Реализация реформы местного самоуправления в муниципальном образовании. Организация местного самоуправления


В федеративном государстве выделяются три уровня вла­сти - центральная (федеральная), региональная (субъектов Федерации) и местная власть. Согласно ст. 3 Европейской хартии о местном самоуправлении под ним понимаются пра­во и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответст­венность и в интересах местного населения.

Деятельность местного самоуправления регламентирова­на Федеральным законом «Об общих принципах организа­ции местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.95 № 154-ФЗ. В соответствии со ст. 130 Конституции РФ целью местно­го самоуправления являются обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственно­стью.

Органы местного самоуправления не входят в систему ор­ганов государственной власти РФ. Местное самоуправление осуществляется населением в пределах муниципального образования. Территории муни­ципальных образований устанавливаются в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учетом исто­рических и иных местных традиций. Территорию муници­пального образования составляют земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального об­разования независимо от форм собственности и целевого назначения. Местные власти не могут самостоятельно изме­нить территорию муниципального образования. Это являет­ся прерогативой органов государственной власти субъектов Федерации. Однако эти органы не могут изменить границ местной территории без учета мнения населения.

Необходимое условие для осуществления местного са­моуправления - наличие Устава муниципального образования. В уставе закрепляются: границы и состав тер­ритории муниципального образования; вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образо­вания; структура и порядок формирования, наименование, срок полномочий органов местного самоуправления; другие вопросы.

Местное самоуправление осуществляется гражданами в двух формах: непосредственно (выборы, местный референдум, схо­ды граждан) и через органы местного самоуправления.

Муниципальные выборы - это выборы депутатов в пред­ставительный орган местного самоуправления. Муниципаль­ные выборы проводятся в соответствии с общими принципа­ми избирательного права, их порядок определяется законами субъектов РФ.

Местный референдум - это голосование граждан, посто­янно или преимущественно проживающих в границах одно­го или нескольких муниципальных образований, по важным вопросам местного значения. Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо ор­ганами государственной власти или местного значения. Для реализации решения требуется издание специального нор­мативного акта, который обязан принять орган местного самоуправления.


Органы местного самоуправления избираются населением путем прямых выборов при тайном голосовании. Представи­тельный орган местного самоуправления состоит из депута­тов, численный состав которых определяется Уставом. Кроме того может быть предусмотрена должность главы муниципального образования - выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению мест­ного самоуправления. Глава может избираться как гражданами, так и представительным органом из своего состава.

В компетенцию органов местного самоуправления входят управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, охрана общественного порядка, а также иные вопросы местного значения. К иным вопросам местного значения можно отнести: обес­печение комплексного развития территории муниципально­го образования, обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных услугах, коммунально-бытовые работы и другие жизненно важные услуги.

Для реализации указанных полномочий предусматривает­ся возможность наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей им материальных и финансовых средств. Реализация пере­данных полномочий подконтрольна государству, т. е. со­ответствующие государственные органы вправе давать ука­зания местным органам, а последние обязаны отчитываться перед органами государственной власти и несут перед ними ответственность.

Местное самоуправление в РФ гарантируется правом на судебную защиту, что означает право органа местного само­управления обратиться с иском в суд в случае, если госу­дарственные органы или должностные лица препятствуют самостоятельному и независимому осущест­влению органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.

Важной гарантией, направленной на защиту экономи­ческой основы местного самоуправления, является пред­усмотренная Конституцией РФ обязанность государственных органов компенсировать дополнительные расходы органов местного самоуправления, возникшие в результате решений, принятых органами государственной власти.

К гарантиям местного самоуправления Конституция РФ относит запрет на ограничение прав местного самоуправле­ния, что обусловлено организационной самостоя­тельностью и обособленностью местного самоуправления.

бема 9.Основы гражданского права

  1. Понятие и предмет гражданского права.
  2. Принципы гражданского права.
  3. Система гражданского права.
  4. Источники гражданского права.
  5. Понятие и виды гражданских правоотношений.
  6. Субъекты гражданского правоотношения.
  7. Объект гражданского правоотношения.
  8. Основания гражданских правоотношений.
  9. Правоспособность и дееспособность граждан.

10. Правовые основания ограничения правоспособности и дееспособности гражданина.

  1. Опека и попечительство.
  2. Признаки, индивидуализирующие гражданина.
  3. Безвестное отсутствие.
  4. Правовые последствия объявлений гражданина безвестно отсутствующим или умершим.
  5. Понятие и признаки юридического лица.
  6. Индивидуализация юридического лица.
  7. Правоспособность и дееспособность юридического лица.
  8. Способы образования юридических лиц и их учредительные документы.
  9. Прекращение деятельности юридических лиц.
  10. Классификация юридических лиц.
  11. Понятие и сроки исковой давности.
  12. Порядок исчисления сроков исковой давности.
  13. Приостановление, перерыв и восстановление сроков исковой давности.
  14. Понятие и содержание права собственности.
  15. Сделки: понятие, виды
  16. Представительство и его виды.
  17. Доверенность – форма, срок действия.
  18. Обязательства в гражданском праве.
  19. Договор. Условия заключения, изменения и расторжения договора.

В отличие от действовавшего ранее законодательства Закон о местном самоуправлении 2003 г. предусматривает несколько определенных моделей организации системы органов местного самоуправления в муниципальном образовании. При этом одни из них могут использоваться любым муниципальным образованием, другие - только строго определенными (только сельскими поселениями, только муниципальными районами и т.п.).

Можно выделить следующие основные схемы организации органов местного самоуправления по Закону о местном самоуправлении 2003 г.

I. Муниципальные образования всех видов (рис. 2).

Рис. 2. Организация местного самоуправления органов местного самоуправления - модель "сильный мэр - совет"

  • 3. В соответствии с Уставом муниципального образования глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.
  • 5. Представительный орган выбирает своего главу из состава депутатов.

Эта достаточно традиционная модель "сильный мэр - совет" до принятия Закона о местном самоуправлении 2003 г. являлась довольно распространенной в России. В настоящее время она используется преимущественно в крупных городах, однако во многих из них постепенно вытесняется моделью с использованием назначаемого по конкурсу главы местной администрации.

В данной модели глава муниципального образования и местной администрации не являются муниципальными служащими.

II. Муниципальные образования всех видов (рис. 3).

Рис. 3. Организация местного самоуправления органов местного самоуправления - модель "сильный представительный орган - слабый исполнительный орган"

  • 1. Представительный орган избирается населением.
  • 2. Глава муниципального образования избирается населением.
  • 3. В соответствии с Уставом муниципального образования он возглавляет представительный орган.
  • 4. Глава местной администрации назначается представительным органом по контракту по результатам конкурса.
  • 5. Контракт с главой местной администрации заключает глава муниципального образования.
  • 6. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Данную модель можно охарактеризовать как "сильный представительный орган - слабый исполнительный орган". Связано это с тем, что в данном случае выбор кандидата на должность главы местной администрации осуществляется представительным органом, сам глава назначается на контрактной основе, причем контракт он заключает с главой муниципального образования, который выступает в нем работодателем. Глава же местной администрации является муниципальным служащим.

III. Муниципальные образования всех видов (рис. 4).

Рис. 4. Организация местного самоуправления органов местного самоуправления - модель "совет - управляющий"

  • 1. Представительный орган избирается населением.
  • 4. Контракт с главой местной администрации заключает глава муниципального образования.

Эта модель представляет собой разновидность используемой в некоторых странах Европы и в США модели "совет - управляющий". Модель также характеризуется определенным усилением представительной власти в ущерб исполнительной, однако в данном случае он не так заметен, как во второй модели. Модель не предусматривает прямых выборов главы муниципального образования, что делает ее крайне привлекательной для органов власти. В последние годы наблюдается тенденция все большего внедрения ее в практику муниципального управления, в том числе в крупных городах.

IV. Только сельские поселения (рис. 5).

Рис. 5.

  • 1. Представительный орган избирается населением.
  • 2. Глава муниципального образования избирается населением муниципального образования.
  • 3. В соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона о местном самоуправлении 2003 г. он возглавляет представительный и исполнительно-распорядительный органы местного самоуправления.
  • 4. Структура исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления (главы муниципального образования).

Данная схема предусматривается только для сельских поселений и является исключением из общего правила, так как при ее использовании допускается отступление от принципа разделения властей. Достоинством ее является сокращение управленческого аппарата и сведение к минимуму возможности конфликта между представительной и исполнительной властью в муниципальном образовании. Однако на практике она используется крайне редко в силу наличия еще более привлекательной для сельских поселений следующей, пятой, модели.

V. Только сельские поселения (рис. 6).

Рис. 6.

  • 1. Представительный орган избирается населением.
  • 2. Глава муниципального образования избирается представительным органом или населением.
  • 3. В соответствии с ч. 3 ст. 36 Закона о местном самоуправлении 2003 г. он возглавляет представительный орган и исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления.
  • 4. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Данная схема также предусматривается только для сельских поселений и является вариантом предыдущей. Разница между ними заключается в способе избрания главы муниципального образования - в ней отсутствуют прямые выборы главы. В настоящее время она используется в большинстве сельских поселений.

VI. Только муниципальные районы (рис. 7).

Рис. 7.

  • 1. Представительный орган формируется из глав поселений и депутатов представительных органов поселений, входящих в муниципальный район (минимальная численность - 15 чел.) с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства.
  • 2. Глава муниципального образования избирается представительным органом и возглавляет его.
  • 3. Глава местной администрации назначается представительным органом по контракту по результатам конкурса.
  • 4. Контракт с главой местной администрации заключается главой муниципального образования.
  • 5. Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации.

Этот способ формирования представительных органов муниципальных районов является дополнительным по отношению к основным способам. Достоинства его заключаются, во-первых, в усилении связи между муниципальным районом и поселением, во-вторых, в удешевлении системы управления. Характерной особенностью данной модели является возможность не проводить муниципальные выборы на районном уровне, что делает его привлекательным для органов власти.

Основным недостатком данной модели является диспропорция представительства депутатов, возникающая в случаях, если в состав муниципального района включается одно крупное и большое количество мелких поселений (как чаще всего и бывает на практике). В этих случаях интересы жителей наиболее крупного муниципального образования, в котором обычно проживает 70-80% населения муниципального района, представляет то же количество депутатов, что и интересы жителей любого малочисленного поселения. Таким образом, данная схема реально может использоваться только в муниципальных районах, в которых численность жителей входящих в его состав поселений является примерно равной. Чаще всего такая ситуация имеет место в случаях, когда административный центр района (обычно являющийся самым крупным по численности муниципальным образованием) получает статус городского округа и, таким образом, исключается из состава района.

VII. Только муниципальные образования с числом жителей, обладающих избирательным правом, до 100 чел. включительно (рис. 7).

Рис. 7.

  • 1. Глава муниципального образования избирается населением на сходе.
  • 2. Глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.
  • 3. Структура местной администрации утверждается сходом жителей по представлению главы местной администрации.

В поселениях с числом жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 чел. включительно формирование представительного органа муниципального образования является нецелесообразным и его полномочия реализует сход местных жителей. Данная модель используется в малочисленных муниципальных образованиях в обязательном порядке.

Выбор конкретной структуры органов местного самоуправления из возможных возлагается на само муниципальное образование. Выбранная модель закрепляется в его уставе.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. предусматривает особые правила относительно определения структуры органов местного самоуправления во вновь образованных муниципальных образованиях.

Структура органов местного самоуправления в случае создания на межселенных территориях вновь образованного муниципального образования или в случае создания вновь образованного муниципального образования путем преобразования существующего муниципального образования определяется населением на местном референдуме (в муниципальном образовании с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 чел. - на сходе граждан) или представительным органом муниципального образования и закрепляется в уставе муниципального образования.

Проведение местного референдума или схода граждан по вопросу определения структуры органов местного самоуправления вновь образованного муниципального образования обеспечивают органы государственной власти субъекта РФ при наличии соответствующей инициативы жителей вновь образованного муниципального образования.

В решении о структуре органов местного самоуправления муниципального образования, принимаемом на местном референдуме (сходе граждан), устанавливаются:

  • 1) структура (перечень) и наименования органов местного самоуправления;
  • 2) порядок избрания и полномочия главы муниципального образования.

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования.

Органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые надень создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования. До уре1улирования муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования вопросов правопреемства в отношении органов местных администраций, муниципальных учреждений, предприятий и организаций, ранее созданных органами местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, или сих участием, соответствующие органы местных администраций, муниципальные учреждения, предприятия и организации продолжают осуществлять свою деятельность с сохранением их прежней организационно-правовой формы.

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Организация муниципального самоуправления [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Организация муниципального самоуправления является важнейшим элементом государственного управления. Основы и принципы организации местного самоуправления регламентируется Конституцией и федеральным законодательством. В силу регулярного реформирования государственного управления МСУ требует особого внимания.

Общие принципы организации местного самоуправления

Общие принципы местного самоуправления регулируются нормами Конституции РФ и ФЗ РФ №131-ФЗ.

Общие принципы организации муниципального управления характеризуются рядом признаков нашедших отражение на рисунке ниже.

Рассмотрев особенности принципов, следует их перечислить. Итак, принципы организации муниципального управления следующие:

  1. Самостоятельность решения вопросов местного значения;
  2. Организационное обособление органов местного самоуправления в системе управления государством и взаимодействие с органами государственной власти в осуществлении общих задач и функций;
  3. Соответствие материальных и финансовых ресурсов полномочиям органов местного самоуправления;
  4. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением;
  5. Многообразие организационных форм осуществления муниципального управления;
  6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
  7. Законность в организации и деятельности органов местного самоуправления;
  8. Гласность деятельности органов местного самоуправления;
  9. Коллегиальность и единоначалие в деятельности органов местного самоуправления;

  10. Государственная гарантия муниципального управления

Только в случае последовательного следования вышеуказанным принципам возможно эффективное управление на муниципальном уровне в России.

Проблемы развития муниципального образования

В каждом муниципальном образовании имеют место нерешенные проблемы, требующие скорейшего решения. Однако выявить их не всегда так просто как кажется. Проблемы и разработка их решения подразумевают следование определенным целям по совершенствованию местного самоуправления. Все цели следует разделить на группы в соответствии с типами, представленными на рисунке.

Виды целей совершенствования МСУ

Реализация целей по улучшению организации муниципального управления не представляется возможным без участия регионов в различных государственных программах и создания индивидуальных программ для каждого отдельного региона.

Важную роль в адекватной организации МСУ играет программа комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Такие программы являются директивными документами, неразрывно связанными заранее оговоренными ресурсами, исполнителями и сроками. Такие программы направлены на решение приоритетных для муниципального образования задач.

Компоненты системы принципов организации местного самоуправления

Принципы организация местного самоуправления представляют собой основы функционирования местного самоуправления на любом этапе развития .

Конституция Российской Федерации в статье 3 закрепляет народовластие. Реализация народовластия происходит как через органы государственной власти, которые формируются при участии населения и посредством МСУ. Исходя из этого, система местного самоуправления является частью конституционного строя РФ и формой народовластия.

В этой связи представляется необходимым рассмотреть ключевые параметры местного самоуправления как самостоятельного института гражданского общества. Однако нельзя не упомянуть трактовку местного самоуправления в науке о государственном управлении, как основы конституционного строя. В данном случае речь идет о следующих конституционных положениях, закрепляющих местное самоуправление именно в этом качестве. Они представлены на рисунке.

Конституционные положения, закрепляющие местное самоуправление, как элемент конституционного строя

Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан на МСУ. Данное положение конкретизируется в Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.

В данном случае мы говорим не об индивидуальном праве, а общем, т.е. коллективном праве местного сообщества на реализацию МСУ. Согласно нормам ФЗ РФ N 131-ФЗ, записанным в статье 3, существуют правовые пределы:

  1. предел осуществления – городские, сельские поселения и другие муниципальные образования;
  2. ФЗ определяет формы реализации этого права – прямое волеизъявление, выборные и другие органы местного самоуправления.

В ФЗ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закреплены равные права граждан Российской Федерации на осуществление местного самоуправления. Права не зависят от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

Очевидно, что действующее российское законодательство понимает под термином "местное самоуправление" самостоятельную деятельность населения в сфере решения проблем на местном уровне. Конституция РФ официально фиксирует такое восприятие МСУ в статье 130, согласно которой, именно такое понимание зафиксировано в Конституции РФ, ст. 130 которой местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения .

Теперь обратимся к перечню вопросов местного значения. Они перечислены в ФЗ №131-ФЗ. Ниже представлен полны перечень из статьи:

  1. Принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением
  2. Владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью
  3. Местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов местного значения
  4. Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования
  5. Содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений
  6. Организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования

    Охрана общественного порядка

  7. Контроль за использованием земель на территории муниципального образования
  8. Регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также недр для строительства подземных сооружений местного значения
  9. Организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом
  10. Муниципальное дорожное строительство
  11. Организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений, обеспечение населения услугами связи
  12. Создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания и бытового обслуживания
  13. Создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании

И, наконец, МСУ является одной из форм народовластия, через которую осуществляется выражение власти народа. Конституция РФ в ст. 3 определяет основные каналы, через которые народ осуществляет свою власть. А именно: непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления .

Население осуществляет свое право на местное самоуправление как непосредственно, т.е. путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, так и через своих представителей в выборных и других органах местного самоуправления.

Литература

  1. Конституция РФ
  2. Федеральный закон N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
  • 5. Предметы ведения местного самоуправления: понятие, правовое регулирование. Вопросы местного значения.
  • Глава 3. Вопросы местного значения
  • 6. Правотворческая инициатива граждан. Обращения граждан.
  • 7. Местный референдум: порядок назначения, проведения и определения результатов. Правовое регулирование.
  • 8. Органы местного самоуправления как юридические лица.
  • 10. Муниципальные выборы: порядок назначения, проведения и определения результатов. Правовое регулирование.
  • 11. Муниципально-правовые отношения и их субъекты.
  • 12. Сход граждан, собрание и конференция граждан (собрание делегатов) в системе местного самоуправления.
  • 13. Система муниципального права как отрасли права и научной дисциплины.
  • 14. Доходы и расходы местных бюджетов. Местные налоги и сборы.
  • 15. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права.
  • 16. Местный бюджет: порядок формирования, утверждения и исполнения
  • 17. Основные теории местного самоуправления.
  • 18. Структура органов местного самоуправления: понятие и правовое закрепление. Органы местного самоуправления и муниципальные органы.
  • Глава 6. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления
  • Информация об изменениях:
  • 19. Муниципальные правовые акты: наименование, порядок принятия и отмены. Федеральный регистр муниципальных нормативных правовых актов.
  • 20. Особенности организации местного самоуправления в наукоградах.
  • Особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге
  • Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях
  • Особенности организации местного самоуправления в наукоградах
  • Особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра "Сколково"
  • 21. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.
  • 23. Особенности организации местной власти в советский период развития государства.
  • 24. Правовые основы взаимоотношений органов местного самоуправления с муниципальными предприятиями и учреждениями.
  • 25. Общие принципы местного самоуправления: понятие и правовое регулирование.
  • 26. Полномочия местного самоуправления в области образования и культуры.
  • 27. Территориальное общественное самоуправления (тос): понятие, порядок образования и осуществления. Органы тос, их полномочия
  • 28. Межмуниципальное сотрудничество: понятие и формы. Понятие межмуниципального сотрудничества
  • 29. Правовая основа местного самоуправления (общая характеристика). Европейская Хартия местного самоуправления.
  • 30. Права и обязанности муниципального служащего. Ограничения, связанные с муниципальной службой. Правовое положение (статус) муниципального служащего
  • Глава 3. Правовое положение (статус) муниципального служащего
  • 31. Выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
  • 32.Правовые основы взаимодействия органов местного самоуправления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в муниципальной собственности. Муниципальный заказ.
  • 33. Публичные слушания, опрос граждан в системе местного самоуправления.
  • 34. Ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством.
  • 35 Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно – территориальных образованиях.
  • 36 Наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Государственный контроль за их осуществлением
  • 37 Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения.
  • 38. Полномочия органов местного самоуправления в области здравоохранения.
  • 39. Экономическая основа местного самоуправления: понятие, правовое регулирование. Муниципальное имущество.
  • 40. Временное осуществление органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления
  • 41. Особенности организации местного самоуправления в муниципальном районе.
  • 42. Контрольный орган муниципального образования: порядок формирования, функции и полномочия.
  • 43. Ответственность органов и выборных лиц местного самоуправления перед населением.
  • 44 Компетенция органов местного самоуправления: понятие, правовое регулирование.
  • 45.Основы правового статуса депутата представительного органа муниципального образования.
  • 46. Полномочия органов местного самоуправления в области охраны общественного порядка.
  • 47. Представительный орган муниципального образования: порядок формирования, структура, порядок работы, акты.
  • 48. Полномочия местного самоуправления в области жилищного хозяйства, коммунально - бытового и торгового обслуживания населения.
  • 49. Гарантии местного самоуправления: понятие, виды. Судебная и другие правовые формы защиты прав местного самоуправления.
  • 50. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений и охраны окружающей среды.
  • 51. Местная администрация: понятие, структура, полномочия (общая характеристика), акты. Глава местной администрации.
  • Тема 11. Исполнительно-распорядительные органы муниципального образования.
  • 2. Компетенция местной Администрации и её органов.
  • 2. Компетенция местной Администрации и её органов.
  • 3. Организация работы и акты местной Администрации и её органов.
  • 52. Права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.
  • 53. Глава муниципального образования: порядок избрания, правовой статус. Удаление в отставку.
  • 54. Полномочия органов местного самоуправления в области строительства, транспорта и связи.
  • 55. Устав муниципального образования (понятие, содержание, порядок принятия, регистрации, вступления в силу).
  • 38. Понятие и развитие территориальных основ мсу
  • 56. Полномочия органов местного самоуправления в области управления муниципальным имуществом.
  • 57.Муниципальное образование: понятие, виды; порядок образования, преобразования и упразднения
  • 41. Особенности организации местного самоуправления в муниципальном районе.

    Район (уезд) - административно-территориальная единица, которая объединяет в своих границах несколько сельских округов (волостей, сельсоветов), а также городские поселения.

    Вариант организации власти в районе зависит от субъекта Федерации, которые самостоя­тельно решают вопросы своего административно-территориально­го устройства, организации государственной власти на своей тер­ритории, а также от населения городских и сельских поселений, находящихся в административных границах района, имеющих возможность как создавать собственные муниципальные образова­ния в своих поселениях, так и объединяться в целях создания районного муниципального образования.

    Организация местного самоуправления в районе (уезде) возможна в различ­ных вариантах.

    1. В границах территории района может быть создано единое районное муниципальное образование. Особенностью этого вари­анта организации местного самоуправления в районе является то, что в границах территории районного муниципального образова­ния отсутствуют какие-либо иные муниципальные образования (городские, сельские и т.д.). В городских и сельских поселениях, расположенных на территории района, не образуются самостоя­тельные органы местного самоуправления, обладающие правом формировать и утверждать собственный бюджет, вводить местные налоги и сборы и т.д. В этом случае имеются: а) единые районные органы местного самоуправления, которые могут иметь структур­ные подразделения в городских и сельских поселениях, располо­женных на территории района; б) единая районная муниципаль­ная собственность; в) единый районный бюджет.

    Структурным подразделениям районной администрации, кото­рые создаются в городских и сельских поселениях (сельских окру­гах, сельсоветах, волостях), могут передаваться в управление объ­екты районной муниципальной собственности, им могут выделяться также из районного бюджета финансовые средства (смета расходов).

    Данная организация местного самоуправления возможна при условии, что население городских и сельских поселений или органы, обладающие правом от имени населения принимать решения, высказались за образование единого районного муниципального образования.

    Создание единых районных муниципальных образований обусловлено слабостью финансово-экономической базы небольших поселений.

    2. На территории районного муниципального образования имеются другие муниципальные образования (городские, поселковые, сельские). Основной проблемой организации местного самоуправления в районе в этом случае является решение вопросов о взаимодействии районных органов самоуправления с городскими и сельскими поселениями, имеющими статус муниципаль­ных образований, о разграничении источников доходов, объектов собственности между ними. Не допускается подчиненность одного муниципального образования другому. Разграничения полномочий по вопросам совместного ведения устанавливаются договором между муници­пальными образованиями.

    3. В ряде субъектов Федерации район признается уровнем государственного управления.

    Субъекты Федерации вправе создавать территориальные (местные) органы государственной власти общей компетенции: органы представительной и исполнительной государственной власти тер­риториальных единиц, которые непосредственно входят в состав субъекта Федерации. Если в административно-территориальных единицах сформированы органы местного самоуправления, то их полномочия не могут быть прекращены (в связи с созданием соответствующих местных органов государственной власти) без учета мнения населения на основании и в формах, предусмотренных законами субъекта Федерации. Население вправе потребовать проведения в этом случае референдума. Если же такое требование не заявляется, то для досрочного прекращения полномочий муниципальных орга­нов достаточно решения соответствующих представительных органов местного самоуправления.

    При этом надо иметь в виду, что субъекты Российской Федерации, решая вопрос об уровнях публичной власти на своей территории, в большинстве своем не предусматривают создания местных органов государственной власти общей компетенции, образующих самостоятельный уровень публичной власти в субъекте Федерации.

    Во всех случаях организации местного самоуправления в районе (уезде) на его территории могут действовать органы территориального общественного самоуправления. Они создаются в город­ских, сельских поселениях (когда данные поселения не имеют статуса муниципального образования) или на части территории городских, сельских поселений (когда данные поселения имеют ста­тус муниципального образования).

  • Выбор редакции
    Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

    Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...

    Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...

    Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
    Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
    Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
    Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...
    Если вы не новичок в кулинарии, то знаете, что обязательными ингредиентами классических сырников являются творог, мука и яйцо, но уж...
    Сырники популярны у многих славянских народов. Это национальное блюдо русских, украинцев и белорусов. Изобрели их экономные хозяйки,...