Универсальная система коллективной безопасности. Системы коллективной безопасности: исторический экскурс и современные реалии


Коллективная безопасность - это система совместных мероприятий госу­дарств всего мира (универсальная) или определенного географического рай­она (региональная), предпринимаемых для предотвращения и устранения уг­розы миру и подавления актов агрессии или других нарушений международ­ного мира и безопасности.

Система коллективной безопасности юридически оформляется дого­ворами и часто предполагает создание организации коллективной безо­пасности. Обычно в содержание таких договоров включаются следующие обя­зательства:

1) не прибегать к силе или к угрозе силой;

2) разрешать споры между собой исключительно мирным способом;

3) активно сотрудничать в деле устранения любой опасности междуна­родному миру, оздоровления международной обстановки;

4) проводить совместные мероприятия и оказывать взаимопомощь в во­енных вопросах.

Современная система коллективной безопасности делится на универсаль­ную (в основе лежит организация коллективной безопасности - ООН) и ре­гиональные (в основах лежат региональные договоры и организации).

Организация Объеденных Наций является, как уже отмечалось, универ­сальной организацией коллективной безопасности. Статья 1 Устава ООН в качестве цели деятельности организации устанавливает поддержание между­народного мира и безопасности и принятие для этого эффективных коллек­тивных мер. Средства безопасности, которыми располагает ООН:

Меры по запрещению угрозы силой или ее применения в отношениях между государствами (п. 4 ст. 2);

Меры мирного разрешения международных споров (гл. VI);

Меры разоружения (ст. 11, 26, 47);

Меры обеспечения безопасности в переходный период (гл. XVII);

Меры по использованию региональных организаций безопасности (гл. VIII);

Временные меры по пресечению нарушений мира (ст. 40);

Принудительные меры безопасности без использования вооруженных сил (ст. 41);

Принудительные меры с использованием вооруженных сил (ст. 42).

Как видно, Устав ООН не только допускает создание региональных сис­тем коллективной безопасности, но и использует их для достижения всеобъ­емлющей безопасности. К соглашениям о региональной коллективной безо­пасности предъявляется ряд требований:

Мероприятия и действия этих систем не должны распространяться за пределы данного района;

Они не могут противоречить действиям ООН и должны быть совмести­мы с целями и принципами Устава ООН;

Необходимо информировать Совет Безопасности ООН о планируемых и предпринятых действиях.

Имеется несколько региональных систем коллективной безопасности:

1. Организация американских государств (ОАГ). В рамках организации были приняты Договор о взаимной помощи 1947 г. и Договор о мирном раз­решении споров 1948 г.

2. Организация Североатлантического договора (НАТО). НАТО пред­ставляет собой организацию, которая предлагает и политические, и воен­ные инструменты сотрудничества. В настоящее время в организации уча­ствуют 26 государств.

3. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Об­разована из Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Участ­вуют 56 государств Европы, Северной Америки и Центральной Азии. В ос­новном нацелена на использование мирных средств обеспечения междуна­родной безопасности.

4. Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Создана в 1992 г. В настоящее время входят 7 государств (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан). Военно-политическимй союз.

НАТО. Высшим политическим органом НАТО является Североатлан­тический совет (Совет НАТО), который состоит из представителей всех государств-членов. Заседания Совета проходят два раза в год. Решения совета принимаются единогласно. В период между сессиями функции Со­вета НАТО выполняет Постоянный совет НАТО, где также представлены все государства-члены.

Высшим военно-политическим органом организации является Комитет воен­ного планирования, который собирается дважды в год на свои сессии на уровне министров обороны. В период между сессиями функции Комитета военного пла­нирования выполняет Постоянный комитет военного планирования.

Высшим военным органом НАТО является Военный комитет, состоящий из начальников генеральных штабов стран-членов НАТО и гражданского представителя Исландии, не имеющей вооруженных сил. Собирается не реже двух раз в год на свои заседания. Военный комитет имеет в своем подчинении командования двух зон: Европы и Атлантики. Верховное главное командова­ние в Европе возглавляется верховным главнокомандующим (всегда - амери­канским генералом).

В его подчинении находятся главные командования на трех европейских театрах военных действий: Североевропейском, Централь­ноевропейском и Южноевропейском. В период между заседаниями функции Военного комитета выполняет Постоянный военный комитет.

К основным органам НАТО относится также Группа ядерного планирования, проводящая свои заседания обычно дважды в год на уровне министров обороны.

НАТО сотрудничает с РФ. Так, с мая 2002 г. создан Совет «Россия - НА­ТО». В его рамках функционирует ряд рабочих групп по следующим направ­лениям сотрудничества:

В воздушном пространстве;

В области тыла и материально-технического обеспечения;

В области противоракетной обороны.

В 2003 г. министром обороны России и Генеральным секретарем НАТО Дж. Робертсоном был подписан рамочный документ «Россия - НАТО» по спасению экипажей аварийных подводных лодок. С 2004 г. Россия участвует в совместных учениях и проводит совместные с НАТО миротворческие операции.

ОБСЕ. Основные средства направления обеспечения безопасности в рамках ОБСЕ:

Контроль над распространением вооружений;

Дипломатические усилия по предотвращению конфликтов;

Меры по построению доверительных отношений и безопасности;

Защита прав человека;

Развитие демократических институтов;

Мониторинг выборов;

Экономическая и экологическая безопасность.

Именно благодаря ОБСЕ появилось так называемое человеческое измере­ние безопасности. Центральное место в работе ОБСЕ занимает комплексная система мирного разрешения споров. Эта система состоит из двух частей:

Общей системы (на основе главы VI Устава ООН);

Специальной системы (примирительно-арбитражная процедура); состоит из двух этапов - сначала используется примирение, а затем спор разрешается в постоянно действующем арбитраже.

Деятельность ОБСЕ направлена на предупреждение конфликтов. В ре­зультате появилась концепция «раннего предупреждения». Также широко ис­пользуются в ОБСЕ миссии специальных докладчиков и миссии установле­ния фактов, миссии военных наблюдателей. Возможно и применение воору­женной силы, но исключительно с миротворческой целью (контроль за пре­кращением огня и выводом войск, создание буферных зон между конфлик­тующими, охранные функции при получении гуманитарной помощи и т. д.).

ОДКБ. В первую очередь это военная организация, с помощью которой Россия пытается укрепить свои стратегические позиции в Центральной Азии, государства которой имеют в том числе и иностранные военные базы (амери­канская в Киргизии, французская в Таджикистане).

В рамках ОДКБ осуществляется военное сотрудничество. В частности, созданы коллективные силы быстрого развертывания Центральноазиатского региона (10 батальонов, около 4 тыс. человек). Планируются совместные уче­ния и операции. Высказывалось предложение участвовать в миротворческой операции в Афганистане. Узбекистан при вступлении в ОДКБ высказал пред­ложение об использовании коллективных сил для поддержания внутренней

безопасности. В частности, даже предложил разработать в рамках организа­ции разведывательные и контрразведывательные структуры.

В рамках организации проводятся совместные учения, планируются об­щие военные операции, осуществляется военно-техническая помощь государ- ствам-участникам.

Высшим органом является Совет коллективной безопасности, в состав ко­торого входят главы государств-членов. Также созданы:

1) Совет министров иностранных дел - консультативный и исполнитель­ный орган по вопросам координации взаимодействия государств-членов в об­ласти внешней политики;

2) Совет министров обороны - консультативный и исполнительный орган по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества;

3) Комитет секретарей советов безопасности - консультативный и испол­нительный орган по вопросам координации взаимодействия государств- членов в области обеспечения их национальной безопасности;

Высшим административным должностным лицом является Генеральный секретарь.

В рамках организации постоянно действует Объединенный штаб, отве­чающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной со­ставляющей ОДКБ. Также на него возложены задачи, выполняемые командо­ванием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.

Проблема обеспечения мирного сосуществования различных государств до сегодняшнего дня остается самой глобальной. Первые попытки создания организаций для защиты от внешней агрессии появились после окончания Первой мировой войны. Каждое военное вторжение приводило к наступлению плачевных последствий для жизни и здоровья различных национальностей, а также для экономики государств. Система коллективной безопасности была создана для устранения угрозы миру в планетарном масштабе. Впервые вопрос о создании такой системы был вынесен на обсуждение в ходе переговоров СССР и Франции.

Создание комплекса коллективной безопасности предусматривает принятие всеобъемлющих мер, которые внедряются различными государствами на универсальном или региональном уровнях. Целью создания такого защитного комплекса является устранение угрозы мирному сосуществованию, подавление актов внешней агрессии, а также создание необходимого уровня глобальной безопасности. На сегодняшний день в практике под комплексом коллективной безопасности понимается совокупность форм и методов борьбы стран мира с проявляемой агрессией.

Как развивалась система безопасности на межгосударственном уровне?

Как уже говорилось, первые попытки создания в Европе системы коллективной безопасности были предприняты в 1933 году. Между Советским Союзом и Францией был заключен договор о предоставлении взаимопомощи. Впоследствии этот документ получил название Восточный пакт. Далее проводились многосторонние переговоры, в которых участвовали, помимо указанных стран, США, Китай, Япония и ряд других государств. В результате была достигнута договоренность о заключении тихоокеанского пакта.

Тихоокеанский пакт так и не был заключен из-за воздействия Германии и ее требований о равноправии в сфере вооружения. Из-за проявления агрессии с германской стороны, Советский Союз заключил ряд договоров о военной взаимопомощи с европейскими странами. Это были первые шаги на пути становления соединенной схемы безопасности.

Исторические факты указывают на то, что СССР выполнялись действия, направленные на подписание мирных соглашений и пактов о ненападении.

После 1935 года вопросы обеспечения международной защиты стали предметом неоднократного обсуждения в Совете Лиги Наций. Предполагалось расширить состав стран-участниц таких переговоров. Однако Великобритания воздержалась от подписания каких-либо соглашений. Многочисленные попытки Советского Союза по созданию общественной системы международной безопасности в межвоенный период оказались напрасными. После Второй мировой войны была создана Организация Объединенных Наций, которая документально утвердила соглашение о коллективной безопасности.

Элементный состав и классификация систем общественной безопасности

Объединенная защита прав и интересов всего населения на межгосударственном уровне включает в себя ряд компонентов:

  • Соблюдение принципов международного права;
  • Соблюдение суверенности и неприкосновенности границ;
  • Невмешательство во внутриполитические дела страны;
  • Принятие общих мер, направленных на борьбу с агрессией и устранение угрозы мировому сообществу;
  • Ограничение и сокращение вооружений.

Основой создания такого масштабного комплекса стал принцип неделимости мира. Общепринято выделять два основных вида систем общественной безопасности:

  • Универсальный;
  • Региональный.

На видео – о системе коллективной безопасности в Европе:

На сегодняшний день Организация Объединенных Наций является гарантом соблюдения норм международного права и принципов мирного сосуществования. Коллективные мероприятия, которые выполняются для поддержания мира, закреплены в Уставе ООН. Уставным документом предусмотрены следующие положения:

  • Перечень запретных мер (угроза силой или ее применение в межгосударственных отношениях);
  • Меры мирного урегулирования спорных вопросов;
  • Перечень мер по разоружению держав;
  • Создание и функционирование региональных защитных организаций;
  • Принудительные меры реагирования без использования вооружения.

Поддержание мира в планетарном масштабе осуществляется Советом Безопасности ООН и Генеральной Ассамблеей. К задачам, поставленным перед международной организацией в рамках универсальной системы, относятся:

  • Расследование случаев и инцидентов, угрожающих миру;
  • Проведение дипломатических переговоров;
  • Проверка выполнения соглашений о прекращении огня или военном вторжении;
  • Поддержание законности и правового порядка государств-участников организации;
  • Гуманитарная помощь нуждающимся субъектам;
  • Контроль над сложившейся ситуацией.

Региональные системы безопасности представлены в виде организаций или соглашений, которые регулируют мирное сосуществование в отдельном регионе либо континенте. В региональные комплексы может входить несколько участников. Компетенция такой организации распространяется исключительно на страны, которые подписали соответствующее соглашение.

На видео – речь В.В. Путина на пленарном заседании Совета коллективной безопасности:

Условия деятельности международной организации в сфере поддержания мира

С момента создания ООН и до сегодняшнего дня, в случае возникновения военных ситуаций или внешнего вторжения, организация может выполнять миротворческие операции. Условиями проведения таких операций являются:

  • Обязательное согласие обеих сторон конфликта на выполнение каких-либо регулирующих действий;
  • Прекращение ведения огня и гарантия обеспечения защиты и безопасности миротворческим подразделениям;
  • Принятие Советом Безопасности соответствующего решения по проведению операций, контроль над которыми осуществляет лично Генеральный Секретарь;
  • Согласованная деятельность всех сформированных воинских подразделений, которые направлены на урегулирование конфликта;
  • Беспристрастность и невмешательство во внутриполитические дела миротворческих организаций и подразделений;
  • Финансирование деятельности регулирующих международных органов посредством финансовой помощи и специальных взносов.

Принципы построения и функционирования общественного комплекса защиты

Среди принципов построения коллективной системы охраны и ее функционирования выделяют следующие:

  • Разработку определенных подходов, документов, концепций, взглядов на возникающие проблемы мирного сосуществования;
  • Обеспечение национальной (внутригосударственной) и мировой безопасности;
  • Военное строительство, формирование штабов и подготовку квалифицированных военных кадров;
  • Разработку нормативных документов в государстве, которые соответствуют нормам международного права в области обороны и обеспечения мира;
  • Двустороннее или многостороннее сотрудничество государств в содружествах;
  • Совместное мирное использование составных элементов военизированной инфраструктуры, водного и воздушного пространств.

Создание мирного пространства в СНГ

В 1991 году Россия, Украина и Беларусь подписали соглашение о формировании Содружества Независимых Государств. Позже к данному Союзу присоединились другие страны постсоветского пространства (например, Азербайджан, Армения, Молдова, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан). Определяющим направлением деятельности СНГ является поддержание мира и создание безопасных условий жизни для населения.

В рамках СНГ выделяют два основных механизма регулирования.

На видео – о сотрудничестве России и Казахстана:

Первый механизм предусмотрен Уставом. В случае возникновения угрозы конституционному строю или внешнего вмешательства, страны-участницы обязательно консультируются друг с другом и принимают меры по мирному урегулированию спорных вопросов. При необходимости может выполняться миротворческая миссия с использованием вооруженных подразделений. При этом действие вооруженных сил должно быть четко согласованным между всеми участниками.

Второй механизм был закреплен в договоре об обеспечении общей безопасности. Этот документальный акт был принят в 1992 году. Договор предусматривает отказ стран от принятия участия в проявлении агрессии со стороны какого-либо государства. Особенностью заключенного соглашения является то, что если одно из государств проявит агрессивные действия, то это будет расценено как проявление агрессии в отношении всего Содружества. Государству, которое подвергнется агрессии, будет оказана любая необходимая помощь, в том числе и военная. В указанных документах механизм управления и регулирования обеспечения мира четко не закреплен и может содержаться в других международных документах. Вышеуказанный Устав и Договор имеют отсылочный характер на другие нормативные акты СНГ.

2. Универсальная система коллективной безопасности

Организацией универсальной системы коллективной безопасности является Организация Объединенных Наций, главной целью которой является поддержание международного мира и безопасности, для чего она уполномочена "принимать эффективные меры для предотвращения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира" (п.1 ст. 1 Устава ООН).

Устав ООН подробно регламентирует меры и способы поддержания международного мира и безопасности, выдвигая на первое место их мирный, предупредительный характер:

мирное разрешение международных споров (п. 3 ст. 2, гл. IV);

запрещение применения силы или угрозы силой (п.4 ст. 2);

осуществление широкого сотрудничества в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера (п.3 ст. 1, гл. IV, IX);

ограничение вооружений и разоружение (ст. 11, 26, 47).

И только если эти предупредительные меры не принесут положительных результатов, принимаются меры принудительного характера:

временные меры по пресечению нарушений мира, которые Совет Безопасности найдет необходимыми или желательными (ст. 40);

меры, не связанные с применением вооруженных сил по ст. 41 (полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио и других средств сообщения, разрыв дипломатических отношений);

меры, связанные с использованием вооруженных сил для подавления агрессора и восстановления международного мира и безопасности (ст.42).

При этом только Совет Безопасности "определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает о том, какие меры следует предпринять в соответствии со статьями 41 или 42 для поддержания или восстановления международного мира и безопасности" (ст. 39). Государства всего мира обязаны подчиняться решениям Совета Безопасности (ст. 25, п.6 ст.2).

В рамках ст. 41 Устава ООН Совет Безопасности ООН неоднократно применял санкции в отношении Родезии в 1966, 1968, 1970 гг., ЮАР в 1977 г. (эмбарго на поставки вооружений), Ирака в 1990 г. (экономические и финансовые), Югославии в 1991-1996 гг. (экономические), Ливии в 1992-1996 гг. (экономические и по поставкам оружия), Сомали в 1992 г. (по поставкам оружия) и др.

В рамках ст. 42 Совет Безопасности дважды принимал решения на подавление агрессора силой: первый раз в 1950 г., когда КНДР 25 июня 1950 г. совершила нападение на Южную Корею; второй раз в 1990 г., когда Ирак оккупировал территорию Кувейта.

В отношении агрессии КНДР Совет Безопасности ООН в отсутствие представителя СССР, которому ничего не мешало присутствовать (он сам покинул заседание Совета Безопасности), последовательно принял следующие резолюции:

от 7 июля о предоставлении войскам 16 государств (основные силы от США) права именоваться войсками ООН (голубой флаг ООН, финансирование ООН).

В результате трехлетней войны и огромных людских и материальных потерь была граница между двумя корейскими государствами по 38-й параллели. Войска США до сих пор находятся в Корее.

Для пресечения агрессии Ирака против Кувейта, развязанной 2 августа 1990 г., освобождения территории Кувейта и принятия дополнительных мер с целью недопущения агрессии Ирака в будущем Совет Безопасности ООН последовательно принял следующие резолюции:

660 о констатации нарушения Ираком международного мира и безопасности с требованием немедленного вывода иракских войск из Кувейта;

661 об установлении экономических санкций против Ирака;

665 и 670 об установлении морской и воздушной блокады Ирака; 678 с требованием освободить все захваченные территории, выполнить все ранее принятые резолюции.

В случае невыполнения этих требований Совет Безопасности уполномочивал многонациональные вооруженные силы (Англии, США, Франции, с использованием военных баз Турции и Саудовской Аравии) "использовать все необходимые средства, с тем чтобы поддержать и выполнить резолюцию 660 и все последующие резолюции и восстановить международный мир и безопасность в этом районе" (делегация СССР при голосовании воздержалась).

Впервые в международной практике государств Совет Безопасности предоставил Ираку так называемую "Паузу мира" с 29 ноября 1990 г. до 15 января 1991 г. для добровольного выполнения им упомянутых резолюций. Однако Ирак не выполнил требования Совета Безопасности ООН, и в течение 100 ч. его вооруженные силы были разгромлены объединенными войсками стран антииракской коалиции под командованием американского генерала Шварцкопфа. В обоих случаях агрессоры (КНДР и Ирак) подавлялись от имени всего международного сообщества по ст. 42 Устава ООН. В первом случае все расходы несла ООН, во втором случае - государства антииракской коалиции без использования флага ООН.

В отличии от военного принуждения миротворчество означает операции вооруженных сил без применения оружия, за исключением случаев самообороны, осуществляемые с согласия основных воюющих сторон и предназначенные для наблюдения за соблюдением соглашения о перемирии

Задачами миротворческих операций ООН являются:

а) расследование инцидентов и проведение переговоров с конфликтующими сторонами с целью их примирения;

б) проверка соблюдения договоренности о прекращении огня;

в) содействие по поддержанию законности и правопорядка;

г) предоставление гуманитарной помощи местному населению;

д) наблюдение за ситуацией.

В зависимости от предстоящей задачи операции ООН могут представлять собой миссии военных наблюдателей из невооруженных офицеров - "голубые береты" (впервые такая миссия была создана в 1948 г. - орган по наблюдению за выполнением условий перемирия в Палестине) и силы по поддержанию мира в составе национальных военных контингентов, вооруженных легким стрелковым оружием - "голубые каски" (первая такая операция была проведена в 1956 г. Чрезвычайными вооруженными силами ООН на Ближнем Востоке).

Операций обоих типов проведено более 40. Начиная с 1988 г. миротворческие операции стали применяться не только в межгосударственных, но и внутригосударственных конфликтах.

Главным условием для осуществления миротворческих операций ООН являются:

принятие решения Совета Безопасности ООН о проведении операции под руководством Генерального секретаря ООН;

согласие на такие операции враждующих сторон, прекращение огня и гарантии безопасности с их стороны миротворческим силам;

добровольность предоставления воинских контингентов государствами, приемлемыми для сторон;

беспристрастность сил, невмешательство во внутренние дела враждующих сторон, сведение к минимуму применения военной силы (только для самообороны);

финансирование операций по специальной шкале взносов государствами - членами ООН.

Персонал ООН, его оборудование и помещения не могут быть объектом нападения. Государства обязаны установить уголовную ответственность за действия против персонала ООН.

Международной практике известны такие примеры миссий военных наблюдателей: на Ближнем Востоке с 1948г., в Кувейте, Анголе, Сальвадоре, Западной Сахаре с 1991 г., в Грузии в 1993-1994 гг.

Примерами использования вооруженных сил ООН по поддержанию мира являются их создание и действие на Ближнем Востоке в 1956-1967 гг., в Конго в 1960-1964 гг., на Кипре с 1964 г., в Ливане с 1978 г., в Югославии, Кампучии, Сомали с 1992 г., в Руанде с 1994 г., в Албании с 1997 г.

В 90-е гг. от России в операциях по поддержанию мира участвовали: в Мозамбике - 76 военных наблюдателей, в миссии ООН по проведению референдума в Западной Сахаре - 29, в Руанде - 15, в Палестине - 17, в Югославии - батальон (бригада) миротворческих сил в 1600 человек.

В соответствии с Федеральным законом от 23 июня 1995 г. «О порядке предоставления РФ военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности»:

1. Решение о направлении за пределы территории РФ отдельных военнослужащих принимается Президентом.

2. Решение о направлении за пределы РФ воинских формирований для участия в миротворческой деятельности решение принимается президентом РФ на основе постановления Совета Федерации.

3. Решение о направлении за пределы территории РФ гражданского персонала принимается Правительством.

4. Для участия в международных принудительных действиях принимаются Президентом на основе Постановления Совета Федерации и в соответствии с ратификацией международных договоров и федеральных законов.

3. Региональные системы коллективной безопасности

Устав ООН допускает возможность создания международных региональных организаций коллективной безопасности народного мира и безопасности на региональной основе. При этом непременно должны выполняться следующие условия:

действия на региональной основе должны быть совместимы с целями и принципами ООН, касаться только местных споров и не выходить за пределы данного района;

никакие принудительные действия не должны предприниматься без полномочий от Совета Безопасности ООН;

все местные споры, возникающие между государствами какого-либо региона, должны разрешаться только мирными средствами;

Совет Безопасности должен быть всегда информирован о действиях, предпринятых или намечаемых в рамках региональных соглашений для поддержания международного мира и безопасности;

любые действия на региональной основе не должны противоречить действиям в рамках универсальной системы международной безопасности ООН.

Принудительные действия с использованием вооруженной силы в регионе могут иметь место только для отражения уже совершенного нападения в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону по ст. 51 Устава ООН с немедленным сообщением об этом Совету Безопасности. Все это говорит о том, что любая региональная система коллективной безопасности может являться и является составной частью универсальной системы международной безопасности.

Региональными организациями коллективной безопасности на Европейском континенте являются:

Организация Североатлантического договора (НАТО) с 1949 г.

Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) с 1995 г.

С 1955 по 1991 гг. действовала Организация Варшавского Договора (ОВД), которая в 1956 г. в Венгрии и в 1968 г. Чехословакии осуществила вооруженное вмешательство в их внутренние дела, приведшие к человеческим жертвам.

Коллективная безопасность в рамках НАТО.

НАТО (организация Североатлантического договора) образована 4 апреля 1949 г. Цель: обеспечение свободы и безопасности всех членов политическим и военными средствами в соответствии с целями и принципами Устава ООН.

Участники НАТО обязуются разрешать все международные споры мирными средствами таким путем, чтобы не были поставлены под угрозу международный мир, безопасность и справедливость. Они воздерживаются в своих международных отношениях от угрозы силой или применения силы каким бы то ни было способом, несовместимым с целями ООН.

Согласно ст. 5 Североатлантического договора вооруженные нападения против одной или нескольких стран НАТО в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех таких стран.

Процесс политических изменений в Европе обусловил необходимость разработки новой стратегической концепции. Элементы этой концепции закреплены в Лондонской декларации "Североатлантический альянс в процессе перемен" (1990 г.); Заявлении Совета НАТО в Брюсселе "Партнерство во имя мира" 1994 г. Россия участвует в данной программе.

В рамках НАТО дважды были урегулированы споры между Грецией и Турцией, касающиеся континентального шельфа Эгейского моря и северо-западной части Кипра, оккупированной Турцией.

В 1995-96 гг. НАТО приняла активное участие в прекращении кровопролития в Боснии и Герцеговине.

Руководящими органами НАТО являются Североатлантический Совет, Комитет оборонного планирования, группа ядерного планирования, другие комитеты, Генеральный секретарь (Робертсон).

Военная структура НАТО состоит из военных комитетов, Постоянного военного комитета и Международного военного штаба.

В НАТО входят 25 государств. Исландия, не имеющая собственных вооруженных сил, не входит в интегрированную военную структуру. Однако она вправе послать гражданского чиновника в Военный комитет. Испания не участвует в интегрированной командной структуре НАТО, однако является полноправным членом Группы ядерного планирования, Комитета оборонного планирования.

Основные принципы сотрудничества России с НАТО закреплены в основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО от 27 мая 1997г.

Принципы этих отношений:

развитие партнерства и сотрудничества;

отказ от применения силы или угрозы силой;

уважение суверенитета, независимости и территориальной целостности всех государств и их права выбора путей обеспечения собственной безопасности, нерушимости границ и права народа на самоопределение;

предотвращение конфликтов и урегулирование споров мирными средствами;

поддержка в каждом конкретном случае миротворческих операций, осуществляемых под руководством Совета Безопасности ООН или под ответственность ОБСЕ.

Россия и НАТО создали совместный постоянный совет Россия-НАТО. Положения упомянутого акта не дают России или НАТО право вето по отношению к действиям другой стороны. В соответствии с разделом IV государства - члены НАТО не будут развертывать ядерное оружие на территории новых членов, и не будут изменять любой из аспектов построения ядерных сил НАТО или ядерную политику.

Штаб-квартира НАТО расположена в г. Брюсселе.

В 1962г. мирным путем был разрешен так называемый "кубинский кризис" - ввоз и вывоз с Кубы ракетно-ядерного оружия СССР. Руководство государств - участников НАТО приняло решение о расширении количественного состава блока за счет принятия Чехии, Польши, Венгрии, что противоречит национальным интересам России.

Коллективная безопасность в рамках ОБСЕ.

Правовой основой коллективной безопасности в рамках ОБСЕ является: Заключительный акт СБСЕ 1975 г., итоговые документы СБСЕ, принятые в Белграде (1977 г.), Мадриде (1980 г.), Вене (1989 г.), пакет документов "Хельсинки-2" (1992 г.) и в Будапеште (1994 г.), в том числе Кодекс поведения.

На встрече глав государств и правительств СБСЕ в Хельсинки 9-10 июля 1992 г. принят пакет решений, предусматривающий создание антикризисных механизмов СБСЕ, включая операции по поддержанию мира.

На первой стадии урегулирования кризисных ситуаций используются механизм мирного разрешения споров, миссии специальных докладчиков и миссии по установке фактов. В случае разрастания конфликта может быть принято решение о проведении операции по поддержанию мира. Такое решение принято Совмином на основе консенсуса или действующим в качестве его агента Руководителем Советом. Необходимо согласие непосредственно заинтересованных сторон на проведение операции. Операции предполагают посылки групп военных наблюдателей или сил по поддержанию мира. Личный состав представляется отдельными государствами-участниками. Операции могут проводиться в случае возникновения конфликта как между государствами, так и внутри них. Они не предусматривают принудительных действий и осуществляются в духе беспристрастности.

При проведении операций СБСЕ может пользоваться ресурсами и опытом ЕС, НАТО, ЗЕС, СНГ. Операции проводились группами наблюдателей в Приднестровье, Нагорном Карабахе, Абхазии, Грузии, Чечне, Албании.

Коллективная безопасность в рамках СНГ.

Несмотря на то, что значительное внимание безопасности уделено в Уставе СНГ, все конкретные вопросы военно-политического сотрудничества государств-членов СНГ регулируются специальными соглашениями.

В 1992 г. были заключены Соглашение об Объединенных Вооруженных силах на переходный период, Соглашение о Совете безопасности СНГ и др. Наиболее обстоятельным является Договор о коллективной безопасности, подписанный в Ташкенте 15 мая 1992 г. В соответствии с ним предусмотрены обязательства воздерживания от применения силы или угрозы силой в межгосударственных отношениях; решать все разногласия мирными средствами; не вступать в военные союзы и не принимать участия в коллективных группировках государств и др.

Договор содержит соответствующий механизм взаимной помощи на случай агрессии, который включает оказание военной помощи и взаимную поддержку, охрану внешних границ государств-участников. Использование военной силы в целях отражения агрессии принимается исключительно главами государств. Таким образом, договор носит сугубо оборонительный характер.

Следует подчеркнуть, что в Договоре о коллективной безопасности участвуют: Армения, Казахстан, Киргизия, Киргизия, России, Таджикистан, Узбекистан, т.е. не все государства-участники СНГ, а те кто участвуют именуют себя членами Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

Для решения проблем урегулирования конфликтов на территории государств-участников СНГ Совет глав государств 19 января 1996 г. принял Концепцию предотвращения и урегулирования конфликтов на территории государств-участников СНГ.

Помимо уже отмеченных документов страны СНГ заключили ряд и других соглашений, относящихся к миротворчеству. Наиболее важным из них является, пожалуй, Соглашение о группах военных наблюдателей и коллективных силах по поддержанию мира в СНГ 1992 г. В общем, можно сказать, что заложена основательная нормативная правовая основа. Однако реализация упомянутых актов оставляет желать лучшего. Коллективные силы были применены лишь в Таджикистане. В других случаях (в Приднестровье, Южной Осетии и Абхазии) миротворческие операции осуществляются Россией на основе двусторонних соглашений.

Норм международного права может быть рассмотрен в том или ином международном суде только с согласия спорящих государств. 1. Понятие и система международно-правовых средств обеспечения международной безопасности Право международной безопасности представляет систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств и других субъектов международного права в целях...

честву от производственной деятельности. Понятие международной и национальной безопасности, в российской научной литературе международная безопасность рассматривается как состояние политических, экономических и других отношений между государствами, устраняющее угрозу агрессии одного или группы государств против другого государства или группы государств и обеспечивающее их мирное сосуществование...

Различают два вида международной безопасности: универсаль­ную и региональную.

Оба вида международной безопасности относятся к коллек­тивной безопасности , т. е. они могут быть обеспечены только коллективными усилиями всех или большинства государств мира или региона.

Универсальная международная безопасность создается в целом для планеты Земля. Она основана на системе международных договоров, на­правленных на обеспечение международной безопасности для всех субъектов международного права.

Универсальная система обеспечения международной безопас­ности сформирована в рамках Организации Объединенных На­ций. Главным органом такого обеспечения является Совет Безо­пасности ООН. Это единственный орган в мире, которому на ос­нове Устава ООН дано право определять, существует ли в мире угроза агрессии, осуществляется ли таковая на деле, какие меры необходимо предпринять для того, чтобы сохранить мир и обеспе­чить в полном объеме международную безопасность.

Совет Безопасности ООН имеет право применить к агрессору комплекс мер, включая использование вооруженной силы, чтобы не только прекратить агрессию, но и создать условия для недопу­щения ее в будущем. Однако применить эти меры мировое сооб­щество может лишь при единстве всех государств – постоянных членов Совета Безопасности ООН. Этот орган действует в посто­янном режиме и может своевременно реагировать на запросы го­сударств, которые обеспокоены реальными угрозами их безопас­ности.

Региональная международная безопасность – безопасность в от­дельном регионе.

Во второй половине XX в. сложилась система коллективной безопасности в Европе. Она основана на механизме функциони­рования ряда систем, в том числе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и Организации Североатлан­тического договора (НАТО).

Коллективная европейская безопасность в рамках ОБСЕ начала формироваться в 1975 г., когда 33 европейских государства, а так­же США и Канада на высшем уровне подписали Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Для европейского континента подписание Заключитель­ного акта СБСЕ было важно по двум причинам.

Во-первых, в XX в. Европа была очагом двух мировых войн, унесших более 55 млн человеческих жизней. Инициатор обеих ми­ровых войн – Германия после Второй мировой войны более двух десятилетий проводила политику реваншизма, т. е. стремилась к пересмотру итогов войны, завершившейся в 1945 г. Европейские государства должны были сделать все, чтобы Европа не стала оча­гом и театром третьей мировой войны. Во-вторых, несмотря на политическое, экономическое, соци­альное, культурное развитие Европы, она представлялась одним из самых нестабильных регионов, где друг против друга располага­лись два мощных военных блока – Организация Варшавского до­говора (Далее – ОВД) и НАТО. Отношения между ними порой складыва­лись на грани начала военных действий (например, в 1961 г., ко­гда была воздвигнута Берлинская стена).



В рамках СБСЕ/ОБСЕ удалось договориться о мерах военного доверия между государствами двух блоков, снизить военный по­тенциал обоих альянсов. Судьба распорядилась так, что один из двух военных союзов – ОВД – распался в 1991 г.

В настоящее время членами ОБСЕ являются 55 государств, в том числе все Центрально-Азиатские – бывшие республики СССР, а также США и Канада. В рамках ОБСЕ состоялось шесть встреч на высшем уровне и десять встреч на уровне министров иностранных дел. Их результатом стало принятие большого числа документов, в том числе и в сфере обеспечения коллективной без­опасности. Среди этих документов следует выделить Хартию евро­пейской безопасности (1999 г.), в которой намечены пути, средст­ва и методы обеспечения безопасности в Европе.

25–26 июня 2003 г. в Вене состоялась первая Ежегодная кон­ференция ОБСЕ по обзору проблем в области безопасности. Кон­ференция позволила обменяться мнениями по ключевым направ­лениям взаимодействия государств в таких областях, как борьба с терроризмом, предотвращение конфликтов, миротворчество, контроль над вооружениями и меры укрепления доверия и без­опасности, включая Договор об ограничении вооруженных сил в Европе и Договор по открытому небу, безопасность границ 1 .

Коллективная европейская безопасность обеспечивается также и в рамках НАТО. Эта система безопасности имеет одно неоспо­римое преимущество перед ОБСЕ. НАТО располагает мощными вооруженными силами, которые могут быть приведены в действие в случае угрозы безопасности государств – членов НАТО либо, как показывает практика, возникновения регионов нестабильно­сти в Европе. В 2004 г. в НАТО входили 26 государств Европы, в том числе большинство тех, которые ранее были членами ОВД.

Россия не приветствует такое расширение. Тем не менее, она сотрудничает с НАТО по наиболее важным вопросам обеспечения безопасности. С этой целью в мае 2002 г. было подписано соответ­ствующее соглашение между Россией и НАТО, после чего в Риме прошло первое заседание нового органа взаимодействия и сотруд­ничества Россия – НАТО 1 .

Существенное значение для обеспечения европейской без­опасности имеет Договор об ограничении вооруженных сил в Европе (ДОВСЕ) 1990г. Его заключили государства Европы, расположен­ные по обе стороны от линии, разделявшей государства ОВД и го­сударства НАТО. В настоящее время, когда нет ОВД, этот Договор должен действовать в адаптированном виде, чего добивается Рос­сия. В соответствии с положениями адаптированного ДОВСЕ го­сударства, расположенные в Центральной Европе, не должны пре­вышать параметры вооружений, обусловленные Договором.

Одним из примеров создания основ региональной коллектив­ной безопасности служит подписание 25 апреля 2002 г. Документа о мерах укрепления доверия и безопасности на Черном море. В соче­тании с Соглашением о создании Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия «Блэксифор», которое чер­номорские страны подписали также в апреле 2002 г., Документ по мерам доверия формирует целостный механизм военно-морского взаимодействия в регионе. Участниками Документа являются шесть причерноморских государств: Россия, Болгария, Грузия, Ру­мыния, Турция и Украина. Особое значение Договора состоит в том, что впервые в практике контроля военной сферы мерами доверия будет охвачена военно-морская деятельность. В частно­сти, предусматривается обмен различной информацией, в том числе ежегодными планами военно-морской деятельности и пред­варительными уведомлениями о проводимых мероприятиях. Ряд разделов Документа посвящен развитию военно-морского сотруд­ничества между черноморскими государствами. Документ вступил в силу с начала 2003 г.

Другой пример формирования региональной системы коллек­тивной безопасности – в рамках Шанхайской организации сотруд­ничества (ШОС). Ее участниками являются шесть государств: Ка­захстан, Киргизия, Китай, Россия, Таджикистан и Узбекистан. ШОС ведет активную деятельность в области обеспечения без­опасности в регионе расположения государств-участников.

Еще одним примером обеспечения коллективной безопас­ности в определенном регионе является деятельность созданной в начале XXI в. Организации Договора о коллективной безопасности государств – участников СНГ. Эта Организация оказалась востре­бованной народами государств-участников, поскольку в период возрастания вызовов и угроз международной и региональной ста бильности отвечает коренным интересам обеспечения военно-по­литической безопасности в Евро-Азиатском регионе.

21 мая 2003 г. в Стокгольме состоялось подписание Соглашения о многосторонней ядерно-экологической программе в Российской Фе­дерации (МНЭПР). Это Соглашение открывает новый этап в со­вместных усилиях государств Северо-Запада Европы по решению таких актуальных задач, как утилизация списанных атомных под­водных лодок и судов атомного технологического обслуживания на Северо-Западе России. Государства – участники Соглашения будут взаимодействовать в создании инфраструктуры для безопас­ного обращения с отработавшим ядерным топливом и радиоак­тивными отходами.

Принципиально важно, что теперь создается основа для ис­пользования этого Соглашения в качестве ориентира для выработ­ки двусторонних договоренностей по глобальному партнерству в рамках «восьмерки» наиболее развитых государств. В частности, это касается Российско-британского дополнительного соглашения о сотрудничестве в ядерно-экологической области, которое будет подписано в ближайшее время. Россия готовится заключить и другие подобные соглашения, в том числе с Германией, Итали­ей, Канадой и Японией.

Важное значение в деле обеспечения международной, регио­нальной и национальной безопасности имеют двусторонние дого­воренности между государствами. Это можно хорошо видеть на примере России и Франции. Для углубления взаимодействия двух государств по проблемам международной безопасности и в области двусторонних отношений в соответствии с решением президентов двух стран был создан Российско-французский совет сотрудничества по вопросам безопасности. Основные темы в повестке дня Совета – проблемы глобальной и региональной безопасности, борьба с тер­роризмом, противодействие распространению ОМУ. В рамках Со­вета сформированы совместные рабочие группы по нераспростра­нению ОМУ и по борьбе с новыми угрозами и вызовами. С под­ключением экспертов ведется проработка ряда конкретных направлений двустороннего сотрудничества и согласованных ини­циатив в этих областях.

состояние международных отношений, исключающее нарушение всеобщего мира или создание угрозы безопасности народов в какой бы то ни было форме и реализованное усилиями государств в мировом или региональном масштабе. Обеспечение коллективной безопасности опирается на принципы мирного сосуществования, равенства и одинаковой безопасности, на уважение суверенитета и границ государств, взаимовыгодное сотрудничество и военную разрядку. Вопрос о создании системы коллективной безопасности впервые был поставлен в 1933-1934 гг. на переговорах СССР и Франции о заключении многостороннего регионального европейского договора о взаимопомощи (впоследствии получил название Восточного пакта) и переговорах СССР с правительством США о заключении регионального тихоокеанского пакта с участием СССР, США, Китая, Японии и других государств. Однако в Европе настойчивое противодействие Великобритании, маневры французского правительства, пытавшегося договориться с Германией, и уловки А. Гитлера, требовавшего равноправия Германии в области вооружения, - все это сорвало заключение регионального пакта и обсуждение вопроса о коллективной безопасности вылилось в бесплодную дискуссию. Растущая угроза агрессии со стороны гитлеровской Германии заставила СССР и Францию начать создание системы коллективной безопасности с заключения советско-французского договора о взаимной помощи (2 мая 1935 г.). Хотя он не предусматривал автоматизма действия обязательств о взаимопомощи в случае невызванного нападения со стороны какого-либо европейского государства и не сопровождался военной конвенцией о конкретных формах, условиях и размерах военной помощи, тем не менее это был первый шаг в организации системы коллективной безопасности 16 мая 1935 г. был подписан советско-чехословацкий договор о взаимной помощи. Однако в нем возможность оказания Чехословакии помощи со стороны СССР, равно как и чехословацкой помощи Советскому Союзу, была ограничена непременным условием распространения аналогичного обязательства и на Францию. На Дальнем Востоке СССР предложил заключить тихоокеанский региональный пакт СССР, США, Китая и Японии, чтобы предотвратить агрессивные замыслы японского милитаризма. Предполагалось подписать договор о ненападении и неоказании помощи агрессору. Первоначально США положительно встретили данный проект, но, в свою очередь, предложили расширить состав участников пакта, включив Великобританию, Францию и Голландию. Однако английское правительство уклонилось от ясного ответа по вопросу создания тихоокеанского пакта региональной безопасности, так как потворствовало японской агрессии. Гоминьдановское правительство Китая не проявило достаточной активности в поддержке советского предложения, так как надеялось на сговор с Японией. Учитывая рост японских вооружений, США встали на путь гонки морских вооружений, заявив, что «пактам верынет» и что действенным гарантом безопасности является только сильный флот. В результате к 1937 г. переговоры о заключении регионального пакта для коллективного обеспечения мира на Дальнем Востоке зашли в тупик. Во второй половине 1930-х гг. вопрос о системе коллективной безопасности не раз обсуждался на Совете Лиги Наций в связи с нападением Италии на Эфиопию (1935), вводом немецких войск в демилитаризованную Рейнскую область (1936), дискуссией об изменении режима Черноморских проливов (1936) и безопасности судоходства на Средиземном море (1937). Проведение западными державами политики «умиротворения» Германии и натравливания ее на СССР накануне Второй мировой войны 1939 1945 гг. привело к затягиванию английским и французским правительствами переговоров о заключении с СССР соглашения о взаимной помощи и о военной конвенции в случае нападения на одну из трех стран. Нежелание содействовать организации коллективного отпора фашистской агрессии проявили также Польша и Румыния. Бесплодные переговоры военных миссий СССР, Великобритании и Франции (Москва, 13-17 августа 1939) стали последней попыткой в межвоенный период создания системы коллективной безопасности в Европе. В послевоенный период для поддержания мира и международной безопасности была создана Организация Объединенных Наций. Однако достижение системы коллективной безопасности было затруднено в связи с развертыванием «холодной войны» и созданием двух противостоящих военно-политических группировок - НАТО и ОВД. На Женевском совещании 1955 г. СССР внес проект Общеевропейского договора о коллективной безопасности, в котором Предусматривалось, что государства - участники военно-политических блоков возьмут на себя обязательства не применять вооруженную силу против друг друга. Однако западные державы отклонили это предложение. Разрядка международной напряженности, достигнутая во второй половине 1960-х - первой половине 1970-х гг., способствовала созданию политических гарантий международной безопасности. Важным итогом в этом процессе стало в августе 1975 г. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, с 1990 г. - ОБСЕ). «Заключительный акт...» СБСЕ включал Декларацию принципов взаимоотношений между государствами: суверенное равенство; неприменение силы или угрозы силой; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела др. государств; развитие взаимовыгодного сотрудничества в политической, Экономической и культурно-гуманитарной сферах. Реализация этих принципов на практике открывает широкие возможности для решения важнейшей ||ркду народ ной задачи - упрочение мира и безопасности народов.

Выбор редакции
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...

Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...

Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...