Социальная обусловленность, правовые основы, сущность и значение уголовного преследования. Социальная обусловленность права


Развитие медицинской науки позволяет спасти жизнь безнадежно больным людям, разработка и внедрение новых лекарственных средств приблизило Россию к мировым стандартам качества оказания медицинской помощи.

Произошедшие в последнее десятилетие изменения в экономике страны привели к созданию принципиально новых условий, в которых приходится функционировать лечебным учреждениям. Изменились источники финансирования, появилась система медицинского страхования, в повседневную жизнь вошли товарно-денежные отношения, договоры. Пациент теперь не просто больной, а потребитель медицинских услуг, т. е. в условиях развивающегося капитализма идет формирование рыночной экономики3. В период проведения социально-экономических реформ в стране здравоохранение распалось на государственное: федеральное и региональное, а также муниципальное, происходит формирование института частной медицинской практики. Дезинтеграция государственной монополии здравоохранения носила стихийный характер, не имея под собой ни стратегии, ни нормативно-правовой базы. В результате чего сложилась несбалансированная и нестабильная система национального здравоохранения. Особенностями новообразованной структуры являются: нарушение вертикали управления на всех уровнях и, как следствие, преобладание интересов отдельных муниципальных образований в ущерб государственной программе обеспечения охраны здоровья граждан. Утрачена профилактическая направленность в системе здравоохранения. Основное внимание сосредоточено на дорогостоящей стационарной медицинской помощи, при том что амбулаторное лечение более экономично и доступно широким слоям населения. Декларированные Конституцией Российской Федерации гарантии бесплатной медицинской помощи гражданам на практике ничем не подтверждаются, люди вынуждены оплачивать предоставляемые им услуги и лекарства.

Несовершенство системы сопровождается низкой эффективностью использования внутренних ресурсов со смещением медицины как вспомоществовательной отрасли в сторону удорожания обслуживания. Наиболее острые из перечисленных проблем вошли в комплексные программы здравоохранения и медицинского страхования. При этом некоторые их них требуют оперативного вмешательства и незамедлительного разрешения. Это: -

снижение демографических показателей ввиду отрицательного влияния на здоровье человека экономических, политических и социальных кризисных факторов; -

недостаточное финансирование отрасли и отсутствие тенденции к его увеличению; -

низкое качество оказания медицинской помощи, рост недовольства таким положением вещей со стороны пациентов, медработников и экспертов страховых медицинских компаний4.

На фоне обозначенных недостатков в системе здравоохранения прослеживается негативная тенденция развития взаимоотношений «пациент - медицинский работник». Нарушения законодательства в области медицины не получают должной оценки со стороны правоохранительных органов, и конфликтные ситуации, имеющие в своей основе гражданско- правовую природу, постепенно перерастают в деяния, квалифицируемые Уголовным кодексом Российской Федерации.

Еще не так давно медицина широко использовалась «компетентными

органами» для решения политических проблем"5. Анализируя возникновение и раз витие криминогенной ситуации в медицинских учреждениях, приходим к выводу, что она обусловлена в большей степени личностью самого преступника, т. е. медицинского работника.

В традиционном понимании это лицо, совершившее преступление, с ярко обозначенной антиобщественной направленностью, выражающей совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения. В данном определении отражена взаимосвязь между общесоциологическим и уголовно-правовым содержанием понятия личности преступника. Всякая личность - индивидуальное выражение социально значимых свойств, индивидуальная форма отражения бытия и духовных ценностей общества. Выделяют несколько классификаций преступников, однако ни одну из них мы не считаем полной, поскольку мы говорим об особой группе лиц, совершивших преступные деяния. Необходимо изучение личности врача-преступника, ее трансформаций как субъекта профессии, обусловленных сферой деятельности в системе общественных отношений. В связи с чем требуется переосмыслить некоторые общие теоретические положения.

Целесообразно определить структуру личности преступника, совершающего правонарушения в медицинской отрасли. Как правило, это лицо в возрасте от 17 и от 22 лет для среднего и высшего медицинского образования соответственно. Интеллектуальное развитие - среднее или выше среднего, так как жесткий конкурсный отбор при поступлении в медицинские вузы предполагает глубокие знания абитуриентов как по специальным, так и по общеобразовательным предметам. Хотя коррумпированность приемных комиссий позволяет зачислять в число студентов и лиц, обладающих весьма примитивными познаниями в области наук6. По уровню социального благосостояния наблюдается относительное равноправие среди студентов: примерно по 33% приходится на каждый социальный слой (дети из малообеспеченных семей, дети из семей среднего уровня дохода и дети из семей с высоким уровнем дохода; последние - это дети из среды медицинской интеллигенции). К моменту окончания первичной специализации (интернатуры или ординатуры) наблюдается четкое расслоение:

На медицинских работников, имеющих низкий уровень дохода (средняя заработная плата начинающего врача составляет 2,7 тыс. рублей в месяц);

медицинских работников, имеющих материальный доход значительно выше среднего (большая часть таких работников занимает достаточно высокое должностное положение и (или) имеет ученую степень и (или) ученое звание).

Изучение потребностно-мотивационных и ценностно-нормативных характеристик личности врача позволяет сделать вывод: основные мотивационные искажения, ведущие доктора к нравственному конфликту между выполняемыми им общественно полезными функциями и фактическим пренебрежением к своим должностным обязанностям закладываются еще на этапе обучения в высшем учебном заведении. Психолого-педагогическая направленность большинства медицинских вузов страны не соответствует тем нормам и требованиям, которые предъявляет к ним общество.

Среди главных проблем современного медицинского образования выделяются следующие: 1)

недостаточность финансирования для реализации программ высшего профессионального образования; 2)

дефицит высококвалифицированного профессорско- преподавательского состава вуза; 3)

отсутствие должного этического отношения к студенту.

Специалист, заканчивающий высшее учебное заведение, в настоящее

время оказывается неподготовленным к выполнению обязанностей врача: недостаточная квалификация сочетается с моральной дезориентацией. Вопросам профессионального, качественного состава большое внимание уделял профессор судебной медицины Я. А. Чистович (1820-1885 гг.). В своей книге «История первых медицинских школ в России» он пишет, что среди студентов медицинских факультетов «оказались такие, которые не только не знают, но и не способны к учению по тупости и неразвитости. Содержание их в госпитале истощало бюджет, не подавая никаких надежд на будущее, не говоря уже о том, что они закрывают двери Петербургских школ другим и более даровитым молодым людям»7.

Для выявления социальных факторов, влияющих на формирование личности потенциального преступника, среди студентов Челябинской государственной медицинской академии было проведено исследование- анкетирование, включающее 10 вопросов. Студенты могли выбрать один, несколько вариантов ответа или же не отвечать вовсе. Тестирование проводилось анонимно для получения более полных ответов.

Из анализа полученных данных следует: большинству студентов (84,3%) нравится их специальность, самостоятельно выбор в пользу медицины сделали 25,3%, мнение родителей повлияло на 61,3% опрошенных.

Одна из причин - желание получить высшее образование (6,7% студентов), сомневаются в «получении материальных благ от результатов врачебной деятельности» 1,7% студентов.

Получив диплом врача, можно с успехом реализоваться в другой профессии, требующей концентрации внимания и трудоспособности: менеджер, частный предприниматель, представитель фармфирм и др., - так считают 43,0% опрошенных.

Лишь 15,0% респондентов собираются работать по специальности. Неоднозначную реакцию у студентов вызвал вопрос: «Как Вы считаете, что (кто) играет важную роль при формировании личности будущего врача?». Ответы анкетируемых распределились следующим образом: 62,7%- преподаватели; 100- собственный труд; 21,0- стремление (воля); 8,3- дисциплинированность; 3,3 - генетические задатки; 91,0% - коллеги.

При обучении испытывают трудности 95% студентов: постоянно либо во время сессии. Учеба в медицинском институте считается одной из самых сложных. При этом на вопрос: «Что Вам не нравится при обучении в медицинском институте?» - ответы распределись следующим образом: человеческие трупы- 19%; отвлеченное отношение к человеку (как к подопытному) - 37; большое количество предметов / загруженность учебной программы, постоянный контроль знаний- 99; нарушение профессорско- преподавательским составом вуза поведенческих и морально-этических норм по отношению к студентам - 71%.

На вопрос: «Вы бы пошли на прием к своим сокурсникам?» - 97% анкетированных ответили - «нет».

При ответе на вопрос: «Что Вам не нравится в выбранной профессии?» - студенты выделили следующее: низкий уровень оплаты труда - 52%; низкий социальный статус - 38; вредные условия труда- 7; постоянно видеть больных и «измученных» людей - 3%.

Большинство опрашиваемых (77,7%) неоднократно становились свидетелями конфликтных ситуаций между врачами и пациентами. Процесс оказания медицинской помощи относится к категории «трудных ситуаций» для больного. Предпосылок для их развития в медицине много, и если подобные факты не предупреждать, то ситуации из «трудных» перерастают в конфликтные. Сотрудники медико-правового центра Иркутского государственного медицинского университета убеждены, что рост числа конфликтов между пациентами и врачами можно остановить, и прежде всего- повышением мотивации медицинских работников к соблюдению прав пациента8.

Проанализировав ответы респондентов на вопросы о моральных качествах врача, можем предложить идеальный образ медицинского работника: лицо, обладающее интеллектом, профессионализмом, внимательностью, тактичностью, терпеливостью, чувством долга, эмоциональной стабильностью, коммуникативностью, гуманизмом, уверенностью в себе, увлеченностью работой, быстротой принятия решения, лидерскими и другими положительными качествами.

Следовательно, любое отклонение в поведении врача от данной модели воспринимается обществом как минимум неэтичным, и абсолютно неприемлемы невнимательность, цинизм, агрессивность, мелочность, лень, расизм.

При беседе с пациентами, находящимися на излечении в трех ведущих клиниках г. Челябинска, было выяснено следующее: 59,7% считают, что врач к ним относится невнимательно; 5,3% опрошенных отмечают агрессивность в поведении врача; 25,0% больных убеждены, что поведение их лечащего врача является идеальным с этической точки зрения; 10,0% респондентов полагают, что поведение врача является непрофессиональным, но в чем именно затрудняются ответить. На вопрос: «Какие в основном эмоции Вы испытываете по отношению к медицинским работникам?» - ответы распределились следующим образом: доверие- 65,7%; симпатию- 15,3; антипатию- 14,3; недоверие- 4,7%. Таким образом, большая часть пациентов доверяет своему лечащему врачу.

Однако реальное восприятие личности врача все же не соответствует идеальной модели, студенты медицинских вузов отчетливо это понимают, но не стремятся противодействовать нарастающей негативной тенденции в восприятии образа врача, тем самым способствуя постепенной профессиональной деформации личности медицинского работника.

Профессиональная и моральная деформация медицинского работника обусловлена следующими причинами: 1)

отсутствием профессионального взаимопонимания между бывшим студентом и практикующими врачами; 2)

негативным восприятием пациента как источника эмоционального дискомфорта (трудозатраты врача на обследование и лечение больного намного выше, чем моральное, а главное - материальное удовлетворение от выполненной работы); 3)

чувство сплоченности, характерное для медицинских коллективов, способствует перераспределению профессиональных обязанностей по отношению к пациенту, и, как следствие, происходит перекладывание ответственности за допущенные ошибки; 4)

нереализованность в выбранной специальности вызывает у врача чувство профессиональной никчемности, что приводит к врачебным ошибкам - профессиональным преступлениям.

Важен и статус медицинского учреждения, в котором работает врач.

Нас интересуют, прежде всего, условия труда и как их оценивают сами медицинские работники. Результаты нашего исследования приведены в приложении 1.

Можно сделать вывод, что большинство врачей удовлетворены своим местом работы и ощущают уверенность в завтрашнем дне. В то же время оснащение лечебно-профилактических учреждений (далее - ЛПУ) современным диагностическим оборудованием и медикаментами, по мнению опрошенных, не соответствует нормативам, предусмотренным государственной программой и возросшим потребностям пациентов. Существенными моментами, осложняющими медицинскую деятельность, являются: низкий уровень заработной платы (его отметили 100% анкетируемых) и отсутствие правовой защиты (97%). Полагаем, что именно внешняя составляющая работы программирует стереотип поведения врача.

Стратегия, выбранная врачом, проявляется в ролевых установках, где поведение доктора - доминирующий фактор в развитии событий.

Существенное значение при характеристике личности преступника играет его социальный статус. Именно в соответствии с социальным статусом человека ассоциируется определенная манера поведения и поступков. Невыполнение ролевых предписаний может вызывать конфликт личности с обществом либо со своим окружением. Необычная тенденция наблюдается в медицинском коллективе: социальный статус врача считается настолько неповторимым, что представитель другой профессии воспринимается как «чужак», неспособный понять уникальность менталитета большинства. Но чувство единства и сплоченности между людьми, выбравшими свой путь в медицине, всегда остается незыблемым. Например, существует негласное правило: если врач приходит на прием к своему коллеге, то не стоит в очереди среди других пациентов. Это, как правило, негативно сказывается на качестве оказываемых услуг. При анонимном анкетировании врачей одной из клиник г. Челябинска на вопрос: «Как часто к Вам обращаются пациенты по поводу некачественного оказания Вами медицинской помощи?» - мы получили следующие результаты: -

пациенты никогда не обращались по данному вопросу - 27%; -

крайне редко - 35%; -

часто, но их претензии являются необоснованными - 33; -

«обращаются, но пусть попробуют что-нибудь доказать» - 5%.

Общим является крайне негативное отношение врачей к тому, что

пациенты могут усомниться в их квалификации, а в случае необходимости врачами не отрицается и возможная фальсификация медицинских документов9.

Ненадежность такого источника медицинской информации, как история болезни (карта амбулаторного или стационарного больного), общеизвестна, однако никто не может предложить другого, более эффективного и объективного способа оценки предоставляемых услуг в медицинских учреждениях.

Крайне небрежное оформление медицинских документов в поликлиниках и больницах почти что норма.

Зачастую при поступлении больных в стационар описание их органов и систем в документах не отражено, что ведет к упущениям, влекущим за собой диагностические ошибки. В сложных случаях не проводят дифференциальную диагностику, иногда больные несколько дней находятся в стационаре без диагноза. При возникающем затруднении квалификации диагноза в приемном отделении не проводят (либо не оформляют) осмотры пациента группой специалистов. При этом каждый медик выступает в качестве консультанта, без участия лечащего врача, отвечающего за больного при поступлении в медицинское учреждение. При осмотре находящихся на излечении заведующий отделением вносит в историю болезни скупые, эпизодические записи. Этапные эпикризы не оформляются, не дается трактовка состояния больных. Консилиумы собираются неоправданно редко, как правило, с большим запозданием, когда состояние больных уже безнадежно10.

Недостатки в ведении документации свидетельствуют о некачественном оказании медицинской помощи. Зачастую встречается небрежное оформление как самой истории болезни, так и ее титульного листа11, что является нарушением при заполнении медицинских бумаг, имеющих юридические функции. Можно выделить наиболее частые отступления от правил: -

поверхностный, неинформативный характер записей дежурного врача - 82%; -

неразборчивый почерк - 72%; -

логические ошибки в последовательности развития заболевания -

отсутствие обоснования диагноза - 54%; -

сокращения в истории болезни (в тексте, диагнозах) - 45%; -

исправления или зачеркивания - 33%; -

подписи клинических интернов или ординаторов вместо подписи лечащего врача - 26%; -

неуказание времени осмотра пациента дежурным врачом в стационаре - 15%; -

отсутствие даты установления клинического диагноза - 12%. Общими недостатками являются: неинформативность дневников, отсутствие интерпретации исследований, неудовлетворительное описание текущего статуса больного, употребление терминов «норма», «без особенностей», отсутствие полного описания наблюдаемой картины. Все это свидетельствует о небрежном отношении лечащих врачей к функциональным обязанностям.

Еще одним важным моментом является возможность реализации личностных установок медицинского работника в конкретных жизненных ситуациях. Существуют три типичные ситуации, в которых может реализоваться преступный потенциал личности.

Первая ситуация связана с интенсивной рабочей нагрузкой врача или медсестры. Например, врач-хирург может провести на своем рабочем месте непрерывно около 30 часов, врач-анестезиолог во время суточного дежурства может наблюдать до 10 больных, находящихся в крайне тяжелом состоянии. При подобной нагрузке в напряженной обстановке врач склонен к стереотипным, шаблонным действиям и не в состоянии объективно проанализировать сложившуюся ситуацию, что может привести к нарушению прогнозируемого течения заболевания. Нарушается физиологическая способность контролировать свои действия и адекватно оценивать имеющееся положение вещей; вероятность того, что врач совершит ошибку и профессиональное преступление, достаточно высока.

Вторая ситуация связана с тем, что врач, в силу отсутствия необходимых профессиональных знаний, выбирает неверную тактику обследования и лечения.

Третья ситуация связана с грубым нарушением основ медицинской этики и отказом доктора от оказания медицинской помощи больному. Нарушение определенных моральных правил и положений деонтологии является для лиц этой категории закономерным звеном жизни, бессознательным стремлением оказаться в таких ситуациях, в результате которых они могли бы испытывать максимальное чувство превосходства над другими и пребывать в этом состоянии длительное время.

Можно предположить, что вероятность ошибки уже запрограммирована в общественных отношениях «врач - пациент». Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации предложен весьма нелогичный выход из сложившейся ситуации. По данным информационного агентства «Новые известия», Минздравсоцразвития готовит документ, который позволит штрафовать недобросовестных медиков. Таким образом планируется уберечь россиян от врачебных ошибок. Можно отнестись к этой идее скептически. Бороться с ошибками надо страхованием медицинской ответственности, повышением заработной платы и улучшением качества подготовки специалистов. Сколько именно придется «заплатить» врачам, «забывшим» в теле пациента скальпель или поставившим неправильный диагноз, еще неизвестно. Однако инициатива штрафов уже вызвала бурное обсуждение в медицинских кругах. «Если врач виноват, то он должен отвечать за свои поступки, - сообщил "Новым известиям" заведующий травматологическим отделением при Московской городской больнице № 33 А. Назыров. - Я бы таких и диплома лишал. Обвинение врача в некомпетентности, как правило, имеет под собой реальную основу. Случаи, когда медика обвиняют в недобросовестности ни за что, по личным соображениям, встречаются все же редко»10. Впрочем, не все разделяют это мнение. Размер штрафов не определен, система установления медицинской вины не разработана и даже само понятие «недобросовестный» слишком абстрактно.

Кроме того, нельзя забывать о проблеме загруженности российского врача. Влиять на добросовестность эскулапов надо не только «кнутом». Существенно снизили бы процент врачебных ошибок «пряники» в виде четкого регламентирования взаимоотношений «врач- больной». «До тех пор, пока врач не заинтересован в этом месте работы, до тех пор пока нет конкуренции в этой сфере, социальной защиты (как в форме высоких зарплат, так и в виде страхования ответственности), никакие штрафы не помогут, - пояснил "Новым известиям" президент Национальной ассоциации защиты прав пациентов Д. Фустов. - Необходимо также обращать внимание на уровень подготовки специалистов. Сейчас многие медвузы выпускают недоучек. Но даже при таком комплексном подходе результаты проявятся не сразу, а лет через пять в лучшем случае»1\ Самые безобидные последствия в случае принятия законопроекта- недовольство в медицинских кругах и резкий отток кадров. Возможно, штрафы спровоцируют показательную «охоту на ведьм»12.

Анализ основных тенденций реформы в области здравоохранения позволил нам выявить проблемы, требующие первоочередного разрешения: 1)

низкий уровень профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях при высоком уровне коррупции (взяточничество при поступлении в медицинский вуз сопровождается «поборами» при сдаче сессионных экзаменов); 2)

низкий уровень заработной платы медицинского работника при ненормированности и большой напряженности трудового дня; 3)

принцип коллективизма, который присутствует во многих больницах, способствует «перекладыванию» ответственности за больного с одного врача на другого; 4)

чувство безнаказанности за совершение профессиональных проступков обусловлено тем, что судебно-медицинские эксперты скрывают ошибки своих коллег, а отсутствие специальных знаний не позволяет потерпевшему и сотрудникам правоохранительных органов в полной мере разобраться в обстоятельствах дела; 5)

отсутствие надлежащего контроля за медицинской документацией: значительное количество историй болезни переписывается, дописывается, теряется в архивах; 6)

отсутствие необходимого оборудования, недостаточное обеспечение лекарственными средствами больниц, особенно сельских.

В заключение подчеркнем исключительную роль личности медицинского работника в аспекте криминологической профилактики преступности в сфере оказания медицинских услуг. В связи с чем необходимо проведение комплексных исследований в данном направлении с привлечением специалистов в области права, здравоохранения, экономики (социального страхования) с целью создания необходимых условий для развития медицины.

I0J 1,12 Обзор прессы // http://www.roLru/news/misc/press/07/03/22_001 .htm#2. - 2007. - 22 марта.

Принципы права - фундаментальные положения права как специфического социального регулятора, характеризующиеся значительной устойчивостью и стабильностью.
Принципы права - руководящие положения правовой деятельности.
Принципы права представляют собой своеобразный каркас, на котором располагаются нормы, институты, отрасли права и вся правовая система.

Принципы делятся на три категории: общеправовые принципы; межотраслевые принципы; отраслевые принципы.
Общеправовые принципы - принципы, которые действую во всей правовой системе и делятся на две группы: общесоциальные и специально - юридические.

Общесоциальные принципы - характеризуют демократическое общество в целом.
1. Принцип социальной справедливости.
С помощью права можно достичь наиболее оптимального соотношения между возможным и должным поведением субъекта права и оценкой его последствий. Справедливость представляет собой одно из основных начал в практике правового регулирования.
2. Принцип гуманизма.
Право закрепляя права и свободы человека, гарантирует неприкосновенность личности.
3. Принцип демократизма.
Правовые нормы должны отражать механизмы и институты представительной и непосредственной демократии (народовластия), т.е. порядок участия граждан в управлении государственными и общественными делами.
4. Принцип социальной свободы.
Правовое регулирование предоставляет его участникам свободу выбора места жительства, профессии, перемещения т т.д.

Специально-юридические принципы - характеризуют право с юридической стороны.
1. Принцип законности.
Субъекты права обязаны беспрекословно подчиняться требованиям всех нормативно - правовых актов. В свою очередь нормы права издаются в рамках определенных процедур. содержание нижестоящих правовых норм не противоречит сути вышестоящих правовых норм.
2.Принцип юридического равенства (равноправия). Субъекты права все равны перед законом независимо от их независимо от пола, национальности, места жительства, уровня образования, религиозных убеждений, партийной принадлежности т.д.
3. Принцип единства прав и обязанностей.
Права и обязанности субъектов правоотношений взаимосвязаны, взаимообусловлены, т.е. не может быть прав без обязанностей, а обязанностей - без прав.
4. Принцип взаимной ответственности государства и личности.
Привлечение государством (должностными лицами государственных органов) к ответственности виновной стороны осуществляется на основании закрепленных правом взаимных юридических прав и обязанностей.
5. Принцип верховенство закона.
Верховенство закона означает следующее:
-Верховенство Конституции, как основного закона государства.
-Установление специальной процедуры принятия закона и внесение изменений в закон.
-нормативные акты должны издаваться на основе и во исполнение закона и не противоречить ему.
-Установление специальных механизмов реализации и защиты закона;
6.Принцип первенства (примата) международного права над внутригосударственным .
7.Принцип юридической ответственности при наличии вины. Только виновное лицо в нарушении правовой нормы привлекается к юридической ответственности.

8.Принцип сочетания убеждения и принуждения, которые являются методами социального управления, свойственные различным регуляторам, в том числе и праву.

9.Принцип правосудия содержит в себе положения, определяющие порядок осуществления правосудия, являющиеся относительно стабильными.

Межотраслевые принципы - положения, которые распространяют свое действие на несколько отраслей права.

1.Принцип коллегиальности реализуется при рассмотрение уголовных и гражданских дел группой уполномоченных лиц.
2.Принцип гласности реализуется при проведение открытых судебных заседаний.
Однако имеются исключения из данного принципа, а именно это, к примеру, проведение закрытого судебного заседания в целях неразглашения государственной тайны и т.д.

Отраслевые принципы - положения, которые распространяют свое действие в конкретной отрасли права, к примеру, принципы гражданского права.

Сущность и социальное назначение права раскрывается и конкретизируется в его принципах и функциях. Вообще, принципы права - это исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права.

Следует отметить, что при всем многообразии принципов права сложилось деление их на следующие три группы: 1) общие (общеправовые) принципы; 2) отраслевые принципы; 3) межотраслевые принципы.

Общие принципы права относятся ко всему праву в целом. Данные принципы распространяются на все правовые отрасли, объединяют их и способствуют стабильности действующей системы права. Кроме того, как правило, общие принципы права заимствуются из межгосударственных деклараций и конкретизируются во внутригосударственных документах.

Группа общих принципов права подразделяется на следующие две подгруппы:

а) морально-этические (нравственные) общие принципы права -это естественные законы, которые символизируют основные фундаментальные права человека и гражданина, присущие от рождения. Система морально-этических принципов основывается на концепции, согласно которой народ является единственным источником власти, а охрана естественных прав и свобод человека и гражданина является целью и обязанностью государства.

б) организационные общие принципы права - к числу данных принципов относятся: федерализм, законность, сочетание методов убеждения и принуждения, стимулирования и ограничения в праве.

Принцип федерализма отражает федеративное устройство Российской Федерации, а также упорядочивает соотношение федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, обеспечивает предупреждение и предотвращение возможных коллизий между ними.

Принцип законности утверждается в целях обеспечения соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов, а также в целях верховенства и единства закона, равенства граждан перед законом и судом.

И наконец, группа межотраслевых принципов включает в себя такие принципы права, которые действуют в рамках двух или нескольких отраслей российского права, что объясняется общностью данных правовых отраслей. К числу данных принципов относятся: гласность и состязательность, которые действуют в рамках гражданского процессуального и уголовного процессуального права; принцип неотвратимости юридической ответственности, который действует в рамках большинства правовых отраслей.

36. Функции права: понятие и виды.

Функции права - это наиболее существенные направления и стороны воздействия права на общественные отношения, в которых раскрывается общечеловеческая и классовая природа и социальное назначение права: историческая цель и служебная роль в жизни общества.

Итак, в рамках теории государства и права приводится следующая классификация:

Основные и иные общие функции права;

Производные от основных функции права: общие и частные;

Функции отраслей права, правовых институтов и отдельных правовых норм.

Основанием приведенной выше классификации функций права является двуединый критерий, который предполагает выявление степени воздействия права на общественные отношения, характера и цели такого воздействия.

Таким образом, по характеру воздействия на общественные отношения главной среди остальных правовых функций является регулятивная функция права. Данная функция права состоит в правовом регулировании, общесоциальном, воспитательном и культурном воздействии права на общественные отношения.

По цели воздействия на общественные отношения регулятивная функция права подразделяется на три общих основных, собственно юридических функции права:

1. Регулятивно-статическая функция права - данная функция состоит в закреплении в соответствующих правовых нормах и институтах того, что составляет экономический, политический, социально-культурный фундамент общества и государства, а также последующего развития данных явлений.

2. Регулятивно-динамическая функция права - данная функция направлена на обеспечение процесса достижения намеченных правовых задач, а также на запрограммирование результатов такого процесса.

3. Регулятивно-охранительная функция права - данная функция состоит в предупреждении и пресечении преступлений и иных правонарушений, в защите и восстановлении нарушенного права. Кроме того, регулятивно-охранительная функция права направлена на вытеснение и ликвидацию отживших, не соответствующих новым условиям, вступающих в противоречие с законом общественных отношений.

Помимо общей основной собственно юридической регулятивной функции права, выделяют также общую неосновную несобственно юридическую функцию права - воспитательную. Воспитательная функция права выражает общесоциальную, идеологическую часть воздействия права на общественные отношения.

Данная правовая функция направлена на правовое воспитание граждан, на формирование у них правосознания и правовой культуры у общества. Кроме того, воспитательная функция права в самом общем виде способствует формированию правового государства на территории Российской Федерации.

Целесообразно также выделить второй критерий разделения функций права - сфера регулируемых общественных отношений. Согласно данному критерию, как было указано выше, в отдельную группу выделяют следующие производные от основных правовые функции:

1. Общие - экономическая, политическая, социально-культурная функции.

2. Частные - экологическая, налоговая и др.

3. Функции отраслей права:

Конституционное право - функция закрепления прав и свобод человека и гражданина;

Уголовное право - функция определения деяний, которые признаются преступными, и установление наказаний за их совершение и др.

4. Функции правовых институтов - производные от основных и отраслевых функций права:

Гражданское право - функция приобретения права собственности;

Семейное право - функция института усыновления (удочерения) и др.

5. Функции правовых норм - производные от основных, отраслевых и функций правовых институтов:

Конституционное право - учредительная функция;

Трудовое право - поощрительно-ориентационная функция;

Особенная часть уголовного права - запретительная функция.

37. Правосознание: понятие, структура, виды и уровни правосознания. Правосознание юриста

Правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, представлений, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему и желаемому праву, к правовым явлениям, к поведению людей в сфере права. То есть это субъективное восприятие правовых явлений людьми.

Правовая идеология (отношение общества к праву в целом - правовая среда личности): правовые доктрины и понятия, принципы, уровень юридической науки в целом.

Правовая психология (эмоциональная оценка обществом и отдельными людьми правовых явлений): чувства, настроения, переживания.

Индивидуальные знания о праве (уровень знаний каждой отдельной личности): уровень учёного-правоведа, неспециалиста и т. д.

Личностные ценности индивида (личный опыт и система убеждений, опираясь на которые человек оценивает правовые явления).

Субъективная воля индивида - способность человека на основании знаний и чувств принимать решение, определяющее правомерность или неправомерность его поведении

Виды правосознания

Индивидуальное - личное отношение человека к праву (отражает взгляды и убеждения конкретно взятого индивида). Уровень правосознания в данном случае определяется способностями и возможностями индивида.

Групповое - отношение к праву различных мелких социальных групп и коллективов.

Корпоративное - правосознание представителей различных профессий, социальных групп и слоёв, партийное правосознание.

Массовое - правосознание обширных масс людей.

Общественное - отношение к праву всего общества (сумма накопленных знаний, представлений о праве за все время существования человечества).

Структура правосознания: 1. Первый элемент - информационный. Это наличие в сознании того или иного объема информации о законе. 2. Второй элемент - оценочный. Получив информацию о нормативном акте, человек как-то к нему относится, как-то его оценивает, сопоставляет с собственными ценностями. 3. Третий - волевой. Узнав о законе и оценив его, человек решает, что он будет делать в условиях, предусмотренных законом. Использовать закон или нет.

Профессиональное правосознание - это правовое сознание юристов-практиков, получивших юридическое образование, которое предполагает обладание систематизированными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного выполнения работы в качестве юриста.

38. Правовая культура: понятие, структура, виды. Правовая культура юриста

правовая культура - это особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества и подлежит структурированию по различным основаниям.

Следует отметить, что структурно-правовая культура разбивается на следующие категории: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов правоотношений. Помимо данных элементов, содержание правовой культуры включает в себя характер, эффективность и степень их развития.

При оценке правовой культуры личности выделяют следующие три уровня познания правовых явлений, овладения ими:

1) обыденный уровень - данный уровень ограничен повседневными рамками жизни людей при их соприкосновении с правовыми явлениями;

2) профессиональный уровень - данная степень правовой культуры складывается у лиц, которые специально по роду своей профессиональной деятельности занимаются правовыми явлениями. Данным лицам свойственна высокая степень знания и понимания правовых проблем, задач и целей;

3) теоретический уровень - данный уровень включает в себя научные знания о сущности, характере и взаимодействии правовых явлений, всего механизма правового регулирования в целом. При этом данные научные знания вырабатываются учеными и исследователями, специалистами правовых наук.

В составе правовой культуры личности, кроме уровней, выделяются также следующие три отдельные правовые категории: а) идейно-теоретические представления о праве; б) позитивные правовые чувства; в) творческая деятельность в правовой сфере.

Следует отметить, что правовая культура выполняет одновременно несколько взаимосвязанных функций. К числу таких функций относятся следующие направления воздействия правовой культуры на общество:

1. Познавательно-преобразовательная функция - связана с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества.

2. Праворегулятивная функция - направлена на обеспечение устойчивого, слаженного, динамичного и эффективного функционирования всех элементов правовой системы, а следовательно, и общества в целом.

3. Ценностно-нормативная функция - проявляется в разнообразных жизненных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаются в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Данная функция правовой культуры получает наиболее полное воплощение при изучении оценочного отношения личности к результату и цели правовой деятельности.

4. Правосоциализаторская функция - в данном случае правовая культура проявляется через призму формирования правовых качеств личности, через организацию правового обучения населения, оказание юридической помощи, самовоспитание личности.

5. Коммуникативная функция - существует через общение граждан в юридической сфере и влияет на данное правовое общение. Правовое общение в свою очередь выступает как форма межсубъектного взаимодействия.

6. Прогностическая функция - проявляется в составлении прогнозов относительно развития правовой системы в целом.

Профессиональная культура юриста включает:

* знание законодательства и возможностей юридической науки.

* Тот, кто не знает закона, не может быть его блюстителем, охранять права и свободы граждан;

* убежденность в необходимости и социальной полезности законов и подзаконных актов, в ценности права как меры свободы и справедливости.

* Общество и государство не может и не должно терпеть невежд, зазнаек, дилетантов на должностях, которые связаны с вопросами укрепления правопорядка, законности, охраной и защитой прав и свобод граждан;

* умение пользоваться правовым инструментарием - законами и другими правовыми актами в повседневной деятельности, юридической техникой, достижениями юридической науки и практики.

* Профессионализм и справедливость торжествуют в юридической практике лишь тогда, когда юрист как служитель закона честно, исполняет свой морально-правовой долг

39. Правовая система общества: понятие и структура. Классификация правовых систем

Правовая система - совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализации.

Правовую систему не следует путать с понятием системы права, которая является лишь частью правовой системы. Понятие правовой системы часто используется для того, чтобы охарактеризовать историко-правовые и этнокультурные отличия права разных государств и народов.

Элементы правовой системы.

1 Система права

2 Правовая культура

3 Реализация права

Система права включает в себя четыре компонента:

суботрасли (подотрасли);

правовые институты;

нормы права

Классификация правовых систем

2.1 Романо-германская правовая семья

2.2 Англо-саксонская правовая семья

2.3 Религиозная правовая семья

Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы. Эта правовая семья возникла на основе рецепции римского права. Основной источник права в правовых системах этой семьи - нормативный акт

К англо-саксонской правовой семье относятся среди прочих правовые системы Великобритании (кроме Шотландии), Канады, США, Ямайки, Австралии и Новой Зеландии. Прародительницей этой правовой семьи была Англия.

В основах этой правовой системы - принцип (лат. стоять на решенном), означающий, что при выработке решения судом господствующая сила принадлежит прецеденту

Религиозная правовая система - это правовая система, где основным источником права выступает священный памятник. Наиболее известными примерами являются исламское право (шариат) и иудейское право

40. Система регулирования в обществе: индивидуальный и нормативный уровень

Вообще термин "регулирование" (правило) обозначает упорядочение, налаживание, приведение чего-либо в соответствие с чем-либо.

Без эффективного правового регулирования немыслима сама государственность. Правовое регулирование - это целенаправленное воздействие на поведение людей и общественные отношения с помощью правовых (юридических) средств.

В зависимости от используемых юридических средств: 1 Нормативное правовое регулирование - основное средство урегулирования - юридические нормы; 2 Индивидуальное (казуальное) правовое регулирование - основное юридическое средство - индивидуальный акт.

Нормативный уровень: нормативные регуляторы – это те рег-ры, которые устанавливают конкретные, четкие рамки для поведения участников общественных отношений, содержат одинаковый масштаб поведения, т.е. норму. Они характеризуются неперсонифицированностью адресатов, обязательностью исполнения и повторяемостью действия, наличием санкций за нарушение правил поведения. Их регулирующее действие направлено на то, чтобы добиться необходимиго состояния общественных отношений, в т.ч. если необходимио, с помощью механизма соц-го принуждения. Иными словами, системой нормативного регул-я (т.е. множество различных норм) определяется порядок отношений между членами общества.

Индивидуальное правовое регулирование - это деятельность субъектов по разрешению вопросов, относящихся к сфере правового регулирования на основе свободного усмотрения, но в пределах очерченных законом. Особенности такого правового регулирования заключаются в следующем: 1 Этот вид правового регулирования основан на принятии участниками общественных отношений собственных решений, в которых они выражают свою волю и интерес. 2 Предполагается свободное усмотрение субъектов, но оно не должно противоречить действующим юридическим нормам и принципам. 3 Осуществляется в тех ситуациях, которые не определены в юридических нормах однозначно (существует выбор поведения) или вообще не урегулируются

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Общая характеристика науки теория государства и права

Тео рия госуда рства и пра ва наука и учебная дисциплина изучающая право и государство.. это фундаментальная наука ко всем юридическим наукам отсюда огромное значение.. теория государства и права является преимущественно российской постсоветской а ранее советской наукой во многих..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Методология теории государства и права
Методология государства представляет собой совокупность особых приемов, способов, средств научного познания действительности. Если предмет науки показывает, что изучает наука, то метод - как, каким

Причины и формы возникновения государства у разных народов
Как было указано выше, толчок к формированию государства как особой социальной организации около пяти-шести тысяч лет назад дали три последовательных разделения труда. Однако наряду с этими общими

Характеристика теорий происхождения государства
Существует множество различных теорий происхождения государства. Такое разнообразие научных взглядов обусловлено тем, что имела место специфика возникновения государственного механизма у различных

Понятие и сущность государства
Государство – это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении –

Признаки государства, отличающие его от других организаций и учреждений общества
Государство и иные социальные организации тесно связаны путем взаимодействия, однако государство отличается от них рядом существенных признаков: 1. Государство в пределах своих территориал

Понятие типа государства. Характеристика отдельных типов государства
Понятие "тип государства" служит для обозначения наиболее общих (типичных) черт различных государств, дающих возможность определить типовую принадлежность государства, то есть его родство

Понятие и элементы формы государства
В понятие «форма государства» включаются все особенности внутренней организации государства - такие, как порядок образования и структура органов государственной власти, специфика их территориальной

Соотношение типа и формы государства
Существенные черты той или иной формы государства (формы правления, формы государственного устройства, вида государственно-правового режима) тесно связаны с характером тех производственных отношени

Особенности федеративного устройства России
Федеративное устройство – форма государственного устройства, при котором части сложного государства являются государствами или государственными образованиями, обладающими некоторыми признаками госу

Место и роль государства в политической системе общества
государство является центральным звеном политической системы общества, т. е. государственная власть выступает как главный инструментарий реализации важнейших задач политической системы. В соответст

Формы и методы осуществления функций государства
Понятие «форма осуществления государственных функций» является емкостным и требует определения с учетом различных аспектов. Итак, согласно одному определению, форма осуществления функций государств

Принципы организации и деятельности государственного аппарата
Для начала следует отметить, что принципы организации и деятельности государственного аппарата - это законодательные отправные начала, идеи и требования, лежащие в основе формирования, организации

Понятие и структура механизма государства
Для начала следует отметить, что государственный механизм - это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материаль

Понятие и сущность права
Право - целостная социальная категория; это система общеобязательных, формально-определенных норм, которые выражают государственную волю общества, ее общечеловеческий и классовый характер, Кроме то

Право в объективном и субъективном смысле
Как было указано выше, право может быть рассмотрено в двух аспектах: право в объективном смысле (объективное право) - это система юридических (правовых) норм, которые, будучи выражением

Право как государственный регулятор общественных отношений. Пути преодоления правового нигилизма в современной России
Между правом и обственными отношениями, которые оно отражает, есть известная грань, так же, как есть грань между правом и его осуществлением. Отрицание грани между правом и общественными отношениям

Основные концепции правопонимания. Правовой нигилизм и правовой идеализм
Правопонимание - определённое представление о существе права. На вопрос: что есть право? разные школы права по разному отвечали. Историческая школа права Гуго, Савиньи, П

Понятие и основные признаки нормы права
Любое правовое явление раскрывает и проявляет себя определенным образом только во взаимоотношении и взаимодействии с правовыми нормами. Посредством правовых норм и правовых явлений происходит возде

Предоставительно-обязывающий характер юридических норм
Представительно-обязывающий характер нормы права. Специфика регулятивной роли права связана с таким признаком нормы права, как представительно-обязывающий характер. Представительно-обязывающий хара

Структура нормы права
Особенности, содержание и назначение большей части правовых норм - правил поведения - тесно связаны с их структурой, внутренним строением, состоящим из трех элементов. Таким образом, норма права ст

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения правовых норм в нормативных актах
Правильное понимание структуры юридической нормы предполагает четкое представление о соотношении нормы права и статьи нормативного акта. Норма права не всегда совпадает со статьей нормативного акта

Виды правовых норм
Виды правовых норм: 1 По назначению: основные, первичные, производные, вторичные. 2 По отраслям: гражданско-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые. 3 По способам регулирования: импер


понятие «правовая форма» используется для обозначения связи права с иными социальными процессами. Данная связь проявляется применительно к свойствам правовых явлений, опосредующих э

Понятие и виды нормативных актов. Действие нормативных актов во времени, в пространстве, по кругу лиц
Нормативный правовой акт (НПА) - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референду

Отличие нормативного акта от акта применения права
понятие «нормативно-правовой акт» не следует отождествлять с понятием «правоприменительный акт», т. к. акты применения права имеют свою видовую специфику. Различие нормативно-правового акта и акта

Закон, его верховенство в системе нормативных актов. Виды законов
закон - это принятый в особом порядке акт государственного законодательного органа, который обладает высшей юридической силой и направлен на регулирование наиболее важных общественных отношений. Во

Понятие и стадии законотворчества в РФ
законодательная деятельность - это сложный и многогранный процесс. Порядок подготовки, рассмотрения и принятия законов определяется Конституцией Российской Федерации и регламентами деятельности соо

Систематизация нормативных актов. Понятие и виды
Систематизация законодательства предусматривает упорядочение нормативных актов в целях удобства пользования ими на практике. В рамках теории государства и права обозначились три следующие вида сист

Понятие системы права
система права - это совокупность взаимосвязанных между собой юридических норм, институтов, отраслей права, которые характеризуются внутренним единством и различием в соответствии с особенностями ре

Частное и публичное право
со времен Древней Греции и Древнего Рима проводится разделение права как целостного образования на частное и публичное. Суть данного разделения состоит в том, что в любом праве отдельно существуют

Предмет и метод правового регулирования как основания выделения отраслей в системе права
В рамках теории государства и права в основу деления права на отрасли и институты положены два основных критерия: 1) предмет правового регулирования; 2) метод правового регулирова

Понятие отрасли права. Общая характеристика отраслей права
правовые отрасли - это основные, наиболее крупные структурные подразделения системы права, которые соответственно регулируют и наиболее обширные сферы общественных отношений. Каждая правовая отрасл

Соотношение системы права и системы законодательства
Система права и система законодательства - это две тесно взаимосвязанные, но самостоятельные категории, представляющие два аспекта одной социальной сущности -права. Система права и система законода

Соотношение национального и международного права
В современном мире насчитывается порядка двух сотен независимых государств и столько же национальных правовых систем. Нормы международного права раньше регулировали в основном только те отношения,

Понятие и основные принципы законности
Для начала следует отметить, что законность - это политико-правовое явление, которое характеризует процесс совершенствования государственно-правовой формы организации общества путем строгого и неук

Понятие правопорядка. Соотношение законности, правопорядка и демократии
Правовой порядок - это объективно и субъективно обусловленное состояние социальной жизни, которое характеризуется внутренней согласованностью, урегулированностью системы правовых отношений.

Гарантии законности. Понятие и виды
Гарантии законности - это обусловленная закономерностями общественного развития система условий, средств и предпосылок, которая обеспечивает процесс реализации законности и формируе

Применение правовых норм как особая форма реализации права
Применение норм права - это властная деятельность компетентных государственных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

Основные стадии процесса применения норм права
Процесс применения права складывается из ряда разнохарактерных и взаимосвязанных действий, однако, как и все процессы, имеет начало и конец. Правоприменительный процесс обусловлен двойственной юрид

Пробелы в праве и способы их устранения. Аналогия закона и аналогия права
пробелом в праве понимается отсутствие в действующей системе законодательства именно той нормы права, в соответствии с которой должен решаться вопрос, требующий правового регулирования. Во

Юридические коллизии и способы их разрешения
Под юридическими коллизиями понимаются: расхождения либо противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные общественные отношения. Кроме того, юридич

Понятие толкование норм права. Виды толкования по субъектам
что толкование норм права - это сложный волевой процесс, который направлен на установление точного смысла, содержащегося в норме права, предписании, и обнародование его для всеобщего сведения.

Способы и объем толкования правовых норм
Способ толкования понимается как совокупность приемов и средств, которые позволяют уяснить смысл правовой нормы и выраженной в ней воли законодателя. Вообще, выделяют следующие пять основных способ

Юридическая практика. Понятие, структура, виды
юридическая практика - это компетентная деятельность по изданию (толкованию, реализации, конкретизации, систематизации и т. д.) юридических предписаний, которая рассматривается в единстве с накопле

Предпосылки возникновения правоотношений
Правовые отношения в любом их проявлении могут возникать и функционировать лишь при определенных предпосылках. Все эти причины возникновения правоотношения можно классифицировать следующим образом:

Состав правоотношения
Любое правоотношение представляет собой сложное правовое явление. Оно состоит из трех необходимых элементов: 1) субъектов правоотношения; 2) объекта правоотношения; 3) юр

Понятие и виды субъектов правоотношений
Участниками правоотношений являются субъекты права, под которыми понимаются люди, их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права

Правовое регулирование и правовое воздействие
Механизм правового регулирования - это система правовых средств, которые организованы наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интересов суб

Понятие, признаки и виды правонарушений
Правонарушение - это виновное, противоправное деяние (действие, бездействие) лица, которое причиняет вред обществу, государству или отдельным лицам. Нарушение предписаний норм права есть п

Юридический состав правонарушений
состав правонарушения -это научная абстракция, которая отражает систему наиболее общих, типичных и существенных признаков отдельных разновидностей правонарушения. Данная система признаков является

Понятие, признаки и виды юридической ответственности
юридическая ответственность - это возникшее из правонарушений правовое отношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, на которого возлагается обязанность претерпева

Обстоятельства, исключающие противоправность деяния и юридическую ответственность
Несмотря на то что в рамках института юридической ответственности действует принцип неотвратимости, законодательством специально предусмотрены такие обстоятельства, при наступлении которых юридичес

Социальная обусловленность права – это его способность отражать объективные потребности и выражать социальные интересы различных индивидов, групп и общностей. Понятие социальной обусловленности права рассматривается социологией права как отражение механизмов правообразования и правотворчества. Правообразование представляет собой реализацию в обществе правообразующего интереса различных социальных групп таким образом, чтобы права одних не ущемляли свободы других. Правообразующий интерес – это выражение общего интереса в регулируемой сфере общественной жизни. Социологические исследования позволяют изучить социальные интересы всех элементов социальной структуры общества и выразить их в обобщенном правообразующем интересе. Таким образом, учет интересов всех членов социума в механизме правообразования превращает социальное управление в правовом социальном государстве в активное и сознательное правотворчество всех граждан.

Правотворчество как особая деятельность, в результате которой образуется и развивается система правовых норм, может осуществляться следующими способами:

Санкционирование государством уже фактически сложившихся норм поведения

Непосредственная выработка новых норм компетентными правотворческими органами.

Таким образом, через механизмы правообразования и правотворчества право выступает в роли важного инструмента социального управления, основной целью которого является достижение общественного согласия, обеспечение общественного прогресса, снижение уровня социальных конфликтов.

Общественное мнение и его значение для выработки социально обусловленного правового решения.

Если попытаться обобщить и упростить многочисленные определения понятия «общественное мнение», существующие в современной социологической литературе, то ложно сказать, что общественное мнение - это специфическое проявление массового сознания, связанное с высказыванием суждений по общественно значимым проблемам. Общественное мнение как особое явление социальной жизни возможно лишь при условии, когда «общественность осознает себя в качестве субъекта социального поведения; располагает свободной и доступной информацией по предмету обсуждения; способна и имеет возможность выражать свою позицию, располагает широкой сетью функционирующих каналов межперсональной и межгрупповой коммуникации» .



Такой подход существенно отличается от принятого ранее в советской социологии понимания общественного мнения как отношения населения к каким-либо явлениям, в формировании которого ведущую роль играет классовая позиция носителей общественного мнения. И дело че только в привычном для историко-материалистической доктрины указании на классовую природу данного феномена. Главные отличия состоят в том, что в рамках современного подхода общественное мнение, во-первых, связывается с высказываниями суждений (что предполагает свободу публичных высказываний), и, во-вторых, речь идет о высказываниях по актуальным проблемам общественной жизни. В прежнем же, советском, варианте общественное мнение рассматривалось как отношение населения к той или иной проблеме. Вопрос о том, может ли это отношение высказываться публично, оставался непроясненным, а в некоторых работах прямо утверждалось, что общественным мнением считается не только явное, но и скрытое отношение людей к событиям и фактам социальной действительности. При этом предмет, суждения о котором выдавались за общественное мнение, мог быть незначительным.

Подобное понимание общественного мнения очень недалеко ушло от обыденного представления о наличии некоего народного мнения, отражающего сложившееся в обществе отношение людей к событиям и явлениям общественной жизни. Такое народное мнение существует в любом обществе. Еще А. С. Пушкин в поэме «Борис Годунов» вложил в уста своего предка знаменитую фразу: «Но знаешь ли, чем сильны мы, Басманов? Не войском, нет, не польскою помогай, а мнением: да! мнением народным». Но это «мнение народное», которое в России испокон веков было загнано в подполье и прорывалось наружу лишь в периоды страшных российских бунтов, отнюдь не есть то общественное мнение, о котором говорит современная социология.

Факторы реализации права.

Реализация права представляет собой процесс воплощения правовых норм в правомерное поведение субъектов, в достижение запланированного социально полезного результата, который зависит от ряда экономических, политических, социально- культурных, профессиональных и иных факторов.

Формами реализации права являются: соблюдение, исполнение, использование и применение правовых норм.

Соблюдение выражается преимущественно в пассивном поведении разнообразных субъектов, состоящем в обязанности их воздержания от совершения социально вредных действий, запрещенных правом. Установление такого рода запрета связано с возможностью причинения вреда интересам общества, государства или личности. Его социальная значимость, как правило, очевидна для большинства граждан. Это естественное, проходящее вне конкретных правоотношений поведение субъектов, которые, как правило, даже не осознают, что реализуют уголовно-правовые запреты (не убивают, не крадут и т. д.). В этой форме реализуются запрещающие нормы.

Исполнение состоит в активном выполнении субъектом возложенных на него обязанностей. Оно становится своеобразной преградой на пути произвола, неорганизованности, хаоса и игнорирования общезначимого интереса. Поэтому данная форма отличается персонификацией и повышенной императивностью официально закрепленных предписаний, выполняемых под страхом наказания за их невыполнение. В ней реализуются обязывающие нормы.

Использование состоит в добровольном и последовательном осуществлении субъектами права принадлежащих им субъективных прав, которое происходит в активной или пассивной форме. Реализация права в данном варианте происходит только по желанию самого субъекта, который может воспользоваться, а может и не воспользоваться своим субъективным правом. Она основана на принципах добровольности, заинтересованности, самостоятельности и социальной активности адресатов правовых норм. Элемент императивности здесь состоит в предупреждении злоупотребления нравом и защите законных интересов иных субъектов права. Причем пользование правом носит последовательный, процедурный характер. Сложность этих процедур во многом зависит от содержания и степени значимости самого субъективного права. В этой форме реализуются управомочиваюшие нормы.

Соблюдение, исполнение и использование, отражая три основных способа правового регулирования (запрет, обязывание и дозволение), по-разному проявляются в реальном поведении субъектов и по-разному обеспечиваются государством. Если запрет и обязывание приводят к соблюдению и исполнению, во многом опираясь на возможность принуждения, то дозволение приводит к использованию только убеждения. В отдельных несложных вариантах поведения, связанных с преимущественной реализацией одной нормы, они имеют самостоятельное значение. При осуществлении комплексной, сложной деятельности одновременно присутствуют все названные формы реализации. Так, должностное лицо,исполняя возложенные на него обязанности, в то же времяиспользует определенные права,соблюдая при этом границы своей компетенции. Различают три способа реализации права: 1)непосредственный , который выражается в самостоятельной, добровольной реализации права самими субъектами; 2)опосредованный , когда реализация права осуще- ствлястся государственно-властным правоприменительным решением; 3)договорный , который осуществляется по взаимному соглашению равноправных субъектов без вмешательства государственных органов.

Непосредственная реализация права (саморегуляция) в форме соблюдения, исполнения и использования характеризуется следующими свойствами:

реализация гражданами своих прав осуществляется в данном случае непосредственно без участия и помощи со стороны властных органов. Субъект сам определяет объем реализации своего права и в любой момент может отказаться от реализации;

процесс такой реализации не нуждается в сложных процедурах. Усложнение процедуры усложняет возможность пользоваться правами;

как правило, нет необходимости принятия каких-либо дополнительных решений. Личность берет на себя ответственность за правомерность своего поведения. Таким образом, непосредственная реализация права основана на убеждении людей в справедливости, полезности и необходимости правового способа бытия, осознании своей ответственности перед государством и другими людьми.

Необходимость в правоприменении возникает тогда, когда для реализации нормы требуется наличие третьей, властной стороны, способной предупредить или разрешить возможные спорные ситуации.Применение права представляет собой государственно-властную управленческую деятельность компетентных органов государства и некоторых иных уполномоченных на то организаций, которая состоит в принятии персонифицированных правовых предписаний, регулирующих конкретную жизненную ситуацию.

Факторы реализации права.

За последние годы наметилось два основных подхода к классификации факторов, влияющих на эффективность норм, а соответственно, и к определению условий их эффективности. Один подход связан с выделением во внешней среде, в которой действует право, основных объективных и субъективных свойств, явлений и процессов, во взаимодействии с которыми правовая норма воздействует на поведение граждан и коллективов. Речь идет о следующих группах условий эффективности правовых норм: а) макросоциальные условия (реальные возможности общества, состояние общественного сознания); б) условия, связанные с функционированием политической и правовой системы; в) микросоциальные условия (малые группы, трудовые коллективы); г) личностные условия субъекта, реализующего право.

Есть и другое основание для классификации условий эффективности действия правовой нормы. В этом случае они разделяются в соответствии с элементами механизма действия права. С этой точки зрения условия эффективности действия нормы будут относиться, во–первых, к самой норме; во–вторых, к деятельности правоприменительных органов; в–третьих, к особенностям правосознания и поведения граждан, соблюдающих или нарушающих требования правовой нормы.

Исследование процесса применения нормы права важны не только для понимания причин неэффективности действия немалого числа законов, но и как показатель уровня работы государственного аппарата. Трудно будет реализовать задачу формирования правового государства, если не преодолеть тех недостатков, которые препятствуют юридически грамотному, быстрому и эффективному проведению в жизнь выраженной в законах воли. Более того, негативные явления в общественной жизни общества зачастую могут породить "теневое нормотворчество". Исходным пунктом его развития является неудовлетворительное функционирование официальных норм. Их несоответствие социально–экономическим потребностям общества влечет за собой деформацию социальных институтов, отношений между людьми, нарушение нормального взаимодействия между членами общества, их статусов и форм обычной жизнедеятельности.

В связи с деформацией социальных институтов и отношений усиливаются внутренние противоречия, которые всегда имеются в нормативной системе. Вследствие этого из–за несовпадения нормативных требований с реальными условиями жизни конкретных индивидов, социальных групп быстро проявляется "двойная мораль". Именно на этой основе и возникает так называемое "теневое нормотворчество", то есть создание неофициальных правил поведения.

В связи с этим критерий справедливости вообще представляет собой достаточно точный и очень чуткий эталон для оценки степени соответствия той или иной нормы интересам людей.

В чем же проявляется "теневое"? В одних случаях – в установлении собственных, подчас полезных нормативов в рамках данного предприятия, колхоза, населенного пункта (например, доплата к пенсиям сверх установленной нормы). В других – в создании структур, не предусмотренных законом (например, вооруженных формирований или неформальных групп по борьбе с преступностью). Эти примеры свидетельствуют о том, что местная общественность стремится так или иначе компенсировать близорукость или некомпетентность соответствующих органов государственной власти.


1. Законы, если они являются воплощением права, а не произвола, должны отражать объективные правовые потребности общества, которые в свою очередь детерминированы (обусловлены) содержанием экономической, социальной, политической, идеологической и др. сфер. Следовательно, юриспруденция есть нормативная форма отражения социального бытия.

2. Социальная обусловленность норм права вызвана также природным неравенством людей, которое является изначальным и естественным, и не может быть нивелировано никакими иными средствами кроме социальных, в системе которых особая роль отводится праву. Посредством права можно усилить неравенство, а можно их сгладить. История показывает, что существовало множество попыток и поисков найти рациональные механизмы сглаживания природного неравенства. Одновременно история показывает, что наука не может выборочно определить, в какой пропорции должны сохраниться отношения существования природных неравенств и какие надо прилагать усилия по стиранию этого неравенства. Под влиянием идеологических и конъюнктурных интересов были попытки ввести систему уравнительных отношений и, как показывает опыт нашей страны, это привело к резкому снижению динамичного развития.

Для того чтобы правовые нормы действительно были отражением реальных общественных отношений и родуктивными в их регулировании нужны серьезные социологические последствия, призванные раскрыть соотношение различных факторов в содержании правовых норм.

Для уяснения существа процесса правотворчества необходимо выделить этапы, в которых отражается социальная обусловленность правотворческой деятельности (государственная деятельность, в результате которой образуется, поддерживается и развивается система законодательных актов и других правовых норм).

Государственная воля в правовой норме реализуется посредством:

а) Санкционирования уже фактически сложившихся норм поведения

б) Непосредственной выработки новых норм компетентными правотворческими органами

Формирование правовых норм включает в себя уяснение следующего:

1. Кто и как предлагает и изменяет решения

2. Кто и как применяет эти решения

3. Какова вероятность их изменения

4. Какие экономические, политические, социальные и идеологические факторы обуславливают принятие данных норм

5. Интересы каких социальных групп они отражают

6. Как нормы права выполняются

7. Какова их эффективность

Периодизация правотворческого процесса состоит из шести этапов:

1) Этап определения условий принятия законодательного акта

2) Этап подготовки текста законодательства

3) Этап обсуждения проекта

4) Этап внесения проекта на рассмотрение законодательного органа (важна мотивация принятия закона)

5) Этап обсуждения проекта в законодательном органе

6) Этап вступления акта в силу

Все перечисленные социальные проблемы правотворческого процесса можно объединить в три основные группы, необходимые для изучения:

I Общественные отношения, иные общественные явления и процессы, вызывающие потребность (необходимость, желательность) в правовом регулировании и соответствующие им социальные институты, в чем они являются причинами законотворческой инициативы.

II Общественные отношения в механизме правотворческой деятельности, стимулирующие тормозящие или видоизменяющие ее развитие (здесь действуют интересы участников данного процесса)

III Общественное мнение, интересы и установки населения граждан и должностных лиц, непосредственно не участвующих в подготовке законопроектов.

В совокупности эти три группы характеризует проблему социальной обусловленности права в основных его аспектах:

Объективном и субъективном

Социальном и социально-психологическом

Внутреннем и внешнем


Выбор редакции
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...

Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...

Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...

Если вы не новичок в кулинарии, то знаете, что обязательными ингредиентами классических сырников являются творог, мука и яйцо, но уж...
Сырники популярны у многих славянских народов. Это национальное блюдо русских, украинцев и белорусов. Изобрели их экономные хозяйки,...
Все, кто любит синенькие, должны обратить свое внимание на этот простой рецепт и обязательно приготовить это вкусное кушанье для сытного...
1343 11.07.12 Есть в Италии город Болонья, основанный 510 году до н. э. - кулинарная столица страны. За глаза Болонью называют...
В осенне-зимний период, брокколи — это замечательный продукт для приготовления свежих, но в тот же момент, сытных вегетарианских блюд....
Рецепт приготовления супа с овсяными хлопьями: Куриную грудку промыть и разрезать для удобства на средние куски. Положить курицу в...