Какие отношения образуют предмет права социального обеспечения. Предмет, метод и система права социального обеспечения


Право социального обеспечения – это самостоятельная и важная отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе распределения централизованных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределения части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей граждан и их социальной поддержки в случаях утраты источника средств существования, несения дополнительных расходов или отсутствия необходимого прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также в процессе оказания медицинской помощи и предоставления других социальных услуг и льгот.

В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Так, одним из важнейших направлений деятельности РФ является социальная сфера: охрана труда и здоровья людей, установление гарантированного минимального размера оплаты труда, обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развитие системы социальных служб, установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Все государства, в том числе Российская Федерация, участвующие в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., признают право каждого человека на социальное обеспечение.

В Декларации прав и свобод человека и гражданина, а также в Конституции РФ закреплено право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, сущность которого состоит в осуществлении государством системы экономических и правовых мер, обеспечивающих соблюдение важнейших социальных прав граждан и достижение с их помощью социально-приемлемого уровня жизни.

Таким образом, значение права социального обеспечения заключается в том, что, исполняя конституционную обязанность по материальной поддержке отдельных слоев населения, государство способствует поддержанию социальной стабильности в обществе, стимулирует воспроизводство народонаселения, а также восстанавливает общественный статус социально слабых категорий населения, что позволяет им ощущать себя полноценными членами всего сообщества.

Предметом права социального обеспечения как отрасли права являются правоотношения, возникающие в сфере социального обеспечения, т. е. урегулированные нормами права социального обеспечения, возникающие на основе юридических фактов отношения между государственными и иными органами, с одной стороны, и престарелыми, нетрудоспособными и другими категориями граждан, нуждающихся в социальном обеспечении по не зависящим от них обстоятельствам – с другой стороны, по материальному обеспечению и социальному обслуживанию последних.

Эти правоотношения можно классифицировать по различным основаниям.

1. В зависимости от видов социального обеспечения указанные правоотношения подразделяются на:

– пенсионные правоотношения, которые в свою очередь классифицируются в зависимости от вида назначаемой пенсии на: пенсии по старости, по инвалидности, за выслугу лет и т. д.;

– правоотношения по поводу пособий и компенсационных выплат, которые также классифицируются в зависимости от их вида на: пособия гражданам, имеющим детей, пособия по временной нетрудоспособности и т. д.;

– правоотношения по предоставлению социального обслуживания (медицинской помощи, бесплатных лекарственных средств, санаторно-курортного лечения, профессионального обучения и переподготовки, бесплатного протезирования и других услуг).

2. По срокам действия правоотношений в сфере социального обеспечения выделяют:

– правоотношения, прекращающиеся однократным исполнением обязанностей (например, выплата пособия при рождении ребенка);

– правоотношения с абсолютно установленным сроком существования во времени (например, выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком);

– правоотношения с относительно неопределенным сроком существования во времени (например, выплата пенсии по старости).

3. В зависимости от природы правоотношений различают:

– материальные правоотношения, т. е. возникающие по поводу отдельных видов обеспечения;

– процедурные правоотношения, возникающие при назначении того или иного вида социального обеспечения либо в связи с установлением юридических фактов (например, продолжительности трудового стажа, группы и причины инвалидности);

– процессуальные правоотношения, возникающие в связи с рассмотрением и разрешением споров между сторонами. Предпосылкой любого правоотношения являются юридические факты, т. е. конкретные жизненные (объективные) обстоятельства, с которыми норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Как правило, большинство правоотношений в сфере социального обеспечения возникают из сложных юридических составов. В таких случаях для наступления правовых последствий необходимо одновременно наличие нескольких обстоятельств. Например, для получения пенсии по старости требуются такие факты, как достижение пенсионного возраста, наличие необходимого трудового стажа, решение о назначении пенсии.

Правоотношение имеет сложную по составу элементов структуру:

– субъект;

– объект;

– субъективное право и юридическую обязанность, т. е. юридическое содержание.

Субъектами правоотношений по социальному обеспечению являются физические лица и государственные органы, которые в силу норм права могут выступать носителями субъективных прав и обязанностей. При этом к физическим лицам относятся обладающие правоспособностью и дееспособностью как граждане РФ, так и лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы, иностранцы, постоянно проживающие в РФ, другие иностранные граждане только при наличии международных взаимных соглашений с РФ. В свою очередь к указанным государственным органам относятся органы Министерства труда и социальной защиты, органы здравоохранения, образования, а также органы местного самоуправления.

Объектом правоотношений в сфере социального обеспечения выступает то, по поводу чего возникают права и обязанности субъектов этих правоотношений, т. е. конкретное материальное благо, адресованное гражданину в виде пенсии, пособия, компенсационной выплаты, либо определенного рода социальной услуги. Правовые нормы, которые регулируют отношения по социальному обеспечению, внутренне взаимосвязаны и построены на единых принципах.

Под принципами права социального обеспечения понимаются руководящие начала, положения, определяющие сущность, содержание и направление развития комплекса правовых норм права социального обеспечения.

По сфере действия все принципы права принято делить на:

– общеправовые, свойственные всем отраслям права;

– межотраслевые, отражающие общие черты нескольких отраслей;

– отраслевые, действующие в рамках только одной отрасли;

– внутриотраслевые, касающиеся отдельных институтов отрасли. В соответствии с этой классификацией к принципам права социального обеспечения относятся:

– общеправовые: законность, гуманизм, единство прав и обязанностей, сочетание убеждения и принуждения и т. д.;

– отраслевые: всеобщность и доступность социального обеспечения; гарантированность социальной защиты при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных в законе; дифференциация условий социального обеспечения в зависимости от условий труда, от трудового стажа, от природно-климатической зоны и т. д.; многообразие видов социального обеспечения, комплексность правового регулирования; принцип социального обеспечения за счет обязательных платежей во внебюджетные фонды; принцип соответствия величины размеров пособий, пенсий и других выплат финансовым возможностям государства;

– межотраслевые: направленность, всесторонность, принцип неотвратимости ответственности, состязательности судопроизводства ит. п.;

– внутриотраслевые: каждый работающий по трудовому договору (контракту) подлежит обязательному государственному пенсионному страхованию, каждый застрахованный имеет право на трудовую пенсию в соответствии с продолжительностью страхования и заработком работника, адресность, доступность, добровольность, приоритетность предоставления социальных услуг и др. Метод представляет собой совокупность приемов, способов и средств воздействия на общественные отношения, в том числе и в сфере социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения обусловлен комплексным характером его предмета. Поэтому воздействие на субъектов правоотношений по социальному обеспечению осуществляется путем применения и административно-правового, и гражданско-правового методов.

Административно-правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения, так как одним из субъектов отношений по социальному обеспечению всегда является государственный или иной орган управления. Он выражается в установлении предписаний, запретов, ограничений, разрешений. В частности, все права и обязанности субъектов данных правоотношений определены законом и не подлежат изменению по соглашению сторон. Указанный метод находит свое проявление и в том факте, что большинство отношений по социальному обеспечению строятся все же не на договорной основе.

Гражданско-правовой метод основан на «автономности» действий субъектов по дополнительному социальному обеспечению, а также на отсутствии в некоторых случаях конкретной юридической связи между правами и обязанностями субъектов (к примеру, когда одна сторона имеет только обязанность). В данном случае подразумевается возможность оказания отдельных видов социальных услуг на договорной основе (например, по оказанию медицинской помощи).

Метод права социального обеспечения характеризуется следующими чертами:

– сочетание централизованного и локального способов регулирования прав и обязанностей субъектов;

– формирование содержания правоотношения не только законным, но и договорным путем. Однако большинство отношений по социальному обеспечению строится все же не на договорной основе. Так, стороны не могут по своему усмотрению расширить перечень услуг, изменить требования к их качеству, снизить стоимость, повысить ответственность за некачественное или несвоевременное оказание и внести другие условия;

– специфика юридических фактов, которые влекут возникновение, изменение или прекращение правоотношений (наступление старости, инвалидности, потеря кормильца, рождение ребенка и т. д.);

– абсолютный характер прав граждан как субъектов правоотношений. Так, все их права определены законом и не подлежат изменению по соглашению сторон.

Система права социального обеспечения – это научно обоснованная, объективно существующая последовательность связи правовых институтов и норм права социального обеспечения, составляющих в целом единую отрасль права.

Система права социального обеспечения состоит из двух больших групп:

– общая часть, которая включает в себя нормы, регулирующие общие положения права социального обеспечения: задачи, принципы, источники данной отрасли права, а также правовой статус субъектов правоотношений в сфере социального обеспечения;

– особенная часть, в которой содержатся остальные нормы законодательства о социальном обеспечении, которые детально регламентируют основания, порядок и размеры предоставления гражданам различных видов обеспечения.

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по материальному обеспечению из внебюджетных фондов социального страхования или за счет средств государственного бюджета лиц, достигших установленного возраста, нетрудоспособных, потерявших кормильца, безработных, семей с детьми, лиц с доходами ниже прожиточного минимума. по оказанию бесплатной медицинской помощи в соответствии с базовыми программами обязательного медицинского страхования, по бесплатному социальному обслуживанию на основании Федерального и территориальных перечней и некоторые другие отношения, а также тесно связанные с ними процедурные и процессуальные отношения, образует самостоятельную отрасль права -право социального обеспечения.

В настоящее время объективная необходимость выделения указанной совокупности правовых норм. обладающих рядом специфических признаков, в самостоятельную отрасль права уже не вызывает никаких сомнений у отечественных специалистов.

До 60-х годов считалось, что отношения по материальному обеспечению граждан в старости и в случае утраты трудоспособности регулируются нормами трудового, колхозного, административного права. В частности, отечественная наука относила: - отношения по обеспечению рабочих и служащих и членов их семей в старости, при наступлении нетрудоспособности, потере кормильца κ предмету трудового права; - отношения но обеспечению членов колхозов в аналогичных случаях до принятия Закона 1964 "0 пенсиях и пособиях членам колхоза" к предмету колхозного права; - отношения но обеспечению в этих же случаях лиц, занятых несением государственной службы - к предмету административною права. Главным критерием для включения данных отношений в предмет той или иной отрасли служил характер общественно-полезной деятельности граждан в прошлом или настоящем: труд на основании трудового договора, труд в качестве члена колхоза, служба в армии, в органах государственной безопасности или внутренних дел и пр.

Нормы, регламентирующие отношения в области медицинского обслуживания, а также содержания и воспитания детей в детских учреждениях, ни в одной отрасли права детально не изучались. Отдельные проблемы рассматривались лишь в контексте административного или семейного права.



Впервые мысль о том, что право социального обеспечения является самостоятельной отраслью права высказал B.C. Андреев на симпозиуме по социальному обеспечению в Праге в 1966 г. Затем он сформулировал понятия предмета и метода отрасли права социального обеспечения, разработал принципы правового регулирования отношений по социальному обеспечению.

B.C. Андреев предложил относить к предмету права социального обеспечения те отношения, которые соответствуют следующим критериям: - одним из субъектов этих отношений является гражданин, а другим государство в лице его органов управления либо профсоюзов, наделенных государством соответствующими полномочиями, или органы колхозов; - отношения между субъектами носят алиментарный характер, причем обязанным предоставлять соответствующие виды обеспечения выступает государство: - посредством этих отношений обеспечение осуществляется за счет фондов для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых на просвещение и здравоохранение.

Если конкретное отношение не отвечает указанным критериям, то его не следует включать в предмет права социального обеспечения. Отношения, возникающие в связи со сбором средств на социальное обеспечение, относятся к финансовому праву, а отношения по управлению социальным обеспечением - к административному праву.

Думается, что названные критерии сохраняют свою научную ценность и в современный период. С учетом новых социально-экономических условий, изменения механизмов финансирования, появления новых социальных опасностей и других факторов, они в несколько преобразованном виде по-прежнему могут и должны служить главными ориентирами при характеристике предмета права социального обеспечения.

Субъектом права на социальное обеспечение может выступать как отдельное физическое лицо, так и семья в целом. Как физическое лицо в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать: граждане Российской Федерации, иностранцы - при наличии соответствующих меж-

дународных соглашений, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы.

Государственные органы, выступающие вторым субъектом в данных отношениях от имени государства, отличаются большим разнообразием. К их числу относятся: органы министерства труда и социального развития, органы здравоохранения, органы министерств обороны и внутренних дел, органы муниципальной власти и некоторые другие органы.

После выведения средств социального страхования из сферы контроля и управления профсоюзов (т.е. образования Фонда социального страхования РФ) они уже не могут выступать от лица государства в отношениях по социальному обеспечению. За профсоюзами сохранена лишь функция общественного контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности.

Органы колхозов в настоящее время также не являются участниками отношений по государственному социальному обеспечению. Но сельскохозяйственные кооперативы, объединения фермерских хозяйств могут создавать добровольные внутрихозяйственные, отраслевые и региональные формы социального обеспечения в дополнение к государственной системе.

Общественные отношения по распределению средств негосударственных социальных фондов (в том числе профсоюзных, кооперативных, благотворительных и проч.) в предмет права социального обеспечения не входят.

Вторым критерием, который предложил использовать B.C. Андреев в целях отграничения отношений по социальному обеспечению от других групп общественных отношений, является их"алиментарный" характер. Однако »ту точку зрения разделяли не все специалисты в области социального обеспечения. В частности, М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова и другие подчеркивали связь социального обеспечения с трудом, хотя признавали, что пенсия по старости не является оплатой прошлого труда, а часть средств фондов общественного потребления вообще распределяется без учета трудового вклада. Вместе с тем, опираясь на расчеты демографов и социологов, они отмечали, что каждый человек за свою трудовую жизнь гораздо больше производит, чем потребляет. Если считать средним возрастом начала трудовой деятельности 19 лет, а выхода на пенсию 62 года, то к 28 годам человек полностью возвращает обществу затраченные на него

средства в младенческом, детском возрасте и будущие пенсии, а также расходы на образование, предоставление жилья и других социальных благ. Таким образом, трудящиеся заранее "оплачивают" будущие социальные расходы.

Однако по современным экономико-демографическим расчетам вопрос об экономических результатах жизнедеятельности поколений решается не столь однозначно. Математическое моделирование показывает, что при фиксированных границах трудоспособного возраста и постоянной доле потребления старшее поколение при быстром росте производительности труда к концу жизни приходит с отрицательным балансом. Чем выше рост производительности труда, тем более вероятно, что рентабельность поколения окажется отрицательной при любых темпах роста населения*.

По вопросу о неэквивалентности отношений по социальному обеспечению можно высказать также следующие дополнительные соображения. Во-первых, социальное обеспечение, здравоохранение и другие области социальной сферы финансировались в результате ежегодного перераспределения средств ОФП, а не за счет созданного в стране за прошлый период валового внутреннего продукта, реальная стоимость которого изменялась каждый год.

Во-вторых, право на социальное обеспечение возникало у конкретного лица. При реализации субъективного права на пенсию, пособие или услугу управомоченный гражданин получал его бесплатно, безэквивалентно, но нормировано с учетом прошлой трудовой и иной общественно-полезной деятельности, а не в порядке ответных действий за труд, на что справедливо указывала Р.И. Иванова.

В современных условиях понятие "алиментации" претерпевает определенную трансформацию. Оно будет подробно рассмотрено в следующем параграфе, посвященном методу правового регулирования.

Что касается третьего признака, то ссылка на фонды для нетрудоспособных утратила свое значение, поскольку их уже нет. Кроме того, они всегда существовали лишь в виде строки государственного бюджета и никогда фактически из него не выделялись, т.е. не функционировали в виде самостоятельных финансовых систем. Но акцент на особых источниках финансирования сохраняет свою актуальность. Создание новой системы сбора и резервирования средств для целевого использования на нужды социального обеспечения началось с образования в 1990 г. Пенси-

Малева Т. (ред.) Современные проблемы пенсионной сферы. Комментарии экономистов и демографов. М., 1997. Научные доклады. Вып. 16. С. 54.

онного фонда РФ и его территориальных отделений. В 1993-94 гг. были учреждены Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, Фонд обязательного медицинского страхования РФ, а также их региональные и местные отделения. Средства названных фондов формируются за счет: - обязательных страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, иных категорий занятых граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию; - ассигнований из бюджета РФ; доходов от инвестирования части временно свободных средств; добровольных взносов физических и юридических лиц; - прочих доходов.

Пенсионный фонд РФ является единственным фондом, в который вносят взносы наемные работники.

Ставки страховых взносов устанавливаются федеральными законами

ежегодно.

Как уже отмечалось, комплекс отношений по социальному обеспечению не является однородным. В нем можно выделитьматериальные отношения по распределению государственных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета. К ним относятся: - отношения по материальному обеспечению в старости, при наступлении инвалидности, в случае потери кормильца, при временной нетрудоспособности, при безработице; - отношения по материальной поддержке материнства и детства, помощи семье в содержании и воспитании детей; - отношения по предоставлению денежной помощи малоимущим лицам; *

Отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи и лечения в рамках базовых федеральной и муниципальных программ обязательного медицинского страхования; отношения по бесплатному социальному обслуживанию инвалидов, престарелых и других слоев населения в пределах установленных государственных перечней и пр.

В предмет отрасли права социального обеспечения входят также отношения, возникающие в связи с реализацией указанных материальных отношений.Это -отношения по правоприменительной деятельности. Со-

держанием указанных отношений является установление юридических фактов, вынесение решений по вопросам социального обеспечения. Процедурные отношения могут: - предшествовать материальным отношениям (например, по установлению юридических фактов); - существовать одновременно с ними (например,по изменению группы инвалидности); - приходить на смену одним и порождать другие (например, при переходе с одной пенсии на другую).

В отличие от материальных отношений, в процедурных отношениях одной стороной является физическое лицо, а другой могут быть не только государственные органы, но и государственные учреждения. Наиболее часто отношения по поводу установления юридических фактов возникают между физическими лицами и следующими государственными органами или учреждениями: - бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) - в связи с определением причины и группы инвалидности; - различными видами лечебных учреждений - о признании факта временной нетрудоспособности; - органами ЗАГСа - при подтверждении возраста или факта смерти; - органами по эксплуатации жилищного фонда - при установлении факта нахождения на иждивении; - архивными учреждениями и др.

Процедурные отношения по вынесению решений о предоставлении или отказе в предоставлении социального обеспечения могут существовать между физическими лицами и следующими государственными органами: - органами по назначению государственных пенсий; - органами службы занятости и пр.

На вопрос о включении в предмет социального обеспечения отношений, складывающихся в связи с разрешением споров или разногласий в области социального обеспечения, нельзя ответить однозначно. Эти отношения могут возникать на различных стадиях реализации физическим лицом своего права на конкретный вид социального обеспечения. Споры по вопросам назначения различных видов социального обеспечения, удержаний, взыскания излишне выплаченных сумм разрешаются вышестоящими органами социального обеспечения, а при несогласии с их решением - в судебном порядке.

По мнению Э.Г. Тучковой, процессуальные отношения регулируются нормами нескольких отраслей, так как право социального обеспечения не закрепляет какой-либо особой процедуры рассмотрения споров. Но каких именно отраслей автор не уточняет. Имеется в виду, что при рассмотрении спора вышестоящими органами возникают административные отношения, а при разрешении его судом - гражданско-процессуальные. В частности, B.C. Андреев писал, что если разрешение спора отнесено к компетенции суда, то возникают обычные гражданско-процессуальные отношения.

Мнение о возникновении административных отношений при рассмотрении спора вышестоящими органами в порядке подчиненности критиковалось в юридической литературе. В частности, Р.И. Иванова указывала, что данные отношения способствуют реализации материальных (собственно распределительных) отношений, определяются спецификой их характера и содержания, но в них отсутствует элемент власти-подчинения. Кроме того, решения вышестоящих органов в порядке подчиненности по вопросам социального обеспечения не являются юрисдикционными актами. Поэтому отношения, возникающие между физическим лицом и различными государственными органами в связи с рассмотрением споров о предоставлении конкретных видов социального обеспечения, следует включать в предмет права социального обеспечения.

Многие ученые высказывают точку зрения о целесообразности создания специализированных судов для рассмотрения споров в области социального обеспечения. Такие суды существуют во многих экономически развитых странах и подтвердили свою практическую эффективность. По сравнению с общегражданскими судами они рассматривают дела в сокращенные сроки и по упрощенной процедуре, позволяют быстрее и дешевле восстанавливать нарушенные права человека в области социального обеспечения.

Если предложение об организации в России судебных органов с аналогичными функциями (например, мировых социальных судов) получит законодательное воплощение, то отношения по рассмотрению в них дел и обжалованию их решений войдут в предмет права социального обеспечения в качестве процессуальных отношений.

Что касается предмета науки права социальною обеспечения, то он шире предмета отрасли. Наука обобщает накопленные о предмете права социального обеспечения знания, изучает генезис развития отрасли права в целом, а также ее отдельных институтов и норм, формулирует отраслевые понятия предмета и метода, исследует особенности правоотношений, наиболее оптимальные варианты их правового опосредования, разрабатывает концептуаль-

ные положения, определяющие перспективу развития как отрасли в целом, так и ее отдельных институтов. Кроме того, наука изучает не только российское право, но и право социального обеспечения зарубежных стран, а также международно-правовое регулирование социального обеспечения.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема: Развитие понятия и предмета права социального обеспечения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из важнейших мест в жизни государства и общества. Оно прямо зависит от развития экономики и прямым образом связана с политикой и социальным благополучием народа. Содержание понятия социального обеспечения складывалось постепенно.

Право российских граждан на социальное обеспечение закреплено в Конституции РФ. В ст. 39 говорится, что любому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае инвалидности, потери кормильца, болезни и в других случаях, установленных законом. Вознаграждается добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Социальное обеспечение -- форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

Под социальным обеспечением на данный момент следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально-значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Опираясь на это определения, к системе социального обеспечения современной России следует относить все виды пенсий, пособий, компенсационных выплат, социальное обслуживание, медицинскую помощь и лечение, а также различные льготы для отдельных категорий граждан.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

На данный момент право социального обеспечения бурно развивается на основе современных концепций, оно регулирует деятельность и общественные отношения субъектов права по социальному обеспечению, которым в России охвачены десятки миллионов людей. Принимается множество нормативных актов в данной сфере, а норма права социального обеспечения служит индикатором социальной политики государства.

Во всех странах мира государственная система социального обеспечения занимает центральное место в механизме социальной защиты населения, включающий в себя также негосударственные формы социального страхования и частную благотворительность.

Право социального обеспечения адресовано каждому человеку. Конституция Российской Федерации закрепляет основные характеристики социального государства, направленные на обязательность последнего по социальной защите населения во всех случаях, когда она необходима человеку в силу обстоятельств, не зависящих от него.

Актуальность исследования данной курсовой работы заключается, в изучении понятие права социального обеспечения и его предмета.

Цель курсовой работы: рассмотреть понятие и предмет права социального обеспечения.

Задачи курсовой работы:

1.Изучение понятия права социального обеспечения.

2.Изучение предмета права социального обеспечения.

Глава 1. Понятие права социального обеспечения

законодательство социальный отраслевой обеспечение

1.1 Развитие понятия права социального обеспечения

Постоянно определения того или иного понятия даются в кодифицированных правовых актах, имеющих высшую юридическую силу по сравнению с другими нормативными актами. Многие определения непосредственно содержатся в отраслевых кодексах, например в земельном, уголовном, семейном, трудовом и иных кодексах. Законодательного же закрепления понятия «социальное обеспечение» до настоящего времени нет, как и нет самого кодифицированного акта о социальном обеспечении. По этой причине мы сталкиваемся с различными толкованиями самого понятия «социальное обеспечение». Зачастую его смешивают с другими, схожими терминами, например социальная защита. Поэтому вначале рассмотрим, что понимается под социальной защитой. В Конституции РФ 1993 г. социальной защиты населения как правовой дефиниции не имеется. Выявить ее общий смысл и содержание невозможно также по причине разного употребления термина, а иногда и противоречивости при обозначении соответствующего круга общественных отношений, относящихся к понятию социальной защиты населения. В общеупотребительном смысле слово «защита» означает «защитить кого-нибудь, что-нибудь; предохранить, обезопасить от чего-нибудь; то, что защищает, служит обороной».Исходя из этого под защитой в сочетании со значением термина «социальный» следует понимать комплекс различных политических, экономических и правовых мер государства и общества. Эти меры направлены на предоставление необходимых средств существования не только нетрудоспособным, но и трудоспособным нуждающимся гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и с целью поддержания уровня их жизни, для развития физических и духовных способностей, включая окружающую среду обитания человека. В отечественной литературе термин «социальная защита» как таковой впервые появляется в конце 80-х -- начале 90-х гг. XX в. при разработке программ перехода СССР к рыночной экономике. Основные методологические подходы к формированию содержания социальной защиты разрабатывались с позиций имевшихся социальных и экономических проблем. Поэтому термин «социальная защита» чаще всего употреблялся в экономическом или социологическом (социально-политическом) аспекте. Под социальной защитой населения в экономическом смысле понимается система решений государственных органов разных уровней по созданию экономических, правовых и социальных гарантий социальных прав для каждого члена общества. Для трудоспособного населения это, прежде всего, право на труд, на получение дохода от своей деятельности, обеспечивающего ему достойный уровень и качество жизни, нормальные условия работы, отдыха.

В социально-политическом значении социальная защита населения рассматривается как совокупность социально-экономических отношений, включающая в себя комплекс социальных гарантий, законодательно закрепленных прав. Она предоставляет трудоспособным гражданам равные условия для повышения своего благосостояния за счет личного трудового вклада, экономической самостоятельности и предпринимательства, а нетрудоспособным и социально уязвимым слоям населения -- преимущества в пользовании общественными фондами потребления, прямую материальную поддержку в виде пособий, стипендий и других выплат, в снижении налогов.

Сейчас также существуют разные подходы к определению содержания и понимания социальной защиты в юридическом (правовом) аспекте. Так, под социальной защитой в правовом аспекте подразумевается комплекс мер: по социальной поддержке пожилых, нетрудоспособных, инвалидов, семей с детьми, безработных и других лиц, оказавшихся по не зависящим от них причинам в трудном материальном положении; по охране природной среды, смягчению негативных результатов экономической реформы (путем индексации доходов граждан, установления социальных стандартов по оплате труда, минимальной продолжительности ежегодного отпуска, максимальной продолжительности рабочего времени, по обеспечению граждан жильем и т. п.). Некоторые ученые придерживаются позиции, что социальная защита характеризуется как система приоритетов и механизмов их реализации, государственных и иных институтов, обеспечивающих определенный уровень социальной защищенности в соответствии с конкретными условиями общественного развития. На наш взгляд, рассматривать социальную защиту населения и социальное обеспечение необходимо как одно из внешних проявлений социального государства и как основной элемент его содержания. Поэтому применительно к современной ситуации в России представляется возможным дать обобщенное определение социальной защиты населения в следующем виде.

Социальная защита населения -- это гарантированная система экономических, правовых и организационных мер государства в отношении как нетрудоспособных, так и трудоспособных граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, которую они не могут самостоятельно преодолеть, направленная на их социальное обеспечение, оказание социальной помощи и поддержки в соответствии с социальными стандартами, отвечающими уровню достойной жизни человека, в различных формах и в порядке, установленных законодательством. Как мы видим, во всех выше приводимых определениях социальной защиты населения четко прослеживается ее главная цель -- оказание помощи в решении многих проблем, стоящих перед людьми. Различные меры защиты особенно важны для граждан в условиях перехода страны к рыночным отношениям. На фоне экономической нестабильности происходят многие асоциальные явления: происходит обнищание отдельных категорий граждан; заметно усиливается расслоение общества; увеличивается число лиц без определенного места жительства; не сокращается безработица; растет приток беженцев и вынужденных переселенцев, в том числе бывших соотечественников из стран СНГ, и пр. Вполне очевидно, что те или иные меры социальной защиты могут быть осуществлены в ходе функционирования различных общественных отношений, которые регулируются соответствующими нормами права. А так как социальная защита населения -- это комплексное явление, то и представляет собой совокупность общественных отношений. Рассмотрим, какими нормами права регулируются основные общественные отношения, относящиеся к социальной защите населения. Проблемы трудоустройства и оплаты труда работников могут решаться в ходе действия трудовых отношений. Такие отношения регулируются нормами трудового права, и в первую очередь Трудовым кодексом РФ. Вопросы укрепления семьи, права и обязанности членов семьи, как и иные семейные отношения, разрешаются Семейным кодексом РФ и нормами семейного права. Жилищные вопросы граждане решают с помощью Жилищного кодекса РФ и норм жилищного права. Охрана и защита частной собственности и многих других частных интересов граждан предусмотрены нормами гражданского права. В настоящее время приняты три части Гражданского кодекса РФ. Земельные отношения, в том числе и отдельные вопросы частной собственности на землю, регулируются Земельным кодексом РФ и в целом земельным правом. Проблемы, связанные с созданием благоприятной экологической среды для граждан, решаются с помощью экологического права. Вопросы социального обеспечения нетрудоспособных граждан и трудоспособных граждан, оставшихся в трудной жизненной ситуации, решаются в ходе осуществления отношений по социальному обеспечению, т. е. нормами права социального обеспечения. (Общего кодифицированного нормативного правового акта типа Кодекса социального обеспечения в настоящее время не существует.) Таким образом, социальное обеспечение является частью социальной защиты населения.

1.2 Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права

Право социального обеспечения- самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом общественные отношения по поводу распределения части валового внутреннего продукта путем предоставления населению компетентными органами в порядке социального страхования и социального обеспечения денежных выплат (в виде пенсий, пособий и компенсаций), медицинской и лекарственной помощи, социальных услуг либо льгот по нормам и в порядке, определенным законодательством, а также отношения по реализации, защите и восстановлению конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Право социального обеспечения также считается как учебная дисциплина и вид отраслевой юридической науки.

Право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового, а также колхозного права.

Основателем советского права социального обеспечения как самостоятельной отрасли права стал заслуженный деятель науки профессор В.С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему ее норм, сформулировал принципы социального обеспечения.

Понятие предмета права социального обеспечения неразрывно связано с сущностью самого понятия социального обеспечения, его емким содержанием.

Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.

Так как люди постоянно взаимодействуют с друг другом, часто возникают противоречия, поэтому в связи с необходимостью появилась специальная отрасль права, регулирующая отношения в этой сфере.

Отрасль права-объективно сложившаяся внутри единой системы права, но обособленная часть, представляющая собой группы правовых институтов и норм, которые регулируют похожие общественные отношения, опирающиеся на определенные принципы, имеющие относительную самостоятельность, устойчивость и автономность функционирования.

Как утверждают эксперты, отрасль права социального обеспечения обладает такими же признаками, которые характерны для любой самостоятельной отрасли. К их числу необходимо отнести:

Однородность общественных отношений, которые возникают между компетентными органами и физическими лицами в связи с реализацией права последних на социальное обеспечение. Реализуется это право через распределение между ними части валового внутреннего продукта путём предоставления им компетентными органами соответствующих видов социального обеспечения по нормам и в порядке, определенным законодательством;

Специфика способов правового регулирования социально обеспечительных отношений, которая учитывает добровольность, адресность и распределительный характер этих отношений, т.е. особенный метод правового регулирования;

Нормы права, регулирующие социально-обеспечительные отношения, обладают равной юридической силой с нормами отраслей как публичного, так и частного права и успешно взаимодействуют с ними;

В основу регулирования общественных отношений по социальному обеспечению положены руководящие начала - отраслевые принципы, которые выражают суть отрасли - правовыми средствами обеспечить социальную справедливость общества ко всем своим членам.

Принятие законодателем такого количества социально-обеспечительных правовых норм, которое позволило им приобрести новое качество - признаки права социального обеспечения как отрасли;

Социально-обеспечительные отношения стали регулироваться таким объёмом нормативных правовых актов, который стал важной предпосылкой для формирования и принятия кодифицированного акта. Пока такой акт не принят, но активная и целесообразная деятельность законодателя в этом направлении вселяют уверенность в том, что создание кодифицированного акта, регулирующего социальное обеспечение, вполне возможно;

Очевидная потребность общества в регулировании данного блока общественных отношений на уровне самостоятельной отрасли. Данная потребность обусловлена тем, что субъектами отношений являются все население страны, и через систему социального обеспечения распределяется часть всенародного достояния, которая предназначена для обеспечения каждому гражданину достойного уровня жизни.

1.3 Право социального обеспечения как наука и учебная дисциплина

Право социального обеспечения как отрасль правовойнауки представляет собой комплекс знаний об отношениях в обществе, возникающих в связи с выполнением государством функции по обеспечению граждан пенсиями, пособиями и другими видами социального обеспечения с правовым их регулированием.

Наука этой отрасли права ставит перед собой задачу кодификации и систематизации правовых норм, регулирующих вопросы социального обеспечения, координации эффективности этих норм с экономическими условиями жизни народа, обеспечения высокого уровня социальной защиты населения, а также разработки и планирования новых нормативных актов в сфере социального обеспечения.

Право социального обеспечения как отрасль правовой науки включает в себя:

Понятие социально-экономической природы в видах социального обеспечения;

Предмет, метод и система науки права социального обеспечения;

Принципы правового регулирования деятельности государства, и организаций всех форм собственности по предоставлению гражданам всех видов социального обеспечения;

Правоотношения по социальному обеспечению, их субъекты, объекты и содержание;

Эффективность правовых норм о социальном обеспечении и обеспечении законности при предоставлении гражданам всех видов социального обеспечения;

Учение об источниках права социального обеспечения;

Историю развития законодательства о социальном обеспечении;

Построение и изучение системы права социального обеспечения как отрасли права, правовой науки и учебной дисциплины.

Предметом науки права социального обеспечения являются: учение об основных институтах ПСО как отрасли права, учение о сравнительном правоведении, выработка основных терминов и правовых категорий.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина - это обязательный предмет в юридических учебных заведениях, имеющий своей целью изучение системы науки права социального обеспечения.

Право социального обеспечения как учебная дисциплина состоит из классифицированного набора знаний о концепции социального обеспечения как экономической, так и правой категорий.

Право социального обеспечения как научная дисциплина - это система научных знаний, правовых взглядов, идей об определенном комплексе общественных явлений.

В предмет науки входит, прежде всего, сама отрасль права как система правовых норм. Наука также изучает и общественные отношения, регулируемые данной отраслью, историю возникновения и развития отрасли, метод правового регулирования отношений по социальному обеспечению, а также опыт зарубежных стран в регулировании отношений по социальному обеспечению, международно-правовое регулирование социального обеспечения.

Право социального обеспечения как научная дисциплина в отличие от отрасли не имеет собственного метода научного изучения. Она пользуется общим методом познания - диалектическим, а также использует методы научного познания, общие для правовых дисциплин: метод сравнительного правоведения, логический, исторический. Учитывая, что данная дисциплина изучает социальные явления, то она использует методы мониторинга, математического анализа и др.

Система научной дисциплины права социального обеспечения в основном совпадает с системой отрасли и состоит из общей и особенной частей. Однако общая часть научной дисциплины значительно шире общей части отрасли, так как содержит знания о понятии данной отрасли, ее предмете, методе, системе, принципах правового регулирования, источниках, правоотношениях по социальному обеспечению, истории развития отрасли. Особенная часть науки в основном совпадает с особенной частью отрасли, так как содержит знания о конкретных правовых институтах отрасли. В то же время особенная часть научной дисциплины включает в себя также знания о международно-правовом регулировании социального обеспечения и знания об опыте зарубежных стран в правовом регулировании отношений по социальному обеспечению.

Наука и учебная дисциплина связаны между собой, но они отличаются друг от друга. Если предметом науки являются нормы права, правоотношения, практика применения законодательства, то предмет учебной дисциплины - знания и навыки, которые предстоит получить студентам (слушателям) в учебном процессе. Учебная дисциплина включает в себя материал, который определяется потребностями подготовки специалистов.

Глава 2. Предмет права социального обеспечения

2.1 Предмет права социального обеспечения

Под предметом права социального обеспечения понимается определенная совокупность отношений, которые регулируются данной правовой отраслью. В предметную область права социального обеспечения включены три группы основных общественных отношений в сфере социальной поддержки:

1) общественные отношения, связанные с социальным обеспечением населения, выраженным в денежной форме (выплаты пособий, компенсаций, пенсий и т.д.);

2) общественные отношения, связанные с предоставлением социальных услуг населению (социальные услуги пожилым, лицам с ограниченными возможностями, семьям с детьми, детям, вынужденным переселенцам, беженцам, предоставление льгот и т.д.);

3) процедурно-процессуальные отношения (применяются с целью установления юридических оснований для возникновения, реализации и защиты прав граждан на предоставление социального обеспечения).

К указанным выше процедурно-процессуальным отношениям относят следующие: 1) процедурные отношения - такие отношения, которые возникают в связи с необходимостью проверки фактов либо их установления, для дальнейшего предоставления различного вида социальной поддержки. В процедурных отношениях с одной стороны выступает гражданин, а с другой государственные органы или государственные учреждения. К примеру, отношения между человеком и органами здравоохранения (учреждениями медико-социальной экспертизы - об установлении инвалидности; лечебными учреждениями - об установлении временной нетрудоспособности); органами ЗАГСа - о подтверждении возраста, семейного положения или смерти; различными архивными учреждениями и т.д. Процедурные отношения в связи с пенсионным обеспечением присутствуют при взаимодействии физического лица и управления пенсионного фонда, службы занятости и др.;

2) процессуальные отношения - такие отношения, которые связаны с необходимостью решения спорных ситуаций, возникающих между сторонами социального обеспечения, а также для защиты конституционных прав граждан. Сам факт включения процессуальных отношений в предметную область права социального обеспечения не однозначно воспринимается в юридической литературе. По мнению многих специалистов в области социального обеспечения процессуальные отношения регулируются нормативно-правовыми актами других областей права. Так, рассмотрение жалоб вышестоящими органами относится к административному виду отношений, а решение подобных вопросов в судебном порядке - к гражданско-процессуальному, без проявления каких-либо специфических признаков. Многие специалисты предлагают создание специализированных социальных судов для рассмотрения в них споров и жалоб в сфере социального обеспечения. Суды такого вида уже существуют в некоторых странах с развитой социально-экономической системой. В отличие от общегражданских судов рассмотрение в них дел проходит по упрощенной схеме и в более короткие сроки, что позволяют значительно быстрее, а также дешевле исправлять нарушения прав граждан в сфере социального обеспечения. Несомненно, при организации подобных судов в Российской правовой системе, они будут изучаться в предметной области изучения права социального обеспечения, в разделе процессуальных отношений.

В дискуссионной форме высказываются предположения о возможности отнесения к предметной области права социального обеспечения материальных и административных отношений.

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения. Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:

По социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);

Предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми и т.д., медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);

Процедурные и процессуальные, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

Таким образом, предмет права социального обеспечения есть совокупность общественных отношений по социальному обеспечению граждан.

2.2 Развитие предмета права социального обеспечения

Реализация функций социального обеспечения происходит путем предоставления лицам, пострадавшим от социальных рисков, пенсий, пособий и услуг. Это означает, что отношения по социальному обеспечению имеют имущественную природу.

До 60-х годов считалось, что отношения по материальному обеспечению граждан в старости и в случае утраты трудоспособности регулируются нормами трудового, колхозного, административного права.

Идею о том, что право социального обеспечения является самостоятельной отраслью права обосновал В.С. Андреев на симпозиуме по социальному обеспечению в Праге в 1966 г. Он предложил относить к предмету права социального обеспечения те отношения, которые соответствуют следующим признакам: а) одним из субъектов этих отношений является гражданин, а другим - государство в лице его органов управления либо профсоюзов, наделенных государством соответствующими полномочиями, или органы колхозов; б) отношения между субъектами носят алиментарный характер, причем обязанным предоставлять соответствующие виды обеспечения выступает государство; в) посредством этих отношений обеспечение осуществляется за счет фондов для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых на просвещение и здравоохранение. Если конкретное отношение не отвечает указанным критериям, то его не следует включать в предмет права социального обеспечения.

Отношения, возникающие в связи со сбором средств на социальное обеспечение, относятся к финансовому праву, а отношения по управлению социальным обеспечением - к административному праву. Думается, что названные признаки сохраняют свою научную ценность. С учетом современных социально-экономических условий, изменения механизмов финансирования, появления социальных рисков, отсутствовавших в советский период, и других факторов, они по-прежнему могут и должны служить ориентирами при характеристике предмета права социального обеспечения.

Субъектом отношений по социальному обеспечению может выступать как отдельное физическое лицо, так и семья в целом (например, в связи с назначением трудовой пенсии по случаю потери кормильца). В качестве физических лиц в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать: граждане РФ, иностранцы - при наличии международных соглашений, лица без гражданства, беженцы. Вторым субъектом данных отношений являются государственные органы (учреждения) и иные лица, действующие от имени или по поручению государства (публичные агенты) . К их числу относятся: органы министерства здравоохранения и социального развития, органы министерств обороны и внутренних дел, учреждения здравоохранения и социального обслуживания, территориальные отделения Пенсионного фонда РФ (ПФР) и других государственных внебюджетных фондов, органы местного самоуправления, негосударственные пенсионные фонды, частные медицинские клиники и др.

В связи с этим рассматриваемые отношения сохраняют преимущественно-публичный характер.

За профсоюзами в настоящее время сохранена лишь функция общественного контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, оплатой путевок на санаторно-курортное лечение и в детские спортивные лагеря.

Вторым критерием В.С. Андреев назвал «алиментарный» характер указанных отношений. Необходимо отметить, что среди специалистов в области права социального обеспечения существовали значительные разногласия в трактовке понятия «социальной алиментации». На наш взгляд, наиболее полно раскрыла его содержание Р.И. Иванова. Этим понятием она обозначала способ предоставления «государством или по его поручению...всех видов социального обеспечения и обслуживания на справедливой основе бесплатно, без эквивалентно с учетом связи с трудом, но не в порядке ответных действий за новый встречный труд, в объеме нормального уровня жизни, сложившегося на данном этапе развития...общества, без применения договорных начал из фонда социального обеспечения» .

В связи с изменением механизмов финансирования, введением единого социального налога (ЕСН), возможностью добровольного участия в обязательном пенсионном и социальном страховании, переходом к исчислению страховой и накопительной частей трудовых пенсий в зависимости от суммы расчетного пенсионного капитала и суммы пенсионных накоплений, отношения по социальному обеспечению уже нельзя характеризовать исключительно как алиментарные.

Работающие лица, подлежащие обязательному пенсионному страхованию или уплачивающие взносы в добровольном порядке, приобретают право на трудовые пенсии, социально-страховые пособия, медицинские услуги только при условии уплаты ЕСН и страховых взносов. С 1 января 2015 г. страховые пенсии по старости и по инвалидности могут складываться из трех частей: базовой, страховой и накопительной, а трудовой пенсии по случаю потери кормильца - из двух частей - базовой и страховой. По своей экономической сути отношения, возникающие по поводу выплаты всех видов трудовых пенсий, являются возмездными. Отношения по материальному обеспечению государственных служащих, участников Великой Отечественной войны, лиц, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособных граждан являются возмездными для государства, поскольку источником финансирования служат бюджеты различных уровней. Таким образом, в современных условиях в пенсионном обеспечении сложились две группы отношений - одна в рамках системы обязательного пенсионного страхования, другая - в рамках системы государственного пенсионного обеспечения.

2.3 Особенности предмета права социального обеспечения

Исходя из естественно-правовой концепции прав человека, российское государство признает за человеком право на существование и предоставляет ему средства для удовлетворения основных потребностей. Это право гарантируется государством независимо от реализации человеком своих способностей к труду, уплаты ЕСН и страховых взносов. Поэтому отношения, складывающиеся в связи с оказанием малоимущим членам общества помощи в виде денежных выплат, бесплатных медицинских или социальных услуг, сохраняют алиментарную природу.

Отношения по материальному обеспечению государственных служащих, участников Великой Отечественной войны, лиц, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, нетрудоспособных граждан являются возмездными для государства, поскольку источником финансирования служат бюджеты различных уровней. Для получателей, которые прямо не участвуют в создании финансовой базы для их выплаты, они остаются безвозмездными.

Государственные служащие получают пенсии за выслугу лет с учетом периода службы, лица, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф,- пенсии по старости с учетом продолжительности общего трудового стажа, а нетрудоспособные граждане - социальные пенсии независимо от участия в трудовой деятельности.
Таким образом, в современных условиях в пенсионном обеспечении фактически сложились две группы отношений - одна в рамках системы обязательного пенсионного страхования, другая - в рамках системы государственного пенсионного обеспечения.

Комплекс отношений по социальному обеспечению не является однородным. В нем можно выделить материальные отношения, складывающиеся в рамках различных организационно-правовых форм. В частности, к материальным отношениям по предоставлению социально-страховых выплат и услуг в рамках обязательного социального страхования относятся:

Отношения по выплате трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;

Отношения по выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и др.;

Отношения по оказанию бесплатной медицинской помощи по Федеральной и территориальным программам государственных гарантий.

Материальными отношениями по предоставлению социально-алиментарных выплат и услуг в рамках государственной социальной помощи являются:

Отношения по выплате социальных пособий и оказанию натуральной помощи лицам с доходами ниже прожиточного минимума;

Отношения по бесплатному социальному обслуживанию инвалидов, престарелых и других слоев населения в пределах установленных государственных стандартов.

Помимо материальных отношений, в предмет отрасли права социального обеспечения входят также отношения, возникающие в связи с реализацией права на социальное обеспечение, т.е. отношения по правоприменительной деятельности (процедурные отношения).

Таким образом в предмет отрасли права социального обеспечения входят материальные и процедурные отношения.

Субъектами процедурных отношений являются физическое лицо (или семья), государственный орган или учреждение. Наиболее часто отношения по поводу установления юридических фактов возникают между физическими лицами и следующими органами или учреждениями: с бюро медико-социальной экспертизы; с различными видами лечебных учреждений - в связи с признанием факта временной нетрудоспособности; с территориальными отделениями ПФР - в связи с установлением продолжительности трудового и страхового стажа и т.д.

Новым видом процедурных отношений после принятия Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» стали отношения по проверке материального и имущественного положения лиц, обратившихся за ее предоставлением. Они возникают между малоимущими лицами и местными органами социальной защиты населения по поводу установления факта нуждаемости.

Предмет права социального обеспечения образуют:

1) имущественные отношения публичного характера, складывающиеся в рамках государственной системы, по предоставлению денежных выплат, медицинских и социальных услуг лицам, пострадавшим в результате наступления социальных рисков, указанных в законе,

2) процедурные отношения по установлению юридических фактов и назначению денежных выплат или услуг;

3) процессуальные отношения по разрешению споров в области социального обеспечения внебюджетными фондами обязательного социального страхования.

Таким образом предмет права социального обеспечения образуют имущественные, процедурные и процессуальные отношения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего сказанного следует вывод, что под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на государственное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально значимым, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными.

Система права социального обеспечения представляет собой совокупность объективно взаимосвязанных правовых институтов и норм, расположенных в определенной структурированной последовательности в соответствии со спецификой регулируемых общественных отношений.

Комплекс отношений по социальному обеспечению не является однородным. В нем можно выделить материальные отношения по распределению государственных внебюджетных фондов социального назначения и перераспределению части государственного бюджета.

Сущность социального обеспечения наиболее рельефно проявляется в его функциях: экономической, политической, демографической, реабилитационной и других.

Все виды социального обеспечения направлены на оказание помощи населению при ограничении либо потере трудоспособности, при прекращении трудовой деятельности, в ситуациях требующих внешней помощи, а также по оказанию услуг, смягчающих диспропорции в условиях жизни населения.

В предмет отрасли права социального обеспечения входят также отношения, возникающие в связи с реализацией указанных материальных отношений.

Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. Таким образом, право на социальное обеспечение каждого человека, закрепленное в ст. 7 Конституции, представляет собой совокупность общественных отношений по распределению внебюджетных фондов социального страхования и перераспределению части государственного бюджета в целях удовлетворения потребностей физических лиц в случаях утраты заработка (иного трудового дохода), несения дополнительных расходов по содержанию и воспитанию детей, поддержки других членов семьи, нуждающихся в уходе, отсутствия средств в объеме прожиточного минимума по объективным социально значимым причинам, а также по оказанию медицинской помощи и социальному обслуживанию.

На современном этапе экономических реформ государство в России оказалось неспособным полностью выполнять свои обязательства по финансированию социальной сферы в целом и системы социальной защиты в частности.

Недостаточное ее финансирование сопряжено с "непрозрачностью" схемы прямых и обратных денежных потоков на уровне "бюджет региона - бюджет Российской Федерации", что приводит к дефициту информации о бюджетных возможностях системы социальной защиты и затрудняет ее планирование и развитие. Это обуславливает невозможность обеспечения социальных гарантий, выплат и льгот населению в объеме, предусмотренном федеральным законодательством, делает актуальным поиск путей реформирования существующей системы социальной защиты.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. (с изменениями и дополнениями от 21.07.2014)

2. Федеральный Закон РФ №166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 21.07.2014)

3. Федеральный Закон РФ №165-ФЗ от 16.07.1999 «Об основах обязательного социального страхования» (с изменениями и дополнениями от 01.12.2014)

4. Федеральный Закон РФ №442-ФЗ от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживании граждан в РФ» (с изменениями и дополнениями от 21.07.2014)

5. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственной социальной помощи».

Специальная литература

1. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. -- М., 1995. -- С. 220.

2. Право социального обеспечения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.П. Галаганов. -- 8-е изд., стер. -- М.: Издательский центр «Академия», 2014. -- 448 с.

3. Кобзева, С.И. Источники права социального обеспечения России: монография / С.И. Кобзева. - М.: Проспект, 2013.

4. Гусов К.Н. «Право социального обеспечения», М.: Проспект, 2014.

5. В.Ш. Шайхатдинов. // Правовое государство: теория и практика. Общественно-политический и научно-правовой журнал. 2012.

6. Филиппова М.В. .(ред.). Право социального обеспечения. Учебник. М: «Юрист», 2011. С.86-87.).

7. Иванова Р.И. Социальное обеспечение в государственно организованном обществе: генезис, развитие и функционирование (правовой аспект). Автореф.дис.д.ю.н. М.,2010. С.35-36.

8. Право социального обеспечения: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция»под ред. Р.А. Курбанова, К.К. Гасанова, С.И. Озоженко Юнити-Дана 2014 г. 439 страниц.

9. Право социального обеспечения России: сборник нормативных правовых актов / Под ред. проф.Э.Г. Тучковой. - М.: Проспект, 2009.

10. Сулейманова, Г.В. Право социального обеспечения / Г.В. Сулейманова. - М.: Издательство: Дашков и Ко, 2009.

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Общая характеристика права социального обеспечения как отрасли права: предмет, метод, система, юридические конструкции. Особенности российского права социального обеспечения в современных условиях. Понятие, принципы, формы социального обслуживания.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2013

    Источники права как одна из важнейших ключевых правовых категорий в юридической науке. Обновление законодательства в области социального обеспечения. Анализ основных источников права социального обеспечения России, их изменений на период 2010-2014 гг.

    контрольная работа , добавлен 22.03.2015

    Понятие и классификация источников права социального обеспечения. Рассмотрение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров РФ в системе социального обеспечения. Последние реформы в области права социального обеспечения.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2015

    Понятие, сущность и классификация источников права социального обеспечения. Федеральная система источников права социального обеспечения. Система и структура регионального законодательства в сфере социального обеспечения на примере Оренбургской области.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2015

    Предмет, метод, принципы права социального обеспечения. Виды социального обеспечения: льготы, государственная адресная социальная помощь, пенсии, пособия, компенсации. Демографическая, социально-реабилитационная и защитная функция социального обеспечения.

    презентация , добавлен 12.04.2014

    Анализ концепции социальной защиты населения России. Предмет, методы и система права социального обеспечения. Основные составляющие социального обеспечения, его виды. Критерии определения социального обеспечения, характеристика его ключевых функций.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2013

    Понятие источников права социального обеспечения, их классификация. Правотворчество - источник права. Общая характеристика основных источников права социального обеспечения. Финансирование социального обеспечения: общие положения. Единый социальный налог.

    курсовая работа , добавлен 11.07.2010

    Общественные отношения, возникающие при реализации норм права социального обеспечения. Нормы права, составляющие систему права социального обеспечения. Понятие кодификации как способа систематизации права. Виды кодификационных нормативных правовых актов.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме и по предоставлению различных социальных услуг. Понятие, основные виды и общая характеристика социального обслуживания как предмета права. Общественные отношения как предмет отрасли права.

    реферат , добавлен 27.04.2011

    Основные этапы становления систем социального обеспечения. Понятие и функции социального обеспечения. Формирование российской федеральной системы социального обеспечения. Формы социального обеспечения. Пенсионная система и иные денежные выплаты.

Под предметом права социального обеспечения понимается определенная совокупность отношений, которые регулируются данной правовой отраслью. В предметную область права социального обеспечения включены три группы основных общественных отношений в сфере социальной поддержки:

  • 1) общественные отношения, связанные с социальным обеспечением населения, выраженным в денежной форме (выплаты пособий, компенсаций, пенсий и т.д.);
  • 2) общественные отношения, связанные с предоставлением социальных услуг населению (социальные услуги пожилым, лицам с ограниченными возможностями, семьям с детьми, детям, вынужденным переселенцам, беженцам, предоставление льгот и т.д.);
  • 3) процедурно-процессуальные отношения (применяются с целью установления юридических оснований для возникновения, реализации и защиты прав граждан на предоставление социального обеспечения).

К указанным выше процедурно-процессуальным отношениям относят следующие:

  • 1) процедурные отношения - такие отношения, которые возникают в связи с необходимостью проверки фактов либо их установления, для дальнейшего предоставления различного вида социальной поддержки. В процедурных отношениях с одной стороны выступает гражданин, а с другой государственные органы или государственные учреждения. К примеру, отношения между человеком и органами здравоохранения (учреждениями медико-социальной экспертизы - об установлении инвалидности; лечебными учреждениями - об установлении временной нетрудоспособности); органами ЗАГСа - о подтверждении возраста, семейного положения или смерти; различными архивными учреждениями и т.д. Процедурные отношения в связи с пенсионным обеспечением присутствуют при взаимодействии физического лица и управления пенсионного фонда, службы занятости и др.;
  • 2) процессуальные отношения - такие отношения, которые связаны с необходимостью решения спорных ситуаций, возникающих между сторонами социального обеспечения, а также для защиты конституционных прав граждан. Сам факт включения процессуальных отношений в предметную область права социального обеспечения не однозначно воспринимается в юридической литературе. По мнению многих специалистов в области социального обеспечения процессуальные отношения регулируются нормативно-правовыми актами других областей права. Так, рассмотрение жалоб вышестоящими органами относится к административному виду отношений, а решение подобных вопросов в судебном порядке - к гражданско-процессуальному, без проявления каких-либо специфических признаков.

Многие специалисты предлагают создание специализированных социальных судов для рассмотрения в них споров и жалоб в сфере социального обеспечения. Суды такого вида уже существуют в некоторых странах с развитой социально-экономической системой.

В отличие от общегражданских судов рассмотрение в них дел проходит по упрощенной схеме и в более короткие сроки, что позволяют значительно быстрее, а также дешевле исправлять нарушения прав граждан в сфере социального обеспечения. Несомненно, при организации подобных судов в Российской правовой системе, они будут изучаться в предметной области изучения права социального обеспечения, в разделе процессуальных отношений. В дискуссионной форме высказываются предположения о возможности отнесения к предметной области права социального обеспечения материальных и административных отношений.

Право российских граждан на социальное обеспечение конкретизируется в ст. 39 Конституции. В ней говорится, что каждому гражданину Российской Федерации гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Социальное обеспечение является выражением социальной политики государства на данном этапе его развития. Изменение социальных приоритетов неизбежно влечет за собой и изменения в содержании понятия социального обеспечения.

Россия должна проводить социальную политику такого уровня, который закреплен в международных актах, ратифицированных нашей страной. Формирование современной российской государственной системы социального обеспечения происходит на основе учета основных положений международных норм. К ним относятся прежде всего Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина (1948), а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина (1973).

В настоящее время предмет права социального обеспечения составляют следующие группы общественных отношений:

  • - по социальному обеспечению граждан в денежной форме (пенсии, пособия, компенсационные выплаты);
  • - предоставлению различных социальных услуг (социальное обслуживание инвалидов, престарелых, детей, семей с детьми и т.д., медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан);
  • - процедурные и процессуальные, связанные с установлением юридических фактов, а также реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения.

Таким образом, предмет права социального обеспечения есть совокупность общественных отношений по социальному обеспечению граждан.

Самостоятельную отрасль права характеризуют наличие собственного предмета и метода правового регулирования.

Предмет – это совокупность общественных отношений, регулируемых данной отраслью права.

Предмет ПСО составляет несколько групп общественных отношений:

- отношения по социальному обеспечению в денежной форме (пенсии, пособия, компенсации)

- отношения по предоставлению различных специальных услуг (социальное обслуживание престарелых, детей, беженцев)

- процессуальные и процедурные отношения , связанные с установлением юридических фактов и реализацией права на тот или иной вид социального обеспечения.

В структуре предмета ПСО можно выделить ядро и примыкающие к нему отношения.

Ядро образуют материальные отношения, т.е. отношения по социальному обеспечению в денежной форме и отношения по предоставлению различных услуг.

Процессуальные и процедурные отношения рассматриваются как примыкающие к «ядру» и только во взаимосвязи с «ядром».

Процедурные - это отношения, возникающие в связи с установлением или проверкой юридических фактов, имеющих значение для возникновения материальных отношений (факт инвалидности), а также отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения (назначение пенсии).

Процессуальные - это отношения по разрешению споров, возникающих в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например в случае отказа в назначении пособия).

1.3. Метод права социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов, с помощью которых государство регулирует правовые отношения в этой сфере.

Особенностями метода ПСО являются:

Сочетание централизованного и локального способов правового регулирования общественных отношений;

Права и обязанности субъектов могут устанавливаться как нормативным, так и договорным путем;

В ПСО отражена специфика юридических фактов, с которыми связаны возникновение, изменение, прекращение правоотношений;

В ПСО установлен абсолютный характер прав граждан как субъектов социального обеспечения. Государство в лице его органов выступает обязанным субъектом.

Специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов и способа защиты нарушенного права (имущественное взыскание может быть обращено только на граждан, которые виновно получили суммы полагающихся выплат в большем объеме; санкции носят правовосстановительный, а не штрафной характер). Не исключается привлечение граждан к уголовной ответственности за мошенничество.

1.4. Принципы права социального обеспечения.

К принципам ПСО относятся:

- всеобщность социального обеспечения (равная для каждого возможность получить социального обеспечения при наступлении указанных в законе юридических фактов независимо от пола, расы, национальности, языка и пр.)

- предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому как члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью.

- установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека.

- многообразие оснований и видов социального обеспечения.

- дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости от ряда социально-значимых обстоятельств. Периодическая индексация основных видов социального обеспечения.

- участие в общественных объединениях, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты прав.

Выбор редакции
Особое место по популярности среди консервированных зимних солений, занимают огурцы. Известно множество рецептов огуречных салатов:...

Телятина – превосходное диетическое мясо молодых животных, разумеется, оно гораздо нежнее, чем мясо взрослых бычков. Регулярное включение...

В конце прошлого столетия кукурузу называли не иначе как королева полей. Сегодня ее выращивают, конечно, не в таких масштабах, но, тем не...

Блины — это традиционное русское блюдо. По традиции блины всегда пекут на Масленицу, а также радуют этим лакомством себя и своих близких...
После закипания температура воды перестает расти и остается неизменной до полного испарения. Парообразование - это процесс перехода из...
Звуки относятся к разделу фонетики. Изучение звуков включено в любую школьную программу по русскому языку. Ознакомление со звуками и их...
1. Логика и язык .Предметом изучения логики являются формы и законы правильного мышления. Мышление есть функция человеческого мозга....
Определение Многогранником будем называть замкнутую поверхность, составленную из многоугольников и ограничивающую некоторую часть...
Мое эссе Я, Рыбалкина Ольга Викторовна. Образование средне - специальное, в 1989 году окончила Петропавловский ордена трудового...