Императивная подсудность. Разделение органов, рассматривающих административные дела


Подведомственность

относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного органа или третейского суда, юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.

Относимость определенных категорий дел к ведению различных гос-ных или иных органов и организаций, управомоченных в силу своей компетенции рассматривать соответствующие дела и разрешать их по существу. Каждый гос-ный вправе и обязан действовать в пределах собственной компетенции, т.е. рассматривать и разрешать только дела, подведомственные ему (отнесенные к его компетенции в силу прямого указания закона или иного нормативного правового акта). Установление П. означает получение ответа на вопрос, какой именно орган () правомочен разрешить данный вопрос по существу.

Напр., П. гражданских дел суду предполагает разграничение компетенции судов общей юрисдикции и др. судов, в т.ч. арбитражных и третейских судов, и определяется по правилам гл. 3 ГПК*. Согласно ст. 25 ГПК судам общей юрисдикции подведомственны: а) дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является , кроме случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ведению административных или иных органов; б) дела по спорам, возникающим из договоров перевозки грузов в прямом международном железнодорожном и воздушном грузовом сообщении между гос-ными предприятиями, учреждениями, организациями, кооперативными организациями, их объединениями, др. общественными организациями, с одной , и органами железнодорожного или воздушного транспорта, с др. стороны, вытекающие из соответствующих международных договоров; в) дела, возникающие из административно-правовых отношений, перечисленные в ст. 231 ГПК; г) , перечисленные в ст. 245 ГПК. Судам подведомственны и др. дела, отнесенные законом к их компетенции. Суды также рассматривают дела, в которых участвуют , иностранные предприятия и организации, если иное не предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон. При объединении нескольких связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, а другие - арбитражному суду, все требования подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

П. дел арбитражному суду определяется по правилам ст. 22 АПК РФ*. Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений: а) между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке; б) между РФ и ее субъектами, а также между субъектами РФ.

К экономическим спорам, разрешаемым арбитражным судом, в частности, относятся споры: а) о разногласиях по договору, заключение которого предусмотрено законом или передача разногласий по которому на разрешение арбитражного суда согласована сторонами; б) об изменении условий или о расторжении договоров; в) о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств; г) о признании права собственности; д) об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения; е) о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения; ж) о возмещении убытков; з) о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов гос-ных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; и) о защите чести, достоинства и деловой репутации; к) о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому производится в бесспорном (безакцептном) порядке; л) об обжаловании отказа в гос-ной регистрации либо уклонения от гос-ной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в др. случаях, когда такая предусмотрена законом; м) о взыскании с организаций и граждан штрафов гос-ными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный (безакцептный) порядок их взыскания; н) о возврате из бюджета денежных средств, списанных органами, осуществляющими контрольные функции, в бесспорном (безакцептном) порядке с нарушением требований закона или иного нормативного правового акта.

Помимо экономических споров рассматривает и иные дела, в т.ч.: а) об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; б) о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан. В случаях, установленных АПК РФ и др. федеральными законами, арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и иные дела с участием образований, не являющихся юридическими лицами, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Федеральным законом могут быть отнесены к П. арбитражного суда и др. дела. От П. необходимо отличать .


Большой юридический словарь . Академик.ру . 2010 .

Смотреть что такое "подведомственность" в других словарях:

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ, подведомственности, мн. нет, жен. (офиц.). отвлеч. сущ. к подведомственный. Установить подведомственность этих дел. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - разграничение компетенции между различными орга нами. Каждое государственное учреждение или общественная организация вправе рассматривать и разрешать только те вопросы, которые отнесены к их ведению. Словарь финансовых терминов … Финансовый словарь

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - относимость нуждающихся в государственно властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного органа или третейского суда, свойство юридических дел, в силу которого они подлежат… … Юридический словарь

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - (юридическое), разграничение компетенции между различными органами. Означает, что государственные учреждения (например, суд, арбитражный суд, административные органы) вправе решать только вопросы, отнесенные законом к их ведению … Современная энциклопедия

    ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ - разграничение компетенции между различными органами. Каждый из них (напр., суд, арбитражный суд, административные органы) вправе решать только вопросы, отнесенные к его ведению … Большой Энциклопедический словарь

    подведомственность - ПОДВЕДОМСТВЕННЫЙ, ая, ое; вен, венна. Находящийся в ведении, в управлении кого чего н., подчинённый кому чему н. Учреждения, подведомственные министерству. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Подведомственность - разграничение компетенции между различными органами. Каждый из них (напр., суд, арбитражный суд, административные органы) вправе решать только вопросы, отнесенные к его ведению. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук… … Политология. Словарь.

    подведомственность - сущ., кол во синонимов: 1 подчиненность (12) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Подведомственность - относимость определенных категорий дел к ведению различных гос ных или иных органов и организаций, управомоченных в силу своей компетенции рассматривать соответствующие дела и разрешать их по существу. Каждый гос ный орган вправе и обязан… … Энциклопедия права

    Подведомственность - (юридическое), разграничение компетенции между различными органами. Означает, что государственные учреждения (например, суд, арбитражный суд, административные органы) вправе решать только вопросы, отнесенные законом к их ведению. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Подведомственность - Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Понятие подведомственность употребляется в теории и законода … Википедия

Книги

  • Подведомственность и подсудность дел судам и арбитражным судам. Судебная практика применения законодательства , Л. В. Тихомирова, М. Ю. Тихомиров. В сборнике систематизированы материалы судебной и судебно-арбитражной практики применения норм ГПК РФ, АПК РФ и других федеральных законов, устанавливающих правила о подведомственности и…

Порой даже специалистам в области юриспруденции бывает трудно разграничить между собой те или иные понятия. Это в полной мере касается подведомственности («ведомство») и подсудности («суд»). При подаче заявлений и жалоб в общие и специальные судебные органы, очень важно не ошибиться. Это позволит сохранить своё время и получить искомый результат значительно быстрее.

Определение

Подведомственность – это совокупность процессуальных норм, которые очерчивают круг дел, право на рассмотрение которых имеет тот или иной вид судебных органов. При этом подведомственность в общем смысле выступает как синоним слова «компетенция», то есть объективная возможность разрешить вопрос по существу. Ею обладают, помимо суда, различные органы: прокуратура, нотариат, администрация и т.д.

Подсудность – это более частное понятие, которое используется в гражданском, административном и уголовном праве и обозначает распределение дел при рассмотрении их судами в первой и последующей инстанциях. Отдельные аспекты данного определения понятны и неспециалисту. Так, конституционный суд не может рассмотреть уголовное дело, а хозяйственный – споры между двумя физическими лицами. На практике тонкостей куда больше, и порой найти правильное учреждение для рассмотрения заявления по существу очень сложно.

Сравнение

Подсудность может быть родовой, территориальной, исключительной, договорной, альтернативной и по связи дел. Подведомственность – исключительной, условной и альтернативной. Иными словами, при определении подведомственности необходимо знать суть правового спора, при определении подсудности – ещё и местонахождение ответчика, а также иные тонкости (возможность суда рассмотреть то или иное дело). Если нарушено правило подведомственности, то дело будет прекращено. При нарушении правил подсудности, дело передаётся надлежащему судебному органу. Передача может осуществляться и в связи с переформулированием заявленных требований.

Итак, подведомственность определяет вид суда, который будет рассматривать дело, в то время как подсудность – конкретный орган, его территориальное расположение. О подсудности стороны могут договориться, но о подведомственности – нет.

Выводы сайт

  1. Общий смысл. Понятие подведомственности может использоваться относительно различных государственных органов, понятие подсудности – только по отношению к судам.
  2. Порядок определения. Сначала определяется подведомственность, то есть процессуальная возможность рассмотрения заявления по существу, а затем – подсудность, или конкретная относимость к определённому государственному органу судебной власти.
  3. Последствия нарушения. Если нарушена подведомственность, то дело подлежит прекращению, если нарушена подсудность – то передаче в другой суд.
  4. Особенности подачи заявления. Определённые категории споров подлежат рассмотрению в судебном порядке лишь после урегулирования обоюдных претензий. Нарушение данного правила подведомственности влечёт либо отказ в принятии заявления, либо прекращение дела. Подсудность такой особенностью не обладает.

относимость нуждающихся в государственно-властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению того или иного государственного, общественного органа или третейского суда, свойство юридических дел, в силу которого они подлежат разрешению определенными юрисдикционными органами.

Отличное определение

Неполное определение

ПОДВЕДОМСТВЕННОСТЬ

компетенция судебных органов по рассмотрению и разрешению дел, возникающих из гражданских, административных, семейных, трудовых, финансовых, земельных и т.п. правоотношений. П. позволяет разграничить круг дел, отнесенных и компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Основными критериями разграничения являются субъектный состав и характер спорного правоотношения (предмет). Компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов определяется законодательством о судах общей юрисдикции и арбитражных судах, ГПК РСФСР и АПК РФ. По субъектному составу к ведению судов общей юрисдикции отнесены, как общее правило, дела, участниками которых хотя бы на одной стороне являются граждане. Применительно к предметной компетенции к ведению судов общей юрисдикции отнесены дела искового производства; дела, возникающие из административно- правовых отношений, и дела особого производства. В порядке искового производства суд общей юрисдикции рассматривает дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и колхозных правоотношений, если хотя бы одной из сторон в споре является гражданин, за исключением случаев, когда разрешение таких споров отнесено законом к ведению административных или иных органов (ГПК РСФСР, п. 1 ст. 25). В данном случае действует принцип, согласно которому к компетенции указанных судов отнесены все споры, возникающие из перечисленных отношений, если хотя бы одной их стороной является гражданин. Не подлежат рассмотрению только те дела, которые отнесены к ведению иных органов. В основе П. дел, возникающих из административно- правовых отношений, лежит противоположный принцип: суд общей юрисдикции рассматривает только те дела, которые прямо отнесены законом к его компетенции (ГПК РСФСР, ст. 231). Многие из этих дел предусмотрены непосредственно в ГПК РСФСР: жалобы на действия административных органов или должностных лиц; жалобы на действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан; дела о взыскании с граждан недоимки по налогам и др. дела, перечисленные в ст. 2 ГПК РСФСР Суд общей юрисдикции рассматривает также дела, в которых отсутствует спор. Это так называемые дела особого производства. В их числе дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, признание гражданина безвестно отсутствующим и объявление гражданина умершим; признание имущества бесхозяйным и др. дела, перечисленные в ст. 245 ГПК РСФСР. Суды общей юрисдикции рассматривают также дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных предприятий и организаций, если иное не предусмотрено межгосударственным соглашением, международным договором или соглашением сторон. Арбитражным судам подведомственны дела, участниками которых являются юридические лица, граждане, имеющие статус индивидуального предпринимателя, а также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Образования, не являющиеся юридическими лицами, и граждане, не имеющие статуса индивидуального предпринимателя, могут быть участниками арбитражного судопроизводства в случаях, предусмотренных АПК РФ и другими федеральными законами. Если иное не предусмотрено международным договором РФ, участниками арбитражного процесса могут быть иностранные организации, организации с иностранными инвестициями, международные организации, иностранные граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность. По характеру рассматриваемых дел к ведению арбитражного суда отнесены экономические споры; дела об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; дела о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан- предпринимателей [см. Дела о несостоятельности (банкротстве) в арбитражном суде]. Т.Е. Абова

В каждом процессуальном кодексе России (ГПК, АПК, КАС) встречается термин «подведомственность дел», без расшифровки. Так что это такое?

С помощью этого института определяется уполномоченный на рассмотрение спора между лицами орган. Перед , до и в целом или с , нужно разобраться с подведомственностью. В законодательстве РФ такой термин не имеет определения.

Подведомственность можно определить как полномочия судов, арбитражных, третейских судов, нотариата, государственных органов разрешать определенные правовые вопросы. К примеру, может осуществляться с помощью обращения в комиссию. Нарду с этим, подведомственность — это возможность защитить свои права.

Рассмотрим подробнее принципы подведомственности дел и ее разновидности.

Разновидность подведомственности дел

По форме защиты выделяют следующие виды подведомственности:

  • судебная — заключается в компетенции различных видов судов (например, арбитражный суд, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ).
  • административная — полномочия административных органов (органов власти);
  • общественная — полномочия нотариата, третейских судов и иных органов, которые носят общественную, или смешанную общественную и государственную направленность.

Чаще всего термин подведомственность дел употребляется касательно судебной подведомственности. И эти правила обязан учитывать каждый, кто намерен обратиться в суд за защитой прав.

Судебная подведомственность дел

Включает несколько видов:

  • исключительная (единичная), когда рассмотрение дела является только компетенцией суда, и принятие решения иным органом исключено;
  • альтернативная, когда дело может быть рассмотрено по существу по выбору заявителя. В суде либо другом органе, определенном федеральным законодательством. В случае обращения в суд альтернативность утрачивается. Уполномоченный орган власти не вправе будет рассматривать спор. В случае обращения сначала в орган власти (как ), право на обращение в суд не утрачивается;
  • договорная – выбор органа происходит по желанию сторон (например, третейский суд);
  • императивная (условная) подведомственность дел, когда законом предусмотрен строгий порядок разрешения спора, т.е. соблюдение досудебного порядка.

Суды осуществляют правосудие исключительно исходя из подведомственности дел. При нарушении подведомственности, суд вынесет определение об . А если иск был принят, дело подлежит прекращению.

Следует заметить, при предъявлении в суд с искового заявления, содержащего несколько требований, часть которых относятся по подведомственности к судам общей юрисдикции, другая — к арбитражному суду, если разделение требований недопустимо, иск подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

При наличии возможности разделения исковых требований, судья выносит определение о принятии требований в части, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в удовлетворении в части, подведомственной арбитражному суду.

Подведомственность дел судам общей юрисдикции

Подведомственность дел отличается от подсудности. Последняя — разграничивает полномочия суда по рассмотрению спора в системе судов общей юрисдикции (мировой, районный, суд субъекта РФ, Верховный суд).

Суды общей юрисдикции рассматривают все гражданские дела с участием граждан и организаций, органов власти, кроме тез дел, которые подведомственны арбитражным судам (подробности — ниже).

Согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ (ГПК РФ) судам общей юрисдикции подведомственны:

  • споры, где сторонами выступают граждане, предприятия, государственные органы власти о защите интересов и прав, возникающих из жилищных, гражданских, земельных, семейных, трудовых, экологических и прочих правоотношений;
  • споры, разрешаемые в порядке приказного судебного производства ();
  • дела особого производства;
  • оспаривание решений третейский судов, а также рассмотрение заявлений о выдаче исполнительных документов для последующего предъявления его в службу федеральных приставов для принудительного исполнения, об оказании содействия третейским судам;
  • дела о признании решений судов других государств.

Судам также подведомственны другие дела, определенные законом к их компетенции. В суды общей юрисдикции РФ могут обращаться и иностранные граждане и лица без гражданства, но с учетом норм международного частного права.

Подведомственность дел арбитражным судам, дела административного судопроизводства

Арбитражные суды рассматривают только определенные категории дел, имеющих экономический характер и связанных с предпринимательской деятельностью. Во-первых, это определенный статус и у истца, и у ответчика (юридическое лицо, индивидуальный предприниматель). Во-вторых спор должен быть связан с предпринимательской или экономической деятельностью. Безусловно, если предприниматель обращается с иском по личным вопросам (к примеру, расторжение договора купли-продажи жилья, используемого для проживания семьи).

Но есть ряд дел, которые рассматривают только арбитражные суды. Независимо от того, являются ли их участниками предприниматели. Это дела о несостоятельности (банкротстве), об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, о защите деловой репутации в предпринимательской сфере и т.п. (перечень приведен в ст. 29 АПК РФ).

Что касается подведомственности , их рассмотрение подсудно судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Во-первых, подведомственность – это пределы ведомства, а пределы ведомства – это пределы власти, а пределы власти – это компетенция. То есть подведомственность – это процессуальная компетенция государственного органа (суда) по рассмотрению и разрешению юридических дел.

Во-вторых, подведомственность – это свойство дела (дело подведомственно…) подлежать рассмотрению и разрешению в определенном юрисдикционном органе.

В-третьих, подведомственность – это институт ГПП, то есть совокупность норм, которые определяют, в каких судах рассматривается конкретное дело.

В-четвертых, подведомственность – это элемент процессуальной правосубъектности суда. Процесс – система процессуальных правоотношений. Вступить в процессуальные правоотношения – значит, найти предпосылки для вступления. Одна из предпосылок – правосубъектность. Подведомственность – аналог правосубъектности суда. Отметим, что элементами правосубъектности суда являются: (1) подведомственность, (2) подсудность, (3) личная правосубъектность состава суда (законность состава суда – ст.16 и 17 ГПК).

В-пятых, подведомственность – это рабочий механизм распределения дел между юрисдикционными органами. Куда идти? – на этот вопрос пятое определение подведомственности. Ответ на этот вопрос должен быть предельно простым, но у нас это не так.

(i) Виды подведомственности.

Исключительная подведомственность: исключается рассмотрение дела в другом органе. Например, дела о восстановлении на работе только в суде. Дела о расторжении брака между супругами, имеющими несовершеннолетних детей, только в суде.

Смешанная подведомственность: смешиваются элементы судебной с одной стороны и административной (или общественной) юрисдикции. Трудовые споры можно в КТС, можно в Роструд, а можно в суд по выбору заинтересованного лица. Выбор несудебной юрисдикции не лишает возможности пойти в суд впоследствии.

Условная подведомственность: дело подведомственно под условием. Это условие в виде соблюдения претензионного порядка урегулирования спора. Прежде чем пойти в суд, нужно предъявить претензию. Например, перевозка. Ст.452 ГК: некая общая норма о расторжении договора. Пока условие не выполнено, суд не компетентен рассмотреть дело.

Императивная подведомственность: родная сестра условной подведомственности. Здесь тоже можно пойти в суд, но прежде чем туда пойти, нужно тоже сделать определенное действие. А разница в том, что при условной подведомственности стороны обязаны попытаться урегулировать спор между собой, а при императивной подведомственности стороны должны сначала в несудебную юрисдикцию пойти. Как правило, это административная юрисдикция. В советское время возобладало правило, что сначала жалобу вышестоящему начальнику, а только потом в суд. А когда приняли КРФ (ст.46), императивная подведомственность противоречит ст.46 КРФ. Подведомственность – не научная категория (диссертация на эту тему быть не может). Это категория целесообразности, ибо не бывает плохих и хороших судов. А теперь вернулась императивная подведомственность. Например, НК РФ. В патентных спорах сначала в Роспатент надо.

Альтернативная подведомственность.

Она, в отличие от смешанной подведомственности (в смешанной - смешаны виды общественной, административной и судебной компетенции). Альтернативная тоже означает выбор, но при смешанной подведомственности выбор общественной или административной юрисдикции не прекращает возможность пойти в суд. А вот при альтернативной подведомственности выбор одной возможности прекращает возможность обратиться в другую инстанцию. Когда можно говорить о подобной подведомственности? Ведь у нас есть абсолютное право в суд. Это означает, что альтернативная подведомственность - это выбор между судами: между общей юрисдикцией и арбитражкой.

Выбор между судами означает, что у двух судов есть юрисдикция. А такого быть не должно. Следовательно альтернативной подведомственности быть не может.

Ст.122 - судебный приказ может быть выдан по вексельному требованию. Вексельное требование бывает коммерческим (два предпринимателя) и некоммерческим (нет предпринимателя). В арбитражке нет судебного приказа. И есть Постановление Пленума 3/2 1998 года: коммерсанты по коммерческому требованию могут выбирать: за приказом в СОЮ, а с иском - в арбитражный суд. Таким образом, одно и то же требование альтернативно подведомственно в приказном производстве общей юрисдикции, а в исковом - арбитражному суду.

Договорная подведомственность.

Она представлена возможностью передать спор на разрешение третейского суда. Об этом мы читаем в статье 3 ГПК (часть 3): спор из гражданских правоотношений может быть передан на рассмотрение третейского суда. Продолжение этой мысли - в ст.222: заявление остается без рассмотрения, если имеется соглашение между сторон о передаче спора в третейский суд, и от ответчика поступило заявление о наличии такого соглашения.

А возможны ли споры о подведомственности? ст.33 ч.4 - споры о подведомственности формально не запрещены. Однако по-хорошему споры такие запрещены. А на практике у нас такое часто. Вот споры по подсудности точно не могут существовать.

Постепенно практика (в первую очередь ВАС) склонилась к тому, что если СОЮ прекратил производство по делу, то арбитражный суд обязан принять дело к производству, даже если он видит, что общий суд ошибся.

Сейчас также становиться и в СОЮ: если арбитражка прекратила производство по делу, то СОЮ должен принять дело.

Это всё по смыслу конституции.

Теперь к ст.22 ГПК. Правило подведомственности: судам общей юрисдикции подведомственно все, что не подведомственно другим суда. Тут подведомственность по остаточному принципу. Поэтому в ГПК особо регулировать-то и нечего. Акцент о подведомственности уходит в кодексы, посвященные специальной юрисдикции (там, где КС, Уставные суды, там, где арбитражные суды - там компетенция исчерпывающим образом описывается).

И вот, законодатель сначала пытается что-то здесь перечислять. Само правило подведомственности - в ч.3 ст.22 (если нет компетенции арбитражного суда, то СОЮ). Правда, в ч.3 ст.22 не сказано про конституционную юрисдикцию (в т.ч. с уставными судами). Это дефект, конечно.

На этом, обсуждение вопросов о подведомственности и заканчивается. Дальше нужно посмотреть на то, что в других ФЗ сказано.

Вот, посмотрим в АПК. В ст.27 АПК закреплено два классических критерия подведомственности дел арбитражному суду: субъектный состав и характер спора.

Спор должен быть экономическим, но что такое "экономический" - непонятно. Понятие предпринимательской деятельности у нас есть, а вот "экономической" нет. Что такое иная экономическая деятельности? Адвокатская деятельность - не предпринимательская деятельность (ст.1 закона об адвокатуре), а экономическая ли она? А деятельность по собиранию доходов бюджета в финансовом праве? Ну, главное слово российского законодателя - это "иная".

А еще есть субъектный критерий: организации (коммерческие и некоммерческие), ИП, и в случаях, предусмотренных законом, публично-правовые образования, организации, не являющиеся юридическими лицами, и граждане.

В ст.28 - дела из гражданских правоотношений. И больше ничего не сказано, нет перечня. То есть любое дело из гражданских правоотношений, где участвуют указанные выше субъекты.

А в ст.29 - дела из административных правоотношений. Там перечень. Он открытый или закрытый? Закрытый. Потому что перечни открыты или закрыты не в статьях, а в законах. "Другие дела, отнесенные к компетенции арбитражки в случаях, предусмотренных федеральными законами". То есть перечень всегда исчерпывающий.

Дальше, ст.30 АПК - особое производство. А ст.33 АПК - специальная подведомственность (это термин, который заменяет в арбитражной процессе термин "исключительная подведомственность" - дела, который подведомственны только в арбитражных судах).

Например, дела о банкротстве (торговая и неторговая несостоятельность). Неторговая - это несостоятельность простых граждан, но этого пока еще нет. Еще, например, корпоративные споры (ст.225.1 АПК).

В чем состоит специальность указанной подведомственности? Ч.2 ст.33 - указанные дела рассматриваются в арбитражных судах независимо от субъектного критерия. Если ст.27 говорит о двух критериях (субъект и экономические споры), то дела специальной подведомственности требуют лишь наличие экономического спора, где могут участвовать и простые граждане.

Таким образом, судам общей юрисдикции подведомственно всё, кроме компетенции КС, арбитражных судов (ст.27, 28, 29, 33, 225.1 АПК).

Здесь надо было поставить точку.

Но регулирование у нас настолько отвратительно, что понять об этом невозможно.

Например, 31 декабря, две машины благотворительных организаций столкнулись. Деликт. СОЮ или арбитражные суды. По субъекту - организации, юридические лица, хотя и некоммерческие. А спор экономический? А черт знает. На практике, рассматривают в арбитражке, но деликты вообще не бывают экономическими (экономическая деятельность по причинению вреда:)). Практика смотрит: если субъектный состав есть, то арбитражка.

Другой пример: один ИП арендовал у другого ИП кафе для банкета. Потом он предъявил к ней иск о признании сделки недействительной по мотиву обмана. Спрашивается: банкет он заказывал как предприниматель или как простой гражданин. Арбитражка прекратила производство по делу, посылали их в СОЮ. А Президиум ВАС сказал: не факт, что он это делал в качестве простого гражданина. Поэтому дело арбитражному суду подведомственно. Конечно, почему бы человеку не нажраться в качестве индивидуального предпринимателя.

Третий пример: гражданка Филипас заключила договор долевого участия в строительстве. Дом не построили. Она расторгла договор, ей стали должны деньги. И она это требование уступило юридическому лицу. Цессионарий будет предъявлять иск к застройщику в арбитражный суд или в СОЮ. Субъекты - два юридических лица, но требование возникло из договора долевого участия в строительстве, который является потребительским. Президиум ВАС сказал: цель, которую преследовала Филипас, когда заключала договор, не перешла в правоотношения между новыми субъектами. Поэтому у новых субъектов уже другая цель, а та цель никуда не перешла. Возникает вопрос: что такое цель в правоотношениях? Не говоря уже о том, может ли цель переходить и ходить. Дело все в том, что при цессии никаких новых правоотношений не возникает, просто меняется субъектный состав. Поэтому переход цели в правоотношение между цессионарием и застройщиком невозможен, ибо к ним перешло само правоотношение. В итоге, ВАС сказал, что спор подведомственен арбитражному суду, хотя предыдущие суды отказывали в производстве по этому делу.

Вот, теперь видно, что у нас просто идиотизм.

Или иски от ТСЖ. Когда ТСЖ заключает договоры на поставку воды, газа и т.д., а потом не платит по этим договорам, то тут можно согласиться, что споры подведомственны арбитражным судам: два юрлица, и деятельность вроде бы экономическая.

Но вот товарищество собственников жилья решается защитить общую долевую собственность (истребование чердака из чужого незаконного владения у юрлица). Тут ТСЖ виндицирует у юрлица в СОЮ или в арбитражных судах? Собственность тут у нас точно создана не для предпринимательской деятельности, а для обслуживающей дом деятельности, т.е. для потребительской деятельности. По практике у нас - арбитражный суд, но это далеко не очевидно.

Ст.33 АПК говорит в п.3 - дела по спорам о государственной регистрации юрлиц. Какие юридические лица? Ст.33 исключает субъектный состав как критерий подведомственности. Есть ППВАС от 9.12.2002 №11 и ППВС №2 от 20.01.2003. ВАС, пытаясь объяснить п.3 ст.33, говорит: сюда не попадают политические партии, религиозные объединения, общественные объединения, ибо они точно не предпринимательские. Тут, говорит ВАС, нужен СОЮ. Но есть некоммерческие организации, но которые немножко коммерческие (некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, адвокатское бюро). Куда обжаловать отказ в регистрации таких организаций? Президиум сказал, что отказ в регистрации адвокатского бюро - это СОЮ, но налоговые споры адвокатского бюро с налоговыми инспекциями - это арбитражные суды. Арбитражным судам все-таки подлежат к их компетенции споры об отказе в регистрации тех некоммерческих организаций, которые хотя и не преследуют цель извлечения прибыли, но все-таки ею занимаются, - говорит ВАС.

Это все к тому, что регулирование подведомственности превращено в полное безобразие. А урегулировано оно должно быть так просто, так тупо, чтобы сразу было понятно.

Заключительный пример: корпоративный спор. Иск о признании права собственности на акции, если спорят два граждинина. Шварц говорит: в СОЮ, конечно. А СОЮ отказал в принятии иска. Шварц пишет частную жалобу. А там есть разъяснение ВС РФ: спор о праве собственности на акции - это обычный спор о праве собственности. Городской суд опять отказал. Оказывается, вышло разъяснение ВАС, где он сказал, что право собственности на акции - это контроль над корпорацией, а контроль над корпорацией - это арбитражный спор.

Поэтому, всё это антиконституционно, это диверсия против государства. В особенности, ст.27 АПК.

Не бывает судов плохих и хороших. Что рационального должно лежать в основе вопроса о подведомственности? Подведомственность - вопрос политики и целесообразности. Дело должно быть организовано здраво и рационально. В основе подведомственности должна лежать одна единственная мысль - специализация судов. Например, суд по интелектуальным спорам, арбитражные суды и т.д. Подведомственность - это отражение того, как мы видим специализацию.

Со специализацией происходит Бог знает что. Есть ППВС и ППВАС 6/8 (по части 1-ой ГК). ИП в любой момент может сдать свидетельство в инспекцию налоговой и перестать быть предпринимателем. Спрашивается, его прошлые предпринимательские правоотношения где будут рассматриваться? Пленумы сказали, что в СОЮ, если он уже перестал быть ИП. А что, если гражданин занимается предпринимательством без регистрации. К нему применяются материальные правила о предпринимательстве. Суд сказал, что в СОЮ, хотя арбитражные суды больше шарят в предпринимательстве. Усугубим: иск предъявил ИП, а в течение производства по делу он перестал быть ИП. Тут Пленумы сказали, что продолжать надо, а не отправлять в СОЮ. Итог: чтобы подавать в арбитражку, в момент подачи дела гражданин должен быть зарегистрированным предпринимателем.

Например, предположим, ИП должен платить особенный налог. Он знает, что у него недоимка. Он пошел и прекратил быть предпринимателем. По Пленумам - в СОЮ надо идти, хотя они вообще не шарят в этих налогах для ИП. Тут специализация нарушается.

Ч.4 ст.22 - это правило преимущественной подведомственности: если несколько дел, где часть подведомственны СОЮ, а часть - арбитражке, то надо разделить. А если разделить невозможно, то в СОЮ все дела. СОЮ имеет преимущественную подведомственность.

Выбор редакции
Раньше мидии считались деликатесом и бывали на столах среднестатистических семей очень редко. Сейчас данный продукт стал доступен многим....

В преддверии новогодних и Рождественских праздников мы все чаще задаем себе совсем нериторический вопрос из вечной серии «что...

Одним из наиболее популярных фаршированных колбасных изделий является языковая колбаса. Для ее изготовления используют только самое...

СИТУАЦИЯ: Работник, занятый во вредных условиях труда, был направлен на обязательный периодический медицинский осмотр. Но в назначенное...
Федеральный закон № 402-ФЗ от 06.12.2011 в статье 9 предусматривает для коммерческих предприятий свободный выбор форм первичной...
Продолжительность рабочего времени медицинских работников строго контролируется Трудовым кодексом. Установлены определённые часы, на...
Сведений о семье в биографии политолога Сергея Михеева крайне мало. Зато карьерные достижения помогли снискать, как поклонников...
Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский в ходе беседы с журналистами во время представления своей книги «Диалоги»,...
В истории Новосибирской области - история нашей страны. Все эпохи здесь… И радующие археологов древние поселения, и первые остроги, и...