Основные принципы финансового права следующие. Основные принципы финансового права


- 127.50 Кб

1.1. Понятие принципов права

1.2. Значение принципов права

2. Принцип законности в финансовом праве

2.1. Понятие принципа законности в финансовом праве

2.2. Соблюдение принципа законности в финансовом праве

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Предмет регулирования той или иной отрасли права является определяющим при установлении границ отраслей права, а предметом регулирования финансового права выступает финансовая деятельность государства, то есть деятельность по аккумуляции, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, направляемых государством на выполнение своих задач и функций.

Методом правового регулирования финансового права являются властные предписания государства, а следовательно, и финансово - правовые нормы и финансово-правовые отношения носят четко выраженный императивный характер. На первый взгляд, метод регулирования финансового права полностью совпадает с методом регулирования административного права, однако следует обратить внимание, что в основе норм финансового права лежат экономические финансовые отношения, в основе же предписаний норм финансового права – финансы государства. Поэтому надо учитывать, что если нормы административного права имеют характер волевых предписаний, нередко несущий в себе даже признак волюнтаризма (сейчас, например, невозможно теоретически объяснить существование многих органов управления), то в области финансовых отношений такой подход совершенно неприемлем, потому что он исказит их экономическую сущность и, следовательно, эти процессы будут урегулированы неадекватно.

Свой специфический предмет регулирования финансового права определяет и саму систему финансов: это централизованный и децентрализованные фонды денежных средств, а система финансового права – совокупность норм, регулирующих эту систему.

Целью настоящей работы является исследование принципа законности в финансовом праве.

При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи:

Исследовать понятие принципов права;

Рассмотреть значение принципов права;

Охарактеризовать понятие принципа законности в финансовом праве;

Рассмотреть порядок соблюдения принципа законности в финансовом праве.

При исследовании темы настоящей работы нами будут использоваться нормы действующего законодательства, а также труды таких авторов как Грачевой Е.Ю., Горбуновой О.Н., Химичевой Н.И. и др.


1. Понятие принципов и их значение

1.1. Понятие принципов права

Понятие принципов права является одной из актуальных проблем современной юридической науки. И это не случайно, так как именно в принципах права наиболее ярко отражена его сущность во всем многообразии составляющих ее сторон и закономерностей. Кроме того, важность данной проблемы определяется тем, что сложившееся в отечественной науке представление о принципах сформировалось в основном на базе узконормативного правопонимания и имеет существенные недостатки. Во-первых, под принципами права обычно подразумевают лишь те основополагающие идеи, которые получили официальное закрепление в нормах законодательства. Логическим следствием стали утверждения, что принципы могут обнаруживаться только в содержании указанных норм и к их числу нельзя отнести руководящие идеи правосознания, получившие общественное признание и реализуемые в правоотношениях, но не зафиксированные в нормативно-правовых актах. Другим негативным моментом является сужение значимости принципов и ограничение сферы их действия рамками правотворчества и правоприменения, причем в правотворчестве им отводится роль теоретической базы, определяющей содержание конкретных норм, а в правоприменении их функция ограничивается лишь потребностью в толковании все тех же норм. По существу, руководящие положения при таком подходе низводятся до вспомогательных элементов, предназначенных исключительно для обслуживания нужд, связанных с созданием и использованием нормативного массива и не приспособленных для непосредственного регулирования общественных отношений. Отсюда вытекает и их характеристика в качестве определенных требований к системе юридических норм, а не к реальному поведению субъектов правоотношений. Но, как известно, требования можно адресовать только людям, а не абстрактным правилам поведения.

Исследование принципов не может ограничиваться формально-юридическими вопросами. Нормы права - это лишь одна из абстрактных форм его бытия, к которым принадлежит и правосознание. Конкретным проявлением права, главным свидетельством его существования выступают не они, а правоотношения. Поэтому, не отрицая значимости воплощения принципов в содержании юридических норм и их законодательной фиксации, нельзя оставить без внимания их связей с правосознанием и правоотношениями.

Сложное многогранное содержание права, которое не может быть сведено к законодательству, требует комплексного подхода к его принципам. Такой подход предполагает их анализ в нескольких аспектах, условно обозначенных нами как генетический, гносеологический, онтологический и функциональный. При этом термины «принципы права», «юридические принципы», «основополагающие идеи», «отправные начала», «руководящие положения"" используются как синонимы.

Генетическая характеристика принципов права заключается в рассмотрении детерминированности их содержания объективными социальными закономерностями. Согласно материалистическому пониманию отправных начал они являются отражением важнейших сторон практической деятельности субъектов общественных отношений. "Не природа и общество сообразуются с принципами, а наоборот, принципы верны лишь постольку, поскольку они соответствуют природе и истории"". Основополагающие идеи права выступают не произвольными конструкциями человеческого разума, а особой формой выражения объективных социальных закономерностей. Фиксируя в своем содержании необходимые и существенные связи, имеющиеся в обществе и в праве, они позволяют установить такой порядок общественных отношений, который в наибольшей степени способствует их упрочению и развитию.

В принципах права отображаются социальные закономерности двух видов: распространяющие свое действие на общество в целом и свойственные только праву как особому регулятору человеческого поведения. Первые отражаются в содержании руководящих положений, получивших название общесоциальных (социально-политических) принципов. В них сконцентрированы существенные черты общественных отношений, являющихся предметом правового воздействия. Важнейшей особенностью этих отношений является то, что существовать и нормально развиваться они могут лишь в правовой форме (например, отношения собственности и политической власти). Общесоциальными началами современного права выступают принципы разделения властей, защиты собственности, демократизма, гуманизма и др. В них выражаются экономические, политические, нравственные устои существующего общественного строя.

Социальные закономерности, присущие только праву, преломляются в содержании другой группы принципов, именуемых специально-юридическими. Они выражают особенности правового регулирования, показывают его отличие от иных социальных регуляторов, а потому могут быть определены как принципы правового регулирования. К ним относятся принципы свободы, справедливости, юридического равенства, ответственности за вину, единства юридических прав и обязанностей, законности, единства объективного и субъективного права, государственной гарантированности.

Общесоциальные и специально-юридические начала права могут действовать эффективно лишь во взаимодействии друг с другом, так как только в этом случае происходит надлежащее согласование существенных свойств объекта регулирования и его регулятора.

Гносеологический аспект исследования принципов обусловлен их идеологичностью, детерминированностью не только объективными социальными закономерностями, но и абстрагирующей деятельностью сознания человека, творческой активностью его разума. Содержание руководящих положений напрямую зависит от способности юридического мышления проникнуть в сущность общественных процессов, выявить здесь главное, необходимое, основное. Полученные результаты формулируются в виде фундаментальных правовых понятий, которыми и становятся в гносеологическом плане юридические принципы.

Безусловно, необходимые и существенные стороны и связи социальной действительности в определенной степени отражаются и конкретными нормами права. В противном случае последние утратили бы способность положительно воздействовать на общественные отношения. Однако в отличие от принципов существенное представлено в них в неразрывном единстве с несущественным, главное - с второстепенным, необходимое - со случайным. К тому же конкретные юридические нормы по воле законодателя могут являться сознательным искажением объективных социальных закономерностей, как это произошло, например, со свободой труда в бывшем советском законодательстве, нивелированной установлением обязанности трудиться, обеспеченной мерами административного и уголовного принуждения. Специфика же основополагающих идей права как гносеологических феноменов проявляется именно в том, что они наиболее правильно, адекватно, без умышленных искажений выражают необходимое и существенное в социальной действительности в соответствии с достигнутым в обществе на данный момент уровнем ее познания.

Другой отличительной чертой руководящих положений в гносеологическом плане по сравнению с конкретными юридическими нормами выступает значительно большая их зависимость от состояния правовых знаний. Они возникают лишь на определенном этапе правогенеза, непосредственно связанном с появлением развитого юридического мышления, в то время как конкретные нормы права возникали и во многих случаях продолжают и сегодня зарождаться стихийно, в ходе повседневной практической деятельности людей. Исторически принципы права появились значительно позже иных его норм, первоначально существовавших в виде юридических обычаев и не содержавших теоретических обобщений социальных процессов на уровне их сущности. "От фактического к нормативному - вот процесс, вот линия развития, в рамках которых формируется право и результатом которых являются нормы"". Вследствие этого для обычая как для нормативности, формировавшейся стихийно, норма служит характеристикой фактического положения вещей, а не является абстрактным эталоном поведения. Типизацией и абстрагированием отличался позднейший период правогенеза, примером чего может служить уголовное право, где вначале сформировалась особенная часть и лишь после этого и много позднее общая часть, включавшая в себя его принципы.

Переход от казуальной к абстрактной форме правового регулирования вызывается не только развитием человеческого мышления, но и движением, изменением общественных отношений. Они достигают такой ступени прогресса, на которой возникает объективная потребность в их упорядочении на основе фундаментальных руководящих положений, поскольку стихийный процесс возникновения юридических норм уже не позволяет достичь необходимого правового воздействия - оно малоэффективно, связано с дополнительными, зачастую излишними затратами сил и средств. Принципы права позволяют придать правовому регулированию научность и значительно повысить его результативность. Обладая высшей степенью абстрактности по сравнению с конкретными юридическими нормами, они способствуют юридическому закреплению не только того, что уже сложилось в социальных отношениях, но и направляют правовое регулирование "вперед"", дают государству возможность сознательно и планомерно воздействовать на деятельность людей. Поэтому отправные начала, являясь закономерным результатом социального прогресса, в силу их гносеологических особенностей становятся атрибутом лишь достаточно развитых правовых систем.

Гносеологический аспект руководящих положений нельзя абсолютизировать, отождествляя их с понятиями науки, элементами теории. Познавательный момент подчинен в них главной функции - регулятивной, в связи с чем они обладают рядом внелогических особенностей, обусловленных общеобязательностью и иными свойствами права, фиксацией в юридических предписаниях и воплощением в правоотношениях. Рассмотрение данной стороны принципов позволяет дать их онтологическую характеристику, предусматривающую выявление основных форм их бытия.

Как отмечалось, общепринятой является точка зрения, согласно которой основополагающие идеи становятся принципами права с момента их закрепления в нормативно-правовом акте. С ней нельзя полностью согласиться. Она не охватывает все способы официального юридического признания отправных начал (в правовых системах, входящих в англо-саксонскую правовую семью, первоначально принципы права были сформулированы и закреплены посредством судебных прецедентов , а в международном праве распространена их фиксация в международных договорах). Провозглашение нормативно-правового акта в качестве единственного источника принципов не согласуется и с реалиями российской правовой системы.


1.2. Значение принципов права

Принципы пронизывают право, выявляют его содержание. В них кристаллизуются характерные черты как права вообще, так и его конкретной отрасли. Принципы права четко выражены в конкретных правовых предписаниях. Они как бы растворены в праве, разлиты в нем, пронизывают собой практически все или почти все правовые нормы.

Большинство входящих в соответствующую отрасль права «рядовых» норм формируется под воздействием и в развитие того или иного принципа либо группы принципов отрасли. Зная отраслевые принципы, квалифицированный юрист может составить достаточно четкое представление и о большинстве «рядовых» норм конкретной отрасли права.

Так, например, принципы гражданского процессуального права - основные положения данной отрасли права, отражающие ее специфику и содержание. Принципы гражданского процессуального права определяют то, каким должно быть судебное разбирательство гражданских дел, чтобы соответствовать идеалам законности, истины и справедливости. Они отражают его главнейшие качественные особенности, являются концентрированным выражением предмета и метода регулирования гражданского процессуального права.

Принципы как основные нормативные положения определяют структуру и существенные черты гражданского процессуального права, его общие положения. Они обусловливают содержание процессуального права в целом, охватывают все его правила и институты, указывают цель процесса и методы ее достижения. Принципы гражданского процессуального права предопределяют характер и содержание деятельности субъектов этой отрасли права, общее направление развития и дальнейшего совершенствования данной отрасли. Все дополнения и изменения, которые вносятся в гражданское процессуальное законодательство, формулируются в первую очередь, исходя из принципов отрасли.

Под принципами права понимаются основополагающие начала, выражающие наиболее существенные черты права. Принципы носят общеобязательный характер, в соответствии с ними принимаются нормы права. Принципы права делятся на общеправовые, межотраслевые, отраслевые.

Основными отраслевыми принципами финансового права являются следующие:

- приоритет публичных интересов в правовом регулирова­нии финансовых отношений, понимаемый верховенство интересов государства и общества перед интересами остальных субъектов финансового права. Финансовое обеспечение государства и муниципальных образований позволяет им реализовать своих публичные задачи – обеспечить общезначимые, публичные интересы территорий;

- приоритет в области финансовой деятельности органов представительной власти перед исполнительными органами власти. Ключевую, определяющую роль в решении вопросов финансового регулирования, аккумулирования, распределени и использования денежных фондов играют представительные органы власти, утверждающие подготовленные исполнительными органами проекты бюджетов, контролируют их последующие исполнение, утверждают отчеты исполнительных органов власти об исполнении бюджетов;

- федерализм, понимаемый как распределение предметов ведения по финансовым вопросам между федеральным центром и субъектами Российской Федерации и самостоятельность в пределах собственных компетенций муниципальных образований. В ведении федерального центра находятся: установление правовых основ единого рынка, валютное, финансовое регулирование, денежная эмиссия, федеральные экономические службы и федеральные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные бюджеты и внебюджетные фонды и др. К вопросам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов находятся установление общих принципов налогообложения и сборов, общих принципов организации органов государственной власти и местного самоуправления. В результате реализации данного принципа принимаются федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты. При этом в подавляющее большинство бюджетов субъектов федерации, а из них в местные бюджеты выделяются финансовые средства из федерального бюджета в виде дотаций, субсидий и субвенций.

единство финансовой политики и денежной системы. Конституция РФ и федеральное законодательство устанавливают единство экономического пространства, гарантируют свободу передвижения товаров, услуг и финансовых средств по территории Российской Федерации. Финансовое регулирование и денежная эмиссия отнесены к исключительному ведению РФ, не допускается ведение и эмиссия других денег, кроме официальной денежной единицы – рубля. Вопросы денежной эмиссии отнесены исключительно к полномочиям Центрального банка России;

- распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной) и ис­полнительной властей является следствие реализации другого, более фундаментального принципа организации государственной власти на основе принципа разделения ветвей власти на законодательную, исполнительную и судебную. В повседневной деятельности данные ветви власти независимы друг от друга, в то же врем представляют во взаимодействии из себя механизм сдержек и противовесов друг другу. Исходя из указанного принципа к функциям представительной власти отнесены принятие законов, контроль за их исполнением, к функция исполнительной власти – исполнение законов. Наиболее четко принцип проявляется на различных стадиях бюджетного процесса, каждая из которых прерогатива или только представительной власти, или только исполнительной;

- плановость выражается в законодательно установленных требованиях для всех субъектов финансового права придерживаться при аккумулировании, распределении и использовании денежных средств финансовых планов. Планирование финансовой деятельности осуществляется путем подготовки и принятия бюджетов, собирания доходов и осуществления расходов исключительно в соответствии с принятыми законами о бюджетах. Подобные финансовые планы составляются и в отношении внебюджетных фондов, смет и бюджетов различных организаций, учреждений, предприятий;

- гласность в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Основные финансовые планы государства и муниципальных учреждений (их бюджеты) обсуждаются на стадии их подготовки, сами утвержденные планы подлежат обязательному опубликованию. До сведения граждан доводятся данные о ходе исполнения бюджета, вносимых в них корректив, о результах исполнения планов.

Особенности финансового права раскрываются полнее при его сопоставлении с другими отраслями праваю

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно тесно соприкасается с конституционным и административным правом , охватывающи­ми своим воздействием организацию и деятельность государства в целом. Первое из них закрепляет основы организации деятельности органов государственной власти (и законодательной, и исполнительной), а второе регулирует отншения в области государственного управления. Финансовое право регулирует общественные отношения в сфере финансов обеих указанных ветвей власти. Конституционное право закрепляет федеративное устройство государства – финансовое право исходя из подобного устройстваа регулирует бюджетный процесс в целом в Российской Федерации и в субъектах РФ, межбюджетные отношения. Конституционное право непосредственно закрепляет финансово-правовые нормы, компетенцию органов власти в сфере финансов (например в части подготовки, принятия и исполнения бюджета) – финансовое право конкретизирует эти нормы (через бюджетное право и бюджетный процесс).

Вопросы сбора доходов, исполнения расходной части фондов денежных средств осуществляется в процессе государственного управления органов исполнительной власти, являющейся сферой регулирования и финансового, и административного права. При это обе отрасли права используют схожие методы правового регулирования, в основном императивные. Но различает их предмет регулирования: отношения по выполнению органами государственного управления функций по образованию, распределению и использованию денежных фондов регулируются финансовым правом, отношения, связанные в целом управленческой деятельностью исполнительной власти – административным правом. При этом ряд нарушений финансово-правовых норм в ряде случаев наряду с применением норм финансово-правовой ответственностью влечет и привлечение виновных к административной ответственности в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях.

Финансовое право регулирует денежные отношения, деньги являются и предметом регулирования гражданского права . Ряд органов государства и муниципальных органов одновременно выступает в качестве юридических лиц. Наряду с выполнением функций по мобилизации и распределению государственных и муниципальных денежных средств они вступают и в договорные отношения, используя инструментарий гражданского права.

Финансовое право находится в тесной связи с гражданским правом , поскольку в его предмет среди имущественных отноше­ний входят и денежные отношения. Кроме того, государственные органы, в том числе финансовые, осуществляя государственное регулирование и управление в сфере финансов, одновременно вы­ступают в качестве юридических лиц. Поэтому вместе с выполне­нием ими функций по мобилизации и распределению государст­венных и муниципальных денежных средств вступают и в отношения на основе договора, используя инструментарий гражданского права.

1.3. Принципы финансового права

Принципы российского финансового права - основополагающие начала, на которых строится финансовое право.

Финансово-правовые принципы устанавливают основополагающие, конструирующие ориентиры в развитии институтов финансового права, определяют направления развития финансового законодательства.

Принципы финансового права представляют собой один из элементов юридического режима регулирования общественных отношений в финансовой сфере. Наряду с предметом и методом правового регулирования они имеют важное значение для объяснения самостоятельной природы финансового права. Принципы финансовой деятельности имеют конкретное содержание и особенности, обусловленные историческим развитием отрасли, спецификой предмета соответствующего правового регулирования и современными политико-правовыми реалиями.

Выделяют следующие принципы финансового права:

Федерализм;

Законность;

Единство финансовой политики и денежной системы;

Самостоятельность финансовой деятельности в рамках компетенции органов местного самоуправления;

Распределение полномочий в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей;

Гласность;

Плановость.

Принцип федерализма. Носит комплексный, многогранный характер. Комплексное содержание принципа федерализма в финансовом праве пронизывает все его институты, определяет сущность складывающихся финансовых правоотношений и гарантирует Российской Федерации и субъектам РФ установленный законодательством финансово-правовой статус. Являясь общеотраслевым исходным началом финансового права и имея конституционное установление, принцип федерализма в финансовом праве служит ориентиром для всех иных нормативных правовых актов, которые регулируют различные аспекты финансовой деятельности государства.

Принцип федерализма оказывает существенное влияние на финансовую деятельность муниципальных образований, что обусловлено наличием собственных финансовых полномочий у Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований, порядком разграничения доходов и расходов государственных и муниципальных бюджетов, а также отнесением Конституцией РФ установления общих принципов организации местного самоуправления к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ. Этот принцип представляет собой преломление в финансовой сфере государственного устройства Российской Федерации, установленного Конституцией РФ и получившего развитие в федеральных конституционных законах и федеральных законах, договорах между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также в конституциях (уставах) и законах субъектов РФ.

Основные характеристики принципа федерализма закреплены в Конституции РФ. Это – государственный суверенитет (ст. 4); единство системы государственной власти (ч. 3 ст. 5); равноправие субъектов РФ (ч. 1 и 4 ст. 5); единство конституционноправовой системы (ст. 15); разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ (ч. 3 ст. 5); самостоятельность (в пределах своих полномочий) местного самоуправления (ст. 12).

Принцип законности является одним из основных принципов финансового права. Принцип законности – конституционный принцип финансового права. Конституция РФ в ч. 2 ст. 15 предусматривает: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».

Нормы Конституции РФ, определяющие основные принципы, правила и направления финансовой деятельности, являются основой финансового законодательства, изучению и анализу которого и посвящен настоящий учебник. Так, в ст. 71, 72 и др. Конституции РФ закреплены основы полномочий Российской Федерации и ее субъектов в области бюджетного, налогового, кредитного, таможенного регулирования, финансового законодательства в целом, что служит, в свою очередь, основой блоков законодательства по каждой определенной области. При этом часть вопросов в области финансовой деятельности государства полностью урегулирована в статьях Конституции РФ прямого действия, как, например, упоминавшаяся ст. 106 предусматривает правила рассмотрения и утверждения федерального бюджета.

В основе конституционного закрепления данного принципа лежат соответствующие нормы международного права, нашедшие отражение, в частности, в п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., п. 1 ст. 7 Конвенции Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950 г.

Принцип единства финансовой политики и денежной системы основан на положениях Конституции РФ. Анализ Конституции РФ позволяет выделить ряд юридических признаков, характеризующих государственное устройство России, важнейшим из которых является единство финансовой политики на всех уровнях – Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальне образования. Конституция РФ гарантирует свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 8) и относит к ведению Российской Федерации установление основ федеральной политики, федеральные программы в области экономического развития, а также финансовое регулирование и денежную эмиссию (п. «е», «ж» ст. 71).

Гарантией принципа единства финансовой политики и денежной системы служит ряд положений Конституции РФ, содержащихся в гл. 3 «Федеративное устройство»: на территории Российской Федерации не допускается установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; в России не допускается введение и эмиссия других денег, кроме рубля, который является денежной единицей Российской Федерации; денежная эмиссия – исключительное право Центрального банка РФ.

Принцип единства денежной системы получил правовое закрепление в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Согласно ст. 4 этого Закона разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики осуществляется Центральным банком РФ во взаимодействии с Правительством РФ. Банк России является органом денежно-кредитного регулирования. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики разрабатываются Центральным банком РФ во взаимодействии с Правительством РФ и представляются для рассмотрения Национальному банковскому совету, а также Президенту РФ, в Правительство РФ. Затем проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики представляется в Государственную Думу, которая рассматривает данный документ и утверждает его не позднее принятия закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Банк России обеспечивает выполнение утвержденных основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики Центрального банка РФ.

Принцип самостоятельности финансовой деятельности в рамках компетенции органов управления муниципальных образований.

Данный принцип является конституционной гарантией местного самоуправления, реализуется органами местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 1Э1-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения (ст. 50 вышеназванного Закона).

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов. Такая классификация доходов местных бюджетов имеет принципиальное значение для финансового права, поскольку наиболее ярко отражает разграничение финансовой компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами относительно формирования бюджетов муниципальных образований (ст. 52, 53 указанного Закона).

Вместе с тем финансовое законодательство ограничивает финансовую самостоятельность органов управления муниципальных образований вопросами местного значения и не разрешает выходить за пределы полномочий, предоставленных нормативными правовыми актами федерального уровня и субъекта Федерации.

Принцип распределения полномочий в области финансовой деятельности на основе разделения законодательной (представительной), исполнительной и судебной властей. Суть этого принципа заключается в том, что финансовая деятельность демократического государства, являясь частью его экономической функции, может осуществляться при условии разделения государственных полномочий между органами государственной власти.

На федеральном уровне распределение полномочий в области финансовой деятельности между органами государственной власти осуществляется следующим образом:

Законодательный (представительный) орган – Федеральное Собрание РФ – принимает финансовые законы, определяет нормативную базу деятельности всех финансовых органов государства;

Правительство РФ осуществляет исполнительную власть, организует исполнение финансовых законов, осуществляет в пределах своей компетенции нормотворчество по вопросам финансовой деятельности государства, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ в пределах своей компетенции рассматривают конкретные дела, вытекающие из финансовых правоотношений, разрешают финансово-правовые конфликты, а также им принадлежит право законодательной инициативы по вопросам их ведения;

Президент РФ является главой государства, но формально не относится ни к одной из трех ветвей власти. Выполняя задачи, возложенные на него Конституцией РФ, Президент РФ обеспечивает проведение единой финансовой политики, согласовывает и координирует деятельность всех ветвей власти, что позволяет эффективно действовать всему финансово-правовому механизму.

Осуществление финансовой деятельности на основе принципа разделения властей проявляется не только в строгом разграничении финансовой компетенции между законодательной, исполнительной и судебной властями. Каждый государственный орган, реализующий одну из трех функций государственной власти, в сфере финансовой деятельности взаимодействует с другими государственными органами.

В этом взаимодействии они ограничивают друг друга, образуя механизм сдержек и противовесов. Например, законодательный орган – Федеральное Собрание РФ – влияет парламентскими способами на деятельность исполнительной власти, дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ, Генерального прокурора, Председателя Банка России.

Принцип гласности отражает признак демократического общества. В финансовом праве гласность обеспечивается открытым обсуждением финансовых законопроектов, проектов бюджетов всех уровней на очередной финансовый год, обязательным опубликованием в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, а также доступностью иных сведений (за исключением секретных статей) по решению представительных органов власти или муниципальных органов. Принцип гласности в финансовом праве имеет законодательные гарантии. Например, ст. 5 НК РФ предусматривает вступление актов законодательства о налогах в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Принцип плановости. Государство не может развиваться, не рассчитав свои доходы и расходы на следующий год. Определяя предполагаемое количество и объем доходов, которые должны поступить в бюджет, государство в то же время не может не рассчитать предполагаемые затраты на предстоящий период. Оно обязано проследить и за поступлением доходов, и за совершением расходов, а для этого необходимо иметь единый плановый акт в государстве – бюджет или целую группу бюджетов разных уровней, составляющих единую бюджетную систему (гл. 3 БК РФ). Это объединенные в систему плановые акты государства, которые лежат в основе всего остального финансового планирования: смет бюджетных учреждений, балансов предприятий и организаций, общего баланса доходов и расходов населения, денежного баланса – наличной и безналичной массы денег, обслуживающих обращение, и т. д. Имеется отдельный план – по доходам государства и специальный план – по расходам. Это рабочие планы финансовых органов, уточняющие и детализирующие бюджетные показатели.

1.4. Финансовое право как наука и учебная дисциплина

Понятие «финансовое право» может употребляться в двух аспектах – как отрасль российского права и как отрасль правоведения.

Являясь отраслью российского права, регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Как правовая наука изучает нормы, регулирующие общественные отношения, возникающие при осуществлении финансовой деятельности; изучает практику их применения, закономерности развития финансового права как отрасли российского права.

Наука финансового права – это совокупность знаний, положений, категорий, выработанных учеными, изучающими систему норм финансового права, анализирующими практику применения финансово-правовых норм. На основании полученных результатов ученые вырабатывают предложения по совершенствованию финансово-правового регулирования общественных отношений в области финансов. Наука финансового права использует знания, выработанные представителями других отраслей правоведения, и в первую очередь теории права и государства.

Финансовое право как учебная дисциплина предусматривает обучение студентов финансовому праву, тем правовым нормам, которые в совокупности образуют финансовое право как отрасль права.

Глава 2
Нормы и формы (источники) финансового права

2.1. Общая характеристика, структура и классификация финансово-правовых норм

Норма права - общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Финансово-правовые нормы являются разновидностью правовых норм, поэтому обладают всеми общими чертами правовой нормы.

Одновременно финансово-правовая норма выступает относительно самостоятельным, целостным явлением, которое имеет: собственное, только ей присущее содержание; специфические признаки; совокупность образующих ее элементов.

Характерные черты финансово-правовой нормы проявляются в сущности регулируемых ею отношений, т. е. отношений, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Финансовое право представляет собой сложную и многообразную систему финансово-правовых норм. Финансово-правовая норма является простейшим элементом, «клеточкой» финансового права, которая имеет и характерные особенности.

Ей свойственны все общие черты правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной отрасли. Они обусловлены:

Характером установления в них предписаний;

Спецификой мер ответственности за нарушение предусмотренных правил;

Способами защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовой нормы права составляет предписание относительно того, как следует действовать субъектам, вступающим в конкретное финансовое правоотношение, закрепленное этой нормой: условия, при которых норма финансового права действует; само правило поведения; санкции, применяемые государством к нарушителям финансового законодательства. Поэтому основное содержание финансово-правовой нормы заключается в регулировании правил поведения в общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности государства и выражающихся в предоставлении участникам данных отношений таких юридических прав и возложении на них юридических обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по социально-экономическому развитию страны.

В качестве конкретного правила поведения норма финансового права должна не только содержать, но и детализировать указанные параметры.

Характерная особенность содержания финансово-правовой нормы состоит в том, что она отражает наиболее важные, существенные признаки, которые неизбежно присутствуют, повторяются во всех конкретных финансовых правоотношениях, возникающих на ее основе. Благодаря этому финансово-правовая норма и приобретает способность быть регулятором публичных финансовых отношений. Норма финансового права представляет собой своеобразный каркас (эталон, модель) общественных отношений в сфере финансов, характеризует их наиболее устойчивые, типичные черты. В финансовых правоотношениях устойчивые, типичные признаки финансовых отношений могут конкретизироваться и дополняться специфическими индивидуальными признаками финансов или субъектов финансового права. Причем эти особенные признаки могут оказывать большое влияние на возникновение, изменение или прекращение конкретного финансового правоотношения. Однако любое финансовое правоотношение, каким бы специфическим оно ни было, может возникнуть и существовать при одном обязательном условии – финансовое правоотношение должно полностью соответствовать всем требованиям, общим, типичным признакам, закрепленным соответствующей нормой финансового права. Несоблюдение каких-либо требований финансово-правовой нормы неизбежно повлечет различные негативные последствия: от отказа государства в защите прав и законных интересов участников финансовых отношений до признания подобного финансового правоотношения правонарушением и применения к виновным финансово-правовых санкций.

Следовательно, финансово-правовая норма – это установленное государством общеобязательное правило поведения в общественных финансовых правоотношениях, возникающих в процессе планомерного образования, распределения и использования денежных фондов (доходов) государства и муниципальных образований и обеспеченных мерами государственного принуждения.

Структура финансово-правовой нормы. Будучи «клеточкой» права, норма в то же время есть сложное образование, имеющее собственную структуру – логически согласованное внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.

Структура финансово-правовой нормы - это идеальная логическая конструкция, призванная регулировать отношения в финансовой сфере.

Как и норма всякой другой отрасли права, финансово-правовая норма состоит из трех элементов: гипотезы, диспозиции и санкции.

Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется финансово-правовая норма. В зависимости от количества обстоятельств, обозначенных в норме, гипотезы бывают простые и сложные. Альтернативной называют гипотезу, которая связывает действия нормы с одним из нескольких перечисленных в статье нормативного акта обстоятельств.

Например, чтобы физическое лицо заплатило налог, оно должно получить доход в денежной или натуральной форме.

Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники финансовых правоотношений, т. е. определяет их права и обязанности.

По способу изложения диспозиция может быть прямой, альтернативной и бланкетной. Альтернативная диспозиция дает возможность участникам финансовых правоотношений варьировать свое поведение в пределах, установленных нормой. Бланкетная диспозиция содержит правила поведения в самой общей форме, отсылая субъекта реализации к другим правовым нормам.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции финансово-правовой нормы. По степени определенности санкции подразделяются на абсолютно определенные (точно указанный размер штрафа), относительно определенные (лишение свободы на срок от трех до 10 лет), альтернативные (лишение свободы на срок до трех лет, или исправительные работы на срок до одного года, или штраф).

Виды финансово-правовых норм. Финансово-правовые нормы классифицируются по различным основаниям:

1) в зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений финансово-правовые нормы подразделяются на обязывающие, уполномочивающие, запрещающие:

обязывающие финансово-правовые нормы предписывают участникам финансовых отношений совершение активных действий: платить налоги, встать на учет в налоговые органы, использовать по целевому назначению бюджетные средства, осуществлять банковские операции на основании лицензии и т. д. За неисполнение либо несвоевременное исполнение субъектами финансового права возложенных на них обязанностей со стороны государства применяются различные меры принуждения. Обязывающий характер присущ большинству финансово-правовых норм, что является прямым отражением основного метода финансового права – метода властных предписаний;

уполномочивающие финансово-правовые нормы содержат дозволения субъектам финансового права использовать свои субъективные права.

Уполномочивающие нормы не обременены признаком обязательности, они представляют субъектам финансового права возможность самостоятельно определять, в какой ситуации и в каком объеме реализовывать права, предоставленные им финансово-правовой нормой. Отказ субъектов финансового права от использования принадлежащих им прав не влечет применения мер государственного принуждения;

запрещающие финансово-правовые нормы предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину и законность, под угрозой применения санкций со стороны государства. Данный вид финансово-правовых норм нацеливает субъекты финансового права на пассивное поведение в виде отказа от совершения запрещенных государством деяний. Так, Центральному банку РФ запрещается осуществлять денежную эмиссию для покрытия бюджетного дефицита. Запрещающие финансово-правовые нормы могут устанавливать пределы дозволенного поведения субъектов финансового права. Например, ст. 117 НК РФ запрещает организациям и индивидуальным предпринимателям ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе;

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют содержание финансово-правовых отношений, т. е. состав финансовой системы, виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством, источники образования кредитных ресурсов банка, виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, т. е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Материальные финансово-правовые нормы устанавливают дополнительные (расширительные) права и обязанности для участников финансовых правоотношений, основанные на федеральной норме.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы закрепляют порядок применения и действия финансово-правовых норм, сроки, правовые формы финансовой деятельности государства, устанавливают порядок деятельности в области сбора, распределения и использования государственных денежных фондов (доходов).

Процессуальные финансово-правовые нормы определяют порядок реализации материальной нормы права, что в условиях федеративного государства позволяет осуществлять финансовую деятельность в рамках единого государства, но с учетом предписаний муниципальных органов власти.

Принципы российского финансового права

Российское финансовое право характеризуется определен-ными принципами, т. е. основополагающими началами, прави-лами и требованиями, выражающими его (права) наиболее су-щественные особенности и целенаправленность. Эти принципы носят общеобязательный характер, поскольку они закреплены непосредственно в правовых нормах или выводятся логически из их совокупности. Учет правовых принципов в правоприме-нительной и правотворческой деятельности имеет важное зна-чение, так как позволяет правильно понимать и применять пра-вовые нормы, а также выявлять и устранять пробелы в законо-дательстве.

Принципы отечественного финансового права впервые были сформулированы Е. А. Ровинским применительно ксоэетскому периоду в качестве принципов финансовой деятельности госу-дарства". Естественно, что принципы современного финансово-го права изменились при сохранении определенной преемствен-ности.

Основными общеотраслевыми принципами действующего фи-нансового права можно назвать следующие: приоритетность пуб-личных интересов в правовом регулировании финансовых от-ношений; социальная направленность финансово-правового

1 См.: Ровинский Е. А. Основные вопросы теории советского фи-нансового права. М., 1960. С. 21-30.


____123

регулирования; принципы федерализма, единства финансовой политики и денежной системы, равноправия субъектов РФ в области финансовой деятельности, самостоятельности органов местного самоуправления; распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодатель-ной (представительной) и исполнительной властей; участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления; принципы плановости и законности. Основное содержание названных принципов определяется Консти-туцией РФ, как ее общими положениями, так и специально относящимися к финансовой деятельности государства, конк-ретизированными в нормах финансового права.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регули-ровании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных обра-зований, предполагает использование финансово-правовых ин-ститутов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. Вместе с тем данный принцип не противоречит частным интересам личности, напро-тив, последовательная реализация его позитивно отражается на них. Особенно это подтверждается принципом социалъной на-правленности финансово-правовогорегулирования, что вытекает из положений Конституции РФ, характеризующих Российскую Федерацию как социальное государство, призванное обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Хотя на настоящем этапе реализация названного принципа предстает неблизкой перспективой, определение такого направления в развитии финансового права имеет существенное значение.

Принцип федершшзма предполагает направленность финан-сово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, на обеспечение финансовыми ресурсами, необходимыми как при выполнении Функций, имеющих значение для Федерации в целом, так и для Жизнедеятельности и самостоятельности субъектов Федерации (ст. 71-73, 76 Конституции РФ). Совершенствование принципа Федерализма в финансовых отношениях относится к числу пер-востепенных задач Российского государства.

Единство финансовой политики и денежной системы. Соглас- н о финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной

Финансовой политики, а также установленных совместно об-


Учебник: Краткий курс. Общая часть

щих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налого-обложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый по-рядок финансирования бюджетных расходов и т. д.

Единство финансовой политики является необходимым ус-ловием гарантированного Конституцией РФ единства экономи-ческого пространства в Российской Федерации, свободного пе-ремещения финансовых средств (ст. 8). Единство финансовой политики требует также единой денежной системы в стране (ст. 75 Конституции РФ).

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой дея-тельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На все субъекты Федерации в равной мере распространяется федеральное фи-нансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Феде-рации осуществляет собственное правовое регулирование фи-нансовых отношений и самостоятельную финансовую деятель-ность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т. д.

Самостоятелъностъ финансовой деятелъности органов мест-ного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130-133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федера-

Социалъная направленностъ финансовой деятелъности в Рос-сийской Федерации вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное госу-дарство (ст. 7). Для реализации этой установки требуется сосре-доточение в распоряжении государства необходимых финансо-вых ресурсов и распределение их на соответствующие цели, т. е. финансовая деятельность определенной целенаправленности.

Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на основе разделения законодателъной (предста-вителъной) и исполнителъной власти, Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума принимает законы по вопросам феде-рального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансово-го, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссий (ст. 105, 106). К полномочиям Правительства относятся разра-


Глава 3. Финансовое право как отрасль российского права ____125

ботка проекта федерального бюджета и обеспечение его испол-нения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики (ст. 114). Аналогично распределение фун-кций на других уровнях законодательной (представительной) и исполнительной власти.

Участие граждан РФ в финансовой деятелъности государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Кон-ституции РФ (ст. 32) о праве граждан РФ участвовать в управ-лении делами государства как непосредственно, так и через сво-их представителей.



Принцип гласности. Основы его установлены нормами Кон-ституции РФ, требующими официальноп) опубликования зако-нов, что непосредственно относится и к законам, регулирую-щим финансовую деятельность (ст. 15). Принцип гласности получил закрепление и в финансовом законодательстве (напри-мер, ст. 28, 36 БК РФ, ст. 5 НК РФ).

Принцип плановости выражается в том, что деятельность го-сударства и муниципальных образований по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов осуще-ствляется на основе финансовых планов, разрабатываемых в соответствии с государственными и местными планами и про-граммами, а также планами предприятий, организаций и уч-реждений. Формами финансовых планов являются, в частно-сти, бюджеты разных уровней, внебюджетных фондов (ст. 71, 114, 132 Конституции РФ). Планирование финансов не только не противоречит принципам рыночных отношений, но и явля-ется необходимым для них,выступая важным элементом регу-лирования экономического и социального развития и управле-ния финансами, хотя и со своими особенностями.

Финансовым планированием охвачены все звенья финансо-вой системы. Оно осуществляется на всех территориальных Уровнях, а также в разных отраслях и сферах экономики, в рам-ках предприятий, организаций и учреждений. В масштабе госу-Дарства в целом составляется сводный фцнансовый баланс, в кото-ром учитываются финансовые ресурсы страны. Такие финансо- в ью балансы составляются и в масштабах субъектов Федерации и муниципальных образований.

Принцип законносты означает необходимость строгого соблю-Дения требований финансово-правовых норм всеми участника- м и отношений, возникающих в процессе финансовой дея-



Учебник: Краткий курс. Общая часть Глава 3. Финансовое право как отрасль российского права 127


тельности. Он распространяется на государственные органы вла-сти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, должностных лиц и граждан. Этот принцип вытекает из ст. 1 Конституции РФ, определившей Российскую Федерацию правовым государством. Он закреплен и в других статьях Консти-туции РФ (ст. 2, 15, 57 и др.). За нарушения норм финансового права применяются соответствующие меры ответственности.

Рассмотренные принципы находят отражение и закрепление в законодательных и иных правовых актах, регулирующих раз-ные стороны финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, свое применение в подотраслях и институтах финансового права. Помимо этого, названным под-отраслям и институтам свойственны и особые принципы, в ко-торых проявляется их специфика. Все эти принципы требуют развития, угл"убления, конкретизации в финансовом законода-тельстве и последовательной реализации.

Принципы финансового - это начала, в которых проявляются объективные закономерности, тенденции и потребности общества, его главные устои. На основе принципов финансового права реализуются финансово-правовые нормы. Без принципов финансового права было бы трудно создавать адекватную социальным реальностям систему норм фи­нансового права.

К наиболее важным принципам финансового права относятся:

  • законность;
  • плановость;
  • гласность;
  • федерализм;
  • самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления;
  • взаимная ответственность государства и в области финансовой деятельности.

Законность можно определить как обяза­тельное (неуклонное) исполнение требований финансовых законов и основанных на них подзаконных актов всеми субъектами финан­сового права: государственными и муниципальными органами вла­сти, должностными лицами, предприятиями всех форм собственно­сти, общественными организациями и гражданами.

В финансовом праве принцип законности проявляется в по­ложении: соблюдать и исполнять финансовое законодатель­ство должны все, но в первую очередь - сами финансовые орга­ны и их должностные лица, участвующие в осуществлении фи­нансовой деятельности государства. Именно от них, обладающих государственно-властными полномочиями, зависит решение боль­шого числа финансовых вопросов (например, налогового характе­ра), непосредственно затрагивающих положение широкого круга субъектов.

Важность планирования в процессе осу­ществления финансовой деятельности государства настолько вели­ка, что многие авторы рассматривают плановость как принцип фи­нансового права. И действительно, идет ли речь о денежных тратах одного человека или о бюджете семьи, тем более о доходах и расхо­дах государства, все эти действия осуществляются по определенно­му плану.

Принцип плановости есть фундаментальный принцип финансо­вого права, выражающийся в том, что финансовая деятельность лю­бой структуры, как государственной, так и частной, осуществляется на основе финансового плана, учитывающего доходы и расходы на определенный период. Для субъекта РФ таким планом является бюджет региона; для бюджетного учреждения - смета доходов и расходов; для кредитного учреждения - кассовый план и т.д.

Принцип плановости входит в содержание всей финансовой деятельности государственных и муниципальных органов власти, государственных предприятий и учреждений.

Принцип гласности применительно к фи­нансовому праву означает, что финансово-правовые акты, если при этом они еще затрагивают права и свободы граждан, должны быть официально опубликованы в целях доведения до всеобщего сведе­ния. Процедура доведения до сведения всех граждан соответст­вующей финансово-правовой информации осуществляется с помо­щью периодической печати и телевидения. Принцип гласности также означает доступность финансово-правовых норм для населения. Научное изложение норм финансового права должно сочетаться с простотой и краткостью их изложения в нормативном акте.

Принцип финансового феде­рализма заключается в том, что каждый субъект РФ обладает правом иметь свой бюджет, причем по каждому бюдже­ту издается законодательный акт.

Таким образом, в рамках РФ принимается не один государственный бюджет, а система государственных бюджетов, в которой особую роль играет бюджет федеральный, обеспечивающий общефедеральные интересы, а также интере­сы бюджетов всех уровней.

Бюджеты всех уровней самостоятельны, что обеспечивается пра­вом независимого утверждения каждого из них соответствующими представительными органами и наличием собственных источников бюджетных средств.

Конституция РФ разграничивает предметы ведения между Рос­сийской Федерацией в целом и ее субъектами.

В ведении РФ находятся финансовое, ва­лютное и кредитное регулирование, денежная эмиссия; федераль­ные банки, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды реги­онального развития (ст. 71 Конституции РФ).

К совместному ведению РФ и ее субъектов отнесено установление общих принципов налогообложения и сбо­ров в РФ (ст. 72 Конституции РФ).

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного са­моуправления - принцип финансового права, нашедший от­ражение в российском законодательстве, вполне согласуется с поло­жениями Европейской хартии о местном самоуправлении 1985 г., где говорится: «Органы местного самоуправления имеют право, в рамках национальной экономической политики, на обладание достаточ­ными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться при осуществлении своих функций».

Выбор редакции
Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...

Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...

Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...
Если вы не новичок в кулинарии, то знаете, что обязательными ингредиентами классических сырников являются творог, мука и яйцо, но уж...
Сырники популярны у многих славянских народов. Это национальное блюдо русских, украинцев и белорусов. Изобрели их экономные хозяйки,...