Региональные налоги и их характеристика. Региональный налог. Налоги и сборы в Российской Федерации


К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость ;

2) акцизы ;

3) налог на доходы физических лиц ;

4) налог на прибыль организаций ;

5) налог на добычу полезных ископаемых ;

6) водный налог ;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов ;

8) государственная пошлина .

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций ;

2) налог на игорный бизнес ;

3) транспортный налог .

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог ;

2) налог на имущество физических лиц ;

3) торговый сбор .

ОБЩИЕ УСЛОВИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ НАЛОГОВ И СБОРОВ В РФ

Налог считается установленнымтолько в том случае, когда точно определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

1) объект налогообложения;

2) налоговая база;

3) налоговый период;

4) налоговая ставка;

5) порядок исчисления налога;

6) порядок и сроки уплаты налога.

В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Согласно положениям ст. 17 НК РФ при установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.

Установление налогаозначает принятие законодательного акта с целью присвоения наименования налога, отнесение его к числу федеральных, региональных либо местных и определение налогоплательщика и основных элементов налогообложения.

Федеральные налогиустанавливаются исключительно положениями НК РФ, нижестоящие органы представительной власти не могут изменить ни один элемент федерального налога.

Региональные налогиустанавливаются НК РФ, но законодательство субъектов РФ может изменить налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, в пределах, указанных в НК РФ, а так же предусмотренные дополнительные льготы и основное их применение. Льготы не относятся к числу основных элементов, они вообще могут не устанавливаться.

Местные налогиустанавливаются НК РФ, но актами представительных органов муниципальных образований могут изменяться ставки, порядок и сроки уплаты.

Ввести налог (сбор) –значит принять законодательный акт соответствующего уровня с целью взимания налога.

Налоговая базапредставляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговая база и порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ.

Налоговая база и порядок ее определения по региональным и местным налогам устанавливаются НК РФ. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в пределах, установленных НК РФ (ст. 53 НК РФ).

Под налоговым периодомпонимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов (ст. 55 НК РФ).

В Российской Федерации установлены: федеральные, региональные налоги и сборы и местные. Федеральными налоги и сборы устанавливаются налоговым кодексом РФ, они являются обязательными к уплате на всей российской территории.

Региональные налоги и сборы устанавливаются налоговым кодексом РФ, а также законодательством конкретных субъектов РФ. Они вводятся в действие согласно НК РФ законодательством субъектов РФ и обязательны к своевременной уплате на территориях конкретных субъектов РФ. Сроки уплаты, ставка и формы отчетности на региональные налоги определены в законах конкретных субъектов РФ. Незначительна роль региональных налогов в консолидированных бюджетах субъектов в формировании общих доходов.

Благодаря налоговым поступлениям формируется необходимая финансовая база для операций, производимых в экономической сфере областными властями. При этом сама структура, методы и объемы налоговых сборов позволяют правительству области целенаправленно воздействовать на пропорции и темпы накопления производительного и денежного капитала.

Сегодня роль региональных налогов заключена в том, что они являются одним из источников формирования регионального бюджета. Со стороны налоговых органов и правительства регионов им уделяется большое внимание. Особенность региональных налогов, заключена в том, что на федеральном уровне устанавливаются общие принципы его исчисления, а ставки налога и состав льгот, предоставляемых по налогу, определяются региональным законодательством.

Региональные на имущество организации, налог на игорный бизнес. Стоит отметить, что с 01.09.2009 г. в Российской Федерации прекратили действовать игорные заведения, которые не имеют разрешения на проведение и организацию азартных игр в конкретной игорной зоне. Исключение составляют лишь букмекерские конторы и тотализаторы.

Транспортный налог. Налогоплательщики такого налога - лица, на чье имя зарегистрированы какие-либо транспортные средства, признанные объектом налогообложения. По каждому объекту ставка определятся отдельно. Налоговый период - календарный год.

Налог на имущество организаций. Плательщиками данного налога являются иностранные и российские организации независимо от ведомственной подчинённости и (за исключением организаций, применяющих Плательщиками этого налога являются организации, имеющие на своем балансе основные средства, облагаемые этим налогом.

Объекты налогообложения - движимое и недвижимое имущество, учтенное на балансе как объекты основных средств. А так же имущество, которое принадлежит на органам гос. власти.

Иностранные организации являются налогоплательщиками этого налога при осуществлении деятельность в РФ через константные представительства и/или имеют на территории РФ недвижимое имущество в собственности. по этому налогу - среднегодовая стоимость имущества организации, которое подлежит налогообложению. Налоговый период - один календарный год, при этом - квартал, 6мес, 9 мес.

Налоговая политика значительно изменилась, отменены многие региональные налоги, поэтому их роль в структуре доходов региона слишком незначительны, чтобы обеспечить самостоятельное функционирование субъектов РФ на собственные средства.

На сегодняшний день региональные налоги характеризуются рядом проблем в собираемости и администрировании, поскольку налоговыми органами формируется база данных для исчисления таких налогов по сведениям, предоставляемым разными информационными ресурсами, Роснедвижимостью, Росрегистрицией, ГИБДД.

Российская бюджетная система делится на 3 уровня - федеральный, региональный и муниципальный. То же можно сказать и налогах, принятых в РФ. Есть федеральные налоги, которые перечисляются плательщиками и структурами ФНС непосредственно в политический центр. Есть региональные сборы, которые направляются в бюджет субъекта РФ.

Есть местные налоги, что подлежат зачислению в казну муниципалитета. Платежные обязательства, относимые к региональным, вызывают повышенный интерес со стороны многих исследователей. Это вызвано разными причинами. Так, например, в среде аналитиков популярна дискуссия относительно того, стоит ли российским властям давать регионам больше полномочий в части реализации налоговой и бюджетной политики. Есть исследователи, которые однозначно поддерживают подобную идею, другие активно приводят контраргументы. В чем заключаются тезисы экспертов касательно данного вопроса? В чем специфика региональных налогов, установленных российским законодательством?

Какие налоги признаются региональными?

Если следовать положениям НК РФ, к региональным налогам относятся те, что предполагают исчисление и уплату в бюджет субъекта РФ, если иное не установлено на уровне федерального законодательства. Сборы рассматриваемого типа вводятся в действие НК РФ, а также региональными законами. Субъекты РФ имеют полномочия по регулированию соответствующих налогов в части ставок, порядка, а также срока уплаты сборов, если необходимые нормы не зафиксированы на уровне НК РФ. Также региональные власти вправе определять льготы и специфику исчисления базы для сборов, о которых идет речь.


Система региональных налогов, таким образом, фиксируется на федеральном уровне, однако фактическую величину сборов в большинстве случаев уполномочены устанавливать субъекты РФ. Вместе с тем распоряжаться соответствующими платежами российские регионы вправе по своему усмотрению. Данный процесс связан с функционированием бюджетной системы. Изучим ее нюансы подробнее.

Налоги и бюджетная система

Региональные и местные налоги РФ, наряду с федеральными, формируют национальную бюджетную систему России, которая выстроена по единым принципам. Это означает, что процедура сбора соответствующих платежей унифицирована, механизмы распределения денежных средств строго регламентированы. Рассматриваемые налоги в региональный бюджет направляются в полном объеме. В свою очередь, субъект РФ может получать также определенную долю от федеральных сборов, что предусмотрена Бюджетным кодексом. Аналогичная закономерность установлена также и в отношении местных налогов. Иные меры бюджетной поддержки регионов РФ - субсидии, субвенции и прочие меры. Таким образом, даже если региону не хватает собственных налогов, федеральный центр будет готов помочь.

Какие региональные налоги установлены в РФ?

В России в данный момент введено 3 региональных налога. Это налог на имущество организаций (платят только юрлица), на игорный бизнес (его субъекты - юрлица), транспортный налог (его должны уплачивать юрлица, ИП и физлица). Перечень региональных сборов - сравнительно небольшой. Меньше - только местных налогов. Основной объем сборов в бюджетной системе занимают, таким образом, федеральные платежи. Ответить на вопрос о том, с чем связана подобная специфика, мы попробуем позже. Изучим теперь специфику каждого из отмеченных сборов подробнее.

Налог на имущество организаций

Данный региональный налог регулируется положениями статьи 373 НК РФ. Уплачивать его должны организации, в собственности которых есть имущество, которое должно быть объектом налогообложения, исходя из положений статьи 374 Кодекса. Собственно, в указанной части НК РФ говорится о том, что налог, о котором идет речь, должен начисляться на все типы имущества, что учитываются на балансе предприятия как основные фонды.

Рассматриваемый региональный налог, как и другие сборы, относящиеся к данной категории, устанавливается законодательными актами субъектов РФ в части налоговой ставки, порядка, а также сроков перечисления соответствующих платежей в бюджет. База по нему определяется как стоимость балансового имущества в среднегодовом выражении. Учитывается оно при этом по остаточной стоимости, которая формируется, исходя из установленного в конкретной организации порядка реализации бухгалтерского учета, что утвержден в учетной политике.

Если во владении фирмы - недвижимость, и она расположена в другом субъекте РФ, то правила, по которым на нее начисляется соответствующий региональный налог, должны применяться те, что установлены в конкретном субъекте. Базу по рассматриваемому сбору в бюджет плательщики должны исчислять самостоятельно - в соответствии с положениями НК РФ. Так, средняя стоимость собственности, которая формирует налогооблагаемую базу, должна определяться как результат деления суммы, что получена по факту сложения показателей остаточной стоимости активов по состоянию на 1-е число каждого месяца в соответствующем периоде и 1-е - следующего за ним, на общее количество месяцев периода, которое увеличено на 1.


Среднегодовой показатель стоимости собственности, которая является объектом налогообложения, определяется как результат деления суммы, что получается по факту сложения показателей остаточной стоимости на 1-е число каждого месяца периода, а также последнее - периода, на общее количество месяцев, которое увеличено на единицу. Налоговая база по рассматриваемому платежному обязательству уменьшается на величину капитальных вложений на суммы, отражающие расходы на строительство, реконструкцию либо модернизацию сооружений, что располагаются на водных путях внутри РФ, в портах, в аэропортах.

Можно отметить, что имущественный сбор, установленный для физлиц - местный, в то время как налог на имущество - региональный, как мы определили выше. Таким образом, первый тип сбора, предполагающий налогообложение юрлиц, предназначен для пополнения бюджетов муниципалитетов, второй, который платят физлица, направляется в казну субъектов РФ.

Налог на игорный бизнес

Следующий региональный налог - тот, что платят игорные бизнесы.

Область его функционирования - доходы, что получают предприятия от организации азартных игр. Под игорным бизнесом законодатель понимает деятельность, которая направлена на получение доходов в виде различных выигрышей, сборов за проведение игр, а также пари. Активности предприятий в рассматриваемой сфере могут предполагать задействование игровых столов, автоматов, организацию приема букмекерских ставок.

Можно отметить, что в РФ созданы особые игорные зоны - на Алтае, в Приморье, в Краснодарском крае, а также в Калининградской области. Поэтому значительный процент налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в рассматриваемой сфере, работает в указанных регионах. Вместе с тем в других субъектах РФ не запрещены букмекерские конторы. Которые также должны уплачивать налог на игорный бизнес. Рассмотрим подробнее специфику формирования налоговой базы для сбора, о котором идет речь.

Так, в статье 366 НК РФ сказано о том, что объектами налогообложения в данном случае могут быть столы, автоматы, процессинговые центры, пункты приема ставок. При этом каждый из перечисленных ресурсов должен быть обязательно зарегистрирован в ФНС за 2 дня до инсталляции. Для этого необходимо направить в налоговую службу заявление по установленной форме. ФНС, в свою очередь, выдаст фирме, занимающейся игорным бизнесом, свидетельство о регистрации.

Полномочия регионов в регулировании налога на игорный бизнес

Если какой-либо из перечисленных выше объектов налогообложения планируется исключить из оборота, то ФНС также должна быть в курсе этого за 2 дня до выбытия соответствующего ресурса. Как мы отметили выше, региональные налоги и сборы устанавливаются субъектами РФ, и рассматриваемое платежное обязательство бизнесов - в этом смысле не исключение. Регулирование соответствующих платежей осуществляет законодатель на соответствующем уровне. Но в случае если в том или ином субъекте РФ ставки на налог, о котором идет речь, не установлены, то должны применяться минимальные, которые зафиксированы в положениях НК РФ. Налоговый период по рассматриваемому сбору - 1 месяц.

Транспортный налог

К региональным налогам относятся те, что мы рассмотрели выше, а также транспортный. В чем его специфика? Прежде всего, в том, что его плательщики, в соответствии с законодательством, - это не только предприятия, но также и физлица, на которые зарегистрированы в установленном порядке те или иные транспортные средства. При этом подходы законодателя к регулированию исчисления соответствующего налога организациями и гражданами разнятся. Так, юрлица должны определять суммы платежей по сбору, о котором идет речь, самостоятельно. Аналогичную работу за физлиц, в свою очередь, должны проводить сотрудники ФНС на основе сведений, что предоставляют органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств.

Транспортные средства как объект налогообложения

Объекты налогообложения по транспортным платежам в соответствии с НК РФ:

  • автомобили;
  • автобусы;
  • мотоциклы;
  • самолеты;
  • вертолеты;
  • речные и морские суда, гидроциклы;
  • снегоходы.

В целом это практически все виды транспорта, что используются современным человеком. Вместе с тем законодательно определены категории машин, что не могут быть объектами налогообложения. В числе таковых:

  • лодки на веслах, а также моторные, если мощность их двигателя не превышает 5 лошадиных сил;
  • легковые автомобили для людей с ограниченными возможностями, а также те, что имеют мощность до 100 л. с. и выданы гражданам через органы соцзащиты;
  • промысловые суда;
  • пассажирские и грузовые самолеты;
  • морские и речные суда, что находятся в собственности фирм и ИП, для которых пассажирские либо грузовые перевозки - основной вид деятельности;
  • тракторы, комбайны, иные сельскохозяйственные машины - при условии их использования по основному профилю;
  • воздушные суда санитарной авиации, медслужбы;
  • суда, которые зарегистрированы в Российском международном реестре, морские платформы, буровые установки.

Насколько значимы региональные налоги?

Какое значение имеют региональные налоги и сборы для экономики РФ? Можно отметить, что в общем объеме бюджетных поступлений соответствующие платежи занимают сравнительно небольшой процент. Федеральные и региональные налоги в этом смысле очень сложно сопоставить в контексте значимости для экономики страны в целом, поскольку первые имеют выраженное преимущество по общим суммам, перечисляемым плательщиками в бюджет государства. Вместе с тем, как считают многие аналитики, такое положение дел соответствует социально-политическим и экономическим реалиям развития России.

Если региональные и местные налоги будут занимать слишком большую долю в общем объеме бюджетных поступлений, то это, с одной стороны, может привести к выраженному неравенству субъектов РФ в части хозяйственного развития, а с другой - к слишком сильной децентрализации социально-политических и экономических процессов. Некоторые эксперты рассматривают данный тренд как позитивный, однако полагают, что хозяйственная система РФ, ее общество и институты должны подготовиться к передаче большего объема полномочий регионам в части сбора налогов. Это может занять определенное время.

Пока что региональные налоги в РФ значительно уступают по объему федеральным. Вместе с тем политический центр всегда готов, как мы отметили выше, оказать поддержку регионам посредством субсидий, дотаций и иных механизмов, предусмотренных законодательством. Субъекты РФ вправе оставлять у себя некоторый процент от федеральных налогов - в пределах нормативов, зафиксированных в БК РФ. Более того, некоторые аналитики считают, что законодатель оказывает поддержку регионам также и на уровне правового регулирования рассматриваемых сборов - в части предоставления субъектам РФ полномочий устанавливать свои ставки. Правда, в пределах тех крайних значений, что зафиксированы на федеральном уровне. Но эта преференция дает регионам возможность осуществлять более сбалансированную бюджетную политику. Руководство может поднимать ставки там, где сбор соответствующих платежей может быть более эффективным с точки зрения формирования бюджетной выручки и опускать в тех сферах, где слишком большой уровень налоговой нагрузки нецелесообразен.


Резюме

Итак, мы рассмотрели те виды региональных налогов, что установлены в НК РФ. Соответствующие обязательства перед бюджетом имеют очень разные правовые основания для взимания, базы, принципы исчисления, и в то же время сформированы для решения одной задачи - обеспечения бюджетной выручки на уровне субъекта РФ. Региональные власти имеют полномочия в части опеделения ставок по налогам, о которых идет речь, льготам, особенностям исчисления. Однако сами по себе платежи соответствующего типа устанавливаются на федеральном уровне, равно как и предельные значения по ставкам, по которым должны взиматься региональные налоги. Перечень соответствующих сборов, их наименования, назначение фиксируются в положениях НК РФ.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено п. 7 ст. 12 НК РФ.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения (п. 3 ст. 12 НК РФ).

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог (ст. 14 НК РФ).

Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.

Объектом налогообложения для иност-ранныхорганизаций, осуществляющихдеятель-ность в РФ через постоянные представительства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.

В целях настоящей главы иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в РФ порядком ведения бухгалтерского учета (ст. 374 НК РФ).

Выбор редакции
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...

Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...

Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...

12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....
У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...
© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...
Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....