Внутригосударственное (национальное) и международное право. Использование полученной информации


МЕЖДУНАРОДНОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ (ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОЕ) ПРАВО

В настоящее время существуют две взаимосвязанные системы права: международное право, обязательное для исполнения всеми государствами и внутреннее право, которое занимает в системе национального права отдельных государств особое место.

Международное право - это совокупность правовых принципов и норм, имеющая договорной и обычный характер, которые возникают в результате соглашений между странами и выражают общую волю разных государств в целях мирного сосуществования.

Нормы признаются всеми субъектами международного права как в качестве юридически обязательных. Реализация норм международного права обеспечиваются принуждением. Формы, характер и пределы принуждения определяются в межгосударственных соглашениях и договорах.

В структуре современного российского права также различают международное право и национальное право.

Международное и национальное право имеют общие черты, благодаря которым эти две разные системы норм и принципов признаются правовыми: нормами международного и национального права, обеспечены принуждением, выполнение которых гарантируются авторитетом и силой государств. Следует отметить, что они действуют индивидуально или коллективно.

Нормам и принципам международного и национального права характерно: определенность, соблюдение формы выражения, процедуры принятия и вступления норм в законную силу; реализация норм возможными средствами восстановления прав.

Нормы международного права имеет ряд характерных особенностей, которые отличают его от национальных правовых систем, связанных с деятельностью государства и его механизмом. Деятельность государства направлена на сосредоточивание использования силы, установив на ее применение государственную монополию.

Международное право, в отличие от внутригосударственного права, имеет горизонтальную правовую систему, которой не свойственны верховенство власти. Она основана на применении силы и распределение трех основных функций, которые обычно возложены на государственные органы власти.

Коллизия силы и права международному праву присуща большей степени, чем внутригосударственному праву. Взаимозависимость и заинтересованность государств в правильном регулировании их отношений на основе взаимности повысило значение международного права в упорядочении и структуризации международной системы. Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются частью ее системы права. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем это предусмотрено законодательными актами, то применяются правила международного договора.

Поэтому при рассмотрении споров между странами при вынесении решений руководствуются нормами международного права.

Большинство стран руководствуются с принципами и нормами международного права даже в случае отсутствия процедуры принудительного урегулирования споров и централизованного органа правоприменения.

Международное право, как горизонтальная система, основывается на принципах взаимности и консенсуса, а не господства, послушания и принуждения к исполнению. Международное право действует иначе, чем централизованная система национального права, так как эта система создана для внешних отношений суверенных государств и других субъектов. На практике страны признают нормы международного публичного права как обязательные, поскольку они помогают устранить трудности и неопределенности в международных взаимоотношениях.

К характерным особенностям международного права, отличающие его от национального права, следует отнести:

  • 1. Правотворческий процесс. Нормы и принципы международного права постепенно создаются и соответствующим образом закрепляются основными субъектами этого права - суверенными государствами состав участников международных отношений, которые не согласны признавать эти нормы правовыми, не будут считаться юридически обязанными действовать согласно диспозиции этих норм, если только последние не являются нормами неоспоримого права. Все субъекты национального права (физические и юридические лица), независимо от признания необходимости целесообразности этих норм, обязаны соблюдать права и исполнять обязанности, установленные этими нормами. В международном праве законодательного органа, стоящего над государствами, не существует, следовательно, нормативно важно отличить, что правовые акты международного права создаются государствами на основе согласия его субъектов.
  • 2. В международном праве действует принцип факультативной юрисдикции. Это означает, что предусматривают средства мирного урегулирования (переговоры, международный арбитраж, медиация, международный суд и т.п.) стороны выбирают на основе соглашения.

В системах же национального права работает принцип обязательной юрисдикции, что означает, что истец может передавать спор на разбирательство, независимо от воли ответчика.

3. Субъектами международного права являются страны, государства, которые в силу своей суверенности наделены высшей властью.

Субъектами национального права являются физические и юридические лица, обладающие правоспособностью и дееспособностью. Указанные субъекты подчиняются власти и соблюдают надлежащим образом законы государства.

  • 4. Высшая власть страны осуществляется ее государственными органами и действует в пределах своей территории. Действие национальных законов может распространяться вне пределов ее территории, в том числе на ее граждан, которые временно или постоянно находятся на территории другой страны, национальное, и международное право запрещает применение средств властного принуждения на иностранной территории. Нормы международного публичного права являются регуляторами межгосударственных отношений.
  • 5. Специальный аппарат государственного принуждения обеспечивает соблюдения норм национального права. Соблюдение норм международного права осуществляется силами государства, права которого нарушены или коллективным принуждением, границы и формы которого определены принципами и нормами международного права.

Национальным правом называют совокупность правовых норм, установленных правотворческими органами Российского государства и регулирующих общественные отношения, складывающиеся внутри страны.

В нашей стране в советское время отрасль права, называемая международным правом, не включалась в систему советского права. Считалось, что она обособлена от национальной системы права и занимает особое место. В новых социально-политических и экономических условиях, сложившихся в России, ситуация с международным правом кардинально изменилась. В соответствии с и. 4 ст. 15 Конституции РФ «общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы». Однако вопрос о том, следует ли включать международное право как самостоятельную отрасль права в систему российского права, до сих пор является дискуссионным в нашей науке. Той же статьей Конституции РФ закрепляется приоритет норм международных договоров, заключенных Российской Федерацией, в отношении норм национального российского права: «Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

В рамках международного права проводится различие международного публичного права и международного частного права.

Международное публичное право регулирует взаимоотношения между государствами, определяют их взаимные права и обязанности.

Международное частное право регулирует имущественных отношений между гражданами и организациями разных стран, т.е. правила о том, что нормы какого государства необходимо будет применить в процессе регулирования имущественных отношений между гражданами и организациями разных стран. Частное право не только защищает интересы личности, но и обеспечивает право частной собственности и предпринимательства. Частноправовые отношения не связаны с органами государственной власти и им не подчиняются.

Сфера частного права предусматривает децентрализацию законодательного регулирования взаимоотношения лиц и диспозитивность.

Отраслями частного права являются: гражданское, семейное, трудовое, предпринимательское, земельное.

- 65.50 Кб

Государственный Университет – Высшая Школа Экономики

Реферат по Сравнительному правоведению

на тему: «Особенности национального права стран Африки»

Москва, 2008 г.

Введение

Список литературы

Введение

Одна из самых интересных тем из всего курса сравнительного правоведения, на мой взгляд, - это тема, посвященная особенностям обычного права Африки. Интересна она, возможно, потому, что очень мало изучена, сложна в исследовании, но этим и привлекательна. Нельзя не попытаться понять или просто оставить без внимания такой пласт истории, права и ценностей целой континентальной культуры, ведь африканская правовая семья охватывает правовые процессы на огромной территории. В результате особенностей исторического развития сейчас право африканских государств, обретших национальную независимость после распада колониальной системы, сочетается с элементами старого, с религиозным правом (мусульманским, индусским), обычным правом, которое все еще действует в достаточно широкой сфере общественных отношений.

Исследование африканского обычного права имеет для сравнительного правоведения особое значение, так как основывается на обработке материала двоякого рода: законодательного, даваемого писаным правом современных культурных народов или правовыми памятниками угасших в прошлом цивилизаций, и обычно-правового, заимствованного из юридической этнографии.

Следует отметить, что термин «обычное право» часто используется для обозначения традиционного права, которое существовало у африканских народов до колонизации. Традиционное право представляло собой преимущественно совокупность неписаных правил, устно передаваемых из поколения в поколение. Английский юрист А.Эллот отмечал, что африканское обычное право не знало юридических произведений: не было ни юридических текстов, ни манускриптов по правовым вопросам, ни исковых заявлений и т.д.

В традиционном праве моральные и правовые нормы выступают в неразрывной связи, поэтому при решении конфликтов руководствуются идеей, целью примирения.

Следует отметить большие различия между народами Африки, разнообразие их обычаев и обычного права. Даже племена, населяющие соседние географические районы, могут в этом плане существенно различаться. В пределах одного африканского современного государства могут проживать народности совершенно разного этнического и лингвистического происхождения. Все это многообразие дополняется большими различиями по системам родства и семейного уклада.

В своем развитии право стран африканской правовой семьи прошло три этапа:

Первый этап – развитие традиционного африканского права.

Второй этап – колониальное развитие обычного права и влияние на него основных правовых семей.

Третий этап – независимое развитие, формирование современных правовых систем африканских стран.


Традиционное африканское обычное право

Африканское обычное право является правом групп, сообществ, но не правом индивидов. Эта отличительная черта проявляется почти в каждой отрасли обычного права. В брачном праве брачный договор представлял собой скорее соглашение двух семейных групп, чем союз двух индивидов, и развод был возможен только с согласия семей. Право собственности на землю принадлежит социальной группе. В наследственном праве имущество также переходило не к индивидам, а к семьям или группам. При компенсации ущерба выплату производила одна семья другой, но не одно лицо другому. И, наконец, тяжбы возникали главным образом между сообществами или группами.

В обществах Африки действовали два основных вида судов (иногда в одном обществе они действовали одновременно): это своего рода арбитраж и суд с соблюдением юридических формальностей. В обществе без вождей или при отсутствии централизованной политической власти споры решались с помощью арбитража или переговоров внутри местной общины. В разрешении конфликтов внутри семьи или клана участвовали старейшины и другие влиятельные члены семьи; когда же разногласия возникали между соседями, арбитраж и переговоры вели разного рода официальные и неофициальные лидеры.

Суды, соблюдавшие юридические формальности, действовали в обществах с более или менее централизованной властью. Обычно эти суды образовывали иерархию в соответствии с политической иерархией, и апелляции направлялись от низших судов (например, судов мелких вождей) к высшим (например, судам крупных вождей). Суды обладали полномочиями вызывать свидетелей, назначать штрафы и наказания, следить за выполнением своих решений.

Однако вне зависимости от способа разрешения конфликта задача суда или арбитража сводилась не столько к отысканию фактов, формулированию правовых норм и применению их с учетом этих фактов, сколько к наведению порядка, устранению причиненного зла и восстановлению гармонии в общине. Гармонию же можно восстановить только тогда, когда все вовлеченные стороны будут уверены в том, что справедливость восторжествовала.

Следует отметить и роль сверхъестественного в традиционном праве. В судебных процедурах этот фактор проявлялся в основном в том, что для выяснения истины заставляли клясться и проводили испытание «судом божьим».


Влияние основных правовых семей на традиционное африканское право

Второй этап развития традиционного общего права был связан с колонизацией Африки в XIX в., которая внесла крупные перемены в юридическую жизнь континента. Давление и влияние права колониальных держав становились доминирующими.

Вся Африка за небольшим исключением была колонизирована европейскими державами. В XIX в. колониальные власти – английские, французские, португальские и бельгийские – в основном стремились внедрить в африканских странах право, действовавшее в метрополии, и свою судебную систему. Так, французское право было введено во Французской Африке и на Мадагаскаре, бельгийское – в Конго, португальское – в Анголе и Мозамбике, общее – в английских колониях, Романо-голландское, позже измененное под влиянием английского общего права, - в Южной Африке. Либерия заимствовала общее право и некоторые судебные обычаи Англии и США.

Принцип прецедента был воспринят в ряде стран Африки. Причем прецедентное право в африканских странах общего права имел ряд особенностей: в них происходит рост национального прецедентного права и продолжается активное заимствование английских прецедентов.

Следует отметить, что наряду с внедрением собственных правовых институтов колонизаторы проводили политику сохранения той части обычного права, которая не противоречила их интересам. Так возникла дуалистическая система права, включавшая в себя право, введенное метрополиями, и обычное право. Первое охватывало преимущественно административное право, торговое и уголовное. Традиционные области – землевладение, семейное и наследственное право – оставались в сфере действия обычного права.

Дуализм судов проявлялся весьма заметно. С одной стороны, действовали колониальные суды с европейскими судьями, правом метрополии и колониальным законодательством; с другой – были организованы местные суды, контроль за деятельностью которых осуществляли административные чиновники, которые ведали назначением и смещением членов судов.

Таким образом, можно выделить четыре изменения в обычном праве в колониальный период:

  1. отход от традиционных методов урегулирования с постепенным внедрением судебной системы, первоначально базировавшейся на прежних племенных установлениях, но со временем перестроившейся по образцу буржуазного судоустройства;
  2. восприятие европейских норм судьями, которые вели разбирательство в местных судах по нормам обычного права;
  3. введение законов, которые хотя и не отменяют обычное право, но все же предоставляют африканцам возможность регулировать свои правовые отношения на основе буржуазного права;
  4. прямой запрет некоторых обычаев, признанных варварскими, например рабства и нанесения увечья.


Формирование современных правовых систем африканских стран

Третий этап развития африканского права связан с получением государствами Африки национальной независимости. Здесь наблюдаются две тенденции. С одной стороны, сохранялись почти без изменений прежние принципы, законы и иные нормативные акты, привнесенные из других правовых семей. С другой стороны, интенсивно развивается национальная правовая система африканских государств.

В некоторых африканских странах проводились реформы, ставившие целью создание кодификации и законодательных, и обычных норм. Они удались лишь применительно к отдельным отраслям права, например к уголовному.

В колониальный период в британских колониях действовал уголовный кодекс, основанный на английском общем праве. Наряду с этим местные суды рассматривали деяния как уголовные, руководствуясь сложившимися обычаями. После получения независимости некоторые страны включили составы, основанные на обычае, в уголовный кодекс. Большинство стран поступило еще проще, отменив основанное на обычае уголовное право и провозгласив уголовный кодекс единственным актом, который определяет, какие действия считаются преступными, и устанавливает вид и размер наказания за них.

Здесь хотелось бы отметить отдельно историю смертной казни в Африке. В ряде африканских обществ предпочтение отдавалось изгнанию как альтернативе смертной казни. Об этом свидетельствуют многие исследователи традиционного доколониального африканского права. Даже должность палача, существующая ныне, не была известна до прихода колонизаторов в Африку. По обычному праву Уганды, например, убийца обязан был только выплатить родственникам убитого компенсацию женщинами, домашними животными, тканями. Случайное убийство вообще не считалось преступлением. Однако, как свидетельствует М.А. Супатаев, ссылаясь на мадагаскарскую газету «Имунку ваувау» от 25 марта 1988 г., на юге страны были отмечены многочисленные случаи самосуда в соответствии с древними традициями. «Ворам, грабителям, насылавшим “порчу” колдунам и другим лицам, нарушившим “коллективное соглашение”, которое заключается между жителями одной или нескольких деревень, - писала газета, - отрубают голову, а тело сжигают. Хоронить убитого там, где покоятся предки, нельзя, а это, по традиционным верованиям, является самой страшной карой».

На 1 января 2001 г. 10 африканских государств отменили смертную казнь. Страны, уголовные законодательства которых предусматривают смертную казнь как вид наказания, можно разделить на три группы:

 страны, активно применяющие смертную казнь;

 страны, редко применяющие смертную казнь;

 страны, хотя и сохранившие смертную казнь в законе, но не применяющие ее на практике (отменившие смертную казнь de facto).

К странам первой группы относятся Нигерия, Камерун, Эфиопия, Сьерра-Леоне, Судан.

Во вторую группу стран, применяющих смертную казнь, редко входят такие государства, как Зимбабве, Танзания, Гана, Малави. К третьей группе стран относятся такие государства, как Мали, Сенегал, Конго.

Значительно сложнее оказалось проведение реформ в области брачно-семейного и наследственного права. Хотя такие попытки и делались, дуализм законодательного и обычного права в этих сферах не был преодолен.

Например, в 1962 г. в Гане был опубликован проект закона о браке, разводе и наследовании. Однако судьба этого проекта оказалась неудачной. Трижды предпринимались попытки претворить его в жизнь, но безуспешно. А в Кении для этой задачи были созданы две комиссии: одна занималась вопросами заключения и расторжения брака, другая – вопросами наследования. В сентябре 1968 г. комиссии представили итоговые отчеты, в которых содержались рекомендации с целью замены разнообразных норм брачного и наследственного права одним кодексом.

Сказанное дает основание утверждать, что традиционное африканское обычное право бесспорно утрачивает, а в некоторых случаях уже утратило свои первоначальные черты. Оно в значительной своей части стало объектом кодификации и систематизации.

Вывод

Современный этап развития африканской правовой семьи характеризуется правовой многослойностью, но с более отчетливой тенденцией к оригинальным юридическим конструкциям и способам правовой регламентации. Сильнее сказывается и воздействие норм африканских межгосударственных объединений и институтов, а также общих норм международного права. Общей тенденцией многих африканских стран является также постепенное формирование общетерриториальной правовой системы. С усилением роли конституционного права как юридического фундамента государственной независимости нормы обычного, колониального и английского права преобразуются в нормы общетерриториального права.

Как вывод, я бы хотела также сказать о том, что тема действительно очень интересная, мне понравилось работать с теми немногими источниками, в которых изложены какие-то определенные сведения относительно права Африки; в частности, наибольший интерес вызвала книга А.Х. Саидова по сравнительному правоведению, которая и явилась основным источником в моей работе.


Список литературы

 М. 1981

 Мезяев А.Б. «Смертная казнь в современном мире. Уголовное право государств Африки», журнал «ПРАВО И ПОЛИТИКА» №6, 2001

 Allot A. New Essays in African Law L., 1970


Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

Саидов А.Х. Сравнительное правоведение

Мезяев А.Б. «Смертная казнь в современном мире. Уголовное право государств Африки»

Формирование современных правовых систем африканских стран
Вывод
Список литературы

В современном праве Японии переплетаются живущие и поныне традиции внесудебного решения споров с новыми кодексами, которые создавались по образцам сперва французского и немецкого права, и после Второй мировой войны - американского права.

Л. X. Саидов

Право Японии в Новейшее время претерпело значительные изменения. Оно развивалось по достаточно оригинальному пути, сочетая принципы западноевропейского законодательства с некоторыми институтами японского происхождения. С конца XIX в. отмечалось заимствование японцами французского и немецкого права. О значении рецепции германского права говорит бытовавшая в то время фраза: «Что не является немецким правом, не является правом вообще».

В соответствии с традициями континентального права японская юридическая наука разделяла право на публичное и частное. В последнее время ряд японских правоведов обращают внимание на сложность и определенную условность выделения публичной и частной составляющих правовой системы.

Поражение Японии и ее семилетняя оккупация американскими войсками привели к существенным изменениям в японском праве. Это способствовало тому, что англо-американская правовая семья (преимущественно в ее американском варианте) стала оказывать доминирующее влияние на развитие японского права. Наиболее ощутимо оно проявилось в конституционном, гражданском, торговом и уголовно-процессуальном праве.

Вместе с тем право в Японии отмечено достаточно ярко выраженным национальным своеобразием. На его формирование оказали влияние синтоизм, буддизм и конфуцианство. С синтоизмом было связано становление японской государственности, основанной на культе императорской династии и эмоциональном единстве нации. С помощью отдельных положений буддизма происходило обоснование иерархичности общественного строя. Конфуцианство послужило фундаментом социальной этики. Сложившееся под влиянием этих религиозных течений, японское правосознание характеризуется понятием «ва» (дух гармонии). В этом понятии соединяются присущие японской культуре представления об иерархии и гармонии. Принцип «ва» требует уклоняться от критики (критика допускается только в завуалированной форме, чтобы критикуемый «не потерял своего достоинства») и предполагает мирное, полюбовное разрешение споров, возникающих в сфере управления.

В Новейшее время в основном действовало гражданское законодательство конца XIX - начала XX в. После Второй мировой войны гражданское право было модернизировано. В этом, наряду с переработкой старых гражданских уложений, большую роль сыграли новые обобщающие законодательные акты - так называемые Основные законы (об образовании 1947 г., о сельском хозяйстве 1961 г., о защите интересов потребителей 1968 г. и др.). Наличие таких актов стало важной вехой в истории японского гражданского права.

Произошла трансформация основных институтов гражданского права в сторону большей степени учета интересов общества в целом. Из сферы гражданско-правовой регламентации выделились области, регулируемые оформившимися к этому времени новыми отраслями права, и прежде всего трудовым и социальным правом.

Изменения коснулись семейного и наследственного права. Исходной точкой реформы послужило положение новой японской конституции о равенстве супругов и личной свободе в браке. Был ликвидирован институт главы семейства и клановой семьи в целом. Браки стали заключаться свободно, и только несовершеннолетним требовалось согласие родителей. В решении вопросов семейной жизни, местожительства, выбора фамилии и т.д. права мужа и жены стали равными.

Изменилось содержание родительской власти в отношении детей. Она была признана за обоими родителями. Вместе с гем на семейные суды возлагались право и обязанность лишать родителей их власти в случае, если она признавалась злоупотреблением. Некоторые формальные пережитки все-таки сохранились: родители давали разрешение ребенку на занятие профессией, имели право подвергать ребенка наказанию и т.д. Сохранялись традиции старой патриархальной семьи в наследственном праве.

Постоянно росло число законов, являвшихся источниками административного права. К началу 1980-х гг. в Японии действовало свыше 1500 законов, при этом более 1000 законов относилось к сфере государственного управления и административного права. К числу основных законов в административном праве относятся законы о кабинете министров, об организации государственного управления, о государственных служащих, о местном самоуправлении и некоторые другие законодательные акты.

К разряду обычных законов могут быть отнесены законы о статусе министерств и ведомств, в которых устанавливаются структура, штаты, основные задачи центральных органов публичной администрации, механизмы межведомственной координации, а также многочисленные законы об отраслевом регулировании.

Японское административное законодательство, в отличие от гражданского, не кодифицировано. Административно-правовые нормативные акты собраны в Сборнике действующих законов и постановлений, который издается Бюро юридических исследований при министерстве юстиции.

Совершенствовалось уголовное законодательство. В начале XX в. (1907 г.) в Японии было принято новое Уголовное уложение, закрепившее вплоть до окончания Второй мировой войны германское влияние на уголовное право Японии. Была заметна его политическая направленность. На первое место были поставлены преступления против императорской фамилии. Жестокие наказания устанавливались за любую «бунтовщиче- скую» деятельность.

Было расширено судейское усмотрение и введены институты условного осуждения и условного освобождения. Допускалось смягчение наказания по усмотрению суда. Что касается определения размеров наказания, то свобода судейского усмотрения определялась здесь двумя обстоятельствами: во-первых, суд мог маневрировать в выборе размера санкции, пользуясь тем, что законодатель зафиксировал сильно расходящиеся верхние и нижние пределы санкций; во-вторых, законодатель предусмотрел, что суд может увеличить наказание выше предела, установленного законом (при квалификации преступления как рецидивного).

Данное Уголовное уложение в течение всего довоенного периода сохраняло центральное место в системе уголовного права. Оно постоянно пополнялось новыми уголовными законами и уголовно-правовыми нормами законодательства, содержащими различного рода изменения.

Реальные крупные перемены в уголовном законодательстве последовали после падения авторитета монархии и в общей связи с широкой правовой реформой, проведенной после Второй мировой войны. Законом 1947 г. из Уложения были исключены преступления против императорского дома, упразднены семейно-моральные преступления вроде нарушения супружеской верности. Вместе с тем в него были введены наказания за военные преступления, за преступления против мира и человечности и др. В основном же до конца XX в. уголовное право основывалось на принципах Уложения 1907 г. Некоторые его положения актуальны и в современный период.

В целом влияние зарубежного права не было всеобъемлющим. Влияние права США на японскую правовую систему оказалось не настолько сильным, чтобы «перетянуть» японское право полностью в семью англосаксонского права.

Вводились самобытные новеллы, неизвестные буржуазному праву. Некоторые акты свидетельствовали о влиянии как континентального, так и англосаксонского права. Большинство институтов основных отраслей японского права: гражданского, гражданско-процессуального и уголовного - по-прежнему базировалось на традициях романо-германской правовой семьи.

Судебная система Японии носила разветвленный характер. В 20-е гг. XX в. основными органами общей юстиции стали местные и районные суды, рассматривавшие основную массу гражданских и уголовных дел. Местный судья единолично решал незначительные дела, в основном гражданские с небольшой суммой иска. В районных судах дела решались коллегиально, кроме того, районные суды выступали как суды второй инстанции в отношении местных судов. Незначительные правонарушения разбирали низовые полицейские суды.

Существовали окружные апелляционные суды, где дела рассматривались только в порядке обжалования. Во главе судебной системы находился Верховный суд. В нем разбирались обвинения в государственной измене, выступления против членов императорской династии и др.

Особую систему составляли суды по семейным делам. Они действовали при окружных судах и рассматривали споры о наследстве, споры, связанные с семейным правом, выполняли посреднические функции по семейным делам. В 1921 г. был создан арбитраж по коммерческим спорам.

С принятием новой Конституции Японии была реформирована и судебная система. Конституция установила полную самостоятельность судебной ветви власти, несменяемость судей, гласность и открытость судопроизводства. Новая судебная организация была установлена Законом о судоустройстве 1947 г.

В соответствии с ним была сформирована четырехуровневая система судов, единых для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Упразднялись особые и административные суды. Основная масса дел разбиралась в так называемых суммарных (в стране было учреждено около 600 таких судов) и районных судах. Председатели всех судов назначались от имени императора, судьи - министерством юстиции.

Действовали Высокие суды, рассматривавшие апелляции на решения низовых органов юстиции. Верховный суд помимо апелляционных функций был наделен полномочиями конституционного надзора и управления судебными делами.

В 1949 г. усовершенствованию подверглись и семейные суды, которые стали частью общей юстиции. Суды были образованы повсеместно и решали вопросы об ответственности несовершеннолетних с учетом мнения органов социальной защиты и воспитательных учреждений.

Сегодня судебную ветвь власти Японии возглавляет Верховный суд. Он осуществляет конституционный контроль, а также является высшей инстанцией для рассмотрения других дел, окончательно рассматривает дела о преступлениях против государства. Верховный суд осуществляет полномочия судебного управления, издает руководящие указания для нижестоящих судов, обобщает судебную практику.

Существуют окружные суды, которые рассматривают основную массу уголовных и гражданских дел. Они являются также апелляционной инстанцией для так называемых дисциплинарных судов - низшего звена всей судебной системы.

В дисциплинарных судах слушаются мелкие уголовные дела и гражданские дела с определенной ценой иска. Дела рассматриваются единолично судьей, который не обязательно должен иметь юридическое образование.

Сам процесс судопроизводства содержит как рецепированные романогерманские модели, так и традиционные нормы, сложившиеся в прошлом . Современное японское право наряду с судебной процедурой предоставляет возможность выбрать специальную, примирительную процедуру. Согласно этой процедуре, компетентный суд создает по заявлению одной из сторон специальный арбитражный комитет в составе двух-трех неспециалистов и под председательством назначаемого в большинстве случаев профессионального судьи. Этот комитет вызывает и выслушивает спорящие стороны, а затем пытается склонить их к мировому соглашению. В случае неудачи такой попытки иск может быть подан в судебном порядке. На практике согласительные процедуры имеют большое значение, тем более что суды зачастую пользуются возможностью приостановить рассмотрение дела и передать его в арбитражный комитет .

Данное явление в японском судопроизводстве не стоит переоценивать. В последние годы значительно возросло число судебных процессов, особенно касающихся защиты окружающей среды и ответственности за качество производимой продукции. С подобными исками выступают тысячи истцов.

Говоря о будущем японского права, Р. Давид справедливо утверждает, что даже если японские правовые институты будут полностью вестернизированы, а юридическая техника модернизирована, применение права все равно будет ощущать на себе живучесть и действенность традиционных принципов этой страны .

Несмотря на определенную схожесть японской и западной систем права и судопроизводства, правовая система Японии характеризуется рядом институтов, выработанных собственно японской практикой. Традиционное начало выражается прежде всего в особенностях нравопонимания в японской культуре.

Японцев сегодня отличают высокая степень корпоративизма и верно- подданничества, равнодушие к свободе личности и человеческому достоинству, когда дело касается их лично. Японцы стараются по возможности избегать судебных разбирательств, предпочитают посредничество третьих лиц в разрешении различных коллизионных ситуаций. Им свойственна высокая степень ответственности при исполнении обязательств. Обращение в суд с точки зрения японской этики - поступок, достойный порицания, поскольку любой спор можно решить полюбовно . Именно это наделяет особым значением деятельность участкового полицейского, который является частым и желанным гостем в домах, всегда готов уладить возникающие проблемы. Японская полиция наделяется правом самостоятельно принимать меры в отношении малозначительных преступлений. Такие полномочия, предоставляемые полицейским, помимо прочего позволяют значительно сократить нагрузку на органы уголовной юстиции, что позволяет последним сосредоточить свои усилия на рассмотрении серьезных преступлений. По данным японской статистики, число лиц, в отношении которых была применена указанная система, составило около 40% всех взрослых, задержанных полицией по подозрению в совершении преступлений. В связи с совершением малозначительных преступлений (кражи, укрывательства краденого, мошенничества и др.) и с причинением незначительного ущерба дела этих лиц были разрешены полицией путем вынесения им официальных предостережений. Надзор за правильностью применения процедуры принятия мер по малозначительным делам осуществляет прокурор.

Вступили в силу положения, которые предусматривали судебные разбирательства с участием непрофессиональных судей, избираемых из числа граждан страны. Предложенная структура представляет собой гибрид системы судов присяжных, утвердившихся в странах англо-американского права, и системы судов, свойственных странам континентальной системы права.

Вопросы для самоконтроля

  • 1. Каковы особенности государственно-правового развития Японии в первой половине XX в.?
  • 2. Каковы причины и последствия установления фашистского режима в Японии?
  • 3. Как сказался на развитии послевоенной Японии американский оккупационный режим?
  • 4. Каковы форма правления и государственного режима Японии по Конституции 1947 г.?
  • 5. В чем заключалась система сдержек и противовесов по Конституции 1947 г.?
  • 6. Каковы особенности государственного строя Японии между мировыми войнами?
  • 7. Почему послевоенная политика демократизации очень скоро сменилась политикой «обратного курса, ужесточением политического режима?
  • 8. В чем особенности современного государственного устройства Японии?
  • 9. Какие изменения произошли в правовой системе Японии?

Тесты

  • 1. «Ассоциация помощи трону», образованная в довоенной Японии, выполняла функции:
    • а) политической партии;
    • б) службы безопасности парламента;
    • в) профсоюзов.
  • 2. Каковы причины установления в предвоенной Японии фашистской корпоративной системы:
    • а) экономический кризис конца 1920-х - начала 1930-х гг.;
    • б) выступление военных за отмену буржуазно-демократических реформ;
    • в) вмешательство государства в сферы общества;
    • г) массовый террор полиции против левых сил;
    • д) милитаризация всех сфер жизни?
  • 3. В послевоенной Японии по Конституции 1947 г. была установлена форма правления:
    • а) парламентская республика;
    • б) президентская республика;
    • в) парламентская монархия;
    • г) смешанная республика.
  • 4. Функции конституционного надзора в Японии выполняет:
    • а) Конституционный суд;
    • б) Конституционный совет;
    • в) Верховный суд;
    • г) Палата советников.
  • 5. Какая инстанция возглавляет судебную систему Японии:
    • а) Верховный суд;
    • б) парламент;
    • в) император?
  • 6. Какие суды выступают в качестве апелляционных инстанций:
    • а) высшие суды;
    • б) верховный суд;
    • в) территориальные суды?
  • 7. Существует ли в Японии институт присяжных заседателей?
  • а) нет;
  • б) да;
  • в) только по делам об умышленных убийствах?
  • 8. Что такое то в системе высших префектур:
    • а) осака;
    • б) токио;
    • в) хоккайдо;
    • г) КИОТО?
  • 10. Какие цели предусматривали послевоенные реформы государственного управления:
    • а) демилитаризация Японии;
    • б) чистка государственного аппарата, суд над военными преступниками;
    • в) парламентские реформы;
    • г) ограничение прерогатив императора:

Задания

  • 1. Объсните, почему Японии в Новейшее время удалось избежать порабощения индустриальн ы ми странами?
  • 2.11одумайте, почему Японии удалось избежать крупных социальных потрясений.
  • 3. Объясните и покажите на конкретных примерах, что отличительной чертой формирования права Японии Новейшего времени является сочетание принципов западноевропейского права и национального права.
  • 4. Объясните большое влияние на все слои японского общества монархии.
  • 5. Объясните, какие мотивы в отношении к государству со стороны граждан Японии мы можем отметить в послевоенные годы? Почему произошла демократическая коррекция в государственно-правовой структуре?
  • 6. Охарактеризуйте судоустройство и судопроизводство современной Японии.
  • В Новейшее время в процесс судопроизводства постоянно вносились изменения.Так, в 1926-1929 гг. был принят Гражданско-процессуальный кодекс, установивший новыйпорядок разбора дел (в день можно было заслушивать лишь одного свидетеля, и любое делорастягивалось на месяц-полтора). Действовал институт присяжных заседателей. Представителями государства в процессах выступали прокуроры. Новый Уголовно-процессуальныйкодекс (1947 г.) существенно демократизировал уголовный процесс, отменив важное ранеепредварительное слушание, основанное на презумпции виновности обвиняемого. В 1949 г.был принят Закон об адвокатуре. В последующий период эти документы дополнялисьв соответствии с изменяющимися условиями, а также принимались новые законы.

В широком смысле правовая система - это так называемые «правовые семьи », в которые входит несколько государств.

  • романо-германская правовая система;
  • англосаксонская правовая система (система общего права);
  • религиозные правовые системы (системы мусульманского, индусского, иудейского права);
  • социалистическая правовая система;
  • обычно-правовая система.

Выделяют также:

  • латиноамериканскую правовую систему;
  • североевропейскую правовую систему;
  • правовые системы Дальнего Востока;
  • правовую систему Индии;
  • плюралистические правовые системы.

Данная классификация хорошо известна как западной, так и российской юридической общественности по претерпевшему более десятка изданий классическому труду Рене Давида. В то же время сам Р. Давид признавал, что его классификация не полная и создана для достижения лишь определенных целей его книги. Неоднократно предпринимались попытки преодолеть ограниченность классификации Р. Давида в мировой и отечественной правовой литературе. Так, профессор Ю.А. Тихомиров наряду с романо-германской (континентальной) системой и системой общего права выделяет также североевропейскую правовую систему, латиноамериканскую правовую семью, а также так называемые «кочующие» правовые семьи. Он выделяет также социалистическую правовую систему, объединяя ее, правда, со «славянским или евразийским» правом. Профессор С.С. Алексеев выделяет еще и так называемые «заидеологизированные» правовые системы. Свои варианты классификаций предлагают и другие ученые (А.Х. Саидов, С.И. Архипов и др.).

Изучение особенностей международно-правовых подходов в правовых системах в узком смысле весьма затруднительно. Каждое государство имеет свой комплекс законодательства и свою судебную практику. Не менее сложно уяснение этого вопроса и для правовых систем в широком смысле. В то же время рассмотрение правовой системы в широком смысле (т.е. правовой системы как «правовой семьи») дает определенные преимущества. В этом случае можно выделить главное в подходах отдельных групп государств к основным вопросам статуса и применения международного права. Именно то, что в рамках правовых семей государства имеют близкие и иногда идентичные подходы, и обусловливает больший успех регионального международного права по сравнению с универсальным международным правом.

Романо-германская правовая система. Пожалуй, главной отличительной чертой статуса международного права в странах романо-германской правовой семьи является то, что международные договоры, как правило, автоматически включаются в их правовые системы.

Действительно, давайте сравним соответствующие положения основных законов ряда государств романо-германской правовой системы.

Конституция Греции устанавливает, что «общепринятые нормы международного права, а также международные соглашения с момента их ратификации законом и вступления их в силу согласно условиям каждого из них являются неотъемлемой частью внутреннего греческого права и имеют приоритет перед любым противоречащим им положением закона» (п. 1 ст. 28).

Конституция Испании устанавливает: «Международные договоры, заключенные в соответствии с установленными требованиями, становятся после их публикации в Испании составной частью внутреннего законодательства…» (п. 1 ст. 96).

Повиновение обычаю было в основном добровольным. Каждый считал себя обязанным жить так, как жили его предки; чаще всего было достаточно боязни сверхъестественных сил, чтобы заставить уважать традиционный образ жизни». Такое объяснение «исполняемости» обычных норм представляется неверным. Это - типичный пример западного мышления, попытка воспринять право другой культуры через свои собственные правовые (и философские) представления. Давайте задумаемся: почему обычай вообще становится обычаем? Почему в современном западном обществе появилось различие между законом и обычаем? Законы, в значительной своей части, требуют устрашения населения для их исполнения, так как они не находятся в гармонии с обществом, в котором действуют. Да и долго ли «живут» законы?

Законы, которые существуют 30-40 лет, мы уже называем устаревшими, не так ли? Конечно, некоторые законы могут существовать 100 лет и более, но, как правило, они касаются лишь отдельных вопросов (например, престолонаследия) и являются столь уникальными, что лишь подтверждают общее правило: жизнь закона составляет период, значительно меньший периода жизни одного поколения людей.

В отличие от закона обычай потому и стал обычаем, что он естествен и гармоничен. Он сложился в результате опыта десятков и сотен (возможно, тысяч) поколений людей. Он стал обычаем в результате своей естественной необходимости. И страх здесь занимает последнее место.

Безусловно, так называемые традиционные общества (в первую очередь общества государств Африки) имеют огромное количество обычаев. Даже внутри одного и того же государства часто можно говорить не об обычном праве этой страны, а об обычном праве какого-то конкретного народа. Так, например, в Нигерии среди нескольких сотен народов проживают три крупнейших - йоруба, ибо и хауса. При этом народ йоруба имеет длительную (несколько тысяч лет!) историю высочайшей централизации государства, народ ибо - вообще никогда не знал понятия «король», а хауса следуют в основном нормам исламского права. Конечно, столь большой контраст предопределил огромные различия в правовых обычаях этих народов, хотя они и проживают на территории одного государства. Тем не менее даже в таких сложных (с точки зрения национального состава) государствах, как Нигерия, могут появляться и некоторые общие обычно-правовые нормы.

Весьма интересен другой пример влияния обычного права на международно-правовую позицию государства. Конституция Республики Зимбабве устанавливает неравенство мужчин и женщин, допуская дискриминацию в их правах. В деле Магайя против Магайя Верховный суд страны подтвердил приоритет обычного права даже в отношении международно-правовых норм (в данном случае - Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин). Следует отметить, что при подписании данной Конвенции Зимбабве сделало оговорку в соответствии со своей Конституцией. Но конституция как раз и устанавливает, что обычное право имеет статус закона государства.

Религиозные правовые системы. Среди религиозных правовых систем наиболее разработанной является исламская концепция международного права. По этому поводу написано немало весьма интересных работ. Следует отметить и попытку создания Международного исламского суда.

В мусульманских государствах общее международное право, как правило, не является частью права страны. Положения международного договора могут быть реализованы только путем издания соответствующего национального закона.

Различные авторы определяют исламское международное право по-разному. Так, Н. Арманази писал, что «исламское международное право - это совокупность норм, предписанных мусульманам для регулирования их отношений войны и мира с немусульманами, индивидуумами или государствами в мусульманских странах или вне их».

М. Кадури отмечал, что «исламское международное право является простым распространением права, предназначенного регулировать отношения мусульман с немусульманами внутри или вне Мира Ислама». М. аль-Гунейми определяет исламское международное право как «совокупность всех норм и практики, предписываемых или допускаемых исламом в международных отношениях». Однако, как отмечает профессор Н.В. Жданов, все определения исламского международного права исходят из того, что под международным правом понимается совокупность допустимых исламом норм и обычаев, регулирующих взаимоотношения мусульманских государств и мусульман с немусульманскими государствами, а в основе лежит соответствие норм и обычаев в международных отношениях положениям ислама.

Международные отношения в соответствии с концепцией исламского международного права подразделяются на несколько сфер.

При этом наибольшее внимание уделяется регулированию отношений с соседними государствами и состоянию мира и войны. В основе классификации лежит разделение мира на три группы стран: Дар аль-Ислам (Мир Ислама), Дар аль-Харб (Мир войны) и Дар аль-Агд (Мир договора). В зависимости от толкований Мир войны является либо объектом агрессии «воинствующего ислама», либо источником опасности для «миролюбивого ислама».

Что касается международного права прав человека, то ряд положений исламского права расходится с универсальными международными актами. В то же время в целом исламская концепция международного права прав человека совпадает с международными стандартами в этой области. Особое значение здесь имеет Исламская декларация прав человека, принятая Организацией Исламская конференция в 1990 г.

В этой Декларации закрепляются все основные международно признанные права и свободы человека, хотя они и ставятся в зависимость от норм шариата. Так, в Декларации подчеркивается, что все люди равны, поскольку их объединяет поклонение Богу, а истинная вера является гарантией возрастания достоинства человека на пути его совершенствования. Ни один человек не имеет превосходства над другими, кроме тех, кто обладает большим благочестием и ведет более праведную жизнь. Декларация провозглашает, что человек рождается свободным и поклоняется только Аллаху. При этом отмечается, что все закрепленные в Декларации права и свободы ограничены нормами шариата.

Как известно, признанными источниками общего международного права являются обычай и международный договор. В то же время исламское международное право имеет свой взгляд на . Как следствие концепции единства исламской общины (уммы) исламское право является исключительно всеобщим, единым, универсальным и, таким образом, международным по своему характеру. Международное право в исламе всегда являлось составной частью права вообще (шариата). В основном оно применялось как правила пророка и его учеников, касающиеся ведения военных действий (магхази). Иногда нормы международного права рассматриваются в разделах «Джихад» («Священная война»). Таким образом, исламское международное право имеет те же источники, что и все другие части исламского права, а именно Коран и Сунну, единогласные решения юристов, аналогию, а также equity.

Это, конечно, не означает, что принципы исламского международного права не имеют ничего общего с так называемым универсальным правом. Наоборот, ряд основных принципов исламского международного права нашли отражение в общем международном праве. Скажем, фундаментальный принцип pacta sunt servanda находит свое обоснование в Коране: «Выполняйте свои обязательства».

В то же время имеются весьма серьезные опасения в отношении взаимодействия исламского и так называемого общего международного права. Так, профессор И. аль-Хунами (Египет) пишет, что исламское международное право «несовместимо с современной тесной интеграцией мусульманских стран с сообществом государств. Подобное парадоксальное положение требует основательных конструктивных усилий по примирению классического толкования мусульманского международного права, с тем, чтобы оно могло справиться с международной жизнью, как она является сегодня».

Согласно исламской доктрине международного права признается равный суверенитет всех членов международного сообщества. Ни одно государство не имеет права вторгаться в сферу суверенитета других государств и в их внутренние дела.

Профессор Шейх Вахбех аль-Зухили (Сирия) отмечает, что исламское международное право исходит из того, что отношениями мусульман и немусульман является мир, а не война. Таким образом, основанием для применения оружия может быть борьба с находящимися вне закона или отражение агрессии, а не атеизм и религиозные разногласия.

Говоря о месте и действии международного права в различных правовых системах вообще и в религиозных правовых системах в частности, следует отметить важную роль религии и в тех правовых системах, которые не являются религиозными по своей сути.

Так, например, известный юрист-международник, ныне судья Международного суда ООН П. Койманс отмечает роль протестантства в развитии международного права. Это, например, концепция мирового сообщества, а также протестантские идеи секуляризации права, особого места индивида и ряд других, которые в конечном итоге были реализованы в современном международном праве. Западный индивидуализм, проявляющийся, например, в концепции международных прав человека, может быть в том числе объяснен особой позицией христианства в целом и протестантства в частности. Протестантизм исходит из того, что основное значение имеют отношения человека (как индивида) и Бога. Именно индивидуальные (человек - Бог), а не коллективные (человек как член общества - Бог) отношения имеют главное значение.

Для понимания международно-правовой позиции Китая и некоторых других государств Дальнего Востока, безусловно, следует знать и понимать основные принципы конфуцианства. Конфуцианство оказало значительное влияние на международно-правовые подходы китайских юристов, в частности, к решению вопросов признания государств и правительств , взаимной помощи во время чрезвычайных ситуаций, применения военной силы, разрешения международных споров, в частности, с передачей спора третьему государству и др.

Огромное влияние на международно-правовые подходы ряда государств сыграла и продолжает играть буддистская религия. Профессор философии К. Джайятилеке (Шри-Ланка) отмечает, что сама сущность буддизма определяет основные подходы к международному праву.

Основные постулаты буддизма сами по себе делают такие, например, понятия, как национальная гордость, расовые и национальные чувства, ошибочными. Отсюда можно сделать вывод, что и так называемые национальные интересы государств имеют аналогичное значение.

Буддистская доктрина устанавливает особые принципы международного сотрудничества государств и разрешения международных споров.

В иудаизме также просматриваются свои особые позиции в отношении международного права. Так, в раввинистических прочтениях Писания выделяют три вида войн: «милхемет хова» (обязательная война), «милхемет решут» (необязательная война) и упреждающую (превентивную) войну. Здесь можно усмотреть некоторую общность с римским понятием bellum justum (справедливая война), хотя есть и различие: например, упреждающая война могла быть справедливой или несправедливой.

В настоящее время те институты, согласие которых на войну за расширение территории было необходимо по Талмуду, более не существуют, фактически исключается (с религиозной точки зрения) возможность ведения необоронительных войн. Как отмечают авторы, многие представители современного иудаизма прочитывают традиционные тексты в соответствии с современной доктриной прав человека и международного права.

Особые подходы к международному праву, безусловно, присущи и индуизму. Индуизм исходит из того, что нельзя прибегать к военной силе в отношениях с государствами, если не исчерпаны все мирные средства. Индуизм выделяет «дхарма юдха» (справедливая война) и «адхарама юдха» (несправедливая война)2. Проводится также четкое различие между комбатантами и некомбатантами.

В индуизме война считается нежелательным явлением, которого следует избегать, так как оно связано с убийством людей. Не случайно идея «позитивного нейтрализма», оказавшая столь значительное влияние на международное право второй половины XX в., получила свое идеологическое и практическое развитие именно из Индии. Махатма Ганди успешно оперировал индуистским понятием «ахимса», означающим отказ от применения насилия и нанесения ущерба, в качестве средства борьбы против британского колониального господства в Индии. Не менее важное значение имеет постулат индуизма, касающийся международного права прав человека: «Социальная гармония базируется на балансе обязанностей человека, а не на конфликте его прав».

В настоящей главе мы в общих чертах рассмотрели наиболее характерные черты применения международного права в правовых системах мира. Данная глава не ставит перед собой цели детального описания международно-правовых подходов отдельного государства или отдельной правовой системы.

Главной задачей является показать, что эти подходы различны как в каждом конкретном государстве (правовая система в узком смысле), так и в рамках одной и той же правовой семьи (правовая система в широком смысле). Кроме того, имеется большая группа государств, где одновременно (параллельно) действует несколько правовых систем («правовой плюрализм»).

Тем не менее существуют некоторые особенности международно-правовых подходов и у отдельных государств, особенно у стран, принадлежащих к одной правовой семье. Для глубокого понимания международного права следует обратить особое внимание на междисциплинарный подход. В первую очередь необходимо изучение и понимание других культур. Понимание международного права и права вообще невозможно без глубокого изучения культур других стран и народов. Ибо право - это элемент культуры, и понять право нельзя только с позиций своей собственной культуры!

В этом и сложность, и величайший интерес изучения отдельных правовых систем и уникального феномена общечеловеческой цивилизации - международного права.

Внутригосударственное (национальное) и международное право

Иванов. Системы национального права (институты, отрасли и другие структурные объединения, регулирующие правоотношения в пределах конкретного государства, страны - французское право, российское право). Системы международного права (охватывает институты, отрасли, которые регулируют межгосударственные, международные правоотношения, в которые вступают суверенные субъекты, страны и некоторые другие участники). Оба вида систем тесно взаимосвязаны и взаимодействую друг с другом.

Считается, что приоритетом обладает система межнационального права, но это ошибочное мнение, т.к. общепризнанными ценностями можно считать разные их виды (не только европейские).

Рыбаков. Международное право - общепланетарная правовая система, регулирующая межгосударственные отношения, а также внутригосударственные отношения, осложняемые иностранным элементом.

Особенности: 1) субъектами права выступают суверенные государства. Субъектами внутригосударственного права являются ФЛ и ЮЛ, органы государства; 2) объектом (предметом) регулирования являются отношения независимых друг от друга суверенных образований. Национальное право регулирует отношения в рамках государственных границ; 3) особый процесс нормотворчества - в нем нет центральных законодательных органов и исполнительных органов. Нормы создаются самими участниками отношений, т.е. государствами; 4) отсутствие обязательной юрисдикции. Спор о нарушении норм международного права может быть рассмотрен в международном суде только с согласия спорящих сторон; 5) функциональные связи в сфере нормотворчества и правоприменения носят преимущественно координационный характер, в системе национального права - в основном субординационный; 6) в сущностном плане представляет собой согласованную волю субъектов международно-правового общения; 7) источниками выступают договоры, пакты, декларации, резолюции; 8) представлено в единственном числе, национальные правовые системы - во множественном; 9) возникало на более поздних этапах общественного развития, чем национальное, - в буржуазный период.

Международное право складывается из двух подсистем: международное публичное право и международное частное право. Соотношение международного и внутригосударственного (национального) права: есть различные точки зрения: 1) международное право входит в национальную правовую систему, составляет часть; 2) не входит в национальную правовую систему, занимает особое самостоятельное положение; 3) промежуточная правовая система (частично межгосударственная и частично внутригосударственная). Конституция РФ п. 4 ст. 15: общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы…», данное положение содержится и в конституциях других стран, =>, подобная конституционная практика не лишает международное право самостоятельности и обособленности.

Взаимодействие международного и внутригосударственного права: два варианта - 1) приоритет международного права над внутригосударственным; 2) приоритет внутригосударственного права над международным. Примат международного права над внутригосударственным может быть законодательно закреплен. Конституция РФ п. 4 ст. 15: если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора». Способы влияния международного права на внутригосударственное: 1) инкорпорация - включение в состав национального права норм или совокупность норм международного права без существенных изменений; 2) трансформация - предполагает определенное преобразование норм международного права путем их развития, конкретизации и приспособления к национальной системе права и включения в состав последней; 3) имплементация - включает в себя и трансформацию, и случаи отсылок в коллизионных нормах национального права к международному.

Формы применения международного права на территории России: 1. Непосредственное применение общепризнанных норм международного права в случае пробелов в российском законодательстве; 2. Применение ратифицированных договоров вместо несоответствующих им норм российского законодательства;

  • 3. Применение не подлежащих ратификации межгосударственных договоров вместо не соответствующих им нормативных актов Президента; 4. Применение не подлежащих ратификации межправительственных договоров вместо не соответствующих им нормативных органов Правительства.
  • 51. Понятие правовой системы и семьи правовых систем

Правовая система - действующее право в конкретном регионе; она должна продемонстрировать, что собой представляет действующее право в данных исторических условиях и в конкретный исторический промежуток времени. Элементы правовой системы: 1) право - ядро правовой системы; 2) юридическая практика (типичные правовые отношения, складывающиеся в соответствующей правовой системе); 3) господствующая правовая идеология и действующая система принципов права (типичные общепризнанные принципы правосознания, которые используются в рамках правовой системы); 4) действующие в рамках системы источники правовых норм; 5) юрисдикционные органы.

Система права - более узкое понятие, чем правовая система. Значение правовой системы: показать, как возникает право в конкретных исторических условиях; как взаимосвязаны компоненты. Разграничение понятий «система права» и «правовая система» возникло в связи с дискуссиями по вопросу субстрата права. Более широким понятием является правовая система. Система права поясняет, что такое система права как система и какие связи между ее элементами существуют; правовая система показывает особенность проявления системы права в конкретно установленных условиях.

Нерсесянц. Правовая система - научная категория, дающая многомерное отражение правовой действительности конкретного государства на ее идеологическом, нормативном, институциональном и социологическом уровнях. Правовая семья - это совокупность правовых систем, выделенная на основе общности источников, структуры права и исторического пути его формирования.

Выделяются следующие правовые семьи: 1) романо-германская, 2) скандинавская, 3) латиноамериканская, 4) правовая семья общего права, 5) мусульманская, 6) индусская, 7) семья обычного права, 8) дальневосточная. В зависимости от идеологии и юридической техники также выделяют: 1) романо-германскую (семью континентального права); 2) англосаксонскую (семью общего права); 3) религиозную (семью мусульманского и индусского права); 4) традиционную (семью обычного права).

В рамках той или иной правовой семьи возможны более дробные элементы, представленные определенной группой правовых систем: 1) внутри романо-германской правовой семьи выделяют: А) группу романского права, в зону которой входят правовые системы таких стран, как Франция, Италия, Бельгия, Испания, право латиноамериканских стран, каноническое право и Б) группу германского права, в которую входят правовые системы Германии, Австрии, Венгрии, скандинавских стран и др. 2) внутри англо-саксонской правовой семьи различают правовую систему Англии, США и право бывших англоязычных колоний Великобритании. 3) славянская правовая семья включает: А) группу российского права (Россия и ее субъекты) и Б) западно-славянского права (Украина, Белоруссия, Болгария).

Выбор редакции
Три дня длилось противостояние главы управы района "Беговой" и владельцев легендарной шашлычной "Антисоветская" . Его итог – демонтаж...

Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...
Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...