Установление и поддержка определенной формы политической власти. Сущность политической власти


Существует множество видов социальных институтов. Они появляются в обществе как продукты социальной жизни. Как же это происходит? Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизованные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций. Так, обычай назначать свидание, будучи элементом института ухаживания, развивался как средство выбора партнера. Банки – элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт. Время от времени члены общества или социальной группы могут собирать, систематизировать и давать легальное подтверждение этим практическим навыкам и образцам, в результате чего институты изменяются и развиваются.

Исходя из этого, институционализация представляет собой процесс определения и закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в систему, которая способна действовать в направлении удовлетворения некоторой общественной потребности.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института , состоит из нескольких последовательных этапов:

1. Возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий.

2. Формирование общих целей.

3. Появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок.

4. Появление процедур, связанных с нормами и правилами.

5. Институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение.

6. Установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях.

7. Создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Финалом процесса институционализации можно считать создание в соответствии с нормами и правилами четкой статусно-ролевой структуры, социально одобренной большинством участников этого социального процесса. Без институционализации, без социальных институтов ни одно современное общество существовать не может. Институты, таким образом являются символами порядка и организованности в обществе. Они отличаются друг от друга своими функциональными качествами:

1. Экономические – собственность, обмен, деньги, банки, хозяйственные объединения различного типа – обеспечивают всю совокупность производства и распределения общественного богатства, соединяя, вместе с тем, экономическую жизнь с другими сферами социальной жизни.

2. Политические институты – государство, партии, профсоюзы и другого рода общественные организации, преследующие политические цели, направленные на установление и поддержание определенной формы политической власти. Их совокупность составляет политическую систему данного общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение идеологических ценностей, стабилизируют доминирующие в обществе социально-классовые структуры.

3. Социокультурные и воспитательные институты ставят целью освоение и последующее воспроизводство культурных и социальных ценностей, включение индивидов в определенную субкультуру, а также социализацию индивидов через усвоение устойчивых социокультурных стандартов поведения и, наконец, защиту определенных ценностей и норм.

4. Нормативно-ориентирующие – механизмы морально-этической ориентации регуляции поведения индивидов. Их цель – придать поведению и мотивации нравственную аргументацию, этическую основу. Эти институты утверждают в сообществе императивные общечеловеческие ценности, специальные кодексы и этику поведения.

5. Нормативно-санкционирующие – общественно-социальную регуляцию поведения на основе норм, правил и предписаний, закрепленных в юридических и административных актах. Обязательность норм обеспечивается принудительной санкцией.

6. Церемониально-символические – и ситуационно-конвенциональные институты. Эти институты основаны на более или менее длительном принятии конвенциальных (по договору) норм, их официальном и неофициальном закреплении. Эти нормы регулируют повседневные контакты, разнообразные акты группового и межгруппового поведения. Они определяют порядок и способ взаимного поведения, регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д., регламент собраний, заседаний, деятельность каких-то объединений.

Всем социальным институтам наряду со специфическими (о чем идет речь ниже) присущи общие для них функции.

Если рассматривать в самом общем виде деятельность любого социального института, то можно считать, что его основной функцией является удовлетворение социальных потребностей , ради чего он был создан и существует. Однако для осуществления этой функции каждый институт выполняет в отношении своих участников и другие функции, обеспечивающие совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению своих потребностей.

Рассмотрим наиболее важные, на наш взгляд, социальные институты. Самым древним институтом общества является семья.

В современной социологической литературе семья обычно понимается как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью .

Для объяснения отношений между мужем и женой обычно также используют понятие брак. Брак - это исторически определенная форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их совместную жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Брак по существу есть санкционированный обществом акт создания семьи, публичное признание другими людьми , а самое главное - государством , фактического существования семейных отношений между мужчиной и женщиной.

В литературе обычно отмечается, что семья как социальный институт формально проходит следующие фазы или циклы: 1) вступление в брак - образование семьи; 2) начало деторождения; 3) окончание деторождения; 4) “пустое гнездо” - вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка; 5) прекращение существования семьи - смерть одного из супругов.

В социологии семьи выделяют следующие типы семейной организации. В зависимости от формы брака выделяются полигамная и моногамная семьи. Полигамная семья предполагает несколько брачных партнеров с той и (или) другой стороны (и тогда говорят о полиандрии или полигамии или групповом браке). Моногамная семья предполагает только двух брачных партнеров.

Нуклеардная семья представляет собой супружескую пару с детьми, не состоящими в браке. Если некоторые из детей в семье создают собственную семью, то в итоге возникает расширенная семья. Патрилональная семья - нуклеарная семья, возникающая в случае, если жена живет в доме мужа. В матрилональной семье муж живет в доме жены. Диелональная семья (становящаяся весьма распространенной сегодня на Западе) формируется в случае раздельного проживания супругов. Выделяют также полную семью (семью, состоящую из родителей с детьми), неполную семью (семью, состоящую из одного родителя и детей), многодетную (семью, в которой “много” детей) и бездетную семью (семью, в которой отсутствуют дети).

Важное значение для понимания сущности семьи имеет осознание ее функций. В социологической литературе обычно выделяют следующие функции семьи:

1). Воспитательную , т.е. функцию социализации молодого поколения;

2). Хозяйственно-бытовую , т.е. функцию удовлетворения потребностей индивидов во внепроизводственной кооперации, требующую специальных знаний, умений и т.д. действий по организации и поддержанию в должном состоянии сферы быта, ухода за детьми, престарелыми и т.д.;

3). Экономическую , т.е. функцию получения материальных средств к жизни, организации производства силами семейной группы;

4). Функцию первичного социального контроля , т.е. функцию регламентации поведения членов семьи в различных сферах жизни и в различных обстоятельствах;

5). Функцию духовного общения , т.е. функцию получения и передачи членам семьи духовных ценностей;

6). Социально-статусную , т.е. функцию предоставления определенного социального статуса членам семьи;

7). Досуговую , т.е. функцию организации рационального и полноценного отдыха;

8). Эмоциональную , т.е. функцию предоставления членам семьи психологической защиты и эмоциональной поддержки.

9). Удовлетворения сексуальных потребностей мужчин и женщин.

Перечисляя и характеризуя важнейшие социальные институты, нельзя не упомянуть о таком институте, как государство . В социологической и юридической литературе мы не найдем единого определения государства. Однако мы можем констатировать, что государство “по его природе” понимается либо как организация, действующая от имени и во благо всего общества (Платон, Аристотель, Цицерон, Макиавелли, Спиноза, Гоббс, Локк, Дидро, Руссо, Джефферсон и др.), либо как организация, защищающая, в сущности, интересы правящих групп (Тераклест, Всено, Смит, Морис, Илуже, Михельс, Парето, Моска, Вебер и др.). “Эти две точки зрения, - отмечает Л.И.Спиридонов, - представляют собой противоположные полюса, вокруг которых ведется острая политическая борьба”.

В соответствии с тем или иным пониманием сущности государства в литературе даются различные определения признаков государства. Тем не менее в главном исследователи сходятся. Первым и самым важным признаком государства является учреждение особых органов, занимающихся общественным управлением. Создание органов публичной власти, выделение из общества группы лиц, специально занятых отправлением управленческих функций (чиновники всевозможных рангов, а также рядовые служащие, обеспечивающие исполнение постановлений того или иного органа власти) характеризуют государство как институт. Появление институтов публичной власти, распространяющих свое влияние на все общество , более того - обладающих монополией на применение насилия, позволяет рассматривать государство не только как организацию властвующих социальных групп, но и как организацию всего общества.

В качестве второго важнейшего принципа государства обычно называют разделение насилия и власти по административно-территориальному принципу. Данное обстоятельство позволяет определить пространственные границы общественного института, квалифицируемого как государство.

Третий признак государства - налоги. Особенность государства как социального института заключается в том, что оно нуждается в средствах для его функционирования, а средства эти оно может получить, только обложив поборами население. Защита от внешних и внутренних врагов предполагает формирование армии и полиции. Армия и полиция как таковые не могут выполнять (по крайней мере, достаточно эффективно) предписываемые им функции, если им будет вменена в обязанность также и производственная деятельность. То же касается гражданских чиновников и служащих: администраторов, прокуроров, судей и т.д. и т.п.

В заключение рассмотрения государства как социального института, можно сказать, что формы государства обусловливает структура его органов. В монархическом государстве, по существу, нет разделения властей. В демократическом государстве власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную. Кроме того, в демократическом государстве громадное значение имеет разделение полномочий властей “по вертикали”, т.е. полномочий между центральной и местной властью, а также наличие независимых средств массовой информации.

Особое значение в обществе принадлежит социальным институтам права и правоохранительных органов.

По форме право представляет собой совокупность юридических актов, предписывающих или запрещающих от имени государства определенные виды поведения, а по своей социальной сущности – важный социальный институт. Основой и материальным источником права является социальная действительность, тогда как само оно – инструмент регулирования реальных отношений, закрепления и развития соответствующих форм общественной жизни.

Социальная сущность права проявляется в его реальном действии. Социальное действие права направлено, во-первых, на приспособление социальных институтов к процессам объективных изменений в социальной среде, и, прежде всего, изменений в характере материальных условий существования общества, а также изменений в сфере экономики, происходящих в связи с развитием производительных сил, и во-вторых, на обеспечение правовыми средствами изменения и усовершенствования указанных социальных институтов применительно к сознательно сформулированным целям общественного развития, находящим свое выражение, прежде всего, в государственной политике.

В действующемзаконодательстве нет специально сформулированного понятия «правоохранительные органы» . Оно сложилось на практике.

Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т.д.

Функции правоохранительных органов:

· конституционный контроль;

· отправление правосудия;

· прокурорский надзор;

· расследование преступлений;

· оперативно-розыскная;

· исполнение судебных решений;

· оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

· предупреждение преступлений и иных правонарушений.

Наиболее тесно связаны между собой функции, осуществляемые по уголовным делам: оперативно-розыскная, расследования, обвинения и прокурорского надзора, защиты и правосудия. Эти функции по конкретному уголовному делу могут следовать одна за другой, могут реализовываться одновременно. Последовательное осуществление характерно, например, для расследования и правосудия, одновременное – для обвинения, защиты и правосудия. Необходимо также отметить, что некоторые функции могут осуществляться и не правоохранительными органами, а другими участниками судопроизводства по уголовному делу. Например, потерпевший может выполнять функцию обвинения, сам подсудимый – выполняет функцию защиты.

Некоторые одноименные функции выполняются различными правоохранительными органами при разграничении их подведомственности, подследственности или подсудности: функцию оперативно-розыскной деятельности выполняют органы внутренних дел, органы безопасности, налоговой полиции и др.; функцию расследования при дознании выполняют органы милиции, безопасности, налоговой полиции, пожарной охраны и т.д.; функцию расследования при производстве предварительного следствия выполняют следователи прокуратуры, внутренних дел, безопасности, налоговой полиции; функцию правосудия выполняют суды общей юрисдикции по гражданским и уголовным делам, военные суды по уголовным делам, а также арбитражные суды.

Выполняемой функцией определяется место правоохранительных органов в системе органов власти и управления. Так, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ с системой общих и военных судов, а также Высший Арбитражный Суд РФ и нижестоящие арбитражные суды представляют судебную власть в стране – одну из трех ветвей власти.

Отправление правосудия имеет приоритетное значение среди других функций.

Каждой функции соответствуют наиболее целесообразные, выработанные опытом и закрепленные в законе средства и процедуры реализации, которые предоставляются – в зависимости от содержания функции – тем или иным правоохранительным органам. Исходя именно из этих положений, построена правоохранительная система в России.

Подводя итог, можно сказать, что понятие «Социальный институт» имеет чрезвычайно важное значение для изучения общества и выработки правильной линии поведения индивида в процессе его жизнедеятельности.

Процесс институционализации включает в себя ряд моментов. Одним из необходимых условий появления социальных институтов служит соответствующая социальная потребность. Институты призваны организовывать совместную деятельность людей в целях удовлетворения тех или иных социальных потребностей. Социальный институт образуется на основе социальных связей, взаимодействия и отношений конкретных лиц, индивидов и социальных общностей.

Социальный институт представляет собой самостоятельное общественное образование, которое имеет свою логику развития. С этой точки зрения социальный институт выступает в качестве организованной социальной системы, характеризующейся устойчивостью структуры, интегрированностью их элементов и определенной изменчивостью их функций.


Вопросы для самопроверки

1. Дайте определение социального института.

2. Сформулируйте основные признаки социальных институтов.

3. Какие основные функции выполняют социальные институты в обществе?

4. Назовите основные типы и виды социальных институтов.

5. Какова логика анализа институциональных феноменов в социологии?

6. Что представляет собой семья как социальный институт и малая группа?

7. В чем специфика социальных институтов права и правоохранительных органов?

Литература

Зборовский Г.Е. Орлов Г.П. Социальные институты. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. М., 1995. С. 242-268.

Комаров М.С. О понятии социального института. Введение в социологию. М., 1994.

Коржевская Н. Социальный институт как общественное явление (социологический аспект). Свердловск, 1983.

Осипов Г.В., Кравченко А.И. Институциональная социология. // Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

Правоохранительные органы Российской Федерации. М., 1999.

Прилепко Е.М. Социальный институт. // Социологический словарь. Минск, 1991, с.311.

Седов Л.А. Институт социальный. // Современная западная социология. М., 1990.

Смелзер Н. Социальные институты. Социология. М., 1994. С. 390-546.

Социология. Учебник для высших учебных заведений. / Г.В.Осипов, А.В.Кабыща, М. Р. Тульчинский и др. М., 1995. С. 206-224.

Судоустройство и правоохранительные органы в Российской Федерации. / Под ред. В.И. Швецова. – М., 1997.

Дата публикования: 2014-11-03 ; Прочитано: 1810 | Нарушение авторского права страницы | Заказать написание работы

сайт - Студопедия.Орг - 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с) ...

Отключите adBlock!
очень нужно

Основными формами политической власти являются государственная власть, политическое влияние и формирование политического сознания.

Государственная власть. Хотя между политологами существует относительное единство в понимании отличительных признаков государства, понятие «государственная власть» требует уточнения. Вслед за М. Вебером, определявшим государство как социальный институт, который успешно осуществляет монополию на легитимное использование физической силы на определенной территории, обычно выделяется несколько основных признаков государства, фактически уже перечисленных ранее в качестве основных параметров политической (государственной) власти. Государство представляет собой уникальную совокупность институтов, обладающих легальными средствами насилия и принуждения и создающих сферу «публичной» политики. Эти институты действуют на определенной территории, население которой образует общество; они обладают монополией на принятие решений от его имени, обязательных для граждан. Государство имеет верховенство над любыми другими общественными институтами, его законы и власть не могут быть ими ограничены, что отражается в понятии «государственный суверенитет».

В соответствии с этим, государственную власть отличают два обязательных признака: (1) субъектами государственной власти являются только государственные служащие и государственные органы и (2) они осуществляют свою власть на основе ресурсов, которыми они обладают легально как представители государства. Необходимость выделения второго признака обусловлена тем, что в определенных ситуациях люди, выполняющие государственные функции, могут прибегать к реализации своих политических целей с помощью ресурсов власти, которыми они не были наделены (например, взятка, незаконное использование государственных средств или превышение служебных полномочий). В этом случае власть не является государственной по своему источнику (основе); она может считаться государственной только по субъекту.

Если рассматривать в качестве государственной власти лишь те формы власти, где субъект использует ресурсы, которыми его легально наделили, то «чистых» видов государственной власти оказывается только два: (1) власть в форме силы и принуждения, которая осуществляется государственными служащими или структурными подразделениями в случае неповиновения объекта, и (2) власть в форме легального авторитета, где источником добровольного подчинения объекта выступает вера в то, что субъект обладает легальным правом командовать, а объект обязан ему подчиняться.

Формы государственной власти можно классифицировать и по другим основаниям. Например, в соответствии с определенными функциями отдельных государственных структур, различаются законодательная, исполнительная и судебная формы государственной власти; в зависимости от уровня принятия государственных решений, государственная власть может быть центральной, региональной и местной. По характеру взаимоотношений между ветвями государственной власти (формам правления) различаются монархии, президентская и парламентская республики; по формам государственного устройства - унитарное государство, федерация, конфедерация, империя.

Политическое влияние представляет собой способность политических субъектов оказывать целенаправленное воздействие (прямое или косвенное) на поведение государственных служащих и принимаемые ими государственные решения. Субъектами политического влияния могут быть как обычные граждане, организации и институты (в том числе иностранные и международные), так и государственные структуры и служащие, обладающие определенными легальными полномочиями. Но государство не обязательно наделяет последних осуществлять данные формы власти (влиятельный государственный чиновник может лоббировать интересы какой-то группы в совершенно иной ведомственной структуре).

Если до середины XX в. наибольшее внимание политологов привлекал легальный авторитет (изучались законодательные основы государства, конституционные аспекты, механизм разделения властей, административное устройство и т.п.), то начиная с 50-х годов на передний план постепенно выходит изучение политического влияния. Это нашло отражение в дискуссиях относительно характера распределения политического влияния в обществе, получивших эмпирическую проверку в многочисленных исследованиях власти как на социеталь-ном уровне, так и в территориальных общностях (Ф. Хантер, Р. Даль, Р. Престус, Ч.Р. Миллс, К. Кларк, У. Домхофф и др.). Интерес к изучению данной формы политической власти связан с тем, что именно она ассоциируется с центральным вопросом политической науки: «Кто правит?». Для ответа на него недостаточно проанализировать распределение ключевых постов в государстве; необходимо прежде всего выявить, какие именно группы людей оказывают доминирующее воздействие на формальные государственные структуры, от кого эти структуры оказываются в наибольшей зависимости. Степень влияния на выбор политического курса и решение важнейших социальных проблем не всегда пропорциональна рангу занимаемой государственной должности; при этом многие ключевые субъекты политики (например, руководители бизнеса, военные, вожди кланов, религиозные лидеры и др.) могут быть «в тени» и не обладать существенными легальными ресурсами.

В отличие от предыдущих форм политической власти, определение и эмпирическая фиксация политического влияния затрагивают ряд сложных концептуальных и методологических проблем. В западной литературе основные дебаты ведутся вокруг так называемых «лиц» или «измерений» политической власти. Традиционно власть в форме политического влияния оценивалась по возможностям тех или иных групп людей добиваться успеха в принятии решений: властвуют те, кому удается инициировать и успешно «проталкивать» выгодные им политические решения. Наиболее последовательно данный подход был реализован Р. Далем в исследовании распределении политического влияния в Нью-Хэйвене, США. В 60-е годы американские исследователи П. Бахрах и М. Барац подчеркнули необходимость учета «второго лица власти», проявляющегося в способности субъекта не допускать принятия невыгодных для него политических решений путем невключения «опасных» проблем в повестку дня и/или формирования или укрепления структурных ограничений и процедурных барьеров (концепция «непринятия решений»). Политическое влияние стало рассматриваться в более широком контексте; оно уже не ограничивается ситуациями открытого конфликта при принятии решения, а имеет место и в отсутствии внешне наблюдаемых действий со стороны субъекта.

Политическое влияние в форме непринятия решений широко распространено в политической практике. Следствием реализации стратегии непринятия решений стало, например, отсутствие важных законов об охране окружающей среды в тех городах, где крупные и влиятельные экономические концерны (главные виновники загрязнения среды) преЛ пятствовали любым попыткам принятия этих законов, поскольку это было им экономически невыгодно. В тоталитарных режимах целые блоки проблем считались необсуждаем ыми по идеологическим основаниям (руководящая роль коммунистической партии, право граждан на инакомыслие, возможности организации альтернативных политических структур и т.п.), что позволяло властвующей элите сохранять основы своего господства.

В 70-е годы вслед за С. Луксом многие исследователи (в основном марксистской и радикальной ориентации) посчитали, что и «двухмерная» концепция не исчерпывает всего спектра политического влияния. С их точки зрения политическая власть имеет и «третье измерение», проявляющееся в способности субъекта сформировать у объекта определенную систему политических ценностей и убеждений, выгодных субъекту, но противоречащих «реальным» интересам объекта. Фактически речь идет о манипуляции, с помощью которой правящие классы навязывают свои представления об идеальном (оптимальном) социальном устройстве остальной части общества и добиваются от нее поддержки даже тех политических решений, которые ей явно невыгодны. Эта форма политической власти, как и манипуляция в целом, считается наиболее коварным способом подчинения и, одновременно, наиболее эффективным, поскольку она предотвращает потенциальное недовольство людей и осуществляется при отсутствии конфликта между субъектом и объектом. Людям либо кажется, что они действуют в своих интересах, либо они не видят реальной альтернативы сложившемуся порядку.

Нам представляется, что луксовское «третье лицо власти» относится к следующей форме политической власти - формированию политического сознания. Последнее включает в себя не только манипуляцию, но и убеждение. В отличие от манипуляции, убеждение представляет собой успешное целенаправленное влияние на политические взгляды, ценности и поведение, которое опирается на рациональные аргументы. Как и манипуляция, убеждение является эффективным инструментом формирования политического сознания: учитель может и не вуалировать свои политические взгляды и открыто выражать желание привить своим ученикам определенные ценности; добиваясь своей цели, он осуществляет власть. Властью формировать политическое сознание обладают публичные политики, политологи, пропагандисты, религиозные деятели и др. Как и в случае с политическим влиянием, ее субъектами могут быть и обычные граждане, группы, организации, и государственные структуры, служащие, обладающие легальными полномочиями. Но опять же государство не обязательно наделяет их правом осуществлять данную форму власти.

Хотя связь между формированием политического сознания и государственными решениями носит лишь опосредованный характер, это не означает, что оно играет второстепенную роль по сравнению с другими формами политической власти: в стратегическом плане привитие населению стабильных политических ценностей может быть важнее тактических выгод, получаемых в результате решения текущих вопросов. Формирование определенного политического сознания фактически означает производство и воспроизводство благоприятных для субъекта власти структурных (действующих независимо от субъектов политики) факторов, которые в определенный момент будут работать в его пользу относительно независимо от конкретных действий и специфики ситуации. При этом политический эффект данной формы власти во многих случаях может быть достигнут относительно быстро. В частности, под влиянием каких-то особых событий, в периоды революций и резкого обострения политической борьбы воздействие на сознание людей с целью их политической мобилизации может привести практически к мгновенному вовлечению в сферу политики значительных групп населения, до этого не осознававших необходимость своего политического участия. Это происходит в силу того, что переломный характер ситуации существенно усиливает интерес людей к политике и тем самым подготавливает их к принятию новых политических установок и ориентации.

В настоящее время имеет место тенденция возрастания политического эффекта данной формы власти. Это связано не только с совершенствованием технических возможностей воздействия на сознание людей (новые психотехнологии, изменение информационной инфраструктуры и т.д.), но и с развитием демократических институтов. Демократия предполагает наличие каналов непосредственного влияния граждан на принятие политических решений и зависимость решений от общественного мнения: правящие элиты не могут игнорировать мнение больших групп людей хотя бы потому, что в ином случае их нынешнее положение в политической системе окажется под угрозой. Зависимость конкретных политических решений от общественного мнения бывает непросто зафиксировать эмпирически, однако ее наличие в либерально-демократических системах представляется достаточно очевидным.

Ответами к заданиям 1–20 является цифра, или последовательность цифр, или слово (словосочетание). Запишите ответы в поля справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Социальные институты и их функции

2

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

1) стагнация; 2) экономический цикл; 3) экономический кризис; 4) оживление экономики; 5) рецессия.

3

Ниже перечислен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к источникам права.

1) судебный прецедент; 2) нормативный договор; 3) правовая культура; 4) правовой обычай; 5) нормативно-правовой акт; 6) санкция.

4

Выберите верные суждения о духовной культуре и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Духовная культура - одна из сфер деятельности человека в обществе.

2. Духовная культура включает познавательную деятельность и ее результаты.

3. Объектами духовной культуры являются идеология, мораль, художественное творчество.

4. Духовная культура - это окружающая человека искусственная среда.

5. Духовная культура не включает материальные и духовные ценности, созданные человеком.

5

Установите соответствие между отличительными признаками отдельных областей культуры и отраслями культуры, которые они иллюстрируют

6

Юрий Яковлевич Ч. учит своего внука, чтобы он всегда был честным, поступал справедливо. Какие признаки отличают сферу (область), к которой относятся эти советы (правила), от сферы (области) права? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. регулирование общественных отношений

2. оценка поступков с позиций «добра» и «зла»

3. опора, прежде всего, на общественное мнение

4. установление норм государством

5. усвоение норм в процессе социализации

6. неформальный характер санкций, следующих за нарушение правил

7

Выберите верные суждения о характере рыночных отношений и видах рынков и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Конкуренция производителей способствует улучшению качества товаров.

2. Монополизация рынка ведет к снижению цен на товары и услуги.

3. Рынок свободной конкуренции отличает легкий вход на него для предприятий и сложный выход.

4. Рыночной конкуренции свойственна конкуренция потребителей.

5. В условиях олигополии возможен контроль за ценой при тайном сговоре.

8

Установите соответствие между видами издержек и конкретными примерами издержек: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

9

Надежде 40 лет, она - домохозяйка. Женщина поддерживает порядок в доме, заботится о муже, работающем на крупном предприятии. К каким категориям населения можно отнести Надежду? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. трудоспособные

2. частично занятые

3. не включаемые в численность рабочей силы

4. отчаявшиеся найти работу

5. временно безработные

6. занятые

10

На графике отражено изменение спроса на бытовые товары длительного пользования на соответствующем рынке: линия спроса D переместилась в положение D 1 (Р - цена товара, Q - количество товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. повышение ставки подоходного налога

2. появление бытовой техники нового поколения

3. монополизация в отраслях, производящих бытовую технику

4. рост благосостояния населения

5. создание условий для развития малого бизнеса

11

Выберите верные суждения о социальной дифференциации и стратификации и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социальная дифференциация выражается в разделении общества на социальные группы.

2. Доиндустриальное общество было социально однородным.

3. Одним из видов социальной дифференциации является выделение групп по общности профессиональной деятельности.

4. Основным критерием социальной стратификации выступают личные качества человека.

5. Кастовое деление общества служит примером социальной стратификации.

12

В стране Z социологическая служба проводила опрос. Участникам предлагалось ответить на вопрос: «Какие цели Ваша семья ставит перед собой?» Результаты опроса приведены в таблице (в % от числа опрошенных).

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. За последние годы благосостояние людей выросло.

2. У большинства отсутствуют достижительные установки.

3. Средний уровень жизни людей достаточно высок.

4. Уровень жизни в развитых странах не рассматривается большинством опрошенных как целевой ориентир.

5. Среди опрошенных количество тех, кто сводит концы с концами, возросло.

13

Выберите верные суждения о формах государственного устройства и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Федеративное государственное устройство имеют только многонациональные по своему составу страны.

2. В унитарном государстве отсутствует территориальное деление страны.

3. В федеративном государстве субъект федерации обладает частью суверенитета.

4. Унитарные государства имеют, как правило, однопалатный парламент.

5. В унитарных государствах чаще, чем в федеративных, устанавливаются авторитарные режимы.

14

Установите соответствие между предметами ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации и их конкретными проявлениями

15

Конституция провозглашает Z демократическим федеративным государством с республиканской формой правления.

Какие из приведённых признаков характеризуют форму государственного (территориального) устройства Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. регулярные выборы главы государства и парламента на альтернативной основе

2. двухпалатная структура парламента, обеспечивающая представительство регионов

3. включение в состав государства нескольких государственных образований, каждое из которых обладает определённой собственной компетенцией

4. действие конституций субъектов при верховенстве общей конституции

5. наличие реальных политических и социальных прав и свобод граждан

6. политический плюрализм

16

Что из перечисленного ниже относится к правам гражданина РФ?

1. уплата налогов

2. сохранение исторического и культурного наследия

3. выбор места пребывания и жительства

4. получение высшего образования

5. получение основного общего образования

17

Установите соответствие между названием политических партий (обозначено буквами) и принципом их классификации (обозначено цифрами).

18

Установите соответствие между видами источников права и приведенными характеристиками

19

Выберите верные суждения о правовом статусе человека и гражданина и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Правовой статус человека и гражданина - это сово​купность его прав, свобод и обязанностей.

2. Под правами человека понимаются естественные, неот​чуждаемые права, принадлежащие человеку с момента совершеннолетия.

3. Права человека зависят от государст​венного признания.

4. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязан​ностью государства.

5. Политические права - обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны.

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

20

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«В общем виде труд можно определить как ____ (А) деятельности человека по превращению природных, материальных, интеллектуальных _____ (Б) в необходимый для личного или общественного потребления продукт. Когда рассматривают продукт труда как _____ (В), то имеют в виду самые различные его формы - готовая продукция сельского хозяйства, промышленности, всевозможные услуги. В процессе труда человек взаимодействует с предметами и _____ (Г) труда, а также с окружающей средой. В условиях рыночных отношений человек - субъект ____ (Д) может реализовать свой потенциал двояко: либо на основе самозанятости, либо как наемный работник, предлагающий свои услуги работодателю, субъекту _____ (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. производство

4. зарплата

6. средство

7. предмет

8. собственность

Часть 2.

Запишите сначала номер задания (28, 29 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Ответы записывайте чётко и разборчиво.

Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Действительными хозяевами в капиталистической системе рыночной экономики являются потребители. Покупая или воздерживаясь от покупок, они решают, кто должен владеть капиталом и управлять предприятиями. Они определяют, что следует производить, а также сколько и какого качества. Их выбор выливается в прибыли либо в убытки для предпринимателя. С такими хозяевами нелегко поладить. У них полно капризов и причуд, они непостоянны и непредсказуемы. Они ни в грош не ставят прежние заслуги. Как только им предлагают что-либо, что им больше по вкусу или же дешевле, они бросают старых поставщиков. Главное для них - собственное благо и его удовлетворение.

Когда мы говорим, что производство определенного товара А не окупается, что имеется в виду? Это свидетельствует о том, что потребители не хотят более платить производителям, сколько тем нужно для покрытия необходимых производственных затрат, в то же самое время доходы других производителей оказываются выше издержек производства. Запросы потребителей играют важную роль в распределении производственных ресурсов между различными отраслями производства товаров потребления. Стремление к прибыли заставляет предпринимателя поставлять потребителям те блага, на которые есть спрос в первую очередь.

Прибыль, в узком смысле слова, есть заработок, образовавшийся в результате действия, направленного на достижение удовлетворения, разница между максимальной оценкой полученного результата и минимальной стоимостью затрат, связанных с достижением результата. Другими словами, это продукт за вычетом затрат и издержек. Прибыль является неизменной целью любого действия. Если действие не достигает поставленной цели, тогда цена продукта не превышает затрат либо остается на уровне ниже уровня издержек. В последнем случае мы имеем эффект снижения заинтересованности и удовлетворения.

Специфическая функция предпринимателя состоит в определении того, какие факторы должны участвовать впроизводстве. Предприниматель, придавая им особые цели, движим исключительно эгоистическим интересом прибыли. Однако ему не дано скрыться от закона рынка. Только лучше обслуживая потребителей, ему удается увеличить доход, правомерность которого всегда доказывают покупатели.

Моралисты и проповедники, критикуя прибыль, никогда не попадают в цель. При чем здесь предприниматели, если обыватели предпочитают серьезным книгам - детективы, а правительство вместо масла заказывает пушки! Размер прибыли не зависит от того, хорошие или плохие вещи продают предприниматели и торговцы. Прибыль тем больше, чем интенсивнее спрос на некий товар. Люди пьют токсичные напитки не затем, чтобы обогатить капиталиста, производящего спиртное, идут воевать не ради прибылей торговцев смертью. Военная индустрия - не причина, а следствие воинственных настроений.

Заменить нездоровую идеологию здоровой - задача не предпринимателей, а скорее философов. Производитель обслуживает сегодняшнего покупателя таким, каков есть, даже если он порочен и невежествен.

В чем выражается эгоистический интерес предпринимателя? Что имеет в виду автор, говоря, что предпринимателю не дано скрыться от закона рынка?

Показать ответ

1) ответ на первый вопрос: в получении максимальной прибыли;

2) ответ на второй вопрос: предложение следует за спросом: чтобы получить прибыль, предприниматель должен постоянно учитывать запросы людей. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на вопрос : одним из самых опасных следствий бездуховности являет- ся понижение чувства ответственности личности;

(Ответ на вопрос может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке.)

2) суждение, раскрывающее противоречивое влияние массовой культуры на духовность личности, например: произведения массовой культуры нередко пропагандируют насилие, что негативно сказывается на духовности личности; при этом массовая культура (в рамках просветительских программ) даёт возможность рядовому зрителю приобщиться к шедеврам мировой культуры. Может быть высказано иное суждение.

Суждение, раскрывающее не противоречивое влияние массовой культуры, а лишь любой из аспектов влияния, не засчитывается при оценивании

Авторы утверждают, что человечество получило к началу XXI в. очень мощные средства влияния на природу и общество. Назовите любое одно средство влияния на природу и одно любое средство влияния на общество и проиллюстрируйте примерами действие каждого из средств.

Показать ответ

В правильном ответе должны быть названы средства влияния и приведены соответствующие примеры:

1) ядерная энергия (например, после аварии на атомной электростанции радиоактивному заражению подверглись все компоненты природной среды региона);

2) электронные средства массовой информации (например, под влиянием информации СМИ граждане начали массово скупать иностранную валюту, создав кризисную ситуацию в банковском секторе).

Могут быть названы другие средства влияния, приведены иные примеры

Авторы предложили два варианта ответа на вопрос: к какому состоянию идёт мир? Какой из этих вариантов ответа представляется Вам более обоснованным? Используя обществоведческие знания, приведите три подтверждения своего мнения.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) вариант ответа на вопрос : более развитый, прогрессирующий мир ИЛИ мир деградирующий;

2) подтверждения :

в случае выбора первого варианта ответа на вопрос может быть сказано, что

Растёт продолжительность, уровень и качество жизни людей;

Активно развиваются наука и техника;

Развивается демократия и гражданское общество;

в случае выбора второго варианта ответа на вопрос может быть сказано, чтоПравильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) смысл понятия, например: «Форма государственного правления отражает систему взаимоотношений центральных и региональных органов власти»;

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) одно предложение с информацией о разновидностях форм территориально-государственного устройства, опирающейся на знания курса, например: «Одной из форм государственного правления является федерация».

(Могут быть составлены любые другие предложения, содержащие информацию о разновидностях форм территориально-государственного устройства)

3) одно предложение, характеризующее любую из разновидностей форм правления, например; «В унитарном государстве территориальные образования не имеют политической самостоятельности»;

Допускаются иные формулировки ответа.

Назовите три вида договоров и кратко охарактеризуйте каждый из них.

Показать ответ

В правильном ответе должны быть указаны три вида договоров и дана их краткая характеристика:

Договор купли-продажи: предполагает передачу денег в обмен на товар;

Дарение: предполагает безвозмездную передачу имущества одним лицом другому;

Договор аренды: предполагает передачу имущества во временное пользование за плату.

Могут быть названы и охарактеризованы другие виды договоров.

В стране Z создан единый национальный избирательный округ. Правительство формируется блоком партий, победившим на выборах. Депутатские места (мандаты) в законодательном собрании распределяются между политическими партиями в зависимости от набранных ими голосов при условии, что эти партии преодолели 10%-ный избирательный барьер. К какому типу относится избирательная система страны Z? Укажите по одному достоинству и недостатку этой избирательной системы.

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы :

1) тип - пропорциональная избирательная система;

2) достоинство данного типа избирательной системы, например:

Предполагает активную деятельность политических партий, в том числе оппозиционных;

Стабильность политических элит,

Стабильность проводимого политического курса;

3) недостаток данного типа избирательной системы, например:

Отсутствует персональная ответственность парламентариев перед избирателями, нет механизма отзыва депутатов населением;

Затруднено появление новых политических лидеров, обновление элит;

В парламенте, как правило, не представлены малые партии, не способные преодолеть избирательный барьер.

Могут быть указаны другие достоинства и недостатки данного типа избирательной системы

в) правительство в системе органов исполнительной власти, порядок его формирования.

4) Роль судебной власти в демократическом государстве.

5) Система правоохранительных органов государства.

Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах

Выполняя задание 29, Вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для Вас более привлекательно. С этой целью выберите только ОДНО из предложенных ниже высказываний (29.1- 29.5).

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников.)

29.1. Философия «Знание - орудие, а не цель». (Л. Толстой)

29.2. Экономика «Ресурсы в мире ограничены, а человеческие желания бесконечны. И, поскольку всего того, что хочется, иметь невозможно, приходится выбирать». (Р. Строуп, Дж. Гвартни)

29.3. Социология, социальная психология «Не всякие различия между людьми создают стратификацию». (Е. Бергель)

29.4. Политология «Гражданин, имеющий долю власти, должен действовать не для личных выгод, а для общего блага». (Б.Н. Чичерин)

29.5. Правоведение «Вся жизнь человека и вся его судьба слагаются при участии правосознания и под его руководством; мало того, жить - значит для человека жить правосознанием...». (И.А. Ильин)


Основой общественной организации первобытнообщинного строя был род, который представлял собой объединение людей, на­ходящихся в кровнородственных отношениях между собой. Род воз­главлял совет - собрание всех взрослых членов рода, мужчин и женщин, обладавших равным правом голоса, — кото­рый выбирал своего старейшину.

По мере развития первоначально род разрастался и распадался на несколько дочерних родов, по отношению к которым первона­чальный род выступает как фратрия.

Институциональные процессы в системе органов государственной власти Российской Федерации — О. И. Чепунов

Специфика функций государственной власти и предназначение ее институтов по отношению к обществу состоит в том, что власть исполняет, поддерживает, обеспечивает социально-экономические, политические, духовные устои и потенциал для развития общества. Представление об институциональных элементах системы государственной власти возникает в рамках институционально-функциональной теории государственной власти, связанной с функциями органов государственной власти и государственного управления, получающими свое правовое оформление в виде структурного деления власти на ряд элементов, компетенция которых закрепляется конституционно-правовым способом.

Какие социальные отношения являются политическими?

[Общественные отношения - это многообразные связи между группами, классами, нациями в процессе социальной, экономической, политической и духовной деятельности. Эти связи должны быть устойчиво повторяющимися, безличными (формальными). затрагивающими важные стороны жизни.

Экономическая - отношения в процессе производства (производство, распределение, потребление материальных благ). Институты, относящиеся к экономической сфере: частная собственность, рынок и рыночная конкуренция.

Кратко ответьте на вопрос.

1). Именно пол. власть осуществляет руководство обществом в целом. Она определяет основные направаления развития страны, разрабатывает и принимает решения.

3).Сувернитет государства — это важнейшее и неотъемлемое свойство государства, выражающее верховенство,независимость единство госуд.власти данной страны.

5). Существуют три вида демократии. Прямая — граждане непосредственно сами участвуют в подготовке и принятии решений; Представительная — граждане не прямо участвуют в выборе решений(выборы президента и т.

Природа и функции политической власти

Книга состоит из введения и 10 глав: политика как объект и предмет научного исследования; методы изучения политики; политическая власть как регулятивный механизм социального общения; политическая сфера жизнедеятельности (концептуальные подходы); политическая жизнь в объективированном измерении; субъективированное измерение политической жизни; агенты политических отношений;

При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти.

Процесс институционализации.

Социальные институты – это организованные объединения людей, выполняющих определенные социально-значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Социальный институт – это совокупность различных форм организации и регулирования общественных отношений, специальные учреждения, системы норм, социальные роли, обеспечивающие реализацию функций, необходимых для существования и развития общества.

Социальные институты

Устойчивость социальной системы основывается на стабильности социальных связей и отношений. Наиболее устойчивыми социальными отношениями являются так называемые институционализированные отношения, то есть отношения, закрепленные в рамках определенных институтов. Именно система социальных институтов обеспечивает в современном обществе воспроизводство социальной структуры. Для человеческого общества всегда жизненно важно было закреплять некоторые типы социальных отношений, делать их обязательными для всех своих членов или определенной социальной группы.

Тест по обществознанию Политическая сфера

В 4. Установите соответствие между признаками и типами избирательных систем. к каждой позиции в первом столбце подберите соответствующую из второго столбца

В 6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слов, те, которые необходимо вставить на место пропущенных.

«Политическая власть распространяется на все общество, приказы директивы, требования относятся не к отдельным лицам, а к большим социальным группам, ко всем проживающим в границах данного….

Феномену власти уделяли пристальное внимание все выдающиеся представители политической науки. Каждый из них внес свой вклад в разработку теории власти.

Политическая власть проявляется в разнообразных формах, основными среди которых являются господство, руководство, организация, контроль .

Господство предполагает абсолютное или относительное подчинение одних людей и их общностей субъектам власти и социальным слоям, которые они представляют (см.: Философский энциклопедический словарь. - М., 1983. - С. 85).

Руководство выражается в способности субъекта власти осуществлять свою волю путем выработки" программ, концепций, установок, определения перспектив развития общественной системы в целом и ее различных звеньев. Руководство определяет текущие и перспективные цели, вырабатывает стратегические и тактические задачи.

Управление проявляется в сознательном, целенаправленном воздействии субъекта власти на различные звенья общественной системы, на управляемые объекты с целью реализации установок

руководства. Управление осуществляется с помощью различных методов, которые могут быть административными, авторитарными, демократическими, основывающимися на принуждении и т. д.

Политическая власть проявляется в разнообразных видах. Содержательная типология политической власти может быть построена «по различным признакам:

  • по степени институционализации правительственная, городская, школьная и т. п.;
  • по субъекту власти - классовая, партийная, народная, президентская, парламентская и пр.;
  • по количественному признаку... - единоличная (монократическая), олигархическая (власть сплоченной группы), полиархическая (множественная власть ряда институтов или лиц);
  • по социальному типу правления - монархическая, республиканская; по режиму правления - демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическая и т. п.;
  • по социальному типу - социалистическая, буржуазная, капиталистическая и т. п....» (Политология: Энциклопедический словарь. - М., 1993. - С. 44)!

Важным видом политической власти является государственная власть . Понятие государственной власти является значительно более узким по сравнению с понятием «политическая власть» . В связи с этим употребление этих понятий как тождественных является неверным.

Государственная власть, как и политическая власть в целом, может добиваться своих целей путем политического воспитания, идеологического воздействия, распространения нужной информации и т. д. Однако, это не выражает ее сущность. «Государственная власть-это форма политической власти, располагающая монопольным правом издавать законы, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный аппарат принуждения, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений. Государственная власть в равной мере означает как определенную организацию, так и практическую деятельность по осуществлению целей и задач этой организации» (Краснов Б. И. Власть как явление общественной жизни// Социально политические пауки. - 1991. - № 11. - С. 28).

При характеристике государственной власти нельзя допускать две крайности. С одной стороны, ошибочно рассматривать эту власть ТОЛЬКО как власть, которая занята ЛИШЬ тем, что притесняет народ, а с другой стороны, характеризовать ее только как власть, которая всецело поглощена заботами о благополучии народа. Государственная власть постоянно реализует и то и другое. Причем притесняя народ, государственная власть реализует не только свои интересы, по и интересы народа, который заинтересован в стабильности общества, в его нормальном функционировании и развитии; проявляя заботу о благе народа, она обеспечивает реализацию не столько его интересов, сколько своих, ибо только удовлетворяя потребности большинства населения, в определенной мере, она может сохранить свои привилегии, обеспечить реализацию своих интересов, свое благополучие.

В реальной действительности могут существовать различные системы государственной власти. Все они, однако, сводятся к двум основным - федеративной и унитарной. Сущность этих систем власти определяется характером существующего разделения государственной власти между ее субъектами разного уровня. Если между центральными и местными органами государственной власти есть промежуточные органы, которые в соответствии с конституцией наделены определенными властными функциями, то действует федеральная система власти. Если таких промежуточных органов власти нет или они находятся в полной зависимости от центральных органов, то действует унитарная система-государственной власти.

Государственная власть выполняет законодательные, исполнительные и судебные функции. В связи с этим подразделяют на власть законодательную, исполнительную и судебную.

В некоторых странах к названным трем властям добавляют еще четвертую - избирательную власть, которую представляют избирательные суды, решающие вопросы о правильности избрания депутатов. В конституциях отдельных стран речь идет о пяти и даже шести властях. Пятую власть представляет Генеральный контролер с подчиненным ему аппаратом: шестую - учредительная власть по принятию конституции.

Целесообразность разделения властей обусловливается, во-первых, необходимостью четкого определения функций, компетенции и ответственности каждой ветви власти; во-вторых, необходимостью предотвращения злоупотреблений властью, установления диктатуры, тоталитаризма, узурпации власти; в-третьих, необходимостью осуществления взаимного контроля ветвей власти; в-четвертых, потребностью общества соединить такие противоречивые аспекты жизни, как власть и свобода, закон и право. . государство и общество, приказание и подчинение; в-пятых, необходимостью создания сдержек и противовесов в осуществлении властных функции (см.: Краснов Б. И. Теория власти и властных отношений// Социально-политический журнал. - 199.4. - № 7-8. - С. 40).

Законодательная власть основывается на принципах конституционности и верховенстве права. Она формируется путем свободных выборов. Эта власть вносит поправки в конституцию, определяет основы внутренней и внешней политики государства, утверждает государственный бюджет, принимает законы, обязательные для всех граждан и органов власти, контролирует их исполнение. Верховенство законодательной власти ограничено принципами правя, конституцией, правами человека.

Исполнительно-распорядительная власть осуществляет непосредственную государственную власть. Она не только исполняет законы, по и сама издает нормативные акты, выступает с законодательной инициативой. Эта власть должна основываться па законе, действовать в рамках закона. Право контроля за деятельностью исполнительной власти должно принадлежать представительным органам государственной власти.

Относительно самостоятельную структуру государственной власти представляет судебная власть."В своих действиях эта власть должна быть независимой от законодательной и исполнительной властей (см.: Там же. - С. 43-44, 45).

Начало теоретического обоснования проблемы разделения властей связано с именем французского философа и историка Ш. Л. Монтескье, который, как уже отмечалось при рассмотрении этапов развития политической мысли, предложил разделить власть на законодательную (избираемый народом представительный орган), исполнительную власть (власть монарха) и судебную власть (независимые суды).

В последующем идеи Монтескье получили развитие в трудах других мыслителей и законодательное закрепление в конституциях многих стран. В конституции США, например, которая принята в 1787 году, говорится, что полномочия законодательной власти в стране принадлежат конгрессу, исполнительная власть осуществляется президентом, судебная - Верховным судом и темп низшими судами, которые утверждаются конгрессом. Принцип разделения властей, согласно конституций, лежит в основе государственной власти И в ряде других стран. Он, однако, до конца не реализован пи в одной стране. Вместе с тем во многих странах в основе государственной власти лежит принцип единственности.

В пашей стране в течение многих.лет считалось, что идея разделения властей не может быть реализована па практике в связи с тем, что власть едина и неделима. В последние годы положение изменилось. Теперь все говорят о необходимости разделения властей. Однако, проблема разделения еще не решена на практике в связи с тем что разделение законодательной, исполнительной и судебной властей зачастую подменяется противопоставлением этих властей.

Решение проблемы разделения законодательной, исполнительной и судебной властей - в нахождении оптимального соотношения между ними как направлениями единой государственной власти, четком определении их функций и полномочий.

Относительно самостоятельным видом политической власти является партийная власть. Как вид политической власти эта власть признается далеко не всеми исследователями. В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе продолжает господствовать точка зрения, согласно которой партия может быть звеном в системе политической власти, но не субъектом власти. В качестве субъекта власти партию не признают и многие зарубежные исследователи. Реальная действительность давно опровергла эту точку зрения. Известно, например, что в течение многих десятилетий в нашей стране субъектом политической власти являлась КПСС. Реальными субъектами политической власти партии уже многие годы являются и в индустриально развитых странах Запада.

Политическая власть выполняет разнообразные функции. Она реализует общие организационные, регулятивные, контрольные функции, осуществляет организацию политической жизни общества, регулирование политических отношений, структурирование политической организации общества, формирование общественного сознания и т. д.

В отечественной научной, учебной, учебно-методической литературе функции политической власти часто характеризуются со знаком «плюс». Так например, Б. И. Краснов пишет: «Власть должна: 1) обеспечивать законные права граждан, их конституционные свободы всегда и во всем; 2) утверждать право как стержень общественных отношений и самой уметь подчиняться праву; 3) выполнять хозяйственно-созидательные функции» (Краснов Б. И. Власть как явление общественной жизни// Социально-политические науки. - 1991. - № 11. - С. 31).

То, что «власть должна» обеспечивать «права граждан», «их конституционные свободы», «выполнять созидательные функции» и т. д. - пожелание безусловно, хорошее. Плохо только то, что оно нередко не реализуется на практике. В действительности власть не только обеспечивает права, конституционные свободы граждан, но и попирает их; она не только созидает, но и разрушает и т. д. Поэтому, думается, более объективные характеристики функций политической власти дают некоторые зарубежные исследователи.

По мнению зарубежных политологов, власть «проявляет себя" через следующие основные признаки и функции:

Свои функции политическая власть выполняет посредством политических институтов, учреждений, организаций, составляющих политические системы.

Выбор редакции
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...

В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....

Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...

АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...
Поездка не принесет вам радости, но друзья утешат вас.Представьте, что ива стала очень маленькой, ниже ваших колен. Толкование снов из...
И португальской инфанты Изабеллы. С ранней юности он страстно занимался рыцарскими играми и военными упражнениями; получил хорошее...
Только поджелудочная железа вырабатывает инсулин и производит панкреатический сок. Эти две главные функции данного органа сложно...