Источники права в российской федерации. Закон создание и толкование - ред


Источниками права в Российской Федерации являются: права и свободы человека и гражданина, общепризнанные принципы и нормы международного права, нормативно-правовые акты, нормативно-правовые договоры, судебный прецедент, правовой обычай.

Конституция РФ

Международные договоры

Договоры о разграничении предметов ведения Ф и суб

Уставы суб-тов и законы по предметам совместного ведения

Позаконные и нормативные акты (указы през-та, постановл-я прав-ва), ведомственные НПА.

Правовой обычай (в отсутствие каких-л НПА)

Являются ли источниками права судебные прецеденты – до сих пор остается предметом споров.

55. Закон: понятия, признаки, виды.

все нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные нормативные акты. Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди всех источников права и правовых актов, быть основой законности и правопорядка. Закон - нормативный правовой акт принятый в особом процедурном порядке высшим представительным органом государства, обладающий высшей юридической силой, содержащий первичные (изначальные) нормы страны и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Законы характеризуются следующими признаками.

■ Законнормативныйправовойакт-документ, вкоторомфиксируютсяправотворческиедействияповведениювправовуюсистемуюридическихнорм, по их отмене или изменению; закон основной источник права.

■ Законактстрогоопределенных, высших (представительных) органовстраны; вРоссииФедеральногоСобрания (ГосударственнойДумы, СоветаФедерации), высшихпредставительныхоргановсубъектовФеде рации или непосредственно народа (при принятии закона в порядке референдума), т.е. субъектов, являющихся носителями государственного суверенитета.

■ Законыпринимаютсявособомпорядке, поспециальнойюридическойпроцедуре. Законодательныйпроцесссостоит из строго установленных, выраженных в законодательстве стадий:

« 1). Законодательная инициатива право специально определенных в законе субъектов (ст. 104 Конституции РФ) возбуждать перед законодательным органом вопрос об издании, изменении или отмене закона, влекущее обязательное рассмотрение законодательным органом. 2). Подготовка проекта закона. 3). Обсуждение, принятие закона Государственной Думой (проходит в трех чтениях). 4). Одобрение закона Советом Федерации. 5). Подписание и обнародование (промульгация) закона Президентом РФ. При этом существует строгая юридическая процедура принятия, одобрения, подписания и обнародования Федерального закона.

■ Законнормативныйакт, обладающийвысшейюридическойсилой, т.е. этоактсамоговысшегоюридического«ранга», все другие нормативные акты находятся «под законом», должны соответствовать закону и ему не противоречить. Кроме того, закон может отменяться или изменяться только законом.

■ Законнормативныйакт, содержащийпервичные, изначальныеюридическиенормы, т.е. нормы, которых раньше в правовой системе воснов ном не было. При этом законы содержат нормы по основным, ключевым вопросам жизни общества и государства, принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам. Правовое регулирование по данным вопросам начинается с закона, поэтому закон в своем действии, прежде всего в случаях нарушения, «выходит» прямо на суд, который и решает вопросы, связанные с действием закона, т.е. последний имеет пря мое действие.

Законы по своей значимости и юридической силе подразделяются на следующие виды: 1) Конституцию; 2) федеральные конституционные (органические) законы; 3) обыкновенные законы.

■ Конституцияосновополагающий, основнойзаконстраныучредительногохарактера, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и другие основные устои жизни общества. Конституция характеризуется особым порядком принятия и защиты. Во многих странах имеются особые органы конституционной защиты. В России такой ин станцией является Конституционный Суд РФ, рассматривающий в порядке конституционного судопроизводства вопросы соответствия Конституции РФ законов и иных правовых актов, принимаемых государственными, должностными лицами на всей территории России.

■ Федеральныеконституционныезаконыпринимаютсяповопросам, предусмотреннымКонституцией, итожепосвященыправовымосновамгосударства. Всего Конституция РФ предусматривает принятие 14 таких законов, например о Правительстве РФ, об Уполномоченном по правам человека, о Судебной системе и др. Федеральные конституционные законы также требуют особого порядка принятия. Такие законы считаются принятыми, если за них проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы и если они одобрены большинством не менее ¾ от общего числа депутатов Совета Федерации.

■ Обыкновенныезаконыэтоактытекущегозаконодательства, регулирующие различные стороны экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они также обладают высшей юридической силой, но сами должны строго соответствовать Конституции и Федеральным Конституционным законам, что обеспечивает единство правовой системы и проведение в жизнь правовых начал, выраженных в Конституции и конституционных законах.

Среди законов выделяют кодифицированные законы (акты-кодексы).

Кодекс (кодифицированный акт) это единый, юридически цельный сводный, внутренне согласованный закон, обеспечивающий обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.

Кодифицированные акты носят различные наименования. Наряду с названием «кодекс» это может быть «устав», «положение», а иногда про сто «Закон».

По территориальному распространению и с учетом компетенции и властных полномочий субъектов Федерации различаются:

федеральные законы те, которые принимаются федеральным законодательным органом Федеральным Собранием и распространяются на всю территорию Российской Федерации;

законы субъектов Федерации (региональные законы) те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции субъектов Феде рации и распространяются только по их территории.

Все другие нормативные акты имеют иное юридическое качество и относятся к числу подзаконных.

Под юридическим источником права понимается та официаль­ная форма, в которой излагаются нормы права.

Источники права - это исходящие от государства или призна­ваемые им официально документальные формы выражения и закреп­ления норм права, придающие им юридическое, общеобязательное значение.

Существует четыре основных вида источников (форм) пра­ва:

1. Санкционированные (правовые) обычаи - обычаи, которым государство придало общеобязательное значение и соблюдение кото­рых оно гарантирует своей принудительной силой. В настоящее время такая форма права используется редко.

2. Судебный или административный прецедент - судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, ко­торому придается общеобязательное значение. Этот источник права присущ англосаксонским правовым системам.

3. Нормативный договор - соглашение двух или более субъек­тов, содержащее общеобязательные юридические нормы. Например, международный договор, Федеративный договор о разграничении предметов ведения между субъектами федерации.

4. Нормативные правовые акты - официальные документы, созданные в результате правотворческой деятельности государства или всенародного волеизъявления, содержащие юридические нормы (а также положения, отменяющие или изменяющие действующие нор­мы). В нашей стране нормативно-правовой акт является основным источником (формой) права. Рассмотрим более подробно признаки, отличающие его от других источников права.

Нормативно-правовые акты принимают только те органы и должностные лица, которым законом предоставлено это право. При­чем каждый из них принимает акты определенного вида, имеющие свое название и строго определенную документальную форму. Все нормативно-правовые акты, действующие в стране, образуют систему, в которой каждый из них занимает свое определенное место.

Основными видами нормативных правовых актов являются: законы, указы президента, постановления правительства, ведомствен­ные нормативные акты, подзаконные акты органов местного само­управления и др.

Вопрос 1. Понятие и виды источников (форм) права.

Источники (формы) права - это официальные способы выражения и закрепления правовых норм, придания правилам поведения общеобяза-тельного юридического значения. Все источники права так или иначе связаны с деятельностью государства. Эта деятельность выражается в разработке и издании юридических норм (правотворчество), и в придании юридической силы иным социальным нормам (санкционирование).
В правовых системах разных государств на протяжении истории сложилось несколько разновидностей источников права.
Основные виды:

Правовой обычай - это устойчивое, сложившееся в результате многократного применения правило поведения людей в обществе, которое санкционировано государством и соблюдение которого гарантируется государственным принуждением.
Исторически первый источник права.
Как правило санкционируются только прогрессивные обычаи. Которые отвечают интересам государства.
На ранних этапах человеческой истории обычай играл важную роль, од-нако его устная форма порождала трудности при доказывании факта его существования. Поэтому со временем некоторым важнейшим обычаям го-сударство стало придавать письменную форму.
В настоящее время правовые обычаи занимают незначительное место в системе форм (источников) права большинства стран.
В России правовой обычай признается источником права: Гражданский кодекс РФ устанавливает, что некоторые имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота.
Обычай делового оборота - это сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе или нет. (Доказывание с помощью экспертов).
Деловой обычай (деловое обыкновение) - это деловой обычай в сфере управленческой деятельности, связан со спонтанно сложившейся практикой работы с документами и их оформлением. Часто оформляются инструкцией по делопроизводству, становясь НПА.
Судебный прецедент - это решение суда по конкретному делу, которое принимается за образец при разрешении других аналогичных дел. Известен со времен Древнего Рима. В настоящее время прецедент является одним из основных источников права в англоязычных странах.
Формирование прецедента в качестве источника права связано с тем, что законы и иные НПА регулируют общественные отношения в обобщенной, абстрактной форме. Поэтому, применяя закон, суд зачастую не находит правовой нормы для решения конкретного дела. Отказаться от рассмотрения спора на этом основании суд не может, поэтому он своим решением факти-чески создает новую правовую норму, т.е. становится законодателем.
В российской системе права судебный прецедент источником права не признается.

Нормативный договор - это соглашение двух или более субъектов права, которому государство придает общеобязательный характер. По сути своей это компромисс договаривающихся сторон. В нормативных договорах мо-жет быть выражена согласованная воля нескольких государств (международ-ные договоры) или нескольких субъектов внутри государства (внутригосу-дарственные договоры).

Правовая доктрина - это представляет собой мнения ученых-юристов по вопросам права. Еще в древнем Риме формулы и суждения известных юри-стов по поводу спорных или неясных проблем права включались в различные сборники законов. Позднее они легли в основу Кодекса императора Юстиниана. Этот Кодекс лег в основу Гражданского кодекса Наполеона Бонапарта 1804 г., а последний послужил образцом гражданских кодексов большинства европейских стран, в т.ч. и Гражданского кодекса РФ.
В настоящий момент правовая доктрина широко используется в мусульманских странах, где она служит основой для разрешения имущественных и брачно-семейных споров. Нередко обосновывают свои решения ссылками на труды ученых английские судьи. В российской правовой системе правовая доктрина источником права не признается.
Религиозные тексты (прежде всего Коран и Сунна) прежде всего име-ют широкое распространение в мусульманских странах. Коран - священная книга ислама. Считается, что это речь самого бога, с которой он обратил-ся к пророку Мухаммаду на чистейшем арабском языке. Сунна - сборник преданий (хадисов) о жизни пророка Мухаммада.
Религиозные тексты в российской правовой системе источником права не являются.

Вопрос 2. Нормативно-правовой акт (НПА) и его виды
Нормативно-правовой акт - это изданный или санкционированный компетентными государственными органами документ, обладающий государственно-властным характером, имеющий официально-документальную форму, содержащий обязательные правила поведения и гарантированный принудительной силой государства, а также обладающий определенной юридической силой.

Под юридической силой понимается степень подчиненности данного НПА другим НПА. Она показывает место НПА в правовой системе государства и зависит от того, какое место в системе государственных органов зани-мает орган, издавший данный НПА.
В зависимости от юридической силы НПА делятся на законы и подзаконные акты.
Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой НПА, выражающий государственную волю по важней-шим вопросам общественной жизни.

Законы регулируют наиболее важные общественные отношения и могут приниматься лишь органом законодательной власти или всеми гражданами на референдуме.
Законы бывают основные (и ФКЗ) и текущими (все остальные законы).
Конституция - это основной закон государства и общества, регули-рующий важнейшие стороны их внутренней организации и обладающий выс-шей юридической силой в системе НПА государства.
Федеральные конституционные законы - это те законы, принятие ко-торых предусмотрено Конституцией РФ в особом усложненном порядке. Ст. 70 Конституции РФ.
Среди массы текущих законов выделяются кодексы - законы, с помощью которых систематизируются юридические нормы в какой-либо опреде-ленной отрасли права (кодификация).
Совокупность всех действующих законов называют законодательством.

Вопрос 3. Признаки закона как источника права.
Признаки закона:

  • принимается высшими представительными органами государственной власти (ФС РФ или парламентами субъектов РФ)
  • регулируют наиболее значимые сферы общественных отношений
  • обладают высшей юридической силой
  • имеют особую структуру, состоят из определенного набора элементов, называемых реквизитами.

Реквизитами законодательного акта являются:

  • название органа, принявшего закон
  • название закона
  • номер и дата принятия закона
  • преамбула, т.е. вступительная часть, в которой указываются моти-вы, цели и задачи принятия закона
  • нормативно-правовое содержание закона
  • указание на вступление закона в юридическую силу и отмену иных НПА
  • подпись соответствующего должностного лица.

Каждый закон состоит из отдельных утверждений - статей, которые имеют порядковый номер. Статья может быть разделена на части (обозначаются порядковыми номерами), а части иногда делятся на пункты (обозначе-ние буквами) и абзацы.
Вопрос 4. Подзаконные акты как источники права.
Подзаконные акты - это правотворческие акты компетентных органов власти, которые основаны на законе и не противоречат ему. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы, и призваны конкретизировать принципиальные положения законов применительно к различным жизнен-ным ситуациям (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, ведомственные акты и акты МСУ, внутренние акты организаций).

Вопрос 5. Действие НПА во времени, пространстве и по кругу лиц.
Действие НПА во времени определяется двумя моментами: моментом вступления НПА в силу и моментом утраты им юридической силы.
НПА вступает в силу либо со времени его принятия, либо с того времени, которое указано в самом акте, либо по истечении определенного срока после опубликования.
Официальные публикации: «Собрание законодательства РФ» и «Российская газета». Любые НПА, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликова-ны официально для всеобщего сведения.
Действие НПА прекращается в случаях:
- истечения срока действия (самоотмена)
- указания государственного органа об отмене (прямая отмена)
- принятия нового акта по тем же вопросам тем же или вышестоя-щим государственным органом (косвенная отмена).
По общему правилу применяется тот НПА, который вступил в юридиче-скую силу и не утратил ее. Обратная сила закона.
Пределы действия НПА в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Территория РФ - территория всех ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. НПА РФ действуют также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (200-мильная прибрежная полоса).
НПА могут иметь общий характер, т.е. действовать в отношении всех граждан и юридических лиц, находящихся на соответствующей территории, или адресовываться лишь некоторым из них.
Исключение - экстерриториальность - порядок, в соответствии с ко-торым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц.

Формы (источники) права любой страны являются постоянно развивающимся, динамичным состоянием юридической реальности. Вместе с тем, формы права отличаются относительной стабильностью в течение определенных периодов, этапов развития государственности. Форма права при этом неразрывно связана с его содержанием, она лишь оформляет его. Форма права придает его содержанию общеобязательную силу. «Форма права может быть определена как способ (прием, средство) внутренней организации и внешнего выражения права, а точнее – выражения содержащихся в нормах права правил поведения». Историческими разновидностями форм выражения права являются правовой обычай, нормативно-правовой акт, судебный прецедент, нормативный договор.

Источники права различаются по юридической силе, т.е. носят системно-иерархический характер. Всем источникам права присуща формальная определенность, которая есть «имманентное свойство права» или «внешнее выражение правовых норм в форме закона или иного нормативно-правового акта».Особенно четко данный аспект источников права проявляется в связи с формой государственного устройства.

Предметом конституционно-правовых отношений в федеративном государстве является становление правовых массивов и институтов, возникающих в связи с реализацией субъектами РФ права на особые правовые отношения с учетом федеративного государственного устройства и наличием законодательства РФ и ее субъектов. Рассматриваемое законодательство широко охватывает институты гражданского общества: регулирует статус местного самоуправления, выборов и других институтов прямой демократии, собственности и бюджетно-налоговой системы, социальных стандартов, международных отношений. Новый Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» существенно скорректировал полномочия субъектов и регионов в сфере самоуправления. Усилились государственный контроль и нормативная стандартизация, уменьшилось региональное вмешательство в сферу местного самоуправления.



Конституционное законодательство представляет собой отрасль российского законодательства и имеет свою исключительную сферу действия. Своеобразие его построения связано с особой ролью в нем Конституции, нормы которой являются нормативной основой для всех актов и норм конституционного законодательства. Становление современной системы государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения и других субъектов РФ связано прежде всего с установлением сферы общих принципов и системы органов государственной власти, которая находится в сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Законодательство субъектов, прежде всего конституции и уставы, закрепляют право субъекта Федерации на свою собственную нормативно-правовую систему. Все нормативные акты и правовые документы, принимаемые на территории субъекта Федерации, должны соответствовать его конституции или уставу. Конституции и уставы закрепляют соотношение нормативно-правовой системы субъекта Федерации с системой федеральных актов. Законодательное оформление прав придает устойчивость всей системе институциональных гарантий прав личности. «Считается, что законодательная фиксация прав создает систему гарантий и обеспечивает их беспрепятственное действие. Все, что не запрещено законом, то дозволено».

Необходимо учитывать двухуровневое построение законодательства в соответствии с федеративным устройством России. В сфере конституционно-правовых отношений особое место отводится созданию и институализации правоотношений в области самостоятельной деятельности субъектов РФ на основе разграничения предметов ведения и полномочий Федерации и ее субъектов. Исходя из конституционных положений о равенстве прав субъектов РФ, федеральное законодательство и законодательство субъекта должны обеспечивать это равенство. Сложным в регулировании сферы данных отношений является вопрос о договорных формах разграничения предметов ведения.

Договоры о разграничении предметов ведения являются важными источниками конституционного права, но необходимо также усиливать действие Конституции РФ, а не только договорных норм. Федеративный договор не урегулировал вопрос о соотношении статусов субъектов федерации различных типов, закрепив ассиметричную федерацию с фактическим неравенством правового статуса и полномочий субъектов РФ.

Разграничение полномочий между РФ и ее субъектами прослеживается и в источниках (формах) права: на федеральном уровне принимаются федеральные конституционные и федеральные законы, по вопросам совместного ведения принимаются федеральные законы и соответствующие им нормативно-правовые акты субъектов. В конституциях и уставах субъектов четко проявляется тенденция на усиление исполнительной власти. Для обеспечения верховенства конституции или устава субъекта на его территории также должен существовать определенный механизм, хотя соответствующие функции закреплены за конституционными (уставными) судами субъектов. Но практика показывает, что и этого недостаточно. Кроме того, необходимо иметь в виду то, что при внесении поправок в главы 3-8 Конституции РФ необходимо не только набрать квалифицированное большинство голосов Федерального Собрания, но их одобрение органами законодательной власти субъектов квалифицированным большинством голосов. Данная норма соответствует и международным нормам, когда изменение положений федеральной конституции должно подтверждаться квалифицированным большинством голосов парламентов субъектов.

Влияние нормативности Конституции, понимание «конституализации» как основы системы источников права связано с выбором определенных моделей развития конституционного законодательства. В настоящее время происходит становление «многоуровневого конституционализма», происходит «более тесное сближение конституционного права и международного права и интенсивное влияние принципов и норм последнего на конституционное законодательство. Недооценка такой тенденции недопустима ввиду расширяющегося участия России в международных организациях и межгосударственных объединениях».Необходимо более четко определить принадлежность конституционной модели законодательства России к уже существующим моделям, или определить самостоятельность и автономность национальной правовой системы, в том числе по ее устройству, концептуальному содержанию законодательства, принципам действия источников права и применения международно-правовых норм и т.д.

Г.Ф.Шершеневич указывал, что понятие источника права является не вполне точным (источник происхождения, существования, изготовления, познания и т.д.), предлагая категорию «форма права», под которой понимаются «различные виды права, отличающиеся по способу выработки содержания норм».Правовая форма как категория обозначает всю правовую реальность в отличие от формы права. Под формой права понимаются «определенные способы внешнего выражения права как одного из компонентов «юридической формы», иными словами, как более узкого самостоятельного явления. Назначение этой формы – упорядочить содержание, придать ему свойства государственно-властного характера».

Российская правовая система в настоящее время пытается соединить противоположные процессуальные основы англо-американской и романо-германской системы, правило прецедента и принципы действия нормативно-правового акта. Вопросы, связанные с источниками права, «являются своего рода отправной точкой в процессе познания всех иных правовых институтов и самого права».Смысл и назначение источников права можно понимать также двояким образом: «как факторы правообразования при признании приоритета социально-экономических и политических факторов и как формы выражения права».

По характеру источников права, по способам их формирования, исторической традиции Россию можно отнести к романо-германской правовой семье (континентального права). Данное право формировалось на основе права христианской традиции синоптической кодификации. «Закон в романо-германском праве никогда не отожествлялся и не отожествляется с правом, а «законопорядок», т.е. порядок, складывающийся на основе строгого и неуклонного соблюдения требований, содержащихся в законе, никогда не рассматривался как синоним «правопорядка».

Во всех странах данной правовой семьи закон является основным источником права. «Романо-германскую правовую семью отличает ряд особенностей, среди которых следует отметить прежде всего принцип верховенства закона, означающий ведущую роль в системе ее источников права писаных конституций. Кроме того, в условиях верховенства закона акты регламентарной (или исполнительной) власти (регламенты, декреты, постановления и т.д.) имеют подзаконный характер».

В романо-германской юридической доктрине различают три основных разновидности обычного закона: кодексы, специальные законы и сводные тексты норм. Необходимо указать «на такую отличительную черту и особенность романо-германского права, как ярко выраженную по сравнению с другими правовыми семьями доктринальность и концептуальность». Судебная практика также относится к числу вспомогательных источников. В ряде случаев судебное решение, закрепленное на уровне высших судебных инстанций, приобретает фактическое значение прецедента. Но суд не имеет права на правотворчество. В тоже время судебная практика и в этой системе в ряде случаев стала рассматриваться как источник права.

Кроме перечисленных отличительных признаков романо-германской правовой семьи указывается также на такую черту этого права, как «относительно самостоятельный характер существования гражданского и коммерческого права, исторически, с момента их возникновения и последующего развития четко проводимое различие между тем и другим».

Сходство российского права с романо-германским правом проявляется в основном в кодифицированном характере российского законодательства, в последовательности и преемственности процесса кодификации, в доктринальном характере права, в приоритете закона по сравнению с другими источниками права и др. Кодекс является разновидностью закона, который отличает полнота регулирования отношений в определенной сфере, единообразие регулирования, особое воздействие на другие правовые акты в сфере регулируемых отношений. Некоторые субъекты РФ также принимают кодексы, но существование подобной практики не оправданно. В большинстве случаев они дублируют основной массив норм федеральных кодексов. Кроме того, форма кодекса явно не соответствует характеру и объему регулируемых отношений. Кодифицированный акт имеет приоритет в применении по отношению к некодифицированному.Нормы, которые содержатся в иных законах, должны соответствовать нормам кодекса. Но проблема состоит в неподготовленности принятия многих кодексов, что выражается в частых поправках или в принятии законов и подзаконных актов, детализирующих действие кодифицированных законов. Часто происходит смешение или подмена норм законов и подзаконных актов.

Европейские институты права продолжают проникать в правовую систему России, более того, общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы. Правовая система России будет очевидно по содержанию и источникам права сближаться, прежде всего, с семьей романо-германского права, не утрачивая при этом своей самобытности. Кроме того, Россия оказалась восприимчива и к традициям семьи общего (англосаксонского) права, допуская в отдельных случаях в правоприменении и толковании права действие принципа прецедента.

В современной России, несмотря на то, что правовой обычай не является типичным источником права, он сохраняет свое значение в отраслях частного права, прежде всего – гражданского права, предпринимательского, коммерческого. В соответствии с гражданским законодательством на территории России признаются в качестве формы права обычаи делового оборота, не противоречащие законодательству России. Особое значение сохраняет правовой обычай и в области международного права.

Неправовой обычай, не санкционированный государством, не может стать источником права. Но обычаи могут приниматься во внимание при вынесении судебных решений, хотя и не могут служить смягчающими или отягчающими вину обстоятельствами. Обычаи и традиции учитываются в той мере, в какой они не противоречат законодательству и не ущемляют права других этносов. Обычаи делового оборота, противоречащие положениям законодательства или договора, не применяются. Но обычай проявляет свое субсидиарное действие как дополнительный источник права, целостная система правовых обычаев отсутствует. В большей мере действие правового обычая проявляется в международном праве, в устоявшихся официальных церемониях, в торговом мореплавании, в государственном праве монархических государств.

М.Н.Марченко отмечает, что все нормативно-правовые акты являются государственными по своему характеру, их система определяется конституцией, они содержат общие предписания в отличие от правоприменительных актов, в каждом государстве есть своя иерархия, т.е. «система расположения, соподчиненности нормативно-правовых актов». В сравнении с нормативно-правовыми актами другие источники права выполняют вспомогательную роль. Юридическая сила нормативно-правового акта выражается: в его соответствии Конституции РФ и нормам международного права, в признании императивной соподчиненности между видами нормативно-правовых актов (конституция, закон, указ, постановление и др.), в определении оснований принятия того или иного акта.

В настоящее время в России, как отмечается в литературе, «количественное увеличение законов привело к чрезмерной поспешности в их принятии, к снижению качества принимаемых законов». А, кроме того, невнимание законодателя к вопросам установления соотношения закона с другими нормативно-правовыми актами отрицательно отразилось на всей системе нормативного регулирования, привело «не к взаимодействию, а к соперничеству и необоснованной конфронтации правотворческих органов».

В Российской Федерации существует сложная система нормативно-правовых актов, находящихся между собой в определенной соподчиненности. Первичность Конституции и законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия – являются наиболее существенными особенностями российского законодательства. Изменить или отменить закон имеет право только тот орган, который его принял. Необходимо указать на то, что Конституция РФ в основном носит переходный характер, что «прослеживается практически во всех ее главах и разделах, но наиболее ярко он проявляется в ее исходных положениях, касающихся различных форм собственности, природных ресурсов, земли и др». Конституция как юридический акт обладает приоритетом перед иными нормативно-правовыми актами, она является актом прямого действия.

Все подзаконные акты по субъектам издания и сфере распространения подразделяются, как правило, на общие (указы и распоряжения Президента России, как акты первоначального правотворчества, постановления и распоряжения Правительства РФ, носящие нормативный характер), местные, ведомственные (приказы, инструкции), внутриорганизационные (локальные акты).

Указы Президента РФ в системе нормативно-правовых актов занимают «как бы промежуточное звено между федеральным законом и правительственным правовым актом».По сравнению с иными подзаконными актами указы Президента РФ имеют прямое действие, они не подвергаются ратификации со стороны законодательных органов. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Они не должны действовать длительное время при отсутствии хотя бы общих законодательных норм, т.е. вместо законов. В формально-юридическом смысле указы Президента являются актами исполнительно-распорядительного, а не законодательного характера. По отношению к другим актам подзаконного характера указы Президента обладают более высокой юридической силой, оставаясь в своей основе подзаконными актами. Нормативные указы Президента РФ являются актами прямого действия, имеют равную юридическую силу на территории России. В отличие от иных указов нормативные указы Президента вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования. Указ может быть признан неконституционным в соответствии с ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Акты Правительства РФ (постановления и распоряжения) должны в свою очередь действовать во исполнение указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ содержат в себе нормы общего и обязательного характера, рассчитаны на многократное применение и на неопределенный круг лиц. Поэтому такие акты Правительства РФ также являются источниками российского права. Постановления Правительства издаются «не только на «основе и во исполнение» Конституции РФ и федеральных законов, но и на основе и во исполнение указов Президента». Постановления Правительства подписываются Председателем Правительства. Их публикация происходит в «Российской газете» и «Парламентской газете». Акты Правительства РФ, затрагивающие права и свободы человека и гражданина, вступают в силу только после их официального опубликования.

Распоряжения Правительства РФ являются ненормативными актами, т.е. не относятся к источникам права. С другой стороны постановления Правительства РФ обладают высшим качеством нормативности в сравнении с другими актами органов исполнительной власти. Внутриведомственные акты относятся к источникам права в силу того, что устанавливают обязательные нормы в сферах регулируемых отношений и относятся к неопределенному кругу лиц. А некоторые акты имеют и внешнее действие.

Порядок вступления в силу нормативных актов центральных органов государственного управления Российской Федерации зависит от соблюдения таких условий, как государственная регистрация в Министерстве юстиции РФ, официальное опубликование. Правительство в рамках своей компетенции вправе издавать свои нормативные акты. Порядок издания актов Правительства РФ устанавливается федеральным конституционным законом (ст. 114 Конституции). Если данные акты затрагивают права, свободы граждан или носят межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Минюсте РФ, то они подлежат официальному опубликованию не позднее 10 дней после государственной регистрации.

К источникам права РФ относятся также публично-правовые договоры, т.е. нормативно-правовые договоры, содержащие нормы общеобязательного характера. К таким договорам относятся договоры между Российской Федерацией и ее субъектами, соглашения между органами исполнительной власти субъектов РФ и Федерацией, а также с другими государствами. Частное определение договора было сформулировано еще Г.Ф.Шершеневичем, который писал, что договор является соглашением двух или более лиц, которое направлено на установление, изменение или прекращение юридических отношений.Такое же определение договора закрепляет Гражданский кодекс РФ (ст. 420). Но в ст. 426 ГК РФ дано легальное определение публичного договора. Необходимо учитывать, что любой договор является прежде всего соглашением. Договор является разновидностью сделки, которая в свою очередь может быть как двусторонней, так и односторонней. Договор же всегда является как минимум – двусторонним. Условия действительности договоров прежде всего подразделяются на существенные, обычные и случайные. В законодательстве определены и принципы реализации договоров: свободы договора, сбалансированности обязательств, законности и конституционности и др. В соответствии с ГК РФ (ст. 421) стороны могут заключать договоры как предусмотренные, так и не предусмотренные законодательством.

Нормативно-правовой договор «представляет собой весьма значимую разновидность (тип, род, относительно самостоятельную группу и т.п.) договорных актов, существующих в рамках международного и национального права». Нормативно-правовой договор содержит в себе нормы общеобязательного характера, а так же принципы права. Он является актом договорного правотворчества, а не правоприменения, и носит при этом публичный характер. Различаются конституционные (например, о разграничении предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами) и отраслевые нормативно-правовые договоры. В любом случае, нормативно-правовой договор является источником права, порождающим нормы права.

Согласно ст. 15.п.4. Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью ее правовой системы. Более того, при конкуренции между нормами закона РФ и нормами международного договора действуют последние, при условии ратификации данных договоров, т.е. с помощью принятия федерального закона. Таким образом, международно-правовые акты становятся источниками российского права. К международным договорам относятся: межгосударственные, межправительственные, межведомственные договоры. Международные договоры по форме выражения могут быть учредительными, универсальными, региональными, двусторонними, модельными, типовыми и др. Международный договор может иметь разные формы: договор, конвенция, трактат, декларация и др. Он может содержаться в одном или нескольких актах. «На все без исключения международные договорные акты, распространяется презумпция действительности договора, означающая, что данные акты а priori рассматриваются как обладающие полной юридической силой, однако, при непременном условии, что договор должным образом был заключен правоспособными и дееспособными субъектами международного права».

Действительность международного договора связано с его непротиворечивостью нормам и принципам международного права. Все международные договоры РФ согласно Конституции РФ являются составной частью ее правовой системы, но при этом «необходимо учитывать особенности каждого из них и свойственную каждому из них юридическую силу». Юридическая сила международного договора равна юридической силе федерального закона, в редакции которого он утверждается парламентом РФ. Если эти договоры утверждены указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, то их юридическая сила равна соответственно юридической силе указа или постановления. В данном случае они не обладают верховенством по отношению к национальному законодательству. Они имеют верховенство в данном случае лишь по отношению к указам Президента РФ или постановлениям Правительства РФ.

Гражданский кодекс РФ устанавливает правило, согласно которому международные договоры к отношениям, указанным в Кодексе, применяются непосредственно, кроме случаев, когда для применения норм международного договора требуется издание внутригосударственного акта (ст. 2 ГК РФ). Необходимо обратить внимание на то, что в действительности принцип верховенства действия международных норм и договоров подрывает основы правовой системы Российской Федерации, ограничивает активность национального права. В середине 90 гг. Верховный Суд РФ обратил внимание на то, что «в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ речь идет о приоритете перед российскими законами только тех международных договоров, решение о согласии на обязательность которых для Российской Федерации «было принято в форме федерального закона». Безусловно, что данный подход к признанию международных норм является предпочтительным.

Все большее регулирующее значение приобретают декларации и конвенции, кодифицированные акты различных неправительственных организаций и др. С другой стороны, учитывая влияние развитых государств, нельзя не заметить, что безоговорочный приоритет международных договоров может «поставить свое национальное право в полную зависимость от международного, пусть даже договорного права». Приоритет международных договоров перед национальными законами имеет место лишь в случае их ратификации в форме федерального закона. Согласно смыслу ст.15, п.4 Конституции РФ речь идет не о международных договорах вообще, а о надлежаще ратифицированных международных договорах.

Необходимо применение принципа приоритетного действия Конституции РФ по отношению к ратифицированным международным договорам и актам. В соответствии с ч. 6 ст. 125 Конституции РФ международные договоры, не соответствующие Конституции РФ не подлежат введению в действие и применению. Таким образом, Конституция РФ сохраняет юридическое верховенство перед всеми нормами, в том числе – нормами международных договоров. «Встречающиеся иногда в отечественной литературе утверждения о том, что «международные договоры, закрепляющие права и свободы человека и гражданина» имеют приоритет над Конституцией РФ, не соответствуют действительности, противоречат законодательству, выдают, по-видимому, желаемое за действительное». Данную мысль подтверждает следующее суждение: «В Конституции нет определенно сформулированной нормы о верховенстве и действии международных договоров России на всей территории РФ. В ч.2 ст.4 речь идет о верховенстве Конституции и федеральных законов. Посредством толкования ч.4 ст. 15 Конституции, объявляющей общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью правовой системы Федерации, можно презюмировать конституционное закрепление общефедеральной юридической силы международных договоров».

Проблема признания судебной практики, т.е. судебного прецедента в качестве источника права РФ на сегодняшний момент не решена. Имеют ли суды право разграничивать право и закон, обеспечивая действие принципа верховенства права, остается вопросом. С другой стороны, в производстве, возникающим по делам из публично-правовых отношений, суды разрешают вопросы об оспаривании нормативно-правовых актов, отменяя или признавая юридическую силу того или иного акта. Толкуя нормативно-правовые акты, суд проверяет их на соответствие Конституции и другим актам. Разъяснения Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов имеют прецедентное значение для нижестоящих инстанций, хотя, впрочем, в данном случае мы имеем дело с прецедентом судебного толкования. Но издание на основе прецедента судебного толкования решения нижестоящим судом некоторым образом превращает его в форму судебного прецедента. Другими словами, разъяснения и постановления Пленумов высших судов РФ являются источниками права.

Кроме того, разрешая споры, суды применяют непосредственно Конституцию РФ в случае противоречия ей норм федерального закона или закона субъекта РФ. Но необходимо учитывать мнение, что отмена законов является прерогативой не судебных, а правотворческих органов, так как решение суда является лишь основанием для отмены акта правотворческим органом.С другой стороны сложилась практика решений, например, Конституционного Суда РФ, который принимает окончательные решения, не подлежащие обжалованию. Эти акты действуют непосредственно, их юридическая сила не может быть преодолена даже повторным принятием того же акта. Решения судов, принятые на основе актов, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены. Правотворческий орган при этом не дублирует решения Конституционного Суда РФ, следовательно, Конституционный Суд РФ может принимать своего рода «правоотрицающие» прецеденты, имеющие последствия по отмене некоторых актов и, соответственно, выражающиеся в признании юридической силы за другими актами, причем, в том понимании, какое придает нормам этих актов Конституционный Суд.

Постановления Конституционного Суда РФ носят нормативный характер, а, следовательно, также являются источниками российского права. Но необходимо уточнить, что данные прецеденты действуют до того момента, пока правотворческий орган не приведет в соответствие нормативно-правовой акт с учетом требований Конституционного Суда РФ. Хотя и в большинстве случаем мы именуем подобные решения прецедентами судебного толкования, по сути, они не отличаются от обычных прецедентов, носящих нормативный характер («правопорождающие» прецеденты). Фактически судебный орган подобным образом указывает законодателю, какую норму, в каком содержании и форме необходимо принять. Формально суд в этом случае не создает закона, но фактически определяет законные рамки и правила той нормы, которую впоследствии должен принять законодатель, учитывая разъяснения Конституционного Суда.

Согласно ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда РФ окончательны, не подлежат обжалованию и вступают в силу непосредственно после их провозглашения. Эти решения действуют непосредственно, их юридическая сила не может быть преодолена повторным принятием того же акта. Все решения иных судов, признанные КС РФ неконституционными не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в соответствии с законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений КС РФ влечет юридическую ответственность.

Но необходимо учитывать, что судейское правотворчество связано с восполнением пробелов в праве и конкретизацией (толкованием) законов. Решения судов не могут противоречить законам или отменять закон. Но судейское правотворчество является фактом, оно носит субсидиарный характер, дополняя правотворчество законодательных органов. «Современная судебная власть России, главным образом в лице Конституционного суда, фактически уже осуществляет правотворческие функции и это признается большинством отечественных авторов – теоретиков и практиков».

Но формы и виды правотворческой деятельности Конституционного Суда РФ не распространяются на иные полномочия, т.е. не связанные с разрешением споров о праве и официальным толкованием Конституции РФ. В соответствии с Конституцией РФ Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ имеют право давать разъяснения по вопросам судебной практики. Существует точка зрения, что решения судов и арбитражей, формулируемые в общей форме в постановлениях их высших органов по разъяснению норм законодательства, представляют собой источник гражданского права. Суды могут признавать любой акт недействительным, если он не соответствует закону и нарушает законные интересы граждан и юридических лиц. С обновлением российского коллизионного права и включения в него «гибких» коллизионных норм полномочия суда при определении применимого права становятся еще более широкими.Все чаще суды в вопросах применения права обращаются к международному праву.

Нормативно-правовой характер имеют лишь постановления КС РФ, т.е. они являются источниками права, все остальные решения являются правоприменительными. Постановления Конституционного Суда имеют общий характер, рассчитаны на неопределенный круг лиц, предполагают многократность применения, имеют общеобязательный характер. Но их сила существует до момента, когда соответствующий закон или отдельное положение его будет принято, т.е. приведено в соответствии с Конституцией РФ. Другими словами, данные постановления имеют ограничение во времени, носят субсидиарный характер, в дополнение к закону.

Объявляя те или иные положения закона неконституционными, Конституционный Суд в тоже время указывает, как должна действовать норма, т.е. он создает не только «правоотрицающие», но и «правопорождающие» прецеденты. Например, постановлением Конституционного Суда РФ были признаны не соответствующими Конституции РФ, ст. 19 (ч. 1 и 20), 27 (ч. 2), 55 (ч. 3) положения ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в части, которая по существу препятствует выдаче гражданину Российской Федерации, имеющему место жительства за пределами ее территории, заграничного паспорта в Российской Федерации. В постановлении КС РФ определено, что впредь до урегулирования федеральным законодательством порядка оформления документов для выезда из Российской Федерации лицам, не имеющим подтвержденного регистрацией места жительства или пребывания, вместо нормативных положений, признанных этим постановлением не соответствующими Конституции РФ, правоприменителю следует руководствоваться ст. 27 (ч. 2) Конституции РФ с учетом данного постановления.

Судебное правотворчество, связанное «с процессом создания индивидуальных правовых норм, самым непосредственным образом ассоциируется с формированием «обязывающего прецедента». Специфичность последнего заключается в том, что содержащееся в судебном решении правило «обязывает не только стороны в конфликте, но и все общество. Творчество суда по отправлению правосудия приобретает тем самым общее действие».

Аналогичные правовые формы порождают также решения Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда. В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда РФ оценке с точки зрения соответствия закону подлежат акты любого государственного или иного органа (нормативные указы Президента РФ, постановления палат парламента, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей учреждений, организаций и др.). При возникновении проблем в определении соответствия Конституции РФ закона, примененного или подлежащего применению, суд в соответствии со ст. 125 Конституции РФ обращается с запросом в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона.

Доктриной выражается мнение о целесообразности «на официальном уровне, законодательно признать судебное правотворчество за высшими судебными органами, в частности за Конституционным Судом РФ, в качестве одного из способов формирования правовых норм».

Нормативно-правовые акты имеют «определенные временные, территориальные ограничения (пределы) своего существования и действия, а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). По общему правилу, нормативно-правовые акты применяются к отношениям, имевшим место в период от введения их в действие до утраты ими силы».

С.А.Комаров отмечает, что «правотворчество, или законотворчество, являются одной из форм государственного руководства обществом и осуществляется государством независимо от его задач, типа, форм осуществления и организации государственной власти». Каждый орган вправе издавать акты только определенного вида закон, указ, постановление.

Сравнивая процессы, происходящие в России в связи с изменением форм права на современном этапе, с подобными тенденциями за рубежом, можно констатировать, что со становлением процессов демократизации, возникли новые задачи правового регулирования. Население России приобрело права на участие в различных институтах демократии, что во многом явилось следствием интернационализации конституций и конституционных отношений, усилением функций международного публичного права.

На протяжении всего своего существования человечество пыталось найти наиболее эффективный способ регулирования отношений, которые возникают в процессе его непосредственной деятельности. При поиске были испробованы различные методы. Первым из них является тирания, то есть единого человека. Очень быстро данный способ показал свою полную неэффективность, потому что контролю поддавались исключительно слабые индивиды. Более смелые люди могли противостоять натиску и угрозам.

На смену подобному насилию пришла религия. Данный способ координации общественных отношений показал куда большую эффективность. Но тоже не смог полностью справиться с поставленной задачей, потому что религия способна сплотить исключительно единоверцев. Поэтому, когда все методы показали свое бездействие, была изобретено право. Эта совокупность санкционированных отдельной социальной группой норм является самым лучшим отношений. При этом существует специфические источники и формы права. Они показывают действенность и характерные особенности этой категории. Поэтому источники следует анализировать, дабы детально разобраться во всех аспектах регулятора общественных отношений.

Что такое право?

Любая категория имеет свою форму, проявления и особенности. Однако для детального анализа того или иного явления следует проанализировать его понятие. Например, что собой представляет право? Согласно распространенной теории, это регулятор общественных отношений, состоящий из целой системы санкционированных государством правил поведения. Последний элемент, в свою очередь, характеризуется закреплением в официальном порядке. То есть такие правила являются нормами, общеобязательными для всех.

Помимо этого, нарушение подобных стандартов влечет появление негативной государственной реакции. То есть для граждан предусмотрена юридическая ответственность. Существование права зависит от многих факторов. Прежде всего, ключевое значение имеет человеческое сознание. То есть люди должны понимать суть тех обязанностей, которые на них возложены государственной формацией. Еще одним важным элементом, безусловно, является система источников и форм реализации права. Именно благодаря им данный регулятор действует в том или ином государстве.

Источники права (формы права): понятие

Существует множество теоретических наработок по поводу истоков юриспруденции. Многие ученые на протяжении долгих лет пытались выявить, где свое начало находит право и как оно проявляется. В XXI веке все же был разработан общий теоретический подход. Согласно ему, источниками (формами) права являются конкретные способы, при помощи которых нормы закрепляются, приобретают свое внешнее выражение. При этом существует большое количество интерпретаций понимания данного термина.

Различие понятий

Следует отметить, что источники права, формы права далеко не всегда отождествляются. Очень часто представленные понятия представляются как совершенно разные термины. Например, источниками права считаются объективные явления действительности, которые порождают конкретные правила поведения, санкционированные государством. В свою очередь, формой называют официальный способ выражения, совокупность уже созданных норм. При этом существует еще и третий взгляд на эту проблематику. Согласно ему, источники - это исторические памятники права, примером которых можно назвать законы Хаммурапи и т. д. Но, если мы анализируем источники и формы российского права, то в данном случае представленные термины являются абсолютно тождественными.

Виды источников (форм)

В правовой науке можно найти много подходов к выделению видов рассматриваемого в статье явления. Но, как показывает практика, существует единый, классический взгляд на видовое разделение. Согласно ему, к источникам (формам) права относятся такие документы и понятия:

  • Нормативно-правовой акт.
  • Правовой прецедент.
  • Правовой обычай.
  • Нормативные договоры.
  • Наука (теории, доктрины, идеи и т. д.).

В перечне даны основные формы (источники) права, существующие на сегодняшний день в мире. Конечно, далеко не все они используются в Российской Федерации, о чем будет упомянуто далее в статье.

Особенности нормативного акта

Источники права (формы права) - или же акты. Во многих государствах они являются основными. Нормативный акт хорош тем, что его положения записываются в официальных документах, а не остаются в памяти людей. Таким образом, он не только является эффективным, но и простым в использовании. Как правило, нормативный акт представляет собой документ официального характера, выпущенный в письменной форме.

Основными преимуществами данного источника (формы) права являются следующие факторы:

  1. Посредством него можно влиять на общественные отношения максимально оперативно и полно.
  2. Реализация норм возможна благодаря методам принуждения.
  3. Для использования положений нормативных актов можно задействовать конкретных субъектов, которыми являются органы государственной власти.
  4. На всей территории использования нормативный акт понимается одинаково.

Следует также отметить, что источники и формы российского права в большей части основываются на нормативном акте. Он является ключевым в данной системе.

Прецедент

Формы (источники) права России не содержат в своей структуре прецедент. Иными словами, он не признается на территории нашего государства. Однако в странах англосаксонской данный источник не только существует, но и активно применяется на практике.

Кроме того, он является более актуальным, нежели нормативный акт. По сути, прецедент - это решение официального органа по какому-либо делу, которое становится общим, эталонным для всех последующих рассмотрений аналогичных ситуаций. Данный источник является наиболее древним из всех существующих. Потому что прецедент был разработан и широко использовался в государствах древнего мира. Современный вид источника появился в Англии XII века. Прецеденту присущи некоторые особенности:

  • Множественность. Свидетельствует о том, что породить такой источник могут органы, выдающие официальные решения.
  • Казуистичность - это особенность, которая говорит о конкретике прецедента. То есть он появляется и используется в конкретных, точечных случаях.
  • Гибкость. Иными словами, для решения одного дела существует несколько путей развития событий.

Таким образом, прецедент - это достаточно эффективный источник (форма) права. Однако его использование возможно лишь в некоторых государствах, правовая система которых отличается своими особенностями.

Обычай правового характера

Источники права (формы права) развились в большей части из обычаев, которые существовали еще до создания упомянутого в статье регулятора общественных отношений. Они представляют собой правило поведения, которое является неписанным. Правовой обычай появляется вследствие применения определенных норм в течение большого количества времени. При этом такой источник должен быть признан государством. Иначе его использование не будет иметь официального характера. Существует ряд особенностей, которыми обычаи характеризуются, например:

  1. Он должен существовать продолжительное количество времени. Применение обычая должно войти в привычку людей и не вызывать каких-либо вопросов. Иными словами, данное правило становится общепринятым.
  2. Обычай в подавляющем количестве случаев - это устный источник права. Его нигде не записывают. Он существует в сознании людей, применяющих его постоянно.
  3. Как правило, все без исключения обычаи существуют на определённой территории. Это говорит об их локальном характере. Если не брать во внимание Федерации, то указанный источник в большинстве случаев неотделим от религиозных норм.

Таким образом, обычай является эффективным локальным источником и формой выражения юридических норм. На сегодняшний день он активно используется в международной отрасли права.

Нормативные договора

Соглашения нормативного содержания наравне с иными представленными категориями являются источником права. Но его не следует путать с обычным гражданским договором. В его составе обязательно должна использовать норма, которая вменяется в обязанности определенному числу конкретных лиц. Учитывая эти особенности, можно сделать вывод, что нормативный договор - это акт волеизъявления отдельных участников, направленный на установление и создание определенного юридического режима. Он используется в большинстве сран сегодня. Формы (источники права) Российской Федерации также содержат в своем составе нормативные договора. В РФ он используется для решения внутригосударственных вопросов.

Наука юридического характера

Наиболее распространенным и действительно общим источником права является наука. Именно теоретические разработки в этой сфере позволяет идти в ногу со временем и поддерживать регулятор общественных отношений в должном виде. На сегодняшний день активно развивается практически во всех странах. Её проявлением являются доктрины, теории и идеи.

Вывод

Итак, мы рассмотрели формы (источники) права в РФ и мире. Стоит отметить, что практически каждый из них активно действует на сегодняшний день. Это дает возможность эффективно реализовать право, координировать отношения общества максимально оперативно и действенно.

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...