Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления. Депутаты в МСУ


В России решает задачи и проблемы местного территориального значения. Для проведения соответствующих решений действует специальная структура представительных органов. Принципы создания подобных органов заложены конституционными нормативами. И все же первичные источники власти местного самоуправления - должностные лица, граждане, профсоюзы и коллегии, от которых и отталкиваются в своей работе представительные органы.

Общие сведения об органах МСУ

Структура самоуправления формируется несколькими среди которых администрация, глава, депутатский корпус, контрольно-счетные образования и т. д. В зависимости от устава конкретного образования для решения отдельных задач собственными полномочиями могут наделяться и второстепенные органы. И, с другой стороны, есть обязательные органы и должностные лица местного самоуправления - технология их структурирования одинакова для большинства муниципальных структур. В этом перечне можно выделить главу образования и администрацию как исполнительный орган.

Имеет свои нюансы и порядок распределения полномочий. К примеру, устав района и поселения, который является центром управления муниципальным районом, вполне может предусматривать расширение полномочий данного органа. То есть формирование местной районной администрации будет осуществляться таким образом, что административный центр также будет наделен и полномочиями управляющего органа упомянутого поселения. В таких случаях сами поселения не имеют собственных административных центров, а их местный глава вводится в представительный муниципальный орган и в дальнейшем выступает в качестве его председателя. Как видно, местные уставы могут корректировать стандартный порядок, по которому формируются органы государственной власти местного самоуправления, должностные лица и административные центры. Но, к примеру, организация подотчетности, установление сроков полномочий, подконтрольность и другие вопросы базовой организации определяются только законом о субъектах РФ.

Местная администрация

Непосредственным решением задач местного уровня занимается администрация. Данный орган является распорядительным и наделяется достаточными полномочиями для выполнения отдельных государственных задач, которые передаются органам самоуправления указами и законами РФ. С правовой точки зрения местная администрация - юр. лицо, то есть наделяется всеми его правами. В определенных рамках своих полномочий администрация может заниматься формированием власти местного самоуправления, должностных лиц и управляющих органов. Однако сам состав местной администрации формируется муниципалитетом, причем по представлению ее главы.

В свою очередь, глава может назначаться представителями конкурсной комиссии. Это тоже в некотором смысле орган, позволяющий формировать управляющую структуру администрации. Стоит отметить, что в городских округах, муниципалитетах и формированиях с внутригородским структурированием федерального уровня как минимум основную часть представителей комиссии будут назначать органы муниципалитета. Вторую же часть представителей комиссии формирует должностное лицо наивысшего уровня в конкретном субъекте. Если речь идет о внутригородских территориальных объектах, то одну часть избирательной комиссии будут назначать органы и должностные лица местного самоуправления, а вторую - административный центр окружного центра или района.

Что представляют собой должности МСУ?

К непосредственно должностным лицам в данной структуре следует отнести вышеупомянутого главу администрации, главу муниципального формирования и депутатов. В зависимости от статуса, они получают определенный набор полномочий и несут ответственность в рамках, установленных законом. В любом случае должностное лицо местного самоуправления - это нанятое по контракту или выборное лицо, имеющее исполнительно-распорядительные полномочия, позволяющие решать локальные задачи. В некоторых случаях должностное лицо может участвовать в формировании отдельных органов МСУ. Как уже отмечалось, они могут представлять членов для конкурсной комиссии. Также существует должность заместителя на должности МСУ.

Выборные должности предполагают избрание лица на конкретное место на основе избирательного права. Выборы проходят в процессе тайного голосования. Альтернативой такому способу занятия должности является назначение представительным органом или же конкурсной комиссией. Что касается контрактной основы, то обычно в таком формате работают должностные лица местного самоуправления РФ, занимающие посты глав местной администрации. Время действия контракта определяется но на срок не меньше 2 лет.

Глава муниципалитета

Это высшая должность в структуре муниципального формирования, наделяемая собственным перечнем полномочий в рамках закона о субъектах РФ. Глава может избираться в рамках муниципальных выборов представителями конкурсной комиссии или же представителями одного из территориальных органов МСУ. В небольших внутренних поселениях, включенных в городскую инфраструктуру, ключевое должностное лицо местного самоуправления - это, в сущности, глава администрации, назначаемый сходом граждан. В случае же избрания на муниципальном уровне глава входит в представительный состав муниципалитета и выполняет функции его председателя. При этом данное лицо не может исполнять функции главы администрации и председателя муниципалитета одновременно.

Важно учитывать, что не каждый гражданин может избираться на должность председателя в муниципальном формировании. Это должен быть гражданин РФ, который на момент избрания соответствует требованиям закона N 171. Если избрание проводится конкурсной комиссией, то должно быть зарегистрировано минимум два кандидата. Также условия конкурса могут предусматривать требования к профессиональным навыкам, по которым будет оцениваться потенциальное должностное лицо местного самоуправления. Закон под номером N 171 допускает возможность обоснования выбора того или иного кандидата по критериям наличия образования и знаний, предпочтительных для той или иной должности в системе органов МСУ.

Депутаты в МСУ

Депутат является выборной должностью, которая обеспечивается условиями для беспрепятственного выполнения прямых полномочий. Срок избрания в данном случае выбирается органами местного муниципалитета, но он должен варьироваться в рамках 3-5 лет. В законе о субъектах РФ предусмотрены и возможности изменения срока действия депутатских обязанностей, полномочий и даже процедуры выборов. Но это относится к депутатам, которые являются выборными. И здесь важно разделить статус этой должности на два типа. Как правило, депутат - выборное должностное лицо местного самоуправления, в постоянном режиме выполняющее функции в рамках устава. Но также его можно представить как участника депутатского корпуса, представляющего муниципалитет, который на непостоянной основе реализует свои полномочия.

Стоит подчеркнуть, что любые полномочия депутата в разной мере имеют гарантии, установленные уставом Помимо этого, в рамках закона могут устанавливаться и социальные гарантии в качестве дополнения - например, связанные с прекращением полномочий. Особенно расширение гарантий касается случаев, когда полномочия должностного лица местного самоуправления заканчиваются досрочно. В процессе же исполнения своих обязанностей депутатам предписывается соблюдать запреты и ограничения, которые указываются в законе N 273-ФЗ. В частности, это касается мер противодействия коррупции.

Полномочия должностных лиц

Что касается депутатов, то их полномочия ориентируются на обеспечение возможностей представления интересов местных жителей в Думе. В рамках своей деятельности они ведут прием избирателей, организуют встречи с представителями общественности, профсоюзами, трудовыми коллективами и т. д. С другой стороны, депутат представляет и свой орган МСУ перед избирателями в рамках своего округа. Глава муниципального формирования имеет более широкие полномочия. В первую очередь он также представляет орган самоуправления, но уже в отношениях с другими муниципальными образованиями и органами власти. Он может без доверенности действовать от имени своего муниципалитета. Вместе с этим полномочия должностных лиц органов местного самоуправления, находящихся на местах глав, позволяют подписывать и обнародовать документы нормативные акты, которые были приняты центром муниципального образования. В определенных рамках он может издавать и свои акты. В случае необходимости глава самоуправления также имеет право созывать незапланированные заседания органа муниципалитета для решения внеочередных вопросов местного уровня. Полномочия глав самоуправления и депутатов прекращаются в момент избрания на эти должности других лиц.

Ответственность должностных лиц местного самоуправления

И управляющие структуры МСУ, и отдельные должностные лица при отклонении от установленных законом и уставами нормативов, могут нести ответственность разной степени. Что касается оснований, то они базируются на уставе конкретного образования, который регламентируется законом о субъектах РФ. В рамках уставных нормативов, к примеру, население муниципалитета может отозвать депутата или фракцию. По этой же схеме обеспечивается и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления по отношению к государственным структурам, только в этом случае также имеет значение качество исполнения прямых указаний от высших органов власти. Их нарушение может стать поводом для привлечения к ответственности в рамках закона. Если соответствующий суд установит, что представительный орган, например, принял акт, который противоречит законам РФ или местному уставу, то высший руководитель исполнительного аппарата может распустить данный орган. Это значит, что ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления в немалой степени определяется качеством и добросовестностью при исполнении полномочий. Но следует учитывать и временные рамки, в которых принимаются решения о наступлении ответственности. Например, после выпуска правового акта, который противоречит законам, должностное лицо или орган самоуправления может избежать ответственности, если в течение 3 месяцев упразднит этот документ.

Какие вопросы решает местное самоуправление?

Уже не раз отмечалось, что должностные лица и органы МСУ занимаются решением задач местного масштаба. Однако их характер может отличаться в зависимости от множества факторов. К наиболее распространенным вопросам можно отнести рассмотрение бюджетов, их утверждение, исполнение и контроль расходования. К слову, существует ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, наступающая при фиксации нарушений в ведении бухгалтерской деятельности. Здесь же стоит отметить установление и коррекцию системы налоговых сборов, имеющей свои особенности в зависимости от региона.

Отдельные вопросы касаются распоряжения имуществом, которое находится в собственности конкретного образования. Органы местной администрации также занимаются проблемами организации инженерных и коммуникационных сетей - газо-, тепло-, водоснабжения и т. д. Дорожная деятельность тоже находится в рамках ведения местного самоуправления - по крайней мере, на прилегающих участках трасс. В зависимости от нанятого или выборного должностного лица, органа местного самоуправления или другой управляющей структуры, уполномоченные должны осуществлять контроль состояния и использования автомобильных дорог в границах управляемых населенных пунктов.

Сход граждан как инструмент самоуправления

Рядовые граждане также могут принимать активное участие в деятельности самоуправления, и не только с помощью выборов. В рамках закона предусмотрен формат гражданского схода, который может проводиться в нескольких случаях. Например, поводом такого сбора может стать вопрос о коррекции границ населенного пункта, в составе которого находится конкретный населенный пункт. Особенно это касается случаев, когда ставится вопрос о переходе поселения или района из одного образования в другое. Также в поселениях с численностью жителей не более 100 человек сходом может решаться и вопрос об упразднении поселения при условии последующего расселения граждан. Что еще важно, сход не обязательно должен иметь юридическую правовую силу. Волю собрания может проводить избранное должностное лицо местного самоуправления - это может быть тот же депутат, который отразит согласованное решение на очередном думском заседании. Если же планируется наделить правовым статусом именно решение, принятое сходом без участия посредников, то закон предписывает в качестве условия, что более половины участников схода должны иметь избирательное право как жители указанного населенного пункта. Кроме того, решение будет правомочным, если за него отдадут свои голоса более половины участников на сходе.

Стоит отметить и еще одну форму принятия решений - на местном уровне вполне может использоваться такой инструмент, как референдум. Для его реализации также необходимо присутствие достаточного количества местных жителей, которые при этом имеют статусы избирателей. Сами же решения не должны противоречить законам, а также текущему уставу муниципального формирования. И, опять же, не исключен вариант проведения инициативы через депутата.

Заключение

В законах достаточно четко прописаны нормативы и процедуры, по которым происходит осуществление самоуправления, а также формирование его структуры. Но также остается место для коррекции отдельных правил исходя из специфики местных условий и текущих обстоятельств. Специально на такие случаи и вводятся уставы, полностью составляемые местными органами самоуправления, конечно, с ориентацией на Конституцию и действующие законы. Возможности для индивидуального подхода к осуществлению административной деятельности, к примеру, могут выражаться в установке крайних сроков, на которые выбирается должностное лицо местного самоуправления - это вполне может быть и 2 года, и 5 лет. Выбор конкретного периода будет определяться состоянием хозяйственной части, кадровой политикой и т. д. Более того, для отдельных субъектов даже на законодательном уровне предписываются особые условия организации самоуправления. Подобные правила действуют, в частности, для наукоградов, закрытых административно-территориальных центров, приграничных территорий и др. Причем коррекция того же устава в подобных случаях определяет не только нормативный подход к самой организации формирования органов и должностных лиц в структуре муниципального образования, но и отдельные положения с точки зрения проведения стратегии хозяйственной деятельности. Впрочем, есть и общие обязательные стандарты муниципального управления, которые охватывают и особые регионы.

Муниципальный депутат ─ это народный избранник, которому доверено представлять интересы жителей конкретного муниципального Согласно закону, муниципальное самоуправление не рассматривается как форма государственной власти, а является лишь инструментом, благодаря которому жители получают возможность сами решать, какие меры для улучшения жизни в данный момент являются наиболее актуальными. Своё право на участие в управлении муниципальным образованием они реализуют через избранных ими депутатов.

Финансы и Устав МО

Несмотря на то что полномочия муниципальных депутатов значительно уступают тем, которыми наделены народные избранники, заседающие в Государственной думе, они также имеют возможность решать весьма важные вопросы. Например, в их ведении находится всё, что связано с имуществом и бюджетом МО, который рассчитывается в соответствии с общим количеством жителей. Результаты работ, проведённых в этом направлении, они должны доводить до сведения избирателей, и подробно отчитываться перед ними в том, на что именно были потрачены деньги.

Ещё одной важной обязанностью, возложенной на депутата муниципального совета, является его участие в составлении и утверждении Местного устава, являющегося базовым документом, на основании которого строится вся внутренняя жизнь МО. Если же принятый ранее Устав со временем нуждается в доработках, то внесение в него соответствующих изменений также является прерогативой народного представителя.

Забота об инвалидах и организация досуга граждан

В полномочия муниципальных депутатов входят также вопросы, связанные с опекой и попечительством над полностью, или частично недееспособными гражданами, проживающими в пределах округа. Именно народным избранникам доверяется контроль за соблюдением их законных прав и интересов. Работая в этом направлении, они имеют возможность опираться на помощь специалистов самых различных профилей.

Работа депутата Совета депутатов муниципального округа тесно связана также со всем, что имеет отношение к развитию спорта на подведомственной ему территории, и организации досуга местных жителей. Принимая во внимание, что в его ведении находится распределение всех, находящихся в округе помещений, пригодных для размещения в них частных спортивных секций и досуговых центров, становится очевидным, что депутат должен быть человеком высоких моральных принципов, и уметь противостоять возможным попыткам подкупа, со стороны недобросовестных предпринимателей.

Благоустройство территорий и вопросы законотворчества

Важной стороной деятельности муниципального депутата является забота о благоустройстве территории его округа. Она включает в себя не только организацию тех или иных работ, направленных на улучшение состояния улиц и дворов, но и контроль за качеством выполнения данных им поручений. К примеру, недостаточно приложить усилия к тому, чтобы в определённом районе была построена детская площадка, важно ещё лично проверить, чтобы работы были выполнены в срок, на должном техническом уровне и в дальнейшем обеспечивали полную безопасность детей.

Согласно существующим нормам, депутат Совета депутатов муниципального округа имеет определённые права на законотворчество. Оно выражается в предоставленной ему возможности вносить проекты создания новых нормативно-правовых актов, а также внесения изменений в уже существующие законы, но имеющие юридическую силу лишь на территории данного МО. Это «локальное законотворчество», осуществляемое с учётом особенностей, традиций и проблем, способно сыграть важную роль в улучшении жизни населения округа.

Взаимодействие депутата с избирателями

В случае решения особо важных вопросов статус муниципального депутата позволяет ему инициировать референдум, цель которого ─ выяснить мнение большинства граждан по данному вопросу. Он обязан прислушиваться к их мнению даже в тех случаях, когда выдвигаемые инициативы идут вразрез намеченным ранее планам.

Для более тесного взаимодействия с населением округа депутат может организовывать например, связанные с проблемами строительства, обеспечения охраны порядка или проведения мероприятий в честь каких-либо местных праздников. Это наиболее актуально в имеющих свои исторические традиции и специфические особенности жизни.

В силу характерных особенностей самоуправления важной проблемой является обеспечение их взаимодействия с представителями государственной власти, дающего возможность согласовывать на региональном уровне решение местных вопросов. Для этого муниципальным депутатам предоставляются самые широкие возможности. Например, каждый из них вправе обратиться с депутатским запросом в любую федеральную инстанцию.

Кроме того, депутаты наделены полномочиями инициировать проверку работы главы районной администрации, то есть вторгаться в область деятельности исполнительной власти. В конфликтных же случаях им предоставлено право решать муниципальные вопросы в суде, при необходимости направляя обращения в его высшие инстанции.

В то же время для привлечения общественного внимания к вопросам, не нашедшим решения на муниципальном уровне, депутат может воспользоваться помощью средств массовой информации, что в ряде случаев уже приносило желаемые результаты.

Социально-экономическая сфера деятельности депутатов

Народные избранники обязаны также осуществлять контроль за деятельностью иных муниципалитетов и различных организаций, выполняющих те или иные действия по заказу их округа. Им же дано право осуществлять совместную работу с представителями любых других муниципальных образований, направленную на решение общих проблем.

В сферу компетенции депутатов входит также решение ряда социально-экономических вопросов. В качестве примера можно привести работу Петергофского совета муниципальных депутатов, членами которого регулярно проводится сбор статистических данных, характеризующих состояние этих двух важнейших областей жизни округа. Предоставленные затем на рассмотрение соответствующих государственных органов, результаты проверок помогают в полной мере составить картину экономической и социальной жизни этой части Петродворцового района Санкт-Петербурга.

На какие средства живёт депутат?

Можно ли совмещать исполнение депутатских обязанностей с иной формой оплачиваемой деятельности? Этот вопрос часто вызывает дискуссии, и на нём стоит остановиться особо. Дело в том, что в поисках ответа обычно проводят параллель между депутатами Госдумы и их коллегами из советов муниципальных образований, а это не вполне верно. Действительно, согласно закону, обладатели мандатов высшего законодательного России лишены права заниматься чем-либо, кроме исполнения своих прямых обязанностей. Исключение составляет преподавательская, творческая и научная деятельность.

В муниципальных же советах картина несколько иная. Вышеперечисленные ограничения касаются лишь тех депутатов, которые исполняют свои обязанности на постоянной основе (за деньги), а их, согласно закону, может быть не более 10 % из общего числа лиц, имеющих мандаты. Поскольку количество депутатов зависит от численности населения округа, то нередко можно встретить советы (например, в сельских поселениях), состоящие из 10 человек. В этом случае лишь один из них имеет право работать на постоянной основе, и только ему запрещено совмещать депутатскую деятельность с бизнесом или какой-либо иной формой получения доходов.

Как стать муниципальным депутатом?

Состав Совета муниципальных депутатов формируется на основе выборов, проводимых раз в 4 года. Участвовать в них могут как представители определённых политических партий, так и самовыдвиженцы. В первом случае задача кандидата облегчается, поскольку ему заранее обеспечена поддержка его однопартийцев. В противном случае соискатель мандата должен заранее проявить себя и заслужить уважение своего будущего электората. Для прохождения в этот орган народного самоуправления требуется набрать не менее 5% голосов избирателей.

Ответственность за выполняемую работу

В существующем законодательстве чётко очерчены права муниципального депутата и его обязанности. Единственной предоставляемой ему льготой является возможность бесплатного проезда в общественном транспорте. Обязанности же весьма обширны, о них шла речь в предыдущих разделах. Остаётся добавить несколько слов об ответственности, которую депутат несёт за выполнение тех или иных обещаний, данных им в ходе предвыборной кампании.

Здесь важную роль играет, какой мандат был вручён депутату. Дело в том, что их существует два вида ─ обязательный и свободный. Лишь первый из них обязывает депутата строго следовать, выдвинутой ранее программе, и в этом случае он несёт ответственность перед избирателями за её реализацию.

Второй же оставляет за ним право поступать по своему усмотрению. Поскольку большинство народных избранников являются обладателями именно свободного мандата, часто их реальные действия расходятся с тем, что от них ожидают избиратели. Однако даже в этом случае никто не снимает с них моральной ответственности за результат проделанной работы.

Привлечение депутата к ответственности за правонарушения

Как и любой другой гражданин страны, муниципальный депутат несёт ответственность перед государством в случае нарушения им требований законодательства. Однако, в силу порядок его привлечения к ответственности несколько иной, чем тот, который предусмотрен в отношении простых граждан.

Кроме того, он не может подвергаться досмотру, обыску, проверке автомобиля и находящейся при нём документации, а также прослушиванию средств связи и контролю за перепиской. Исключение составляют лишь те случаи, когда народный избранник обнаружен на месте совершённого им противоправного действия. Но и при этом закон требует, чтобы в известность были поставлены прокурор и председатель выборного органа.

Является ли депутат должностным лицом: уголовно-правовые и муниципально-правовые особенности правового статуса

Е.С.Шугрина, профессор кафедры конституционного и муниципального права РФ Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина, член Европейского клуба экспертов местного самоуправления, д.ю.н.

В предлагаемой статье рассматривается правовой статус депутата представительного органа муниципального образования. В связи с этим подробно анализируется понятие «должностное лицо» в уголовном, административном и муниципальном праве, а также жалоба, находящаяся на рассмотрении Конституционного Суда РФ и касающаяся дачи взятки должностному лицу.

Делается вывод о том, что определения терминов «должностное лицо» и «представитель власти», содержащиеся в примечаниях к статьям 285 и 318 УК РФ не отвечают критерию правовой определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы. С учетом сложившейся правопри-менительной практики, не соответствуют части 2 статьи 54 Конституции РФ.

Разное отраслевое законодательство по-разному дает ответ на вопрос о том, кто такие должностные лица. Термин «должно-стное лицо» можно встретить в текстах многих нормативных актов (Конституция РФ, УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ и др.), но да-леко не всегда в этих нормативных актах раскрывается его содержание, что приводит к различному отраслевому толкованию.

Наиболее четкое определение должностного лица сформулировано наукой уголовного права в связи с появлением такого вида преступлений, как должностные. В примечании к статье 285 УК РФ определяется, что должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо

выполняющие организационно - распорядительные, административно - хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

Следует отметить, что понятие должностного лица в уголовном или адми-нистративном праве значительно шире, чем в муниципальном. В статье 2 Федерального закона № 131-ФЗ должностное лицо местного самоуправления определяется как выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления.

В настоящее время в Конституционном Суде РФ находится жалоба гражданина В., осужденного на 2,5 года условно за дачу взятки должностному лицу. Пикантность заключается в том, что взяткодателем является глава муниципального образования, а взяткополучателем - депутат представительного органа этого же муниципального образования, работающий на непостоянной основе. Таким образом, Конституционному Суду РФ предстоит разобраться в вопросе о том, является ли депутат представительного органа муниципального образования должностным лицом, в том смысле, какой придается этому термину в Уголовном Ко-дексе РФ.

Фактическую подоплеку дела местные СМИ излагают следующим образом. Между главой района В. и председателем райсовета К. возникли разногласия относительно самостоятельности вновь образованных муниципальных образований Кандалакша, Зеленоборский, Зареченск, Алакуртти, входящих в состав района. Глава района считал необходимым сохранить прежнее административное единство района, что давало бы ему право распоряжаться всем бюджетом и всем имуществом перечисленных выше поселений. Председатель совета и часть депутатов выступали за предоставление самостоятельности поселениям. Разногласия между В. и К. заключались в несовпадении их мнений по вопросам местного значения, в том числе передачи поселениям полномочий и имущества. В результате конфликта В. стал принимать меры к смещению К. с должности председателя.

А дальше события развивались примерно следующим образом. В. «просчи-тал», каким могло бы быть голосование депутатов за досрочное прекращение полномочий председателя совета. По его представлению из 21 депутата «за» могли про-голосовать 10 депутатов; столько же против. Один голос был непредсказуемым. Его обладателю В. и предложил деньги (15 тысяч рублей отдал сразу и пообещал еще 2000 евро «за поддержку политики, проводимой администрацией муниципального образования, направленной на сохранение целостности района, т.е. за лоббирование»).

Приговором Кандалакшского городского суда Мурманской области от 24 мая 2007 года, оставленным без изменения решением суда кассационной инстанции, гражданин В. был признан виновным в даче взятки должностному лицу, т.е. в совершении преступления, предусмотренного частью первой статьи 291 УК Российской Федерации. Суд квалифицировал действия В. как дачу взятки должностному лицу на том основании, что «взяткополучатель являлся законно избранным депутатом представительного органа местного самоуправления - Совета депутатов муниципального образования города Кандалакша с подве-домственной территорией, который был вправе принимать участие в решении всех вопросов, отнесенных к компетенции Совета депутатов, в том числе обладал правом принимать нормативные правовые акты (решения) в составе Совета депутатов, обязательные для исполнения предприятиями и организациями независимо от их ведомственной принадлежности и гражданами в пределах указанного муниципального обра-зования, то есть с момента избрания депутатом временно осуществлял функции представителя законодательной власти». Судебная коллегия по уголовным делам Мурманского областного суда в своем кассационном определении от 21 августа 2007 года согласилась с квалификацией действий В. как дачи взятки должностному лицу, и в своем решении отметила, что взяткополучатель, будучи депутатом представительного органа местного самоуправления, осуществлялзаконодательно-нормотворческую деятельность, а потому является представителем власти, то есть должностным лицом, соответствующим определению, сформулированному в примечании 1 к статье 285 УК Российской Федерации.

Несогласный с таким решением, В. собрал значительное количество заключе-ний различных государственных и негосударственных авторитетных организаций и обратился в Конституционный Суд РФ.

В своей жалобе в Конституционный Суд РФ В. указал, что депутат представи-тельного органа местного самоуправления не может быть признан должностным ли-цом для целей статьи 291 УК Российской Федерации, поскольку он не является пред-ставителем законодательной власти, как это было указано в мотивировке приговора суда. В жалобе отмечается, что Конституция Российской Федерации в статьях 10 и 12 четко разделяет органы государственной власти и органы местного самоуправления на различные институты. При этом законодательная власть является самостоятельной ветвью государственной власти. Кроме того, в жалобе отмечается, что оспариваемая норма должна применяться в правовом единстве с положениями части первой статьи 2 Федерального закона № 131-ФЭ, которые не относят депутатов к должностным лицам органа местного самоуправления. В жалобе утверждается, что применение в деле заявителя оспариваемой нормы в истолковании, придаваемом ей правоприменительной практикой, позволяющем признать депутата представительного органа местного самоуправления должностным лицом для целей статьи 291 УК Российской Федерации, не соответствует статьям 46 (часть 1) и 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

Для вынесения решения Конститу-ционному Суду РФ предстоит разобраться в нескольких вопросах:

1. Согласно примечанию к статье 318 Уголовного кодекса Российской Феде-рации представителем власти является должностное лицо, наделенное в установ-ленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости. Является ли депутат представи-тельного органа муниципального образования должностным лицом по смыслу законодательства о местном самоуправлении? Обладает ли он в соответствии с действующим законодательством распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости? В частности, обладает ли он указанными распорядительными полномочиями, которые он вправе и (или) обязан осуществлять единолично? Если обладает, то какими конкретно полномочиями?

В федеральном законодательстве о местном самоуправлении введено несколько терминов, характеризующих тех, кто работает в муниципальном образовании; законодатель различает депутатов, должностных лиц местного самоуправления, выборных должностных лиц, членов выборных органов местного самоуправления (статья 2 Федерального закона № 131 -ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»), Причем обращает на себя внимание, что должностное лицо местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления по смыслу Закона - это лицо, обладающее исполнительно- распорядительными полномочиями по ре-шению вопросов местного значения и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления. В отношении депутатов таких указаний в Законе нет. Полномочиями по решению вопросов местного значения обладают представительные органы в целом, а не отдельно взятый депутат.

1.1. Анализ законодательства субъектов РФ и муниципальных правовых актов показывает, что, осуществляя свои полномочия, депутат имеет право: участвовать при рассмотрении в органах местного самоуправления, предприятиях, учреждениях и организациях, находящихся на территории муниципального образования, любых вопросов, затрагивающих интересы избирателей; осуществлять по поручению представительного органа местного самоуправления контроль за исполнением решений, принятых представительным органом местного самоуправления; проверять по поручению представительного органа местного самоуправления, а также по собственной инициативе, с привлечением соответст-вующих должностных лиц местного самоуправления, общественных объединений, сведения о нарушении прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций; осуществлять контроль за рассмотрением направленных им предложений, заявлений и жалоб в органы местного самоуправления предприятий, учреждений и организаций, принимать личное участие в их рассмотрении; проводить собрания избирателей округа, встречи с трудо-выми коллективами и местными общественными организациями; участвовать в работе различных объединений избирателей, органов общественного территориального управления, трудовых коллективов, граждан по месту жительства и военнослужащих по воинским частям.

Вместе с тем, даже если депутат осуществляет свои полномочия индивиду-ально, например, проводит депутатское расследование, то результаты этой деятельности оформляются решением представительного органа муниципального образования, либо передаются в соответствующие органы для применения мер реагирования(например, по результатам проверок правоохранительными органами возбуждаются уголовные дела). Собственными властными полномочиями, позволяющими применить меры реагирования, депутаты не обладают.

Исследуя вопрос об особенностях содержания термина «должностное лицо» на муниципальном уровне, специалисты в области уголовного права отмечают, что должностным лицом признается субъект, имеющий право выдавать от имени органа местного самоуправления или муниципального учреждения официальные документы, обладающие юридической силой, предоставляющие права или освобождающие от обязанностей, подтверждающие определенный юридический факт, т.е. лицо, которое путем издания, утверждения, подписания документов в рамках своих полномочий организовывает, направляет, контролирует чужую деятельность, влияет на поведение других лиц, даже не подчиненных ему по службе. У депутата таких полномочий нет, поэтому его нельзя отнести к должностным лицам. Не относят депутатов представительных органов местного самоуправления к должностным лицам и авторы современных научных исследований по данной теме.

1.2. Следует особо оговорить, что ряд депутатов обладает иным статусом. Речь идет о председателе представительного органа, главе муниципального образова-ния, избранного депутатами из своего состава. У них иной объем полномочий. На-пример, председатель представительного органа муниципального образования может принимать на работу и увольнять сотрудников аппарата представительного органа. В этом случае можно говорить о наличии у председателя организационно-

распорядительных полномочий. Однако анализ представленных в распоряжение специалистов документов показывает, что в рассматриваемом деле речь идет об обычном депутате, работающем на неосвобожденной основе.

1.3. В примечании к статье 285 Уголовного кодекса указывается, что должно-стными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях. Разъяснения этих положений содержатся в постановлениях Пленума Верховного Суда РФ.

Так, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе» в качестве субъектов преступления называются лица, осуществляющие законодательную власть, называются члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Депутаты представительных органов муниципальных образований не указываются в качестве субъектов данных должностных преступлений. Как известно, согласно части 2 статьи 3 Уголовного кодекса РФ применение аналогии уголовного закона не допускается. Если бы Пленум относил к категории должностных лиц депутатов представительных органов местного самоуправления, они были бы включены в приведенный перечень сразу после депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

К сожалению, сложилась правоприменительная практика, что депутат пред-ставительного органа муниципального образования является должностным лицом, т.е. субъектом должностных преступлений. Как правило, позиция судов, которые выносят соответствующие обвинительные приговоры, сводится к следующему: «полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований, и в этих муниципальных образованиях депутаты представительного органа местного самоуправления, обладающего правом принимать от имени местного населения обязательные решения, действующие на территории муниципального образования, по предметам, отнесенным уставом этого образования к его ведению, осуществляют законодательно-нормотворческую власть».

Совокупный анализ статей 10 - 12 Конституции РФ показывает, что органы местного самоуправления не могут осуще-ствлять законодательную власть, поскольку не входят в систему органов государствен-ной власти.

1.4. Анализ правоприменительной практики показывает, что зачастую проис-ходит отождествление депутатов как представителей власти и представителей народа. Например, из текста приговора Кандалакшского городского суда Мурманской области от 24 мая 2007 года № 1-108 следует, что депутат является представителем граждан, представителем законодательной власти. Причем по смыслу используемых в приговоре формулировок речь должна идти о том, что депутат является представителем интересов избравшего его населения, изби-рателей, но никак не представителем власти, т.е. лицом, наделенным властными полномочиями, лицом обладающим правом «выступать от имени власти». Правом выступать от имени представительного органа обладает председатель представительного органа, но никак не рядовой депутат.

Современные исследователи определяют статус депутата представительного органа любого уровня исключительно как полномочного представителя населения, а не представителя власти.

Таким образом, понятие должностного лица, данное в примечании 1 к ст. 285 УК РФ не может относиться к депутатам муниципального уровня; депутат не вправе решить ни один вопрос единолично, а только в составе коллегиального органа. Приведенные аргументы в совокупности позволяют утверждать, что депутата представительного органа местного самоуправления невозможно отнести к должностным лицам в значении, придаваемом этому понятию Уголовным кодексом РФ.

2. Дает ли действующее законодательство основание считать, что участие депутата представительного органа муниципального образования в коллективном принятии решений на заседаниях представительного органа муниципального образования, в состав которого он входит, заседаниях комитетов, комиссий данного представительного органа есть осуществление им распорядительных полномочий в том их понимании, которое заложено в примечании к статье 318 Уголовного кодекса Российской Федерации?

Анализ полномочий представительного органа муниципального образования показывает, что орган в целом обладает довольно обширными полномочиями, в том числе распорядительными полномочиями (например, согласно части 10 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования вправе определять порядок управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности). Однако действующее законодательство не предусматривает уголовную ответственность коллегиального органа.

2.1. Согласно частей 6-9 статьи 35 Федерального закона № 131-ФЗ представи-тельный орган муниципального образования является коллегиальным органом, численный состав которого зависит от вида муниципального образования и численности населения и может колебаться в диапазоне 7-35 человек. Представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Решения принимаются, как правило, простым боль-шинством. Причем голоса всех депутатов равны.

Свои властные полномочия депутат реализует исключительно через работу в представительном органе путем совместного участия с другими депутатами в принятии решений, выработке рекомендаций, вынесении депутатского запроса и т. д. В этом и заключается специфика депутатской деятельности: в рамках представительного органа его голос может значить очень многое, однако никакой самостоятельной властью он не обладает.

Правоприменители зачастую ошибочно отождествляют наличие у депутата право голоса, право на участие в коллективном принятии решения и самого решения представительного органа. Следуя такой логике можно сказать, что избиратель, обладавший правом голоса и голосовавший в 1993 году за Конститу-цию РФ, являлся должностным лицом. А ведь это в корне неверная позиция.

2.2. Анализ муниципальных правовых актов показывает, что депутат обладает примерно следующим объемом полномочий на заседаниях представительного органа: избирать и быть избранным в комиссии и на соответствующие должности в Совете депутатов муниципального образования; высказывать мнение по персональному составу создаваемых Советом депутатов органов и кандидатурам должностных лиц, избираемых, назначаемых или утверждаемых Советом депутатов; вносить вопросы для рассмотрения Советом депутатов; вносить проекты нормативных правовых актов для рассмотрения на заседаниях Совета депутатов; вносить предложения и замечания по повестке дня, по порядку рассмотрения и существу обсуждаемых вопросов, поправки к проектам решений Совета депутатов; решающего голоса при принятии решения Советом депутатов; вносить предложения о заслушивании на заседании Совета депутатов внеочередного отчета или информации любого органа муниципально-го образования; участвовать в прениях, обращаться с запросами, задавать вопросы докладчикам и председательствующему на заседании, требовать ответа и давать ему оценку, выступать с обоснованием своих предложений по мотивам голосования, давать справки; оглашать на заседаниях Совета депутатов обращения граждан, имеющие общественное значение; на включение в протокол заседания Совета депутатов переданного председательствующему текста выступления, не оглашенного в связи с прекращением прений.

Кроме того, депутат принимает участие в работе комиссии, членом которой он является, вносит предложения, участвует в обсуждении рассматриваемых вопросов и принятии решений. В случае несогласия с решением комиссии по проекту правового акта, принимаемого Советом депутатов, депутат имеет право внести свое предложение в письменной форме в качестве самостоятельной поправки к проекту соответствующего правового акта. Поправки, внесенные депутатом в установленном порядке, подлежат обязательному рассмотрению Советом депутатов, и по ним проводится голосование.

Вместе с тем, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 №6 (ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммер-ческом подкупе» раскрывается, что судам следует понимать под организационно- распорядительными или административно-хозяйственными функциями. Организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. К административно- хозяйственным функциям могут быть, в частности, отнесены полномочия по управлению и распоряжению имуществом и денежными средствами, находящимися на балансе и банковских счетах организаций и учреждений, воинских частей и подразделений, а также совершение иных действий: принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения и т.п. Очевидно, что полномочия депутата представительного органа муниципального образования по участию депутата представительного органа муниципального образования в коллективном принятии решений на заседаниях представительного органа муниципального образования, в состав которого он входит, заседаниях комитетов, комиссий данного представительного органа носят иной характер и не совпадают с толкованием, данным Пленумом Верховного Суда РФ.

3. Отвечает ли понятие должностного лица (примечания к статьям 285, 318 Уголовного кодекса Российской Федерации) в системе действующего правового регулирования общеправовому критерию правовой определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, сформулированному Конституционным Судом Российской Федерации в целом ряде его решений (постановления от 25 апреля 1995 года, от 15 июля 1999 года, от 18 января 2001 года, др.)?

Многие ученые обращают внимание на то, что при формулировании примечания к статье 318 УК РФ законодатель допускает логическую ошибку в определении понятия «представитель власти» по отношению к дефиниции «должностное лицо», которая выражается в том, что допускается повторение того же самого другими словами: представителем власти является должностное лицо, а должностное лицо - это лицо, осуществляющее функции представителя власти.

Такая противоречивость в полной мере отражается и в текстах приговоров, когда депутаты именуются то представителями власти, то должностными лицами. Например, в определении Верховного Суда РФ от 29.03.2007 N 1-о07-9 депутаты называются представителями власти, то есть должностными лицами; в определении Верховного Суда РФ от 29.05.2008 N 35- 008-15сп депутаты именуются должностными лицами коллегиального органа местного самоуправления, осуществляющие функции представителя власти. В приговоре Кандалакшского городского суда Мурманской области от 24 мая 2007 года № 1- 108 депутат называется представителем граждан, представителем законодательной власти, осуществлявшим функции законодательной власти, т.е. должностным лицом. Иными словами даже у судов нет четкого понимания того, в чем заключается разница между этими терминами применительно к депутатам представительных органов муниципальных образований.

Таким образом, правоприменительная практика дает примеры распростране-ния термина «должностное лицо» на депутата представительного органа муници-пального образования, который, исходя из буквы закона, таковым не является. Депутат представительного органа муниципального образования, в том числе работающий на непостоянной основе, по своему статусу и юридической природе депутатского мандата является не представителем власти, а представителем населения муниципального образования. Иными словами, лица привлекаются к уголовной ответственности за преступления, которые не предусмотрены уголовным законодательством, что не соответствует части 2 статьи 54 Конституции РФ.

Деятельность по влиянию (воздействию) на депутатов представительных орга-нов муниципальных образований можно называть лоббированием, коррупцией, но не взяткой, т.е. уголовным преступлением. Безусловно, с коррупцией можно и нужно бороться и на муниципальном уровне в первую очередь. Для этого необходимо внесение соответствующих изменений в действующее законодательство.

Можно сделать общий вывод о том, что определения терминов «должностное лицо» и «представитель власти», содержащиеся в примечаниях к статьям 285 и 318 УК РФ не отвечают критерию правовой определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы. С учетом сложившейся правоприменительной практики, не соответствуют части 2 статьи 54 Конституции РФ.

Забегая вперед, можно предсказать, какое решение вынесет Конституционный Суд РФ. Еще в 1996 году Конституционный Суд РФ сформулировал довольно важную для рассмотрения данного дела позицию. По мнению Суда, отнесение тех или иных лиц к числу должностных лиц и к другим категориям специальных субъектов преступлений, а также установление конкретных признаков этих субъектов связано с особенностями формулировки в законе соответствующих составов преступлений и является исключительной прерогативой законодателя. Решение вопроса о понятии должностного лица как субъекта преступления не может быть выведено из буквы и смысла закрепленных в Конституции Российской Федерации положений, не затраги-вает конституционные права и свободы граждан и по своему характеру и значению не относится к числу конституционных. Оценка оснований, по которым законодатель счел необходимым установить опреде-ленные признаки, раскрывающие понятие должностного лица, находится за рамками полномочий Конституционного Суда Российской Федерации. Не относится к его полномочиям и установление наличия или отсутствия в характеристике статуса конкретного гражданина, подвергнутого наказанию за совершение должностного преступления, признаков должностного лица. Принятие решения по этому вопросу основывается не только на положениях примечания к статье 170 УК РСФСР, но и на исследовании и оценке фактических обстоятельств уголовного дела и относится к компетенции судов общей юрисдикции.

Поэтому с достаточно высокой степенью вероятности можно предсказать, что Конституционный Суд вынесет отказное определение. Согласно статье 43 Феде-рального конституционного закона от 21.07.1994 №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» Конституционный Суд РФ принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случае, если по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

Если бы заявитель иначе сформулировал вопрос, обращенный Суду, то и Суду было бы проще выносить иное решение (заявитель мог, например, ставить вопрос об объективном вменении). Тем более, что в кассационной жалобе адвокат В. фактически говорит именно об объективном вменении, очень верно констатируя, что 15 тысяч рублей В. передал депутату «за поддержку политики, проводимой администрацией муниципального образования, направленной на сохранение целостности района, т.е. за лоббирование. А эти действия... не являются взяткой, не запрещены нормами права и ответственность за них не предусмотрена. В действиях В. также отсутствует и субъективная сторона преступления, так как он действовал не в своих личных интересах, а в интересах политики, проводимой администрацией муниципального образования».

Шугрина, Е.С. Является ли депутат должностным лицом: уголовно-правовые и муниципально-правовые особенности правового статуса / Е.С.Шугрина // Местное право. - 2010. - № 4. - С. 3 - 11.

Статья 4. Досрочное прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления

1. Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях:

а) письменного заявления депутата о сложении своих полномочий;

б) утраты депутатом пассивного избирательного права при выборах в представительный орган местного самоуправления, выразившейся в утрате гражданства РФ или признании гражданина, являющегося депутатом, недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

в) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегося депутатом;

г) объявления гражданина, являющегося депутатом, умершим решением суда, вступившим в законную силу;

д) смерти депутата;

е) досрочного прекращения полномочий представительного органа местного самоуправления;

ж) избрания его депутатом иного представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо назначения, избрания на должности, перечисленные в п. 2 ст.1 настоящего Закона;

з) уклонения депутата от выполнения депутатских обязанностей, выразившегося в систематическом отсутствии без уважительных причин на заседаниях представительного органа или постоянных и временных органов, членом которых депутат избран;

и) признания в установленном порядке итогов выборов депутата недействительными.

2. Прекращение полномочий депутата представительного органа местного самоуправления в случаях, указанных в подпунктах "а", "б", "в", "г", "ж", "и" пункта первого настоящей статьи, фиксируется путем принятия представительным органом голосами более половины от установленного числа депутатов решения, констатирующего факт досрочного прекращения полномочий депутата.

3. Полномочия депутата в случаях, указанных в пункте 2 настоящей статьи, прекращаются со дня, определяемого решением представительного органа местного самоуправления.

4. Заявление депутата представительного органа местного самоуправления о сложении полномочий не может быть отозвано после принятия решения представительным органом местного самоуправления.

5. Полномочия депутата представительного органа местного самоуправления в случае, предусмотренном в подпункте "е" пункта первого настоящей статьи, прекращаются одновременно с досрочным прекращением полномочий представительного органа местного самоуправления.

6. Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа местного самоуправления по основанию, указанному в подпункте "з" первого пункта настоящей статьи, принимается представительным органом голосами не менее 2/3 от их общего установленного для представительного органа числа. Решение по пункту "з" может быть принято при условии применения ранее к данному депутату иных мер дисциплинарного характера. Полномочия депутата в указанных случаях прекращаются со дня, определяемого решением представительного органа.

7. Досрочно утративший свои полномочия депутат может вновь обрести их лишь в случае нового избрания.

8. Депутат представительного органа местного самоуправления, работающий в нем на постоянной оплачиваемой основе, в случае занятия деятельностью, а равно должности, не совместимой с работой в представительном органе местного самоуправления на постоянной основе, предупреждается о необходимости прекращения деятельности в представительном органе на оплачиваемой основе.

Решение о предупреждении принимается на сессии представительного органа местного самоуправления голосами более половины от числа депутатов, принимающих участие в работе сессии.

Решение об освобождении от работы на постоянной основе принимается на сессии представительного органа местного самоуправления независимо от наличия или отсутствия личного заявления депутата о сложении с себя полномочий, связанных с деятельностью в представительном органе местного самоуправления на постоянной основе, голосами более половины от установленного числа депутатов представительного органа.

Решение об освобождении от работы на постоянной основе принимается на заседании, следующем за тем, на котором было принято решение о предупреждении депутата, при условии, что депутат не выполнил требований о прекращении деятельности, не совместимой с работой в представительном органе местного самоуправления на постоянной основе.

После принятия решения об освобождении от работы на постоянной основе в трудовой книжке депутата производится запись об увольнении в соответствии с законодательством о труде РФ. Дата увольнения должна соответствовать дате вступления в силу решения об освобождении, кроме случаев, установленных законодательством о труде РФ.

Документ утратил силу

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Законом города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве" и иными законами города Москвы определяет права, обязанности и ответственность выборного должностного лица местного самоуправления, устанавливает основные правовые и социальные гарантии при осуществлении им своих полномочий.

Статья 1. Выборное должностное лицо местного самоуправления

1. Выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо, избранное населением непосредственно или из состава органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах.

2. К выборным должностным лицам местного самоуправления относятся:

1) Руководитель муниципального образования - высшее должностное лицо муниципального образования, наделенное уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и представляющее муниципальное образование во взаимоотношениях с органами местного самоуправления иных муниципальных образований, государственными органами, организациями и гражданами;

2) Председатель муниципального Собрания - выборное должностное лицо местного самоуправления, возглавляющее муниципальное Собрание, наделенное уставом муниципального образования собственной компетенцией;

3) иное выборное должностное лицо местного самоуправления - выборное должностное лицо местного самоуправления с определенными уставом муниципального образования полномочиями, а также член выборного органа местного самоуправления, сформированного на муниципальных выборах, за исключением депутатов муниципального Собрания.

3. Выборное должностное лицо местного самоуправления руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, Уставом города Москвы, настоящим Законом, иными законами города Москвы, уставом муниципального образования и иными правовыми актами органов местного самоуправления муниципального образования в городе Москве.

4. Выборное должностное лицо местного самоуправления может осуществлять свои полномочия на постоянной либо на непостоянной основе в соответствии с уставом муниципального образования.

Статья 2. Статус выборного должностного лица местного самоуправления

1. Для целей настоящего Закона под статусом выборного должностного лица местного самоуправления понимается совокупность прав, обязанностей и гарантий при осуществлении деятельности выборного должностного лица местного самоуправления.

2. Статус выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается федеральным законодательством, настоящим Законом, уставом муниципального образования.

3. На выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющее свои полномочия на постоянной основе, распространяется действие федерального законодательства о труде с особенностями, предусмотренными федеральными законами, настоящим Законом и иными законами города Москвы.

4. Выборное должностное лицо местного самоуправления не является муниципальным служащим муниципальной службы.

Статья 3. Срок полномочий выборного должностного лица местного самоуправления

1. Срок полномочий выборного должностного лица местного самоуправления устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

2. Решение об изменении срока полномочий выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборному должностному лицу местного самоуправления, избранному после вступления в силу соответствующего решения.

Статья 4. Осуществление полномочий выборного должностного лица местного самоуправления

1. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством, законами города Москвы.

2. Полномочия Руководителя муниципального образования начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного Руководителя муниципального образования.

3. Полномочия Председателя муниципального Собрания начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы муниципального Собрания нового созыва.

4. Полномочия иных выборных должностных лиц местного самоуправления начинаются со дня их избрания и прекращаются со дня начала работы соответствующего выборного органа местного самоуправления нового состава.

5. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления на период его отсутствия в случаях отпуска, командировки, болезни, досрочного прекращения полномочий могут быть возложены решением муниципального Собрания на депутата муниципального Собрания.

Статья 5. Основания для досрочного прекращения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления

1. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления досрочно прекращаются в случаях:

1) смерти;

2) отставки по собственному желанию;

3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда;

6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

7) прекращения гражданства Российской Федерации, прекращения гражданства иностранного государства - участника международного договора Российской Федерации, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право быть избранным в органы местного самоуправления;

8) отзыва избирателями, если такая возможность предусмотрена уставом муниципального образования;

9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления;

10) в иных случаях, установленных федеральным законодательством.

2. Полномочия Руководителя муниципального образования, кроме случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, прекращаются досрочно в случаях:

1) отрешения от должности в соответствии с федеральным законодательством;

2) установленной в судебном порядке стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия Руководителя муниципального образования.

3. Досрочное прекращение полномочий выборного должностного лица оформляется решением муниципального Собрания.

Статья 6. Права выборного должностного лица местного самоуправления

1. Выборное должностное лицо местного самоуправления при осуществлении своих полномочий имеет право на:

1) организационно-техническое обеспечение его деятельности;

2) получение в установленном порядке информации и материалов, использование нормативной базы по городу Москве;

3) посещение в установленном порядке расположенных на территории муниципального образования организаций независимо от форм их собственности;

4) выезды в служебные командировки в установленном законодательством порядке в соответствии с предоставленными полномочиями;

5) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство, связанных с исполнением им полномочий;

6) подготовку и внесение проектов нормативных правовых актов в представительный орган местного самоуправления.

2. Выборное должностное лицо местного самоуправления может иметь другие права, предусмотренные уставом муниципального образования, в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы.

Статья 7. Обязанности выборного должностного лица местного самоуправления

Выборное должностное лицо местного самоуправления в пределах своих полномочий обязано:

1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, законы города Москвы и устав муниципального образования;

2) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

3) исполнять решения органов местного самоуправления;

4) своевременно рассматривать обращения граждан, руководителей общественных объединений, организаций, государственных органов и их должностных лиц, принимать по ним решения;

5) соблюдать трудовую дисциплину и установленный порядок работы со служебной информацией и документами;

6) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением полномочий сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Статья 8. Ограничения, связанные с исполнением полномочий выборного должностного лица местного самоуправления

Выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом Московской городской Думы, депутатом законодательного (представительного) органа иного субъекта Российской Федерации, депутатом, выборным должностным лицом органа местного самоуправления в ином муниципальном образовании, а также замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности муниципальной службы.

Статья 9. Ограничения, связанные с исполнением полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе

1. Выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющее свои полномочия на постоянной основе, помимо ограничений, установленных статьей 8 настоящего Закона, не вправе:

1) заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, при этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

2) состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если ему не поручено в порядке, установленном уставом муниципального образования, участие (на безвозмездной основе) в органе управления коммерческой организации, имеющей в уставном капитале долю средств, находящихся в собственности муниципального образования;

3) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

4) использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового, а также информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;

5) получать гонорары за публикации и выступления в качестве выборного должностного лица;

6) выезжать в командировки за счет физических и юридических лиц, за исключением командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности с органами местного самоуправления муниципальных образований Российской Федерации и иностранных государств, а также органов государственной власти города Москвы с государственными органами иностранных государств, международными и некоммерческими иностранными организациями;

7) получать от физических и юридических лиц вознаграждения (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения) за действия, связанные с исполнением им должностных обязанностей;

8) принимать награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций без соблюдения порядка, установленного федеральным законодательством.

9) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

2. Иные ограничения, связанные с осуществлением выборным должностным лицом местного самоуправления своих полномочий, могут устанавливаться федеральными законами, законами города Москвы и уставом муниципального образования.

Статья 10. Гарантии и компенсации выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе

1. Выборному должностному лицу местного самоуправления, осуществляющему свои полномочия на постоянной основе, гарантируется:

1) предоставление ежегодного оплачиваемого отпуска продолжительностью 30 календарных дней и дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 15 календарных дней. По желанию выборного должностного лица оплачиваемый отпуск и дополнительный оплачиваемый отпуск могут предоставляться по частям, при этом продолжительность одной из частей предоставляемого отпуска не может быть менее 14 календарных дней;

2) предоставление ежегодно бесплатной путевки с оплатой проезда к месту отдыха и обратно или соответствующей компенсации при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

4) медицинское обслуживание выборного должностного лица местного самоуправления и членов его семьи, в том числе после выхода его на пенсию при наличии стажа, дающего право на ежемесячную доплату к пенсии по старости или инвалидности при наличии ограничения способности к трудовой деятельности III или II степени;

5) страхование на случай причинения вреда жизни, здоровью и имуществу в связи с исполнением им полномочий;

6) выплата в размере десяти ежемесячных денежных вознаграждений при прекращении исполнения полномочий выборного должностного лица местного самоуправления в связи с выходом на пенсию, в том числе по инвалидности независимо от возраста. Данная выплата производится один раз, независимо от избрания его вновь выборным должностным лицом местного самоуправления, от поступления на муниципальную службу, а также на государственную службу или замещения государственной должности города Москвы;

7) выплата одного ежемесячного денежного вознаграждения при достижении 50 лет и далее каждые 5 лет;

8) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период осуществления им своих полномочий;

10) пенсионное обеспечение, а также в случае смерти выборного должностного лица местного самоуправления, наступившей в связи с осуществлением этим лицом своих полномочий, пенсионное обеспечение членов его семьи в порядке и на условиях, установленных федеральным законодательством;

11) ежемесячная доплата к пенсии по старости или инвалидности III или II степени, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". Доплата к пенсии устанавливается при условии увольнения в период осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления при наличии стажа муниципальной (государственной) службы не менее 12,5 года у мужчин и не менее 10 лет у женщин. При осуществлении полномочий выборным должностным лицом местного самоуправления от 1 года до 4 лет включительно доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма пенсии и доплаты к ней составляла 80 процентов от 0,22 суммы денежного вознаграждения на день прекращения полномочий и размера соответствующей надбавки при наличии почетного звания Российской Федерации. При осуществлении полномочий выборным должностным лицом местного самоуправления свыше 4 лет доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма пенсии и доплаты к ней составляла 80 процентов от 0,27 суммы денежного вознаграждения на день прекращения полномочий и размера соответствующей надбавки при наличии почетного звания Российской Федерации. В случае установления пенсии по инвалидности III или II степени в период исполнения полномочий выборным должностным лицом местного самоуправления в городе Москве доплата к пенсии устанавливается в максимальном размере независимо от продолжительности исполнения им полномочий. Ежемесячная доплата к пенсии пересчитывается при увеличении в централизованном порядке денежного вознаграждения или изменении размера назначенной пенсии. Максимальный размер суммы пенсии и доплаты выборного должностного лица не может превышать максимально возможного размера суммы пенсии и доплаты главы управы района, на территории которого создано муниципальное образование.

12) выплата одного ежемесячного денежного вознаграждения при наличии общего трудового стажа 20 лет и далее каждые пять лет.

2. Членам семьи или лицам, осуществляющим похороны выборного должностного лица местного самоуправления, возмещаются расходы на ритуальные услуги в порядке и на условиях, установленных для государственных служащих города Москвы.

3. Время работы выборного должностного лица местного самоуправления в органе местного самоуправления на постоянной основе засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж муниципальной или государственной службы в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы.

4. Социальные гарантии, предусмотренные пунктами 5-7 части 1 настоящей статьи, предоставляются в порядке и на условиях, установленных для муниципальных служащих муниципальной службы в городе Москве.

5. За выборным должностным лицом местного самоуправления, вышедшим на пенсию в период исполнения им своих полномочий, сохраняются социальные гарантии, предусмотренные пунктами 2, 4 части 1 настоящей статьи, при наличии права на ежемесячную доплату к пенсии.

6. Под членами семьи выборного должностного лица местного самоуправления в настоящей статье понимаются супруг (супруга), несовершеннолетние дети, дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения.

7. Привлечение выборного должностного лица местного самоуправления к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, производится в соответствии с федеральным законодательством. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении выборного должностного лица местного самоуправления либо о привлечении его в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления, принимается Прокурором города Москвы.

8. Гарантии прав выборного должностного лица местного самоуправления при задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении его иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении выборного должностного лица местного самоуправления, занимаемого им жилого и (или) служебного помещения, его багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых им средств связи, принадлежащих ему документов устанавливаются федеральным законодательством.

Статья 11. Поощрение выборного должностного лица местного самоуправления

1. Поощрение выборного должностного лица местного самоуправления осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством, законами города Москвы, уставом муниципального образования.

2. Виды поощрений, установленные для муниципальных служащих муниципальной службы в городе Москве, применяются в отношении выборного должностного лица местного самоуправления.

3. Решение о поощрении выборного должностного лица местного самоуправления принимает муниципальное Собрание.

Статья 12. Оплата труда выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе

1. Размеры и условия оплаты труда выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются муниципальным Собранием самостоятельно.

2. В случае если в муниципальном образовании уровень расчетной бюджетной обеспеченности является основанием для предоставления дотаций, оплата труда выборного должностного лица местного самоуправления осуществляется в виде ежемесячного денежного вознаграждения, не превышающего 1/12 годового фонда оплаты труда главы управы района с учетом группы по оплате труда в зависимости от численности населения (по нормативам образования фонда оплаты труда, установленным нормативными правовыми актами города Москвы для государственных гражданских служащих государственной гражданской службы города Москвы).

3. Иному выборному должностному лицу местного самоуправления устанавливается ежемесячное денежное вознаграждение в размере, не превышающем 70 процентов ежемесячного денежного вознаграждения Руководителя муниципального образования.

4. Выборному должностному лицу местного самоуправления, которому присвоено почетное звание Российской Федерации, выплачивается надбавка в размере 20 процентов денежного вознаграждения.

Статья 13. Личное дело выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе

1. Сведения о выборном должностном лице местного самоуправления отражаются в его личном деле.

2. Личное дело выборного должностного лица местного самоуправления ведется в порядке, предусмотренном для ведения личных дел государственных гражданских служащих государственной гражданской службы города Москвы.

3. Личное дело по требованию выборного должностного лица местного самоуправления предоставляется ему для ознакомления.

Статья 14. Ответственность выборного должностного лица местного самоуправления

Выборное должностное лицо местного самоуправления несет ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы.

Статья 15. Финансирование расходов, связанных с исполнением полномочий выборным должностным лицом местного самоуправления

Финансирование расходов, связанных с исполнением полномочий выборным должностным лицом местного самоуправления, производится за счет средств, предусмотренных на содержание органов местного самоуправления в бюджете муниципального образования.

Статья 16. Вступление настоящего Закона в силу
  • Закон Московской области от 30.05.2001 N 98/2001-ОЗ О внесении изменений в Закон Московской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления в Московской области"
  • Закон Московской области от 06.10.1999 N 69/99-ОЗ
  • Закон Московской области от 11.05.1999 N 23/99-ОЗ О внесении изменения в Закон Московской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления в Московской области"
  • Закон Московской области от 28.04.1999 N 22/99-ОЗ О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления в Московской области"
  • Решение Мособлдумы от 02.06.2004 N 5/100 О признании утратившим силу решения Московской областной Думы от 24.05.2000 N 7/99 "О проекте закона Московской области "О внесении изменений и дополнений в Закон Московской области "О статусе депутата представительного органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления в Московской области"
  • Выбор редакции
    1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 32 Причины возникновения: У восточных славян родоплеменные, кровнородственные отношения сменяются на военные,...

    Русь - исторически сформировавшееся название, которое получили земли восточных славян. Впервые оно употреблялось как название...

    Происки недругов способны существенно подпортить репутацию и жизнь. Ненавистники имеют в своем арсенале много сплетен, интриг, козней. От...

    Хотите овладеть Магией Обольщения? Сделать свое Тело Идеальным? Убрать морщины и излишки там где не нужно? Прибавить там где...
    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.Присоединяйтесь к нам в...
    Общеизвестна сила магии цыган. Даже в наши дни имеется множество свидетельств чудесам, которые вытворяют цыганские ворожеи. В их активах...
    Мощные заговоры от пьянства помогут человеку избавиться от пагубной привычки, вернуть здоровье и наладить взаимоотношения с окружающими....
    Сталкивается уже на рубеже VIII-IX вв. Объединившись с варяжскими дружинами, восточные славяне совершали набеги на византийские владения...
    Преподобный Алексий, человек Божий, родился в Риме от знатных и благочестивых родителей. Отец его Евфимиан был сенатором. Он отличался...