Виды прав человека по конституции. Международные источники прав и свобод


Права гражданина - это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство.

Статус гражданина определяется институтом гражданства, его особой правовой связью с государством. Данная связь означает как содействие государства в реализации гражданских прав, так и их защиту от незаконного ограничения.

Права человека есть неотъемлемые, неразделимые, материально обусловленные и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.

Права и свободы человека мера возможного поведения человека в обществе, возможность делать все, что не запрещено законом.

Права и свободы человека в России классифицируются по трем главным основаниям:

Политические;

Социальные, экономические и культурные.

    Личные права определяют статус личности в РФ, то есть человека одновременно как биологического существа (жизнь, здоровье и др.) и наделенного разумом, чувствами, способностями, имеющего свои интересы и живущего в обществе.

    Политические права регулируют статус человека как участника политической жизни и члена гражданского общества.

    Экономические, социальные и культурные права способствуют реализации способностей человека в обществе и создают условия его нормальной жизнедеятельности.

1) Основными называются права и свободы, которые закреплены в конституции. Данные права не могут быть изменены или отменены, кроме случая принятия новой конституции. Запрещено издавать нормативные акты, умаляющие данные права.

Невнесение каких-либо прав и свобод в текст конституции не означает отсутствия данных прав и свобод.

В Российской Федерации за человеком признаются все возможные права и свободы, то есть все то, что не запрещено законом

К основным правам и свободам в России относятся личные права:

На жизнь;

На достоинство;

На свободу и личную неприкосновенность;

На свободное определение национальности и языка;

На свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства;

Выезда из РФ и возвращения в РФ;

Свободы совести и вероисповедания;

На неприкосновенность частной жизни;

На неприкосновенность жилища;

На тайну (и свободу) переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений;

Свободы информации;

Свободы мысли и слова.

Основные политические права в РФ составляют:

Право на объединение;

Право на публичное выражение своего мнения (митинги, шествия, пикеты, демонстрации);

Право участвовать в управлении делами государства;

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;

Право на индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти.

Спецификой политических прав является то, что некоторые из них (право участвовать в управлении делами государства, избирательное право) могут принадлежать только гражданам Российской Федерации. Избирательное право гражданин Российской Федерации приобретает с 18 лет.

Пассивное избирательное право (для занятия некоторых должностей) наступает с более позднего возраста:

    21 год для избрания депутатом Государственной Думы;

    30 лет для избрания главой субъекта РФ;

    35 лет для избрания Президентом РФ.

И активное, и пассивное избирательное право может быть ограничено только в двух случаях:

Признания лица решением суда недееспособным;

Лишения свободы по приговору суда.

Основными экономическими правами человека в РФ являются:

Право частной собственности (в том числе на землю);

Право на предпринимательскую деятельность;

Право на защиту от монополизма и недобросовестной конкуренции;

Запрет отчуждения имущества без соответствующего решения суда. Право частной собственности подразумевает возможность владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом, включая средства производства.

Предпринимательство - это деятельность, направленная на получение прибыли.

В Российской Федерации запрещена недобросовестная конкуренция (договоры об устранении субъекта с рынка, соглашения о поддержании цен и др.), а также монополистическая деятельность (за исключением естественных монополий газовая промышленность, железные дороги, производство алкоголя и т. д.).

В Российской Федерации человек может быть лишен своего имущества только по решению суда. (Это касается и случаев правомерной потери имущества, например при невыполнении обязательств, обеспеченных залогом.)

Разновидностью экономических прав считаются трудовые права, которые регламентируют статус человека как участника трудовых отношений (как правило, в качестве наемного работника).

Трудовые права включают в себя:

Право на минимальный размер оплаты труда;

Право на защиту от безработицы;

Право на безопасные и гигиеничные условия труда;

Право на индивидуальные и коллективные споры;

Право на забастовку;

Право на отдых.

Социальные права призваны обеспечить нормальные условия жизни человека, поддержать (в том числе материально) слабозащищенные категории граждан инвалидов, сирот, пенсионеров, матерей с малолетними детьми и т. д.

К ним относятся:

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

Право на жилище (в том числе бесплатное);

Право на благоприятную окружающую среду;

Право на пенсионное обеспечение;

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и других случаях, установленных законом.

Права человека в области культуры и образования включают в себя:

Право на образование (в том числе бесплатное);

Право на участие в культурной жизни;

Право на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;

    право на свободу литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества, преподавания;

Право на охрану интеллектуальной собственности.

Особой разновидностью основных прав человека являются права в области правосудия (права по защите прав).

В России это:

Равенство всех перед судом и законом;

Право на судебную защиту;

Право на обращение в межгосударственные правозащитные органы и организации;

Право на обжалование действий и решений государственных органов;

Право на юридическую помощь;

Презумпция невиновности;

Право не свидетельствовать против себя и близких родственников;

Право на возмещение вреда, вызванного незаконным осуждением.

Классификация прав и свобод человека

Рассмотрим классификацию прав человека.

Права человека в современной трактовке различаются:

    по времени возникновения (поколения прав человека);

    сферам активности (личные (гражданские), политические, экономические, социальные и культурные права и свободы).

    По времени возникновения выделяют три поколения прав человека.

Первое поколение включает традиционные ценности классического либерализма - это личные (гражданские) права, которые олицетворили индивидуализм и низводили деятельность государства до функций «ночного сторожа», охраняющего данные права.

Второе поколение прав человека опирается на идею социального реформирования общества в русле идеологий, которые призывают государство ограждать граждан от негативных последствий рыночной экономики и гарантировать всем людям достойное существование. Значимую роль во втором поколении прав играют социальные, экономические, культурные права. Эго нашло отражение во Всеобщей декларации нрав человека и Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах от 16 декабря 1966 г.

В современных условиях происходит формирование третьего поколения прав человека. Несмотря на дискуссии по поводу их природы, общепризнанными являются коллективные права (права солидарности) - на мир, незагрязненную окружающую среду, всеобщую безопасность и др., а не расширение спектра новых нрав индивида. Права третьего поколения предполагают защиту личного статуса человека, включенного в целостность социальной общности. Взаимодействие прав индивида и коллективных прав опирается на принцип: коллективные права не должны ушемлять права индивида.

Права и свободы человека и гражданина можно подразделить на три группы:

личные (гражданские);

политические;

социально-экономические, культурные.

Конституционные (основные) права и свободы человека и граждани­на - это его неотъемлемые права и свободы, принадлежащие ему от рождения или в силу гражданства, защищаемые государством и со­ставляющие ядро правового статуса личности.

Понятия «права чело­века» и «права гражданина» не тождественны.

Права человека - это совокупность естественных и неотчуждае­мых прав и свобод, таких, как право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, которыми человек обладает в силу рождения и которые не зависят от его принадлежности к государству.

Права гражданина - это права и свободы, закрепляемые за лицом только в силу его принадлежности к государству. В данном случае действует принцип - каждый гражданин является человеком, но не каждый человек является гражданином.

Личные (гражданские) права и свободы. К личным (гражданским) правам и свободам относятся:

1. Право на жизнь (ст. 15 Конституции);

2. Право наличную сво­боду (ст. 16 Конституции);

3. Неприкосновенность достоинства чело­века (ст. 17 Конституции);

4. Право на неприкосновенность частной, личной, семейной жизни (ст. 18 Конституции);

5. Право определять и указывать или не указывать национальную, партийную и религиоз­ную принадлежность (ст. 19 Конституции);

6. Свобода слова и твор­чества (ст. 20 Конституции);

7. Право на свободу передвижения и вы­бора места жительства (ст. 21 Конституции);

8. Свобода совести (ст. 22 Конституции);

9. Право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции).

Политические права и свободы - одна из групп конституционных прав и свобод, которые принадлежат только гражданам государства и дают им возможность участвовать в общественной и политической жизни страны. Политические права и свободы состоят из нескольких моментов:

1) право на свободу объединений - возможность граждан добровольно, на основе свободного волеизъявления создавать формирования в соответствии со своими интересами для достижения общих целей.

2) право на участие в мирных митингах, собраниях, шествиях и пике­ тированиях - возможность выбора формы воле­ изъявления граждан.

3) право на участие в управлении делами государства - возможность гражданина непосредственно и через своих представителей осуществлять действия по формированию и функци­онированию представительных, исполнительных и судебных органов государства.

Экономические права и свободы - это совокупность конституцион­ных прав, определяющих юридические возможности человека в эко­номической сфере. К их числу относятся:

1) право на частную собственность - возмож­ность владеть, пользоваться и распоряжаться любым, законно при­обретенным имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение иму­щества для гос. нужд может быть произведено только при условии равноценного возмещения.

2) право наследования - возможность перехо­да к лицу (наследнику) прав и обязанностей умершего (наследода­теля).

3) свобода предпринимательской деятельности - возможность самостоятельной инициативной деятельности граждан и их объединений, осуществляемой под свою ответственность ради получения прибыли.

Социальные права - возможность претендовать на получение от государства определенных материальных и нематериальных благ. Они включают в себя:

- право на отдых - возмож­ность предоставления лицу времени, свободного от исполнения тру­довых обязанностей. Конституция предусматривает: ограничение продолжительности рабочего времени, установление выходных и празднич-ных дней, право на ежегодный оплачиваемый отпуск;

- право на защиту материнства, отцовства и детства ;

- право на социальное обеспечение , что означает возможность получения системы материальной поддержки и обслуживания граждан государством в случае достижения определенного законом возраста, по болезни, инвалидности, потери кормильца и по иным законным основаниям в виде выплаты пенсий и социальных пособий;

- право на охрану здоровья и медицинскую помощь - возможность гражданина обращаться и получать не­обходимую помощь по сохранению и укреплению его физического здоровья;

- право на образование означает возмож­ность получения бесплатного среднего образования в государствен­ных учебных заведениях, а также на конкурсной основе бесплатно­го высшего образования в государственном высшем учебном заве­дении.

Культурные права человека - признаваемые гарантированные Кон­ституцией или законом возможности реализации человека в сфере культурной и научной жизни. Они включает в себя право на пользо­вание родным языком и культурой, на свободный выбор языка обще­ния, воспитания, обучения и творчества.

Основные (конституционные) обязанности человека и гражданина - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответствен­ностью виды и мера общественно-необходимого поведения лиц, нахо­дящихся на территории государства, либо только собственных граж­дан, независимо от места их нахождения, в связи с необходимостью их участия в обеспечении интересов общества, государства, других граж­дан.

Конституция РК возлагает на каждого граж­данина следующие обязанности:

1. Обязанность соблюдать Консти­туцию РК и законодательство Республики Казахстан;

2. Обя­занность уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц;

3. Обязанность уважать государственные символы Республи­ки;

4. Обязанность и долг платить законно установленные налоги, сборы и иные обязательные платежи;

5. Обязанность и долг защищать Республику Казахстан;

6. Обязанность забо­титься о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;

7. Обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.


В российской науке конституционного права категории «право» и «свобода» рассматриваются либо как равнозначные, либо как различающиеся правомочия личности. Действительно, и право, и свобода личности представляют собой установленную конституцией и законами возможность личности избирать вид и меру своего поведения. В то же время нельзя не отметить, что субъективное право преимущественно связано с обеспечением природных качеств человека (право на жизнь, неприкосновенность частной жизни и т.п.), конкретным действием (право участвовать в управлении делами государства и пр.), указанием определенного объекта («каждый», «граждане Российской Федерации» и т.п.).

Свобода личности чаще всего увязывается с правомочиями, очерчивающими сферу самостоятельности личности или защищающими от вмешательства в ее внутренний мир. Кроме того, конституционное признание или, наоборот, запрещение ограничения либо отрицания свободы в определенной сфере чаще всего безымянно (например, гарантируется свобода массовой информации, деятельности общественных объединений и др.). Достаточную условность различия между правом и свободой можно обнаружить в российской Конституции, где право может одновременно рассматриваться и как свобода личности.

Например, согласно ст. 28 каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Именно эта условность зачастую дает основание объединять права и свободы одним понятием «субъективные нрава личности».

Конституционные права, свободы составляют основу прав, свобод, устанавливаемых нормами иных отраслей права. Они имеют всеобщий характер, поскольку закрепляются за каждым человеком и гражданином, а не за узкими группами субъектов. Обеспечены повышенной защитой государства.

Таким образом, конституционные права, свободы - неотъемлемые основные правомочия человека, гражданина, установленные Конституцией РФ в соответствии с целями развития общества, признаваемые в качестве естественных, принадлежащих каждому от рождения, или производных, принадлежащих каждому гражданину Российской Федерации.

По сферам жизнедеятельности человека и гражданина выделяются конституционные личные или гражданские, Политические, социально-экономические и культурные права и свободы человека и гражданина.

Личные права, свободы направлены на защиту индивидов как физических существ, на обеспечение неприкосновенности способов их личного бытия и возможности активно защищать собственные интересы в разных инстанциях. Среди личных прав и свобод право на жизнь, личная свобода и неприкосновенность, право на личную и семейную тайну, право на защиту чести и доброго имени человека, право на неприкосновенность жилища, право самостоятельно определять и указывать свою национальную принадлежность, право на свободный выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, право на свободный выезд за ее пределы и на беспрепятственное возвращение обратно, свобода совести и вероисповедания и др.

Политические (публичные) права, свободы обеспечивают вступление людей, их негосударственных объединений в сферу политической жизни общества путем отправления функции народовластия, участия в деятельности государства, политической системы, в форме самоуправленческой активности.

К политическим правам, свободам относят: право выборов и референдумов, право нормотворческих инициатив, право на местное самоуправление, свободу мысли, слова, право на информацию, свободу массовой информации, право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, право на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе право на доступ к государственной службе и на участие в отправлении правосудия, право на личные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления, право на защиту Отечества, др.

Социально-экономические права, свободы призваны дать возможность индивидам свободно искать и находить источники дохода и поддержки собственной жизнедеятельности и жизнедеятельности своих близких.

Советская концепция прав человека исходила из первичности этой группы правомочий. На первое место ставились социально-экономические права (право на труд, на отдых, на пенсионное обеспечение). Современное конституционное законодательство выдвигает на первое место личные права. Видимо и сегодня, развивая всю совокупность индивидуальных прав, необходимо особо заботиться о социально-экономических правах. Но вот в рамках этой группы прав важно сместить акценты по сравнению с советской моделью социально-экономических правомочий граждан.

Вместо привычного начала - право на труд, право на отдых - на первое место выдвигается конституционное закрепление прав, позволяющих индивидам входить в экономическую сферу общества самостоятельно, помимо государства. Первостепенное значение здесь принадлежит праву индивидуальной собственности, включая интеллектуальную собственность и производительную собственность на орудия, средства производства. Такой подход нашел отражение в современной российской Конституции: право частной, иной гражданской собственности закрепляется не только в специальной главе о правах и свободах человека и гражданина но и в ее первой главе, учреждающей основы конституционного строя.

Вместе с правом собственности в центре социально-экономических прав находится право на свободный труд, свобода экономической деятельности. Право на труд означает, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Конституция запрещает принудительный труд. Добровольное участие индивида в создании капитала частного собственника - составной элемент его права на свободный труд.

Ориентир на развитие свободной гражданской экономики, чтобы он достиг своих целей, тесно увязан в Конституции с той частью юридических прав, что направлены на обеспечение социально-экономических гарантий малоимущих, полностью или частично нетрудоспособных. Ведь та же приватизация ведет к расслоению общества на бедных и богатых, что заставляет вводить меры по смягчению противоречий между экономическими интересами различных групп населения.

Духовно-культурные права, свободы нацелены на обеспечение индивидам возможности творческого развития, приобщения к ценностям своего и других народов, цивилизации, и совершенствования окружающей их культурной среды. В числе этих прав право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, право на свободный выбор и распространение религиозных и иных убеждений, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право на участие в культурной жизни, на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Конституционные обязанности человека и гражданина представляют собой установленные в соответствии с потребностями развития общества и государства Конституцией РФ государственно-властные требования к личности относительно вида и меры ее должного поведения. Они являются второй неотъемлемой частью «ядра» конституционного положения личности.

Конституция РФ не содержит развернутого перечня обязанностей, хотя в идеале предполагается, что каждому субъективному праву соответствует юридическая обязанность. Такое соответствие достигается посредством закрепления конкретных обязанностей не только Конституцией РФ, но и (главным образом) российскими законами, т.е. посредством закрепления юридических обязанностей в широком смысле.

Конституция РФ устанавливает следующие обязанности: обязанность человека и гражданина при осуществлении своих прав и свобод не нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17); Обязанности человека в виде обязанности родителей проявлять заботу о детях, их воспитании и обязанности трудоспособных детей, достигших 18 лет, заботиться о нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38); обязанности каждого получить основное общее образование и обязанности родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми такого образования (ч. 4 ст. 43) обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44), обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) обязанности каждого охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58) обязанность гражданина Российской Федерации защищать Отечество (ч. 1 ст. 59). Отсутствие широкого перечня конституционных обязанностей вызвано традицией закреплять в конституциях прежде всего права и свободы, установлением универсальной конституционной обязанности граждан соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15), акцентированием внимания на закреплении наиболее социально значимых обязанностей человека и гражданина.

При этом требует пояснения то, что универсальная обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы предполагает более широкую трактовку:

  1. во-первых, соблюдаться должны не только собственно нормы Конституции РФ и законов РФ, но и федеральные подзаконные акты, конституции, уставы, законы и подзаконные акты субъектов Федерации, акты органов местного самоуправления, принятые на основе федеральной Конституции;
  2. во-вторых, данная обязанность распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на каждого находящегося в сфере действия Конституции РФ человека, в том числе проживающего в России гражданина иностранного государства, лица без гражданства.

Важно отметить также и то, что обязанность соблюдать Конституцию РФ означает, по существу, обязанность соблюдать основы конституционного строя и все многообразие принципиальных положений, составляющих основы правового статуса личности, общественного и государственного строя.

Иначе говоря, с точки зрения содержания, данная конституционная обязанность столь обширна, что установление ее одной оказалось бы достаточным для определения вида и меры дозволенного поведения человека и гражданина посредством конкретизации юридическими обязанностями, закрепляемыми нормами конституционного, административного, гражданского, трудового и других отраслей права.

Конституция РФ, как уже указывалось, устанавливает одновременно ряд конкретных социально значимых обязанностей, которые, с одной стороны, развивают универсальную обязанность соблюдения Конституции РФ, а с другой, являются конституционной основой меры должного поведения личности в определенной сфере и в этом качестве находят конкретизацию в юридических обязанностях, закрепляемых нормами соответствующих отраслей права.

В зависимости от времени закрепления выделяют права, свободы и обязанности трех поколений. Права первого поколения закреплены декларациями, конституциями и развивающими их законами западных стран в конце-XVIII - начале XX в. Это преимущественно личные и политические права и свободы. К таким правам относятся закрепленные российской Конституцией право на равенство перед законом и судом (ч. 1 ст. 22), право на жизнь (ч. 1 ст. 20),"право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 29), свободу совести, вероисповедания, мысли и слова (ст. 28 и ч. 1 ст. 29), право на участие в управлении делами государства (ст. 32) и др.

Изначально такого рода права и свободы должны были сдерживать государство от вмешательства в сферу личной свободы и обеспечивать условия для участия человека в политической жизни.

Права и свободы второго поколения появились в конституциях и законах в первой трети XX в. на волне усиления роли государства в экономической социальной и культурной сферах. Эти права (и обязанности) находили отражение также и в Конституции СССР 1936 г., и в Конституции РСФСР 1937 г., в авторитетных международных актах (Всеобщей декларации прав человека 1948 г., международных пактах о правах человека). В действующей российской Конституции к ним относятся право на свободу труда, право на безопасные условия труда и вознаграждение за труд, право на индивидуальность и коллективные трудовые споры, право на отдых (ч, 1-5 ст. 37), право на государственную защиту материнства и детства (ст. 38), право на социальное обеспечение (ст. 39), право на жилище (ст. 40), право на образование (ст. 43), свободу творчества (ст. 44) и др. Реализация данных прав и свобод требует целенаправленных усилий государства, в том числе посредством разработки экономических, социальных и культурных программ, перераспределения материальных благ, социальных ресурсов общества.

Права человека третьего поколения - права и свободы общностей, ассоциаций людей, получающие закрепление в конституциях и законах главным образом с первой трети XX в.. Эти права называют еще «солидарными правами» или правами, основанными на солидарных действиях людей. В Конституции РФ к ним относятся, например, право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42), право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом или право коммуникации между людьми (ч. 4 ст. 29).

Дифференциация прав и свобод личности по времени их конституционно-правового признания тесно связана с более распространенным их делением на «естественные» и «позитивные» права. Это деление берет свое начало с эпохи Просвещения и первых буржуазно-демократических революций. «В современной конституционной доктрине и практике под естественными правами понимают права и свободы, которыми каждый человек наделен от. рождения и которые тем самым первичны по отношению к позитивному праву и должны гарантироваться им».

Суть естественных прав и свобод вне зависимости от их объяснения религиозными, антропологическими или Социальными мотивами в том, что они являются неотъемлемым свойством биологической природы человека не дарованы государством и соответственно неотчуждаемы. Позитивные права и свободы - те, которые приобретаются человеком в результате его взаимодействия с государством, «даруются» государством и могут быть отчуждены.

На рубеже XX-XXI вв. проблема соотношения естественных и позитивных прав не находит однозначного решения ни в России, ни в зарубежных странах. До сих пор высказываются различные точки зрения. В соответствии с первой из них невозможно выделение естественных и позитивных прав человека в принципе: вся совокупность прав и свобод человека обусловлена взаимодействием человека с обществом и государством, и соответственно эти права и свободы могут быть ограничены либо отчуждены вообще. Вторая точка зрения основывается на том, что выделение «естественных, неотчуждаемых и священных» прав человека, с одной стороны, и позитивных прав человека (гражданина, подданного), с другой стороны, было характерно для периода становления и существования либерального государства XVIII-XIX вв.

Сегодня в силу проникновения государства во все сферы жизнедеятельности человека невозможно достаточно четко провести грань между естественными и позитивными правами: круг прав человека постоянно расширяется, в том числе за счет прав граждан (например, избирательное право), а позитивные права нередко признаются неотъемлемыми и неотчуждаемыми.

Сторонники третьей точки зрения считают, что различие между естественными и позитивными правами сохраняет свое практическое значение на современном уровне развития человеческой цивилизации. Это подтверждается, в частности, признанием международным сообществом неотчуждаемых, данных человеку от природы естественных прав, имеющих приоритет перед позитивными правами и оттого требующих особого соблюдения и защиты государством. Ориентируясь на авторитетные международно-правовые акты, конституции большинства государств мира исходят из концепции сочетания естественных и позитивных прав.

Конституция Российской Федерации 1993 г. идет в этом же направлении. К естественным правам отнесены личные права (ст. 19- 28), право на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ней (ст. 42), право на свободное развитие творчества человека (ст. 44) и др. Позитивные права - это преимущественно политические права (ст. 22-23), экономические и социальные права (ст. 34-42).

С проводимой классификацией тесно переплетается выделение индивидуальных и коллективных прав человека, осуществляемое с конца XIX в. Индивидуальные права - права, которыми могут обладать и которые могут реализовывать отдельные личности. Они подчеркивают индивидуальность личности. В Конституции РФ к ним можно отнести большинство личных прав, некоторые политические, экономические и социальные права (например, право на жизнь, нерушимость собственного достоинства, свободу мысли и слова, частную собственность, вознаграждение за труд, судебные гарантии).

Коллективные права - права, обладание и пользование которыми возможно лишь сообща; коллективно. Подобные права указывают на «встроенность» интересов человека в общественный процесс, возможность Удовлетворения этих интересов лишь через коллектив. Зачастую «коллективные» права отождествляют с социальными правами, среди которых право на заключение коллективного трудового договора, социальное страхование и обеспечение, защиту экономических интересов посредством создаваемых профессиональных союзов и забастовок.

Однако коллективная природа характерна, например, и для некоторых политических прав (право участвовать в управлении делами государства, образовании и деятельности общественных объединений, право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, право на коллективные обращения в органы государственной власти и местного самоуправления и др.).

Объединение индивидуальных и коллективных прав личности в конституции символизирует действие принципа сочетания личных и общественных интересов, сбалансирование элементов индивидуализма и коллективизма в правовом статусе личности, своеобразный характер взаимоотношения личности, общества и государства, при котором индивидуальное право защиты интересов личности, в том числе и от вторжения государства, дополняется правом коллективной защиты интересов личности.

Лекция 21. Права человека и гражданина в России

21.1. Характеристика прав человека и прав гражданина

Важнейшей задачей современного государства является реализация интересов людей, которая возможна через создание определенных взаимоотношений между индивидом, обществом и государством, воплощенных в правах человека.

Под правами человека понимают совокупность моральных норм, принадлежащих людям, независимо от расовых, национальных или социальных различий.

Права человека определяют минимум условий для сохранения человеческого достоинства и жизни, являются универсальной категорией, которые представляет собой вытекаю-щие из самой природы человека возможности пользоваться элементар-ными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свобод-ного существования личности в обществе.

Мировое сообщество выработало требования международных стандартов по правам человека, которые закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международном пакте о гражданских и политичес-ких правах (1966); Международном пакте об экономических, социаль-ных и культурных правах (1966), в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), в различных международных договорах.

Большинство из этих стандартов рассматривается международным сообществом в качестве общепризнанных принципов и норм международного права, имеющих обязательную силу для всех государств мира. Поэтому законодательство Российской Федерации - полноправного члена международного сообщества - ориентируется на эти стандарты.

Права человека должны предоставляться каждому индивиду и гарантироваться конституцией страны и национальным законодательством. Признавая международные нормы по правам человека, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией.

Правам человека присущи следующие признаки:

- они возникают и развиваются на основе природной и социаль-ной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;

- складываются объективно и не зависят от государственного при-знания;

- принадлежат индивиду от рождения;

- являются непосредственно действующими;

- имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);

- признаются высшей социальной ценностью;

- выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;

Представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;

- их признание, соблюдение и защита являются обязанностью го-сударства.

Каждый индивид вправе требовать от государства выполнения им взятых на себя международных обязательств. В этих целях он может использовать как национальные механизмы защиты своих прав, так и обращаться в международные органы защиты прав человека.

Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на до-стойное существование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами гражданина, а для реализации остальных прав это требуется.

Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически воз-можного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой пра-вовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут су-ществовать независимо от их государственного признания и законода-тельного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.

Определенный набор естественных прав в той или иной мере существовал на ранних этапах го-сударственной организации человечества. Так, в социально-политической мысли древности уделялось зна-чительное внимание характеристике взаимоотношений государства и личности.

Но только в эпоху буржуазных революций идея прав человека была воспринята обществом и впервые закреплена в таких документах как Декларация независимости США (1776), Декларация прав человека и гражданина Франции (1789) и др.

Исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод права человека и гражданина разделяют на три поколения:

- первое поколение включает в себя провозглашенные буржуазными революциями (XVII — XVIII вв.) гражданские и политические права, которые получили название негативных , т.е. выражающих независи-мость личности в определенных действиях от власти государства, обо-значающих пределы его невмешательства в область свободы и самовы-ражения индивида (право на жизнь, сво-боду и безопасность личности, неприкосновенность жилища, право на равенство перед законом, избирательное право, право на свободу мысли и совести, свободу слова и печати и т.д.);

- второе поколение связано с социальными, экономическими и культурными правами, которые утвердились как таковые к середине XX века под влиянием борьбы народов за улучшение своего соци-ально-экономического положения, за повышение культурного стату-са, под воздействием социалистических идей. Данные права иногда называют позитивными , так как их реализация, в отличие от реа-лизации прав первого поколения, требует целенаправлен-ных действий со стороны государства, т.е. его позитивного вмешатель-ства в их осуществление, создания необходимых обеспечивающих мер (право на труд и свободный выбор работы, на отдых и досуг, на защиту материнства и детства, на образование, на здравоохранение, на социальное обеспечение, на участие в культурной жизни общества и т.п.);

- третье поколение охватывает права коллективные или солидар-ные, вызванные глобальными проблемами человечества и принадле-жащие не столько каждому индивиду, сколько целым нациям, народам (право на мир, благоприятную окружаю-щую среду, самоопределение, информацию, социальное и экономи-ческое развитие и пр.). Данные права стали возникать после Второй мировой войны на фоне освобождения многих стран от колониальной зависимости, усугубления экологических и гуманитарных проблем и находятся во многом еще на стадии становления в качестве юридичес-ки обязательных норм.

В зависимости от содержания различают следующие права:

Гражданские или личные (право на жизнь, на охрану достоин-ства, тайна переписки, телефонных переговоров и др.);

Политические (право избирать и быть избранным во властные структуры, на равный доступ к государственной службе, на объедине-ние, мирные собрания, митинги, демонстрации и др.);

Экономические (право частной собственности, на предпринима-тельскую деятельность, на труд, на отдых и др.);

Социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и дет-ства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную ок-ружающую среду и др.);

Культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогрес-са; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.).

В зависимости от принадлежности лица к конкретному государ-ству имеются следующие права:

Права российских граждан;

Права иностранных граждан;

Права лиц с двойным гражданством;

Права лиц без гражданства.

Основные права и свободы гражданина - прежде всего конституционные права, которые являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения, т.е. носят естественный характер (ст.17, п.2 Конституции РФ). Принципиальным является также положение о том, что осуществление основных прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц, что имеет важное значение для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества и каждого человека. Ни одно общество не может предоставить человеку безграничную свободу, так как это бы привело к эгоистическому своеволию, к бесконечным столкновениям и конфликтам индивидуальных интересов. В том случае, когда права и свободы человека нарушаются в результате злоупотреблений со стороны других лиц, государство предоставляет возможность защищать эти права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в т.ч. государственными.

Правам и свободам человека и гражданина посвящена глава 2 Конституции Российской Федерации, в которую входят 47 статей.

21.2. Личные права и свободы

Личные права и свободы граждан играют особую роль и занимают первое место в системе конституционных прав и свобод (на междуна-родно-правовом уровне соответствующая группа прав определяется в качестве гражданских ).

Основное назначение личных прав заключается в том, чтобы га-рантировать человеческую жизнь и обеспечить защиту от всяких форм насилия, жестокого или унижающего человеческое достоинство обра-щения; индивидуализировать гражданина, создать ему условия личной неприкосновенности и невмешательства в частную и семейную жизнь; гарантировать индивидуальную свободу, возможность беспрепятствен-ного выбора различных вариантов поведения в сфере национальных, нравственных, религиозных и иных отношений, где индивид выступа-ет как биосоциальное существо.

Эта группа прав принадлежит каждому человеку независимо от его гражданства, национальной и иной принадлежности и может быть ре-ализована только самим человеком.

К личным правам и свободам Конституция Российской Федерации относит:

Право на жизнь (ст.20) - первое фундаментальное право человека, без которого все остальные права теряют ценность;

Право на достоинство личности (ст.21) - предполагает, что госу-дарство создает для человека такие условия жизни, которые бы не ума-ляли его достоинство;

Право на свободу и личную неприкосновенность (ст.22);

Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст.23), под кото-рыми закон понимает переписку, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и другую информацию, касающуюся исключительно данного человека и которая может в случае разглашения нанести ему моральный ущерб. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст.24);

Право на неприкосновенность жилища (ст.25);

Право свободно определять и указывать свою национальную при-надлежность и пользоваться родным языком (ст.26);

Право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст.27);

Право на свободу совести (ст.28);

Право на свободу мысли и слова (ст.29).

В Конституции определены положения, конкретизирующие реализацию личных прав и свобод. Так, например, запрещены пытки, насилие или другие унижающие человеческое достоинство обращения и наказания. Никто не может быть подвергнут без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам.

Человек может быть арестован только по решению суда. До судебного решения лицо не может быть задержано на срок более 48 часов.

Ограничения права на неприкосновенность частной жизни допускается только на основании судебного решения.

Каждый имеет право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны предоставить соответствующие возможности.

Неприкосновенность жилища может быть нарушена только в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения.

Впервые в истории России Конституция гарантирует право свободного передвижения внутри и за пределами государства, свободно выезжать из России и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Никто в России не может быть принужден к выражению своих убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию законным путем.

21.3. Политические права и свободы

Полити-ческие права и свободы н аряду с личными (гражданскими) принадлежат к первому поколе-нию прав человека: они были провозглашены буржуазно-демократическими революциями и получили юридическое признание в первых конституционных актах США, Франции, других государств в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека.

Особенности политических прав и свобод:

Тесно связаны с личными правами, поскольку последние напол-няют их конкретным содержанием (например, свобода манифестаций невозможна без права каждого индивида на свободу и личную непри-косновенность, свободу передвижения, в то же время сами поли-тические права выступают гарантией и условием реализации отдель-ных личных прав и свобод граждан);

В отличие от личных прав, которые могут принадлежать каждому человеку, политические права, как правило, принадлежат только гражданам данного конкретного государства и могут быть реализованы в общест-ве, в объединении граждан друг с другом;

Связаны с осуществлением политической власти в государстве, характеризуют положение личности в политических отношениях и обладают полити-ческим содержанием;

Являются способом привлечения каждого гражданина к полити-ческому народовластию, как на уровне государ-ственной власти, так и местного самоуправления.

К политическим правам граждан Российской Федерации относятся следующие права и свободы, закрепленные Конституцией РФ:

Свобода мысли и слова (ст.29), которую можно отнести как личным, так и к политическим правам и свободам;

Право на информацию (ч.2 ст.24, ч.4 ст.29);

Право на объединение (ст.30);

Право на проведение публичных мероприятий (ст.31);

Право на участие в управлении делами государства (ст.32);

Право на обращения в государственные органы и органы местно-го самоуправления (ст.33).

В России гарантируется свобода средств массовой информации, запрещена цензура. Свобода мысли и слова ограничивается запретом разжигать социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.

Гарантируется свобода деятельности общественных объединений, а также не допускается принуждение к вступлению в какое-либо объединение или к пребыванию в нем.

Единственным условием на свободное проведение публичных мероприятий является мирный характер мероприятия и запрет на оружие.

Граждане Российской Федерации обладают активным (право избирать) и пассивным (право быть избранным) избирательным правом, имеют право участвовать в референдуме, имеют равный доступ к государственной службе, а также право на участие в правосудии (например, работа в качестве присяжных заседателей).

Право на обращение в органы власти имеют не только граждане, но и общественные организации, а также учреждения, организации, предприятия и их должностные лица в целях защиты своих прав и интересов, прав и интересов своих членов. Граждане имеют право направлять коллективные обращения. В действующем законодательстве закреплена обязанность должностных лиц принимать эти обращения и рассматривать в порядке и сроки, установленные законом.

Успешные реформы в современной России связаны с установлением и реализацией политических прав и свобод. Главным гарантом их наиболее полного осуществления должна стать формирующаяся новая сис-тема политического народовластия демократической российской госу-дарственности.

21.4. Экономические, социальные и культурные права

Экономические, социальные и культурные права представляют собой второе поколение прав человека, которое возникло на основе борьбы трудящихся за улучшение своего положения. Особенностью данных прав является единство материального содержания, общесоциальная направленность, обусловленная принципом справедливости, необходимость более детальной конкретизации в те-кущем законодательстве.

Некоторые права оказались совершенно новыми для российской правовой системы, например, право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности.

Среди данной группы прав можно выделить экономические права и свободы, обеспечивающие сво-боду предпринимательской и иных форм трудовой де-ятельности:

Право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст.34);

Право частной собственности (ч.1 ст.35) и ее наследования (ч.4 ст.35);

Право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами (ст.36);

Право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч.1 ст.37);

Здесь стоит выделить права, связанные с гарантией нормального физиологического развития личности и разрешением индивидуальных и коллективных трудовых споров:

Право на труд и на вознаграждение за труд (ч.3 ст.37);

Право на отдых (ч.5 ст.37);

Право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст.13,30).

Устанавливаются ограничения для предпринимательской деятельности, если она направлена на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а свободное частное владение землей не должно наносить урон окружающей среде и нарушать законные интересы друг их лиц.

Конституция запрещает принудительный труд, а также требует создания условий, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. Вознаграждение за труд не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Человек имеет также право на защиту от безработицы, что включает в себя законодательство по обеспечению занятости, оплату пособия по безработице. Для разрешения коллективных трудовых споров используются законные способы, в том числе право на забастовку.

Каждый человек имеет право на отдых: федеральным законом устанавливается продолжительность рабочего дня, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Ст.7 Конституции определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальные права гарантируют человеку достойную жизнь, защиту от негативного воздействия рынка, обеспечивают нормальное фи-зиологическое развитие личности, способствуют достижению социального партнерства в обществе. К социальным правам относятся следующие:

Право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ч.1 ст.38);

Право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ч.2 ст.7);

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст.39);

Право на жилище (ч.1 ст.40), на получение жилища малоимущи-ми гражданами бесплатно или за доступную плату (ч.3 ст.40);

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41), вклю-чая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения;

Право на благоприятную окружающую среду, достоверную ин-формацию о ее состоянии (ст.42).

В соответствии с Конституцией родители имеют равное право и равную обязанность воспитывать своих детей, а дети, достигшие 18 лет и являющиеся трудоспособными, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Для должностных лиц, скрывающих обстоятельства, создающие угрозу для здоровья и жизни людей, предусмотрена ответственность в соответствии с федеральным и законами.

Социально-культурная составляющая прав и свобод способствует духов-ному развитию граждан. Среди культурных прав Конституция России провозглашает следующие:

Право на образование (ч.1 ст.43), на общедоступность и бесплат-ность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ч.2 ст.43);

Право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ч.3 ст.43);

Свобода литературного, художественного, научного, техническо-го и других видов творчества (ч.1 ст.44);

Свобода преподавания (ч.1 ст.44);

Право на доступ к культурным ценностям, на участие в культур-ной жизни и пользование учреждениями культуры (ч.2 ст.44);

Право на охрану интеллектуальной собственности (ч.1 ст.44).

В Российской Федерации сфера образования рассматривается в качестве приоритетной. Основное общее образование (9 классов общеобразовательной школы) является обязательным. В 10, 11 классы предполагается прием учащихся по их желанию. Граждане имеют право получить образование на родном языке. Наряду с государственными и муниципальными учреждениями образования допускается организация и деятельность негосударственных учреждений. Для обеспечения высокого уровня образования законодательно закреплено введение государственных образовательных стандартов, включающий федеральный и национально-региональный компоненты.

Свобода творчества не означает свободу от соблюдения требований общежития. Не могут быть терпимы произведения, пропагандирующие войну, насилие, разжигающие расовую и национальную рознь.

Культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений. С правами на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям связана обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

21.5. Реализация прав и свобод в России

Конституция устанавливает конкретные критерии, в соответствии с которыми федеральным законом могут быть ограничены основные права и свободы (ч.3, ст.55):

Защита основ конституционного строя;

Защита нравственности;

Защита здоровья;

Защита прав и законных интересов других лиц;

Обеспечение обороны страны;

Обеспечение безопасности государства.

Как замечает Э.Шнайдер, данный пункт статьи «не содержит указаний на то, в каком объеме в вышеназванных сферах могут быть ограничены основные права». Содержится только общее положение о том, что ограничение должно действовать в той мере, в какой это необходимо в конкретных случаях.

Исследователями обычно рассматриваются три возможных варианта реализации прав и свобод граждан в современной России: возвращение назад (в советское прошлое), сохранение создавшейся ситуации и движение вперед, под которым подразумевается движение в европейском направлении, т.е. европейский путь развития страны. Эти пути разделяются соответствующими группами ожиданий или ориентаций. Первый путь отстаивают ретрограды - те, кто хочет возвращения общества в старое состояние: патерналистское, социалистическое, коммунистическое; второй путь - те, кто настроен консервативно и кого устраивает нынешняя ситуация; третьего пути придерживаются те, кто хочет, чтобы Россия стала европейской страной.

Путь назад маловероятен для современной России. Однако, по какому пути пойдет дальше страна - это вопрос, по которому еще не определились в России политики и общество. После 11 сентября 2001 года выбор одного из двух возможных вариантов развития России стал более отчетливым. По крайней мере, в сфере внешней политики - это европейский путь. Это интеграция в европейские институты, интеграция в мировые экономические, политические институты, это союз с западными государствами.

Но, с другой стороны, в сфере внутренней политики пока существуют тенденции консервативного пути. И если первый выбор, европейский путь можно назвать выбором в пользу демократии и гражданского общества, то второй путь характеризуется понятием «управляемая демократия». Под ней подразумеваются манипулируемые средства массовой информации, манипулируемая политическая система, манипулируемые выборы, т.е. имитация демократических институтов. Так решения парламента предопределены с высокой долей вероятности исполнительной властью. При проведении выборов властью активно используется административный ресурс. Средства массовой информации, зачастую, не дают объективной оценки происходящих политических событий. Поэтому опасность такой имитационной или управляемой демократии сохраняется с достаточно высокой долей вероятности.

Если в условиях демократии права человека являются основой существования гражданского общества, то в условиях управляемой демократии - они ценностью не являются. В век информационных технологий конкуренцию может выдержать только тот, кто свободен в принятии решений, кто имеет полную информацию. Поэтому от того, какой путь будет избран - европейский или путь управляемой демократии - зависит будущее России.

В ситуации, когда у всех одинаковые естественные права, но нет арбитра, не может быть справедливости. То есть человек оказывается судьей в своем собственном деле. А в таком случае конфликт может быть разрешен только силовым, несправедливым образом. Поэтому без государства реализовать естественные права невозможно.

В обозначенном аспекте у государства две функции. С одной стороны, необходимо очертить границы осуществления права, которые всем известны и одинаковы для всех, что достигается законом, устанавливаемым парламентом. С другой стороны, существует необходимость рассудить, т.е. возможность в случае конфликта апеллировать к третьей стороне, к судье, а не быть судьей в своем собственном деле.

Права человека - это то, что мы в данный момент считаем важным, с точки зрения человеческого достоинства. Эти параметры подвижны, изменчивы. В рамках конституционализма имеются реальные механизмы, которые позволяют в этом плане влиять на власть.

С точки зрения О.Ю.Малиновой существует непреложная истина: мы обладаем всеми правами человека, которые сами осознаем. Если общество плохо осознает эти права, даже если они записаны в Конституции, они не могут работать и не могут развиваться. Это очень характерная ситуация для российского общества.

На одном из форумов при обсуждении тем прав человека А.Ю.Сунгуровым были сформулированы вопросы, ответы на которые не являются очевидными, но без понимания которых невозможно решение проблем прав человека в России:

1. Можно ли говорить о том, что «права человека» едины для всех стран и народов, культур и цивилизаций? Или все же существует национальная, культурная специфика их понимания?

2. Если едины, то как это согласуется с представлениями Ш.Монтескье «О духе законов»? И не является ли такой подход европоцентристским, подходом: «Мы сделаем вас счастливыми, хотите вы этого или нет, причем в нашем понимании счастья». Не является ли это трансформацией колонизаторского подхода, когда мы говорим о развивающихся странах?

3. Если едины эти понятия, то тогда оправданы гуманитарные интервенции. Но опыт Косово показывает сомнительную эффективность такого подхода.

4. Если все же существует национально-культурная специфичность, то не будет ли ее признание оправданием авторитарно-тоталитарных режимов?

5. Возможно, имеет смысл говорить о применимости понятия «права человека» лишь к конкретному историческому времени, но кто его точно может определить для конкретных регионов или социальных групп?

6. Не используется ли иногда концепция единых прав человека для прикрытия экспансионистских действий, совершаемых исходя из геополитических интересов отдельных стран? Как вообще соотносятся представления геополитики и концепция соблюдения прав человека?

7. Как соотносятся между собой понятия «право», «закон» и понятие «права человека», не имеем ли мы здесь терминологическую путаницу, когда одно слово относится к разным понятиям? Как сочетается соотношение индивидуальных прав человека и коллективных с правами человека, обозначенными в Европейской декларации по правам человека?

21.6. Деятельность института Омбудсмена в России

В современной России получил развитие институт Уполномоченного по правам человека (Омбудсмена). В странах Западной Европы омбудсмен - это государственный служащий, который рассматривает жалобы граждан на злоупотребления властью в сферах государственного управления.

Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт "д" части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ. Статья 1 этого закона гласит: «Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами». Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.

На федеральном уровне работает уже третий в новейшей российской истории Уполномоченный по правам человека Российской Федерации В.П.Лукин. Уполномоченные по правам человека избраны региональными парламентами в 31 субъекте Российской Федерации.

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он известен давно. В классическом виде институт омбудсмена, - так называют уполномоченных по правам человека в Европе и в мире, - был создан в 1809 году в Швеции.

По окончании календарного года Уполномоченный направляет доклад о своей деятельности Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации и Государственную Думу, Правительство России, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, Генеральному прокурору Российской Федерации, руководителям министерств и ведомств, средствам массовой информации и уполномоченным по правам человека в субъектах РФ. Уполномоченный может направлять в Государственную Думу специальные доклады, посвященные тем сферам жизни, где имеются существенные нарушения прав человека.

В специальных докладах обобщаются типичные и носящие массовый характер нарушения прав граждан, отражается деятельность федерального Уполномоченного по восстановлению нарушенных прав, предлагается комплекс законодательных, экономических, организационных, воспитательных и иных мер для искоренения этих негативных явлений.

А.Ю.Сунгуров выделяет три основных направления в деятельности уполномоченных по правам человека:

нацеленность служб исполнительной власти на решение проблем жителей, на их обслуживание, с чем коррелируется видение российского президента на эффективность работы чиновников - предоставление ими качественных публичных услуг населению;

предотвращение нарушений прав человека, внедрение международных стандартов прав человека в реальную практику стран;

снижение уровня коррупции.

Появление Уполномоченного по правам человека в России является следствием демократизации общества, усвоения гражданами соответствующих институтов и практик. Однако, эффективность функционирования этого института будет зависеть от понимания его роли и места государственными структурами, структурами гражданского общества, отдельными гражданами.

Основные понятия: второе поколение прав человека, культурные права и свободы, личные (гражданские) права, негативные права, омбудсмен, первое поколение прав человека, позитивные права, полити-ческие права и свободы, права гражданина, права человека, реализация прав и свобод человека и гражданина, социальные права и свободы, третье поколение прав человека, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, экономические права и свободы.

Вопросы для самоконтроля:

1. В чем заключается разница между правами человека и правами гражданина?

2. Когда появилось первое поколение прав человека?

3. С какими переменами в обществе связано появление третьего поколения прав человека?

4. Какой критерий лежит в основе названия прав человека: негативные права, позитивные права?

5. В чем заключается основное назначение личных (гражданских) прав?

6. В чем заключаются особенности политических прав и свобод?

7. Перечислите экономические права и свободы, закрепленные в российской Конституции.

8. Каким образом осуществляется в России защита от безработицы?

9. Что гарантируют социальные права человеку и когда они появились?

10. Что означает общедоступность основного общего и среднего профессионального образования и какое образование в России считается обязательным?

11. В какой мере могут быть ограничены права человека и гражданина в России?

12. Какие возможны варианты реализации прав и свобод граждан в современной России?

13. Завершите фразу О.Ю.Малиновой: «существует непреложная истина - мы обладаем всеми правами человека, которые сами _____».

14. Ответьте на вопрос А.Ю.Сунгурова: «Можно ли говорить о том, что «права человека» едины для всех стран и народов, культур и цивилизаций? Или все же существует национальная, культурная специфика их понимания?»

15. С какими целями учреждена должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации?

16. Каковы основных направления деятельности уполномоченных по правам человека?

Литература:

Дмитриев Ю.А., Черемных Г.Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека // Государство и право. 1997. № 8.

Конституция Российской Федерации. М., 1993.

Конституция Российской Федерации: Комментарий / Под общ. ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г.Орехова. М., 1994.

Люшер Ф. Конституционная защита прав и свобод личности: Пер. с франц. М., 1993.

Малько А.В . Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы: Учебное пособие. М., 2000.

Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Ю.Г.Волкова. М., 2001.

Права человека как предмет обсуждения и обучения: Материалы дискуссий 2002-2003 гг. / Под ред. А.Ю.Сунгурова. СПб., 2004.

Сунгуров А.Ю. Институт Омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). СПб., 2005.

Политология: Толковый словарь: Русско-английский. М., 2001. С.480.

Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. М., 2000. С.121.

Шнайдер Э. Политическая система Российской Федерации / Пер. с нем. М., 2002. С.42.

Малинова О.Ю. Права человека как нормативный идеал, сумевший развиться в правовой институт // Права человека как предмет обсуждения и обучения: Материалы дискуссий 2002-2003 гг. / Под ред. А.Ю.Сунгурова. СПб., 2004. С.58.

Сунгуров А.Ю. «Вредные вопросы» о правах человека. Вместо введения // Права человека как предмет обсуждения и обучения: Материалы дискуссий 2002-2003 гг. / Под ред. А.Ю.Сунгурова. СПб., 2004. С.8-9.

Политика: Толковый словарь: Русско-английский. М., 2001. С.396.

Федеральный конституционный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ // URL: http://www.ombudsman.gov.ru/institut/a-fkz.shtml

Сунгуров А.Ю. Институт Омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). СПб., 2005. С.7.

Сунгуров А.Ю. Институт Омбудсмана: эволюция традиций и современная практика (опыт сравнительного анализа). СПб., 2005. С.9.

Самой распространенной в литературе и в законодательствах многих государств является классификация прав человека в зависимости от сферы общественной жизни, в которой это право применяется.

Выделяются гражданские (личные), политические, экономические, социальные и культурные права.

К гражданским (личным) правам относятся:

– право человека на жизнь;

– право на свободу и личную неприкосновенность;

– право на уважение достоинства, присущего человеческой личности;

– право на свободное передвижение и свободный выбор места жительства;

– право на справедливое и публичное судебное разбирательство;

– на свободу от пыток и жестокого, бесчеловечного или унижающее человеческое достоинство обращения и наказания.

– право на гражданство;

– право на создание семьи и охрану семьи.

Политические права :

– на свободу мысли, совести и религии;

– на свободу убеждений и свободное выражение их;

– на свободу мирных собраний и ассоциаций;

– право принимать участие в управлении государственными делами непосредственно или через свободно избранных представителей;

– равного доступа к государственной службе в своей стране.

Экономические права :

– на труд, справедливое и удовлетворительное его вознаграждение;

– на частную собственность;

– право на предпринимательство;

– на свободное распоряжение рабочей силой.

Социальные права :

– право человека на достойный уровень жизни;

– на социальную защиту;

– на социальное обеспечение;

– на жилище;

– право на отдых;

– право на благоприятную окружающую среду;

– на охрану здоровья.

Культурные права :

– право человека на образование;

– право на национальное достоинство;

– на свободное участие в культурной жизни общества;

– на свободный доступ к ценностям отечественной и мировой культуры;

– право на свободу художественного, научного, технического творчества и преподавания;

– на интеллектуальную собственность;

– право на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов.

Приведенную выше классификацию прав и свобод человека можно считать универсальной, она закреплена в международных документах по правам человека, которые ныне признают все государства. Этой классификации придерживается и белорусская Конституция, в которой последовательно закреплены вначале личные, затем политические, социально-экономические, культурные права.

Помимо приведенных оснований классификации, права человека можно классифицировать по соподчиненности, степени распространения, характеру субъектов, роли государства в их осуществлении, по принадлежности лица к конкретному государству и др.

В зависимости от соподчиненности права делятся на основные и производные (дополнительные) права.

Как уже отмечалось, в содержание правового положения личности включаются права и свободы, регулируемые нормами всех отраслей права. Определяющую роль среди прав и свобод играют те права и свободы, которые установлены Конституцией Беларуси. Последние именуются конституционными или основными правами и свободами .

Основные права – это наиболее общие права человека и гражданина, которые закладывают основу национального правового статуса личности. Основные права зафиксированы в конституции государства и важнейших международно-правовых актах, являются правовой базой для производных (дополнительных) прав. Именно они являются составной частью «ядра» конституционного положения личности.

Ведущее место основных прав и свобод обусловлено:

Повышенной значимостью их для личности, общества и государства;

Широким охватом действия: содержание этих прав включает в себя целый комплекс производных прав, раскрывающих и обеспечивающих основные права (например, конституционное право на труд включает право на здоровые условия труда, на охрану труда, на оплату за труд, на создание профсоюзов для защиты трудовых интересов, на заключение трудового договора и т.д.)

Прирожденным или производным, но неотчуждаемым характером принадлежности этих прав и свобод человеку;

Универсальным и всеобщим характером действия;

Закреплением конституционных прав и свобод актом высшей юридической силы – Конституцией Республики Беларусь – и обеспечением их повышенной защитой посредством усложненной процедуры изменения раздела 2 Основного закона Беларуси (только путем референдума).

Производными или дополнительными правами являются все права и свободы, в той или иной мере производные от основных прав и свобод, закрепленных в Конституции. Производные права развивают и дополняют, конкретизируют основные. Например, право на заключение, изменение и расторжение трудового договора, закрепленное в Трудовом кодексе Республики Беларусь, производно от основных прав в сфере труда, закрепленных в Конституции.

В зависимости от степени распространения права могут быть общими и специальными (правами отдельных категорий лиц) . Общие права присущи всем гражданам. Это, например, право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни. Специальные же права зависят от социального и служебного положения, пола, возраста лица и других факторов. К таким правам следует отнести права потребителей, служащих, несовершеннолетних, женщин, пенсионеров, ветеранов, беженцев, национальных меньшинств и т.д.

В зависимости от роли государства в осуществлении прав человека они могут быть негативными и позитивными . Негативные права охраняют личность от нежелательных, нарушающих ее свободу вмешательств и ограничений со стороны государства и иных лиц, т.е. они запрещают, отрицают вмешательство государства и иных лиц. В числе этих прав свобода слова, убеждений, неприкосновенность личности, жилища, частной собственности, частной жизни, свобода совести, свобода передвижений.

Позитивные права напротив устанавливают обязанности государства предоставлять человеку те или иные блага, осуществлять те или иные действия. К этой группе прав следует отнести право на гарантированный минимум заработной платы, право на оплачиваемый отпуск, право на бесплатную медицинскую помощь, право на бесплатное жилище для определенных категорий граждан и др.

В зависимости от принадлежности лица к конкретному государству права человека делятся на права граждан государства, права иностранных граждан, права лиц с двойным гражданством (бипатриды), права лиц без гражданства (апатриды) .

Объем прав будет зависеть от того, является ли человек гражданином государства либо нет. До тех пор, пока сохраняется государственное деление мира, объем прав личности будет определяться в основном двумя группами прав – правами человека и правами гражданина.

Выделение прав человека основывается на презумпции обладания каждым представителем человеческого рода вне политической общности совокупностью прав, коими он наделен фактом своего бытия. В этом смысле права универсальны и наднациональны, имеют отношение к каждому. Это человеческие права. Права человека существуют независимо от их государственного признания и законодательного закрепления.

В противоположность им права гражданина выражают правовую связь личности с конкретным государством или объединением государств, властью, законом. Гражданин (подданный) находится в устойчивой правовой связи с определенным государством, в силу чего ему государство гарантирует (может гарантировать) такие права, которые оно не гарантирует иностранцам или лицам без гражданства (избирательные права, право занимать высшие государственные должности, свобода митингов, собраний, передвижения и т.д.).

Права человека шире прав гражданина, поскольку они наднациональны и экстерриториальны. Но права человека уже прав гражданина, поскольку в своей стране гражданин может обладать такими правами, которые государство не гарантирует негражданам.

Таким образом, права человека и права гражданина различаются по ряду признаков. Права человека являются правами члена человеческого общества, права гражданина – это права государственно-политической личности.

Современные тенденции в области прав человека способствуют сближению правового статуса граждан и лиц, не имеющих гражданства в стране пребывания. К этому стремится международное право (Декларация ООН о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, от 13 декабря 1985 г.; Хартия Европейского союза об основных правах 2000 г.), на это сориентированы национальные правопорядки. Например, Основной закон Финляндии 1999 г. устанавливает, что положения об основных правах и свободах применяются ко всем людям независимо от их гражданства.

Все статьи раздела 2 Конституции Республики Беларусь («Личность, общество, государство») последовательно различают права и свободы по указанному принципу.

Это нашло выражение в формулировках статей. Там, где речь идет о правах человека, конституция использует формулировки: «каждый имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т.д. Применение таких формулировок подчеркивает признание указанных прав и свобод за любым человеком, находящимся на территории Республики Беларусь, независимо от того, является ли он гражданином Республики Беларусь, иностранцем или лицом без гражданства.

Наряду с этим в статьях Конституции Республики Беларусь сформулированы права, принадлежащие только гражданам Беларуси:

– право участвовать в управлении делами государства;

– избирать и быть избранным;

– право собраний, митингов, демонстраций;

– право равного доступа к государственной службе;

– право на участие в отправлении правосудия;

– право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической, культурной и международной жизни, состоянии окружающей среды;

– право на социальное обеспечение;

– право на жилище и др.

В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только граждане Республики Беларусь – защита Республики Беларусь (ст. 57); обязанность принимать участие в финансировании государственных расходов путем уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст. 56).

Права индивида и коллективные права. В зависимости от характера субъектов права человека делятся на индивидуальные и коллективные права.

Индивидуальными правами являются права, которые человек может реализовать самостоятельно, в отдельности, например: право на жизнь, свободу и на личную неприкосновенность и т.д.

Коллективные права – это права, реализуемые множеством субъектов, т.е. права народа, нации, общности, ассоциации. Например, право на забастовку, право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование. Эти права не могут осуществляться отдельным индивидом. Он может принять участие в их реализации лишь на положении члена коллектива. Например, отдельно взятый представитель трудового коллектива не может реализовать право на забастовку, но будучи включенным в определенный коллектив, который реализует это право, он защищает свои трудовые интересы.

Индивидуальные права человека находятся в тесной взаимосвязи с коллективными. Однако при постановке вопроса о том, какие из этих прав должны обладать приоритетом, следует только одно – права человека. Коллективные права всегда следуют из прав конкретного индивида. Таким образом, говоря о реализации коллективных прав, нельзя игнорировать права отдельных индивидов, противоречить или подавлять эти права, так как они первичны. Если коллективные права ведут к ущемлению прав отдельного человека, значит цели, объединяющие такую общность, антигуманны и противоправны. Такой подход является единственно правильным, однако его далеко не просто реализовать в жизни.

Много проблем возникает при решении вопроса о реализации права народа на самоопределение и государственность. В истории существуют факты, которые свидетельствуют о конфликтах и гибели людей в результате столкновения и противоречий, возникающих между права человека, государства, народа, нации, национальных меньшинств и т.д. Поэтому необходимо найти ту грань, за которую нельзя выходить в требованиях реализации коллективных прав, и которая бы обеспечила сбалансированное развитие как индивидуальных, так и коллективных прав.

Выбор редакции
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...

В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...

Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...
Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....