Право одноразового или однократного использования фотографий. Использование фотографий в интернете: когда можно, а когда нельзя


В закладки

Фоторедактор ресурса BigPicture.ru Никита Евдокимов написал для ЦП колонку о том, как онлайн-издание может избежать проблем с нарушением авторских прав на фотографии.

Мне кажется, мир делает огромные успехи в области борьбы за соблюдение авторских прав. Как только крупные правообладатели сообразили, что цифровое пиратское распространение контента нельзя остановить или обуздать какими бы то ни было способами, и сосредоточились на том, чтобы легальный контент можно было потреблять быстро и легко - мир изменился.

Я не заметил, как изменился сам. Когда стало проще заплатить, а не своровать - я перестал. Я плачу за книги, за музыку, за кино. Цены разумные, мне приятно и легко расставаться с деньгами, я точно знаю, что часть из них дойдет до авторов.

К сожалению, вся эта радостная история совершенно не касается фотографий. Друзья, с воровством фотографий дело полный швах. Оно тотально. Я не знаю почти ни одного популярного ресурса, где бы я за пару минут не нашел изображений, нарушающих авторские права. Отличаются только те редкие ресурсы, где в штате есть профессиональный фоторедактор.

На самом деле, нельзя взять фотографию, поставить ссылку на то место, где ты ее взял, и опубликовать (возмутительное свинство, когда фотографии вообще не подписывают). Почему нельзя? Потому что все изображения защищены законом об охране авторского права. И если вы не согласовываете публикацию с правообладателем изображения - вы нарушаете закон.

Давайте поставим простой эксперимент. Заходим на главную страницу ЦП, берем любую фотографию и проводим обратный поиск в Google (я совершенно честно ткнул в первую попавшуюся картинку). Вот такая выходит драма в трех частях:

И что выясняется? Выясняется, что фотография принадлежит агентству Global Look Press. И да, они могут пойти в суд. И выиграют. И будут правы. Авторские, блин, права. Они возникают в момент создания фотографии или изображения. А исчезают только через 70 лет после смерти автора.

Поэтому автор фотографии справедливо может возмутиться, обнаружив, что его картинку используют без его ведома (и без вознаграждения тоже). Конечно, до суда доходят единицы. Обычно все сводится к требованию удалить фотографию с сайта (или фотографии).

Иногда, если автор настойчиво ведет переговоры, использует правильные формулировки (авторы, запоминайте: «нотариально заверенный скриншот уже сделал», «связался с адвокатом») - дело заканчивается выплатой компенсации. Размер зависит от наглости или деловитости автора и жадности или сговорчивости сайта. Можно вспомнить иск блогера Ильи Варламова и остальных к «Аргументам и Фактам» - там все закончилось компенсацией в 20,000₽ в пользу авторов за каждую неправильно использованную фотографию.

И мне кажется, что это происходит не потому, что все такие прямо нехорошие редиски кругом, только и думают, как бы и где чего утянуть. А просто не понимают, что у каждой фотографии есть правообладатель, который распоряжается ее судьбой. И по незнанию можно напороться на действительно озабоченного судьбой своих фотографий автора.

Как быть? Во-первых, принять как данность, что нельзя чем попало иллюстрировать сайт. А во-вторых, я набросал пять главных способов получения легальных изображений. Просто следуйте этой инструкции, и все будет хорошо.

1. Общественное достояние

Как правило, фотографии переходят в общественное достояние через 70 лет после смерти автора. Это общемировая практика, однако иногда возникают нюансы. Например, бывает, что изображение у нас в общественном достоянии, а в США - нет. Если нет уверенности, что изображение в общественном достоянии - нужно дополнительно проверять, чтобы себя обезопасить.

Изображениями в общественном достоянии можно пользоваться как угодно. Рекомендую ознакомиться с соответствующей статьей в «Википедии». Также полезно изучить , на которых можно найти фотографии и изображения, которые находятся в общественном достоянии.

2. Лицензия Creative Commons

Многие, наверное, что-то слышали о Creative Commons. Это такая специальная лицензия (даже не одна, их шесть разных видов), которые по умолчанию всегда разрешают распространять произведение с единственным обязательным условием - указание авторства.

Однако есть нюанс, который называется «коммерческое использование». Некоторые виды лицензий его разрешают, некоторые - запрещают. Является ли, например, публикация в СМИ использованием «целью которого является получение коммерческой выгоды или личного вознаграждения в денежной форме»? Я не знаю, поэтому всегда на всякий случай ищу картинки, которые разрешают коммерческое использование.

Почитать подробнее о видах лицензий Creative Commons можно на официальном сайте . Там же есть поиск . Даже Google умеет узнавать произведения по лицензиям Creative Commons и регулярно улучшает алгоритм (в инструментах поиска по картинкам нужно обратить внимание на пункт «права на использования»). Очень жду, когда «Яндекс» научится искать по легальным изображениям.

3. Использовать эмбеды

Взять картинку из Instagram нельзя - нарушение авторских прав. А заэмбедить - можно. То же самое с Twitter, Tumbler, Flickr (не все авторы, правда, включают эмбеды, но все же). И самое главное - Getty Images

В результате оказания популярных сегодня фотографических услуг нередко сталкиваются интересы фотографа и модели. Фотограф хочет распоряжаться правами на сделанные им фотографии с изображением модели, и использовать их по своему усмотрению. Модель (далее в статье под моделью понимается любое лицо, являющееся основным объектом фотосъёмки), в свою очередь, также хочет распоряжаться правами на фотографии со своим изображением. Желания обоих закономерны и вполне логичны. Как правильно разрешить эту спорную ситуацию?

Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, в силу п.1 ст. 2 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений , а также прямого указания п. 1 ст. 1259 ГК РФ, являются объектами авторского права. При этом, согласно норме той же статьи, фотографические произведения относятся к объектам авторского права независимо от достоинств и назначения произведения. На основании п. 2 ст. 5 Бернской конвенции , Пользование этими (т.е. авторскими - прим. автора) правами и их осуществление не связаны с выполнением каких бы то ни было формальностей, что находит отражение также в п. 4 ст. 1259 ГК РФ: для возникновения, осуществления и защиты авторских прав, в том числе и на фотографические произведения, не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей. ГК РФ требует для возникновения авторских прав на произведение выражение его в какой-либо объективной форме. Под объективной формой применительно к фотографическим произведениям следует понимать не только распечатки фотоснимков, но также изображение снимка в виде информации, сохранённой на плёнке, карте памяти, жёстком диске либо любом ином носителе. Таким образом, непосредственно в момент фотосъёмки, при записи на плёнку либо в память фотоаппарата изображения, это изображение становится фотографическим произведением, и в отношении этого фотографического произведения у фотографа - автора возникают авторские права.

  1. исключительное право на произведение;
  2. право авторства;
  3. право автора на имя;
  4. право на неприкосновенность произведения;
  5. право на обнародование произведения;
  6. право на отзыв.

Исключительное право является имущественным правом (ст. 1226 ГК РФ). Исключительное право признаётся в отношении результатов интеллектуальной деятельности (к таковым относятся, в том числе, произведения науки, литературы или искусства) и средств индивидуализации (например, товарный знак, фирменное наименование). Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, в том числе и на произведение, в силу п. 3 ст. 1228 ГК РФ возникает первоначально у автора произведения. Исключительное право - это право использовать любым, не запрещённым законом способом, объект исключительного права, распоряжаться этим правом: разрешать или запрещать другим лицам использовать его. Лицо, обладающее исключительным правом, именуется правообладателем. Соответственно, автор-фотограф является и первоначальным правообладателем - обладателем исключительного права на фотографическое произведение. Исключительное право является отчуждаемым, т.е. может быть полностью передано другому лицу.

Право авторства - это право признаваться автором произведения (п.1 ст. 1265 ГК РФ). Это право включает в себя правомочие именоваться автором произведения и обязанность других лиц при использовании произведения (например, при использовании фотографического произведения в журнале) ссылаться на автора.

Право автора на имя тесно связано с правом авторства и выражается в правомочии автора использовать либо разрешать использование созданного им произведения под своим именем, псевдонимом (в том числе "никнеймом") или без указания имени и псевдонима а также требовать, чтобы имя автора либо псевдоним не искажалось другими лицами при использовании произведения.

Право на неприкосновенность произведения - это определённый правовой режим сохранения целостности произведения, направленный на защиту произведения и творческого замысла автора от искажений. Согласно п.1 ст. 1266 ГК РФ, изменения в произведение могут вноситься только с разрешения автора (а после смерти автора - с разрешения правообладателя, если внесённые изменения не меняют художественный замысел автора). При этом, подобные изменения не должны быть связаны с созданием нового (производного) произведения на основе уже имеющегося , поскольку, это будет являться переработкой, а право на переработку входит в состав исключительного права.

Право на обнародование произведения принадлежит к числу важнейших личных неимущественных прав автора, поскольку оно обеспечивает ему возможность решать вопрос о готовности произведения для вынесения на суд публики, а также прямо затрагивает его имущественные интересы . Обнародование произведения – это, согласно п.1 ст. 1268 ГК РФ, осуществление с согласия автора любого действия, благодаря которому произведение впервые становится доступным для всеобщего сведения.

Право на отзыв представляет собой право автора отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения (ст. 1269 ГК РФ). Подобный отказ возможен лишь при условии возмещения автором убытков, причиненных таким решением лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что авторские права на фотографическое произведение - это целый комплекс прав, при этом отчуждаемое (которое можно передать либо предоставить по договору) - только исключительное право, остальные же права в любом случае, даже при отчуждении исключительного права, сохраняются у автора - т.е. фотографа.

В свою очередь, у модели имеется право на защиту своего изображения, основанием для возникновения которого является использование её изображения в качестве основного объекта съёмки в силу ст. 152.1 ГК РФ. Данное право относится к нематериальным благам и является неотчуждаемым (ст. 150 ГК РФ). Суть данного права состоит в том, что никто не вправе обнародовать и использовать изображение (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) без его согласия. При этом такое согласие согласно ст. 152.1 ГК РФ не требуется, если: использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах; или изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования; гражданин позировал за плату.

И вот здесь следует сделать вывод о том, что если модель получает денежное вознаграждение за фотосъёмку, то при любом дальнейшем использовании фотографии с изображением данной модели фотограф не обязан получать согласие модели.

Нередко имеют место гораздо более сложные ситуации. Всё чаще используется схема "Time For Print" (далее - TFP), когда фотограф и модель сотрудничают на взаимовыгодных условиях: фотограф приобретает право использования изображения модели в полученных в результате фотосессии снимках, а модель за предоставление данного права фотографу, в свою очередь, получает фотографии и право использовать данные фотографии определённым образом, исключая коммерческое использование.

В этом случае есть несколько весьма тонких правовых аспектов.

Следует отметить то обстоятельство, что, к сожалению, на территории РФ (и не только), как правило, отсутствует уважение к чужому интеллектуальному труду. В результате неправомерное использование объектов авторского права, в том числе, фотографических произведений - абсолютно обыденное явление. При этом нередко и изображение гражданина используется неправомерно. Однако, не стоит забывать, что законом ответственность за неправомерное использование объектов авторского права всё же предусмотрена (ст. 146 УК РФ, ст. 7.12 КоАП РФ, ст. 1301 ГК РФ) и всё-таки порой решение о взыскании компенсации настигает нарушителя.

В качестве примера можно привести Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 31 мая 2012 г. по делу N 33-4699/2012 . Суд, рассмотрев апелляционную жалобу истца на решение Ворошиловского районного суда, установил, что: в номере информационно-справочной газеты "" от ДД.ММ.ГГГГ размещена статья "". Указанная статья сопровождена изображением лица К.Д. крупным планом. Согласия на публикацию указанного изображения (фотографии) истец не давал. (...) Согласно ст. 152.1 ГК РФ, обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. (...) Способы защиты личного неимущественного права на охрану изображения не закреплены в ст. 152.1 ГК РФ. Таким образом, в соответствии со ст. 150 ГК РФ, нематериальные блага защищаются посредством компенсации морального вреда. Таким образом, решение Ворошиловского районного суда было отменено, суд признал, что опубликование статьи с изображением лица без его согласия нарушает его права, а с нарушителей - главного редактора газеты и учредителя газеты была взыскана компенсация морального вреда, причинённого гражданину. Размер компенсации неизвестен. Скорее всего, её размер ничтожно мал, но в данном случае важен именно факт взыскания и привлечения нарушителей к ответственности.

  1. Если модель позировала за плату, то её согласие на дальнейшее использование фотографий, полученных в результате подобной фотосессии не требуется и не нарушает права модели
  2. Фотографу для дальнейшего использования изображения модели в коммерческих целях в случаях, если модели не оплачивались услуги по позированию, необходимо получать согласие модели на подобное использование
  3. Модель для дальнейшего использования фотографий должна заключать лицензионный договор с фотографом (либо приобретать исключительные права, например, на основании договора отчуждения прав)

В эпоху современных цифровых технологий фотографы все чаще сталкиваются с проблемой защиты своих авторских прав. После публикации фотографий в Интернете множество людей копируют их, не чтут авторское право и совершенно не задумываются о последствиях. Однако авторские права на фотоизображения в любом случае принадлежат фотографу. Как же защититься от присвоения авторства на свои фотографии? Какими правами обладает фотограф?

Где ему разрешено вести фотосъемку и как он может распоряжаться своими фотографиями? Ответы на эти вопросы сегодня должен знать каждый человек, занимающийся фотографическим творчеством.

Авторские права на фотографии

Фотографические произведения, согласно статье 1259 Гражданского кодекса РФ, относятся к объектам авторских прав. Причем неважно опубликованы или не опубликованы эти фотографии – с момента создания изображения за фотографом сразу же закрепляются определенные права.

Авторские права подразделяются на личные неимущественные и имущественные права фотографа. Если личные неимущественные права являются неотделимыми от авторских, то имущественные права могут быть переданы по закону автором другим лицам или организациям. Передача имущественных прав на фотографии осуществляется по договору между фотографом и частным лицом (или организацией), после чего, последний, получает право распоряжаться данными фотоизображениями. Авторское право на фотографии действует в течение всей жизни фотографа и еще пятьдесят лет после его смерти.

К личным неимущественным правам фотографа относятся:

  • право авторства, то есть право фотографа признаваться автором снимка. Право авторства распространяется не только на саму фотографию, но и на ее отдельные детали. Присвоение этого права преследуется законом;
  • право на имя, то есть право фотографа указывать или не указывать на фотографии свое имя, либо подписывать снимок своим псевдонимом. Соответственно, никто не вправе раскрывать псевдоним автора, либо снимать его имя с фотографии;
  • право на защиту репутации автора подразумевает, что любые изменения или искажения фотографии должны проводиться только с согласия фотографа;
  • право обнародования фотографии предполагает возможность автора разрешать или не разрешать публикацию снимка, причем это право, согласно законодательству, может быть реализовано только один раз. Фотограф может по каким-либо причинам отозвать свою фотографию уже после обнародования, воспользовавшись правом отзыва.

Российское законодательство устанавливает следующие имущественные авторские права фотографа:

  • право на печать и тиражирование фотографии;
  • право на распространение экземпляров фотографии посредством продажи или бесплатной раздачи;
  • право на изменение и переработку снимка;
  • право на публичный показ фотографии, в том числе по телевизионным каналам;
  • право на импорт экземпляров фотоизображения.

Фотография или отдельная ее часть охраняется авторским правом, поэтому для ее использования должно быть получено разрешение от автора в устной или письменной форме. Имущественные права фотографа могут быть переданы посредством договора о передаче прав. В случае же использования оригинального снимка или его части без авторского договора нарушаются права фотографа, и он может потребовать выплаты денежной компенсации в суде. Согласно статье 1301 Гражданского кодекса РФ, за незаконное использование фотографии можно требовать компенсацию в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей.

Но существуют ситуации, когда авторское право не может защитить фотографа. В частности, снимки, сделанные до 1968 года или ранее, уже не подлежат охране авторским правом в силу изменения законодательства. Кроме того, если фотограф выполняет съемку по служебному поручению, данному ему его работодателем, то полученные фотографии относятся к категории «служебных». И если личные неимущественные права фотографа полностью распространяются на эти снимки, то имущественные авторские права в данном случае переходят уже к работодателю.

Также фотография может использоваться без согласия фотографа и выплаты ему соответствующего вознаграждения, если она публикуется в изданиях и видеозаписях учебного характера. Фотография может быть свободно воспроизведена в обзоре текущих событий по телевизионным каналам или репродуцирована образовательным учреждением из периодики для последующего показа в учебном процессе.

Право фотографа на ведение фотосъемки

Достаточно часто в своей практике фотографы сталкиваются с тем, что им запрещают вести фотосъемку на территории кафе, магазинов, метро или других объектов. При этом ссылаются на свои собственные правила или действующее законодательство. В частности, на право собственника запретить ведение фотосъемки на территории принадлежащего ему объекта в соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса РФ, где ведется речь о содержании права собственности. Однако в действительности в этой статье ничего не говорится о том, что сбор информации об имуществе посредством фотосъемки приравнивается к пользованию или распоряжению этим имуществом. Таким образом, запреты на фотосъемку, основанные на праве собственника, не имеют под собой законной силы.

На самом же деле право фотографа на получение и произведение информации закреплено Конституцией РФ и законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Любые же ограничения на получение и сбор информации или возможность пользования ею устанавливается федеральными законами, принимаемыми исключительно российским правительством.

Иными словами, фотограф имеет право снимать практически все, что находится перед объективом его фотокамеры за исключением случаев, предусмотренных различными нормативными актами. Согласно российскому законодательству, запрещена съемка:

  • на территории объектов Федеральной таможенной службы;
  • кораблей и военных объектов на берегу с борта иностранных кораблей;
  • в зданиях судов и исправительных учреждений;
  • закрытого заседания Государственной Думы;
  • в зданиях Госстроя (осуществляется только по разрешению);
  • в административных зданиях Министерства топлива и энергетики и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта;
  • в пределах пятикилометровой полосы вдоль государственной границы.

Если говорить о съемке людей, то зачастую можно услышать мнение о том, что фотограф, снимающий человека в общественном месте без его ведома, нарушает тем самым право последнего на «тайну частной жизни». Но получение таких изображений никто не вправе запретить, нарушение законодательства может произойти только уже после несанкционированного обнародования фотографий и их дальнейшего использования без согласия человека, изображенного на фото.

Защищать свои авторские права на фотографию – это достаточно сложная задача, если Вы не придерживаетесь определенных правил. В частности, лучше не передавать свои фотографии в формате RAW и рабочие файлы заказчику, а тем более, публиковать их. Поскольку снимки в формате RAW уже сами по себе являются весомым аргументом в пользу того, что именно Вы являетесь автором этих фотографий. Доказать же обратное, если у человека, нарушившего закон об авторском праве имеются фотографии в том же формате, становится более сложно. Нужно взять себе за правило перед публикацией своих фотографий в Интернете или печатных изданиях размещать на них информацию об авторе, то есть поместить на снимки знак охраны авторских прав, состоящий из буквы С, обрамленной окружностью, имени и фамилии владельца авторских прав и даты первого опубликования фотографии. Это избавит Вас от лишних проблем и позволит добиться выплаты денежной компенсации при обращении в суд за защитой своих авторских прав.

В этой статье насколько возможно подробно, но чтобы не закопаться в деталях, расскажу о том, как юридически регулируются права на фотографии.

Гражданский Кодекс РФ, 4-я часть

Авторские и смежные права на объекты интеллектуальной собственности описываются в четвертой части Гражданского Кодекса с 1 января 2008 года. Версию, актуальную на 1 октября 2013 года, можно скачать по этой ссылке.

Для начала важно понять, что всеми правами на фотографии обладает фотограф, просто потому что именно он сделал фотографию. Естественно, часть прав он может передать или продать.

Кто автор? Автор — фотограф; а тот, кто зонт держал — не автор.

Не признаются авторами результата интеллектуальной деятельности граждане, не внесшие личного творческого вклада в создание такого результата, в том числе оказавшие его автору только техническое, консультационное, организационное или материальное содействие или помощь либо только способствовавшие оформлению прав на такой результат или его использованию, а также граждане, осуществлявшие контроль за выполнением соответствующих работ.

Вообще говоря,у любого объекта интеллектуальной собственности есть много разных прав. Важно и то, что много, и то, что разных!

Например, есть личные неимущественные права и имущественные права. Первые неотчуждаемы (право авторства, право на имя), вторые может передавать (продавать).

Статья 1228, п.3. Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Это право может быть передано автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом.

Статья 1229. Запрещено, что не разрешено.

В юридической системе бывают два способа ограничения действий — «все, что не разрешено, запрещено» или «все, что не запрещено — разрешено». В случае с правами на интеллектуальную собственность действует первый принцип. Если что-то не прописано в договоре явно, то этого делать нельзя. Например, если в договоре не прописано, что молодожены могут размещать фотографии в Интернете, то этого делать нельзя.

Статья 1229, п.1. Гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (правообладатель), вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (статья 1233), если настоящим Кодексом не предусмотрено иное.
Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

В каком объеме передаются права?

При заключении договора могут использоваться две формулировки — что права передаются в полном объеме или без таких слов. В первом случае договор является «договором об отчуждении», во втором — «лицензионном договором». Большинство свадебных договоров — лицензионные договоры.

Статья 1233, п.1. Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор).

Заключение лицензионного договора не влечет за собой переход исключительного права к лицензиату.

Статья 1233, п.3. Договор, в котором прямо не указано, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации передается в полном объеме, считается лицензионным договором, за исключением договора, заключаемого в отношении права использования результата интеллектуальной деятельности, специально созданного или создаваемого для включения в сложный объект (абзац второй пункта 1 статьи 1240).

И все вместе это описано в определении лицензионного договора.

Статья 1235. п.1. По лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

Какие же бывают авторские права:

    1) исключительное право на произведение;
    2) право авторства;
    3) право автора на имя;
    4) право на неприкосновенность произведения;
    5) право на обнародование произведения.

Первый пункт оставим на конец, именно он и является объектом коммерческих отношений. Для начала займемся пунктами 2-4.

Второе и третье права — неотчуждаемы. «Право авторства» — это то, что вас признают как автора этой фотографии. «Право автора на имя» — это то, что вы можете запретить публиковать фотографию без вашего копирайта или логотипа, или какой-то другой подписи.

Статья 1265. п.1. Право авторства — право признаваться автором произведения и право автора на имя — право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно, неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен.

Статья 1300 прямо говорит, что нельзя затирать копирайты.

Статья 1300, п.2. В отношении произведений не допускается:

1) удаление или изменение без разрешения автора или иного правообладателя информации об авторском праве;

2) воспроизведение, распространение, импорт в целях распространения, публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения произведений, в отношении которых без разрешения автора или иного правообладателя была удалена или изменена информация об авторском праве.

Кроме того, нельзя и изменять вашу фотографию, например, наложить сепию, перевести в ЧБ или сделать из них какой-нибудь супер-мега коллаж — это четвертое право в списке, право на неприкосновенность произведения.

Статья 1266. п.1. Не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (право на неприкосновенность произведения).

Что же касается права на произведение (первое право в списке), то оно разбивается на множество других.

Статья 1270, п.1. Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со статьей 1229 настоящего Кодекса в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение), в том числе способами, указанными в пункте 2 настоящей статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение.

А в пункте 2 перечислены примеры того, как именно можно использовать произведение. Пункт длинный и подробный, для понимания приведу часть подпунктов:

1) воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме,

2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения;

9) перевод или другая переработка произведения;

11) доведение произведения до всеобщего сведения .

Как я уже писал выше (см. статья 1229), все, что не прописано в лицензионном договоре, делать запрещено. Например, заказчику нельзя будет сделать из ваших фотографий фотокнигу, если вы не прописали в каком-то виде разрешение на такое использование фотографий.

Во второй части статьи — смежный вопрос — про охрану изображения гражданина.

Чем информативнее сайт, тем больше в нем оказывается размещено фотографий. Тем выше вероятность в необходимости обращения к услугам фотографа. Для этого с фотографом надо заключить договор о передаче, например, всех эксклюзивных прав на использование фотографии, в т.ч. их публикацию на сайте.

Выбор формы документа о передаче эксклюзивных авторских прав (расписка или договор) зависит от того, сколько фотографий передается, где и в каком количестве предполагается использование фотографий и т.д.

Чем больше предполагается сделать фото, тем в большей степени следует относиться к соблюдению юридических формальностей.

Договор № __

о передаче эксклюзивных прав на использование фотографий

гор. Москва "__" _____ 20__ год

1. Предмет Договора

1.1. Фотограф (владелец авторских прав) разрешает Заказчику от его собственного имени осуществлять право распоряжаться и совершать любые юридические действия в отношении исключительных авторских прав на использование фотографий, переданных Фотографом Заказчику по настоящему Договору, на территории Российской Федерации и за ее пределами.

1.2. Под правом распоряжения в настоящем Договоре понимается, в частности, право реализации фотографий (прав на них) в качестве товара, их публикация.

1.3. За передачу принадлежащих Фотографу прав на фотографии Заказчик выплачивает единовременное вознаграждение в размере размере (прописью) рублей. Указанная сумма выплачивается единократно.

1.4. Вознаграждение выплачивается в течение трех дней после передачи фотографий Фотографом Заказчику в безналичном порядке посредством перечисления денежных средств на расчетный счет, указанный Фотографом, или наличными.

1.5. Передача фотографий Заказчику осуществляется Фотографом в электронном виде, в момент подписания настоящего Договора, о чем составляется двухсторонний Акт (Приложение 1).

1.6. Заказчик вправе отклонить одну или все фотографии в связи с непригодностью к опубликованию или воспроизведению по соображениям, относящимся к качеству фотографии.

1.7. После полного выполнения обязательство сторонами Заказчик не ограничен во времени на право эксклюзивного использования фотографий.

2. Интеллектуальные права и связанные с ними права и обязанности

2.1. Фотограф предоставляет полное и абсолютное право использовать, публиковать и продавать без ограничения копий созданные Заказчиком по настоящему Договору фотографии и видео на их основе на сайтах в Интернете, выставках, для наружной рекламы, в печати, или в любых иных целях, не противоречащих действующему законодательству РФ.

2.2. Фотограф отказывается от права исправлять фотоснимки и видео, или вмешиваться в право Заказчика публиковать фотографии и видео, созданные по настоящему Договору.

2.3. Фотограф разрешает Заказчику редактирование фотографий и видео, созданных по настоящему Договору, в т.ч. ретуширование, затемнение, искажение и изменение изображения, применение оптических эффектов, использование в композициях.

2.4. Фотограф подтверждает, что не будет оспаривать авторские и имущественные права на фотографии и видео, созданные по настоящему Договору.

2.5. В результате переработки и иного использования фотографий и видео не допускается создание порнографических произведений, а также произведений и иных действий, каким-либо образом порочащих честь и достоинство Фотографа, иных лиц, и противоречащих их правам и интересам, и не соответствующих общественной морали, этике и действующему законодательству РФ.

2.6. Заказчик имеет права опубликовать фотографии и видео в Интернете, в любых видах СМИ, наружной рекламе и т.д. как на территории РФ, так и в любых других странах мира самостоятельно и без согласия кого бы то ни было.

2.7. Фотограф обязуется не мешать Заказчику реализации своих прав на фотографии и видео, созданных по настоящему Договору.

2.8. Заказчик вправе не указывать как на всех, так и на отдельно взятой фотографии и видео полное или сокращенное настоящее или вымышленное имя (псевдоним) Фотографа.

3. Разрешение споров и разногласий

3.1. Все споры, возникающие между Сторонами при исполнении настоящего Договора, разрешаются путем переговоров, а в случае недостижения согласия между Сторонами спор передается на рассмотрение суда, согласно подведомственности и подсудности, установленным действующим законодательством РФ.

4. Прочие положения

4.1. Фотограф гарантирует и подтверждает, что:

4.1.1. Фотограф является единственным автором и владельцем исключительных авторских прав на фотографии.

4.1.2. Фотографии являются полностью оригинальными (за исключением материала, являющегося общественным достоянием, который он может содержать).

4.1.3. Фотографии не нарушают никаких прав, и не являются вторжением в частную жизнь каких-либо физических или юридических лиц.

4.2. Все иски и претензии третьих лиц, касающиеся содержания фотографий, выдвинутые, в том числе, в судебном порядке, принимает на себя Фотограф.

4.3. Заказчик вправе расторгнуть Договор в случае, если Фотограф на момент заключения Договора не обладал авторским правом на фотографии, или не имел разрешение или договоры с лицами, изображенными на фотографиях, на право их опубликования в средствах массовой информации.

4.4. При расторжении Договора по указанным основаниям в п.п. 4.3. Фотограф обязан в течение трех банковских дней возвратить всю сумму вознаграждения, полученного по Договору.

4.5. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует до полного выполнения обязательств Сторонами.

4.6. Все Приложения, дополнения и изменения к настоящему Договору действительны в том случае, если они составлены в письменной форме и подписаны обеими Сторонами и являются его неотъемлемыми частями.

4.7. Вопросы, не урегулированные настоящим Договором, регулируются действующим законодательством РФ.

4.8. Настоящий Договор составлен в 2-х экземплярах по одному для каждой из Сторон. Оба экземпляра имеют одинаковую юридическую силу.

5. Адреса и реквизиты Сторон

Фотограф

Паспортные данные __________

Прописка __________

Телефон: __________

Заказчик

____________________________

Телефон: __________

6. Подписи Сторон

Фотограф

_______________

(______________)

"___" _______20__г.

Заказчик

_______________

(______________)

"___" _______20__г.

Примечание:

    во всех случаях следует не забыть взять расписку в получении денег, если они выплачиваются наличными;

    если деньги перечисляются по безналичному расчету, то следует указать банковские реквизиты получателя;

    если фотографируется животное (собака, кошка, лошадь и т.д.), то должны быть представлены документы, подтверждающие право их владения.

    • если такие документы представлены быть не могут, то желательно сделать фото животного вместе с человеком, который представил себя их владельцем, и попросить его расписаться на фотографии, или сделать голосовое сообщение для видео.

    во всех случаях желательно записать все фотографии и видео на неперезаписываемые DVD диски, и попросить фотографа на них расписаться, поставить дату и указать, что они являются приложением к расписке.

Выбор редакции
Святой великомученик Никита родился в IV веке в Готии (на восточной стороне реки Дунай в пределах нынешней Румынии и Бессарабии) во...

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 мая 2014 года г. Ефремов Тульская областьЕфремовский районный суд Тульской области в...

Откуда это блюдо получило такое название? Лично я не знаю. Есть еще одно – «мясо по-капитански» и мне оно нравится больше. Сразу...

Мясо по-французски считается исконно русским блюдом, очень сытное блюдо, с удачным сочетанием картофеля, помидоров и мяса. Небольшие...
Мне хочется предложить хозяюшкам на заметку рецепт изумительно нежной и питательной икры из патиссонов. Патиссоны имеют схожий с...
Бананово-шоколадную пасту еще называют бананово-шоколадным крем-джемом, поскольку бананы сначала отвариваются и масса по консистенции и...
Всем привет! Сегодня в расскажу и покажу, как испечь открытый пирог с адыгейским сыром и грибами . Чем мне нравится этот рецепт — в нём...
Предлагаю вам приготовить замечательный пирог с адыгейским сыром. Учитывая, что пирог готовится на дрожжевом тесте, его приготовление не...
Тыква очень часто используется в качестве начинки, причем как в сладких, так и несладких блюдах. С ней готовят самсу, разнообразные...