Конституция ссср 1936 органы государственной власти. Органы власти в ссср схема


Окончательное обсуждение проекта Основного закона осстоялось на специально созванном VIII чрезвычайном съезде Советов СССР, который 5 декабря 1936 утвердил КОнституцию.

Она состояла из 13 глав и 146 статей. Структура конституции стала более четкой и целостной. В ней появились новые главы об общественном устройстве, суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан. В целом специалисты считают Основной закон 1936 одним из самых передовых для совего времени.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 г политической основой страны являлись Советы депутатов трудящихся, а экономической основой - социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия исредства производста.

Конституция признавала СССР федеративным гоударством, закрепляла принцип добровольности объединения союзных республик, допускала и право на свободный выход из состава СССР, раграничивала компетенцию союза и союзных республик.

Конституция как и предыдущие законодательные акты устанавливала систему органов гос власти.

Система гос власти выглядело следующим образом:

  1. Верховный Совет СССР - высший орган государственной власти, получивший те же права, которыми ранее обладали Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Сюза. Он избирался населением СССР (впервые в истории Советского государства) на основе всеобщего, прямого ир авного избирательного права при тайном голосовании срококм на 4 года. Верховный Совет состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и СОвета Национальностей.
  2. Президиум Верховного Совета СССР - высший орган власти в перерывах между сессиями Верховного Совета. Формировался Верховным Советов СССР на совместном заседании обеих палат.
  3. Совет Народных комиссаров СССР (правительство СССР) - высший исполнительный и распорядительный орган власти. Формировался Верховным Советом СССР.
  4. Народные комиссариаты - органы управления отдельными сферами общественной жизни. Конституцией предусматривалось создание трех групп наркоматов: общесоюзных, союзно-республиканских и республиканских.

На региональном и местном уровнях органами государственной власти выступали соответствующие советы тдепутатов трудящихся, которые избирались населением сроком на 2 года.

Также Конституцией 1936 регламентировался статус суда и прокуратуры. Высший надзор за исполнением законов возлагался на Прокурора СССР.

Яркой новеллой союзной Конституции 1936 г стала глава 10, в которой закреплялись основные права, свободы и обязанности граждан. В основном законе провозглашались следующие права и свободы: личные, политические, социально-экономические,духовные.

Также гарантировалось арвенство в правах всем гражданам независимо от пола, национальности и расы.

Избирательное же право, как активное, так и пассивное, предоставлялось всем гражданам СССР, достигшим ко дню выборов 18 летнего возраста. Также устранялось существовавшее ранее неравенство городских и сельских избирателей.

Конституция 1936 являлась гибкой по своему хараткреу. Любая норма Основного закона могла быть изменена решением Верховного СОвета СССР, принятым большинством не менее 2/3 голосов каждой из его палат.

История государства и права России. Шпаргалки Князева Светлана Александровна

92. Высшие органы СССР по Конституции 1936 г

Высшим органом государственной власти в СССР является Верховный Совет СССР, избиравшийся на 4 года.

Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу ССР, если только они не входят в компетенцию подотчетных Верховному Совету органов СССР.

Исключительно Верховный Совет СССР осуществляет законодательную власть.

Верховный Совет СССР состоит из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей, которым в одинаковой мере принадлежит законодательная инициатива.

Законы считаются утвержденными, если они приняты обеими палатами простым большинством голосов.

Верховный Совет СССР может назначать, когда сочтет нужным, следственные и ревизионные комиссии по любому вопросу, причем все учреждения и должностные лица обязаны выполнять требования этих комиссий и представлять им необходимые материалы и документы.

Конституция гарантировала неприкосновенность депутатов Верховного Совета СССР: их нельзя было привлечь к судебной ответственности или арестовать без согласия Верховного Совета СССР.

Конституция установила сессионный порядок работы Верховного Совета СССР.

Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся подотчетный ему Президиум Верховного Совета СССР.

Президиум Верховного Совета СССР обладал широчайшими правами: созывал сессии, давал толкование действовавших законов, издавал указы, распускал Верховный Совет и назначал новые выборы; производил всенародный опрос (референдум); осуществлял право помилования; назначал и сменял высшее командование Вооруженных Сил СССР; объявлял состояние войны в случае военного нападения на СССР или в случае необходимости выполнения международных договорных обязательств по взаимной обороне от агрессии; объявлял общую и частичную мобилизацию; ратифицировал международные договоры и т. п.

Правительство СССР (Совнарком) было высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти, объединяя и направляя работу 8 общесоюзных наркоматов: обороны, иностранных дел, внешней торговли, путей сообщения, связи, водного транспорта, тяжелой и оборонной промышленности и 10 союзно-республиканских наркоматов: пищевой, легкой, лесной промышленности, земледелия и др.

Из книги Конституционное право зарубежных стран автора Имашева Е Г

40. Высшие органы государственной власти и управления Испании Высшие органы государственной власти Испании представлены Королем, Генеральными кортесами, Правительством и Конституционным судом.Король обладает полномочиями главы государства, Генеральные кортесы

Из книги Иностранное конституционное право (Под ред. проф. В.В. Маклакова) автора Маклаков Вячеслав Викторович

Высшие органы государства Конституция США подробно регламентирует порядок выборов, формирования и деятельности высших государственных органов - Конгресса, президента республики. Верховного суда. Их конституционные взаимоотношения определяются принципом разделения

Из книги Шпаргалка по истории государства и права России автора Дудкина Людмила Владимировна

Высшие органы государства Япония по форме правления - парламентарная монархия, поэтому деятельность и взаимоотношение центральных органов имеют черты, свойственные этой форме правления.Парламент в соответствии со ст. 41 конституции является «высшим органом

Из книги Конституционное право зарубежных стран. Шпаргалка автора Белоусов Михаил Сергеевич

Высшие органы законодательной и исполнительной власти Союза Индийский парламент, подобно британскому, состоит из трех частей: президента. Совета штатов и Народной палаты (ст. 79). Предполагается, что Народная (нижняя) палата выражает интересы федерации в целом, а Совет

Из книги История государства и права России. Шпаргалки автора Князева Светлана Александровна

Высшие органы штатов, союзных территорий и местное самоуправление Высшими органами власти каждого из 25 штатов являются: губернатор, легислатура штата. Совет министров и Высший суд штата.Губернатор возглавляет в штате высшую впасть. Он назначается президентом

Из книги История государственного управления в России автора Щепетев Василий Иванович

Высшие органы власти Польши Малая конституция в основу организации высших органов государственной власти кладет принцип разделения властей, провозглашая, что носителями законодательной власти являются Сейм и Сенат Республики, исполнительной власти - Президент и

Из книги автора

40. Высшие органы власти и управления в первой четверти XVIII В В первой четверти XVIII в. произошли многочисленные реформы высших органов власти и управления. Эти реформы принято подразделять на три этапа:1) 1699–1710 гг. – частичные преобразования;2) 1710–1719 гг. – ликвидация

Из книги автора

83. Конституция СССР 1936 г Проект новой Конституции СССР был подготовлен к середине мая 1936 г. конституционной комиссией, избранной на VII съезде Советов СССР. К концу 1936 г. Конституция СССР была принята.Предпосылки создания Конституции 1936 г.:1) СССР все более превращался в

Из книги автора

63. Высшие органы государственной власти и управления Испании Полномочия главы государства принадлежат Королю, законодательная власть – Генеральным кортесам, исполнительная – правительству, Конституционный суд – орган конституционной юстиции.Установленная

Из книги автора

41. Высшие органы управления после смерти Петра Первого После смерти Петра, в начале 1726 г., для решения вопросов внутренней и внешней политики был создан Верховный тайный совет. Сенат перестал играть роль главного органа государства и превратился в одну из коллегий. В

Из книги автора

49. Высшие органы управления в начале XIX в. Россия в первой половине XIX в. оставалась по форме правления абсолютной монархией. Для управления государством абсолютный монарх использовал разветвленный чиновничий аппарат.До 1801 г. высшим совещательным органом был Совет при

Из книги автора

87. Высшие государственные органы СССР по Конституции 1924 г Высшим органом власти СССР объявлялся съезд Советов СССР.В период между съездами высшим органом власти был Центральный Исполнительный Комитет СССР (ЦИК СССР).ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался

Высшие органы государственной власти и управления СССР (по Конституции 1936 года)

Таблица 2. Система высших органов государственной власти и управления СССР (по Конституции 1936 года)

Верховный совет

Верховный Совет СССР - двухпалатный Совет в СССР, высший орган государственной власти в СССР. Состоял из двух равноправных палат - Совета Союза и Совета Национальностей. Конституция СССР 1936 г. отменила все ограничения избирательного права, установила равные нормы представительства от сельского и городского населения. Выборы Верховного Совета СССР состоялись 12 декабря 1937 г. В них участвовали 96,8% избирателей, из них почти 99% отдали голоса за кандидатов блока коммунистов и беспартийных. Ясно, что это были выборы плебисцитарного типа - избиратели, по сути, должны были сказать «да» или «нет», одобрить или не одобрить политику государства, а не выбрать из нескольких кандидатов то или иное лицо.

Всего в Верховный Совет СССР было избрано 1143 депутата, в том числе 180 женщин, 870 членов ВКП(б). Рабочих среди депутатов было 460 (42%), крестьян - 337 (29,5%), из служащих и интеллигенции - 326 (28,5%). Было представлено более 50 народностей Советского Союза. Это был представительный орган типично соборного, а не парламентского типа.

На первой сессии ВС СССР был избран Президиум, образовано Правительство СССР, назначен Прокурор СССР. В июне 1938 г. состоялись выборы в ВС союзных и автономных республик. В декабре 1939 г. прошли выборы в местные Советы депутатов трудящихся. В выборах участвовало свыше 99% избирателей, всего в местные Советы депутатов трудящихся было избрано 1,3 млн. человек (из них 402 тыс. коммунистов). Таким образом, к началу 1940 г. была избрана вся система органов государственной власти сверху донизу.

1 Единственный общесоюзный законодательный орган, высший орган государственной власти в СССР. Состоял из двух палат. Сессия должна была созываться два раза в год. Верховный Совет избирал Президиум, образовывал правительство (СНК), назначал Верховный суд и Генерального прокурора СССР.

2 Высший законодательный и исполнительно‑распорядительный орган в период между сессиями Верховного Совета СССР. Избирался палатами и был им подотчетен. Постепенно полномочия Президиума расширялись. С 1938 г. он получил право объявлять военное положение в стране, контролировал работу подотчетных органов – правительства, Верховного суда, Генерального прокурора.

3 Высший орган государственного управления – правительство. Утратил законодательные функции и стал исполнительно‑распорядительным органом. Слагал свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом СССР, который на 1‑й сессии образовывал новое правительство. В 1944 г. было создано Бюро СНК для повседневного руководства подведомственными учреждениями и организациями (в 1953 г. преобразовано в Президиум). В 1946 г. СНК переименован в Совет Министров.

4 В 1946 г. переименованы в министерства.

5 Создан в ноябре 1937 г. вместо Совета труда и обороны как постоянная комиссия при СНК СССР. Орган оперативного хозяйственного руководства. Существовал до 1944 г.

Схема 18 . Органы государственной власти и управления СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг .

1. В годы войны секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Cталин сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Он одновременно являлся Председателем СНК, председателем ГКО (30 июня 1941 – 4 сентября 1945), возглавлял Ставку Верховного Главнокомандования (10 июля 1941 – сентябрь1945), был наркомом обороны (16 июля 1941 – сентябрь 1947), Верховным Главнокомандующим (8 августа 1941 – сентябрь 1945).

2. Чрезвычайный орган, возглавлявший все государственное, военное и хозяйственное руководство в стране.

3. 25 июня 1941 г. Президиум принял решение отложить выборы в Верховный Совет СССР, полномочия депутатов которого истекали осенью 1941 г. Первые послевоенные выборы состоялись в марте 1946 г. Фактически система Советов была подчинена партийным комитетам разных уровней.

5. Рабочий орган Ставки Верховного Главнокомандования.

6. Создан в мае 1942 г.

7. Осуществляло общее руководство партийно‑политической работой в армии. Действовало на правах военного отдела ЦК партии.



Схема 19. Органы государственной власти и управления СССР

По Конституции 1977 г.

1 Согласно статье 6 Конституции СССР 1977 г. КПСС признавалась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций.

2 Республиканские, краевые, областные и другие партийные организации и их комитеты организовывали исполнение директив ЦК КПСС.

3 Высший орган государственной власти в СССР, возглавляющий единую систему Советов. Состоял из двух равноправных и равновеликих палат. Сессии ВС СССР созывались два раза в год.

4 Избирался по избирательным округам с равной численностью населения.

5 Избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 – от каждой автономной республики, 5 – от автономной области, 1 – от автономного округа.

6 Высший орган государственной власти, постоянно действовавший в период между сессиями ВС СССР. Избирался на совместном заседании палат в составе Председателя Президиума, первого заместителя Председателя, 15 заместителей Председателя (по одному от каждой республики) и 21 члена Президиума ВС СССР. Был подотчетен ВС СССР.

7 Правительство СССР – высший орган государственного управления, формировался на 1‑й сессии ВС СССР нового созыва, был ответствен перед ВС СССР и подотчетен ему, в период между сессиями ВС СССР – подотчетен Президиуму ВС СССР. Имел право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ союзных республик.

8 Центральные органы государственного управления: 32 общесоюзных и 30 союзно‑республиканских министерств СССР, 6 общесоюзных и 12 союзно‑республиканских государственных комитетов СССР.

9 Правительства союзных республик. Были ответственны перед ВС союзных республик и подотчетны им. Имели право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ автономных республик, отменять распоряжения и решения исполнительных комитетов краевых, областных и нижестоящих народных депутатов.



10 Высшие органы власти в союзных республиках.

11 Возглавлял систему органов народного контроля, избирался ВС СССР сроком на 5 лет.

12 Высший судебный орган СССР, на который возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР. С 1979 г. выступал в качестве суда первой инстанции, рассматривал дела в порядке надзора и в кассационном порядке. Избирался ВС СССР сроком на 5 лет в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей, кроме того, в его состав входили председатели Верховных судов союзных республик по должности.

13 Назначался ВС СССР сроком на 5 лет, был подотчетен ему, в период между сессиями ВС – Президиуму ВС СССР; назначал прокуроров союзных и автономных республик, краев, областей и автономных областей, по его представлению ВС СССР назначал Главного военного прокурора.

5 декабря 1936 г.VIII Чрезвычайный съезд Советов утвердил Конституцию СССР, которая внесла значительные изменения в систему высших органов власти и управления, в избирательную систему.

С принятием Конституции СССР 1936 г. прекратили свое существование съезды Советов. Вместо них и ЦИК СССР в качестве высшего общесоюзного органа государственной власти был учрежден Верховный Совет СССР . Верховный Совет СССР - высший орган государственной власти, правомочный решать все вопросы, отнесенные к ведению СССР, в том числе: принятие и внесение изменений в Конституцию, принятие в состав СССР новых республик, образование новых автономных республик и автономных областей, утверждение государственных планов экономического и социального развития, государственного бюджета и отчета о его исполнении, создание подотчетных ему органов. Существенно расширилась компетенция общесоюзных органов. К ведению Верховного Совета СССР было отнесено обеспечение государственной безопасности, управление банками, промышленностью, сельским хозяйством. У союзных республик было изъято право на издание своих кодексов законов, право решения вопросов трудового законодательства, законодательства о суде и административно-территориальном устройстве - все эти полномочия передавались общефедеральным органам, что означало усиление централизации управления. Верховному Совету СССР была присвоена важная контрольная функция - право назначать следственные и ревизионные комиссии, что позволяло ему контролировать деятельность всего государственного аппарата. К ведению Верховного Совета СССР относились утверждение изменения границ между союзными республиками и их административно-территориальное устройство.

Верховный Совет СССР состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Члены Совета Союза избирались от всего населения страны по избирательным округам с равной численностью населения; Совета Национальностей - по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 депутатов - от каждой автономной республики, 5 - от автономной области, 1 - от автономного округа.

Основной формой деятельности ВС были сессии. По Конституции сессии созывались 2 раза в год. Предусматривалось проведение внеочередных сессий по требованию Президиума одной из республик.

В период между сессиями Верховного Совета СССР высшим законодательным и исполнительно-распорядительным органом был его Президиум . В его компетенцию входил созыв сессий Верховного Совета СССР, толкование законов, издание указов, роспуск палат и назначение новых выборов. Постепенно сфера его полномочий расширялась.

Президиум обеспечивал проведение выборов в Верховный Совет СССР. Он разрабатывал и утверждал положение о выборах, устанавливал день их проведения и образовывал избирательные округа, утверждал состав Центральной избирательной комиссии, устанавливал единые формы избирательных документов.

Особенно велики были его полномочия в вопросах государственного строительства: он устанавливал систему и компетенцию центральных органов управления народным хозяйством и социально-культурным строительством, образовывал и ликвидировал министерства и ведомства, в период между сессиями ВС СССР он освобождал от должности и назначал отдельных министров. Он издавал указы законодательного характера. Это нарушало конституционное положение о том, что законодательная власть осуществляется исключительно Верховным Советом.

Президиум создавал рабочий аппарат, состоявший из специалистов различных отраслей. В аппарат Президиума входили: секретариат, приемная, отделы (по вопросам работы Советов, юридический, наград, международных связей, по обслуживанию постоянных комиссий) и специальные группы сотрудников, занимавшиеся вопросами помилования, гражданства, протокольной работой и др. Заседания Президиума созывались его председателем один раз в два месяца.

СНК СССР образовывался Верховным Советом СССР и был ему подотчетен. В его состав входил глава правительства (председатель), его заместители, все наркомы СССР и председатели некоторых комитетов при правительстве. На СНК СССР возлагалось решение важнейших вопросов государственного управления: руководство деятельностью наркоматов, контроль за выполнением народнохозяйственного плана и госбюджета, обеспечение общественного порядка и др.

Для успешного осуществления возложенных на него функций СНК СССР мог создавать при себе специальные комитеты, управления, комиссии. Впоследствии возникла большая сеть специальных ведомств по различным отраслям государственного управления.

Для оперативного руководства народным хозяйством 23 ноября 1937 г. был создан Экономический Совет при СНК СССР на правах постоянной комиссии. СТО СССР прекратил свою деятельность. ЭКОСО проверял выполнение решений правительства по хозяйственным вопросам, рассматривал и решал вопрос о ценах, трудовых отношениях и заработной плате.

Система органов власти и управления на местах также претерпела изменения: съезды Советов были упразднены, а сами Советы переименованы в Советы депутатов трудящихся. Они стали постоянно действующими органами власти и управления.

19 февраля 1937 г. была принята новая Конституция республики. Она полностью соответствовала Конституции СССР и повторяла ее основные положения. Союзные органы в обязательном порядке распространялись на территорию БССР. В Конституции подтверждалось всевластие партийных руководящих органов. Провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и деревни в лице Советов депутатов трудящихся, но далее говорилось, что все важнейшие вопросы государственной жизни относились к компетенции высших органов СССР (оборона, внешняя торговля, управление экономикой, охрана госбезопасности).

По своей структуре и теоретико-технической разработке Конституция БССР 1937 г. была более совершенной, чем предыдущая. В ней была сделана попытка отойти от принципа «вся власть Советам» и перейти к разделению власти на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть принадлежала ВС БССР, а в период между его сессиями - Президиуму ВС БССР.

Исполнительная власть концентрировалась в СНК БССР, который являлся высшим исполнительным и распорядительным органом - правительством БССР. Он состоял из председателя, его заместителей, 14 народных комиссаров, 10 из которых относились к союзно-республиканским наркоматам и 4 - к республиканским, а также членами правительства считались: уполномоченный комитета заготовок СССР, начальник управления по делам искусств, уполномоченные общесоюзных наркоматов.

Таким образом, в предвоенный период вся система органов власти и управления перестраивалась в соответствии с новой Конституцией СССР.

Органы власти и управления в годы Великой Отечественной войны

Великая Отечественная война потребовала сосредоточить всю полноту высшей власти в одном органе, способном объединить усилия фронта и тыла. Таким чрезвычайным органом стал образованный 30 июня 1941 г. Государственный Комитет Обороны СССР. Во главе его стоял секретарь ЦК ВКП (б), председатель СНК СССР, нарком обороны Сталин. Это был директивный орган, осуществлявший общее руководство вооруженной борьбой. В состав ГКО входили первоначально 5 человек. Потом их число увеличилось до 9 (Сталин, Молотов, Ворошилов, Маленков, Микоян, Вознесенский, Берия¸ Булганин, Каганович). Каждый из них отвечал за определенный участок работы.

ГКО осуществлял все государственное, военное и хозяйственное руководство в стране. Его компетенция была чрезвычайно обширна. Он назначал и смещал высшее военное командование, готовил резервы для действующей армии, решал все военно-стратегические вопросы. Он налаживал работу промышленности, транспорта, сельского хозяйства, снабжение населения и армии, занимался подготовкой трудовых резервов и распределением рабочей силы по производственным объектам. ГКО обеспечивал государственную безопасность СССР. Его постановления подлежали обязательному исполнению всеми учреждениями и гражданами.

Со временем при ГКО возникли специальные органы, наделенные большими полномочиями. В феврале 1942 г. при ГКО был создан Транспортный комитет для координации работы всех видов транспорта и контроля за перевозками военных и народнохозяйственных грузов. В декабре 1942 г. было создано Оперативное бюро ГКО для контроля за выполнением военных заказов и за текущей работой всех наркоматов. Затем была создана комиссия по эвакуации и другие органы.

Одновременно с ГКО действовали и конституционные органы государственной власти и управления. Но в Беларуси, в связи с оккупацией, высшие органы власти были вынуждены эвакуироваться в Россию, а местные - временно прекратили свою деятельность. В эвакуации продолжали свою деятельность только Президиум Верховного Совета и СНК БССР. Но и их деятельность была значительно ограниченной. Летом 1942 г. заканчивались полномочия депутатов Верховного Совета БССР, но в связи с невозможностью проведения новых выборов Президиум ВС БССР продолжил их полномочия до проведения новых выборов.

Указом Президиума ВС СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении» в местностях, объявленных на военном положении, все функции органов власти по организации обороны, обеспечению общественного порядка и госбезопасности передавались военным советам и военному командованию фронтов, армий, военных округов. Военные власти имели право издавать обязательные для всего населения постановления и отдавать распоряжения местным органам власти, государственным и общественным организациям.

Аппарат исполкомов Советов был значительно сокращен, порядок работы изменен. Нарушались конституционные сроки выборов, регулярность проведения сессий, возросла роль исполнительных органов. Многие функции исполкомов выполняли единолично их руководители.

В большинстве случаев деятельность Советов подменяли партийные органы, на которые возлагалась большая ответственность за состояние экономики и непосредственное хозяйственное руководство. Был расширен институт парторгов ЦК ВКП (б) и компартий союзных республик на предприятиях, имеющих большое значение для обороны страны.

На неоккупированной территории СССР наряду с продолжавшими функционировать высшими и центральными органами власти и управления возникали чрезвычайные органы - местные комитеты обороны, уполномоченные ГКО. Во многих прифронтовых городах (более чем в 60) были созданы городские комитеты обороны.

Городские комитеты обороны являлись военно-организационными и мобилизационными центрами, подчинялись непосредственно местным органам - партийным или советским. КО были призваны осуществлять мобилизацию всех сил и ресурсов страны, отвечали за снабжение армии вооружением, боеприпасами, продовольствием. Они имели право объявлять город на военном положении, проводить эвакуацию жителей, давать предприятиям задания по выпуску вооружения, боеприпасов, снаряжения, формировать народное ополчение и истребительные отряды, организовывать строительство оборонительных сооружений, производить мобилизацию населения и транспорта, упразднять и создавать учреждения и организации.

Война потребовала перестроить и методы работы всего государственного аппарата. В основу реорганизации был положен принцип максимальной централизации политического, хозяйственного и военного руководства. В армии устанавливалось полное единоначалие. Были внесены изменения в порядок деятельности органов военной юстиции. Значительно расширялась подсудность военных трибуналов в районах, объявленных на военном положении.

1 июля 1941 г. СНК СССР принял постановление «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени», которое не только расширяло права наркомов и других руководителей, но и повышало уровень требований к работе всего государственного аппарата. И без того жесткая централизация управления в годы войны приобрела еще более целенаправленный характер: в основном она проводилась по линии общесоюзных центральных органов управления основными отраслями народного хозяйства. Иными стали и принципы организации деятельности госаппарата: коллегиальность заменялась единоначалием, проверка исполнения принимала форму жесткого контроля с последующим применением санкций. В крупные промышленные центры и на предприятия направлялись уполномоченные ГКО и Госплана СССР. Отраслевой принцип управления экономикой в условиях войны сохранялся: усилилась централизация в снабжении народного хозяйства сырьем, топливом и другими материалами; с потерей южных и западных районов происходило перебазирование промышленных предприятий, в результате чего возникали новые промышленные центры, особенно на востоке страны. На большие расстояния перемещались целые отрасли промышленности с кадрами рабочих. Для руководства работой по перебазированию промышленности 24 июня 1941 г. при СНК был создан Совет по эвакуации. При совете действовало управление по эвакуации населения. В наркоматах были образованы бюро и комитеты по эвакуации.

Остро стояла проблема рабочих кадров. Для решения этой проблемы 30 июня 1941 г. при Бюро СНК СССР был создан комитет по учету и распределению рабочей силы для организации учета всего неработающего населения, мобилизации и распределения по предприятиям трудоспособно населения.

Кроме того, в годы войны при правительстве были созданы Совинформбюро, Комитет продовольственного и вещевого снабжения Красной Армии, Главное управление по охране памятников архитектуры (1943-1946), Комитет по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации и др. Для решения вопросов, связанных с созданием атомного оружия, при СНК СССР был создан Научно-технический совет.

В период войны резко возросла роль общественных организаций. Огромную работу проводили профсоюзы, комсомол, Красный Крест, оборонно-спортивные общества, общественно-политические организации, научные и научно-технические общества и др.

В 1942 г. была создана Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причиненного ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР. На ЧГК было возложено установление размеров нанесенного ущерба и возмещения за него, сбор документальных данных о военных преступлениях и установление личности военных преступников. Комиссия привлекла к своей работе в качестве экспертов крупных ученых, историков, архитекторов, художников, инженеров. В 1953 г. ЧГК завершила работу, а собранные ею материалы были переданы на государственное хранение.

В 1944 г. был ликвидирован ЭКОСО и хозяйственные советы, а вместо них в СНК СССР было создано Бюро для повседневного руководства подведомственными учреждениями и организациями (в марте 1953 г. преобразовано в Президиум).

Выбор редакции
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...

Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...

Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...