Право собственности на природные объекты.


Во-первых, к недвижимости согласно п. 1. ст. 130 ГК, относятся объекты естественного происхождения – участки земли и участки недр.

Немаловажное значение в характеристике природных объектов в качестве объектов права собственности имеют полезные для человека свойства, обеспечивающие их социально-экономическую ценность, и возможность использования этих свойств.

Во-вторых, природные объекты должны находиться в пределах государственных границ и континентального шельфа России.

В третьих, в Российской Федерации действует множественность субъектов права собственности на землю и иные природные ресурсы. Согласно ч. 2 ст. 9 Конституции РФ, земля и другие природные ресурсы могут находится в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Государство гарантирует неприкосновенность и защиту частной собственности на землю, а также защиту прав собственников земли при совершении сделок с ней.

В четвертых, владение землей и природными объектами может быть не только полным, но и частичным. Если природный объект географически расположен на территории нескольких субъектов РФ, то порядок владения осуществляется между ними по достигнутому соглашению, а при необходимости – с участием РФ.

В пятых, право пользования землей и иными природными объектами характеризуется необходимостью соблюдения определенных правил их эксплуатации и охраны, при наличии постоянного государственного контроля, а также взиманием доходов, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и иных платежей.

Здесь хотелось бы подчеркнуть именно экологические значения земли и других природных ресурсов. Земля как часть природы и основа развития всего живого на планете объективно не может иметь число потребительское значения, поэтому в правовое регулирование земельных отношений включены нормы, ограничивающие действия собственника в целях охраны природы и земли как объекта природы. Эти нормы опираются на положения Конституции РФ, которая утвердила, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42) и соответственно обязан охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).

В этом смысле специфика земли как объекта выразилась в определенном перечне ограничений в использовании земельного участка, в регулировании вопросов приобретения и прекращения права собственности.

В шестых, особенностью земли и других природных ресурсов является и презумпция государственной собственности: в силу п. 2 статьи 214 ГК РФ природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью. То есть, данные объекты в принципе не могут быть бесхозяйными. Приоритет государства, когда речь идет о природных ресурсах, становится определяющим. а) Земля.

Право собственности на землю, начало которому положил Закон РСФСР “О земельной реформе” от 23 ноября 1990 г. и которое было закреплено Конституцией РФ, оказалось одной из наиболее сложных правовых конструкций для внедрения в российскую правовую деятельность.

Объектом права собственности на землю является земельный участок. Земельный кодекс РФ (ч. 2 ст. 6) предусматривает, что земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Аналогичное определение содержится в ст. 1 ФЗ от 2.01.2000 г. "О государственном земельном кадастре".

В качестве объекта права собственности земельный участок, как недвижимое имущество, обладает признаками, установленными для объекта гражданского права:

1. Земельный участок как объект права собственности строго индивидуализирован. Он имеет границы, площадь и местоположение. Эти сведения содержатся в государственном земельном кадастре и в документах, удостоверяющих право собственности на земельный участок. Территориальные границы земельного участка могут изменяться, например, в результате сделок с землей. Все эти изменения должны быть внесены в кадастровую документацию.

2. Право собственности на земельный участок, как объект недвижимого имущества, а также его ограничение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.

3. Оборотоспособность - т.е. земельный участок может свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если он не изъят из оборота или не ограничен в обороте;

4. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 2 ст. 6 ЗК РФ). Например, земельный участок крестьянского хозяйства, в соответствии с законодательством, является неделимым имуществом.

5. Если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем растения (ч. 2 ст. 261 ГК РФ).

Специфика реализации правомочий владения, пользования и распоряжения в земельных отношениях состоит в том, что в отличие от иных видов имущества, возможные варианты, использования которых определяют сами собственники, условия и порядок пользования земельными участками определяются согласно Конституции Российской Федерации непосредственно законодательством. При этом собственник может использовать землю так, как считает нужным, но в рамках целевого назначения земельного участка. Сам собственник земли изменить целевое назначение использования не имеет права.

Конституцией РФ (ст. 9) установлено, что земля может находиться в частной, муниципальной и государственной собственности. Собственниками земельных участков могут быть: физические и юридические лица, государственные (Российская Федерация и ее субъекты) и муницыпальные образования.

Государственная и муниципальная собственность на землю обеспечивает интересы больших групп людей: народа Российской Федерации в целом; населения, проживающего на территории субъекта Российской Федерации; лиц, проживающих на территории муниципального образования. Субъектами права государственной и муниципальной собственности являются государственные (Российская Федерация и ее субъекты) и муниципальные территориальные образования.

Участие указанных субъектов в отношениях по поводу собственности на землю следует отличать от их роли в управлении земельными ресурсами. В первом случаи (через соответствующие государственные органы) они выступают в сделках как равноправная сторона, т.е. не как публичная власть, а как обычный собственник. На нее распространяются правила и нормы гражданского законодательства о юридических лицах. Во втором случае данные субъекты выполняют установленные законодательством публичные функции (контроль за использованием земельных ресурсов, организация землеустройства, ведение мониторинга и кадастра, привлечение к ответственности и др.).

В индивидуальной частной собственности граждан могут находиться земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей, предпринимательской деятельности, иных, не запрещенных законом целей.

Также, как и любой объект права собственности, земля может находиться в общей собственности (долевой или совместной). Говоря об общей долевой собственности применительно к земельным участкам, необходимо уточнить, что в некоторых случаях требуется специальное регулирование отношений собственности на землю нормами земельного законодательства. б) Участки недр.

Закон РФ «О недрах» определяет недра в целом «как часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающуюся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения».

Участки недр, как и земельные участки, признаются самостоятельными объектами недвижимости. Здесь необходимо отметить принцип взаимосвязи и взаимозависимости правовых режимов на земле- и недропользования, который проявляется в двух основных положениях. Во-первых, согласно ЗК РФ (ст.40), собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы в пределах своих земельных участков имеют право без специального разрешения в установленном порядке использовать общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды. Во-вторых, как это следует из норм того же ЗК РФ (ч. 4 ст.88), предоставление земельных участков для разработки полезных ископаемых производится только после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных земель.

Недра являются одним из природных ресурсов, используемым и охраняемым согласно Конституции Российской Федерации (ст. 9), наряду с другими природными ресурсами, как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Законодательство о недрах не восприняло провозглашенный Конституцией РФ принцип множественности форм собственности на природные ресурсы. Согласно статье 1.2 Закон Российской Федерации «О недрах» «Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью». Тем не менее добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в как в государственной (федеральной и субъектов Российской Федерации), так и в муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Под объектом правового отношения следует понимать те материальные и духовные блага, предоставлением и использованием которых удовлетворяются интересы правомочной стороны правоотношения .

В ряде случаев интересы участников правоотношения (или интересы общества, которым служит деятельность государственной организации) удовлетворяются непосредственно самим действием обязанного лица, выступающего в силу этого объектом правоотношения. Наконец, объектом правоотношения могут выступать не сами действия, а их результат.

Поэтому для определения объекта отношений природопользования воспользуемся законодательством. Итак, объектами отношений природопользования будут являться:

  • - природный ресурс как природный объект;
  • - природный ресурс как объект природопользования;
  • - участок природного ресурса;
  • - права пользования природными ресурсами и их участками;
  • - добытые природные ресурсы;
  • - отходы природопользования;
  • - земельные участки как объект разработки природных ресурсов (кроме земельных ресурсов);
  • - информация о природных ресурсах.

К природным ресурсам как природным объектам относятся земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы. Природными ресурсами являются компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность. Природные ресурсы могут быть исчерпаемыми и неисчерпаемыми, возобновляемыми и невозобновляемыми.

Регулирование земельных отношений осуществляется исходя из представлений о том, что земля.

  • природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы;
  • природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории страны;
  • недвижимое имущество - объект права собственности и иных прав на землю.

При этом соблюдается приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

Недра - природный объект, расположенный ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающийся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. При этом недра являются и природным ресурсом.

Водный об7)ект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима. При этом водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте. К поверхностным водным объектам относятся:

  • моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и др.);
  • водотоки (реки, ручьи, каналы);
  • водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища);
  • болота;
  • природные выходы подземных вод (родники, гейзеры);
  • ледники, снежники.

Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.

К подземным водным объектам относятся бассейны подземных вод и водоносные горизонты. Границы подземных водных объектов определяются в соответствии с законодательством о недрах.

Регулирование лесных отношений осуществляется с учетом представлений о лесе как о совокупности лесной растительности, земли, животного мира и других компонентов окружающей природной среды, имеющей важное экологическое, экономическое и социальное значение.

Природные об7)екты могут находиться в пределах государственных границ и континентального шельфа России и в исключительной экономической зоне РФ, а также за пределами территории российского государства. В последнем случае экологические правоотношения по поводу этих объектов регулируются нормами международного права окружающей среды.

Природные ресурсы предоставляются в пользование в виде участка природных ресурсов. Это могут быть: земельный участок, лесной участок, водный объект, участок недр.

Земельный участок как объект права собственности является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Лесной участок - земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и ЛК РФ; объект лесных правоотношений. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.

Участок недр - объект горных правоотношений по поводу пользования недрами; участок земной коры, ограниченный почвенным слоем, дном водоемов или водотоков, или дневной поверхностью и вертикальной образующей с ограничениями или без ограничений по глубине, координаты пространственных границ которого зафиксированы в табличной и графической форме на утвержденных в установленном порядке картах.

Право пользования природными ресурсами и их участками - это основанная на законе возможность эксплуатации природных ресурсов, извлечения их полезных свойств пользователем. Пользователь получает от собственника права пользования природными ресурсами (участка природных ресурсов) на определенный срок и на условиях, установленных в лицензии или договоре.

Добытые природные ресурсы - природные ресурсы, отделенные от природной среды в результате деятельности человека.

Отходы природопользования - продукты, образующиеся в процессе эксплуатации природных ресурсов, использование которых в настоящее время и на ближайшую перспективу является экономически нецелесообразным.

Земельные участки как объект разработки природных ресурсов (кроме земельных ресурсов) - участки земли, которые предоставлены физическим и юридическим лицам для природопользования.

Под информацией о природных ресурсах понимаются все сведения, первичная и иная информация, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы природных ресурсов, полученные в результате выполнения работ по природопользованию и изучению свойств объектов природы.

Конституция РФ закрепляет правовые гарантии для развития частной, муниципальной и иных форм собственности, в том числе и на природные ресурсы. Однако весьма значительным (по видам природных ресурсов, по охвату и объему территории) пока остается удельный вес государственной собственности. Действующее природоресурсное законодательство допускает только государственную форму собственности на лесные участки в составе земель лесного фонда, животный мир, водные объекты и недра (фонд недр). Права муниципальной и частной собственности на водные объекты, по существу, ограничиваются прудом, обводненным карьером, расположенных в границах земельного участка.

Вещь - предмет окружающего материального мира, находящийся в естественном состоянии в природе или созданный трудом человека, являющийся основным объектом в имущественном правоотношении. Вещи подразделяются на недвижимые и движимые. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Вещные права - субъективные гражданские права, объектом которых является вещь. Лицо, обладающее вещным правом, осуществляет его самостоятельно, не прибегая для этого к каким-либо определенным действиям, содействию других обязанных лиц. Среди вещных прав выделяется право собственности как наименее ограниченное вещное право и целый ряд других, так называемых ограниченных, прав, точнее сказать, более ограниченных, чем право собственности. Статья 216 ГК РФ закрепляет развернутое и четкое понятие и виды ограниченных вещных прав. Такие права на имущество принадлежат лицам, которые не являются его собственниками, тем не менее получают возможность в том или ином (ограниченном) объеме использовать чужое имущество в своих интересах без посредничества собственника, а иногда и помимо его воли.

Основной чертой всех вещных прав выступает их абсолютный характер , в силу которого субъекты данного права самостоятельно воздействуют на соответствующее имущество без содействия каких-либо иных лиц, а все другие участники имущественных отношений не должны препятствовать им в осуществлении таких возможностей.

Вещные (абсолютные) права характеризуются тем, что обязанными лицами выступают все участники имущественных отношений, причем они несут лишь пассивную обязанность, обычно выражающуюся в запрете нарушения этих прав. Вещные права оформляют непосредственное отношение лица к вещи в том смысле, что для осуществления своего права такое лицо не нуждается в посредничестве других лиц.

Экономические отношения собственности в каждой стране, в любом обществе регулируются правом. Право на вещь осуществляется посредством наделения конкретного лица определенными полномочиями на конкретную вещь. Право полномочий в общем виде можно свести к трем видам:

  • - право владения (фактическое обладание вещыо);
  • - право пользования (извлечение из вещи полезных свойств в целях удовлетворения потребностей обладателя вещи);
  • - право распоряжения (возможность определять судьбу вещи посредством различных гражданско-правовых сделок).

Наличие всех трех полномочий в совокупности представляет собой право собственности.

Однако владение у пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами возможно только в той мере, в какой их оборот допускается законом, и осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Вопрос о разграничении государственной собственности на природные ресурсы между Российской Федерацией и субъектами РФ является очень сложным. В соответствии с п. «г» ч. 1 сг. 72 Конституции РФ разграничение государственной собственности отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. К совместному ведению отнесены также вопросы владения, пользования и распоряжения природными ресурсами. Статья 71 Конституции РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации федеральную государственную собственность и управление ею. Этой же статьей исключительно к федеральной собственности отнесены природные ресурсы территориальных вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ. Вопросы разграничения собственности и иных прав на природные объекты решены, как правило, на законодательном уровне.

Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение.

В ст. 216 ГК РФ категория «вещные права» использована также для обозначения иных, кроме права собственности, вещных прав. В этой связи ГК РФ устанавливает еще один важный признак таких ограниченных (по сравнению с правом собственности) вещных прав. Даже при смене собственника имущества эти права сохраняются. Иначе говоря, данные права сохраняются при переходе права собственности на соответствующее имущество, как бы обременяя его, т.е. следуют за имуществом, а не за его собственником.

Общность вещных прав заключается в однотипных средствах правовой защиты. В соответствии с и. 4 ст. 216 ГК РФ ограниченные вещные права защищаются от их нарушения теми же правовыми способами, что и права собственности, причем такая защита предоставляется их обладателям по отношению к любым другим лицам, включая и самого собственника (ст. 305 ГК РФ).

С этой точки зрения наличие ограниченных вещных прав на имущество является известным ограничением прав самого собственника на это имущество. Поскольку характер и содержание ограниченных вещных прав, как и само их возникновение, обычно не зависят от воли собственника, а определяются непосредственно законом, последний должен сам установить все их разновидности. Если в обязательственных отношениях, возникших на основе договора, участники в значительной мере вольны в определении их содержания и условий (включая установление условий хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему), то в вещных отношениях подобная вольность невозможна, поскольку они возникают не только но воле их участников. В связи с этим в п. 1 ст. 216 ГК РФ включен в принципе исчерпывающий перечень ограниченных вещных прав".

  • - вещные права по использованию чужих земельных участков :
    • право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265 ГК РФ);
    • право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268 ГК РФ);
    • сервитуты (ст. 274, 277 ГК РФ);
  • - вещные права юридических лиц по хозяйственному использованию имущества собственника :
  • право хозяйственного ведения имуществом (ст. 294 ГК РФ);
  • право оперативного управления имуществом (ст. 296 ГК РФ).

пожизненного наследуемого владения земельным участком и праве постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.

Статья 23 ЗК РФ говорит о праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитуте ). При этом может устанавливаться как частный сервитут (в соответствии с гражданским законодательством), так и публичный (законом или иным нормативным правовым актом РФ или субъекта РФ или актом органа местного самоуправления). Публичные сервитуты устанавливаются в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения и без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний. Сервитут может быть срочным или постоянным. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

При этом сервитут означает, что один собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от другого собственника его недвижимого имущества права ограниченного пользования этим имуществом. Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного пользования.

Необходимо заметить, что право собственности на природные объекты существенно отличается от права собственности на имущество и иные объекты неэкологического характера. Эти отличия можно условно объединить в две группы:

  • отличия по отношениям использования земли и других природных объектов как объекта собственности;
  • отличия, вытекающие из самого содержания права собственности на данные природные объекты.

Под понятием права собственности на землю и иные природные объекты понимается:

  • - во-первых, совокупность правовых норм , регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ст. 8-9, 35-36, 72 Конституции РФ, в ГК РФ и других нормативных правовых актах, т.е. право собственности в объективном смысле;
  • - во-вторых, совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности, т.е. право собственности в субъективном смысле;
  • - в-третьих, правоотношение , возникающее между собственником и иными лицами.

Итак, объектами права частной , государственной , муниципальной и других форм собственности на природные объекты являются:

  • отдельные природные объекты (земля, недра, леса, водные объекты);
  • только те , которые предусмотрены в законе (не являются объектами экологические взаимосвязи, ветровая энергия, солнечная энергия);
  • при условии, если они находятся в экологической связи с окружающей природной средой (например, воду в водопроводе, древесину на предприятии, полезные ископаемые в промышленной переработке и т.п. нельзя считать находящимися в экологической связи с природой; они переходят в разряд имущества и становятся объектами гражданского права).

Субъектами права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы являются народы России , проживающие на соответствующей территории, где земля и иные природные ресурсы используются и охраняются как основа их жизни и деятельности. Однако следует особо заметить, что в законе народам не предоставлено статуса собственника и правомочия по владению , пользованию и распоряжению природными ресурсами осуществляются соответствующими органами государственной и муниципальной власти , а также иными юридическими и физическими лицами.

Право владения природными ресурсами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, а также удержание в обладании. Владение землей и природными объектами может быть полным и частичным. Полное владение бывает во всех случаях, когда природный объект находится на территории субъекта РФ. Если же природный объект географически расположен на территории нескольких субъектов РФ, то порядок владения осуществляется между ними по достигнутому соглашению, а при необходимости - с участием Российской Федерации. Право владения землей и иными природными объектами является абсолютным, т.е. распространяется на все земельные участки и природные объекты, находящиеся на территории соответствующих субъектов РФ.

Право пользования землей и иными природными объектами выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества. Право пользования землей и иными природными объектами осуществляегся с соблюдением определенных правил, основополагающая конструкция которых введена Законом об охране окружающей среды. Права пользования конкретизируются в законах (кодексах) РФ и ее субъектов об использовании и охране природных ресурсов и объектов.

Важно отметить, что право пользования землей и иными природными объектами имеет две основные стороны:

  • установление для природопользователей определенных правил эксплуатации природных объектов при непрерывном государственном контроле за их соблюдением;
  • взимание доходов с природопользователей, полученных в ходе использования природных объектов, через систему налоговых и иных платежей.

Право распоряжения собственника землей и иными природными объектами составляет его третье самостоятельное правомочие. Если в гражданско-правовом понимании этот термин предполагает возможность определять юридическую судьбу вещи, то в отношении природных объектов это правомочие несколько сужено. К данному правомочию распоряжения больше подходит термин «определение юридического статуса природного объекта». Объясняется это тем, что судьбу природных объектов определяют состояние окружающей среды, состояние самого объекта (на которые человек не всегда может оказать решающее влияние).

В заключение необходимо отметить, что владение, пользование и распоряжение природными объектами как правомочие собственности осуществляются собственником с учетом не только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм собственности на природные объекты.

  • Волков А. М., Лютягина Е. А., Волков А. А. Правовое обеспечение профессиональнойдеятельности: учебник для СПО / отв. ред. А. М. Волков. М.: Издательство Юрайт, 2017.

В настоящее время государственная собственность во многом сохраняет свое доминирующее положение . В исключительной собственности государства находятся недра , леса , животный мир , подавляющая часть водных объектов . Лишь земельные участки подлежат приватизации .

В соответствии с федеральным природоресурсовым законодательством к федеральной собственности относятся :

а) земельные участки и другие природные ресурсы, необходимые для обеспечения нужд обороны, безопасности, федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд , реализация которых отнесена к полномочиям РФ;

б) земельные участки, занятые объектами недвижимости, находящимися в федеральной собственности ;

в) природные ресурсы территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа ;

г) участки недр федерального значения , т.е. необходимые для гарантированного обеспечения государственных потребностей РФ стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ, обеспечивает основы ее суверенитета, а также для выполнения обязательств по международным договорам РФ;

д) поверхностные и подземные водные объекты, акватории и бассейны которых расположены на территориях двух и более субъектов РФ , являющиеся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб; трансграничные (пограничные) водные объекты ; внутренние морские воды ;

е) лесной фонд РФ , а также леса, не входящие в лесной фонд;

ж) животные : редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ, отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении, подпадающие под действие международных договоров РФ, естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов РФ.

з) особо охраняемые природные территории федерального значения .

К собственности субъектов РФ относятся природные объекты и ресурсы, не находящиеся в федеральной собственности и не переданные в частную и муниципальную собственность.

Субъектом права муниципальной собственности являются муниципальные образования, от их имени выступают органы местного самоуправления. В настоящее время в муниципальной собственности могут находиться лишь земельные участки , а также расположенные на них обособленные водные объекты и древесно-кустарниковая растительность.

Вся земля с 1991 года находится в ведении органов местного самоуправления , которые получили право распоряжаться ею путем передачи земельных участков гражданам и организациям в собственность, а также их предоставления на праве бессрочного (постоянного) пользования, пожизненного наследуемого владения, временного пользования и аренды. Следует подчеркнуть, что передача земли в ведение местных органов власти ни в коем случае не означала и не означает ее передачу в муниципальную собственность. Ни прежнее, ни действующее законодательство РФ не содержит перечня категорий или видов земель, из которых могут формироваться земельные участки - объекты права муниципальной собственности.

Субъектами права частной собственности являются граждане и юридические лица .

В частной собственности могут находиться земельные участки, переданные гражданам и юридическим лицам в установленном законом порядке (приватизация земли), а также приобретенные ими в результате совершения земельных сделок. ГК РФ (ст. 234) предусматривает еще одно основание возникновения права частной собственности – приобретательскую давность.

Не подлежат приватизации , а следовательно, не могут быть объектами права частной собственности земельные участки:

общего пользования,

зараженные опасными веществами и подверженные биогенному заражению ,

историко-культурного назначения , оздоровительного назначения

и некоторые другие.

Собственники земельных участков обязаны :

1) эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением , повышать ее плодородие , применять природоохранные технологии производства , не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;

2) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель ;

3) своевременно вносить земельный налог или арендную плату ;

4) не нарушать права других собственников земельных участков , землевладельцев, землепользователей и арендаторов, а также порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами;

5) вести любое строительство, руководствуясь действующими строительными нормами и правилами по согласованию с землеустроительными, архитектурно - градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранными органами. При аренде государственных и муниципальных земель возводить жилые, производственные, культурно - бытовые и иные строения и сооружения в соответствии с целевым назначением земли, указанным в договоре , а при аренде земли у собственника - с согласия собственника.


Собственность - основа любого общественного строя и общества, поскольку всякое производство есть присвоение индивидуумом предметов природы в пределах определенной общественной формы и посредством нее. Иначе говоря, собственность - это отношение между людьми (группами людей) по поводу присвоения вещей, через эти вещи. Главным элементом собственности является присво- енностъ объекта собственности (вещи, имущества и т.п.) конкретным лицом (лицами), поэтому определяющим в собственности является субъект. По субъекту и подразделяются формы собственности: государственная, где собственником является государство, соответственно муниципальная и частная.
Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «О федеральных природных ресурсах» установлено, что к федеральным природным ресурсам относятся:
  • земельные участки и другие природные объекты, предоставляемые для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, а также осуществления других функций, отнесенных к ведению федеральных органов государственной власти;
  • земельные участки, занятые федеральными энергетическими, транспортными и космическими системами, объектами ядерной энергетики, связи, метеорологической службы, историко-культурного и природного наследия, а также другими объектами, находящимися в федеральной собственности;
  • земельные участки, водные и другие природные объекты федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных природных заказников, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий Федерального значения;
  • виды растений и животных, занесенных в Красную книгу РФ;
  • виды животных, ценные в хозяйственном отношении и отнесенные к особо охраняемым, естественная миграция которых проходит по территории двух и более субъектов РФ, а также животные, отнесенные к видам, подпадающим под действие международных договоров;
  • месторождения полезных ископаемых, имеющие общегосударственное значение;
  • водные объекты, расположенные на территории двух и более субъектов Российской Федерации, а также пограничные и трансграничные водные объекты;
  • иные природные ресурсы по взаимной договоренности федеральных органов государственной власти РФ и органов государственной власти республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В соответствии с ч.2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом государственная, муниципальная, частная и иные формы собственности. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в государственной, муниципальной, частной и иных формах собственности. Право собственности на землю и другие природные объекты существенно отличается от права собственности на имущество и иные объекты неэкологического характера. Эти отличия можно объединить в две группы:
  • отличия по отношениям использования земли и других природных объектов как объекта собственности;
  • отличия, вытекающие из самого содержания права собственности на данные природные объекты.
Отличия по объекту собственности обусловлены, во-первых, особым характером природных объектов как предметов материального мира, во-вторых, - особой значимостью этих объектов для человеческого общества. Поэтому закон установил в отношении природных объектов следующие особые положения статуса:
а) земля и природные объекты отграничены в своем учете от учета иных средств производства или имущественных объектов:
  • природные объекты учитываются по натуральным показателям, например, земля - в баллах по кадастровой оценке, складывающейся из двух основных показателей: бонитировки (агропроизводственной группировки) почв и экономической оценки земель, позволяющих определить доходность данного участка для ведения на нем сельского хозяйства;
  • система учета отличается от бухгалтерского, посредством которого учитываются имущественные объекты, как по натуральной, так и по денежной оценке;
б) использование земли и природных объектов планируется в обособленном порядке, в отношении использования земель и других природных объектов, как правило, предусматриваются различные программы;
в) ввод имущественных объектов (средств производства, предприятий, сооружений и т.п.) должен осуществляться с соблюдением требований совместимости их с природными объектами и окружающей средой.
г) если распределение и перераспределение имущества между отраслями народного хозяйства, министерствами, ведомствами и их предприятиями осуществляются путем принятия соответствующих решений, то распределение и перераспределение природных объектов обязательно осуществляются в натуре, путем отвода, т. е. обозначения границ объекта на местности с последующей выдачей документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования или аренды выделенными объектами.
Такой подход обусловлен объективными особенностями природных объектов: их значительной территориальной пространственностью, неподвижностью, потребностью участия специалистов в землеустроительных, лесоустроительных и других видах действий по предоставлению природных объектов в пользование.
Отличия по содержанию права собственности вытекают из целей и задач, стоящих перед обществом. Их можно подразделить на пять основных видов:
а) особый режим использования природных объектов существенно отличается от использования имущества:
  • природные объекты должны эксплуатироваться в точном соответствии с их целевым назначением, которое определяется как путем категоризации, так и установлением целевого назначения при предоставлении в хозяйственную эксплуатацию;
  • приемы хозяйственной эксплуатации природных объектов должны осуществляться не во вред механизму экологического взаимодействия объективных законов природы, в силу которых функционирует данный природный объект;
б) поскольку природные объекты представляют собой естественные организмы, необходимо непрерывное наблюдение за их развитием, в связи с этим предусмотрена особая система - мониторинг;
в) контроль за природными объектами должен быть направлен на экологически правильную хозяйственную эксплуатацию, что требует систематического надзора и принятия мер к устранению нарушений и реализуется через предусмотренную систему государственного контроля по всем видам природных объектов (ст. 68-72 Закона от 19 декабря 1991 г.); природоресурсовый контроль отличается от государственного контроля за использованием имущественных объектов значительной дифференциацией, в силу чего каждая система контроля (земельного, водного, лесного и т. п.) наделена особыми полномочиями и требует различных специалистов;
г) если имущество в ходе неправильной эксплуатации было подвергнуто порче, то причиненный имущественному объекту вред можно сразу обнаружить; вред же, причиненный природному объекту, обнаруживается, как правило, спустя значительное время (например, нарушения правил сева озимых культур обнаруживаются спустя полгода, когда к виновным уже юридически недопустимо применять меры дисциплинарного взыскания, поскольку оно не может налагаться по истечении шести месяцев, ст. 136 КЗоТ РСФСР).
В законодательстве об использовании и охране природных объектов установлено право государства в лице его органов вмешиваться в процесс хозяйственной эксплуатации природных объектов, если таковой осуществляется с нарушением установленных правил. Так, государственные контролеры по охране земель вправе приостанавливать агротехнические работы, если продолжение этих работ может привести к развитию процессов, снижающих плодородие почв.
Ранее собственники земли на праве частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, а также на другие природные ресурсы могли распоряжаться землей и другими природными ресурсами с большими ограничениями. Однако в последнее время эти ограничения отменены. Так, в Указе Президента РФ от 27 октября 1993 г. «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы» сказано, что граждане и юридические лица - собственники земельных участков имеют право продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, в том числе с иностранными инвестициями (ст. 2). Граждане и юридические лица могут образовывать общую совместную собственность или общую долевую собственность путем добровольного объединения принадлежащих им земельных долей (паев).
Под понятием права собственности на землю и другие природные объекты понимается, во-первых, совокупность правовых норм, регулирующих данный вид собственнических отношений, которые закреплены в ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ, в Гражданском кодексе РФ и других правовых актах (право собственности в объективном смысле). Во-вторых, совокупность правомочий лица по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности (право собственности в субъективном смысле). В-третьих, правоотношение, возникающее между собственником и иными лицами, как собственниками, так и не являющимися собственниками, т.е. право собственности имеет структуру, сходную со структурой любого правоотношения, которая включает в себя три основных элемента: объект правоотношения, субъект правоотношения и содержание правоотношения.
Материальный мир, окружающая человека среда состоит из объектов природы, созданных самой природой и человеком. Правовую природу объектов экологических отношений определяет их экологическая природа, т. е. система экологических систем, представляющих собой «...единые, устойчивые, взаимосвязанные, саморазвивающиеся совокупности естественных компонентов природной среды, осуществляющие процессы обмена веществ и энергии».
Однако в этой системной целостности природных объектов объектом каждого конкретного экологического правоотношения является конкретная часть природной среды с ее экосвязями, например, земля с ее полезными свойствами, режимом почвенной влаги и степенью лесной защиты противоэрозионных процессов, воды с их способностью к естественному очищению, воздействием на почвенные природные процессы, дикая фауна с ее плотностью в данной местности, миграционными путями животных и их полезными свойствами жизнедеятельности.
В правоотношениях обычно имеются два объекта. Применительно к экологическому правоотношению - это: природный объект (непосредственно объект правового регулирования) и второй объект, имеющий две стороны:
- интерес экологопользователя в достижении своих целей;
  • общегосударственная цель в улучшении природных объектов и в недопустимости причинения им вреда.
Внутренним признаком природного объекта является совокупность его свойств, которую можно подразделить на три элемента:
  • свойства природного объекта - типичные и устойчивые для данного типа объектов признаки, например, всем землям присуще наличие почвенного плодородного слоя, некоторым природным объектам присуща особая научная ценность - земли заповедные, некоторые воды обладают лечебными свойствами и т.п.;
  • состояние природных объектов - изменения, вызванные в нем в результате природной и хозяйственной деятельности, засоренность сельскохозяйственных угодий камнями, санитарное состояние леса, засоренность водоемов затонувшей древесиной и т. п.;
  • природные процессы, происходящие в природном объекте, например, ветровая и водная эрозия почв, засоление, заболачивание почв, процессы, протекающие в недрах, период сокодвижения в деревьях лесов и т. п.
Внешним признаком природного объекта является наличие его экосвязей с другими природными объектами и с экологической системой в целом.
Природа - интегрированный и дифференцированный объект правовой охраны. Являясь системой экологических систем, земная природа внешними границами имеет атмосферу и околоземное пространство. Субъектами права частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на природные ресурсы являются народы России, проживающие на соответствующей территории, где земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа их жизни и деятельности.
Содержание права государственной и иных форм собственности на землю и иные природные объекты выражается в трех правомочиях: праве владения, праве пользования и праве распоряжения.
Право владения природными объектами предполагает обладание ими, фактическое господство над ними, удержание в обладании. Право пользования землей и природными объектами составляет второе самостоятельное правомочие собственника данных объектов и выражается в хозяйственной и иной их эксплуатации, извлечении из них полезных свойств и использовании для иных целей удовлетворения потребностей общества.
Право распоряжения собственника землей и природными объектами составляет его третье самостоятельное правомочие. Если в цивилистическом понимании этот термин предполагает возможность определять юридическую судьбу имущества, то в отношении природных объектов больше подходит термин «определение юридического статуса природного объекта», поскольку судьбу природных объектов определяет состояние окружающей среды, состояние самого объекта, на которые человек не всегда может оказать решающее влияние.
Владение, пользование и распоряжение природными объектами как правомочие собственности осуществляются собственником с учетом не только природных объектов, но и всей экологической системы, поскольку прямо или косвенно экосистема страны находится в сфере отношений государственной и иных форм собственности на природные объекты.
Система отношений государственной и иных форм собственности складывается под влиянием двух основных тенденций: интересов государства в максимальной эффективности производства и сохранности природных объектов и экосистемы страны в целом. Поэтому обязанности экологопользователей государство устанавливает с позиций эффективного использования природных объектов при охране и повышении их естественной продуктивности.
Экологическая система страны представляет собой систему экологических систем, каждая из которых обладает своей неповторимой целостной обособленностью от других и неразрывной взаимосвязью с остальными.
Несмотря на их индивидуальность, можно типизировать эти экосистемы, и поэтому в законодательстве предусмотрены такие объекты, как типичные ландшафты, курортные местности, заповедники, заказники, достопримечательные природные объекты и другие составные экологические системы.
Правовое регулирование экосистемы страны идет по трем основным уровням, регулируя использование и охрану экосистемы страны в целом, отдельные экосистемы, входящие в экосистему страны, отдельные природные объекты (землю, недра, леса и иную растительность, животный мир, микроорганизмы, поверхностные, подземные воды, генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы, природные ландшафты и др.), природные ресурсы континентального шельфа, которые являются первичными элементами экосистемы страны и составляющих ее экосистем.
Правовое регулирование осуществляется с позиций взаимосвязи природных объектов и их относительной самостоятельности, поэтому относительно основных природных объектов экосистемы имеются головные нормативно-правовые акты, которые взаимосвязаны и при всей своей обособленности осуществляют в целом комплексное правовое регулирование экологопользования.
Таким образом, экосистема страны находится в сфере правоотношений собственности и влияет на механизм действия этих отношений - на способ включения людей в этот механизм, на способ реализации правомочий собственника и т.п. Объектами же собственности могут быть только земля, недра, воды, леса, животный мир, которые являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Правомочия осуществляют органы местного самоуправления путем реализации права по владению, пользованию и распоряжению природными объектами.
Экологическая система как объект правоотношений собственности в России приведена на рис. 4.1.
Экологическая система как объект правоотношений собственности в России
Экологическая система в России
  1. Растущие потребности людей и ограниченность ресурсов
Недостаточность ресурсов влечет за собой всеобщее требование их экономии. Это означает, что экономика часто имеет дело с выбором товаров и услуг для производства, а также с выбором между объемом сегодняшнего потребления и сбережением ресурсов, чтобы иметь возможность больше потреблять завтра. На рис. 4.2. изображена «кривая производственных возможностей», которая показывает, какое максимальное количество пар потребительских стоимостей может быть произведено при имеющихся в экономике ресурсах.
Производственные возможности и ресурсы


Рис. 4.2
Допустим, что следует выбирать между продуктами питания и модной одеждой. Из рис. 4.2. видно, какой максимальный объем производства продуктов питания возможен при данном объеме производства модной одежды, и наоборот. То, что кривая направлена вниз (имеет «отрицательную направленность»), иллюстрирует расход ресурсов, и, следовательно, находясь на самой линии, необходимо жертвовать продуктами питания, чтобы иметь больше модной одежды. Если желательно увеличить производство продуктов питания, то «ценой» этого будет снижение производства модной одежды. Когда ресурсы используются полностью, невозможно одновременно получить большее, чем есть их количество одновременно. В то же время имеющийся «изгиб» кривой, при котором угол падения постоянно возрастает, является другим фундаментальным следствием ограниченности ресурсов и означает, что постоянно повышаются издержки роста производства модной одежды, выраженные в жертвах, которые должны быть принесены при производстве продуктов питания. Та же зависимость действует и в обратном направлении: если необходимо увеличить производство продуктов питания, следует отказаться от роста производства модной одежды.
Содержание понятия «убывающая производительность» состоит в том, что издержки на прирост продукции постоянно возрастают, поскольку рост производства требует и растущих вложений ресурсов. Графически это выглядит как возрастание угла кривой производственных возможностей: чтобы увеличить производство одного из товаров, необходимо все в большей мере отказываться от производства другого.
В то же время из рис. 4.3 видно, что изменение в размещении ресурсов и увеличение производства в известном смысле стоят определенных «издержек», даже
Однако так происходит лишь до тех пор, пока экономика «находится» на кривой производственных возможностей, где производство осуществляется на максимальном уровне, а ресурсы используются полностью. Находясь же внутри сегмента, ограниченного кривой, например, в точке А (рис. 4.3), нет необходимости каким-либо образом жертвовать производством одного товара для того, чтобы увеличить производство другого. Это значит, что в точке А производственные ресурсы используются неэффективно. Под неэффективностью в данном контексте понимается, что ресурсы используются не наилучшим из возможных способом, имеются другие способы, позволяющие увеличить производство одного товара или услуги без сокращения производства другого. Соответственно эффективность производства означает, что ресурсы используются (размещаются) таким образом, что невозможно увеличить производство одного товара или услуги, не сокращая производства других товаров или услуг.
Альтернативные издержки


Рис. 4.3
в том случае, когда исходным пунктом является положение неэффективного использования ресурсов, как, например, в точке А. Однако даже это означает своего рода выбор. Если производство продуктов питания увеличивается от А до В, то, разумеется, нет необходимости сокращать производство модной одежды, но при этом все же необходимо отказаться от возможности увеличить ее производство. Можно было бы увеличить объем производства модной одежды до точки С, но вместо этого выбрано увеличение производства продуктов питания. Возникающую при этом альтернативу принято называть «альтернативные издержки производства». Таким образом, альтернативными издержками роста производства продуктов питания от А до В является увеличение производства модной одежды с А до С.
Для удовлетворения всех потребностей людей ресурсов явно недостаточно, что означает настоятельную необходимость выбора наиболее эффективных путей использования этих ресурсов. Ограниченность ресурсов означает также, что все имеет свою цену, хотя бы потому, что всегда есть альтернативные издержки, т.е. можно было использовать ресурсы на что-либо другое. Чтобы получить максимум возможного от имеющихся ресурсов, необходимо очень точно соизмерять пользу и издержки.
Вместе с тем, руководство предприятий редко обращает внимание на какие- либо иные эффекты, кроме тех, которые непосредственно касаются экономики этого предприятия, и в государственных финансовых расчетах рассматриваются лишь те статьи расходов и доходов, которые включаются в государственный бюджет. Однако макроэкономические последствия решений предприятий и государства более многоплановы. Они включают в себя также аспекты, которые непосредственно не попадают в итоговые расчеты предприятий либо в дебет или кредит государственного бюджета. В макроэкономическом расчете анализ должен включать совокупные предельные результаты и предельные издержки вне зависимости от того, кто несет издержки и о каких результатах идет речь.
Воздействие на окружающую среду редко попадает и в сферу интересов экономических расчетов предприятий. Так, некие инвестиции могут принести прибыль некоему предприятию, но при этом нет уверенности в том, что принято во внимание воздействие этих инвестиций на окружающую среду. В этом случае задача макроэкономических расчетов состоит в том, чтобы проанализировать последствия в окружающей среде, результаты экономических расчетов предприятия и выявить конечный результат. Если государство может изъять у предприятий отчисления, точно соответствующие величине макроэкономических издержек от разрушения окружающей среды, то в дальнейшем может применяться основное правило принятия решений: предельные издержки - предельные доходы. Предприятию следует проводить инвестиционную программу до тех пор, пока расчетные предельные доходы не сравняются с совокупными предельными издержками, включая новые расходы на охрану окружающей среды. В этом случае новая, с точки зрения предприятия, оценка будет автоматически учитывать издержки, вызываемые разрушениями в окружающей среде. Более высокие издержки снизят рентабельность производства и, тем самым, приведут к тому, что предприятие сократит выпуск продукции, которая является вредной для окружающей среды.
При этом важно правильно количественно оценить величину издержек от ущерба окружающей среде, что, не всегда просто. Циничным, например, может показаться соизмерение инвестиционных издержек дорожного строительства и «доходов» в виде сохраненных человеческих жизней за счет уменьшения числа автокатастроф, поскольку чтобы сделать такой расчет, требуется установить «цену человеческой жизни». Однако без сомнения, современное общество вынуждено принимать решения, содержащие определенную оценку и окружающей среды, и человеческой жизни. Так, практически в каждой стране в дорожнотранспортных катастрофах ежегодно гибнут сотни человек. Путем тотального запрета на вождение автомобилей, ценой больших экономических издержек большинство этих жизней можно было бы наверняка сохранить. Однако, как показывает опыт, не многие готовы принять такое решение. Тем самым по существу люди не хотят следовать точке зрения, согласно которой человеческая жизнь имеет бесконечно высокую ценность.
Выбор редакции
Если Вы внезапно захворали и не можете справиться с тяжелой болезнью, обязательно прочитайте молитву Святому Луке об исцелении и...

Самое подробное описание: молитва что бы от любимого отстала соперница - для наших читателей и подписчиков.Любовь - очень сильное...

Данная статья содержит: молитва к пресвятой богородице основная - информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных...

Очистить карму можно при помощи молитвы «На очищение рода» . Она снимает «кармические» или родовые проблемы нескольких поколений, такие...
Н. С. Хрущёв со своей первой женой Е. И. Писаревой. В первый раз Никита Хрущёв женился ещё в 20-летнем возрасте на красавице Ефросинье...
Черехапа редко балует нас промокодами. В июле наконец-то вышел новый купон на 2019 год. Хотите немного сэкономить на страховке для...
Спор можно открыть не раньше чем через 10 дней, после того как продавец отправит товар и до того как Вы подтвердите получение товара, но...
Рано или поздно, каждый покупатель сайта Алиэкспресс сталкивается с ситуацией, когда заказанный товар не приходит. Это может случится из...
12 января 2010 года в 16 часов 53 минуты крупнейшее за последние 200 лет землетрясение магнитудой 7 баллов в считанные минуты погубило,...