Основные нормативные акты о труде. Нормативные правовые акты о труде


Для нормализации трудовых отношений и контроля над ними используются нормативно-правовые акты. Все правовые нормы по труду подразделяются на две большие группы:

    установленные вне предприятия (внешние документы)

    установленные внутри предприятия (внутренние документы)

К основным внешним документам трудового права относятся:

Трудовой кодекс РФ; Федеральные законы; Нормативно- правовые акты; Трудовые соглашения; Законы субъектов РФ; Акты органов местного самоуправления; Трудовые договоры; Приказы и распоряжения руководства по вопросам труда и его оплаты; Правила внутреннего трудового распорядка; Штатное расписание предприятия; Трудовые книжки работников.

Самым главным из них является Трудовой кодекс Российской Федерации. Он представляет собой основной закон, регламентирующий вопросы труда и заработной платы на территории страны. ТК РФ содержит основные нормы социального партнерства, трудовых договоренностей, времени работы и отдыха, нормирования и оплаты труда, материальной ответственности.

Трудовое соглашение - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работниками и работодателями и заключаемый на внешнем по отношению к предприятию уровне (страна, регион, отрасль, территория)

Трудовой договор - это правовой акт, регулирующий, социально-трудовые отношения на предприятии и заключаемый работодателем с работниками.

Трудовая книжка - это документ, в котором содержатся сведения о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. (заносятся сведения о работнике; работе, в том числе о приеме на работу; награждениях и поощрениях; открытия сделанные работником)

Коллективный договор - это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения между работодателем и работниками предприятия. Порядок и сроки разработки проекта коллективного договора, состав рабочей комиссии, ход заключения договора. Это решение оформляется приказом администрации и протоколом заседания профсоюзных организаций. Разработанный рабочей комиссией проект договора обсуждается, дорабатывается и утверждается общим собранием трудового коллектива, а затем подписывается участниками.

Обязательства коллективного договора :

форма, система и размеры оплаты труда; выплата пособий и компенсаций; рабочее время и время отдыха; улучшение условий и охраны труда работников; оздоровление и отдых работников; гарантии и льготы работникам; Правила внутреннего трудового распорядка.

Индивидуальный трудовой договор - это правовой акт между работодателем и наемным работником, предусматривающий права и обязанности сторон. Договор заключается в письменном виде при найме работника на работу, а для ранее принятых работников-при их согласии на его заключение. Контракт позволяет сторонам ставить четкие условия, которые они обязаны соблюдать.

Существенными условиями, включаемыми в договор, являются:

место работы; дата начала работы; наименование должности, профессии и специальности; права и обязанности сторон; характеристики условий труда;

режим труда и отдыха; условия оплаты труда; виды и условия социального страхования.

Договор может включать также дополнительные условия, которые конкретизируют обязательства сторон, например такие, как: установление испытательного срока, неразглашение охраняемой законом тайны, в том числе и коммерческой;

Ст 5 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018 года.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется:

  • трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из настоящего Кодекса, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права;
  • иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права:
  • указами Президента Российской Федерации;
  • постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти;
  • нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс.

Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит настоящему Кодексу, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий Кодекс.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам и указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Комментарий к статье 5 ТК РФ:

1. Статья 5 ТК РФ посвящена источникам трудового права. Прежде всего эта статья подчеркивает, что трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, т.е. Трудовым кодексом, иными федеральными законами, законами субъектов РФ.

Таким образом, Трудовой Кодекс определяет понятие трудового законодательства. Оно состоит только из законов, причем как федеральных, так и субъектов РФ. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений законами, содержащими нормы трудового права, означает, что такие акты по отраслевой принадлежности могут быть актами трудового права, а могут не относиться к трудовому праву, но содержать правовые нормы о труде. Так, к источникам трудового права относится Закон о железнодорожном транспорте, который хотя не является в целом законом о труде, содержит ст. 25 и ст. 26, регулирующие трудовые отношения работников железнодорожного транспорта.

Понятие трудового законодательства в новой редакции ст. 5 соответствует отсылочным статьям Трудового кодекса, которые содержат указание не на законодательство, состоящее из всех нормативных правовых актов, а на закон, если тот или иной вопрос решается на данном уровне, или на закон и иные нормативные правовые акты по регулируемому ими вопросу. Этим обеспечивается точный адресат будущего нормативного правового акта.

2. Как следует из ст 5 ТК РФ с комментариями, регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, которая содержит принципиальные положения, определяющие основные начала Трудового кодекса и всех иных нормативных правовых актов о труде. Трудовые и непосредственно связанные с ними отношения регулируются (во многих случаях) законами и иными нормативными правовыми актами о труде, конкретизирующими положения ст. 37 Конституции РФ. Эта статья провозглашает свободу труда, запрещает принудительный труд, предусматривает право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд, право на защиту от безработицы, а также признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, закрепляет право на отдых.

3. Содержание норм трудового законодательства определяется и федеральными конституционными законами. Одним из них является Закон о чрезвычайном положении. В нем содержатся нормы трудового права, предусматривающие изъятия из законов и иных нормативных правовых актов, определяющих правовой режим государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также устанавливающих права и свободы граждан. Так, этот Закон предусматривает - на период действия чрезвычайного положения - возможность запрещения забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций, отстранения от работы руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением своих обязанностей и назначения других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

4. Ст 5 ТК РФ гласит, что среди федеральных законов о труде основополагающим является Трудовой кодекс от 30 декабря 2001 г. с последующими изменениями и дополнениями. Последние изменения были внесены Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ (СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 21).

Трудовой кодекс закрепляет исходные принципиальные положения правового регулирования труда и в то же время достаточно подробно решает вопросы, возникающие в сфере труда между работниками и работодателями. Он имеет приоритет перед иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Все эти законы должны соответствовать Трудовому кодексу. Такое соответствие обеспечивает единство законов, регулирующих трудовые и непосредственно связанные с ними отношения, а также играет важную роль в устранении законодательных противоречий, отрицательно отражающихся на правоприменительной практике.

Кодекс впервые устанавливает механизм, гарантирующий приоритет Трудового кодекса. В комментируемой статье указано, что в случае противоречий между Трудовым кодексом и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применяется Трудовой кодекс. Кроме того, предусмотрены последствия принятия нового федерального закона, противоречащего Трудовому кодексу. Такой закон применяется, если соответствующие изменения и дополнения внесены в Трудовой кодекс.

5. К источникам трудового права относятся указы Президента РФ. Указы Президента РФ, регулирующие трудовые отношения, не должны противоречить Трудовому кодексу и иным федеральным законам. Это требование подчеркивает подзаконность правотворческой деятельности Президента РФ. Указы Президента РФ позволяют своевременно решать вопросы регулирования трудовых отношений, определять особенности правового статуса некоторых категорий работников. Так, указами Президента РФ регулируется порядок подготовки и проведения аттестации государственных служащих, утвержден перечень должностей федеральной государственной службы, установлен размер денежного содержания федеральных государственных служащих (см., например: Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. N 110 // СЗ РФ. 2005. N 6. Ст. 437).

6. Комментируемая статья гласит, что в систему нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения, входят также постановления Правительства РФ. Эти постановления не должны противоречить Трудовому кодексу, федеральным законам и указам Президента РФ. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, издаются для решения вопросов, отнесенных к компетенции исполнительной власти Российской Федерации. Во многих случаях принимаются постановления Правительства РФ для реализации положений, предусмотренных Трудовым кодексом. Так, ст. 139 ТК устанавливает, что особенности порядка исчисления средней заработной платы определяются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В соответствии с этой статьей Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922 утверждено Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (СЗ РФ. 2007. N 53. Ст. 6618).

7. Статья 5 ТК РФ говорит нам о том, что регулирование трудовых отношений осуществляется также подзаконными нормативными правовыми актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти. Эти акты не должны противоречить Трудовому кодексу, федеральным законам, а также указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ. Особое значение для регулирования трудовых отношений среди актов министерств и ведомств имеют постановления и разъяснения Минздравсоцразвития России, которому переданы функции бывшего Минтруда России. Постановления, принимаемые этим Министерством, а также разъяснения по применению нормативных актов в области труда и социальным вопросам обязательны для исполнения всеми министерствами, государственными комитетами и другими федеральными органами исполнительной власти, органами самоуправления и организациями. С помощью постановлений Минздравсоцразвития России обеспечивается единообразное решение вопросов, не имеющих региональных особенностей, предусматриваются условия применения постановлений Правительства РФ. Минздравсоцразвития России издает также постановления по вопросам компетенции Правительства РФ, которые по его прямому поручению переданы на разрешение Министерству. До реорганизации системы и структуры федеральных органов исполнительной власти такие постановления издавались Минтрудом России.

8. Положения комментируемой статьи основаны на п. "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ, в соответствии с которым трудовое законодательство относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что трудовые и тесно связанные с ними отношения регулируются актами как федерального, так и регионального уровня. Регулирование в сфере труда осуществляется с учетом предусмотренного Кодексом разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Круг вопросов, отнесенных к полномочиям федеральных органов государственной власти, определен ст. 6 ТК (см. коммент. к этой статье). В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по вопросу, урегулированному ранее законом или иным нормативным правовым актом субъекта Федерации, региональное законодательство приводится в соответствие с актами федерального уровня.

Трудовой кодекс содержит и иное важное положение, относящееся к иерархии законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. Эти законы не должны противоречить Трудовому кодексу и иным федеральным законам. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ не должны противоречить Трудовому кодексу, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

9. Из комментария к статье 5 ТК РФ следует, что в системе нормативных правовых актов о труде имеются также акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты о труде. Первые определяют режим работы организаций, находящихся на территории соответствующего муниципального образования, регулируют иные вопросы в сфере труда: трудоустройство граждан, занятость населения, дополнительную социальную защиту многодетных семей и др.

Трудовой кодекс устанавливает иерархию актов органов местного самоуправления. Они не должны противоречить ТК, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

Локальные нормативные акты о труде издаются руководителем организации в пределах своих полномочий и действуют только в рамках этой организации. Они могут быть приняты также работодателями - физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями.

10. Настоящий Трудовой кодекс с комментариями выделяет в качестве источников трудового права нормативные соглашения: коллективные договоры и соглашения. Их отличие от иных источников права заключается в том, что нормативные положения коллективных договоров и соглашений устанавливаются в договорном порядке, т.е. по соглашению работников и работодателей. Действие коллективного договора локализовано конкретной организацией, а также правомочием работодателя - физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем. Соглашения могут быть генеральными, региональными, территориальными, отраслевыми (межотраслевыми). При этом отраслевые (межотраслевые) соглашения заключаются на федеральном, региональном и территориальном уровнях.

11. Из комментария к ст 5 ТК РФ следует, что конституционные положения, касающиеся трудовых прав и свобод граждан, незыблемы. Любое умаление или отмена трудовых прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, является недействительным и не подлежит применению.

Конституционной Суд РФ и Верховный Суд РФ неоднократно признавали недействующими законы и иные нормативные правовые акты по причине их несоответствия Конституции РФ, устанавливающей трудовые права и свободы граждан.

Так, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15 марта 2005 г. N 3-П признал ст. 279 ТК (в ред. до принятия Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ), согласно которой в случае расторжения трудового договора с руководителем организации по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она, не устанавливая гарантированный минимальный размер компенсации, полагающейся руководителю организации в указанном случае, допускает расторжение с ним трудового договора без выплаты справедливой компенсации.

Выплата компенсации, как указал Конституционный Суд РФ, - необходимое условие прекращения трудового договора с руководителем организации по п. 2 ст. 278 ТК.

В статье 5 ТК РФ указано, что верховный Суд РФ, основываясь на конституционных положениях, также признает недействительными некоторые нормативные правовые акты. Так, Верховный Суд РФ, учитывая, что запрет на занятие двух руководящих должностей на любых предприятиях, в учреждениях, организациях ограничивает конституционные права граждан на свободный труд, на свободное распоряжение своими способностями к труду, на выбор рода деятельности и профессии, своим решением от 14 декабря 2000 г. признал недействительным (незаконным) абз. 3 п. 1 Постановления Совмина СССР от 22 сентября 1988 г. N 1111 "О работе по совместительству", который предусматривал, что занятие двух руководящих должностей при работе по совместительству не допускается.

12. Постановление Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2 подчеркивает, что суд обязан разрешать трудовые споры на основании Конституции РФ, Трудового кодекса, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, являющихся составной частью ее правовой системы. Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу. При этом необходимо иметь в виду, что если международным договором Российской Федерации, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные законами или другими нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора.


Под нормативными правовыми актами по труду понимают юридические формы выражения нормативных предписаний в области труда. Они одновременно расцениваются и как источники трудового права, то есть результат нормотворческой деятельности уполномоченных государственных органов, и как основа правоприменительной деятельности сторон трудовых и иных общественный отношений в сфере труда.
Нормативными правовыми актами в сфере труда назышают издаваемые государственными и другими уполномоченными органами нормативные предписания в сфере общественный отношений, составляющих предмет правового регулирования трудового права. Совокупность этих нормативных правовыгх актов - это законодательство о труде, или трудовое законодательство. Сегодня сложилась система трудового права, которая постоянно развивается и совершенствуется.
Нормативные правовые акты о труде многочисленны и многообразны, в связи с чем их можно классифицировать по различным основаниям.
По юридической силе нормативные акты о труде подразделяют:
на законы (федеральные конституционные законы, федеральные законы, конституции и законы субъектов РФ);
подзаконные акты (указы Президента РФ, имеющие нормативным характер, постановления Правительства РФ, межведомственные нормативные акты Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Федеральной службы по труду и занятости, других министерств и ведомств, нормативные акты исполнительный органов власти субъектов России, органов местного самоуправления и локальные нормативные акты).
В то же время по органам, их издающим, выделяют две группы нормативный правовыгх актов:
органов представительной власти (законы и постановления);
органов исполнительной власти (указы, постановления, распоряжения, положения, правила, указания, приказы и т. д.).
Различают действие нормативный актов о труде в пространстве, по кругу лиц, во времени.
Поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, оно состоит: из федерального законодательства; законодательства субъектов РФ;
нормативных актов органов местного самоуправления; локальных нормативных актов, разрабатышаемыгх, утверждаемых и действующих в конкретной организации.
По кругу лиц нормативные правовые акты о труде могут быть общими - распространяющимися на всех без исключения работников, и специальными - действующими в отношении определенных категорий работников с учетом следующей специфики: условий работы; половозрастных особенностей; выполняемой трудовой функции; гражданства; характера работы; иных особенностей.
Отмечая действие нормативных актов о труде во времени, следует иметь в виду, что они приобретают общеобязательность с момента вступления в действие и по общему правилу обратной силы не имеют.
Основа законодательной и иной правотворческой деятельности - Конституция РФ. Она гарантирует равенство прав и свобод граждан независимо от пола, расы, национальности, места жительства, принадлежности к общественным организациям и других обстоятельств (ст. 19). Конституция устанавливает основные, базовые положения для всего трудового законодательства. Она - основной источник трудового права. Признавая права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, она предусматривает следующие принципиальные положения для этой отрасли права (ст. 37): труд свободен, принудительный труд запрещен; право граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию;
право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
оплату труда без дискриминации и не ниже минимального размера; защиту от безработицы;
право граждан на отдыгх, гарантированные продолжительность рабочего времени, выгходныге и праздничные дни, ежегодный оплачиваемым отпуск и др.
Важнейший нормативным правовой акт в сфере труда - Трудовой кодекс РФ. Он базируется на основополагающих принципах и правах в сфере труда по международным стандартам.
Особую значимость имеют нормативные правовые акты социального партнерства - соглашения, заключаемые на уровне Российской Федерации, субыекта РФ, территории, отрасли, профессии.
Особенности субыектов трудовых отношений вызывают необходимость принятия непосредственно в организации локальных нормативных актов о труде, действие которых распространяется только на работников конкретной организации: правила внутреннего трудового распорядка; коллективным договор; положение по оплате труда; положение о премировании и др.
Следует отметить, что по мере развития общественных отношений, составляющих предмет трудового права, повышается и роль трудового законодательства, а в его системе - локальных нормативных актов о труде.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры с участием России являются составной частью ее правовой системы, в том числе системы трудового права.

Законодательство Российской Федерации о труде состоит из настоящего Кодекса и иных актов трудового законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации. В соответствии с Конституции РФ регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации. Современное трудовое законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Конституция РФ в разграничивает компетенцию органов федеральной власти и субъектов федерации по принятию трудового законодательства и устанавливает субординацию этих актов. По предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые на всей территории РФ имеют силу прямого действия. Федеральные законы по вопросам трудового права не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам РФ. Необходимо четко следовать Конституции РФ, где сказано: законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. В настоящее время "Российская газета" и "Собрание законодательств РФ" являются официальными изданиями, которые публикуют полный текст федерального конституционного закона, федерального закона, акты палат Федерального Собрания. Вслед за Конституцией РФ главным источником трудового права является КЗоТ РФ.К иным актам трудового законодательства относятся: Законы, регулирующие трудовые отношения. Так, например, Закон РФ от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях"; Федеральный закон РФ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" от 23 ноября 1995 г.; Закон РФ "О занятости населения в РФ" от 19 апреля 1991 г. Вторую группу источников а сфере трудового права составляют подзаконные акты. Вторую подгруппу подзаконных актов составляют нормативные постановления и распоряжения Правительства РФ. Третью подгруппу составляют подзаконные акты Министерства труда РФ. Четвертую подгруппу составляют нормативные акты министерств, ведомств и государственных комитетов РФ. Кроме указанных выше нормативных актов, социально-трудовые отношения работников и работодателей регулируются соответствующими видами соглашений.

Охрана труда женщин, молодежи и лиц с пониженной трудоспособностью.

Охрана женщин- это защита женского организма, ее материнства от производственных вредностей, позволяющая женщине сочетать труд на произв-ве с материнством. Защита направлена и на будущих детей. Охрана женщин- это важнейшая соц. проблема для всех стран. Общие и спец. нормы тр. права по охране труда женщин в коплексе состовляют правовую охрану труда женщин. Содержание: 1.запрет на применение женщин на тяжелых работах и на вредных условиях труда, подземных работах, в качетсве трактористок, машинистов, водителей грузовых автомашин и женщин до 35 лет к работе с растениями, животноводстве, птицефабриках с применением пестицидов, ядохимикатов и т.д. 2. запрет на переноску и передвижение женщинами на работе тяжестей, превышающие для них нормы- не более 2 раз в час не более 10 кг, а при постоянной работе в смену не более 7 кг. 3. ограничение труда женщин в ночное время (с 22- 6 утра), только в качестве временной меры. 4. женщинам в сельской местности предостовлять один выходной в месяц при их желании без сохранения з/п, а в условиях Крайнего Севера- 36 часовая неделя и сохранение з/п. Содержание повышенной особой охраны труда женщин- при их активном материнстве: беременным и с детьми до 3 лет- запрет на ночные, сверурочные, в выходные и командировки (162). Если женщина отказывается от них- это не нарушение. 2. женщинам с детьми от 3-14 лет, детей инвалидов, и с уходом за больными не могут привелкаться к сверхурочным работам и направлять без согласия в командировки. 3. работники, осуществляющие уход за больными к ночным работам только с согласия (163)4. один из работающих родителей ребенка-инвалида до достижения им 18 лет 4 дополнит. Оплачиваемых выходных в месяц.; 5. беременные и с детьми до 14 лет не должны привлекаться к дежурствам на произ-ве после окончания дня и в выходные/праздничные дни; 6. беременным снижаются нормы выраоботки, обслуживания, либо переводятся на легкую работу с сохранением з/п. До решения вопроса о переводе она освобождается от работы с сохранением з/п за счет предприятия. Женщины с детьми до 1,5 лет переводятся над ругую работус сохранением з/п по достижению ребенка 1,5 лет. 7. беременным предостовляется дополнительные отпуска. 8. с детьми до 1,5 лет дополнительные перерывы для кормления ребенка не реже чем через 3 часа и не менее 30 мин.; с 2-мя детьми такого возраста не менее часа. Перерывы включаются в рабочее времяи оплачиваются по среднему з/п. Ст. 170 предусмотрены гарантии при увольнении беременных и с детьми. Запрет на отказ в приеме на работу и снижение з/п по мотиву- с детьми; отказ может быть обжалован суде. Особая охрана труда молодежи- система специальных норм, предостовляющих молодежи (особенно до 18 лет) трудовые льготы по рабочему времени, режиму труда и тд.Особая охрана позволяет безопасно для организма, психики трудиться и сочетать работу в конкретной организации с продолжением учебы. Содержание: запрет на применение труда детей до 18 лет на тяжелых работах и вредных. С ними нельзя заключать договоры о полной материальной ответсвенности и о работе по совместительству. 2. ограничен возраст приема на работу- моложе 15 лет, с 14 лет с согласия родителей в свободное от учебы время; 3. до 18 лет они приравниваются в правах к совершеннолетним, а в областти охраны труда, отпусков имеют льготы. Ограничен вес подъема14-15 лет- 3кг, 16-17- 4 кг. Все моложе 21 года принимаются только с медицинским обследованием и ежегодный досмотр., сокращенное время работы с полной оплатой, запрет на ночные, сверхурочные, удлиннеый отпуск- 31 ден. и т.д. увольнение только согласия гос. Инспекции труда по несовершеннолетних и лишь в исключит случаячх+ трудоустройство. С пониженной работоспособностью- облегченные условия труда. Рекомендуется применять труд инвалидов, пенсионеров в форме посильного для них труда. Если возможно организуются специальные цеха, участки.Предпочтителен надомный труд и неполный рабочий день. На предприятии есть квота о приеме на работу инвалидов- у них 36 часов в неделю.нельзя к ночным, сверхурочным работам. Им дают дополнительные отпуска до 2 мес. Надзор за ними комисси по ограниченно трудоспосбным, гос. и общественные организации.

Подведомственность индивидуальных трудовых споров, органы их расследующие.

Подведомтсвенность- это определение по сво-вам и содержанию трудового спора, в каком превоначальном органе должен решаться этот спор. Таким указателем в индивид. спорах явл. хар-р спора и то правоотношение, из кот. он вытекает,и субъект спора. Сначал надо выявить вид спора (индивид. (+ его хар-р) или коллеткт.) о применении тр. законод-ва или об устанвол-ии новых условий труда, и установить из какого правоотношения вытекает. Индивидуальный сопр об установлении новых условй труда не подведомтсвен ни Коллективным трудовым спорам, ни суду, хотя возник из трудового правоотношения. Споры из правоотнош-ий тесно связаных с трудовым правоотношением, КТС не подведомственны (о пенсиях и пособиях). Если не выяснить указанные св-ва конкретного сопра, можно неправильно определить его подведомтсвеность. Решение же по спору. Не подведомтв-го данному органу подлежит отмене. Это брак в работе юр. органов, затягивающих решение тр. спора. Установленный порядок рассмотрения тр. сопров, включая и подведомтсвенность споров, не лишает работника права обратиться в вышестоящий орган или суд с жалой на конкретног руководителя. Правильное определ. подведомственности конкретного тр. спора имеет большое практическое значение, поскольку решение спора неправомочным органом не имеет юр. силы и не может быть применено. Все тр. споры делятся по подвед. на три группы: рассматриваемы в общем порядке, когда КТС явля. Обязательной первичной стадией, после кот. спор может вступить на рссмотрение суда. В общем порядке рассматриваются споры из трудовых правоотношений. Споры о примыкающих правоотношений к трудовому не рассматриваются; 2. рассматриваются непосредственно судом; 3. администр и проф органа; 4. расматриваемые вышестоящим органом; 5. коллектиывные трудовые споры по впопрасам установления новых или применение существующих условий труда и быта, заключенния и исполнения кол. Договров и иных соглашений, рассматриваемых примирит. комиссиями, посредником, трудовым арбитражем

Право на забастовку тр. коллектива и условия ее проведения.

Признание е незаконной: основания и правовые послед-вия.

Забастовка- это временный добровольный отказ работников от выполнения тр. обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения кол. Тр. спора. Участие в забастовке явл. добровольным и никто не может быть принужденк участию или отказу в забастовке. Забаствоку возглавляет избранный собранием работников орган или соответсвующий орган профсоюза. Закон о коллективных трудовых спорах закрепляет обязанности сторон входе заб-ки. Она признается незаконной решением Верховного Суда. Такое решение суд принимает по заявлению работадателя или прокурора и доводит решение до сведения органа, возгалвл. Забастовку, кот. обязан немедленно проинформировать о решении суда участинков заб-ки. Незаконными признаются заб-ки, если они были объявдлены без соблюдения сроков, примирительных процедур и требований закона о кол-ных тр. спорах, а так же забаствка ранее указанных работников, кот. законом ограничено право на их проведение (правоохранительные орг.) или они запрещены в преиод чрезвычайного положения. Решение суда о признании заб-ки незаконной вступает в законну юсилу и подлежит немедленному исполнению. Работники обязаны прекратить заб-ку и приступить к работе не позднее следу-го дня после вручения им копии решения суда. Суд вправе отложить начавшуюся заб-ку в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей на срок до 30 дней, а начавшуюся- на тот же срок. Отложить и прекратить забастовку могут: Верховный Суд и орган ее начавший. В исключительных случаях Президент до решения суда, но не более чем на 10 дней. Прекращается в случае подписания сторонами соглашения об урегулировании коллкт. Тр. спора или в случае признании недействительной. Заб-ка окоанчивается подписанием соглашения спорящими сторонами, а так же решением суда.Участие работников в заб-ке не может рассматриваться как нарушение тр. дисциплины и служить основанием расторжения труд. Договора, кроме случаев если работники не прекратили заб-ку после решения суда или преступили к забастовке когда она была отсрочена. Закон запрещает применять к работникам меры дисциплинарного взыскания. Во врмея заб-ки у них сохранятеся место работы и должность. З/п моджет не выплачиваться.Коллективн. договором могут быть предусмотрены опред. компенсационные выплаты участниками заб-ки. Это может быть более льготный порядок выплат не учавствующим в заб-ке.

1. Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 года). Ее главенствующая роль среди всех источников трудового права обусловлена следующим:

а) она обладает юридическим верховенством над всеми источниками права, в том числе и трудового права.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Наряду с непосредственной реализацией конституционные нормы определяют направления развития законодательства (ст. 18).

б) в ней закреплены базовые права и свободы человека и гражданина в сфере труда, которые составляют основу соответствующих институтов трудового права.

Положения Конституции РФ, выступающие в качестве исходных начал правового регулирования трудовых отношений:

1) Общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью ее правовой системы; установлен приоритет международно-правовых норм перед национальными (ч. 4 ст. 15).

2) Трудовое законодательство является предметом совместного ведения РФ и ее субъектов (ч. 1 ст. 72). Определена компетенция РФ и субъектов РФ. Акты, принятые субъектами РФ, не могут противоречить законам и иным нормативным актам РФ.

3) В статье 37 закреплены основные права и свободы гражданина России в сфере труда.

а) свобода труда, право каждого гражданина на свободное распоряжение своими способностями к труду, на свободный выбор рода деятельности и профессии (кроме того, свободный выбор – работать или не работать; юридическая обязанность трудиться Конституцией РФ не предусмотрена);

б) право на свободное использование своих способностей к труду для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности;

в) право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (т.е. право на здоровые и безопасные условия труда);

г) право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

д) право на защиту от безработицы;



е) право на отдых;

ж) право на индивидуальные и коллективные трудовые споры, включая самую острую форму спора – забастовку. Статья 46 Конституции РФ предусматривает право каждого гражданина на судебную защиту своих прав, в том числе – трудовых.

2. Федеральное законодательство включает в себя ТК РФ и иные федеральные законы и подзаконные нормативные акты (Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и др.)

1) Трудовой Кодекс РФ – от 30 декабря 2001 г., введен в действие 1 февраля 2002 г., в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. №90-ФЗ, важнейший нормативный акт о труде.

Он содержит основополагающие положения правового регулирования в сфере труда, минимальные трудовые и социальные гарантии. Трудовой Кодекс РФ состоит из 6 частей, 14 разделов, 62 глав и 424 статей. Его предшественник КЗоТ РФ, состоял из 8 глав и 255 статей.

Структурно ТК РФ существенно отличается от КЗоТ РФ. Значительное место в законе занимают договорные основы трудового права (раздел II Социальное партнерство в сфере труда).

Существенно обновлена, расширена по объему особенная часть: правовое регулирование труда на основании трудового договора.

Намного объемнее в ТК РФ специальная часть, которая обеспечивает правовое регулирование труда отдельных категорий работников (Раздел XII – гл. 40-55).

Значительную часть занимают нормы, устанавливающие формы защиты трудовых прав работников (раздел XIII – гл. 56-62).

2) Иные федеральные законы, обеспечивающие правовое регулирование трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений, условно делят на два вида:

а) Федеральные законы, основное назначение которых регулирование отношений в сфере труда. - ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 г. (с изм. от 09.05.2005г.). - ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»(с изм. от 26.12.2005г). от 17.07.1999 г. - ФЗ «Об объединениях работодателей» от 27.11.2002 г.(с изм. от 05.12.2005г.) и др.

б) Федеральные законы, направленные на управление какой-либо одной отраслью экономики или отдельной сферой жизнедеятельности общества (образование, здравоохранение, транспорт и др.), которые носят комплексный характер, т.е. содержат нормы различных отраслей права, в том числе и трудового. - ФЗ. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации; от 10.01.2003г. - ФЗ г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации от 27.07.2004 и др.

3. Региональное законодательство включает Конституции (Уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В статье 6 ТК РФ в развитие положений, закрепленных ч. 1 ст. 72 Конституции РФ законодатель четко разграничивает полномочия между федеральными органами государственной власти субъектов РФ в сфере регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. К ведению органов государственной власти субъектов РФ отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти.

В целом регионы не отличаются активностью в области законодательства в сфере труда. Республика Башкортостан приняла Трудовой Кодекс. В основном субъекты РФ разрабатывают небольшие законы – о профессиональных союзах, об охране труда и др. Во многих регионах, в том числе в Новосибирской области приняты законы о социальном партнерстве в сфере труда (См. Закон «О социальном партнерстве в Новосибирской области» от 19.12.1997 г. №89-03).

4. Коллективно-договорные акты или акты социального партнерства различного уровня.

Они заключаются на двусторонней или трехсторонней основе. Двусторонние соглашения заключаются между представителями работников и работодателей. В трехсторонних соглашениях принимает участие компетентный орган государственного управления. Коллективные соглашения заключаются на различных уровнях. Уровень соглашения определяет сферу его действия. Различают соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные (ст. 45 ТК РФ).

На локальном уровне заключаются коллективные договоры (ст. 40 ТК РФ). Статья 9 ТК РФ закрепляет основной принцип регулирования трудовых отношений в договорном порядке: договорные акты не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством.

5. Локальные нормативные акты

Их особенности:

1) действуют в пределах конкретной организации (у индивидуального предпринимателя);

2) они должны отражать специфику производства, характер деятельности и экономические возможности работодателя; обычно конкретизируют условия труда, предусмотренные законодательством, с учетом организации труда и специфики деятельности предприятия (индивидуального предпринимателя), а также - устанавливают условия труда, определение которых прямо отнесено к компетенции работодателя;

3) не могут ухудшать положение работников (снижать уровень прав и гарантий) по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями (ч. 4 ст. 8 ТК РФ).

Порядок принятия локальных нормативных актов определен статьей 8 ТК РФ.

1) Правом нормотворчества наделен работодатель (ч. 1 ст. 8 ТК РФ). Так принимаются штатное расписание, положения о структурных подразделениях, должностные положения, должностные инструкции и др.;

2) с учетом мнения представительного органа работников (при наличии такого органа). В таком порядке принимаются Правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ), Положения об оплате труда (ч. 4 ст. 135 ТК РФ), Графики сменности (ч. 3 ст. 103 ТК РФ) и другие. Указанный порядок принятия локальных нормативных актов может быть предусмотрен также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями (ч. 2 ст. 8 ТК РФ).

3) возможность принятия локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников, если такое положение закреплено коллективным договором или соглашениями (ч. 3 ст. 8 ТК РФ).

Выбор редакции
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...

Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...

Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...

Если вы не новичок в кулинарии, то знаете, что обязательными ингредиентами классических сырников являются творог, мука и яйцо, но уж...
Сырники популярны у многих славянских народов. Это национальное блюдо русских, украинцев и белорусов. Изобрели их экономные хозяйки,...
Все, кто любит синенькие, должны обратить свое внимание на этот простой рецепт и обязательно приготовить это вкусное кушанье для сытного...
1343 11.07.12 Есть в Италии город Болонья, основанный 510 году до н. э. - кулинарная столица страны. За глаза Болонью называют...
В осенне-зимний период, брокколи — это замечательный продукт для приготовления свежих, но в тот же момент, сытных вегетарианских блюд....
Рецепт приготовления супа с овсяными хлопьями: Куриную грудку промыть и разрезать для удобства на средние куски. Положить курицу в...