В рф высшей ценностью является. Что такое права человека? Дайте определение деятельности человека


С точки зрения позитивного права функционирует как конституционное государство. Качественная модернизация общества и государства происходит в России на твердой конституционной основе, на базе . Существенное повышение роли и значение Конституции РФ в правовой системе Российской Федерации, в общественно-политической и государственной жизни, формирование конституционного общественного и индивидуального сознания и конституционно-правовой культуры в целом есть объективная потребность, тенденция и условие социального и правового прогресса.

Конституция РФ в современных условиях — фундаментальная правовая ценность, достигнутая в результате демократического развития российского общества и государства. Для аксиологической (ценностной) характеристики любой конституции главное значение имеет различие конституции как явления «естественного права» (до закрепления в качестве закона) и конституции как явления «позитивного права» (в виде официально принятого основного (высшего) закона государства).

Конституция в ее естественно-правовом понимании, по существу, означает идеальное представление о ней, исходя из общепризнанных правовых, общедемократических принципов, требований морали, прогрессивного общественного сознания, потребностей общественной практики, уровня развития общечеловеческого прогресса.

Конституция как позитивное правоюридическая конституция») есть юридический акт (собрание актов), система положений (установлений), принятых в определенном государством порядке, имеющих верховенство и высшую юридическую силу.

Социально-правовая ценность конституции определяется не просто самим фактом ее существования, а наличием в обществе и государстве правовой конституции , которая адекватно воплощает правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности, насущные потребности и интересы человека, объективные тенденции социального прогресса, правовые идеалы свободного демократического общества и правового государства. Правовой характер конституции означает ее соответствие общепризнанным принципам и нормам международного права, международным стандартам, прежде всего неотчуждаемым и неотъемлемым правам и свободам человека.

Ценность Конституции РФ определяется ее содержанием.

Конституция как нормативный правовой акт государства закрепляет общечеловеческие и индивидуальные ценности — права и свободы человека и гражданина, принципы демократии, свободного гражданского общества, правового государства, федерализма, местного самоуправления. Права и свободы человека есть продукт объективной социальной реальности. Государство не дарует человеку права и свободы. Государство познает и закрепляет их в конституции и законах. Приоритет этих ценностей неоспорим, безусловен.

Высшей ценностью согласно Конституции является

Из конституционного принципа признания человека в качестве высшей ценности, уважения прав и свобод человека и гражданина вытекают обязанности государства: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

В ряду основ конституционного строя Российской Федерации, конституционных принципов организации и функционирования правового государства приоритетом обладают положения о человеке, его правах и свободах как высшей ценности. Принцип ценности человека, уважения его прав и свобод пронизывает буквально все содержание Конституции РФ (ч. 2 ст. 6, ч. 1,2 ст. 17, ст. 18, 55 и др.).

Другое важное положение, содержащееся в Конституции, говорит о том, что и гражданина признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и одновременно — в соответствии с настоящей Конституцией (ч. 1 ст. 17). Это означает, что права и свободы человека и гражданина, закрепленные в действующей Конституции РФ, имеют высшую юридическую силу и не могут быть ограничены или умалены другими нормативными актами. Поэтому, к примеру, все конституционно закрепленные права и свободы граждан подлежат судебной защите. Этот принцип неоднократно подтверждал в своих решениях Конституционный Суд РФ, устраняя лишение той или иной группы граждан права на судебное обжалование нарушений как индивидуальных, так и коллективных конституционных прав и свобод человека.

Неотчуждаемые права и свободы человека и гражданина, общепризнанные мировым сообществом, являются непосредственно действующими, на что указывает ст. 18 Конституции РФ. Именно права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. При этом следует иметь в виду, что в деятельности всех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), органов местного самоуправления и их должностных лиц признание, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина обладают приоритетным значением. Из этого вытекает требование, согласно которому все органы государственной власти и местного самоуправления должны сверять свою деятельность с непосредственно действующими правами и свободами граждан.

Все остальные конституционные принципы — равноправия и самоопределения народов, государственного суверенитета и безопасности, государственной целостности и территориального единства — должны рассматриваться в гармонии с конституционным принципом признания человека, его прав и свобод в качестве высшей ценности. Это конституционная реальность, которая должна определять практику законотворчества и применения всех правовых норм.

Правовая ценность Конституции РФ определяется ее юридическими качествами — учредительным характером, верховенством, высшей юридической силой, прямым (непосредственным) действием на всей территории государства.

Социально-правовая ценность Конституции РФ заключается в том, что она представляет собой результат достигнутого согласия всех социальных слоев и политических сил, сочетания различных интересов.

Исходя из этого конституция является основой стабильности общества, взаимоотношений в нем, общественного и государственного развития.

В конечном счете реальная ценность конституции определяется тем, насколько полно реализуются конституционные ценности, достигаются конституционные цели и идеалы, осуществляются функции, реализуются установления конституции. Всегда есть расхождения между требованиями конституции и реальной действительностью. Это происходит в силу того, что конституционные установления опережают реальную жизнь, в обществе нет достаточных условий и гарантий их осуществления. В этом случае говорят о «фактической конституции» в отличие от формально действующей «юридической конституции».

В рассуждениях о конституционных ценностях и идеалах невольно приходит на память философский смысл небольшого очерка великого русского писателя, публициста и правозащитника В. Г. Короленко под названием «Огоньки». Автор описывает, как темным осенним вечером случилось ему «плыть по угрюмой сибирской реке. Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами мелькнул огонек. Мелькнул ярко, сильно, совсем близко...», и долго еще огонек был виден «все так же близко, и все так же далеко...». Огоньки — это цели, идеалы, ценности на жизненном пути человека и всего человечества.

«Человечество, — отмечал Короленко, — уже видело много «огней», достигало их и стремилось дальше».

Юридическая конституция в момент ее принятия закрепляет конституционный строй, вот почему динамика ее соотношения с реальной действительностью (с фактической конституцией) достаточно сложна. Развивающиеся общественные отношения нередко опережают конституционные установления, регулирующие эти отношения. Они могут стать тормозом общественного развития, когда дистанция между нею и реальной действительностью становится все более значимой.

Ценность конституции заключена в ее роли в государственной и общественной жизни страны. Конституции посттоталитарных государств имеют дополнительный смысл и назначение, определяемые особенностями переходного периода, в котором находятся страны Центральной и Восточной Европы.

Ведущей в странах молодой демократии является тенденция конституциализации правовых систем, общественной и государственной жизни, повышение ценности конституции как основного закона. Однако если быть реалистом, нельзя не отметить, что действие конституции ослабляется в государствах новой демократии рядом негативных причин объективного и субъективного свойства. Они вызваны экономической, политической и правовой нестабильностью, характерной для посттоталитарных и постсоветских обществ, правовым нигилизмом, закрытостью, коррумпированностью публичной власти, недоверием к ней народов, деформацией правового сознания должностных лиц, их низкой правовой культурой — наследием тоталитарного режима.

В отдельных государствах Центральной и Восточной Европы пришедшая к власти новая политическая элита, зачастую рекрутируемая из прежней государственно-партийной номенклатуры, не заинтересована в последовательном утверждении демократических институтов, господства права, конституции, закона. Ее устраивает «конституционность» в рамках «управляемой», «дозированной», «суверенной» демократии.

Ценность конституции тем выше, чем полнее, упорнее борьба за реализацию конституции, всех ее установлений (конституционных целей, идеалов, принципов, правил и т. д.) в результате сознательной деятельности участников общественных отношений. Следует помнить, что конституция как результат компромисса разнообразных интересов может быть подвергнута ревизии со стороны консервативных политических сил. Поэтому в самой конституции предусматриваются средства се защиты, которые необходимо последовательно использовать при попытках отойти от конституционных требований и нарушить их.

Последняя редакция Статьи 2 Конституции РФ гласит:

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Комментарий к Ст. 2 КРФ

Статья 2 раскрывает важнейшую сторону содержащейся в ст. 1 характеристики РФ как правового государства. Одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в этой статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая конституционная ценность; все остальные общественные ценности (в том числе обязанности человека) такой конституционной оценки не получили и, следовательно, располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить. Только в отдельных, специально оговоренных в Конституции РФ исключительных случаях, при особых, как правило временных, обстоятельствах отдельные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены (например, ст. 55, 56).

Провозглашение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью явилось важным новшеством в конституционном праве и во всем законодательстве России. Ранее верховенство всегда принадлежало государственным интересам. В советское время они отождествлялись с "общественными" интересами, которым требовалось подчинять индивидуальные и коллективные личные права и интересы.

Подчеркивание прав и свобод человека как высшей ценности, признаваемой, соблюдаемой и защищаемой государством, не означает и не допускает какого-то принижения государства. Напротив, эта обязанность правового государства может значительно повысить его авторитет и значение в жизни общества, в организации социально-экономической и культурной жизни. Разумеется, при условии, если эти необходимые общественные функции государства будут полно и последовательно исполняться.

Статья 2 Конституции вводит в действие в нашей стране высшие правовые принципы, выработанные демократическими движениями и закрепленные конституционным опытом народов Западной Европы, США и многих других стран, осуществляет стремления либеральных и демократических движений России по крайней мере с начала XIX в. Этот мировой опыт обобщен рядом международно-правовых актов, в разное время признанных Россией и обязательных также для нее. Это Устав ООН 1945 г., Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах, а также Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Устав Совета Европы, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. и др.

Обладателями (субъектами) этих прав и свобод являются каждый человек (т.е. гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства), каждый гражданин РФ, а в точном определении, в осуществлении и защите прав и свобод участвует и государство - РФ.

Различие между человеком и гражданином как носителями прав и свобод ясно выражено в тексте Конституции. Права и свободы человека принадлежат и гражданину РФ, и лицу, не являющемуся российским гражданином. В этом смысле Конституция определяет круг носителей таких прав словами "все", "каждый", "лицо" ("...имеет право" и т.п.) или словом "никто" ("...не должен подвергаться..." и т.п.) (например, ст. 19-30, 34, 35, 37, 39-51, 53, 54 и др.).

В тех же многочисленных случаях, когда речь идет о правах и свободах, прежде всего политических, принадлежащих только гражданам РФ, статьи Конституции прямо указывают на это (например, ст. 31-33, 59-62). В отдельных случаях Конституция особо говорит о правах иностранных граждан и лиц без гражданства (например, ч. 1 ст. 63).

Представляется неосновательной теоретическая трактовка ст. 2 Конституции как только "декларативной нормы", не порождающей конкретных правоотношений и не являющейся основанием для защиты человеком своих прав и свобод в суде (см.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2001. С. 11). Статья 2 не часть преамбулы, не содержащей прямых правовых предписаний. Напротив, это важнейшая основа конституционного строя, которой, как и другим положениям гл. 1, никакие другие положения Конституции РФ 1993 г. не могут противоречить; это означает, что другие положения Конституции должны прежде всего ей соответствовать, как и основанные на них законы и подзаконные акты. Устанавливая общую обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, Конституция тем самым требует от каждого органа государственной власти в пределах его компетенции принимать все необходимые меры (законодательные, исполнительные и судебные) по защите прав и свобод общего характера, а от каждого должностного лица этих органов в пределах его компетенции конкретно действовать в этом же смысле. Статья 2 предоставляет право всем гражданам, общественным объединениям, средствам массовой информации и т.д. предусмотренное Конституцией и законом право требовать информацию, обжаловать бездействие и незаконные действия органов государства и их должностных лиц. Статья 2 - конституционное основание для мобилизации всех правовых возможностей всех звеньев и работников государственного аппарата для полной и первоочередной защиты прав каждого человека и гражданина. Каждый орган государства и каждый чиновник в своей сфере имеют и должны строжайшим образом исполнять свои правозащитные обязанности. Их систематические грубые нарушения требуют принятия всех таких мер, а вовсе не отрицания высшей юридической силы ст. 2, как и всей Конституции РФ. Ведь многие важнейшие положения международного и конституционного права тоже нередко имеют весьма общий и абстрактный характер и конкретизируются многими другими правовыми положениями; но это не дает оснований отрицать принципиальное правовое значение таких положений.

Конституция 1993 г. впервые ограничила роль государства в установлении прав человека и гражданина. Конституция исходит из того, что государство не дарует, не предоставляет людям их основные, т.е. конституционные, права и свободы. Они принадлежат людям от рождения: как сказано далее в ст. 17, права и свободы человека неотчуждаемы, т.е. они не могут быть приобретены (даже от государства) и не могут быть никому переданы (ч. 2 ст. 17). Поэтому даже отказ от них недействителен. Точно так же права гражданина в полном объеме приобретаются в большинстве случаев с рождением (в некоторых случаях с принятием российского гражданства), достижением определенного возраста и являются столь же неотчуждаемыми.

Однако Конституция значительно повысила роль и ответственность государства в обеспечении полного соблюдения и защиты этих прав и свобод.

Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения.

Вместе с тем это вовсе не значит, что государство вовсе воздерживается от вмешательства в сферу прав и свобод граждан или во все их отношения, складывающиеся в гражданском обществе. Напротив, не вмешиваясь без объективной потребности в эти отношения, оно обязано не допускать злоупотребления правами и свободами, ибо их осуществление не должно нарушать права и свободы других лиц (ст. 17), в том числе их всеобщие законные интересы. Признавая конституционные права и свободы граждан, государство в своих законах конкретно определяет содержание, объем, пределы этих прав, гарантии их соблюдения, а также обязанности человека (например, уплата налогов, охрана окружающей среды) и гражданина (военная служба, возможность ее замены альтернативной гражданской службой и др.). Одни эти права и свободы иногда могут вступать с другими правами и свободами (например, с правом собственности, личными свободами) в некоторое противоречие, которое общество и государство должны разрешать в соответствии с конституционными правами и свободами. Они могут, а иногда и обязаны поощрять такое осуществление прав и свобод, которое в наибольшей степени соответствует их политическим, социальным, экономическим, экологическим, культурным задачам и функциям.

Соотношение понятий "право" и "свобода" характеризуется прежде всего тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое - субъективное право любого человека или только гражданина России.

Но иногда между ними проводится различие. Иногда "правом" называют юридическую возможность требовать чего-то от властей и других лиц, а "свободой" - возможность действовать без государственного вмешательства. Эта искусственная конструкция слишком резко отделает права от свобод. Нередко термином "свобода" обозначаются более широкие возможности индивидуального выбора без указания на его конкретный результат. Такое указание предоставляло бы уже "право". При этом "право" может самой Конституцией РФ быть включено в состав "свободы". Так, статьей 28 не только установлена "свобода совести, свобода вероисповедания", но в состав этой свободы включено "право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними". Нередко свободами называют только политические права или другие группы прав, признаваемые наиболее важными.

Следует уделить внимание и вопросу о соотношении и взаимосвязи прав и свобод с обязанностями, также устанавливаемыми Конституцией. В иерархии конституционных предписаний верховенство явно принадлежит правам и свободам; об этом говорит текст ст. 2 и заглавие гл. 2. В них об обязанностях человека и гражданина не упоминается вовсе, хотя в конце текста гл. 2 есть несколько статей о таких обязанностях. Это значит, что конституционные права и свободы сводят обязанности, в том числе перед государством, к необходимому минимуму, а обязанности могут в некоторой (определяемой Конституцией, а на ее основании - законом) степени ограничивать многие, хотя и не все права и свободы. В некоторых статьях Конституции также раздельно говорится об обязанностях человека, т.е. "каждого", которые, как правило, нуждаются в конкретизации законом применительно к отдельным группам их носителей.

Конституционная обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, статус которых определяется государством посредством закона. Статья 18, входящая в состав гл. 2 Конституции, устанавливает, что права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием. Этой статье по ее смыслу, по-видимому, лучше было бы находиться в гл. 1 (вероятно, в составе ст. 2 в качестве ее части); это, в соответствии со ст. 16, увеличивало бы ее обязательность для всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, т.е. для гл. 2-8 Конституции. Для осуществления государством его обязанностей по защите прав и свобод человека и гражданина Конституция предусматривает широкий набор гарантий этих прав и соответствующих юридических процедур (см. комм. к ст. 33, 45-57, 59, 60, 82, ч. 1 п. "е", ст. 114, п. 4 ст. 125 и др.).

Особую роль в защите прав и свобод человека и гражданина от нарушения органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также другими лицами играют органы судебной власти. Предусмотрен Конституцией и орган, который занимается только данной проблемой, - Уполномоченный по правам человека. Однако довольно активная деятельность Уполномоченного по правам человека не исключает необходимости скорейшего полного исполнения конституционного положения о создании системы административного судопроизводства (ст. 118, ч. 2). Независимые и беспристрастные административные суды - необходимое средство для укрепления законности деятельности государственных органов текущего управления (главным образом аппарата исполнительной власти), должностные лица которых нередко в своих действиях и решениях проявляют бюрократические наклонности к произволу, беззаконию, волоките и даже коррупции. Нынешнее отнесение разрешения споров из административных отношений к сфере гражданского, а не административного судопроизводства и подчинение их его принципам в составе ГПК противоречит ст. 118 Конституции и недостаточно способствует преодолению пороков аппарата исполнительной власти, нетерпимость которых неоднократно отмечал Президент РФ В.В. Путин.

Остается настоятельной необходимость преодолеть различные проявления недооценки значения прав и свобод человека и гражданина, недостаточное их признание, неполное соблюдение, слабую защищенность, систематические нарушения, которые были неоднократно констатированы органами Совета Европы (СЕ), подготавливавшими вступление России в его состав. Вслед за принятием в феврале 1996 г. двух федеральных законов - о присоединении РФ к Уставу СЕ и о ее присоединении к ряду других документов СЕ - 28 февраля 1996 г. Россия подписала и вскоре ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. Конвенция и ряд протоколов к ней стали частью российской правовой системы согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ. Парламентская ассамблея СЕ в сотрудничестве с Федеральным Собранием РФ продолжает осуществлять меры рекомендательного и контрольного характера, касающиеся совершенствования политических, правовых, социальных, административных и иных отношений, прежде всего в области охраны и защиты прав человека в России. Растущее число дел о нарушениях этих прав, ответчиком по которым выступает РФ, также подтверждает настоятельную необходимость значительно усилить работу всех звеньев государственного механизма по полному признанию, соблюдению и защите конституционных прав человека и гражданина, чего требует статья 2 Конституции РФ.

  • Вверх

1. Суверенитет субъектов государства;

2. Территориальная целостность государства;

3. Разделение властей;

4. Суверенитет государства;

5. Человек, его права и свободы.

8. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ, Россия – это:

1. Демократическая федеративная президентская республика;

2. Демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления;

3. Демократическое правовое государство с парламентской формой правления;

4. Единое и неделимое государство, включающее в свой состав суверенные республики;

5. Конфедеративное государство – союз независимых государств.

9. Структура Конституции РФ содержит:

1. преамбулу, 2 раздела, 136 статей;

2. преамбулу, 2 раздела, 9 глав, 135 статей;

3. 2 раздела, 9 глав, 137 статей;

4. преамбулу, 2 раздела, 9 глав; 137 статей;

5. преамбулу, 9 глав, 137 статей.

1. Федеральными конституционными законами;

2. Федеральными законами;

3. Законами субъектов федерации;

4. Разделами Конституции;

5. Постановлениями Правительства.

11. Гражданская оборона – это:

1. функциональная подсистема РСЧС, предназначенная для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

2. система общегосударственных мероприя­тий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценно­стей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении во­енных действий или вследствие этих действий;

3. Единая государственная система предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций;

4. специально подготовленные силы и средства Вооруженных сил РФ;

5. совокупность органов государственного и военного управления, Воору­женных Сил, других войск, воинских формирований и органов, деятельность которых, направлена на обеспечение обороны и военной безопасности, защиту жизненно важных интересов государства.

12. группировка сил рсчс, предназначенная для наращивания усилий и расширения фронта аварийно-спасательных работ – это:

1. первый эшелон;

2. второй эшелон;

3. третий эшелон;

4. резерв;

5. все ответы неверны.

13. основные положения, касающиеся совета безопасности прописаны в следующем законадательном акте:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Федеральный конституционный закон «О военном положении»;

3. Федеральный закон «Об обороне»;

4. Федеральный закон «О гражданской обороне»;

5. Федеральный закон «О безопасности».

14. Кто утверждает стратегию национальной безопасности Российской Федерации:

1. Совет Федерации;

2. Государственная Дума;

3. Президент Российской Федерации;

4. Федеральное Собрание;

5. Правительство Российской Федерации.

15. Задача по организации и проведении мероприятий, направленных на обеспе­чение устойчивой работы организаций сельскохозяйственного производства возложена на:

1. федеральную медицинскую службу гражданской обороны;

2. федеральную противопожарную службу гражданской обороны;

3. федеральную службу гражданской обороны охраны общественного порядка;

4. федеральную службу гражданской обороны защиты животных и растений;

5. федеральную службу гражданской обороны защиты культурных ценностей.

16. пространство, в котором постоянно или периодически существует опасный или вредный фактор – это:

1. Техносфера;

2. Биосфера;

3. Гомосфера;

4. Ноксосфера;

5. Антропосфера.

17. Гомосфера – это:

1. пространство, в котором постоянно или периодически существует опасный или вредный фактор;

2. пространство, в котором находится человек, осуществляя свою деятельность;

3. территория, на которой произошла ЧС;

4. среда обитания, созданная с помощью воздействия людей и технических средств на природную среду с целью соответствия среды потребностям людей;

5. совокупность природной и техногенной сред.

18. нормализация ноксосферы путем исключения опасности являет суть:

1. А-метода;

2. Б-метода;

3. В-метода;

4. Г-метода;

5. все ответы неверны.

19. конструктивное, организационное и материальное воплощение по обеспечению безопасности – это:

1. Принцип обеспечения безопасности;

2. Метод обеспечения безопасности;

3. Средства обеспечения безопасности;

4. Способы обеспечения безопасности;

5. Мероприятия по обеспечению безопасности.

20. использование роботов в технологическом процессе реализует:

1. А-метод;

2. Б-метод;

3. В-метод;

4. Г-метод;

5. все ответы неверны.

21. Регенеративный патрон в изолирующем противогазе предназначен для:

1. получения кислорода;

2. поглощения углекислоты;

3. поглощения воды;

4. верно все вышеперечисленное;

5. все ответы неверны;

22. средства защиты кожи, изготавленные из специальной эластичной и морозостойкой прорези­ненной ткани – это:

1. изолирующие СИЗК;

2. фильтрующие СИЗК;

3. простейшие СИЗК;

4. радиозащитные СИЗК;

5. противопылевые СИЗК.

23. респираторы, защищающие от паров вредных веществ, пыли и аэрозолей называются:

1. противопылевые;

2. противогазовые;

3. радиозащитные;

4. газопылезащитные;

5. изолирующие.

24. Гопкалитовый патрон предназначен для:

1. защиты от аммиака и диметиламина;

2. защиты от окиси углерода;

3. защиты детей в возрасте до 1,5 года от ОВ, РВ и БС;

4. защиты от аэрозолей различных видов;

5. поглощения углекислого газа и влаги из выдыхаемого воздуха.

25. Защитные сооружения, строящиеся при непосредственной угрозе и обеспечивающие защи­ту от летящих обломков, светового излучения, а также снижающие воздействия ионизирующего излучения и ударной волны – это:

1. убежища;

2. противорадиационные укрытия;

3. противохимические укрытия;

4. простейшие укрытия;

5. все ответы неверны.

26. для частичной специальной обработки применяется:

5. все ответы неверны;

27. универсальным антидотом при отравлениях является:

3. унитиол;

4. амизил;

5. все ответы неверны.

28. круглый пенал голубого цвета из аи-2 содержит:

1. Противоболевое средство;

2. Средство при отравлении АОХВ;

3. Радиозащитное средство;

4. Противобактериальное средство;

5. Противорвотное средство.

29. для профилактики развития травматического шока применяется следующий препарат из аи-2:

1. промедол;

3. калия йодид;

4. хлортетрациклин;

5. цистамин.

30. какую цветовую маркировку содержат противобактериальные средства из аи-2:

1. красную;

3. бесцветную;

5. все ответы неверны.

31. каким целям служит ручной насос в составе впхр:

1. для взятия проб воздуха на микробную обсемененность;

2. для прокачивания зараженного воздуха через индикаторную трубку;

3. для удаления радиоактивной пыли с исследуемого объекта;

4. все перечисленное верно;

5. все ответы неверны.

32. в рамках бактериологического контроля в отношении хирургического инструментария проводят:

1. посев на грам-положительную флору;

2. посев на грам-отрицательную флору;

3. посев на анаэробную флору;

4. посев на аэробную флору;

5. посев на стерильность.

33. как определяют дозу радиации с помощью дозиметра ид-1:

1. По звуковому сигналу;

2. По изменению окраски индикатора;

3. Путем наблюдения за отклонением стрелки на измерительном пульте;

4. Путем наблюдения в окуляр на свет по положению нити на шкале;

5. Путем изменения рН индикаторной среды.

34. для измерения поглощённой дозы используется:

35. Медицинская полевая химическая лаборатория предназначена для:

1. качественного и количественного определения ОВ в пробах воды, продовольствия, фуража, медикаментов, на перевязочном материале и поверхности различных объектов;

2. качественного обнаружения ОВ в воде и продовольствии;

3. оценки степени зараженности ОВ воздуха, воды, продовольствия;

4. для непрерывного контроля воздуха с целью определения в нем наличия паров фосфорорганических ОВ;

5. все ответы неверны.

36. Полная специальная обработка включает в себя:

1. проведение в полном объеме де­газации, дезактивации или дезинфекции техники;

2. полная санитарная обработка личного состава;

3. де­газации, дезактивации или дезинфекции одежды;

4. верно 2 и 3.

5. все перечисленное верно;

37. в качестве химического компонента физико-химического способа дезактивации используют:

1. поверхностно-активные моющие и комплексообразующие средства;

2. вещества окислительно-хлорирующего действия;

3. едкие щелочи, сода, аммиак, аммонистые соли и др.;

4. различные органические жидкости (дихлорэтан, бензин и др.);

5. все вышеперечисленное.

38. Индивидуальный противохимический пакет используется для проведения частичной:

1. дезактивации;

2. дегазации и дезинфекции;

3. дезинфекции;

4. санитарной обработки и дегазации;

5. дезактивации и дезинфекции.

39. уничтожение грызунов, переносчиков инфекционных заболеваний – это:

1. дезинфекция;

2. дегазация;

3. дератизация;

4. дезинсекция;

5. дезактивация.

40. Средством (способом) обеззараживания воды в очагах чрезвычайной ситуации является:

1. фильтрация;

2. гиперхлорирование с последующим дехлорированием;

3. отстаивание;

4. применение пергидроля;

5. используются все перечисленные способы.

41. За разглашение врачебной тайны трудовым законодательством предусмотрена дисциплинарная ответственность в виде:

1. замечания;

2. выговора;

3. увольнения;

4. все перечисленное верно;

5. дисциплинарная ответственность не предусмотрена.

42. разглашение медработником врачебной тайны может повлечь за собой следующий вид юридической ответственности:

1. дисциплинарную;

2. административную;

3. уголовную;

4. гражданско-правовую;

5. все вышеперечисленные.

43. Правовые основы охраны жизни и здоровья пациентов наиболее полно отражены в:

1. Клятве врача РФ;

2. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

3. Конституции РФ;

4. ФЗ «О санитарно-эпидемическом благополучии населения»;

5. Стандарте медицинской помощи.

44. инфекционные заболевания, которые возникают у пациентов после проведения инвазивных манипуляций нестерильным инструментарием, называются:

1. внутрибольничные;

2. госпитальные;

3. нозокомиальные;

4. оппортунистические;

5. ятрогенные.

45. противопоказаниями для проведения частичной санитарной обработки являются:

1. тяжелое состояние пациента, вызванное травмой или заболеванием;

2. кровотечение любого происхождения;

3. высокая лихорадка;

4. все вышеперечисленное

5. противопоказаний нет.

46. Что запрещено делать при повреждении кожных покровов во время манипуляций с больным ВИЧ-инфекцией:

1. выдавливать кровь из раны;

2. мыть руки с мылом;

3. растирать повреждённую область;

4. накладывать бактерицидный пластырь на место травмы;

47. Наиболее распространённые профессиональные заболевания среди медицинских работников это:

1. интоксикации;

2. инфекционные заболевания;

3. аллергические заболевания;

4. заболевания опорно-двигательного аппарата;

5. травмы.

48. Сенсибилизирующие факторы производственной среды приводят к:

1. поражению всех систем органов;

2. появлению злокачественных опухолей;

3. развитию аллергических заболеваний;

4. нарушению генетического кода;

5. повышенной чувствительности органов чувств.

49. В каких случаях допускается работа в экстремальных условиях в здравоохранении:

1. никогда не допускается;

2. допускается при ликвидации аварий, проведении экстренных работ для предупреждения аварийных ситуаций;

3. допускается на предприятиях атомной промышленности;

4. допускается в условиях карантина;

5. допускается при наличии соответствующей подготовки.

50. 1 класс условий труда по степени вредности и опасности это:

1. допустимые условия труда;

2. вредные условия труда;

3. опасные условия труда;

4. оптимальные условия труда;

5. ничего из вышеперечисленного.

ТЕСТЫ 2 УРОВНЯ (НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ)

1. выделяют следующие группы факторов среды обитания:

1. биологические;

2. социальные;

3. физические;

4. химические;

В Центре научной политической мысли и идеологии разработан проект новой Конституции России. Краеугольным камнем проекта является идея о нравственном государстве и высших ценностях, на которых строится государство. В тонкостях Конституции России разбирался эксперт Центра научной политической мысли и идеологии, кандидат юридических наук Александр Гаганов, пояснив вопрос на страницах онлайн-издания «Сибиряк Инфо».

Ценности, которые приводятся в статье 6 проекта Конституции России, исторически свойственны нашему народу. Вряд ли кто-то будет готов поспорить с любой из них. Абсолютной высшей ценностью является существование самой страны - России. Среди высших ценностей названы такие, как единство, неделимость, территориальная целостность и государственный суверенитет России; всеобщее благо; русская (российская) цивилизационная идентичность; народосбережение; патриотизм и любовь к Родине; любовь и семейность, рождение и воспитание детей, связь поколений.

Действующая российская Конституция содержит противоречивый ценностный концепт. Согласно статье 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Однако в части 3 статьи 55 Конституции РФ выясняется, что права и свободы человека и гражданина (то есть высшая ценность) могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Получается, что именно здесь названы настоящие высшие ценности Российской Федерации: основы конституционного строя, нравственность, здоровье граждан, обеспечение обороны и безопасности государства. И эти ценности по сути не вступают в противоречие с тем, что предлагается в проекте Конституции России. Действующая Конституция РС имеет свой охранный механизм, в том числе в части охраны и защиты ее ценностей, и значительную роль в нем играет Конституционный Суд РФ.

В , предлагается дополнительный механизм, защищающий высшие ценности страны – Палата высших ценностей. Палата высших ценностей - новый особый общественно-государственный орган, появление которого связано с построением нравственного государства на ценностных основаниях.

Что такое «общественно-государственный» орган? Является ли Палата государственным органом, потому что контролирует соблюдение высших ценностей другими государственными органами? Обратимся к части 4 статьи 130 проекта Конституции России, в которой сказано, что «контрольно-надзорная власть в России осуществляется прокуратурой России, Счетной палатой России и контрольно-счетными органами субъектов России и муниципальных образований». В этом перечне отсутствует Палата высших ценностей, то есть она не входит в систему контрольно-надзорных органов власти.

Издает ли Палата обязательные предписания, как это делают государственные органы? В части 7 статьи 46 проекта Конституции сказано, что «государственные органы и их должностные лица руководствуются в своей деятельности заключениями Палаты». Однако статьи 179 и 183 проекта Конституции России не называют заключения Палаты в составе системы правовых актов, в том числе подзаконных.

Палата высших ценностей не принимает правовых актов, подкрепленных принудительной силой государства. Палата не входит в систему государственных органов - ни в одну из четырех ветвей власти, определенных проектом Конституции России. Общественная компонента этого органа обусловлена порядком ее формирования – из лучших представителей общества.

Согласно части 1 статьи 46 проекта Конституции это особый орган, общественно-государственный не только по своей природе, но и по функциям. Функция Палаты также особая: оценка соответствия федеральных законов и обыкновений правоприменительной практики и деятельности федеральных государственных органов высшим ценностям России.

Здесь надо обратить внимание на ряд особенностей. Во-первых , Палата высших ценностей может осуществлять проверки по собственной инициативе, это отличает ее от Конституционного Суда России. Во-вторых , в отличие от действующего Конституционного Суда Палата проверяет на соответствие высшим ценностям России обыкновения правоприменительной практики (по проекту Конституции Конституционный Суд также имеет такое право – часть 6 статьи 198). В-третьих , Палата дает заключение об оценке соответствия деятельности федеральных государственных органов высшим ценностям России. В-четвертых , Палата проверяет на соответствие высшим ценностям России положения федеральных законов по жалобам граждан, тогда как Конституционный Суд осуществляет конкретный конституционный контроль по жалобам на нарушение прав и свобод граждан.

Действительно, функция Палаты по проверке законов на соответствие высшим ценностям схожа с функциями Конституционного Суда России. Согласно части 9 статьи 198 проекта Конституции Суд, проверяя конституционность нормативного акта, оценивает его соответствие высшим ценностям России, иным положениям Конституции России, буквальный его смысл, а также смысл, придаваемый ему официальными и другими обязательными актами толкования, и сложившейся практикой его применения.

Поскольку высшие ценности России перечислены и конкретизированы в Конституции, то проверка закона на конституционность, осуществляемая Конституционным Судом, неизбежно должна включать в себя проверку на соответствие высшим ценностям. При этом Конституционный Суд, в отличие от Палаты высших ценностей, по результатам проверки принимает решение, которое наделено общеобязательной силой и занимает высокое место в иерархии правовых актов. Нужно обратить внимание на то, что дублирование полномочий Палаты и Суда здесь исключено: проект Конституции России называет ряд нюансов в полномочиях каждого органа.

Исключение дублирования обусловлено также принципиальными различиями в статусе органов. Положения проекта Конституции о Палате высших ценностей, конечно, потребуют уточнения и развития в соответствующем специальном законе. Можно было бы сравнить статус Палаты высших ценностей с действующей Общественной палатой Российской Федерации. В Федеральном законе от 04.04.2005 № 32-ФЗ «Об Общественной палате РФ» не стали указывать статус этого неконституционного органа.

Общественная палата РФ не входит в систему органов государственной власти, в Законе о ней нигде не сказано, что это государственный орган или, например, орган общественной самодеятельности (общественная организация). По формальным признакам общественной организацией Общественная палата РФ также не является. В первой статье Закона Общественная палата РФ определяется через ее функции обеспечения взаимодействия гражданского общества и государства.

Решения Общественной палаты принимаются в форме заключений, предложений и обращений и носят рекомендательный характер. Получается, что этот орган также формируется из представителей общественности с участием органов государственной власти и не принимает общеобязательных решений. В функции Общественной палаты РФ входит общественный контроль за деятельностью органов государственной власти. Не очень ясно, на предмет чего проводится общественная экспертиза законопроектов: положения Закона, касающиеся экспертизы, прямо не говорят об этом.

Представляется, что по большей части ориентиром для Общественной палаты могут выступать права и свободы человека и гражданина. Принципиальным различием между Общественной палатой РФ и Палатой высших ценностей является то, что Палата высших ценностей - специфический институт нравственного государства, основанного на ценностях. В действующей государственной модели нет адекватного ценностного ориентира. Именно этого ориентира не хватает стране, чтобы достойно жить и развиваться .

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Комментарий к Статье 2 Конституции РФ

1. Наличие Конституции еще не есть свидетельство того, что государство по своей природе является конституционным. Конституция РФ, явившаяся результатом общедемократических преобразований и своеобразной моделью демократической организации публичной власти, суверенитета и свободы личности, из средства и способа узурпации права относительно небольшим по численности слоем общества, как это было в отечественной истории, должна превратиться и постепенно превращается в средство и способ легализации права всем обществом и во имя интересов общества и его членов. Из закона, установленного государством и ограничивающего права общества, а также закрепляющего формы государственного контроля над проявлениями социальной и индивидуальной активности людей и их ассоциаций, Конституция постепенно и с немалыми издержками становится законом, предусматривающим обязательства государства перед своими сочленами, различными объединениями граждан и обществом в целом.

С демократическим видением организации социума несовместима абсолютизация суверенитета государства, свободного от ответственности и не несущего никаких обязанностей. Фундаментальный принцип правового положения законодательной, исполнительной и судебной властей заключается в признании и конституционном закреплении доминирующего положения в обществе и государстве народа, выступающего в качестве особого юридического лица, которое стоит над всеми властями и обладает первоначальным и неотчуждаемым верховенством. Государство, его органы и должностные лица выступают в качестве представителей народа.

Из этого прежде всего следует, что законодательная власть, наиболее полно выражающая волю народа, а также органы исполнительной власти, действующие на основе и в соответствии с законом, не всесильны, как это было характерно для абсолютного государства, напротив, они ограничены обязательствами по отношению к народу в целом и гражданам в отдельности. Причем общество, это уместно подчеркнуть еще раз, не восприняло навязывавшуюся ему в период разработки проекта Конституции 1993 г. концепцию "государства - ночного сторожа", свободного от социальных функций и обязанностей по формированию условий для достойной жизни своих граждан; Конституция провозгласила Российскую Федерацию не только правовым, но и социальным государством, несущим обязанности по отношению к личности, объединениям граждан, обществу в целом во всех сферах социальной действительности.

Конституционные обязанности государства, как отмечалось ранее, отражены прежде всего в гл. 1 Основного Закона, закрепляющей основы конституционного строя, а также в его гл. 2, определяющей права и свободы человека и гражданина. Отсюда следует, что обязанности государства, во-первых, обладают двойственной юридической природой и двояким назначением: с одной стороны, они проистекают из функции публичной власти по организации социума и обеспечению его жизнедеятельности, а с другой - они персонализированы по отношению к индивиду как субъекту правопритязания и выступают в качестве гарантий прав личности; во-вторых, они не образуют самостоятельную систему внутри Основного Закона или наряду с ним, но составляют часть Конституции, находящуюся в системном единстве со всеми иными ее положениями - прежде всего принципами конституционного строя РФ, правами и свободами человека и гражданина.

Словосочетание "обязанность государства" встречается в Конституции лишь раз: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью, - сказано в комментируемой статье 2 Конституции РФ. - Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Конституционный Суд РФ более 740 раз в своих решениях ссылался на это положение, раскрывая различные его аспекты. В контексте настоящего комментария возможно обратить внимание на несколько аспектов данного положения, имеющих существенное значение для составления адекватного представления об указанной конституционной обязанности государства. Прежде всего речь идет о том, что человек есть цель в себе. Это означает, что Конституция трактует человека как самоценность. Тем самым исключается его использование в качестве средства достижения общего блага, защиты интересов народа или обеспечения потребностей государства.

Далее подчеркивается связь рассматриваемой обязанности государства со всей системой защищаемых Конституцией ценностей, в иерархии которых именно человек, его права и свободы занимают доминирующее положение.

При этом в данной системе отношений личность и государство выступают не как соподчиняющиеся субъекты, а как равные стороны своеобразного общественного договора - Конституции, который накладывает на государство юридическую обязанность признать естественные права человека, соблюдать их и защищать от всяких покушений, от кого бы они ни исходили. Тем самым одновременно подчеркивается, что права человека - не дар государства и не оказываемое им человеку благодеяние, а его атрибутивные качества.

Отсюда с неизбежностью вытекает право человека и гражданина в установленных Конституцией и принятых на ее основе законах формах и соответствующими способами контролировать выполнение государством данной обязанности, а государство в свою очередь обязано предусмотреть правозащитные механизмы, гарантирующие пользование человеком и гражданином своими правами и свободами и заключенными в них социальными благами. Тем самым указанное конституционное положение обладает и определенным программным значением, ибо программирует деятельность законодателя, исполнительной власти и правосудия.

Этим положением также подчеркивается не дарованная, а естественная природа прав человека: государство не октроирует, а признает права человека, которые сложились до и вне государственного регулирования в качестве атрибутивных свойств и качеств личности, на него же возлагается обязанность соблюдать и защищать признанные им права и свободы человека; тем самым одновременно определяются пределы публичной власти, границы усмотрения государства, которые не могут им быть преодолены без риска утраты своей легитимности. Эти права и свободы являются непосредственно действующими, стало быть, выступают в качестве субъективных прав, подлежащих государственно-правовой защите, а не как элементы правоспособности, требующие в качестве непременного предварительного условия реализации конкретизации в федеральном законе.

Отсюда также следует, что законодатель не может принимать законов, не согласующихся с основными правами; точно так же исполнительная власть, как и местное самоуправление, в своей деятельности по исполнению законов связана правами и свободами человека и гражданина; судебная же власть является главной гарантией прав человека и гражданина, в том числе от возможных покушений на основные права законодательной и исполнительной власти.

Не развивая далее этот перечень, поскольку это не продиктовано целями комментария, тем не менее обратим внимание еще на одно обстоятельство, осознание которого, особенно в практике правоприменения, происходит так непросто и с большими издержками. Статья 2 Основного Закона (и не только она) означает конституционную фиксацию новых, нетрадиционных для отечественной правовой системы и практики правоприменения подходов к правопониманию, в основе которого - различение права и закона. Интересно отметить, что Конституционный Суд РФ в своих первых актах проводил такое различение и активно использовал общие принципы права в процессе разрешения рассматривавшихся им конституционных споров. В частности, в Постановлении от 27.01.1993 N 1-П*(3), оценивая правоприменительную практику ограничения времени оплаты вынужденного прогула при незаконном увольнении, Конституционный Суд указал, что она противоречит общеправовым принципам справедливости, юридического равенства, гарантированности государством прав и свобод человека и гражданина, возмещения государством всякого ущерба, причиненного личности незаконными действиями государственных органов и должностных лиц. Эти принципы обладают высшей степенью нормативной обобщенности, предопределяют содержание конституционных прав человека, отраслевых прав граждан, носят универсальный характер и в связи с этим оказывают регулирующее воздействие на все сферы общественных отношений. Общеобязательность таких принципов состоит как в приоритетности перед иными правовыми установлениями, так и в распространении их действия на все субъекты права.

Многократно ссылался Конституционный Суд на эти принципы и в последующем (более чем в 30 постановлениях).

1.1. В самом деле, характеристика нормативного содержания данной конституционной обязанности государства начинается с указания на признание государством прав и свобод человека, под которыми изначально понимались права, принадлежащие каждому члену гражданского общества, в отличие от привилегий, распределявшихся в зависимости от занимаемого индивидом на лестнице социальной иерархии места. Стало быть, права человека есть атрибутивные свойства личности, они проистекают из достоинства, присущего всякому человеку. Именно в этом смысле прежде всего Конституция оперирует категорией прав человека.

Представляется, однако, что в указанное словосочетание Основным Законом вкладывается и другой смысл: права человека - это в отличие от отраслевых прав есть конституционные права, которые предопределяют смысл и содержание отраслевых прав. Наконец, права человека - это такие права, которые принадлежат всякому человеку независимо от его гражданской принадлежности, т.е. гражданам, иностранцам, лицам без гражданства. Именно в этом смысле сформулирована , согласно которой в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Тем самым одновременно закрепляется приоритет общепризнанных принципов и норм международного права в установлении стандартов прав человека и их конституционное восприятие Россией, что порождает вполне определенные обязательства для законодателя, исполнительной власти и суда.

Отсюда следует, что Конституция, обязывая признать права человека, накладывает на государство обязанность юридически закрепить права человека, существующие до и вне государства, а также воспроизвести в законодательстве РФ международные стандарты прав человека; при этом умолчание законодателя о каком-либо праве, вытекающем из общепризнанных принципов и норм международного права, не являются препятствием для судебной или иной защиты этого права, поскольку указанные принципы в силу являются частью правовой системы России.

Кроме того, следует иметь в виду, что Конституция понимает права человека значительно шире, чем только гражданские и политические права - права первого поколения. Из конституционно закрепленного в принципа социального государства в его системной связи со ст. 2, 17, 18 и другими вытекает, что обязанность признания распространяется также на права второго поколения - экономические, социальные и культурные, равно как и на права третьего поколения, которые нередко именуют правами солидарности, - право на развитие, право на здоровую окружающую среду, право на мир, право на владение общим наследием человечества, право на доброкачественные продукты питания, права меньшинств, право на объективную информацию, право на безопасность в различных сферах и др.

Права человека часто выводят исключительно из ценности человеческой личности. Высокое достоинство личности - вот основа прав человека. Такое объяснение и в прошлом, и теперь занимает доминирующее положение в произведениях как философов, так и юристов. Причем одни делают упор на волевую характеристику человека, другие акцентируют внимание на том, что человек - единственно свободное и ответственное существо.

Конституционное право, как правило, абстрагируется от различий между понятиями человека и личности, ибо они не влияют на конституционный статус лица, не имеют принципиального юридического значения. Личность в праве - любой и всякий человек, наделенный определенными правами и несущий установленные государством обязанности. В государственном праве и конституционной практике понятия человека и личности употребляются как синонимические, носят собирательный и обобщающий характер и подчеркивают наличие определенной связи между индивидом и государством, отличающейся взаимными правами и ответственностью. Отсюда права человека и личности суть совпадающие по содержанию и объему понятия. Права человека - это такие права, которые принадлежат каждой личности как члену гражданского общества, в отличие от привилегий, распределяемых в соответствии с сословной принадлежностью или занимаемым в должностной иерархии государства местом. Права человека обладают всеобщим характером и принадлежат всякой личности, не находящейся в состоянии прямой зависимости (ранее - рабской, вассальной, крепостной, теперь - в более замаскированной, но не менее изощренной) от других людей.

Не столь однозначен ответ на вопрос о соотношении прав человека и прав гражданина. Сама постановка этого вопроса обусловлена тем, что действующая Конституция закрепила дуалистическое видение гражданского и политического общества и обусловленное таким видением восприятие личности одновременно как члена гражданского общества и гражданина, что в свою очередь предполагает разграничение категорий прав человека и прав гражданина. Конечно, между правами человека и правами гражданина нельзя проводить резкой и непреодолимой грани. Права человека - общесоциальная категория. Они складываются объективно в результате развития и совершенствования общественного производства и политической системы общества в виде социальных возможностей пользоваться различными экономическими, политическими и духовными благами и существуют еще до государственного их признания. А права гражданина - это такие права человека, которые находятся под охраной и защитой государства. Именно государственное признание прав человека представляет собой форму их трансформации в права гражданина, которые есть лишь превращенные права человека. Основные права и свободы гражданина - это юридическая форма прав человека, включенного в определенную социальную систему. Стало быть, права человека существуют до и вне государственного их признания, они непосредственно вытекают из достоинства личности, но будучи закрепленными в Конституции и иных государственно-правовых актах, они приобретают качество прав гражданина, не утрачивая, однако, самостоятельного существования. Права гражданина - это форма опосредования прав человека, которые признаны государством и поставлены под его защиту.

В связи с этим обратим внимание еще на два обстоятельства, получившие отражение в Конституции. Во-первых, права человека в указанном смысле сохраняют свое значение как критерий правоустановительной и правоохранительной деятельности государства, его органов и должностных лиц. Права человека адекватны всякому демократически организованному обществу, и государство, претендующее на то, чтобы называться правовым, не вправе, а обязано в своем законодательстве предусмотреть и реально гарантировать юридическими и иными средствами эти права, которые в силу конституционного закрепления приобретают характер субъективных юридических прав.

Во-вторых, в результате восприятия государством международных стандартов само понятие человека во внутригосударственном праве приобретает правовой характер и обозначает граждан данного государства, а также иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на его территории. И права человека в этом смысле - это такие права, которые принадлежат каждому человеку независимо от его гражданской принадлежности. Что же касается прав гражданина - ими наделены только те лица, которые состоят с государством в отношениях гражданства. Стало быть, в Конституции получили отражение оба эти значения категории прав человека, что имеет не только доктринальное, но и существенное практическое значение.

Это особенно важно учитывать в связи с тем, что в результате интеграции России в систему признаваемых и поддерживаемых международным сообществом ценностей конституционной нормой стало непосредственное действие и обязательность для всех субъектов права в России общепризнанных принципов и норм международного права и ратифицированных ею международных договоров, а также право граждан обращаться за защитой своих прав в существующие в международном сообществе структуры.

Таким образом, права человека - это такие права, которые принадлежат каждому члену гражданского общества, в отличие от привилегий, распределяющихся в зависимости от занимаемой индивидом ступени на социальной лестнице; права человека как идея и социальная категория обладают внеформационным характером, являются атрибутом каждой личности и всякого демократически организованного общества и в силу восприятия международным сообществом и их конвенционного закрепления входят в систему общечеловеческих гуманитарных ценностей; права гражданина - это такие права человека, которые оформлены юридически, признаны государством в Конституции и поставлены под его охрану.

Права и свободы человека и гражданина, будучи выражением социально и юридически признанной свободы личности, обладают двойственной природой. Прежде всего, они призваны гарантировать личность в ее отношениях с государством и его агентами, они обеспечивают автономию личности от государственного вмешательства в некоторые наиболее значимые для человека сферы его жизнедеятельности, гарантируют статус личности от нарушений со стороны государства. Основные права и свободы есть узда для государства, его органов и должностных лиц. Но это только один - пассивный (негативный) - аспект функционального назначения основных прав и свобод.

1.2. Другой, позитивный, аспект заключается в том, что эти права и свободы накладывают на государство обязанность юридически гарантировать конституционный статус человека. Речь идет о том, что важным элементом конституционализации прав человека - естественных, неотчуждаемых и принадлежащих каждому человеку от рождения, международно признанных - является возложение на государство обязанности соблюдения этих прав, которые в результате их государственного признания обрели качество юридических прав граждан, а также иностранцев и лиц без гражданства, пребывающих на территории РФ.

При этом понятие соблюдения прав человека и гражданина означает не только пассивную, но и активную обязанность государства. Проблема не сводится только к нормированию государством пределов этих прав и установлению юридических механизмов их реализации, подразумевается также гарантирование пользования указанными правами и теми социальными благами, которые в этих правах сокрыты. Это особенно важно в сопоставлении указанной обязанности государства с экономическими, социальными и культурными правами, которые заключают в себе обширную социальную программу и требуют соответствующих бюджетных ассигнований.

Содержание конституционной обязанности государства соблюдать права и свободы человека и гражданина проецируются на многие положения Основного Закона, главным образом конституционные гарантии от произвола государства. Особенно важное значение в данном контексте имеют ч. 1 и 2 ст. 55 Конституции, в которых данная обязанность представлена в ее двух аспектах. Во-первых, перечисление в Конституции основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина, следовательно, под защитой Основного Закона находятся и другие, помимо перечисленных в нем, общепризнанные права и свободы. При этом указанное качество - общепризнанность прав и свобод - устанавливается не только законодателем, но и правоприменителем, прежде всего судом. Во-вторых, в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, стало быть, эти права и свободы есть "узда" для законодателя.

Иными словами, основные права и свободы, закрепленные в Конституции, накладывают на государство не только пассивную обязанность воздержания от вмешательства в границы свободы личности, индивида, но и активную (позитивную) обязанность, выражающуюся в законодательной, управленческой и судебной деятельности, направленной на содействие в практическом осуществлении индивидом принадлежащих ему прав и свобод. Именно в гарантиях прав и свобод может быть реализован конституционный строй, моделируемый Основным Законом.

Конституция содержит перечень не только гражданских и политических, но и основных экономических, социальных, культурных и иных прав, реализация которых, как правило, невозможна без участия государства. Тем самым Основной Закон воспринял получившую широкое признание типологию прав человека - разделение их на три поколения:

1) гражданские и политические права, провозглашенные западными демократами и закрепленные в их первых конституционных актах;

2) экономические, социальные и культурные права, в основе которых различные социалистические доктрины и конституционная практика социалистических государств;

3) коллективные права, провозглашенные главным образом государствами, освободившимися от колониальной зависимости (право на мир, благоприятную окружающую среду и др.).

Такое восприятие является естественным и оправданным, поскольку развитие общества привело к тому, что реальная свобода личности, рамки которой не остаются неизменными на различных этапах общественно-исторического развития, зависит теперь не только от личного иждивения индивида, но во все большей степени от создаваемых государством материальных условий и гарантий. Проблема сводится главным образом к деятельности законодательной и исполнительной власти, поскольку речь в конечном счете идет о финансировании. Что же касается суда, то его роль заключается преимущественно в защите названных прав и их эффективном восстановлении, если они нарушаются государственными и общественными органами и их должностными лицами.

1.3. Отсюда естественным образом вытекает следующий элемент анализируемой конституционной обязанности государства - защищать права и свободы человека и гражданина. При этом в Конституции словосочетание "защита прав и свобод" используется при изложении нормативного содержания не только в комментируемой статье 2 КРФ, но и в иных статьях Конституции, в том числе в , и др. Многократно Конституция для обозначения соответствующих процессов пользуется терминами "охрана", "обеспечение", "гарантирование" и т.п.

Иначе говоря, Конституция формулирует институт защиты прав человека и гражданина, устанавливая систему государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (государство как учреждение в целом, все органы публичной власти и их должностные лица, в том числе глава государства, Федеральное Собрание и Правительство, органы правоприменения, субъекты Федерации и их органы государственной власти, органы местного самоуправления и т.д.), разграничивая полномочия этих органов, определяя пределы их усмотрения и ограничивая в смысле их вторжения в сферу основных прав, предусматривая механизмы реализации и гарантии от злоупотребления правом и т.д. Новым для России является институт Уполномоченного по правам человека, действующий в соответствии с Законом об Уполномоченном по правам человека.

Особо важное значение для адекватного представления о содержании закрепленной в комментируемой статье 2 Конституции России обязанности государства имеет . Речь идет о том, что права и свободы человека и гражданина непосредственно обязывают законодателя, исполнительную власть и местное самоуправление. Главную роль в обеспечении прав человека играет правосудие. Иначе говоря, обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина охватывает как нормотворчество, так и правореализацию на всех стадиях и в любых формах, и невыполнение этой конституционной обязанности государства, его органов и должностных лиц не может быть оправдано так называемыми "эксцессами исполнителя", поскольку последний действовал в пределах установленных государством нормативных правовых актов. Конституционная ответственность за выполнение актов публичной власти не может возлагаться на непосредственного исполнителя, субъектом такой ответственности является само государство в лице своих органов и должностных лиц.

При этом, как следует из ст. 2 Конституции, обязанностью государства является соблюдение и защита всех прав и свобод человека и гражданина, однако характер и содержание этой обязанности различны и предопределяются характером и содержанием соответствующих прав. В частности, в зависимости от масштаба участия государства в их обеспечении, как и во времена знаменитого Георга Еллинека, предложившего данную типологию прав, возможно различать несколько категорий субъективных прав человека и гражданина.

Первая группа прав характеризуется тем, что государство признает за личностью определенную сферу отношений, которая отдана на усмотрение индивида и не может быть объектом притязаний государства. В эту группу, которая составляет так называемый отрицательный правовой статус, входят права личной свободы (неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки, свобода передвижения и др.), а также права общественной свободы, включая свободу мысли, совести и религии, свободу слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, свободу ассоциаций и др.

Вторая группа прав характеризуется правом индивида требовать от государства положительной деятельности по созданию условий для реализации индивидом признаваемых за ним прав. Они составляют так называемый положительный статус, включающий, к примеру, право на труд, на образование, на материальное обеспечение в старости, по болезни, в случае потери кормильца, полной или частичной утраты трудоспособности и др.

Наконец, третью группу прав отличает признание государством за личностью права на участие в управлении государством и в политической деятельности вообще. К данной группе можно отнести политические права, хотя грань между ней и двумя предыдущими довольно условна.

Если в случае с гражданскими и политическими правами правозащитная обязанность государства заключается в невмешательстве в сферу самоопределения и индивидуальной автономии личности и их ограждении от посягательств как органов публичной власти, так и их должностных лиц, то в сфере экономических, социальных и культурных прав речь уже идет о позитивных обязанностях государства по отношению к гражданам как субъектам правопритязаний; государство предоставляет личности соответствующие блага или гарантирует их от посягательств иных лиц. Как подчеркнуто в Постановлении КС РФ от 01.12.1997 N 18-П, эта экстраординарная по своим последствиям техногенная авария ХХ века привела к неисчислимым экологическим и гуманитарным потерям. В результате были существенно нарушены не только право на благоприятную окружающую среду (), но и, как следствие этого, другие конституционные права и интересы граждан, связанные с охраной жизни, здоровья, жилища, имущества, а также право на свободное передвижение и выбор места пребывания и жительства, которые были ущемлены столь значительно, что причиненный вред оказался реально невосполнимым. Это порождает особый характер отношений между гражданином и государством, заключающийся в том, что государство принимает на себя обязанность возмещения такого вреда, который, исходя из его масштаба и числа пострадавших, не может быть возмещен в порядке, установленном гражданским, административным, уголовным и другим отраслевым законодательством. Данная конституционно-правовая обязанность государства корреспондирует праву граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологической катастрофой, и вытекает из положений ст. 2 и , согласно которым признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, а также из , закрепляющей обязанность возмещения государством вреда, связанного с осуществлением государственной деятельности в различных ее сферах, независимо от возложения ответственности на конкретные органы государственной власти или должностных лиц.

Как видно из указанного Постановления КС РФ, государство одновременно выступает в двух ипостасях: с одной стороны, в государственно организованном обществе именно оно является главным гарантом прав личности, с другой - государство является и потенциальным нарушителем этих прав. Осознание указанной коллизии генерировало в свое время принцип разделения властей и его восприятие отечественной конституционно-правовой практикой с присущими ему "сдержками и противовесами": судебная власть, образующая в Конституции триаду, контролирует органы государства и их должностных лиц, которые способны неправомерно вторгаться в сферу основных прав. В данном контексте нельзя преуменьшать значение гарантийной функции Президента, деятельности Правительства, прокуратуры или института Уполномоченного по правам человека, которые при этом сами находятся под судебным контролем.

Причем обязанность защиты конституционных прав коррелирует конституционному праву на государственную защиту прав и свобод человека и гражданина, которое должно интерпретироваться во взаимосвязи с равенством всех перед законом и судом, правом на судебную защиту прав и свобод и другими "правозащитными" положениями Конституции.

Это, однако, не означает тождества права на защиту и обязанности защиты прав и свобод, поскольку последнее связано с вторжением государства как гаранта в сферу прав и свобод нарушителя. Право на защиту изначально выступает в качестве субъективного конституционного права, обязанность же защищать как часть нормативной характеристики одного из принципов конституционного строя РФ выступает в качестве объективно-правового веления, обращенного к государству, которое конкретизируется в федеральных конституционных и федеральных законах. Речь идет о формулировании материально-правовых и процедурных средств и способов защиты прав и свобод человека и гражданина уполномоченными на то органами публичной власти и их должностными лицами.

Федеративное устройство России обусловливает участие в этом процессе не только органов Федерации в целом, но и субъектов Федерации. Отсюда следует, что в качестве средства защиты выступает не только федеральный закон, но и закон субъекта РФ. При этом, однако, исходные начала правозащитной деятельности субъекта Федерации закладываются федеральным законом. Не случайно регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина отнесены к ведению Федерации, тогда как защита прав и свобод человека и гражданина входит в совместное ведение РФ и ее субъектов. Этим предопределяется и доминирующая роль Федерации в установлении правовых механизмов защиты прав и свобод и материально-правового содержания и процессуальных правил осуществления обязанности государства защищать права и свободы человека и гражданина. В упомянутом Постановлении КС РФ N 18-П особо подчеркивалось, что обязанность государства по возмещению вреда от экологических бедствий предопределена также правом нынешнего и будущих поколений на защищенность от радиационного излучения, связанного с использованием ядерной энергетики, которая . Данная конституционно-правовая обязанность государства конкретизируется в Федеральных законах от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (в ред. от 14.07.2008), от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (в ред. от 30.10.2007) и от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (в ред. от 22.08.2004), предусматривающих систему мер, направленных на обеспечение радиационной безопасности населения и защиту его от чрезвычайных ситуаций, к которым относится и ситуация, возникшая в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Забота государства о восстановлении нарушенных вследствие этой катастрофы конституционных прав и интересов граждан, в том числе путем возмещения вреда, реализуется в русле обеспечения радиационной безопасности и экологического благополучия исходя из целей и принципов правового и социального государства, провозглашенных в , 2 и .

При этом конституционная обязанность защиты прав человека и гражданина сопрягается с иными положениями Конституции и раскрывается в них. Именно человек, его права и свободы, жизнь и здоровье, честь и достоинство, личная неприкосновенность и безопасность - высшая ценность, признаваемая и защищаемая Российской Федерацией. В частности, федеральная Конституция устанавливает, что Россия обеспечивает права и свободы человека и гражданина согласно положениям самой Конституции и общепризнанным принципам и нормам современного международного права.

Речь и здесь идет о том, что, с одной стороны, права человека не октроированы государством, не дарованы им, оно лишь признало и конституционно закрепило их, а с другой стороны - что, коль скоро права человека представляют собой общечеловеческую ценность, они обеспечиваются в соответствии с теми стандартами, которые выработаны человечеством. Конституция устанавливает, что государство исходит из приоритета прав и свобод человека и гражданина. Именно основные права и свободы, занимающие центральное место в системе всех прав и свобод, выступают критерием конституционности деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей.

Государство связано ими и не может по своему усмотрению отменить или ограничить эти права и свободы. Основные права человека есть своеобразный барьер, который в демократическом обществе не может быть преодолен по собственному усмотрению ни законодательной, ни исполнительной, ни судебной властью: законодатель не может принимать законов, не согласующихся с основными правами; судебная власть не может затрагивать основные права в процессе судебного производства и в содержании своих решений, ее функция - обеспечение прав; исполнительная власть точно так же связана в сфере высшей государственной власти основными правами, хотя и издает свои распоряжения в отношении лиц с особым статусом подчинения и в пределах допустимых ограничений.

Тем самым категория прав человека выступает теперь в качестве сердцевины идеологии и практики демократического переустройства общества. Это не просто подтверждение развивавшейся ранее концепции прав человека, а новое по своему существу концептуальное решение проблемы взаимоотношений личности и государства, придающее проблеме прав человека современный вид и последовательно гуманистический характер.

Выбор редакции
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...