Основы право и социальная работа. Государственно-правовые основы социальной работы


КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Содержание и организация социально-правовой работы
при выполнении служебно-боевых задач"

Введение

Основы социально правовой работы во внутренних войсках

Заключение

Список литературы

Введение

Морально-психологическое обеспечение является основным видом обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск при несении боевой службы, действиях по обеспечению правового режима чрезвычайного положения, при чрезвычайных обстоятельствах, вооруженных конфликтах и введении военного положения, а так же при приведении войск в различные степени боевой готовности. Одним из компонентов морально-психологического обеспечения является социально-правовое обеспечение и укрепление воинской дисциплины, отдельным направлением из которого можно выделить "социально-правовое обеспечение".

Одними из основных задач морально-психологического обеспечения являются:

изучение и доведение до военнослужащих решений органов государственной власти и задач возложенных на войска;

формирование у личного состава войск чувства ответственности за соблюдение конституции и законов, выполнение воинского долга и поставленных служебно-боевых задач;

реализация правовых и социальных гарантий военнослужащих, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами, поддержание взаимодействия с органами государственной власти в целях решения социальных проблем военнослужащих, обеспечения войск всем необходимым для их служебно-боевой деятельности.

Вышеуказанные задачи решаются в процессе проведения социально-правовой работы, которая призвана обеспечить социально-правовой режим деятельности внутренних войск, предусмотренный Конституцией, законодательством Российской Федерации, готовить и воспитывать в войсках не только высокопрофессиональных защитников Отечества, но и полноправных граждан нашего общества, сознательно, с оружием в руках защищающих это общество.

Военно-социальная работа организуется и проводится в целях создания социальных условий для эффективного выполнения военнослужащими служебных обязанностей в ходе повседневной и боевой деятельности войск,практической реализации социальных гарантий военнослужащих и членов их семей, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.

На современном этапе смены экономической, политической формации государства, реформирования внутренних войск, создание социальных условий для служебно-боевой деятельности имеет огромное значение. Поэтому после рассмотрения итогов социально-правовой работы на военном совете внутренних войск МВД РФ, главнокомандующим внутренними войсками МВД РФ по итогам работы военного совета был издан приказ от 25 апреля 2001года № 165 " О повышении эффективности социально - правовой работы во внутренних войсках МВД России".

Практикой доказано, что чем лучше создаются социальные условия для служебно-боевой деятельности, тем качественнее и результативнее выполняются служебно-боевые задачи, стоящие перед войсками. И если в прошлом был накоплен определенный опыт социально-правовой работы в войсках, то с началом распада Советского союза, ростом количества межнациональных конфликтов, "горячих точек", внутренние войска стали привлекаться к выполнению служебно-боевых задач в отрыве от пунктов постоянной дислокации в локальных конфликтах, где остро встала проблема создания социальных условий для служебно- боевой деятельности.

Поэтому предметом данной курсовой работы является - социально-правовая работа при выполнении служебно-боевых задач.

Цель данной курсовой работы: раскрыть содержание и особенности социально-правовой работы с военнослужащими в полку, бригаде при выполнении служебно-боевых задач.

Основные задачи работы:

рассмотреть основы социально-правовой работы во внутренних войсках;

раскрыть ее особенности при выполнении служебно-боевых задач;

разработать перечень мероприятий социально-правовой работы при выполнении служебно-боевых задач.

I. Основы социально-правовой работы во внутренних войсках

Наряду с поддержанием боевой и мобилизационной готовности войск, выполнением задач, установленных Федеральным законом О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, определенных Президентом Российской Федерации по участию в контртеррористических операциях, одним из основных направлений деятельности всех должностных лиц и органов военного управления внутренних войск считается реализация комплексных мер социальной защите военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала.

Под социально-правовой работой понимается комплекс организационных и правовых мероприятий, направленных на социальную защиту законных прав военнослужащих и членов их семей, проводимый органами по работе с личным составом во взаимодействии с другими органами военного управления под руководством командиров различных степеней.

Главной целью социально-правовой работы считается создание необходимых социально-правовых условий для выполнения военнослужащими служебно-боевых задач.

В основу социально-правовой работы во внутренних войсках положено последовательное и настойчивое выполнение требований Конституции Российской Федерации, действующего законодательства Российской Федерации, Военной присяги, общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России и главнокомандующего внутренними войсками МВД России.

Основными задачами социально-правовой работы во внутренних войсках являются:

своевременная и полная реализация (в пределах компетенции органов военного управления внутренних войск) установленных законодательством льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим и членам их семей;

социальная поддержка членов семей погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы и получивших инвалидность военнослужащих;

разработка предложений по вопросам совершенствования федеральных законов о правах, льготах, гарантиях и компенсациях военнослужащим и членам их семей;

взаимодействие с федеральными органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными, благотворительными организациями в интересах социальной защиты военнослужащих, членов их семей, граждан, уволенных с военной службы;

обеспечение личного состава всеми видами довольствия, соблюдение в воинских частях (подразделениях) правил размещения и быта военнослужащих определенных общевоинскими уставами;

решение социальных проблем, связанных с охраной здоровья, проведением медико-психологической реабилитации (протезированием), санаторно-курортным обслуживанием военнослужащих, получивших увечья (ранения, травмы, контузии) при исполнении обязанностей военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в ходе контртеррористических операций;

оказание помощи в переподготовке военнослужащих, увольняемых в запас, проходивших военную службу по контракту;

организацию правового консультирования, работы по разъяснению военнослужащим, членам их семей установленных законодательством льгот, гарантий и компенсаций.

Основные усилия при организации и проведении социально-правовой работы во внутренних войсках сосредоточены на обеспечение гарантий, предусмотренных законодательством военнослужащим, участвовавшим в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, ветеранам боевых действий на территории СССР и территориях других государств, выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, ветеранам военной службы и участникам контртеррористических операций.

Первостепенное внимание при проведении социально-правовой работы уделяется своевременной и полной реализации установленных законодательством льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим, получившим увечья (ранения, травмы, контузии), и членам семей военнослужащих, погибших (умерших) при проведении контртеррористических операций.

Руководство работой по социальной защите военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала осуществляется командующими войсками округов, начальниками военно-учебных заведений, учреждений, командирами соединений и воинских частей (подразделений) внутренних войск.

Организация и проведение конкретных мероприятий по основным направлениям социально-правовой работы возложены на заместителей командиров в соответствии с должностными обязанностями.

Ответственность за действенность работы по социальной защите военнослужащих, членов их семей и гражданского персонала возложена на заместителей командующих (командиров, начальников) по работе с личным составом.

Так например в рамках проведения социально-правовой работы проводятся мероприятия по следующим направлениям:

Начальниками штабов объединений, соединений и воинских частей внутренних войск МВД России:

принимаются меры к обеспечению безопасных условий военной службы, сохранению жизни и здоровья военнослужащих, поддержанию в воинских частях и подразделениях уставного внутреннего порядка;

обеспечивается контроль за выполнением требований законодательства об увольнении в запас военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, выслуживших установленные сроки военной службы (в том числе и в льготном исчислении);

введена в действие система работы, установленная Инструкцией о порядке представления и ведения систематизированного учета информации о гибели (смерти) военнослужащих внутренних войск МВД России, наступившей при исполнении обязанностей военной службы.(Приложение 1).

Заместителями командиров различных степеней по работе с личным составом:

осуществляется координация деятельности подразделений органов военного управления и должностных лиц в вопросах социальной защиты военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала;

планируется работу по разъяснению военнослужащим, членам их семей установленных законодательством льгот, гарантий и компенсаций и порядка их реализации;

разрабатываются памятки о льготах, гарантиях и компенсациях военнослужащим, членам их семей. Организовывается работа по обеспечению ими военнослужащих, в том числе и убывающих для выполнения СБЗ в Группировку внутренних войск МВД России в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации;

осуществляются мероприятия по взаимодействию с федеральными органами законодательной и исполнительной власти (органами местного самоуправления), общественными организациями в интересах социальной защиты военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала.

Начальниками отделов кадров и строевых частей:

осуществляется контроль за исполнением законодательства о порядке прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами); реализацией представлений к награждению военнослужащих государственными наградами; оформлением документов, необходимых для осуществления установленных действующим законодательством льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.

Заместителями командиров по тылу:

принимаются меры к своевременному материальному обеспечению военнослужащих, созданию условий в подразделениях для размещения, быта и отдыха военнослужащих, определенных общевоинскими уставами, особенно при выполнении СБЗ в пунктах временной дислокации;

осуществляется постоянный контроль за обеспечением военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и членов семей военнослужащих, погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, жильем с учетом социальных норм и выделяемых денежных средств на строительство и обустройство войск, в том числе с привлечением внебюджетных средств.

Офицеры юридических служб:

принимают участие в подготовке предложений по совершенствованию законодательства и издании нормативных правовых актов МВД России, главнокомандующего внутренними войсками МВД России по вопросам социально-правовой работы;

при осуществлении мероприятий правового обеспечения, в ходе правового консультирования военнослужащих, членов их семей разъясняют им установленные законодательством льготы, гарантии и компенсации и порядок их реализации;

обеспечивают в установленном порядке защиту правовыми средствами интересов внутренних войск в судебных инстанциях.

Офицерами юридических служб внутренних войск в 2002 году принято участие в разработке 97 проектов федеральных законов, 18 Указов и распоряжений Президента Российской Федерации, 83 постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. Проведено консультирование по вопросам социальных прав и гарантий более 25.000 военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей.

Начальниками медицинских служб и учреждений:

осуществляются дополнительные меры по повышению эффективности профилактических, лечебно-оздоровительных и медицинских реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья личного состава, обратив особое внимание на военнослужащих, получивших увечья (ранения, травмы, контузии) и заболевания при исполнении обязанностей военной службы. Своевременно оформляются им медицинские документы для реализации установленных законодательством льгот, гарантий и компенсаций, оказывается при необходимости медицинскую помощь после увольнения в запас;

определяется порядок ежегодного предоставления бесплатных путевок нуждающимся супругам и родителям погибших (умерших, пропавших без вести) в ходе контртеррористических операций военнослужащих в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения внутренних войск.

Так выполняя постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 1999 года № 936 в санаториях внутренних войск прошли реабилитационное лечение 165 членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы на территории Северо-Кавказского региона, из них в 2002 году - 46 человек. На эти цели за счет средств федерального бюджета войсками израсходовано 1 млн.75 тыс. рублей.

Начальниками финансовых служб:

обеспечивается полнота и своевременность выделения денежных средств для осуществления установленных законодательством социальных выплат (в пределах компетенции внутренних войск);

принимаются дополнительные меры по предупреждению злоупотреблений служебным положением в расходовании финансовых средств и проведении выплат военнослужащим денежных средств за фактическое участие в контртеррористических операциях.

Немедленно сообщается об этом родственникам, военному комиссару, командиру воинской части внутренних войск по месту жительства погибшего (умершего). В трехдневный срок членам семей и родителям погибших (умерших) направляются соответствующие разъяснения о перечне установленных законодательством льгот, гарантий и компенсаций и порядке их реализации. Представителям воинских частей, сопровождающим тело погибшего (умершего) военнослужащего, выдавется аванс на его погребение. Ими оказывается помощь родителям (членам семьи) в сборе и оформлении документов, необходимых для осуществления выплат единовременного пособия и денежных средств на изготовление и установку надгробия, в открытии счетов в отделении Сбербанка России; уточняются адреса места жительства, паспортные данные, банковские реквизиты; информируются военные комиссариаты, органы местного самоуправления, ближайшая воинская часть внутренних войск об оказании помощи семье погибшего (умершего).

Выплаты единовременных пособий, расходов по оплате ритуальных услуг, изготовлению и установке надгробных памятников (далее - социальные выплаты) производятся в течение 15 дней с момента поступления необходимых документов (но не позднее 1 месяца со дня гибели (смерти) военнослужащего). В десятидневный срок со дня обращения застрахованного лица (выгодоприобретателя) оформляются и выдаются (направляются) получателям страховых сумм установленного образца документы, необходимые для принятия решения о выплате страховых сумм.

По фактам необоснованных задержек социальных выплат, отказе в предоставлении и оформлении документов, необходимых для принятия объективного решения о выплате страховых сумм военнослужащим и членам их семей (родителям), проводятся административные расследования с привлечением виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Семьи военнослужащих, погибших (умерших, получивших инвалидность) при исполнении обязанностей военной службы, по месту их жительства закрепляются за воинскими частями внутренних войск, для оказания им помощи в решении социальных проблем, реализации совместно с органами социального обеспечения (пенсионного обеспечения МВД), руководителями органов местного самоуправления установленных законодательством льгот.

С участием лиц командования округов, соединений и воинских частей проводятся встречи с членами семей погибших (умерших) военнослужащих, принимаюся меры к разрешению на местах возникающих у них бытовых проблем, в том числе: определению детей в ясли, детские сады; трудоустройству членов семей; оказанию помощи в поступлении в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования.

В период проведения психореабилитации военнослужащих, выполнявших СБЗ в Группировке внутренних войск, организовывается и проводится с ними комплекс мероприятий, направленных на решение социальных проблем и оказание правовой консультативной помощи.

Организовывается в управлениях соединений не реже 1 раза в полугодие, в управлениях воинских частей не реже 1 раза в квартал, в подразделениях ежемесячно проведение вечеров вопросов и ответов по социально-правовым проблемам военнослужащих, практикуется приглашение на них родителей и членов семей военнослужащих.

С участием представителей войсковой общественности обеспечивается гласность и контроль за распределением среди военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала жилья, путевок в санатории и дом отдыха внутренних войск, гуманитарной помощи, спонсорских средств.

В воинских частях организована работа комиссий по социальным вопросам военнослужащих внутренних войск, членов их семей и гражданского персонала. Основные задачи комиссии являются:

координация деятельности должностных лиц ГКВВ, округов, военно-учебных заведений, соединений, воинских частей и подразделений, органов военного управления по вопросам реализации мер социальной защиты, установленных законодательством, нормативными правовыми актами МВД России, главнокомандующего внутренними войсками МВД России льгот и гарантий военнослужащих и членов их семей;

рассмотрение спорных вопросов, связанных с применением законодательства, нормативных правовых актов МВД России, главнокомандующего внутренними войсками МВД России, касающихся реализации социальной и правовой защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих;

участие в подготовке предложений в проекты законов, нормативных правовых актов МВД России, главнокомандующего внутренними войсками МВД России по вопросам обеспечения социально-правовой защиты военнослужащих и членов их семей.

В ходе своей работы комиссия:

- àнализирует состояние социальной и правовой защиты военнослужащих и членов их семей, участвует в разработке методических рекомендаций и оказании консультативной помощи должностным лицам органов военного управления внутренних войск по социальным вопросам;

вносит предложения о проведении научных исследований, конференций, семинаров, совещаний по проблемам социальной защиты. Внедряет положительный опыт организации этой работы;

заслушивает отчеты иных должностных лиц органов военного управления внутренних войск о проводимой работе по решению социальных вопросов военнослужащих и членов их семей;

- àнализирует причины нарушений прав и законных интересов военнослужащих, их гибели и ранения, разрабатывает меры по профилактике и предупреждению таких случаев;

оформляет и ведет учетное дело семьи погибшего (умершего) военнослужащего, контрольно-наблюдательную карту по учетному делу семьи погибшего (умершего) военнослужащего;

готовит и представляет по команде в ГКВВ МВД России отчет о состоянии работы с семьями погибших (умерших) и пострадавших при исполнении обязанностей военной службы военнослужащих внутренних войск и материалы о состоянии работы в сфере социальной и правовой защиты военнослужащих и членов их семей, вносит предложения по ее совершенствованию;

разрешает спорные вопросы, связанные с определением порядка и условий использования внебюджетных средств для оказания материальной помощи военнослужащим, получившим ранения (контузии), иные повреждения здоровья при исполнении обязанностей военной службы, а также оказывает содействие в решении социально-бытовых проблем семей погибших (умерших) и раненых военнослужащих;

истребует, при необходимости, материалы из нижестоящих органов военного управления внутренних войск по реализации мер социальной защиты, установленных законом льгот и гарантий в отношении военнослужащих для проверки правильности и обоснованности принятых решений.

Конкретные мероприятия по социально-правовой работе в воинской части отражаются в плане морально- психологического обеспечения служебно-боевой деятельности отдельным разделом.

Основными формами социально-правовой работы во внутренних войсках являются: проведение проверок соблюдения законодательства о правах и льготах военнослужащих и контроль за полным доведением до них положенных норм продовольствия; индивидуальное и коллективное консультирование военнослужащих по социально-правовым вопросам; проведением лекций, семинаров, бесед, занятий по социально-правовой тематике, организация вечеров вопросов и ответов; встречи с руководством органов местного самоуправления по решению вопросов соблюдения прав и льгот военнослужащих; работа с письмами, жалобами и заявлениями военнослужащих и членов их семей по социальным вопросам, прием посетителей.

Состояние социально-правовой работы во внутренних войсках МВД РФ рассматривается при подведении итогов по направлениям служебно-боевой деятельности войск в следующие сроки:

ГКВВ МВД РФ - полугодие, год;

округ ВВ МВД РФ - полугодие, год;

соединение - ежеквартально;

воинская часть - ежемесячно.

Приказы о состоянии социально-правовой работы издаются: в округах, военно-учебных заведениях, учреждениях - не реже одного раза в год; в соединениях и воинских частях - не реже одного раза в полугодие.

Сложившаяся система социально-правовой работы во внутренних войсках МВД России в основном позволяет создать социальные условия для эффективного выполнения военнослужащими служебных обязанностей в ходе повседневной и боевой деятельности внутренних войск, поддержания в них правопорядка и воинской дисциплины, практической реализации социальных гарантий военнослужащим и членам их семей, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами.

социальная работа военнослужащий войско

Внутренние войска МВД России входят в систему Министерства внутренних дел Российской федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

Исходя из предназначения и возложенных на войска задач, следует отметить, что военнослужащие внутренних войск выполняют служебно-боевые задачи связанные с риском для жизни, в режиме повышенной служебной нагрузки, часто в отрыве от пунктов постоянной дислокации. Данные особенности служебно-боевой деятельности внутренних войск на особое место выдвигают задачу по обеспечению социальных условий для эффективного выполнения поставленных задач, решаемую в ходе осуществления социально-правовой работы.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.99 г. № 232 во внутренних войсках МВД России был организован и проводился мониторинг социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей в 2002 году. В ходе исследования было охвачено 5000 военнослужащих внутренних войск и членов их семей.

Программой проведения мониторинга среди военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, были определены следующие направления исследования:

денежное довольствие, анализ дополнительных доходов военнослужащих и членов их семей;

степень удовлетворенности военнослужащих по контракту о повышении денежного содержания и отмене ряда льгот;

продовольственное, вещевое, квартирно-эсплутационное, медицинское обеспечение военнослужащих;

правовое, вещевое, квартирно-эксплуатационное, медицинское обеспечение военнослужащих;

реализация льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим выполняющим служебно-боевые задачи на территории Чеченской республики, семьям погибших и пострадавших военнослужащих, установленных действующим законодательством Российской федерации;

особенности социально-экономического и правового положения военнослужащих, проходящих военную службу по призыву.

Анализ результатов мониторинга показал наличие во внутренних войсках некоторых проблем, непосредственно влияющих на отношение военнослужащих к службе, социальное самочувствие членов их семей.

Проведенный опрос участников боевых действий свидетельствует, что более 90 % респондентов участвовали в выполнении задач военной службы на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации. Абсолютное их число (81,5%) считают, что участие в боевых действиях по защите конституционного строя, территориальной целостности страны соответствует их убеждениям и является долгом, который они сознательно выполняют перед Родиной. Только 9,5 % респондентов заявили, что их интересует прежде всего материальная сторона. Более 95% участников боевых действий регулярно получают ежемесячные денежные выплаты связанные с выполнением задач военной службы на территории Чеченской республики.

Вместе с тем, действующая система стимулирования военнослужащих участвующих в выполнении задач на территории Чеченской республики не устраивает абсолютное число респондентов, в связи с тем, что выделяемый лимит денежных средств на месяц не соответствует фактическому участию личного состава в боевых действиях.

Справочно: проведенное исследование в войсках Уральского округа ВВ МВД России показало, что денежные выплаты за непосредственное участие в боевых действиях получают 12% участников боевых действий, 33% - на поставленный вопрос ответили когда как, дали отрицательный ответ 53% респондентов.

В войсках Северо-Кавказского округа ВВ МВД России ответы респондентов на поставленный вопрос распределились соответственно: 8,5%, 17,6% и 42,8%, остальные затруднились с ответом. Более 85% участников боевых действий неудовлетворенны решением своей жилищной проблемы и не видят перспектив ее решения.

Сложившаяся система распределения денежного вознаграждения за участие в контртеррористических операциях создает нездоровую обстановку в воинских коллективах и вызывает обоснованное недовольство военнослужащих и сотрудников МВД России.

Справочно: В настоящее время сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими внутренних войск МВД России подано 15,5 тысяч исков за невыплату боевых на общую сумму 590,7 млн.рублей. Судами удовлетворено 5,5 тысяч исков на сумму 289 млн. рублей, выплаты которых производятся за счет текущего довольствия, что усугубляет и без того сложное финансовое положение в войсках.

Абсолютное число участников боевых действий (более 70%) удовлетворены оказанием медицинской помощи. Вместе с тем, 53,3 % респондентов заявили, что для лечения не достает необходимых медикаментов, 7,4% отметили, что не хватает квалифицированных специалистов.. Санаторный этап медицинской реабилитации прошло более 3,5 тыс. участников контртеррористических операций. В результате проведенных мероприятий возвращено в строй более 2,6 тыс. человек (75%). С 1 августа 1999 года на горячую линию ГКВВ МВД России от военнослужащих и членов их семей, общественных организаций поступило свыше 17 тыс. звонков, 83,6% из которых по событиям в группировке внутренних войск на территории СКР РФ. На 91,5 %, поступивших на горячую линию звонков, обоснованные ответы офицерами были даны обратившимся в течение суток.

Имеющиеся проблемы показывают, что на их решение необходимо в первую очередь направлять основные усилия социально-правовой работы.

В период участия военнослужащих внутренних войск в выполнении служебно-боевых задач(боевых действиях) социально-правовая работа будет направлена на решение ряда вопросов:

реализация социальной защищенности военнослужащих и членов их семей;

соблюдение принципов законности(правил ведения боевых действий);

постоянное изучение и прогнозирование социальной ситуации в районах дислокации войск, знание нужд и запросов различных категорий военнослужащих в условиях быстроменяющейся обстановки, подготовка предложений органам по работе с личным составом и военного управления по их оперативному разрешению;

разъяснение личному составу законов и иных нормативных актов по социальной защите военнослужащих и членов их семей, оказание необходимой практической помощи по возникающим правовым и бытовым вопросам;

взаимодействие с органами государственной власти и общественными организациями в интересах решения социальных проблем военнослужащих;

Для выполнения основных задач социально-правовой работы в полку, бригаде внутренних войск необходимо проведение ряда мероприятий:

Планирование мероприятий социально-правовой работы осуществлять отдельным разделом в плане морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности полка при выполнении служебно-боевых задач - на период выполнения задач.

Разъяснять сложившуюся оперативную и общественно-политическую обстановку в районе выполнения служебно-боевых задач, принятые решения органов государственной власти для ее стабилизации, права и обязанности военнослужащих внутренних войск при выполнении служебно-боевых задач, правовые аспекты деятельности внутренний войск при выполнении служебно-боевых задач - в ходе проведения оперативного информирования, занятий по общественно-государственной подготовке.

Проводить работу по разъяснению военнослужащим установленных законодательством льгот, гарантий, компенсаций и порядка их реализации - в ходе проведения дней правовых знаний, вечеров вопросов и ответов, оперативного информирования, приемов по личным вопросам, разработки памятки о льготах, гарантиях и компенсациях военнослужащим, членам их семей. Организовывать работу по обеспечению памятками военнослужащих, в том числе и убывающих для выполнения СБЗ в Группировку внутренних войск МВД России в составе Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации (приложение 2).

Осуществление контроля за исполнением законодательства о порядке прохождения военной службы офицерами и прапорщиками - срок командировки в район выполнения служебно-боевых задач должен быть не более 3 месяцев; об увольнении в запас военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, выслуживших установленные сроки военной службы (в том числе и в льготном исчислении) - ведение учетов, в особенности непосредственного участия военнослужащих в боевых действиях;

Реализация представлений к награждению военнослужащих государственными наградами - труд каждого военнослужащего должен быть оценен, особенно отличившиеся должны быть награждены.

Ведение учета военнослужащих и членов их семей имеющих право на получение страховых выплат. Оформление документов, необходимых для осуществления установленных действующим законодательством льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам(как правило в районе выполнения служебно-боевых задач - это заключение по материалам служебного расследования).

Проведение инструктажей по обеспечению безопасных условий военной службы, сохранению жизни и здоровья военнослужащих при выполнении служебно-боевых задач, в ходе которых доводить трагические последствия беспечности допускаемой в боевой обстановке.

Организовать своевременное материальное обеспечению военнослужащих, создать условия в подразделениях для размещения, быта и отдыха военнослужащих.

В ходе работы офицерам управления в подчиненных подразделениях:

осуществлять контроль за выполнением основных задач социально-правовой работы, оказывать практическую помощь в реализации установленных законодательством льгот, гарантий и компенсаций военнослужащим, членам их семей и гражданскому персоналу;

проверять организацию и проведение лицами командования приема по личным вопросам военнослужащих, своевременность рассмотрения и принятия мер по поступившим жалобам, предложениям и заявлениям;

проводить опросы военнослужащих (вечера вопросов и ответов).

В ходе выполнения служебно-боевых задач социально-правовая работа будет включать в себя:

подготовку предложений по совершенствованию нормативной базы социальной защиты военнослужащих и членов их семей;

осуществление постоянного контроля за полным доведением до военнослужащих установленных норм довольствия;

правовое обучение и правовое воспитание военнослужащих;

оказание помощи военнослужащим в разрешении социальных проблем.

Большое внимание придается формированию у воинов чувства личной ответственности за выполнение законов, правовых актов регламентирующих служебно-боевую деятельность, военной присяги, общевоинских уставов и Временного устава внутренних войск МВД России, приказов и распоряжений командиров и начальников, укрепления единоначалия, правопорядка и воинской дисциплины.

Социально-правовая работа будет осуществляться в тесном взаимодействии с воспитательной работой, особенно с политическим, воинским и нравственным и правовым воспитанием и работой по укреплению воинской дисциплины.

Таковы важнейшие формы, методы, силы и средства, используемые командирами, штабами, органами по работе с личным составом, другими органами военного управления и должностными лицами при проведении социально-правовой работы в период выполнения служебно-боевых задач.

Заключение

Таким образом, социально-правовая работа является одним из основных компонентов морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России и предназначена для обеспечения социально- правового режима деятельности в войсках, предусмотренного Конституцией и законодательством Российской Федерации.

Социально-правовая работа, по своему содержанию, представляет собой систему согласованных, целенаправленных организационных, правовых и воспитательных мероприятий для реализации установленных законодательством социально-экономических прав и льгот военнослужащим и членов их семей, осуществляемых государственным и военным руководством, всеми органами военного управления и должностными лицами внутренних войск. Она организуется и проводится в целях создания социальных условий для эффективного выполнения военнослужащими должностных обязанностей в ходе повседневной и боевой деятельности войск, поддержания в войсках дисциплины и правопорядка, практической реализации социальных гарантий военнослужащих и членов их семей, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами.

На решение задач военно-социальной работы направляются все имеющиеся в войсках средства воспитательной, психологической, культурно-досуговой работы и правового воспитания.

Для пропаганды правовых знаний, разъяснения льгот и гарантий военнослужащим, членам их семей необходимо использовать средства военного и государственного теле- и радиовещания, военную и другую печать, культурно-досуговые учреждения, технические средства воспитания и информации, полиграфическую базу района дислокации боевых действий. В частях и подразделениях необходимо оборудовать уголки правовых знаний - специально оборудованные места с литературой и другими материалами по вопросам военно-социальной защиты военнослужащих, членов их семей законодательными и нормативными актами.

Социально-правовая работа должна проводиться во всех видах служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России, как в повседневной жизнедеятельности, так и при выполнении задач при чрезвычайных обстоятельствах, при обеспечении режима чрезвычайного положения, в военное время.

Заместителю командира по работе с личным составом, как организатору социально-правовой работы в части, необходимо запомнить, что это комплекс взаимосвязанных мероприятий, которые проводит не только отдел по работе с личным составом, но и все другие органы военного управления и их должностные лица по направлениям своей деятельности, и главная его задача организовать эту деятельность.

В период выполнения служебно-боевых задач социально-правовая работа играет особое значение, так как военнослужащие начинают действовать в новом правовом поле, выполняя новые задачи, на них начинают распространяться новые льготы и нормы, поэтому создание социальных условий для выполнения данной деятельности выходят на первое место.

Овладение всем арсеналом форм, средств и методов социально- правовой работы позволит военным кадрам успешно решать задачи морально-психологического обеспечения служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России как в повседневной жизнедеятельности, так и при выполнении служебно-боевых задач.

Список источников и литературы

1. Федеральный Закон от 6 февраля 19997 года № 27 " О внутренних войсках МВД Российской Федерации" ст.1.

Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 25 апреля 2001 года № 165 "О повышении эффективности социально-правовой работы во внутренних войсках МВД России" п.2.3

Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 25 апреля 2001 года № 165 "О повышении эффективности социально-правовой работы во внутренних войсках МВД России".

Приказ главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 25 апреля 2001 года № 167 "О внесении дополнений в табель, утвержденный приказом командующего внутренними войсками от 2 февраля 1995 года № 23" п.2

Положение о морально-психологическом обеспечении служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД РФ: Утверждено приказом командующего внутренними войсками МВД РФ от 22 мая 1995 № 018.

Приложение № 1 к приказу главнокомандующего внутренними войсками МВД России от 25 апреля 2001 г. № 165"Положение о комиссии по социальным вопросам военнослужащих внутренних войск МВД России, членов их семей и гражданского персонала

Выступление заместителя главнокомандующего внутренними войсками МВД РФ по воспитательной работе генерал-лейтенанта Кавун С.Ф. на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей 5 марта 2003 года.

Ю.Н.Арзамаскин, Л.А.Бублик Морально-психологическое обеспечение в вооруженных силахРоссии.-М.,2002.-с.210.

Военно-социальная работа: методология, теория, практика / учебное пособие.-М., 2000.-с.15-67.

Основы социальной работы:Учебник.-М.-1997.-с.45.

Социальная зашита населения - это составная часть государственной социальной политики, гарантия социально-экономических прав, которые имеют свои особенности, а также структура государственных служб и государственных учреждений.

Существует 6 блоков, составляющих правовую основу социальной работы:

1. В Конституции РФ статья 7.37-48, заложены основы правовой базы социального государства и системы социальных служб.

2. Комплекс федеративных законов касающихся социальной защиты населения и социального обслуживания в целом.

3. Правовые акты субъектов РФ, которые выражают норму социальной защиты населения. 4. Подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок управления системы и подсистемы социального обслуживания.

4. Нормативная регламентация деятельных учреждений и категорий специальных социальных служб.

5. Правовые акты, обеспечивающие деятельность социальных служб

6.Правовые акты, обеспечивающие защиту прав клиента

Правовое обеспечение - правовое поле, установление юридических норм, нормативная регламентация социальной защиты. В РФ сложилась открытая система социальной защиты и социального обслуживания населения, которая имеет следующие характеристики: - существенная особенность территориально-правового обеспечения; - минимальные стандарты в предоставлении социальных услуг могут изменяться; - каких-то определенных пределов в регламентации деятельности социальных служб не существует. Три уровня правовой системы: международный, федеральный, субъектов РФ. Основные законы в сфере социальной зашиты: - об основах социального обслуживания населения в РФ (1995г.); - гражданские, семейные кодексы РФ (1995г.); - об основах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (1995г); - основные законодательства РФ об охране здоровья граждан; - о социальной защите инвалидов в РФ; - федеративный закон, об обязательном медицинском страховании; - о пенсии; - законодательство о выплате государственных пособий или льгот (всего 8 видов государственных пособий, которые определяет социальная ситуация). Meдико-социальная экспертиза определяет потребность в социальной защите инвалидов, включая реабилитацию, на основе оценки ограничения жизнедеятельности, вызванной стойкими нарушениями функций организма. Критерии медико-социальной экспертизы: инвалидность, здоровье и его нарушение, социальная недостаточность, льготы в лекарственном обеспечении, степень ограниченной жизнедеятельности, реабилитация. Ограничение способностей к трудовой деятельности, ориентации и общения.



4. История социальной работы в России. Период социальной работы (начало 1990-х гг. – настоящее время ).

В качестве основных этапов развития помощи и взаимопомощи в России, имеющих различную номинацию данного процесса, целесообразно представить следующие периоды:

1. Архаический период – родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в.;

2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.;

3. Период церковно-государственной помощи – с XIV в. по вторую половину XVII в.;

4. Период государственного призрения – со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в.;

5. Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. до начала ХХ в.;

6. Период государственного обеспечения – с 1917 по 1991 гг.;

7. Период социальной работы – с начала 90-х годов по настоящее время.

В России социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. Уровень жизни населения в начале 90-х годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских В декабре 1991 г. президентским Указом «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен. цен и снижения доходов населения. Принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992 г.), «Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г.Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.), «О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других. Указы Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др. Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности. Массовое высвобождение работников и ликвидация ряда учреждений затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация инвалидов. В целях их социальной защищенности президентским указом предусматривались определенные квоты для приема инвалидов на работу (на разные предприятия независимо от форм собственности).



В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.

В мае 1995 г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре - «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.

Социальная зашита населения - это составная часть государственной социальной политики, гарантия социально-экономических прав, которые имеют свои особенности, а также структура государственных служб и государственных учреждений.

Существует 6 блоков, составляющих правовую основу социальной работы:

1. В Конституции РФ статья 7.37-48, заложены основы правовой базы социального государства и системы социальных служб.

2. Комплекс федеративных законов касающихся социальной защиты населения и социального обслуживания в целом.

3. Правовые акты субъектов РФ, которые выражают норму социальной защиты населения. 4. Подзаконные нормативные акты, устанавливающие порядок управления системы и подсистемы социального обслуживания.

4. Нормативная регламентация деятельных учреждений и категорий специальных социальных служб.

5. Правовые акты, обеспечивающие деятельность социальных служб

6.Правовые акты, обеспечивающие защиту прав клиента Правовое обеспечение - правовое поле, установление юридических норм, нормативная регламентация социальной защиты. В РФ сложилась открытая система социальной защиты и социального обслуживания населения, которая имеет следующие характеристики: - существенная особенность территориально-правового обеспечения; - минимальные стандарты в предоставлении социальных услуг могут изменяться; - каких-то определенных пределов в регламентации деятельности социальных служб не существует. Три уровня правовой системы: международный, федеральный, субъектов РФ. Основные законы в сфере социальной зашиты: - об основах социального обслуживания населения в РФ (1995г.); - гражданские, семейные кодексы РФ (1995г.); - об основах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (1995г); - основные законодательства РФ об охране здоровья граждан; - о социальной защите инвалидов в РФ; - федеративный закон, об обязательном медицинском страховании; - о пенсии; - законодательство о выплате государственных пособий или льгот (всего 8 видов государственных пособий, которые определяет социальная ситуация). Meдико-социальная экспертиза определяет потребность в социальной защите инвалидов, включая реабилитацию, на основе оценки ограничения жизнедеятельности, вызванной стойкими нарушениями функций организма. Критерии медико-социальной экспертизы: инвалидность, здоровье и его нарушение, социальная недостаточность, льготы в лекарственном обеспечении, степень ограниченной жизнедеятельности, реабилитация. Ограничение способностей к трудовой деятельности, ориентации и общения.

4. История социальной работы в России. Период социальной работы (начало 1990-х гг. – настоящее время).

В качестве основных этапов развития помощи и взаимопомощи в России, имеющих различную номинацию данного процесса, целесообразно представить следующие периоды: 1. Архаический период – родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в.; 2. Период княжеской и церковно-монастырской благотворительности – XII-XIII вв.; 3. Период церковно-государственной помощи – с XIV в. по вторую половину XVII в.; 4. Период государственного призрения – со второй половины XVII в. по вторую половину XIX в.; 5. Период общественного и частного призрения – с конца XIX в. до начала ХХ в.; 6. Период государственного обеспечения – с 1917 по 1991 гг.; 7. Период социальной работы – с начала 90-х годов по настоящее время.

В России социальная работа как профессиональная деятельность начинает складываться в начале 90-х годов. Уровень жизни населения в начале 90-х годов резко снижается в результате проводимой социальной и экономической политики, повышения потребительских В декабре 1991 г. президентским Указом «О дополнительных мерах по социальной поддержке населения в 1992 г.» органам исполнительной власти предоставлялось самостоятельное право определять формы социальной поддержки населения (талонно-купонная, карточная, целевая денежная компенсация и др.), которые смогли бы защитить население в условиях либерализации цен. цен и снижения доходов населения. Принимается ряд законодательных мер в области семьи, детства, защиты инвалидов, пенсионеров, военнослужащих: «О государственных пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» (4 апреля 1992 г.), «Об улучшении пенсионного обеспечения семей граждан, умерших вследствие заболевания сибирской язвой в г.Свердловске в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.), «О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.), «О повышении минимального размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.), «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других. Указы Президента «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания и развития детей в 90-е гг.» и др. Всего же институту материнства и детства к 1995 г. предоставлено более 46 гарантий и льгот по материальному обеспечению. Важным поворотом в системе социального обеспечения нуждающихся явились указ Президента и решение Правительства об управлении государственным социальным страхованием. Согласно им, денежные средства Фонда социального страхования должны формироваться за счет страховых взносов и целевых ассигнований из других источников, которыми владеют предприятия, организации, учреждения и иные хозяйственные субъекты независимо от форм собственности. Массовое высвобождение работников и ликвидация ряда учреждений затронули и такую сферу социальной деятельности, как трудовая реабилитация инвалидов. В целях их социальной защищенности президентским указом предусматривались определенные квоты для приема инвалидов на работу (на разные предприятия независимо от форм собственности).

В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики. Среди мер поддержки и защиты нетрудоспособных и малообеспеченных слоев населения предполагалось улучшение пенсионного обеспечения, увеличение помощи семьям с детьми, малообеспеченным, инвалидам.

В мае 1995 г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре - «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации». Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения. Постановлением Правительства РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень гарантированных государством социальных услуг, которые предоставлялись гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания.

Система социальных служб складывалась из государственных, муниципальных и негосударственных институтов помощи. Основными формами деятельности этих служб являлись материальная помощь, помощь на дому, обслуживание в условиях стационара, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж, социальная реабилитация и адаптация нуждающихся, социальная помощь. Финансирование социальных программ населению осуществляется не из поступлений от налогов, как это было раньше, а из специализированных страховых фондов: Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда занятости, Фонда медицинского страхования, Фонда социальной защиты.

В 7 статье Конституции Российской Федерации говорится, что «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.» Она является основополагающей и определяет отношение государства и к семье, которая находится под его защитой так же, как и материнство, отцовство, детство.

Другим значительным нормативным актом, регулирующим нормативно-правовые отношения в работе с семьей и детьми является Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». В нем установлено правовое регулирование в области социального обслуживания населения, семьи и детей в частности. Закон определяет основные понятия социальной работы, указывает принципы, на которых оказывается социальная помощь, также в законе указаны основные права членов семьи на социальное обслуживание, указан перечень организаций работающих с семьей.

Также большое значение в социальной поддержки семьи играют указы Президента, в которых рассмотрены конкретные вопросы социальной помощи ей.

Например, Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы». В нем вопросы выживания, защиты и развития детей признаны приоритетными.

Другим таким актом является Указ Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». В нем установлено, что профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защищать их права должны осуществлять комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специальные службы органов социальной защиты населения. В нем сформирована социальная политика профилактики безнадзорности и социального сиротства.

Также существует федеральная целевая программа «Социального обслуживания семьи и детей на 1998 - 2000 годы». Целью которой «явилось создание оптимальной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, необхоСергеях условий для ее эффективного функционирования.»

В настоящее время происходит становление нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей. «Анализ состояния социальной службы помощи семье и детям показывает, что в последние годы отмечается понимание важности их роли в жизнедеятельности семьи. Основными ее задачами стали содействие повышению нравственного воспитательного потенциала, формирование здорового образа жизни семьи, решение проблем самообеспечения семьи, ее планирования.»

Одной из приоритетных задач является создание и укрепление специализированных учреждений, которые оказывают помощь семье, детям, подросткам.

Социальная политика государства предоставляет собой деятельность по управлению сферой общественных отношений, которая призвана сохранять социальную безопасность и стабильность, а также обеспечивать воспроизводство новых поколений, поступательное развитие общества, достойную жизнь граждан. По мнению В.В. Клокова, социальная работа является структурообразующим элементом социальной политики наряду с социальным обеспечением, социальной помощью и социальной защиты.

Государственная семейная политика является одним из направлений социальной политики и представляет собой систему комплексной деятельности, направленную на защиту прав и интересов семьи. Реализация семейной политики предполагает осуществление практических мер по представлению семьям социальных гарантий с целью улучшения благосостояния и обеспечения нормального функционирования семьи в интересах государства. От того, как властные структуры формируют политику в отношении семьи, зависит стабильность этого социального института, а значит, и общества в целом.

В нашей стране правовое регулирование отношений между обществом и семьей осуществляется на основе Конституции РФ (нынешняя редакция принята 12 декабря 1993г.), Семейного кодекса РФ, а также ряда федеральных законов - « О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (1995), « Об основах социального обслуживания населения в РФ» (1995), « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (1999). Следует отметить, что отдельные статьи, касающиеся правового обеспечения государственной семейной политики, имеются также в Гражданском кодексе РФ (1994), Трудовом кодексе РФ (2001), Уголовном кодексе РФ (1996), Уголовно- исполнительном кодексе РФ(1997), Жилищном кодексе РФ(2004).

Российская Федерация, согласно статье 7 Конституции, является социальным государством. Это означает, что приоритетом в деятельности органов власти и их основной целью должно являться обеспечение условий для свободного развития и достойной жизни граждан. Чтобы приблизится к этой цели, начиная с 90-х гг. государство предприняло ряд шагов по обновлению законодательной базы в области социальной политики и оптимизации деятельности системы социальной помощи семье и детям. При государственной поддержке стали активно развиваться сети учреждений социального обслуживания населения нового типа, основанных на комплексном подходе.

Важным этапом в становлении концепции социальной политики в нашей стране стало издание Указа Президента Российской Федерации № 712 « Об основных направлениях государственной семейной политики» (от 14 мая 1996 г.). Главной целью органов власти и негосударственных организаций, реализующих семейную политику, согласно данному документу, является создание условий для реализации семьей ее основных функций.

Указом были определены четыре основных направления семейной политики:

  • - обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения российских семей, уменьшения бедности и увеличения помощи нетрудоспособным членам семьи (поддержка экономической и жизнеохранительной функций) ;
  • - обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей (поддержка репродуктивной, экономической, воспитательной, психологической функций);
  • - кардинальное улучшение охраны здоровья семьи (поддержка репродуктивной, жизнеохранительной, психологической функций);
  • - усиление помощи семье в воспитании детей (поддержка репродуктивной, воспитательной, психологической функций).

В последнее десятилетие возникли новые тенденции в социальной политике государства, связанные с необходимостью решения серьезных проблем, связанных с защитой семьи и детей. В период с 1992 по 2003 г. был принят ряд документов, определяющих основные ориентиры в организации социальной работы с семьей и детьми. Рассмотрим важнейшие из них.

В июне 1992 г. был принят Указ Президента Российской Федерации « О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы.». Данным указом органам исполнительной власти субъектов Федерации было предписано содействовать развитию сети учреждений социальной помощи семье и детям. Правительство Российской Федерации разработало и утвердило список таких организаций, а также перечень бесплатных услуг, которые они обязаны предоставлять семьям и детям. По всей стране были открыты центры помощи семье, психолого-педагогические консультации, центры реабилитации детей - инвалидов, социальные гостиницы для детей и ряд других учреждений.

Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. « О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» определил круг учреждений, ответственных за государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Среди них были названы комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, а также специализированные службы органов социальной защиты населения, образования и здравоохранения. Указ послужил основой для формирования новых подходов государственных органов к профилактике социального сиротства и подростковой преступности. Правительству предписывалось образовать совместно с органами исполнительной власти субъектов Федерации и органами местного самоуправления специализированные учреждения (службы) по социальной реабилитации несовершеннолетних, а также специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа для малолетних правонарушителей. В результате была определена система мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и местном уровнях, сформирована нормативно-правовая база деятельности специализированных социально-реабилитационных учреждений. Одним из значимых изменений в работе с безнадзорными детьми, совершившими общественно опасные деяния, стала реорганизация приемников-распределителей органов внутренних дел в специальные центры временной изоляции, являющиеся первым звеном системы социальной реабилитации несовершеннолетних.

Решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ, утвержденным 7 июля 1998 г., была принята Концепция совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а уже через год, 24 июня 1999 г., вступил в силу Федеральный закон № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», которые в настоящее время определяет основные направления деятельности и меру ответственности федеральных министерств и ведомств, а также субъектов РФ в данном направлении социальной профилактики.

Федеральный закон № 195 « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. устанавливает нормы правового регулирования в области социального обслуживания семьи и детей. Согласно данному Закону социальные службы - это « предприятия и учреждения, независимо от форм собственности предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без образования юридического лица». Социальное обслуживание населения этим же Законом определяется как « деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально - бытовых, социально - медицинских, психолого - педагогических, социально - правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». Данный документ юридически закрепляет право семьи на получение социальных услуг как в специализированных учреждениях, так и в домашних условиях; определяет вопросы организации социального обслуживания, перечень учреждений и порядок их создания, деятельности, финансирования; закрепляет полномочия органов государственной власти в области социального обслуживания.

Нормативно - правовая база в области социальной защиты детей - сирот развивалось в последнее десятилетие особенно динамично. Ее основу составляет ряд статей Семейного кодекса РФ, в частности статья 54 главы 11, гарантирующие следующие права ребенка: жить и воспитываться в семье; воспитываться с учетом обеспечения его интересов, всестороннего развития, уважения человеческого достоинства. Эта же статья определяет ответственность органов опеки и попечительства за судьбу ребенка в случае утраты им возможности воспитываться в родной семье. Статьи 69, 70 и 77 касаются содержательного (причины, основания) и процедурного аспектов лишения родительских прав. В статьях 124 - 144 главы 19 устанавливается порядок усыновления детей - сирот. В главе 20 определены основные положения опеки и попечительства над детьми, в статьях 151 - 155 главы 21 зафиксированы правила передачи ребенка в приемную семью.

В дополнение к перечисленным главам и статьям Семейного кодекса в период с 1996 по 2002 г. были приняты следующие нормативно - правовые документы.

Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. № 829 « О приемной семье», определявшее, в частности, ответственность административных учреждений, передающих на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, за достоверность сведений, предоставляемых о нем приемной семье, а также регулирующее имущественные и наследственные отношения между приемными родителями и ребенком.

Постановление Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 « Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации». В документе устанавливается правовая норма ежегодного обследования условий жизни усыновленного ребенка в течение, как минимум, трех лет после усыновления с учетом таких критериев, как состояние здоровья, обучение, эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания, внешний вид взаимоотношения в семье.

Постановление правительства РФ от 27 ноября 2000 г. № 896 « Об утверждении примерных положений о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации» и Постановление Минтруда РФ от 29 марта 2002 г. № 25 « Об утверждении Рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», закреплявшее право специализированных учреждений на создание семейных воспитательных групп.

Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 195 « О детском доме семейного типа». Документ определяет принципы организации детского дома семейного типа, в частности число детей, которых можно взять на воспитание (не менее 5 и не более 10,общее число детей в семье, включая родных, не должно превышать 12 человек), и его основные задачи - создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей - сирот и детей оставшихся без попечения родителей.

В региональной семейной политике перспективы развития в современной России связаны не только с законотворческой деятельностью на федеральном уровне, но и с активностью властных структур субъектов Федерации. Меры по поддержке семьи на этом уровне, как правило, представлены региональными законами и региональными целевыми программами и в основном касаются социальной защиты населения и адресной социальной помощи. При этом целостные системы нормативно - правового регулирования, предполагающие определение региональных целей, приоритетов, конкретных механизмов реализации семейной политики с учетом местной специфики, особенностей социально - экономического и демографического развития регионов, их финансовых и иных ресурсных возможностей, в субъектах Федерации не сформированы. В значительной степени это обусловлено незавершенностью нормативно - правовой базы социальной политики на федеральном уровне, а также отсутствием координации между властными структурами в центре и в регионах. Анализирую ситуацию, сложившуюся на сегодняшний день в подавляющем большинстве краев и областей России, Е.И. Холостова отмечает, что административные решения принимаются « без научного обоснования, на интуитивном уровне их понимания. Проблемы семейной политики не проработаны методологически, недостаточно используются технологии анализа положения семьи, состояния семейной политики, разработки целевых программ в интересах семьи». При этом именно программный метод, отличающийся от законодательного оформления мобильностью и гибкостью, должен стать приоритетным в региональной семейной политике. Особое внимание в субъектах Федерации, с точки зрения Е.И. Холостовой, целесообразно уделять внедрению целевых, комплексных программ региональной семейной политики, включающих меры по улучшению демографической ситуации, социализации детей, профилактике семейного неблагополучия, социальных болезней, детской беспризорности и безнадзорности, пропаганде здорового образа жизни.

Тем не менее в ряде регионов заметны позитивные тенденции в области социальной поддержки семьи и детей. Так, во исполнение Федерального закона « Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», начиная с 1995 г. и по сегодняшний момент, на территории России было открыто более 12 тыс. учреждений, предоставляющих услуги населению. При этом особенно активно развиваются на местах центры социального обслуживания семьи, женщин, детей, граждан пожилого возраста и инвалидов. Большинство из этих центров являются многопрофильными и предоставляют гражданам разнообразные услуги - социально- медицинские, психолого - педагогические, социально - реабилитационные, хозяйственно - бытовые и пр. Региональные сети социального обслуживания семьи и детей в системе социальной защиты населения включают в себя следующие учреждения:

Не менее динамично формируются аналогичные региональные сети в системе образования, включающие службы социально - психологической, психолого - педагогической, психолого - медико - социальной помощи семье и детям.

Понятие социально-правовой деятельности

Определение 1

Социально-правовой деятельностью называют выполнение государственными институтами и должностными лицами конкретных функций, которые осуществляют правоприменительные практики в социальной среде, для благополучия всех участников.

Данная деятельность реализуется в рамках государственного устройства и с участием государственных лиц. Она осуществляется представителями государственной правовой власти: полиция, суд, прокуратура. А также представителями социальных служб, такими как социальная защита, пенсионный фонд.

Психология социально правовой деятельности относится к разновидности социальной психологии. Объектом данной психологии является исследование психологической характеристики правоприменительной деятельности в социальной среде. К правоприменительной деятельности относят судебную, правоохранительную, законотворческую и исполнительную практики.

Правила и нормы деятельности

    Принцип чести

    Сюда входят требования и правила поведения, уровень профессионального соответствия, следование этическим правилам, ориентированным на интересы клиента.

    Кодекс содержит моральные понятия, существующие в психологической работе и во время решения конфликтов. Это помогает организовывать мероприятия и согласовывать их с поставленными задачами.

    Вся социально-правовая практическая деятельность имеет прикладной характер, она связана со всеми процессами жизнедеятельности клиента. При этом необходимо соблюдать уважительное отношение к человеку. Запрещается грубость, некорректное отношение. Важно выстроить доверительный контакт и доброжелательные отношения с каждым человеком.

    Сведения, полученные во время психологической работы нельзя использовать в собственных интересах, злоупотребляя должностным положением.

    Для психолога необходимо постоянно улучшать профессиональные качества, применять новейшие средства и методики для эффективной психологической работы.

    Социально-правовая деятельность включает в себя общие и специфические показатели. Специфические показатели содержат все индивидуальные характеристики психики профессионала: его свойства характера, жизненные приоритеты и индивидуальные качества для осуществления данной деятельности.

    Профессионализм

    Успех психолога базируется на профессиональной компетенции и творческом подходе к конкретным задачам. Это позволяет налаживать связи и в личных отношениях и в социальных группах.

    Замечание 1

    Важным моментом в работе психолога является его цель - это понимание возможных результатов в выполняемых задачах.

Основой профессионализма психолога являются важнейшие ценности и практические действия, согласованные с профессиональной культурой и лучшими традициями современности. Подобная позиция формирует высокую продуктивность социально-правовой деятельности психологов.

Этические принципы

Сюда входят нравственные права и обязанности, связанные с особенностями социально-правовой деятельности психолога. Данные принципы служат психологу направляющим фактором для определения методов работы с клиентом, а также при возникновении конфликтов. Изучение правил этики включено в основную подготовку психологов.

Нравственный кодекс следит за:

  • постановкой и решением задач, отвечающих этическим стандартам;
  • защитой правовых норм в обществе для всех категорий людей;
  • созданием авторитетного мнения о психологических службах среди населения.

Принципами этического кодекса служат:

  • доступность;
  • ответственность;
  • этическая и юридическая правомочность;
  • квалифицированное внедрение психологии;
  • соблюдение интересов клиента.

Замечание 2

Вышеперечисленные принципы согласованы с международными стандартами психологов в социально-правовой сфере.

Выбор редакции
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...