарантии качества результата работы.
    Согласно п. 2 ст. 722 ГК РФ гарантия качества результата работы распространяется на все, составляющее результат работы. Однако в договоре стороны могут установить, что гарантия не распространяется на какие-либо отдельные части результата работы (детали, комплектующие изготовленной продукции и др.).
  3. Сроки и порядок гарантийного обслуживания результата работы.
    В договоре необходимо предусмотреть, в какие сроки подрядчик обязан удовлетворить претензии по качеству работы, предъявляемые заказчиком в течение гарантийного срока.

Заказчик вправе предъявить требования, связанные с недостатками результата работы, при условии, что недостатки обнаружены:

  • в течение срока для обнаружения недостатков, установленного договором (п. п. 1, 2 ст. 724 ГК РФ);
  • гарантийного срока, предусмотренного законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота (п. 3 ст. 724, п. 1 ст. 722 ГК РФ);
  • в пределах двух лет с момента, когда результат выполненной работы был принят или должен был быть принят заказчиком, если гарантийный срок составляет менее двух лет и он истек (п. 4 ст. 724 ГК РФ);
  • в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи результата работы, если законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота не предусмотрен гарантийный или иной срок обнаружения недостатков (п. п. 1, 2 ст. 724, п. 1 ст. 722 ГК РФ).

Требования, которые может предъявить заказчик в связи с ненадлежащим качеством работ, указаны в п.1 ст.723 ГК РФ. В него входят:

  • безвозмездное устранение недостатков в разумный срок;
  • соразмерное уменьшение установленной за работу цены;
  • возмещение расходов на устранение недостатков, когда право заказчика устранять их предусмотрено в договоре (ст. 397 ГК РФ).

При этом следует помнить, что предъявление заказчиком одного из этих требований лишает его возможности заявлять иные требования.

Кроме того, возможность заказчика реализовать право на возмещение расходов , понесенных на устранение им недостатков в выполненной работе (ее результате) или расходов, которые могут быть произведены в будущем в соответствии с п. 1 ст. 393, п. 2 ст. 15 ГК РФ, должна быть прямо предусмотрена договором.

Стороны имеют право самостоятельно изменить перечень требований заказчика, связанных с ненадлежащим качеством работы, расширив или ограничив его, или условия их удовлетворения подрядчиком.

Если условие о требованиях заказчика в связи с ненадлежащим качеством работы в договоре не согласован , то заказчик будет вправе по своему выбору предъявить одно из требований, предусмотренных п. 1 ст. 723 ГК РФ. При этом он не вправе будет требовать возмещения расходов на устранение недостатков.


Министерство внешних экономических связей и торговли Украины

УКРАИНСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

Контрольная работа по дисциплине "Управление персоналом в международном бизнесе»

Тема: Способы оценки выполненной работы

Слушатель: Бербец В.А. группа М3 2-1

Киев, ул. Бальзака, 16-А, кв.
124

1. Цели и виды оценок

2. Методы аттестации
3. Применение аттестации по установленной системе и форме.
4. Показатели, необходимые для оценки работы, которая выходит за пределы удовлетворительной

1. Цели и виды оценок

Добросовестно подготовленная руководителем оценка работы подчиненного позволяет получить развернутое представление о конкретном лице, его поведении в коллективе, производственных показателях, выполняемой общественной работе и целом ряде других деловых качеств. С помощью подобной оценки или характеристики руководитель получает возможность ближе познакомиться с сильными и слабыми качествами сотрудника, сделать вывод о его квалификации, соответствии занимаемой должности и возможных перемещениях. Он также выявляет склонности, интересы, способности, стремления и т. д. сотрудника. Вместе с тем это дает возможность сотруднику ознакомиться с оценкой достигнутого им уровня его работы и по возможности устранить недостатки. Оценка работы подчиненного может быть использована для: подготовки сотрудника; отбора и назначения на должность; расстановки и перемещения кадров; установления заработной платы в соответствии с достигнутыми результатами и для премирования. Оценка кадров позволяет учитывать социальные аспекты при проведении таких мероприятий, как расширение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на предприятии, повышение специализации предприятия и т. д.

В зависимости от конкретных целей следует применять различные виды аттестаций и оценок кадров, основными из которых являются: итоговая аттестация; промежуточная аттестация; аттестация по особым обстоятельствам; оценка деловых качеств.

Основные особенности итоговой аттестации. При итоговой аттестации дается полная и разносторонняя оценка деятельности сотрудника за все время работы на предприятии. В ней должны содержаться сведения о наиболее важных этапах его работы. В ней не приводятся сведения об общественной работе и личной жизни трудящегося, непосредственно не связанные с выполнением основных обязанностей. Подготовка итоговой аттестации должна проводиться при переводе сотрудника на другую должность, переходе на новое место работы, направлении на учебу, изменении условий трудового договора и т. д.
В итоговой аттестации не приводятся сведения о снятых дисциплинарных взысканиях. Сведения о дисциплинарных взысканиях, срок действия которых еще не истек, приводятся лишь в том случае, когда имевшее место правонарушение характерно для данного работника.

Промежуточная аттестация проводится через определенные строго установленные промежутки времени. Каждая последующая промежуточная аттестация должна базироваться на результатах предыдущих. Промежуточные аттестации и оценки деловых качеств для лиц, работающих на предприятии непродолжительное время, приступивших к выполнению новых функций, а также для молодых кадров и кадров, включенных в резерв, целесообразно проводить через относительно короткие промежутки времени (ежегодно или каждые полгода). В тех случаях, когда выполняемые в данный момент кадровым работником функции не требуют столь частой аттестации, могут быть предусмотрены большие интервалы времени. В промежуточной аттестации приводятся сведения только за ограниченные интервалы времени. Поэтому последняя промежуточная аттестация не может рассматриваться в качестве итоговой.

Аттестация по особым обстоятельствам. Особыми обстоятельствами, при которых подготавливается подобная аттестация, могут быть: представление работника к награждению, направление его на учебу, оформление для поездки за границу, судебное разбирательство и т.д. В этой аттестации должны содержаться сведения, позволяющие принять соответствующее обоснованное решение. Аттестация по особым обстоятельствам составляется на основе данных, содержащихся в промежуточных аттестациях. Содержание первой не должно противоречить содержанию последних.

Оценка деловых качеств. Содержание этого документа характеризует работника не в целом, а главным образом его деловые качества (результаты работы, отношение к труду, знания, способности, навыки и т. д.). Оценка деловых качеств должна производиться чаще, чем промежуточная аттестация, поскольку поведение работника в коллективе, его свойства характера и т. д. меняются сравнительно медленно.

2. Методы аттестации

Оценка и характеристика людей требуют объективности, высокого чувства ответственности, последовательности, дифференцированного индивидуального подхода. Последствиями некачественно проведенной аттестации могут быть: недостаточно высокие требования, предъявляемые к работнику; неоправданно высокие затраты на обучение (например, обучение некоторых лиц в том случае, когда оно не требуется); невыполнение отдельных заданий вследствие переоценки возможностей работника; неправильное установление размера заработной платы и распределения ее фонда; высокая текучесть кадров, трудности с формированием основного кадрового состава: неудовлетворенность работой, материальный и моральный ущерб, причиняемый отдельным работникам; снижение инициативы; потеря авторитета руководителя; ухудшение психологического климата в коллективе; увеличение числа трудовых конфликтов и споров. Положительный эффект аттестация имеет лишь в том случае, когда руководитель подходит к оценке своих подчиненных с чувством высокой ответственности, используя современные аналитические методы оценки кадров. В некоторых случаях может оказаться весьма целесообразным наряду с аттестацией, проводимой непосредственным руководителем и коллективом, применить и метод самооценки. Самооценка (или самоаттестация) проводится путем письменного ответа аттестуемого на вопросы, содержащиеся в специальных анкетах. Аттестуемый сам дает оценку качеству выполнения профессиональных и служебных обязанностей и достигнутым результатам, а также производственной дисциплине и т. д. Этот метод позволяет узнать, какие требования предъявляет к себе работник. Однако при этом нельзя упускать из виду того, что в силу специфических свойств человеческого характера всегда существует опасность субъективной окраски самооценки (из-за излишней скромности, ярко выраженного тщеславия и т. д.).
Мнение о работе сотрудника должно формироваться постоянно, а не только в момент аттестации. Для этой цели можно использовать непосредственные наблюдения, например при инструктировании своих подчиненных, распределении между ними заданий и контроле за их выполнением, установлении заработной платы и премировании и т. д. Это позволяет собрать фактический материал о подчиненном и избежать формальных, некритических и необъективных оценок.
Постоянный контакт с подчиненным позволит руководителю не только высказывать свое мнение и критические замечания о его работе и поведении в коллективе, но и подготовить его к правильной реакции при фиксировании некоторых отрицательных сторон в его работе. Таким образом, аттестация может стать своеобразным обобщением ранее высказанных замечаний. Наряду с результатами наблюдений при проведении аттестации необходимо также использовать результаты опросов, данные анализа затрат рабочего времени и стиля работы. Дополнительная полезная информация для аттестации работников может быть получена в процессе наблюдения за их поведением в некоторых важных ситуациях, например таких, которые перечислены ниже. Заседания и совещания позволяют выявить способности работника руководить обсуждением, высказывать новые идеи. Дискуссии на политические и производственные темы дают возможность определить способность работника убеждать других в правильности своих взглядов, умение последовательно защищать политические и иные точки зрения и т. д. Совещания с подчиненными или вышестоящими руководителями позволяют сделать вывод о способности руководителя согласовывать противоречивые точки зрения и приходить к единому решению.
Распределение заданий и контроль за их исполнением определяют умение руководителя использовать методы морального стимулирования для выполнения заданий, найти индивидуальный подход к отдельным исполнителям при разъяснении содержания заданий и т. д. Сложные и необычные производственные ситуации помогают выявить отношение работника к нововведениям, способность урегулировать конфликты в коллективе, оперативно реагировать на неожиданные ситуации (например, в случае аварий), живость мысли, творческие способности
(например, при решении научно-исследовательских задач), способность переносить физические и психические перегрузки. Работа с проектами и предложениями позволяет определить умение подходить комплексно к оценке работ, сосредоточиться на главном, видеть важнейшие взаимосвязи, точно формулировать свои мысли и суждения (при экспертизе качества проектов), а также способность принимать решения.

Сбор материала при первом знакомстве с подчиненным. Первое впечатление, которое подчиненный производит на руководителя при знакомстве, как правило, является весьма субъективным и поэтому может оказаться неверным. Однако во многих случаях оно оказывает заметное влияние на последующее мнение о работнике. Поэтому, отдавая должное первому впечатлению, не следует его переоценивать.

Сбор материала о поведении работника в отдельных ситуациях. Поведение человека зависит от обстоятельств и в каждой конкретной ситуации может иметь существенные отклонения от обычного. Поэтому не следует слишком поспешно обобщать результаты наблюдений. Их нужно по возможности сопоставить и связать с результатами прежних оценок и выводов.

Сбор материала путем длительного наблюдения. Этот метод является основным при подготовке аттестации. Длительное, целенаправленное наблюдение в различных ситуациях способствует выявлению характерных черт человека. Эти наблюдения дают возможность сделать предварительные выводы.
Затем их необходимо проверить на основе новых наблюдений и только после этого сделать окончательный вывод. Чтобы сформировать объективное мнение о работнике, рекомендуется следующее: учитывать прежнюю деятельность, пройденный путь и рост работника; не относиться к работнику с предубеждением и не руководствоваться при оценке его работы чувством симпатии или антипатии; не придавать слишком большого значения случайным положительным или отрицательным моментам; не акцентировать внимание на преодоленных недостатках или слабостях; основывать свое мнение только на фактах и избегать необоснованных заключений; опираясь на результаты наблюдений, стараться выявить мотивы определенных поступков и свойства характера работника; характеризуя работника, осуществлять дифференцированный подход; не считать себя всегда и во всем правым; не судить о людях под влиянием момента; использовать при аттестации четкие, недвусмысленные формулировки, гарантирующие их правильное понимание.
Нередко при аттестации к работнику подходят с заниженными требованиями, полагают, что не следует отмечать его слабые стороны. Подобный подход является неправильным. Продуманная, подготовленная с высоким чувством ответственности аттестация не имеет ничего общего с приукрашенной
«положительной» характеристикой. Следует обязательно наряду с положительными качествами указать и отрицательные и наметить пути их преодоления. Встречается и обратное. Предъявляя к работнику очень высокие требования, руководитель характеризует его как малоинициативного и т. д.
Подобная практика может иметь нежелательные последствия и отрицательно сказаться на творческом и производственном росте работника. Поэтому необходимо, чтобы вышестоящий руководитель и отдел кадров принимали во внимание возможность смещенных оценок в аттестациях, подготовленных отдельными руководителями, и учитывали это при решении кадровых вопросов.

Формы аттестации. Различают следующие основные формы аттестаций и оценок деловых качеств работников: аттестация без установленной формы; аттестация по схеме, принимаемой в качестве ориентира; аттестация по установленной системе и форме. Какому же из указанных трех видов аттестаций следует отдать предпочтение? Аттестация без установленной формы дает возможность подробно охарактеризовать целый ряд существенных индивидуальных качеств работника, таких, как особенности его характера, способности и т. д. Но эта аттестация не обеспечивает единообразной и полной оценки качеств работника и не позволяет сделать достаточно надежные выводы о соответствии работника предъявляемым к нему требованиям. При таком подходе может иметь место односторонний упор на отдельные требования и недостаточное внимание к таким его качествам, как свойства характера, индивидуальные особенности и т. д. Аттестация без установленной формы дает широкий простор для субъективных оценок, а также создает определенные трудности для руководителей, поскольку недостаточно ясная формулировка может привести к их неправильному толкованию. При проведении аттестации по схеме, применяемой в качестве ориентира, оцениваемые качества работника объединяют в группы (комплексы), для каждого из которых разрабатывается детальный вопросник. Лицо, проводящее аттестацию, имеет право не ограничиваться указанными группами признаков и предлагаемыми вопросами: их число и формулировка могут быть изменены. Несмотря на ряд своих преимуществ, она не гарантирует полного единообразия и сопоставимости результатов аттестаций, проведенных в разное время и в различных подразделениях предприятия. При применении третьей формы аттестации используются бланки, содержащие группы стандартных вопросов, ответ на каждый из которых характеризует наличие или степень проявления того или иного качества работника. Ответы должны быть даны только на эти вопросы без каких бы то ни было добавлений. Несмотря на то что в этом случае обеспечивается единство и полная сопоставимость результатов аттестации, тем не менее отсутствует полнота охвата всех могущих представить интерес важных индивидуальных особенностей работника.

Последний вид аттестации по установленной системе и форме обеспечивает единый подход при оценке кадров. Она позволяет достаточно полно охватить все существенные деловые и личные качества работника и построена таким образом, что позволяет использовать процесс аттестации в качестве важного инструмента работы с людьми на предприятии.

3. Применение аттестации по установленной системе и форме

Описываемая ниже система аттестации работников представляет собой комбинированную систему, включающую количественные оценки и текстовую часть. Применение раздела с количественными данными способствует тому, что: аттестация руководителей будет проведена с единых позиций и будут учтены все существенные факторы; каждый фактор получит количественную оценку; в точных выражениях будут охарактеризованы типичные и специфические признаки поведения; будет обеспечена возможность решать вопросы подбора кадров, их расстановки, повышения квалификации и продвижения; уменьшена вероятность субъективных, случайных и опрометчивых оценок.

Для оценки деловых и иных качеств руководителей может быть использована классификация их по следующим группам признаков.
1. Уровень профессиональной подготовки и культурный уровень.
Уровень профессиональных знаний.
Профессиональные навыки.
Знание отрасли экономики.
Способность к решению новых проблем (творческие способности).
Опыт практической работы в данной области.
Пригодность к работе за границей (опыт работы за рубежом, знание иностранных языков и т.д.)
Возможность использования на других должностях.
Культурный уровень.

2. Знания в области управления.

1. Умение правильно использовать экономические рычаги.
2. Знание методов руководства коллективами.

2.3. Знание современных методов научного управления.

3. Способность руководить.

1. Способность мыслить с учетом перспективы.
Организованность, целеустремленность.
Способность принимать решения.
Смелость, готовность к ответственности и риску.
Решительность, способность доводить дело до конца.
Способность к работе в коллективе.
Знание людей.
Способность к созданию и поддержанию творческой атмосферы.

3.9. Поощрение подчиненных с помощью материальных и моральных стимулов.

4. Некоторые деловые качества и результаты труда.

1. Интенсивность труда и способность к перегрузкам.

2. Надежность в сложных и трудных ситуациях.

3. Способность сосредоточиться на главном.

4. Эффективность работы.

5. Подбор и выдвижение работников.

6. Способность к осуществлению планирования и контроля.

4.7. Готовность к постоянному повышению квалификации.

5. Свойства характера.

4. Способность признавать успехи и достижения других.

Значение признака (в баллах):

1 - недостаточно развит;

2-не в полной мере соответствует требованиям;

3 - соответствует требованиям;

4 - хорошо развит;

5 - очень хорошо развит.

В текстовой части основное внимание следует обратить на: важные моменты, не нашедшие отражения в первой части; индивидуальные особенности работника, количественно не охарактеризованные в первой части
(интересы, склонности, свойства характера, состояние здоровья, специальные знания, наиболее значительные трудовые и научные достижения и т. д.); продвижение по службе данного лица и на степень достижения им целей, сформулированных на предыдущей аттестации; участие работника в проведении мероприятий по повышению квалификации, намеченных на предыдущей аттестации и на достигнутые им успехи; мнение работника о занимаемой им должности и о должности, которую он хотел бы занять; высказывания аттестуемого о собственных слабых и сильных качествах; характеристику некоторых организационных и деловых качеств аттестуемого (способность к быстрой переориентации, широта интересов, глубина теоретических знаний в сфере фундаментальных наук и ряде других областей, пригодность к руководящей, научной и иной работе); обоснование суммарной оценки, если она либо очень низка, либо очень высока. Дополнительные текстовые разъяснения в зависимости от обстоятельств могут содержать: обоснование возможного перемещения на более высокую должность; основные направления и мероприятия, необходимые для повышения профессиональной подготовки; предложение о возможности перемещения на новую должность или выполнение новых функций; предложения о возможном повышении или понижении заработной платы; дату следующей аттестации или оценки деловых качеств в соответствии с предъявляемыми к работнику требованиями. Текстовой раздел аттестации играет вспомогательную роль. Этот раздел обеспечивает эффективное использование информации, содержащейся в первых двух разделах, в практических целях.
Обязательные ответы на вопросы этого раздела позволяют сделать конкретные выводы о каждом аттестуемом. Совокупность материалов аттестаций работников предприятия, проведенных по предлагаемой методике, позволяет судить о состоянии работы с кадрами и их потенциале. Таким образом, применение этой системы может оказать действенную помощь при решении проблемы оптимальной расстановки и использования кадров в целях повышения эффективности труда, формирования и совершенствования личности.

Основные положения по применению аттестации. Для правильного применения данной системы аттестации и полного использования заложенных в ней возможностей полезно придерживаться следующих рекомендаций:

1. В зависимости от целей аттестации может оказаться полезным апробирование различных ее форм. Необходимо выявить наиболее приемлемую форму с учетом конкретных условий. После внесения необходимых изменений отдел кадров или соответствующий заместитель директора предприятия должен обеспечить использование единого метода аттестации в масштабах всего предприятия.

2. Не рассматривать текстовую часть аттестации как некоторый дополняющий и малозначащий раздел. Напротив, текстовая часть имеет особенно важное значение не только для решения вопросов подготовки и переподготовки кадров, но также и для их подбора, расстановки и продвижения.

3. Необходимо правильно интерпретировать результаты аттестации.
Особую важность при этом играет сравнение требований, предъявляемых к работнику, с фактическими данными работника. Главное не в том, чтобы набрать максимальную сумму баллов, а в том, чтобы полностью соответствовать предъявляемым основным требованиям. Высокий уровень общего развития и глубокие профессиональные знания не могут, например, заменить отсутствие знаний в сфере руководства. Поэтому в планах распределения работ и обязанностей уместно установить некоторый минимальный «пропускной балл» для каждой из групп требований.

4. Система аттестации принципиально применима для оценки всех руководителей. Однако отдельные деловые качества необходимы им в разной мере. Эта же система аттестации может быть использована и для оценки специалистов, если при ее проведении исключить такие требования, как
«знания в области управления» и «способность руководить», характеризующие специфичные для руководящей работы признаки.

5. При массовой аттестации необходимо исследовать дисперсию уровней оценок методами статистического анализа. Если в результате статистического анализа будут установлены существенные отклонения от нормального распределения (слишком большое число очень высоких или низких оценок), то можно сделать вывод о неправильно или некачественно проведенной аттестации.

4. Показатели, необходимые для оценки работы, которая выходит за пределы удовлетворительной

Получение и применение информации

Когда достигнутые с помощью допустимых методов результаты выше предусмотренных, т. е. получены при меньших издержках или в большем объеме. Когда достигнутые результаты равны запланированным, но были получены без нарушения политики компании, несмотря на препятствия, возникшие по не зависящим от управляющего причинам. Когда какие-то результаты достигнуты в исключительно трудных условиях, возникших по не зависящим от управляющего причинам.

Факторы, оправдывающие показатели работы ниже средних: Когда по причинам, не связанным с ошибками управляющего, не была обеспечена доставка необходимых материалов или не были созданы условия, необходимые для получения запланированных результатов, несмотря на то, что руководитель сделал все, от него зависящее, для удовлетворения его требований в этом отношении. Когда выполнению производственных требований препятствовала общая политика компании, а рекомендация по ее изменению не была принята.
Когда была изменена общая политика предприятия, но данный управляющий не был об этом информирован.

Убеждение подчиненных

Показатели работы превышают средние: Когда все подчиненные проявляют усилия, превышающие средние усилия в данных условиях; когда некомпетентность на одном участке работы не приходится компенсировать дополнительными усилиями на других участках. Когда никому из подчиненных не приходится для решения проблем, с которыми они сталкиваются, действовать
«через голову» данного управляющего.

Факторы, оправдывающие показатели работы ниже средних: Когда на данном участке приходится использовать персонал, не являющийся в достаточной степени эффективным (расхлябанность, проявляемая как рабочими, так и руководством, отрицательно сказывается на репутации и послужном списке хорошего управляющего). Когда имеющиеся в распоряжении новые работники нуждаются в значительно большей подготовке, чем та, которую обычно получают приступающие к работе новички. Когда стоимость брака является в большей степени результатом недоброкачественности исходных материалов, чем результатом самого труда или неправильного применения машин.

Получение отчетов и принятие решений

Показатели работы превышают средние: Когда текущая информация из необычного источника, полученная данным управляющим, полностью используется для улучшения какого-либо аспекта его работы. Когда просьбы подчиненных о предоставлении им необходимой информации или помощи выполняются без промедления и не за счет ухудшения морального состояния просящих. Когда возникающие в процессе работы частные проблемы решаются эффективно; когда любые проблемы, которые могут быть решены данным управляющим, дополнительно им решаются (более высокое руководство не привлекается для принятия решения по тем вопросам, которые данный управляющий может и должен решать самостоятельно).

Факторы, делающие приемлемыми показатели работы ниже средних: Когда сам управляющий не полностью информирован по тем вопросам, которые должны знать его подчиненные. Это может иметь место, например, в том случае, когда вы, минуя своего нижестоящего управляющего, даете указания, инструкции или частную информацию его подчиненным; если подчиненные не поняли ваших указаний, то их управляющий ни в коей мере не отвечает за последствия!
Когда отдельные задачи, которые должны решаться на данном участке, но выполняются в связи с тем, что все имеющееся в распоряжении время пошло на ликвидацию прорыва, образовавшегося на других участках, особенно в том случае, если ваш подчиненный заранее поставил вас в известность о том, что он не сможет выполнить определенной части своих обычных обязанностей в связи с необходимостью выполнения какой-то особой работы.

Составление отчетов и передача информации

Показатели работы превышают средние".

Когда все подчиненные полагаются на информацию, полученную от своего руководителя; когда не теряется время на «хождение к более вы сокому руководству» за подтверждением того, что получено ими от непосредственного руководства. Когда руководитель более высокого ранга может полностью полагаться на каждый доклад как на доклад, отражающий действительность.
Когда все ваши указания (касающиеся как данного участка работы, так и других участков работы) изложены таким языком, что подчиненные могут понимать и действительно понимают эти указания.

Факторы, делающие приемлемыми показатели работы ниже средних: Ошибки и недостатки в этой области могут быть оправданы очень редко, если вообще такое оправдание возможно.

Убеждение вышестоящего руководства в необходимости принятия рекомендаций

Показатели работы превышают средние:

Когда в результате осуществления собственных идей управляющего достигнуты значительные успехи в деле совершенствования методов, процессов, сокращения затрат, лучшего использования рабочей силы и т. д. В большинстве случаев молодые управляющие наиболее способны находить возможности для введения новшеств в деле совершенствования условий труда (и его результатов) путем практического использования имеющихся возможностей для решения тех или иных специальных задач.

Факторы, делающие приемлемыми показатели работы ниже средних: Когда вся порученная работа должна быть выполнена в определенных, строго установленных рамках, а все изменения должны быть исследованы и разработаны специалистами, привлекаемыми со стороны. Когда был предложен ряд практических мер и достаточно обоснована возможность их осуществления, а все эти предложения были «оптом» отвергнуты, как «неприменимые в данном случае».

Помощь вышестоящему руководству

Показатели работы превышают средние:

Когда был внесен значительный вклад в решение крупных проблем, выходящих за рамки нормальных обязанностей подчиненных. Когда каждый аспект данной работы дает результаты, которые могут быть непосредственно использованы для облегчения труда вышестоящего руководства.

Факторы, делающие приемлемыми показатели работы ниже средних: Когда отношение вышестоящего руководителя превращает помощь подчиненных в скучное и неблагодарное занятие или когда вышестоящий руководитель поручает своим подчиненным выполнение канцелярской или другой самой простой работы, которую могут выполнять лица с гораздо более низкой квалификацией. Когда постоянно предлагаемая руководству помощь по специальным вопросам отвергается, а затем должна быть оказана в последнюю минуту по срочному указанию. Свидетельством неудовлетворительного выполнения любого вида работы является, конечно, несоответствие ее результатов принятым стандартным требованиям. То, чего руководитель ожидает от своих подчиненных по двум последним разделам принятой схемы - убеждение более высокого руководства в необходимости принятия его рекомендаций и содействие более высокому руководству,-должно согласовываться с отношением руководителя к подчиненным; главным в этом отношении должно быть внимание и уважение.

Литература

1. Курс для высшего управленческого персонала. М., «Экономика».

2. Руководитель. Коллектив. Личность. М., Экономика, 1974.

3. Б.М.Андрушків, О.С.Кузьмш. «Основи менеджменту». Львів, «Світ», 1995.

Выбор редакции
СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...

Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...

Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...

Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...
ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...