Учет прочих расходов и доходов
Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм -- доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.
Состав и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления бюджетной и налоговой политик государства, осуществляемых в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов.
Подробный перечень и группировка доходов и расходов определяется бюджетной классификацией. Бюджетная классификация -- это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства.
Бюджетная классификация обеспечивает тесную связь бюджета с планами, прогнозами и программами экономического и социального развития государства, с финансовыми планами министерств и ведомств, организаций и учреждений; позволяет объединить индивидуальные сметы и финпланы в сводные сметы и планы, обеспечивает увязку между сводными планами и бюджетной росписью.
Доходы классифицируются по четырем подразделениям: категория, класс, подкласс, специфика. Категории включают: налоговые поступления; неналоговые поступления; доходы от операций с капиталом; полученные официальные трансферты; погашение займов и продажа государственных инвестиций; общее финансирование.
Остальные подразделения характеризуют доходы в порядке все большей детализации доходных источников. Например, в налоговых поступлениях класс означает налоговую группу, подкласс -- вид налога, специфика -- конкретно плательщика или объект налога.
В расходах предусмотрена функциональная и экономическая классификация. Согласно функциональной классификации расходы подразделяются на шесть разделов: функциональная группа, функция, подфункция, учреждение, программа, подпрограмма. Предусмотрено 15 групп, 11 функций, 99 подфункций, 696 учреждений, 99 программ и 99 подпрограмм. Функциональная классификация представляет развернутую характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений.
Экономическая классификация расходов распределяет их по экономическим признакам по четырем разделам: категория, класс, подкласс, специфика. Категория включает: текущие расходы, капитальные расходы, предоставление кредитов, финансирование. Класс, подкласс и специфика уточняют назначение и характер расходов, например, в текущих расходах: расходы на товары и услуги -- заработная плата рабочих и служащих -- основная заработная плата рабочих и служащих.
5.3. Анализ структуры и динамики доходов и расходов
Анализ доходов и расходов организации проводится по данным ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках». В ней содержится информация о всех видах доходов и расходов за отчетный и предыдущий периоды.
Это позволяет каждому экономическому субъекту анализировать в динамике состав и структуру доходов и расходов, их изменение, а также рассчитывать ряд коэффициентов, свидетельствующих об эффективности использования доходов и целесообразности произведенных расходов в сравнении с полученными доходами.
Анализ информационных сведений о доходах АО «Зэта» за отчетный и предыдущий годы проводится по данным табл.33. Как свидетельствуют эти данные, доходы организации в отчетном периоде по сравнению с предыдущим периодом увеличились на 361 254 тыс. руб. (477291 - 116037), что составляет 311% (361 254: 116 037 х 100), т.е. более чем в три раза возросли доходы организации (477291: 116037), а уменьшились они главным образом на 2,13 пункта за счет только внереализационных доходов.
Наибольший удельный вес в доходах организации занимает выручка от продаж (97,1% в предыдущем году и 99,3% в отчетном). Остальные доходы составляют менее. 5% по каждой статье доходов. Как показывают данные табл. 33 на все другие статьи доходов (п. 2, п. 3, п. 4, п. 5, п. 6) в общей сумме за отчетный год находится лишь 0,7%. В целом доходы в связи с выручкой от продаж увеличились в отчетном году по сравнению с предыдущим годом на 361 048 тыс. руб., или на 2,16%.
Следует заметить, что в составе доходов организации (кроме доходов от продаж) имеются и доходы, полученные от операционной и внереализационной деятельности. Так, организация в отчетном году получила банковский процент по расчетно-кассовому обслуживанию в сумме 250 тыс. руб., а прочие операционные доходы и внереализационные доходы составили соответственно 499 и 2709 тыс. руб., данные о которых имеются в табл. 34.
Таблица 33
Анализ состава структуры и динамики доходов АО «Зэта»
Показатель |
Предыдущий год |
Изменение (+,-) |
||||
сумма, тыс. руб. |
сумма, тыс. руб. |
пункты, (гр.2-ф.4) |
||||
1 . Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции (работ, услуг) (стр. 010) | ||||||
2. Проценты к полу чению (стр. 060) | ||||||
3. Доходы от учас тия в других орга низациях (стр. 080) | ||||||
4. Прочие операции онные доходы (стр. 090) | ||||||
5. Внереализацион ные доходы (стр. 120) | ||||||
6. Чрезвычайные доходы (стр. 170) | ||||||
7. Всего доходов организации (п.1-+п. 2+п.3+п.4+п.5+п.6) |
Таблица 34
Состав и структура операционных и внереализациооных доходов АО «Зэта» за отчетный год
Состав доходов |
Сумма, тыс.руб. | ||
Операционные доходы – всего В том числе: 1.1. Прибыль от реализации основных средств 1.2. Прибыль от реализации прочих активов 1.3. Доходы от операций с ценными бумагами | |||
Внерализационные доходы – всего В том числе: 2.1.Излишки ТМЦ 2.2.Невостребованная просроченная кредиторская задолженность по истечении срока исковой давности 2.3.Штрафы и пени полученные 2.4.Прибыль прошлых лет 2.5.Прочие доходы | |||
Данные таблицы 34 свидетельствуют о том, что в операционных и внереализационных доходах наибольший удельный вес занимают доходы от операций с ценными бумагами, в частности с векселями (87,4%), от прибыли прошлых лет, выявленной в отчетном году (58,7%), и от не востребованной поставщиками кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности (30,4%).
Расходы организации (табл.35) тоже увеличились на 360 136 тыс. руб., т.е. в 4,5 раза (462 524: 102 338). Так, себестоимость проданных товаров и продукции, выполненных работ и предоставленных услуг в предыдущем году составила 67,3% от обшей суммы расходов; коммерческие расходы - 24,7%, прочие операционные расходы - 5,2%, а в отчетном году - соответственно 67,6; 30; 1,6%, что свидетельствует о существенном увеличении доли коммерческих расходов (+5,35 пункта) и сокращении прочих операционных расходов (-3,54 пункта).
Для проведения качественного контроля и мониторинга динамики и структуры операционных и внереализационных расходов предприятия необходимо детально конкретизировать направления использования его средств во избежание нецелесообразных трат и в целях своевременного их устранения (табл.36).
Данные таблицы показывают, что наибольший удельный вес из двух вышеназванных видов расходов занимают операционные расходы (69,8%)."В операционных расходах большую долю (66,8%) составляет уплата налога на имущество, а во внереализационных расходах - налог на пользователей автодорог (42,1%) и невозврат дебиторской задолженности по истечении срока исковой давности (31,2%), что обусловливает введение строгого финансового контроля за возвратом долгов по каждому дебитору в отдельности. Несмотря на практическую значимость анализа состава и структуры доходов и расходов организации следует все-таки углубить его проведение, используя коэффициентные методы финансового анализа, характеризующие степень эффективности использования (расходования) этих средств исходя из данных табл.37.
Данные таблицы показывают, что доходы, расходы и выручка от продаж увеличивались в отчетном году по сравнению с предыдущим годом одинаковыми темпами - более чем в четыре раза, а вот рентабельность продаж упала с 12,1 до 3,1%; рентабельность активов - с 10,6 до 8,9%, в то время как доходы на 1 руб. активов увеличились с 90,2 коп. до 2,88 руб., т.е. в 3,2 раза.
Таблица 35
Анализ состава, структуры и динамики расходов АО«Зэта»
Показатель |
Отчетный |
Предыдущий год |
Изменение (+, -) |
|||
сумма, тыс. руб. |
сумма, тыс. руб. |
(гр. 1 - гр. 3) |
(гр. 2- гр. 4) |
|||
1. Себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг) | ||||||
2. Коммерческие расходы | ||||||
3. Проценты к уплате | ||||||
4. Прочие операцион ные расходы | ||||||
5. Налог на прибыли и иные аналогичные обязательные платежи | ||||||
6. Чрезвычайные расходы | ||||||
7. Всего расходов организации |
Таблица 36
Состав расходов |
Сумма, тыс. руб. | ||
Операционные расходы - всего В том числе: 1.1. Списание недоамортизированных основных средств 1.2. Налог на имущество 1.3. Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы 1.4. Налог на содержание милиции 1.5. Налог на уборку территории 1.6. Прочие расходы | |||
Внереализационные расходы - всего В том числе: 2.1. Штрафы, пени уплаченные 2.2. Дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности 2.3. Налог на пользователей автодорог 2.4. Выплата выходного пособия при сокращении штатов 2.5. Прочие расходы | |||
Таблица 37
Состава и структура операционных и внереализационных расходов АО «Зэта» за отчетный год
Показатель |
Отчетный год |
Предыдущий |
Изменение гр. 1 - гр. 2 |
(гр. 1:гр.-2) |
1. Доходы (Дох) | ||||
2. Расходы (Расх) | ||||
3. Прибыль (убыток) до налогообложения (п. 1 - п. 2) (П) | ||||
4. Среднегодовая стоимость активов (А) | ||||
5. Выручка от продаж (V) | ||||
6. Рентабельность акти вов, % (п. 3: п. 4) (П: А) | ||||
7. Рентабельность продаж, % (п. 3: п. 5) П: V(х) | ||||
8. Выручка от продаж в 1 руб. доходов (п.5: п. 1) (V: Дох) (У) | ||||
9. Доходы на 1 руб. акти вов (п. 1: п. 4), (Дох: А) |
Анализ и оценка показателей расходов организации рекомендуется проводить по данным табл.38.
Таблица 38
Динамика показателей расходов АО «Зэта», тыс. руб.
Показатель |
Отчетный год |
Предыдущий год |
Изменение (+,-),гр. 1 - гр. 2 |
темп роста, %(гр.1-гр.2) |
1. Расходы (Расх) | ||||
2. Доходы (Дох) 3. Прибыль до налогооб- ложения (п.. 1 - п. 2) (П) 4. Выручка от продаж (V) 5. Рентабельность рас- ходов, % (п. 3: п. 1) (f) 6. Рентабельность продаж, % (п. 3: п. 4) (х) 7. Доля выручки от продаж на 1 руб. доходов, коэф. (п. 4: п. 2) (У). 8. Доходы на 1 руб. расходов, коэф. (п. 2: п.1 (z) |
Расчеты по данным табл. 38 показывают, что качественные показатели расходов (затрат) резко уменьшились: рентабельность расходов - с 13,3 в предыдущем году до 3,19% в отчетном году; темп роста расходов в 451,7% больше темпов роста доходов - 411,3%; доходы на 1 руб. расходов снизились с 1,133 руб. до 1,032 руб. и составили 91,1% от их значения в предыдущем году.
Функционирование бюджета, связанное с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм – поступлений и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.
Поступлениями бюджета являются доходы, суммы погашения бюджетных кредитов, поступления от продажи финансовых активов государства, займы.
Расходами бюджета являются затраты, бюджетные кредиты, приобре-тение финансовых активов, погашение займов .
Состав и структура поступлений и расходов зависит от направлений зависит от направлений осуществления бюджетной и налоговой политик государства, осуществляемых в конкретных социально-экономических и исторических условиях. При этом государство использует приемлемые в определенных условиях формы и методы формирования доходов и осуществления расходов.
Структура бюджета строится на основе бюджетной классификации и состоит их следующих разделов:
1) доходы :
Налоговые поступления;
Неналоговые поступления;
Поступления от продажи основного капитала;
Поступления трансфертов;
2) затраты;
3) чистое бюджетное кредитование:
Бюджетные кредиты:
Погашение бюджетных кредитов;
4) сальдо по операциям с финансовыми активами:
Приобретение финансовых активов;
Поступления от продажи финансовых активов государства;
5) дефицит (профицит) бюджета;
6) финансирование дефицита (использование профицита) бюджета:
Поступление займов;
Погашение займов;
Используемые остатки бюджетных средств.
Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета Республики Казахстан представлена в таблице 15.1.
Таблица 15.1. Состав и структура государственного бюджета Республики
Казахстан, отчет 2010г.
Наименование подразделений классификации | млрд. тенге | в % к итогу по доходам и расходам | в % к ВВП (21,8 трлн. тенге) |
I. ДОХОДЫ | 4 299,1 | 100,0 | 19,7 |
Налоговые поступления, | 2 934,1 | 68,3 | 13,4 |
в том числе: корпоративный подоходный налог | 837, 2 | 19,5 | 3,8 |
индивидуальный подоходный налог | 312, 3 | 7,3 | 1,4 |
социальный налог | 253, 8 | 5,9 | 1,2 |
налог на добавленную стоимость | 677, 2 | 15,8 | 3,1 |
акцизы | 61, 4 | 1,4 | 0,3 |
другие налоги | 792,2 | 18,4 | 3,6 |
Неналоговые поступления | 104,4 | 2,4 | 0,5 |
60,6 | 1,4 | 0,3 | |
Поступления трансфертов | 1200,0 | 27,9 | 5,5 |
II. ЗАТРАТЫ | 4457,2 | 100,0 | 20,4 |
1. Государственные услуги общего характера | 224,9 | 5,0 | 1,0 |
2. Оборона | 221,3 | 5,0 | 1,0 |
3. Общественный порядок, безопасность, правовая, судебная, уголовно-исполнительная деятельность | 368,8 | 8.3 | 1,7 |
4. Образование | 755,3 | 16,9 | 3,5 |
5. Здравоохранение | 551,3 | 12,4 | 2,5 |
6. Социальная помощь и социальное обеспечение | 905,3 | 20,3 | 4,2 |
7. Жилищно-коммунальное хозяйство | 334,2 | 7,5 | 1,5 |
8. Культура, спорт, туризм и информационное пространство | 227,6 | 5,1 | 1,0 |
9. Топливно-энергетический комплекс и недропользование | 79,7 | 1,8 | 0,4 |
10. Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство, особо ох-раняемые природные территории, охрана окружающей среды и животного мира, земельные отношения | 207,1 | 4,7 | 1,0 |
11. Промышленность, архитектурная, градостроительная и строительная деятельность | 28,2 | 0,6 | 0,1 |
12. Транспорт и коммуникации | 390,7 | 8.8 | 1,8 |
13. Прочие | 68,2 | 1,5 | 0,3 |
14. Обслуживание долга | 94,6 | 2,1 | 0,4 |
15. Трансферты | - | ||
III. ЧИСТОЕ БЮДЖЕТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ | 22,2 | 0,1 | |
Бюджетные кредиты | 110,8 | 0,5 | |
Погашение бюджетных кредитов | 88,6 | 0,4 | |
IV. САЛЬДО ПО ОПЕРАЦИЯМ С ФИНАНСОВЫМИ АКТИВАМИ | 347,0 | 1,6 | |
348,0 | 1,6 | ||
Поступления от продажи финансовых активов государ-ства | 1,0 | ||
V. ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ) БЮДЖЕТА | - 527,3 | - 2,4 |
Доходами бюджета являются налоговые, неналоговые поступления, поступления от продажи основного капитала, поступления трансфертов. Доходы не имеют целевого назначения, за исключением целевых трансфертов.
Налоговые поступления – налоги и другие обязательные платежи в бюджет, установленные Налоговым кодексом Республики Казахстан. Налоговые поступления в государственном бюджете преобладают: они занимают 68,3% всех поступлений доходов.
Неналоговые поступления – обязательные невозвратные платежи в бюджет, установленные законодательными актами Республики Казахстан.
Поступления от продажи основного капитала включают денежные средства:
От продажи государственного имущества;
От продажи товаров из государственного материального резерва;
От продажи земли, находящихся в государственной собственности или предоставления ее в постоянное или временное пользование;
От продажи нематериальных активов, принадлежащих государству.
Поступления трансфертов – поступления трансфертов из одного уровня бюджета в другой, из Национального фонда Республики Казахстан в республиканский бюджет. Поступления трансфертов в 2010 году составили 27,9% (в 2009 году 31,5%) – второе место после налоговых поступлений. Это объясняется действием экономического кризиса и уменьшением традиционных источников поступлений, что вынудило правительство прибегнуть к использованию резервов Национального фонда.
Суммы погашения бюджетных кредитов – поступления в бюджет, связанные с возвратом основного долга по полученным из бюджета кредитам, а также юридическими лицами требований по оплаченным государственным гарантиям.
Поступления от продажи финансовых активов государства - поступления в бюджет от продажи долей участия, ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций, находящихся в государственной собственности, государственных учреждений и государственных предприятий в виде имущественного комплекса, а также иного государственного имущества, находящегося в оперативном управлении или хозяйственном ведении государственных предприятий.
Займы – поступления денег в бюджет, связанные с выпуском государственных эмиссионных ценных бумаг и (или) заключением договоров займов.
Затраты – бюджетные средства, выделяемые на невозвратной основе. Из табл. 15.1 видно. что в затратах бюджета Республики Казахстан преобладают социальные расходы: образование, здравоохранение, социальная помощь и социальное обеспечение (всего 49,6%); затраты на экономические цели – 15.5% (позиции 9-12), что характеризует государственный бюджет как социально-ориентированный.
Бюджетные кредиты – деньги, выделяемые из бюджета на возвратной, срочной и платной основе.
Приобретение финансовых активов – бюджетные средства, направляемые на приобретение в государственную собственность долей участия и ценных бумаг юридических лиц, в том числе международных организаций.
Погашение займов – бюджетные средства, направляемые на погашение
основного долга в соответствии с соглашениями о правительственных внешних займах, ратифицированных Республикой Казахстан, а также по внутренним займам.
Чистое бюджетное кредитование определяется как разница между бюджетными кредитами и погашением бюджетных кредитов.
Сальдо по операциям с финансовыми активами определяется как разница между приобретением финансовых активов и поступлениями от продажи финансовых активов государства.
Дефицит (профицит) бюджета равен разнице между доходами и затратами, чистым бюджетным кредитованием и сальдо по операциям с финансовыми активами. Полученная величина с отрицательным знаком является дефицитом, с положительным знаком – профицитом бюджета.
Ненефтяной дефицит (профицит) республиканского бюджета равен сумме поступлений в республиканский бюджет без учета поступлений займов и поступлений из Национального фонда Республики Казахстан, за вычетом расходов республиканского бюджета, за исключением погашения займов.
Финансирование дефицита бюджета – обеспечение покрытия дефицита бюджета за счет заимствования и используемых остатков бюджетных средств. Объем финансирования дефицита бюджета определяется как превышение суммы полученных займов, используемых остатков бюджетных средств над суммой погашения основного долга по займам.
Использование профицита бюджета – расходование профицита бюджета, средств займов, используемых остатков бюджетных средств на погашение основного долга по займам. Объем использования профицита бюджета определяется как превышение суммы погашения основного долга по займам над суммой полученных займов и используемых остатков бюджетных средств.
В составе республиканского и местных бюджетов образуются резервы правительства и местных исполнительных органов для финансирования затрат, не запланированных при разработке бюджетов из-за их непредвиденности и носящих чрезвычайный характер. Такие резервы включают: чрезвычайный резерв; резерв на неотложные затраты; резерв на исполнение обязательств по решениям судов; резерв на покрытие дефицита наличности областных бюджетов, бюджетов города республиканского значения, столицы в случае прогноза его в текущем финансовом году. В республиканском бюджете предусматривается резерв для кредитования областного бюджета, бюджетов города республиканского значения, столицы в случае прогноза в текущем финансовом году дефицита наличности их бюджетов.
Общий объем резерва Правительства Республики Казахстан устанавливается законом о республиканском бюджете.
Чрезвычайный резерв используется только в целях ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Казахстана. Чрезвычайный резерв Правительства Республики Казахстан может использоваться также на оказание официальной гуманитарной помощи Республикой Казахстан другим государствам.
Резерв на неотложные затраты используется только в целях устранения ситуаций, угрожающих политической, экономической и социальной стабильности Республики Казахстан или ее административно-территориальной единицы, а также жизни и здоровью людей, на иные непредвиденные затраты, определяемые решениями Правительства Республики Казахстан.
Полнотекстовый поиск:
Главная > Курсовая работа >Финансовые науки
Министерство образования Российской Федерации
МОСКОВСКАЯ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Калининградский Филиал
Контрольная работа
По дисциплине "Финансы"
Тема:
Федеральный бюджет. Состав доходов и расходов
Факультет Экономики и финансов
Курс 3, группа СФз-07
Студент Тимофеев Дмитрий
Преподаватель Колобутина И.А. к. п. н., доцент
Калининград 2008
Введение
1. Федеральный бюджет
2. Доходы федерального бюджета
2.1 Подоходный налог
2.2 Налог на добавленную стоимость и акцизы
2.3 Налоги и платежи за пользование природными ресурсами
2.4 Таможенные пошлины
2.5 Налог на прибыль организаций
2.6 Единый налог на вмененный доход
2.7 Налоговая система в целом
3. Расходы Федерального бюджета
3.1 Расходы бюджета на социально-культурные нужды
3.2 Государственный долг РФ
3.3 Военные расходы государственного бюджета
3.4 Расходы бюджета на управление
3.5 Расходы на науку и на охрану окружающей среды
3.6 Финансирование жилищно-коммунального хозяйства
4. Баланс, профицит и дефицит
4.1 Дефицит Федерального бюджета
4.2 Источники финансирования дефицита
4.3 Бюджет с профицитом
5. Федеральный бюджет на 2008-2010 гг
5.1 Доходная часть бюджета 2008-2010 гг
5.2 Расходная часть бюджета 2008-2010 гг
6. Недостатки Российского бюджета
Заключение
Использованная литература
Приложение
Введение
Бюджет появился практически в одно время с государством, но только с приходом к власти буржуазии он приобрел форму документа, утверждаемого парламентом. Как известно, бюджет государства можно назвать центральным звеном финансовой системы, ведь именно с момента принятия государством этого документа финансы приобретают всеобщий характер.
Через бюджет государство образует и использует общегосударственный централизованный фонд денежных средств, и именно через него государство организует перераспределение общественного продукта для удовлетворения общегосударственных потребностей (распределение средств между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, регионами, отраслями и т.п.). Причем Федеральный бюджет - это зеркальное отражение национальных приоритетов, первостепенных, архиважных целей государства, т.е. в нем зафиксирована политика данной правящей элиты, которая выработала компромисс между различными политическими силами на конкретный момент расстановки этих сил.
Тема федерального бюджета актуальна сейчас и будет актуальна до тех пор, пока существует государство.
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению федерального бюджета, анализу его статей дохода и расхода, - как в общем плане, так и с современной точки зрения. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы.
Задачи работы: раскрыть суть, дать основные определения бюджету, доходам бюджета, его расходам, дефициту бюджета, профициту. Рассмотреть формирование доходной и расходной частей бюджета, охарактеризовать сегодняшнее состояние федерального бюджета.
При написании курсовой работы использовались научные работы в области экономики, специальная учебно-преподовательская литература для экономических ВУЗов, современная периодика, электронные ресурсы глобальной информационной сети (Интернет).
1. Федеральный бюджет
У государства, выступающего в лице соответствующих органов власти, возникают с различными организациями, предприятиями, учреждениями и населением многообразные финансовые отношения. Специфика рассматриваемых нами отношений состоит в том, что они возникают в распределительном процессе и связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей. Такие отношения называются бюджетными. Совокупность бюджетных отношений составляет понятие государственного бюджета.
Т. е. государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Другими словами бюджет - единство основных финансовых категорий (налогов, государственного кредита, государственных расходов) в их действии. Государственный бюджет является особой экономической формой перераспределительных отношений и занимает центральное место в составе государственных финансов.
Интересно, что под термином "госбюджет", "федеральный бюджет", различают разные понятия. Как экономическая категория это совокупность отношений. Так же это централизованный фонд государства и, кроме того, документ, финансовый план, составляемый и принимаемый ежегодно как закон.
Как экономическая категория госбюджет выполняет распределительную и контрольную функции. Благодаря первой происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование в общегосударственных целях. Основу распределительной функции составляет чистый доход участников общественного производства, а иногда и национальные богатства. С помощью второй функции становится возможным определить, насколько своевременно и полно финансы поступают в распоряжение государства, эффективно ли они используются. Здесь основу составляет само движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных значений.
2. Доходы федерального бюджета
Само понятие - бюджет - близко и понятно каждому человеку, в том числе и россиянину. Кошелек - это самое простое и доступное слово-эквивалент для слова "бюджет". Только федеральный бюджет это кошелёк целой страны. И как у человека существуют доходы и расходы, так и бюджет имеет статьи доходов и расходов. Доходы бюджета - это часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнений его функций.
Сущность бюджетных доходов проявляется в том, что бюджетные доходы являются результатом распределения стоимости общественного продукта и одновременно служат объектом дальнейшего распределения сосредоточенных в руках государства ресурсов.
Среди доходов различают налоговые и неналоговые доходы. Это основные источники дохода государства, кроме займов и эмиссии денег. Налоговые доходы говорят сами за себя. А под неналоговыми подразумеваются доходы от внешнеэкономической деятельности, платежи за пользование природными ресурсами, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, административные платежи и сборы, штрафы, санкции, возмещение ущерба государству и прочие неналоговые доходы.
Естественно, что основными доходами бюджетной системы большинства стран, здесь - Российской Федерации, являются налоги и сборы. Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платёж, взимаемый с налогоплательщика (в форме отчуждения принадлежащих ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств) в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки. Так, например, (по сообщению информационного агентства Regnum от 19.11.2007) основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета 2007 года обеспечена поступлениями НДС (38%) и налога на добычу полезных ископаемых (29%). Что составило 3 074,7 млрд. рублей от - 6890.15 млрд. рублей - доходов в бюджет на тот момент времени.
Кто же платит налоги и сборы? Из вопроса вытекает ответ - налогоплательщики и плательщики сборов. То есть предприятия и физические лица, на которых по закону возложена обязанность уплаты налоги и (или) сборы. В том числе и мы с Вами. Необходимо упомянуть о налоговой базе: что, собственно облагается налогами и сборами? Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения за вычетом разрешенных законодательством налоговых льгот, если таковые имеются. Объектами налогообложения являются: имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную или физическую характеристику, если законодательство связывает с ним (основанием) возникновение обязанностей по уплате налога. Величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы - налоговая ставка. Ставки налога, а соответственно и сами налоги, подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные. При регрессивных налогах процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода. Для пропорциональных налогов применяется одна и та же ставка налога независимо от размера дохода. А при прогрессивном налогообложении ставка налога повышается при возрастании дохода.
Все налоги подразделяются, кроме того, на прямые и косвенные. Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. К ним относят подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, поимущественный налог и ряд других. Косвенные налоги - это налоги, взимаемые в ценах товаров и услуг. Они включают налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, фискальные монопольные налоги.
2.1 Подоходный налог
Наибольшие поступления среди прямых налогов обеспечивает подоходный налог с населения - от 25 до 45% общей суммы доходов государственного бюджета. Взимается по прогрессивным налоговым ставкам. Причем при обложении применяется необлагаемый минимум, т.е. часть дохода налогоплательщика не подлежит обложению. Размер этой части определяется налоговым законодательством.
Подоходный налог в большинстве зарубежных стран был введен в XX веке. Изначально широкие слои населения не являлись плательщиками этого налога, поскольку был установлен высокий необлагаемый минимум. Превращение подоходного налога в массовый произошло в годы второй мировой войны. Был резко понижен необлагаемый минимум и уменьшены налоговые льготы по семейному положению. Так в США, для сравнения, подоходным налогом было охвачено в 1940 г. - 8 млн. человек, а в 1980-х гг. - 100 млн. человек.
В России подоходный налог был введен в 1916 г., в период натурализации был практически отменен, при НЭПе взимание возобновилось (1922 г), в 1943 был введен новый подоходный налог и изменения устанавливались путем внесения изменений в указ Президиума Верховного Совета. Подоходный налог с физических лиц в России действует с 01.01.1992 г., а с 01.01.2001 г. - налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Его плательщиками выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. При определении размера налоговой базы плательщик имеет право на получение следующих налоговых вычетов: стандартные налоговые вычеты, социальные налоговые вычеты, имущественные налоговые вычеты, профессиональные налоговые вычеты.
2.2 Налог на добавленную стоимость и акцизы
Первоначально с началом реформ в России в бурные 90-е годы насчитывалось 17 федеральных налогов. Позже в 1994 г. Были отменены налог на доходы банков и доходы страховых компаний (они стали уплачивать налог на прибыль, как другие предприятия), а в 1996 был упразднен специальный налог с предприятий отдельных отраслей. В настоящее время действует 10 федеральных налогов, основные из которых: НДС, акцизы, налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН, НДПИ.
Среди косвенных налогов наибольшее значение имеют налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и таможенные пошлины. НДС в РФ взимается с 1 января 1992 года. В соответствии с законодательством РФ налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Официально НДС взимается с производителей и торговцев. Однако фактическими плательщиками его выступают покупатели товаров, т.е. широкие слои населения, т.к НДС ценообразующий элемент. На его величину автоматически повышаются цены товаров.
Конечно, из правил всегда бывают исключения. И от НДС освобождаются операции связанные с обращением российской валюты, передача товаров, носящая инвестиционный характер, реализация медицинских товаров и некоторые другие операции.
Также через цены товаров и услуг взимаются акцизы. Акциз - в РФ - федеральный налог, взимаемый с организаций и иных лиц, если они совершают подлежащие налогообложению операции с подакцизными товарами и (или) подакцизным минеральным сырьем. Их сущность и природа сходна с налогом на добавленную стоимость. Перечень подакцизных товаров устанавливается государством. Помимо акцизов на алкогольную продукцию в России издавна широко использовались акцизы на предметы массового потребления. Печально известна попытка царя Алексея Михайловича установить высокий акциз на соль, которая закончилась его отменой в результате народных "соляных" бунтов.
Виды и органы финансового контроля. Назначение, состав доходов и расходов региональных бюджетов
Реферат >> ЭкономикаНазначение, состав доходов и расходов региональных бюджетов Назначение и понятие регионального бюджета ……………....14 Состав доходов регионального бюджета ……………………...16 Состав расходов регионального бюджета ……………………..21 ...
- Евгений сатановский — последние видео Сатановский последние публикации
- Священник Игорь Затолокин
- Человек — существо духовное
- Основные ошибки заполнения
- Отчет рсв в году сроки сдачи
- Салат из огурцов на зиму «Пикантный Салат из огурцов пикантный на зиму
- Телячья вырезка в духовке
- Кукурузная крупа – что это?
- Ажурные блинчики на молоке — рецепты тонких блинов с дырочками Блины ажурные тонкие дрожжевые
- Отличается насыщенный пар
- Чем звуки отличаются от букв?
- Магические способности по дате рождения — особенности расчета
- PR в мифологии Древнего Китая
- Как приготовить мидии Сколько времени занимает варка
- Рулетики из бекона с черносливом и грецким орехом
- Рецепт вареная колбаса с языком Колбасный язык
- Отстранение работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр Отказаться от медкомиссии на работе
- Табель учета рабочего времени: расшифровка сокращений Как в табеле обозначается учебный оплачиваемый отпуск
- Какая норма продолжительности рабочего времени в неделю устанавливается данным работникам?
- Сергей михеев — железная логика (видео) последний выпуск Политолог михеев