Понятие и структурные элементы правоприменительной деятельности. Понятие, признаки и принципы правоприменительной деятельности


Правоприменение - это не одна из форм реализации права, а особый тип осуществления права, который, в свою очередь, имеет свои формы. Как справедливо замечают некоторые ученые, правоприменение нельзя ставить в один ряд с использованием, исполнением и соблюдением.

Это правовое явление имеет очень серьезные отличия и не является однородным с ранее названными, а потому не может быть объединено с ними одним понятием «формы реализации права». 1

Применение права - это государственно-властная деятельность компетентных органов государства по осуществлению норм права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Правоприменительная деятельность характеризуется следующими признаками:

Осуществляется компетентными органами государства;

Имеет властный обязательный характер, характер одностороннего волеизъявления или распоряжения;

Требует профессиональных знаний и навыков;

Осуществляется в форме индивидуально-конкретных предписаний;

Является организующей деятельностью по осуществлению норм права. Ee цель - удовлетворение не личных потребностей правоприменителя, а потребностей отдельных лиц или всего общества;

Осуществляется в процессуальных формах.

Применение права может подключаться ко всем формам непосредственной реализации права:

К использованию (например, получение жилой площади малоимущими, получение пенсии, получение льгот инвалидами);

Исполнению (например, призыв в армию);

Соблюдению (например, совершение правонарушения).

Различают следующие четыре формы правоприменения:

Формы правоприменения:

1. Конкретизация (правоотношение не может возникнуть без властного решения государственного органа исполнительной власти, который должен конкретизировать имеющееся у субъекта права субъективное право).

2. Контроль (содержание правоотношения должно подвергнуться предварительной проверке со стороны исполнительного органа).

3. Разрешение споров.

4. Наложение санкций.

Виды правоприменения:

Исполнительно-распорядительный. K нему относятся такие формы правоприменения, как конкретизация и контроль, которые выполняют государственные служащие, занимающие различные должности в исполнительных органах;

Правоохранительный. Здесь идет речь о таких формах правоприменения, как рассмотрение споров и применение санкций за правонарушения, осуществляемых правоохранительными органами, компетентными в этой сфере, не зависящими от политических или административных руководящих органов, защищенных от любого давления или угроз.

Правоприменительные акты являются результатом применения права.

Акты применения права - это акты-документы, в которых формально закрепляются индивидуально-конкретные государственновластные решения компетентных органов по юридическому делу.

Акты правоприменения не только являются разновидностью правовых актов, но и имеют свои отличительные признаки:

Издаются государственно-властными компетентными органами;

Имеют государственно-властный характер;

Обязательны для исполнения;

Рассчитаны на однократное (одноразовое) применение;

Обеспечиваются силой государственного принуждения.

Классификация правоприменительных актов может быть проведена

по многим признакам:

1. По субъектам принятия: акты исполнительных органов (например, акт о призыве на военную службу, диплом о присвоении звания профессора) и акты правоохранительных органов (постановление о возбуждении уголовного дела, об отказе в приеме заявления к производству).

2. По основнъш направлениям деятельности государства: в области экономики (например, о выделении дотации Республике Тыва), военного дела (о предоставлении отсрочки на военную службу), культуры (о создании Центра российско-казахской дружбы и др.), охраны правопорядка (о наложении штрафа за превышение скорости и т. д.).

3. По характеру индивидуального предписания: регулятивные, направленные на закрепление, оформление, реализацию правомерных действий (например, о назначении на должность) и охранительные, направленные на охрану прав и законных интересов субъектов права (о назначении предварительного слушания дела и проч.).

4. По процедуре принятия: коллегиальные (например, решение Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России о присвоении ученой степени) и единоличные (указ о назначении министром и др.).

5. По времени действия: акты однократного действия (например, о создании комиссии по празднованию юбилея города) и длящегося действия (о регистрации юридического лица и др.).

6. По значению - , основные (судебное решение), вспомогательные (определение о приобщении материалов к делу и т. п.) и дополнительные (протокол судебного заседания и т. д.).

7. По территории действия: федеральные (например, о закрытии Фонда «Открытая Россия») и региональные (о создании Академии государственной службы Хабаровского края и проч.).

Особой характеристике подлежат правоприменительные акты, издаваемые судебными органами. Осуществление судебной власти возложено на совокупность судебных органов - от самых низовых до верховных. Совокупность судов именуется юстицией (лат. justitia - справедливость), деятельность судов по разрешению правовых конфликтов - юрисдикционной деятельностью (правосудием), а предметная и пространственная сфера этой деятельности - юрисдикцией (лат. juridictio - судебное разбирательство, судебный округ). Осуществление юрисдикционной деятельности и есть главная задача судебных органов.

Юрисдикционная деятельность должна быть правосудной, т.е. основываться на праве и заканчиваться вынесением подлинно правовых решений по разбираемым конфликтам. Социальная роль судебной власти состоит в утверждении господства права в обществе.

Факторы влияющие на правосудие:

Политические тенденции в стране;

Партийные взгляды;

Традиции;

Изменившиеся социальные условия;

Материалы судебных решений по аналогичным делам;

Комментариизаконов;

Мнения других судей;

Мнение иерархических судебных инстанций.

Судебное правоприменение выполняет также функцию индивидуального регулирования, т. e. использование в его процессе средств саморегулирования (оценочных понятий, альтернативных, факультативных норм и т. n.). Этим снимается «возмущение» правовой системы, не способной угнаться за динамикой общественной жизни.

Из трех ветвей власти, существующих в обществе, судебная - самая слабая в том смысле, что она не опирается на волеизъявление избирателей и не может найти у них поддержки. Она не располагает значительными финансовыми и силовыми средствами, как исполнительная власть. Сила судебной власти имеет нематериальный характер и состоит в уважении цивилизованного общества к праву и суду.

Процессуальная форма вынесения судебных решений значительно отличает судебное правоприменение от исполнительно-распорядительного (административного).

Юрисдикционный процесс делится на этапы. Их выделяют, скорее, в теоретических целях для углубленного анализа и изучения. B практической деятельности они переплетаются и обусловливают друг друга.

Этапы судебного процесса - это урегулированные процессуальными предписаниями относительно обособленные во времени и в пространстве, совершенные в определенной последовательности юридически значимые действия суда, связанные с разрешением юридических дел, вынесением судебных решений и их обжалованием.

Обобщенная схема судебного производства такова.

Первый этап - принятие дела к производству. Здесь проводится проверка законности и обоснованности действий органов следствия по возбуждению и предварительному расследованию или предпринимаются действия для обеспечения правильного и своевременного разрешения спора. Наличие подготовительной стадии - особенность именно судебного процесса. Дело в том, что сама по себе судебная процедура очень сложна и дорого обходится налогоплательщикам, а потому прежде чем ее затевать, надо решить, имеется ли все необходимое для ее проведения.

Второй этап - судебное разбирательство. Это решающий этап судебного процесса. Здесь детально разбирается и решается юридическое дело по существу. Общая схема действий суда такова:

1. Анализ фактических обстоятельств дела (сбор доказательств, их систематизация, выявление между ними противоречий).

2. Выбор нормы права, или юридическая квалификация, которая включает:

Выбор отрасли права;

Установление подлинности текста судебного документа;

Наличие специальных, исключительных норм;

Проверку действия нормы (во времени, в пространстве и по кругу лиц);

Разрешение коллизий между нормами права;

3. Толкование нормы права.

4. Вынесение решения, т. e. умозаключения, в котором факты подводятся под нормы права.

Третий этап - обжалование судебных актов. Порядок обжалования детально описан в законе. Он имеет многоступенчатый характер (апелляционное, кассационное, надзорное производство), поскольку судебные дела связаны с жизненно важными интересами граждан. Поэтому любая дополнительная проверка дела пойдет на пользу.

Неукоснительное соблюдение порядка рассмотрения судебных дел - залог вынесения правосудных решений.

Перечень судебных актов довольно значительный. Вот почему их следует классифицировать. B качестве классификационного критерия выберем значимость актов (или выполняемые ими функции) в судебном процессе:

1. Основные судебные акты - судебные решения и приговоры. Им принадлежит особая роль в связи с тем, что ими разрешается правовой казус по существу.

2. Вспомогательные судебные акты - акты, сопровождающие различные действия суда. Они фиксируют суждения суда по отдельным вопросам, которые возникают в процессе рассмотрения юридического дела (например, отложить дело, приостановить его, прекратить судебное

производство). B уголовном процессе они облекаются в форму постановлений, в гражданском процессе - в форму определений.

3. Дополнительные акты - судебные акты, сопровождающие судебное производство (протоколы судебного заседания, вопросный лист присяжным заседателям и др.). Нет никакого основания умалять значение этих судебных актов, поскольку порой в них содержится информация, влияющая на исход дела.

Наиболее внушительны с точки зрения количества и разнообразия акты уголовного судопроизводства - постановления суда. Они используются в уголовном процессе, где речь идет о применении репрессивных мер, поэтому для контроля над действиями суда важно иметь о них полную информацию,

B Гражданском процессуальном кодексе РФ содержатся отправные положения, касающиеся сущности и правил составления судебного решения. Этот нормативный акт дополняется постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении».

Прежде всего, судебному решению свойственны все черты актов суда первой инстанции, разновидностью которых оно является: вступив в законную силу, они должны быть исполнены, в том числе принудительно.

Следующая задача судопроизводства - укрепление законности и правопорядка. Судебное решение и приговор, восстанавливая нарушенные права и обеспечивая наказание за совершенное деяние, восстанавливают, а значит, и укрепляют законность в государстве.

Еще одна задача, которую выполняют судебные акты, - предупреждение правонарушений. Если судебный акт справедлив, он не вызовет озлобления ни у того, в отношении кого он вынесен, ни у граждан, получивших информацию об этом судебном деле.

Требования к содержанию основньѵс судебных актов

Законность - это первое и основное требование, предъявляемое процессуальным законодательством. Законность судебного акта означает, что он вынесен при точном соблюдении норм процессуального нрава и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.

Обоснованность - это следующее важнейшее требование, предъявляемое к содержанию судебных актов. Обоснованность означает, что суд основывает свое решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании. Судебный акт следует признать обоснованным, когда в нем отражены факты, имеющие значение для данного дела, которые подтверждены проверенными судом доказательствами, удовлетворяющими требованию закона об их относимости и допустимости, или общеизвестными обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании.

Мотивированность - это совокупность мотивов (доводов), объясняющих, как фактические обстоятельства дела и доказательства взаимодействуют с нормами права, содержащимися в законодательных, корпоративных актах, а также в договорах. Это требование, хотя и не является таким жестким, как требование законности и обоснованности при вынесении решения (приговора), и не всегда имеет ощутимые последствия на практике, все же очень важно, если иметь в виду авторитет основных судебных актов.

Справедливость - это кардинальное требование, которое относится не только к судебным актам, но и к праву в целом. Ho если применительно к праву оно имеет абстрактный характер, то в судебном процессе должно обрести конкретное практическое значение.

Справедливость означает равенство, соразмерность содеянного той мере неблагоприятных последствий, которая возлагается на виновного.

Некоторые ученые полагают, что судебное решение (приговор) не может быть качественным, если оно не будет полным. Другие считают это требование излишним, поскольку недостаточность решения можно восполнить вынесением дополнительного решения.

Полнота судебного решения (приговора) означает, что оно должно содержать ответы на все вопросы, имеющие значение для дела.

В юридической литературе сложилось множество в той или иной мере различающихся между собой определений понятия «применение права». Нередко применение права понимается как деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Применение права представляет собой особую форму реализации права. Особую, потому что она дополняет три основных формы реализации права, протекая то в одной, то в другой, то в третьей форме.

Правоприменительная деятельность необходима в тех случаях, когда полная реализация правовой нормы не возможна при использовании непосредственных норм реализации права, то есть не срабатывает механизм саморегуляции правоотношений.

Эти случаи можно сгруппировать в несколько больших групп:

  • 1) Когда правоотношения, определенные права и обязанности не могут возникнуть у конкретных физических или юридических лиц без вмешательства государства в лице компетентных органов (например, назначение пенсии или призыв на военную службу);
  • 2) Когда нужно установить наличие или отсутствие конкретных юридических фактов или официально зарегистрировать определенные юридические действия (например, признание человека умершим или нотариальное удостоверение какой-либо сделки);
  • 3) Когда правовой спор не может быть разрешен субъектами правоотношения самостоятельно из-за конфликта интересов (например, защита чести и достоинства гражданина, раздел имущества при разводе);
  • 4) Когда совершено правонарушение и необходимо определить для правонарушителя вид и меру юридической ответственности (например, наложить штраф или определить меру уголовного наказания).

Применение права обладает рядом существенных признаков:

  • - во-первых, применение права - это деятельность, которую могут осуществлять только органы, специально уполномоченные на это государством (остальными формами реализации права могут заниматься все субъекты права). К числу таких органов относятся законодательные, исполнительные, судебные, надзорно-контрольные, негосударственные организации;
  • - во-вторых, применение права носит государственно-властный характер. Решение принимается по одностороннему волеизъявлению уполномоченного органа, выступающего от имени государства. Вне зависимости от того, какой орган, государственный или негосударственный, осуществляет правоприменение, оно всегда имеет государственный характер, только во втором случае правоприменительные полномочия делегируются организации государством. Именно властность правоприменение позволяет уполномоченным органам претворять в жизнь конкретные меры государственного принуждения;
  • - в-третьих, правоприменительная деятельность протекает в особых, установленных нормативными актами процедурах. Необходимость соблюдения процессуальной формы при правоприменении вытекает, прежде всего, из соблюдения требования законности при осуществлении государственного принуждения (особенно в уголовном, гражданском процессах);
  • - в-четвертых, результатом деятельности по применению права является вынесение индивидуально-конкретных предписаний, в которых определены права и обязанности участников какого-либо правоотношения. Оформляются они индивидуально-конкретными актами применения права;
  • - в-пятых правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм. Уполномоченные органы должны постоянно отслеживать изменения в законодательстве, изучая нормативно-правовые акты, издаваемые правотворческими органами не только федерального, но и местного уровней.

Правоприменительная деятельность очень разнообразна, поскольку осуществляется на основе самых различных норм права и правоприменением занимаются самые разные органы. Поэтому правоприменение можно классифицировать по самым различным основаниям:

По субъекту осуществления правоприменения выделяют:

  • а) правоприменительную деятельность высших органов государства;
  • б) правоприменительную деятельность местных органов.

По отраслям права, нормы которых реализуются, выделяют:

  • а) правоприменение норм гражданского права;
  • б) правоприменение норм уголовного права;
  • в) правоприменение норм семейного права и так далее.

По правовым формам деятельности государственного аппарата:

  • а) применение права в правотворческой деятельности;
  • б) применение права в правоприменительной деятельности;
  • в) применение права в правоохранительной деятельности.

По направленности деятельности правоохранительных органов выделяют:

  • а) применение регулятивных норм права;
  • б) применение правоохранительных норм права.

Правоприменительная деятельность государственных органов и должностных лиц всегда осуществляется в соответствии с определенными общепризнанными во всех странах принципами. Среди них важнейшее значение имеют принципы обоснованности принимаемых в порядке правоприменения тех или иных решений, целесообразности, законности и социальной справедливости.

Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает полное выявление, тщательное изучение и использование всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, хорошо проверенных, не подлежащих сомнению фактов. Данный принцип лежит в основе других принципов.

Нарушение принципа обоснованности при принятии правоприменительного акта служит веским основанием для его отмены.

Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах. Проблема целесообразности в праве имеет два самостоятельных аспекта. С одной стороны закон, выражая волю народа, сам по себе целесообразен. Он содержит требования, которые с точки зрения законодателя являются наиболее целесообразными в решении вопроса.

Поэтому наиболее точное и последовательное осуществление закона, есть в то же время наиболее целесообразное решение вопроса, наилучшее достижение той цели, которую ставил перед собой законодатель при его издании. Недопустимо прикрывать нарушение законности ссылками на целесообразность.

Второй аспект целесообразности в праве - это соответствие деятельности лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, наиболее целесообразное осуществление нормы в конкретной жизненной ситуации. Норма права в силу своего общего характера не может учесть все особенности каждого конкретного случая, но обычно дает возможность исполнителю учитывать их.

В пределах содержащий правоприменительный акт следует выбирать наиболее эффективное решение, максимально полно и правильно отражающий смысл закона и цели правового регулирования. При этом, чем больше возможностей дает акт для проявления инициативы и самостоятельности, тем больше значение приобретает это требование.

Орган, применяющий акты, единообразно и неуклонно исполняя юридические предписания, должен в то же время действовать инициативно, с максимальным учетом особенностей места и времени исполнения.

Принцип законности означает строгое и неуклонное следование государственных органов и должностных лиц закону в процессе правоприменительной деятельности. Требование соблюдения закона в правоприменительной деятельности - это:

  • - следование букве и духу закона, который применяется;
  • - действие правоприменительных органов и должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий;
  • - строгое и неуклонное соблюдение установленной процедуры;
  • - принятие в результате правоприменительной деятельности юридических актов установленной формы (указ, приказ, решение, постановление и т. п.).

Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не каких-либо граждан или групп, а всего общества. В правовом государстве это должно быть непременным условием их деятельности.

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»

ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………...…..…………….3

1. Правоприменительная деятельность..…………………….…………..………6

1.1. Понятие применения права и его признаки …………………………….….6

1.2.Общая характеристика стадий применения права...………………………10

2.Стадии применения права……………….………………………….……….12

2.1. Установление фактических обстоятельств дела………………………..……12

2.2. Установление юридической основы дела……………………………………….15

2.3. Вынесение решения по делу………………………………………………………..20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....23

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..25

Введение

Право создается для того, чтобы быть реализованным в поведении, деятельности людей, чтобы воплотиться в жизнь. Без воплощения правовых предписаний в жизнь нормы права мертвы, иначе говоря, они теряют свое социальное назначение.

Осуществляя управление обществом, государство использует для этого правотворчество. Но после издания норм права возникает необходимость в их реализации.

В правовом обществе народ с одной стороны и государство с другой принимают на себя обязательства следовать праву.

Применение права как одна из форм его реализации необходима там, где правоотношение, с учетом его сложности и важности с точки зрения решения задач, стоящих перед властью, может и должно быть создано лишь по решению органа, который олицетворяет государственную власть, или где правоотношение должно пройти контроль со стороны государства в лице его властных органов. Награждение орденом, расторжение брака, назначение на ту или иную должность возможно лишь при наличии решения компетентного органа. Без таких решений невозможно хранить правовые нормы от нарушений, наказывать правонарушителей и ликвидировать вредные последствия правонарушений.

Особенно важным становится применение права в современную сложную эпоху кризисов и реформ, так как только государство в состоянии обеспечить оптимальное и эффективное регулирование общественных отношений. Целью применения права является удовлетворение потребностей и интересов всего общества, а так как потребности людей постоянно меняются в соответствии с изменчивыми условиями жизни, то и правоприменители должны в своей деятельности учитывать всё то новое, что необходимо для результативного регулирования различных сфер общественной жизни.

“Без процесса реализации право утратило бы смысл, поскольку предписания, содержащиеся в нормативных актах, относятся к сфере должного; а действительность, сущее – это то, каким образом и насколько полно правовые нормы претворены в жизнь”.

Для более эффективного применения норм права должностное лицо уполномоченного на это органа должно представлять себе причины, при которых возникает необходимость в правоприменении, знать стадии процесса правоприменения и уметь подвести весь процесс к его логическому завершению – вынесению акта применения права.

Актуальность исследования темы заключается в необходимости анализа стадий правоприменительной деятельности, чтобы понять их цели и задачи, влияние на человека и общество.

По степени научной разработанности тему можно охарактеризовать как довольно изученную благодаря тому, что мы практически ежедневно сталкиваемся с правоприменительной деятельностью. Изучению стадий правоприменительной деятельности посвящено большое количество статей, учебников, работ. Например, эту тему в своих книгах раскрывают В.В. Лазарев в «Общей теории права и государства» , В.В. Лазарев, С. В. Липень в «Теории государства и права» , В.Н. Карташов в книге «Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность» , Также следует отметить работы С.А. Комарова «Общая теория государства и права» , Н.И. Матузова, А.В. Малько «Теория государства и права» . Но наиболее полно и доступно тема изложена В.Н. Хропанюком в «Теории государства и права» и М.Н. Марченко в «Теории государства и права»

Объектом исследования в данной работе следует считать особый вид реализации права, а именно стадии правоприменительной деятельности.

Цель работы: выявить основные стадии правоприменительной деятельности, проанализировать их, рассмотреть вопросы данной деятельности в повседневной жизни, сделать выводы по улучшению правоприменения.

Задачей является анализ основных стадий правоприменительной деятельности, таких, как установление фактических обстоятельств дела, установление юридической основы дела, вынесение решения по делу.

Курсовая работа состоит из введения, двух разделов, заключения и библиографического списка литературы.


1. Правоприменительная деятельность

1.1. Понятие применения права и его признаки.

“Применение права – это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний”. Применение права представляет собой особую форму реализации права.

Правоприменительная деятельность необходима в тех случаях, когда полная реализация правовой нормы невозможна при использовании непосредственных норм реализации права, то есть не срабатывает механизм саморегуляции правоотношений. Эти случаи можно сгруппировать в несколько больших групп:

Когда правоотношения, определенные права и обязанности не могут возникнуть у конкретных физических или юридических лиц без вмешательства государства в лице компетентных органов (например, назначение пенсии или призыв на военную службу).

Когда нужно установить наличие или отсутствие конкретных юридических фактов или официально зарегистрировать определенные юридические действия (например, признание человека умершим или нотариальное удостоверение какой-либо сделки).

Когда правовой спор не может быть разрешен субъектами правоотношения самостоятельно из-за конфликта интересов (например, защита чести и достоинства гражданина, раздел имущества при разводе).

Когда совершено правонарушение и необходимо определить для правонарушителя вид и меру юридической ответственности (например, наложить штраф или определить меру уголовного наказания).

Но юридическое решение конфликта еще не означает его ликвидацию в социальном плане. Например, применение права при призыве на военную службу призывников-отказников может породить более серьезный конфликт между конкретным лицом и государством. Поэтому перед субъектами правоприменения всегда должна стоять цель не только восстановить нарушенное субъективное право, принудить лицо к исполнению социально необходимого поведения, но и ликвидировать причины и условия, которые привели к конфликту.

Применение права обладает рядом существенных признаков.

Во-первых, применение права – это деятельность, которую могут осуществлять только органы, специально уполномоченные на это государством (остальными формами реализации права могут заниматься все субъекты права). К числу таких органов относятся законодательные, исполнительные, судебные, надзорно-контрольные, негосударственные организации.

Во-вторых, применение права носит государственно-властный характер. Решение принимается по одностороннему волеизъявлению уполномоченного органа, выступающего от имени государства. Вне зависимости от того какой орган, государственный или негосударственный, осуществляет правоприменение, оно всегда имеет государственный характер, только во втором случае правоприменительные полномочия делегируются организации государством. Именно властность правоприменения позволяет уполномоченным органам претворять в жизнь конкретные меры государственного принуждения.

В-третьих, правоприменительная деятельность протекает в особых, установленных нормативными актами процедурах. “Значение внутренней процессуальной формы определяется тем, что она представляет собой “технологию” достижения истины. Она служит средством наиболее рациональной организации элементов содержания и внешней формы правоприменения, их взаимодействия между собой”. Соблюдение процедуры правоприменения служит важной гарантией охраны и защиты прав и интересов граждан, организаций и государства. Но развитие общественных отношений требует постоянного совершенствования процедурной формы правоприменения. Например, жизнь убедительно показывает, что в нашей стране потерпевшие и свидетели практически остаются один на один с преступниками после возбуждения уголовного дела, подвергаясь шантажу и порой физическому насилию. Поэтому представляется целесообразным изменение процесса правоприменения в уголовном процессе для обеспечения защиты этих категорий участников правоприменения.

В-четвертых, результатом деятельности по применению права является вынесение индивидуально-конкретных предписаний, в которых определены права и обязанности участников какого-либо правоотношения. Оформляются они индивидуально-конкретными актами применения права. «Указанные акты в концентрированной форме выражают суть юридического дела, содержат все необходимое для поднормативного, казуального регулирования общественных отношений».

В-пятых правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм. Уполномоченные органы должны постоянно отслеживать изменения в законодательстве, изучая нормативно-правовые акты, издаваемые правотворческими органами не только федерального, но и местного уровней.

Правоприменительная деятельность очень разнообразна, поскольку осуществляется на основе самых различных норм права и правоприменением занимаются самые разные органы. Поэтому правоприменение можно классифицировать по самым различным основаниям.

Применение закона и других правовых норм занимаются только компетентные государственные органы и должностные лица. Причем они осу­ществляют эту деятельность строго в рамках, предоставленных им полномочий.

Применение права - после правотворчества - второй по значению, но не менее важный фактор, существенно влияющий на правовое регулирование в самом процессе воздействия права на общественные отно­шения.

Властная деятельность компетентных органов становится необходимой, когда:

а) субъекты общественных отношений не могут сами без помощи власт­ных органов реализовать свои права и обязанности, представленные правом. Эти органы организуют этот процесс (прием на работу, зачис­ление в ВУЗ, призыв в армию и т.д.)

б) имеется спор по поводу определенного факта или отношения, причем сами стороны не могут прийти к согласованному решению (о раз­деле имущества) или существуют препятствия для осуществления субъективных прав и юридических обязанностей;

в) возникает необходимость в применении государственного принуждения (назначение наказания за совершенное правонарушение, изъятие у некоторых категорий лиц);

г) для возникновения определенных правоотношений требуется официа­льное установление наличия или отсутствия конкретных фактов, а так же где нужно официально закрепить те или иные действия, оформить их в качестве юридически значимых фактов с одновременной проверкой их правильности и законности (регистрация избирательной комиссией кандидата в депутаты, оформление результатов голосования, признание гражданина умершим или безвестно отсутствующим). Все изложен­ное позволяет заключить, что применение права - важнейшая и особая форма реализации правовых норм.

Таким образом, применение - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия и действуя только на основании закона. Например, не уполномоченные граждане не могут производить судебные действия. Следовательно, цель правоприменения - упорядочение взаимоотношений между людьми и их объединениями и придание им организованного и стабильного характера.

1.2. Общая характеристика стадий применения права

Применение права - сложная, многоступенчатая деятельность, в которой могут быть выделены главные звенья - стадии применения, характеризующие саму логику и последовательность действий при рассмотрении и решении юридического дела. Правоприменительная деятельность представляет собой процесс, состоящий из ряда последовательных действий – стадий.

В юридической литературе нет единства мнений о количестве стадий правоприменения. Например, в учебнике Н.И. Матузова и А.В. Малько выделены пять стадий:

Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания);

Выбор правовой нормы, по которой надлежит разрешить дело.

Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы.

Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);

Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов) .

Установление фактических обстоятельств дела;

Установление юридической основы дела;

Вынесение решения по делу.

Первые две стадии являются подготовительными, третья - заключительной, основной. На третьей стадии принимается властное решение - акт применения права.

Единственным изначальным основанием начала процесса при­менения правовых норм является наступление предусмотренных ими фактических обстоятельств. Поэтому первая стадия право­применения состоит в установлении юридических фактов и юри­дических составов (совокупностей различных фактов). Это могут быть «главные факты» и факты, подтверждающие главные, но обязательно те и в том объеме, как того требует нормальное раз­решение юридического дела. В ряде случаев круг обстоятельств, подлежащих установлению, обозначен в законе.

Часто сбор доказательств и предварительное установление фак­тов являются делом одних лиц, а вынесение решения по делу - других. Однако правоприменяющий орган в этом случае обязан убедиться в достаточности фактов и их обоснованности.

Исходя из перечисленного, можно сделать вывод о том, что основными стадиями правоприменения все-таки являются 3 стадии: установление фактических обстоятельств дела; установление юридической основы дела; вынесение решения по делу. Именно они характеризуют природу правоприменительной деятельности.


2. Стадии применения права.

2.1. Установление фактических обстоятельств дела

Целью первой стадии правоприменительного процесса яв­ляется достижение фактической объективной истины. Установление фактических обстоятельств дела - жизненных фактов, явлений действительности, образующих фактическую основу применения права. Это подготовительная стадия правоприменения.

Среди фактических обстоятельств должны быть выделены значимые факты самого случая, события, к которому применяются юридические нормы. “Факты являются юридически значимыми, если норма права связывает с ними возникновение, изменение или прекращение правоотношений, характер и размеры санкций”. В юридической науке и практике они нередко называются главным фактом (или фактом, подлежащим доказыванию). Это, например, факт убийства, совершенного гражданином.

Применение закона должно основываться на полной, достоверной, надлежащим образом юридически закрепленной и оцененной информации, раскрывающей обстоятельства дела и реконструирующей событие, к которому применяется закон. Всестороннее и полное исследование фактических обстоятельств, собранных в соответствии с требованиями закона, способствует достижению объективной истины по делу и правильному принятию решения.

Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств. Доказательства - данные (сведения) о фактических обстоятельствах. Доказательствами являются именно сведения о фактах, информация о них, а не логические аргументы, доводы в споре. Причем понятие доказательства охватывает и сами факты, т.е. доказательственные факты, и источники сведений о доказательственных фактах - документы, акты, свидетельские показания.

Круг фактических обстоятельств, с установления которых начинается применение права, очень широк. При совершении преступления - это лицо, совершившее преступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия, характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства: при возникновении гражданско-правового спора - обстоятельства заключения сделки, ее содержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторон и т.д.

Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому, и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаются доказательствами - материальными и нематериальными следами прошлого, зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов, протоколах осмотра места происшествия и т.д.). Эти документы составляют основное содержание материалов юридического дела.

Сбор доказательств может быть сложнейшей юридической деятельностью (например, предварительное следствие по уголовному делу), а может и сводиться к представлению заинтересованным лицом необходимых документов. Например, гражданин, имеющий право на пенсию, обязан представить в комиссию по назначению пенсий подтверждающие это право документы: о возрасте, стаже работы, заработной плате и др.

К доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, предъявляются процессуальные требования относимости, допустимости и полноты.

Требование относимости означает принятие и анализ только тех доказательств, которые имеют значение для дела, т.е. способствуют установлению именно тех фактических обстоятельств, с которыми применяемая норма права связывает наступление юридических последствий (прав, обязанностей, юридической ответственности). Например, в соответствии со ст. 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.

Требование допустимости гласит, что должны использоваться лишь определенные процессуальными законами средства доказывания. Например, не могут служить доказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не может указать источник своей осведомленности (ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса), для установления причин смерти и характера телесных повреждений обязательно проведение экспертизы (п. 1 ст. 79 УПК).

Требование полноты фиксирует необходимость установления всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Их неполное выяснение является основанием к отмене или изменению решения суда (п. 1 ст. 306 ГПК), приговора (п. 1 ст. 342, 343 УПК) .

Источники сведений о фактах требуют известных процессуальных форм закрепления, удостоверения. Например, протокол о предметах, обнаруженных при обыске, должен быть подписан понятыми. Законом определена также доступность доказательств. Например, не допустимы такие доказательства, как сведения, полученные в результате незаконного прослушивания телефонного разговора.

Это уже логическая деятельность по установлению и предоставлению доказательств, участию в их исследовании и оценке в результате логической деятельности с помощью доказательств воспроизводится тот или иной фрагмент действительности, осуществления реконструкции обстоятельств, необходимая в соответствии с требованием объективной истины для применения права. Если правоприменительный орган установит достоверность фактических обстоятельств, но сделает неверные выводы об их юридическом значении, об истинности такого решения говорить нельзя.

Эта стадия правоприменения имеет большое значение именно в силу того, что она является предварительной стадией. Например, если в расследовании уголовного дела сразу не были выявлены все факты и события, имеющие отношение к возникновению и развитию правонарушения, то по прошествии времени это будет сделать гораздо сложнее. Чем больше фактов, относящихся к делу, будет выявлено и закреплено на первом этапе, тем легче будет реализовать следующие этапы правоприменения.

Следовательно, поиск истины - труднейшая задача, особенно по сложным преступлениям, подготовленным и совершенным профессионалами (например, заказные убийства, дела о коррупции, грабежах, разбоях, хищениях, рэкете). При этом истина должна быть абсолютной, а не относительной, по крайней мере к этому надо стремиться.

Версий может быть много, но истина одна, и она должна быть установлена во что бы то ни стало. В противном случае дело нельзя считать законченным. Другой вопрос - сложность добывания истины (запутанность ситуации, недостаток доказательств и т.д.). По каким-то делам она в силу этого и не устанавливается, но тогда дело нельзя считать расследованным, а стало быть, и нельзя направлять его в суд.

2.2. Установление юридической основы дела.

Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, т.е. их юридической квалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту норму, которая по замыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию. Этот поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизни и юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, и установления тождества между ними. Значит, для правильной юридической квалификации фактов, установленных на первой стадии, следует выбрать (найти) норму (нормы), прямо рассчитанную на эти факты.

Основная трудность на данном этапе заключается в том, что далеко не всегда подлежит применению норма, гипотеза которой охватывает фактическую ситуацию. Для устранения сомнений необходимо проанализировать выбранную норму, установить действие содержащего эту норму закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.

В частности, устанавливают:

Действует ли она на момент разрешения конкретного дела

Действует ли она на той территории, где решается дело

Распространяется ли ее действие на субъектов, являющихся участниками возникающего правоотношения

Например, определяя действие закона во времени, надо соблюдать следующие правила: "Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет" , согласно которому, нельзя применять норму права, хотя и действующую в данный момент, но которой не было, когда рассматриваемые отношения возникли или прекратились. Нельзя также применять норму, не вступившую в законную силу; "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют" ; "Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом" (ч. 1 ст. 4 ГК РФ) и т.д.

Юридическая квалификация облегчает работу правоприменителя по уяснению круга подлежащих установлению фактов. Выясняются не любые факты, а лишь те, которые предусмотрены в гипотезе избранной нормы. Типичная ошибка в этой ситуации - когда начинают "подгонять" факты под гипотезу избранной нормы. В юридической практике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменению юридической квалификации.

Анализ, толкование избранной нормы права предполагает обращение к официальному тексту соответствующего нормативного акта, ознакомление с возможными дополнениями и изменениями его первоначальной редакции, а также с официальными разъяснениями смысла и содержания применяемой нормы. Анализ закона необходим также для принятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяемой нормы.

Деятельность правоприменительных органов по установлению юридической основы дела предполагает:

а) выбор нормы, подлежащей применению;

б) проверку правильности текста акта, в котором содержится выбранная норма;

в) проверку подлинности самой нормы и ее действия во времени, пространстве и кругу лиц;

г) уяснения смысла и содержания нормы.

Выбор правовой нормы для решения дела осуществляется после того как установлен юридический характер рассматриваемых обстоятельств.

Прежде всего, определяется отрасль права, регулирующая подобные отношения, затем устанавливается вид отраслевого юридического института, охватывающего подобные случаи, а затем уже выбирается конкретная норма, предусматривающая данный жизненный случай.

Выбрав правовую норму необходимо удостовериться в подлинности текста правового акта, содержащего норму. Для этого следует пользоваться официальным текстом нормативного акта, опубликованного в официальных источниках, например в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете», кодексах. Здесь же выясняется, не внесены ли изменения в нормативный акт, саму норму, нет ли акта толкования относящегося к применительной норме.

Затем необходимо произвести “критику” правовой нормы - тщательно, всесторонне, с разумной придирчивостью проверить возможность применения юридических норм к данному случаю. Такая “критика” подразделяется на "высшую" и "низшую".

"Высшая" критика относится к самому закону, иному акту. Выясняется, правомерен ли сам закон, не противоречит ли он закону с более высокой юридической силой, не приостановлено ли его действие, распространяется ли его действие на время возникновения регулируемых правоотношений, данную территорию и данных лиц. Например, не противоречит ли “Закон о простом и переводном векселе” тексту “Единообразного закона” Женевской конвенции, распространяется ли Закон "О залоге" на граждан по их частным делам, на коммерческие банки. Если правовой акт не прошел “высшую” критику, применяться он не может. Так, нельзя применять норму права, которая хотя и действует в данный момент, но которой не было, когда возникли рассматриваемые отношения или прекратились, поскольку "закон обратной силы не имеет". По той же причине нельзя применять принятую норму, не вступившую в законную силу. Например, закон, официально не опубликованный, применяться не может.

"Низшая критика" касается только законодательного текста, словесно-документального изложения юридических норм, когда должны быть устранены погрешности, допущенные при напечатании (перепечатывании) текста, то есть погрешности полиграфического или машинописного характера. Основное правило здесь - пользоваться официальным текстом, содержащимся в "Собрании", других официальных источниках или, в крайнем случае, выверенной и завизированной копией официального текста.

На первых стадиях применения закона происходит предварительная правовая квалификация, в результате которой определяется круг обстоятельств, в отношении которых осуществляется применение закона (предмет доказывания). Окончательная правовая квалификация фактов осуществляется при решении юридического дела, когда формулируется итоговый вывод о юридических нормах, под которые подпадает данный случай и которые положены в основу решения.

На последнем этапе данной стадии правоприменительного процесса необходимо уяснить смысл и содержание нормы, или иначе произвести толкование нормы права. Этой деятельностью занимаются все участники правоотношений, поскольку правовые нормы носят общий, абстрактный характер, а применяются к конкретным случаям. Но наибольшее значение толкование имеет на этой стадии правоприменительного процесса, поскольку “сам процесс толкования правовых норм – сложная мыслительная деятельность, в которой используются и логические приемы мышления, и специальные юридические знания” , то есть это деятельность субъективна, и именно здесь может возникнуть опасность ошибки, особенно при толковании нормы права, прямо не относящейся, и ранее не применявшейся для регулирования данного правоотношения в силу, отсутствии в законодательстве конкретной нормы, подходящей к установленным обстоятельствам. Кроме того, на этом этапе нужно попытаться установить все вспомогательные нормы, которые могут помочь в уяснении главной нормы права.

Таким образом, эта стадия требует высокой подготовленности и профессионализма лица, применяющего правовую норму. Ошибки здесь не могут иметь место, потому что это отражается на судьбе обвиняемого (тяжесть содеянного, разные санкции, сроки и вид наказания и т.д.).

2.3. Вынесение решения по делу.

Решение юридического дела - это завершающая фаза, итог применения права.

Вынесение решения по делу нужно рассматривать с разных сторон:

Во-первых, это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств и установлении в окончательной юридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридических последствий - прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.

Во-вторых, решение по делу представляет собой документ - акт применения права, в котором закрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела, официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.

С формально-логической стороны оно представляет собой умозаключение, в котором конкретные факты подводятся под норму права. При этом суд, иной правоприменительный орган в силу властно-государственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет "привязку" юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого своего "властное слово". Результат решения юридического дела - индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа - приговора, решения, определения, заключения и т.д. Государственно-властное веление, являющееся результатом решения юридического дела может иметь двоякую функцию:

1. Его юридическое значение может состоять в юридической констатации, т.е. признание существования определенных фактов, их правомерности или неправомерности, в том числе в признании того или иного права за данным лицом или, напротив, в констатации по данному событию факта правонарушения.

2. После вынесения решения необходима дополнительная деятельность компетентных органов по исполнению решения приговора суда, решения органа арбитражного правосудия, которыми наложены взыскания, иная обязанность. Решение юридического дела фиксируется в правоприменительных актах. Они занимают подчиненное положение по отношению к актам правотворчества, основываются на правовых нормах и издаются с целью индивидуального поднормативного воздействия на процесс реализации права. Среди актов применения права следует различать: основной акт, в котором выражено решение юридического дела в целом, и вспомогательные акты, совершаемые при установлении фактических обстоятельств дела, в ходе судебного процесса, на иных стадиях.

Решение юридического дела - наиболее ответственный акт, и не только в том смысле, что субъекты принимающие решение ответственны за него перед государством и гражданами. Он важен тем, что решает судьбу данного дела. От того какие выводы будут сформулированы в ходе решения, зависит дальнейшее развитие правовых отношений. Правильное решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок в целом, поддерживает интерес государства и общества, с одной стороны, а с другой - охраняет права граждан, воспитывает уважение к закону.

Из вышесказанного следует, что решение юридического дела - это завершающая фаза, итог применения права. Оно представляет собой умо­заключение, в котором конкретные факты подводятся под норму права. При этом суд, иной правоприменительный орган в силу властно-госу­дарственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет "привязку" юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого своего "властное слово". Результат решения юридического дела - индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа - приговора, решения, определения, заключения и т.д.

Правильно принятое решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок в целом, поддерживает интересы государства и общества, охраняет права граждан, воспитывает уважение к закону.

Заключение.

Итак, мы выяснили, что применение права – это деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально-конкретных предписаний.

Она имеет ряд существенных признаков:

Во-первых, применение права – это деятельность, которую могут осуществлять только органы, специально уполномоченные на это государством.

Во-вторых, применение права носит государственно-властный характер.

В-третьих, правоприменительная деятельность протекает в особых, установленных нормативными актами процедурах.

В-четвертых, результатом деятельности по применению права является вынесение индивидуально-конкретных предписаний.

В-пятых правоприменительная деятельность осуществляется на основе правовых норм.

Три основные стадии правоприменения – установление фактических обстоятельств дела, определение юридической основы дела и вынесение решения по делу, в результате заканчиваются вынесением правоприменительного акта, главное отличие которого от нормативно-правового акта в том, что в правоприменительных актах содержатся индивидуально-конкретные предписания, а в нормативно-правовых – нормы права, то есть предписания общего характера.

На протяжении всей стадии происходит правовая квалификация – юридическая оценка всей совокупности фактических обстоятельств дела путем отнесения данного случая к определенной юридической норме. Суть ее состоит в том, что решается вопрос, распространяется ли применяемая норма права на данный случай, подпадает ли этот случай под ее действие.

Ко всем этим стадиям правоприменительного процесса теория права формулирует общие требования. Это Законность (соблюдение всех процедурных требований при рассмотрении дела), обоснованность (подтвержденность дела проверенными и достоверными доказательствами), справедливость (правильность решения дела с точки зрения интересов народа и государства) и целесообразность.

В практической деятельности все три указанных стадии переплетены, нередко выражаются в одних и тех же действиях. Кроме того, в практической работе выделяются стадии разбирательства уголовных и гражданских дел, когда в эту работу включаются наряду с судом и другие юридические органы. Так, в уголовном процессе выделяются стадии предварительного следствия, судебного разбирательства, исполнения приговора. В гражданском процессе - стадии судебной подготовки, судебного рассмотрения спора, исполнения решения. Однако во всех этих случаях в центре сложной юридической деятельности остается то, что относится к применению права - установление фактических обстоятельств, выбор и анализ юридических норм и решение юридического дела.

Для улучшения качества правоприменения можно внести следующие предложения:

1. на стадии установления фактических обстоятельств дела можно сделать обязательной проверку свидетелей на детекторе лжи. Это поможет объективно оценить их показания, следовательно правильно выбрать правовую норму и меру наказания для обвиняемого.

2. исходя из того, что после возбуждения уголовного дела потерпевшие и свидетели зачастую остаются практически один на один с обвиняемым, подвергаются шантажу, угрозам, моральному давлению и даже физическому насилию, целесообразно скорректировать правоприменение в уголовном процессе для обеспечения защиты этих категорий участников правоприменения. Например, до вынесения приговора обвиняемому скрывать свидетелей от заинтересованных в изменении их показаний лиц.

3. также для скорейшего выявления и розыска преступника есть смысл наряду с дактилоскопией сделать обязательной сдачу анализа ДНК.

Библиографический список

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации Москва Проспект 1999г.

2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации: [Принят 24 июля 2002 г., № 95 ФЗ] // Российская газета. – 2002. - № 137. – ст. 56.

3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: [Принят 14 ноября 2002 г., № 138 ФЗ] // Российская газета – 2002. - № 220. – ст. 306.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: [Принят 18 декабря 2001 г., № 174 ФЗ] // Российская газета – 2001. - №249. – ст. 74, 79, 342, 343.

Учебная литература

1. Карташов В. Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность / В. Н. Карташов. - Саратов., 1989.

2. Комаров С. А. Общая теория государства и права / С. А. Комаров. - М., 1996.

3. Лазарев В. В. Общая теория права и государства / В. В. Лазарев. - М. : Юристъ, 2001.

4. Лазарев В. В. Теория государства и права / В. В. Лазарев, С. В. Липень. - М., 1998.

5. Марченко М. Н. Теория государства и права / М. Н. Марченко. - М. : Норма, 2002.

6. Матузов Н. И. Теория государства и права / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – М. : Юристъ, 2002.

7. Хропанюк В. Н. Теория государства и права / В. Н. Хропанюк. - М. : Интерстиль, 2003.


Лазарев В.В. Липень С. В. Теория государства и права. - М. : 1998. – С.303

Лазарев В. В. Общая теория права и государства. – М. : Юристъ, 2001.

Марченко М. Н. Указ. Соч. С.399-400

Конституция Российской Федерации ст. 54 ч. 1

Конституция Российской Федерации ст. 57

Марченко М. Н. Указ. Соч. С.400-401

Лазарев В.В. Липень С. В. Указ. Соч. С. 317

Марченко М. Н. Указ. Соч. С.401-402

Применение права – важнейшая из форм реализации права. Осуществляемая от имени гос-ва в специально-установленных законом формах властно-распорядительная деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение условий реализации субъективных прав и юр. обязанностей, разрешение спорных ситуаций между субъектами правоотношений, осуществление мер юр. ответственности в отношении правонарушителей.

Основания применения права:

1. Совершение правонарушения, влекущего применение к правонарушителю определённой меры наказания или воздействия, что может сделать субъект, имеющий на то соответствующие полномочия;

2. Правоприменительный акт, без которого не может возникнуть соответствующее правоотношение;

3. Обязательный контроль со стороны государства за определёнными правоотношениями ввиду важности возникающих последствий (гос. регистрация);

4. регулирование взаимоотношений в гос. органах (назначение на определённую должность);

5. ненадлежащее исполнение полномочий или обязанностей или наличие препятствия для их реализации;

6. возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению;

7. необходимость официального установления наличия (отсутствия) конкретных фактов и квалификации их в качестве юридически значимых (признание лица безвестно отсутствующим).

Особенности:

Составляет прерогативу специально уполномоченных субъектов, обладающих властными полномочиями;

Правоприменительные действия строго последовательны и происходят по опред-й процедуре, в определ-й процессуальной форме;

Основания для применения регулируются законодательством;

Носит индивидуальный характер, т.к. направлена на установление конкретных последствий – возникновение субъективных прав, возложение юр. обязанностей, юр. ответственности;

Результатом выступает специальный акт – индивидуальный правоприменительный, который обязателен для исполнения.

Формы применения права:

Оперативно-исполнительная деятельность – организация выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов.

Правоохранительная деятельность – направлена на охрану норм права от нарушений, применения мер принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания, принятие мер по предупреждению нарушений в будущем.

Требования, предъявляемые к применению права:

1. Законность – при решении конкретного случая правоприменительный орган должен основываться на определённой норме права (их совокупности), прямо относящейся к рассматриваемому делу, строго и неукоснительно следовать её точному смыслу, действовать в рамках своей компетенции

2. Целесообразность - имеет два аспекта.

1, нормативный акт сам по себе целесообразен, содержит оптимальные требования по регулированию общ-х отношений. 2. целесообр-ь в праве - это соответст-е деятел-и органов и лиц в рамках закона конкретным условиям места и времени, выбор оптим-го пути осуществ-я нормы в конкретной жизненной ситуации.

4. Справедливость - отражает идею соц. справедливости демокр-го общ-ва, означает осознание того, что по делу вынесено правильное решение, с точки зрения интересов народа и гос-ва, убеждённость лица, применяющего право, а также окружающих в том, что принятое решение согласуется с принципами морали, общечеловеч-ми ценностями, отвечает потребностям и интересам отдельных граждан, их коллективов, предприятий, учреждений

5. Гуманизм правоприменительного решения - предполагает постоянное внимание к личности, её материальному и духовному благополучию, заботу и уважение достоинства человека, обеспечение и охрану его прав и законных интересов.

6. Принцип профессионализма - правоприменительное решение должно готовиться и приниматься лицом (коллективом лиц), обладающим глубокими знаниями в соответств-й сфере общественных отношений, умением и практическим опытом в решении сложных вопросов жизни, от которых зависят интересы человека

Субъекты применения права.

Прим-ь юр. нормы могут только специал-е (компетен-е) орг-ы.

Большинство правоприм-х органов – органы гос-ва. Административные органы, осуществ-е иногда довольно глубокую индивидуально-правовую деятел-ь.

Органы правосудия – суды. По направленности своей деятельности, ее организации и формам призваны судить (и способны судить) "о праве", т.е. о самой правомерности поведения участников обществ-х отношений, с введением в действие всех вытекающих отсюда гос-но-прав-х последствий – назначением наказания за преступл-е, принудительным изъятием имущества и т.д.

Путем применения права государство в своей деятельности осуществляет две основные функции:

Организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование посредством индивидуальных актов;

Охрану и защиту права от нарушения.

На этом основании в литературе выделяют две формы применения права:

Оперативно-исполнительная форма применения права - это властная оперативная деят-ть гос-х органов по реализации предписаний норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе норм права. Это позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов. Примерами являются, приказ о приеме на работу, выдача свидетельства о регистрации брака, решение о строительстве промышленного объекта или жилого дома. Применяется диспозиция норм права, имеющая не запрещающее, а положительное содержание. Для современного цивилизованного государства эта форма применения права является основной, посредством ее объединяется и направляется деятельность министерств и ведомств, предприятий и учреждений, подбираются кадры, конкретизируются плановые задания, обеспечиваются права личности и т.д.

Правоохранительная деятельность - это деятельность компетентных органов по охране норм права от каких бы то ни было нарушений.

Цель правоохраны - контроль за соответствием деятельности субъектов права юр-м предписаниям, за ее правомерностью, а в случае обнаружения правонарушения - принятия соответствующих мер для восстановления нарушенного правопорядка, применение гос-го принуждения к правонарушителям, создание условий, предупреждающих правонарушения.

Применение права как властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм необходимо в случаях, когда нормы права не могут быть реализованы непосредственно. «Применение права является особой формой реализации права, поскольку индивидуальное властное решение по делу лишь направлено на реализацию применяемой нормы права, но еще не реализует ее. Реализация наступает в результате исполнения правоприменительного решения». Применение права осуществляется относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально определенных лиц. Применение права происходит в случаях, когда нормы права не могут быть реализованы из-за правонарушения или в связи трудноразрешимой ситуацией (пробелы, коллизии в праве).

Правоприменительная деятельность осуществляется уполномоченными государственными органами и должностными лицами. Она является видом государственной деятельности (оперативно-исполнительной или правоохранительной формами), происходит в строго установленном законом порядке (процедуре, последовательности), в соответствии с общепризнанными во всех странах принципами (законности, социальной справедливости, целесообразности, обоснованности) и выражается в виде решения по конкретному делу (в актах применения - исполнительных или правоохранительных). Круг фактических обстоятельств, которые выясняют правоприменительные органы, очерчен гипотезой юридической нормы. Установление названных фактических обстоятельств и их правовая оценка и образуют содержание правоприменительной деятельности государственных органов. Правоприменение во всех своих формах выражается в принятии решений по конкретному делу (актов применения). В целом, применение представляет собой подведение отдельных жизненных случаев под юридическую норму (общее правило поведения).

Применение права, связанное с изданием индивидуальных правовых актов, используется в следующих случаях: при наличии спора о наличии и мере субъективных прав и юридических обязанностей, когда необходимо определить момент действия или факт прекращения чьих-либо прав и обязанностей, или необходимо определить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей. Другими словами, применение права не возникает без определенного властного волеизъявления компетентного государственного органа, когда дело невозможно решить без вмешательства государства, требуется официальное признание наличия или отсутствия юридических фактов или в случае, когда определенное общественное отношение в силу особой значимости должно пройти в обязательном порядке государственный контроль, регистрацию и т.д.

Применение как особая форма реализации права характеризуется следующими признаками:

правоприменительную деятельность осуществляют только компетентные государственные органы и должностные лица (в соответствии с законодательством);

деятельность по применению норм права имеет государственно-властный характер;

применение норм права осуществляется в строго установленном порядке (в процессуальной форме);

делится на определенные стадии;

осуществляется только в случаях, очерченных законом, когда невозможно непосредственное осуществление права (реализация).

Условия применения норм права:

права и обязанности у субъектов правоотношения не могут реализоваться без государственно-властной деятельности. Необходимо издание компетентным органом властного решения в отношении конкретного лица или организации;

существуют определенные препятствия для использования субъективных юридических прав и исполнения юридических обязанностей;

обязанности и предписания не исполняются добровольно;

если совершено правонарушение и др.

2. Правоприменительная деятельность

2.1 Формы и принципы реализации правовых норм

В юридической литературе принято различать две формы правоприменительной деятельности:

· Оперативно – исполнительная форма – подразумевает организацию выполнения предписаний правовых норм, позитивное регулирование с помощью индивидуальных актов (например, приказ о приеме на работу, свидетельство о регистрации брака и пр.);

· Правоохранительная форма – деятельность, направленная на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, применение мер государственного принуждения к правонарушителям, обеспечение исполнения назначенных мер наказания, а также принятие мер по предупреждению правонарушений в будущем.

Необходимость в правоприменительной деятельности возникает, таким образом, всегда, когда невозможно осуществление субъективных прав и исполнение предусмотренных законом обязанностей без использования государственно – властных полномочий.

Применение норм права осуществляется не в произвольной форме, а в строго установленном законом порядке, что составляет принцип законности правоприменительной деятельности. По словам Г. Ф. Шершеневича, условие правового порядка состоит в применении норм права «по точному их смыслу, невзирая на результаты применения в тех или иных конкретных случаях». Данный принцип находит свое проявление в следовании букве и духу закона в правоприменительной деятельности; действии правоприменительных органов и должностных лиц в рамках предоставленных им полномочий; в строгом и неуклонном соблюдении установленной процедуры; в принятии юридических актов установленной формы.

Принцип социальной справедливости означает деятельность правоприменительного органа и должностного лица в интересах не конкретного лица, а всего общества. Это обусловлено тем, что приоритетным объектом защиты права является определенная группа общественных отношений.

Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает учет конкретных условий применения того или иного нормативно – правового акта, принятие во внимание специфики сложившейся ситуации в момент вынесения решения, выбор наиболее оптимального варианта реализации правовых требований в тех или иных конкретных обстоятельствах.

Принцип обоснованности правоприменения означает полное выявление, тщательное изучение и использование всех относящихся к делу материалов, принятие решения только на основе достоверных, не подлежащих сомнению фактов.

Принцип целесообразности, с одной стороны, и принципы законности и социальной справедливости – с другой, нередко входят в противоречия. Суть их заключается в том, что в процессе формирования норм права, являющихся правилами общего характера, невозможно учесть все разнообразие конкретных случаев и обстоятельств, которые возникают в тех или иных жизненных условиях, в процессе их применения. В подобных случаях ведущая роль в определении окончательного варианта разрешения правовой ситуации принадлежит именно правоприменительному органу или должностному лицу.


2.2 Стадии правоприменительной деятельности

Правоприменительная деятельность как наиболее сложная и важная форма реализации права осуществляется поэтапно. Под стадиями правоприменительного процесса следует понимать выработанные наукой и практикой, закрепленные в законе этапы познания истины, отражающие логику осуществления права, среди которых выделяют:

1) установление фактических обстоятельств дела – решение вопроса факта;

2) установление юридической основы дела – решение вопроса права;

3) решение дела.

Единственным изначальным основанием процесса применения правовых норм является наступление предусмотренных ими фактических обстоятельств. Поэтому первая стадия правоприменения состоит в установлении юридических фактов и юридических составов. В ряде случаев круг обстоятельств, подлежащих установлению, обозначен в законе.

Целью первой стадии правоприменительного процесса является достижение фактической объективной истины, поэтому особенное внимание на этом этапе уделяется доказыванию. Так, происходит сбор юридически значимой информации, ее исследование, проверка на истинность, достоверность, достаточность.

Содержание второй стадии правоприменительного процесса состоит в выборе правоприменителем отрасли, института и нормы права; проверке подлинности текста нормы, пределов ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц; в толковании – уяснении смысла и содержания юридических предписаний, после чего возможно установление соответствия элементов рассматриваемого юридического вопроса с нормой права.


3. Акты применения права

3.1 Понятие и виды актов применения права

Правоприменительный акт – это официальное властное предписание компетентного органа или должностного лица, конкретизирующее общее правовое положение для единичного случая индивидуального субъекта и выраженное в соответствующей форме.

Основные требования, которые предъявляются к актам применения, заключаются в том, чтобы они: а) строго соответствовали нормативно – правовым актам, на основе которых они принимаются; б) издавались в пределах компетенции правоприменительного органа или должностного лица; в) содержали глубокую и всестороннюю мотивировку; г) имели все необходимые реквизиты, придающие актам применения права официальный характер (наименование акта, время и место его принятия, наименование принявшего акт органа, наличие соответствующей печати, подписи и т. д.).

Акты применения не являются источниками права,и не содержат в себе каких бы то ни было общих правил поведения, они применяют соответствующие нормы права к конкретному случаю, событию или лицу.

Основным критерием классификации правоприменительных актов, принятым в юридической литературе, является форма регулятивного воздействия на общественные отношения. В зависимости от указанного критерия акты применения права делят на исполнительные и правоохранительные. Так, исполнительные акты направлены на организацию исполнения содержащихся в нормах права предписаний применительно к конкретному лицу или случаю. Они предопределяют возникновение конкретных прав и обязанностей лиц в связи с их правомерным поведением. К ним относятся: акт регистрации брака, приказ о повышении в должности, о присвоении воинского звания и пр.

Правоохранительные акты предназначены для охраны существующих норм права от возможных нарушений. Они издаются, как правило, или в связи с предупреждением совершения правонарушения, в профилактических целях, или же при совершении правонарушения. Таковыми, в частности, являются акты следственных, судебных, прокурорских и ряда других органов.

Существуют и иные критерии классификации актов применения права. Они широко используются для более глубокого изучения, как самих этих актов, так и правоприменительной практики в целом.

Так, основаниями для классификации правоприменительных актов могут служить:

· их юридическая сила (акты различных инстанций);

· издающие их субъекты (органы государственной власти, должностные лица государственных и частных структур и пр.);

· направление и характер деятельности (экономика, культура, охрана порядка и пр.);

· их действие в пространстве, времени и по кругу лиц;

· процедура принятия (коллективная или единоличная);

· характер предписаний (императивный, диспозитивный, разрешающий, обязывающий, запрещающий, управомочивающий, поощрительный, удостоверяющий и пр.) и т. д.


Т. е. обращения в компетентный государственный орган за защитой нарушенного права (если должник отказывается вернуть долг, кредитор обращается в суд с просьбой о взыскании долга в принудительном порядке). Применение права Реализация права в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов. Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласию вступают в...




Для всех рисковых фондовых активов (а к выводу о необходимости их оценки ввиду наглядности практика фондового рынка пришла довольно быстро), то ковариации доходностей ценных бумаг и их дисперсии могут быть вычислены применением правил теории вероятностей к (2.12): , (2.14) Эти правила легко обобщаются на случай портфеля, состоящего из рисковых ценных...

Выбор редакции
Незнакомец, советуем тебе читать сказку "Каша из топора" самому и своим деткам, это замечательное произведение созданное нашими предками....

У пословиц и поговорок может быть большое количество значений. А раз так, то они располагают к исследованиям большим и малым. Наше -...

© Зощенко М. М., наследники, 2009© Андреев А. С., иллюстрации, 2011© ООО «Издательство АСТ», 2014* * *Смешные рассказыПоказательный...

Флавий Феодосий II Младший (тж. Малый, Юнейший; 10 апр. 401 г. - † 28 июля 450 г.) - император Восточной Римской империи (Византии) в...
В тревожный и непростой XII век Грузией правила царица Тамара . Царицей эту великую женщину называем мы, русскоговорящие жители планеты....
Житие сщмч. Петра (Зверева), архиепископа ВоронежскогоСвященномученик Петр, архиепископ Воронежский родился 18 февраля 1878 года в Москве...
АПОСТОЛ ИУДА ИСКАРИОТ Апостол Иуда ИскариотСамая трагическая и незаслуженно оскорбленная фигура из окружения Иисуса. Иуда изображён в...
Когнитивная психотерапия в варианте Бека - это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах,...
Мир сновидений настолько многогранен, что никогда не знаешь, что же появится в следующем сне. Порой сны бывают устрашающие, приводящие к...