Трудовые отношения в китае. Скорая юридическая помощь в китае


Трудовое законодательство Китая регулирует отношения по применению наемного труда и социальные отношения, тесно связанные трудовыми, распространяется на все организации и на всех работников.

Цели трудового законодательства наиболее четко сформулированы в китайском Законе о труде: "Защищать законные права и интересы работников, формировать трудовые отношения в соответствии с потребностями социалистической рыночной экономики, содействовать экономическому развитию и социальному прогрессу.

В законодательстве провозглашены признанные мировым сообществом, закрепленные в актах ООН и МОТ основные индивидуальные и коллективные трудовые права, в том числе право на труд. В китайском Зот, как и в Конституции КНР, отсутствует право на забастовку. В китайском 30Т выделено право работников на участие в управлении производством. Согласно этому акту, работники через посредство собраний трудовых коллективов, их представителей или в иных формах в соответствии с законом участвуют в демократическом управлении предприятием; предприниматели должны консультироваться с представительными органами работников по вопросам, затрагивающим законные права и интересы рабочих и служащих.

Большое внимание в кодификационных актах уделено обеспечению права на труд путем осуществления государством активной политики занятости, направленной на создание новых рабочих мест, расширение возможностей получения работы. Трудовое право Китая объявляет первейшей обязанностью государства, предприятий и общества в целом обеспечивать работой всех трудоспособных граждан.

Большое внимание уделяется правовому регулированию различных аспектов международного труда, учитывая заинтересованность в иностранных инвестициях и в развитии внешней трудовой миграции, призванной смягчить массовую безработицу.

В КНР действует постановление "О регулировании трудовых отношений на предприятиях с иностранными инвестициями (ПИИ)" 1 от 11 августа 1994 г. Согласно этому постановлению, государственные органы по труду осуществляют надзор за кадровой политикой ПИИ, организацией ими профессионального обучения работников, заработной платой, над тарифными надбавками, техникой безопасности и гигиеной труда, страхованием работников.

Локальные правовые акты, издаваемые ПИИ, не должны противоречить китайским законам и административным регламентам.

Постановление предусматривает, что само ПИИ решает вопрос о порядке найма своих работников и их численности. Наем работников в ПИИ должен производиться через посредство признанных государством бирж труда. С разрешения местных властей ПИИ могут нанимать работников непосредственно из любых регионов Китая, но преимущественно китайских работников, проживающих на территории КНР. В случае необходимости найма иностранных граждан или жителей Тайваня, Гонконга и Макао ПИИ должны получить разрешение местной администрации, причем для каждого такого работника.

Понятие "предприятие с иностранными инвестициями" включает в Китае как совместные предприятия, так и иностранные инвестиционные предприятия.

Предприятие с иностранными инвестициями не вправе нанимать работников, которые фактически работают и срок трудового договора, которых не истек; оно обязано организовывать профессиональное обучение нанятых им работников.

Профсоюзу, а при его отсутствии другим представительным органам работников должно быть разрешено заключать от имени работников коллективный договор, призванный регулировать заработную плату, рабочее время, время отдыха, технику безопасности и производственную санитарию.

Трудовой договор на ПИИ должен обязательно заключаться в письменной форме. Все трудовые договоры, заключенные на ПИИ, должны направляться в управление труда местной администрации на утверждение в течение одного месяца после их подписания.

Коллективный договор должен быть зарегистрирован в местной администрации. Он вступает в силу, если в течение 15 дней после получения этого договора местная администрация не выдвинет против него возражений.

В постановлении указаны дополняющие китайское законодательство снования расторжения трудового договора работником, занятым на ПИИ. Такой работник вправе расторгнуть трудовой договор, если предприятие принуждает его к труду путем насилия, запугивания или с помощью иных методов, ограничивающих личную свободу, или если предприятие отказывается выполнять трудовой контракт, нарушает китайские законы и административные регламенты, права и интересы работника. В этом случае работник вправе потребовать возмещения нанесенного ему ущерба.

Как видно, для китайского законодательства характерны высокая степень надзора и контроля государственных органов за деятельностью ПИИ, установление определенных правовых гарантий соблюдения этими предприятиями национального трудового законодательства, прав и интересов местных работников. Показательно, что семь статей указанного постановления (ст. 27- 34) содержат нормы о специальной ответственности ПИИ за нарушение китайского трудового законодательства.

Трудовые договоры в Китае заключаются в письменной форме.

Законодательство определяет обязательное содержание трудового договора.

Согласно ЗоТ КНР, трудовой договор должен обязательно фиксировать следующие элементы: срок, содержание трудовой деятельности; охрану и условия труда; заработную плату; трудовую дисциплину; условия прекращения; ответственность за несоблюдение условий договора. Стороны трудового договора могут включать в него положения, касающиеся охраны коммерческой тайны.

Китайское законодательство объявляет недействительными трудовые договоры, нарушающие нормы права (законы и подзаконные акты) или заключенные с использованием обмана и запугивания.

В КНР трудовые договоры заключаются на определенный срок, на неопределенный и на период выполнения определенной работы. В КНР, если работник проработал на конкретном предприятии десять лет, имея договор на срок определенный, предприятие обязано по требованию этого работника заключить с ним договор на неопределенный срок.

Период испытаний устанавливается по договоренности сторон и не может превысить 6 месяцев. Вопрос о расторжении трудового договора по инициативе работника решается в рассматриваемых странах следующим образом.

В КНР работники имеют право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом администрацию письменно за 30 дней. Работники вправе расторгнуть трудовой договор немедленно в следующих случаях: в период испытания; если предприятие принуждает работника трудиться, прибегая к насилию, запугиванию или незаконному ограничению личной свободы; при невыплате работнику заработной платы и необеспечении ему условий труда в соответствии с трудовым договором.

В КНР заключенные трудовые договоры должны быть зарегистрированы в местных органах по труду.

Досрочное расторжение по инициативе работника срочного трудового договора допускается лишь с предупреждением и по уважительным причинам, перечисленным в законе:

  • 1) работнику не предоставлена работа или не обеспечены условия труда, согласованные в договоре;
  • 2) работнику не выплачена полностью и в установленный срок заработная плата;
  • 3) работник - жертва плохого обращения со стороны предпринимателя или принудительно привлекается к труду;
  • 4) работник не в состоянии выполнять условия договора из-за личных и семейных обстоятельств;
  • 5) невозможность продолжения работы в связи с беременностью.
  • 6) Увольнения работников по инициативе предпринимателей допускаются с предупреждением (в КНР - за 30 дней) или без предупреждения и только по уважительным причинам, перечисленным в законе.

В КНР увольнение без предупреждения допускается по следующим основаниям:

  • 1) неудовлетворительный результат испытания;
  • 2) грубое нарушение трудовой дисциплины или правил внутреннего трудового распорядка;
  • 3) нанесение предприятию серьезного ущерба в результате нарушения работником трудовых обязанностей или злоупотребления им доверием в эгоистических целях;
  • 4) возбуждение против работника в соответствии с законом уголовного дела.

С предупреждением за 30 дней работник в КНР может быть уволен по следующим основаниям:

  • 1) неспособность выполнять свою прежнюю работу или иную предлагаемую ему работу в результате болезни или несчастного случая, не связанных с работой;
  • 2) несоответствие занимаемой должности или выполняемой работе
  • 3) вследствие недостатка квалификации даже после соответствующей учебы или перевода на другую работу;
  • 4) невозможность реализации трудового договора в связи с изменение, объективных обстоятельств при условии, что стороны не достигли соглашения об изменении условий договора.

Не допускается увольнение с предупреждением или в связи с сокращением штатов следующих категорий работников: лиц, потерявших трудоспособность в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием; в период временной нетрудоспособности работников; беременных женщин и кормящих матерей.

Размер выходного пособия, как правило, месячная заработная плата за год работы на данном предприятии. При увольнении в связи с болезнью работника кроме выходного пособия выплачивается медицинская субсидия в размере б-месячной заработной платы. При прекращении трудового договора по соглашению сторон или из-за несоответствия работника занимаемой должности в связи с недостатком квалификации размер выходного пособия не может быть более 12-месячной заработной платы.

В КНР, если предприятие переживает серьезные экономические трудности, находится на грани банкротства и сокращение персонала становится неизбежным, предприятие обязано объяснить ситуацию профсоюзу или всему трудовому коллективу за 30 дней до начала сокращений, выслушать их мнение и сообщить о предстоящих сокращениях местным властям (департаменту труда местного правительства).

(б Китайская Народная Республика. Законодательные акты / Под ред. Л.М. Гудошникова. м: Прогресс, 1989,)

Если предприятие приступает к новому набору персонала в течение 6 месяцев после проведения сокращения, сокращенные работники имеют приоритетное право быть восстановленными на прежней работе. Уволенные работники имеют право на экономическую компенсацию в соответствии с законом (среднемесячная заработная плата за каждый год работы на данном предприятии).

При сокращении штатов не допускается увольнение лиц, ставших жертвой несчастного случая на производстве или профессионального заболевания и получивших полную (частичную) инвалидность; беременных женщин и кормящих матерей; временно нетрудоспособных в результате болезни (в течение установленного максимального периода).

Профсоюзному комитету не предоставлено право вето на решение администрации об увольнении работников, но профсоюзы не отстранены от участия в процедурах увольнений.

В КНР профсоюз вправе высказать свое мнение по поводу увольнения конкретного работника. Если предприятие при увольнении работника нарушает законодательство или трудовой договор, профсоюз вправе потребовать пересмотра решения об увольнении. Если работник обжалует увольнение, профсоюз в соответствии с законом должен оказывать ему помощь.

В КНР в Правилах об увольнении работников государственных предприятий за нарушение трудовой дисциплины 1986 г. установленно, что работники, которые отказываются от не противоречащего законодательству перевода на другую работу, совершают кражу на предприятии, играют во время работы в азартные игры, постоянно конфликтуют с коллегами по работе и с клиентами, нарушают технические правила, подвергаются дисциплинарным наказаниям, а если это не ведет к их исправлению, увольняются с работы. Перечень дисциплинарных санкций приведен в правилах о наказаниях и поощрениях работников 1982 г.: предупреждение, выговор. перевод на низшую должность, увольнение с определенной должности, перевод на другую работу на предприятии, сохранение должности, но с обязательной переэкзаменовкой работника, увольнение с предприятия.

Заработная плата, рабочее время, время отдыха. В стране установлен государственный минимум заработной платы.

В КНР государственный минимум заработной платы устанавливают местные власти (департаменты труда) по регионам. Он может быть месячным, недельным, дневным или часовым.

Определение и изменение размеров минимума заработной платы осуществляются с учетом следующих факторов: прожиточного минимума работников и их семей; среднего уровня заработной платы; социальных пособий, производительности труда; ситуации в области занятости: относительного уровня экономического развития различных регионов.

Согласно Правилам установления государственного минимума заработной платы 1993 г., минимальные тарифные ставки должны быть выше пособий на вспомоществование и по безработице, но ниже среднего размера заработной платы в регионе (обычно 40-60% средней заработной платы).

Если факторы, определяющие размер минимальной заработной платы, изменились или если произошел резкий рост индекса цен, размер государственного минимума заработной платы также подлежит изменению, но не чаще одного раза в год. В минимальный размер оплаты тру да не включаются оплата сверхурочной работы, компенсационные выплаты и выплаты по социальному обеспечению.

В ЗоТ КНР содержатся лишь самые общие нормы, касающиеся защиты заработной платы. Выплата заработной платы должна осуществляться помесячно непосредственно работникам в национальной валюте. Выплата заработной платы в натуре запрещена. Задержка выплаты заработной платы и вычеты из нее возможны только по серьезным основаниям. Предприятие обязано оплачивать работникам праздничные дни, отпуска, гарантировать среднюю заработную плату в случае исполнения ими общественных обязанностей.

Задержка выплаты заработной платы не может превысить одного месяца, при этом предприниматель обязан выплатить работнику компенсацию за такую задержку в виде уплаты процентов на сумму задержанной заработной платы. Размер процентов определяется учетной ставкой банковского процента, публикуемой государственным банком в день расчетов с работниками.

Нормальная продолжительность рабочего времени в КНР - 40 часов в неделю и 8 часов в день.

В отношении сверхурочных работ действуют следующие правила. В КНР сверхурочные работы допускаются в случае производственной необходимости после консультации с профсоюзом и работниками, но максимальная продолжительность их не должна превышать 1 часа в день, а при чрезвычайных обстоятельствах - 3 часа в день при условии ненанесения вреда здоровью работников. Месячная продолжительность сверхурочного времени не должна превышать 36 часов. Однако все эти ограничения не действуют в случае стихийного бедствия, производственной аварии, предотвращения несчастного случая, необходимости проведения срочных ремонтных, либо погрузочно-разгрузочных работ, либо иных работ, затрагивающих общественные интересы. Любые ограничения сверхурочных работ могут быть отменены и при возникновении иных обстоятельств, предусмотренных в законах и административных актах.

За сверхурочную работу предусмотрена повышенная плата, как правило, не менее чем в полуторном размере; в двойном размере (при сверхурочных работах в дни отдыха); в тройном размере (при сверхурочных работах в праздничные дни).

В КНР семь государственных праздников для всех работников. Дополнительные праздничные дни установлены для определенных категорий работников: 8 марта - Международный женский день (только для женщин); 4 мая - День молодежи (только для молодых работников); День детей (только для женщин, имеющих одного ребенка); 1 августа - День армии (для военных учреждений). Все государственные праздники оплачиваемые, Т.е. за праздничные дни выплачивается заработная плата.

В КНР продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска до двух недель в зависимости от непрерывного трудового стажа работы на данном предприятии.

Наряду с обычным ежегодным оплачиваемым отпуском в КНР существует специальный оплачиваемый отпуск "для посещения дома". Он предоставляется работникам государственных предприятий для посещения супруги или родителей, которые живут в другом городе, на большом расстоянии от места работы работника. Такой отпуск предоставляется одному из супругов продолжительностью в 30 календарных дней. Замужние (женатые) работники имеют право на 20-дневный отпуск для посещения родителей один раз в четыре года. Холостые работники имеют право на 20дневный отпуск ежегодно для посещения родителей.

Предусмотрены оплачиваемые отпуска по семейным обстоятельствам (свадьба - 3 дня, похороны близких родственников - от 1 до 3 дней. В связи с поощрением государством поздних браков для вступающих в брак женщин (после 23 лет) и мужчин (после 25 лет) предоставляются в связи со свадьбой дополнительно 7 дней оплачиваемого отпуска.

В КНР оплачивается время, которое работник тратит на общественную работу, предусмотренную законом (политическая учеба, посещение собраний, дежурства в народной дружине и т.п.).

В кодификационных актах содержатся общие положения, касающиеся безопасности и гигиены труда, и специальные нормы об охране труда женщин, женщин-матерей и молодежи.

Следует особо отметить, что большое внимание уделяется охране труда женщин. В Китае в 1992 г. был принят Закон о защите прав и интересов женщин, в котором провозглашено, что женщина имеет право пользоваться льготами и защитными нормами трудового законодательства в пяти случаях: во время менструации; в связи с беременностью; в связи с родами; в связи с кормлением ребенка; во время менопаузы.

Установлена административная ответственность работодателей за следующие виды ущемления прав и интересов работающих женщин: отказ от найма женщины или установление для женщин особо повышенных требований; нарушение принципа равенства мужчин и женщин при оценке труда, продвижения по службе; увольнение женщины в связи с вступлением в брак, беременностью, родами, кормлением ребенка.

Закон о труде КНР запрещает привлекать женщин к труду на подземных, тяжелых физических работах и других работах, не подходящих для женщин в соответствии со специальными законами. Специально запрещен труд женщин в менструальный период на некоторых видах работ: на высоте, в холодной воде, при низкой температуре, на работах, требующих больших физических нагрузок* .

***8 Ли Минян. Коллизионные проблемы в современном Китае:Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность: 12,00,03 -М.,2009.-

Беременные женщины должны быть переведены на легкие работы, не наносящие вреда их здоровью. После седьмого месяца беременности запрещено привлекать женщин к сверхурочным и ночным работам. Отпуск в связи с беременностью и родами не может быть менее 90 дней. Женщины, имеющие детей до одного года, не могут привлекаться к работам, могущим нанести вред их здоровью, а также к сверхурочным и ночным работам.

Государство устанавливает налоговые льготы для предприятий, которые нанимают большое число женщин. Предпринимателям запрещено не только дискриминировать труд женщин, но и оскорблять их честь и достоинство. Важно и то, что имеется специальный запрет увольнения женщин в связи с вступлением в брак.

На предприятиях с большим числом работающих женщин должен быть выделен один из руководителей, призванный специально заниматься женскими проблемами. При принятии руководством предприятия решений, затрагивающих интересы женщин и их детей, должны быть проведены консультации с представителями женщин.

Минимальный возраст приема на работу в Китае - 16 лет.

Молодые работники (до 18 лет) не могут привлекаться к подземным, тяжелым, вредным и опасным работам. Они должны регулярно проходить медицинские осмотры.

Вопросам коллективных трудовых отношений уделено в кодифицированных актах минимальное внимание.

Закон о труде КНР ограничивается общей нормой, согласно которой работники имеют право в соответствии с законом организовывать профсоюзы и участвовать в их деятельности. Профсоюзы представляют работников, обеспечивают их законные права и интересы и независимо осуществляют свою деятельность в соответствии с законом.

Положение профсоюзов в Китае в наибольшей мере определяется Законом о профсоюзах, принятым 3 апреля 1992 г. Цель этого закона гарантировать профсоюзам достойное место в политической, экономической и общественной жизни страны. Профсоюзы призваны обучать и воспитывать работников, развивать у них высокие идеалы и мораль, содействовать поддержанию трудовой дисциплины, организовывать социалистическое соревнование. Профсоюзы пользуются правами юридических лиц.

Государственные органы всех уровней обязаны создавать профсоюзам необходимые условия для их деятельности. Закон устанавливает права и правомочия профсоюзов, в частности в сфере труда и трудовых отношений. Как правило, они носят консультативный характер.

В КНР существует только одна официально зарегистрированная профсоюзная организация-Всекитайская федерация профсоюзов, деятельность которой построена на началах демократического централизма.

Коллективному договору в ЗоТ КНР посвящено всего лишь три короткие статьи. Согласно этим статьям, работники предприятия могут заключать с администрацией коллективные договоры, регулирующие заработную плату, рабочее время, время отдыха, технику безопасности и производственную санитарию, социальное страхование. Проект коллективного договора должен быть представлен на рассмотрение трудового коллектива или его представителей.

Коллективный договор представляется немедленно после подписания в местный государственный орган по труду и автоматически вступает в силу через 15 дней после поступления его копии в местный орган по труду, если последний не выдвигает возражений и не требует корректировки договора. Коллективный договор, заключенный в соответствии с законом, имеет обязательную силу как для предприятия, так и для всех работников. Условия трудовых договоров не могут ухудшать положение работников по сравнению с коллективным договором *.

(***9 Ли Минян. Коллизионные проблемы в современном Китае: Автореферат диссертации lIa СОИСlаllllС ~ "IСlюii степени кандидата юридических наук. Специальность: 12.00.03 -М.,2009.)

В КНР коллективные договоры заключаются только на уровне предприятий на срок от одного года до трех лет и подлежат регистрации в органах по труду.

От имени предпринимателя коллективный договор подписывает директор предприятия или иное лицо, им уполномоченное; от имени работников председатель профкома либо лицо, уполномоченное профкомом.

Каждая сторона имеет право требовать заключения коллективного договора и предлагать его содержание. Не позднее 20 дней после получения предложения начать коллективные переговоры другая сторона должна ответить согласием и назначить конкретный день для начала таких переговоров.

Коллективный договор заключается на срок от одного года до трех лет.

При заключении коллективного договора впервые его срок может быть менее одного года.

Подписанный сторонами коллективный договор направляется на регистрацию в орган по труду провинции.

Рассмотренные нами правила применяются при заключении как коллективных договоров на предприятиях, так и отраслевых коллективных договоров.

В КНР действуют специальные акты, касающиеся участия трудовых коллективов в управлении производством. Права общего собрания трудовых коллективов на государственных предприятиях определены в Правил ах 1986 г. Согласно Закону о предпринимательской деятельности 1994 г., представители профсоюза или трудового коллектива должны приглашаться на все заседания совета директоров, на которых обсуждаются вопросы, затрагивающие интересы работников. Государственные предприятия, преобразованные в общества с ограниченной ответственностью, должны включать представителей трудового коллектива в совет директоров.

На крупных предприятиях, имеющих организационно-правовую форму обществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ, должны создаваться наблюдательные советы из представителей собственника (акционеров) и персонала.

Трудовые споры. Порядок разрешения трудовых споров регулируется в кодификационных актах.

В КНР большинство споров (индивидуальные иколлективные юридические споры) рассматриваются на первом этапе примирительно-посреднической комиссией предприятия (ППКП) и/или комитетом трудового арбитража (КТА).

ППКП состоит из представителей работников предприятия, профсоюза и администрации. Ее председателем является руководитель профсоюзной организации. КТА создается при органе по труду провинции и состоит из представителей государственной администрации, профсоюзов и руководства предприятий. Председателем КТА является представитель госу дарственной администрации.

Стороны могут избрать двухэтапное рассмотрение спора или сразу же обратиться в КТ А. Решение КТ А имеет обязательную силу, если дело по инициативе сторон или одной стороны не перешло для рассмотрения в суд. Если одна из сторон не обращается в суд и не выполняет решение КТ А, другая сторона может обратиться в суд для проведения в жизнь решения КТА. Суд может отказать в признании за решением КТА обязательной силы, если допущено нарушение закона либо решение основано на недостаточных доказательствах ***

. (***10 Киселев ия. Сравнительное и международное трудовое право - М., 2009.)

Суд принимает к своему рассмотрению трудовое дело, если оно предварительно рассматривалось в КТА и стороны (или одна из сторон) не согласны с его решением. Суды рассматривают трудовые дела с использованием обычной гражданско-процессуальной процедуры, используя нормы ГПК.

Коллективные экономические споры рассматриваются в Китае по сути дела с помощью принудительного арбитража, который осуществляют государственные органы по труду. Такая процедура является альтернативой забастовки, право на которую, как уже отмечал ось, не признано в КНР ни в Конституции, ни в ЗоТ.

В заключение хотелось бы отметить особенность трудового законодательства КНР большое внимание, которое уделяется ответственности предпринимателей за нарушение трудовых прав работников, и конкретный характер этой ответственности. Так, гл. 12 Закона о труде КНР содержит детальные нормы (17 статей) об ответственности за нарушение тех или иных положений этого Закона. Предусмотрены различные виды ответственности, в том числе и уголовная. В частности, уголовная ответственность предусмотрена для предпринимателей, которые принуждают работников к труду путем насилия, угроз, незаконного ограничения личной свободы.

Специальное выделение в ЗоТ КНР и конкретизация ответственности за нарушение его норм способствуют усилению эффективности трудового законодательства в целом, но особенно важно, когда речь идет охране труда работников, технике безопасности и производственной санитарии.

Трудовое право в Китае регулируется сразу двумя документами «Законом о труде» и «Законом о трудовом договоре».

В области права в Китае действуют два основных нормативно-правовых акта:

  • Закон КНР «О труде»
  • Закон КНР «О трудовом договоре»
и дополнительные нормы и правила «Об оплачиваемом ежегодном отпуске рабочих и служащих». Вопросы труда всей страны решает ведомство трудовой администрации Государственного совета. Органы трудовой администрации местных народных правительств уездной ступени и выше решают вопросы труда своих административных районов. Закон КНР «О труде» был «принят на 8-м заседании Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей восьмого созыва 5 июля 1994 года, введен в действие с 1 января 1995 г». Общие положения сразу сообщают основные задачи этого «закона для всех»: Статья 1. Настоящий Закон разработан и принят в соответствии с Конституцией в целях защиты законных прав и интересов трудящихся; регулирования трудовых отношений; созидания и защиты системы труда, отвечающей потребностям социалистической рыночной экономики; содействия экономическому развитию и социальному прогрессу. Статья 2. Настоящий Закон применяется ко всем находящимся на территории Китайской Народной Республики предприятиям, индивидуальным хозяйственным организациям (ниже именуемым общим названием - наниматель) и трудящимся, вступившим с ними в трудовые отношения. Государственные учреждения, практические организации, общественные объединения и трудящиеся, связанные с ними отношениями по трудовому договору, также должны исполнять настоящий Закон. Если служащий хорошо работает, повышает квалификацию, исполняет все правила и нормы, он имеет «право на оплату труда; право на отдых; право на обеспечение охраны безопасности и гигиены труда; право на получение образования и профессиональной подготовки, право на социальное страхование и благосостояние, право на решение трудовых споров по поданным заявлениям и другими трудовыми правами». По государственной системе рабочего времени все трудящиеся (в том числе те, кто работает сдельно) работает не больше 8 часов в сутки и 44 часов в неделю. (Большинство «очевидцев» утверждает, что во всей Азии рабочий день никогда не длится положенные 8, но всегда 12-14 часов. При этом многие отмечают, что в азиатских странах перерабытывают с радостью и улыбкой. А лишние часы обычно уходят на проведение собраний, которые могут тянуться по несколько часов). Что же происходит со сверхурочными? Официально работодатель может продлить рабочее время не более чем на один час каждый день; в крайней необходимости при особых обстоятельствах возможно продлить рабочее время (при условии гарантии сохранности здоровья трудящихся) не более чем на три часа каждый день, но не более чем на 36 часов каждый месяц. Сверхурочные оплачиваются: 1) если с трудящимися обговорено продление их рабочего времени, то им выплачивается заработная плата не ниже 150% заработной платы; 2) если с трудящимися обговорено о работе в дни их отдыха при невозможности возместить этот отдых, то им выплачивается заработная плата не ниже 200% заработной платы; 3) если с трудящимися обговорено, что они будут работать в дни установленного законом отпуска, то им выплачивается заработная плата не ниже 300% заработной платы. Оплачиваемый ежегодный отпуск можно получить после непрерывного года работы. Что касается выходных, то по закону - полагается один в неделю. При этом сделана оговорка, что если это правило соблюдать не удается, можно организовать «труд трудящихся» по-другому. С выходными тоже не все ясно. Есть всенародные праздничные дни: 1. первый день Нового года; 2. праздник Чуньцзе; 3. Международный праздник труда; 4. день Национального праздника; А дальше идет дополнение: и другие праздничные выходные дни, установленные законами и подзаконными актами. Общее количество выходных дней, поэтому, остается нечетким и, очевидно, зависящим от дополнительных условий. Работникам предоставляются все условия безопасности и гигиены труда. Сами эти условия определяет государство. Работодатель обязан периодически проверять состояние здоровья трудящихся, занятых на профессионально вредных производствах. Дальше в законе идет интересный пассаж, который можно запомнить и цитировать: Трудящиеся имеют право отказываться выполнять производственные задания авантюристического характера, полученные от управленческого персонала нанимателя в приказном порядке в нарушение правил; они имеют право высказывать критику, изобличать, направлять жалобы на те действия, которые приводят к угрозе опасности для жизни и здоровья трудящихся. Короткая глава 8 Закона «О труде» посвящена особой охране государства женщин-служащих, работниц и несовершеннолетних работников. Несовершеннолетние работники - это те, кому уже исполнилось 16, но еще не исполнилось 18. Детям и женщинам нельзя работать на физически-тяжелых работах и время от времени им необходимо обследовать здоровье. Женщины, родившие ребенка, получают отпуск на 90 дней. Закон «о Труде» также (не подробно) рассматривает вопросы профессионального обучения и подготовки, социального страхования и благосостояния, все вопросы трудовых споров, контроля и инспекции и правовой ответственности. Закон «О трудовом договоре» принят на 28-м заседании Постоянного комитета ВСНП 10-го созыва 29 июня 2007 года, вступил в силу 1 января 2008 года. Трудовой договор, чаще всего, определяет намного больше, чем основные законы о труде. Сам закон был создан для «защиты законных прав и интересов работников, становления и развития гармоничных и стабильных трудовых отношений». Трудовой договор заключают все работники, кроме частично занятых (с ними допускается заключать только устные соглашения). Предусмотрено заключение срочного трудового договора, бессрочного трудового договора, а также срочного трудового договора на выполнение определенного объема работ . Все трудовые договоры должны быть заключены не позднее одного месяца после начала выполнения работ (иначе работодателя ждут крупные санкции, все - в пользу работника. Которому будут выплачиваться компенсации). Перед заключением договора стоит прочитать этот небольшой, но очень подробный закон «О договорах». Там описано и заключение и расторжение, и контроль и правовая ответственность. Оба закона переведены на русский язык и находятся в свободном доступе в интернете.

■ Развитие трудового права в Китае и во Вьетнаме в 90-е годы проходит под знаком "социалистической модернизации", име­ющей целью формирование "социалистической рыночной эко­номики". В обеих странах сохранились по настоящее время многие чер­ты сложившейся ранее экономической, политической и право­вой системы (преобладание государственной собственности; ру­ководящая роль коммунистических партий; монопольное положение единых профсоюзов, выполняющих ряд функций, характерных для профсоюзов в социалистических странах; от­сутствие или серьезные ограничения права на забастовку). Но вместе с тем в новых законах о труде и особенно в новых коди­фикационных актах: Законе о труде КНР (далее ЗоТ) и Трудо­вом кодексе СРВ, принятых почти одновременно в 1994 г. и всту­пивших в силу с 1 января 1995 г., проявились тенденции, свидетельствующие о стремлении сформировать национальные системы трудового права современного типа, соответствующие общепризнанным принципам и нормам международного трудо­вого права, стандартам ООН и МОТ1 и учитывающие импера­тивы формирующейся в этих странах рыночной экономики. 1 К началу 1998 г. Китай ратифицировал 18, а Вьетнам - 12 конвенций МОТ. 424
Налицо, рецепция как Китаем, так и Вьетнамом ряда поло­жений и конструкций, присущих трудовому праву стран разви­той рыночной экономики. В новом трудовом законодательстве Китая и Вьетнама нахо­дит отражение специфика этих стран, их особый путь постепен­ного развития от командно-административной системы к ры­ночной экономике, характерные черты их политических режи­мов, стремящихся сохранить любыми средствами общественную стабильность, обеспечить максимальную мобилизацию всех име­ющихся хозяйственных ресурсов для преодоления вековой от­сталости, скорейшей модернизации экономики, подъема жиз­ненного уровня народных масс. В структуре и в содержании новых кодификационных актов по труду Китая и Вьетнама можно обнаружить сходство с совет­скими кодексами законов о труде. При этом социалистические компоненты в наибольшей степени присутствуют в коллектив­ном трудовом праве, а также в отдельных формулировках, отра­жающих господствующую в этих странах идеологию ("оплата по труду", "трудовое соревнование", "потребности социалистичес­кой рыночной экономики", "стимулирование образцового тру­да", "участие работников в социальном добровольном труде"). В регулировании же индивидуальных трудовых отношений заметно заимствование западного опыта. Это особенно относит­ся к Вьетнаму. В Китае широкомасштабные реформы трудовых отношений начались еще в 70-80-е годы, одновременно с началом эконо­мических реформ, связанных с именем Дэн Сяопина. В 1986 г. были изданы четыре Временных правила по регули­рованию трудовых отношений в государственном секторе: о тру­довых контрактах; о трудоустройстве; об увольнениях в связи с нарушениями трудовой дисциплины; о страховании по безрабо­тице. Эти правила вводили новую модель индивидуальных трудо­вых отношений, призванную постепенно заменить действовав­шую прежде систему пожизненной занятости, при которой наем, перемещение, увольнение значительной части работников до­пускались только с разрешения государственного органа. Новая система вводила свободу найма и увольнений и пре­дусматривала заключение срочных трудовых контрактов продол­жительностью не менее одного года, детально определяющих обязанности, условия труда, способы обеспечения трудовой дисциплины, порядок увольнений. Уважительными признава­лись увольнения работников вследствие нарушения трудовой 28 Киселев и. я. 425
дисциплины, профессиональной непригодности, выявленной в период испытания, длительной болезни, привлечения работни­ка к уголовной ответственности, банкротства предприятия. Продолжением законодательных реформ в 90-е годы в Китае стало принятие Закона о профсоюзах 1992 г., Закона о безопас­ности труда в шахтах 1992 г., Закона о технике безопасности и производственной санитарии 1993 г. и ряда других нормативных актов, относящихся к отдельным институтам трудового права (например, Правила установления государственного минимума заработной платы 1993 г., Правила о порядке разрешения тру­довых споров 1994 г.). Закон о труде 1994 г. подвел итоги первого этапа реформ тру­дового права и одновременно создал основу для дальнейшего развития законодательства о труде. В течение ближайших лет в Китае предполагается принять пакет новых законов, дополняю­щих и детализирующих Закон о труде. В числе разрабатываемых актов законы о трудовом договоре, о содействии трудоустрой­ству, об охране труда, об условиях труда, о заработной плате, о рабочем времени, о трудовых спорах, о социальном страхова­нии. Закон о труде (ЗоТ) КНР состоит из 107 статей, сгруппиро­ванных в 13 глав: общие положения; поощрение занятости; тру­довые и коллективные договоры; рабочее время и время отдыха; заработная плата; техника безопасности и производственная са­нитария; специальная охрана труда женщин и молодежи; про­фессиональное обучение; социальное страхование и благосос­тояние; трудовые споры; надзор и контроль за соблюдением законодательства; ответственность за нарушение законодатель­ства; переходные положения1. Трудовой кодекс Вьетнама состоит из 198 статей, сгруппи­рованных в 17 глав: общие положения; занятость; профессио­нальное обучение; трудовой договор; коллективный договор; заработная плата; рабочее время и время отдыха; трудовая дис­циплина и ответственность работников за ущерб, причиненный имуществу предприятия; техника безопасности и производствен­ная санитария; труд женщин; труд молодежи и особенности ре­гулирования труда некоторых других категорий работников; со- 1 Для реализации ЗоТ Министерство труда КНР издало 17 постановлений, конкретизировавших, развивших положения ЗоТ и создавших механизмы его практического применения. Среди этих постановлений правила о коллектив­ных договорах, о выплате заработной платы, о профессиональном обучении, об охране труда подростков, о режимах труда, об инспекции труда на шахтах и в строительстве, об ответственности за нарушение норм трудового права. 426
циальное обеспечение; положение профсоюзов; трудовые спо­ры; администрация по труду; государственная инспекция по труду; заключительные положения. Новейшие кодификационные акты КНР и СРВ имеют много общего как по структуре, так и по содержанию. Вместе с тем имеются и некоторые различия. Сравнительно-правовой анализ этих двух законов позволяет отчетливо увидеть специфику раз­вития трудового права государств, осуществляющих по-своему переход от социализма к рыночной экономике.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме § 1. ЗАКОН О ТРУДЕ КИТАЯ И ТРУДОВОЙ КОДЕКС ВЬЕТНАМА - СИМВОЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ТРУДОВОГО ПРАВА:

  1. Развитие трудового права в 1921 - 1929 гг. Кодекс законов о труде РСФСР 1922 г.
  2. § 2. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА КИТАЯ И ВЬЕТНАМА: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ
  3. Сформулируйте определение трудового права. Раскройте предмет трудового права. Опишите характерные черты метода трудового права.
  4. Назовите основания прекращения трудового договора (ст. 35 Трудового кодекса Республики Беларусь). Опишите порядок прекращения трудового договора по соглашению сторон.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Настоящий кодекс устанавливает защиту законных прав и интересов трудящихся, регулирует трудовые отношения, охраняет трудовой режим социалистической рыночной экономики, содействует экономическому развитию и общественному прогрессу, согласно Конституции.

Статья 2. Настоящий кодекс применяется к предприятиям, индивидуальным предпринимателям и для формирования трудовых отношений трудящихся.

Статья 3. Трудящиеся имеют равные права в трудоустройстве и выборе профессии, в вознаграждении труда, в отдыхе, в обеспечении безопасности и санитарных условий, в получении профессионального обучения, в страховом и социальном обеспечении, в разрешении трудовых споров, а также в других установленных законом правах.
Трудящиеся должны добросовестно выполнять свои трудовые обязанности, повышать профессиональные способности, соблюдать безопасность труда, уважать трудовую дисциплину и профессиональную этику.

Статья 4. Организации, использующие наёмный труд, согласно закону и положениям устава, гарантируют выполнение трудовых прав и обязательств трудящихся.

Статья 5. Государство принимает разные меры, содействует трудоустройству, развивает профессиональное образование, устанавливает трудовые нормы, регулирует общественный доход, совершенствует общественное страхование, гармонизирует трудовые отношения с целью повышения уровня жизни трудящихся.

Статья 6. Государство поощряет трудящихся исполнять социалистический трудовой долг, поддерживает дух трудовой соревновательности и инициативу внесения рационализаторских предложений, благоприятствует проведению научных исследований трудящимися, внедрению технических новаторств и изобретений, торжественно отмечает и награждает образцовых и передовых тружеников.

Статья 7. Трудящиеся согласно закону имеют право принимать участие в профсоюзной деятельности и организовывать профсоюзы.
Профсоюзы, согласно закону, имеют все законные права на самостоятельную деятельность.

Статья 8. Трудящиеся согласно закону участвуют в демократическом управлении, защите законных прав трудящихся на предприятиях, проведении равноправных переговоров через собрание рабочих и служащих, съезд представителей рабочих или другие формы.

Статья 9. Административный отдел труда при Госсовете контролирует работу всех трудящихся.
Административный отдел труда местного народного правительства всех уровней от уездного уровня контролирует работу трудящихся данного административного района.

Глава II. Содействие в трудоустройстве

Статья 10. Государство, содействуя развитию экономики и общества, создаёт условия для трудоустройства, расширяет возможности трудоустройства.
Государство поощряет те предприятия, коммерческие структуры, общественные организации, которые в рамках законодательства и административных постановлений, учреждают новые формы деятельности, увеличивая тем самым количество рабочих мест.
Государство поддерживает тех трудящихся, которые самостоятельно устраиваются на работу и которые занимаются индивидуальным предпринимательством.

Статья 11. Народные правительства всех уровней должны принимать меры, совершенствуя структуру биржи труда, предоставляя услуги трудоустройства.

Статья 12. Устраивающиеся на работу, вне зависимости от национальности, расы, пола, религии, не дискриминируются.

Статья 13. Женщины обладают равными с мужчинами правами при устройстве на работу. При приеме на работу нельзя отказывать женщине в предоставлении рабочего места исключительно из-за половой принадлежности или преувеличивать требования к женщине при трудоустройстве, исключением являются виды работы или должности, которые не могут занимать женщины согласно государственным постановлениям.

Статья 14. Калеки, работники из малочисленных народностей, отставные военные, законодательно имеющие особые права, регламентируются отдельно.

Статья 15. Запрещается предприятиям принимать на работу подростков, не достигших 16 летнего возраста; если предприниматель нарушает данную статью, он должен получить разрешение суда, согласно соответствующим государственным постановлениям, а также гарантировать право подростков на образование.

Глава III. Трудовой договор и коллективный договор

Статья 16. Трудовой договор устанавливает отношения работника и предприятия, определяет двусторонние права и обязанности.
Заключение трудового соглашения устанавливает трудовые отношения.

Статья 17. Заключение и изменение трудового договора основано на принципах равенства, добровольности, согласованности, единства, недопустимо нарушать законы, нормативно-правовые акты.
Трудовой договор, заключённый по закону, является инструментом, обладающим обязательной силой. Участники договора обязаны выполнять обязанности, установленные трудовым договором.

Статья 18. Следующие виды трудовых договоров считаются недействительными:
- трудовые договор, нарушающий закон и нормативно-правовые акты;
- трудовой договор, заключённый с применением мошенничества и угроз.
Недействительный трудовой договор с момента его заключения не имеет обязательной силы.
Если признанные недействительными статьи трудового договора не влияют на эффективность других статей, то другие статьи по-прежнему имеют силу.
Недействительность трудового договора признаёт арбитражная комиссия по решению трудовых споров или народный суд.

Статья 19. Трудовой договор заключается в письменной форме и имеет следующие статьи:
1) срок действия трудового договора;
2) содержание работы;
3) защита труда и условия труда;
4) вознаграждение труда;
5) трудовая дисциплина;
6) условия прекращения трудового договора;
7) ответственность за нарушение трудового договора.
Кроме указанных необходимых статей трудового договора, стороны могут договориться о включении в трудовой договор других условий.

Статья 20. Сроки трудового договора подразделяются на определенные, неопределенные и сроки по завершению работы.
Если работник, проработавший на одном предприятии свыше 10 лет, выдвигает требование заключить договор на неопределённый срок, при согласии сторон следует заключить трудовой договор на неопределённый срок.

Статья 21. В Трудовом договоре может быть установлен испытательный срок. Испытательный срок не может превышать 6 месяцев.

Статья 22. Стороны трудового договора могут ставить условия сохранения производственной тайны предприятия.

Статья 23. При наступлении установленных трудовым договором условий прекращения трудового договора или по требованию сторон трудового договора, трудовой договор прекращается.

Статья 24. По обоюдному согласию стороны могут расторгнуть трудовой договор.

Статья 25. Трудовой договор может быть расторгнут работодателем на следующих основаниях:
1) в период испытательного срока выяснилось, что работник не отвечает требованиям работодателя;
2) серьёзное нарушение работником трудовой дисциплины или устава предприятия;
3) серьёзное нарушение работником служебного долга, злоупотребление с корыстной целью, нанесение вреда интересам предприятия;
4) выяснение, что работник несёт уголовную ответственность.

Статья 26. Если имеется какое-либо из следующих оснований, предприятие может расторгнуть трудовой договор, но должно уведомить увольняемого работника не позднее, чем за 30 дней, в письменной форме:
1) заболевание или получение травмы, не связанной с профессией, после амбулаторного лечения работника, или если работник не способен сам заниматься работой и предприятие не может назначить его на выполнение работ;
2) работник не может справиться с работой, после обучения или смены должности, так же не может справиться с работой;
3) возникновение больших изменений объективной ситуации во время заключения трудового договора, что привело к невозможности исполнения трудового договора, в результате чего участники трудового договора не могут путём переговоров достичь единогласия.

Статья 27. Если предприятие на грани банкротства временно проводит правомерное упорядочение, или если в ведении хозяйства возникли серьёзные трудности, и предприятию необходимо сократить штат сотрудников, следует за 30 дней известить профсоюз о создавшейся ситуации, выслушать мнение профсоюза или служащих, после доклада в административный отдел труда, предприятие может приступить к сокращению штата.
Если предприятие, согласно данной статье, в течение 6 месяцев после сокращения штата нанимает работников, в первую очередь необходимо принять уволенных ранее работников.

Статья 28. Работодатель согласно статьям 24, 26, 27 о расторжении трудового договора, в соответствии с государственными законами, предоставляет выходное пособие.

Статья 29. Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя согласно статьям 26, 27, если имеют место следующие обстоятельства со стороны работника:
1) признание полной или частичной нетрудоспособности по причине профессионального заболевания или производственной травмы;
2) при профессиональном заболевании или производственной травме в период лечения;
3) женщины-работники в период беременности, родов, кормления;
4) установленные законом или нормативно-правовыми актами случаи.

Статья 30. Если профсоюз считает необоснованным увольнение сотрудника, он имеет право выдвинуть возражение. Если предприятие нарушает закон или трудовой договор, профсоюз вправе потребовать пересмотра;
если работник подаёт заявление в арбитражный суд или возбуждает судебный процесс, профсоюз должен предоставить поддержку и помощь.

Статья 31. Увольняющийся работник должен предупредить работодателя об увольнении в письменной форме за 30 дней.

Статья 32. Если имеется одно из следующих обстоятельств, работник может в любое время предупредить предприятие о расторжении трудового договора:
1) в период испытательного срока;
2) работодатель использует принудительные методы труда: насилие, угрозы или незаконное ограничение человеческой свободы.
3) работодатель нарушает договорные обязательства по выплате заработной платы или обеспечения трудовых условий.

Статья 33. Рабочие и служащие предприятия с одной стороны и предприятие с другой, могут заключить коллективный договор по вопросам вознаграждения труда, рабочем времени и времени отдыха и отпуска, безопасности труда, страхования и другим вопросам. Проект коллективного договора должен быть предъявлен на обсуждение представителям профсоюза рабочих или всего коллектива работников.
Коллективный договор заключается между представителями профсоюза рабочих и предприятием, на предприятии без профсоюза, он заключается между уполномоченными представителями работников и предприятием.

Статья 34. После подписания коллективный договор должен быть передан в административный отдел труда. Если административный отдел труда в течение 15 дней с момента получения коллективного договора не выдвигает возражений, коллективный договор вступает в силу.

Статья 35. Заключённый по закону коллективный договор имеет обязательную силу для предприятия и трудового коллектива. Условия труда и оплата труда, а также другие вопросы в каждом трудовом договоре, заключённом между отдельным работником и предприятием не должны быть хуже условий коллективного договора.

Глава IV. Время работы, перерывы в работе и отпуск

Статья 36. Государством установлен 8-часовой рабочий день, в среднем рабочая неделя не должна превышать 44 часа.

Статья 37. Для работников сдельного труда, предприятие согласно статье 36 настоящего кодекса определяет разумный режим работы и нормы оплаты труда.

Статья 38. Работодатель гарантирует работнику не менее 1 выходного дня в неделю.

Статья 39. Предприятие, которое в силу своих особенностей не может соблюдать статьи 36, 38 настоящего Кодекса, может использовать другие методы труда и отдыха, одобренные административным отделом труда.

Статья 40. Работодатель обязан предоставлять отдых на следующие праздничные дни:
1) Новый год;
2) Праздник весны;
3) Международный день труда;
4) Национальные праздники;
5) Установленные законом и законодательными актами праздники.

Статья 41. Работодатель при возникновении хозяйственной необходимости, после согласования с профсоюзом или работниками может продлить время работы, обычно не более 1 часа каждый день. Предприятия, вынужденные в силу специфических причин продлевать рабочее время, в рамках соблюдения охраны здоровья работников, устанавливают дополнительное время работы каждый день не более 3 часов, и не более 36 часов в месяц.

Статья 42. При наличии одного из следующих условий, продление времени работы может быть ограничено:
1) возникновение стихийных бедствий, несчастных случаев или других причин, создающих угрозу жизни, здоровью и благосостоянию работников, требующих срочного рассмотрения;
2) возникшие неполадки в оборудовании, транспорте, оснащении общественных мест, которые повлияли на производственные или общественные интересы, необходимо срочно устранить;
3) другие обстоятельства, установленные законом и законодательными актами.

Статья 43. Предприятие не может нарушать установленный настоящим кодексом режим рабочего времени.

Статья 44. Нормы выплат заработной платы работникам, работающим сверх установленного рабочего времени:
1) работающим сверх нормы работникам, выплачивать 150% заработной платы;
2) работающим в выходные дни работникам выплачивать 200% заработной платы;
3) работающим в установленные законом государственные праздники выплачивать 300% заработной платы.

Статья 45. Государство предоставляет ежегодный оплачиваемый отпуск.
Работник, беспрерывно работающий в течение года, получает оплачиваемый отпуск. Конкретные меры устанавливаются Госсоветом.

Глава V. Заработная плата

Статья 46. Распределение заработной платы основывается на принципе равной оплаты за равный труд.
Уровень оплаты труда поступательно растёт с развитием экономики. Государство осуществляет регулирование заработной платы на макроуровне.

Статья 47. Предприятие, в соответствии с хозяйственными особенностями и экономической эффективностью, согласно закону самостоятельно определяет способ распределения и уровень зарплаты.

Статья 48. Государство гарантирует минимальный уровень заработной платы. Минимальный размер зарплаты труда устанавливается конкретно в провинциях, автономных районах, городах центрального управления народным правительством и доводится до сведения Госсовета.

Статья 49. Определение минимального размера зарплаты труда осуществляется, исходя из обобщённых справочных материалов, по следующим факторам:
1) средний прожиточный минимум;
2) средний уровень заработной платы населения;
3) производительность труда;
4) условия приёма на работу;
5) местные различия в развитии экономики.

Статья 50. Зарплата выплачивается каждому работнику в денежном виде ежемесячно. Не допускается урезание или необоснованная задержка заработной платы.

Статья 51. Работникам, в период законно установленных праздников, участвующим в брачных и похоронных процессах, а также участвующим в общественных мероприятиях, предприятие выплачивает зарплату.

Глава VI. Безопасность и гигиена труда

Cтатья 52. Предприятие должно установить и укрепить режим трудовой гигиены, строго исполнять государственные правила и нормы безопасности и гигиены труда. Проводить разъяснения среди рабочих о безопасности и гигиене труда, не допускать в трудовом процессе аварий, снижать профессиональный риск.

Статья 53. Меры безопасности и гигиены труда должны совпадать с установленными государством нормами.
Необходимо строить, реконструировать, расширять объекты трудовой безопасности и гигиены, в то же время проектировать, вести строительство, вводить в производство и в применение основные нормы.

Статья 54. Предприятие должно предоставлять работнику соответствующие установленным государством условия безопасности и гигиены, средства трудовой деятельности; для работников занятых в опасных сферах труда проводить текущие медицинские обследования.

Статья 55. Занятые в особых отраслях работники должны проходить специальное обучение, кроме того, получать квалификацию в специальной отрасли.

Статья 56. Работник в процессе труда должен строго соблюдать правила безопасности.
Если работодатель нарушает правила трудового договора, принуждает к опасной работе, работник имеет право отказаться от выполнения этой работы; если деятельность угрожает жизни, безопасности и здоровью, работник имеет право отказаться от выполнения работы и предъявить работодателю обвинение.

Статья 57. Государство ведёт расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Административные отделы труда народных правительств всех уровней от уездного уровня, соответствующие отделы по труду и предприятия согласно закону ведут учёт, доклад и разбирательство возникших в процессе производства случаев ранения, смерти, заболевания работников.

Глава VII. Особенности организации труда женщин и несовершеннолетних

Статья 58. Государство для женщин и несовершеннолетних сотрудников предусматривает особую охрану труда. К несовершеннолетним работникам относятся работники в возрасте от 16 до 18 полных лет.

Статья 59. Запрещается распределять женщин в менструальный период на шахты, в скважины, на установленный государством физический труд 4-ой степени тяжести и другой запрещённый труд.

Статья 60. Запрещается применение труда женщин на высоте, с низкой температурой, работы в холодной воде и установленный государством физический труд 3-ей степени тяжести.

Статья 61. Запрещается распределять женщин в период беременности на установленный государством физический труд 3-ей степени тяжести и другие виды труда, запрещённые для беременных женщин. Не допускается направлять женщин с седьмого месяца беременности работать сверхурочно и в ночные смены.

Статья 62. Женщинам по беременности и родам предоставляются не менее 90 дней отпуска.

Статья 63. Запрещается направлять женщин в период кормления новорожденных до года на установленный государством труд 3-ей степени тяжести, и другие запрещённые для кормящих женщин виды труда, запрещается применение труда сверхурочно и в ночные смены.

Статья 64. Не разрешается направлять несовершеннолетних работников на шахты, скважины, установленный государством физический труд 4-ой степени тяжести и другие запрещённые государством виды труда.

Статья 65. Работодатель для несовершеннолетних работников организует проведение медицинских осмотров.

Глава VIII. Профессиональное обучение (подготовка)

Статья 66. Государство всеми путями и средствами развивает профессиональное обучение трудящихся, способствует профессионализму работников, повышает трудовые качества работников, укрепляет трудовые способности трудящихся.

Статья 67. Народные правительства всех уровней в целях расширения профессионального обучения ведут планирование общественного экономического развития, одобряют и поддерживают предприятия, хозяйственные учреждения, коллективных и индивидуальных предпринимателей, проводящих профессиональное обучение.

Статья 68. Предприятия должны устанавливать режим профессионального обучения, согласно закону распределять и использовать средства на профессиональное обучение, согласно ситуации на предприятии проводить плановое обучение сотрудников.
Занятые в технических отраслях работники для повышения в должности обязаны проходить обучение.

Статья 69. Государство определяет виды профессий, профессиональные нормы, осуществляет режим ведения трудовых книжек, с помощью органов, ответственных за проведение аттестации профессиональной подготовки трудящихся, осуществляет проверку профессиональных качеств работников.

Глава IX. Социальное страхование и соцальное обеспечение

Статья 70. Государство способствует развитию общественного страхования, организации страховых фондов, позволяющих трудящимся в старости, по болезни, производственных травмах, деторождении и в других случаях получать помощь и компенсацию.

Статья 71. Уровень общественного страхования отвечает уровню экономического развития и общественным возможностям.

Статья 72. Общественные страховые фонды в соответствии с типом страхования определяют источник страховых фондов, осуществляя поступательное единое планирование. Предприятия и сотрудники должны, согласно закону, участвовать в общественном страховании, платить общественные страховые взносы.

Статья 73. Работники в следующих случаях получают страховое вознаграждение:
1) при выходе на пенсию;
2) по болезни;
3) при профессиональном заболевании или травме;
4) по безработице;
5) при рождении детей.
После смерти работника, его наследники, согласно закону, получают страховые выплаты.
Условия и порядок страхового вознаграждения установлены законодательно.
Страховое вознаграждение работников должно быть выплачено своевременно и в полном объёме.

Статья 74. Общественные страховые органы, согласно закону, контролируют приход и расход взносов, управление и функционирование фондов, к тому же, общественные страховые организации несут ответственность за сохранение и увеличение ценности фондов.
Органы, контролирующие общественные страховые фонды, согласно законодательным актам, осуществляют контроль прихода и расхода, управления и функционирования страховых фондов.
Учреждение и функционирование органов, ведающих общественными страховыми фондами и органов, контролирующих распределение страховых фондов, определяются законом.
Никакие организации и индивидуальные предприниматели не могут использовать общественные страховые фонды кроме как по прямому назначению.

Статья 75. Государство поощряет работодателей, которые, согласно действующей ситуации на предприятии, предоставляют своим трудящимся дополнительное страхование.
Государство поощряет, когда трудящийся страхует личные сбережения.

Статья 76. Государство способствует развитию благосостояния, проведению общественных мероприятий бытового обслуживания, отдыха сотрудников; обеспечивает трудящихся условиями лечения и восстановления.
Предприятия должны создавать условия для улучшения коллективного благосостояния, увеличивать вознаграждение сотрудников.

Глава Х. Трудовые споры

Статья 77. При возникновении споров между предприятием и сотрудником, участники могут, согласно закону, подать заявление, обратиться в арбитражный или уголовный суд, а также разрешить спор путём переговоров.
В арбитражных и судебных процедурах применяется принцип примирения.

Статья 78. Разрешение трудовых споров осуществляется на принципах законности, справедливости, своевременного проведения; закон охраняет право на трудовые споры.

Статья 79. При возникновении трудового спора на предприятии участники могут обратиться в примирительную комиссию данного предприятия для разрешения спора; если согласие не достигнуто, один из участников, требующий арбитражного разбирательства, может подать ходатайство в арбитражную комиссию для разбирательства. Участник также может напрямую обратиться в арбитражную комиссию с заявлением о разбирательстве. При несогласии с решением арбитража можно обратиться в народный суд.

Статья 80. Внутри предприятия можно создавать примирительную комиссию для решения трудовых споров. Примирительная комиссия формируется из числа рабочих представителей, представителей предприятия и представителей профсоюза. Председателем примирительной комиссии служит представитель профсоюза.
Участники спора должны исполнять решение, достигнутое в результате разбирательства трудового спора.

Статья 81. Представители арбитражной комиссии формируются из числа представителей административного отдела труда, представителей профсоюза, представителей предприятия одного уровня.

Статья 82. Сторона, выдвигающая требование арбитражного разбирательства, должна в течение 60 дней со дня возникновения трудового спора подать заявление в арбитражную комиссию в письменном виде. Арбитражное решение обычно объявляется в течение 60 дней со дня приёма заявления. Неопротестованное решение арбитража должно неукоснительно выполняться участниками спора.

Статья 83. Участники, несогласные с решением арбитража, могут самостоятельно получить документ с арбитражным решением и в течение 15 дней обратиться в народный суд с иском. Если один из участников не исполняет в установленном порядке решение арбитража, то другой участник может ходатайствовать о принудительном исполнении.

Статья 84. Если при заключении коллективного договора возникли противоречия, и путём переговоров не было достигнуто соглашения, то административный отдел труда местного правительства может разрешить спор методом, приемлемым для обеих сторон.
Если при исполнении коллективного договора возник спор, участники путём переговоров не достигли согласия, они могут подать заявление в арбитражную комиссию для разрешения спора; участники, несогласные с решением комиссии, могут самостоятельно получить документ с решением комиссии и в течение 15 дней обратиться в народный суд с иском.

Глава XI. Контроль и проверка

Статья 85. Административные отделы народных правительств всех уровней, начиная с уездов, согласно закону, осуществляют контроль за соблюдением предприятиями, использующим наёмный труд, трудового законодательства, прав сотрудников; делают предупреждения и могут требовать внесения исправлений в деятельность предприятий, нарушающих трудовое законодательство.

татья 86. Административные отделы народных правительств всех уровней, начиная с уездов, осуществляют проверку выполнения служащими своих обязанностей, проводят на предприятии просветительские работы по трудовому законодательству, правовой ситуации, проводят ознакомление с необходимыми материалами, кроме того, осуществляют проверку помещения предприятия.
Начиная с уездов, административные отделы управлений всех уровней, осуществляющие проверку выполнения служащими своих обязанностей, обязаны предъявлять сертификат, по справедливости исполнять законы, соблюдать законодательные акты.

Статья 87. Соответствующие отделы по труду народных правительств всех уровней, начиная с уездов, каждый в пределах своей компетенции проводят проверку соблюдения законов и правовой ситуации на предприятии.

Статья 88. Профсоюзы всех уровней охраняют законные интересы трудящихся, проводят проверку соблюдения законов и правовой ситуации на предприятии.
Нарушающим трудовое законодательство организациям и индивидуальным предпринимателям можно предъявлять обвинения.

Глава XII. Правовая ответственность

Статья 89. Предприятие, нарушающее установленные законом и правовыми актами порядки, получает предупреждение и требование исправить ошибки от административного отдела труда; работники, создающие ущерб предприятию, должны нести ответственность по возмещению убытков.

Статья 90. Предприятие, нарушающее настоящий кодекс, незаконно продлевающее рабочее время сотрудников, получает от административного отдела труда предупреждение, требование исправить ошибки, кроме того, может подвергнуться штрафу.

Статья 91. В следующих случаях нанесения предприятием вреда законным правам работников, административный отдел труда может принудить выплатить работникам вознаграждение, экономическую компенсацию или может потребовать возмещения:
1) урезание или необоснованная задержка выплаты зарплаты;
2) невыплата трудящимся вознаграждения за сверхурочные часы;
3) если зарплата ниже минимального размера зарплаты труда;
4) после увольнения работника не предоставляется выходных пособий согласно настоящему закону.

Статья 92. Несоответствие мер безопасности и санитарных условий на предприятии нормам, установленным государством, а также непредоставление работникам необходимых средств труда и мер защиты в условиях труда, влечёт требование административного отдела труда исправить ошибки и уплатить штраф; если на предприятии обстановка обостряется, народные правительства всех уровней от уездного требуют прекращения деятельности до устранении ошибки; если, при условиях опасной ситуации, не приняты меры, что привело к возникновению большой аварии, повлёкшей ущерб жизни и благосостоянию трудящихся, ответственный сотрудник привлекается к уголовной ответственности по статье 187 УК КНР.

Статья 93. Работодатель, принуждающий к опасным работам, приведшим к несчастному случаю или тяжёлым последствиям, по закону привлекается к уголовной ответственности.

Статья 94. Работодатель нанимающей на работу подростков, не достигших 16 лет, получает требование от административного отдела труда исправить ситуацию и выплатить штраф; при усугублении ситуации, промышленно-коммерческий отдел администрации аннулирует патент на деятельность.

Статья 95. Предприятие, нарушающее настоящий кодекс в отношении женщин и несовершеннолетних работников, ущемляющее их законные интересы, влечёт требование административного отдела труда исправить ситуацию и выплатить штраф; понесшим ущерб женщинам и несовершеннолетним работникам предприятие обязано выплатить возмещение.

Статья 96. Органы общественной безопасности имеют право задержать ответственного сотрудника на 15 суток, оштрафовать или сделать предупреждение; при наличии состава преступления ответственный сотрудник привлекается к уголовной ответственности при следующих обстоятельствах:
1) насилие, угрозы или незаконное ограничение свободы трудящихся;
2) оскорбление, телесное наказание, избиение, незаконный обыск и арест работников.

Статья 97. Если при заключении недействительного трудового договора, работник понёс убытки, предприятие обязано выплатить ему возмещение.

Статья 98. Предприятия, нарушающие условия расторжения трудового договора, установленные настоящим законом или намеренно затягивающее заключение договора, получает требование от административного отдела труда исправить ситуацию; предприятие должно выплатить возмещение трудящимся, понесшим убытки.

Статья 99. Предприятие, использующее труд работника с ещё нерасторгнутым на прежнем месте работы трудовым договором, в случае причинения прежнему работодателю экономического ущерба данным сотрудником, обязано по закону нести ответственность, связанную с выплатой компенсации.

Статья 100. Предприятие, беспричинно не выплачивающее страховые выплаты, получает требование от административного отдела труда в ограниченный срок выплатить их; за просроченные невыплаченные платежи взыскивается неустойка.

Статья 101. Предприятие, препятствующее административному и другим отделам, а также его сотрудникам, наделённым правом осуществлять проверку, применяющее меры возмездия исполнительным сотрудникам, подвергается штрафу от административного или других соответствующих отделов по труду; при наличии состава преступления, ответственные сотрудники несут уголовную ответственность по закону.

Статья 102. Сотрудники, нарушающие установленные законом условия прекращения трудового договора или нарушающие условие конфиденциальности трудового договора, что причинило ущерб предприятию, должны, согласно закону, нести ответственность по возмещению ущерба.

Статья 103. Сотрудники административного отдела труда или других соответствующих отделов, злоупотребляющие своими правами, халатно относящиеся к своим обязанностям, злоупотребляющие связями, при наличии состава преступления, по закону несут уголовную ответственность; без состава преступления получают административное взыскание.

Статья 104. Сотрудники государственных органов и органов общественного страхования, использующие страховые фонды не по прямому назначению, при наличии состава преступления, несут уголовную ответственность по закону.

Статья 105. При нарушении настоящего кодекса и причинении вреда законным интересам трудящихся, если другие законы и административные акты предусматривают по ним меры взыскания, взыскание осуществляется согласно законодательству и административным актам.

Глава XIII. Примечания

Статья 106. Народные правительства провинций, автономных районов, городов центрального подчинения, в соответствии с настоящим кодексом и ситуацией на местах, проводят реальные мероприятия по установлению порядка заключения трудового договора. Обо всех новых постановлениях доводится до сведения Госсовета.

Китай - страна, экономика которой последние 30 лет стремительно растет, и поднявшись в 2010 году на вторую позицию по ВВП, безопасностью на производстве и охраной труда, к сожалению, не отличается.
В Китае почти 800 млн.человек экономически активного населения, а так как человеческий фактор играет немаловажную роль в безопасности, то в свете последних событий вопросам обучения, инструктирования и безопасности персонала стоило бы уделить большее внимание, ссылаясь на первостепенную необходимость в предотвращении несчастных случаев и аварий на производстве.
По данным Jerusalem Post со ссылкой на Reuters 2 августа утром, около 7:37, произошел взрыв на металлургического заводе города Куньшань в провинции Цзянсу, к западу от Шанхая. Этот завод с общей численностью работающих около 500 человек принадлежит компании Kunshan Zhongrong Metal Products Co.
На сегодняшний момент известно о 186 пострадавших и о 71 погибшем, тела более 40 человек были обнаружены сразу на месте взрыва, еще более 20 пострадавших скончались в больнице. Эту трагедию назвали крупнейшей на производстве за прошедший год.
Источник Xinhua сообщает о том, что причиной аварии стала воспламеняющаяся металлическая пыль, возгорание которой спровоцировало взрыв в полировочном цеху. Этот завод, по сообщению Reuters, выпускал детали для крупнейшего автоконцерна General Motors и других компаний.
Полиция Китая уже арестовала двух топ-менеджеров завода, обстоятельства случившегося сейчас выясняются. Специальную группу для расследования даже возглавляет член Госсовета КНР Ван Юн.
Власти страны в связи с серьезной аварией решили пойти на не менее серьезные меры и проверить около 40 аналогичных заводов, в результате чего многие производства остановились, а фабрики ждут инспекцию и проверки. В их число вошли, к слову сказать, и предприятия-субподрядчики компании Foxconn, занимающейся сборкой техники таких производителей как Apple, Xiaomi, Sony, Motorola, Meizu и др. Эксперты говорят о возможном сдвиге сроков запланированных выходов в свет iPhone 6, MX4, Xperia Z3 и других новомодных смартфонов. Но не это страшно. Страшно то, что трагедии на производстве в Китае происходят довольно часто в результате пренебрежения правилами безопасности и охраны труда.
Согласно данным Управления по контролю за безопасностью на производстве Китая за первые семь месяцев текущего года зафиксировано 644 крупных инцидента, в результате которых погибло 2695 человек, хотя как отмечает Управление, этот показатель жертв на 14.1 % ниже аналогичного периода прошлого года.
Тенденция к снижению вроде бы и есть. Например, более ранние данные того же Управления говорят о том, что в первом квартале 2008 году произошло 113 424 различных аварий на производстве, которые принесли смерть 19 248(!) человекам, в том числе многие из этих аварий произошли на незаконных производствах и шахтах, что тоже само по себе является глобальными проблемами для страны.
И вот еще только некоторые из крупных случившихся трагедий прошедшего года, которые говорят о том, что стоит смотреть более пристально в сторону повышения уровня безопасности на производстве в стране.
24 ноября 2013 года на химическом заводе компании Futian Chemical в провинции Гуанчжоу, на котором хранились окислители, произошел взрыв, после чего моментально возник пожар. В результате аварии в атмосферу попал токсичный газ- хлороводород. Власти города эвакуировали более 6000 человек из близлежащих районов и округов.
22 ноября 2013 года рядом с городом Циндао на нефтепроводе Китайской нефтехимической корпорации "Синопек" утечка газа спровоцировала пожар и взрыв, жертвами которого стало более 50 человек.
3 июня 2013 года на птицефабрике в провинции Цзилинь в 800 км от Пекина на северо-востоке Китая произошел страшный пожар, в результате которого погибло более 110 человек и десятки пострадали. По рассказам очевидцев перед пожаром случился взрыв, отключился свет и помещения наполнились дымом, после чего работники в панике начали бежать к аварийным выходам, но некоторые из них оказались закрытыми, как и главные ворота фабрики. Узкие выходы и сложная внутренняя структура здания, построенного в 2009 году, затруднили работу спасателей, выжившие попросту выползали из здания.
Наверное, дело все в том, что охрану труда стоит ценить и выводить на тот же уровень развития, что и экономики. Экономика и охрана труда - понятия, которые должны создавать крепкий союз, направленный на сокращение производственных рисков и поддержание достойных условий труда, а не идти наперекор друг другу.
Гоняясь за количеством, не разменивайтесь качеством!

Выбор редакции
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...

Going abroad nowadays is a usual thing for many families. Some people, however, stay unsatisfied with the time they have spent in a...

Каждая хозяйка должна научиться правильно варить бульон, чтобы он был прозрачным. Его используют для заливного, супа, холодца и соуса....

Домашние вечеринки настолько вошли в моду у европейцев, что их устраивают едва ли не каждую неделю. Вкусная еда, приятная компания, много...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Характерными блюдами для национальной венгерской кухни считаются те, в которых использовано большое количество молотой паприки, репчатого...
Когда на улице мороз и снежная зима в самый раз устроить коктейльную домашнюю вечеринку. Разогревающие алкогольные коктейли,...
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...