Установление гражданства. Приобретение и прекращение гражданства


Порядок регулирования основных процедур института гражданства определен самой Конституцией, в силу чего нормы Федерального закона о гражданстве должны рассматриваться в русле конституционно-правового регулирования и в целом рассматриваются как содержательная часть конституционно-правового института гражданства РФ.

Право на гражданство не подразумевает безусловного принятия любого человека в гражданство любого государства, равно как и обязанности такого приема. В национальном законодательстве любого государства устанавливают различные ограничения реализаций данного права. Яковлев П.А. Миграционная политика государств постсоветского пространства. - М.: Олма-пресс, 2005

Признания гражданства это одна из форм возникновения гражданства. Признание гражданства -- это волевой акт государства, в результате которого определяется, кого считать гражданином.

Федеральный закон от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации», вступивший в силу с 1 июля 2002 года (ст. 45), признает гражданами Российской Федерации лиц, имеющих гражданство Российской Федерации на день вступления его в силу, а также лиц, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим законом.

Одним из наиболее распространенных случаев признания гражданства является, так называемое, признание гражданства в силу рождения, особенность которого заключается в том, что оно обусловлено двумя основными факторами: гражданством родителей и местом рождения. Волеизъявления лица здесь не требуется.

Порядок приобретения гражданства России устанавливается в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» и определяется в Указе Президента России от 14 ноября 2002 года «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации».

Приобретение гражданства России основано на сочетании двух принципов: «права крови» (jus sanguinis) и «права почвы» (jus soli). Положение о комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ от 13 августа 1998 г. // Российская газета. 1998, 17 августа.

Основания приобретения гражданства России:

  • 1) Филиация - по рождению. Ее видами являются:
    • § оба родителя или один из них имеют гражданство РФ. Место рождения ребёнка не важно.
    • § один из родителей имеет гражданство РФ, другой родитель - лицо без гражданства либо признан безвестно отсутствующим.
    • § один родитель - гражданин РФ, другой родитель - иностранный гражданин. Ребёнок родился в РФ либо, если в ином случае он будет лицом без гражданства.
    • § родители неизвестны и не объявляются в течение 6 месяцев.
  • 2) Натурализация. Приём в гражданство РФ по заявлению. Критерии для заявителя:
    • § совершеннолетие
    • § 5 лет непрерывного проживания в РФ с момента получения вида на жительство
    • § владение русским языком (лица, определённые законом, освобождаются от предоставления документа, подтверждающего знание русского языка).

Срок проживания в России может быть уменьшен до одного года в силу особых профессиональных особенностей, благодаря которым гражданин представляет интерес для России.

Президент своим указом может принять в гражданство РФ без всяких критериев.

Упрощён порядок приёма в гражданство России гражданам СНГ. Ограничения для приёма в гражданство РФ:

  • § -лица, выступающие за насильственное изменение основ конституционного строя РФ или иными действиями угрожающие безопасности России.
  • § лица, участвующие или участвовавшие в прошлом в вооруженных конфликтах либо в совершении в ходе таковых действий, направленных против Вооруженных сил РФ, либо в совершении террористических актов или в подготовке к их совершению
  • § лица, предоставившие подложные документы или сообщившие заведомо ложные сведения при подаче заявления.
  • § лица, состоящие на военной службе, службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства
  • § лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость как в РФ, так и за её пределами.
  • § лица, преследуемые компетентными органами (как России, так и иностранных государств) в уголовном порядке за совершение преступлений (соответствующих преступлениям по нашему законодательству).
  • 3) Восстановление.

В гражданство РФ по личному заявлению принимаются лица, ранее имевшие гражданство России. Критерии:

  • § совершеннолетие
  • § 3 года непрерывного проживания в РФ с момента получения вида на жительство
  • § обязательство гражданина исполнять Конституцию РФ и законодательство РФ
  • § владение русским языком
  • § наличие законного источника средств к существованию.
  • 4) Оптация как принятие в гражданство при его выборе в результате изменения Государственной границы Российской Федерации. Активная - требуются какие-либо действия со стороны гражданина. Пассивная - требуется либо соглашение на это гражданина, либо его бездействие. Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. - м.: Юрист, 1994.
  • 5) Следование ребенка гражданству родителей

Ребенок приобретает гражданство РФ в результате приобретения его родителями.

Самостоятельную группу связанных с гражданством отношений, регулируемых нормами права, составляют отношения по поводу приобретения гражданства. Приобретение гражданства по своим последствиям близко примыкает к признанию гражданства. Однако по своему содержанию эти субинституты гражданства различны: приобретают гражданство те лица, которые до тех или иных событий, указанных в законе, не были гражданами, а признаются таковыми те, которые являются гражданами. Положение о порядке рассмотрения вопроса о гражданстве РФ // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994, № 4, ст. 302

Из всех оснований приобретения гражданства рождение является, бесспорно, самым важным. В любом государстве преобладающая часть граждан - это граждане именно по рождению.

Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. в отличие от ранее действующего закона объединяет все условия приобретения гражданства по рождению в ст. 12. В ней указывается, что ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, если на день его рождения:

  • а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка);
  • б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);
  • в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;
  • г) оба его родителя или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство.

Ребенок, который находится на территории Российской Федерации и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев.

Закон устанавливает правило, согласно которому ребенок, родившийся на территории России от состоящих в браке родителей, имеющих различное гражданство, приобретает гражданство Российской Федерации по рождению без необходимости согласия родителей. Ребенок же, родившийся в таком браке за границей, приобретает гражданство Российской Федерации в порядке приема по заявлению родителей (ст. 14).

Одним из оснований приобретения гражданства иностранцами и лицами без гражданства является прием в гражданство. Так как прием в гражданство касается лиц, не имеющих права на гражданство данного государства, он является не обязанностью государства, а его правом, актом свободного усмотрения государственной власти, которая всегда может в нем отказать.

Поскольку государства не признают себя обязанными принимать в гражданство каждого просящего об этом иностранца или каждое лицо без гражданства, то прием в гражданство обусловливается специальными условиями. Эти условия служат материально-правовым основанием приобретения гражданства лицами, не имеющими права на гражданство данного государства и достигшими совершеннолетия.

Устанавливая такие условия, государство преследует цель предотвратить прием в гражданство нежелательных лиц, которые ищут перемены гражданства только как средства избегнуть, например, уголовного преследования и т.п. Поэтому прием в гражданство допускается после получения о желающем приобрести гражданство необходимых государству сведений, для чего от претендентов на гражданство часто требуется предварительное проживание в стране в течение определенного срока.

Существенные изменения в порядок приема в гражданство Российской Федерации внес Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. Так, в соответствии со ст. 13 устанавливается общий порядок приема в гражданство Российской Федерации. Он предусматривает право иностранных граждан и лиц без гражданства, достигших 18 лет и обладающих дееспособностью, обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации. Однако таким правом пользуются далеко не все из указанных граждан и лиц - оно принадлежит только тем иностранцам и лицам без гражданства, которые отвечают следующим основным требованиям закона. Эти лица должны:

  • § проживать на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;
  • § взять на себя обязательство соблюдать Конституцию и законодательство РФ;
  • § иметь законный источник средств к существованию;
  • § обратиться в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации или действующим федеральным законодательством либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;
  • § владеть русским языком. Порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Отказ от иного гражданства при приобретении российского гражданства отвечает принципу устойчивой правовой связи лица с государством и согласуется с широко распространенной законодательной и правоприменительной практикой других государств. Это требование не исключает возможности приобретения гражданином Российской Федерации в дальнейшем иного гражданства, однако оно в определенной мере снимает коллизию с законами о гражданстве стран СНГ и открывает перспективу дальнейшего сближения законодательств этих стран путем заключения международных договоров. Без соблюдения всех этих условий может быть принято в гражданство Российской Федерации лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией.

Вместе с тем Закон 2002 г. предусматривает обстоятельства, облегчающие прием в гражданство. В нем указывается, что пятилетний срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года, если имеется хотя бы одно из следующих оснований:

  • § наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
  • § предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
  • § признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.

Наряду с установлением общего порядка приема в гражданство российское законодательство неоднократно использовало и так называемый упрощенный порядок. Маликов М.К. Гражданство Российской Федерации и гражданство ее субъектов // Государство и право, 1997, № 8. - с. 21-24.

Закон о гражданстве 2002 г. отказался от регистрации как способа приобретения российского гражданства. Однако он предусматривает упрощенный порядок приема в гражданство, т.е. порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по этим вопросам в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, установленные им.

Упрощенный порядок приема в гражданство не предусматривает необходимости проживания на территории Российской Федерации и позволяет приобрести гражданство Российской Федерации лицам, проживающим за границей. Это касается иностранцев и лиц без гражданства, которые:

  • § имеют хотя бы одного нетрудоспособного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации;
  • § имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства.

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" установил также, что упрощенным порядком пользуются граждане государств, входивших в состав СССР, получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после 1 июля 2002 г.

В этом законе также устанавливается, что иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, вправе обращаться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания, установленного законом, если указанные граждане и лица:

  • § родились на территории РСФСР и имели гражданство бывшего СССР;
  • § состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
  • § являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации;
  • § имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, - в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах;
  • § имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, - в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах.

Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г., вправе обращаться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации, установленного законом, и без представления вида на жительство.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных законом, и без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

В гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных законом, и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации. Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г., № 1948-1, с изменениями от 17 июня 1993 г., № 5206-1. - М.: Дом Советов, 1993

Что же касается детей и недееспособных лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, то для них упрощенный порядок приема в гражданство предусматривает снятие требования проживать на территории Российской Федерации и иметь законный источник средств к существованию, владеть русским языком, обязательства соблюдать Конституцию и законодательство РФ, а также требования об отказе от иного гражданства.

К числу лиц, принимаемых в упрощенном порядке в этих случаях, относятся:

  • § ребенок, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такого согласия не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;
  • § ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство Российской Федерации, - по заявлению родителя;
  • § ребенок или недееспособное лицо, над которым установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, также могут быть приняты в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.

Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке основывается на принципах почвы и крови и отвечает интересам лиц, желающих сохранить связь с Россией как своей исторической родиной.

Закон о гражданстве 2002 г. предусматривает ряд оснований отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации, независимо от того, идет ли речь об общем или упрощенном порядке приема в гражданство (ст. 16). В соответствии с ним отклоняются заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, поданные лицами, которые:

  • а) выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу безопасности Российской Федерации;
  • б) в течение пяти лет, предшествовавших дню обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации, выдворялись за пределы Российской Федерации в соответствии с федеральным законом;
  • в) использовали подложные документы или сообщили заведомо ложные сведения;
  • г) состоят на военной службе, на службе в органах безопасности или в правоохранительных органах иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
  • д) имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленных преступлений на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемых таковыми в соответствии с федеральным законом;
  • е) преследуются в уголовном порядке компетентными органами РФ или компетентными органами иностранных государств за преступления, признаваемые таковыми в соответствии с федеральным законом (до вынесения приговора суда или принятия решения по делу);
  • ж) осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).

Таким образом, законодателем учтены многолетняя практика, интересы государства и общества. По сравнению с ранее действовавшим законом основания для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации существенно расширены и конкретизированы и полностью соответствуют Европейской конвенции о гражданстве.

Одним из традиционных оснований приобретения российского гражданства является восстановление в гражданстве, известное законодательству со времен Российской империи. Например, бывшая русская подданная в случае вдовства или расторжения брака имела право восстановиться в русском подданстве. Для этого было необходимо только представить местному губернатору удостоверение о прекращении ее брака с иностранцем. Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. //Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. - № 6.

Закон о гражданстве Российской Федерации 2002 г. рассматривает восстановление в гражданстве в качестве одного из оснований приобретения гражданства Российской Федерации (п. "в" ст. 11). В нем указывается (ст. 15), что иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации в порядке, аналогичном общему порядку приема в гражданство Российской Федерации (ч. 1 ст. 13). При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Правовое регулирование прекращения российского гражданства

Основания для прекращения гражданства России:

  • 1) Выход из гражданства РФ. Необходимо заявление гражданина и исполнение всех обязательств перед Россией: воинская обязанность, отсутствие задолженностей по налогам, отсутствие инцидентов привлечения компетентными органами в качестве обвиняемого по уголовному делу и вступившего в отношении гражданина обвинительного приговора, подлежащего исполнению. Также заявитель должен либо иметь гражданство иностранного государства, либо гарантии его приобретения.
  • 2) Обратная оптация. Выбор гражданства другого государства при изменении Государственной границы Российской Федерации.
  • 3) Изменение гражданства родителями.

Отказ от гражданства России, в отсутствии другого гражданства и без гарантий приобретения такового, Конституцией РФ и действующим законодательством допускалось до вступления в силу Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», не допускающего такой выход.

Антон, добрый вечер. Данная процедура проводится в соответствии с ​Приказом ФМС РФ от 19.03.2008 N 64 (ред. от 29.04.2010) «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации». Осуществляется она в УФМС.

Определение наличия гражданства Российской Федерации.

Проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии
либо отсутствии гражданства Российской Федерации
(пункты 51 - Положения)


15. Процедура проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, проводится по заявлению заинтересованного лица, составленного в произвольной форме, а также по запросу государственного органа или иного компетентного органа.
Заявитель, согласно графику работы территориального органа, представляет имеющийся у него пакет документов должностному лицу, уполномоченному осуществлять прием таких заявлений.
Должностное лицо осуществляет первичный прием заявителя.
На основании поданных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо конкретизирует перечень необходимых документов и сведений, объясняет правила и технологию их сбора и заполнения, выдает бланк квитанции об уплате госпошлины (в предусмотренных случаях).
15.1. Заявитель (компетентный орган) обеспечивает сбор необходимых документов и сведений. По результатам сбора пакета документов заявитель согласно пункту 51 Положения составляет заявление (запрос) в произвольной форме и лично подает имеющийся у него пакет документов либо направляет по почте для проведения проверочных мероприятий.
15.2. Заявление (запрос компетентного органа) должно содержать следующие конкретные сведения о:
постоянном проживании на территории Российской Федерации и временном выезде за пределы Российской Федерации до 6 февраля 1992 года в связи с трудовыми, служебными отношениями, обучением, лечением и по частным делам и возвращении в Российскую Федерацию на жительство после указанной даты;
постоянном проживании на территории Российской Федерации до 6 февраля 1992 года и после указанной даты, в том числе с учетом наличия решения суда об установлении данного юридического факта;
прибытии на территорию Российской Федерации на жительство до 6 февраля 1992 г. и после;
приобретении гражданства Российской Федерации;
месте (местах) и дате прописки по месту жительства (регистрации по месту жительства) на территории Российской Федерации на 6 февраля 1992 года, а также дате и основаниях снятия с регистрационного учета (выписки) на новое место жительства;
прохождении военной службы офицерами, прапорщиками, мичманами, военнослужащими сверхсрочной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, министерствах и ведомствах, имевших войска и воинские формирования, давших присягу на верность бывшему Советскому Союзу или Российской Федерации, проходивших службу в воинских частях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации на территориях других государств, в том числе в составе Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, на 6 февраля 1992 года, или о дате перевода для прохождения службы на территории Российской Федерации после указанной даты и вплоть до 1 июля 2002 года;
зачислении курсантами в военные учебные заведения Российской Федерации на 1 сентября 1991 года;
принадлежности к членам семей военнослужащих, с представлением соответствующей справки (выписки из личного дела), заверенной полномочным органом Министерства обороны Российской Федерации, а также сведений о регистрации (проживании) на территории России до 6 февраля 1992 года, с последующим выездом и регистрацией на территории иных государств на жилую площадь других лиц или воинской части, а также сведения о регистрации на территории России после возвращения в Россию (регистрация по месту жительства (пребывания), постановка на миграционный учет по месту пребывания);
наличии волеизъявления о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации либо решения о выходе из гражданства Российской Федерации;
последнем месте прописки по месту жительства (проживании) на территории РСФСР непосредственно перед привлечением к уголовной ответственности до 6 февраля 1992 года или на указанную дату в отношении лиц, отбывающих наказание, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами, и впоследствии возвратившихся на жительство на территорию Российской Федерации;
об изменении по различным причинам установочных данных (фамилия, имя, отчество) проверяемого лица.
Сведения, содержащиеся в заявлении (запросе), должны иметь, по возможности, документальное подтверждение. Установление фактов, имеющих значение для определения наличия либо отсутствия у проверяемого лица гражданства Российской Федерации, возможно также на основании взаимоподтверждающих документов. Имеющий юридическое значение для определения наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации факт постоянного проживания до 6 февраля 1992 года и на указанную дату может быть установлен в соответствии с гражданским законодательством .
Должностное лицо осуществляет прием заявления от заявителя, проверку комплектности и правильности заполнения пакета документов. Максимальное время приема пакета документов от заявителя составляет 30 минут.
На основании представленных заявителем документов и по результатам устной консультации должностное лицо принимает решение о готовности пакета документов для начала проведения проверочных мероприятий или о необходимости дальнейшего сбора документов.
15.3. Принятые материалы подлежат регистрации и докладу руководителю (заместителю руководителя, курирующему данное направление деятельности) полномочного органа, который организует проведение проверочных мероприятий, назначает ответственное должностное лицо, уполномоченное проводить подобные проверки <1>, и устанавливает срок исполнения.
- <1> Далее - «исполнитель».

15.4. Исполнитель формирует дело, направляет запросы по проверке пакета документов заявителя по имеющимся учетам ФМС России и Консульского департамента Министерства иностранных дел Российской Федерации <1>, в соответствующие органы, имеющие информацию в отношении проверяемого лица (полномочные органы по месту рождения на территории Российской Федерации и месту жительства проверяемого лица, иные органы исполнительной власти, суд и др.), проводит анализ результатов проверочных мероприятий по полученной информации.
- <1> Далее - «КД МИД России».

При проведении проверки, в совокупности с другими материалами, также учитываются надлежащим образом оформленные результаты опросов свидетелей.
(в ред. Приказа ФМС РФ от 29.04.2010 N 102)



15.5. Срок рассмотрения заявления не должен превышать 30 дней с момента его регистрации, в случае если первоначально были приложены все необходимые для проведения проверки материалы.
В случаях, требующих проведения дополнительной проверки и направления соответствующих запросов, заявителю направляется промежуточный ответ, а окончательный срок рассмотрения не должен превышать 5 рабочих дней со дня поступления последней необходимой для проведения проверки информации (представления копий документов, надлежащим образом оформленных опросов).
(в ред. Приказа ФМС РФ от 29.04.2010 N 102)


(см. текст в предыдущей редакции)


15.6. По результатам рассмотрения территориальный орган в установленные сроки выносит мотивированное заключение, составленное в произвольной форме и утвержденное его руководителем или лицом, исполняющим его обязанности, либо, в соответствии с разграничением полномочий, руководителем структурного подразделения территориального органа.
Заключение о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации или о невозможности установления наличия гражданства Российской Федерации у проверяемого лица выносится с применением части седьмой статьи 4 Федерального закона.
15.7. Исполнитель оформляет учетную карточку (приложение N 11 к Административному регламенту), в том числе на каждого ребенка, указанного в заявлении, и вносит в электронную базу данных, согласно установленным описаниям документа, его формату, составу данных и словарям (приложения N 12 - к Административному регламенту), а также в установленном порядке передает электронные сообщения в ФМС России, согласно базовому реквизитному составу Государственной информационной системы миграционного учета.
Учетные карточки помещаются в алфавитную картотеку, находящуюся в территориальном органе, и хранятся постоянно.
15.8. В случае отсутствия у проверяемого лица гражданства Российской Федерации ему в порядке, установленном пунктом 59 Положения, выдается соответствующая справка, оформленная в произвольной форме (это правило действует и в том случае, если ранее принадлежность такого лица к гражданству Российской Федерации была ошибочно документально оформлена), а при подтверждении наличия гражданства выдается паспорт гражданина Российской Федерации в порядке, установленном Административным регламентом Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
15.9. Исполнитель формирует дело и оформляет его для дальнейшего пятилетнего хранения, после чего в соответствии с пунктом 43 Положения дело подлежит сдаче на централизованное архивное хранение.
15.10. В случае возникновения сомнений в подлинности или обоснованности выдачи документа, удостоверяющего личность, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, ФМС России или территориальный орган имеет право проводить аналогичную проверку по своей инициативе.
15.11. При осуществлении проверки по запросам компетентных органов в случаях, требующих проведения дополнительной проверки и направления соответствующих запросов, инициатору проверки направляется промежуточный ответ, а окончательный срок рассмотрения не должен превышать 5 рабочих дней со дня поступления последней необходимой для проведения проверки информации (представления копий документов, надлежащим образом оформленных опросов).
15.12. Мотивированный ответ (заключение), содержащий информацию о результатах проверки, направляется инициатору запроса.
Материалы проверки подлежат сдаче в архив в установленном порядке.
15.13. По запросам федеральных органов исполнительной власти проверку наличия либо отсутствия гражданства Российской Федерации осуществляет ФМС России.
По аналогичным запросам компетентных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления проверку проводят территориальные органы по месту их расположения.

Если у Вас имеются дополнительные вопросы, вы можете воспользоваться кнопкой “Сообщение юристу/общаться в чате” под фото. При необходимости Вы можете заказать более подробную платную консультацию с более детальным разбором ситуации, предоставлением судебной практики или составление документа по Вашему вопросу. Обращайтесь - буду рад вам помочь!

С уважением, адвокат Сергей Нестеров.

Суть признания гражданства заключается в установлении его принадлежности к гражданству Российской Федерации. Признание как юридический факт не порождает состояния гражданства, а лишь подтверждает его наличие. Признание направлено на устранение возникшей неясности в вопросе о том, обладает или нет лицо гражданством. Неясность может порождаться рядом обстоятельств: изменением государственной принадлежности территории, на которой проживает человек, например, в результате распада федерации; изменением законодательства о гражданстве; коллизиями законодательства разных стран. Состоявшееся признание индивида гражданином Российской Федерации означает, что он обладал гражданством Российской Федерации до и на момент признания.

Способы признания гражданства. Гражданство признается, во-первых, путем законодательного определения круга российских граждан, во-вторых, установлением факта российского гражданства у отдельных лиц уполномоченными органами. И в том, и в другом случаях признание выступает институтом правопреемства государства в отношении гражданского населения.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» определяет, что гражданами Российской Федерации являются:

1) лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день его вступления в силу (1 июля 2002 года);

2) лица, которые приобрели гражданство Российской Федерации в соответствии с этим законом. Приведенная норма говорит, что на день вступления в силу федерального закона Россия имела своих граждан. Следовательно, вступая в силу, указанный федеральный закон не только заложил способы приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, но и выделил круг лиц, обладающих статусом гражданина Российской Федерации на момент смены законодательства о гражданстве.

Для решения вопроса о наличии гражданства Российской Федерации у отдельных лиц в спорных случаях необходимо обратиться к ранее действующему законодательству. Основанием для установления у лица российского гражданства служат законодательные акты Российской Федерации, РСФСР, СССР и соответствующие международные договора, действовавшие на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица гражданства Российской Федерации. Так проявляется эффект «переживания» закона, когда он продолжает действовать и после своей отмены.

Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает наряду с признанием российского гражданства возможность установления факта наличия у лица в прошлом гражданства СССР. Это значимо для применения к лицу упрощенного порядка приобретения гражданства Российской Федерации. Наличие у лица в прошлом гражданства СССР устанавливается аналогично установлению гражданства Российской Федерации. Признание лиц гражданами Российской Федерации или установление фактов их состоянии в прошлом в гражданстве СССР относится к компетенции органов миграционной службы (внутри страны) и органов Министерства иностранных дел (за рубежом).

5.5. Приобретение гражданства

В Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» устанавливаются основания приобретения гражданства Российской Федерации.

По рождению. Приобретение гражданства по рождению является главным, постоянно действующим основанием пополнения корпуса граждан. Это сочетание исходит из сочетания двух принципов приобретения гражданства: «права крови», то есть с учетом гражданства родителей, и «права почвы», то есть в зависимости от места рождения.

Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» установлены четыре основания, когда родившийся ребенок автоматически приобретает гражданство Российской Федерации. При этом законодательные требования направлены на максимальную защиту прав ребенка, недопущение того, чтобы он остался человеком без гражданства.

Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации, независимо от места рождения;

б) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой является лицом без гражданства или признан безвестно отсутствующим или место его нахождения неизвестно, независимо от места рождения;

в) один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации или если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя или единственный родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный родитель, не представляет ребенку свое гражданство.

Принцип «права почвы» применяется и в отношении гражданства детей, родители которых не известны. Согласно статье 12 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», находящийся на территории Российской Федерации ребенок, родители которого неизвестны, становится ее гражданином в случае, если родители не объявляются в течение шести месяцев со дня его обнаружения.

Признание российского гражданства возникло после распада СССР и провозглашения России суверенным государством. При этом гражданами Российской Федерации признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России в день вступления в силу Закона о гражданстве Российской Федерации (на 6 февраля 1992 года), если в течение одного года после этой даты они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве России.

Прием в гражданство Российской Федерации может осуществляться в общем и упрощенном порядке.

По общему порядку допускается прием в гражданство иностранцев и лиц без гражданства, достигших 18 лет. Это называется натурализация. Натурализация осуществляется на основе личного ходатайства человека о предоставлении ему определенного гражданства. Для решения вопросов о приеме в российское гражданство в общем порядке, что отнесено к полномочиям Президента Российской Федерации, установлены определенные условия:

а) проживание на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в течение пяти лет непрерывно.

Срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

Наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией или квалификацией, представляющей интерес для Российской Федерации;

Признание лица беженцем или предоставление ему политического убежища на территории Российской Федерации;

б) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство Российской Федерации;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства. Отказ от иного гражданства не требуется, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации либо если отказ от иного гражданства невозможен в силу не зависящих от лица причин;

д) владеют русским языком, уровень знания которого устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство Российской Федерации без соблюдения вышеуказанных условий.

Прием в гражданство в упрощенном порядке осуществляется путем подачи заявления в органы государственной власти, которые принимают решения о приеме в гражданство в упрощенном порядке:

в территориальные подразделения Федеральной миграционной службы России – лицами, проживающими на территории Российской Федерации;

в дипломатические, консульские учреждения Российской Федерации – лицами, проживающими за пределами Российской Федерации.

Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о пятилетнем сроке проживания на территории Российской Федерации, если указанные граждане и лица:

имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;

родились на территории РСФСР и имели гражданство СССР;

состоят в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;

являются нетрудоспособными и имеют дееспособных сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет и являющихся гражданами Российской Федерации.

Выбор гражданства (оптация) при изменении территории Российской Федерации. Когда к России присоединяется новая территория, людям обеспечивается право самим определять свою гражданскую принадлежность – сохранять прежнее или приобрести российское. Порядок оптации предусмотрен международным договором Российской Федерации.

Восстановление в гражданстве Российской Федерации как основание его приобретения осуществляется в различных формах. В отличие от обычной натурализации, восстановление в гражданстве носит упрощенный характер. Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации при соблюдении общего порядка. При этом срок их проживания в Российской Федерации сокращается с пяти лет до трех. Отклонению подлежат заявления, поданные лицами, которые выступают за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создают угрозу ее безопасности.

К иным основаниям приобретения гражданства относятся усыновление, опекунство, соглашение родителей о российском гражданстве ребенка, предоставление почетного гражданства и другие.

Двойное гражданство. Бипатриды – это лица, состоящие одновременно в гражданстве двух (а может быть и более) государств. Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. В случае, когда нет международного договора с соответствующим государством, то приобретение российского гражданства возможно только при условии отказа лица от прежнего гражданства.

Согласно части 2 статьи 62 Конституции наличие у гражданина Российской Федерации гражданства другого государства не умаляет его прав и обязанностей, вытекающих из российского законодательства.

В недавнее время было жаркое обсуждение поправок в Федеральный закон «О гражданстве» (далее ФЗ ), суть которого сводилась к упрощённой процедуре получения гражданства всем вновь прибывшим либо бывшим, но соотечественникам.

Однако.

За этими жаркими дискуссиями как-то «случайно» умолчали, и это действие было целенаправленным , о том, что все граждане Российской Федерации, получившие паспорт гражданина Российской Федерации до 1 июля 2002 года и являющиеся жителями бывшего СССР, должны пройти процедуру регистрации гражданства Российской Федерации (далее РФ ).

Стоит сказать, что в это число бывших граждан СССР входит изрядная доля населения пенсионного возраста - наших с вами матерей, отцов, бабушек, дедушек, родных и знакомых людей.

Поясню. Человек, родился в СССР, учился, работал. Потом поехал покорять другие просторы СССР. Осел на том, другом месте. Работал, семью создал. А потом оказывается, что он никто.

Или. Есть военная база, расположение которой ранее было, допустим, в г. Бресте (Беларусь). В своё время она была переброшена на территорию нынешней РФ. Вместе с этим процессом были переведены и все бойцы. Так вот, они, бойцы, являются гастарбайтерами без гражданства РФ.

Да, есть паспорт той страны. В данном случае паспорт РФ, полученный взамен паспорта старого образца, т.е. образца СССР. Но паспорт - это не есть гражданство.

Это есть абсурд.

В общем, нужно подтвердить, что гражданин РФ не является верблюдом, а если является, то скатертью дорога.

Следует напомнить, что РФ является правопреемницей СССР. И что на территории РФ проживает немалое количество граждан бывшего СССР, а это Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония и др. Пример с военной базой в Беларуси.

Не верите?

И не поверишь поначалу, когда не прочтёшь текст ФЗ. Основные моменты которого, подчас противоречащие здравой логике, и комментарии к нему Л.А. Жировой (выделено курсивом) - юриста-правозащитника, представлены ниже.

Досье

Людмила Андреевна Жирова

Юрист-правозащитник с многолетним стажем в области гражданского права.
Отличница в учёбе. Имеет три высших образования. Занималась в своё время исследованиями в области физики.
Является инициатором создания в 1996 г. общественной организации «Гражданский контроль».

«Конечный успех зависит не только от честности, беспристрастности или квалификации конкретного судьи, а от того, на чьей стороне закон, и от нашей настойчивости и терпения - таковы реалии теперешнего бытия».

Федеральный Закон
О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»

"Глава VIII 1 , Статья 41 1 .Положения главы применяются до 1 января 2017 г .

1. Условия и порядок приёма в гражданство РФ таких категорий лиц, как:
д) лица, имевшие гражданство бывшего СССР, получившие паспорт гражданина РФ до 1 июля 2002 года , у которых впоследствии не было определено наличие гражданства РФ , а также лица, имеющие гражданство иностранного государства или документ, подтверждающий право на проживание в иностранном государстве;

Этот пункт про тех, у кого «необоснованно выданный паспорт» .

В связи с чем было «не определено» гр-во — с недостаточной квалификацией сотрудников, отсутствием времени? Документов?

Или гражданин просто не обращался ни по поводу регистрации, ни по поводу обмена паспорта, ни по вопросу оформления гражданства детям? Или гражданство не «определяется», то есть его нет - по закону? Каким образом?

Есть заключение инспектора? Конечно, имеется, но о нём тут не упоминается. И как наличие иностранного гражданства «устанавливается» в том же Заключении — по «правилам» ФМС , например — проживал на некую дату в новой республике СНГ и признаётся её законом.

Если же после первичного оформления (или приобретения гр-ва РФ) приобретено второе гр-во, то нет оснований изымать российский паспорт вместе с российским гражданством.

2. Лица, указанные в части первой, могут урегулировать свой правовой статус на основании волеизъявления о приёме в гражданство РФ в соответствии с условиями ст. 41 3 , или о выдаче вида на жительство.

Настоящая глава устанавливает условия и порядок признания гражданами РФ проживающих на территории РФ лиц , имевших гражданство бывшего СССР , получивших паспорт гражданина РФ до 1 июля 2002 года и не приобретших гражданства РФ в установленном порядке, если они не имеют гражданства иностранного государства и др.

Какая разница между «процедурами» - «не приобрели гр-ва» и «гражданство не определено» - паспорт ведь РФ есть, он подтверждает гр-во РФ.

Кем «не определено»?

4. Лица, являющиеся гражданами бывшего СССР, не желающие быть признанными гражданами Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением о выдаче вида на жительство.

Почему же они «не желающие»?

Где, кто видел гражданина бывшего СССР с паспортом гр. РФ, полученным до 1 июля 2002 года и прибывшим в РФ до 1 ноября 2002г., который желает быть не признанным гражданином РФ?

И с какой стати он должен приобретать ВНЖ , если оно фактически у него имеется с первого дня приезда в РФ из республики бывшего СССР...

Статья 41 3 . Условия приёма в гражданство РФ

1. Лица, указанные в части 1 ст.41 1 , принимаются в гражданство РФ без учёта требования о соблюдении ими условий, без представления разрешения на временное проживание и вида на жительство при отсутствии оснований отклонения заявлений.

А это и без проекта нужно было сделать, поскольку эти лица (с паспортами СССР или с паспортами республик СНГ) должны иметь ВНЖ не в разрешительном порядке, а в рабочем , так как паспорт СССР был и есть документ, разрешающий как пребывание, так и постоянное проживание в РФ.

Статья 41 5 . Срок рассмотрения и принятия решений по заявлениям о признании гражданином РФ и о приёме в гражданство РФ

1. Заявление о признании гражданином РФ территориальным органом рассматривается и признаётся в течение не более двух месяцев.

2. Заявление о приёме в гражданство РФ рассматривается и признаётся в течение не более шести месяцев.

О каком конкретно «приёме в гражданство» идёт речь?

Если о праве граждан давно и законно проживающих в РФ (так как они прибыли до 1 ноября 2002г.), то оно у них имеется давно , и надо это объяснить чиновникам.

В чём разница между заявлением о признании и о приёме заявления в гражданство? Не является ли это двойной политикой для ФМС: те, кто понравился по определённым параметрам, ждут 2 месяца, те, кто не понравился, 6 месяцев? Прим. автора.

Статья 41 9 . Принятие к рассмотрению повторных заявлений о признании гражданином РФ . Статья 2, п.2.

Лица, не обратившиеся в период до 01.01.2017 г. с заявлением о признании гражданином РФ или о приёме в гражданство РФ, обязаны выехать из РФ не позднее трёх месяцев по истечении 01.01.2017 г.

В случае неисполнения указанного требования такие лица подлежат депортации .

Куда депортировать???

Стоит обратиться к Закону РФ от 28 ноября 1991 г. № 1948-I "О гражданстве РФ" (с изм. от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г.), в котором чёрным по белому написано о признании гражданства РФ граждан бывшего СССР.

Статья 13. Признание гражданства РФ

1. Гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории РФ на день вступления в силу настоящего Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своём нежелании состоять в гражданстве РФ.

Итог


Итог печален.

СМИ упорно замалчивают данную информацию, либо эту информацию услужливо стирают специальные подразделения.

Сколько бы не искала эту информацию в Интернете, ничего толкового найти невозможно.

Поскольку, если люди узнают об этом, то… даже невозможно представить, что будет.

А что может быть?

1. Инфаркты миокарда, инсульты.

2. Как следствие, возрастание летальных исходов у людей старшего возраста. И не только. Ведь это коснётся, собственно, практически всех.

3. Суициды.

Для чего это делается?


Для зачистки территории от ненужных людей. Их убрать и успешно выполнить план по миграционной политике.
Тем более, что Правительство РФ сказало, что налоги в России не будут расти в течение ближайших шести лет.
Откуда такая щедрость?

Тем более, вдвойне не понятно, откуда такая «забота» о людях, получивших паспорт гражданина РФ до июля 2002 г., если к людям, получившим паспорт после назначенного срока, никаких претензий не имеется?

Т.е. люди, являясь в прошлом гражданами бывшего СССР, проживающие на территории РФ до июля 2002 г., получившие паспорта РФ до оного срока, не являются её гражданами в то время, как люди, получившие паспорта после июля 2002 г., являются гражданами РФ.
Здравомыслящему человеку это трудно понять…

С введением же поправок к этому ФЗ потянется вереница вопросов от обычных людей и хамоватого отношения к ним со стороны различных ведомств.

Среди них: пенсия.

Каким образом будет индексироваться пенсия, если человек, имеющий паспорт РФ, проживающий на территории РФ уже порядочное количество лет, по одному закону - гражданин РФ, а по другому, т.е. нынешнему - никто ?

Куда в данном случае пойдёт стаж работы, заслуженный на заводах/предприятиях?

Куда в итоге пойдут те же тогдашние отчисления граждан бывшего СССР?

Судя по тому, что эта информация усиленно замалчивается, либо выдаётся горстка не понять чего, то становится очевидным то, что кто-то предполагает дальнейшее развитие событий.

Только от этой очевидности волосы встают дыбом.

Потому как то, что принято и протолкнуто наспех среди «нечаянно упавшего снега», язык не поворачивается назвать политикой, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека РФ (ст.7, Конституции РФ ).

От себя добавить больше нечего.

Приведу в заключение слова самой Людмилы Андреевны Жировой после введения поправок в ФЗ:

«Начинается новая коррупционная вакханалия по приобретению гражданства РФ. При этом продолжится антиконституционное лишение гражданства коренных россиян , так как его узаконят внесённые новации в Закон о гражданстве. Абсурдное новое основание приобретения гражданства: лишение статуса гражданина, после чего лишённый должен подать заявление о признании его гражданином. В случае не подачи заявления или отказа в признании - депортация. Куда? Посмотрим...» http://tarusyanka.livejournal.com/6437.html
11. Снег в Москве: http://www.1tv.ru/news/social/221309
12. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации": http://base.garant.ru/184539/
13. Федеральный закон РФ от 12 ноября 2012 г. N 182-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации"": http://www.rg.ru/2012/11/14/grajdanstvo-dok.html
14. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N1948-I «О гражданстве Российской Федерации» (с изм. от 17 июня 1993 г., 6 февраля 1995 г.): http://www.democracy.ru/library/laws/federal/1948-I_fz/
15. Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской 16. Федерации в отношении соотечественников за рубежом" (с изм. и доп.): http://base.garant.ru/12115694/
17. Конституция РФ: http://www.constitution.ru/

Выбор редакции
1 стакан чечевицы свежие грибы (белые или шампиньоны) - 300 гр. лук-репка - 1 шт. морковь -1 шт. 4 клубня картофеля растительное...

Творожная диета для похудения представляет собой быстрый (в отношении продолжительности), легкий (в отношении рациона питания), полезный...

Рецепт быстрого приготовления спагетти по-итальянски с чесноком, красным перцем и оливковым маслом. Все о пользе классических макарон...

Сон о лавине снега предвещает наступление рискованной ситуации, в которой вы можете оказаться по собственной вине. Любое необдуманное...
Символ тяжелого труда, трудной дороги. По наличию мозолей на руках определяли, что человек из крестьян, из рабочей среды. Сбитые в кровь...
Сторонники запрета на гадание приводят следующие доводы: Просмотр вероятностей развития событий может нарушить равновесие в сторону срыва...
Алкогольные коктейли, в том числе и «Ром Кола», являются в своем роде произведениями искусства. Их назначение заключается в формировании...
В этой статье о сливовом вине будет, пожалуй, больше теории, чем практики, но, во-первых, чтоб отлично проходили практические занятия по...
Печь хлеб, который олицетворяет в народном сознании самое насущное, означает укрепление благосостояния. Насколько человек разбогатеет,...