Право и законодательство в финансовой сфере. · своды финансовых норм, систематизированных и кодифицированных в рамках Мировой фондовой биржи, Всемирной межбанковской биржи, Всемирного депозитарного хранения и др


Источниками финансового права являются нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, включающие в себя нормы финансового права.

Важнейшим источником, обладающим высшей юридической силой, является Конституция Российской Федерации, содержащая в себе основные нормы различных отраслей права, в том числе финансового.

Конституция Российской Федерации имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Основополагающее значение для финансово-правового регулирования имеют, например, нормы Конституции Российской Федерации, закрепляющие федеративное устройство России (ст. 1, 5, 65, 66), разграничивающие пределы ведения в области финансовой деятельности между Российской Федерацией и ее субъектами (ст. 71, 72), определяющие формы и содержание права собственности (ст. 8, 35, 36), устанавливающие полномочия Президента Российской Федерации (ст. 80, 84, 90), Федерального Собрания (ст. 101, 104, 106), Правительства Российской Федерации (ст. 114, 115) в области финансовой деятельности, закрепляющие обязанности и права гражданина в области налогообложения (ст. 57). Нормы Конституции Российской Федерации, регулирующие общественные отношения в сфере финансовой деятельности, конкретизируются в федеральных законах.

В системе источников финансового права отсутствует единый кодифицированный нормативный правовой акт, содержащий нормы финансового права. Отсутствие такого акта в финансовом праве обусловило необходимость принятия кодифицированных нормативных правовых актов по отдельным основным подотраслям финансового права - бюджетному и налоговому праву.

Нормы бюджетного права закреплены в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Как отмечается в преамбуле, Бюджетный кодекс Российской Федерации служит целям финансового регулирования, устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяет основы бюджетного процесса в Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Следует отметить, что принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации, кодифицировавшего нормы бюджетного права, способствовало совершенствованию бюджетной системы государства, упорядочило бюджетный процесс, укрепило законность в данной сфере.

Нормы, регулирующие налоговые отношения, закреплены в Налоговом кодексе Российской Федерации, состоящем из двух частей: часть первая устанавливает общие положения законодательства о налогах и сборах, часть вторая регулирует порядок уплаты отдельных видов налогов и сборов.

В систему источников финансового права входит целый рад федеральных законов. Среди них наиболее важным является федеральный закон о федеральном бюджете, который определяет и регламентирует всю финансовую деятельность государства на определенный период. Значимость этого закона определяется тем, что он может изменять, дополнять, приостанавливать или отменять некоторые положения других федеральных законов, когда бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию

Большое значение имеют федеральные законы, регулирующие как общие сферы применения финансовых отношений, так и отдельные их отрасли.

Например, в сфере банковского кредитования - федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О банках и банковской деятельности»", в области страхования - Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и другие законы, регулирующие страховые отношения.

Особое место в системе отраслевых источников финансового права занимает Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

К источникам финансового права относятся нормативные пра-вовые акты Президента Российской Федерации, регулирующие отношения, возникающие в сфере финансовой деятельности, а также закрепляющие полномочия органов исполнительной власти по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности1. Нормы финансового права содержатся и в подзаконных актах Правительства Российской Федерации.

В регулировании финансовой деятельности государства особую роль играют приказы и инструкции Министерства финансов Российской Федерации, а также указания, письма и телеграммы Центрального банка Российской Федерации.

Источниками финансового права являются и соглашения между финансово-кредитными органами по различным финансовым вопросам, которые регулируют определенные отношения, скла-дывающиеся на финансовом рынке (например, соглашения между Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации).

К источникам финансового права отнесены и решения Конституционного Суда Российской Федерации, поскольку Конституционный Суд в определенных пределах выполняет правотворческую функцию, осуществляя толкование и конкретизацию норм Конституции Российской Федерации. Особое значение имеют право-вые позиции Конституционного Суда Российской Федерации в отношении проблем законодательства о налогах и сборах.

В систему источников финансового права входят нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, содержащие нормы, регулирующие финансовые отношения соответствующего уровня.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 15) составной частью правовой системы России являются международные договоры. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные национальным законом, то применяются правила международного договора. Данное конституционное положение отражено в Бюджетном (ст. 4) и Налоговом (ст. 7) кодексах, что позволяет отнести международные договоры к источникам финансового права.

Контрольные вопросы и задания

Является ли финансовое право самостоятельной отраслью права?

Назовите предмет финансового права.

Каковы особенности метода финансового права?

С какими отраслями права пересекается финансовое право?

Раскройте общие принципы финансового права.

Каковы специфические принципы финансового права?

Что включает в себя система финансового права?

Назовите источники финансового права.

" См.: Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 11. - Ст. 945.

Законодательство -- это один из основных методов осуществления государством своих функций, заключающийся в издании органами государственной власти законов;

Совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в целом или один из видов общественных отношений.

Совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, принято определять как финансовое законодательство. Определяя финансовое законодательство как совокупность нормативных актов, содержащих финансово-правовые нормы, следует иметь в виду, что категория “законодательство” употребляется и в ином объеме, в ином смысле.

Так, в общеправовом классификаторе отраслей законодательства, утвержденном Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2171119 Весник Верховного суда РФ, 1993, ст. 49369, совокупность нормативных актов, содержащих нормы финансового права, получила название “Законодательство о финансах и кредите”.

В соответствии со статьей 2 Бюджетного кодекса РФ Бюджетное законодательство РФ состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса РФ (часть первая) “Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и (или) сборах”.

Однако следует помнить, что в соответствии с п. 3 ст. 2 ГК РФ к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство, не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Система законодательства220 Курс лекций, Система законодательства, 20090 - единый по своей социальной направленности и назначению комплекс действующих нормативных актов государства, разделяемый на составные элементы в зависимости от характера регулируемых отношений в различных сферах жизни, а также от места органов, принимающих нормативные акты, в общей иерархической системе органов государства. В отличие от системы права, имеющей объективный характер, система законодательства отличается тем, что на ее формирование значительно влияет субъективный фактор, обусловленный потребностями юридической практики, динамикой развития общественной жизни, необходимостью ее эффективной, оптимальной регламентации. Система законодательства в этой связи может и не совпадать с системой права.В зависимости от специфики можно выделить отраслевую (горизонтальную), вертикальную (иерархическую) и федеративную систему законодательства. Отраслевая (горизонтальная) система законодательства обусловлена предметом правового регулирования, т.е. спецификой регулируемых отношений. В горизонтальной системк законодательства имеются отрасли, совпадающие с одноименными отраслями права (финансовое право -- финансовое законодательство, уголовное право - уголовное законодательство и т.д.). Кроме этого, выделяются так называемые комплексные отрасли, регулирующие отношения в определенной сфере государственного управления (транспорт, связь, здравоохранение. образование, оборона страны и т.д.) и включающие в себя нормы различных отраслей права. В основе вертикальной (иерархической) системе законодательства лежит разделение нормативных актов по их юридической силе и органам государственной власти, их принявшим. По этим критериям весь действующий нормативно-правовой массив государства делится на законы, принимаемые высшим представительным органом страны или всем населением путем референдума, регулирующие самые важные вопросы общественной жизни и имеющие высшую юридическую силу, и подзаконные нормативные акты, которые должны соответствовать законам и издаваться на их основе. В свою очередь подзаконные акты делятся в зависимости от места соответствующего правотворческого органа в иерархической системе органов государства(нормативные акты, принимаемые главой государства, правительством, органами местного самоуправления и др.). В РФ вертикальная система законодательства складывается из следующих подразделений: Конституция РФ, стоящая во главе системы законодательства; ФКЗ; ФЗ; нормативные указы Президента; нормативные постановления Правительства; нормативные приказы, постановления, инструкции и акты иных наименований министерств, государственных комитетов и иных центральных органов исполнительной власти; нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления; нормативные акты, издаваемые администрацией предприятий и учреждений в пределах предоставленных им полномочий (локальные акты).Федеративная система законодательства определяется федеративной структурой государства и распределением правотворческих полномочий между федеральными органами и органами субъектов РФ. По этим основаниям законодательство РФ подразделяется на:

а) федеральное законодательство (Конституция РФ, ФКЗ, ФЗ, указы Президента, постановления Правительства, акты центральных органов исполнительной власти);

б)законодательство субъектов РФ (конституции республик, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга, законы, указы президентов республик, постановления глав администраций и иные нормативные акты);

в) система нормативных актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления (решения, постановления, распоряжения и т.д.);

г) массив локальных нормативных актов (приказы, постановления и т.д.).Современный период развития и совершенствования законодательства РФ характеризуется возрастанием роли субъектов РФ в законотворчестве, основанном на устанавливаемом Конституцией РФ (ст. 72) разграничении предметов ведения РФ и ее субъектов и активной деятельности субъектов РФ по подготовке и принятию региональных законов, кодексов и иных актов.

Широкое понимание термина «законодательство» - это то, что более жизненно и реально применяется на практике.

Система законодательства, как и система права, носит объективный характер. Ее содержание определяется и материальными и социальными условиями жизни общества, а также сущностью самого государства и теми задачами, которые оно решает на конкретном этапе исторического развития. Основным элементом системы законодательства является отрасль законодательства - системная совокупность нормативно правовых актов, регулирующих сферу сходных общественных отношений.

Нормы законодательства с учетом системной взаимозависимости отражают разные уровни внутрисистемных связей. В основе системы законодательства лежит нормативный правовой акт, оформляющий решение полномочного уровня государства. Юридическая сила нормативного акта определяется тем, в какую внешнюю форму он облачен - закона или какого-либо подзаконного акта.

Система законодательства постоянно развивается, при этом оно должно оставаться внутренне согласованным и логичным. Это достигается с помощью систематизации. Существует три основные формы систематизации законодательства:

§ Кодификация - это подготовка обладающего системным характером нового комплексного (сводного) законодательного акта, который регулирует сферы общественных отношений на протяжении длительного времени;

§ Инкорпорация - объединение нормативных актов определенного уровня без внесения изменений в их содержание в определенном порядке (хронологическом, алфавитном и др.)

§ Консолидация - объединение в единый документ блока законодательных актов, предназначенных регулировать определенный вид общественных отношений в логической последовательности, не повлекший внесение изменений в их содержание.

Конституция Российской Федерации как основной закон финансового права

Множество ее норм обладает прямой финансово-правовой направленностью:

  • 57 статья, которая устанавливает обязанность любого гражданина уплачивать установленные законом сборы и налоги, а также положения о законах, которые формируют новые налоги либо те, которые могут ухудшать положение налогоплательщика, обратной силой не обладают;
  • 3 часть 75 статьи, которая определяет, что налоговая система, взиманию налогов в бюджет федерального уровня, и общепризнанные принципы сборов и налогообложения в РФ установлены федеральным законодательством;
  • пункты «ж» и «з» 7 статьи, которые закрепляют в части ведения РФ валютное, финансовое, таможенное, кредитное, урегулирование, денежную эмиссию, базисы ценовой политики, федеральные службы экономической направленности, включая сюда на федеральном уровне банки;
  • федерального уровня налоги и сборы, бюджет федерального уровня, фонды регионального развития федерации;
  • 4 часть статьи 74, которая устанавливает, что государственные займы могут быть выпущены в порядке, определяется законодательством федерального уровня, и размещены на добровольной основе;
  • 5 часть статьи 101, которая наделяет Счетную палату правами в области контролирующих полномочий над исполнением бюджета федерального уровня;
  • 3 часть 104 статьи, которая устанавливает, что законопроекты о введении либо касающиеся отмены налогов, освобождения от их уплаты, о выпуске займов государственных, о переменах в финансовых государственных обязательств, иные законопроекты, которые предусматривают расходы, которые могут покрываться за счет средств федерального бюджета, могут быть внесены лишь при существующем заключения Правительства РФ;
  • 106 статья, которая закрепляет, что рассмотрению в обязательном порядке в Совете Федерации подвергаются принятые Государственной Думой федеральные законы по следующим группам вопросов:

    • федеральный бюджет;
    • федеральные сборы и налоги;
    • валютное, финансовое, таможенное, кредитное урегулирование, денежная эмиссия.

Пункт «а» 1 часть 114 статья, которая устанавливает, что Правительство РФ занимается разработкой, представлением Государственной Думе федерального бюджета, обеспечением его исполнения; представлением Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета.

Законодательство РФ и ее субъектов в области финансового права

Финансовые правовые нормы, которые содержатся также в законодательных актах РФ и ее субъектов, а именно в некоторых федеральных конституционных законах, в их числе ФЗ РФ «О Счетной палате Российской Федерации», который определяет компетенцию и порядок деятельности государственного органа финансового контроля.

Налоговый кодекс РФ , который регулирует отношения в сфере установления, взимания налогов и сборов в РФ, а также отношения в отношении налогового контроля и ответственности за налоговое правонарушение, и бюджетный кодекс РФ, регулирующий отношения, которые возникают в процессии образования доходов и реализации расходов бюджетов всех ступеней бюджетной системы РФ и бюджетов внебюджетных фондов государства и реализации муниципальных и государственных заимствований, урегулирования муниципального и государственного долга, а также по поводу отношений, возникающих в бюджетной процессии.

К законодательным актам Российской Федерации относят и федеральные законы, которые содержат финансово-правовые нормы, и в связи с этим являющиеся источниками финансового права. Источниками финансового права представляются и законы субъектов РФ, которые содержат финансовые правовые нормы, принимаемые в границах компетенции этого субъекта в сфере финансов. К примеру, Областной закон Ростовской области «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области».

Нормативные правовые акты как источники финансового права включают указы Президента РФ, согласно 90 статье Конституции РФ. Президентские указы в области финансово-правового урегулирования являются довольно-таки разнообразными. Указы Президента РФ в финансовой области носят преимущественно организационный характер, то есть включают поручения органам власти государства по выработке каких-либо нормативных актов, выделяют порядок их выработки или главные направления деятельности таких органов в области финансов. К примеру, Указ Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".

Замечание 1

Постановления Правительства РФ представляются финансово-правовым источником в тех случаях, когда они включают нормы финансового права.

Финансово-правовыми источниками, по аналогии с федеральным уровнем, представляются акты органов исполнительной власти на уровне субъектов РФ и органов МСУ.

Нормативные правовые акты ведомственного типа , главное место среди них заняли письма и инструкции Министерства финансов РФ и Федеральной таможенной службы.

Все ведомственные акты финансово-правового характера принимаются на базе и во исполнение законов.

В образе источника финансового права также выделяют нормативный договор . В этом случае в форме источника финансового права играют роль договоры международного типа, а так же соглашения РФ с иными государствами в области налогообложения. К примеру, Соглашение меж Правительством РФ и Австралийским Правительством во избежание двойственного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения по отношению к налогам на доходы, которое было ратифицировано Федеральным законом № 156-ФЗ.

Признание международного правового договора в образе источника российского права базируется на 4 части 15 статьи Конституции РФ, устанавливающей, что принципы, нормы международного права, а так же международные договоры РФ - составная часть ее системы права.

Замечание 2

В случае если международными договорами Российской Федерации будут установлены другие правила, чем те, что предусматриваются законодательством, то они подлежат применению правила международного договора.

Понятие и классификация финансово-правовых норм

Финансовое право как отрасль права имеет свои первичные, исходные элементы, которыми являются финансово-правовые нормы.

Финансово-правовая норма - это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения правило поведения в отношениях, возникающих в процессе образова­ния, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований.

Преобладание в системе финансово-правовых норм обязывающих (императивных), компетенционных норм, а также специфика управомочивающих финансово-правовых норм показывает, что в целом нормы финансового права имеют императивный харак­тер.

Финансово-правовые нормы, как и все иные, имеют структуру. В структуре финансово-правовой нормы выделяются гипотеза, диспозиция, санкция.

Особенности финансово-пра­вовой нормы проявляются главным образом через ее санкции. Во-первых, санкции финансово-правовой нормы имеют денежный характер (ими предусматривается пеня, штраф). Во-вто­рых, финансово-правовые санкции имеют правовосстановительный и карательный (штрафной) характер. К правовосстановительным санкциям относится пеня, к карательным (штрафным) санкциям - штраф. В-третьих, денежные средства, получаемые в результате применения санкций финансово-правовых норм, зачисляются в государственные и муниципальные денежные фонды: бюджеты, государственные внебюджетные фонды.

Финансово-правовая норма не тождественна статье финансово-правового акта. Как правило, все элементы, из которых состоит финансово-правовая норма, не содержатся в одной статье финансово-правового акта, а обычно размещаются в разных статьях. Например, ст. 83 НК РФ содержит гипотезу (которая в формули­ровке опущена, но подразумевается) и диспозицию финансово-правовой нормы, определяющую порядок учета налогоплательщиков, а в ст. 116 НК РФ содержится санкция этой финансово-правовой нормы, так как в ней предусматривается ответственность за нарушения сроков постановки на учет в налоговом органе.

Классификация финансово-правовых норм

В зависимости от функций, выполняемых финансовым пра­вом, финансово-правовые нормы подразделяются на регулятив­ные и охранительные.

К регулятивным финансово-правовым нормам относятся те, которые непосредственно направлены на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и воз­ложения на них обязанностей. К охранительным финансово-правовым нормам относятся те, которые предусматривают применение мер государственного при­нуждения за финансовые правонарушения.

Регулятивные финансово-правовые нормы в зависимости от их юридического содержания классифицируются на обязываю­щие, запрещающие и управомочивающие финансово-правовым нормы.


Обязывающие финансово-правовые нормы - это те, которые устанавливают обязанность лица совершать определенные положительные действия. Большинство финансово-правовых норм обязывающие. Например, в ст. 45 НК РФ установлено: «Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иного не предусмотрено законодательством о налогах и сборах».

Запрещающие финансово-правовые нормы устанавливают обязанность лица воздерживаться от определенных действий, указанных в финансово-правовой норме. Примером может служить норма ст. 87 НК РФ, запрещающая проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и м же налогам.

Управомочивающие финансово-правовые нормы - это такие, которые предусматривают возможность субъекта финансового права действовать в рамках требований финансово-правовой нормы, но по своему усмотрению.

В науке выделяются так называемые специализиро­ванные нормы . Они не являются самостоятельной нормативной основой для возникновения правоотношений, а как бы присоеди­няются к регулятивным и охранительным нормам. Существуют следующие виды специализированных норм в финансовом праве: общие (общезакрепительные); оперативные; коллизионные; нормы-дефиниции; нормы-принципы.

По объему действия нормы подразделяютсяна общие и специальные. Общимu являются нормы, распространяющиеся на целый ряд тех или иных отношений, а специальными - нормы, распространяю­щиеся на определенный вид отношений в пределах данного рода. К примеру, общими являются нормы первой части НК РФ, рас­пространяющиеся на все налоговые отношения, а специальны­ми - нормы, регулирующие тот или иной вид налогов, налого­вых отношений

По территории действия различают финансово-правовые

нормы, действующие: а) на всей территории Российской Федерации; б) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; в) на территории соответствующего муниципального образования.

По времени действия финансово-правовые нормы подразделяются на общие и временные.

В зависимости от особенностей предмета финансово-правово­го регулирования финансово-правовые нормы подразделяются на материальные и процессуальные.

Финансово-правовые нормы содержатся в источниках права. Под источниками финансового права понимается способ внешнего выражения правовых норм.

1. Основным источником финансового права в Российской Федерации является нормативный правовой акт. К нормативным правовым актам как источникам финансового права относятся:

А) Конституция РФ. Многие ее нормы имеют прямую финансо­во-правовую направленность. Это, например, норма ст. 57 , устанав­ливающая обязанность каждого платить законно установленные на­логи и сборы, а также положение о том, что законы, устанавливаю­щие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщи­ка, обратной силы не имеют; норма ч. 3 ст. 75 , определяющая, что система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие прин­ципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанав­ливаются федеральным законом; нормы п. «ж» и «з» ст. 71 , закреп­ляющие в ведении Российской Федерации финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежную эмиссию, основы ценовой политики, федеральные экономические службы, включая федеральные банки; федеральный бюджет, федеральные налоги и оборы, федеральные фонды регионального развития; норма ч. 4 ст. 75 , устанавливающая, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе; ч. 5 ст. 101 , наделяющая Счетную палату правом контроля за исполнением федерального бюджета; ч. 3 ст. 104 , устанавливающая, что законопроекты о введении или отмене нало­гов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ; ст. 106 , закрепляющая норму о том, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам: а) федерального бюджета; б) федеральных налогов и сборов; в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; п. «а» ч. 1 ст. 114 , устанавливающая, что Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета.

Б) Финансово-правовые нормы содержатся также в законода­тельных актах Российской Федерации и субъектов РФ, прежде всего в некоторых федеральных конституционных законах (т.е. тех, которые приняты по вопросам, предусмотренным Конститу­цией РФ). В их числе - Федеральный закон от 11.01.1995 «О Счетной палате Российской Федерации», принятый в соот­ветствии с ч. 5 ст. 101 Конституции РФ и определяющий компе­тенцию и порядок деятельности органа государственного финан­сового контроля.

Наиболее важное место в системе источников финансового права занимаюткодексы , т.е. законы, включающие систему норм, наибо­лее полно регулирующих определенный круг общественных отно­шений. В 1998 г. принят Налоговый кодекс РФ (часть первая), регу­лирующий отношения по установлению, взиманию налогов и сбо­ров в Российской Федерации, а также отношения по поводу налого­вого контроля и ответственности за совершение налогового правонарушения. В 2001 г. вступила в силу вторая часть НК РФ, содержащая 4 главы; в 2002 г. она дополнена еще двумя гла­вами. Кроме того, кодифицированным источником финансового права является Бюджетный кодекс РФ , принятый 17.07.1998 и регулирующий отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджет­ной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фон­дов, осуществления государственных и муниципальных заимство­ваний, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, возникающие в ходе бюджетного процесса. К источникам финансового права можно отнести и Таможенный кодекс РФ , принятый 28.05.2003.

К законодательным актам Российской Федерации относятся и федеральные законы, содержащие финансово-правовые нормы и являющиеся поэтому источниками финансового права. Особое место среди них занимают законы, устанавливающие те или иные налоги и порядок их взимания, например, Налоговый кодекс РФ. Все нормы, состав­ляющие такого рода законы, являются финансово-правовыми. Вместе с тем имеются федеральные законы, которые являются ис­точником финансового права не полностью, а лишь в определенной части. Примером может служить Федеральный закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Феде­рации» , содержащий финансово-правовые нормы, регулирующие основы построения муниципального бюджета, организацию му­ниципальных займов и др.

Источником финансового права являются и законы субъектов РФ , содержащие финансово-правовые нормы, которые принима­ются в пределах компетенции данного субъекта в области финан­сов. Среди них - закон о бюджете субъекта РФ на предстоящий финансовый год. Кроме того, почти все субъекты РФ имеют зако­ны о бюджетном процессе в том или ином субъекте РФ, многие - законы о порядке предоставления налоговых льгот.

В) Среди нормативных правовых актов как источников финан­сового права выделяются указы Президента РФ (ст. 90 Конститу­ции РФ). Указы Президента РФ в сфере финансово-правового ре­гулирования разнообразны. В основном, указы Президента РФ в сфере финансов носят организационный характер, т.е. содержат поручения органам государственной власти по разработке тех или иных нормативных актов, определяют порядок их разработки или основные направления деятельности этих органов в сфере финансов. Таковы, в частности, указы от 25.06.1996 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля», от 16.07.1998 «О неотложных мерах по обеспечению финансовой стабилизации в стране», от 14.05.1998 «О мерах по укреплению финансовой дисциплины и исполнению бюджетного законодательства Российской Федерации». Однако в 1993 г. Президент РФ принимал и указы, имеющие силу закона. Такое право было предоставлено ему V Съездом народных депутатов РФ, состоявшимся в 1991 г., и более не применялось после 25 декабря 1993 г. в связи с вступлением в силу Конституции РФ. В их числе такие указы, как: «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней», а также «О формировании республиканского бюджета Российской Федерации и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации в 1994 году», принятые 22 декабря 1993 г.

Г) Постановления Правительства РФ также являются источниками финансового права в случаях, когда содержат финансово-правовые нормы. Число постановлений Правительства РФ по вопросам государственных финансов велико. В частности, это постановления, регулирующие основные условия выпуска и обращения госу­дарственных ценных бумаг, устанавливающие ставки таможенных пошлин и т.п. Аналогично федеральному уровню источниками финансового права являются акты органов исполнительной влас­ти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Д) Часто источником финансового права являются ведомст­венные нормативные правовые акты . Основное место среди них занимают инструкции и письма Федеральной налоговой службы, Министерства финансов РФ, а также Федеральной таможенной службы . В частности, по каждому виду налогов, установленных Налоговым Кодексом РФ, Федеральной налоговой службой приняты инструкции.

Все ведомственные финансово-правовые акты должны прини­маться на основе и во исполнение законов. Ведомственные норма­тивные правовые акты как источники финансового права приоб­ретают юридическую силу после их государственной регистрации в Министерстве финансов РФ.

Е) Источником финансового права являются и локальные нор­мативные правовые акты , содержащие финансово-правовые нормы. В частности, таковыми являются уставы и решения уче­ных советов государственных высших учебных заведений, уставы государственных и муниципальных унитарных предприятий, ут­вержденные компетентными органами, затрагивающие вопросы их финансовой деятельности и содержащие, соответственно, финансово-правовые нормы.

2. Помимо нормативного правового акта в качестве источника финансового права в последние годы стал выступать норма­тивный договор. Нормативный договор - это договорный акт, устанавливающий правовые нормы типа поведения, обязательные для многочисленного и формально неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные им конкретные правила поведения. В качестве источника финансового права выступают международные договоры и соглашения Российской Федерации с другими странами в сфере налогообложения, например, Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан от 02.03.1994 «Об избежании двойного налогообложения доходов и имущества», соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Болгария от 08.06.1983 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество».

Признание международно-правового договора в качестве источника российского права основано на ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, которая устанавливает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью правовой системы.

Помимо международных договоров в качестве нормативного договора как источника финансового права выступаютдоговоры между органами государственной власти РФ и ее субъектами, а также между самими субъектами РФ по бюджетным и налого­вым вопросам. Например, договор от 02.11.1995 «О бюджетных отношениях между органами государственной власти Красноярского края и Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа».

3. К источникам финансового права также относятся решения Конституционного Суда РФ.

Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе разнообразных нормативных правовых актов, именуемых его источниками. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов государственной власти разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и отраслевые, федеральные, субъектов Федерации, или региональные, местные и др.).

Итак, источники российского финансового права — это правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти (федеральных и субъектов РФ) и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.

Трехуровневый состав — характерная особенность источников российского финансового права, вытекающая из федеративного устройства государства и действия органов местного самоуправления, из разграничения компетенции по правовому регулированию финансовых отношений между федеральными, региональными (субъектов РФ) органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Главный источник финансового права — Конституция РФ, на основе которой приняты конституции и уставы субъектов РФ, а также уставы муниципальных образований. Какого-либо единого источника по этой отрасли права в целом, вроде кодекса, нет. Однако в качестве составной части системы источников финансового права, как уже отмечалось, действуют кодифицированные нормативные акты по налоговому и бюджетному праву: БК РФ и НК РФ. Такие правовые акты приняты в стране впервые и призваны сыграть важную роль в формировании современного российского финансового права.

Среди источников финансового права немало таких, которые содержат нормы других — конституционного, административного, гражданского и т. д. К ним относятся, например, законы о Правительстве РФ, о местном самоуправлении, о банках, об организации страхования, которые регулируют финансовые отношения в комплексе с другими отношениями, являясь источниками как финансового, так и иных соответствующих отраслей права.

Источники финансового права Российской Федерации неодинаковы по своим правовым свойствам. В их числе - законы и акты органов исполнительной власти разных уровней. В настоящее время расширяется сфера регулирования финансовых отношений непосредственно законодательными актами, что важно для повышения авторитетности финансово-правовых норм. Появилось большое число федеральных законов, относящихся к разным сферам финансовой деятельности, действуют кодифицированные нормативные акты — БК РФ и НК РФ, что свидетельствует о развитии правовой основы финансовых отношений в направлении се совершенствования. На данном этапе наблюдается активизация этого процесса.

Новое содержание федеративных отношений в России и развитие местного самоуправления привели к активизации нормотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере финансов. Приняты законы субъектов РФ о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, о налогах, органами местного самоуправления утверждены положения о местных налогах и др. Упомянутые акты наряду с федеральным законодательством — важная часть источников финансового права.

Нормы финансового права содержатся также в актах главы государства и органов исполнительной власти: указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ (например, постановлением Правительства РФ устанавливаются ставки таможенной пошлины). Акты органов исполнительной власти субъектов РФ, принятые по вопросам, соответствующим их компетенции, тоже могут быть источниками финансового права.

Большую группу источников финансового права составляют акты органов исполнительной власти, прежде всего финансово-кредитных — Министерства финансов РФ (Минфина России), Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР России), Центрального банка РФ и др. (приказы, инструкции и т. д.). Некоторые нормативные акты издаются совместно названными органами или вместе с другими экономическими и иными службами (Федеральной службой государственной статистики, Федеральной таможенной службой (ФТС России), Федеральной службой по тарифам и др.), в зависимости от содержания регулируемых отношений. Однако в связи с повышением роли законов и расширением круга рассматриваемых ими в сфере финансов вопросов предмет регулирования у этих органов сузился — до внутренних (для данных органов) отношений.

Соответственно развитию методов финансово-правового регулирования используются новые формы совместных решений финансово-кредитных органов, в частности соглашения между ними. Соглашения по финансовым вопросам не исключены и между другими органами.

Финансово-правовые нормы могут содержаться в актах органов исполнительной власти министерств, служб, регулирующих вопросы финансов в пределах соответствующей отрасли или сферы управления, и, наконец, в локальных актах, принимаемых администрацией предприятий, организаций, учреждений (например, положение о порядке распределения прибыли предприятия, доходов учреждения, полученных от предпринимательской и иной деятельности).

В процессе формирования российского финансового права важная роль принадлежит Конституционному Суду РФ. Она проявляется в том, что в результате рассмотрения конкретных дел он формулирует свою правовую позицию относительно конституционности примененных правовых норм, дает толкование их смысла. В случае признания данных норм неконституционными они утрачивают силу, что должно повлечь изменение законодательства. Решения Конституционного Суда РФ являются общеобязательными на всей территории страны. Дела, касающиеся финансовых, особенно налоговых, отношений, занимают в деятельности Конституционного Суда РФ заметное место. Они уже нашли отражение в финансовом законодательстве, в частности в НК РФ.

В связи с тем, что идет активный процесс формирования финансового права соответственно новым условиям жизни общества, вопросы системы этой отрасли права и систематизации финансового законодательства приобрели особую актуальность. К тому же еще не все области финансовой деятельности получили необходимое правовое регулирование.

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...