Обязательность общественных слушаний. Публичные слушания: организация, порядок проведения, результаты


Статья 25. Общественные (публичные) слушания

1. Под общественными (публичными) слушаниями в настоящем Федеральном законе понимается собрание граждан, организуемое субъектом общественного контроля, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, иными органами и организациями, осуществляющими в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, для обсуждения вопросов, касающихся деятельности указанных органов и организаций и имеющих особую общественную значимость либо затрагивающих права и свободы человека и гражданина, права и законные интересы общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций.

2. Общественные (публичные) слушания проводятся по вопросам государственного и муниципального управления в сферах охраны окружающей среды, закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в других сферах в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

3. Общественные (публичные) слушания проводятся в помещении, пригодном для размещения в нем представителей различных групп населения, права и законные интересы которых затрагивают вопросы, вынесенные на общественные (публичные) слушания. Организатор слушаний не вправе ограничить доступ в помещение заинтересованных лиц или их представителей.

4. Общественные (публичные) слушания проводятся публично и открыто. Участники общественных (публичных) слушаний вправе свободно высказывать свое мнение и вносить предложения и замечания по вопросу, вынесенному на общественные (публичные) слушания.

5. Порядок проведения общественных (публичных) слушаний и определения их результатов устанавливается их организатором в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организатор общественных (публичных) слушаний в соответствии с настоящим Федеральным законом заблаговременно обнародует информацию о вопросе, вынесенном на общественные (публичные) слушания, а также о дате, времени, месте и порядке их проведения и определения их результатов. При этом организатор общественных (публичных) слушаний обеспечивает всем их участникам свободный доступ к имеющимся в его распоряжении материалам, касающимся вопроса, вынесенного на общественные (публичные) слушания.

6. По результатам общественных (публичных) слушаний их организатор составляет итоговый документ (протокол), содержащий обобщенную информацию о ходе общественных (публичных) слушаний, в том числе о мнениях их участников, поступивших предложениях и заявлениях, об одобренных большинством участников слушаний рекомендациях.

7. Итоговый документ (протокол), подготовленный по результатам общественных (публичных) слушаний, направляется на рассмотрение в органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, и обнародуется в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе размещается в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Участие населения в осуществлении местного самоуправ­ления возможно как в непосредственной форме, так и через представителей. Одной из относительно новых форм непо­средственного участия населения в осуществлении местного самоуправления является институт публичных слушаний.

Статьей 28 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представительным органом муниципального образо­вания, главой муниципального образования могут проводиться публичные слушания. Можно выделить ряд признаков, характеризующих публичные слушания:

  • обсуждение всеми заинтересованными лицами вынесенного на публичные слу­шания вопроса;
  • объектами слушаний являются проекты нормативных правовых актов и иные вопросы. Перечень вопросов, подлежащих вынесению на публичные слушания, установлен ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ, Градостроительным кодек­сом РФ (далее — ГрК РФ) и Федеральным законом от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О вве­дении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 191-ФЗ);
  • круг субъектов публичных слушаний — это участники публичных слушаний и их организаторы. Участниками могут быть все жители муниципального образования, заинтересованные в результате публичных слушаний. Организаторами выступают представительный орган муниципального образования, глава муниципаль­ного образования. Инициатором проведения публичных слушаний может вы­ступить само население муниципального образования.

В соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ на публичные слушания должны выноситься:

  • проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав, кроме слу­чаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения за­крепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией РФ, федеральными законами;
  • проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
  • роекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и про­екты межевания территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов ка­питального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров раз­решенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участ­ков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
  • вопросы о преобразовании муниципального образования.

Порядок организации и проведения публичных слушаний устанавливается уста­вами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами пред­ставительных органов местного самоуправления. Они приняты во многих муници­пальных образованиях.

Пример

Положение о порядке организации и проведения публичных слушаний на территории муниципального образования «Город Калуга» в области градостроительной деятель­ности, утвержденное постановлением городской Думы городского округа «Город Калуга» от 28.04.2006 № 57, или Положение о публичных слушаниях в г. Твери, утвержденное реше­нием Тверской городской Думы от 14.09.2006 № 182, или Порядок организации и прове­дения публичных слушаний муниципального образования г. Петрозаводск, утвержденное решением Петрозаводского городского Совета от 21.12.2005 № XXV/XXIV-250, и т. д.

Обязательными условиями проведения публичных слушаний в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ являются заблаговременное информирование жителей о предстоящих публичных слушаниях (публикация в источнике официаль­ного опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления с указанием времени и места проведения публичных слушаний или размещение ин­формации на официальном сайте в сети Интернет), предоставление возможности жителям ознакомиться с проектом муниципального правового акта и принять участие в слушаниях, а также опубликование их результатов и учет мнения населения при принятии конкретного нормативного правого акта или решении иного вопроса.

Кроме того, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования могут быть урегулированы такие не предусмот­ренные федеральным законодательством процедурные вопросы, как:

  • регистрация участников публичных слушаний;
  • продолжительность слушаний;
  • регламент проведения слушаний;
  • порядок составления и подписания протокола слушаний.

Пример

Порядком организации и проведения публичных слушаний, утвержденным Законода­тельным Собранием Республики Карелия от 22.02.2008 № 801-IV ЗС, предусматривается, что регистрация участников должна осуществляться по месту проведения слушаний и начинается за час до начала слушаний. При регистрации физических лиц указываются фамилия, имя, отчество участника слушаний. При регистрации представителей организа­ций — название представляемой организации, фамилия, имя, отчество и должность пред­ставителя.

В Положении о публичных слушаниях в г. Твери, утвержденном решением Тверской город­ской Думы от 14.09.2006 № 182, предусмотрено, что правовой акт о назначении публичных слушаний, содержащий информацию о теме, дате, времени, месте проведения и органи­заторе слушаний, подлежит опубликованию в средствах массовой информации, а также размещению на официальном сайте в сети Интернет. Публичные слушания должны быть проведены не позднее 30 дней со дня издания правового акта о назначении слушаний. Заявки на выступления участников публичных слушаний подаются заблаговременно организатору слушаний. Общая продолжительность слушаний не должна превышать 3 часа, жестко регламентировано количество минут для выступления, участия в пре­ниях и т. д. В протоколе в обязательном порядке отражаются конкретные предложения участников слушаний. Протокол подписывается ведущим публичных слушаний и сек­ретарем.

Виды публичных слушаний

Публичные слушания по проектам генеральных планов.

ГрК РФ предусмот­рено, что по проектам генеральных планов поселений и городских округов публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования. При внесении изменений в генеральные планы публичные слушания проводятся в населенных пунктах, в отношении территории которых предлагается внести из­менения в генеральные планы, а также в населенных пунктах, имеющих общую гра­ницу с указанными населенными пунктами.

Кроме того, для оповещения населения о проекте генерального плана ГрК РФ предусматриваются обязательное проведение выставок, экспозиций демонстраци­онных материалов проектов генерального плана, выступления представителей ор­ганов местного самоуправления и разработчиков генерального плана в средствах массовой информации (радио, телевидение, Интернет), организация встреч с насе­лением и т. д.

Публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, городских округов должны быть проведены в срок не менее одного и не более трех месяцев с момента оповещения жителей о проведении публичных слушаний (опубликования информации о месте и времени проведения публичных слушаний по проектам гене­ральных планов).

Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки

При проведении публичных слушаний по проекту правил землепользования и за­стройки появляется особый субъект, участвующий в проведении публичных слу­шаний, — Комиссия по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее — Комиссия). Состав и порядок деятельности Комиссии утверждаются гла­вой местной администрации, который обеспечивает опубликование сообщения о подготовке проекта правил землепользования и застройки, распространение его по телевидению и радио. В сообщении также указываются состав и порядок деятельности Комиссии, порядок направления предложений по проекту в Комис­сию и т. д.

Далее Комиссия информирует участников (имеются в виду участники, которым высылается уведомление, например, имеющие общую границу с земельным участком, на котором планируется осуществить размещение объекта капитального строитель­ства) о проведении слушаний, ведет учет предложений и замечаний, включает их в протокол публичных слушаний. При этом публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки должны быть проведены в срок не менее двух и не более четырех месяцев со дня опубликования такого проекта. После доработки про­екта правил землепользования и застройки с учетом поступивших предложений Комиссия представляет проект главе местной администрации с приложением про­токолов публичных слушаний. Глава местной администрации в течение 10 дней при­нимает решение о представлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта, направлении его на доработ­ку с указанием сроков его последующего внесения. Утверждаются правила земле­пользования и застройки представительным органом местного самоуправления. Обязательным приложением к проекту являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.

Публичные слушания по предоставлению разрешения на условно разре­шенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства. Публичные слушания по этому вопросу должны быть проведены в срок меньше одного месяца с момента оповещения жителей муниципального об­разования о месте и времени проведения слушаний. Порядок проведения слушаний определяется уставом муниципального образования и нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. В целях соблюдения прав граждан на благоприятные условия жизнедеятельности слушания проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, в отношении которого проводятся публичные слушания. В случае если предложен­ный вид разрешенного использования может оказать негативное воздействие на окружающую среду, слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску негативного воздействия в связи с указанными изменениями. Публичные слушания по предостав­лению указанных соглашений проводит комиссия, созданная для этих целей.

Публичные слушания по проекту планировки территории и проекту меже­вания территории. Срок их проведения не может быть меньше одного и больше трех месяцев с момента оповещения жителей муниципального образования о пред­стоящих слушаниях, всем заинтересованным лицам должны быть созданы равные возможности для высказывания своего мнения. Утверждаются проекты планировки территории и проекты межевания территории органом местного самоуправления поселения или городского округа. На основании утвержденной документации по планировке территории представительный орган местного самоуправления вправе вносить изменения в правила землепользования и застройки в части уточнения уста­новленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенно­го строительства и реконструкции объектов капитального строительства. Подготов­ка документации по планировке межселенных территорий на основании правил землепользования и застройки межселенных территорий осуществляется на осно­вании решения органа местного самоуправления муниципального района в соот­ветствии с требованиями, установленными ст. 46 ГрК РФ.

Нормативными правовыми актами представительного органа местного само­управления могут быть установлены дополнительные к установленным ГрК РФ тре­бования к порядку проведения и организации публичных слушаний.

Пример

Законом Санкт-Петербурга от 20.07.2006 № 400-61 «О порядке организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроитель­ной деятельности в Санкт-Петербурге» предусмотрено, что информационное сообщение о проведении публичных слушаний по документации включает наименование докумен­тации, подлежащей публичному обсуждению, информацию о времени, месте проведения экспозиции документации и проведения обсуждения документации. Кроме того, уполномоченный на организацию и проведение публичных слушаний орган проводит адресную рассылку информационного сообщения о проведении слушаний де­путатам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и главам муниципальных образо­ваний внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, в отношении территории (в т. ч. территории избирательных округов) которых разработана документа­ция. Также при необходимости информационное сообщение направляется правооблада­телям земельных участков и объектов капитального строительства, имеющих общие гра­ницы с земельным участком, применительно к которому разрабатывается документация. Указанным законом подробно регулируются вопросы организации и проведения экспо­зиции (что должно быть представлено на экспозиции, как проходит обсуждение, состав­ление протокола обсуждения и т. д.). Весьма важно законодательное закрепление того, что правительство Санкт-Петербурга принимает решение об утверждении документации или ее отклонении с учетом протокола и заключения о результатах публичных слушаний (в протоколе более полно, нежели в заключении, отражаются все замечания и предложе­ния населения).

Кроме того, отдельными федеральными законами может быть установлен иной порядок проведения публичных слушаний, отличающийся от установленного Феде­ральным законом № 131-ФЗ или ГрК РФ.

Пример

В ГрК РФ предусмотрен особый порядок проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Пуб­личные слушания по проектам генеральных планов указанных городов должны быть про­ведены в каждом внутригородском муниципальном образовании. Утверждение генераль­ных планов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга осуществляется их законодательными (представительными) органами государственной власти. Согласо­вание проектов генеральных планов указанных городов с органами местного самоуправ­ления внутригородских муниципальных образований не предусмотрено. Особый порядок проведения публичных слушаний предусматривается Федеральным законом № 191-ФЗ при включении земельного участка в границы населенного пункта. Согласно данному закону орган местного самоуправления в течение 45 дней с момента поступления мотивированного заявления о включении или исключении земельного участка в границы населенного пункта проводит публичные слушания по этому вопросу. Публичные слушания не проводятся только при включении земельного участка в грани­цы населенного пункта в целях жилищного строительства, в т. ч. при комплексном освое­нии земельных участков в целях жилищного строительства или рекреационном исполь­зовании.

В некоторых случаях федеральными законами устанавливается утверждение документации без проведения публичных слушаний.

Пример

Федеральным законом от 01.12.2007 № 330-ФЗ»Об организации и о проведении XXII Олим­пийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные зако­нодательные акты Российской Федерации» установлено, что документация по планиров­ке территории для размещения олимпийских объектов утверждается без проведения публичных слушаний.

Публичные слушания проводятся органами местного самоуправления го­родского или сельского поселения. В случае наличия соглашения о передаче пол­номочий органов местного самоуправления поселения органам местного самоуправ­ления муниципального района публичные слушания могут проводиться органами местного самоуправления муниципального района. Заключение таких соглашений практикуется, в частности, в Ленинском, Ступинском и других муниципальных райо­нах Московской области с различными сельскими и городскими поселениями.

При проведении публичных слушаний по вопросу включения земельного участ­ка в границы населенного пункта до утверждения генерального плана срок их про­ведения со дня опубликования извещения о проведении слушаний до дня опублико­вания заключения о результатах слушаний устанавливается уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом органа местного самоуправления и не может быть более одного месяца.

Таким образом, нормы законодательства Российской Федерации не согласованы между собой. Кроме того, в законодательстве отсутствуют единые требования к по­рядку и срокам проведения публичных слушаний. В частности, на федеральном уров­не остались не урегулированными многие вопросы, например: какое число жителей муниципального образования должно принимать участие в публичных слушаниях, чтобы они могли быть признаны состоявшимися, и кто будет в дальнейшем контро­лировать выполнение условий, выдвинутых жителями при проведении публичных слушаний, а также ряд других.

В заключение хотелось бы отметить, что хотя порядок организации и проведе­ния публичных слушаний определяется уставом муниципального образования или правовыми актами представительного органа местного самоуправления, муници­пальными правовыми актами могут быть урегулированы лишь отдельные вопросы организации и проведения публичных слушаний.

Пробелы федерального законо­дательства в этой сфере не могут быть ликвидированы муниципальными пра­вовыми актами. Несогласованность и недостаточная проработанность норм федерального законодательства со временем могут привести к игнорированию мнения населения при принятии соответствующих решений.

В таких условиях можно только порекомендовать представительным органам местного самоуправления при принятии муниципальных актов по вопросам про­ведения публичных слушаний как можно более четко и подробно регулировать в них те вопросы, которые отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

Ю.А. Гулина, заместитель заведующего отделом аппарата правительства Московской области.

Второй этап: проведение собрания по обсуждению проекта.


Публичные слушания по проектам градостроительной документации

Третий этап: сбор предложений и замечаний в проект после собрания.

Утверждено
Решением представительного органа
муниципального образования
от №________

Положение
о публичных слушаниях в муниципальном образовании

Настоящее Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании (далее - Положение) устанавливает в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", уставом муниципального образования порядок организации и проведения публичных слушаний.

1. Общие положения

1.1. Публичные слушания проводятся с целью выявления и учета мнения населения муниципального образования по проектам муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и обеспечения непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.

1.2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, возглавляющего исполнительно распорядительный орган (далее - глава муниципального образования).

1.3. На публичные слушания выносятся в обязательном порядке:

1) проект устава муниципального образования, а также проекты решений представительного органа муниципального образования о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования;

2) проект бюджета муниципального образования;

3) отчет об исполнении бюджета муниципального образования;

4) проекты планов и программ развития муниципального образования;

5) вопросы о преобразовании муниципального образования;

6)проект генерального плана муниципального образования и проекты изменений генерального плана муниципального образования;

7) проекты правил землепользования и застройки в муниципальном образовании, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий муниципального образования, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства в муниципальном образовании, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки.

1.5. Каждый житель муниципального образования вправе принять участие в публичных слушаниях, а также направить в органы местного самоуправления муниципального образования свои предложения по вопросам, рассматриваемым на публичных слушаниях.

2. Выдвижение инициативы проведения публичных слушаний

2.1. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования.

2.2. Инициативная группа жителей муниципального образования в количестве не менее 10 человек вправе направить предложение в представительный орган муниципального образования о назначении публичных слушаний по проекту муниципального правового акта, внесенного на рассмотрение представительного органа муниципального образования, или проекту муниципального правового акта, подготовка которого отнесена к ведению администрации (исполнительно распорядительного органа) муниципального образования уставом муниципального образования, решением представительного органа муниципального образования или иным муниципальным правовым актом.

Инициативная группа граждан, выступившая с правотворческой инициативой, также вправе направить предложение в представительный орган муниципального образования о назначении публичных слушаний по внесенной ею правотворческой инициативе.

2.3. Предложения о проведении публичных слушаний по инициативе представительного органа муниципального образования могут внести депутаты, постоянные и временные комиссии, фракции и депутатские группы представительного органа муниципального образования.

2.4. Предложения о проведении публичных слушаний по инициативе главы муниципального образования могут направляться главе муниципального образования руководителями структурных подразделений администрации муниципального образования .

3. Назначение публичных слушаний

3.1. Представительный орган муниципального образования вправе принять график проведения публичных слушаний на квартал, полугодие или календарный год.

3.2. Решение о назначении публичных слушаний должно содержать указание места, даты, времени начала и окончания публичных слушаний, проектов муниципальных правовых актов, вынесенных на обсуждение на публичных слушаниях, а также инициаторах публичных слушаний.

Решение о назначении публичных слушаний подлежит официальному опубликованию (обнародованию) до даты проведения публичных слушаний, в сроки, не превышающие установленные настоящим положением в соответствии с федеральными законодательными актами. Одновременно с указанным решением публикуются проекты муниципальных правовых актов, вынесенных на обсуждение, порядок учета предложений по указанным проектам, а также порядок участия граждан в обсуждении проектов, вынесенных на публичные слушания.

3.3. Представительный орган муниципального образования назначает публичные слушания по предложениям инициативных групп граждан, депутатов, постоянных и временные комиссий, фракций и депутатских групп представительного органа муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования обязан назначить публичные слушания в соответствии с настоящим положением по проектам муниципальных правовых актов, проведение публичных слушаний по которым является обязательным в соответствии с федеральными законодательными актами и уставом муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования может отклонить предложение о проведении публичных слушаний по проектам муниципальных правовых актов, проведение публичных слушаний по которым не является обязательным, по предложению постоянной (профильной) комиссии представительного органа, если указанные проекты являются актами индивидуального применения (не содержат норм права), проекты правовых актов с аналогичным содержанием ранее вносились в представительный орган и были отклонены, указанные проекты противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования.

Решение о назначении публичных слушаний принимается большинством голосов от установленного уставом муниципального образования численного состава депутатов представительного органа.

Отклонение представительным органом муниципального образования инициативы граждан по проведению публичных слушаний может быть оспорено в суде

3.4. Глава муниципального образования вправе назначить публичные слушания по проектам муниципальных правовых актов по решению вопросов, отнесенных к его ведению федеральными законодательными актами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, решениями представительного органа муниципального образования или иными муниципальными правовыми актами .

4. Подготовка публичных слушаний, учет предложений жителей муниципального образования и их участие в обсуждении проектов, вынесенных на публичные слушания

4.1. Подготовка публичных слушаний, назначенных представительным органом муниципального образования, осуществляется уполномоченными подразделениями представительного органа.

Подготовка публичных слушаний, назначенных главой муниципального образования, осуществляется уполномоченными подразделениями местной администрации.

4.2. Представительный орган муниципального образования или глава муниципального образования назначают, основного докладчика, председателя (ведущего) и секретаря публичных слушаний и членов секретариата.

4.3. В порядке подготовки публичных слушаний профильные комиссии представительного органа, а также подразделения администрации муниципального образования представляют заключения на проекты муниципальных правовых актов, вынесенных на публичные слушания.

4.4. Предложения и замечания жителей муниципального образования по проектам муниципальных правовых актов вынесенных на публичные слушания, а также поправки к их положениям направляются в представительный орган муниципального образования, а также главе муниципального образования.

4.5. Жители муниципального образования, направившие предложения, замечания и поправки вправе выступить перед участниками публичных слушаний с обоснованием своих предложений и поправок.

5. Порядок проведения публичных слушаний

5.1. Участникам публичных слушаний предоставляются следующие материалы:

порядок работы публичных слушаний (повестка заседания);

регламент (ведения) публичных слушаний;

порядок учета предложений, замечаний и поправок, поступивших от жителей муниципального образования при принятии проектов муниципальных правовых актов;

проекты муниципальных правовых актов, вынесенных на публичные слушания и материалы, приложенные к ним авторами;

заключения на проекты муниципальных правовых актов;

предложения, замечания и поправки, поступившие к указанным проектам;

иные дополнительные материалы по тематике публичных слушаний.

5.2. Авторы проектов муниципальных правовых актов, предложений, замечаний и поправок вправе распространить среди участников публичных слушаний дополнительные материалы по своим предложениям через секретариат публичных слушаний.

5.3. Участники публичных слушаний регистрируются, указывая свои имя, отчество, фамилию, адрес места жительства

5.4. Участники публичных слушаний обязаны соблюдать регламент публичных слушаний, общественный порядок, уважительно относиться к друг к другу, выступающим и председателю (ведущему) публичных слушаний. Участники публичных слушаний выступают с сообщениями, а также участвуют в прениях в порядке, установленном регламентом публичных слушаний. Слово выступающим предоставляется председателем (ведущим) публичных слушаний.

5.5. Заседание публичных слушаний может быть продлено или продолжено в другой день по решению председателя (ведущего) публичных слушаний.

5.6. Секретариат публичных слушаний ведет протокол заседания.

5.7. В итоговых рекомендациях публичных слушаний должны содержатся предложения участников публичных слушаний об одобрении или отклонении вынесенных на рассмотрение проектов правовых актов, об одобрении или отклонении поступивших предложений, замечаний и поправок к рассмотренным проектам. Решение об одобрении или отклонении принимается большинством голосов участвующих в обсуждении. Итоговые рекомендации публичных слушаний принимаются в порядке, установленном настоящим Положением.

5.8. Председатель (ведущий) публичных слушаний открывает публичные слушания, следит за порядком в зале заседаний, предоставляет слово выступающим, предупреждает выступающих об окончании времени, отведенного для выступления, предоставляет дополнительное время для выступления, лишает слова участников публичных слушаний, нарушающих порядок ведения публичных слушаний. В случае необходимости объявляет голосование по тем или иным вопросам и организует подсчет голосов. Организует принятие итоговых рекомендаций публичных слушаний, подписывает протокол публичных слушаний, итоговые рекомендации публичных слушаний и направляет их в органы местного самоуправления, а также направляет итоговые рекомендации для опубликования в средства массовой информации.

6. Регламент публичных слушаний

6.1. Представительный орган муниципального образования или глава муниципального образования утверждают регламент публичных слушаний.

6.2. В регламенте указываются:

время начала и время завершения заседания;

время выступления основного докладчика (представителя представительного органа или главы муниципального образования);

время выступлений в прениях;

права и обязанности председателя (ведущего) публичных слушаний;

7. Порядок учета предложений, замечаний и поправок, поступивших от жителей муниципального образования при принятии проектов муниципальных правовых актов

7.1. Предложения, замечания и поправки, поступившие от жителей муниципального образования в порядке проведения публичных слушаний, а также рекомендации публичных слушаний в обязательном порядке рассматриваются представительным органом муниципального образования при принятии проекта муниципального правового акта. Авторы предложений, замечаний и поправок вправе присутствовать при их рассмотрении.

Поправки к проектам муниципальных правовых актов в обязательном порядке принимаются или отклоняются большинством голосов от установленного численного состава депутатов представительного органа в порядке установленном регламентом представительного органа.

7.3. Предложения, замечания и поправки, поступившие по проекту муниципального правового акта, подготовленного администрацией муниципального образования (главой муниципального образования), а также рекомендации публичных слушаний назначенных главой муниципального образования рассматриваются комиссией (рабочей группой), создаваемой главой муниципального образования для подготовки проекта муниципального правового акта.

8. Публичные слушания по проекту устава муниципального образования, а также проектам решений о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования

8.1. Публичные слушания по проекту устава муниципального образования, а также проектам решений о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть назначены по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования в порядке, установленном в разделе 3 настоящего Положения.

8.2. Проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении не позднее, чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования представительным органом муниципального образования, и не позднее, чем за 20 дней до проведения публичных слушаний.

8.3. В итоговых рекомендациях публичных слушаний должны содержатся предложения участников публичных слушаний об одобрении или отклонении проекта устава муниципального образования, проектов решений о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также об одобрении или отклонении поступивших предложений, замечаний и поправок к указанным проектам.

9. Публичные слушания по проекту бюджета муниципального образования и отчету об исполнении бюджета муниципального образования

9.1. Публичные слушания по проекту бюджета муниципального образования и отчету об исполнении бюджета муниципального образования должны быть назначены главой муниципального образовании

Представительный орган муниципального образования вправе назначить публичные слушания по проекту бюджета муниципального образования, если администрация муниципального образования выразила не согласие с поправками и предложениями депутатов, комитетов и комиссий представительного органа.

Представительный орган муниципального образования вправе назначить публичные слушания по проекту отчета об исполнении бюджета муниципального образования, если контрольный орган муниципального образования или комиссия представительного органа муниципального образования признали исполнение бюджета либо проекта отчета неудовлетворительными.

9.2. Проект бюджета муниципального образования и отчета об исполнении бюджета муниципального образования, выносящиеся на публичные слушания, подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного порядка учета предложений по указанным проектам, а также порядка участия граждан в его обсуждении не позднее, чем за 14 дней до проведения публичных слушаний.

9.3. В итоговых рекомендациях публичных слушаний по проекту бюджета должны содержаться предложения участников публичных слушаний об одобрении или отклонении проекта, а также поступивших предложений, замечаний и поправок к проекту бюджета.

В итоговых рекомендациях публичных слушаний по проекту отчета об исполнении бюджета муниципального образования могут содержаться оценки исполнения отдельных разделов бюджета, оценки исполнения финансирования целевых программ, а также предложение признать исполнение бюджета и(или) отчета удовлетворительным или неудовлетворительным.

10. Публичные слушания по проектам планов и программ развития муниципального образования

10.1. Публичные слушания по проектам планов и программ развития муниципального образования в том числе проектам планов и программ социально-экономического развития муниципального образования, целевым муниципальным программам могут быть назначены по инициативе главы муниципального образования или представительного органа муниципального образования на этапе их разработки.

В течение 40 дней со дня внесения указанных проектов на рассмотрение представительного органа представительный орган обязан назначить по ним публичные слушания.

10.2. Проекты планов и программ развития муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного порядка учета предложений по указанным проектам, а также порядка участия граждан в его обсуждении не позднее, чем за 30 дней до проведения публичных слушаний.

10.3. В итоговых рекомендациях публичных слушаний должны содержаться рекомендации участников публичных слушаний принять, доработать или отклонить указанные проекты, а также рекомендации об одобрении или отклонении поступивших предложений, замечаний и поправок к указанным планам и проектам.

11. Публичные слушания по вопросам преобразования муниципального образования

11.1. Публичные слушания по вопросам объединения муниципальных образований, разделения муниципальных образований, изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа могут быть назначены по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования в порядке, установленном в разделе 3 настоящего Положения.

Публичные слушания по вопросам преобразования муниципального образования по инициативе населения назначаются представительным органом муниципального образования не позднее чем через 30 дней после обращения инициативной группы, образованной в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.

В случае выдвижения инициативы о преобразовании муниципального образования органами государственной власти субъекта Российской Федерации публичные слушания по вопросам преобразования муниципального образования назначаются представительным органом муниципального образования не позднее чем через 30 дней после обращения органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

11.2. Обоснование инициативы по вопросу преобразования муниципального образования инициаторов предложения, проект закона субъекта Российской Федерации о преобразовании муниципального образования, а также заключения представительного органа муниципального образования и администрации муниципального образования, содержащие юридическую и социально-экономическую экспертизу указанной инициативы подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного порядка учета предложений по указанным инициативам, а также порядка участия граждан в их обсуждении не позднее, чем за 30 дней до проведения публичных слушаний и не позднее чем за 60 дней до проведения голосования населения по вопросу преобразования муниципального образования.

11.3. В итоговых рекомендациях публичных слушаний по вопросам преобразования муниципального образования должны содержаться предложения участников публичных слушаний об одобрении или отклонении указанных инициатив, а также рекомендация согласиться или отклонить указанные инициативы.

12. Публичные слушания по проекту генерального плана муниципального образования и проектам изменений генерального плана муниципального образования

12.1. Публичные слушания по проекту генерального плана муниципального образования проводятся в каждом населенном пункте, входящем в состав территории муниципального образования. При внесении изменений в генеральные планы публичные слушания проводятся в населенных пунктах, в отношении территорий которых предлагается внесение изменений в генеральные планы, а также в населенных пунктах, имеющих общую границу с указанными населенными пунктами.

Для проведения публичных слушаний территория населенного пункта может быть разделена на части в соответствии с установленной законом субъектов Российской Федерации предельной численностью населения, проживающей на территории для проведению публичных слушаний по проектам генеральных планов.

12.2. Публичные слушания по проекту генерального плана муниципального образования и проектам изменений генерального плана муниципального образования назначаются главой администрации муниципального образования.

12.3. Проект генерального плана, проекты изменений генерального плана, документы, входящие в состав генерального плана в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежат официальному опубликованию с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного порядка учета предложений по указанным инициативам, а также порядка участия граждан в их обсуждении не позднее, чем за 1 месяц до дня проведения публичных слушаний.

12.4. Администрация муниципального образования в обязательном порядке организует выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению со дня опубликования проекта генерального плана по день проведения публичных слушаний.

12.5. Итоговые рекомендации публичных слушаний (протокол публичных слушаний) по проекту генерального плана муниципального образования и проектам изменений генерального плана муниципального образования должны содержать предложения участников публичных слушаний об одобрении или отклонении поступивших предложений, замечаний и поправок к проектам, а также заключение о результатах публичных слушаний с рекомендацией об одобрении или отклонении указанных проектов в целом или их отдельных частей.

12.6. В случае внесения изменений в проект генерального плана и повторного внесения проекта генерального плана на рассмотрение представительного органа публичные слушания назначает представительный орган муниципального образования.

13. Публичные слушания по проектам правил землепользования и застройки в муниципальном образовании

13.1. Публичные слушания по проектам правил землепользования и застройки в муниципальном образовании назначаются представительным органом или главой муниципального образования в срок не позднее чем через десять дней со дня внесения проекта на рассмотрение представительного органа муниципального образования.

13.2. Проект правил землепользования и застройки, документы, входящие в состав правил землепользования и застройки в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации, подлежат официальному опубликованию с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного порядка учета предложений по указанным инициативам, а также порядка участия граждан в их обсуждении не позднее, чем за 2 месяца до дня проведения публичных слушаний.

13.3. Публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией состоящей из представителей представительного органа муниципального образования, администрации муниципального образования и специалистов территориальному планированию и архитектуре. Состав комиссии и председатель комиссии утверждаются представительным органом муниципального образования.

13.4. Итоговые рекомендации публичных слушаний (протокол публичных слушаний)по проекту правил землепользования и застройки должны содержать предложения участников публичных слушаний об одобрении или отклонении поступивших предложений, замечаний и поправок к проектам, а также заключение о результатах публичных слушаний с рекомендацией об одобрении или отклонении указанного проекта в целом или его отдельных частей.

14. Публичные слушания о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства

14.1. Публичные слушания о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства в муниципальном образовании назначаются представительным органом или главой муниципального образования в срок не позднее чем через десять дней со дня внесения заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

14.2. Публичные слушания о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства в муниципальном образовании проводятся комиссией состоящей из представителей представительного органа муниципального образования, администрации муниципального образования и специалистов территориальному планированию и архитектуре. Состав комиссии и председатель комиссии утверждаются представительным органом муниципального образования.

14.3. Итоговые рекомендации публичных слушаний (протокол публичных слушаний) о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства должны содержать предложения участников публичных слушаний об одобрении или отклонении поступивших предложений, замечаний и поправок к проекту решения, а также заключение о результатах публичных слушаний с рекомендацией об одобрении или отклонении указанного проекта решения в целом или его отдельных частей.

15. Публичные слушания о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства

15.1. Публичные слушания о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства назначаются представительным органом или главой муниципального образования в срок не позднее чем через десять дней со дня внесения заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

15.2. Публичные слушания о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства проводятся комиссией состоящей из представителей представительного органа муниципального образования, администрации муниципального образования и специалистов территориальному планированию и архитектуре. Состав комиссии и председатель комиссии утверждаются представительным органом муниципального образования.

15.3. Итоговые рекомендации публичных слушаний (протокол публичных слушаний) о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства должны содержать предложения участников публичных слушаний об одобрении или отклонении поступивших предложений, замечаний и поправок к проекту решения, а также заключение о результатах публичных слушаний с рекомендацией об одобрении или отклонении указанного проекта решения в целом или его отдельных частей.

16. Публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории

16.1. Публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории назначаются представительным органом или главой муниципального образования в срок не позднее чем через десять дней со дня внесения заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

16.2. Публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся комиссией состоящей из представителей представительного органа муниципального образования, администрации муниципального образования и специалистов территориальному планированию и архитектуре. Состав комиссии и председатель комиссии утверждаются представительным органом муниципального образования.

16.3. Итоговые рекомендации публичных слушаний (протокол публичных слушаний) по проекту планировки территории и проекту межевания территории должны содержать предложения участников публичных слушаний об одобрении или отклонении поступивших предложений, замечаний и поправок к проекту решения, а также заключение о результатах публичных слушаний с рекомендацией об одобрении или отклонении указанного проекта решения в целом или его отдельных частей.

1 Данная норма имеет смысл в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.

2 Данная норма имеет смысл в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.

Демократия, приходя в общество, приносит с собой определенные новшества, правила, нормы и принципы. Они меняют жизнь населения, делая ее более активной и интересной. Каждому гражданину полезно знать, что такое публичные слушания. Это инструмент влияния человека на государство. Им стоит пользоваться, когда понимаешь, как это правильно делать. Вы знаете? Нет? Давайте разберемся.

Определение

Понятие «публичные слушания» было законодательно оформлено в октябре 2003 года (в РФ). Оно относится к сфере местного самоуправления. Имелось в виду, что население муниципального образования должно принимать участие в обсуждении решений власти. В принципе, желание у граждан присутствовало, но не было механизма учета их инициатив. Его закрепили законодательно, выделив сферу политики для применения.

Таким образом, публичные слушания – это форма волеизъявления гражданского общества. Она не единственная. Существуют и иные формы образования обратной связи руководства муниципальных образований и населения. Особенность понятия «публичные слушания» в том, что при их проведении люди получают возможность влиять на принятие властных решений, участвовать в их формировании. При этом учитывается мнение основных групп населения, осуществляется поиск консенсуса, учет интересов разных слоев.

Какие вопросы должны рассматриваться публично?

Важной особенностью законодательного закрепления рассматриваемого механизма является то, что он принуждает власти советоваться с гражданами по темам, напрямую затрагивающим их жизни. Принять решение без учета мнения населения становится не то что невозможно, но проблематично. Тем более что о проведении публичных слушаний необходимо оповещать народ как можно шире. Данная норма закреплена в законодательстве. Выносятся же на обсуждение следующие вопросы:

  • правила жизни в муниципальном образовании (устав) и все изменения в них;
  • бюджет (доходы и расходы);
  • проекты программ, направленных на развитие, в которые планируется вложить средства;
  • все новшества, связанные с преобразованиями в данном регионе.

Этот перечень неполный. Законодательно закреплена возможность инициирования гражданами или главой муниципального образования рассмотрения иных проблем в порядке публичных слушаний. Кстати, часто люди задаются вполне понятным вопросом: а каким образом им организовать данный процесс, в какие двери стучаться? В первую очередь следует изучить устав муниципального образования. В него, согласно законодательству, должны быть внесены все нюансы проведения этой работы. То есть, чтобы понять, с какой стороны подойти к власти в регионе, нужно прочесть устав. После этого рекомендуется внимательно ознакомиться с действующим законодательством. Тогда станет понятно, как использовать описываемую форму взаимодействия власти с обществом во благо.

Немного о местном самоуправлении

Чтобы понять, для чего проводятся публичные слушания по проекту, следует иметь представление о форме организации муниципальной жизни. Руководит всем местная власть, избираемая, согласно основному закону, плебисцитом. Граждане реализуют свои права на участие в управлении, когда отдают свой голос за политические силы. Но на этом их участие в муниципальной жизни не ограничивается.

Механизм взаимодействия властных структур с народом включает в себя инициативы граждан, их самореализацию, организацию публичных обсуждений важных решений и контроль за их исполнением. Эти формы соответствуют нормам демократического устройства общества. Власти совместно с населением должны стремиться к внедрению их в жизнь. Конечно, это идеальная модель. На практике все значительно сложнее. К примеру, организаторы публичных слушаний сталкиваются с проблемами уже на этапе привлечения людей к своим мероприятиям. Но обо всем по порядку.

Об организации данной формы работы

Рассмотрим правовые принципы института публичных слушаний. Среди их основ законодательно закреплены таковые:

  • предмет слушаний – это, по сути, проекты муниципальных актов, темы которых закреплены законодательно и приведены выше;
  • субъекты инициирования данной формы работы – это население и представительный орган региона;
  • процедура подготовки и проведения, закрепленные уставом.

В указанном нормативно-правовом акте закрепляется открытость проведения обсуждений. Также там должна быть приведена пошаговая инструкция по их проведению. Все описывается понятно и доступно, чтобы граждане могли вникнуть в суть своих прав и обязанностей, чтобы не возникало разночтений. Взаимодействие власти с обществом должно иметь простой и строгий порядок. Публичные слушания для того и проводятся, чтобы донести до населения суть развития региона. Чтобы люди понимали, почему приоритет отдается тем или иным проектам, высказывали собственное мнение, отстаивали взгляды и позиции.

Классификация института публичных слушаний

Данный вид работы можно рассматривать с точки зрения ее функциональности, обязательности проведения, инициаторов, целеполагания и так далее. Существуют такие обсуждения, что затрагивают важные для всех вещи. Некоторые касаются лишь часто населения. К примеру, возьмем классификацию по функциям. Публичные слушания могут проводиться в формах:

  • участие населения в решении местных управленческих вопросов;
  • выявление мнения;
  • привлечения к решению государственных задач;
  • осуществления права на информацию.

Если рассмотреть подобную деятельность с точки зрения обязательности проведения, то увидим, какие именно вопросы нельзя решать без общественности. Они указаны в законодательстве. Так, публичные слушания по проекту бюджета должны быть проведены обязательно. К ним привлекаются широкие слои населения.

Назначение публичных слушаний

Перейдем к бюрократическим процедурам. Когда возникает необходимость проведения данного мероприятия, следует издать специальное распоряжение главы муниципального образования. В нем указываются:

  • тема;
  • точная дата проведения;
  • персональный состав организационного комитета, в который включаются представители и власти, и общественности.

Гражданам следует знать, что муниципалитет (представительный орган) рассматривает их инициативу на очередной сессии. Ее могут и отклонить. Законодательно закреплено, что если документ, в котором формулируется инициатива, подписало более пятисот граждан, то слушания назначаются в обязательном порядке. Конечно, это касается не всех вопросов. К примеру, публичные слушания по бюджету проводятся в обязательном порядке. Это мероприятие, согласно нормам действующего законодательства, нельзя отменить.

Порядок подготовки обсуждения

Всей предварительной работой занимается оргкомитет. Его формируют в течение трех дней с момента принятия инициативы (вынесения решения). Оргкомитет собирается, выбирает председателя, вырабатывает план действий. Проанализировав тему слушаний, этот орган предлагает руководителю муниципалитета назначить ответственной за мероприятие то или иное структурное подразделение исполнительной власти. Кроме того, определяется круг лиц, привлекаемых к организации подготовки повестки дня и ее вопросов.

Здесь необходимо понимать, что любая тема должна быть обеспечена экспертными оценками, при ее рассмотрении следует учесть общественное мнение. То есть слушания готовятся широким кругом специалистов, которыми руководит оргкомитет. Обнародуется информация о проведении публичных слушаний за сорок дней до даты мероприятия. Эта обязанность закреплена законодательно за оргкомитетом. Все нюансы соблюдения порядка, приглашения населения и специалистов, подбора помещения и так далее тоже ложатся на плечи его членов. В их обязанности также входит ведение документации по учету экспертов и их мнений, подготовке итогового документа.

Порядок проведения публичных слушаний

Мы подошли к организации самого мероприятия публичных слушаний. Перед его началом всех участников регистрируют. Ведущий обязан огласить присутствующим тему обсуждения. Далее общим голосованием определяется регламент мероприятия. Только после этого слово предоставляется экспертам в порядке подачи предложений в итоговый документ. По окончании каждого выступления ведущий обязан дать возможность участникам мероприятия задать очередному оратору вопросы. Кроме того, в его обязанности входит поинтересоваться, не изменил ли эксперт своего мнения. После всех выступлений проводится корректировка итогового документа с учетом результатов прений. Ведущий информирует присутствующих, что они имеют возможность внести дополнительные предложения в течение семи дней.

Публикация итогового документа

Этой работой также занимается оргкомитет. Еще семь дней принимаются дополнительные предложения, которые оформляются отдельно от итогового документа. Последний по истечении указанного срока публикуется в местных СМИ, на официальных интернет-ресурсах. Все материалы публичных слушаний передаются главе муниципального образования для дальнейшей работы. Власти обязаны учитывать решение общественности при принятии решений по обсужденному вопросу.

(в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

1 - 2. Утратили силу. - Федеральный закон от 29.12.2017 N 455-ФЗ.

3. Общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (далее в настоящей статье - общественные обсуждения или публичные слушания), проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.

(в ред. Федеральных законов от 20.03.2011 N 41-ФЗ, от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

4. При проведении общественных обсуждений или публичных слушаний в целях обеспечения участников общественных обсуждений или публичных слушаний равными возможностями для участия в общественных обсуждениях или публичных слушаниях территория населенного пункта может быть разделена на части.

(часть 4 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

5 - 7. Утратили силу. - Федеральный закон от 29.12.2017 N 455-ФЗ.

8. Срок проведения общественных обсуждений или публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования об их проведении до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

9. Глава местной администрации с учетом заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний принимает решение:

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 29.12.2017 N 455-ФЗ)

1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;

2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.

Градостроительный кодекс (ГрК) РФ специализируется на регулировании градостроительной деятельности, направленной на развитие территорий городов, различных поселений и отдельных (связанных с этими работами, услугами) отношений. Способствует обеспечению стабильного развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования. Контролирует сбалансированность учёта экономических, экологических, социальных и т.п.факторов при осуществлении градостроительных работ. Провозглашает обеспечение лицам с инвалидностью надлежащих условий для их беспрепятственного доступа к объектам различного назначения. Поднимает такие вопросы, как участие людей и их объединений в осуществлении градостроительства, обеспечение свободы подобного участия, ответственность органов государственной власти нашей страны, госструктур власти субъектов РФ и местного самоуправления за обеспечение достойных условий жизнедеятельности человека и т.д.

Выбор редакции
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...

Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...

В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...

ИСТОЧНИК: http://portalus.ru (c) Н.Л. ШЕХОВСКАЯ, (c) Более полувека назад, предвидя суть грядущих преобразований в России,...
30 января опубликован Приказ налоговой службы No ММВ-7-11/19@ от 17 января 2018 г. На основании этого с 10 февраля 2-НДФЛ 2018 заполняют...
В настоящее время страхователи обязаны сдавать в Пенсионный фонд следующую отчетность:Расчет по форме РСВ-1 – ежеквартальный расчет по...
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...
Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...
В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...